23.06.2019

Перспективы развития международной торговли услугами. Современные тенденции развития международной торговли услугами. Динамика международной торговли услугами в Танзании


Ключевые слова: международная торговля, торговля между странами

Международная торговля является основной формой мировых хозяйственных связей. По динамике и стоимостным показателям она опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что является одной из важнейших характеристик современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в т.ч. промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Повышение значения торговли в мировой экономике , а также ее интенсивное развитие обусловлены объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда .

В сфере торгового обмена международные режимы и многосторонние соглашения вырабатывались в рамках ВТО - международной организации, действовавшей на базе многостороннего договора, устанавливающей принципы и правила мировой торговли. Деятельность ВТО направлена на либерализацию экспортно-импортных операций и, в частности, на снижение и ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров.

Дальнейшему увеличению международного товарообмена способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран , расширение масштабов торговли между ними и, кроме того, сохранение благоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многих развивающихся и новых индустриальных странах. Существенное значение имела также революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций .

Важным фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров , изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии системами торговых соглашений.

В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг средств связи и информационных технологий , в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией .

Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран , но особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.

Динамично развивается внешняя торговля Китая, Индии и Бразилии, что позволило этим странам войти в число крупнейших торговых держав мира.

Вместе с тем по-прежнему значительная часть мирового товарооборота - около трети мировых экспортно-импортных операций - приходится на ведущие промышленно развитые страны (США, Германию и Японию). В число крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.

Таким образом, можно выделить следующие современные тенденции развития международной торговли:

1. Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития

2. При общем росте внешней торговли, ее динамика в отдельных страна и регионах различается

3. Внешняя торговля растет более быстрыми темпами , чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран

4. Выросли экспортная и импортная квоты многих стран

5. Географическая конфигурация мировой торговли в послевоенный период характеризуется ассиметрично

6. Основной поток международной торговли приходится на взаимную торговлю развитых стран

7. Изменяется товарная структура мировой торговли :

Диверсифицируется поток товаров, вовлекаемых в международный товарооборот;

Увеличивается в международной торговле удельный вес готовых изделий;

Выросли объемы международной торговли химической продукции;

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный Технический университет

Бердский Филиал

Контрольная работа

По предмету

"Международные экономические отношения"

Международная торговля услугами: динамика, факторы и

перспективы роста

Выполнил: Студент 2 курса Романов С.Л.

Группы: 649 Шифр: 500245123

Проверил: Ивасенко А.Г.

Бердск 2008

Введение

Список использованных источников

Введение

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.

В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.

Международная торговля услугами происходила с древнейших времен. Первыми крупными экспортерами услуг были древние финикийцы, которые еще 3,5 тыс. лет назад перевозили товары для торговцев из других стран. Зачинателями международного туризма были древние греки: Пифагор и историк Геродот 2,5 тыс. лет назад путешествовали по другим странам с познавательной целью.

В конце XX в.35-40% экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств. В свою очередь, международная торговля и производство в условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных связей все больше дополняются и опосредуются торговлей многообразными услугами.

1. Понятие международных услуг

Несмотря на то, что услугами давно торгуют на международном уровне, тем не менее торговля ими существенно отличается от традиционной торговли товарами. Во-первых, материальный товар можно произвести в одном месте, а потребить в отдаленной точке земного шара .

Международная торговля услугами требует заметного присутствия их производителей за рубежом или же присутствия их потребителей в той стране, где производятся услуги. Во-вторых, обычный товар можно хранить в течение длительного времени, а услуга вообще не подлежит хранению. В-третьих, международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами и существенно воздействует на нее. Без оказания услуг невозможно обеспечить бесперебойное движение капиталов и трансграничное перемещение физических лиц. В-четвертых, не все виды услуг годятся для вовлечения в международный товарооборот. В-пятых, сфера услуг обычно больше подвергается регулированию со стороны государства, чем это наблюдается в отношении традиционной торговли. А все дело в том, что здесь задействованы такие сферы, как финансовые операции, здравоохранение, обслуживание военной техники, передача на хранение отходов атомных электростанций, т.е. отрасли прямо затрагивающие вопросы национальной безопасности .

2. Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами

В настоящее время насчитывается более 600 видов услуг, которые охватывают сферы деятельности, в том числе:

производство;

международная торговля;

международное движение капиталов;

транспорт и связь;

перемещение людей через границы.

Рассмотрим более внимательно предоставление услуг в названных сферах экономической деятельности.

Развитие производства в таких подразделениях экономики как промышленность, сельское хозяйство, строительство практически невозможно без так называемых производственных услуг. Оказание подобного рода услуг необходимо на различных этапах производства.

Широко распространенным видом производственных услуг являются инженерно-технические услуги, получившие обобщенное название инжиниринг. Инжиниринг в целом представляет собой комплекс инженерно-технических услуг по подготовке и обеспечению на коммерческой основе процесса производства, обслуживания строительства, эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов.

К числу производственных услуг относятся международные услуги типа арендных отношений. Международная аренда - это сдача в наем машин и оборудования иностранному контрагенту. Международные арендные отношения - взаимовыгодное дело.

На практике в экономической литературе различают следующие виды арендных отношений:

хайринг - от 1 года до 3-5 лет;

лизинг - на 3-5 лет и более.

Следует отметить, что лизинг - это сложная внешнеэкономическая операция. Для ее осуществления нужно располагать средствами для предоставления кредитов, а также техническими базами для хранения машин и оборудования .

Важной сферой применения международных услуг является внешняя торговля. Прежде всего, она сама по себе является услугой, функция которой состоит в перемещении произведенных товаров от поставщика к потребителю. Кроме того, в рамках внешней торговли применяются много разных услуг, обеспечивающих ускоренную реализацию и использование разного рода предметов, в том числе машин и оборудования. Широко практикуемым видом услуг в сфере торговли являются услуги по купле-продаже результатов творческой деятельности. В эту группу входит продажа патентов, лицензий на пользование патентами, международные сделки по торговле объектами авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др.

В последнее время в международной торговле обрел всеобщее признание так называемый франчайзинг, или франшиза. Франчайзинг представляет собой специфическое соглашение между крупными иностранными компаниями и местными мелкими предпринимателями. Суть этой сделки состоит в том, что крупная компания (франчайзер) берет на себя обязательство снабжать местных мелких предпринимателей своими товарами, технологиями бизнеса и обеспечить рекламную деятельность. В то же время туземная сторона (франчайзи) в соответствии с соглашением должна оказывать франчайзеру услуги в области менеджмента или маркетинга, используя для этого указание региональных условий. При этом франчайзи должны выплачивать франчайзеру определенную сумму с оборота, которая, к примеру, в США достигает от 5 до 12%. Следует отметить, что в настоящее время франчайзинг популярен во многих странах мира и в его развитии участвуют такие известные фирмы, как Макдоналдс, Кока-Кола, Пепси и многие другие .

Расширяющиеся масштабы мирового производства товаров, внешней торговли, трансграничные перемещения капиталов и рабочей силы неразрывно связаны с рынком транспортных услуг. Мировой рынок транспортных услуг состоит из таких систем, как железнодорожный рынок перевозок, автодорожный рынок, фрахтовый рынок морского тоннажа, рынки портовых услуг, авиафрахтовый и др. О структуре мировой транспортной сети дают наглядное представление следующие данные табл.1.


Таблица 1. Мировая транспортная система, тыс. км

Важной составляющей частью международных услуг является связь. Динамичным инструментом международной связи является глобальная сеть Интернет. Ее функционирование привело к образованию высококонкурентного рынка международных информационных услуг. Мировой рынок информационных услуг Интернет растет очень быстро, если в 1996 г. Его объем достигал 2,5 млрд долл., то в 2007 г. - 10 млрд долл.

Ведущую роль в формировании международной сферы услуг играет финансовая деятельность разных субъектов МЭО. В результате их функционирования складывается мировой рынок финансовых услуг, который включает банковские, страховые сделки, а также операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 5 трлн долл.

Одним из распространенных видов международных услуг является туризм. В международной практике существуют самые разнообразные виды туристических услуг

размещение в гостиницах и мотелях;

удовлетворение культурных потребностей;

удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в симпозиумах, конференциях;

услуги по выбору или в комплексе, которые предоставляются по определенной программе.

Доля доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг в Испании составляет 35%, Греции - 36, на Кипре - 52%. В Индии, Египте, Перу, Парагвае, Коста-Рике приходится 10-15% доходов суммарного экспорта товаров и услуг. В других развивающихся странах этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке - 30, Панаме - 55, на Гаити-72% .

В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП.

3. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста

Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX в. Происходит прежде всего потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. И как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос растет прежде всего на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и прежде всего в сфере услуг .

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Проблемы и перспективы международной торговли услугами в Танзании [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Многие национальные экономики развивающихся стран ориентированы на внешнеторговую деятельность, в том числе на международную торговлю услугами.

Краткая характеристика Объединенной Республики Танзания

Полное наименование Объединенная Республика Танзания, Jamhuri ya Muungano wa Tanzania. Государство Танзания расположено на восточном побережье Африки, территория страны находится в субэкваториальном климатическом поясе, имеет выход к морю. Танзания относится к странам третьего мира, образовавшимся в результате распада западной колониальной системы, является независимым государством с 1961 года (с 1964 включает острова Занзибар и Пемба). В настоящее время Танзания входит в Восточноафриканское сообщество.

По данным Всемирного Банка Танзания занимает 77 место в мире по размеру ВВП (150 млрд. долл. по паритету покупательной способности), и 156 место в мире по ВВП на душу населения (2787 долл. по паритету покупательной способности) , являясь, таким образом, весьма бедной страной. Танзания – это одна из самых экономически отсталых стран мира, ее национальное хозяйство носит ярко выраженный аграрно-сырьевой характер, подавляющая часть экономически активного населения связана с отсталыми формами земледелия и скотоводства, значительную долю промышленности составляют предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

Экономический потенциал страны значителен: запасы разнообразных полезных ископаемых, гидро-энергетические ресурсы, изобилие рыбы и морепродуктов, благоприятные климатические условия. Однако реальное состояние танзанийской экономики отражает низкий уровень экономического развития, низкий уровень жизни, проблемы обеспечения достойных условий жизни для населения.

В таблице представлены основные показатели Объединенной Республики Танзания (динамика ВВП, ВВП на душу населения, объем экспорта и импорта приведены в текущих ценах).

За последние 7 лет в Танзании численность населения выросла почти на 17%, почти на 34% вырос ВВП, при этом ВВП на душу населения вырос только на 20%. Основу экономики составляет сельское хозяйство и торговля, отрасли промышленности недостаточно развиты. Контуры современной экономической системы Танзании обусловлены колониальным периодом, когда германские и английские власти не ставили задачу развития в стране комплексного хозяйства, а ориентировались на вывоз сырья из Танзании. К началу 1960-х годов в Танзании действовало около 1700 плантаций, принадлежавших иностранцам, занимающихся выращиванием сизаля, чая, пиретрума, кофе, табака, сахарного тростника. Промышленность была сосредоточена в сфере горнодобычи. Частично был сформирован комплекс обрабатывающей промышленности, призванный обеспечивать потребности колониальных властей и иностранных компаний. Экономика была ориентирована на вывоз ресурсов в метрополию. Результатом была полная зависимость экономики от внешнего рынка, в условиях колониальной администрации полностью исключалась возможность самостоятельного развития страны.

После обретения независимости от английских властей с 1961 года в экономике Танзании происходили положительные изменения, в частности смягчились диспропорции ее отраслевой и территориальной структуры, вырос объем сельскохозяйственного производства, продовольствия и промышленных товаров. В период 1970-1990 гг. основой развития Танзании являлось сельское хозяйство, благодаря высоким ценам на танзанийскую экспортную продукцию и курсу на строительство уджамаа (африканской концепции социализма и коммунизма). Однако, уровень развития производства по-прежнему оставался низким, а темпы роста недостаточно высокими.

Характерные черты современной экономики Танзании: большая доля бедного населения, большой внешний долг и зависимость от иностранной помощи. Экономический рост достигался в основном за счет развития сферы услуг, преимущественно транспорта и туризма.

На диаграмме приведена отраслевая структура ВВП Танзании.

Несмотря на значительную роль сельского хозяйства в экономике, его развитие в Танзании ограничено небольшой площадью земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, что обусловлено рельефом, климатическими условиями и отсутствием развитой агрономии. В промышленности доминируют предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, предприятия пищевой промышленности, добывающей промышленности и легкой промышленности.

Хотя Танзания обладает значительными запасами природных ресурсов, включая золото, уголь, алмазы, железную руду, газ, никель и др., доля ренты от их использования в ВВП Танзании крайне мала – в 2016 году данный показатель равнялся 7,24% (в 2015 году – 6,9%) .

В секторе услуг доминирует транспорт и туризм, также развиваются отрасли, связанные с телекоммуникациями.

В силу своего географического положения Танзания является связующим звеном между азиатскими странами (в первую очередь, Индия, Китай), арабскими странами на западном побережье Индийского океана и странами Центрально-Африканского региона, Восточной Африки, Южной Африки, которые не имеют выхода к морю, а также выступает в роли транзитного пункта для морских перевозок вдоль восточного побережья Африки. Данный факт обуславливает значительную долю транспортных услуг во внешней торговле Танзании. Внутренняя транспортная система Танзании обеспечивает также транзит пассажиров и грузов для Бурунди, Малави, Руанды, Уганды, Замбии. В колониальный период транспортная сеть формировалась в виде двух основных железнодорожных магистралей, ведущих к океаническим портам, через который осуществлялся вывоз ресурсов. На большей части территории до сих пор отсутствует современная транспортная сеть, несмотря на правительственные усилия последних 50 лет по развитию транспорта. В стране действует две независимые железнодорожные системы: ТРК (связывает Танзанию и Кению) и ТАНЗАМ (связывает танзанийский порт Дар-эс-Салам со столицей Замбии Лусакой). 90% грузооборота морских портов Танзании приходится на Дар-эс-Салам, благодаря которому Танзания является транзитером для ряда африканских стран. В Танзании функционирует нефтепровод и газопровод из Дар-эс-Салама в Замбию.

Туризм имеет огромный потенциал для сферы услуг в Танзании, в которой расположены более 80 национальных парков (Серенгети, Нгоронгоро, Килиманджаро, Аруша, Микуми) и заповедников, озеро Виктория, озеро Танганьика, археологические достопримечательности, а также имеются богатые возможности для пляжного отдыха (Занзибар, побережье рядом с Дар-эс-Саламом, о. Мафия, о. Пембе) с благоприятным климатом для отдыха почти круглый год.

Телекоммуникационная отрасль развивается в рамках телефонной и сотовой связи, Интернет-технологий, однако остается слабо развитой и ее вклад в ВВП страны относительно невысок.

За период с 2010 по 2016 год экспорт Танзании вырос на 28,92%, основу экспорта составляет золото, кофе, кешью, чай, хлопок, бананы, фрукты. Наиболее крупными покупателями являются Индия, Китай, ОАЭ, Япония, Индонезия, Вьетнам.

За тот же период объем импорта Танзании не изменился (однако до 2014 года наблюдался его рост), основу импорта составляет промышленная продукция, топливо, пластик, текстиль, товары народного потребления. Среди поставщиков доминируют Китай, Индия, ЮАР, Япония, Кения, ОАЭ, Иран.

Импорт в Танзанию превышает ее экспорт на протяжении всего периода с 2010 по 2016 год. Однако по состоянию на 2016 год соотношение импорт экспорт улучшилось: 1,54 в 2010 году против 1,09 в 2016 году.

В период 1961–2016 гг. существенно изменилась география внешней торговли Танзании. По состоянию на конец периода колониальной зависимости английское направление являлось мажоритарным, при этом превалировал экспорт ресурсов, сырья и товаров низкой степени обработки. В современных условиях, номенклатура экспорта существенно диверсифицирована, однако отрицательное сальдо внешнеторгового баланса наблюдается нивелирует положительный эффект диверсификации экспорта.

Вместе с тем, в Танзании сохраняется полуколониальная структура экономики, несмотря на все произошедшие изменения, включая снижение удельного веса сельского хозяйства, развитие промышленности и сферы услуг. В результате того, что ни один из современных типов экономических систем не стал определяющим для Танзании, она не смогла преодолеть колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики, как следствие, наличие разнородных хозяйственных структур в отдельных отраслях обуславливает отсутствие единого хозяйственного комплекса.

Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства отличается преобладанием малотоварного, потребительского сельского хозяйства, добывающей промышленности, но слабым развитием обрабатывающей промышленности и отставанием низким уровнем транспортной системы .

Деформация распределения и использования национальных ресурсов обуславливает сохранение отсталости экономики Танзании, что усугубляется крайне низким уровнем ее материально-технической базы, в том числе в плане механизации отдельных отраслей и энерговооруженности предприятий.

На этом фоне рост сферы услуг выступает значимым фактором развития национальной экономики Танзании. Во внешнеэкономической деятельности международная торговля услугами также имеет значимую долю, выступая фактором развития национальной экономики.

Динамика международной торговли услугами в Танзании

В таблице приведена динамика и структура международной торговли услугами в Танзании (динамика экспорта и импорта услуг приведены в текущих ценах).

Динамика и структура международной торговли услугами Танзании

Показатель

Изм., абс.

Экспорт услуг, млрд. долл. (current US$)

Транспортные услуги, %

Импорт услуг, млрд. долл. (current US$)

IT, коммуникации и прочие услуги, %

Финансовые и страховые услуги, %

Транспортные услуги, %

Источник: Аналитические данные Всемирного банка

Экспорт услуг в 2015 году составил 3,71 млрд. долл., увеличившись с 2010 года на 1,71 млрд. долл., прирост составил 46,1%, тогда как импорт услуг в 2015 году составил 2,62 млрд. долл., увеличившись с 2010 года на 0,78 млрд. долл., прирост составил 29,8%. На протяжении анализируемого периода сохраняется положительный баланс внешней торговли услугами, соотношение импорт экспорт услуг по состоянию на 2015 года улучшилось: 0,92 в 2010 году против 0,71 в 2015 году. Отраслевая структура экспорта услуг Танзании представлена на диаграмме.

Отраслевая структура экспорта услуг Танзании

В структуре экспорта услуг доминирует туризм, занимая 60,1%, чуть менее трети приходится на транспортные услуги, доля которых составила 27,7% в структуре экспорта услуг. При этом доля туризма немного снизалась за анализируемый период, сократившись на 2,6%, тогда как доля транспортных услуг выросла на 5,1%. Также сократилась доля IT, телекоммуникационных услуг, на финансовые и страховые услуги приходится крайне небольшая доля в структуре экспорта услуг. Такая динамика структуры экспорта услуг Танзании обусловлена увеличением объемов морских, железнодорожных и автомобильных перевозок, что связано с ростом грузопотока через главный порт Дар-эс-Салам. Танзания оказывает значительный объем транспортных услуг соседним странам, не имеющим выхода к морю. Железнодорожные перевозки увеличиваются преимущественно по южному направлению, в первую очередь, в Замбию и из Замбии.

На диаграмме представлена отраслевая структура импорта услуг Танзании.

Отраслевая структура импорта услуг Танзании

В структуре импорта услуг почти равные доли занимают туризм и транспортные услуги, 46,3% и 41,6% соответственно. При этом за анализируемый период их доля выросла на 1,2% для туризма и на 2,1% для транспортных услуг, на фоне снижения доли IT, телекоммуникационных услуг, финансовых и страховых услуг. Динамика структуры импорта услуг Танзании обусловлена потребностями страны в поставках различной продукции из-за рубежа, что и определяет высокую долю импорта транспортных услуг. Импорт туристических услуг имеет значительную долю за счет того, что резиденты Танзании совершают большое количество контактов с близлежащими странами, в том числе в рамках делового и образовательного туризма.

В 2015 году на долю экспорта услуг приходилось 37,5% всего объема экспорта Танзании и 8,14% ВВП Танзании, на долю импорта услуг – 21,8% всего объема импорта Танзании и 5,75% ВВП Танзании. При этом, учитывая их очень малый объем в абсолютном выражении, можно говорить о наличии серьезных проблем в данной сфере.

Актуальные проблемы международной торговли услугами Танзании определяются предшествующим периодом ее развития, в ходе которого сформировалась современная структура ее национальной экономики. Характер внешней торговли услугами Танзании определяется ее историческим развитием, колониальным прошлым, структурными диспропорциями в экономике, развитии отдельных регионов, неразвитой структурой промышленности, низким уровнем развития энергетики. Кроме того, на состояние экспорта и импорта услуг влияют объективные ограничения природно-климатического, регионального, состояние промышленности, энергетики.

Фундаментальные проблемы внешней торговли услугами Танзании включают в себя следующие:

  • Танзания относительно недавно была колониальной территорией, ее отставание от других стран в технологическом развитии промышленных отраслей, энергетики обусловлено историческим периодом колонии, в результате отставание материального производства замедляет развитие и сферы услуг, что снижает возможности танзанийских услуг (туризма и транспорта) конкурировать на международном рынке;
  • Танзания имеет существенные диспропорции в развитии прибрежных регионов, особенно Дар-эс-Салама, где расположен порт и большая часть промышленных производств, и внутренними территориями, где многие населенные пункты не имеют электричества, в совокупности, это затрудняет рост сферы услуг за пределами экономической территории Дар-эс-Салама (исключение составляют национальные парки с огромным туристическим потенциалом);
  • Танзании свойственна проблема развития сельского хозяйства, что обусловлено малым количеством приходных земель, эрозией почв, что ограничивает увеличение производства продовольствия, в результате, правительство, решая данную фундаментальную проблему, не может выделять ресурсы для развития сферы услуг, которые могли бы увеличивать объемы экспорта.

В совокупности, фундаментальные проблемы существенно затрудняют развитие сферы услуг, так как материальное производство, являясь базовым фактором роста сферы услуг, находится в неудовлетворительном состоянии. Танзания существенно ограничена в возможностях экспорта услуг, что определяется тем, что страна так и не смогла изменить колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики. При этом, импортируя промышленную продукцию, Танзания сохраняет отрицательный внешнеторговый баланс.

Системные проблемы внешней торговли услугами в Танзании включают в себя следующие:

  • Танзания характеризуется преобладанием производств низкой степени обработки, что обуславливает невозможность оказания услуг на международном уровне;
  • Танзания является энергодефицитной страной, что затрудняет развитие любых отраслей промышленности, в том числе в сфере услуг;
  • Танзания имеет ярко выраженные диспропорции в структуре экспорта услуг, в котором преобладает туризм (при этом услуги отличаются низким уровнем качества и достаточно высокой стоимостью, а туристическая инфраструктура является крайне слабо развитой) и транспортные услуги (с учетом низкого технологического уровня также не отличающиеся качеством).

Таким образом, Танзания не обладает возможностями для реализации комплексного экспортоориентированного или импортоориентированного подхода к внешнеторговой деятельности. Такая ситуация характера для многих стран Африки, которые формально освободились от колониального гнёта, но продолжают оставаться зависимыми в плане развития собственных национальных экономик. Также следует отметить, что после распада колониальной системы и образования около сотни новых суверенных государств, на смену колониализму пришел неоколониализм, в достаточной степени затронувший и Танзанию.

Неоколониализм представляет собой систему разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении .

На Танзанию наиболее существенное влияние оказали соглашения, которые ограничили ее экономический суверенитет, в том числе через программы кредитования МФВ и Всемирного Банка. В результате, Танзания почти 20 лет находится в зависимости от финансовой помощи, что обусловило рост внешней задолженности, а также использование против экономики Танзании технико-экономических и финансовых рычагов неоколониального воздействия.

Вместе с тем, Танзания выгодно отличается наличием возможностей использования внешней торговли услугами для развития национальной экономики, так как, несмотря на существующие проблемы, обладает для этого значительным потенциалом.

Перспективы использования международной торговли услугами для развития экономики Танзании

Танзания до сих пор не смогла преодолеть колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики, устранив негативные последствия периода зависимости от Англии и Германии, поэтому развитие международной торговли в целом зависит от модернизации национальной экономической системы. Вместе с тем, внешнеторговая деятельность в плане экспорта и импорта услуг не находится в такой зависимости от особенностей колониального типа отраслевой и территориальной структуры экономики, поэтому Танзания обладает определенными перспективами в развитии национальной экономики за счет международной торговли услугами.

В этом контексте главной проблемой выступает сохраняющийся колониальный тип транспортной системы: железные дороги были ориентированы, прежде всего, на организацию транспортировки добытого сырья и ресурсов от районов добычи к порту Дар-эс-Салама, а ряд регионов до сих пор не охвачен современными транспортными коммуникациями. Однако Танзания имеет относительно развитый морской транспорт благодаря наличию крупного порта, что является фактором развития внешнеторговой деятельности в плане транспортных услуг. Также постепенно развивается автомобильный транспорт.

С учетом результатов оценки динамики и структуры экспорта и импорта услуг, а также имеющихся актуальных проблем международной торговли услугами, можно определить перспективы использования международной торговли услугами для развития национальной экономики Танзании:

  1. Модернизация и совершенствование туристической инфраструктуры, которая должна полностью обеспечивать потребности туристов, что позволит Танзании эффективно конкурировать на мировом туристическом рынке, так как на данный момент Танзания не является достаточно популярной туристической дестинацией. Это позволит увеличить возможности экспорта туристических услуг, которые занимают в данный момент почти две трети всего экспорта услуг, расширив, тем самым, перечень туристических услуг, реализуемых на внешнем рынке. Приоритетными направлениями для экспорта туристических услуг выступают ЮАР, Китай, Россия, европейские страны.
  2. Интенсификация развития транспортной инфраструктуры позволит создать более выгодные условия для роста экспорта транспортных услуг и снизить потребность в их импорте. Также это позволит экспортировать транспортные услуги с более высокой стоимостью, что увеличит объем экспорта в абсолютном выражении.
  3. Необходимо сокращать импорт услуг, которые возможно приобрести внутри страны, в частности, по направлениям, связанным с транспортировкой грузов.
  4. На уровне международных отношений Танзании необходимо неукоснительно следовать политики ухода от неоколониальной зависимости, настойчиво перестраивать систему своих отношений с западными странами, пересмотреть свое место в международном разделении труда, которое определяется ее периодом колониальной зависимости, выступая, таким образом, за равноправный подход и взаимовыгодное сотрудничество в рамках международной торговли в целом и международной торговли услугами в частности.

Таким образом, для Танзании стратегическим направлением использования международной торговли услугами для развития собственной национальной экономики является ускорение развитие приоритетных сфер услуг, направляемых на экспорт – туризм и транспортные услуги, что возможно с учетом использования имеющихся возможностей для повышения уровня экспортируемых услуг при одновременном сохранении выгод от их экспорта в виде инвестиций в развитие данных отраслей экономики.

Проблемы международной торговли услугами Танзании, характерны для большинства развивающихся стран третьего мира, которые имеют общее колониальное прошлое, которое и обуславливает существующие проблемы. Интеграция в мировую экономику стран, которые ранее в ней мало участвовали в силу своего колониального статуса, затрудняется последствиями колониального периода или сохранением колониального типа отраслевой и территориальной структуры национальной экономической системы. Следствием этого являются сложности процесса развития международной торговли, что равно справедливо и для международной торговли услугами. Для Танзании и других развивающихся стран третьего мира использование внешней торговли услугами выступает возможным фактором процесса развития национальной экономики, которое, хотя и сталкивается со значительными трудностями, но, вместе с тем, оно все же идет.

Выводы

Проблемы и перспективы развития международной торговли услугами в Танзании обусловлены историческим генезисом ее экономики, объективной необходимостью ухода от колониального типа отраслевой структуры экономики. В этой связи Танзании следует использовать имеющиеся у нее возможности для увеличения объемов экспорта услуг в рамках внешнеторговой деятельности, добиваясь положительных результатов, в том числе, в динамике общего внешнеторгового баланса. В условиях, в которых функционирует национальная экономика Танзании, объективным фактором ее развития выступает повышение объемов международной торговли услугами, используя для этого свое выгодное географическое положение, климатические условия и развивая транспортную и туристическую инфраструктуру.

Учитывая сложившиеся социально-экономические условия в Танзании и динамику экспорта и импорта услуг, можно объективно судить о том, что ключевым вектором развития внешней торговли услугами является использование имеющихся внутренних возможностей и ресурсов, которыми располагает страна. Этого будет достаточно для стимулирования интенсивного роста национальной экономики за счет фактора роста объемов торговли услугами в рамках внешнеторговой деятельности.

Реализация перспектив, которыми обладает Танзания для использования международной торговли услугами для развития национальной экономики, позволит качественно улучшить внешнеторговую деятельность страны, упрочит ее положение на международном рынке туризма и транспортных услуг, в особенности в рамках ее региона. В результате Танзания сможет занять положение равноправного участника системы международной торговли услугами.

Литература

  1. Аналитические данные Всемирного банка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://databank.worldbank.org/data/databases.aspx
  2. Кузнецова Г.В. Международная торговля товарами и услугами. – М.: Юрайт, 2017.
  3. Мировая экономика и международные экономические отношения. / под ред. Л.С. Шаховской. – М.: Кнорус, 2017.
  4. Шимко П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Юрайт, 2017.
  5. Шлёнская С.М. Объединенная Республика Танзания. – М.: Институт Африки РАН, 2014.

Как было сказано выше, несмотря на достаточно высокую степень диверсификации мировой торговли услугами, в международной теории и практике принято представлять ее структуру в виде четырех крупных позиций: услуги, связанные с торговлей товарами, транспорт, поездки и пр., где наиболее крупной и динамичной статьей выступают деловые услуги. Остановимся на этих группах подробнее.

Транспортные услуги.

Наблюдаемая в последние годы активизация международной торговли во многом была связана с повышением эффективности и удешевлением услуг транспортных перевозок. Достижения научно- технического прогресса, позволили ускорить транспортировку, а совершенствование операций маркетинга и менеджмента привели к сокращению расходов на вспомогательные операции. Так, широкое распространение системы «just in time» («точно вовремя») позволило в ряде случаев отказаться от складских помещений, а концепция доставки товара «от двери до двери» - использовать различные виды транспорта в рамках единой системы. Важную роль при этом сыграло увеличение применения контейнеров и внедрение мультимодальных перевозок или транспортных коридоров, позволивших включить все виды транспорта - водного, воздушного, сухопутного - в непрерывный транспортный процесс и поручить перевозку одной транспортной компании. Новые информационные технологии способствовали сокращению и удешевлению документооборота, созданию специализированных логистических программ товародвижения.

В этом же направлении действовали и общие тенденции интернационализации производства, переноса операций на предприятия, расположенные в разных частях света, сокращение экономического расстояния и превращения мира «в глобальную фабрику».

Термин транспортные услуги охватывает все виды перевозок пассажиров и грузов, сопутствующие и вспомогательные операции. В соответствии с классификацией ГАТС основные услуги в этой области рассматриваются в привязке к видам транспорта: морской, внутренний водный, железнодорожный, автодорожный, трубопроводный, воздушный, космический. К вспомогательным, или сопутствующим, операциям в документах ГАТС относят: погрузочно-разгрузочные работы на терминалах, складах, в портах, аэропортах; хранение; страхование; операции, связанные с документооборотом, деятельностью агентов по транспортно-экспедиторскому и таможенному обслуживанию; операции в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению сохранности грузов и снижению потерь в результате хищения товаров при перевозке; экстренные ремонтные работы; заправка топливом и др. К категории транзитных операций относятся операции, в ходе которых товары и транспортные средства проходят через территорию какой-либо страны, если такой проход является частью пути, начинающегося и заканчивающего за пределами территории страны, через которую осуществляется движение.

Помимо чисто экономических функций, транспорт является важной стратегической составляющей системы национальной безопасности страны, поэтому во многих странах в этой области сильны позиции государства и ряд элементов транспортной системы находится в его собственности или под контролем. В связи с этим в рамках переговоров по формированию условий ГАТС не все страны-члены согласились взять на себя обязательства по либерализации операций на транспорте и доступу в эту сферу иностранных компаний, поэтому, как уже указывалось выше, морские и воздушные перевозки были вынесены из Соглашения в отдельное приложение.

Объем международных транспортных перевозок растет высокими темпами. Здесь можно отметить несколько характерных тенденций: усиление роли так называемых глобальных транспортных цепочек в международных перевозках, увеличение доли развивающихся стран на международном транспортном рынке, рост значения азиатско-тихоокеанского направления, опережающие темпы роста объема перевозок между развивающимися странами («Юг - Юг»), в первую очередь между Китаем и странами Южной Америки и Африки.

Экспорт транспортных услуг в 2015 г. составил 876,1 млрд долл., импорт - 1089,0 млрд долл. Наибольший объем экспорта транспортных услуг приходится (в млрд долл.): на страны ЕС - 413,7 (43%), США -

  • 89,9 (9,4%), Сингапур - 44,8 (4,7%), Японию - 39,5 (4,1%), Китай -
  • 38,2 (4,0%), Южную Корею - 35,3 (3,7%). В импорте доля ЕС составляет 29,9% (366,3 млрд долл.), Китая - 13,0% (159,8 млрд долл.), США - 7,8% (96,2 млрд долл.), Индии - 7,7% (34,3 млрд долл.), Японии - 6,3% (45,8 млрд долл.), ОАЭ - 3,7% (45,5 млрд долл.) 1 .
  • 80% всех внешнеторговых грузов перевозится морским путем. Морской флот и морские грузовые перевозки в последние два десятилетия растут быстрыми темпами. Быстро увеличивается тоннаж торгового флота: в 2000 г. общий дедвейт составлял 793,8 млн т. В 2015 г. мировой флот составил 89,464 тыс. судов общим дедвейтом 1,75 млрд т. Из них на долю Греции приходилось 16,1% (279 млн т двт), на долю Японии - 13,3%, Китая - 9,1% и Германии - 7%. В целом же на долю этих четырех стран приходится 46% всего тоннажа. Далее по величине флота (в т двт) следуют Сингапур, Южная Корея, Гонконг (Китай), США, Великобритания и Норвегия. Объем мировых морских перевозок составил (в млн т): в 1995 г. - 4712, 2000 г. - 5595, 2008 г. - 7755, 2010 г. - 8400, 2011 г. - 8748 , 2015 г. - 9841,7. Наиболее быстро развивающимся сегментом является контейнерный флот, что объясняется ростом торговли готовыми изделиями с высокой степенью добавленной стоимости. Достаточно сказать, что если в 1980 г. контейнерами перевозилось менее 3% грузов, то в 2015 г. уже 15%. Контейнеровозы имеют наименьший средний возраст около 10 лет, в то время как по всему флоту средний возраст составляет 16,7 лет. Вместе с тем в связи с кризисом и определенным снижением спроса на готовые изделия из Европы и США при росте спроса на минеральное сырье со стороны Китая и других растущих рынков динамика контейнерных перевозок продемонстрировала тенденцию к снижению. Объем морских перевозок особенно снизился в направлении Юго-Восточная Азия - Европа, а также и на других маршрутах, в частности через российский Дальний Восток: на данном направлении объем импортных грузов упал на 30-35%, что повлекло снижение тарифов на морской фрахт" 5 . Также снижается доля флота для перевозки топлива (наливного), хотя и остается преобладающей: в 1980 г. - 56%, в 2012 г. - 34%, в 2014 г. - 28%. По данным ЮНКТАД за 2014 г., морем было перевезено 2826 млн т нефти и газа, 3112 млн т массовых грузов навалом и 3903 млн т прочих грузов.

Большую роль на морском транспорте играют вспомогательные операции, среди которых можно выделить такие, как лоцманская служба, буксирование, заправка топливом, навигационная поддержка, пользование причалами, срочный ремонт и другие услуги портовых властей.

Основным мотором высокого роста морских грузоперевозок выступают развивающиеся страны. На их долю пришлось 60% мирового объема погрузок и выгрузок. На страны переходной экономики приходится 6,0 и 0,8% соответственно. Активно развивается азиатское направление: на этот регион в 2014 г. приходилось 38,8% погрузок и 50% выгрузок. Доля развивающихся стран Америки - 13,1 и 6,1%, Африки -7,7 и 4,1%, Океании - менее 1,0% соответственно 1 .

В 2015 г. стоимость морских перевозок упала на 30% и достигла минимального уровня. Аналитики связывают это с падением цен на железную руду и уголь в Китае, который является крупнейшим производителем стали и, соответственно, потребителем топлива. «Когда Китай кашляет, весь рынок морских перевозок заболевает гриппом», - заметил эксперт «JPMorgan Chase» Ноа Паркетт .

Авиатранспортные услуги охватывают перевозку пассажиров, багажа, грузов, почты. В систему авиаперевозок включены авиатранспортные предприятия, аэропорты, системы управления воздушным движением, сервисные и обслуживающие отрасли авиационной промышленности. Примерно 70% рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки и 28% - на грузовые перевозки. Почтовые перевозки составляют небольшую и продолжающую уменьшаться долю (2%) в общем объеме перевозок. В 2015 г. пассажирские авиаперевозки выросли на 7,4%, этот самый высокий показатель с 2010 г. был обеспечен существенным снижением цен на авиабилеты, чему способствовало падение цен на топливо (затраты на топливо составили 181 млрд долл, в 2015 г., а в 2014 г. - 226 млрд долл, при цене на авиационный керосин 66,7 долл./барр. и 114,0 долл./барр. соответственно) и укрепление доллара по отношению к большинству национальных и мировых валют . При этом рост пассажирских авиаперевозок был отмечен во всех регионах: наибольшего роста показатель достиг в странах Ближнего Востока - 10,5%, в Латинской Америке - 9,3%, в АТР - 8,2%, в Европе - 5%. Наименьшие темпы роста продемонстрировали страны Северной Америки и Африки - 3,2% и 3% соответственно. Объем пассажирских перевозок внутри России в 2015 г. сократился на 6%, а объем международных пассажирских авиаперевозок операторами РФ - на 16,4% по сравнению с показателями 2014 г. .

В 2015 г. на международных и внутренних линиях было перевезено

  • 3,5 млрд пассажиров (для сравнения в 1987 г. - 1,2 млрд, в 2002 г. - 2,1, а в 2014 г. - 3,3 млрд), стоимость составила 518 млрд долл, (в 2014 г. -
  • 539 млрд долл.). Перевозки грузов увеличились на 8,5% до 52,2 млн т (в 2014 г. - 51,1 млн т), на сумму 52,8 млрд долл. (62,5 млрд долл. - в 2014 г.) 1 .

Первое место по общему объему авиаперевозок грузов и пассажиров в 2014 г. занимали США - 165,7 млрд т км и 1387,8 млрд пассажиро-км. На втором месте был Китай, соответственно 74,4 млрд млн т км и 630,8 млрд пассажиро-км. Третье, четвертое и пятое места занимают ОАЭ, Германия и Великобритания. Россия занимала девятое место по общему объему грузоперевозок. Вместе с тем как международный перевозчик наша страна стоит только на 15-м месте. Что касается перевозок пассажиров, то здесь Россия занимает седьмое место по общему объему перевозок и 14-е - по международным перевозкам .

Общая протяженность железных дорог в мире составляет 1370 тыс. км. На первом месте стоят США (294 тыс. км в 2014 г.), на втором - Китай (191,3 тыс. км), на третьем Россия (87,2 тыс. км), Индия (68,5 тыс. км), Канада (77,9 тыс. км) . Россия стоит на первом месте в мире по протяженности электрифицированных дорог - 43 тыс. км. В последние годы главной тенденцией становится развитие высокоскоростного железнодорожного движения. С 2010 г. на первом месте по протяженности скоростных железнодорожных линий находится Китай - 12 тыс. км, что вдвое больше, чем в Европе и Японии вместе взятых . Рекорд скорости, поставленный при эксплуатации этого вида транспорта, достиг 487,3 км/ч. В Китае пущена самая длинная в мире скоростная дорога - 2,2 тыс. км. Одновременно Китай осуществляет активную экспансию в этой области на территории других стран - США, Бразилии, Саудовской Аравии, Вьетнама. Активное внедрение скоростного транспорта наблюдается в Европе. Такого рода нововведения полностью меняют картину международной торговли транспортными услугами . Главным конкурентом железных дорог остается автомобильный транспорт. Во многих странах железнодорожный транспорт просто деградировал из-за конкуренции со стороны автомобильных перевозок (например, в Южной Америке).

Повышение скорости и безопасности автомобильного транспорта, увеличение грузоподъемности транспортных средств способствуют росту привлекательности автомобильного транспорта. Важность этого вида услуг связана и с тем, что они могут обеспечить движение товара «от двери до двери», сводя к минимуму погрузочно-разгрузочные и складские работы.

По мнению экспертов, сфера грузоперевозок автомобильным транспортом в современном деловом мире переживает стадию активного развития. Они выгодны с точки зрения скорости и оперативности выполнения заказов при перевозке на средние и небольшие дистанции, а также малых по объему партий. Если требуется выполнить срочную доставку, никакой другой вид транспорта не сравнится в оперативности. Современный автомобильный транспорт становится все более многофункциональным и его технические возможности позволяют осуществлять доставку самых разнообразных грузов: жидких, сыпучих, легковоспламеняющихся или экологически опасных.

Общая протяженность дорог в 2014 г. составила 31 тыс. км (включены все виды дорог, такие как автострады, автобаны, шоссе, грунтовые дороги без покрытия). Здесь лидируют (в млн км): США - 6,5, Индия - 4,6, Китай - 4,1, Бразилия - 1,7, Россия - 1,3, Япония -1,2Т По темпам ввода новых скоростных магистралей на первом месте стоит Китай. К 2020 г. общая сеть высокоскоростных магистралей, согласно пятилетнему плану, должна соединить все крупные города с населением более 200 тыс. жителей. При таких темпах строительства к 2030 г. сеть скоростных дорог должна достичь 120 тыс. км, а к 2050 г. - 175 тыс. км

Введение

Актуальность и востребованность темы курсовой работы.

Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда.

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Обмен услугами занимает важное и растущее место в международной торговле. Термин «услуги» охватывает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как «услуга».

Отличием международной торговли услугами от международной торговли товарами является разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг; сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального режима.

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Цели и задачи курсовой работы. Главной целью данной работы является изучение теоретических аспектов международной торговли услугами, её динамики, проблем и перспектив.

С этой целью в работе будут выполнены следующие задачи:

· изучить экономическую сущность международной торговли услугами;

· выявить особенности международной торговли услугами в современных условиях;

· определить динамику и современные тенденции международной торговли услугами;

· изучить проблемы, влияющие на процесс мировой торговли услугами и обозначить перспективы ее развития.

Структура работы. Курсовая работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.

Работа состоит из двух глав, введения и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования (понятие и сущность международной торговли услугами), во второй – особенности международной торговли услугами в современных условиях. В заключении обобщаются итоги исследования.

Глава 1. Теоретически аспекты исследования международной торговли услугами.

1.1. Понятие и сущность международной торговли услугами.

Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Термин «международная торговля услугами» охватывает международный обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями. Однако при всей многоликости международной торговли услугами в обмене услугами просматривается целый ряд общих закономерностей и тенденций, характерных для этой сферы международной торговли.

Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

· неосязаемость

· невидимость

· неразрывность производства и потребления

· неоднородность и изменчивость качества

· неспособность услуг к хранению

Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг.

Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

1) Транспорт:

Пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)

Грузовой (международная перевозка грузов)

2) Поездки:

Деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)

Личные (например, туризм)

3) Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)

4) Строительство

5) Страхование

6) Финансовые услуги

7) Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

8) Роялти и лицензионные платежи

9) Другие бизнес – услуги:

Посреднические услуги

Прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

11) Личные, культурные, рекреационные услуги:

Аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

Прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

12) Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)

Следует иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые услуги).

1.2. Динамика международной торговли услугами в современных условиях.

Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель - резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними.
Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2009 г. составил 15,9 млрд. долл. (0,9% мирового экспорта коммерческих услуг, 24-е место). Импорт коммерческих услуг России в 2009 г. составлял 26,7 млрд. долл., 1,5 % мирового импорта услуг, что означало 18-е место среди ведущих стран - импортеров.
Причины, обусловливающие динамичный рост международной торговли услугами:
1) НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда;
2) рост общей открытости национальных экономик;
3) изменение структуры потребления населения современного мира;
4) переход ведущих стран современного мира к современному "новому информационному обществу", в основе которого лежит рост потребления услуг;
5) растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг.
Причины отставания торговли услугами от торговли товарами:
- основная часть услуг (особенно со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран;
- торговля услугами по мере своего развития требует все более высокого технического оснащения, который был достигнут относительно недавно;
- в либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились, прежде всего, к торговле товарами.
Однако одной из наиболее важных характеристик современной мировой торговли является очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объемах международной торговли услугами занижают действительный стоимостный объем реализуемых в международной торговле услуг.
В отраслевой структуре экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство "другим частным услугам" и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В состав "других частных услуг" входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги.
Структура экспорта услуг России:
42%-туризм;
33 % - транспортные услуги;
25 % - прочие частные услуги.
Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. По объемам торговли услугами лидируют США (16,0 % мирового экспорта и 12,5 % мирового импорта в 2003 г.).
Россия на международном рынке услуг в 2009 г. занимала 24-е место в мире по экспорту (0,9 %) и 18-е место по импорту (1,5%).
Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странах это, прежде всего, финансовые, телекоммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве и предоставлении услуг- туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама), финансовых (оффшорные центры Карибского моря).

Глава 2. Особенности международной торговли услугами в современных условиях.

2.1. Современные тенденции международной торговли услугами.

Международный обмен услугами развивается высокими темпами. По оценке Секретариата ВТО, емкость мирового рынка услуг в 1998 г. составляла более 3 трлн долл. Однако статистика международной торговли услугами зарегистрировала стоимость мирового экспорта услуг в 1,8 трлн долл. Это связано с несовершенством систем статистического учета всех четырех способов продажи услуг. По имеющимся оценкам, в 2020 г. мировой экспорт услуг может сравняться с мировым экспортом товаров.

Опережающие темпы роста международной торговли услугами и расширение их позиций в экономике всех стран - характерная особенность развития современной мировой экономики.

Динамику отраслей услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития.

Научно-технический прогресс - это одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере экономики. Услуги сегодня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии.

Само понятие "услуга" определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой, компьютерные и информационные услуги, современное здравоохранение, образование. В середине 90-х годов в сферу услуг США направлялось 80% информационной техники, Великобритании и Японии - около 75%.

В сфере услуг усилилось формирование крупных и крупнейших транснациональных корпораций. Вот характерные цифры, иллюстрирующие этот процесс. В 1997 г. из числа 100 крупнейших ТНК мира, по оценке журнала "Форчун", 48 находилось в сфере услуг, а 52 - в промышленности.

В 80-е и 90-е годы сфера услуг (их производство и международный обмен) превратилась в крупный сектор деловых операций. Доля производства услуг составляет 55-68% во внутреннем валовом продукте большинства стран мира. В производстве услуг занято 55-70% работающих в хозяйстве. Доля услуг в международной торговле товарами и услугами превысила 20% их общей стоимости.

Развитие структуры сферы услуг происходит по нескольким направлениям.

Прежде всего это возникновение абсолютно новых видов услуг, таких, как компьютерные услуги, информационные сети, электронная торговля, логистика (или управление товарными потоками), глобальные транспортные системы, использующие многие виды транспорта, объединенные в непрерывные транспортные цепочки и др.

Далее, это активное обособление и выделение в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер. Это относится к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту, бухгалтерским и юридическим услугам и многим другим видам услуг, которые стали самостоятельными сферами бизнеса.

Наконец, заметным явлением стало образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю "пакет" услуг, дающий возможность использовать одного поставщика услуг, не обременяя себя ведением дел с поставщиками других конкретных вспомогательных услуг. По такому принципу действуют крупные транспортные компании, берущие на себя все связанные с транспортной цепочкой и входящие в нее поставки услуг и предоставляющие потребителю транспортной услуги возможность доставки груза "от двери до двери" и "точно в назначенное время".

В итоге развился многоплановый, многофункциональный мировой рынок услуг и возникла острая потребность в создании адекватной системы многостороннего регулирования международной торговли услугами. Так, в середине 80-х годов впервые международный обмен услугами стал предметом комплексных международных переговоров, а с января 1995 г. начало действовать в составе Всемирной торговой организации (ВТО) первое в истории Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Товары и услуги в международной торговле тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, и в этом одна из причин включения услуг в круг ведения ВТО. Многие виды услуг выделились в самостоятельные сектора международной торговли на определенной ступени развития обмена товарами. Так, возникли международный транспорт, банковское дело и страхование, логистика и многие другие отрасли услуг. Однако они сохранили тесную связь с торговлей товарами. Любая внешнеторговая операция с товарами была бы невозможной без использования транспортных, телекоммуникационных, банковских услуг, страхования, электронных систем хранения и обработки информации и многих других. С одной стороны, многие виды услуг востребованы, поскольку они обслуживают торговлю. Поэтому при обслуживании международной торговли товарами международный обмен услугами зависит от темпов роста, структуры и географического распределения товарных потоков в международной торговле. С другой стороны, было бы серьезной ошибкой не отметить, что развитие международной торговли товарами и услугами зависит от целого ряда общих глубинных, глобальных процессов, происходящих в мире. Это определило структуру настоящей работы, главная цель которой - дать читателю достаточно полное и системное представление о международной торговле услугами и действующей в рамках ВТО многосторонней системе ее регулирования на фоне растущей интернационализации и глобализации экономики.

2.2. Проблемы и перспективы международной торговли услугами.

Глобализация мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция привлекли внимание к такому феномену, как международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг (например, гарантийный ремонт) воспринималось как нечто сопутствующее (и способствующее) традиционной торговле товарами. Однако национальные исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, перевозки, туризм) и ее значительном экспортном потенциале. По оценкам, в настоящее время в стоимостном выражении около 20% мировой торговли и 60% производства приходится на сферу услуг. Между тем отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами (а компетенция ГАТТ распространялась только на торговлю товарами) привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистической отчетности, в количественных и качественных оценках и др. Все это, очевидно, стало тормозом на пути международного обмена услугами.

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г .

ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.
Правовой механизм Генерального соглашения о тарифах и торговле основывается на ряде принципов и норм:

Недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

РНБ - режим наибольшего благоприятствования означает предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;

Использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

Прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;

Предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;

Разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;

Взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов - около 4%.
К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран.
С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами-основателями стала 81 страна. В 1998 г; в ВТО вошло 132 страны. Соглашению о создании ВТО предшествовал семилетний период переговоров в рамках «уругвайского раунда».

Несмотря на формальную преемственность, Всемирная торговая организация по ряду параметров отличается от ГАТТ.

1. ГАТТ представляло собой просто свод правил (многосторонних соглашений выборочного характера). В качестве постоянного органа там был лишь секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех ее членов.

2. ГАТТ использовалось как временный базис. Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.

3. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. В сферу деятельности ВТО входит Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Всемирная торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл.
Перед Всемирной торговой организацией стоят несколько первоочередных сложных задач. Во-первых - продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в особенности на сельскохозяйственную продукцию; во-вторых оказание содействия сфере торговли услугами.

После образования Всемирной торговой организации появляется настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные «нерыночные» преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе .

Во многих странах существуют достаточно жесткие требования в отношении иностранных инвестиций. Зачастую иностранным инвесторам предписываются сферы и отрасли приложения их капиталов, ставятся условия в отношении доли продукции, поставляемой на экспорт, найма местной рабочей силы, использования компонентов и материалов местного производства и др. Подобные меры государственного регулирования воспринимались крупными западными компаниями как дискриминационные и отрицательно влияющие на свободный перелив капитала и, следовательно, как барьер в международной торговле. По инициативе США данная проблематика все настойчивее выдвигалась в рамках ГАТТ.

В начале 80-х годов на заседаниях органов ГАТТ также периодически стал подниматься вопрос о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Это было связано с невиданными масштабами, которые повсеместно приобрели торговля товарами с поддельными товарными знаками, видео- и компьютерное пиратство, использования чужих научных и конструкторских разработок. Помимо того, что компании, являющиеся владельцами товарных знаков, терпят колоссальные убытки от подобного рода “конкуренции” (не говоря уже о моральном ущербе), речь зачастую идет о жизни и здоровье людей, поскольку подделываться стали уже детали авиационных двигателей и автомашин, медицинские препараты. Исследования, проведенные в этой области, показали, что существующие международные конвенции по охране прав интеллектуальной собственности не предоставляют надежных гарантий против пиратской практики. По этой причине предлагавшимся выходом была разработка специального соглашения в рамках ГАТТ, которое позволяло бы применять торговые санкции к странам, злостно нарушающим права интеллектуальной собственности .

Помимо упомянутых вопросов, получивших название “новых проблем” (и охватываемых сегодня уже рамками ВТО), в рамках ГАТТ осталась масса “старых”, традиционных проблем, которые также все настойчивее требовали своего решения.

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация становится ее основной тенденцией. Происходит значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Иногда либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Так, например, проводилась внешнеэкономическая либерализация в России. Форсированная либерализация внешнеторгового режима фактически мешала решению задачи повышения конкурентоспособности российских производителей на внешнем рынке и не способствовала их защите от иностранной конкуренции внутри страны. Открытие российского рынка перед международными корпорациями в одностороннем порядке (может быть вынужденное, но не всегда достаточно взвешенное), наплыв импорта (часто недоброкачественного) не стимулировали формирование рациональной структуры потребления и совершенствования материальной базы производства.

Помимо либерализации внешнеэкономического фактора существует и противоположная тенденция - сохранение, а иногда и усиление протекционистских тенденций в торгово-экономических связях различных стран и их экономических группировках. Так, области торговли текстилем, сельскохозяйственной продукцией тарифы остаются высокими, а прогресс в сравнении квот на импорт достаточно медленный. Невелики результаты и в снижении торговых барьеров в таких областях, как морские грузоперевозки и возможности получения рабочих мест для иностранцев. Например, США все еще взимают пошлину в 14,6 процента на импорт одежды, что в 5 раз выше, чем средний налоговый сбор. Сопротивление уменьшению тарифов сильнее всего в сельском хозяйстве. Пошлины на сельскохозяйственные товары и другие, связанные с ними барьеры в мировом масштабе достигают в среднем 40% .

Несмотря на то, что средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа развитых стран после переговоров “токийского” раунда составила лишь около 5%, средние показатели далеко не полно отражали реальный уровень таможенно - тарифного обложения. Так, в ЕС, Японии и США на ставки таможенного тарифа, превышавшие 10%, приходилось соответственно 21,5, 17,1 и 16,0% общего количества тарифных позиций. Причем большая часть высоких ставок применялась в отношении импорта продовольствия, текстиля и одежды, т.е. основных экспортных статей развивающихся стран. Важной проблемой была и низкая доля “связанных” (т.е. не изменяемых в сторону повышения) тарифов. У развитых стран это касалось в основном сельскохозяйственной продукции, у развивающихся - товаров всех категорий, что давало возможность в одностороннем порядке повышать уровень таможенного обложения, ухудшая условия доступа на свои рынки.

Традиционно болезненной темой для ГАТТ была торговля сельскохозяйственной продукцией. Исторически сложилось так, что под предлогами “особой социальной значимости” или “обеспечения продовольственной безопасности” рядом стран (США, Швейцария, ЕС, Япония) этот сектор торговли был фактически выведен из сферы регулирования ГАТТ. Так, еще на начальном этапе существования Генерального соглашения США, ссылаясь на национальное законодательство, добились от партнеров узаконенного изъятия своего сельскохозяйственного сектора из-под действия правил ГАТТ. Это позволило им вводить импортные количественные ограничения на сельскохозяйственную продукцию.

Помимо явной, открытой протекционистской политики некоторые страны применяют формы скрытого протекционизма. Многие государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их так называемыми нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному производству, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров. Например, значительная часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми барьерами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным поведением японских компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки и размещение заказов или монополизируют определенные рынки. Выступая за либерализацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают ее с понятиями «добросовестной», «справедливой» торговли.

Заключение.

Обмен услугами занимает важное и растущее место в международной торговле. Термин "услуги" охватывает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как "услуга". В число услуг входят все виды транспортной деятельности, служба передачи информации, туризм, строительство, образование, медицина, финансовая и банковская деятельность и многое другое.

Научно-технический прогресс - это одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере экономики. Услуги сегодня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии. Само понятие "услуга" определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой, компьютерные и информационные услуги, современное здравоохранение, образование. В сфере услуг усилилось формирование крупных и крупнейших транснациональных корпораций. Отличием международной торговли услугами от международной торговли товарами является разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг; сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального режима.

Список использованной литературы

1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2003 г.

2. Акопова Е.С., Воронова О.Н., Мировая экономика и экономические отношения, Ростов-Н-Д., Феникс,2000

3. Бабинцева Н.С., Международные экономические отношения: проблемы и тенденции развития, С.-Петербург, 2002 г.

4. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения, М., Финансы и статистика, 2003 г.

5. Гаврилова Г.В., Международная экономика, М., Приор, 2002 г.

6. Дюмулен И.И.«Международная торговля услугами»-М.2009г.-314с.

7. Дюмулен И.И.«Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила», Внешняя торговля, М. - 2008 г. №7/8, стр. 34-44.

8. Киреев А.Л., Международная экономика, М., Международные экономические отношения, 2002 г.

9. Логвинова И.Л., Мировая экономика, М., МЭСИ, 2002 г.

10. Международные экономические отношения под ред. В.Е. Рыбалкина, М., Инфра-М, 2003 г.

11. Международные экономические отношения под ред. Фоминского И.П., М., Юристъ, 2001 г.

12. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХl вв., М., Инфра-М, 2003 г.

13. Полуэктов А. Многосторонняя система ГАТТ: до и после «уругвайского» раунда», Внешняя торговля, М. - 2004 г. №4, стр. 23-36.

14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Современный экономический словарь, М., Инфра-М., 2004 г.

15. Резинский И.А., Международная экономика и мировые рынки, М., Приор, 2003 г.

16. Семенов К.А., Международные экономические отношения, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.

17. Стрыгин А.В., Мировая экономика, М., Экзамен, 2001 г.

18. Экономика под ред. Проф. Булатова, М., Юристъ, 2008 г.

19. Всемирная Торговая Организация (англ.) // http://www.wto.org

20. Всемирно Торговая Организация (рус.) // http://www.wto.ru


Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2003 г.

Киреев А.Л., Международная экономика, М., Международные экономические отношения, 2002 г.

Семенов К.А., Международные экономические отношения, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.

Резинский И.А., Международная экономика и мировые рынки, М., Приор, 2003 г.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник