29.08.2019

Анилиновые красители строение и значение. Большая энциклопедия нефти и газа


Желаете разнообразить свой гардероб, поэкспериментировать с выцветшими футболками или восстановить любимые вещи, которые потеряли былую привлекательность? Решить эти задачи помогут специальные краски для ткани. Они дают проявить фантазию, создать уникальный образ и собственный стиль. Такие краски несложно использовать дома, нужно лишь знать основные правила и нюансы.

Какие типы тканей поддаются окрашиванию

Наиболее покладисты в этом отношении материалы из натуральных волокон: шелк, хлопок и шерсть. Поддаются окрашиванию в меньшей степени ткани из смешанных волокон. Хуже всех окрашивается полиэстер, так как его волокна почти не впитывают пигмент. В результате цвет ткани получится бледным и сойдет при стирках.

Совет! Если потеряла вид куртка из синтетического материала, для покраски лучше ее отдать в химчистку. Специалисты используют профессиональные окрашивающие средства, которые оказывают воздействие только при строгом соблюдении температурного режима и особых условий.

В домашней обстановке без особого усилия поменяют цвет и оттенок платья, футболки, рубашки, юбки и полотенца. Большой популярностью пользуются раскрашенные джинсовые изделия.


Все красители делятся на следующие виды:

  • анилиновые;
  • акриловые;
  • натуральные;
  • пластизольные;
  • штемпельные.

Краску необходимо выбирать исходя из ожидаемого результата и состава волокон ткани. Анилиновыми и натуральными красителями выполняют обработку для получения однотонного окрашивания. Для росписи по ткани отлично подойдут акриловые или светящиеся краски.

Анилиновые красители

Такой тип несмывающейся краски производится в виде жидкости или порошка. Применяется для однородного окрашивания тканей из натуральных волокон.

Обычно плохо меняет цвет синтетика, а также смешанные материалы, в составе которых количество искусственных волокон превышает 60 процентов.


Порядок действий при работе с анилиновыми красителями следующий:

  1. Колер разбавляют большим объемом воды в соотношении 1/30 или 1/40 к массе материала. Например, для полотенца весом 100 граммов можно применить 3 или 4 литра красящего раствора.
  2. Ткань полностью погружают в жидкость и варят при 95 градусах. Если кипятить дольше, то окрас получится ярче.
  3. Для закрепления цвета в последний момент необходимо добавить 2-5 столовых ложек поваренной соли.
  4. При окрашивании шерстяного изделия надо дополнительно добавить в воду две ложки уксуса. Для хлопка - пищевую соду.
  5. Закончив процесс окраски, изделие следует сполоснуть в прохладной воде. При первых трех стирках вещь, скорее всего, будет линять, поэтому лучше стирать ее отдельно.


Описанный метод - это окрашивание в стиле батик. Можно прийти и к другому результату, работая анилиновыми красками:

  1. Градиент . Материал через равные промежутки времени постепенно опускается в емкость с красящим веществом. Тогда погруженная в краску на более длительное время часть ткани будет на пару тонов темнее, чем та, которая погрузилась значительно позднее.
  2. Разводы . Материал скручивают руками, как при выжимании, и крепко связывают шнуром. В таком виде ткань кипятится в красящем растворе.
  3. Узелковый рисунок . Монеты или пуговицы заворачивают тканью, обматывают нитью, и материал подвергается кипячению в краске. В результате получается характерный рисунок в виде лучей.

Акриловые красители

Подходят лучше других для росписи хлопковых, шерстяных и шелковых тканей. Ими удобно создавать как точечные рисунки, так и настоящие шедевры. Оригинальная красочная одежда подчеркнет вашу индивидуальность.


Техника рисования несмываемой аналогична работе с гуашью или акварелью. Сначала нужно нанести на материал контуры карандашом или , потом воспользоваться натуральной кисточкой.

Для росписи тканей применяют акриловые красители, имеющие водно-дисперсионную основу. Они хорошо поддаются разведению водой, запаха не имеют, а когда полностью высыхают, то становятся несмывающимися. Однако, во избежание разводов, такой одежде показана бережная ручная стирка при нагреве воды не более 40 градусов.

В продаже акриловые краски представлены в баллончиках, тюбиках и в виде спрея.


Самые качественные акриловые красители выпускают производители:

  • Decola ;
  • Dylon ;
  • Simplicol ;
  • Marabu .

В природе множество растений, способных придать волокнам ткани яркий оттенок:

  • овощные соки;
  • фрукты и ягоды;
  • луковая шелуха;
  • куркума;
  • кора дуба;
  • кофе;
  • лимонная и апельсиновая цедра;
  • лист крапивы;
  • и многие другие.


Главным их преимуществом является экологическая безопасность. Если вы подвержены аллергическим реакциям, то не стоит применять синтетические красящие средства. Вокруг так много природных пигментов, которые помогут преобразить ваши вещи!

Методика окрашивания аналогична работе с анилиновыми красителями для ткани, разница в том, что водный раствор до кипения не доводится. Достаточно нагреть его до 60 градусов и подержать в нем вещь.

Процесс закрепления цвета выполняется с помощью 1%-го водного раствора следующих веществ:

  • меди сернокислой;
  • квасцов железоаммониевых или алюмокалиевых;
  • калия бихромата;
  • олова двухлористого.

В подготовленном растворе необходимо выдержать ткань примерно 25 минут, после этого прополоскать в слабом растворе уксусноВ клубах зачастую можно встретить людей со светящимися рисунками на кроссовках и костюмах. Необыкновенные изображения создаются особыми флуоресцирующими красками, основой которых является пластизол.


В продаже представлены такие разновидности:

  • светятся в темноте, а также под воздействием ультрафиолетового излучения;
  • светятся только в ультрафиолетовом излучении.

Бывают также невидимые и видимые краски. Первые при дневном свете выглядят белыми, а в темноте начинают излучать желтый, голубой, зеленый и другие цвета.

Краски штемпельного типа

Используются в прачечных и гостиницах для проставления маркеров на постельном белье, полотенцах и других тканевых расходных материалах. Они разнообразны по химическому составу:

  • на основе спирта - характеризуются быстрым высыханием и стойкостью к кипячению и даже отбеливанию;
  • на масляной основе - достаточно стойкие, но процесс высыхания проходит медленно;
  • водно-глицериновые - впитываются мгновенно, не мажутся, выдерживают нагрев до 70 градусов, часто - черного цвета;
  • бесцветные - при нормальном освещении незаметны, проявляются под УФ-излучением, применяются для скрытого маркирования.

Процесс окрашивания тканей очень увлекателен и придаст вашим любимым вещам неповторимый вид.

Покраской тканей человечество занималось с давних времен. Самым простейшим способом было оставить материал на ночь в чане с отваренными листьями или корневищами различных растений. Получавшиеся при этом грязно-желтые и коричневые оттенки назывались цветами бедноты из-за их доступности.

Богатые и знатные люди предпочитали в нарядах и интерьере яркую расцветку. Так, редкий пурпур повсеместно считался прерогативой царских династий.

Окрашивание тканей используют в различных отраслях:

  • Мебельной промышленности. Уникальная обивка дивана или стульев часто является предметом гордости хозяев.
  • В fashion индустрии. Каждый год модельеры демонстрируют нам с подиумов модные цвета нового сезона.
  • Создании предметов интерьера. Различные панно, скатерти, картины, гардины вносят свою изюминку в дизайн помещения.

В домашних условиях нередко вылинявшей или потёртой вещи дают новую жизнь с помощью красок. Рукодельницы используют различные пигменты для росписи декоративных салфеток и аксессуаров к одежде.

Виды красителей

Прошли те времена, когда в Иране за ввоз искусственных красителей отрубали правую руку. Теперь даже на родине растения индиго активно синтезируют синий пигмент для окраски джинсовой ткани.

По своему составу принято разделять красители на:

  • Акриловые
  • Анилиновые
  • Штемпельные
  • Пластизольные
  • Натуральные

Выбор определенной краски зависит от цели использования и состава материала. Для однородного окрашивания лучше всего подойдут натуральные и анилиновые красители, а для рисования на ткани – светящиеся и акриловые.

Акриловые краски

Наиболее популярными для шелка, шерстяных и хлопковых тканей на сегодняшний день являются акриловые красители. Ими удобно наносить как небольшие точечные изображения, так и создавать целые шедевры. Эффектные панно, небольшие салфетки или оригинальные кофточки могут стать предметом вашей гордости.

Техника росписи акриловыми красками идентична рисованию акварелью или гуашью. Нанесите на ткань изображение карандашом или специальным маркером, а затем воспользуйтесь кистью из натурального ворса. Чтобы не выходить за границы рисунка воспользуйтесь бесцветным контуром.

Для рисования на ткани используют акриловые краски на водно-дисперсионной основе. Они не имеют запаха и хорошо разводятся водой. После полного высыхания они становятся водостойкими и несмываемыми с ткани. Правда, во избежание появления разводов, стирать такие вещи рекомендуется вручную, при температуре воды не выше 40 градусов.

Выпускают акриловые красители в следующих видах:

  • В тюбиках. Наиболее экономный форм-фактор. Позволяет надолго сохранять свежесть краски.
  • В баллончиках. Аэрозольная краска используется для окрашивания больших участков ткани. Следует учесть, что сам материал приобретает при этом жесткость и перестает растягиваться.
  • Спрей. В отличие от аэрозольного, краситель разбрызгивается капельным путем. Не является взрывоопасным, поскольку внутри отсутствует давление.

Лучшие производители акриловых красок:

  • Simplicol (Симпликол)
  • Decola (Декола)
  • Marabu (Марабу)
  • Dylon (Дилон)

Анилиновые краски

Данная разновидность красителей выпускается в виде порошка или жидкости. Подходит для однотонного окрашивания натуральных тканей.

Как правило, плохо поддаются перекрашиванию синтетические ткани или смешанные, имеющие в составе более 60% искусственных нитей.

Стандартная последовательность работы с данными красками такова:

  1. Пигмент растворяют в большом объеме жидкости. Пропорция составляет 1:30 или 1:40 по отношению к весу окрашиваемой ткани. Так, для футболки весом 100 гр. используют 3-4 литра красящей жидкости.
  2. Ткань погружается в состав и проваривается при температуре 95 градусов. Чем дольше процесс – тем темнее будет окрас.
  3. В конце варки добавляется 2-5 ст. л. соли для закрепления краски.
  4. Если вы красите шерсть – добавьте в воду еще пару ложек уксуса. Если хлопковую ткань – то соду.
  5. Не забудьте сполоснуть вещь после окраски. Следующие 3-4 стирки ткань может линять, поэтому стирайте ее отдельно от светлых и марких вещей.

Приведенный вариант окрашивания напоминает стиль батик. Анилиновыми красителями можно добиться и других эффектов на ткани:

  • Градиент. Ткань постепенно опускают в чан с красителем спустя равные по времени промежутки. Тогда находящийся полчаса на окраске участок материала будет темнее того, который пробыл в жидкости всего 10 минут.
  • Разводы. В 90-х годах таким способом в домашних условиях красили джинсы. Ткань скручивают, как если бы хотели выжать, и перевязывают веревкой. В таком виде материал подвергается провариванию.
  • Узелковое. Небольшие пуговицы или монеты накрываются тканью и обматываются нитками. После окраски на материале остаются характерные следы в виде лучиков.

Штемпельные краски

Штемпельные краски применяют в гостиничном бизнесе и прачечных для маркировки постельного белья, полотенец и других расходных материалов из ткани. Химический состав их разнообразен:

  • На спиртовой основе. Быстро сохнет. Выдерживает действие отбеливателей и кипячение.
  • На водно-глицериновой основе. Быстро впитывается, не пачкает руки. Выдерживает температуры до 70 градусов. Часто используемый цвет – черный.
  • На масляной основе. Стойкая краска. Сохнет медленно после нанесения.
  • Бесцветные. Невидимы при обычном освещении. Проявляют себя под воздействием ультрафиолета. Используют для скрытой маркировки.

Пластизольные краски

Светящиеся рисунки на одежде и кроссовках часто встречаются у людей, тусующихся в клубах.

Уникальные изображения наносятся специальными флуоресцирующими красками на основе пластизола.

В продаже имеются следующие виды:

  • Светящиеся в темноте и под УФ-излучением.
  • Светящиеся только под воздействием УФ-излучения.

Также различают видимые и невидимые краски. Последние при дневном освещении имеют белый колер, а в темноте светятся голубым, желтым, зеленым или другим цветом.

Натуральные краски

Перечень натуральных красителей очень широк:

  • Шелуха лука
  • Овощные, ягодные и фруктовые соки
  • Листья крапивы
  • Куркума
  • Цедра апельсина или лимона
  • Листья гречихи
  • Пижма
  • Кора дуба
  • Шишки ели
  • И т.п.

Основное достоинство такого окрашивания – это его экологичность. Если вы страдаете любыми видами аллергий, не стоит рисковать и пользоваться синтетическими красителями. Воспользуйтесь природными пигментами, чтобы преобразить свои вещи.

Технология окрашивания очень напоминает работу с анилиновыми красками. Только не следует доводить воду до кипения. Достаточно протомить ткань в настое при 50-60 градусах.

Предпоследний этап – это закрепление пигмента. Его проводят с помощью однопроцентного раствора из следующих протрав:

  • Железоаммониевые квасцы
  • Бихромат калия
  • Сернокислая медь
  • Алюмокалиевые квасцы
  • Двухлористое олово

В приготовленной жидкости следует выдержать материал около 25 минут, а потом выполоскать в слабокислом растворе уксуса.

Один из основных материалов для батика, без чего никак не обойтись — краски для батика.

Классифицируются по двум группам.

Одна из них — , другая — акриловые.

Акриловые, в свою очередь делятся по виду тканей для которых они применяются.. По-своему, я еще подразделяю их по группам желаемого результата.

А теперь, по порядку про эти материалы для батика.

Обратившись к истории, мы узнаем, что первые окрашенные ткани — это конечно же результат использования материалов самой природы. Веточки, корешки, листики, даже торф — это краски для ткани тогда.

Казалось бы, замечательно, все под рукой! Да не тут то было. Выкопать корешок надо было у растения, зная точный его возраст. Листики можно применить, выросшие только в определенной местности… А дальше? Неделями, а то и месяцами все эти заготовки перемалывались, настаивались, отцеживались, перетирались…

Когда читаешь как готовились красители для ткани, понимаешь — до трудоспособности и выдержки древних мастеров нам очень далеко. Современный человек не может использовать те технологии, потому, что живет в другом ритме.

Хотя этот ритм он создает себе сам. Ведь и на сегодняшний день в Индонезии по-прежнему используют древние технологии, хотя и более усовершенствованные, чем раньше.

Кустарниковое растение индиго. Именно из этого растения получают пигмент неповторимого синего цвета. Название этого растения Indigifera anil (обратите внимание на второе слово в названии…).

Но поскольку получение натуральных красителей для ткани очень трудозатратно, наука движется вперед в своих разработках по производству красителей искусственным путем.

Так и появилась первая большая группа красок для тканей — . Немецкий химик в 1826 году получил анилин путем перегонки индиго с известью.

А искусственные красители для ткани, произведенные на основе этого компонента — анилина — и получили название: . Сейчас анилин получают путем восстановления нитробензола. А индиго, наверное, остался лишь в Индонезии… 🙂

Что еще важно знать ?

Анилин — очень сильный яд. А красители, полученные на его основе — тоже не безопасны. Если вы будете работать не с концентратом(подготовленным раствором), а с порошками — пересыпая пигмент, будьте осторожны, стараясь не вдыхать улетучивающиеся микрочастички.

Производители анилиновых красителей :

1. ОАО «Гамма» город Москва в виде подготовленного концентрированного раствора.

2. Центр Давыдова. Так же в виде подготовленного концентрированного раствора.

3. Различные химзаводы России и Украины в виде порошков по несколько грамм. Именно с такими красками я начинала работать.

Немного про московские краски. После порошковых — это был прорыв! Но они по-прежнему для закрепления требовали запаривания… Но покольку мое основное творчество — это батик картины, то они меня полностью устраивали.

Совет : покупая, обратите внимание на целостность крышек. Повреждения на крышке желтой краски привели к тому, что в один прекрасный день вместо раствора я там обнаружила лишь кристалики на дне… 🙁 Кстати, первое название анилина именно — кристалин. Срок годности завод установил пол года. Но на сегодняшний день им 11 лет и при желании можно ими воспользоваться — кроме желтой:).

В чем преимущество анилиновых красителей ?

1. В работе значительно удобней тем, что не засыхают безвозвратно на палитре. После испарения воды, вновь добавленная возвращает прежние свойства.

2. При чрезмерной насыщенности цвета на росписи есть возможность размыть и убрать лишнее.

В чем уступают перед акриловыми ?

1. Закрепление краски для изделий, служащих элементами одежды, возможно только путем запаривания. Многих это пугает. Меня это не пугает, но утюгом проще.

2. При использовании порошков — необходимо тщательно растереть пигмент. Не растертые частички могут очень неожиданно появиться в росписи там, где они совершенно не нужны…

Входящая в набор трубочка для резерва меня просто шокировала, а сам резерв, находящийся в тюбике — не удобен в применении (об этом — в другой раз).

В ближайших статьях подробно о натягивании ткани с последовательными фото. Если есть вопросы — задавайте, с удовольствием отвечу.

Название это сложилось исторически так как первые синтетические красители были получены из анилина. Анилиновые красители – это органические соединения образующиеся при окислении анилина или его солей обладают бактерицидным а некоторые – канцерогенным действием.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Историческая справка 5
  2. Классификация красителей, получаемых из анилина 6
  3. Важные представители анилиновых красителей 8
    1. Анилиновый черный. Пигмент глубоко-черный 8
    2. Бриллиантовый зеленый 10
    3. Метиленовый синий 12
    4. Фуксин 14
  4. Применение 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18


ВВЕДЕНИЕ

Области применения органических красителей очень многочисленны и разнообразны. Их применяют для окрашивания пряжи и ткани самого различного вида: льняных, шерстяных, хлопчатобумажных, шёлковых, из искусственных и синтетических волокон. Органическими красителями окрашивают кожу, мех, дерево, бумагу, различные виды пластмасс, резину, пищевые продукты и т.д. Они используются для получения лакокрасочных материалов, художественных красок, цветных карандашей, типографских красок и чернил. Для окрашивания разных материалов нужны различные по свойствам органические красители. В настоящее время известно около 10.000 видов синтетических красителей, и число их непрерывно растёт. Каждый год появляется большое число новых все более прочных, ярких и удобных в применении красителей, которые заменяют устаревшие. Отрасль химической промышленности, производящая органические красители и промежуточные продукты, необходимые для их производства, называется анилинокрасочной промышленностью. Название это сложилось исторически, так как первые синтетические красители были получены из анилина.

Анилиновые красители – это органические соединения, образующиеся при окислении анилина или его солей, обладают бактерицидным, а некоторые – канцерогенным 1 действием.

Актуальность моей темы обусловлена тем, что изучение истории, строения и свойств известных анилиновых и других красителей способствует образованию новых тенденций в анилинокрасочной промышленности, медицине и других сферах деятельности человека, где красители занимают не последнее место.

Таким образом, целью моей курсовой работы является подробное изучение такого понятия в органической химии как анилиновые красители. Вследствие чего передо мной возникают такие задачи:

  • Изучить историю возникновения анилиновых красителей;
  • Рассмотреть одну из классификаций анилиновых красителей и их производных;
  • Проанализировать строение, химические и физические свойства некоторых важнейших представителей анилиновых красителей;
  • Ознакомиться с применением красителей в различных сферах деятельности человека.
  1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Открытие Зининым реакции получения анилина из нитробензола явилось основой развития анилинокрасочной промышленности. Более 60 лет анилин использовался практически полностью для нужд анилинокрасочной промышленности. Синтетические красители даже получили общее название – анилиновых.

Анилин (фениламин) — органическое соединение с формулой C 6 H 5 N H 2 , простейший ароматический амин . Представляет собой бесцветную маслянистую жидкость с характерным запахом, немного тяжелее воды и плохо в ней растворим, хорошо растворяется в органических растворителях. На воздухе быстро окисляется и приобретает красно-бурую окраску. Ядовит. Название «анилин» происходит от названия одного из растений, содержащих индиго — Indigofera anil. Оказалось, что на его основе можно получать органические соединения , обладающие яркой и разнообразной окраской , и пригодные для окрашивания.

В конце XIX века, следуя запросам промышленности, стремительно развивалась органическая химия, были созданы анилиновый чёрный , голубой, жёлтый, оранжевый и другие красители . Анилинокрасочная промышленность позволила отказаться от дефицитного и дорогого природного сырья (индиго , марена , кошениль , пурпур ).

В настоящее время в международном справочнике « Color Index » содержится 163 красителя, получаемых из анилина, и еще больше – из производных анилина. В последние годы для нужд промышленности синтетических красителей используется ~3% производимого анилина.

Мировое производство синтетических красителей в настоящее время составляет порядка 1 млн. тонн в год.

  1. Классификация красителей, получаемых из анилина

Красители, получаемые с использованием анилина, можно условно разделить на три группы:

  1. красители, получаемые из анилина
  2. красители, в состав которых, кроме анилина, входят другие соединения
  3. красители на основе промежуточных продуктов, полученных из анилина.

Красители, получаемые из анилина

Рисунок 1. Красители, получаемые из анилина

Полидиазиновые красители – анилиновый черный и пигмент глубоко-черный.

Индулины – красители синего цвета, которые получают взаимодействием n -аминоазобензола с анилином и его гидрохлоридом при 150-200 °С. В зависимости от условий получаются красители различных оттенков: от красновато-синего до зеленовато-синего.

Нигрозины (красители черного цвета) получают нагреванием анилина, гидрохлорида анилина и нитробензола с чугунной стружкой при 170-180 °С. Химизм такого получения сложен и до конца не изучен.

Красители, получаемые на основе анилина и других соединений

Это красители, в состав которых, кроме анилина, входят и другие полупродукты, часто имеющие достаточно сложное строение. Ниже показано, к каким техническим классам относятся подобные красители.

Рисунок 2. Органические красители на основе анилина и других полупродуктов

Красители на основе промежуточных продуктов, полученных из анилина

На рисунке 3. представлены промежуточные продукты, которые получаются на основе анилина и используются в дальнейшем для синтеза красителей. [ 3]

Рисунок 3. Промежуточные продукты на основе анилина

  1. Важные представители анилиновых красителей
    1. Анилиновый черный. Пигмент глубоко-черный

Описание

Анилиновый чёрный - с ложный диазиновый краситель , получаемый окислением анилина непосредственно на волокне. Этот популярный краситель хиноидного строения имеет брутто-формулу C 43 H 34 N 8 и молярную массу 662 г/моль.

Пигмент глубоко черный - краситель тот же по сути, но уже используемый в виде пигмента . Открыт в 1860-м году и, предположительно, является старейшим из известных синтетических пигментов. Данный пигмент характеризуется высокой окрашивающей способностью и слабо рассеивает свет, но ограничивается в использовании в случаях, когда строги требования к физиологической безопасности.

Получение

Окислительное крашение, то есть получение анилинового чёрного, заключается во взаимодействии анилина в кислой среде с бихроматом или хлоратом натрия. Обычно в присутствии катализаторов: соединений меди , железа , ванадия или других.

Окисление чрезвычайно облегчается добавкой п-фенилендиамина, который легко окисляется в соответствующий хинондиимин, восстанавливающийся обратно в диамин за счёт энергичного окисления анилина.

Образование анилинового чёрного (пигмента глубоко-чёрного) проходит через ряд стадий: образование индамина из двух молекул анилина, дальнейшее «удвоение» в четырёхъядерный индамин и соединение двух молекул последнего в восьмиядерный индамин с одним хиноидным ядром (фиолетовый протоэмеральдин).

Окислением ещё одного ядра в хиноидное получается синий эмеральдин, окислением третьего ядра — тёмно-синий нигранилин, четвёртого - зеленеющий чёрный пернигранилин.

Последний этап — присоединение трёх молекул анилина с образованием не зеленеющего красителя, в молекуле которого имеется три остатка N-фенилфеназония.

В зависимости от условий проведения процесса могут получиться и продукты дальнейшего окисления, в которых последнее ядро имеет хиноидное строение, причём место концевой иминогруппы может занять атом кислорода. Все стадии изменения окраски хорошо прослеживаются в ходе окисления.

Рисунок 4. Схема химических превращений в ходе образования анилинового чёрного (пигмента глубоко-чёрного)

  1. Бриллиантовый зеленый

Описание и свойства

Бриллиантовый зелёный (тетраэтил-4,4-диаминотрифенилметана оксалат) — синтетический анилиновый краситель трифенилметанового ряда. Впервые был получен в 1879 году в Германии .

Брутто-формула - C ₂₇ H ₃₄ N ₂ O ₄ S. Молярная масса - 475,6 г/моль.

Зеленовато-золотистые комочки или золотисто-зелёный порошок. Трудно растворим в воде (1:50) и этаноле , растворим в хлороформе . Растворы в воде и этаноле имеют интенсивный зелёный цвет .

При прибавлении к 0,2 % раствору бриллиантового зелёного концентрированной соляной кислоты появляется оранжевое окрашивание, а при добавлении раствора NaOH выпадает бледно-зелёный осадок основания (эти реакции используются для установления подлинности). Несовместим с дезинфицирующими лекарственными средствами, содержащими активный иод , хлор , щёлочи (в том числе раствор аммиака ). [ 4]

Получение

Бриллиантовый зелёный получают только синтетическим путём. Синтез сводится к конденсации диэтиланилина с бензальдегидом ; образующийся при этом 4,4’-бис-диэтиламинотрифенилметан окисляют оксидом свинца(IV) или марганца(VII) ; полученное таким образом карбинольное основание при взаимодействии со щавелевой кислотой образует бриллиантовый зелёный. [ 1]

Рисунок 5. Схема химических превращений в ходе образования бриллиантового зеленого

  1. Метиленовый синий

Описание и свойства

Метиленовый синий (N,N,N",N"-тетраметилтионина хлорид тригидрат, 3,7-бисдиметиламинофенотиоцианит хлорид, метиловая синь, метиленовый голубой). Представляют собой тёмно зеленые кристаллы с бронзовым блеском. Впервые был синтезирован Генрихом Каро в 1876 году.

Брутто-формула - C 16 H 18 CIN 3 S или в виде кристаллогидрата C 16 H 18 CIN 3 S·H 2 O. Молекулярная масса 319,86 г/моль.

Мало растворим в воде, этаноле, практически не растворим в диэтиловом эфире и хлороформе.

Получение

Исходным соединением является 4-амино- N , N -диметиланилин, который готовят нитронизированием N , N -диметиланилина с последующим восстановлением нитрозосоединения. При добавлении бихромата и тиосульфата натрия к раствору сульфата 4-амино- N , N -диметиланилина (1) соединение окисляется в хинондиимин (2), который, присоединяя – SSO 3 H , превращается в 2-амино-5-диметиламинофенилтиосульфат (3). При добавлении новых порций N , N -диметиланилина и Na 2 Cr 2 O 7 происходит совместное окисление смеси аминов и образуется хинониминовый краситель (4) – производное Зеленого Биндшедлера. При быстром нагревании реакционной смеси до кипения замыкается тиазиновый цикл и образовавшееся лейкосоединение (5) окисляется в краситель (6), который осаждают соляной кислотой.

Рисунок 6. Схема химических превращений в ходе образования метиленового синего

  1. . Фуксин

Описание и свойства

Фуксин (солянокислый розанилин) - зеленые кристаллы с металлическим блеском, водные растворы пурпурно-красного цвета. Краситель трифенилметанового ряда, на свету малостоек. Один из первых синтетических красителей (получен в 1856 Я. Натансоном ). Назван фуксином из-за сходства цвета с окраской цветов фуксии .

Брутто-формула C 20 H 20 N 3 Cl и молярная масса 337,5 г/моль.

Плохо растворим в воде, хорошо — в спирте. Ядовит, канцероген.

Получение

Смесь равных частей анилина, n -толуидина и о-толуидина (эта смесь носит название «анилин для красного») окисляют нитробензолом. [ 6]

Рисунок 7. Получение фуксина

  1. Применение

В качестве красителя

Анилиновый черный замечателен очень глубоким, сочным черным цветом, на фоне которого особенно ярко выглядят расцветки другими красителями. Ни один из черных красителей других классов не может сравниться с ним в этом отношении. Окраски отличаются высокой устойчивостью к свету и стирке, но недостаточно устойчивы к глажению; кроме того, в процессе окислительного крашения происходит ослабление волокна. Процесс крашения весьма неприятен из-за высокой токсичности анилина. Широко применяется в крашении хлопчатобумажной ткани и в ситцепечатании, а также для окраски мехов; несколько меньшее применение он имеет в крашении шелка и полушелка.

Бриллиантовый зелёный используется как краситель для хлопка и шёлка, бумаги, древесины (окраски малоустойчивы к действию света и мокрым обработкам) .

Метиленовый синий применяют для окраски хлопка, шерсти, шелка в ярко-голубой цвет, однако окраска слабоустойчива на свету.

В современной текстильной промышленности фуксин не применяют из-за малой светопрочности. Некоторые производные фуксина, например основной фиолетовый, используют при изготовлении карандашей, чернил, копировальной бумаги, паст для шариковых ручек.

В медицине

На территории бывшего СССР раствор бриллиантового зелёного используется в качестве антисептического лекарственного средства (в США и Европейском союзе в качестве антисептика разрешён, но не применяется).

Метиленовый синий используется в качестве антисептика, антидота при отравлении цианидами, угарным газом и сероводородом. Имеются сообщения о высокой эффективности этого соединения при лечении болезни Альцгеймера.

Основной фуксин является противогрибковым веществом, используется также для уничтожения других болезнетворных микроорганизмов.

Остальные области применения

В бактериологии бриллиантовый зеленый используется для окрашивания клеточных сред. Также используется для приготовления агаровой питательной среды, предназначенной для пересева культур и идентификации бактерий. Еще применяется в сельском хозяйстве и аналитической химии.

Метиленовый синий в аналитической химии применяется для определения хлоратов, перхлоратов, катионов ртути, олова, магния, кальция, кобальта, кадмия. В аквариумистике применяется довольно часто во время инкубирования икры в качестве антисептика. В водоочистке применяется при тестировании активированных углей.

Фуксин в водном растворе присоединяет диоксид серы, образуя бесцветную фуксинсернистую кислоту (реактив Шиффа), которая при взаимодействии с альдегидами образует пурпурно-фиолетовый краситель. Реакция используется для качественного обнаружения альдегидов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большую роль в синтезе органических красителей играет анилин и его производные - анилиновые красители.

Сейчас естественные красители полностью вытеснены синтетическими. Преимущество синтетических красителей - дешевизна, удобство в обращении, разнообразие оттенков, возможность создавать широкий ассортимент красителей с нужными свойствами. Раньше единственным потребителем органических красителей была текстильная промышленность. Сегодня органические красители применяют для крашения многих видов синтетических волокон и различных материалов. Также их широко применяют в полиграфической, лакокрасочной, пищевой промышленности, в медицине и других отраслях.

Примерно за 150 лет были изучены свойства красителей, отработаны различные способы их получения, предложены интересные теории, объясняющие способность красителя нести и передавать свою неповторимую окраску.

На тему синтетических красителей, в том числе и анилиновых, сегодня имеется масса научной литературы, где можно найти всё: от истории развития до поставленных методик получения, причём объём той литературы постоянно пополняется.

Масса предприятий занимается выпуском красителей и крашением текстильных и других материалов, создавая столь необходимые на сегодняшний день рабочие места для наших современников и для нас.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Степанов Б. И. «Введение в химию и технологию органических красителей», изд. 3-е, перераб. и доп., М., «Химия», 1984.
  2. Новый справочник химика и технолога. Общие сведения. Строение вещества и т.д. / Е.Е. Бибик [и др.] – СПб.: НПО «Профессионал», 2006. – 1464 с., ил.
  3. Технология органических красителей и промежуточных продуктов. / М.А. Чекалин [и др.], Учебное пособие для техникумов. – 3-е изд. перераб. - СПб.: Химия, 2013. - 472 c.
  4. Андросов В. Ф., Петрова И. Н. Синтетические красители в легкой промышленности. Справочник; Легкая промышленность и бытовое обслуживание - Москва, 1989. - 368 c.
  5. ХиМиК.ру [электронный ресурс]: информационный сайт о химии. – Режим доступа к сайту: http://www.xumuk.ru/
  6. Гроссе Э. Химия для любознательных / Гроссе Э., Вайсмантель X. - 2-е русское изд. - Л.: Химия, 1985 - Лейпциг, 1974.

1 Канцероге́н — химические вещества , физическое излучение или онкогенные вирусы, воздействие которых на организм человека или животного повышает вероятность возникновения злокачественных новообразований (опухолей).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

. 732 KB

), Фрицше и Зинин (1826, 1840, 1841 - вначале из натурального индиго , затем химическим синтезом). Оказалось, что на его основе можно получать органические соединения , обладающие яркой и разнообразной окраской , и пригодные для окрашивания.

В конце XIX века, следуя запросам промышленности, стремительно развивалась органическая химия, были созданы анилиновый чёрный , голубой , жёлтый, оранжевый и другие красители .

Анилино-красочная промышленность позволила отказаться от дефицитного и дорогого природного сырья (индиго , марена , кошениль , пурпур). Первоначально анилиновые красители использовались в основном в текстильной промышленности, и в 1913 г. их потребление составило 11,9 тыс. т. Производство было сосредоточено преимущественно в Германии и России - так, в России в 1913 г. было произведено около 8,5 тыс. т.

Со временем понятие «анилиновые красители» стало употребляться неправильно, его распространили на органические синтетические красители вообще.

Анилиновые красители широко использовались в промышленном производстве с 1860-х гг., несмотря на то, что многие из них непрочны, разрушаются от воздействия света и воды. Исключением является очень стойкий краситель - анилиновый чёрный.

Химия красителей

Аналитическая химия

Применение

Окраска тканей

Пищевые красители

В медицине

В медицине используются некоторые анилиновые красители (фуксин, бриллиантовый зелёный), метиленовый синий, метиловый фиолетовый, этакридин.

В клинической практике разрешены к применению:

В клинической лабораторной диагностике :

  • Метиловый фиолетовый , а также генциан-виолет - основной краситель по Граму
  • Карболовый фуксин - основной краситель на определение КУМ (Метод Циля - Нельсена)
  • Метиленовый синий - дополнительные красители

Безопасность применения анилиновых красителей

Напишите отзыв о статье "Анилиновые красители"

Примечания

Литература

  • Гроссе Э., Вайсмантель X.

Отрывок, характеризующий Анилиновые красители

– Нут ка, куда донесет, капитан, хватите ка! – сказал генерал, обращаясь к артиллеристу. – Позабавьтесь от скуки.
– Прислуга к орудиям! – скомандовал офицер.
И через минуту весело выбежали от костров артиллеристы и зарядили.
– Первое! – послышалась команда.
Бойко отскочил 1 й номер. Металлически, оглушая, зазвенело орудие, и через головы всех наших под горой, свистя, пролетела граната и, далеко не долетев до неприятеля, дымком показала место своего падения и лопнула.
Лица солдат и офицеров повеселели при этом звуке; все поднялись и занялись наблюдениями над видными, как на ладони, движениями внизу наших войск и впереди – движениями приближавшегося неприятеля. Солнце в ту же минуту совсем вышло из за туч, и этот красивый звук одинокого выстрела и блеск яркого солнца слились в одно бодрое и веселое впечатление.

Над мостом уже пролетели два неприятельские ядра, и на мосту была давка. В средине моста, слезши с лошади, прижатый своим толстым телом к перилам, стоял князь Несвицкий.
Он, смеючись, оглядывался назад на своего казака, который с двумя лошадьми в поводу стоял несколько шагов позади его.
Только что князь Несвицкий хотел двинуться вперед, как опять солдаты и повозки напирали на него и опять прижимали его к перилам, и ему ничего не оставалось, как улыбаться.
– Экой ты, братец, мой! – говорил казак фурштатскому солдату с повозкой, напиравшему на толпившуюся v самых колес и лошадей пехоту, – экой ты! Нет, чтобы подождать: видишь, генералу проехать.
Но фурштат, не обращая внимания на наименование генерала, кричал на солдат, запружавших ему дорогу: – Эй! землячки! держись влево, постой! – Но землячки, теснясь плечо с плечом, цепляясь штыками и не прерываясь, двигались по мосту одною сплошною массой. Поглядев за перила вниз, князь Несвицкий видел быстрые, шумные, невысокие волны Энса, которые, сливаясь, рябея и загибаясь около свай моста, перегоняли одна другую. Поглядев на мост, он видел столь же однообразные живые волны солдат, кутасы, кивера с чехлами, ранцы, штыки, длинные ружья и из под киверов лица с широкими скулами, ввалившимися щеками и беззаботно усталыми выражениями и движущиеся ноги по натасканной на доски моста липкой грязи. Иногда между однообразными волнами солдат, как взбрызг белой пены в волнах Энса, протискивался между солдатами офицер в плаще, с своею отличною от солдат физиономией; иногда, как щепка, вьющаяся по реке, уносился по мосту волнами пехоты пеший гусар, денщик или житель; иногда, как бревно, плывущее по реке, окруженная со всех сторон, проплывала по мосту ротная или офицерская, наложенная доверху и прикрытая кожами, повозка.
– Вишь, их, как плотину, прорвало, – безнадежно останавливаясь, говорил казак. – Много ль вас еще там?
– Мелион без одного! – подмигивая говорил близко проходивший в прорванной шинели веселый солдат и скрывался; за ним проходил другой, старый солдат.
– Как он (он – неприятель) таперича по мосту примется зажаривать, – говорил мрачно старый солдат, обращаясь к товарищу, – забудешь чесаться.
И солдат проходил. За ним другой солдат ехал на повозке.
– Куда, чорт, подвертки запихал? – говорил денщик, бегом следуя за повозкой и шаря в задке.
И этот проходил с повозкой. За этим шли веселые и, видимо, выпившие солдаты.
– Как он его, милый человек, полыхнет прикладом то в самые зубы… – радостно говорил один солдат в высоко подоткнутой шинели, широко размахивая рукой.
– То то оно, сладкая ветчина то. – отвечал другой с хохотом.
И они прошли, так что Несвицкий не узнал, кого ударили в зубы и к чему относилась ветчина.
– Эк торопятся, что он холодную пустил, так и думаешь, всех перебьют. – говорил унтер офицер сердито и укоризненно.
– Как оно пролетит мимо меня, дяденька, ядро то, – говорил, едва удерживаясь от смеха, с огромным ртом молодой солдат, – я так и обмер. Право, ей Богу, так испужался, беда! – говорил этот солдат, как будто хвастаясь тем, что он испугался. И этот проходил. За ним следовала повозка, непохожая на все проезжавшие до сих пор. Это был немецкий форшпан на паре, нагруженный, казалось, целым домом; за форшпаном, который вез немец, привязана была красивая, пестрая, с огромным вымем, корова. На перинах сидела женщина с грудным ребенком, старуха и молодая, багроворумяная, здоровая девушка немка. Видно, по особому разрешению были пропущены эти выселявшиеся жители. Глаза всех солдат обратились на женщин, и, пока проезжала повозка, двигаясь шаг за шагом, и, все замечания солдат относились только к двум женщинам. На всех лицах была почти одна и та же улыбка непристойных мыслей об этой женщине.
– Ишь, колбаса то, тоже убирается!
– Продай матушку, – ударяя на последнем слоге, говорил другой солдат, обращаясь к немцу, который, опустив глаза, сердито и испуганно шел широким шагом.
– Эк убралась как! То то черти!
– Вот бы тебе к ним стоять, Федотов.
– Видали, брат!
– Куда вы? – спрашивал пехотный офицер, евший яблоко, тоже полуулыбаясь и глядя на красивую девушку.
Немец, закрыв глаза, показывал, что не понимает.
– Хочешь, возьми себе, – говорил офицер, подавая девушке яблоко. Девушка улыбнулась и взяла. Несвицкий, как и все, бывшие на мосту, не спускал глаз с женщин, пока они не проехали. Когда они проехали, опять шли такие же солдаты, с такими же разговорами, и, наконец, все остановились. Как это часто бывает, на выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать.
– И что становятся? Порядку то нет! – говорили солдаты. – Куда прешь? Чорт! Нет того, чтобы подождать. Хуже того будет, как он мост подожжет. Вишь, и офицера то приперли, – говорили с разных сторон остановившиеся толпы, оглядывая друг друга, и всё жались вперед к выходу.
Оглянувшись под мост на воды Энса, Несвицкий вдруг услышал еще новый для него звук, быстро приближающегося… чего то большого и чего то шлепнувшегося в воду.
– Ишь ты, куда фатает! – строго сказал близко стоявший солдат, оглядываясь на звук.
– Подбадривает, чтобы скорей проходили, – сказал другой неспокойно.
Толпа опять тронулась. Несвицкий понял, что это было ядро.
– Эй, казак, подавай лошадь! – сказал он. – Ну, вы! сторонись! посторонись! дорогу!
Он с большим усилием добрался до лошади. Не переставая кричать, он тронулся вперед. Солдаты пожались, чтобы дать ему дорогу, но снова опять нажали на него так, что отдавили ему ногу, и ближайшие не были виноваты, потому что их давили еще сильнее.
– Несвицкий! Несвицкий! Ты, г"ожа! – послышался в это время сзади хриплый голос.
Несвицкий оглянулся и увидал в пятнадцати шагах отделенного от него живою массой двигающейся пехоты красного, черного, лохматого, в фуражке на затылке и в молодецки накинутом на плече ментике Ваську Денисова.
– Вели ты им, чег"тям, дьяволам, дать дог"огу, – кричал. Денисов, видимо находясь в припадке горячности, блестя и поводя своими черными, как уголь, глазами в воспаленных белках и махая невынутою из ножен саблей, которую он держал такою же красною, как и лицо, голою маленькою рукой.
– Э! Вася! – отвечал радостно Несвицкий. – Да ты что?
– Эскадг"ону пг"ойти нельзя, – кричал Васька Денисов, злобно открывая белые зубы, шпоря своего красивого вороного, кровного Бедуина, который, мигая ушами от штыков, на которые он натыкался, фыркая, брызгая вокруг себя пеной с мундштука, звеня, бил копытами по доскам моста и, казалось, готов был перепрыгнуть через перила моста, ежели бы ему позволил седок. – Что это? как баг"аны! точь в точь баг"аны! Пг"очь… дай дог"огу!… Стой там! ты повозка, чог"т! Саблей изг"ублю! – кричал он, действительно вынимая наголо саблю и начиная махать ею.
Солдаты с испуганными лицами нажались друг на друга, и Денисов присоединился к Несвицкому.
– Что же ты не пьян нынче? – сказал Несвицкий Денисову, когда он подъехал к нему.
– И напиться то вг"емени не дадут! – отвечал Васька Денисов. – Целый день то туда, то сюда таскают полк. Дг"аться – так дг"аться. А то чог"т знает что такое!
– Каким ты щеголем нынче! – оглядывая его новый ментик и вальтрап, сказал Несвицкий.
Денисов улыбнулся, достал из ташки платок, распространявший запах духов, и сунул в нос Несвицкому.
– Нельзя, в дело иду! выбг"ился, зубы вычистил и надушился.
Осанистая фигура Несвицкого, сопровождаемая казаком, и решительность Денисова, махавшего саблей и отчаянно кричавшего, подействовали так, что они протискались на ту сторону моста и остановили пехоту. Несвицкий нашел у выезда полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив свое поручение, поехал назад.
Расчистив дорогу, Денисов остановился у входа на мост. Небрежно сдерживая рвавшегося к своим и бившего ногой жеребца, он смотрел на двигавшийся ему навстречу эскадрон.
По доскам моста раздались прозрачные звуки копыт, как будто скакало несколько лошадей, и эскадрон, с офицерами впереди по четыре человека в ряд, растянулся по мосту и стал выходить на ту сторону.
Остановленные пехотные солдаты, толпясь в растоптанной у моста грязи, с тем особенным недоброжелательным чувством отчужденности и насмешки, с каким встречаются обыкновенно различные роды войск, смотрели на чистых, щеголеватых гусар, стройно проходивших мимо их.
– Нарядные ребята! Только бы на Подновинское!
– Что от них проку! Только напоказ и водят! – говорил другой.
– Пехота, не пыли! – шутил гусар, под которым лошадь, заиграв, брызнула грязью в пехотинца.
– Прогонял бы тебя с ранцем перехода два, шнурки то бы повытерлись, – обтирая рукавом грязь с лица, говорил пехотинец; – а то не человек, а птица сидит!
– То то бы тебя, Зикин, на коня посадить, ловок бы ты был, – шутил ефрейтор над худым, скрюченным от тяжести ранца солдатиком.
– Дубинку промеж ног возьми, вот тебе и конь буде, – отозвался гусар.

Остальная пехота поспешно проходила по мосту, спираясь воронкой у входа. Наконец повозки все прошли, давка стала меньше, и последний батальон вступил на мост. Одни гусары эскадрона Денисова оставались по ту сторону моста против неприятеля. Неприятель, вдалеке видный с противоположной горы, снизу, от моста, не был еще виден, так как из лощины, по которой текла река, горизонт оканчивался противоположным возвышением не дальше полуверсты. Впереди была пустыня, по которой кое где шевелились кучки наших разъездных казаков. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах и артиллерия. Это были французы. Разъезд казаков рысью отошел под гору. Все офицеры и люди эскадрона Денисова, хотя и старались говорить о постороннем и смотреть по сторонам, не переставали думать только о том, что было там, на горе, и беспрестанно всё вглядывались в выходившие на горизонт пятна, которые они признавали за неприятельские войска. Погода после полудня опять прояснилась, солнце ярко спускалось над Дунаем и окружающими его темными горами. Было тихо, и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля. Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник