08.08.2019

Показатели для определения эффективности труда. Федеральное агентство по образованию рф. Понятие эффективности труда. Социальное и экономическое значение ее повышения


Что значит повысить эффективность труда? В первую очередь это значит добиться того, чтобы в результате за определенный промежуток времени было выполнено как можно больше работы. Речь о выработке продукции в больших объемах при минимальных издержках.

Производительность и эффективность труда

Само понятие «эффективность» употребляется сегодня достаточно часто. Эффективность труда - это производительность. В данном случае говорится о коэффициенте плодотворности деятельности работников. Количество результатов работ по-другому еще можно назвать выработкой. Любая работа связана с выработкой. В принципе, измерить ее можно всегда.

Что собой подразумевает термин «эффективность труда»? В первую очередь он демонстрирует результат деятельности при минимальных производственных затратах. Именно его используют, говоря не только численности, но и о качестве изготовленного товара. Говоря об эффективности труда, акцент делают на израсходовании трудовых ресурсов с целью экономии. Правильный расход всегда важен, так как является отличным способом сберечь какие-либо средства.

Если при выполнении качественной работы затраты будут минимальны, а производительность - на высшем уровне, эффективность труда будет высока. Обычно предприниматели уделяют внимание не только единичным уровням выработки, но и трудовым затратам. Оба эти показателя можно измерить сроками работы.

Эффективность труда имеет следующие дополнительные показатели:

Качество работ;

Экономия живого труда;

Изменения и производительность труда;

Экономия средств, предназначенных для выплаты зарплат;

Квалификация работников;

Рационализация времени рабочих.

Баланс социальной и напрямую зависит от целесообразного использования рабочей силы по основным принципам. Например, исследуя эффективность предприятия, необходимо учитывать все затраты. Уточним: трудовые, материальные и финансовые. Точные труда провести крайне сложно. К сожалению, специалисты не определились с единой методикой. Вообще же для расчетов используют:

Ту связь, которую предприятие имеет с различными общественными ценностями;

Непосредственную связь, которая возникает между качеством, а также количеством результатов труда;

Соизмеримость частных и общих показателей, которые имеет эффективность труда;

Всевозможные средства, помогающие стимулировать работника на изготовление более качественной продукции в меньшие временные сроки.

Рассматривая такое понятие, как эффективность управленческого труда, необходимо руководствоваться немного другими положениями. Здесь происходит соотношение выгодного результата и выход использованных или затраченных для конкретного случая ресурсов. Эффективное формирование управленческого функционирования - длительный процесс, который иногда затягивается на годы.

По сравнению с производством управления дать намного сложнее. Процесс управления можно разбить на несколько этапов. К главным из них относят обобщения или концепции, материализованные в подобранных планах. Это основывается на том, что индивидуальное управленческое звено руководствуется нормативными материалами.

Эффект не заключается лишь в экономических результатах - еще здесь учитывается и Общество на сегодняшний день выделяет два вида эффективности управленческого и экономический. Между собой они тесно взаимосвязаны. Такая связь просто необходима для функциональной эффективности управления.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с эффективностью труда. Состав данной статьи:

Эффективность труда это

Эффективность труда — это достижение определенного эффекта труда (результативности) при определенных затратах на труд. Если говорить простым языком, то эффективностью труда называют некое число, которое говорит о том, эффективен труд или нет.

Неверно эффективностью труда называть достижение какого-либо максимального результата при минимальных затратах — это высокая эффективность труда.

Один из других вариантов определения:

Эффективность труда — это отношение результатов труда к затратам.

Эффективность труда используется как величина, которая позволяет оценить реальные доходы. Увеличение эффективности труда приводит к увеличению доходов компании, а уменьшение эффективности труда приводит к уменьшению доходов.

Эффективность труда формула

Наиболее полно об эффективности труда можно судить по формуле, характеризующей эффективность труда. Общую формулу, по которой рассчитывается эффективность труда, можно записать так:

Э = Р: З

Э — эффективность труда

Р — результат (количество работы)

З — затраты на производство работы

Эффективность может рассчитываться на организацию в целом или на одного работника. Если эффективность рассчитывается на одного работника, то результат надо разделить на количество работников в организации или отделе.

Формула по эффективности труда — достаточно условная, ведь одно дело считать эффективность труда (количество произведенной работы) при производстве на заводе и совсем другое считать эффективность труда учителей в школе.

Затраты на производство работы могут быть денежными и включают в себя аренду, зарплату и иные расходы в денежном эквиваленте, могут быть не денежными — например в школе это время на освоение учебного материала (фиксированная величина).

Само собой оценивать эффективность труда работников разных профессий бессмысленно, ведь полученные коэффициенты могут существенно отличаться.

Для оценки эффективности труда принимают KPI (ключевые показатели эффективности).

Эффективность и производительность труда

Не следует путать эффективность труда и производительность труда . Производительность не учитывает затраты, то есть делается то может и много, но затраты велики. Эффективность труда учитывает затраты, поэтому небольшой объем результатов при минимальных затратах будет эффективнее, чем большой объем результатов при максимальных затратах. Иными словами производительность труда может быть высокой, а эффективность труда — низкой.

Приведем пример:

Организация занимается выпуском обуви. Эффективность труда можно оценить как количество произведенной обуви к сумме затраченных денег. Производительность труда оценивается просто в количестве произведенной обуви.

Показатели эффективности труда

Эффективность труда — собирательная характеристика труда. Для того, чтобы её определить используют различные показатели, которые так и называются — показатели эффективности труда .

К показателям эффективности труда относятся:

  1. Производство валовой (товарной) продукции на одного работника.
  2. Производительность показывает отношение среднего объема продукции на затраты.
  3. Часовая выработка — показывает количество произведенной продукции за 1 час работы одним работником.
  4. Качество труда.
  5. Квалификация работников организации.
  6. Экономия средств на заработную плату.
  7. Рациональное использование рабочего времени.

Профессионализм безусловно означает эффективность труда, то есть достижение достаточно высокого социально значимого результата, получение продуктов труда (материальных, духовных), соответствующих требованиям общества.

Результативность труда – это наличие результатов, итогов труда, которые могут быть позитивными (запланированными) и негативными (неожиданными). Например, учитель стремится получить позитивные результаты в обученности и воспитанности школьников, а порой вследствие своих профессиональных ошибок сталкивается с негативными результатами в виде снижения мотивации, уровня притязаний учащихся. Продуктивность – наличие продукта труда, соответствующего необходимым стандартам в профессии, например, детали у рабочего, патенты и рацпредложения у инженера, публикации, выступления, цитируемость работ у ученого и т.д.

Эффективность – соответствие полученного результата поставленным целям и задачам; эффективность – более узкое понятие, чем результативность, ибо охватывает как правило позитивные результаты. Эффективность определяют либо количеством затрат, необходимых для получения определенного результата, либо результатом, полученным при определенных затратах.

Оптимальность – достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. Возможны и другие определения слова «оптимальный»: наилучший с точки зрения определенных критериев, наилучший для конкретных условий, наилучший из нескольких результатов (Ю.К. Бабанский и др. (31)). Оптимальность уже чем эффективность, ибо это не просто достижение поставленной цели, а при минимальных затратах сил и времени работника.

Предметные показатели эффективности чаще характеризуют результат труда, а психологические, личностные обычно относятся к процессу труда; вместе с тем при оценке результата учитывается и психологическая цена усилий человека.

При оценке эффективности труда целесообразно различать:

– объективные, предметно-технологические показатели эффективности: производительность (количество продукции, выпущенной в единицу времени). Сама производительность труда характеризуется прямыми показателями – количество продукции, выработанной в единицу времени и обратными показателями – трудоемкостью, то есть временем, затраченным на производство единицы продукта; обобщающий показатель производительности – количество продукции, выработанной в единицу времени. Другими объективными показателями эффективности являются качество (соответствие продукции Гостам и требованиям технологии), надежность качественная (способность выполнять требуемые операции в заданный интервал времени), надежность количественная (вероятность выполнения требуемых функций в течение заданного времени и в заданных условиях):

– субъективные, психологические, личностные показатели эффективности: вкладываемость человека, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация не только умственных, когнитивных способностей человека, но и отработанность исполнительных операций, действий, а также зрелость мотивационно-волевых компонентов, заинтересованность человека трудом и удовлетворенность его процессом и результатом, успех-неуспех в предыдущей деятельности, а также психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов, степень напряженности психических функций и процессов, необходимых для достижения нужного результата, (см. табл. 10).

С учетом объективных и субъективных показателей эффективность, качество труда понимается как интегральная характеристика, фиксирующая «показатели качества и количества выпускаемой продукции, взятые в отношении к сырьевым и временным затратам на ее производство, психологической и физиологической «цене» трудовых усилий, а также по отношению к показателям здоровья и развития личности трудящихся» (15, с. 25). Подчеркивается, что качество труда – это не только технико-экономические показатели, но и социальные и психофизиологические аспекты человеческой деятельности. Другими авторами отмечается, что эффективность и качество означают не только получение лучшего результата, но и облегчение труда для человека – меньшая длительность труда, исключение лишних действий и движений, уменьшение утомления за счет устранения однообразия, монотонии, обеспечение удовлетворенности трудом по причине осознания достижения реальных успехов.

Эффективность труда тесно связана с работоспособностью человека. Работоспособность понимается (5) как «одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнить конкретную работу в течение заданного времени и с требуемой эффективностью и качеством» (с. 108). Трудоспособность – «возможность человека участвовать в трудовой деятельности» (там же). Авторы (см. 12 в 1.1.) определяют работоспособность как возможность человека поддерживать требуемый уровень работы в течение более или менее продолжительного времени при высоких качественных показателях труда. Ранее работоспособность определяли (21) как максимум работы, которую в состоянии выполнить человек, а также уровень количественного и качественного выполнения работы при максимальном напряжении, способность человека выполнять длительные максимальные нагрузки.

В литературе (2) выделено две группы определений работоспособности. В первой – работоспособность определяют через понятие функциональных возможностей организма, во второй – через понятие производительности труда, то есть количество продукции в единицу времени, время выполнения работы на заданном уровне и т.д. Отмечается, что хотя в содержании работоспособности отражаются функциональные состояния человека и эффективность, качество деятельности, каждое из этих понятий само по себе не должно подменять понятие работоспособности.

В физиологии труда определилось несколько направлений изучения работоспособности (17): анализ производительности труда в течение смены (выработка продукции; время, затрачиваемое на операцию и т.д.), выяснение субъективного состояния работающего в течение смены (наличие ощущения усталости, жалобы); изучение функционального состояния работающего в течение смены, до и после работы. Замечено, что между производительностью труда и функциональным состоянием организма не существует жесткой прямой зависимости. Повышая производительность труда, человек почти никогда не работает на уровне своих максимальных возможностей. По данным исследований, любая работа оказывается наиболее эффективной при оптимальном темпе работы, этот оптимум всегда лежит несколько ниже максимальных возможностей организма (с.8-9).

Соответственно уровни работоспособности проявляются в комплексе показателей:профессиональные показатели – эффективность, производительность, продуктивность, качество профессиональной деятельности и функциональные показатели – реакции организма, субъективные состояния человека, что составляет психологическую «цену» результата.

Показатели работоспособности различаются и несколько иным образом: объективные (к ним относятся изменения количественных и качественных показателей труда, а также изменения функционального состояния нервной системы) и субъективные (ощущения усталости, вялости, болезненные ощущения).

В связи со сказанным работоспособность изучается по ряду показателей (5): прямые показатели – эффективность и надежность выполнения профессиональных задач или отдельных действий в условиях реальных профессиональных ситуаций и в ходе решения особых тестов на отдельные элементы деятельности; косвенные показатели текущего функционального состояния (в процессе деятельности или покоя и по самооценке в анкетах), а также показатели резервных возможностей человека при проведении нагрузочных проб (степени напряжения, компенсаторные возможности и др) (с. 110). Важно различать наличный уровень работоспособности на определенный отрезок времени (результат деятельности и психологическая цена деятельности), а также потенциальную работоспособность (динамику профессионального развития, совершенствования профессиональных значимых качеств и функций), (с. 109).

Психологи (см. 12 в 1.1., с. 108) выделяют периоды работоспособности: а) «врабатывание» до повышения работоспособности, длительность этого периода зависит от характера работы и от квалификации исполнителя; б) второй период оптимальной работоспособности, в течение которого могут быть незначительные колебания продуктивности и работоспособности, но наблюдается максимальная мобилизация организма и воли; желательно, чтобы этот период был самым длительным; в) полная компенсация, здесь появляются признаки утомления, от-влекаемости, изменения характера движений, но продуктивность остается на том же уровне за счет волевого усилия человека; г) снижение максимальной работоспособности человека; нарастает утомление, компенсация становится неустойчивой. Происходит явное снижение работоспособности, но за счет волевого усилия возможен так называемый «конечный порыв»; д) повышение продуктивности даже на основе развивающегося утомления; е) прогрессивное снижение работоспособности организма и продуктивности труда в связи с развитием утомления (с. 108).

В физиологии труда (17) «кривая работы» описывается следующим образом: 1. Период вырабатывания. В начале работы происходит сонастройка всех рабочих систем организма, в результате несколько увеличиваются максимальные возможности организма, вследствие чего в большинстве случаев растет производительность. 2. Период высокого, стабильного уровня максимальных возможностей. Уровни максимальных возможностей, производительности, волевого напряжения до некоторой степени стабилизированы. Если в процессе работы имеет место упражняемость, то вследствие этого может повыситься уровень максимальных возможностей и производительность. Утомление в этом периоде отсутствует. 3. Период полной или устойчивой компенсации. Появившееся утомление приводит к некоторому снижению максимальных возможностей организма, однако их еще достаточно, чтобы волевым усилием сохранить производительность труда на прежнем уровне благодаря резервным возможностям. 4, Период неустойчивой компенсации. Утомление нарастает, в результате чего продолжает снижаться уровень максимальных возможностей. Волевое напряжение испытывает колебания в интенсивности. При ослаблении волевого напряжения производительность снижается. Однако, несмотря на снижение «резервных возможностей» перед окончанием работы, человек в ряде случаев может волевым напряжением сохранять высокий уровень производительности труда («конечный порыв»). 5. Период устойчивого снижения производительности труда. Усиливавшееся утомление настолько снижает максимальные возможности, что человек волевым усилием уже не в состоянии сохранять заданный уровень производительности даже в короткие интервалы времени (с. 11-12).

Исследователи выявили, что кривая работоспособности может иметь разные варианты. Так, описаны (17, с. 50) первый, «классический» тип кривой, когда наблюдается отчетливый период врабатывания, затем период устойчивой высокой производительности и снижения производительности труда. Описан другой тип кривой производительности, для которого характерен более или менее длительный период врабатывания, а затем практически устойчивый высокий уровень производительности труда до конца смены (с. 51). Для третьего типа кривой характерно непрерывное нарастание производительности труда до обеденного перерыва, некоторое его снижение сразу после обеда и опять прогрессивное нарастание до конца смены. Первый тип кривой свойственен тем видам труда, при которых некоторое увеличение времени, затраченного на операцию, не приводит к уменьшению сменного выпуска продукции, не уменьшает заработка рабочего. Второй и третий тип кривой наиболее часто наблюдается у работников, труд которых оплачивается сдельно. Таким образом, динамика работоспособности зависит от мотивации, установок, заинтересованности работников (с. 53).

Психологи в своих исследованиях (19, с. 136) также показали, что колебания работоспособности в течение рабочего дня, смены зависят от конкретных условий труда. Так, осуществлялось изучение динамики работоспособности некоторых групп операторов по ряду показателей – поведенческие (изменение производительности труда), физиологические (величина физиологической напряженности со стороны энергетической мобилизации), психологические (показатели эффективности процессов приема и переработки зрительной информации и наличие субъективных переживаний утомления). Полученные данные показывают, что уже начало смены порой характеризуется низким уровнем производительности труда и повышенной физиологической напряженностью, что делает более продолжительным эффект врабатывания (до 2-3 часов рабочего времени) и приводит к потере времени. Следующая далее дообеденная стадия оптимальной работоспособности укорочена и может составлять 1, 5-2 часа. В краткий послеобеденный период работоспособность не увеличивается (или возрастает за счет резкого повышения энергетических затрат организма), происходит использование неоптимальных компенсаторных средств (субкомпенсация), что приводит к быстрому истощению резервов и к развитию некомпенсируемого утомления (декомпенсация). В условиях сдельной работы часть операторов вновь вынуждена наращивать скорость работы, что требует дополнительной мобилизации и приводит к чрезмерной нагрузке, повышению тревожности. Если к последующей работе исходный уровень работоспособности восстанавливается не полностью и нагрузки чрезмерны, то создаются условия для возникновения пограничных и патологических состояний (там же, с. 147-149).

Каждому человеку важно уметь анализировать динамику своей работоспособности по результатам труда и субъективным ощущениям психических состояний.

Работоспособность в целом зависит от ряда факторов – от состояния мотивации и направленности личности, от способностей и от умения человека мобилизовать свои возможности, от функциональных состояний и от величины резервных возможностей, здоровья, выносливости человека, от профессионального опыта, уровня развития, пластичности, устойчивости специальных знаний, умений, навыков (5, с. 108); от тренируемости (30, с. 7), то есть от возможности выполнять работу при различных функциональных состояниях, как бы невзирая на них.

Гигиенисты показали (1), что работоспособность людей колеблется в течение суток: подъем наблюдается в 5-6 часов, 11-12, 16-17, 20-21, 24-1 час, спад в 2-3 часа, 9-10, 14-15, 18-19, 22-23 часа. Работоспособность колеблется также в течение недели: в понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду, четверг – наиболее устойчивая работоспособность, в пятницу и субботу работоспособность снижается, может развиваться утомление.

Представляет интерес соотношение эффективного труда и бездефектного, безошибочного труда. Ошибка – отклонение от некоторого стандарта результата по точностным и временным параметрам (5).

В литературе описаны психологические виды и причины ошибок в профессиональной деятельности. Выделены ошибки (см. 17 в 2.3):

– ошибки, относящиеся к предметному плану деятельности: отклонения параметров результата от параметра нормативов; частота отклонений по каждому параметру, типичные отклонения, это чаще ошибки в результатах труда;

– ошибки, относящиеся к личностному плану деятельности: (с. 140) невыполнение требуемого действия, неточное выполнение требуемого действия, несвоевременное выполнение требуемого действия, выполнение нетребуемого действия, эти ошибки чаще относятся к процессу труда.

В литературе (см. 10 в 3.2.1.) описаны и другие типологии ошибок: ошибки, где человек, выполняя относительно безопасную работу, сам создает опасную ситуацию своими неправильными действиями, например, берется за деталь до остановки станка, здесь человек не использует имеющиеся индивидуальные ресурсы; ошибки, которые возникают в связи с тем, что человек не смог решить задачу данной сложности, не сумел вовремя отреагировать, не смог добиться требуемой точности – здесь имеет место нехватка ресурсов человека (с. 162). Этим же автором описаны ошибки в задачах с ограниченным выбором, когда принимается неправильное решение о выборе одного из ряда возможных действий, ошибки в задачах с открытым концам, где тоже есть ряд путей, но при выборе любого из них возникают новые задачи (там же с. 293).

Мы выделили (см. 3 в 2.1.) возможные варианты недочетов в профессионально-педагогической деятельности на материале труда учителя:

– затруднения – невладение человеком нужными средствами (например, учитель не умеет работать с неуспевающими) или неиспользование человеком имеющихся у него средств по причине психических состояний усталости, стресса;

– недостатки – использование человеком неадекватных ситуации средств (например, однообразие форм урока, монотонность общения и др.);

– ошибки – нарушение норм и правил труда, профессиональной этики (например, оскорбление личности ученика и др.).

Бездефектный, безошибочный труд считается одним из показателей эффективности труда, он достигается повышением чувства профессиональной ответственности, самоконтролем, Вместе с тем отмечается (см. 15 в 2.5.), что если при маши-ноцентрической ориентации (уподобление человека машине) надежность понималась как безошибочность, то при антропоцентрической ориентации наблюдается более широкий взгляд на ошибку как характеристику поисковой деятельности. Ошибка допускается в нестандартном поиске, в экстремальных условиях, при этом фиксируются продуктивные сознательно допускаемые ошибки (с целью выигрыша времени, расстояния и др.).

Эффективность профессиональной деятельности тесно связана с успехом человека в профессии, с его карьерой.

Карьера (от франц. cariera) определяется в словарях как успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Далее будем говорить о профессиональной карьере.

Целесообразно различать;

– широкое понимание карьеры как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством и др.). В таком понимании карьера близка к акмеограмме специалиста, то есть к траектории движения данного человека к вершинам, к акме профессионализма. Результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. Критерии высокого профессионализма могут меняться в течение жизни человека;

– более узкое понимание карьеры как должностного продвижения. Здесь на первый план выступает не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов в профессиональной деятельности, выбор человеком на шкале социального престижа. Карьера здесь (см. 20 в 1.1., с. 162) – это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации. Основой карьеры являются общественно признанные шкалы профессий, статусов, рода занятий, за которыми стоят образцы профессиональных и социальных достижений. Эти образцы становятся значимыми ценностями и целями человека, стимулируют его профессиональный рост. Результатом этого вида карьеры являются определенный социальный статус, должность. Критерии социальных статусов в профессии также могут меняться в течение жизни человека.

Человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру как в профессиональном, так и в должностном плане. У одного и того же человека эти стороны карьеры могут не совпадать. Так, подлинный профессионал может не сделать служебную должностную карьеру, и напротив, человек на высоких должностях может не достичь столь же высокого уровня профессионализма. Карьера первого рода требует собственно профессиональной компетентности, карьера второго рода социальной компетентности, хотя формальный статус может не означать реального лидерства в профессиональной среде. Представляется, что хотя и в разной «дозировке», но оба рода карьеры должны быть представлены в профессиональной деятельности активного человека, иначе диспропорция может вызвать некоторые деформации личности, например, мотив личной карьеры может развиваться в ущерб мотиву творческого вклада в профессиональную деятельность и т.д.

Различают виды карьеры по характеру ее динамики (цит. по (39)):

– обычная карьера как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни (выбор профессии, этапы разведки и опробирования своих сил в разных сферах, этап овладения профессией, упрочение в ней, этап сохранения и повышения квалификации, продолжение профессиональных занятий, спад и т.д.);

– стабильная карьера как прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы;

– нестабильная карьера, в которой после этапов проб и упрочения следуют новые пробы. Эти новые пробы могут быть вынужденными (в случае потери работы, работоспособности), добровольными (смена интересов) или быть вызванными переопределением профессий без интереса и приложения усилий (таких людей называют – перелетные птицы, перекати поле); новые пробы могут носить множественный характер.

– комбинированная карьера, когда короткие периоды стабильной профессиональной жизни и занятости сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии, переориентации, доучивания.

Сегодня говорят о второй, третьей карьере, когда активный человек начинает новую трудовую деятельность после перемены профессии, после выхода на пенсию.

Описаны подходы к карьере по основанию занятости или безработицы человека (38, 41):

– стабильная трудовая карьера, когда человек бывает занят полный рабочий день в той профессии, для которой он был обучен, или приобрел необходимые знания, навыки, работая в области профессии (по данным автора 49%);

– нестабильная трудовая карьера включает тех, кто работал, но поменял род занятий или работал не по специальности. Суть этого типа карьеры в том, что ее представители переходят с одной работы на другую (22%);

– прекращенная или прекращающаяся карьера включает тех, кто часто был без работы, у кого периоды занятости сменялись периодами безработицы (4%);

учебная карьера включает тех, кто учился в течение всего времени исследования.

Среди тех, отмечает автор, чье положение на рынке рабочей силы наиболее стабильно, большее число людей прошло профессиональную подготовку (до 90%). Среди представителей прекращенного типа карьеры лишь одна треть прошла профессиональную подготовку.

Таким образом, тип карьеры – это достигнутый профессиональный уровень и последовательность, частота и длительность опробируемых и постоянных работ. Разные типы карьеры требуют от человека разных психологических качеств, разлмч-ных видов компетентности.

На карьеру человека влияют, прежде всего, внутренние факторы – мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье человека. Чем более зрелым является человек как профессионал и как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере. Внутренние факторы могут усиливаться- или формироваться самим человеком. Очень важно укреплять у себя осознание высоких образцов, стандартов труда в данной профессиональной области и стремление вступить с ними в мысленное соревнование, упрочивать у себя стремление получить необходимый обществу социальный продукт оптимальным профессиональным способом.

Показатели эффективности труда

Показатели предметно-технологические, объективные Показатели психологические, личностные, субъектные, субъективные
– количество выпускаемой продукции; – соответствие продукции Гостам, эталонам; – сроки выпуска продукции; – результативность, продуктивность труда; – отсутствие ошибок («бездефектный труд») – заинтересованность человека в труде, соотношение общественной и личностной значимости труда; – психологическая цена, стоимость труда по величине психических и физиологических затрат усилий и времени, необходимых для выполнения работы на заданном уровне; – степень напряженности психических функций и процессов, обеспечивающих достижение нужного результата; – работоспособность; – личностная вкладываемость; – свобода выбора целей, средств, форм процесса и результата труда (в зависимости от уровня притязаний, возможности творчества, от психологической цены труда, возможностей профессионального роста); – социальный статус (формальный и неформальный) в межчеловеческих отношениях в труде, достигнутый человеком; – оптимальное соотношение когнитивных, мотивационных, волевых, оценочных, собственно исполнительных компонентов; – удовлетворенность человека трудом

На карьеру могут влиять и внешние факторы – социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, так называемой иерархии, а также «его величество случай». По Л. Питеру, иерархия порой вынуждает человека подниматься до его уровня некомпетентности, когда должностная карьера опережает собственно профессиональный рост человека (человек был хорошим рядовым работником, стал плохим начальником). Профессиональная среда может осознанно или неосознанно тормозить профессиональный рост и карьеру, «отсекая» как некомпетентных, так и сверхкомпетентных. Организация может способствовать типам карьеры человека, поощряя или результаты его труда, или соответствие служебному положению и соблюдение правил, или следование устоям и ритуалам организации. Л. Питер шутливо описывает варианты карьеры: «возгонка вверх», «пас в сторону», «прополка» (когда некомпетентность отдельного человека угрожает организации).

Учитывая неоднозначное влияние среды на карьеру отдельного человека, самому работнику надо, повидимому, вырабатывать собственные относительно независимые и автономные критерии своей карьеры, время от времени сверяя свою самооценку с мнениями и оценками коллег, профессиональной среды.

Маркова А.К. Психология профессионализма.Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.

14.1 Понятие эффективности труда.

14.2 Социальное и экономическое значение ее повышения.

14.3 Производительность и рентабельность труда как основные показатели ее эффективности.

14.4 Показатели и методы измерения производительности труда.

14.5 Факторы и резервы повышения производительности труда.

14.6 Программы управления производительностью труда на предприятии.

Термины и понятия.

Вопросы и задания для индивидуальной работы.

Литература для углубленного изучения темы.

Эффективность в широком смысле - это общая результативность человеческой деятельности. Она отражает соотношение полученного полезного результата и объема потраченных на это ресурсов. Экономика - это наука об использовании ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поскольку потребности общества постоянно растут и практически безграничны, то полное их удовлетворение может обеспечиваться только за счет по возможности наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. Таким образом, эффективность - это ключевая, сердцевинная проблема экономики. Экономика - это наука, прежде всего, об эффективности, а правильное понимание этой категории, умение точно ее определять и рассчитывать, находить все новые резервы ее повышения - основной профессиональное назначение экономистов.

При изучении материалов главы задача студента состоит в том, чтобы понять социально-экономическую сущность эффективности труда и значение ее целенаправленного повышения, четко выяснить принципы ее определения и основные показатели (производительность и рентабельность труда), научиться применять показатели и методы измерения производительности труда, определять факторы и находить резервы повышения производительности труда, выяснить механизмы управления производительностью труда.

Понятие эффективности труда. Социальное и экономическое значение ее повышения

Эффективность труда - это ее результативность. Она отражает соотношение объема производства материальных и / или нематериальных благ и количества затраченного на это труда. То есть рост эффективности труда означает увеличение объема произведенных благ без увеличения затрат труда. В широком смысле роста эффективности труда означает постоянное совершенствование людьми экономической деятельности, постоянное нахождение возможности работать лучше, производить больше качественных благ при тех же, или и меньших затрат труда.

Рост эффективности труда обеспечивает повышение реального продукта и дохода, а потому оно является очень важным показателем экономического роста страны. Поскольку увеличение общественного продукта в расчете на душу населения означает повышение уровня потребления, а следовательно, и уровня жизни, то экономический рост на основе повышения производительности труда становится одной из главных целей государства с социальной ориентацией экономики.

Соотношение результатов и затрат человеческой деятельности, в общем случае называется эффективностью, является основной проблемой экономической теории и хозяйственной практики.

Расходы определяются размером (стоимостью) использованных экономических ресурсов. Вспомним, что экономические ресурсы принято делить на три большие группы: 1) труд (человеческий капитал); 2) компоненты природных ресурсов (земля и сырье); 3) компоненты средств производства (физический капитал). Соответственно мы можем отдельно определить эффективность использования труда, природных ресурсов или физического капитала.

Результаты характеризуются объемами и стоимостью произведенной и реализованной продукции, размерами добавленной стоимости, прибыли, а также показателями конкурентоспособности, качества жизни, экологии и многими другими. Экономические результаты чаще всего выражаются объемами продукции или размером полученной прибыли. Если в расчете эффективности результаты характеризуются объемом продукции (услуг), то мы имеем показатели, которые называются производительностью, а если результаты характеризуются размером прибыли, то такие показатели эффективности называются доходностью (рентабельностью).

Таким образом, эффективность измеряется многими различными показателями. Все они являются показателями эффективности, однако одного обобщающего показателя эффективности нет, как нет абстрактного эффекта, а конкретная произведенная продукция, полученная прибыль или какой-то другой конкретный результат. Как правило, название различных показателей эффективности состоит из двух слов: первое означает, чем в этом показателе измеряются результаты деятельности (производительность или прибыльность), а второе - расходы которых ресурсов учтены в этом показателе (труда, земли, капитала, их отдельных компонентов или всех ресурсов в целом) - например, производительность труда, доходность земли и т. д. (табл. 14.1).

Подчеркиваем, что в табл. 14.1 приведены лишь небольшую долю различных показателей эффективности. Всего таких показателей является множество - ведь и результаты, и расходы можно измерять разными способами, в отношении различных этапов и видов экономической деятельности, на разных экономических уровнях и т. Д. Профессионализм, компетентность экономиста заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае обеспечить достоверность этих показателей, путем, в частности, поривнинности используемых в определенном показателе результатов и расходу точности расчета их. Например, при определении производительности труда следует сравнивать всю продукцию, полученную от работы за определенный промежуток времени с объемом всей труда, затраченного на производство именно этой продукции за этот же промежуток времени. Подробнее различные показатели производительности труда рассмотрим в следующих параграфах.

Под производительностью в широком смысле в современной экономической теории понимают соотношение между выпуском товаров в виде продукции и услуг, с одной стороны, и затратами на этот выпуск, с другой. Этот показатель называют многофакторной производительности, имея в виду, что на нее влияют практически все факторы производства. В долгосрочном периоде рост этого соотношения означает лучшее использование трудовых, финансовых, материальных, энергетических, технологических и всех других ресурсов, оно означает развитие экономики и создает предпосылки для социального прогресса. Уменьшение же этого соотношения означает спад не только экономический, но и, неизбежно, социальный. Значение этого показателя заключается еще и в том, что страны с высокой производительностью, а не с самыми материальными и энергетическими ресурсами, становятся мировыми лидерами как в экономическом, так и в социальном развитии.

Производительность труда - это важнейший из показателей эффективности трудового процесса, выражается отношением производимой продукции (услуг) в соответствующих расходов непосредственной, живой труда.

Можно различать разные виды производительности труда в зависимости от того, на каком экономическом уровне проводятся исследования. Индивидуальная производительность труда - это производительность отдельного конкретного работника; производственная производительность труда - это производительность на определенной производственном участке, предприятии; локальная производительность труда - это производительность труда в регионе или отрасли; а общественная производительность труда - это производительность труда по экономике страны в целом.

Поскольку любой труд, овеществленный в средствах производства, прежде чем стать такой, была живым трудом, то на макроекономич ном уровне за относительно длительный период производительность труда косвенно отражает эффективность производства товаров в экономике в целом. Общественная производительность труда, следовательно, может рассматриваться как своего рода интегральный показатель всей (общеэкономической) эффективности. В частности динамика производительности труда косвенно характеризует в прямой зависимости и степень прогрессивности общественного, государственного управления экономическими процессами. Контроль за состоянием и динамикой общественной (совокупной) производительности труда является важной функцией государственного регулирования экономики.

Стоит заметить, однако, что изменение объема, массы продукции и услуг на конкретном предприятии, в отрасли или стране в определенный промежуток времени может быть результатом изменения не только производительности труда, но и увеличение количества затраченного труда, в частности повышение ее интенсивности. Об этом пойдет речь в § 14.2.

Говоря о производительности труда, нужно понимать, что внимание к этому вопросу в нашем обществе определяется насущной необходимостью повышения уровня жизни населения, в частности величины потребления материальных благ и услуг на душу населения. Для достижения этой цели других путей, кроме повышения уровня общественной производительности труда, в Украине нет.

Задача повышения эффективности общественного труда всегда актуален для экономики, но становится жизненно важным для ее развития в условиях (и после) длительного спада производства, который пережила наша страна в 90-х pp. XX в. Неслучайно в странах с социально ориентированной развитой рыночной экономикой функционируют специальные учреждения, разрабатывают технологии управления производительностью. Например, в Западной Европе много национальных центров производительности труда объединяются Европейской ассоциацией национальных центров производительности, в Юго-Восточной Азии действует Азиатская организация производительности труда, в США - Американский центр производительности труда и др.

Обратим внимание, что понятие эффективности касается не только экономических, но и социальных процессов. Более того, повышение экономической эффективности имеет смысл только в том случае, если оно приводит к улучшению и социальных результатов. Производимая продукция и полученную важны не сами по себе, а только как средства повышения уровня жизни людей. В этом контексте отметим, что, в отличие от приведенного выше, в литературе встречается толкование эффективности с другим содержанием. В частности итальянский экономист В. Парето дает такую формулировку: "Ресурсы распределены эффективно, если никто не может улучшить своего положения без того, чтобы для кого-то оно не ухудшилось" 1. Такое толкование не соответствует социальной задачей. Состояние распределения ресурсов может быть эффективным по Парето, но при этом одни люди могут быть крайне бедными, а другие - безмерно богатыми, и уровень бедности одних нельзя уменьшить без уменьшения уровня богатства других. Вряд ли можно признать это состояние эффективным с точки зрения цивилизованного человека.

Можно отметить также, что в исследовательских и методологических целях нередко используют такое понятие, как "предельная (или пороговая) производительность труда". Предельная производительность труда (предельный продукт труда) - это увеличение в натуральном выражении к выпуску продукции на предприятии, полученное за счет использования дополнительной единицы труда. Количественно она вполне может не совпадать со средним значением производительности труда, исчисляемый по всем задействованных в производстве единиц труда. Динамика предельной производительности труда, как и других пределов, подчиняется так называемому закону убывающей отдачи. Это означает, что на рынке совершенной конкуренции, при прочих равных условиях, в частности при фиксированных величинах других факторов производства, с увеличением единиц труда в определенном производстве предельная производительность каждой следующей единицы труда сначала растет, но после некоторого числа этих единиц с каждой последующей, наоборот, снижается. Пределы и правило их динамики используются обычно при рассмотрении теоретических моделей тех или иных рыночных взаимосвязей.

Новая концепция производительности труда, адекватная социально ориентированной рыночной экономике, предполагает, что самым и потенциально неисчерпаемым ресурсом, границы которого постоянно расширяются, является не безгранично наращивания производства и не экономия как таковая, а качественные сдвиги в потреблении, образе жизни в целом, в человеческом развитии. Реализация этой концепции предполагает ориентацию производства на перспективные общественные потребности, ранжированы по степени их важности для человеческого развития.

Рост производительности труда не только определяет динамику валового внутреннего продукта, но и отвечает принципам минимизации издержек производства в расчете на единицу полученного эффекта, а значит, служит основным критерием результативности управления на всех уровнях. Этот рост обеспечивает тесную взаимосвязь экономического роста с расширением возможностей потребления (увеличением покупательной способности) основной массы населения. Это определяет роль и практическое значение для повышения производительности труда не только как принципа и задачи экономической политики на всех уровнях, но и как важного критерия исследования состояния и регулирования экономических процессов.

Макроэкономические параметры роста производительности труда позволяют контролировать пропорции социально-экономического развития, соответствие их социальным критериям и условиям рыночного равновесия. Повышение производительности труда становится действенным средством ослабления инфляции, основным источником реализации мероприятий, направленных на социальное развитие и рост уровня жизни населения.

На микроэкономическом уровне производительности труда является одним из определяющих критериев и инструментов снижения издержек производства и обеспечения на этой основе эффективного функционирования предприятия, его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке. Рост производительности труда призвано компенсировать повышение заработной платы наемных работников, гармонизируя тем самым интересы сторон социального партнерства. В связи с этим производительность труда должна учитываться как важный элемент в системе показателей оценки трудового вклада в конечные результаты деятельности во всех организационных звеньях предприятия. Динамика производительности труда отражает успехи предприятия в активизации человеческого фактора, в трудовой мотивации и развития персонала, модернизации производственного процесса, повышении потребительских качеств продукции и др.

Которое регламентирует также и порядок оценивания. Каждая организация разрабатывает собственные критерии, а потому даже одинаковые должности в разных учреждениях могут иметь разные требования.

Оценка результативности труда персонала

Оценка результативности труда и затрат на персонал — это необходимость выявления соотношения эффективности отдельного работника или коллектива к расходам. Основными критериями в данном анализе являются текущие показатели работы, а также затраты на содержание сотрудника или отдела.

Чтобы оценить результативность работы, необходимо прежде всего выявить основные критерии деловой оценки персонала . Согласно им разрабатываются методы — те действия и мероприятия, по результатам проведения которых составляется мнение о сотруднике и его ценности для организации.

Критерии и показатели оценки результатов труда персонала

Основными критериями по оцениванию работников являются следующие аспекты:

  • профессиональная квалификация — обладание необходимыми навыками, знаниями и опытом, которые требуются для данной должности;
  • компетенция — личные характеристики, которые используются для применения имеющихся знаний на практике;
  • психологические и моральные характеристики — навыки, которые помогают адаптироваться к изменениям и стрессовым ситуациям, внедряться и работать в коллективе;
  • дополнительные специфические показатели — к таковым могут относиться должностные требования, связанные с личностью, к примеру здоровье или отношение к работе.

В оценке результативности труда персонала принято выделять показатели в соответствии с используемой методикой. К примеру матричный метод подразумевает создание идеального профиля с набором соответствующих характеристик. По соответствию таким значениям и сравнивается сотрудник.

Методы оценки результативности труда работников

Совершенствование используемых методик осуществляется на основе имеющегося опыта. Для улучшения показателей проводятся совместные семинары и тренинги с аналогичными учреждениями. При обмене опытом важно обратить внимание на его адаптацию к собственной организации. Не все методики могут быть одинаково эффективны и показывать лучшие результаты.

Эффективность системы стимулирования и оценки труда персонала

Оценка эффективности организации труда персонала основывается на тех показателях, которые обнаруживаются по результатам оценивающих мероприятий. Основным критерием в данном случае будет их результативность. На практике это выглядит следующим образом.

На основании предпринятых мер делается заключение и составляются рекомендации, которые направлены на улучшение работы отдельного сотрудника или коллектива в целом. После их выполнения через определенный промежуток времени проводится дополнительное оценивание. На основании его результатов и делаются выводы об эффективности общей системы.

Важным аспектом при этом является стимулирование к трудовой деятельности и мотивация сотрудников. Если имеется стремление к совершенствованию и улучшению показателей, то результативность предпринимаемых действий на порядок возрастает.

Подходы к оценке эффективности труда персонала

Для оценки эффективности труда можно выделить следующие подходы:

  • оценивание результативности работы на уровне компании в целом, структурного подразделения и отдельного специалиста;
  • стремление к эффективному использованию потенциала персонала в качестве ресурса для успешного развития организации;
  • установление тех работников, которые показывают наибольшую успешность; поощрение и включение их в кадровые резервы;
  • использование рычагов мотивации и установление тесной взаимосвязи между эффективностью труда и заработной платой.

Данные подходы являются основными аспектами, в которых осуществляет свою деятельность служба управления. Конечная цель — создание таких условий, которые помогают раскрывать потенциал каждого отдельного работника на благо организации.

Показатели для оценки эффективности труда персонала

Эффективность труда является отдельной составляющей успешности организации. Ее показатели можно выделить в следующий перечень:

  • результативность трудовой деятельности и ее колебания;
  • качественные значения работы;
  • профессиональная квалификация сотрудников;
  • соотношение затрат на содержание работника и его результативность;
  • рациональность в организации условий трудовой деятельности, а также оптимизация существующих процессов.

При общем анализе можно сделать вывод, что результативность трудовой деятельности заключается в более высоких показателях при меньших затратах. Именно по данному критерию и оценивается эффективность персонала.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник