28.08.2019

Оптимальный объем производства общественных благ. Курсовая работа Оптимальный объем производства общественных благ: теоретические возможности и практическая реализация в российской экономике


Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.

ОТВЕТ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» – общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Рис. 49.1

Частное благо

Рис. 49.2

Общественное благо

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

где i = 1,...N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Определение оптимального объема производства общественных благ

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB (Q s) = МС (Q s),

где MSB (Q, s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Q s ; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3).

Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену.

Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.

Из книги Экономическая теория автора

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 31 Монополистическая конкуренция: определение объема и цен. ОТВЕТМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с

автора Кошелев Антон Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

4. Теория оптимального объема выпуска продукции 1. Определение оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей.Предприятие, как правило, стремится получить максимальную прибыль.При прочих равных условиях наибольшее

автора

10.4. Определение объема производства и цен в условиях монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.1. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на рынке факторов и товаров Конкурентный рынок факторов производства – это рынок, на котором имеется большое число продавцов и покупателей фактора производства, причем

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.2. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на товарном рынке и монопсонистом – на факторном Монопсония – рыночная структура, при которой множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.3. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном рынке и совершенным конкурентом на рынке факторов Построение рыночной кривой спроса на труд со стороны предприятий, обладающих монопольной властью на товарном рынке, в

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными

автора Кошелев Антон Николаевич

23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

24. Классификация общественных благ По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;2) индивидуальные, отличающиеся

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

25. Виды общественных благ Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 36 Обоснование объема производства и оценка эффективности ассортиментных программ Анализ эффективности ассортиментных программ проводится по показателям: уровень выполнения плана по ассортименту, коэффициент обновления ассортимента, процент снижения

Введение

Общественные блага были и остаются одним из факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем качественного состояния производительных сил.
Усиление масштабности рыночных отношений требует специального изучения особенностей рынка общественных благ для удовлетворения потребностей в них. Известно, что в целом структура потребностей человека включает в себя, с одной стороны, множество материальных потребностей, с другой стороны, социально-ориентированные потребности развития личности. Во многом эти потребности удовлетворяются общественными благами. Ухудшение экологической обстановки, деградация окружающей природной среды предполагает производство таких общественных благ как чистый воздух и экологически чистая вода. Из общего запаса воды на Земле (который оценивается в 1400 млн. куб километров) только 2,5% пригодно для питья. Повышение жизненного уровня населения также требует больших расходов пресной воды на хозяйственные и бытовые нужды. Ныне в среднем один человек расходует около 250 литров воды в сутки. Формируется диспропорция между естественным запасом пресной воды и ее потреблением, возникает дефицит. В этой связи возникает необходимость рационального использования водных ресурсов. По оценкам экспертов ООН, в последнее столетие потребление воды росло в два раза быстрее, чем численность населения планеты. Уже сегодня, в розничной оценке на мировом рынке литр бутилированной воды приближается к стоимости литра бензина.
Угроза международного терроризма и политическая нестабильность побуждают акцентировать внимание на таком общественном благе как безопасность.
Надо учитывать, что рыночная экономика и частный сектор не в состоянии производить достаточное количество общественных благ без помощи государства. Частное предпринимательство не располагает данными реальных предпочтений человека в конкретных общественных благах. Но главное состоит в том, что для их производства требуются огромные капиталозатраты, которые может осуществлять только государство. Все это обуславливает актуальность исследования проблем насыщения рыночного спроса в общественных благах.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена и практическими потребностями увеличения в разы производства общественных благ в стране.
Цель курсовой работы – изучить общественные блага и роль государства в обеспечении общественных благ на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:

    изучить общественные блага и их классификацию;
    изучить спрос на общественные блага и эффективный объем производства;
    изучить обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства.

1. Общественные блага и их классификация

Благо – это наиболее общая экономическая категория.
Общественные блага – это такая группа товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не отдельного индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Их производство, как правило, финансируется государством.
Товар выступает частным случаем блага – это благо, которое удовлетворяет определенные потребности, имеет ценность (стоимость) и предназначено для обмена. Товар для производителя не имеет непосредственной потребительной стоимости, иначе он не вынес бы его на рынок. Его непосредственная потребительная стоимость для владельца заключается лишь в том, что он – носитель меновой стоимости и, следовательно, выступает средством обмена. По этой причине владелец стремится реализовать свой товар в обмен на другие, в потребительной стоимости которых он нуждается. Для своих владельцев все товары не имеют потребительной стоимости и представляют потребительную стоимость для своих невладельцев. Вследствие этого, все товары должны всегда переходить из рук в руки. Однако такой переход, по сути, из рук в руки и составляет товарный обмен, именно как стоимости они относятся в обмене друг к другу и реализуются как стоимости. Из этого следует, что товары должны реализовываться как стоимости, до того, как они получат возможность реализовываться как потребительные стоимости.
Услуга в отличие от блага является специфичным товаром. Это проявляется в отсутствии материальной формы и в совпадении процесса потребления услуги с моментом её производства. Оказываемые населению услуги подразделяются на платные и бесплатные для конечного потребителя, т.е. финансируемые из бюджетов различных уровней. В ряде отраслей могут предоставляться только платные или преимущественно платные услуги, а в других – преимущественно бесплатные или на льготных условиях. В качестве основного поставщика комплекса услуг, оказываемых потребителям на безвозмездной и безвозвратной (полностью или частично) основе выступает государство за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и целевых бюджетных фондов. И как субъект, который оказывает услугу, государство может предоставлять услуги на бесплатной, льготной или частично платной и платной основе. На сегодняшний день, в современной экономике прослеживается тенденция, когда под товаром понимали только вещи и предметы, однако сейчас в понятие товар включается полный комплекс услуг (например, от упаковки и гарантийного обслуживания и до качества взаимодействия с клиентами и т.п.).
Таким образом, общественные блага – это такие блага, которым присущи следующие характеристики:
- несоперничество в потреблении (могут быть предоставлены всем членам общества, а не отдельному индивидууму);
- неконкурентность (при предоставлении одному индивидууму, могут быть предоставлены другим без дополнительных расходов);
- неаддитивность (неделимость в потреблении);
- неопределенность конечного потребителя;
- неопределенность прав собственности.
Общеизвестно, что в многообразии благ можно разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание особенностей и экономической предназначенности благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ. Все это является принципиально важным для обоснования социально-экономической политики государства. Как правило, классификация строится по главному, основному признаку. Выбранный признак (или признаки) позволяют установить особенности и возможную цель государственного и регионального управления данным конкретным объектом.
В экономической теории многие исследователи разделяют блага на настоящие (текущие) и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные, материальные и нематериальные, экономические и неэкономические (даровые), индивидуальные и коллективные, частные и общественные. Необходимо отметить, что классификация общественных благ может быть произведена и с учетом критерия внешнего эффекта (помимо классификации с учетом возможности исключения и степени использования этих благ), что наиболее значимо при характеристике экономических отношений, возникающих по поводу производства и потребления социально значимых услуг.
Предложен еще один критерий классификации общественных благ. Это степень заинтересованности в них государства. В этом случае блага подразделяются на следующие группы (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация общественных благ по степени заинтересованности в них государства.
При классификации используется ряд характеристик, одна из которых связана со спецификой территориального охвата. Территориально-региональное устройство формирует специфику сообщества, которое потребляет благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего данное благо. В соответствии с этим критерием общественные блага подразделяются на локальные, общенациональные и мировые.
К мировым общественным благам можно отнести, такие как: борьба с загрязнением воздуха, расширением озоновой дыры, защита Мирового океана, т.е. те блага, которые доступны либо всем жителям планеты, либо предоставляются жителям определенного региона, нескольким странам.
К общенациональным общественным благам относится право на судебную защиту, гражданская и военная безопасность, право и возможность пользоваться государственной или частной собственностью. Многие исследователи в качестве общенациональных общественных благ выделяют политическую стабильность, правопорядок, общественное согласие, единую национальную идею. Разделение функций распределения ресурсов по уровням власти основано на географических пределах распространения эффекта потребления общественных благ. Когда выгоды от каждой единицы общественного блага получает все население страны, то решение об их производстве, несомненно, должно быть результатом общенационального коллективного выбора. Например, стратегические вооружения предназначены для защиты всех граждан от опасности агрессии. Общенациональные органы власти создаются, как раз для того, чтобы решать вопросы, затрагивающие интересы граждан независимо от их места проживания. Однако во многих случаях происходит локализация выгод, приносимых общественным благом, такие блага называют региональными. Это любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район) .
Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и уборки мусора.
Таким образом, существует множество вариантов классификации общественных благ исходя из различных комбинаций их характеристик. В зависимости от применения общественное благо может играть различную функциональную роль в экономике.
По функциональному назначению и роли в воспроизводстве выделяются потребительские, или конечные, продукты и услуги (хлеб, одежда) и производственные продукты и услуги, используемые в производстве (станки, машины, материалы). Их еще называют прямыми и косвенными.


Рис.2. Классификация благ

В составе потребительских продуктов различают предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и роскоши (яхты, норковые шубы).
В воспроизводственном аспекте выделяют долговременные товары, или товары длительного (могут удовлетворять одну и ту же потребность неоднократно) и недолговременные, или разового (могут удовлетворять одну и ту же потребность один раз) пользования. Для удовлетворения потребностей важны взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы) товары. С учетом фактора времени выделяются настоящие (находящиеся в непосредственном распоряжении экономических субъектов) и будущие (которыми они могут располагать в будущем) блага. По способу удовлетворения потребностей выделяют прямые (непосредственно удовлетворяют потребности) и косвенные (сами потребности человека не удовлетворяют, но необходимы для производства прямых благ) блага.
Как видно, потребности и блага взаимосвязаны и взаимообусловлены так же, как взаимосвязаны производство и потребление.

2. Спрос на общественные блага и эффективный объем производства

Индивидуумы не покупают общественные товары. Их спрос можно было бы определить, если бы за каждую единицу дополнительного общественного товара им пришлось платить соответствующую сумму. На рынке общественных товаров индивидуумы потребляют одинаковое количество товаров и могут платить как одинаковую, так и разную налоговую цену. Каждый может заранее знать о доле общественных затрат, которую ему предстоит нести. Некоторые индивидуумы могут предпочитать общественные блага другим благам. Доходы индивидуумов различны. Для бедных предельная полезность частных благ будет выше, чем для состоятельных людей. Природа налоговой системы определяет ту долю дополнительных издержек, которая при увеличении расходов на общественные блага, падает на индивидуума. Чем больше спрос на общественные товары возрастает по мере увеличения дохода, тем больше спрос людей с высокими доходами на общественные блага. С другой стороны, чем более прогрессивна налоговая система, тем выше налоговая цена богатых по отношению к соответствующим затратам бедных, тем меньше спрос богатых на общественные блага.
Если государство тратит очень мало на общественное благо, предельная полезность блага очень высока. По мере все большего увеличения расходов государства предельная полезность общественных благ уменьшается. При увеличении расходов государства на общественные блага индивидуумы получают меньшее количество частных благ. Предельная полезность частных благ увеличивается, предельные издержки общественных благ увеличиваются. Чистая предельная выгода, положительная для низких уровней государственных расходов, имеет отрицательное значение для значительных объемов государственных расходов. Наиболее предпочтительный для индивидуума уровень государственных расходов, тот, при котором полезность максимизируется или когда чистая предельная выгода равна нулю.
Линию совокупного рыночного спроса на общественные блага можно получить путем вертикального суммирования линий индивидуального спроса. Общественное благо в одном и том же количестве достается каждому из потребителей. Предельные выгоды на рынке не проявляются. Для отдельного лица не существует необходимости в создании таких благ и отсутствует мера, позволяющая охарактеризовать степень настоятельности коллективной потребности, поскольку общественные блага не имеют цены, которую можно отнести к частному бюджету и тем самым отяготить его. Различия в предпочтениях проявляются в разной предельной готовности индивидов платить за данное количество блага. Если предпочтения потребителей не совпадают между собой, то при равных платежах те, чья субъективная готовность платить относительно низка, оказались бы в проигрыше. Те, чья субъективная готовность платить за общественное благо выше средней, получили бы это благо по заниженной цене.
Можно выделить следующие особенности определения спроса на общественные блага: цена не является переменной величиной, кривая спроса отражает предельную полезность его полного наличного объема, все потребители используют общественное благо целиком.
Производство общественных благ тесно связано с проблемой «безбилетника». Поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Индивидуумы не выражают истинные предпочтения, потому что их налоговая цена увеличивается по мере увеличения высказанных ими пожеланий. Каждый предполагает, что его высказывания будут иметь несущественное влияние на уровень предложения, но существенно повлияют на то, что он должен платить. В итоге он получит несущественный выигрыш.
Выделенные особенности общественных благ предопределяют незаинтересованность частного сектора в их производстве. Производство общественных благ относится к категории так называемых провалов рынка, ситуаций, в которых государство вынуждено приходить на помощь рыночному механизму.
Предельная полезность MB общественного блага - это самое большее, что потребитель готов заплатить за получение дополнительной единицы этого блага. Предельная общественная полезность MSB общественного блага есть сумма предельных полезностей этого блага для всех потребителей:

Предельные полезности MBi индивидуумов убывают по мере роста объема потребления блага. На рис. 3 изображена ситуация для трех индивидуумов. При объеме потребления общественного блага Q0 первый из них готов заплатить еще p1 долларов за еще одну единицу блага, второй - p2, третий - p3.
Вместе они согласны выплатить p1 + p2 + p3 долларов за увеличение объема потребления общественного блага на единицу. Следовательно, кривая MSB получается путем суммирования по вертикали кривых MBi.

Рис.3. Спрос на общественное благо

Каждая кривая MBi задает спрос i-го индивидуума на общественное благо, а кривая MSB является кривой спроса общества на это благо.
Таким образом, кривая спроса на общественное благо представляет собой сумму кривых индивидуального спроса по вертикали. Напомним, что для частного блага суммирование кривых индивидуального спроса происходит по горизонтали.

Рис. 4. Равновесие спроса и предложения общественного блага

Как и частное благо, общественное благо для своего создания требует определенных затрат. Предельные общественные издержки MSC означают дополнительные затраты для увеличения объема общественного блага на единицу.
Целесообразно увеличивать потребление общественного блага, пока каждая следующая его единица дает больше дополнительной общественной полезности, чем необходимые для её создания дополнительные общественные издержки. Равновесие будет достигнуто при равенстве MSB = MSC.
Например, жители города хотят построить мечеть. Размер пожертвований, которые они согласны сделать, зависит от предполагаемого размера мечети. Равновесие будет достигнуто при равенстве предельной общественной полезности предельным общественным издержкам.
Для достижения эффективного размещения ресурсов общественное благо должно производиться в таком объёме, при котором предельная общественная выгода от потребления равна предельным издержкам выпуска данного блага: MSB = MSC (точка А на рис. 5)

Рис. 5. Объём производства общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов

Таким образом, существует некоторый однозначно определённый объём производства общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Для определения этого объёма нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.

3. Обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства

В любом обществе целью государства является обеспечение населения общественными благами. Государство, опираясь на правовую систему, уполномочено применяет в интересах граждан внеэкономические методы в производстве общественных благ. Для этого государство производит блага коллективного пользования – такие, как защита от внешней угрозы, поддержание правопорядка, борьба с террористами, соблюдение антимонопольного законодательства и т.п. Такая сфера деятельности государства изначально сопряжена с обеспечением безопасности граждан, т.е. с предоставлением таких услуг, которые по своей сути оказываются за рамками рыночных отношений и производством так называемых чистых общественных благ. Однако современное государство находится не за пределами рынка или над рынком, а органично встроено в него. Как автономный рыночный игрок государство отвечает за реализацию интересов общества в целом. Являясь одним из неотъемлемых субъектов рынка, оно отличается от других субъектов. Это в значительной мере связано с качественным различием общественных и частных благ, их социальной и индивидуальной полезности. Поскольку ограниченность ресурсов присуща государству так же, как и любому другому агенту рынка, оно призвано максимизировать не индивидуальную, а социальную полезность благ.
Государство берет на себя производство общественных благ и в силу общественно-политических причин (обеспечение внутренней и внешней безопасности традиционно относится к базовым функциям государства), соображений социального характера (современное государство принимает на себя определенные социальные обязательства, часть из которых состоит в обеспечении равного и бесплатного доступа граждан страны к определенным благам), низкой инвестиционной привлекательности производства общественных благ. Здесь надо подчеркнуть, что у государства есть и объективная возможность для организации производства общественных благ. Оно, обладая монополией законной силы, способно взыскивать отчисления со всех доходов (налоги) на оказание услуг, которыми большинство людей хотели бы воспользоваться бесплатно, не обременяя себя оплатой. Подобное исключительное положение государства с одной стороны гарантирует гражданам страны минимальный уровень общественных благ, с другой стороны, в виду отсутствия обратной связи с потребителем и отсутствия конкурентной среды приводит к определенным провалам в деятельности государства. Значительную роль на государство оказывают факторы неопределенности, неполноты информации. В результате, государство оказывается неспособным обеспечить оптимальный объем производства общественных благ.
Деятельность государства, направленная на устранение провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. Необходимо строго следить за последствиями его деятельности. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил.
Несмотря на эти объективные факторы, государство, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, иногда отказывается от неэффективных форм ведения хозяйства. Пользуясь государственными гарантиями, частный сектор привносит в производство свои знания, ноу-хау, организационный опыт, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности. В этом случае экономический эффект для общества состоит в том, что оно получает более качественные товары и услуги при минимальных издержках.
На сегодняшний день невозможно полностью отказаться от услуг государства в производстве общественных благ. Однако негативные моменты в данном случае связаны с тем, что государство, являясь монополистом в производстве общественных благ, лишено стимулов к минимизации издержек, к улучшению качества продукции, к внедрению новых технологий. В большинстве случаев реализация основных целей государственной политики в области общественных благ достигается использованием различных методов регулирования, одним из которых является прямое государственное вмешательство, и использование механизмов рыночной конкуренции.
Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы социально-экономического развития: объединять интересы производителей и потребителей, стимулировать внедрение достижений научно-технического прогресса, повышать качество продукции, снижать затраты, постоянно обновлять ассортимент товаров, расширять номенклатуру предоставляемых населению услуг. Однако даже самый отлаженный рыночный механизм не в состоянии справиться со всеми социальными и экономическими проблемами жизни общества. Поэтому решение ряда проблем, неподвластных рыночному механизму, берет на себя государство.
Практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.
Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.
За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:
эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
поддержка социально незащищенных групп населения;
охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
обеспечение национальной безопасности страны;
создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;
разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.
При переходе к рыночной экономике государство выступает локомотивом экономических преобразований, аккумулируя целенаправленные усилия на техническое перевооружение отраслей на основе внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достойное место в мировом разделении труда.
В переходный период более ответственной и сложной становится роль государства по управлению собственностью. Прежде всего требуется преодолеть тотальную монополизацию государственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. В собственности государства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Задача государственного управления - создать возможности для их эффективной работы с использованием рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить координацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.
и т.д.................

Рынки идеально подходят для обращения на них частных благ. Покупка частного блага дает покупателю исключительное право на его использование и получение связанных с ним выгод. Те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, не будут поставляться на рынок в эффективных объемах. Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить. Например, если воздух очищают, чтобы принести пользу только одному человеку, то невозможно воспрепятствовать потреблять чистый воздух и другим людям. Обеспечение такими общественными благами (иначе, товарами и услугами общественного пользования) часто осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке.

Следует различать чистые общественные и смешанные общественные блага. Чистое общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Чистые общественные блага имеют две основные особенности:

1. Чистые общественные блага обладают неизбирательностью (неконкурентностью) в потреблении . Это означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один человек, потребляющий данный объем чистого общественного блага. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями.

2. Чистые общественные блага обладают неисключительностью в потреблении . Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Такие блага не могут быть оценены, и лица, решившие не уплачивать цену, не могут быть удержаны от их потребления.

Производство чистых общественных благ связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов. Когда чистое общественное благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды. Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Обычно предполагается, что чистые общественные блага предоставляются или производятся государством. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, уличное освещение, защита окружающей среды. Оптимальный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равняется предельным общественным издержкам. Общая кривая спроса на общественное благо будет отражать сумму индивидуальных предельных полезностей этого блага для всех потребителей при каждой возможной цене. Для ее получения кривые индивидуального спроса суммируются по вертикали (рис. 9.3.). Так, координата кривой D при объеме выпуска 2 единицы получается сложением соответствующих координат по оси У кривой D1 и D2: 4 ед. + 11 ед. = 15 ед. Аналогично получаем координату по оси У для объема выпуска 4 единицы: 2 ед. + 10 ед. = 12 ед.


Рис. 9.3. Совокупный спрос на общественное благо

Следует учитывать, что отдельный потребитель не может корректировать объем спроса на общественное благо, приспосабливая его к своему экономическому положению. Все потребители должны использовать объем выпуска чистого общественного блага целиком.

Альтернативным вариантом производства чистого общественного блага является добровольное соглашение некоторого сообщества людей о его поставке и оплате. Однако определение оптимального объема общественного блага в этом случае должно основываться на точной информации об общественных предпочтениях такого блага. Вместе с тем, поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, какой вносят вклад в финансирование его издержек, некоторые из них могут скрывать свою истинную оценку блага с целью уклонения от оплаты. Данная проблема получила название проблемы «безбилетника» .

Смешанные общественные блага - это такие, которые по своим характеристикам располагаются между чистыми общественными и чистыми частными благами. На эти блага легко назначить цену, но они производятся в государственном секторе при условии, что приносят существенные выгоды обществу. Эти блага могут производиться и частным сектором, однако удовлетворить полную потребность общества в них частный сектор не в состоянии.

К смешанным благам относятся исключаемые общественные блага и перегружаемые общественные блага. Исключаемые общественные блага (общественные блага с ограниченным доступом )– это такие, выгоды от потребления которых не могут быть ограничены одним индивидом, но они и не в равной степени доступны любому. Примером таких благ являются услуги общественного образования и здравоохранения. Так, школьное обучение приносит пользу и индивиду, который непосредственно посещает школу, и обществу в целом. В этой ситуации частное потребление создает положительный эффект для всех остальных. Поэтому практически во всех странах школьное обучение является бесплатным.

Перегружаемые общественные блага – это такие, потребление которых неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Перегружаемых общественных благ может не хватать на всех потребителей. Существует предел количества потребителей, которые могут быть обслужены при нулевых предельных издержках. Иначе говоря, появление дополнительных потребителей уменьшает полезность, получаемую уже имеющимися потребителями. После достижения «точки перегрузки» для достижения эффективности следует взимать цену, равную предельным издержкам. Например, общественный парк может заполниться таким количеством людей, что вход каждого дополнительного индивида будет снижать полезность, получаемую остальными.

Смешанные блага являются более распространенными, чем чистые общественные блага.

В зависимости от характера потребления средства удовлетворения человеческих потребностей в экономике делятся на чисто частные и чисто общественные блага.

Чистое частное благо - это благо, каждая единица которого может быть оценена и продана. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще. Например, человек, купивший буханку хлеба, получает исключительное право на использование данного блага. Чистое общественное благо - это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет (например, национальная оборона, свет маяка и т.д.), т.е. это благо, приводящее к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо .

Общественные блага обладают следующими признаками:

  • признак неисключения - практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага (если один гражданин общества защищен, то равным образом защищены все прочие граждане);
  • признак неконкурентное™ в потреблении - потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим (использование света маяка одним судном не ограничивает возможностей такого же его использования другими кораблями);
  • признак неделимости - благо нельзя разложить на отдельные единицы. Будучи гражданином страны и находясь на ее территории, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете потреблять данное благо «по частям» .

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Блага, сочетающие низкую и нулевую конкурентность с достаточно высокой исключаемостью, называют исключаемыми общественными. К ним относятся услуги коммерческих учебных заведений, муниципальных пляжей, городских парков, спортивных сооружений и других общественных помещений с установленным и контролируемым режимом совместного использования. Блага, сочетающие высокую конкурентность с низкой исключаемостью и даже направленностью на максимально возможный охват потребителей, именуются общими или совместно потребляемыми (благоустроенные пешеходные пути и освещение городских территорий, городские очистные сооружения и уборка мусора, муниципальный транспорт, эфирное радиовещание и телевидение И Т.Д.).

Существуют также квазиобщественные блага. Они отличаются от общественных благ тем, что люди, не оплатившие эти блага, могут быть исключены из процесса их потребления (образование, библиотеки, музеи, автострады, пожарная охрана, канализация, медицина).

Общественные блага совсем не похожи на частные, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника). Эффект безбилетника - экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты (безбилетник на транспорте). К этой же проблеме относится и уклонение от уплаты налогов. Недобор налогов из-за уклонения налогоплательщиков от их уплаты ослабляет возможности государственного бюджета, в том числе по финансированию науки и образования, повышению зарплаты бюджетникам и т.д. .

Таким образом, потребность в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии «безбилетников»? Определение совокупного спроса на общественное и частное блага существенно различаются (рис. 18.8) .

Рис. 18.8. Совокупный спрос: а - на чистое частное благо; б- на чистое общественное благо

Предположим, что существует три потребителя некого общественного блага: А, Б и В. На рисунке 18.8, а представлены их кривые индивидуального спроса на данное благо: 0 А, Л Б, ?> в. На горизонтальной оси показано количество общественного блага, на вертикальной - возможные расходы на его потребление. Линию индивидуального спроса удобно интерпретировать как линию предельной выгоды от потребления блага. На рисунке 18.8, б кривая совокупного спроса трех субъектов на общественное благо, или предельной общественной выгоды от его наличия, обозначена линией Лсов = 2х7ь

Величину рыночного спроса на какой-либо частный товар при определенной его цене можно представить как сумму соответствующих значений индивидуальных функций спроса:

где п - общее число потребителей данного товара.

Для общественного же блага, скажем для национальной обороны, величина совокупного спроса со стороны п граждан есть в то же время и величина индивидуального спроса: ведь каждый индивид пользуется ею в одной и той же степени. Поэтому величина совокупного спроса на какое-либо общественное благо будет в то же время характеризовать и величину индивидуального спроса на него, т.е.

Поэтому при графическом построении кривой рыночного спроса на частные блага объемы индивидуального спроса при каждом возможном уровне цены суммируются по горизонтали. Напротив, в ситуации с общественными благами, когда каждый индивид потребляет одно и то же их количество, но оценивает его по-разному, кривая совокупного спроса строится посредством суммирования индивидуальных кривых спроса (или предельной выгоды) по вертикали .

Оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов, можно определить следующим образом:

где МБВ{0з) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве

МС(- предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs (рис. 18.9).

Рис. 18.9.

Для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность - выгода от потребления данного объема - равна предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага .

Основная трудность определения оптимального объема производства общественных благ заключается в том, что предельные выгоды от их использования на рынке никак не проявляются. В отличие от спроса на частные товары спрос на общественное благо непосредственно выявить невозможно .

Для определения оптимального объема нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.

Согласно экономической теории все потребляемые блага можно разделить на два вида: частные и общественные. Так, например, к частным можно отнести продукты питания, одежду и т.д., а к общественным – дороги, сады и парки, ведь ими, в отличие от купленной определенным человеком еды и одежды, пользуются многие люди.

Однако мы редко задумываемся о вопросе производства и содержания подобных общественных благ. С частными благами все понятно: заплатил-получил, и производят их в соответствии с предъявляемым спросом, а каким образом измерить спрос на общественное благо? С кого взимать плату за его использование, если оно доступно всем? И самое главное, какой оптимальный объем общественного блага должен производиться?

Одна из основных проблем – затруднение в определении спроса на общественные блага, так как трудно посчитать, какое количество людей пользуются дорогой, и какую индивидуальную выгоду они получают от нее. Вторая проблема связана с отсутствием рыночных цен на общественные блага. Вследствие этого трудно говорить о рациональности производства того или иного объема данного блага.

Тем не менее, государство финансирует производство общественных благ за счет средств, которые оно получает от сбора налогов. Можно сказать, что это те средства, на которые индивиды могли бы приобрести частные блага, а, соответственно, это и средства отвлеченные от производства частных благ. Поэтому важно понять, какой объем общественных благ должен быть произведен для того, чтобы как можно меньше средств было отвлечено от производства благ частного сектора, а также, чтобы удовлетворить потребности и индивидов, и государства.

Чистыми частными благами называются товары или услуги, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам. Получается, что покупка индивидом товара, подразумевает невозможность приобретения купленного товара другим индивидом. Также, полезность от использования блага у собственника снижается, если этот товар используется другим. Чистые общественные блага это блага, которое не делимы на отдельные порции в процессе потребления и потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят они или нет. В результате, потребление общественных благ, не препятствует потреблению этих благ другими людьми. (Вэриан Х., 1997).

Производство и потребление чистых общественных благ тесно связано с понятием внешний эффект. От потребления общественного блага одним индивидом, непременно получают пользу и другие индивиды, это называется положительный внешний эффект. Но общественные блага потребляются всеми, без исключения, индивидами, поэтому и стоимость потребления данного блага должна распределяться между всеми людьми.

На рынке частных товаров и услуг парето эффективное распределение характеризуется точкой пересечения кривых суммарного спроса и предложения. В данной точке достигается оптимум, т.е оптимальная для всего рынка цена и объем. Спрос в данном случае, представляет собой сумму всех индивидуальных кривых спроса. А кривые индивидуального спроса получаются после анализа бюджетного ограничения и кривых безразличия. Стоит заметить, что суммарный спрос является результатом горизонтального суммирования, а именно фиксируется цена и складывается объем спроса каждого индивида на данный товар, при этой цене.

При определении оптимального объема общественных благ, схожим методом, под суммарным спросом подразумевается сумма индивидуальных кривых спроса всех индивидов. Индивидуальные кривые спроса это кривые предельных частных выгод каждого индивида, так же как и обычные кривые спроса, они имеют отрицательный наклон. Для того, чтобы получить предельные общественные выгоды, используется вертикальное сложение, а именно фиксируется объем товара и складываются цены, за которые индивиды готовы приобрести данный объем. Причина этого заключается в основных свойствах общественных благ. Так, например, индивиды, потребляя один и тот же объем, нисколько не уменьшают полезности друг друга, но так как выгоды от потребления данного объема они получают разные, то соответственно и платить за данный объем они будут неодинаково. Такую суммарную кривую спроса, часто называют кривой псевдо-спроса, так как она не учитывает проблемы «безбилетника». Проблема безбилетника, заключается в том, что некоторые индивиды стремятся получить общественное благо не заплатив. (Козлова Е., 2007).

Парето-эффективный объем общественных благ, в данном случае достигается при пересечении кривой предельных общественных выгод и кривой предельных общественных затрат. Вторая кривая играет роль предложения. Линия предельных общественных затрат, это сумма предельных частных затрат, связанных с производством, также учитываются положительные и отрицательные внешние эффекты.

Впоследствии ведущим экономистом П. Самуэльсоном была предложена модель оптимального размещения ресурсов в экономике при наличии двух типов благ (частного и общественного) (Гальперин В., 2000).

Данная модель основана на том, что производство общественных и частных благ представляет собой полную группу событий, т.е. увеличение производства одного блага, ведет к сокращению производства другого. Главное условие Парето-оптимального объема общественных благ для экономики (для n индивидов) выведенное П. Самуэльсоном (Batina R., Toshihiro I., 2005):

MRT PG = ∑MRS PG

Однако, несмотря на то, что данный подход является одним из лучших для определения оптимального объема общественных благ, проблема состоит в том, что на практике данная модель трудно применима и по большей части является чисто теоретической. Это связано с тем, что для того чтобы построить индивидуальные кривые безразличия и вычислить предельные нормы замещения и трансформации нужно обладать достаточно большой информацией об индивидах. Если на рынке частных благ индивиды сами предъявляют спрос на товар, и что самое главное их желание купить данный товар выражается в денежном эквиваленте, то в ситуации с общественными благами такой индикатор отсутствует. По этой и другим схожим причинам в реальной жизни воспользоваться подходом П. Самуэльсона не представляется возможным.

Несовершенства модели П. Самуэльсона приводят к появлению новых моделей, претендующих на устранение ее недостатков. Как уже было сказано выше, П. Самуэльсон определял оптимальный объем в точке, где выполняется равенство:

MRT PG = ∑MRS PG

Тем не менее, данная формула предполагает, что все расходы, необходимые для финансирования общественного блага могут быть получены путем сбора паушального налога. Однако это не представляется возможным, и поэтому данная формула требует модификации.

Одной из идей модификации является предложение Эрика Линдаля по нахождению Парето-оптимального объема. Его идея основывается на использовании механизма цен для координации действий потребителя и производителя, а также для рационального распределения ресурсов.

Напомним, что для индивида при рыночном равновесии цена определенного блага равна его предельной полезности. В данной модификации происходит отказ от подобной единой цены и введение индивидуализированных цен. В условиях финансового механизма Линдаля каждый экономический агент платит часть предельных издержек на производство общественного блага пропорциональную его предельной готовности платить за данное благо. (Batina R., Toshihiro I., 2005). Таким образом, каждый индивид сталкивается с индивидуализированной ценой на данное общественное благо, а, соответственно, цена самого общественного блага равна сумме индивидуализированных цен каждого потребителя. В данной модели цены являются определенной долей от общей величины налогового сбора на финансирование производства и предоставления общественного блага, поэтому их еще называют налоговыми.

Э. Линдаль считает, что подобный финансовый механизм можно применить в том случае, когда население возможно поделить на небольшое количество групп, и спрос для каждой из таких групп может быть адекватно оценен. Примером подобной ситуации может являться вход в парк, где всех посетителей можно поделить на две группы: «профессиональные» путешественники и обычные туристы. Готовность платить за вход у путешественников выше, чем у туристов, поэтому с них можно взимать более высокую цену. Цены, в свою очередь, устанавливаются таким образом, что все индивиды предъявляют спрос на равное количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом его предоставления.

  • Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов / Пер, с англ, под ред. НЛ. Фроловой. - М.:ЮНИТИ, 1997. – 767 с.
  • Гальперин В.М., Игнатьев С.М. 50 лекций по микроэкономике / В. Гальперин, С. Игнатьев, «Экономическая школа», 2000. С. 860.
  • Козлова Е.И. Экономическая теория: Микроэкономический аспект / Е.И. Козлова – Липецк: ЛГТУ, 2007. – 136 с.
  • Ballard C. L., Don Fullerton Distortionary Taxes and the Provision of Public Goods // C. Ballard, Don Fullerton, The Journal of Economic Perspectives. Vol. 6, No. 3 p. 117-131
  • Stiglitz J. E., Dasgupta P. S., Differential Taxation, Public Goods and Economic Efficiency // Review of Economic Studies. 1971. p. 15 1-174
  • Batina R. G., Toshihiro I. Public Goods Theories and Evidence // R. Batina, I. Toshihiro Springer-Verlag Berlin Heidelberg. Germany, 2005. p. 416
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник