24.07.2019

Организационная структура системы управления финансами. Организационная структура управления финансами. Элементы системы управления финансами


В любом предприятии создается некоторая система управления, предназначенная для координации действий своих подразделений и сотрудников. В основе этой системы лежит так называемая организационная структура, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Одним из важнейших компонентов общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьироваться.

В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером; в этом случае (а он является весьма распространенным) техническое оформление финансовых решений возлагается на бухгалтерию, а ответственность за их принятие - на директора. В крупном предприятии, деятельность которого по определению отличается многообразием в том числе и в области финансов, подобный подход мало продуктивен, а потому, как правило, в организационной структуре обязательно обособляется самостоятельная финансовая служба (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Финансовый компонент в организационной структуре управления

деятельностью фирмы

В приведенном рисунке структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово-аналитический и учетно-контрольный. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; вто-

рое организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать; по крайней мере, их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).

Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации довольно длителен. При этом рекомендуется соблюдать ряд принципов. Их число варьирует, а важнейшими являются:

принцип экономической эффективности: расходы по созданию и поддержанию системы управления финансами, а также ее модернизации должны быть экономически оправданными;

принцип финансового контроля: организационное построение финансовой службы, информационные потоки, полномочия и ответственность отдельных ее подразделений должны быть упорядочены и ориентированы на обеспечение надлежащего контроля за обеспечением а) конгруэнтности (т. е. согласования) целевых установок всех лиц, имеющих отношение к принятию решений финансового характера, и б) оправданности (экономической, юридической и др.) операций финансового характера; этот принцип реализуется, в частности, организацией регулярного внешнего и внутрифирменного аудита;

принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание): в рамках системы управления финансами должен быть разработан механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом путем установления мер поощрения и наказания (речь, естествен-но, идет о мерах финансового характера); один из вариантов реализации данного принципа - организация так называемых центров ответственности; кроме того, в крупных фирмах предусматриваются программы поощрения отдельных работников, в частности награждения их акциями фирмы, что отчасти переводит работников из разряда наемных в класс собственников; принцип материальной ответственности: поскольку в любой фирме существуют огромные объемы ценностей, необходима организация некоторой системы персональной и (или) коллективной ответственности за их состоянием и движением; возможны различные формы ответственности, однако угроза возмещения фактического или потенциального ущерба деньгами является наиболее действенной мерой. В организационном плане система управления финансами фирмы не только является элементом общей оргструктуры фирмы, но и, в свою очередь, неким образом структурируется. Один из вариантов структурирования системы, объясняющий в том числе и логику ее функциони-рования, представлен на рис. 1.3. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы.

Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы); субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления, т. е. функций, с необходимостью реализуемых в любом типовом предприятии безотносительно его размеров, отраслевой принадлежности, формы собственности и др.

В приложении к управлению фи-нансами фирмы субъект управления может быть представлен как совокупность пяти базовых элементов: 1) оргструктуры управления финансами; 2) кадров финансовой службы; 3) финансового инструментария; 4) информации финансового характера и 5) технических средств управления финансами.

Предназначение каждого из обособленных элементов очевидно. Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены разными способами, в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-пре- зидентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. Финансовые методы, приемы, модели и инструменты предназначены для управления финансовыми активами, обязательствами, капиталом, а также для оценки целесообразности и эффективности операций с ними. Операции финансового характера обычно носят неспонтанный характер; напротив, они тщательно готовятся и обосновываются - для этого нужно соответствующее информационное обеспечение (бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения). Современные финансовые технологии и даже простейшие расчеты, как правило, реализуются с помощью компьютеров и соответствующего математического и программного обеспечения.

Как показано на рис. 1.3, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: отношения, ресурсы, источники ресурсов - именно этими элементами и приходится управлять менеджерам.

Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут изменение в составе активов и (или) источников средств этих субъектов. Безусловно, основными элементами, сопровождающими и оформляющими финансовые отношения, являются договоры и их разновидность - финансовые инструменты. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые от-ношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и ин-ститутами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

2. Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финан-сов), с помощью которых хозяйствующий субъект может решать свои задачи инвестиционно-финансового характера. Эти ресурсы представ-лены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и мо-гут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-ве- щественном их представлении, а о целесообразности вложения денеж ных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансо-вого менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.

Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в пассивной стороне баланса предприятия. Основная проблема в управлении источниками средств заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников; поставщику финансовых ресурсов надо пла-. тить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования в долгосрочном и краткосрочном аспектах.

Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

  • 17. Модель макроэкономического равновесия ad-as (Совокупный спрос и совокупное предложение)
  • 1. Эффектом % ставки:
  • 2. Эффект реального богатства (реальных кассовых остатков):
  • 3. Эффект импортных закупок:
  • II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
  • 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
  • 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
  • 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
  • 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
  • 18. Безработица как макроэкономическая проблема
  • 3 Основные причины безработицы:
  • 1. Фрикционная.
  • 2.Структурная.
  • 3. Естественная.
  • 4. Циклическая.
  • 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
  • 20. Экономический рост
  • 1. Загрязнение окружающей среды.
  • 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
  • 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
  • 2. Структура и содержание системы управления финансами.
  • 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
  • 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
  • 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
  • 2) Безвозмездные поступления:
  • 5. Бюджетный процесс в рф.
  • 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
  • 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
  • 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
  • 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
  • 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
  • 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
  • 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
  • 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
  • 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
  • 1 Группа: нормативы капитала банка
  • 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
  • 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
  • 4 Группа – прочие нормативы
  • 17. Пассивные операции коммерческого банка.
  • 18. Активные операции коммерческого банка.
  • 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
  • 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
  • Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
  • Европейская валютная система 1979г.
  • 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
  • I.Как управляющей системы:
  • II. Как области управления предприятием:
  • 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
  • 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
  • 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
  • 5. Денежные потоки и методы их оценки.
  • Сравнение методов анализа движения денежных средств.
  • 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
  • 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
  • 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
  • II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
  • 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
  • 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
  • 1) Экономический
  • 2) Бухгалтерский
  • 3) Учетно-аналитический
  • 1)Традиционный подход. – минимум wacc
  • 2)Модильяни-Миллер
  • 3)Концепция иерархии.
  • 1. Анализ капитала предприятия.
  • 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
  • I. Внутренние:
  • II. Внешние:
  • 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
  • 1. Внутренние инструменты
  • 1. Лизинг
  • 2.Венчурное финансирование
  • 5. Франчайзинг
  • 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
  • 4 Модели финансирования оборотного капитала.
  • 14. Управление запасами.
  • 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
  • 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
  • 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
  • II. Модель экономичного размера партии
  • 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
  • 1. Консервативный
  • 2. Агрессивный
  • 3. Умеренный
  • 16. Управление денежными средствами на предпритии.
  • I. Модель Баумоля (1952)
  • II. Модель Миллера-Ора (1962)
  • 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
  • 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
  • 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
  • 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
  • Модели прогнозирования
  • 2. Структура и содержание системы управления финансами.

    Понятие системы управления финансами и ее элементы. Субъекты и объекты управления финансами. Методы управления. Особенности управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях. Органы управления финансами.

    Сущность и виды финансовой политики. Особенности финансовой политики России на современном этапе. Финансовый механизм и его структура.

    Система управления финансами - это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

    Элементы системы управления финансами:

    1) финансовое планирование;

    2) стратегическое и оперативное управление;

    3) финансовым контроль

    Субъектами централизованных и децентрализованных финансов выступают специальные службы, объединение которых получило название финансовый аппарат, а для сферы личных финансов – само домохозяйство, либо сам индивид

    Объект управления финансами различные виды финансовых отношений. Специфика финансовых отношений определяется особенностями построения финансовой системы (соотношения между её различными элементами).

    Методы управления финансами:

    1) прямые методы. Реализуются с помощью административного регулирования

    2) косвенные методы – предполагают опосредованное воздействие (налоговые ставки, ставки денежного рынка, ставка рефинансирования, поддержка свободной конкуренции, её развитие, величина специальных выплат)

    Какой метод применять зависит от этапа жизненного цикла, наличия кризиса, от типа экономики, сферы финансов (централиз или децентрализ)

    Особенности управления финансами на централизованном и децентрализованном уровне:

    Критерий

    Финансы предприятий

    Финансы домохозяйств

    Финансовое планирование

    Обязательно

    Может быть желательно, может обязательно

    Желательно, но не обязательно

    Характер регулирования

    Императивный

    Диспозитивный и императивный

    Диспозитивный

    Иерархичность

    Иерархичность построения (строго по уровням: фед, рег и местный)

    Иерархичность существует не всегда

    Не имеет иерархичный характер

    Характер решения

    Коллегиальный

    Как коллегиальный, так и единоличный

    Характер распределения решений

    Всеобщий (необходимо для исполнения на территории всей страны)

    Индивидуальный характер распространения

    Органы управления.

    Финансовый аппарат управления ГМФ представлен органами представительной и законодательной власти

    Федеральное Собрание и его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации;

    Президент РФ;

    Правительство РФ;

    Министерство финансов;

    Федеральное казначейство;

    Федеральная налоговая служба

    Государственный таможенный комитет;

    Центральный банк.

    На законодательном уровне органом управления финансами является Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации.

    Финансовое управления в организации осуществляет финансовая служба, представленная совокупностью отделов, функционирование которых направлено на достижение основных задач организации.

    Структура финансовой службы предприятия зависит от специфики деятельности предприятия и его организационно-правовой формы.

    Типовая служба – бухгалтерия, налоговый отдел, инвестиционный, по работе с акционерами, по работе с поставщиками и др.

    Финансовый контроль - особая сфера деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления.

    Финансовый контроль – это форма реализации на практике контрольной функции финансов . При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля - это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия.

    Основными принципами финансового контроля являются следующие:

    Законность - наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля;

    Независимость - Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством

    Объективность - отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля)

    Гласность - общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и

    правил, касающихся государственной и коммерческой тайны.

    Ответственность - добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим

    должностным обязанностям

    Разграничение функций и полномочий - в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля

    Системность - единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

    В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

    Наиболее важным элементом в системе финансового контроля является субъект контроля.

    В качестве субъекта финансового контроля выступают специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с законодательством.

    Функции, полномочия

    Счётная палата

    ­­­– осуществление внешнего контроля за исполнением федерального бюджета; контроль целевого использования средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    – определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств;

    – регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий

    ФЗ о счётной палате Гл.3 , ст.13,14

    Министерство финансов Российской Федерации

    – непосредстенно не является органом, осуществляющим государственный финансовый контроль. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой "службы", Федеральной "службы" финансово-бюджетного надзора и Федерального "казначейства"

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

    Федеральное казначейство

    осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств; находится в ведении Минфина

    Положение о федеральном казначействе

    Федеральная налоговая служба

    Осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением "законодательства" о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции "агента" валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ

    Центральный банк

    – Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а также осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций;

    – Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль

    – Осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах

    – Осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

    Осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

    – Осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах

    ФЗ о ЦБ Глава X.1., Глава 1

    – совокупность мероприятий по управлению финансами различных сфер экономики.

    Цель финансовой политики заключается в наиболее эффективном удовлетворении экономических потребностей субъектов экономики за счёт имеющихся ограниченных ресурсов.

    Задачи финансовой политики:

    1. оптимизация структуры доходов и расходов гос бюджета

    2. повышение объема финансовых ресурсов

    3. сокращение темпа инфляции

    4. снижение систематического риска

    5. финансовое оздоровление экономики

    6. сглаживание экономических циклов

    Виды финансовой политики:

    1) в зависимости от научной концепции

    Классическая финансовая политика (Смит) – расходы бюджета минимальны; гос доходы образуются для поддержки национального правопорядка и рынка конкуренции. Финансовая политика государства является дестабилизирующим фактором

    Регулирующая (Кейнс) – активная роль государства в экономике, необходимость финансирования гос предприятий. Гос расходы должна повышать совокупный спрос. Предусматриваются мероприятия по оживлению предпринимательской активности

    Концепция стабилизационной финансовой политики – достижение максимально возможного уровня ВВП при максимальной загрузке имеющихся ресурсов

    Плановая финансовая политики (Ленин)

    2) в зависимости от круга решаемых задач

    Финансовая стратегия (долг. характер)

    Финансовая тактика (кратк. характер)

    Отличие стратегии от долгосрочной политики:

    * чёткая количественная формулировка цели

    * точное деление мероприятия на этапы и подэтапы

    * все мероприятия количественно обоснованы и определены

    * объектом стратегии выступают глобальные кропномасштабные проекты.

    3) по объектам функционирования:

    Бюджетная

    Налоговая

    Денежно-кредитная

    Социальна

    Инвестиционно-инновационная

    Финансовая политика предприятия

    Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

    Структура финансового механизма:

    – финансовое планирование и прогнозирование;

    – финансовые показатели, нормативы и лимиты;

    – управление финансами;

    – финансовые рычаги и стимулы (цена, процент, прибыль, амортизационные отчисления, дивиденды, пени и др.);

    – финансовый контроль.

    Особенности финансовой политики России на современном этапе:

    1. Бюджетная политика

    Цель – повышение устойчивости бюджетной системы

    1) совершенствование нормативно-правовой базы в области бюджетной системы (привести к единому алгоритму, убрать дублирование полномочий)

    2) развитие гос программ (программно-целевой метод – под расходные обязательства создаем гос программы)

    3) повышение финансовой автономии в небюджетных фондах

    4) повышение эффективности межбюджетных отношений (сейчас меняется методика исчисления межбюджетных трансфертов)

    5) повышение эффективности предоставления гос услуг

    6) оптимизация расходов на оплату труда (связано с механизмом эффективного контракта; сокращение гос аппарата; отстутствие индексации зарплаты высших гос чиновников)

    7) повышение эффективности гос капитальных расходов

    8) повышение эффективности управления гос долгом (15-20% от ВВП)

    2. Налоговая политика

    Поддержка инвестиций

    Развитие человеческого капитала

    Поддержка предпринимательской активности

    1) налоговое стимулирование развития отдельных территорий (дальний восток, сибирь)

    2) совершенствование системы акцизов (следует повышать. Должен стать одним из основных)

    3) развитие спец режимов н/о (патентная система должна заменить ЕНВД; в рамках патентной системы и УСН для новых предприятий освобождать их от уплаты налогов в течении 3 лет)

    4) борьба с уклонением от уплаты налогов

    5)пересмотр существующих налоговых льгот (некоторые льготы считаются устаревшими, негибкими)

    3. Денежно-кредитная политика 15 вопрос подробнее

    Цель – обеспечение ценовой стабильности и, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции.

    ДКП проводится в рамках таргетирования инфляции, переход к режиму плавающего валютного курса

    Операционная задача ДКП – сближение ставок сегмента овернайт денежного рынка в ключевой ставкой

    Бивалютная корзина - Выраженный в национальной валюте операционный ориентир курсовой политики Банка

    России, состоящий из доллара США и евро (действует с февраля 2005 года). Рублевая стоимость бивалютной корзины рассчитывается как сумма 55 центов доллара США и 45 евро центов в рублях (действует с 8 февраля 2007 года).

    Ключевая ставка – появилась 1 сентября 2013 года, введена в рамках перехода к таргетированию инфляции, встраевамая во все остальные ставки, краткосрочная

    Операция РЕПО - сделка, состоящая из двух частей: изначально одна сторона сделки продает ценные бумаги другой стороне, получая за них денежные средства, а затем, по истечении определенного срока, выкупает их обратно по заранее установленной цене. Операции РЕПО Банка России используются для предоставления кредитным организациям ликвидности в рублях в обмен на обеспечение в виде ценных бумаг

    С позиции практического управления финансами субъекта хозяйствования ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на следующие вопросы:
    удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью предприятия, направлением и динамикой ее развития, положением в конкурентной среде?
    каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
    где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
    как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее (а) платежеспособность, (б) финансовую устойчивость предприятия, (в) экономически эффективную, рентабельную работу и (г) ритмичность платежно-расчетных операций?

    Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью предприятия. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов, Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления, начиная с финансовых ресурсов и кончая всей совокупностью отношений, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений, в частности, в приложении к коммерческой организации, немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, финансовый менеджмент можно также трактовать как систему действий по оптимизации ее баланса.

    Логика функционирования системы управления финансами предприятия представлена на рис. 12.3. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы (некоторые из них в последующих разделах книги будут описаны более подробно).

    Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления (анализ, планирование, организация, учет, контроль, регулирование), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.

    В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность шести базовых элементов: оргструктуры управления финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, информации финансового характера и технических средств управления финансами.

    Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также се кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.

    Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Все приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.

    К первой группе относятся кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна.

    Во вторую группу входят финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов уже импровизационны по своей природе.

    Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в Рос.сии; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т. п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.

    В финансовом менеджменте широко используются различные виды моделей. В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный или условный аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». Известны различные классификации моделей в экономике; в частности, весьма распространены дескриптивные, нормативные и предикативные модели, жестко детерминированные и стохастические модели, балансовые модели и др. Модели применяются для описания имущественного и финансового положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств, прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др. Достаточно подробную характеристику аналитических методов и моделей можно найти в специальной литературе.

    Финансовые инструменты - относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает. Финансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательствово долгового или долевого характера -у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативы) - это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций компании на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения я акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг) и др.

    Информация финансового характера, или информационная база, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информационная база весьма обширна и включает обычно любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения.

    Техническое средства управления финансами являются самостоятельным и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Все крупные предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (например, 1С-бухгалтерия). Для выполнения текущих аналитических расчетов финансовый менеджер может воспользоваться также и стандартным программным обеспечением, в частности пакетами типа Excel, Lotus и др.

    Как показано на рис. 12.3, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: финансовые отношения, финансовые ресурсы, обязательства - именно этими элементами и пытаются управлять менеджеры.

    Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут за собой изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые отношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

    Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы, точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов. По сути, эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.

    Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в балансе предприятия. Проблема заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников - поставщику финансовых ресурсов нужно платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте.

    Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

    Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели, для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; лидерство в борьбе с конкурентами; максимизация рыночной стоимости фирмы; приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов; - обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

    Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. На небольших предприятиях роль финансового менеджера обычно выполняет главный бухгалтер.

    Главное в работе бухгалтера - способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии с инструкциями и циркулярами точно отразить их в бухгалтерских регистрах.

    Совсем другое требуется от финансового менеджера. Работа этой профессии связана с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой транзакции. Работа финансиста требует гибкости ума, это должна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска, воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде.

    Рис. 2

    В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.

    Финансовый менеджер осуществляет оперативную финансовую деятельность. В общем случае деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

    1. Общий финансовый анализ и планирование.

    2. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств).

    3. Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

    Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:

    Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

    Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

    Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

    Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

    Можно выделить группу ключевых проблем в области управления финансами. Большинство из этих проблем являются типовыми для российских предприятий. В первую очередь к этим проблемам относятся:

    Дефицит денежных средств, планирование и управление финансовыми потоками;

    Разработка финансово-экономической стратегии предприятия;

    Формирование комплексного бизнес-плана развития;

    Составление комплексного финансового плана, контроль его выполнения;

    Эффективное управление оборотным капиталом предприятия;

    Решение задач управления финансами в комплексе, т.е. формирование системы управления финансами, в рамках которой решаются задачи анализа и управления ассортиментом, разработки ценовой политики, анализа и планирования эффективных бартерных цепочек и т.д.

    Наиболее крупные потери в долгосрочной перспективе предприятия несут из-за отсутствия четкой финансово-экономической стратегии (целей, критериев и путей достижения поставленных целей) и механизма ее реализации, осуществляемую с участием систем бизнес-планирования, финансового планирования и контроля, управленческого учета.

    Чтобы избежать этих финансовых потерь и стратегических просчетов предприятию необходима хорошо проработанная стратегия реорганизации и развития, необходимо научиться вырабатывать и принимать стратегические решения, используя при этом проверенные технологии (методики) их подготовки. Для реализации стратегии необходим тщательно проработанный бизнес-план.

    Функции управления деятельностью предпряитяи реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

    обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности организации и эффективном использовании их для реализации поставленных целей;

    организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами;

    сохранение и рациональном использование основного и оборотного

    капитала;

    Обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации в бюджет, банки, поставщикам и работникам.

    Финансовое планирование на предприятии осуществляется генеральным директором и бухгалтерией. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией производственного планирования, при составлении финансового плана следует решить такие главные задачи, как:

    выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;

    эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

    увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;

    обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник