24.07.2019

Большая энциклопедия нефти и газа. Классификация и характеристика трудовых движений, действий, приемов. Анализ примерных программ образовательной области «технология»


Трудовое движение

"...Трудовое движение - это "простейший и неделимый элемент трудового процесса - однократное перемещение рук, ног, головы, глаз и корпуса исполнителя в процессе труда (например, "протянуть руку", "повернуться", "нагнуться", "разжать пальцы" и т.д." <*>..."

Источник:


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Трудовое движение" в других словарях:

    Трудовое право - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Трудовое право самостоятельная отрасль права, представляюща … Википедия

    ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ - нац. освободит., антифашистское демократич. движение нар. масс во время второй мировой войны 1939 45 против герм., итал. и япон. оккупантов и сотрудничавших с ними местных реакц. элементов. Д. С. явилось одним из существ. факторов, обусловивших… … Советская историческая энциклопедия

    Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе в широком смысле целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного… …

    Рабочее движение - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Партизанское движение в 1918-22 - в период Гражданской войны в Советской России, вооружённая борьба трудящихся в тылу белогвардейцев и интервентов в защиту завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. Антисоветский террористический режим, насаждавшийся… … Большая советская энциклопедия

    Забастовочное движение в России - Динамика численности работников, участвовавших в забастовках в России, в 1992 2008 годах, в тыс человек Одним из требований забастовочного движения в новейшей истории России является своевременная выплата заработной платы. Некоторые представители … Википедия

    Политические партии Литвы - На 23 сентября 2012 года в Литве Министерством юстиции зарегистрирована 41 политическая партия. Для регистрации партии согласно законодательству Литовской республики требуется набрать не менее одной тысячи учредителей, которые собравшись… … Википедия

    Список политических партий США - В США существует двухпартийная политическая система, при которой преобладающее значение в политической жизни страны имеют две основные политические партии, а остальным партиям и независимым кандидатам крайне сложно завоёвывать места в Конгрессе.… … Википедия

    МЕТОД ТРУДА - способ осуществления конкретного трудового процесса, характеризуется совокупностью приемов и определенной последовательностью их выполнения. М. т. зависит от вида и характера трудового процесса. Составляющими элементами трудового процесса… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА - сборники, содержащие разработанные нормативы и единые типовые нормы труда; регламентированные величины режимов работы оборудования, затрат труда и времени перерывов в работе, установленные на основе заранее проведенных исследований и… … Российская энциклопедия по охране труда

1. Дайте определение политехническому принципу.

2. Охарактеризуйте основные требования политехнического принципа обучения технологии.

3. Какие умения относятся к общетрудовым?

4. Охарактеризуйте общепроизводственные умения.

5. Охарактеризуйте базовые технологии.

6. Какие объекты техники изучаются на занятиях по технологии?

7. Какие технологические процессы изучаются на занятиях по технологии?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

(4 часа)

Цель работы:

− формирование умений поэлементного анализа составных частей технологического процесса;

− выявление основных элементов технологических операций как содержательной части упражнений.

Комплексное исследование технологических процессов позволяет успешно решать проблемы совершенствования содержания, принципов, методов и организационных форм технологической подготовки школьников.

Технологический процесс - это совокупность действий, осуществляемых человеком в ходе создания материальных ценностей или выполнения определенных функций в других сферах человеческой деятельности. Технологический процесс на промышленном предприятии складывается из изучения задания, технической документации, подготовки рабочего места, наладки оборудования, выполнения технологических операций и контроля качества выполняемой работы .

По степени механизации технологические процессы подразделяют на: немеханизированные, частично-механизированные, комплексно-автоматизированные.

Технологический процесс расчленяется на трудовые движения (элементарный акт), трудовые действия, трудовые приемы, трудовые операции. Трудовое движение - это однократное и однородное непрерывное перемещение рабочего или его корпуса, ног, рук, пальцев с целью перемещения или поддержания какого-либо предмета.

Трудовые движения подразделяют на движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.

Выделяют движения короткие и длинные, горизонтальные и вертикальные, прямолинейные и радиальные, индивидуальные и совмещенные, прерывные и непрерывные, решительные; рабочие и холостые.

Трудовое действие - это комплекс трудовых движений, выполняемых без перерыва одними или несколькими рабочими органами человека (рукой, ногой, корпусом или двумя руками и т. д.). Трудовое действие характеризуется одним целевым назначением-постоянством обрабатываемого материала и применяемого инструмента.

Трудовые действия группируются по следующим функциональным признакам: 1) подготовительные, 2) исполнительные, 3) контрольные, 4) корректирующие.

Критериями высокой организации технологического процесса является доминирование исполнительных действий и минимальная трата времени на вспомогательные действия.

По характеру использования применяемых инструментов и приспособлений различают трудовые действия: 1) обработочные, 2) монтажно-установочные, 3) проверочно-контрольные.

Трудовой прием - это совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции. Выделяют следующие приемы:

Планирования (изучение технической документации и технологического процесса; условия выполнения форм выработки и др.);

Организации рабочего места и ухода за ним;

Рабочие (управление станком; установка деталей и инструментов; обработка, сборка и т. д.); контроля (обеспечение технических требований чертежа, инструкционной, технологической и операционной карт и т. д.).

По технологическому признаку трудовые приемы подразделяют на: основные, вспомогательные и подготовительно-заключительные.

Различают также статические (поза, исходное положение рук, ног и т. д.) и динамические (движения, действия).

Трудовая операция - это элемент трудового процесса, направленного на достижение конкретной цели, и состоящий из одного или нескольких трудовых приемов. Технологическая операция - часть технологического процесса, непрерывно выполняемая на одном и том же рабочем месте при обработке одного и того же продукта труда.

Из трудовых движений, приемов и операций формируется метод труда, под которым принято понимать конкретный комплекс операций и составляющих их элементов, применяющихся при определенной технологии и в данных производственных условиях на рабочем месте.

Учитель технологии должен уметь расчленять операцию на трудовые приемы для последовательного обучения ее элементам, организации учебного процесса, чтобы изученные ранее трудовые приемы повторялись при выполнении новых видов работ и обогащались новым содержанием. Повторяемость трудовых приемов обеспечивает формирование определенных умений и навыков.

Трудовые умения - это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Они делятся на общетрудовые (планирования, самоконтроля и организации рабочего места), общепроизводственные (обработочные, вычислительные, измерительные, графические, сборочные, монтажные, наладочно-регулировочные и др.) и специальные (установка заготовки и резца у токаря и т. д.)..

Для формирования общетрудовых и общепроизводственных умений учителю технологии необходимо учитывать возможность повтора действий и приемов во время работы. Общетрудовые навыки и умения в результате постоянного углубления, уточнения и закрепления совершенствуются и складываются в систему.

Трудовые навыки - способность человека выполнять безошибочно определенную работу с наименьшими затратами труда и времени, т. е. автоматизированное (без контроля сознания) выполнение трудовых операций.

Различают навыки: двигательные, умственные и сенсорные. Навыки вырабатываются в процессе деятельности и являются составной частью умения, образовавшегося в результате упражнения.

Порядок выполнения работы

2. Проанализировать технологический процесс (по выбору) и заполнить таблицу 1:

Таблица 1

Технологический процесс

Трудовые действия

Трудовые приемы

Трудовые операции

Контрольные вопросы

1. Что такое "технологический процесс"?

2. Из каких элементов состоит "технологический процесс"?

3. Что такое "трудовое движение"?

4. Назовите виды трудовых движений.

5. Что такое "трудовой прием", "трудовое действие", "трудовая операция"?

6. Как классифицируют трудовые умения?

7. Для чего учителю технологии необходимо знать составные элементы технологического процесса?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

(4 часа)

Цель работы:

− формирование представлений о различных дидактических системах;

− анализ возможностей дидактических систем в реализации целей и задач технологической подготовки школьников.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

В соответствии с этим общим определением под системами трудового обучения понимают различные варианты планирования и организации процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков. Правильный выбор системы обучения с учетом характера педагогических ситуаций позволяет достичь учителю наибольшего эффекта в своей деятельности.

Наиболее известными являются следующие системы производственного обучения: предметная, операционная, операционно-предметная, моторно-тренировочная (система ЦИТ), операционно-комплексная, конструкторско-технологическая.

Предметная система . Основная отличительная черта этой системы заключается в том, что учащийся овладевает совокупностью приемов и операций изготовления определенного ограниченного числа конкретных изделий.

Исторически это самая старая система обучения. Большое распространение она имела в период развития ремесленничества, а также на ранних стадиях промышленного производства, когда техника и технология не были унифицированы. Программой обучения по предметной системе служил перечень изделий. Тем самым предметная система обучения приводила к технической и технологической узости специалиста. Достоинством этой системы было то, что, осваивая умения и навыки, ученик достигал высокой степени мастерства.

В современном массовом производстве возникает необходимость в подготовке высококвалифицированных рабочих редких специальностей. Их обучение ведется по усовершенствованной предметной системе в индивидуальном порядке.

Дальнейшее совершенствование систем производительного обучения было связано с развитием промышленного производства. Переход на массовый выпуск сложной продукции обусловил в организации производства операционное разделение труда. Подготовка к труду должна быть связана не с обучением способам изготовления конкретных изделий, а с формированием приемов выполнения технологических операций. Это привело к возникновению операционной системы производственного обучения.

Операционная система предложена русскими инженерами и, первые три программы по этой системе были сделаны для обучения слесарным, токарным и столярным работам.

Операционная система предлагала две фазы обучения: овладение основными операциями в процессе изготовления учебных объектов (тренировка); применение полученных навыков при изготовлении товарной продукции.

Для первой фазы обучения подбирались специальные учебные объекты. Их последовательность устанавливалась в зависимости от сложности изделия и существующих в производстве переходов от операции к операции.

На второй фазе обучения приемы и навыки выполнения работ совершенствовались непосредственно в процессе производства изделий.

Операционная система отличается универсальностью, облегчает контроль и коррекцию усвоения умений и навыков.

Вместе с тем, операционная система имеет существенные недостатки.

Во-первых, учебный характер объектов, на изготовлении которых ведется обучение, снижает интерес к учению.

Во-вторых, существует временной и содержательный разрыв между теми операциями, которые приходится выполнять при изготовлении товарной продукции. Ученики за время обучения теряют приобретенные навыки.

В трудовом обучении школьников организация процесса формирования умений и навыков по операционной системе целесообразна в том случае, когда требуется повысить уровень подготовки школьников в заданной области деятельности.

Например, перед выполнением производственных работ, связанных с изготовлением изделий по заказам предприятий или перед допуском к управлению техникой (работа на станке, вождение автомобиля).

Моторно-тренировочная система (система ЦИТа) была предложена для подготовки рабочих в нашей стране в конце 20-х годов. В этот период начала индустриализации жители деревни пополнили ряды рабочих. Поэтому институт труда предложил систему подготовки рабочих с учетом низкого уровня их общего образования.

Для этого был проведен тщательный анализ трудовых операций по ряду основных профессий и четко охарактеризовано не только содержание операций, но и особенности работника, отдельных движений рук и тела, даже элементов движений.

Во главу угла этой системы обучения ставилась задача отработки путем специальных тренировок правильного выполнения характерных для трудового процесса движений, затем приемов и операций, что определило название этой системы - моторно-тренировочная.

Система ЦИТа на отдельном этапе развития производственного обучения сыграла свою положительную роль.

Несомненными достижениями были: анализ двигательных составляющих трудового процесса, использование письменных инструкций в методике, применение тренажеров и приспособлений для формирования умений и навыков.

Вместе с тем эта система имела существенные недостатки. Она строго регламентировала в учебном процессе деятельность учителя и ученика. Ученик был оторван от реальных объектов труда.

Система ЦИТа применима в тех случаях, когда идет процесс формирования сложных навыков ручного труда, например, опиливание плоских поверхностей, строгание рубанком, пиление ножовкой и т. д.

Операционно-предметная система возникла в целях устранения формализма в обучении поиск, которого позволял научно организовать учебный процесс, опираясь на познавательный интерес учащихся. Для изготовления производственно-значимых объектов необходимо выполнить 2-3 операции. Постепенно, изготавливая разные объекты, ученик осваивает совокупность предусмотренных программой производственного обучения операций, в результате чего у него формируются соответствующие умения и навыки.

При обучении по этой системе ученик видит реальные, практически значимые результаты своего труда и с большим старанием и прилежанием относится к учению.

Операционно-предметная система не смогла преодолеть такой существенный недостаток, как изолированность овладения отдельными операциями, временной разрыв между процессом формирования и процессом закрепления умений и навыков. Процесс изготовления по строго заданной технологии приводит к тому, что похожие изделия учащиеся не могут выполнить.

Операционно-комплексная система обязана своим появлением процессу совершенствования техники и технологии производства, усложнению характера выпускаемой продукции, необходимости для исполнителя быстрого переключения с одних объектов труда на другие, что потребовало формирования у рабочего "гибких" умений и навыков.

Это, предопределило необходимость разработки соответствующей системы обучения. Операционно-комплексная система производственного обучения возникла в нашей стране в середине 30-х годов, в тот период, когда быстрыми темпами осуществлялось техническое перевооружение промышленности. Требовались рабочие кадры, обладающие высоким профессиональным мастерством и технологической мобильностью.

Операционно-комплексная система включила в себя все лучшее, что имели предыдущие системы. Обучение по этой системе начинается с упражнений по овладению навыками правильного пользования инструментами, приспособлениями и т. п.

Операционно-комплексная система предусматривает несколько этапов работы.

На первом внимание учащихся акцентируется на трудовых движениях, рабочих приемах, организации рабочего места.

Следующий этап связан с обучением учащихся отдельным операциям и комплексным работам. При этом объекты работ могут носить как учебный, так и производственно значимый характер.

Затем учащиеся учатся выполнять освоенные операции в комплексе. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы при их изготовлении применялись все освоенные технологические операции в различном сочетании.

На завершающем этапе обучение проводится в условиях реального производства.

При овладении следующей группой операций данная последовательность этапов обучения повторяется.

По этой системе осуществляется трудовое обучение в старших классах на базе УПК.

Эта система требует совершенствования. В операционно-комплексной, как и во всех предыдущих системах, главное внимание уделяется исполнительской части производственного процесса. А такие элементы, как конструирование изготовляемых изделий и планирование технологического процесса, в систему обучения не входят. Поэтому в настоящее время в обучение по этим системам включают творческие элементы.

В связи с этим, возникли технологическая, конструкторско-технологическая системы. В середине 90-х годов начал разработку творческой проектно-технологической системы обучения учащихся технологии.

Использование конструкторско-технологической системы развивает техническое мышление и конструкторские способности учащихся.

Ведущей идеей конструкторско-технологической системы обучения является органическое сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся.

Учащихся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки. Таким образом, учащиеся вначале решают ряд технических вопросов и только после этого переходят к обработке изделий, их сборке и т. д. Следовательно, в данном случае в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают в связи с этим технические задачи.

Нетрудно заметить, что конструкторско-технологическая система предопределяет содержание лишь интеллектуальной деятельности учащихся, а формирование трудовых практических умений и навыков отходит на второй план.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться со справочно-информационным блоком.

2. Оценить возможности дидактических систем и заполнить таблицу

Таблица

Дидактические системы

Достоинства

Недостатки

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системами трудового обучения?

2. Какие системы наиболее известны?

3. Что общего во всех системах трудового обучения?

4. Какая, на Ваш взгляд, наиболее прогрессивная система? Почему?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

АНАЛИЗ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

(4 часа)

Цель работы:

− формирование умений и навыков анализа школьных программ;

− закрепление знаний структуры и содержания программ;

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда и т. д. Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать ее содержание, представлять ее в целом и четко просматривать дидактические связи между разделами.

Порядок выполнения работы

(вариант для технического труда)

1.Ознакомиться с построением и содержанием программы потехнологии в V-VII классах.

2.Выявить цель и указать основные задачи трудового обучения учащихся в V-VII классах.

3.Определить трудовые операции, с которыми учащиеся знакомятся в процессе изучения разделов:

а) «Технология создания изделий из древесных материалов» в V-VII классах;

б) «Технология создания изделий из металлов» в V-VII классах.

4.Подобрать возможные объекты труда при обработке:

а) древесины в V-VII классах;

б) металлов в V-VII классах.

5.Перечислить графические понятия, с которыми знакомятся ученики.

4. Какие объекты труда (по классам) возможны по разделам «Практические работы»?

5. Какие объекты (изделия) могут быть выбраны (по классам) для творческих проектов?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ОБОРУДОВАНИЕМ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ

(4 часа)

Цель работы:

− ознакомление с требованиями к соблюдению санитарно-гигиенических норм и оборудованию школьных мастерских;

− формирование навыков по анализу состояния материальной базы.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Учебные мастерские являются необходимым условием эффективного обучения технологии. Задачи технологической под­готовки школьников не могут быть реализованы без хорошо оснащенной учебно-материальной базы.

К материальной базе предъявляют следующие требования:

Соответствие площади мастерских Типовым положениям по количеству учащихся в школе;

Оснащенность оборудованием, инвентарем и материалами по Перечням;

Соблюдение санитарно - гигиенических норм;

Наличие условий безопасного труда учащихся;

Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные - относятся к оборудованию, их устанавливают в специальных помещениях. Указанные станки оборудуются вентиляционными отсосами.

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Требования к мастерским по обработке тканей и кулинарии

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).

Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со швейными машинами типа «Чайка-ЗМ», укомплектованными ручным и электрическим приводами, укладками с инструментами.

Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование. В мастерской по обработке тканей устанавливается стол или съемный щит для раскроя тканей.

Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться со справочно-информационным блоком.

2. Провести анализ соответствия учебных мастерских ФТиП нормативным требованиям.

4. Оформить отчет в виде таблицы

Таблица

Мастерская ………

Состояние

Помещение (площадь, м)

Размещение учебного оборудования

Организация индивидуальных рабочих мест

Организация мест группового пользования

Организация рабочего места учителя

Оснащение дидактическими материалами

Эстетика интерьера и оформление мастерской

Контрольные вопросы

Cтраница 1


Трудовое движение является исходным универсальным элементом любого трудового процесса, характеризующим перемещение рук, ног или корпуса рабочего при выполнении трудовых операций в различных производственных условиях. Следует различать основные и вспомогательные трудовые движения. Основные - это перемещения рук или ног к объектам процесса труда, вспомогательные - движения глаз, головы или корпуса, сопутствующие основным рабочим движениям человека. Трудовые движения по своему содержанию могут быть простыми или сложными. Всякое трудовое движение берет свое начало из исходной рабочей позиции человека и завершается прикосновением его рук или ног к предмету труда. По характеру выполнения трудовые движения могут быть приноровительными и решительными. Приноровительные движения выполняют в замедленном темпе, при наличии контроля, например визуального, и соответствующей корректировки, а решительные - автоматически, с высокой скоростью и точностью.  

Трудовые движения и действия могут быть основными, корректирующими, дополнительными и излишними.  


Трудовые движения учащихся разделяются на пять групп (рис. 5 а): первая - движения пальцев (1); вторая - пальцев и запястья (2); третья - пальцев запястья и предплечья (3); четвертая - пальцев, запястья, предплечья и плеча; пятая - пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.  

Трудовое движение является наиболее дифференцированным элементом расчленения операции. Оно представляет собой однократное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета или поддержание его в состоянии покоя. Процесс выполнения всех этих действий, как правило, контролируется органами чувств, которые корректируют их направленность, скорость и точность, чередуются с элементами зрительного и мыслительного контроля за ходом технологического процесса.  

Трудовые движения классифицируются по видам, способу выполнения, технологическому содержанию и точности. При выполнении ручных операций все они сочетаются и выполняются в той или иной последовательности.  

Трудовое движение - это однократное перемещение рабочего органа (пальцев, руки, ноги, корпуса), осуществляемое работником в процессе работы.  

Трудовое движение состоит из микродвижений.  

Трудовые движения, действия и приемы формируют метод труда.  


Трудовые движения рабочего должны осуществляться экономно и рационально, желательно, чтобы они выполнялись равномерно обеими руками.  


Активные трудовые движения по исполнению не однородны. Одни из них ограничены определенными рамками требуемой точности конечных положений предмета труда или механизмов орудий труда, требуют от рабочего определенной приноравливаемо-сти и напряжения, в значительной мере совмещаются с соответствующими зрительными и умственными восприятиями рабочего. Другие же движения выполняются свободно, границы их перемещений имеют широкий диапазон, не требуют от рабочего контроля за конечной точностью движений.  

Трудовым движением называется однократное непрерывное перемещение корпуса рабочего, его ног, рук, кистей рук, пальцев, головы, глазных яблок.  

Трудовым движением - называется простейший элемент приема, представляющий законченное действие рабочего.  

И трудовых движений

Приступать к исследованию трудовых процессов следует с разбиения их на отдельные операции. Следующий шаг в методологическом анализе трудовых процессов – разбиение трудовых операций на определенные части (элементы) и измерение времени, затрачиваемого на них. Выполнению этой задачи исследователю поможет во-первых, выделение составных частей технологического и трудового процессов, во-вторых, изучение трудовых движений, в-третьих, классификация затрат рабочего времени.

Операция характеризуется постоянством предмета труда, рабочего места и исполнителей. При изменении двух последних условий работа над одним предметом труда делится на отдельные операции. Например, изготовление детали станочником на одном станке является операцией, состоящей из ряда элементов (переходов): черновая, чистовая обточка, нарезка резьбы и т.п. Если эти элементы по изготовлению детали будут выполняться на разных станках, управляемых разными рабочими, то выполнение каждого из элементов станет самостоятельной операцией.

Производственная операция – это часть производственного процесса, осуществляемая одним рабочим (или группой) на одном рабочем месте, охватывающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда. Как правило, операция – объект технического нормирования. Однако в тех случаях, когда расчленить производственный процесс на регулярно повторяющиеся операции невозможно, объектом нормирования может быть комплекс операций или группы однородных работ (обслуживание производства). Комплекс операций – это группа операций по изготовлению одного изделия на одном производственном участке при неизменном составе исполнителей. Например, ремонт уникального станка комплексной бригадой. На рис. 6 представлена классификация производственной операции.

В свою очередь, производственную операцию можно рассмотреть с технологической стороны, тогда технологическая операция – это процесс воздействия рабочего органа машины, инструмента на предмет труда, в результате которого достигается определенная цель его технологической обработки или изменение состояния. В составе производственной операции можно выделить вспомогательную операцию, при которой не меняется форма и физическое состояние предмета, а осуществляется необходимая подготовка к процессу технологического воздействия на него или размещение предмета труда.

Позиция
Прием
Действие
Движение

Рис. 7. Состав производственной операции

Технологическая операция подразделяется - на позицию , установку , переходы (технологический, вспомогательный ), ходы абочий и вспомогательный ).

Позиция –это фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной обрабатываемой заготовкой или собираемой сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной части оборудования для выполнения определенной операции. Установка – часть операции, выполняемая при одном положении (креплении) детали. Установка может состоять из одного или нескольких переходов. Каждое положение детали на станке при одном ее закреплении называют позицией детали. Технологический переход – это технологически однородная часть операции, в результате которой происходит только одно технологическое изменение предмета труда, выполненное при одном режиме работы оборудования (температура, давление, режим) и неизменном инструменте. При механической обработке под одним технологическим изменением (переходом) понимается обработка одной поверхности, например, черновая обточка заготовки, нарезка резьбы и т.д. Характерная особенность перехода – возможность его выделения из общего процесса обработки и выполнения на другом станке как самостоятельной операции. При ручных работах под переходом понимается часть операции по обработке определенной поверхности одним инструментом или одно сочленение двух или нескольких сборочных единиц (деталей) при помощи одних и тех же инструментов, приспособлений. При аппаратных процессах переход – это часть операции, соответствующая периоду выдержки при определенном режиме (температура, давление), периоду доведения режима до определенных параметров. Например, операцию отжига металла можно разделить на следующие переходы: нагрев до определенной температуры; период выдержки при данной температуре; период охлаждения заготовки в печи до температуры, предусмотренной технологией. Вспомогательный переход – это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности или свойств заготовки, но необходимого для выполнения рабочего хода. При некоторых работах операции, кроме переходов, могут делиться на рабочий и вспомогательный ходы. Рабочий ход – это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности, или свойств заготовки. Вспомогательный ход – это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности, или свойств заготовки, но необходимого для выполнения рабочего хода.

В трудовом отношении производственная операция, представляет собой трудовую операцию и подразделяется – на трудовые приемы , трудовые действия и трудовые движения .

Трудовое движение – это однократное перемещение рабочего органа человека (руки, ноги, корпуса и т.д.). Например, «протянуть руку к инструменту», «взять (захватить) инструмент». Для изучения и анализа трудовых движений необходимо знать их основные характеристики, параметры, которые зависят от вида движений. В этих целях производится классификация трудовых движений.

1. По длительности длинные и короткие.

2. По направлению радиальные, прямолинейные, вертикальные, горизонтальные.

3. По постоянству направления с переменным направлением, с постоянным направлением.

4. По совмещению параллельные и совмещенные.

5. По точности выполнения приноровительные и решительные.

6. По регламенту выполнения прерывные и непрерывные.



7. По функциональному назначению рабочие, холостые, основные, поправочные, аварийные, лишние или ошибочные.

8. По физической тяжести легкие, напряженные.

Исследователи выявили следующие принципы организации трудовых движений персонала.

1. Во всех случаях следует стремиться производить по возможности короткие движения (до известных пределов, конечно). Это достигается удобным расположением заготовок, инструмента, вспомогательных материалов; рациональным расположением средств управления машинами и механизмами, вспомогательных средств.

2. По возможности следует заменять вертикальные движения горизонтальными (исключать нагибание и разгибание корпуса для поднятия детали с пола за счет применения этажерок, стеллажей и других приспособлений оптимальной высоты для укладки деталей). Следует учитывать, что наименьшая скорость движения рук наблюдается при придвижении от себя и снизу вверх, поэтому, если требуется быстрая реакция, надо проектировать движение к себе.

3. При перемещении человека целесообразнее прямолинейное движение, чем криволинейное или радиальное. Если же речь идет о движениях рук, то наиболее удобны радиальные, а не прямолинейные движения, что объясняется анатомическими особенностями суставов. Вращательные движения в 1,5 раза быстрее поступательных.

4. Стандартные движения с постоянным направлением предпочтительнее движений с переменным направлением, так как первые позволяют вырабатывать автоматизм в работе. Поэтому следует учитывать это правило при организации рабочего места, размещении инструмента, деталей, установке оборудования, размещении средств управления механизмами.

5. Выбирая между совмещенными (параллельными) и индивидуальными (последовательно выполняемыми) движениями, целесообразно везде, где только возможно, совмещение работы органов человека, например, обеих рук или рук и ног. С точки зрения физиологии, человеку удобнее совмещать сгибание правой руки с разгибанием левой. Такое сочетание повышает работоспособность правой руки примерно на 40 %. Если же одновременно сгибать обе руки, то работоспособность правой руки снижается на 10–20 %.

6. Как показывает опыт, приноровительные движения в 5–10 раз продолжительнее решительных движений и менее эффективны. Приноровительные требуют меткости, точности либо осторожности, если выполняются в неудобных условиях, решительные – стандартные движения, не требуют от рабочего точности выполнения, меткости и осторожности.

7. При планировании трудового процесса необходимо стремиться (по возможности) к выполнению непрерывных движений, поскольку при выполнении серии мелких прерывных движений затрачивается дополнительная энергия на возобновление и торможение каждого из этих движений.

8. По функциональному назначению движения могут быть рабочими и холостыми. Рабочими называются движения, в результате которых выполняется полезная работа. При холостых движениях полезная работа не выполнятся. Также выделяют: основные движения – абсолютно необходимые для достижения цели трудового процесса; поправочные движения – корректирующие основные движения вследствие отклонения от условий труда; аварийные движения – при возникновении непредвиденных ситуаций; лишние или ошибочные движения – выполняемые непроизвольно и мешающие основным движениям.

9. Легкие движения должны превалировать над напряженными, чтобы избежать быстрой утомляемости и потери внимания работника.

Трудовое действие – это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, «включить продольную подачу суппорта», «взять инструмент», «положить деталь». По принципу универсальности трудовые действия подразделяются на две группы , зависящие от сферы применения и назначения трудовых действий. Первая группа , в свою очередь, имеет сквозной и специфический виды . Сквозные трудовые действия применяются при выполнении самых разнообразных процессов. К ним относятся: «взять», «поднять», «положить» «уложить», «установить», «разъединить», «повернуть», «нажать кнопку». К специфическому виду относятся трудовые действия, характерные для той или иной операции или вида работ: «расправить», «разровнять», «связать», «размотать» и т.д.

Характерные черты трудовых действий как элементов трудового процесса – их универсальность, постоянство состава и сочетаний движений в каждом из них, стабильная трудоемкость и повторяемость .

Трудовой прием – законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определенным целевым назначением и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий. Например, прием «установить деталь в патроне токарного станка» имеет определенное и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить ее в патрон. Трудовые приемы в зависимости от назначения подразделяются на основные (технологические) и вспомогательные . Метод труда это способ осуществления процесса труда, определенную последовательность и состав операций и приемов.

Для поддержания организации труда на высоком уровне большое значение имеют: выявление и использование рациональных приемов и методов труда, изучение опыта лучших работников, его научный анализ и обобщение, разработка и проектирование совершенных способов выполнения заданий. Приемы и методы труда могут считаться лучшими, если работники, их применяющие, имеют устойчивые результаты труда при высокой его производительности, достаточном качестве товаров и услуг, рациональном использовании техники, экономном расходовании материалов, энергии, при оптимальной интенсивности труда. Процесс овладения наиболее целесообразными приемами и методами труда предполагает последовательное проведение ряда работ, которые можно рассматривать как этапы этого процесса: выявление, изучение, анализ, обобщение, проектирование и освоение рациональных приемов и методов труда в организации.

Трудовой процесс - это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции.

Содержание трудового процесса определяется совокупностью методов и приемов труда работника (группы работников), необходимых для выполнения работы по всем ее стадиям: получение задания; информационная и материальная подготовка работы; непосредственное трудовое участие в процессе преобразования предметов труда в соответствии с производственной или функциональной технологией; сдача выполненной работы.

Состав трудового процесса отражен на рисунке 1.

Рис.1. Состав трудового процесса.

Трудовое движение является наиболее дифференцированным элементом расчленения операции. Оно представляет собой одно кратное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета, поддержания его в состоянии покоя. Процесс выполнения всех этих действий, как правило, контролируется органами чувств, которые корректируют их направленность, скорость и точность. Например, "протянуть руку к инструменту", "взять (захватить) инструмент".

Трудовое действие - это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, "включить продольную подачу суппорта", "взять инструмент", "положить деталь".

Трудовой прием - законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определенным законченным целевым назначением, и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий. Например, прием "установить деталь в патроне токарного станка" имеет определенное и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить ее в патрон.

Трудовые приемы в зависимости от назначения подразделяются на:

основные (технологические);

вспомогательные.

Основные (технологические) приемы предназначены для непосредственного осуществления (реализации) цели данного технологического процесса по изменению физико-химических свойств, формы или положения предмета труда.

Целевое назначение вспомогательных приемов - обеспечение подготовки к выполнению основных приемов.

Операция - законченная часть технологического процесса по обработке одного или одновременно нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или группой рабочих либо без их участия. Операция является основным объектом планирования, учета, контроля производственного процесса, а также нормирования труда.

Метод труда - это способ осуществления работником трудового процесса, характеризующийся составом приемов, последовательностью операций и их взаимосвязью.

Высокие результаты труда отдельных работников, большая или меньшая экономия материальных и трудовых затрат являются не только следствием личных способностей, но и результатом рациональности применяемых приемов и методов труда. Рациональными можно считать такие приемы и методы, которые характеризуются - наименьшими затратами времени, физическими и психическими (нервными) усилиями и затратами энергии.

Основное направление рационализации приемов и методов труда - это оптимизация структуры технологической операции и трудовых приемов за счет сокращения количества трудовых движений и совершенствования способов их выполнения.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник