28.08.2019

Составляющим элементом управления. Конечной целью менеджмента является. Организационное планирование осуществляется


Процесс управления — это воздействие на объект с целью изменения его состояния или формы.

Система управления делится на две подсистемы: управляемую и управляющую.
Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. Управляемая подсистема осуществляет различные функции управления. В нее входят цеха, участки, бригады.

По функциональному признаку система управления подразделяется на подсистемы:

  • техническую (машины и оборудование);
  • технологическую (ряд процессов, стадий производства);
  • организационную;
  • социальную (единство социальных отношений);
  • экономическую.

Система управления включает:

  1. структурно-функциональную подсистему (реализует принцип единства структурных и функциональных элементов системы);
  2. информационно-поведенческую подсистему (обеспечение действий необходимой информацией);
  3. подсистему саморазвития (принцип самостоятельности, независимости развития отдельных элементов).

Субъект управления

Назначение субъекта управления — обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Управляемость — способность системы воспринимать управляющее воздействие и реагировать на него соответствующим образом.

Субъекты управления — центры активности, центры ответственности.

Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления (для вышестоящих руководителей).

Главная цель функционирования субъекта управления — выработать управленческое решение, которое обеспечивает эффективность функционирования системы в целом.

Цели субъекта управления рассматриваются на 2 уровнях:

  1. на интегративном уровне — субъект управления функционирует для того, чтобы привести систему к поставленным перед ней целям, поэтому степень достижения целей системы в целом является критерием эффективности функционирования субъекта управления;
  2. на локальном уровне (на уровне самой системы).

Требования к субъекту управления:

  1. субъект управления должен реализовывать закон необходимого разнообразия (количественная сторона);
  2. система управления должна иметь все те свойства и характеристики, которые присущи кибернетической системе (данные требования характеризуют качественную сторону):
    • единство;
    • целостность;
    • организованность;
    • эмерджентность.
  3. субъект управления должен быть принципиально активным, который знает цели, знает пути их достижения и постоянно генерирует функции. Принципиально активная система состоит из активных элементов;
  4. система управления должна быть всегда центром ответственности;
  5. субъект управления должен быть законопослушным;
  6. субъект управления должен быть более высокого социально-культурного уровня по отношению к внешней среде, чтобы быть способным адекватно реагировать на воздействие внешней среды и влиять на развитие этого уровня;
  7. субъект управления должен иметь более высокий по отношению к объекту творческий и интеллектуальный потенциал.

В составе субъекта управления при рассмотрении аспекта элементов необходимо выделить следующие подсистемы:

  1. система целей управления;
  2. функциональная модель системы управления;
  3. структурная модель;
  4. информационная модель;
  5. модель коммуникаций (системы отношений);
  6. модель эффективности;
  7. механизм управления;
  8. операционная (технологическая) модель.

Объект управления

Объектом управления является социально-экономическая система и процессы, которые в ней протекают.

Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время всё больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т.е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.

Процесс управления в организации

Процесс управления — это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путём преобразования ресурсов на входе в продукцию или услуги на выходе системы.

Процесс управления — это совокупность действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Все процессы управления делятся на две группы:

  1. постоянные процессы — представляют собой функциональные области человеческой деятельности по достижению текущих целей;
  2. периодические процессы — это активная форма управления, вызванная непредвиденными ситуациями и требующая выработки оперативных управленческих решений.

Основные этапы процесса управления изображены на рисунке.

Создание и этапы процесса управления определяют его элементы:

Цель — каждый процесс управления осуществляется для достижения конкретного результата, цели. Цели в процессе управления должны иметь операционный характер и трансформироваться в конкретные задачи. Они являются ориентиром для конкретизации использования необходимых ресурсов.

Ситуация — представляет собой состояние управляемой подсистемы.

Проблема — это несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.

Решение — представляет собой выбор наиболее эффективного воздействия на существующую ситуацию, выбор средств, методов, разработка конкретных управленческих процедур, осуществление процесса управления.

Стадии процесса управления:

  1. постановка конкретной цели;
  2. информационное обеспечение;
  3. аналитическая деятельность — это совокупность операций, связанная с оценкой состояния управляемого объекта, поиском путей улучшения существующей ситуации;
  4. выбор вариантов действий;
  5. реализация решений;
  6. обратная связь — осуществляет сравнение полученного результата от реализации решения с целью, ради достижения которой осуществлялся процесс управления.

Механизм менеджмента

Управление в организации осуществляется с помощью механизмов управления. Экономический механизм решает конкретные проблемы взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.

Механизм управления — это подсистема системы управления, назначение которой обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Составляющие:

  • методология (закономерности, принципы, политика, правила);
  • органы, принимающие решения;
  • исполнительные органы;
  • выбранная точка воздействия;
  • метод воздействия;
  • защитные механизмы, которые встраиваются в любую систему (саморегуляторы);
  • инструменты воздействия;
  • обратные связи;
  • центры ответственности и центры контроля;
  • формы проявления влияния.

Экономический механизм менеджмента состоит из трёх уровней:

  1. внутрифирменное управление;
  2. управление производством;
  3. управление персоналом.

Внутрифирменное управление :

  • маркетинг;
  • планирование;
  • организация;
  • контроль и учёт.

Принципы внутрифирменного управления:

  • централизация в управлении;
  • децентрализация в управлении;
  • сочетание централизации и децентрализации;
  • ориентация на долгосрочные цели развития;
  • демократизация управления (участие работников в высшем звене управления).

Управление производством :

  • проведение НИОКР;
  • обеспечение развития производства;
  • обеспечение сбыта;
  • выбор оптимальной организационной структуры управления.

Управление персоналом :

  • принципы подбора и расстановки персонала;
  • условия найма и увольнения;
  • обучение и повышение квалификации;
  • оценка персонала и его деятельность;
  • формы оплаты труда;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • вовлечение работников в управление на низовом уровне;
  • система мотивации труда работников;
  • организационная культура фирмы.

Методы воздействия в менеджменте

Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность различных способов и приёмов, используемых администрацией фирм для активизации инициативы и творчества людей в процессе трудовой деятельности и удовлетворения их естественных потребностей.

Главная цель методов менеджмента — обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и социальных интересов. Особенностью методов как инструментов практического управления является их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Методы менеджмента могут быть:

  1. экономические;
  2. организационно-распорядительные;
  3. социально-психологические.

Экономические методы воздействуют на имущественные интересы фирм и их персонала. В их основе лежат экономические законы общества, рынка и принципы вознаграждения за результаты труда.

Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности и управления ею, естественных потребностях людей в определенном порядке взаимодействовать между собой.

Организационно-распорядительные методы делятся на три группы:

  • организационно-стабилизирующие — устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положения об исполнителях, регламенты деятельности, концепции управления фирм);
  • распорядительные — обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и фирм;
  • дисциплинарные — предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную работу.

Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на социальные и психологические интересы фирм и их персонала (роль и статус личности, группы людей, фирм, психологический климат, этика поведения и общения и т.д.). Они состоят из социальных и психологических и должны соответствовать морально-этическим и социальным нормам общества.

Функции управления

Функция управления — это вид трудовой деятельности человека, направленный на уравновешивание состояния организации с внешней средой, вступая при этом в систему управленческих отношений.

По этим признакам можно выделить две основные группы функций управления:

  1. общие функции управления — это функции, которые определяют вид управленческой деятельности независимо от места её проявления;
  2. конкретные функции — это функции, которые определяют направленность труда человека на конкретный объект. Они зависят от организации, направлений её деятельности. Конкретные функции управления возникают в результате горизонтального разделения труда.

К общим функциям управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации для достижения общих её целей.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий (подразделений), входящих в фирму. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку ресурсов, перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Организовать — значит создать некую структуру. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели.

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права для использования ресурсов организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей.

Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (технических, финансовых, производственных и других) объекта управления при оптимальных для данных условий трудовых, денежных и материальных затрат.

По способу осуществления координация может иметь вертикальный или горизонтальный характер.

Координация по вертикали приобретает значение субординации — подчинение функций одних компонентов другим, а в менеджменте — служебное подчинение младших старшим, что основывается на нормах служебной дисциплины. Задача вертикальной координации — организация эффективной связи и сбалансирование структурных подразделений и их работников различных иерархических уровней.

Горизонтальная координация состоит в обеспечении сотрудничества руководителей, специалистов и других работников подразделений, между которыми нет отношений подчинения. В результате достигается согласованное единство взглядов на общие задачи.

Мотивация — процесс побуждения себя и других к действию для достижения общей цели. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого значения, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому задача данной функции заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно плану.

Контроль — это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигала своих целей. Обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководителем. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, достижение целей будет поставлено под угрозу.

Основные элементы системы управления организацией

Система, в буквальном переводе с греческого, есть целое, составленное из частей. Для целœей нашего изложения система - это совокупность, объединœение взаимосвязанных и расположенных в определœенном порядке элементов (частей) какого-либо целостного образования. Система управления представляет собой определœенным образом организованную совокупность элементов, образующих единое целое, несводимое к свойствам составляющих ее отдельных элементов, в которой реализуются функции управления.

В соответствии со сложившимися взглядами в числе системных выделяют следующие основные принципы:

Целостности – принципиальной не сводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимости из последних свойств целого; зависимость каждого элемента͵ свойства и отношения системы от его места͵ функций и т.д. внутри целого;

Структурности – возможности описания системы через установление ее структуры, ᴛ.ᴇ. сети связей и отношений системы; обусловленности поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;

Взаимозависимости системы и среды – система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим компонентом взаимодействия;

Иерархичности – каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из компонентов более широкой системы;

Множественности описания каждой системы – в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделœей, каждая из которых описывает лишь определœенный аспект системы.

В общем случае модель системы управления включает следующие основные элементы: субъект, объект управления, силы и средства управления, каналы связи (прямой и обратной). Система управления испытывает воздействие внешней среды , соответствующим образом изменяется и обеспечивает тем самым свое функционирование (работоспособность).

Субъектом управления организацией является должностное лицо или определœенным образом организованная группа лиц (орган, подразделœение, коллегия, совет, совещание, собрание и т.п.), которые могут и должны в силу должностных обязанностей, данных полномочий или имеющихся договоренностей (согласия) оказывать управляющее воздействие на соответствующий объект управления. Персонифицированными субъектами управления различного уровня являются, в частности, директор фабрики, заместитель руководителя департамента͵ начальник воинского подразделœения, ректор университета͵ президент ассоциации, генеральный секретарь партии, председатель собрания, управляющий делами международного комитета͵ руководитель группы, менеджер и т.д. Групповым субъектом управления в организации являются, в частности, совет директоров крупной компании, общее собрание акционеров, коллегия министерства, ученый совет научного или учебного заведения, экспертный или консультативный совет законодательного органа, управляющая структура холдинга и т.д.

Каждый субъект управления, независимо от положения в иерархии организационной структуры, является одновременно объектом управления системы более высокого организационного уровня. Это означает, что он должен не только воспринимать управляющее воздействие своего субъекта управления (руководителя, вышестоящего органа управления), но и, свою очередь, оказывать на него соответствующее воздействие по каналам обратной связи (к примеру, путем предоставления информации, крайне важно й для функционирования общей системы и т.д.).

Объект управления в организации - должностное лицо, отдельный работник или коллектив (подразделœение организации), осуществляющие деятельность в интересах организации. Указанные объекты управления: воспринимают управляющее воздействие субъекта управления; обладают относительной самостоятельностью в решении служебных вопросов или реализации управленческих функций; имеют четко определœенные (нормативно закрепленные) организационные отношения с субъектом управления, устойчивые каналы прямой и обратной связи с ним. Объектом управления, хотя и специфичным, является и неформальная группа работников внутри организации.

Определœение и распределœение объектов управления между различными уровнями, звеньями управления и конкретными должностными лицами осуществляется с учетом сложности, важности, состояния таких объектов; качеств и способностей управляющего субъекта; норм управляемости и некоторых других факторов управления. Общими правилами являются следующие: у каждого объекта должен быть свой и желательно единственный субъект управления; у каждого субъекта должен быть свой объект управления или их группа, объединяемая по каким-либо существенным признакам (территориальный, функциональный и т.п.); каждый субъект и объект управления должны иметь вполне определœенный и точно очерченный перечень обязанностей, прав и ответственности в сфере управления.

Управленческое воздействие - это любой вид взаимного воздействия объекта и субъекта управления. Различают два его вида: управляющее воздействие и обратное воздействие. Управляющее воздействие представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения, действий. Обратное воздействие отражает, реакцию объекта управления на управляющее воздействие его субъекта͵ собственное видение управленческой ситуации объектом управления, а также детальную информацию о факторах управления на конкретном участке. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, объект управления принимает участие в процессе управления.

Силы управления - это организованная на базе штатного расписания и профессиональных и квалификационных характеристик совокупность работников, объединœенных в аппарат управления , - помощники, советники, консультанты, референты, секретари и т.д. Сюда же относятся отдельные, специально выделœенные работники, на которых возложено (возможно, временно) выполнение определœенных управленческих функций. На практике в небольших подразделœениях специально выделœенные работники осуществляют функции анализа и планирования. Эта категория работников организации нуждается в углубленной управленческой подготовке и специализации с учетом характера выполняемых функций.

Средства управления - любые физические объекты, позволяющие фиксировать и передавать управленческое воздействие, осуществлять прямую и обратную связь, обеспечивая тем самым эффективное функционирование системы управления. К ним относятся разного рода технические средства - главным образом средства вычислительной техники, современные средства связи, а также организационной техники (диктофоны, копировально-множительные аппараты, дистройеры и т.д.).

Основные элементы системы управления организацией - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные элементы системы управления организацией" 2017, 2018.

С 50-х годов в менеджменте используется системный подход.

Система – это целостная совокупность элементов или звеньев и связей между ними.

Структура – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов.

Элементы системы – отдельные части, выделенные по тому или иному принципу, являющиеся ее структурообразующими факторами и играющие роль подсистем. Последние, хотя и относительно самостоятельны, различным образом взаимодействуют в рамках системы: граничат, обусловлены друг другом (порождение одних элементов другими) и взаимное влияние. В результате взаимодействия у элементов и формируются общесистемные качества, т.е. признаки, свойственные системе в целом и каждому из них в отдельности.

Любая организация – это система. Управление ей – тоже система. В понятии «система управления» элементами ее выступают все работники, участвующие в процессах управления. Система управления предполагает те связи, которые характеризуют отношения управления, которые возникают тогда, когда осуществляются функции и полномочия управления. Т.О. Система управления – это совокупность связей общей целеустремленности, согласованности действий, восприятия решений, это связи подчиненности в соответствии с распределением полномочий на принятие управленческих решений.

Система управления – это иерархия связей и звеньев, осуществляющих процессы управления в социально-экономической системе, существующих внутри нее и тесно с ней взаимосвязанных.

Система управления складывается из функциональных подсистем (НИОКР, производство, финансы, кадры, маркетинг).

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой. Под управляющей подсистемой понимается та часть системы, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике.

В основе формирования системы управления лежат семь факторов:

1) Цель управления. Должна быть реальной, ясной, конкретной, доступной. Лишь в этом случае возможно сделать декомпозицию цели, позволяющей представить цель в совокупности ее составляющих целевых установок (дерево целей) и определить, насколько каждая из них нуждается в специализированном звене для ее достижения.

2) Объект управления. Система управления отражает его особенности, назначение, структуру, производственно-технологические характеристики. Она строится в соответствии с потребностями объекта и для их удовлетворения. Нет системы управления вообще, есть система управления конкретным объектом, а сама она рассматривается как его часть.

3) Функции управления. Функции – виды деятельности, которые определяют дифференциацию и интеграцию управления (см. Функции менеджмента).

4) Полномочия управления. Необходимы в качестве права на принятие управленческих решений. Распределяются и закрепляются за звеньями, а их наличие или отсутствие характеризует звено системы управления. Делают систему управления иерархической. Характеристиками полномочия являются: состав функций, в рамках которых реализуются полномочия; объем полномочий (состав проблем, разрешаемых при реализации полномочий); масштаб полномочий (состав и количество звеньев, подчиненных полномочному звену); компетентность (минимально необходимая информация для принятия решений); трудоемкость (затраты усилий на реализацию полномочий).

5) Трудоемкость функций и полномочий. Обязательно учитывается при распределении функций и полномочий. Она определяет как саму возможность их эффективной организации, так и величину звена системы управления.

6) Информация. Трудоемкость самым непосредственным образом связана с фактором объема информации, ее распределения и обработки с помощью последнего фактора:

7) Технические средства.

Главным в системе управления является обособление звеньев. Звено – организационно обособленная единица системы управления по критерию специализации и комбинации функций, а также объема и масштаба полномочий управления.

В качестве звена выступают должность, отдел, служба, подразделение и т.д.

Наиболее важное различие звеньев управления проявляется в сочетании полномочий и функций управления, закрепляемых за одним звеном. По этому критерию различают следующие звенья:

1) Линейное звено управления – объем полномочий равен объему функций. (Обычно – первый руководитель в рамках определенного объекта управления).

2) Функциональное звено – объем полномочий значительно меньше объема функций., в рамках которых работает данное звено. (Нередко только разрабатывает варианты решений, передавая на принятие линейному звену).

3) Линейно-функциональное звено – объем полномочий ограничен частью объема функций, но главное в деятельности звена – полномочия. (Главный экономист, главный инженер).

4) Функционально-линейное звено – полномочия ограничены не только частью функций, закрепленных за звеном, но и определенными условиями их реализации. (Полномочия – возможность, но не обязанность).

Система управления представляет собой состав и комбинацию различных звеньев, связанных между собой по функциям и полномочиям. Но состав и связи звеньев разнообразны, поэтому можно построить следующую типологию систем управления:

1) Линейная система управления. Характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий, состоит из одних только линейных звеньев и обладает преимуществами: единоначалие, простота связей и определенность зависимостей. (Либо как фрагмент композиции крупной системы управления, либо в масштабах небольшого предприятия).

2) Функциональная система управления. Недостаток – переплетения функциональных зависимостей, множественность подчиненности. (В композициях крупных систем управления и в ситуациях, когда особенно важны профессиональный анализ проблемы и разработка вариантов управленческих решений).

3) Линейно-функциональная система управления. Разделение деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессе управления. Недостатки – опасность разобщенности функциональных звеньев и увеличение работы по координации их деятельности. Возможность легкой специализации функций и однозначности подчинения функций. (В крупных компаниях).

4) Штабная система управления. Выделения всех или большинства функциональных звеньев в штаб с собственным руководством – звеном функционально-линейного типа. Полномочия этого звена, как правило, ограничено только условиями управления функциональными звеньями, но не распространяются на нижестоящие линейные звенья. Ориентирована на решение комплексных проблем, согласование решений многофункционального типа, благоприятную организацию функциональных звеньев. Опасность потери связей функционального и линейного блоков системы управления.

Характеристика элементов системы управления

Элементы системы управления характеризуются следующими параметрами и показателями:

1. Технология управления – это совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение управленческих решений:

· состав и структура управленческих процессов, процедур и операций;

· длительность управленческого цикла;

· удельный вес управленческих операций рутинного и творческого характера;

· повторяемость и длительность процессов, процедур и операций;

· уровень типовых технологических процессов управления;

· уровень регламентаций процессов управления;

· ритмичность управления процессов управления;

· качество выполнения процессов управления;

· затраты на выполнение процессов, процедур и операций управления и т.д.

2. Методы организации управления – это совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение цели и решение задач предприятия:

· удельный вес организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления;

· обеспеченность нормативными, методическими и другими документами;

· уровень учета и контроля исполнения решений;

· уровень качества используемых методов управления;

· уровень мотивации труда;

· уровень творческой активности членов трудового коллектива;

· уровень организации делопроизводства и т. д.

3. Организационная система управления (ОСУ) – это совокупность специализированных органов управления, взаимодействующих, взаимосвязанных для достижения целей и задач предприятия:

· состав и количество управл. подразделений на иерархических уровнях управления;

· состав и соотношение целевого, линейного, функционального и обеспечивающего управления;

· тип существующей структуры управления;

· соответствие коэффициента управляемости к норме управляемости;

· уровень качества ОСУ;

· затраты на управление по подразделениям;

4. Информация – это совокупность сведений или данных, необходимых для обоснования выработки принятия управления решений по достижению целей и задач предприятия:

· виды, структура и объем информации;

· уровень информационного обеспечения;

· периодичность поступления информации;

· затраты на обработку информации;

· схема информационных потоков, схема документооборотов и т. д;

5. Технические средства управления – совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации управленческого персонала:

· виды и кол-во технических средств;

· качество технических средств;

· стоимость и цена потребления технических средств;

· удельный вес прогрессивных технических средств;

· возрастной состав технических средств;

· обеспеченность техническими средствами;

· уровень автоматизации решения управленческих задач;

· уровень организации рабочих средств и т. д;

6. Кадры управления – работники всех уровней управления:

· численность управленческого персонала, в целом по предприятию и всем подразделениям;

· удельный вес менеджеров и исполнителей;

· профессиональный и возрастной состав;

· квалификационный и образовательный уровень;

· текучесть кадров;

· условия труда;

· уровень трудовой дисциплины;

· оперативность принятия решений;

· соответствие занимаемым должностям;

· уровень обеспеченности кадрами управления.

7. Решения (результирующий элемент управляющей подсистемы) – акты, результат, конечный продукт управленческой деятельности:

· состав, структура и количество решений;

· полнота и обоснованность решений;

· своевременность решений;

· уровень исполнения решений;

· уровень регламентации решения;

· повторяемость решений;

· количество принимаемых решений;

· оперативность решений;

· затраты на принятие выполнение решений;

8. Технология производства – совокупность взаимосвязанных производственных процессов:

· прогрессивность тех. процессов;

· удельный вес основных и вспомогательных тех. процессов;

· удельный вес ручного труда;

· обеспеченность тех. обработки;

· уровень автоматизации тех. процессов, их длительность и качество и т. д;

9. Методы организации производства – совокупность способов организации производства:

· структура типов производства;

· уровень специализации;

· уровень конструкции, кооперирования и комбинирования производства;

· периодичность запуска партий;

· технический уровень производства и его ритмичность.

10. Производственная структура – состав и соотношение между производственными подразделениями:

· состав цехов, участков и бригад;

· территориальное расположение подразделений;

· внутрипроизводственные связи, материальные, финансовые, трудовые, производственные;

· распределение численности работающих по подразделениям;

· обеспеченность производства новыми разработками (инновационная политика).

11. Предметы труда – сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д.: состав, объем, обеспеченность, использование, затраты, запасы, периодичность поставок, качество поставок, естественные и не естественные потери.

Любая организация является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов - управляющего и управляемого . Будучи подсистемой организации в целом, управляющий элемент одновременно сам представляет весьма сложное образование.

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем , (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия , включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления . Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.

Под управляющей подсистемой системы управления понимают ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение.

Под управляемой понимают ту, которая их воспринимает и реализует на практике.

В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.

Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).

В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую - планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления , которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, работников, их взаимоотношения и т.п.).

Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления (управленческий аппарат). В противном случае субъектом может быть отдельный человек, или группа людей, не связанных формально с теми или иными должностями. Главное здесь состоит в том, что субъект управления генерирует решения, регламентирующие функционирование объекта управления.

От субъекта управления необходимо отличать субъекты управленческой деятельности - живых людей, в которых персонифицируются управленческие отношения - руководителей и сотрудников аппарата.

Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых , они должны соответствовать друг другу. Если такого соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», они не смогут понять друг друга в процессе работы, а следовательно и реализовать свои потенциальные возможности. Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую себе плохо представляет. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей.

Более того, должны быть совместимыми друг с другом , чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий, которые могли бы привести к невозможности выполнять ими свои задачи. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимыми психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.

Во-вторых , в рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью . Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.

В-третьих, управляющая и управляемая подсистемы должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие , основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

В-четвертых , как управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна - в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая - в их своевременном и точном исполнении.

Возможность субъекта управлять, обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам.

Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта управления. Поэтому, возможность достижения ими своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей объекта управления, вытекающих из его потребностей.

Перечисленные факторы должны обеспечить управляемость объекта, характеризуемую степенью контроля, который управляющая подсистема осуществляет по отношению к нему через управляемую.

Управляемость проявляется как реакция подчиненного, управляемого объекта субъекта или системы управления в целом на управляющее воздействие. Она может иметь форму выполнения соответствующих требований, бездействия, противодействия, формальных действий, то есть характеризуется готовностью к выполнению требований руководства и сотрудничеству. Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие типа управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления между ее управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления , под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента (интересов, ценностей, установок, устремлений).

Механизм управления должен соответствовать целям и задачам объекта, реальным условиям его функционирования, предусматривать надежные, сбалансированные друг с другом методы воздействия на объект, и иметь возможности для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной , что предполагает: оперативность и надежность, качество принимаемых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей, своевременности и полноты информации, учета социально-психологических качеств участников, обеспечения оптимального размера подразделений.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник