Введение. 3
1. Сущность восприятия. 4
2. Свойства восприятия. 7
3. Классификация восприятий. 10
4. Роль моторных компонентов в восприятия. 11
5. Наблюдение и условия эффективности восприятия. 12
Заключение. 15
Литература. 16
Введение
Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, допустим, воспринимая утренний пейзаж, человек отражает его в ощущениях, его цвет дерева, запах леса, росу на траве ощущает его монументальность, незыблемость.
Однако восприятие больше, чем сумма получаемых ощущений. Воспринимая лес, человек знает, что это именно лес, что оно имеет характерный вид, что в него можно зайти, что это есть некое количество деревьев. Воспринимаемое человек всегда обозначает определенным словом – «лес», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, форма или запах, но все как целое. «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», - писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».
1. Сущность восприятия
Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь е такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений - к сложным восприятиям) является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.
При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро - человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.
Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено вопросу; как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.
Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.
Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта: сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями; сравниванием с ними актуальных воздействий; выделением существенных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимаемый объект.
Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и; выделяет основной признак - функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.
Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
2. Свойства восприятия
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И.М.Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду. а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.
Целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.
Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способностей перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и форм предметов.
Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз большее количества света, чем мел в сумерки). Явление константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.
Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение разных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.
Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту.
Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, это врожденный механизм?
В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.
Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность - неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
Осмысленность восприятия . Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.
Восприятие не определяется просто набором раздражителей. воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.
Апперцепция . Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой челочек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.
При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизирутся следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
3. Классификация восприятий
В основе классификации восприятия, так же как и, ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный л анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическос восприятие.
Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
4. Роль моторных компонентов в восприятия
Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и насоздавшие его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук; и т.д. Большую роль моторныекомпоненты играют в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью - адекватность отражения предмета возникает при перемещении движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.
В работе глаза и руки есть много общего. Глаза, как рука, последовательно осматривают, «ощупывают» контуры рисунка и предмета. Выполняя довольно большое число различных функций, движения глаз разнообразны по форме. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит на какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возникает представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности оно сопровождается непроизвольней и незаметными для наблюдателя мнкродвижениями.
Это можно продемонстрировать на простом примере. Посмотрите пристально на заходящее солнце, затем перенесите взгляд на какую-нибудь поверхность и вы увидите два последовательных образа. Очевидно, фиксируемый объект не находится все время в одной и той же точке фиксации, 2 точки фиксации объекта дали 2 последовательных образа. Таким образом, следует говорить не о точке фиксации, а скорее, о зоне или области фиксации.
Критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием условий жизни и обучения и подвержены перестройке. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о восприятии слепорожденных в первые дни после удаления катаракты. Наблюдения над человеком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел мир предметов, как видим его мы. когда открываем глаза. Постепенно зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельствуют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвращения зрения он не смог нарисовать переднюю часть автобуса, поскольку не смог исследовать его руками.
Опыты со стабилизацией изображений относительно сетчатки глаза и наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Восприятие - это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики.
5. Наблюдение и условия эффективности восприятия
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.
Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.
Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты. Успех наблюдения зависит прежде всего от того, насколько ясна задача, которая стоит перед ними. Являясь преднамеренным планомерным относительно длительным восприятием, и осуществляясь с той или иной познавательной целью, наблюдение требует специальной подготовки (предварительное ознакомление с материалами, относящимися к объектам будущего наблюдения, с рисунками, словесным описанием предметов и т.п.). Важнейшее место в подготовке наблюдений должно занимать уяснение задач наблюдения, требований, которым оно должно удовлетворять, предварительная разработка плана и способов наблюдения.
Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает их многие качества и свойства. Весьма важна для успеха наблюдения его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком наблюдении наблюдатель ничего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.
Исключительно большую роль играет отношение человека к наблюдению. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов. Итак, чтобы быть наблюдательным, надо упражняться в наблюдении: сравнивать и сопоставлять различные предметы, их различные стороны, замечать их связь и взаимодействие друг с другом; ставить перед собой задачу - быстро замечать возможно больше особенностей предмета или явления; подмечать самые ничтожные изменения в них, учиться выделять наиболее существенное в том, что воспринимается.
Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация и восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.
Заключение
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием.
1. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Котята, выросшие в клетке, где были только вертикальные линии позднее оказались неспособными узнавать горизонтальные. Так же и люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.
2. Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету, и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой.) Эта особенность восприятия называется константностью.
3. Человек воспринимает мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.
4. Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.
5. Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.
Литература
- Демидов В. Как мы видим то, что видим. Изд. «Знание», М.,1987
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М., «Педагогика»,1980
- Немов Р.С., Психология. том1, Москва, 1995
В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Основой другого типа классификации видов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Классификация восприятий по виду анализаторов представляет значительно большие трудности по сравнению с соответствующей классификацией ощущений.
Там эта классификация облегчалась тем, что физиологическую основу того или другого ощущения составляла деятельность строго определенного анализатора. Восприятия же являются более сложными, чем ощущения, психическими процессами и имеют в своей основе совместную деятельность нескольких анализаторов.
Поэтому только по преимущественной роли того или другого анализатора в данном процессе восприятия можно разделить восприятия на зрительные (например, у художников), слуховые (у композиторов, музыкантов, певцов), двигательные (у спортсменов, работников физического труда) и т. д. При этом надо помнить, что в осуществлении каждого из указанных восприятий принимают участие и другие анализаторы.
Большее теоретическое и практическое значение имеет классификация восприятий по видам отображения в них объектов окружающего мира. С этой точки зрения можно выделить среди восприятий следующие группы:
1. Восприятие предметов окружающего мира, отображающее особенности их вещного, телесного бытия.
2. Восприятие пространства, пространственных отношений между вещами.
3. Восприятие времени, временных отношений между вещами и явлениями окружающего нас мира.
4. Восприятие движений как совершаемых предметами, вне нас находящимися, так и наших собственных движений.
Каждый из этих видов восприятий отличается своими особенностями и закономерностями, знание которых необходимо для успеха в той или другой практической деятельности - в труде, игре, учении и т. д.
Внимание. Общая характеристика
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Критериями внимания выступают:
1) внешние реакции:
Моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);
Вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);
2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;
3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);
4) избирательность (селективность) информации;
5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением (рис. 1).
Основные функции внимания
Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов
Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями
Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности
Рис. 1. Функции внимания
Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:
Точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
Прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);
Направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.
В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой - психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.
Виды внимания
Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности (рис. 2).
Непроизвольное
Произвольное
Послепроизвольное
Виды внимания
Рис. 10.2. Классификация внимания
Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других – непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае, так же как и в первом, отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение внимания.
Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.
Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия.
Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика видов внимания
Вид внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
Непроизвольное | Действие сильного, контрастного или зна- значимого, вызываю-щего эмоциональный отклик раздражителя | Непроизвольность, легкость возникно-вения и переключе-ния | Ориентировочный рефлекс или доми-нанта, характери-зующая более или менее устойчивый интерес личности |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи | Направленность в со-ответствии с задачей. Требует волевых уси-лий, утомляет | Ведущая роль вто-рой сигнальной системы |
Послепроизвольное | Вхождение в деятель-ность и возникающий в связи с этим интерес | Сохраняется целе-направленность, сни-мается напряжение | Доминанта, харак-теризующая воз-никший в процес-се данной деятель-ности интерес |
Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. (см. рис. 1) В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Зрительное восприятие.
«Зрительное восприятие - форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира», (9, стр. 135) на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. (4)
Боле простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. (4, 9)
Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано. Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности и функциональной значимости зрительной системы. Для выживания многих видов зрение имеет решающее значение; оно является источником критически важных знаний о предметах и событиях среды обитания. Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма и текстура, размер и расстояние, яркость и освещенность, цвет и движение, а также информация о взаимодействии этих отличительных признаков среды между собой. (18, 4)
Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой. (4, 18)
Не смотря на то, что другие исследования не дают оснований для выводов о столь сильном влиянии зрения в условиях сенсорного конфликта, ясно, что для выживания человека зрение имеет решающее значение.
Именно по этому зрение было изучено столь детально, и сегодня о нем известно больше, чем о любой другой сенсорной системе.
Слуховое восприятие.
«Слуховое восприятие - форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора». (9, стр. 333, 4) Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра. Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого слуха. (4)+
По степени изученности слуховая система уступает лишь визуальной, и между взаимодействиями индивидуума с внешней средой, возможными благодаря этим двум сенсорно-перцептивным системам, много общего. «Слух - уникальный источник жизненно важной информации о том, что происходит в непосредственной близости от нас, а аудиальная система - одна из самых «бдительных» сенсорно-перцептивных систем: она всегда начеку и в любой момент готова к восприятию звуковых сигналов». (18, стр. 491)
Осязательное восприятие.
«Осязание - один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но, прежде всего тактильной». (4, стр. 361)
Осязание - один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участков варьируют в широких пределах. (4, 9)
Осязание является сложной формой чувствительности, включающий в свой состав, как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты.
К первым относятся ощущение холода и тепла, и ощущение боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений.+
Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль. Однако кожная чувствительность не ограничена только этими ощущениями общего характера. Прикасаясь к поверхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения, определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть, влажность, шероховатость, гладкость, а также способны чувствовать щекотку, зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать те из них, которые представляют собой трехмерные фигуры. (18)
Обонятельное восприятие.
«Обоняние - вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи». (9, стр. 240)
Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта.
В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными в отличие от смешанных, раздражающих также и другие рецепторы. Спектр воспринимаемых человеком запахов очень широк; предпринималось немало попыток систематизировать их. Сейчас используется схема из четырех основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной девятибалльной шкале. (4)
Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, - обеспечение животных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для многих низших животных обоняние - жизненно важное условие эффективного взаимодействия с окружающей средой. У многих биологических видов брачное поведение и другие, жизненно важные формы поведенческой активности определяются именно обонянием.
Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида, от нее не зависит.
Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения. (18)
Вкусовое восприятие.
«Вкус - восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций)». (4, стр. 73)
Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений.
При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (После соленого, пресная вода кажется сладкой). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. (4, 9)
Восприятие вкуса основано на стимуляции специализированных рецепторов химическими веществами. В то время как для человека доминирующими ощущениями являются зрение и слух, для большинства животных сенсорные сигналы, посылаемые химическими веществами, - это источники жизненно важной информации. Чувствительность к химическим веществам, присутствующим в естественной среде обитания, жизненно важна для всех животных, поскольку они вынуждены взаимодействовать с ними и реагировать на них. (18)
Основой другого типа классификации видов восприятия является форма существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяет восприятие пространства восприятие движения и восприятие времени. (14)
Классификация основных видов восприятия
Восприятие классифицируется на разные виды по нескольким основаниям.
Классификация восприятия по видам анализаторов
По типам основных анализаторов выделяют следующие осноные виды восприятия :
- кинестетическое,
- зрительное,
- тактильное,
- обонятельное,
- слуховое,
- вкусовое.
Процесс восприятия реализуется посредством анализаторов, тесно взаимодействующих между собой. Например, осязательное восприятие, в котором задействованы кинестетический и тактильный анализаторы. В процессе зрительного восприятия, при котором зрительный анализатор играет ведущую роль, требуется участие двигательного для осуществления движения глаз. При слуховом восприятии слуховой анализатор является основным, но огромное значение при этом обретает кинестетический анализатор. Разные виды восприятия достаточно редко присутствуют в чистом виде, чаще они комбинируются между собой.
Классификация восприятия по формам материи
По формам представления материи выделяют следующие виды восприятия:
- восприятие времени;
- восприятие пространства;
- восприятие движения.
Определение 1
Во взаимном действии человека с окружающим миром восприятие пространства относится к обязательным условиям для возможности ориентировки в данной среде. В восприятии пространства различают восприятие удаленности, формы, величины и объемности предметов.
Взаимодействие индивида с окружающим миром включает и само человеческое тело с присущей ему системой координат. Человек, чувствующий мир, является сам материальным телом, занимающим определенное место в пространстве и, соответственно, наделенным пространственными признаками: размерами тела, величиной, формой, направлением движений в пространстве.
Научно доказано, что основой форм пространственного восприятия является функционирование комплекса анализаторов, взаимодействующих между собой. Особая роль в пространственном ориентировании принадлежит двигательному анализатору, при помощи которого непосредственно устанавливается данное взаимодействие. К специальным механизмам ориентации в пространстве относятся нервные связи между левым и правым полушариями в анализаторной деятельности: бинауральный слух, бинокулярное зрение, бимануальная ощупь и другие. В отражении качеств предметов пространственного характера важным фактором является функциональная асимметрия, характерная для парных анализаторов. Функциональная асимметрия выражается в том, что одна сторона анализатора является доминантной, т.е. ведущей.
Восприятие величины и формы предмета реализуется при помощи зрительного, кинестетического и тактильного анализаторов. При этом основная роль принадлежит зрительному анализатору. Для восприятия расстояния огромное значение имеет движение глаз, их конвергенция. При переводе глаз на менее удаленный предмет с более отдаленного предмета, возникает их конвергенция – предмет тем больше, чем он ближе. Наблюдается конвергенция глаз в условиях бинокулярного зрения, т.е. видения двумя глазами. Восприятие расстояния только одним глазом обладает недостаточной точностью.
Только взаимодействие кинестетического и зрительного анализаторов способно обеспечить адекватное восприятие формы, размера объектов и их удаленности. Воспринимая предметы разных размеров и форм, мы обводим их движением глаз. Между этими движениями глаз и отражением объекта на сетчатке глаза устанавливается связь, что дает возможность лучше воспринимать форму и размеры предметов. Восприятие формы и величины зависит от опыта человека. Соответственно, чем лучше человек знаком с определенной формой, тем быстрее и легче он выделяет ее среди иных форм.
Для восприятия объемности предметов важную роль играет бинокулярное зрение. При видении двумя глазами одновременно, соответствующее раздражение от левого и правого глаза объединяется в мозговых частях зрительного анализатора, создавая впечатление объемности предмета.
В восприятии расстояния принимают участие слуховые и обонятельные ощущения.
Восприятие времени.
Определение 2
Восприятие времени представляет собой отражение объективной длительности, последовательности и скорости явлений действительности. Посредством восприятия времени отображаются изменения, которые происходят в окружающем мире.
Физиологической основой восприятия времени служат условные рефлексы на время, производимые человеком постоянно.
Большое значение в восприятии времени имеют кинестетические анализаторы. Они выполняют особую роль в восприятии ритма. Под ритмом следует понимать ряд раздражителей последовательно сменяющих друг и имеющих периодический характер. Ритмичное дыхание, ритм в работе сердца и ритмичный характер текущей жизни оказывают непосредственное влияние на выработку временных рефлексов. При восприятии времени у человека есть склонность преувеличивать короткие промежутки времени и преуменьшать длинные. На восприятие продолжительности времени влияет содержание деятельности человека. Степень субъективизма при оценке времени также зависит от возраста человека: дети воспринимают время как медленный процесс, а взрослые наоборот. Преодолевается субъективизм в восприятии времени опытом и практической деятельностью.
Восприятие движения.
Определение 3
Восприятие движения представляет собой отражение изменения положения, занимаемое объектами в пространстве.
Оно позволяет ориентироваться в относительных изменениях взаимного расположения предметов в окружающей действительности. Знание о перемещении объектов человек получает, воспринимая непосредственно движение. Восприятие движения также возможно на базе умозаключений.
Классификация восприятия по активности
По активности восприятие делят на два вида:
- непреднамеренное, то есть самопроизвольное;
- преднамеренное.
Непреднамеренное восприятие вызывается у человека особенностями окружающих объектов: яркостью, необычностью, расположением. В непреднамеренном восприятии отсутствуют заранее определенная цель и волевое усилие.
Преднамеренное восприятие имеет цель, поставленную человеком. Для осуществления преднамеренного восприятия прилагаются определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение и произвольно выбираются объекты восприятия.
Тема: Восприятие.
1. Понятия о восприятии.
2. Теории восприятия.
3. Основные свойства восприятия.
4. Классификация восприятия.
Фазы восприятия.
Понятия о восприятии.
Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления,
воображения.
Восприятие - форма целостного психического отражения предметов или явлении при их непосредственном воздействии на органы
чувств.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы пещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания.
Уже в акте восприятия предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.
Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.
Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Восприятие различаются по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Традиционно выделяют пять видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.
Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.
Например, воспринимая стол, мы отличаем его от дивана пли шкафа, выделяя в нем существенные для стола признаки, отвлекаясь от признаков, не играющих существенной роли. Мы выделяем ножки, на которых держится крышка стола, воспринимаем эту часть как имеющую наиболее существенное значение. Мы отвлекаемся от его формы, размера, количества ножек и выделяем как наиболее существенную часть образа те его части, которые имеют функциональное значение, сразу же относя его к категории письменного, обеденного или кухонного стола. Узнать стол означает восстановить в нашем сознании все то, для чего он служит, и какое место он занимает в нашем практическом опыте.
Легко видеть, что восприятие является сложным процессом получения информации, стоящим на границе наглядного мышления. В случае, когда человек воспринимает знакомый предмет, процесс анализа существенных признаков и отнесения предмета к определенной категории протекает в свернутом виде и носит характер почти мгновенного узнавания. Однако при восприятии мало знакомых предметов этот процесс протекает развернуто, и эти случаи позволяют обнаружить всю сложность этого процесса.
Восприятие - своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей предмет; движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета; движение гортани, воспроизводящей слышимый звук и т. д. Необходимость движений глаза для формирования зрительного восприятия доказывается опытами, в которых искусственно останавливали движения глаза (например, впрыскивая вещества, которые парализуют мышцы). Эти опыты показали, что неподвижный глаз слеп. Стоит остановить движение (точнее, изменение) изображения на сетчатке, как человек через 1-3 секунды теряет константность восприятия, затем вообще перестает видеть объекты.
Неподвижное касание также не дает никакой информации о форме объекта и даже о характере его поверхности. Аналогично, в отношении слуха было установлено, что слушая, например речь, человек неощутимо воспроизводит ее про себя, соответственно напрягая мускулатуру речевого аппарата, как только напряжение в голосовых связках пропадает, то оказывается, что человек перестал слушать и понимать, что ему говорят.
Анализ функций движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и корректирующие. С их помощью осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка (глаза или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс входят движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов и т. п.
В раннем детстве восприятие непосредственно связано с моторикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами, начинает приобретать значительную самостоятельность.
Восприятие - это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики.
Наблюдения за человеком, ослепшим в десятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено через 51 год, показали, что после операции он видел только расплывчатые очертания. Он не видел мир предметов, как видим его мы, открывая глаза. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Постепенно его зрение восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. Он так и не научился читать глазами, не мог нарисовать сложный предмет, если не исследовал его руками.
Признаки восприятия.
1. Прежде всего, процесс информации ни в какой мере не является результатом простого раздражения органон чувств и доведения до коры головного мозга тех возбуждений, которые возникают в периферических воспринимающих приборах (кожа, глаза, ухо). В процесс восприятия всегда включеныдвигательные компоненты
в виде ощупывания предмета, движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки, пропевания или проговаривания соответствующих звуков, играющих существенную роль в том, чтобы
установить наиболее существенные особенности звукового потока. Мы еще встретимся с этим исходным положением при анализе различных частных видов восприятия. Поэтому процесс восприятия правильнее всего обозначать как воспринимающую деятельность субъекта.
а) оживлением следов прежнего опыта;
б) сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися
представлениями;
в) сравнением актуальных воздействий со сложившимися в прошлом представлениями;
г) выделением существенных признаков;
д) созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации;
е) синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет.
3. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно регистрирует их признаки, а, выделяя и объединяя существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, называет их тем самым глубже, познаёт их свойства, и относит к определённым категориям.
Характерные особенности восприятия:
1. Активный опосредованный характер, т.е. опосредованно его прежними знаниями, сложившимися из прежнего опыта и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность, включающую создание гипотезы о характере принимаемого предмета и принятие решения о том, соответствует ли реально воспринимаемый предмет гипотезе.
2. Имеет предметный и обобщённый характер,- соотносим предмет к категории. Стол, стул – мебель.
3. постоянство и правильность. Из нашего опыта с предметом мы получаем точную информацию о его свойства Например, знаем, что тарелка круглая, коробка спичек прямоугольная, лошадь большая, мышь маленькая.
4. Особенность состоит в подвижности и управляемости.
Рассматривая картину, с целью определить способ работы художника, человек игнорирует её содержание и выделяет то, как положены мазки на картине.
Ставя задачу определить время, к которому относится описание картины, он выделяет манеру письма, одежду изображённых лиц на картине, архитектуру зданий.
Пытаясь рассмотреть общий сюжет, он рассматривает всю картину в целом.
Т.о. мы можем говорит о следующих свойствах восприятия.
Теории восприятия
Существует множество теорий восприятия, но ни одна из них не является полной, хотя каждая делает свой вклад в формирование синтезированного взгляда на проблему восприятия. Поэтому мы с вами рассмотрим ряд наиболее важных и распространенных концепций.
Ассоциативная теория восприятия достигла наибольшего влияния во второй половине 19-го века. Представители: И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Бундт, Г.Э. Мюллер и американский психолог Э.Б. Титченер . Главный постулат: воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств,подвергнувшегося воздействию внешнего раздражителя.
Механизм восприятия : Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия.
привлекли для объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие также и внутреннюю активность субъекта в виде волевой апперцепции (апперцепция в понимании В. Вундта, обозначает некоторую внутреннюю силу, направляющую мысли и ход психических процессов ) или интеллектуальных бессознательных умозаключений. Минусы: Основная ошибка ассоциативной теории заключалась в том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя.
Раз восприятие является комплексом ощущений, то задача состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методом аналитической интроспекции .
Гештальтпсихология .Представители: М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка и другие. Главный постулат: Все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурной воспринимаемой ситуации в целом. Механизм восприятия: Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность и так далее. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон .
Методу аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод , сущность которого в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия.
Психология восприятия, по их мнению, должна отвечать на вопрос –
почему мы видим мир таким, каким мы его видим? Минусы: Гештальтисты, подобно структуралистам, отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой им функцией. Еще один недостаток – отрицание историчности восприятия. Прошлый опыт не способен, по их мнению, изменить восприятия объектов, раз они образуют «хорошую» структуру.
Гештальтпсихологи собрали большое количество экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии.
Новые пути теоретического анализа восприятия были намечены в работах ряда зарубежных психологов, согласно которым восприятие является результатом активной деятельности субъекта, обеспечивающей получение информации о внешнем мире.
Дж. Гибсон , восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается.
Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражителей. Например, несколько точек, расположенных в порядке уменьшения их размеров и расстояния между ними, образуют так называемый градиент величины и плотности, несущий информацию о протяженности рассматриваемой поверхности в глубину. Поэтому мы воспринимаем уходящую вдаль, поверхность.
Восприятие по Дж. Гибсону – активный процесс . Основное ударение в теории Дж. Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. Минус: При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется.
Близкие положения сформулированы в теории восприятия канадского психофизиолога Д.О. Хэбба , которая основана на многочисленных клинических, физиологических и генетических фактах. Согласно этой теории восприятие объекта как единого целого не дано изначально. На ранних этапах развития восприятие не так целостно и организованно, как предполагали сторонники гештальтпсихологии. По мнению Д.О. Хэбба, восприятие в своих основных чертах представляет собой прижизненно формулируемый навык, которому надо обучаться.
Механизм восприятия: Формирование восприятия объекта начинается с избирательного внимания к частям фигуры, а затем уже всей фигуры. Таким образом, в работах Д.О. Хэбба восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных его деталей. Отсюда, однако, не следует, что теория Д.О. Хэбба является возвратом к ассоциатизму, т.к. если ассоцианиоты говорили, что восприятие начинается с осознания отдельных раздражителей, то у Д.О. Хэбба речь идет об активном выделении частей объекта. В то же время эту теорию нельзя считать общей теорий восприятия. Минусы: В ней остаются нераскрытыми такие важнейшие проблемы, как восприятие пространства, специфика человеческого восприятия и так далее.
Среди зарубежных концепций развитие восприятия наиболее полно представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже . Экспериментальные данные, полученные Ж. Пиаже и его сотрудниками, показывают, что у ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты и себя, не различая, например, изменения вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших в результате движения предметов. Большое место в теории Ж. Пиаже отводится анализу различий между восприятием и интеллектом.
При восприятии, по мнению Ж. Пиаже, причина ошибок заключается в законе относительных центраций: обращение внимания на какую-либо деталь объекта приводит к ее переоценке. Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Механизм: Это возможно в результате моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным.
Свойства восприятия
Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.
Предметность восприятия проявляется в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира. Психические образы предметов человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы., вынося образы во вне, объективируя их.
И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе внешне двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.
Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Так как перцептивные действия направлены на предметное отражение ситуации, значение предметного окружения оказывается решающим для нормальной работы восприятия. Например: Человека погружали в ванну с физиологическим раствором при температуре комфорта. При этом испытуемый слышал лишь монотонные ритмичные звуки и видел диффузный белый свет, а покрытия на его руках препятствовали получению осязательных ощущений. Через несколько часов испытуемые приходили в тревожное состояние и просили прекратить эксперимент. Они отмечалипоявление галлюцинаций, а также нарушение восприятия времени. После опыта у испытуемых наблюдались дезориентация в пространстве, нарушение восприятия движения, формы, цвета и тому подобное. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.
В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета при воздействии на органы чувств, восприятие есть целостный образ предмета.Т.о. Восприятие даёт целостный образ предмета.
При любом зрительном восприятии, прежде всего, бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисовываются детали. Благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки объединяются в фигуру (см. рис. 27).
Восприятие формы. Фигура и контур.
Классическим примером целостности восприятия служит запоминание в восприятии того участка окружающего мира, который проецируется на слепое пятно. Эта область сетчатки нечувствительна к свету и не посылает поэтому никакой информации в мозг. Однако никакой пустой «дыры» в окружающем мире мы не замечаем. Мозг заполняет ее на основе информации, получаемой от окружающих участков. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
На целостность восприятия впервые обратили внимание представители гештальтпсихологии, им же принадлежит заслуга установления большинства фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия. Благодаря целостности мы воспринимаем определенным образом организованное окружение, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений. Например, вычленяя сложные отношения между звуками, наш слух позволяет с легкостью узнать мелодию, сыгранную в различных тональностях, хотя отдельные звуки при этом могут оказаться совершенно различными. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе наибольшего набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
С целостностью восприятия связана его структурность - свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.
Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.
Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр, или один рояль. Целостная структура мелодии в нашем сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.
Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар. Однако ритм - это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов. Взаимосвязь ударов между собой определяет восприятие ритма.
Константность - относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, величины, цвета при изменении условий восприятия.
Мир, в котором мы живем, воспринимается не только как целостный и организованный, но и как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие сохраняет их размеры, форму и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом их видим. Например, посмотрите на ваши пальцы: одни - на расстоянии вытянутой руки, другие - вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет в два раза меньше изображения пальцев ближней руки. Точно так же дверь сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, открыта она или закрыта. Белая рубашка остается белой как на ярком свету, так и в тени. Реально мы осознаем, какие коррекции постоянно осуществляет наше зрительное восприятие лишь тогда, когда рассматриваем фотографии объектов, снятых в определенных ракурсах. В этом случае изображения объективно воспроизводятся фотоаппаратом.
Легко понять, как велико значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при повороте головы, изменении освещения, т. е. практически непрерывно изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.
Константность восприятия не является врожденной. В основном она развивается только к двум годам и прогрессирует до 14 лет. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, т. е. константность восприятия.
Константность восприятия опирается не на устойчивость самих ощущений, а на устойчивость закона их изменения. Например, форма и размеры предметов воспринимаются как неизменные, если перемещение их изображения на сетчатке происходит по законам перспективной проекции. Способность перцептивной системы исправлять неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира, и адекватно воспринимать окружающее хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений на сетчатке. Когда человек надевает эти очки, то некоторое время видит предметы вверх ногами. Однако затем сознание корректирует оптическое искажение, и человек начинает воспринимать все без переворотов. Когда же он снимает очки, то первое время опять все видит перевернутым. Интересно, что когда человек надевал и снимал очки, нарушенное взаимодействие зрительного, вестибулярного и кинестезического анализаторов вызывало у него головокружение и тошноту. Способность «переучиваться» сильно зависела от возможности испытуемого активно перемещаться в пространстве и ощупывать предметы. Те люди, которые свободно ходили по помещению, быстро приспосабливались к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, адаптировались значительно медленнее либо вообще не адаптировались.
Иными словами, там, где это возможно, мозг предпочитает истолковывать изменения ощущений как результат изменения условий восприятия, как движение организма или объекта, как изменение освещения и т. п., а не как изменения самого объекта. Генетическая причина этого в том, что наш мир устойчив. За короткое время изменение ощущений чаще всего происходит из-за движения. Поэтому такое истолкование сенсорных данных является наиболее вероятным.
Итак, пользуясь стандартной интерпретацией ощущений, восприятие обычно оказывается право. Однако возможны случаи, когда восприятие ошибается.
Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это свойство восприятия, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. Воспринимая предметы и явления, человек осознаёт, понимает то, что воспринимается.
Сознательно воспринять предмет - значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе предметов, обобщить его в слоне. Вспоминая стол, карандаш, велосипед и обозначая их соответствующим словом, мы отвлекаемся от частных признаков этого предмета и относим его к определенной категории. Стол воспринимается нами как часть мебели, карандаш как предмет, относящийся к письменным принадлежностям, велосипед - как средство передвижения. Этот обобщенный характер осмысленного восприятия связан с абстрагированием от несущественных индивидуальных признаков предмета и отнесением этого предмета к определенной категории.
Достаточно по нескольким признакам угадать, что за вещь перед нами, как большинство ее свойств можно с высокой вероятностью предсказать, т. е. угадать. Поэтому знакомые вещи воспринимаются намного быстрее, чем незнакомые, «бессмысленные». Часто мы просто не замечаем того, чего не понимаем, а также остаемся буквально слепы ко многим несущественным деталям и особенностям того, что видим. Показательны с этой точки зрения двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимается то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (см. рис.).
Рис. 28. фон и фигура (ваза и лица)
Избирательность восприятия - одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов и признаков. В любой момент времени, мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия., т.е. не отражаются в нашем сознании. Избирательность восприятия осуществляется посредством механизмов внимания. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты - как «фон». Например, на лекции.
В избирательности восприятия проявляется активность сознания. Избирательность восприятия зависит как от объективных свойств предметов, которые воспринимаются, так и от воспринимающего субъекта.
Механизм перцептивной фильтрации отбирает, прежде всего, сигналы, несущие новые сведения о реальности. Неизменные длительно действующие стимулы благодаря адаптации постепенно перестают замечаться. Так мы смотрим на постоянно окружающие нас обычные неизменные предметы и образы: лица родных; дома на нашей улице; вещи, к которым привыкли, но не видим их. Поэтому мы хуже всего знаем то, что ближе всего к нам. Преимущественно выделяются также наиболее сильные, интенсивные, контрастные раздражители.
Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретная личность. Одним из проявлений избирательности восприятия является апперцепция.
Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Опыт у каждого человека своеобразен, он определяется его личной историей. Поэтому, глядя на один и тот же объект, каждый видит в нем свое. Так, например, где обычный горожанин видит просто траву, червяков, жуков, мух, там ботаник видит множество разных видов растений, энтомолог - определенные виды насекомых, членистоногих и т. д. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.
Содержание восприятия определяется также потребностями человека, его влечениями, интересами, мотивами, общей направленностью личности. В одном опыте испытуемым показывали на экране смутные пятна и давали общее указание, что надо отыскать «людей, которые что-то, делают». Одной группе испытуемых изображения показывали через час после еды, другой через 4 часа, а третьей - через 16. Чем голоднее были испытуемые, тем больший процент их «видел» что-то, относящееся к еде (хотя на экране вообще не было никаких изображений). Аналогично, напуганный человек видит в полной темноте какие-то устрашающие фигуры. Мы видим различные картины в нагромождениях облаков, в чернильных кляксах (тест Роршаха). Анализ ответов показывает, что «увиденное» человеком в этих случаях обычно связано с его желаниями, интересами, тревогами и надеждами.
Следующий фактор, который определяет избирательность восприятия, :л о задача, которая стоит перед человеком в данный момент. Так, например, шофер, ведущий машину, отчетливо воспринимает огни светофоров, дорожные знаки, движение других машин. Тот же шофер, едущий в качестве пассажира-туриста в новом городе, видит главным образом архитектурные особенности.
Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, являются установки субъекта, т. е. внутренние ожидания, которые связаны у человека с данной ситуацией. Механизм избирательности восприятия отбирает сигналы, которые соответствуют ожиданиям человека. Иногда этот механизм оказывается настолько силен, что человек замечает в окружающем мире только то, что подтверждает его ожидания, и просто не видит всего, что им противоречит. Так, Дон Кихот ожидал встречи с великанами, заколдованными принцессами, злыми волшебниками. И самые обычные вещи «превращались» в образы этих романтичных ожиданий.
При всей разнице личного опыта, потребностей и установок у людей, живущих в одну эпоху и в рамках одной культуры, имеется много общего в мировосприятии. Они сталкиваются, в общем, с одним и тем же кругом вещей, понятий, ценностей, деятельностей. Общество внедряет в человека свою картину мира, свою систематизацию, оценку вещей и явлений через обучение, язык и искусство, через книги и средства массовой информации, идеологию и т. п. Таким образом, в восприятии мира каждым отдельным человеком невидимо присутствует опыт общества, его практика, знания, ценности.
Человеческий слух развился благодаря развитию речи и музыки. Геометрия и изобразительное искусство в значительной мере определяют человеческое зрение, в частности, понимание и восприятие перспективы.
Подводя итог, можно заключить, что восприятие - активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.
Классификация восприятия.
Восприятие разделяется:
1. По ведущему анализатору:
Зрительное
Слуховое
Осязательное
Обонятельное
Вкусовое
Кинестетическое.
2. По форме существования материи:
Восприятие пространства
Восприятие времени
Восприятие движения.
3. По форме психической активности:
- преднамеренное
Непреднамеренное.
Осязательное восприятие. К определённому участку кожи прикоснитесь острым и потом тупым концом булавки или карандаша. Ощутите прикосновение, какой характер оно носит? В каком месте укол ощущается больно?
Ощущение прикосновения и давления
Ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи
Ощущение направления натяжения кожи
Ощущение формы, которым наносится прикосновением острия, делающего на фигуру круга, треугольника и ли цифры, буквы.