15.06.2019

Применяются в качестве сырья для промышленности. Большая энциклопедия нефти и газа. Нерудное минеральное сырьё


Права, свободы человека - самая высока ценность в нашем обществе. Не последнее место среди прочих занимает право проживания в благоприятных условиях. С целью его соблюдения сформулирована концепция экологического общественного контроля. Через него (вероятно) получится решить проблему недостаточности экологической функции на федеральном уровне. В то же время специалисты обращают внимание: реальные подвижки будут лишь в том случае, когда удастся сформулировать такую концепцию с учетом правовых норм, а также реализовать ее постулаты на практике.

Новейшие тенденции

Природа и общество в последнее время взаимодействуют более тесно. В некоторой степени это даже можно назвать «демократичным». Во многом это реализовано через имеющийся в настоящее время экологический общественный контроль, так как организации и отдельные активисты могут принимать меры по улучшению обстановки и контролировать исполнение обязательств, возложенных на власть. Многие признают, насколько действительно важно в настоящее время отследить предприятия, управленческую деятельность властных структур, чтобы решения, важные для окружающей среды, формулировались и успешно принимались.

Правила и реальность

Функции экологического общественного контроля заключаются в отслеживании исполнения ряда значимых процедур. Сами процедуры отражены в действующем законодательстве, здесь же прописано, каковы их особенности, конкретные механизмы воплощения буквы закона в реальность. В то же время не зря считается, что на практике соблюдается декларированное правовыми актами далеко не всегда. И здесь на помощь правовой системе приходят общественные объединения.

…или право имею?

Во многом экологический общественный контроль обусловлен правовыми нормами, принятыми еще в период РСФСР. Именно тогда в Земельном кодексе были сформулированы возможности, закрепленные за общественностью и в наше время. Из декларированного следовало, что все граждане, также организации и сообщества, управленческие структуры, объединения вправе принимать участие в изучении различных вопросов, если при этом решается судьба земельного участка: его изъятия или предоставления для нужд сельского хозяйства, строительства, промышленности. Это распространялось исключительно на те участки, изменение которых сказывалось на интересах широких слоев населения.

Как следует из нормативной документации, отвод участков земли должен сопровождаться выявлением общественного мнения по этому вопросу. Для этого организуются референдумы, интервьюирование, гражданские собрание. В то же время законодательство не содержит четкого описания того, как процедура должна происходить, а также нет корректных однозначных определений, какова юридическая сила выражаемого обществом мнения, поэтому в ряде случаев происходит замалчивание ситуации или мягкий отвод внимания от острого вопроса. Чтобы избежать этого, необходимо сделать более сильным общественный экологический контроль России, а его возможности и функциональность обосновать правовыми нормативными постулатами.

Как это должно работать?

В идеале общественный экологический контроль осуществляется через слушания, в которых принимают участие все заинтересованные граждане. При этом в рамках такого собрания необходимо проверить, в какой степени выполняют требования, установленные законодательством относительно экологии, а также оценить, как запланированная деятельность может сказаться на окружающей среде.

Как отмечают эксперты, в нашей стране общественный экологический контроль осуществляется с учетом существенных пробелов в законодательстве. Если исправить эту ситуацию, граждане будут иметь действительно сильные позиции, а значит, смогут контролировать работу над решениями, важными для экологической обстановки.

Общественная экспертиза

Эта задуманная эффективной форма общественного экологического контроля имеет точно такие же проблемы, как и описанная выше система. В то же время эффективный подход к организации работы и осуществлению принятых решений на деле позволяет держать под контролем ситуацию, если планируется создание опасных объектов, вести деятельность, связанную с повышенным уровнем опасности. В рамках общественной экспертизы независимые специалисты могут исследовать все факторы экологической напряженности и определить, к появлению каких новых приведет введение в эксплуатацию спорного объекта или начало работ над ним.

Общественная организация экологического контроля, активисты в настоящее время могут косвенно контролировать, каким образом на федеральном уровне происходит распоряжение природными ресурсами. Это касается только тех, что считаются собственностью державы. Организовано это через процедуру экологического обоснования - обязательное мероприятие, сопровождающее выдачу специализированной лицензии. Чтобы правильно оформить обоснование, необходимо сперва пройти экспертизу, производимую силами общественных объединений.

Правые гарантии

Общественный экологический контроль осуществляется в целях сохранения условий обитания нашей цивилизации адекватными. Задача производимых в его рамках мероприятий - защита окружающей среды и контроль деятельности отдельных элементов общества, в том числе предприятий и объединений, заинтересованных в создании потенциально опасных объектов. Чтобы общественные организации, взявшие на себя задачи обеспечения контроля, могли настаивать на сохранении справедливости, законодательством им даны возможности обращения к судебным инстанциям для защиты интересов и прав, декларированных законом.

В этом аспекте порядок проведения общественного экологического контроля предполагает направление обращения в адрес судебной инстанции, если активность некоторого лица выглядит незаконной, принимаемые им решения противоречат нормативным актам. Обратиться за помощью к правоохранительной системе можно в ситуации, когда госорганы бездействуют, должностные лица, ответственные за этот вопрос, не проявляют положенной активности. В то же время есть строгое ограничение: допустимо обращаться только по таким вопросам, которые прямо связаны с экологическими интересами, правовыми возможностями граждан державы.

Как это работает?

Государственный производственный и общественный экологический контроль в нашей державе организованы во многом через информационные потоки - основную форму осуществления разрешенной законодательством деятельности. Общественные организации вправе использовать доступные им методы требования данных от госорганов, предприятий относительно деятельности по охране природы. Также у общественности есть право доступа к сведениям, отражающим текущую обстановку. Оно декларировано несколькими вступившими в силу законами федерального уровня.

Отслеживание объектов общественного экологического контроля (потенциально опасных предприятий, ситуаций, спорных вопросов) на основании полученной официальной информации от частных лиц и госинстанций, госорганов позволяет в судебном порядке обжаловать решения, а также отсутствие активности либо, наоборот, принятие каких-либо мер, если таковое приводит к нарушению общественных, гражданских экологических прав.

Как улучшить?

Как говорят специалисты, повышение эффективности этой системы было бы достигнуто, если бы цели общественного экологического контроля удалось прописать в законодательстве предельно четко и корректно, вместе с тем на федеральном уровне организовать взаимодействие контролирующих структур как государственных, так и от общества. При этом важно сотрудничать, а не просто вступать в полемику. Участие должна принимать и прокуратура, ответственная за соблюдение принципов справедливости и равноправия.

Демократия и возможности

Как говорят специалисты по общественным, политическим наукам, именно сформированность гражданского сообщества - одно из ключевых показателей демократичности державы. Гражданское общество может быть источником положительного влияния на правовые отношения, связанные с экологической обстановкой. При этом сообщество должно иметь своеобразное, специфическое место в правовой системе, чтобы оказывать реальное влияние на состояние окружающей среды через продвижение и блокирование решений «власть имущих».

Общественные слушания, экспертные мероприятия, контроль - все это позволяет защитить права каждого человека, проживающего в нашей стране, на хорошее состояние экологии.

Что говорят аналитики?

Общепризнанной считается позиция, что в настоящее время в державе наблюдается серьезная нехватка целостного подхода к проблемам, связанным с экологией. Мероприятия, которые регулярно организуются, имеют довольно низкий уровень эффективности. Следовательно, на государственном уровне улучшения качества применительно к обстановке в мире вокруг так и не наблюдается. Что касается местного самоуправления, то здесь существующие подходы провоцируют коррупцию.

Одновременно с этим опросы показывают, что граждане откровенно недовольны тем, как складывается экологическая обстановка в пределах державы. Нарастает напряжение; и без того сложное (немалую роль играет экономический кризис) время сопряжено с дополнительным нагнетанием обстановки, обусловленным пренебрежением экологическими нормативами, законами, правилами. Уже не раз профессиональные исследователи пытались сформулировать, какие причины привели к подобной ситуации. Есть несколько подходов, объяснений, разработанных разными школами. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, приверженцев и несогласных.

Слова и дело

Как отмечают аналитики, правоведы, современное законодательство в нашей стране богато сложными и длинными формулировками, якобы призванными обеспечить возможность контроля над экологической обстановкой гражданам и общественным организациям. В то же время на практике ситуация складывается совершенно иначе: несмотря на обилие слов, реальной пользы от них нет, так как все выражения слишком расплывчатые. Суть общественного контроля в законодательных документах отсутствует, хотя описанию самого этого явления уделено немало внимания.

Еще более важно отсутствие алгоритмов, к которым можно было бы прибегать ради реализации возможностей. В настоящее время регулирование таково, что отдельные институты, субъекты просто не могут быть эффективными. В то же время специалисты отмечают: есть все задатки к улучшению системы, и доработка, ежели таковая будет иметь место, позволит повысить качество контроля общества над состоянием среды и факторами, его определяющими.

А если на примерах?

Довольно показательна тринадцатая статья федерального закона, посвященного вопросам охраны окружающей среды. Из формулировок нормативного акта следует, что должностные лица, равно как и госорганы, должны по мере сил помогать отдельным людям, образованиям и объединениям, имеющим некоммерческий характер, дабы таковые могли реализовывать свои права применительно к охране среды. С другой стороны, в законах нет никаких конкретных нормативов, декларирующих ответственность, если органы и лица не исполняют возложенное на них тринадцатой статьей обязательство.

Сходная обстановка наблюдается с двадцать шестой статьей федерального закона, посвященного охране атмосферы. В нем установлено, что со стороны общества процедуры контроля должны организовываться в порядке, определенном нормами применительно к общественным объединениям, охране среды. Конечно, это свидетельствует о необходимости охранных мероприятий, но формулировка настолько расплывчатая, что никакого реального смысла, практического применения, как утверждают правоведы, не имеет.

Сравнивая природоохранное законодательство последних лет, можно сделать вывод, что за последние два года уровень демократичности законов по участию общественности в управлении государством резко упал, что является одной из причин снижения активности населения в вопросах охраны окружающей среды.

Отсюда можно сделать вывод, что в России наметилось определенное проти­востояние интересов населения и государственных структур и налицо тен­денция к бюрократизации власти, к росту коррупции в сфере экологического контроля и управления природными ресурсами и отстранению граждан от участия в реше­нии проблем управления развитием общества.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 г.) хоть и является базовым законом, но его статьи содержат и нормы прямого действия.

Вопросам контроля в законе посвящена уже отдельная глава 2 и, резюмируя ее, можно сделать выводы, что новый закон «распыляет» управление природоохранной деятельностью и ответственность за состояние окружающей среды на федеральный, региональный и местный уровни.

Тенденция развития законодательства по охране окружающей среды в этой части направлена на постепенное слияние этой отрасли права с законодательством по охране здоровья человека от экологически неблагоприятных факторов, что пока относится к ведению государственного санитарного надзора.

Надо отметить, что новый закон все же дает больший простор для регионального и местного нормотворчества, поскольку охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности является предметом совместного ведения (ст.72 Конституции РФ) и в ст. 76 Конституции РФ содержится лишь принцип непротиворечивости региональных законов федеральным. То есть, все пробелы и общие положения федерального закона можно и нужно восполнить и регламентировать в законах субъектов федерации. Причем это относится и к тем правоотношениям в сфере охраны окружающей среды, которые не урегулированы федеральным законодательством, но не противоречат ему. Это предусмотрено в статье 12 закона, которая хотя и не содержит (!) такого права общественных и иных некоммерческих (не соответствует ст.30 Конституции РФ)) объединений, как общественный экологический контроль(ОЭК), но дает право осуществлять «другие предусмотренные законодательством права».

То есть, реализация права ОЭК может быть регламентирована и региональным законом. Федеральный же закон фактически опустил ОЭК на уровень муниципалитетов. Статья 68 закона дает такое право всем общественным и некоммерческим объединениям (сюда не относится ряд некоммерческих организаций), но право контроля должно быть зафиксировано в уставе объединения. Результаты контроля, представляемые органам власти подлежат обязательному рассмотрению в порядке, предусмотренном законодательством. Надо отметить, что данная статья не содержит отсылочную норму на порядок осуществления ОЭК, порядок направления на рассмотрение и порядок принятия мер. Есть только обязанность рассмотрения, но нет обязанности реагирования на результаты работы общественности.

Таким образом, отсутствует нормативный акт, регулирующий общественный экологический контроль и граждане (а также некоммерческие организации) не в состоянии эффективно реализовать провозглашенное в статье 68 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» право общественного экологического контроля. Эта статья относит установление порядка осуществления этого контроля к законодательству (для граждан) или к уставам для некоммерческих объединений.

Понятия «общественный экологический контроль» в российском законодательстве не существует, но на практике оно может включать в себя следующие направления:

Получение экологической информации и принятие мер реагирования общественности;

Разработка и внесение предложений по повышению эффективности работы государственных структур и контроль за их реализацией;

Участие в принятии экологически значимых решений, в том числе по принятию нормативно-правовых актов в сфере ООС, по проектированию и строительству объектов, могущих оказать воздействие на природную среду;

Участие в проведении ОВОС, государственной экологической экспертизы, проведение общественной экологической экспертизы.

Непосредственное проведение проверок соблюдения природоохранного законодательства как самостоятельно, так и совместно с государственными контролирующими органами;

Направление в надзорные органы и органы власти жалоб и заявлений, касающихся неисполнения должностными лицами госорганов или природопользователями возложенных на них обязанностей по охране окружающей среды;

Обращение в органы прокуратуры или суды с жалобами и исковыми требованиями;

Участие в расследовании высоких и экстремально-высоких загрязнений окружающей среды;

Проведение публичных мероприятий(акций) в защиту природы

Все эти права граждан в разной степени отражены в законах, но, к сожалению, не регламентируются в подзаконных актах - не имеют механизма реализации. К примеру, какова процедура проведения общественных слушаний по проектам строительства,(Положение по ОВОС от 16 мая 2000 г.), не знает ни заказчик, ни природоохранный орган, ни орган местного самоуправления, ни общественные организации. Как формируется состав участников слушаний, кто и как должен руководить процедурой слушаний, как фиксируется общественное мнение при этом, какова форма итогового документа, отражающего общественное мнение? На эти вопросы должен ответить подзаконный акт.

Представляется, что подзаконные акты в части общественного экологического контроля намеренно не разрабатываются органами власти с целью воспрепятствования реализации прав граждан и общественных объединений. Есть мнение государственных природоохранных структур, что государство не обязано регламентировать порядок ОЭК, поскольку оно, якобы, не вправе вмешиваться в деятельность общественных объединений. Однако запрета правового регулирования общественной деятельности в законодательстве нет, но именно через законы и осуществляется это регулирование, и в соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Поэтому общественность вправе требовать от Федерального Собрания РФ и Правительства РФ превращения деклараций в конкретные правовые механизмы реализации своего права на общественный контроль.

Тем более, что с 1 июля 2002 г. статья 274 Кодекс об административных правонарушениях РФ исключила право задержания нарушителей, изъятия документов составления протоколов об административном правонарушении представителями общественных организаций и теперь его могут составлять только должностные лица. Указанное еще более сузило правовую базу участия общественности в охране окружающей среды и сводит почти к нулю общественный экологический контроль, особенно в сфере охраны заповедных территорий, рыбных запасов и животного мира.

Определенную долю оптимизма дает Экологическая доктрина Российской Федерации, пункт 5 которой определяет такое направление, как обеспечение всех видов экологического контроля, а также совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций. Однако, следует учесть, что хотя Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (в редакции постановления Правительства РФ от 11 декабря 1998 года №1538) и предусматривают такой нормативный акт, как распоряжение Правительства РФ, такой документ как доктрина, должен утверждаться как минимум Указом Президента РФ. Экологическая доктрина лишь одобрена распоряжением Правительства РФ №1225-Р от 31 августа 2002 года и ее следует рассматривать, как некую ни к чему не обязывающую российскую дань форуму по устойчивому развитию в Иоханессбурге.

Несмотря на отсутствие правового регулирования общественные организации предпринимают попытки создания общественных экологических инспекций для проведения общественного контроля (к примеру, создание в 2002 году Общественной экологической инспекции МСОЭС), но при этом возникает ряд проблем. Первая, с которой пришлось столкнуться организаторам - почти полное отсутствие желающих заниматься общественным контролем. Избалованные грантами профессиональные функционеры НПО в центре и на местах не выразили стремления к неоплачиваемому труду, который вполне может привести к негативным последствиям со стороны государства и коммерческих структур для самих общественных контролеров. К тому же капитализация нашего общества привела к резкому падению престижа общественной (неоплачиваемой) работы вообще, и экологической деятельности в частности. На сегодня утрачены моральные и материальные стимулы такой работы на благо общества, а законодательство отказывается стимулировать общественно полезную деятельность.

Вторая проблема- чисто правовая: нет нормативного акта, регламентирующего порядок ОЭК, права, обязанности и ответственность таких контролеров, а также нет государственных гарантий по компенсации неблагоприятных последствий такой деятельности. Государственные органы не могут взять на себя ответственность за любые последствия ОЭК, не обязаны нести ответственность за безопасность, жизнь и здоровье общественных контролеров, как, впрочем, и сами общественные организации, имеющие такие инспекции. НПО, имеющая в уставе функцию общественного контроля, не будет нести ответственность за последствия нанесения вреда общественному инспектору при осуществлении им ОЭ, так как членство в НПО и общественные обязанности носят добровольный характер. А законодательство и уставы НПО не содержат мер ответственности организации, включая ответственность за незаконные действия общественных инспекторов, приведшие к ущербу для объектов контроля.

Третья проблема- крайне низкий профессиональный уровень общественного контроля и правовая безграмотность общественных инспекторов, что зачастую делает невозможным практическое использования результатов ОЭК.

Четвертая – отсутствие финансовой базы ОЭК. Грантовая помощь Запада резко сокращена и сейчас имеет приоритет поддержки межсекторального сотрудничества. Общественный же контроль - функция в основном оппозиционная по отношению к органам власти на местах. Это означает, что надеяться на существенную грантовую помощь международных благотворительных фондов или на финансовую поддержку в субъектах федерации для целей ОЭК в настоящее время нереально.

Поэтому институт ОЭК оказался свернутым на сегодняшний день и делаются лишь робкие неудачные попытки подвести под него правовую базу, и государственные органы с очень большой осторожностью выдают единичным представителям НПО удостоверения общественных инспекторов.

Тем не менее, федеральной власти необходима помощь НПО для реализации федеральных же законов и политики государства. Президент РФ и его администрация ясно дали понять на Гражданском Форуме РФ, что для создания единого сильного государства нужна обратная связь населения с федеральной властью. Это дает надежду, что политика и законодательство РФ в части ОЭК будут совершенствоваться и развиваться, что будет налагать обязательства и на общественные организации. НПО должны стать массовыми, профессиональными и ответственными за свои действия и решения.

7.Взаимодействие общественности с правоохранительными органами с сфере охраны окружающей среды

Механизм правовой защиты экологических прав граждан с трудом,но набирает обороты и использование судебной системы для этого - все же наиболее эффективная мера влияния общественности на экологическую ситуацию.

Трудности этого процесса в том, что пресловутая «совковость» наших постсоветских людей не позволяет относиться к правоохранительным органам как к инструменту защиты в сфере экологии. Общественное мнение с одной стороны считает обращение в суд все еще проявлением сутяжничества и скандальности характера истца, с другой стороны не доверяет судам, как части государственной машины. Если в части первой этого явления есть положительные сдвиги в сознании людей, то второе утверждение остается незыблемым, чему сотни и тысячи примеров. Суды зависимы от исполнительной власти, особенно от местной, и часто демонстрируют народный афоризм- «закон, что дышло».

Однако, брошенный в 90-е годы в общественную среду А.В. Яблоковым призыв «заменить поток жалоб на поток судебных исков» уже реализован и процесс идет. Это доказывается рядом выигранных общественными организациями судебных дел в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Хабаровске, Челябинске, в Республике Коми, на Сахалине, на Байкале и других регионах. Так, общественные адвокаты успешно опробовали действие статьи 980 Гражданского кодекса РФ «Условия действия в чужом интересе» в экологической защите Охотского моря от экспансии зарубежного нефтяного капитала. Заслуживает внимания НПО также статья 51 Арбитражного кодекса РФ (24 июля 2002 г.), позволяющая общественным организациям участвовать в процессе рассмотрения дел о взыскании экологического ущерба в качестве третьих лиц, поддерживающих иски природоохранных органов или прокуратуры

Судебная система России все более реагирует на инициативы экологической общественности и уже удовлетворены судами десятки исковых требований или жалоб со стороны общественных экологических организаций и граждан. Судебные прецеденты по защите общественных экологических интересов или прав граждан на благоприятную окружающую среду, на участие в принятии экологически значимых решений, на получение экологической информации запустили процесс повышения квалификации судей по экологическому законодательству и неизбежно приведут к обзору и обобщению судебной практики и разъяснению Пленумом Верховного Суда РФ многих вопросов правоприменения по этой категории дел. Действующее постановление Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г.»О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения, к сожалению, не содержит даже косвенного намека на участие общественности в процедуре судебного разбирательства.

Однако, процесс привлечения закона на защиту природы имеет и отрицательные последствия. Наиболее известные юристы, ведущие такие дела, попадают под прессинг власти. Так, юрист-общественник из Новороссийска М.М. Константиниди, выигравший в суде дело против строительства нефтяного терминала КТК в районе курорта Анапа, был явно необоснованно привлечен к уголовной ответственности по надуманному обвинению. Второй отрицательный результат судебной активности общественности – процесс отмены действия некоторых положений законов, регламентирующих жесткие природоохранные процедуры и права общественности.

Третий отрицательный результат – создание искусственных преград для регистрации и перерегистрации общественных организаций, а также ликвидация наиболее активных из них через суды по искам регистрирующих органов. Одна из таких организаций -Краснодарская региональная общественная организация «Экурс» ликвидирована решением Анапского городского суда от 15 мая 2002 года за … непредставление отчета о своей деятельности. При этом совершенно игнорировано, что непредставление отчета вообще не может быть основанием для принятия решения о ликвидации (ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях» в редакции от 19 июля 1998 г.), что закон разрешает деятельность без регистрации (ст.21), что государство обязано обеспечить соблюдение прав и законных интересов объединений, оказывать поддержку их деятельности, предоставлять льготы и преимущества (ст.17).

Таким образом, благородная цель строительства в России правового государства стала входить в конфликт с другой важной целью- созданием гражданского общества и этот конфликт целей необходимо обсудить и предложить Президенту РФ принять меры по корректировке государственной политики.

Судебная власть- наиболее консервативная из трех ветвей власти и это плюс для общественности. Наличие института кассационного обжалования, обжалования в порядке надзора, наличие прав граждан и общественных организаций на участие в процессе, поддержка прокуратуры и прессы, создание института уполномоченных по правам граждан и другие факторы вполне позволяют использовать возможности российского законодательства для охраны окружающей среды и прав человека на экологическую безопасность, для защиты наших детских площадок и скверов от нашествия гаражей, торговых киосков и «элитных» домов. Для этого необходимо иметь гражданское мужество, настойчивость, а также нужна независимые профессиональные общественные структуры, способные профессионально работать с правоохранительными органами..

Деятельность органов МВД РФ регулируется в основном Федеральным законом «О милиции» (с изменениями на 25 июля 2002 года), в статье 1 которого указано, что милиция призвана защищать жизнь, здоровье, право и свободы граждан. (а значит и право на благоприятную окружающую среду). В задачи милиции входит предупреждение и пресечение преступлений (Уголовный кодекс РФ имеет раздел по экологическим преступлениям) и административных правонарушений (КоАП РФ также имеет главу о нарушениях в области охраны окружающей среды). Поэтому, в функции милиции должно входить и обеспечение экологической безопасности, как составной части общественной безопасности. В перечне обязанностей органов и должностных лиц милиции, однако, это направление никак не обозначено. На практике только ГИБДД осуществляют контроль за соблюдением стандартов, технических норм в области безопасности дорожного движения, включая стандарты по нормированию состава выхлопных газов автотранспорта, но в этом направлении издавался ряд приказов МВД РФ, ограничивающих такой контроль. Тем не менее, участие милиции в обеспечении экологической безопасности в соответствии с вышеназванным законом, должно быть четко регламентировано в подзаконных актах.

В плане взаимодействия общественных организаций с милицией можно обратиться к статье 10 (п.23), которая обязывает милицию оказывать содействие представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности. Поскольку ОЭК является именно таковой, то общественные организации вправе обращаться за таким содействием в милицейские структуры и, в первую очередь, в милицию общественной безопасности.

Одной из эффективных форм работы общественности и милиции ранее являлись добровольные народные дружины (ДНД) , но в настоящее время действующее федеральное законодательство не может гарантировать защиту прав членов ДНД при осуществлении общественного контроля, и эта форма участия граждан постепенно отмерла. Однако, ст.17 закона сохраняет такой институт, как внештатные сотрудники милиции, что создает условия для создания специализированных групп по обеспечению экологической безопасности из числа граждан- добровольцев.

В ноябре 2000 года проведены парламентские слушания в Государственной Думе РФ «Об экологической милиции». Представители МВД РФ на слушаниях явно немотивированно высказались за прекращение московского эксперимента по экологической милиции, что, как представляется, объясняется следующим:

МВД не являются государственным органом, ответственным за состояние окружающей среды, и Московское ГУВД не имеет утвержденных показателей отчетности перед МВД по экологическим правонарушениям, а посему не заинтересовано в продолжении эксперимента;

МВД, напротив, заинтересовано в использовании бюджетных средств, идущих на содержание экологической милиции, на финансирование милиции общественной безопасности, результаты деятельности которой являются основным показателем работы министерства;

МВД обеспокоено усилением подразделений муниципальной милиции г. Москвы, подчиняющихся правительству Москвы;

Слаба и противоречива нормативно-правовая база деятельности экологической милиции;

Личный состав органов милиции и не владеет экологическим законодательством и имеет слабое представление о возможностях его применения, что сказывается на эффективности работы милиции в сфере ООС.

Однако, природоохранные органы и прокуратура цифрами доказали экономическую и экологическую целесообразность работы московской экологической милиции, вследствие чего приняты рекомендации (вопреки мнению Администрации Президента РФ и Правительства РФ) распространить опыт работы московской экологической милиции на крупные города России.

Всероссийская конференция по экологической безопасности (Москва.2003 г.) , кстати, признала эффективность работы экологической милиции и рекомендовала создавать такие специализированные подразделения милиции общественной безопасности в городах страны.

В отношениях с органами прокуратуры следует исходить из за­дачи этих органов выявлять нарушения природоохранного законо­дательства. Некоторые природоохранные прокуроры делают акцент в работе на собственные проверки выполнения норм и правил не­посредственно на предприятиях или у иных природопользователей, не учитывая,что это-задача природоохранных органов. Малочис­ленный штат природоохранных прокуратур будет работать на поря­док эффективнее для природы, если в первую очередь будет осу­ществлять надзор за должным выполнением функций органов гос­контроля и местной администрации. Для этого прокуратуре нужна информация о нарушениях законодательства, по которым соответ­ствующие службы не принимают должных мер. Это есть основа их взаимодействия с общественными организациями, выгодная обеим сторонам.

Федеральный закон « О прокуратуре РФ » (по состоянию на 25.07.2002 г.) вообще не содержит упоминания о взаимодействии органов прокуратуры и общественности, лишь ст.2 указывает на ограниченную гласность деятельности прокуратуры. Но в статье 1 закона особо указано, что ответ на обращение лица должен быть МОТИВИРОВАННЫМ, а в случае отказа заявителю разъясняется порядок обжалования. Есть в этой статье и запрещение пересылки жалоб в орган или должностному лицу, действия которых обжалуются.

В развитие заявленной в законе гласности издан приказ Генеральной прокуратуры РФ №45-98 «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей».

Институт прокурорского надзора довольно эффективен и в этой системе созданы даже специализированные природоохранные прокуратуры. К примеру, в п.6 Положения о Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуре, утвержденном Прокурором РБ 3 июля 2000 года, прямо указано, что прокуратура в своей надзорной деятельности действует гласно при активном использовании средств массовой информации, в своей работе опирается на помощь граждан и их общественных формирований.

Очень эффективно работала Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, применяя все законные формы взаимодействия с общественностью. Однако, Генеральная прокуратура России с 2000 года стала проводить политику разрушения созданной системы прокурорского надзора в этой сфере. Органы региональной власти, зачастую сами нарушающие требования экологического законодательства, добиваются усиления влияния на природоохранные прокуратуры, что явно заметно сказывается на независимости и эффективности работы природоохранных прокуроров на местах. Прокуроры почти не используют такой институт общественного участия (хотя и не предусмотренный федеральным законом), как общественный

помощник прокурора, крайне редко привлекают представителей общественности для участия в судебных процессах по уголовным и гражданским делам в сфере охраны окружающей среды.

Надо отметить, что стала усиливаться роль прокуратуры при федеральных округах, в том числе по вопросам надзора за соблюдением природоохранного законодательства, но это происходит на фоне снижения процессуальных возможностей природоохранных прокуроров и следователей, а также либерализации ответственности за экологические преступления и правонарушения..

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время резка металла приобретает все большее значение. Это происходит в первую очередь за счет увеличения объемов производства с которыми не справляется обычная ручная резка, а также в связи со значительным развитием кибернетики и автоматики, благодаря чему изготовление станков с ЧПУ для фигурной вырезки деталей и заготовок не представляет технической сложности и окупаемость данного оборудования лежит в пределах 0,5--1 года. Изготовление станков с ЧПУ в существенной мере облегчило труд резчика, повысило производительность труда и точность изготовления детали (заготовки), благодаря чему возросла роль резки металла в заготовительном производстве.

Одной из наиболее трудоемких операций, в настоящее время, остается подготовка кромок под сварку. Разработки в этой области на территории бывшего СССР до сих пор не увенчались успехом. Зарубежные аналогичные приспособления не получили широкого распространения в нашей стране в первую очередь из-за их высокой стоимости.

Сырье в промышленности: классификация, добыча, обогащение сырья

В двадцатом столетии бурное развитие промышленности, перерабатывающей минеральное сырье, привело к накоплению тысяч тонн отходов, в составе которых содержатся силикаты и алюмосиликаты кальция, магния, калия и натрия. Промышленность строительных материалов - главный потребитель техногенного сырья, является завершающим звеном комплексного использования природных богатств и может решать многие экологические проблемы.

В технологии бетона особый интерес вызывают те побочные продукты, которые являются химически активными материалами и участвуют в процессах формирования структуры.

По классификации Боженова П.И. техногенное сырье по агрегатному состоянию в момент его выделения из основного технологического процесса разделяется на три класса:

1. Продукты, не утратившие природных свойств (карьерные остатки при добыче горных пород; остатки после обогащения породы на полезное ископаемое).

2. Искусственные продукты, полученные в результате глубоких физико-химических процессов, образовавшиеся:

При обработке ниже Тспек;

При условии полного или частичного расплавления исходного сырья;

При осаждении из расплава при Т < 200 °С.

3. Продукты, образовавшиеся в результате длительного хранения отходов в отвалах (жидкие: растворы, эмульсии, грязи; твердые: щебень, пески, порошки).

Минеральным сырьем 1 класса являются попутные продукты промышленности нерудных строительных материалов и горно-обогатительных комбинатов (ГОК). «Хвосты» обогащения ГОКов, содержащие в основном кварц, полевые шпаты, карбонаты кальция и магния, могут использоваться в качестве заполнителей для производства бетонных и растворных смесей, если по размеру зерен удовлетворяют требованиям действующих стандартов.

Техногенным сырьем 2 класса являются металлургические шлаки, золы и шлаки, образовашиеся при сжигании твердого топлива на ТЭС, шламы глиноземной и химической промышленности, пыль газоочистки производства ферросилиция и другие. Эти продукты, во многом различаясь по химическому и минералогическому составу, могут использоваться и в качестве вяжущего материала и как минеральные добавки в бетонах и растворах.

Продукты 3 класса пока не находят широкого применения в производстве строительных материалов из-за разнообразия процессов, происходящих в отвалах. Наиболее подробно изучены горелые породы угледобывающей промышленности, которые могут применяться как неактивные минеральные компоненты бетонных и растворных смесей.

Числитель приведенной формулы показывает, сколько процентов СаО остается для образования силикатов кальция, а знаменатель -- сколько СаО необходимо для образования моносиликатов кальция. Если Косн = 1, образуется CS, при Косн =1,5, следует ожидать образования CS и C2S, при Косн -- 2, образуется C2S.

По химической характеристике (Косн) минеральные материалы разделяется на 5 групп:

От 1,6 до + оо -- ультраосновные (обладают свойствами вяжущих); -- от 0,0 до 0,8 - кислые (сырье для керамических материалов, стекла, минеральной ваты);

От 0,0 до - оо - ультракислые (сырье для керамики, стекла и др.).

Эффективным сырьем для производства активных минеральных тонкодисперсных добавок в бетоны и растворы являются зола-уноса ТЭС, обладающая удельной поверхностью порядка S д = 3000…3500 см2Д и микрокремнезем, имеющий Syd -- 20 000…22 000 см2/г. Эти отходы не требуют специальной подготовки при их введении в бетонную или растворную смесь. При этом, однако, следует учитывать, что при использовании зол и шлаков их свойства в значительной степени зависят от химического состава и свойств исходного сырья и могут колебаться в широких пределах.

К добавкам пуццоланического действия относятся ультрадисперсные отходы ферросплавного производства, содержащие более 90% аморфного кремнезема и состоящие из тонкодисперсных сферических стекловидных частиц. Основной предпосылкой использования таких добавок в производстве вяжущих и бетонов является их способность в смеси с известью за первые 5…7 ч нормального твердения связывать до 7% СаО в низкоосновные гидросиликаты кальция при соотношении между известью и добавкой 1:1 по массе.

Имеются данные, что 1 кг микросилики может заменить 3…4 кг цемента в бетоне при обеспечении той же прочности в 7 и 28-суточном возрасте. Важное отличие добавки состоит в том, что эффект пуццолановой реакции проявляется на ранних стадиях твердения более интенсивно, чем при использовании золы-уноса.

Использование в бетонах и растворах отходов ферросплавного производства и других подобных минеральных веществ является перспективным направлением в технологии бетона, так как, являясь вторичным цементирующим материалом, они в значительной мере способствуют повышению технической и экономической эффективности бетона.

В процессе выплавки чугуна в доменных печах образуется большое количество шлаков, которые целесообразно использовать в качестве добавок в бетонах и растворах. Для производства активных дисперсных добавок целесообразно отбирать расплавы доменных шлаков, образующихся при горячем или нормальном «ходе» (тепловом режиме) доменной печи. Для получения добавок наиболее подходят быс-троохлажденные гранулированные расплавы, поэтому в качестве добавок лучше использовать остеклованные шлаки.

Некоторые шлаковые расплавы в результате силикатного распада превращаются в тонкодисперсный порошок «доменную муку», которая почти полностью состоит из гидравлически активного белита и может применяться как активная минеральная добавка без дополнительного помола, что экономически весьма целесообразно.

Большим резервом производства строительных материалов является вторичное сырье цветной металлургии. В алюминиевой промышленности основной техногенный продукт -- шламовые отходы, количество которых в отвалах исчисляется десятками миллионов тонн. При переработке бокситов на глинозем образуется красный бокситовый шлам, характеризующийся рядом ценных свойств: высокой степенью дисперсности, постоянным химическим составом и водотвер-дым отношением, значительным содержанием полуторных оксидов.

Для определения оптимального количества минеральных добавок необходимо проводить экспериментальные исследования с целью установить зависимость изменения прочности бетона от количества добавки: Rb =/(МД). Для этого изготавливаются образцы из смеси цемента и различного количества добавки, которые после 7-и и 28-суточного твердения при нормальных условиях или сразу после пропа-ривания испытываются на прочность.

Исследованиями установлено, что характер изменения прочности бетона с минеральными добавками связан со способностью добавок работать как микронаполнители. При малых дозировках добавки её частицы, равномерно распределяясь в тесте, играют роль включений, снижающих однородность и прочность цементного камня. При оптимальном содержании добавки в системе «цемент + минеральная добавка» прочность бетона повышается, достигая максимума. В этом случае частицы минеральной добавки играют роль элементов структуры цементного камня. Дальнейшее увеличение дисперсного материала приводит к разбавлению цемента добавкой и нарушению непосредственных контактов между частицами цемента, что ведет к снижению прочности. Следует различать экономически оптимальное количество минеральной добавки, найденное из условия минимизации расхода цемента или стоимости бетона, и структурно-оптимальное, обусловленное физическим состоянием системы или структуры, связанное с перераспределением частиц в цементном тесте.

Предпочтение следует отдавать структурно-оптимальному количеству добавки, потому что бетонам с такой организацией структуры соответствует максимальное значение прочности -- отклик системы «Ц+МД» на оптимизацию дисперсионной среды (цементного теста) в бетоне.

Cтраница 1


Промышленное сырье состоит из одних полуплодиков от серовато-зеленого до буровато-зеленого цвета, характерного для фенхеля ароматического запаха и сладковато-пряного вкуса. Базисные и ограничительные нормы приведены ниже.  

Промышленное сырье составляют листья разных размеров с черешками нормального цвета и приятного запаха, напоминающего свежие огурцы. В чистом сырье 47 - 58 % листовых пластинок, 42 - 53 % черешков. Содержание листовых пластинок может быть увеличено на 10 - 15 % возделыванием фиалки на орошаемых землях.  

Промышленное сырье представляет собой отрезки корневищ длиной не менее 2 см, толщиной около 1 - 2 см, неочищенные от опробковевшего слоя, цилиндрические, слегка сплюснутые и изогнутые, большей частью продольно разрезанные. На поверхности видны полулунные широкие рубцы от опавших листьев и многочисленные круглые мелкие бородавчатые выросты - следы опавших и отрезанных корешков. Цвет корневища снаружи желтовато - или красновато-бурый, иногда зеленовато-бурый; в изломе - желтоватый или розоватый, иногда зеленоватый; рубцы от листьев темно-бурые.  

Промышленное сырье классифицируют: по происхождению - минеральное, растительное и животное; по запасам - невозобновимые и возобновимые; по химическому составу - неорганическое и органическое; по агрегатному состоянию - твердое, жидкое и газообразное.  

Промышленным сырьем является вся надземная часть растения, за исключением одревесневших ветвей. В высококачественном сырье - 60 % листьев и 40 % стеблей.  

Промышленным сырьем является вся надземная часть куста без одревесневших ветвей, срезанная по линии облиствения в фазу массового цветения соцветий боковых ветвей и побуре-ния семян на центральном соцветии.  

Промышленным сырьем являются молодые облиственные ветви. Масличность их колеблется в пределах 0 5 - 1 0 % и зависит от степени облиственности и содержания эфирного масла в листьях. В составе эфирного масла идентифицировано около 40 компонентов, среди которых главным является цинеол.  

Промышленным сырьем, в основном состоящим яз парафинов нормального строения, является когазин, синтезируемый по методу Фишера и Тропша. В нем полностью отсутствуют циклические соединения.  

Промышленным сырьем являются очищенные сухие корневища. Переработка свежих или же плохо очищенных корневищ дает эфирное масло низкого качества.  

Сырье – исходный материал для производства химического продукта, обладающий стоимостью.

Классификация сырья

По происхождению сырье бывает природное и синтетическое.

Растительное и животное сырье обычно подразделяют на пищевое и техническое.

По запасам сырье бывает возобновляемое (вода, воздух, растительное и животное сырье) и не возобновляемое (руды, горячие ископаемые).

По химическому составу сырье бывает неорганическое (руды, минералы) и органическое (нефть, уголь, природный газ).

По агрегатному состоянию сырье бывает твердое (руды, уголь, древесина), жидкое (вода, нефть) и газообразное (воздух, природный газ).

Сырье для промышленности органического синтеза

Это углеводороды, получаемые из горючих ископаемых (нефти, угля, природного газа).

Нефть

Это тяжелая маслянистая жидкость, содержащая:

1) парафиновые углеводороды (алканы) газообразные С 1 – С 4 , жидкие С 5 – С 15 и твердые >С 15 .;

2) нафтеновые углеводороды (циклоалканы) – моно-, би- и полициклические структуры с боковыми цепями;

3) ароматические углеводороды (арены) – моноциклические (бензол, толуол, ксилолы) и полициклические (нафталин, фенантрен, антрацен и др.);

4) кислородсодержащие соединения (нафтеновые кислоты, фенолы, крезолы и др.);

5) сернистые соединения (сероводород, сульфиды, дисульфиды, меркаптаны, тиофены и др.);

6) азотистые соединения (пиридин, хинолин и их производные);

7) соли минеральных кислот;

8) органические комплексы ванадия, никеля и других металлов;

9) другие соединения.

Переработка нефти осуществляется с использованием физических и химических методов в следующей технологической последовательности:

Промысловая подготовка нефти заключается в удалении из нее минеральных примесей (вода, песок, соли), растворенных газов (попутного газа) и легколетучих жидкостей (газового бензина). Нефть освобождается от примесей в ходе следующих операций:

Прямая перегонка нефти предназначена для разделения нефти на отдельные фракции, отличающиеся по температурам выкипания. В зависимости от направления использования полученных дистиллятов различают топливный и топливно-масляный варианты прямой гонки. Нефтеперерабатывающие заводы топливного профиля ориентированы только на производство топлив и используют установки прямой гонки АТ (атмосферная трубчатка). При этом получают следующие фракции:

Прямогонный бензин, t начала кип. = 140С;

Лигроин, t кип. = 140-180С;

Керосин, t кип. = 180-240С;

Дизельное топливо, t кип. =180-350С;

Мазут – свыше 350С.

Прямогонный бензин имеет низкое октановое число и может быть использван в качестве топлива для автомобильных двигателей внутреннего сгорания (карбюраторное топливо) только после добавки соединений, повышающих детонационную стойкость (тетраэтилсвинца, алкилатов, метил-трет-бутилового эфира и др.). Бензин, содержащий тетраэтилсвинец, называется этилированным; он является экологически опасным и запрещен к применению в странах Европы (в настоящее время запрещается и в России). До недавнего времени большая часть отечественного бензина А-76 содержала тетраэтилсвинец. Бензины АИ-95, АИ-98 относятся к не этилированным (около 60% от общего количества отечественного бензина). Кроме автомобильных бензинов нефтеперерабатывающая промышленность выпускает также бензины-растворители и бензины - экстрагенты. Лишь незначительная часть бензиновой фракции используется в качестве нефтехимического сырья.

Керосин применяют в качестве топлива для авиационных двигателей (реактивное топливо). Дизельное топливо используют для двигателей с воспламенением от сжатия (дизели). Мазут применяют в качестве топлива для паровых котлов, промышленных печей и газовых турбин (котельное топливо, газотурбинное топливо); большая часть его идет на вторичную переработку.

Если нефтеперерабатывающий завод ориентирован на топливно-масляный вариант, то, используя установки АВТ (атмосферно-вакуумная трубчатка), кроме перечисленных продуктов получают вакуумный газойль (t кип. = 350-500С и из мазута под вакуумом отгоняют масляные дистилляты (трансформаторный,t кип. = 300-400С, машинный,t кип. = 400-450С и цилиндровый,t кип. = 450-490С). Эти фракции являются основой для получения высококачественных масел. Нефтяные масла в зависимости от направления использования разделяют на:

Моторные (для карбюраторных, дизельных и авиационных двигателей);

Турбинные;

Компрессорные;

Индустриальные;

Приборные;

Электроизоляционные и др.

Кроме того, на основе масляных дистиллятов изготавливают смазки (консистентные, атифрикционные, фрикционные, протекционные, диспергирующие и др.) и специальные жидкости (охлаждающие, гидравлические, антикоррозионные и др.). Остаток вакуумной перегонки, выкипающий выше 500С– гудрон, используют для получения битумов (дорожных, строительных, изоляционных), а также в качестве сырья в процессах коксования и деасфальтизации. Из дистиллятов прямой гонки нефти получают такие нефтепродукты как парафин, церезин, нафтеновые кислоты, нафталин и др.

Наиболее ценные компоненты нефти – «светлые» нефтепродукты, выкипающие при температуре ниже 350 0 при атмосферном давлении. Они находят наиболее широкое применение. Однако их содержание в нефти невелико, не более 45% (бензин 17%, керосин 10-%, дизельное топливо 17%). Поэтому так называемые «тяжелые» фракции нефти подвергают специальной переработке, заключающейся в уменьшении молекулярной массы и химического состава углеводородов с целью снижения их температур кипения. Применяемые при этом процессы называютвторичными и по своей природе они, в отличие от первичной переработки нефти, являются химическими. В основе всех этих процессов лежат следующие реакции:

Реакции расщепления связи С-С с образованием алканов и алкенов с более короткой цепочкой;

Реакции расщепления связи С-Н с образованием алкенов с той же длиной цепи и молекулярного водорода;

Реакции изомеризации;

Реакции полимеризации, конденсации, алкилирования и др., приводящие к укрупнению молекул.

Все эти реакции являются радикальными; вклад каждого типа реакций зависит от условий проведения процесса и состава нефтяной фракции, подвергающейся переработке. Различают термические и каталитические вторичные процессы.

Наиболее важные вторичные процессы переработки нефти:

Термокрекинг – расщепление тяжелых углеводородов при их нагревании до 450-500С без доступа воздуха, под повышенным давлением. Это наиболее старый метод вторичной переработки; разработан в 1890 г. В.Г. Шуховым. В настоящее время термокрекинг имеет ограниченное применение. Его используют для получения котельного топлива из гудрона (висбрекинг ) и в некоторых других случаях. В промышленности в зависимости от конкретных условий используют жидкофазный и парофазный крекинг, а такжепиролиз как особый вид высокотемпературного крекинга (600-900С), осуществляемого из различных видов сырья с целью получения олефинов, прежде всего, этилена и пропилена.Коксование – высокотемпературное (600-1100С) разложение гудрона и тяжелых нефтяных остатков с целью получения нефтяного кокса (материал для производства электродов и металлургическое топливо). Коксование проводят в таких условиях, при которых происходит реакция конденсации продуктов термического распада углеводородов.

Использование катализатора меняет механизм реакций разложения на ионный, это в сотни и тысячи раз увеличивает скорость некоторых реакций. Применение катализаторов позволяет снизить температуру процессов распада и менять относительный вклад отдельный реакций, т.е. направлять процесс преимущественно в направлении получения требуемых продуктов.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник