27.06.2019

Рациональное использование ресурсов логистики на предприятии. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики. Логистические основы обеспечения организаций материальными ресурсами


Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 528 с. – (Высшее образование).

В учебнике изложен широкий круг экономических вопросов логистики – от макро- до микроэкономических, касающихся как специализированных фирм, оказывающих логистические услуги, так и логистических систем промышленных предприятий. Рассмотрены методы и стратегии ценообразования в цепи поставок; логистические издержки и способы их учета, анализа и регулирования, оценка эффективности использования ресурсов логистических систем; особенности бизнес-планирования и учета рисков инвестиционных решений в логистике.
Наряду с изложением теоретических основ и методических особенностей экономики логистики книга содержит практические примеры, контрольные вопросы и тесты для закрепления учебного материала.
Предназначена для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Логистика и управление цепями поставок». Может быть полезна работникам предприятий при переподготовке кадров и получении второго высшего образования.

Под редакцией доктора экономических наук, профессора Сергеева В.И.
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области логистики в качестве учебного пособия по специальности «Логистика».

Предисловие
Глава
1. Логистические системы в рыночной экономике
1.1 Экономические особенности логистических систем
1.2. Ресурсы логистики и основы их рационального использования
1.3. Влияние экономических характеристик лс на конкурентоспособность

Глава
2. Коммерческое ценообразование в логистических системах
2.1. Основы ценообразования в логистических системах
2.2. Методы установления цен на продукты и услуги
2.3. Факторы, определяющие стратегии ценообразования и способы модификации цен в логистических системах
2.4. Особенности формирования цен на логистические услуги

Глава
3. Логистические издержки и их оценка
3.1. Виды и источники возникновения логистических издержек
3.2. Трансакционные издержки в логистических системах
3.3. Пути оптимизации логистических издержек в цепочках ценности

Глава
4. Управление затратами в логистических системах и цепях поставок
4.1. Учет логистических издержек
4.2. Анализ логистических издержек и себестоимости товара
4.3. Логистический контроллинг в системе управления затратами
4.4. Управление затратами на основе функционально-стоимостного анализа
4.5. Особенности применения фса в логистических системах

Глава
5. Финансовые ресурсы логистических систем и управление ими
5.1. Виды финансовых ресурсов и потоков в логистических системах
5.2. Особенности управления финансовыми потоками в логистических системах
5.3. Финансовые риски в логистических системах и способы их снижения

Глава
6. Эффективность логистических систем и пути ее повышения
6.1. Базовые показатели оценки эффективности использования ресурсов
6.2. Обоснование логистических проектов в процессе бизнес-планирования
6.3. Анализ рисков инвестиционных решений в логистике
6.4. Возможности повышения эффективности логистических систем

Заключение
Литература

Введение…………………………………………………………………… 5
1. Теоретические аспекты логистики вторичных материальных ресурсов (рециклинга)………………………………………………………........ 6
1.1 Логистическое обеспечение рециклинга отходов…………………… 6
1.2 Отходы как вторичные материальные ресурсы……………………… 9
1.3 Государственная политика в области управления отходами……….. 16
2. Система рециклинга отходов на ЗАО «АТЛАНТ»……………………. 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «АТЛАНТ»... 20
2.2 Анализ системы рециклинга отходов на ЗАО «АТЛАНТ»………..... 25
3.Предложения по оптимизации логистической деятельности в области рециклинга отходов на ЗАО «АТЛАНТ»………………………........... 38
Заключение…………………………………………………………………. 41
Список использованных источников……………………………………... 42

РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 43 с., 6 рис., 6 табл., 24 источника.

ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, РЕЦИКЛИНГ, СЫРЬЁ, РЕВЕРСИВНАЯ ЛОГИСТИКА, ОТХОДЫ, ПЕРЕРАБОТКА, ЗАХОРОНЕНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ, ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Объект исследования: рациональное использование вторичных материальных ресурсов на ЗАО «АТЛАНТ».
Цель работы: исследование теоретических и практических аспектов рециклинга отходов, разработка рекомендаций по формированию и оптимизации логистической деятельности в области рециклинга отходов на ЗАО «АТЛАНТ».
Исследования и разработки: изучены государственная политика в области управления отходами в стране, а также анализ системы рециклинга отходов на ЗАО «АТЛАНТ», разработаны предложения по оптимизации логистической деятельности рециклинга отходов.
Область возможного практического применения: возможность применения предложений по оптимизации логистической деятельности рециклинга отходов данной курсовой работы на других предприятиях Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналити-ческий материал достоверно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

(подпись студента)

ВВЕДЕНИЕ
Интенсивное развитие промышленности, рост численности населения приводит к постоянному увеличению объемов отходов. Для того чтобы добыть из недр природное сырье, необходимо извлечь большое количество вскрышных и вмещающих пород, которые принято называть отходами добычи полезных ископаемых. Кроме того, из-за ограниченного содержания полезного компонента в извлекаемом из недр сырье (в ряде случаев составляющего всего несколько процентов или даже долей процента) в процессе обогащения и химической переработки добытого сырья образуется значительное количество отходов обогащения, шлаков и других многотоннажных видов отходов.
Технологические процессы переработки полученных из природного сырья материалов в промышленную продукцию также не являются безотходными и сопровождаются образованием значительного количества отходов металлов и сплавов, пластмасс, углеводородов, химических, древесных и других материалов. Наконец, вся произведенная продукция практически полностью переходит в категорию отходов после ее использования потребителями как в сфере производства и услуг, так и в процессе конечного потребления.
Это отходы производственного и бытового потребления. К их числу относятся твердые бытовые отходы, отходы упаковки, изношенная одежда и обувь, отработанные аккумуляторы, гальванические элементы и люминесцентные лампы, а также потерявшие потребительские свойства мебель, бытовые приборы и бытовая техника, выводимые из эксплуатации жилые дома и производственные сооружения, производственное оборудование, автотранспортные средства, электро- и радиотехника, отработанные масла и технологические жидкости и т. д.
Анализ современного состояния управления отходами на предприятиях и изучение мирового опыта свидетельствуют о необходимости внедрения логистических методов в управлении отходами, что является очень важным в условиях угрозы экологического кризиса и определяет актуальность и выбор темы настоящей работы.
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов рециклинга отходов, разработка рекомендаций по формированию и оптимизации логистической деятельности в области рециклинга отходов на ЗАО «АТЛАНТ».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Оценить объемы и состав отходов производства, которые могут быть использованы в качестве вторичных материальных ресурсов.
2. Установить логистическую природу вторичных материальных ресурсов и обосновать применение принципов и методов логистики к рециклингу вторичных материальных ресурсов.
3. Охарактеризовать понятия рециклинга и реверсивной логистики, исследовать современную интерпретацию этих понятий
4. Проанализировать организацию системы движения отходов на предприятии на примере ЗАО «АТЛАНТ».
Теоретической основой исследования послужили работы в области теории и практики организации оборота отходов, нормативно-правовая база в области обращения с отходами. Информационной базой исследования послужили материалы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также внутренние информационные базы ЗАО «АТЛАНТ».
1 Теоретические аспекты логистики вторичных материальных ресурсов (рециклинга)

1.1 Логистическое обеспечение рециклинга отходов
Для предотвращения ухудшения экологической ситуации и поддержания уровня состояния компонентов окружающей среды, соответствующего требованиям устойчивого развития, необходимо проведение целенаправленной экологической политики, определяемой как совокупность экономических, правовых и организационных мер, направленных на поддержание способности окружающей среды удовлетворять потребности нынешних и не ставящих под угрозу удовлетворение потребности будущих поколений.
Следует принять во внимание, что полная себестоимость производства представляет собой сумму затрат, связанных с оплатой рабочей силы, стоимостью материалов, плюс накладные расходы, минус любой доход от успешной продажи отходов материалов. Таким образом, утилизация отходов важна не только с точки зрения защиты окружающей среды, но и с точки зрения максимизации прибыли.
Логистика рассматривает процесс движения вторичных ресурсов от мест их образования до производственного потребления - изготовления новой продукции, т.е. взамен первичных ресурсов. Такой кругооборот материальных ресурсов «от производства - в производство» в современной экономике называется рециклингом.
Рециклинг (другие термины: вторичная переработка, рециклинг (отходов) (от англ. recycling - рециклирование и утилизация отходов) - повторное использование или возвращение в оборот отходов производства или мусора.
На рис. 1 представлен символ вторичной обработки -лента Мёбиуса.

Рисунок 1 - Международный символ вторичной переработки - лента Мёбиуса
Примечание - Источник .

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001, 5.34 рециклинг - это возвращение отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза. Для совокупности отходов и сбросов операцию рециклинга называют рекуперацией, для сбросов и порошкообразных, пастообразных отходов - регенерацией, для сбросов и выбросов - рециркуляцией.
Возможны два варианта рециклинга отходов:
- повторное использование отходов по тому же назначению, например, стеклянных бутылок после их соответствующей безопасной обработки и маркировки (этикетирования);
- возврат отходов после соответствующей обработки в производственный цикл, например, жестяных банок в производство стали, макулатуры - в производство бумаги и картона.
Анализ современного состояния управления отходами на предприятиях и изучение мирового опыта свидетельствуют о необходимости внедрения логистических методов в управление отходами, что является очень важным в условиях угрозы экологического кризиса. Внедрение и развитие логистических систем управления на предприятиях нуждается в ориентации на новые концепции управления отходами. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости внедрения реверсивной логистики в условиях предприятия. Внедрение реверсивной логистики в деятельность отечественных предприятий позволит минимизировать расходы на процесс прохождения потоков отходов с одновременной поддержкой необходимого уровня экологической безопасности деятельности предприятий, что является одним из важнейших требований в условиях внедрения на предприятиях интегрированных систем управления качеством.
Реверсивная логистика - современная концепция управления отходами предприятий как потоками ресурсов, с учетом экономических и социальных аспектов эффективности этого управления, процесс возвращения товарно-материальных ценностей (изъятые товары, упаковка и отходы, которые подлежат вторичной переработке и рециклингу) от потребителя к производителю.
Однако на текущем этапе существует проблема определения возвратной логистики как важной составной части общей логистики. Она заключается в следующем: до сих пор отечественными исследователями не выработано четкого представления о том, что же следует понимать под «возвратной логистикой». Причина заключается в том, что словосочетание «reverse logistic» с английского языка можно перевести по-разному:
· реверсивная логистика;
· возвратная логистика;
· обратная логистика.
В зависимости от перевода устанавливается область научных знаний, к которым применяется данное определение. Так, в одной из статей журнала «Reverse Logistic Magazine» возвратная логистика определена как «процесс планирования, осуществления и контроля эффективности движения потоков сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и сопутствующей им информации от точки потребления до точки происхождения с целью уценки или правильной утилизации. Действия по переработке и восстановлению также могут быть включены в понятие возвратной логистики. Возвратная логистика - это больше чем многоразовая тара и упаковочные материалы, отправляемые на повторную переработку. Изменение способа упаковки с целью уменьшения затрат упаковочного материала или снижения затрат энергии и загрязнений от транспортировки являются важными направлениями деятельности, но они могут представлять второстепенную задачу в общей массе проблем, решаемых возвратной логистикой».
Логистика возвратных потоков также включает удаление и переработку отходов материалов, возникающих при процессах производства, дистрибьюции или упаковки. Если отходы материалов нельзя использовать для выпуска других продуктов, от них следует так или иначе избавиться. Если побочные продукты можно повторно использовать или переработать с пользой, логистика занимается их отправкой в места, где они подвергаются таким процессам. Часто эти задачи или виды деятельности передаются компанией по контракту третьим сторонам.
Основными задачами реверсивной логистики являются:
· использование специализированного транспорта при перевозке отходов;
· минимизация затрат на перевозку отходов от мест сбора к местам утилизации и/или захоронения, в частности, благодаря оптимизации транспортных маршрутов;
· оперативная утилизация отходов, которые могут быть повторно использованы;
· своевременное удаление, обезвреживание и захоронение отходов, которые не могут быть утилизированы;
· минимизация расходов на сбор, хранение, обработку, перевозку, а также удаление, обезвреживание и захоронение отходов;
· минимизация вредного влияния на окружающую среду и здоровье населения всех составляющих обращения с отходами.
К основным функциям реверсивной логистики относятся:
· организация сбора отходов;
· организация хранения отходов, а при необходимости - их обработка; организация перевозки отходов;
· организация процесса утилизации отходов;
· управление процессом утилизации отходов;
· организация удаления, обезвреживания и захоронения отходов, которые не подлежат утилизации; контроль влияния на окружающую среду и здоровье человека отходов и связанных с ними процессов управления.
Реверсивная логистика включает движение следующих основных материальных потоков:
· движение возвратных отходов, т.е. отходов, которые перерабатываются или повторно используются, в результате чего предприятие получает дополнительную прибыль. Например, повторное использование спирта;
· движение отходов, которые утилизируются с получением определенных видов продукции. Это, прежде всего, стеклянные и пластмассовые бутылки и флаконы, бумага и т.д.;
· движение отходов, не пригодных к утилизации.
Схема возвратных потоков в пределах типовой цепи поставок представлена на рис. 2.

Рисунок 2 - Логистика возвратных потоков в пределах типовой цепи поставок
Примечание - Источник .

Для реализации концепции рециклинга нужно решать несколько проблем: как способность продукта к неоднократному использованию может добавить стоимость; какие потребуется создать каналы в сети поставок, распределения и обратного движения материалов; как рециклинг повлияет на выбор материалов для упаковки продукта.
Следует отметить, что для эффективной организации логистической схемы утилизации отходов особое значение приобретает управление информационным потоком, включающим данные об образовании отходов, местах их скопления, необходимости в определенных видах вторсырья на предприятиях и др.
Таким образом, широкомасштабная переработка отходов возможна при условии создания соответствующей инфраструктуры, к которой относится логистическая схема как целостная интегрированная хозяйственная система сбора, складирования, сортировки, сертификации и идентификации, реализации, утилизации и рециклинга с элементами соответствующего обслуживания: информационного, маркетингового, транспортного, коммерческого.

1.2 Отходы как вторичные материальные ресурсы
Отходы как объект управления и государственного регулирования, с одной стороны, загрязняют окружающую среду, а с другой - являются вторичными материальными ресурсами (ВМР). При этом главное свойство отходов как ВМР - постоянное «воспроизводство», что дает основания классифицировать их как одну из разновидностей возобновляемых материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
Образование отходов
В 2013 г. в Беларуси образовалось 40,3 млн т отходов про­изводства, что на 1,3% меньше, чем в предыдущем году (рис. 3). Такая тенденция характерна для отходов производства в последние три года и обусловлена главным образом уменьше­нием годового выхода галитовых отходов и шламов галитовых гли­нисто-солевых на ОАО «ПО «Беларуськалий». Их объем в 2013 г. составил 22,15 млн т (в 2012 г. и 2011 г. - 25,5 и 28,9 млн т соот­ветственно). Несмотря на то, что доля этих отходов снижается, они все еще составляют более половины (55%) от общей массы обра­зующихся в стране отходов. Наряду с галитовыми отходами наи­более значительные объемы образования крупнотоннажных отхо­дов приходились также на фосфогипс - 657,5 тыс.т и вскрышные породы - свыше 5,0 млн т.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 3 - Динамика образования отходов производства в 2005-2013 гг.
(по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь)
Примечание -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, сущность и виды материальных запасов. Оценка эффективности управления запасами. Характеристика предприятия ОАО "Автоагрегат" и управление материальными запасами на нем с учетом методов логистики. Совершенствование системы управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Организация материальных потоков. Экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков. Оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции. Технология производства и переработка экспортной продукции в морском порту.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2014

    Сущность и роль запасов материальных ресурсов; методы нормирования, система контроля уровня запасов. Методика проектирования эффективной системы управления запасами. Процесс управления запасами материальных ресурсов ООО "АВГОР", пути совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2012

    Основная характеристика предприятия ООО "Завод-Новатор". Описание материальных потоков логистической системы фирмы. Обоснование потребностей в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики. Разработка стратегии управления запасами организации.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Теоретические основы управления маркетингом при взаимодействии с логистическими подразделениями на предприятии и аспекты взаимодействия маркетинговой и логистической служб. Рекомендации по логистической оптимизации управления современным предприятием.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2011

    Составляющие экономического эффекта от интеграции функций логистики и маркетинга в процессе управления организацией. Анализ управления движением материалов и разработка рекомендаций по оптимизации логистической системы на основе управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2011

    Основные положения теории управления запасами. Планирование ресурсов и управление запасами. Виды систем управления запасами. Управление товарными запасами. Пути увеличения прибыли торговой фирмы. Оптимальный размер заказа.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2004

Целью логистики является обеспечение товарами в нужном количестве, в нужном месте в нужное время. Интерес и актуальность к дисциплине «логистика» резко возросли. Это обусловлено возможностями в повышении продуктивности функционирования систем, которые производят материалы. Она позволяет значительно сократить интервал времени между приобретением материалов и поставкой потребителю уже готового продукта, помогает сократить материальные запасы, повышает сервисный уровень, ускоряет процесс приема информации.

Материалообеспечивающая цепь промышленного предприятия наряду с закупкой включает такие звенья как доставку, формирование и поддержание запасов материальных ресурсов в подразделениях для обеспечения заданного ритма производства. Координацию движения закупленных материальных ресурсов до предприятия и внутри него в рамках менеджмента материальных ресурсов осуществляет материалообеспечивающая логистика.

Логистическая система управления материальными ресурсами (ЛСУМР) – это регламентированная нормативными документами совокупность взаимосвязанных организационных, технических, экономических, социальных мероприятий, методов и средств, служащих постоянному повышению эффективности производства. Системное единство ЛСУМР с действующими в фирме системами обеспечивает общая цель их функционирования – повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции за счет своевременного обеспечения предприятия всеми необходимыми материальными ресурсами и рационального их использования с целью ежегодного обеспечения прироста продукции за счет сэкономленного металла. Цели ЛСУМР достигаются путем: усиления опережающих темпов роста результатов производства по сравнению с затратами на него; оптимизации удельных объемов используемых ресурсов; обеспечения нормативного уровня качества ресурсов; поддержания и повышения технического уровня и качества продукции, внедрения ресурсосберегающих конструкций и прогрессивной технологии; сокращения отходов и потерь сырья и материалов на всех стадиях их обработки, хранения, транспортирования и максимально возможного использования возвратных ресурсов; совершенствования хозяйственного и коммерческого механизма управления ресурсами, установления ответственности за достижение целей системы; Структура системы включает объекты, органы и средства управления(рисунок1)

Рисунок 1 – Логистическая система управления материальными ресурсами

Материально-техническое обеспечение предприятий направлено на обеспечение сокращения издержек производства и создание условий для бесперебойного процесса производства. Оно предполагает решение следующих задач:

1)обеспечение доставки материалов на каждое рабочее место;

2)поддержание запасов на предприятии на оптимальном уровне.

Решение этих задач требует применения логистических подходов для эффективного материально-технического снабжения предприятия.

Логистика охватывает все виды деятельности по перемещению материальных ресурсов во времени и в пространстве. Функции логистики реализуются на всех стадиях производства и движения материальных ресурсов. Поэтому разделяют логистику производства, снабжения и сбыта. Логистика снабжения и сбыта охватывает не вопросы внутрипроизводственного перемещения материалов, а в значительной мере движение материальных ресурсов вне предприятия. Поэтому функции логистики тесно переплетаются с другими функциями по обеспечению движения материальных потоков. Логистика выполняет комплексную функцию и представляет собой самостоятельную область, охватывающую проблемы физического перемещения материальных ресурсов во времени и в пространстве на всех стадиях деятельности предприятия.

Источники:

1)Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2000. - 200 с.

2) Решетник М., Шумаев В. Информационная система предприятия: логистические принципы построения // Конъюнктура товарных рынков. – 2005. – № 1-2. – С. 121-126.

3) Цверов, В.В. Теория и методология логистического подхода к обеспечению материальными ресурсами предприятий промышленности и транспорта: монография /В.В. Цверов, М.Н. Дмитриев, В.Я. Захаров. - Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008. -10,52/5,26 п. л.

В настоящее время термин логистика стал активно употребляться в экономической деятельности. Прочно укоренился термин логистика в хозяйственной деятельности на микро и макро уровнях.

Логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Логистика проникая во все сферы деятельности предприятия охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также, связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления.

Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, рациональнее осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, рациональнее стали осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства.

Благодаря соблюдению всех этих условий, предприятия, перешедшие на систему организации производства по принципам логистики, стабильно обеспечивают конкурентоспособность. Это своевременное завоевание новых рынков сырья, материалов и товаров. Это удобная доставка продукции, ее упаковка, если необходимо, то инструкции по использованию продукции, предоставление гарантии.

В связи с быстрыми изменениями рыночных условий предприятия, перешедшие на логистическую организацию имеют преимущественную возможность адаптации системы к условиям окружающей среды.

Логистика оборота вторичных ресурсов

Цели и задачи развития рынка вторичных ресурсов

Рынок вторичных ресурсов по своему типу относится к товарным рынкам и хотя имеет ряд особенностей, должен развиваться, главным образом, на основе саморегулирования и частного предпринимательства.

Целями развития рынка вторичных ресурсов являются формирование и поддержание устойчивого спроса потребителей вторичных материальных ресурсов и обеспечение стабильной реализации их предложения поставщиками.

Роль государства в формировании и развитии рынка вторичных ресурсов заключается в создании нормативно-правовых, экономических и организационных условий для эффективного вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, обеспечении свободной конкуренции хозяйствующих субъектов, контроле за соблюдением всеми участниками рынка экономического правопорядка, защите их прав и экономических интересов.

Концепция исходит из того, что определенная в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию задача – удвоение внутреннего валового продукта в течение ближайших десяти лет - будет решена преимущественно за счет увеличения отечественного товарного производства в натуральном выражении, а рост производства будет сопровождаться ростом уровня жизни населения.

Исходя из основных целей развития рынка вторичных ресурсов и с учетом международного опыта, представляется необходимым решить следующие основные задачи:

Определить и обосновать принципы и инструменты регулирования в области использования вторичных ресурсов в отраслях промышленности и регионах страны, а также меры поддержки использования и развития прогрессивных технологий и оборудования для сбора, переработки и транспортировки отходов;

Выработать и обеспечить условия для комплексной переработки сырья и материалов, экономии первичных материальных ресурсов в основном производстве за счет их замены соответствующими вторичными материальными ресурсами;

Совершенствовать нормативно-правовую базу для развития организационно-производственной инфраструктуры рынка вторичных ресурсов и привлечения в эту сферу предприятий малого и среднего бизнеса с перспективой создания на ее основе отрасли по сбору и переработке отходов производства и потребления в товарную продукцию;

Определить номенклатуру отходов производства и потребления, подлежащих использованию в первоочередном порядке в качестве вторичных материальных ресурсов;

Разработать региональные концепции и программы развития и мониторинга региональных рынков вторичных ресурсов.

Реализация этих положений позволит:

Стимулировать приток инвестиций в сферу обращения с отходами;

Увеличить объем производства товаров, изготовленных из отходов или с их использованием;

Уменьшить потери сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, выводимых в настоящее время из хозяйственного оборота с отходами производства и потребления, и тем самым повысить эффективность использования природного сырья;

Создать более благоприятные условия для расширения сырьевой базы экономики, в том числе для замещения импортных поставок некоторых видов сырья, природные ресурсы которых в России ограничены или отсутствуют;

снизить уровень загрязнения отходами окружающей природной среды;

Создать новые рабочие места, в первую очередь на предприятиях малого и среднего бизнеса;

Расширить взаимодействие с зарубежными странами в области сбора и переработки отходов производства и потребления;

Обеспечить выполнение экологических требований, связанных с предстоящей интеграцией Российской Федерации в мировое и европейское экономические сообщества.

Основные направления мер, содействующих развитию рынка вторичных ресурсов

Совершенствование и развитие инструментов регулирования в области использования вторичных ресурсов включает в себя:

1. Нормативно-правовое обеспечение последовательной реализации на территории Российской Федерации принципа ответственности производителя и/или собственника за сбор и переработку своей продукции после ее использования.

Последовательность реализации названного принципа предполагает: первоначальное установление уполномоченными органами и последующее расширение ими перечня продукции, на которую распространяется принцип; определение механизма, нормативов сбора, переработки и рециклинга, сроков реализации и мер ответственности производителя за использование своей продукции (например, введение санкций, установление нормативов и т.п.).

По аналогии с европейскими странами первоочередными видами продукции, на которые возможно распространение принципа ответственности производителя, могли бы стать автотранспортные средства, тара и упаковка (металлическая, полимерная, стеклянная, картонно-бумажная), моторные масла, товары народного потребления, содержащие вредные вещества (ртутьсодержащие лампы, аккумуляторы и др.).

2. Совершенствование механизма экономического стимулирования использования отходов в качестве вторичного сырья.

3. Формирование спроса на вторичные ресурсы и продукцию, изготовленную из вторичных ресурсов или с их использованием, в том числе путем установления ограничений и стимулов, побуждающих к использованию вторичных ресурсов взамен первичных.

4. Применение механизма залоговой стоимости для стимулирования сбора, переработки и утилизации некоторых видов продукции после использования.

5. Развитие региональных рынков вторичных ресурсов с учетом специфики образования и обращения с отходами потребления (в первую очередь с ТБО).

6. Информационное обеспечение субъектов предпринимательской деятельности (создание баз данных по источникам образования вторичных ресурсов; по нормативно-правовому обеспечению их сбора, заготовки и переработки; по прогрессивным технологиям и оборудованию для переработки вторичных ресурсов; по предприятиям, осуществляющим заготовку и переработку вторичного сырья, а также по сопряженным вопросам).

7. Совершенствование форм федерального государственного статистического наблюдения за сбором и использованием отходов производства и потребления, введение статистического наблюдения за рынком вторичных ресурсов.

8. Введение стандартизации и сертификации отходов, а также сертификации технологий и оборудования по их переработке.

9. Подготовку кадров для работы на рынке вторичных ресурсов.

4. Ожидаемые результаты развития рынка вторичных ресурсов

Реализация государственной политики по развитию рынка вторичных ресурсов позволит обеспечить следующие социально-экономические преимущества:

Рост уровня использования невостребованных в настоящее время вторичных ресурсов, в том числе полимерных отходов, изношенных шин, отработанных моторных масел, выведенных из эксплуатации аккумуляторов, макулатуры, зол и шлаков ТЭС, металлургических шлаков, древесных отходов и др.;

Увеличение доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции (стали, картонно-бумажной продукции, продукции из полимерных, текстильных и древесных материалов, нефтепродуктов, строительных материалов);

Дополнительную экономию сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов;

Снижение уровня загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления;

Создание новых рабочих мест;

Создание более благоприятных условий для взаимодействия с зарубежными странами в области сбора и переработки отходов.

Аутсорсинг в логистике

Словосочетание "логистический аутсорсинг" обозначает приобретение у третьей стороны услуг по управлению запасами, транспортировке товара, его складированию и всем связанным с этими операциями бизнес-процессам.

Скорее всего, логистический аутсорсинг - ровесник, как минимум, колесу. Его первооткрывателем, вероятно, был один из наших предков-землепашцев, который попросил соседа - владельца телеги, доставить торгующей на базаре жене еще один мешок злаков.

Когда же землепашцу надоело держать мешки с зерном у себя дома и он доверил владельцу телеги не только возить их на базар, но и хранить в своем, то бишь соседском, амбаре, возникла вторая (после транспортной) главная составляющая логистического аутсорсинга - складская. В дальнейшем сосед землепашца, который стал первым в истории логистическим оператором, начал совершенствовать свой бизнес. Следуя на базар и отправляя по пути почтовых голубей с записками для землепашца ("Проехал мимо Кривой скалы, разбойников не было"), он дополнил транспортную и складскую составляющие еще одной - информационной. Когда же он привез землепашцу деньги, вырученные же`зй этого землепашца на базаре, то взял на себя еще и часть финансовых потоков.

С тех пор принцип действия логистического оператора остается неизменным - клиенту предоставляется не одна какая-то услуга, а целый комплекс услуг.

Кому необходим логистический аутсорсинг?

Во-первых, компаниям, которые хотят расшириться, к примеру, вырасти с регионального уровня до национального уровня покрытия. Понятно, что в аутсорсинге логистики нуждаются, прежде всего, фирмы, представляющие малый и средний бизнес. Оборот крупных компаний, как правило, позволяет их владельцам иметь собственные логистические подразделения. Но не все так однозначно. Логистический аутсорсинг необходим в первую очередь растущим компаниям, в которых затраты времени на организацию внутренней логистики становятся все более существенными. Все признают, что если фирма начинает увеличиваться, она становится бюрократически неповоротливой, а при достижении определенного порога численности работников количество необходимых инструкций, порядков, контролей и контролей над контролями начинает расти в геометрической прогрессии.

Во-вторых, логистический аутсорсинг нужен тем крупным компаниям, которые понимают, что могут достигнуть максимальной эффективности только путем снижения себестоимости продукции. "Собственная" логистика чаще всего ложится тяжким бременем на себестоимость. Логистическую службу, включая автопарк и склады, приходится содержать круглый год, независимо от того, загружена ли она.

Кроме того, в силу специфики деятельности "родные" логистические службы иногда начинают играть роль внутреннего локального монополиста, который может потребовать за свои услуги больше, чем они стоят на рынке. Предприниматели признаются, что когда логистическая служба, включая автопарк и склады, является одним из структурных подразделений компании, отследить реальную стоимость ее услуг практически невозможно.

В-третьих, внешний логистический оператор во многом может облегчить жизнь тем отечественным производителям, чья деятельность основана на импорте-экспорте сырья, комплектующих и конечной продукции. Причем речь идет о полном комплексе услуг доставке до и от границы; таможенном оформлении грузов; предоставлении складских помещений и даже поддержании в них, по поручению клиента, определенного уровня сырьевых или товарных запасов.

Что сегодня могут делать логистические компании?

Логистическая компания берет на себя обязательства по доставке клиентам грузов из или в "любую точку мира". При этом часто используют "интермодальные перевозки", т.е. системы доставки грузов через несколько государственных границ несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу. Участие грузовладельца в этом процессе ограничивается лишь заключением договора с логистической компанией.

Логистическая компания занимается таможенным оформлением грузов клиентов. Одно дело, когда с таможней и таможенным законодательством несколько раз в месяц один на один оказывается таможенный брокер (которого во многих случаях было бы правильнее называть "таможенным курьером"), представляющий интересы грузовладельца. И совсем другое дело, когда таможенным оформлением занимается специальная фирма, непрерывно работающая с этой государственной службой. К примеру, на терминале одной из крупнейших российских логистических компаний, где нам удалось побывать, ежедневно постоянно находятся около 20 офицеров таможни.

Логистическая компания принимает грузы клиентов на ответственное хранение на своем складе (складах).

Обычно логистическая компания не просто хранит грузы клиентов на своих складах, но и оказывает услуги по их консолидации (накоплению), комплектации партий, упаковке, бракеражу (проверке на брак), наклейке этикеток, выписке счетов, ведению учета и пр.

И, наконец, в любой момент логистическая компания предоставляет своим клиентам информацию об их грузе, независимо от того, в пути он или на складе (где находится груз, что с ним происходит и т.д.).

Развитие логистического аутсорсинга

Поле деятельности, которое можно "распахивать" с помощью логистического аутсорсинга, этим не ограничивается.

Во-первых, можно активно заниматься организацией и передислокацией (в случае необходимости) региональных складов.

Складскую проблему надо решать так же, как и проблему с офисами. Появление компаний, которые строят офисные здания и сдают их в аренду, делает фирмы очень мобильными. Принятие стратегических решений "не привязано" к помещениям. Сегодня мы снимаем офис площадью 500 кв. м, завтра - переезжаем в другой город и арендуем там 1000 кв. м, послезавтра наша стратегия меняется, и мы арендуем в 5 городах 5 офисов по 100 кв.м.

Во-вторых, можно повышать качество складского обслуживания (в том числе за счет оборудования склада современными информационными системами) и подготовки кадров.

Совершенно очевидно, что у предпринимателя, для которого склад - просто место для хранения и перевалки продукции, и у логистической компании, для которой складская работа - это основной бизнес, совершенно разные шансы правильно организовать соответствующее "действо".

В-третьих (а для кого-то, может быть, во-первых), можно снять остроту проблем, связанных с контролем и ответственностью.

Постоянный контроль за собственной службой логистики, - по мнению большинства менеджеров компаний, - дело безнадежное. Если только логистика не является хобби руководителя предприятия. Но чаще всего руководитель понимает, что для нормальной работы компании он должен сосредоточиться на своей главной задаче. Кроме того, даже если "свой" логист допустит ошибку, которая обойдется фирме в тысяч, деньги все равно не вернешь. К сожалению, такова объективная реальность.

Иное дело - аутсорсинг, когда есть четкий контракт, в котором обусловлено, что в течение такого-то времени такой-то груз должен быть доставлен в город N. За просрочку - штрафные санкции. Это очень просто проконтролировать.

Нынешние требования западных производителей и развитых дистрибьюторских компаний к своему складскому оператору кратко и упрощённо можно сформулировать следующим образом: "Вы для меня должны быть черным ящиком. Машина пришла - машина ушла, а что происходит внутри, меня не интересует. Я для того и покупал вашу услугу, чтобы мне не нужно было приезжать на склад и контролировать его работу".

Цена на услуги логистического аутсорсинга

Менеджеры по логистике многих промышленных и торговых компаний говорят, что "внешние" услуги обходятся слишком дорого. Фирме выгоднее пользоваться своим автотранспортом или привлекать в качестве перевозчиков авто-транспортных предриятий (АТП). Сотрудники логистических компаний воспринимают подобные тезисы спокойно.

Во-первых, трудно ожидать объективности от людей, чей кусок хлеба в случае использования фирмой аутсорсинга логистики может усохнуть.

Во-вторых, между услугами АТП и логистической компании есть одна существенная разница. Если логист, с которым у фирмы заключен контракт, предоставил машину не вовремя или не предоставил ее вообще и сорвал поставку, он должен уплатить штрафные санкции. С АТП все обстоит иначе (особенно если не было предоплаты, а так обычно и бывает). У них разная степень обязательности по отношению к клиенту.

В-третьих, по мнению логистов, цена соответствует уровню сервиса. Например, услуги специалистов по таможне и отслеживанию внешнеэкономических грузов просто не могут стоить дешево.

В-четвертых, как сказал руководитель одной из логистических компаний: "У нас есть клиенты, которые заключают разовые, годичные и трехгодичные контракты, и понятно, что первым услуги обходятся дороже".

Вот пример крупной компании с четко организованной логистической службой, включающей склады, распределительные центры, автопарк. Эта служба обслуживала несколько десятков поставщиков и более 100 расположенных в европейской части России розничных предприятий. Директор по логистики этой компании сам предложил руководству фирмы в течение ближайших лет перейти на логистический аутсорсинг.

Получается, директор по логистике сам инициирует предложения, которые фактически могут оставить его без работы?

Ответ отражает реалии сегодняшнего дня и менеджер, заинтересованный в развитии компании, предлагает решение, которое может дать новый толчок развития: "Если, согласно трем нашим расчетам, логистический аутсорсинг позволит компании работать более эффективно, то об этом необходимо говорить. Например, вокруг нас сейчас находятся люди. Каждый из них знает, что дважды два - четыре. Какой смысл скрывать очевидные вещи? Существует бизнес, существуют законы, по которым он работает, и эти законы необходимо соблюдать, иначе - стагнация, тупик, смерть".

Логистический Аутсорсинг - применение для Вашего бизнеса

Концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые фирма может доверить внешнему партнеру.

Все процессы,которые не относятся к основным видам деятельности,необходимо оценить с точки зрения возможностей для их аутсорсинга.

Целесообразность перехода фирмы на аутсорсинг

Есть желание или необходимость сосредоточиться на том, что компания хорошо умеет делать (на основной деятельности);

У руководства компании созрело понимание, что надо изменять бизнес, но понимания как менять, не возникло;

Появились новые идеи, и надо привести компанию в состояние, в котором можно начинать реализацию этих идей;

Ощущается дефицит управляемости в организационном развитии. Организационный порядок отстает от бизнеса,его эффективности и темпов роста;

Есть желание получить компетенцию наиболее высокого класса;

Возникло желание использовать наиболее интересный опыт, причем комплексно;

Существует направленность на высокие технологии, в том числе в аспекте организационного развития;

Есть необходимость быстрого и качественного проведения изменений, снижение продолжительности технологических процессов;

Возникла потребность в сокращении издержек от затрат на развитие;

Желание перевести второстепенные затраты из постоянных в переменные;

Фирма по аутсорсингу более мотивирована на повышение эффективности в работе, чем собственные подразделения компании. Она несет прямую финансовую ответственность за качество выполняемых работ и дает юридическую гарантию.

"Не надо большого оклада - достаточно маленького склада” (Лозунг советских кладовщиков)

Препятствия на пути перехода к аутсорсингу:

Утраты контроля;

Доверить постороннему коммерческие тайны;

Отсутствие общих знаний о принципах аутсорсинга в ходе развития бизнеса;

Сокращение персонала;

Производитель или дистрибутор с целью достижения успеха на рынке должен получать глобальное логистическое обеспечение, поскольку только это может реально снизить расходы и сократить путь товара от производителя к потребителю.

Склады являются одним из главных звеньев в процессе дистрибуции, поэтому их качество и методы складирования имеют непосредственное влияние на пунктуальность поставок клиентам и качество поставляемых продуктов.

Список используемой литературы

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

2. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2000.

6. http://www.calm.kz/old/calm210


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник