05.08.2019

Внешняя торговля. Жизненный цикл продукта


Введение

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Хотя роль России в международной торговле невелика, значение внешней торговли для России существенно. В частности это связано со значительной доли денежных поступлений от экспортных операций в бюджете страны.

Информационное обеспечение внешней торговли позволяет повысить прибыльность внешней торговли, обеспечить рациональной управленческих решений, поэтому тема написания настоящей контрольной работы является: «информационное обеспечение внешней торговли» достаточно актуальной в настоящее время Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 258..

Целью написания контрольной работы является изучение теоретических аспектов обеспечения внешней торговли России.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) Рассмотреть состояние и перспективы развития внешней торговли России;

2) Определить значение внешней торговли для современной экономики России;

3) Проанализировать конкурентные преимущества внешней деятельности РФ.

Внешняя торговля России. Состояние и перспективы

Последние годы были весьма благоприятными для российской внешней торговли. В 2003 г. внешнеэкономический комплекс оставался динамично развивающимся сектором национальной экономики России, стимулирующим ее экономическое и социальное развитие. В силу сочетания ряда благоприятных внутренних и внешних факторов внешнеторговый оборот России в 2003 году увеличивался высокими темпами, при этом после двухгодичного перерыва экспортная динамика в долларовом выражении вновь опережала расширение импорта. В 2003 г. внешнеторговый оборот РФ составил 210,8 млрд. USD, что на 25% больше, чем в 2002 г. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности в минувшем году составило 60 млрд. USD, причем на 90% оно было обеспечено за счет торговли со странами дальнего зарубежья (товарооборот по этой статье составил 174 млрд. USD, увеличившись за год на 24,5%). Экспорт в 2003 г. превысил импорт в 1,8 раза, а доля экспорта из России в мировом экспорте выросла в 2003 г. до 1,8% против 1,65% в 2001 г Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. М.ИНФРА-М, 2005. С. 159..

В декабре 2003 г. месячный внешнеторговый оборот России достиг рекордной за последние 15 лет величины - 22,3 млрд. USD, причем рекордного уровня достигли значения и экспорта - 13,9 млрд. USD, и импорта - 8,4 млрд. USD. Вообще в основе беспрецедентно высоких темпов прироста экспорта - исключительно благоприятная динамика мировых цен на нефть и другие энергоносители. Так, средняя цена на нефть в 2003 г. была выше, чем в 2002-м, на 13%. Оставались высокими цены и на природный газ - средняя контрактная цена в декабре 2003 г. по сравнению с декабрем 2002 г. увеличилась на 32%. На рынке черных и цветных металлов преобладала тенденция к росту цен. За 2003 г. по сравнению с 2002-м цены увеличились: на никель - на 55,2%; на медь - на 12,1%, на алюминий - на 5,5%.

В 2004 г. продолжились тенденции прошлого года, поскольку сохранилась благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей и металлов. В январе этого года экспорт товаров составил 11,0 млрд. USD против 9,6 млрд. USD за соответствующий период предыдущего года (рост на 14,3%). Причем, по мнению экспертов, дальнейший рост интенсивности экспорта сдерживается не только масштабами внешнего спроса, но и пропускной способностью транспортных каналов.

Высокой динамикой характеризовался и импорт товаров, который в январе 2004 г. составил 4,9 млрд. USD и на 3,4% превысил уровень соответствующего периода 2003 г. Этому способствовали прежде всего рост доходов населения и предприятий и укрепление рубля. Негативное влияние укрепления рубля на большую конкурентоспособность российских товаров по сравнению с импортными несколько смягчается относительно более благоприятной динамикой по отношению к евро.

Импорт в Россию из стран дальнего зарубежья в 2003 г. составил 60,0 млрд. USD и увеличился по сравнению с 2002 г. на 23,0%. Основными факторами поддержания высокой импортной динамики в 2003 г. стали дальнейшее расширение внутреннего спроса, сдвиги в структуре потребления, реальное укрепление рубля и улучшение организации торговли. В связи с ростом платежеспособного спроса населения и расширением и удешевлением потребительского кредита существенно вырос импорт дорогостоящих потребительских изделий. В товарной структуре импорта в 2003 г., по данным ГТК, основное место занимали машины, оборудование и транспортные средства, на долю которых приходилось 40,8% всего объема импорта (увеличение на 2,1%).

Следуя за устойчивым расширением внутреннего спроса и улучшением валютно-финансовых условий импортной деятельности, сохранялись высокие темпы увеличения физических объемов импорта при фактическом прекращении тенденции падения средних импортных цен.

Доля экспорта в ВВП страны составила 35% (в пересчете по официальному обменному курсу рубля к доллару США), а его динамика опережала динамику ВВП. Экспортная деятельность российских компаний способствовала промышленному росту, в первую очередь в топливно-энергетической отрасли, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности. Главными факторами увеличения объемов экспорта в 2003 г. стали благоприятная мировая конъюнктура и расширение экспортно-ориентированных производственных мощностей на фоне умеренного повышения внутреннего спроса на экспортируемое сырье и полуфабрикаты. Существенный рост экспорта был обеспечен как увеличением физических объемов поставок, так и значительным ростом контрактных цен. Структура российского экспорта под влиянием благоприятной конъюнктуры на рынках энергоносителей и ряда других сырьевых товаров и полуфабрикатов приобрела еще более выраженный топливно-сырьевой характер. Так, в товарной структуре экспорта в 2003 г., по данным ГТК России, доля топливно-энергетических товаров возросла до 59,5% (рост по сравнению с 2002 г. на 3,1%). Доля черных и цветных металлов и изделий из них составила 14,3% (уменьшение на 0,5%). Ухудшились позиции продукции с высокой долей добавленной стоимости (машины и транспортные средства, изделия легкой промышленности, другие готовые промышленные товары). Так, доля машин, оборудования и транспортных средств в общем экспорте в страны дальнего зарубежья уменьшилась по сравнению с 2002 г. на 0,8 % и составила 7,1 %.

Однако заметим, что рекордные количественные показатели экспортно-импортной деятельности, достигнутые в 2003 г., нельзя рассматривать как однозначно положительные, поскольку сохраняются, а в некоторых случаях даже усиливаются негативные моменты, связанные с внешней торговлей. Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям.

Кроме того, прогнозируемый Правительством РФ рост ВВП и промышленного производства приведет к расширению внутреннего потребления экспортируемых сырья и материалов, что в условиях ограниченности ресурсно-производственной базы будет оказывать сдерживающее влияние на объемы экспортных поставок.

Неизбежное в условиях продолжения структурных реформ и роста внешней открытости российской экономики повышение цен на энергоносители, тарифов на продукцию и услуги естественных монополий приведет к росту производственных издержек и снижению ценовой конкурентоспособности широкого круга товаров, прежде всего продукции обрабатывающей промышленности, если не будет проводиться политика энергосбережения. В то же время положительный эффект роста тарифов, связанный в том числе с проведением политики энергосбережения и соответствующей модернизацией мощностей, будет сдерживаться дефицитом инвестиций и проявится только в более поздний период.

Ожидаемый существенный рост внутренних цен на продукцию и услуги естественных монополий, увеличивающий издержки отечественных производителей, в среднесрочной перспективе приведет к росту ценовой конкурентоспособности зарубежной продукции. Повышению эффективности импортной деятельности в 2004 г. будет способствовать реальное удорожание рубля - существенное по отношению к доллару США и менее значительное по отношению к евро. Динамика реального курса рубля в 2004-2006 гг. будет в сильной степени зависеть от внутриэкономической ситуации и состояния платежного баланса страны, определяемых совокупностью трудно прогнозируемых факторов развития мировой товарной конъюнктуры.

В перспективе предполагается продолжение принятия мер по гармонизации российского законодательства с нормами и правилами Всемирной торговой организации в области таможенных процедур, лицензирования, сертификации и стандартизации, предоставления государственных субсидий, санитарных и фитосанитарных правил, интеллектуальной собственности, регулирования в сфере услуг и т. д. Положительное влияние на развитие экспорта окажет постепенное снижение вывозных таможенных пошлин, прежде всего на готовые изделия, а также мероприятия в рамках процесса присоединения страны к ВТО, что позволит улучшить условия доступа отечественных товаров на внешние рынки и устранить многие действующие дискриминационные ограничения. В рассматриваемый период возможно присоединение России к ВТО. В целом процесс присоединения к ВТО безусловно будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики. А участие России в выработке правил мировой торговли поможет успешному развитию российской промышленности и создаст более благоприятные и цивилизованные условия работы.

Первостепенное внимание должно уделяться участию России в регулировании мирового энергетического рынка, в том числе в рамках ОПЕК и основными импортерами минерального сырья. В связи с этим в ближайшие годы может возрасти влияние России на формирование мировой конъюнктуры энергетического рынка. Следует стремиться к усилению регулирующей роли России и на других рынках, где она является крупным поставщиком.

С учетом всей совокупности организационных, экономических, конъюнктурных и торгово-политических факторов, определяющих развитие внешней торговли России в среднесрочной перспективе, вероятным представляется увеличение экспортных поставок в 2006 г. на 30% к уровню 2002 г. при росте импорта в 1,6 раза. Российский экспорт по-прежнему в основном будет представлен топливно-энергетическими товарами, химическими товарами и удобрениями, черными и цветными металлами, лесобумажной продукцией. Возможен некоторый рост экспорта машинно-технических изделий.

В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с европейскими странами, в первую очередь с Европейским Союзом (ЕС) - основным торговым партнером России, на долю которого приходится около 40% внешнеторгового оборота страны, а после расширения ЕС этот показатель может превысить 50%. Роль этой интеграционной группировки в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с вступлением в ЕС стран Центральной, Восточной и Южной Европы.

Импорт

Также по теме

  • Импорт
  • Торговый баланс
  • Экспорт

Стабильный рост инвестиционного импорта

Стоимостной объем экспорта достиг в апреле 46,102 млрд долларов, что на 37,6% больше, чем в прошлом году. Импорт составил 28,844 млрд рублей, прирост относительно предыдущего года оценивается в 39,9%. Годовая динамика импорта существенно опережала экспортную в течение первого квартала текущего года. Сейчас, как мы видим, темпы роста экспорта и импорта значительно сблизились.

При этом физическая динамика экспорта, рассчитанная на основе таможенной статистики, снижается уже два месяца подряд. В апреле темпы роста экспорта к соответствующему периоду предыдущего года составила –5,4% (в постоянных ценах). Наибольшее снижение демонстрирует экспорт сельскохозяйственных и продовольственных товаров (–37,7%), затем идет экспорт кокса и нефтепродуктов (–17%) и металлургической продукции (–14,9%). Стоит отметить положительные темпы роста экспорта топливно-энергетических полезных ископаемых, которые составили в апреле 3,1%. Однако если экспорт углеводородов уже находится на докризисном уровне, то экспорт прочих товаров близок к кризисному минимуму.

Импорт, напротив, продолжает расти значительными темпами (28,7% к предыдущему году, в постоянных ценах). Высокую положительную динамику удерживают такие инвестиционные группы товаров, как транспортные средства и оборудование (79,6%), машины и механическое оборудование (44,2%). При этом импорт потребительской и промежуточной продукции также растет высокими темпами.

Таким образом, динамика импорта свидетельствует о высоком уровне внутреннего спроса, что является важным аргументом, говорящим о завершении кризисных явлений в России.

Все экономические обзоры

  • 17.05

Дело принимает фантастический оборот

Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Амбициозные планы, о которых было объявлено в ходе визита Дмитрия Медведева в КНР, реальны, а это 200 млрд долларов торгового оборота, при том, что наконец достигнуты «10–12 лет назад казавшиеся фантастическими» 100 миллиардов. Но на пути к этому целое «китайское море» препятствий

В интернете появится таможня

Минфин разработал правила трансграничной интернет-торговли. Участвовать в ней смогут только уполномоченные властями компании-операторы, которые возьмут на себя, по сути, таможенные функции. В порядке эксперимента такие компании появятся в мае. Речь идет, возможно о самых масштабных изменениях в сфере сбора данных и их администрирования путем перекладывания части административных функций и ответственности на плечи уполномоченных операторов

Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Прошу на экспорт

По оценке Российского экспортного центра, объем поддержки проектов организацией достигнет 34,7 млрд долларов уже к 2019 году. К этому моменту поддержку по выходу на внешние рынки получат почти 8 тысяч компаний. Центр создавался для некрупных компаний, хотя сейчас в его портфеле есть флагманы промышленности и агробизнеса

ООО "Издательский дом Родионова"/ТАСС

Торговля с Украиной стала активнее

Самый высокий объем украинского экспорта по-прежнему приходится на Россию, хотя для нас этот показатель совсем не критичен. И товарооборот даже начал расти. Однако внешнеэкономического чуда, если оно возможно вообще, ждать еще долго

ТАСС

Россия из импортера становится экспортером автомобилей

Импорт легковых автомобилей в Россию за шесть месяцев 2017 года снизился в штуках на 8% в годовом сопоставлении, одновременно экспорт легковых автомобилей из РФ в первом полугодии 2017 года вырос почти на 30%, до 43,2 тыс. штук. Такие, и даже вдвое большие объемы экспорта были во времена СССР

Дмитрия Изосимова

Инновации города берут: успешные стратегии завоевания внешних рынков

В Тюмени в рамках Недели инноваций InnoWeek - 2017 прошел День экспортера. Его главным событием стала конференция «Бизнес в современных условиях». Экспертное и деловое сообщество, представители региональной власти и иностранных государств в течение нескольких часов обсуждали внешний контекст развития российской экономики, направления совершенствования экспортной политики и алгоритмов освоения зарубежных рынков

ПМЭФ: политика проигрывает экономике

Форум демонстрирует, что экономические интересы взяли верх над политическими соображениями. Компании не готовы пожертвовать долгосрочными проектами ради преходящих политических проблем. Интересно при этом, что под шумок санкций американцы упрочили свои позиции в торговле с Россией

ТАСС

Санкционные "чебурашки" не знают границ

Поток санкционной продукции, поступающий в Россию транзитом через Беларусь и Казахстан не ослабевает. И хотя власти предпринимают титанические усилия, чтобы поставить препоны на пути контрабандистов, выгода от этого бизнеса, судя по всему, перевешивает риски. А в африканских странах впору открывать новые типографии для печати сертификатов на овощи и фрукты, которые, попадая к нам, оказываются в положении известного сказочного героя: "Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города". Открыв их в тот раз, нашли Чебурашку, а у нас - непонятного происхождения фрукты

Россия как драйвер китайской экономики

Торговый оборот России и Китая в первом квартале вырос на 3,6% в годовом выражении - после сокращения на 27,8 по итогам предыдущего года. При этом общий объем внешней торговли Китая снизился в первом квартале 2016 года в годовом выражении на 5,9%

Zuma\TASS

Новый Шелковый путь. Дорога в один конец

На прошлой неделе в китайский город Иу пришел поезд из далекой Испании. Товарные поезда на самом длинном на планете железнодорожном маршруте между Мадридом и Иу работают сейчас в полсилы. Из Китая в Испанию они идут заполненные под завязку, а назад возвращаются полупустые

Zuma\TASS Zuma\TASS Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Меньше товаров хороших и разных

Россию ожидает еще более сложный год с точки зрения внешнеэкономических условий и конъюнктуры, поэтому уменьшение объемов экспорта и импорта продолжится. Причем, чтобы свести платежный баланс, нам придется отказаться от половины привычных иностранных товаров

«Москва начала нервничать»: зачем России иранская нефть

На проходящем 11-м заседании Постоянной Ирано-Российской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству стороны обсуждали пути развития экономического взаимодействия. Проектов - масса, однако лишь немногие из них имеют перспективы перейти в практическую плоскость

К чему приведет торговая война между Украиной и Белоруссией

Украина ввязалась в новый межгосударственный конфликт, на этот раз с Белоруссией. Киев вводит,по сути,запретительные пошлины на ввоз белорусских товаров в ответ на аналогичные ограничительные меры со стороны северного соседа

Для любого государства экономика внешней торговли имеет огромное значение. Ни одной стране еще не удавалось сформировать собственную здоровую систему хозяйствования без участия в мировом товарообороте. Рассмотрим далее, что собой представляет внешняя (международная) торговля.

Общие сведения

Развитие внешней торговли началось задолго до образования мировой хозяйственной системы. Товарообмен между странами сформировал условия для становления машинного производства, которое во многих случаях могло расширяться только на базе массового зарубежного спроса и импортного сырья. Внешняя торговля выступает одновременно в качестве предпосылки и следствия мирового разделения труда. Она является важнейшим фактором создания и функционирования международного хозяйства. Ее исторический путь начинался от единичных сделок. С течением времени торговые отношения развивались, перерастая в крупномасштабное долгосрочное международное сотрудничество.

Теоретический аспект

Проблемы внешней торговли исследовались политиками и учеными еще в то время, когда другие направления науки были недостаточно развиты. С 16 по 18 век существовала доктрина меркантилизма. В тот период мировое разделение труда было ограничено преимущественно двух- и трехсторонними соглашениями. По мнению меркантилистов, государству следует продавать как можно больше любой продукции на внешнем рынке, а приобретать как можно меньше товаров. Однако если все страны будут следовать этой идее, то внешняя торговля будет абсурдной.

Принцип преимущества

Автором этой теории был Смит. Его идея основывалась на "прибыльности" внутреннего производства и реализации продукции другим странам, в которых выпуск сопряжен с большими затратами. Принцип сравнительного преимущества основывается на различиях в потраченном рабочем времени на изготовление одного товара.

Теория сравнительных издержек

В общем виде внешняя торговля выступает в качестве средства, с использованием которого государства могут развить специализацию, повысить производительность собственных ресурсов, увеличив, таким образом, общий производственный объем. За счет этого суверенные страны, так же, как и отдельные их регионы и предприятия, могут выиграть на изделиях, которые они могут выпускать с относительно высокой эффективностью, а также на последующем их обмене на товары, которые изготавливать сами не могут. Важнейшим эффектом растущих издержек выступает формирование границ специализации. В этой связи нередко товары, произведенные собственными предприятиями страны, прямым образом конкурируют с аналогичными или такими же импортными изделиями.

Свободный товарооборот

Благодаря торговле, основывающейся на принципе сравнительных затрат, мировая хозяйственная система может достичь более рационального размещения ресурсов и высокой степени материального благосостояния. Уровень, на котором находятся технологические знания государств, и структура их резервов различны. Из этого следует, что каждая страна должна производить ту продукцию, издержки на выпуск которой в ней ниже относительно других. Если государства будут поступать так, то мир может использовать преимущества географической специализации в полной мере. В качестве побочной выгоды от свободного товарооборота выступает стимулирование конкуренции и ограничение монополии. Высокая производительность иностранных предприятий заставляет многие местные компании переходить на технологии с более низкими издержками. Кроме того, это вынуждает фирмы вводить новшества и следить за техническим прогрессом, повышая качество товаров, используя научные достижения и разработки, вкладывать капитал в исследования.

Современное состояние института

В настоящее время активное участие стран в международной торговле обусловлено рядом факторов. В первую очередь сотрудничество на мировом уровне позволяет использовать ресурсы, имеющиеся в государствах, более эффективно. Внешняя торговля способствует приобщению к мировым достижениям техники и науки. Участие в мировом товарообороте позволяет сократить время на структурную перестройку хозяйственной системы страны, более разнообразно и полно удовлетворить нужды населения. Указанные возможности и перспективы, в свою очередь, способствуют усилению интереса к механизму, посредством которого обеспечивается регулирование внешней торговли. Эта проблема имеет особое значение для стран, вставших на путь формирования рыночной системы, нацеленных на участие в мировом сотрудничестве.

Динамика внешней торговли

Мировой товарооборот выступает в качестве центрального звена в сложной системе межправительственных связей. Он представляет собой комплекс внешней торговли государств. Его объем, таким образом, определяется суммированием показателей экспорта каждой страны. Под влиянием НТР в мировом товарообороте происходят различные структурные сдвиги, кооперируется и специализируется промышленное производство. Все это усиливает взаимосвязи национальных хозяйств. Объем мирового товарооборота увеличивается быстрее производственного. Это доказывает статистика внешней торговли. Так, на каждые 10% увеличения мирового производственного объема приходится 16% товарооборота. Внешняя торговля, таким образом, формирует предпосылки для развития промышленности. Вместе с этим при сбоях в товарообороте замедляются производственные темпы.

Ограничения внешней торговли

В пользу свободного товарооборота эксперты выдвигают множество аргументов. Однако, несмотря на их убедительность, на практике формируется множество барьеров. К основным ограничениям относят:

  • пошлины (протекционистские в том числе);
  • импортные квоты;
  • нетарифные барьеры.

Эти препятствия выступают в качестве средств реализации протекционизма в сфере мирового товарооборота. Рассмотрим их отдельно.

Пошлины

Эти акцизные налоги на импортную продукцию вводятся для получения прибыли государством либо для обеспечения защиты внутренних производителей. Фискальные пошлины, как правило, используются относительно изделий, которые не выпускаются на предприятиях страны. К примеру, для США такими товарами являются бананы, кофе и так далее. Ставки таких пошлин обычно небольшие. Основная их цель – обеспечение налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Протекционистские пошлины

Они вводятся для защиты местного производителя от иностранных конкурентов. Размер протекционистских пошлин не позволяет полностью прекратить импорт зарубежной продукции. Тем не менее, такие налоги ставят иностранных производителей в весьма невыгодное положение в процессе их торговой деятельности на внутренних рынках.

Импортные квоты

С их помощью устанавливается максимальный объем того или иного товара, который может быть ввезен на внутренний рынок за определенный промежуток времени. Зачастую импортные квоты являются более эффективным инструментом, посредством которого сдерживается внешняя торговля, чем пошлины. Несмотря на высокий налог, определенная продукция может ввозиться в сравнительно большом количестве. Но при этом низкая импортная квота полностью запрещает поставку товара сверх установленного объема.


Нетарифные барьеры

Под ними следует понимать систему лицензирования, создания неоправданных стандартов и норм качества продукции, ее безопасности либо просто бюрократические ограничения при таможенных процедурах. К примеру, Япония и ряд европейских государств требуют от импортеров получения разрешительных документов. Ограничив выпуск лицензии, можно эффективно сдерживать импорт.

Анализ защитных мер

Оценка предложения и спроса показывает, что политика протекционизма приводит к повышению цен и снижению объемов продукции, на которую распространяются пошлины. В этой связи продажа иностранных товаров существенно сокращается, а местные производители получают прибыль за счет роста цен и увеличения реализационного объема. Пошлины, таким образом, приводят к менее эффективному распределению мировых и внутренних ресурсов. В ряде случаев наиболее убедительными аргументами в пользу политики протекционизма выступают ссылки на необходимость расширения оборонных отраслей и неразвитость промышленного сектора. Большая часть остальных доводов являются эмоциональными призывами, полуправдой или неверными утверждениями, подчеркивающими, как правило, незамедлительный эффект от введения ограничений, игнорирующими долгосрочные последствия.

Состояние отечественного института в начале столетия

Внешняя торговля России в начале века была очень активной. Так, в 2003 году она оставалась интенсивно формирующимся сектором, стимулирующим хозяйственную и социальную деятельность внутри страны. В силу сочетания ряда благоприятных факторов внешняя торговля России в начале столетия отличалась высокими темпами роста. При этом после двухгодичного перерыва экспортные показатели в долларовом выражении стали превышать импортные. Так, в 2003 году оборот РФ был 210,8 млрд. долл. Это на четверть больше, чем в предыдущем, 2002 году. В декабре 2003 года внешнеторговый оборот достиг рекордной за 15 лет величины – 22,3 млрд. долл. В основе роста экспорта лежали исключительно благоприятные показатели цен на нефть и прочие энергоносители. В следующем, 2004 году, конъюнктура рынков сохранилась. В январе экспорт составил 11 млрд. долл.

Анализ состояния товарооборота в 2015 г.

В начале года отмечалось резкое падение курса рубля и цен на нефть, введение новых санкций зарубежными странами. Пострадала от этого и внешняя торговля РФ. Снижение показателей товарооборота ощутили на себе простые потребители. На январь 2015 года объем составил 38 млрд. руб., снизившись на 34%. Экспорт уменьшился на 29%, а импорт – на 41%. Такие спады в первую очередь обусловлены низким курсом национальной валюты. Статистические органы подсчитали, что стоимость экспортируемой продукции снизилась на 6,3%, а импортируемой – на 7,2%. Цена за баррель нефти упала до 47 долл. Эта цифра сравнима с кризисными показателями 2008 года. Кроме этого, по информации Минэкономразвития, наблюдался значительный спад инвестиций в строительство, основной капитал, уменьшились темпы обрабатывающего производства. Это, в свою очередь, оказало влияние на объемы выпуска товаров, импорта и экспорта.

Таким образом, внешнеторговые показатели на январь 2015 г. оказались самыми низкими за последние 4 года. Значительно сократился объем закупок оборудования и машин, товаров химической и металлургической промышленности. Снижение показателей отмечалось и в течение 2014 года. Оно усилилось к осени в связи с введением санкций в отношении РФ. Существенно уменьшилось инвестирование, предоставление кредитов отечественным компаниям иностранными финансовыми организациями. Кроме того, некоторые санкции коснулись ввоза и вывоза продукции из ряда стран. На снижение показателей импорта также повлияло введение Россией продуктового эмбарго.

1. Понятие внешнеэкономической политики


Внешнеэкономическая деятельность является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей отечественной экономики. Она включает в себя внешнеинвестиционную, валютную, таможенную, миграционную и внешнеторговую политику. Внешнеинвестиционная включает в себя политику импорта иностранных инвестиций и политику экспорта национальных инвестиций. Валютная состоит из дисконтной, девизионной политики, валютного субсидирования и диверсификации валютных резервов. Деятельность миграционной политики состоит в контроле за эмиграцией и миграцией в нашей страны. Таможенная политика позволяет проследить все грузопотоки, также таможенные органы устанавливают различные методы регулирования мировой торговли.

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемые между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Смысл включения в международный товарообмен заключается в том, что международная торговля обуславливает продолжение процесса реализации продукции для внутреннего рынка. Вывозя за границу товары, страна находит дополнительные рынки сбыта, обеспечивая полную реализацию созданной продукции.

При этом экспорт может обеспечивать даже больший доход, чем реализация данной продукции на внутреннем рынке. Экспортируя продукцию за рубеж, страна получает за это оплату в валюте, которая составляет материальную базу для закупок каких-либо товаров в других странах.

Импорт товаров из-за границы дает возможность получать продукцию совсем не производимую в стране, либо ту продукцию, внутренние затраты на производство которой превышают затраты, связанные с оплатой импорта. Импорт товаров прямо влияет на физический объем и структуру национального дохода страны.

Внешняя торговля в той или иной степени обеспечивает дополнительный эффект для развития любого национального хозяйства. Поэтому все страны вовлечены в международное разделение труда и товарообмен, но степень включения национальной экономики в международную торговлю разная.

Теории внешней торговли позволяют выработать на научной основе торговую стратегию, соответствующую индивидуальным условиям и целям конкретной страны и оказывающей значительное воздействие на международный бизнес; развивают интуитивную способность выявления благоприятных рынков.

Теория меркантилизма: богатство страны измерялось владением ценностями, обычно в виде золота (экспорт превышал импорт). В настоящее время по отношению к странам,которые явно пытаются иметь активный торговый баланс, употребляется термин неомеркантилизм.

Современные теории международной торговли ведут свое начало от теорий А. Смита и Д. Рикардо.

А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли является различие в абсолютных издержках при производстве товаров в разных странах: одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие (теория абсолютного преимущества ).

Некоторые современные исследования, имеющие в основе теорию абсолютного преимущества, оформились в теорию размера страны , которая учитывает различие стран по их производственной специализации и помогает объяснить, в каком объеме и какого типа продукцию нужно вовлечь в торговлю.

Д. Рикардо принадлежит теория относительного преимущества . Он доказал не только возможность, но и необходимость взаимовыгодной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов: эта страна получит выигрыш, если откажется от менее эффективного в пользу более эффективного.

Современной модификацией теории сравнительных издержек является теория соотношения факторов производства. Если страна в избытке обеспечена каким--либо фактором, например, трудом с относительно более низкой заработной платой, то трудовые товары, производимые в данной стране, будут обходиться более дешево. Эту модель часто называют моделью Хекшера-Олина-Самуэльсона.

В соответствии с моделью классификации рабочей силы в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля.

Ведущее место среди неоклассических теорий международной торговли занимает модель альтернативных издержек Г. Хаберлера. Для каждой страны он предлагает кривые производственных возможностей, показывающие, в каком соотношении каждая страна может производить два товара при использовании всех ресурсов и наилучшей технологии.

Согласно теории жизненного цикла (ЖЦТ) Реймонда Вернона, некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость,упадок), а их производство перемещается в международном плане в зависимости от этапа цикла.

Согласно теории подобия стран , большая доля объема внешней торговли сегодня приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, потому что в них имеются схожие сегменты рынков.


2. Структура торговли

2.1 Экспорт


Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, но в данном секторе существует ряд проблем. Основными экспортерами и импортерами в нашей стране являются лишь ряд наиболее развитых субъектов нашей федерации.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.

В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие:

1.Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта.

2.За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных металлов немного сократилась. Тем не менее, продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта.

3.Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

4.Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебаний цен на мировых товарных рынках.

5.Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

6.Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств.

С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта. Основными торговыми партнерами России являются страны СНГ (Белоруссия-6,5%; Украина-6,3%), ЕС. Среди дальнего зарубежья лидирующие позиции занимают ФРГ -9,7%; Италия- 5,7%; Нидерланды-5,2%; Швейцария-3,3%; Финляндия-3,2%. Важными торговыми партнерами России являются Китай-6,1%; Польша-3,3%; США-3,7%.

С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой из них из них являлась "Федеральная программа развития экспорта" от 08.02.96 г., ориентированная на обрабатывающие отрасли и предполагавшая рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 году. Исполнение программы при острой нехватке в бюджете необходимых финансовых ресурсов сразу же зашло в тупик. В год утверждения программы из бюджета на предусмотренные в ней цели было затрачено чуть более 110 млрд. руб. вместо намеченных 900 млн. долл. В 1997 году на стимулирование и поддержку экспорта бюджетные средства вообще не выделялись, а последствия финансового кризиса 1998 года фактически перечеркнули возможность дальнейшей реализации программы. Но срыв Федеральной программы развития экспорта объясняется не только отказом государства от ее финансирования. Главная причина в том, что в стране, как и в советское время, не решались задачи общеэкономического характера, связанные с перестройкой деформированной структуры народного хозяйства, его техническим перевооружением на базе достижений научно-технического прогресса и повышением конкурентоспособности производства.


2.2 Импорт


Ситуация в импортном секторе РФ также характеризуется рядом особенностей. В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции:

1.Основными статьями являются машины и оборудование, продовольственные товары, продукция химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, товары массового спроса (одежда, обувь и т. д.) и прочее.

2.Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте.

3.Нерационален и импорт по статье "Продовольствие": располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки АПК, Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием.

4.Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах.

Характеризуя географическую структуру, следует отметить, что на долю индустриально развитых стран приходится более половины российского импорта, развивающихся стран-13%; стран бывшего СЭВ-8,5%; СНГ-12%.

В последние годы проделана большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества РФ с другими странами: подписано 35 международных соглашений с 22 странами и ЕС (с ЕС Россия подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в июне 1994 года).


2.3 РФ на мировом рынке технологий


Международный обмен научно-техническими знаниями для российских предприятий и организаций заключается, с одной стороны, в возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения на этой основе технического уровня отечественного производства, а с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности росийского экспорта является эффективным способом рационализации структуры внешнеэкономических связей.

Интеллектуальный потенциал нашей страны признан как один из самых высоких в мире.

Бесспорными преимуществами РФ на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде всего это относится к истребителям МиГ-29 и МиГ-31, истребителям-бомбардировщикам СУ-24 и СУ-27, вертолетам МИ-28 и МИ-34, транспортными самолетами АН-124, танкам.

Таким образом, Россия с ее огромным научно-техническим потенциалом и высокопрофессиональными инженерно-техническими кадрами имеет все основания для того, чтобы стать равноправным партнером промышленно развитых стран в области международного научно-технического обмена и на равных конкурировать с ними.

На современном этапе можно выделить три главных направления научно-технического сотрудничества РФ со странами Запада:

1.Многостороннее межгосударственное сотрудничество. Сегодня наша страна участвует в таких международных научно-технических программах, как "Коперник", "Эврика", "Интас" совместно с комиссией ЕС; в программе, проводимой ЕЭК ООН,- "Энергосбережение и энергоэффективность".

2.Двустороннее сотрудничество-главная форма научно-технического сотрудничества. Наиболее развита договорно-правовая база отношений с США, среди которых "Акустическая термометрия океанского климата", "Изучение фундаментальных свойств материи" и т.д. Наибольший объем научно-технических программ реализуется с Германией, США, Италией.

3.Почти все научно-технические контакты в нашей стране базируются на прямых связях: институт-институт, лаборатория-лаборатория, ученый-ученый, ученый-заказчик. Из-за этого существует "утечка мозгов". За рубеж уезжают, как правило, наиболее квалифицированные, одаренные ученые.

Кроме того, помощь развитию российской науки оказывают различные организации и фонды. Так, в начале 90-х годов были специально созданы две международные организации:

1.Брюссельская ассоциация по стимулированию сотрудничества с учеными СНГ, созданная в июле 1993 года, занимается поддержкой фундаментальных исследований при помощи системы гарантов.

2.Техническое содействие странам СНГ(TACIC, учреждена в 1994 году) финансируется из бюджета ЕС. ТАСИС обеспечивает консультационную помощь, экспертные оценки, передачу "ноу-хау" и т. п.

В то же время США, Германия, Франция, Япония и другие промышленно развитые страны организовали различные фонды, стимулируя научно-техническую деятельность в России и привлекая для исследований ведущих российских специалистов.


3 . Методы регулирования внешней торговли


Государство во все времена стремилось регулировать отношения на внешнем рынке, использовать их в политических целях, сопрягая их с задачами внешней политики. Объективные законы развития рынка используются в конкретных социально-политических условиях. С помощью государства вырабатывается такая экономическая политика, которая непосредственно служит интересам определенных общественных сил. Её органической составной частью является внешнеторговая политика как система мер государства по регулированию и управлению внешнеторговой деятельностью.

Существует два основных типа внешнеторговой политики:

1.Фритрэдэрство.

2.Протекционизм.

Политика фритрэдэрства означает, что государство использует такую систему торгово-политических мероприятий, которые допускают свободный экспорт и импорт товаров. Но это не означает отсутствие регулирующей роли государства. Государством проводится сознательная политика по созданию благоприятных условий на внутреннем рынке для ввозимых без значительных ограничений импортных товаров. Сторонники рыночного консерватизма отстаивали свободу торговли, т. к. в ней воплощены все законы рыночной экономики в первозданном виде, саморегуляция экономических отношений. Свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополизм. Свобода импорта продукции из-за рубежа- мощная конкуренция собственному производству, заставляющая производителей снижать издержки производства, всесторонне использовать достижения научно-технического прогресса.

В противоположность фритрэдэрству существует другая разновидность внешнеторговой политики- протекционизм.

Он характеризуется наличием существенных импортных ограничений и направлен на защиту национального производства от конкуренции со стороны более дешевых иностранных товаров.

Основные причины, побуждающие следовать протекционистской политике:

1.Сохранение необходимых государству отраслей, обеспечивающих военно-политическую и экономическую безопасность страны.

2.Защита молодых отраслей производства от разрушительных последствий иностранной конкуренции.

3.Обеспечение стабильной занятости в национальной экономике.

Выбор типа внешнеэкономической политики должен активно способствовать усилению позиции страны в системе мирохозяйственных связей. Именно этой задаче сегодня надо подчинить механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей России. Следует обеспечить оптимальное сочетание свободы торговли и протекционизма с учетом специфики состояния ее экономики и потенциальных возможностей мирохозяйственных связей.

Опыт последних лет показал, что трактовка свободы торговли как ускоренной либерализации (именно так она рассматривается в ходе российских реформ) может привести и уже приводит к негативным последствиям: снижению отечественного промышленного потенциала; разрушению отраслей и отдельных предприятий; консервации диспропорций в структуре народно-хозяйственного комплекса; усилению финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран; снижению "качества" структуры отечественного экспорта и импорта; потере национальными производителями части внутреннего рынка и т. д.

При либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за ослабления стимулов к развитию как импортозаменяющих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но могущих зависеть от процессов либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не может сразу компенсировать ее падение в других сферах. Предприятия экспортного направления не успевают поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритрэдэрской модели в чистом виде в переходных экономиках затруднена. Постсоциалистические страны вступили в конкуренцию на мировом рынке в неравных условиях по сравнению с развитыми странами. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии являются сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.

Однако надо отметить, что ослабление протекционизма в этих странах, выразившееся в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в более эффективное производство. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона после начала реформирования экономики, либерализации внешней торговли ежегодный прирост ВВП составил 5-6 %, а внешней торговли-9-10 %.

Для регулирования внешней торговли государство использует методы, которые можно подразделить на тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Протекционизм часто осуществляется для пополнения доходов государственного бюджета. Таможенную пошлину собрать проще, чем налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт. Однако, чем эластичнее спрос, тем больше возрастают доходы государства при ослаблении протекционизма. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одним государством, вызывает ответную реакцию со стороны других. Экономические противоречия между странами могут обостриться и привести к отрицательным последствиям для каждой из них, в частности, к ухудшению платежного баланса той или иной страны.

В силу особенностей экономической ситуации и традиций в области государственного регулирования России приходится прибегать как к тарифным ограничениям, так и нетарифным- квотированию и лицензированию. Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования экспорта и импортозамещения, в валютном регулировании и контроле.

Целенаправленно применяя таможенные пошлины и другие меры протекционизма, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, ослабляя конкуренцию со стороны иностранных товаров. Однако эта защита может дать и обратный эффект. Ограждая производителя с помощью чрезмерно высоких барьеров (таможенных или иных), оно может лишить его стимула к совершенствованию производства, снижению издержек, что в конечном счете приводит к консервации технической отсталости. Подобная политика не принесет пользы ни народному хозяйству России в целом, ни самим излишне защищенным отраслям.

Наглядным примером может служить ситуация, сложившаяся на ВАЗе. Введение осенью 1993 г. практически запретительных пошлин на импортные автомобили позволило автостроителям поднять цены на свою далеко не лучшего качества продукцию до критической величины. Одновременно завод экспортировал автомашины по ценам ниже внутренних, получая значительную прибыль в условиях постоянного обесценивания рубля, которая, однако, не была направлена ни на реконструкцию производства, ни на выпуск новых, конкурентоспособных моделей, образцы которых выставлялись в автосалонах. Рост курса рубля, а позже и введение валютного "коридора" привели к тому, что мнимые преимущества были потеряны, а ВАЗ оказался в чрезвычайно трудном экономическом положении и вынужден был временно приостановить производство.

Усиление протекционизма отрицательно сказывается на развитии производств, базирующихся на импортных технологиях, сырье, полуфабрикатах, комплектующих изделиях. От повышения пошлин выигрывает в конечном счете небольшая часть отечественных производителей, которые, становясь своего рода монополистами, начинают диктовать цены на продукцию далеко не мирового качества. Защищаемые отрасли теряют стимул к совершенствованию производства. Все это ведет к сужению рынка, ухудшению качества товаров и росту цен.

Современная торговая политика имеет, кроме защитного, и наступательный арсенал- меры по расширению национального экспорта, которые осуществляются с помощью широкого спектра средств по прямому субсидированию вывоза сельскохозяйственных товаров, стимулированию производства, опытно-конструкторских разработок, по оказанию различных услуг экспортеру, выделению разного рода субсидий за счет бюджета и государственных фондов, налоговых и страховых льгот, предоставлению кредитов и государственных гарантий по ним и т. п. Именно сюда сместился центр тяжести во внешнеэкономической политике развитых государств: содействие правительственных организаций расширению вывоза отечественных товаров превратилось в одну из важнейших сфер деятельности государства в области экономики. Главное внимание уделяется мерам по поддержке экспорта готовой продукции, усиливающей в долгосрочной перспективе позиции страны на мировом рынке.

В последние годы Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов роста импорта, а также активного экспорта невосполняемых природных ресурсов, в первую очередь энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе количественных ограничений (квот и лицензий), что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившимися еще в советское время рычагами контроля за внешней торговлей. Последние ограничения в виде квот и пошлин на ряд товаров были отменены лишь в 1995 году.

Отсутствие в России целого ряда необходимых для нормального функционирования внешней торговли законодательных актов привело к широкому использованию мер так называемого оперативного регулирования, означающих стремление решать возникающие проблемы с помощью "пожарных", часто непродуманных мер, вызванных обстоятельствами конкретного момента. Применение таких непродуманных мер часто приводит к резким шагам со стороны государств-контрагентов.


4. Перспективы развития внешней торговли РФ


Нынешнее российское правительство к идее перестройки внешнеэкономической специализации страны интереса не проявляет. Министр финансов А.Кудрин, например убежден, что в течение ближайших 50-100 лет в отечественном экспорте будут превалировать природные богатства.

В долгосрочных прогнозах Министерства экономического развития и торговли тем не менее обозначено, что к 2015 году доля отраслей ТЭК в отечественном экспорте должна снизиться до 43%.

Анализ состояния и прогнозов развития отдельных отраслей народного хозяйства говорит о том, что изменить характер участия России в мирохозяйственных связях незначительны. Но в среднесрочной перспективе внешнеэкономическую специализацию можно будет диверсифицировать, опираясь на природные факторы (лес, плодородные земли и т. д.). Также определенный вклад могли внести бы высокие технологии в оборонной промышленности, фундаментальной науке и др. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиций страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости.

Качественное состояние внешней торговли обусловлено тем, что экономика страны находится на стадии развития конкуренции. В этой связи России жизненно необходимо расширить источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Износ основных фондов в промышленности составляет 52,7%, а коэффициент их обновления-1,7%. Располагая такими фондами, очень сложно выпускать конкурентоспособную продукцию.

Одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности - опережающий рост инвестиций в обрабатывающие отрасли и аграрный сектор. Для модернизации экономики требуется громадный объем капитальных вложений - более 2 трлн. долл. в течение ближайших 20 лет. Хотя в последние годы объем инвестиций увеличился на 10,6% в год, но этого не достаточно.

Весьма важным представляется налаживание механизмов трансформации сбережений в инвестиции и межотраслевого перелива капиталов. Чисто теоретически мобилизация ресурсов для инвестиций и их перераспределение могут осуществляться целиком или в определенной доле через три институциональные структуры - государство (при соответствующем уровне налогообложения), крупные финансово-промышленные группы и финансовые рынки. Очевидно, что государство не может сейчас доминировать в трансформации сбережений в инвестиции, поскольку мобилизует для централизованного распределения лишь часть имеющихся в экономике ресурсов. Крупные отечественные ФПГ в принципе способны к масштабному привлечению средств инвесторов, но не могут взять под контроль весь объем сбережений, охватить все категории вкладчиков, прежде всего население, которое относится к олигархическим структурам со стойким недоверием.

Теоретически ФПГ могли бы стать инструментом межотраслевого перелива капитала, однако на практике такую возможность по существу перечеркивают принципы, которые преобладают в деятельности российских корпораций. Эти принципы заключаются в извлечении максимальной прибыли из имеющихся материальных активов в максимально короткие сроки и использовании меньшей части этой прибыли на поддержание производства, а большей части- на трансформацию в финансовые активы и дивиденды.

Кроме того, следует учитывать, что переливу капитала препятствует более низкий уровень доходности в финишных отраслях по сравнению с добывающими и отраслями первичной переработки. По официальным данным, рентабельность продукции и активов в добывающих отраслях кратно превосходит доходность в обрабатывающей промышленности. При столь различных уровнях доходности предприниматели более рентабельных отраслей, в которых сегодня и сконцентрирован главным образом отечественный капитал, не имеют стимулов к инвестированию в другие отрасли и вложению средств в реализацию проектов, которые окажутся менее прибыльными.

Финансовые рынки в России - кредитный и фондовый, к сожалению, еще недостаточно развиты: первый из-за слабости банковской системы, второй- в связи с малочисленностью хорошо работающих компаний, акции которых могли бы представлять интерес для вкладчиков капитала. Поэтому укрепление финансовых рынков - важнейшее условие решения задачи сближения объемов сбережения и накопления. В целях активизации инвестиционного процесса одни полагают необходимым по примеру других стран наладить деятельность государственных банков развития. Эти банки могли бы финансировать вложения в основной капитал за счет сконцентрированной в них подавляющей части внутренних сбережений либо кредитных ресурсов Центрального банка. Другие экономисты видят инвестиционный ресурс в использовании денежной эмиссии, привязанной к объемам государственных заимствования на внутреннем рынке. Направлять эти средства они предлагают только в высокотехнологичные отрасли, в основном в военно-промышленный комплекс.

Не исключено, что эти меры могут первоначально дать определенный толчок увеличению объему инвестиций. Кроме того, как показывает практика освоения российскими предприятиями иностранных кредитов, велика вероятность того, что заемщики будут стремиться избегать возврата полученных ссуд и перекладывать долговые выплаты на плечи государства. Поэтому более рациональным было бы стимулировать частный сектор к производственным вложениям в высокотехнологичные отрасли посредством предоставления инвестиционных льгот и субсидирования ставок банковского кредитования.

Не менее важной задачей является активизация использования инновационного фактора на базе целенаправленного развития научно-технической сферы. Россия имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким сферам можно отнести образование, культуру, фундаментальную науку и конструкторские разработки. При этом экспорт ноу-нау должен происходить на взаимовыгодной основе, допускающей совместную эксплуатацию тех или иных разработок, осуществляемых в нашей стране. Одним из вариантов такого направления должно стать активное внедрение на рынки развивающихся стран, где можно обеспечить довольно высокий уровень конкурентоспособности и качества целого ряда изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных) при проведении адекватной ценовой политики.

Наконец, возможен переход к принципиально новой модели экспорта, когда будущий экспорт из нашей страны станет финансироваться партнерами по мировому рынку в рамках достаточно стабильных и долгосрочных программ. Вложения в сферу НИОКР, в образование на базе имеющегося у нас потенциала, в развитие экологически чистых технологий могут обеспечить будущий экспорт результатов деятельности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник