24.07.2019

Понятие финансовых ресурсов, их классификация. Направления финансовых ресурсов. Несбалансированность бюджета проявляется в


По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы - это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

В 1960-1990-х гг. доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла до 35-50% и более. Накануне Первой мировой войны (1914-1918) она составляла 9-18%.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. В XIX в. в условиях жесткой производственной эксплуатации широкие народные массы несли и основное бремя финансовой эксплуатации.

Гигантское развитие производительных сил в XX в., особенно во второй его половине, научно-технический прогресс, расширение функций государства, демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловили существенные изменения/в сфере государственных финансов - значительная часть мобилизуемых правительством средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Прежде всего это крупная доля средств, направляемых на социальные пели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. В ряде стран, например, в Великобритании, было национализировано здравоохранение и создана Национальная служба здравоохранения. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.

Однако рост социальных расходов не означает, что перераспределительные процессы осуществляются только в интересах трудящихся масс. В ведущих капиталистических странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, страховые компании, банковские монополии, акционерные общества и др.

Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социатьные расходы выше.

В СССР послевоенный период характеризовался высоким уровнем расходов на военные цели, неэффективным использованием средств на финансирование народного хозяйства, остаточным принципом финансирования социальных затрат.

Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и через цены и кредит. Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса. В 90-е годы в условиях гиперинфляции в Российской Федерации произошел резкий рост цен и перераспределительная функция цены усилилась. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем оказывают воздействие на воспроизводство.

Финансы и кредит. Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит - взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. В Российской Федерации кредитные ресурсы привлекаются для покрытия бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты.

Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них. Если финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости, то кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

Функции финансов. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

§ с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

§ наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

§ перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение.непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

3. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

4. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Финансовый механизм. Функция финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Важный элемент финансового механизма - финансовое планирование, которое прежде всего относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях:

1) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

§ первый год - это год, на который составляется бюджет;

§ следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана служит бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации”

(Финансовый университет)

Кафедра: «Финансы»

Дисциплина: «Государственные и муниципальные финансы»

Реферат на тему:

«Финансовые ресурсы, резервы их роста в современных условиях»

Выполнила: студентка группы ФК3-4

Мудунова Эльмира

Проверила: Е.В. Чадина

Москва 2011

Введение

1. Финансовые ресурсы

2. Финансовые резервы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

финансовый ресурсы рынок распределение

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.Усовершенствование финансовых отношений - главное условие функционирования рыночной экономики. В условиях переходной экономики усиливается роль процесса привлечения и распределения финансовых ресурсов в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы финансовых взаимоотношений. Этим обусловливается актуальность рассматриваемой темы реферата. Являясь материальными носителями финансовых отношений, финансовые ресурсы оказывают существенное влияние на все стадии воспроизводственного процесса, приспосабливая, тем самым, пропорции производства к общественным потребностям.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации.

Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизводственной деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу практического реформирования переходной экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев, слоев.

В условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов, как на макроуровне, так и на уровне субъектов хозяйствования. Важность данного положения обусловлена тем, что финансы, являясь стоимостной категорией, оказывают существенное влияние на стадии воспроизводственного процесса в стране и это влияние тем более заметно и существенно на низовом уровне хозяйствования - предприятиях.

1. Финансовые ресурсы

Под термином «финансовые ресурсы» в настоящее время понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. -- М.: Финансы и статистика, 1992. -- Стр. 10, 35. .

Поскольку финансы - это денежные отношения, то под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и других видов ресурсов. Можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Финансовые ресурсы - это не вся сумма денежных средств, используемых государством, юридическими и физическими лицами. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и прочее.

Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. Только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или субъектов власти и обслуживают процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от части денежных доходов и накоплений населения, не вовлеченного в процесс общественного воспроизводства.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования и субъектов власти можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления. Финансовые ресурсы всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации функций возложенных на него. Без наличия достаточных финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок.

Таким образом, финансовые ресурсы государства - это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

1.1 Источники и виды финансовых ресурсов

Источниками формирования финансовых ресурсов будут являться стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств, средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.д. Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в пе-риоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника го-сударственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовые источники делятся на:

1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);

2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов -- стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M -- основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по трем направлениям:

1) налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

2) страховые платежи;

3) прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.).

Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408с.

Элемент М -- прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности.

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Объем финансовых ресурсов, в первую очередь, зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов.

Видами финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления являются:

налоговые платежи (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

неналоговые платежи (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

другие поступления и отчисления (безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней и т.п.).

Важнейшие направления расходования государственных финансовых ресурсов являются: государственные инвестиции; содержание государственного аппарата; оплата государственных заказов; финансирование бюджетных организаций и учреждений; расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долгов, государственные дотации, субсидии, субвенции; взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам; затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др. расходы, определяемые федеральными законами, законами субъектов федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год.

На состав источников финансовых ресурсов организаций будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и прочее.

Финансовые ресурсы выступают средством обеспечения производственной деятельности организации, фактором его производства или источником воспроизводственного процесса. Данное положение основано на том, что основная цель организации - производство материальных благ для удовлетворения общественных подробностей. Поэтому основной функцией финансовых ресурсов, реализующей их назначение в организации является производственная. От эффективности и непрерывности производственной деятельности организация во многом зависит поступление собственных финансовых ресурсов, являющихся основой его деятельности, а, значит, темпы экономического развития хозяйствующего субъекта и социальное благополучие работающих.

Вместе с этим, вполне очевидно, что не все финансовые ресурсы обслуживают производственную сферу организации. И это вполне очевидно, ведь коль речь идет о воспроизводственном процессе (длящемся во времени), то у организации возникают определенные обязательства перед финансово-кредитной системой, работниками. Поэтому часть ресурсов отвлекается в непроизводственную сферу организации и выполняет непроизводственную функцию: резервный капитал, фонд накопления, потребления и т.д. Возникновение этой функции обусловлено обязательствами организации, необходимостью расширения своей деятельности. Роль этой функции не менее важна, так как от того, насколько своевременно и в полном объеме будут выполняться обязательства организации, зависит и ее производственная деятельность.

Часть финансовых ресурсов организации для обеспечения ликвидности должно держать в налично-денежной форме или же в фондах и резервах, не приносящих дохода. Эта часть ресурсов выполняет потребительную функцию. Эта функция, в отличие от инвестиционной, не создает прибавочную стоимость.

Следует отметить, что чем больше ресурсов участвует в прибыльном обороте, тем эффективнее вся производственно-хозяйственная деятельность организации, а, следовательно, реализуется механизм воспроизводства экономического роста.

Финансовые ресурсы коммерческих организаций - это де-нежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, обеспечения социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации, относятся: выручка от реализации продукции, работ и услуг; выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.д.);внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);доходы от операций на финансовом рынке; бюджетные средства; средства, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур и т.д.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), прибыль от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся: взносы учредителей и членские взносы; доходы от оказания платных услуг; доходы от предпринимательской деятельности; бюджетные средства; безвозмездные перечисления физических и юридических лиц; прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций могут выступать бюджетные средства, безвозмездные перечисления, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с выплатой заработной платы служащим, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по эксплуатации помещения, выплата арендной платы и т.д.

Кроме организаций, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и граждане-предприниматели, действующие без образования юридического лица, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов предпринимателей без образования юридического лица выступают личные сбережения и доходы, полученные предпринимателем в результате осуществления хозяйственной деятельности. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.д.

1.2 Формы использования финансовых ресурсов

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Источником финансовых фондов являются финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, поэтому используются они только на нужды расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование и другие общественные нужды.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов. Финансы: Учебник. / Под ред. проф. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.

Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

2. Финансовые резервы

Финансовые резервы - сознательно обособляемая часть финансовых ресурсов, то есть часть денежных доходов, накоплений и поступлений, формируемых у субъектов хозяйствования и органов государственной власти и местного самоуправления, которая предназначена для восполнения недостатка либо потери финансовых ресурсов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Финансовые резервы носят фондовый характер, то есть в реальной жизни функционируют в форме резервных фондов, что обусловлено необходимостью их целевого использования и предназначенные для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренных утвержденными финансовыми планами, либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченных финансовыми источниками из-за недопоступления запланированных доходов. Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования.

Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы.

Финансовые резервы подразделяются на: бюджетные, страховые, золотовалютные, резервные фонды хозяйствующих субъектов, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств. Эта классификация финансовых резервов обусловливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей; золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты; специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.

В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для:

1) осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно-финансовых планов - частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;

2) обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней - используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;

3) обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно-техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т.п.) - используются отраслевые фонды министерств и ведомств, резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, формируемые на федеральном и региональном уровнях;

4) покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и другими обстоятельствами - используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых резервов формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных, региональных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

3. Рост финансовых ресурсов в современных условиях

Рост финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социальных и других потребностей, предусматривается прежде всего за счет резкого сокращения расходов на оборону, управление, содержание убыточных предприятий, капитальных вложений; экономии государственных средств. Однако, сокращение государственных расходов может дать только кратковременный эффект. Под воздействием разнообразных причин политического, экономического и социального характера расходы государства постоянно возрастают. В связи с этим современная финансовая политика предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение постоянного роста финансовых ресурсов государства.

Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

В условиях самофинансирования государственный бюджет все более ориентируется на ускоренное повышение эффективности народного хозяйства и обеспечение на этой основе роста финансовых ресурсов, достижение устойчивого финансового состояния отраслей народного хозяйства страны. Это находит свое выражение в сокращении масштабов дотационного регулирования результатов производственно-финансовой деятельности предприятий, объединений и организаций. Размер покрываемых из бюджета плановых убытков снижается. Одновременно существенно возрастают расходы на развитие социальной сферы, делается упор на преодоление остаточного метода выделения ресурсов на эти цели. Все это является прямым следствием расширения сферы практического применения принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования в хозяйстве.

Особенностью внутрихозяйственного и аудиторского контроля коммерческой организации является его направленность на оценку эффективности принимаемых управленческих решений, а также выявление резервов роста финансовых ресурсов.

В современных условиях значительно возрастает значение контроля за эффективным использованием бюджетных ассигнований, открытием кредитов в меру действительной потребности финансируемых предприятий, объединений, учреждений и организаций с учетом имеющихся у них внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов.

Финансовое регулирование - воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других.

Рост финансовых ресурсов государства дает возможность теперь же поставить вопрос о дальнейшем облегчении налоговой тяжести некоторых категорий плательщиков государственных налогов. Подходя к этому вопросу с величайшей осторожностью, обусловливаемой общими интересами страны, неизбежным ростом государственных расходов на оборону страны, на удовлетворение культурных потребностей и хозяйственных нужд ее, партия считает, однако, по состоянию государственных финансов возможным и в интересах крестьянства необходимым остановить свое внимание в первую очередь на едином сельскохозяйственном налоге.

Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Финансовые ресурсы страны отражаются в сводном финансовом балансе, составляемом Министерством экономики РФ.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования условий.

В увеличении финансовых ресурсов повысится доля, связанная со снижением затрат, с улучшением качества продукции, обновлением ее ассортимента и с ростом объема производства. В настоящее время финансовые ресурсы часто возрастают за счет повышения цен. Признавая необходимость этого процесса в определенных условиях, нужно правильно его оценивать как источник дополнительных доходов. Связь между ростом финансовых ресурсов и повышением эффективности производства здесь весьма косвенная. Нужно усилить влияние роста эффективности производства на динамику финансовых ресурсов в народном хозяйстве. Вместе с тем от эффективного использования финансовых ресурсов в народном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.

Заключение

Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, финансовые ресурсы представляют собой денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование, то есть на возмещение выбытия основных фондов, обеспечение расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных нужд. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее.

Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. Следующий фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в совокупном общественном продукте- материалоемкости - является фактором, способствующим увеличению произведенного национального дохода- основного источника финансовых ресурсов. На рост финансовых ресурсов также влияет материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Чем выше удельный вес и темп развития производства товаров и услуг потребительского назначения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.

Значимость финансовых ресурсов обусловлена тем, что преобладающая их часть создается организациями сферы материального производства, а затем перераспределяется в другие звенья национальной экономики. В этой связи, становится очевидной роль государства, которое в современных экономических условиях, помимо общеизвестных, классических функций (обороны, управления и т.д.), должно обеспечить и условия наиболее эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов предприятий с целью стимулирования экономического роста, являющегося необходимым условием стабильного, независимого и экономически состоятельного общества. Именно поэтому в данной работе содержится попытка рассмотреть категорию «финансовые ресурсы» по всей вертикали ее проявления, начиная с категории «государственные финансовые ресурсы» и заканчивая «финансовыми ресурсами предприятия», ведь, именно на уровне организаций создается национальных доход, который в последующем перераспределяется в другие звенья экономики.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие финансовых ресурсов. Состав государственных финансовых ресурсов, источники формирования и направления их использования. Возможности роста государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений. Возможности роста внебюджетных фондов.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Формирование и использование финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне. Источники и направления использования финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне. Повышение эффективности формирования и использования финансовых ресурсов общества.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2008

    Теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Сущность финансовых ресурсов и источники их формирования в современных условиях. Роль финансовых ресурсов в обеспечении воспроизводственного процесса.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2010

    Государственные финансовые ресурсы. Использование финансов в общественном воспроизводстве. Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса. Использование финансов в системе платежно-расчетных отношений.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2008

    Общая характеристика и источники формирования финансовых ресурсов организации в современных условиях, их роль в производственной деятельности. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств ОАО "Чебоксарский агрегатный завод".

    курсовая работа , добавлен 13.01.2010

    Сущность и классификация финансовых ресурсов, особенности их формирования, использования и движения. Анализ факторов роста финансовых ресурсов, их влияние на финансовое состояние предприятия. Наиболее эффективные методы использования финансовых ресурсов.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Рациональное использование финансовых ресурсов. Экономическая сущность и порядок формирования финансовых ресурсов. Получение прибыли и амортизационные отчисления. Анализ наличия и движения финансовых ресурсов предприятия. Анализ амортизационного фонда.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2011

    Основные элементы и уровни финансовых ресурсов государства. Воздействие финансовых ресурсов на темпы экономического развития. Основные направления совершенствования финансовых ресурсов в условиях РБ. Денежная система и уровень жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2008

    Понятие, источники и рост финансовых ресурсов, их отличие от финансовых фондов. Функции финансовых ресурсов как проявление их сущности, распределение и источники финансирования. Изучение механизма управления финансами на предприятии на примере КГКП "КДП".

    курсовая работа , добавлен 28.09.2010

    Понятие и сущность финансовых ресурсов. Анализ источников их формирования в современных условиях, направления и механизмы использования на коммерческом предприятии. Проблемы повышения эффективности и пути совершенствования этой сферы на производстве.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Под финансовыми ресурсами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Субъектами, которые ими располагают, являются государство, органы местного самоуправления, предприятия, домохозяйства.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

Различают следующие виды финансовых ресурсов:
1) собственные средства;
2) мобилизационные средства;
3) средства, поступающие в порядке перераспределения.
Отдельные виды субъектов, располагающие финансовыми ресурсами, имеют свой особый состав финансовых ресурсов.

Собственными средствами являются: на уровне государства и органов местного самоуправления – доходы государственных и муниципальных предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности. На уровне хозяйствующих субъектов – прибыль. На уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии.
Мобилизационными средствами являются: на уровне государства – государственный кредит, эмиссия денежных средств, доходы от эмиссии ценных бумаг. На муниципальном уровне – муниципальный кредит и др. На уровне хозяйствующих субъектов – банковский кредит и др.
Средства, поступающие в порядке перераспределения , представлены: на уровне государства и муниципальных образований – обязательными платежами. На уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств – процентами, дивидендами по ценным бумагам. На уровне населения – поступлениями средств от кредитно-финансовых операций.
Как самостоятельное понятие существует категория «финансовые ресурсы страны», к ним относят часть ВВП, представленную: валовой прибылью экономики; отчислениями в государственные внебюджетные социальные фонды; налогами на производство и импорт; налогами с физических лиц; сбережениями домашних хозяйств и кредитами, полученными из зарубежных стран.

Финансовые ресурсы, напрямую определяя масштабы производства, нуждаются в системном внимании и контроле со стороны финансовых служб. Автор исследует возможности расширения источников финансирования предприятий как за счёт внутренних резервов производства, так и привлечения дополнительного капитала на финансовом рынке. В статье представлена систематизация факторов роста финансовых ресурсов предприятия в современных условиях, дана научная оценка формам и методам мобилизации финансовых средств, резервам извлечения дополнительных источников финансирования за счёт оптимизации производственных процессов.

В этой связи предприятие должно постоянно отслеживать возможности роста финансовых ресурсов, выявлять факторы их роста и способствовать их увеличению. Различают также экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста, классификация которой приводится на следующем рисунке 4.


Рисунок 4.Факторы роста финансовых ресурсов государства и предприятий

*примечание: http://www.globfin.ru

Финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой деятельности предприятия, которые во многом определяет её масштабы. Чем больше объём финансовых ресурсов, тем шире объём проводимых операций. Кроме того, наличие дополнительных источников финансирования позволяет осуществлять инвестиционную деятельность, финансировать мероприятия по социальному развитию производства.

Факторы роста финансовых ресурсов предприятия заключаются в оптимизации производственных процессов (внутренние источники) и расширении объёма располагаемого капитала (внешние источники).

Внутренние источники позволяют выявлять резервы повышения эффективности производства за счёт следующих мероприятий:

Повышение производительности труда;

Ускорение оборачиваемости оборотных средств;

Изыскание резервов снижения издержек и себестоимости;

Интенсификация производства;

Амортизационная политика;

Снижение налогооблагаемой прибыли счёт оптимизации налогообложения и др.

Важным источником роста финансовых ресурсов, позитивно влияющих на состояние финансовых ресурсов в целом, является реинвестирование прибыли. Реинвестирование прибыли осуществляется в том случае, если чистый доход акционерного общества направляется не на потребление (выплату дивидендов), а на развитие производства.

Позитивное значение данного источника определяется также тем, что он способствует росту собственного капитала предприятия, а значит – укреплению финансовой устойчивости корпорации в целом.



Устойчивое функционирование бизнеса определяется наличием прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов – чистого дохода, являющегося главным источником производственного развития предприятия и выплаты дивидендов акционерам. Кроме того, за счёт собственной прибыли формируются резервы, осуществляется социальное развитие, а также покрываются непредвиденные расходы.

Прибыль, направляемая на развитие, определяет способность организации к самофинансированию, т.е. к росту собственного капитала за счёт внутренних источников. Организация использует и другие источники инвестиций для развития – заёмные средства (кредиты и облигационные займы), выпуск новых акций. Особой формой финансирования является лизинг.

Однако привлечение средств с помощью этих источников возможно лишь при прибыльной работе предприятия в текущем и перспективном периодах. Это связано с тем, что как размещение акций и облигаций, так и получение кредита на развитие возможно лишь при наличии необходимого уровня прибыли.

При использовании заёмных средств на развитие уровень прибыли предприятия должен обеспечить стоимость обслуживания долговых обязательств (процентов по облигациям и использования кредитов), а также погашение стоимости облигаций и возврат кредитов. Привлечение указанных источников, с одной стороны, связано с соответствующими выплатами из прибыли и уменьшением чистого дохода компании. В то же время привлечение имеет смысл и цель лишь тогда, когда увеличивается прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты процентов и налогов.

При финансировании развития организации за счёт дополнительного выпуска акций должен предусматриваться необходимый уровень текущей и будущей прибыли не только для эффективного размещения акций, но и для выплаты по этим акциям дивидендов на уровне, обеспечивающем поддержку курса акций. Кроме того, из всех возможных источников развития бизнеса только прибыль предприятия является систематически воспроизводимым финансовым ресурсом. Остальные источники носят разовый характер (на определённом отрезке времени) и привлекаются для реализации конкретных финансовых решений.



Для предприятия – юридического лица – показателем эффективности является рентабельность активов (всего капитала). Уровень доходности (рентабельность) активов должен быть достаточным, чтобы обеспечить запланированный или ожидаемый уровень рентабельности собственного капитала, а также выплату процентов и налогов. Также различают классификацию факторов влиящию на эффективность финансовых ресурсов что отмечено на рисунке 5.



Рисунок 5. Факторы влиящию на динамику роста финансовых ресурсов

*примечание: Никитина, Н.В. Корпоративные финансы: Учебное пособие / Н.В. Никитина, В.В. Янов. - М.: КноРус,

С точки зрения собственников (акционеров) компании главным показателем является рентабельность собственного капитала, определяемая отношением чистой прибыли к собственному капиталу. По этому показателю можно судить, что получают владельцы капитала в виде дивидендов на акции и в виде возрастающей стоимости акционерного капитала фирмы.

Снижение доли собственного капитала влечёт за собой ухудшение финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятия. Кроме того, учитывая, что показатели собственного и заёмного капитала используются для расчёта рентабельности вложений в предприятие различных вкладчиков (собственников, кредиторов), можно предполагать, что искажение величины обязательств в совокупных пассивах отрицательно скажется на объективности показателей, характеризующих цену капитала. Тенденции к снижению нераспределённой прибыли могут свидетельствовать о падении деловой активности, что должно стать предметом особого внимания финансового менеджера или аналитика. Вместе с тем, при анализе структуры собственного капитала нужно иметь в виду, что величина нераспределённой прибыли во многом определяется учётной политикой предприятия. Очевидно, что прирост собственного капитала, связанный с переоценкой основных средств, и прирост капитала за счёт полученной чистой прибыли характеризуются по-разному с точки зрения способности предприятия к самофинансированию и наращиванию активов за счёт собственного капитала.

К внутренним факторам роста финансовых ресурсов предприятия относятся также финансирование за счёт оптимизации управления основными и оборотными средствами. Оптимизация основных средств может быть произведена в следующей последовательности:

Анализ степени использования оборудования с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности;

Избавление оустаревшего, неиспользуемого имущества путём его продажи;

Сдача в аренду неиспользуемых основных средств;

Перезаключение договора аренды при условии, что ваше предприятие использует арендованное здание.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств способствует расширению возможностей притока денежных средств без привлечения дополнительных ресурсов. Это позволяет за тот же момент времени получить больший объём прибыли за счёт увеличения оборотов производственного цикла. Ускорению оборачиваемости оборотных средств будет способствовать:

Создание стимулов для оплаты без отсрочки платежа;

Стимулирование инкассации дебиторской задолженности;

Анализ контрагентовположительной деловой репутацией, осуществляющих своевременную оплату поставки товаров;

Поиск современных методов инкассации дебиторской задолженности или перевода её в другие формы оплаты;

Сокращение объёмов производственных запасов;

Изыскание возможностей реализации залежавшихся запасов и готовой продукции. Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных факторов внешнего и внутреннего характера. К числу первых можно отнести сферу деятельности предприятия, отраслевые, масштабы предприятия и др.

В то же время следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности предприятия, в первую очередь, эффективностью стратегии управления его активами (или ее отсутствием).

Эффективная система взаимоотношения с покупателями подразумевает качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит, определение оптимальных кредитных условий, чёткую процедуру предъявления претензий, контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

Эффективная система администрирования подразумевает:

Регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объёму задолженности, срокам погашения;

Минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платёжных документов;

Направление платёжных документов по надлежащим адресам;

Аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;

Чёткую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Задача финансового менеджера – по возможности сократить срок цикла конверсии наличности, не нанося вреда операциям. Это значительно улучшит прибыльность предприятия, так как чем длиннее срок цикла конверсии наличности, тем выше потребность во внешнем финансировании, а оно имеет свою цену. Цикл конверсии можно сократить:

Путем сокращения периода конверсии запасов и сырья за счет их ускоренной обработки и продажи;

Путем сокращения периода инкассирования причитающихся средств за счет ускорения инкассирования;

Путем увеличения периода отсрочки по кредиторской задолженности.

Эти меры должны быть приняты, поскольку они дают возможность не увеличивать расходы и не снижать продажи.

Рост финансовых ресурсов предприятия возможен на основе увеличения его кредиторской задолженности. Особенности данного источника связаны с тем, что, по сути, он является бесплатным для предприятия. В этой связи, предприятия, как правило, стремятся к удлинению сроков оплаты своих обязательств. Меры финансового оздоровления предприятий, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности.

Рассмотрим основные пути увеличения финансовых ресурсов.

Все источники финансовых ресурсов направляемых на инвестиции можно разделить на такие виды как (рис. 1)/

собственные (принадлежащие предприятию, которые не нужно ни кому возвращать и как правило за них не нужно ни кому платить).

Эта группа может быть дополнительно разделена на внутренние ресурсы (возникающие внутри предприятия и привлеченные из вне (внешними).

заемные (их нужно вернуть через определенное время и за пользование ими обычно нужно платить). Эти ресурсы могут быть только привлеченными (внешними).

К собственным источникам относятся:

собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал;

отчисления от прибыли;

иные виды активов (основные фонды, земельные участки, нематериальные активы);

привлеченные средства в результате выпуска акций или иным образом полученные средства в уставной фонд;

средства, выделяемые вышестоящими организациями на безвозвратной основе;

благотворительные или иные аналогичные взносы.

К заёмным (внешним) источникам финансовых ресурсов относятся различные формы заемных средств, представленных на возвратной основе.

Рис. 1. Основные источники финансовых ресурсов предприятий

Внешние источники финансовых ресурсов

Внешними источниками покрытия потребности предприятия в ФР могут быть: контрагенты (коммерческий кредит и кредиторская задолженность, покупательский аванс); привлечение долгосрочных заемных средств от потенциальных партнеров (инвесторов) на основе предоставления бизнес-планов (авансирование); размещение облигационного займа; кредиты; льготное (в т.ч. и безвозмездное) государственное финансирование (рис. 2). Для предприятия выбор между перечисленными источниками определяется величиной платы за их использование в виде банковских процентов, платы за авансирование, пени за задержку платежа кредиторам или суммы по векселю, в которую кредитор включает проценты по товарной ссуде.

Поскольку, как правило, реализация инвестиционного проекта носит долгосрочный характер и требует формирования соответствующего инвестиционного бюджета, то использовать для финансирования инвестиций источники краткосрочных финансовых ресурсов весьма затруднительно и рискованно. К тому же в России интенсификация использования указанных источников ограничена.

Так использование коммерческого кредита, в т.ч. с оформлением векселем (распространенного в мировой практике и перспективного инструмента) ограничивается неразвитостью и рискованностью рынка (слабыми гарантиями, а потому и низкой ликвидностью векселей большинства предприятий). \r\nКоммерческое кредитование

Венчурные (рисковые операции)

Прямые инвестиции

Государственное финансирование \r\nвложения в уставной капитал хозяйствующего субъекта (покупка долей, акций) с целью получения дохода и прав на участие в управлении предприятием краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств (до 1-го года); долгосрочные кредиты на приобретение основных фондов (свыше 1- го года)

вложения в увеличение уставного капитала предприятий, осуществляющих высокоэффективные рисковые проекты; исследований; запуска производства;

развития мощностей; поглощения прямое (целевое), зачастую - льготное кредитование;

субсидии, дотации, гранты;

долевое участие в развитии;

гарантии по кредитам \r\nРис. 2. Основные способы привлечения внешних инвестиций

Использование кредиторской задолженности ограничено характером договорных отношений с поставщиками и законодательством (штрафные санкции за просрочку платежей и возможность банкротства). Кроме того, наличие высокой задолженности ограничивает привлечение инвестиционных ресурсов из других источников. Заметным препятствием в развитии предприятия следует считать наличие значительной задолженности по оплате труда (снижает мотивацию и увеличивает текучесть кадров) и задолженности бюджету и внебюджетным фондам. В любом случае следует стремиться к тому, чтобы оборачиваемость дебиторской задолженности была не меньше, чем кредиторской.

Эмиссия облигаций ранее почти не использовавшаяся предприятиями, после 1998 года стала расширяться. Хотя, по прежнему, её объемы невелики, т.к. подавляющее большинство предприятий не могут обеспечить по ним выплату достаточно высоких процентов. К тому же размещение облигационного займа само требует затрат ФР и квалифицированных специалистов. Интерес к этому виду привлечения средств должен возрасти в случае подъема экономики и завершении массового перераспределения собственности. Важным достоинством облигационного займа для предприятия, является то, что при этом не изменяется структура и состав акционеров, соответственно не меняется распределение контроля за предприятием.

Банковское кредитование реального сектора носит пока в основном краткосрочный характер (до года) и эти кредиты используются на пополнение оборотных средств. Правда после 1999 года постепенно нарастает доля и объем долгосрочного (инвестиционного кредитования). Его более быстрый рост сдерживается невысокой капитализацией банковской системы России, невысокой экономической и политической стабильностью в стране и невысокой инвестиционной привлекательностью большинства предприятий, для которых кредиты остаются слишком дороги.

Примечание. Основное условие эффективного использования заемных ФР - недопущение превышения величины средней расчетной ставки процента за пользование всеми заемными средствами в течении периода, над величиной экономической рентабельности предприятия.

Перспективным инструментом развития инвестиционного процесса и, в частности, обновления основных фондов является лизинг. Его использование в сбытовой и инвестиционной политике могло бы помочь: одним увеличить сбыт оборудования, а другим - осуществлять его приобретение при недостатке ФР. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в экономике США за 1978-1988 гг. выросла с 12 до 30%. Но, в России лизинг не получил пока должного развития из-за недостаточности государственной поддержки и налоговых льгот, неустойчивого положения многих предприятий (а значит и высокого риска), несовершенства законодательной базы и дороговизны кредитных ресурсов, наконец из-за психологической неготовности руководителей предприятий. Правда и здесь в 2001 году произошли положительные изменения, в частности

государство стало оказывать поддержку лизингу отечественных гражданских самолётов, компенсируя 8% от объема лизинговых платежей.

Финансовый лизинг. В условиях сложного положения в банковской сфере и недостаточной готовности банков к расширению инвестиций в производство особенно важная роль в интенсификации инвестиционного процесса может принадлежать лизингу. Это - способ инвестирования через различные формы аренды. Достаточно сказать, что в США на лизинг приходится около трети инвестиций в оборудование.

В форме лизинга предприятие получает фактически ссуду на полную стоимость получаемого оборудования. Это особенно важно в условиях дефицита средств. Погашение же может происходить в гибких формах с учетом особенностей производства. Оно может осуществляться в денежной или товарной (компенсационной) формах, по фиксированной или плавающей процентной ставке, в короткие или более продолжительные сроки вплоть до срока получения выручки от реализации продукции.

В свою очередь, для банков облегчается проблема залога, поскольку им служит само предоставленное оборудование, которое при нарушении договорных условий может быть отобрано.

Увеличение собственных средств

Увеличение собственных средств возможно двумя путями:

увеличением уставного капитала, что наиболее доступно акционерным обществам посредством эмиссии акций;

ростом выручки и рентабельности (включая получение чистой прибыли и ее реинвестирование, а также за счет амортизации).9

Первый путь увеличения собственных средств, широко используется в мировой практике.

Для предприятий это источник дешевых денег, для инвесторов - возможность широкого выбора направлений инвестирования, для экономки - инструмент перераспределения капитала в пользу эффективных предприятий. В отличие от облигаций акция не предусматривает обязательного возврата средств и платы за их использование, но дает акционерам некоторые властные полномочия. Несмотря на теоретическую эффективность и привлекательность, для большинства предприятий России этот путь увеличения собственных средств в ближайшее время малоперспективен. Что объясняется неразвитостью фондового рынка, неготовностью предприятий эффективно использовать инвестиции, дороговизной и длительностью размещения эмиссии акций, неспособностью предприятий выплачивать высокие дивиденды, необходимостью раскрытия информации и следования установленным правилам и, что немаловажно - нежеланием большинства акционеров, контролирующих предприятия, делиться этим контролем и правом собственности. Все эти факторы приводят к низкой капитализации отечественных предприятий (т.е. низкой котировочной стоимости их акций). Поэтому, чтобы привлечь достаточный объем инвестиций, предприятия должны проводить большую эмиссию акций, что грозит потерей контроля за предприятием. На эффективное размещение эмиссии акций, не связанное с переходом власти к другим акционерам способны лишь предприятия располагающие достаточными средствами, хорошей репутацией, успешно работающие и при этом размещающие достаточно большую эмиссию.

К тому же, мировой опыт свидетельствует, что любой бизнес должен развиваться поэтапно: 1) развитие за счет собственных средств; 2) использование заемных средств; 3) ограниченное привлечение акционерного капитала; 4) публичное размещение ценных бумаг. Нарушение этой последовательности чревато убытками, а то и банкротством.

Второй путь увеличения собственных средств (он же является основным путем увеличения общих средств предприятия) - планомерное повышение эффективности деятельности организации в целом, и повышение на этой основе массы прибыли.

При этом следует говорить о совокупной эффективности или результативности организации (Э), состоящей из двух составляющих.

внешняя результативность (Э1). По терминологии известного теоретика в области управления и организаций П. Дракера - «создание нужных вещей», т.е. результативность с точки зрения использования внешних (рыночных) возможностей организации, что, прежде всего, зависит от маркетинговых усилий.

внутренняя результативность («правильное создание вещей»), т.е. результативность с точки зрения использования внутренних возможностей организации; рациональное использование всех ресурсов, производство продукта с минимальными затратами и высоким качеством (Э2) - это сфера деятельности «классического» менеджмента.

Зависимость совокупной эффективности от уровня ее составляющих может быть выражена следующей формулой:

Э = Э1 х Э2 (1)

Для предприятий, чья продукция востребуется рынком (имеется некая внешняя результативность), вторая составляющая имеет приоритетное значение, т.к. производство пользующихся спросом товаров при низком уровне его эффективности (высокие издержки) приведет в итоге к снижению спроса на них. Низкий уровень Э2 осложняет для фирмы, особенно в условиях ресурсных ограничении, преодоление внешних трудностей и снижает ее конкурентоспособность. При этом предприятия России имеют огромные резервы для повышения именно внутренней эффективности.

Пример. Даже Toyta с её высочайшим уровнем менеджмента и качества приняла в 1996 г. решение о снижении издержек на производство машин Lexus на 30%.

Основные составляющие повышения внутренней результативности организации - повышения производительности труда и снижение издержек.

Пример. Кстати, производительность труда в промышленно развитых странах минимум в 3-4 раза выше, чем в России, а издержки производства в среднем в 2.5 раза меньше.

Внутреннюю эффективность организации принято выражать через производительность труда, т.е. отношение количества единиц на выходе к количеству на входе (что мы получаем, вместо того, что вкладываем).

В классической теории управления подход к повышению внутренней эффективности организации базируется именно на методах повышения производительности. Каждый руководитель должен определить, что препятствует повышению производительности на каждом рабочем месте, чтобы найти способ преодолеть негативное воздействие этого фактора. Затем, воспользовавшись полученным механизмом, перейти к практическому моделированию и построению внутренне эффективной организации. Решение данной задачи позволит руководителям уяснить главное: как при насыщенном товарном рынке добиться существенного снижения затрат на производство товаров и услуг до уровня, обеспечивающего наивысший уровень общей результативности организации. Тем самым мы получим рациональную модель управления, которая позволит реализовать главную цель организации - всегда получать максимальную прибыль.

Основные показатели результативности, с точки зрения инвестора, это показатели рентабельности, которые показывают какую отдачу дали вложенные в предприятия средства, а также коэффициенты деловой активности предприятия.

По аналогии с эффективностью, производительность можно представить как совокупную, т. е. как совокупность:

индивидуальной производительности труда - того, что мы получаем от работника, взамен на то, что вкладывается в него (человеческий фактор). Уровень индивидуальной производительности зависит, при прочих равных условиях, от желания самого индивида производительно трудиться.

производительности организационно-технических средств - способности формальной структуры, вместе с технологической и производственной

оснащенностью организации обеспечивать то или иное отношение количества выпускаемой продукции к количеству используемых ресурсов применительно к этому работнику (организационно-технический фактор). Уровень организационно- технической производительности зависит в первую очередь от знания и умения руководителя применять те или иные методы организации труда и от уровня технологической и производственной оснащенности организации.

Именно последняя составляющая имеет первостепенное значение, т.к. эффективное управление организациями как системами возможно только при наличии эффективных систем управления. Более того, именно воздействие на организационную составляющую может в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами к повышению эффективности всей организации. \r\nПричины неудовлетворительного финансового состояния предприятий

1 \r\nВнутренние

Внешние причины \r\nНе зависящие от политики правительства

Зависящие от политики правительства

1\r\n 1\r\nОрганизационные Маркетинговые \r\n \r\nКонъюнктура рынков

Географические и климатические факторы

Политическая и экономическая стабильность

Инвестиционная политика государства

Налоговая политика государства

Финансовая политика государства

Не пользующаяся спросом продукция

Нерациональная система сбыта

Нерациональная система снабжения

Нерациональная ор- ганизацион- ная и производственные структуры

Отсутствие проработанных стратегических и тактических целей

\r\nНерацио- Отсутствие\r\nнальное налажен-\r\nразделе- ной систе-\r\nние пол- мы плани-\r\nномочий рования.\r\n \r\nОтсутствие комплексного подхода к управлению ФСП

Распыление всех ресурсов и их неэффективное использование

Рис. 17. Комплекс причин обусловливающих недостаток финансовых ресурсов на отечественных предприятиях

Рис. 18. Взаимосвязь внутренних причин нехватки ресурсов на отечественных предприятиях

Еще по теме 1.7.4 Пути увеличения финансовых ресурсов:

  1. 7.4. Национальное богатство, его состав и пути увеличения
  2. 6. ПРОБЛЕМЫ ИСТОЩЕНИЯ СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
  3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ АДРЕСНОСТИ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
  4. 6.2. Финансовые ресурсы и финансовые показатели коммерческих организаций
  5. Финансовые ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
  6. 1.6. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов.
  7. 3.3. Финансовый рынок и его роль в распределении финансовых ресурсов.
  8. Финансовое состояние предприятия и пути его оздоровления.
  9. 1. БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА: КАПИТАЛ, ПРИБЫЛЬ, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК
  10. § 3. Проблемы методики судебных финансово-кредитных экспертиз, пути их решения

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник