31.08.2019

Понятие и особенности управляемых социально-экономических и политических процессов. Список использованных источников и литературы. Общество представляет собой чрезвычайно сложную систему управления, состоящую из относительно самостоятельных систем: эконом


При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономику и социальную сферу в целом все они основываются на представлениях общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого – единый, универсальный инвариантный алгоритм, который в зависимости от степени детализации может насчитывать от четырех до шестнадцати этапов.

Опыт управления крупными социально-экономическими системами опирается на два подхода:

Первый подход – программно-целевой, предполагающий довольно жёсткое, директивное взаимодействие между субъектом и объектом управления. Он предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение её инфраструктуры руководящих органов и подчинённых структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и так далее. Этот подход построен на подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

Второй подход – «органический», рассчитанный на учёт внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своём макроварианте он известен как «концепция модернизации». Он основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», то есть пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

Оба подхода имеют в своих арсеналах достаточно средств для эффективной реализации, но в определённых границах. Сильными сторонами программно-целевого подхода являются хорошо разработанные и постоянно совершенствующиеся методы и средства, в том числе экономико-математические методы, моделирование, искусственный интеллект и другие. Формируемые программы обладают свойством концентрации усилий и средств, контролируемости и конкретности, что очень выгодно не только с технологической, но и с социальной точки зрения. Этот подход наиболее эффективен в стабильных или хорошо предсказуемых условиях, в достаточно жёстко централизованных системах. Слабость этого подхода, как часто это бывает, заложена в его достоинствах. Он создаёт у управленцев иллюзию, что власть всесильна, что и ограничивает его возможности, особенно в периоды нестабильности, при смене стратегии и тому подобное.

Сильная сторона «органического» подхода – опора на механизмы саморазвития, гомеостазиса, самоуправления. Решающим фактором развития становится способность объекта управления к собственному развитию, а управление сводится к воздействию на этот процесс саморазвития в желательном направлении. Несмотря на «мягкость», органичность, и этот подход сталкивается с ограничениями. Их природа та же, что и у первого подхода, а именно: конечное, будущее состояние управляемого объекта привносится извне, то есть как модель принятого за образец прецедента.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность данной управленческой деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт с выделением в нем доли трудовых доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен, прожиточный минимум, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и другое. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряжённых с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

По критерию функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления управления социально-экономическими процессами. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований, а также их социальных последствий. В рамках этого направления государство, будучи главным субъектом управления в обществе, должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством осуществления мер антикризисного регулирования – предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся и тому подобное. Второе направление – управление общеэкономическими процессами в целом. Оно обусловлено необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестиции в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. Третье направление управления носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика управления рассматриваемыми процессами, в отличие от управления производственными процессами, заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом дальнейшей отраслевой специализации.

Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений. Ведь в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации, её перспективной динамики, разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей информации должен обладать каждый управленец. Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растёт по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице.

Термин кибернетика означает науку об общих принципах управления.

Кибернетический подход вводит деление системы на 2 субсистемы: субсистему реализации (управляемую) и субсистему управления (управляющую). Говоря о кибернетическом структурировании системы имеют ввиду внутреннее управление, самоуправление.

К каждой из субсистем применяется системный подход. Это означает, что обе субсистемы представляют собой сложные системы, состоящие из элементов, подсистем, имеющих границы.

Выдел-т 2 осн-х процесса сложных систем, присущих обеим системам: процесс функц-ия (движ-е ресурс-х потоков по каналам связи) и развития (техническое перевооружение, реконструкция, расширение, новое строительство).

Субсисиема реализации и субсистема управления непрерывно взаимодействуют м/у собой, обмениваюясь системными ресурсами - информацией. Этот же ресурс циркулирует в субсистеме управления.

Субсистему реализации называют также объектом управления или управляемой системой. Субсистему управления называют субъектом управления или управляющей системой.

Субсистема реализации выпускает основные продукты деятельности сложной системы путем переработки входных ресурсов в выходные. В общем случае такая система включает 3 обособленных составляющих: основное производство (обеспечивает выпуск продукции); вспомогательное производство (обеспечивает основное производство необходимыми составляющими); обслуживающее производство (не участвует в процессе производства; обслуживает основное и вспомогательное производство). Субсистема реализации делится на 2 подсистемы: подсистема функционирования (выпускает продукцию); подсистема развития (реконструкция, новое строительство, расширение).

Субсистема управления имеет все характеристики сложной системы, основными из которых являются процесс и структура. Структура системы управления представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест, управленцев. Наличие человека является особенностью субсистем управления.

Процесс управления - это совокупность взаимодействующих элементов управления. В общем случае управление есть воздействие субсистемы управления на субсистему реализации с целью достижения последним определенного целевого состояния.

В процессе управления потребляются системные ресурсы, которые нужны для разработки управленческих решений - продуктов субсистемы управления. В роли ресурса выступает информация. Она может быть входной (сведения об объекте управления, инструкции, регламентирующие деятельность объекта, документы…) и выходной (управленческое решение). Процесс переработки входной информации в выходную называется разработкой управленческого решения.

Рис. 2

Сложная производственная система имеет свою генетическую структуру. Структура сложной системы - это элементы системы и их взаимосвязи. Понятие «генетический» означает характеристику, связанную с происхождением. Сложной производственной системе присущи следующие генетические характеристики: реализация и управление; функционирование и развитие; структура и процесс. Специальным образом расположенные названные характеристики формируют генетическую структуру системы.

Основной целью генетической структуры СПС является систематизация процесса ее анализа, моделирования и синтеза. Для эффективного анализа необходимо описать каждый из 8 генетических элементов СПС. Основным элементом данной генетической структуры является элемент ПРФ - процесс реализации функционирования, поскольку именно в этом процессе происходит производство товаров, работ, услуг. Кроме товаров, работ, услуг в процессе деятельности образуются отходы, как результат производства.

Управление любыми сложными объектами осуществляется циклами. В процессе управления выделяют 3 системных цикла: календарный, функциональный, оперативный.

Календарный цикл состоит из 7 вложенных календарных периодов и представляет собой последовательность элементов управления во времени. К таким периодам относят: сутки, неделя, месяц, квартал, краткосрочный период (1г), среднесрочный (3г), долгосрочныйт(10л).

Функциональный цикл управления, состоящий из 5 функций управления: прогнозирование, планирование, опер-е упр-е, отчет, анализ.

Названные функции управления делятся на 3 периода: управление будущим (прогнозир., планирование), управление настоящим (оперативное управление), управление прошлым (отчет и анализ).

Операционный цикл состоит из 3 операций: диагностика состояния объекта управления, разработка управленческого решения, реализация управленческого решения. Все операции осуществляются в режиме реального времени. Эти опреации применяются при реализации каждой из 5 функций управления

Целепологание является важнейшим свойством любой кибернетической системы.

Под целепологанием понимают процесс и результаты определения целей, задач и функций отдельных составляющих генетической структуры ситемы. В общем случае под целепологанием понимают определение целей объекта. Цикличность управления позволяет построить пирамиду циклов управления с единой целью в основе. Данная пирамида состоит из 212 элементов, то есть 7 календарных циклов * 5 функциональных * 3 операционных + 1 целевой элемент=106*2, так как учитываем цели функционирования и цели развития.


Рис. 3

В сложных системах процесс целеполагания представляет собой структурирование глобальной цели и построение «дерева» цели системы.

При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономику и социальную сферу в целом все они основываются на представлениях общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого - единый, универсальный инвариантный алгоритм, который в зависимости от степени детализации может насчитывать от четырех до шестнадцати этапов.

Опыт управления крупными социально-экономическими системами опирается на два подхода:

Первый подход - программно-целевой, предполагающий довольно жёсткое, директивное взаимодействие между субъектом и объектом управления. Он предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение её инфраструктуры руководящих органов и подчинённых структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и так далее. Этот подход построен на подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

Второй подход - «органический», рассчитанный на учёт внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своём макроварианте он известен как «концепция модернизации». Он основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», то есть пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность данной управленческой деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт с выделением в нем доли трудовых доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен, прожиточный минимум, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и другое. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряжённых с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

6. Классификация социально – экономических и политических процессов

Под типами подразумевается не только реальное существование, но и степень осознанности их действующими субъектами. Типы социально-экономических процессов: сознательные и стихийные, управляемые и неуправляемые.

Сознательным является процесс, если его субъекты правильно осознают его содержание и социальную направленность, объективные условия его существования, понимают насколько эффективно можно воздействовать на условия существования; предвидеть результаты последствий процесса для субъектов и общества. Если субъекты социально-экономических и политических процессов не осознают их содержание и социальную направленность, эти процессы носят по отношению к ним стихийный характер.

Неуправляемыми называются социально-экономические и политические процессы, в целом не осознанные, совершающиеся спонтанно. Управляемыми можно назвать такие процессы, сущность и содержание которых понятны субъектам, направляющими его в соответствии со своими интересами.

Социальные процессы складываются из действий людей, поэтому управлять социальными процессами значит управлять действиями социальных групп и личностей, направлять их активность в определенное русло, организовывать их деятельность в заданном направлении.

Важными этапами проведения социально-экономических и политических процессов являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции. В любом случае надо показать обоснованность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы. Сравнительный анализ может играть существенную роль в про­гнозировании общественных процессов. Наиболее простой способ прогнозирования - прямое сопоставление данных о развитии изучаемых процессов в разных странах. Другой способ прогнозирования на основе сравнительного анализа - экстраполяция (распространение) полученных данных на будущее на основе ряда гипотез.

В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком значении понятия «социальный», «социальная» употребляются в социологии и других общественных науках, а также в публицистике и в художественной литературе.

В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах - экономической, политической, правовой и духовной.

Управляемые процессы – имеют целенаправленное управление.

Управление соц-эконом-ми процессами – это систематическое воздействие на естественные общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии эконом-й и соц.сферы.

Эконом.-е регулирование предполагает не силовое воздействие, а эконом.рычаги: налоги, инвестирование…

Алгоритм управленческого процесса:

А)Сбор информации, о системе управления в целом, об имеющихся механизмах управ-х воздействий..

Б)Всесторонний анализ инф-ции

В)обоснование и принятие целей развития на отдалённую перспективу и ряд промежуточных этапов. Разработка критериев оценки развития, оптимальности, эфф-ти принимаемых решений.

Г)Орг-я текущего и выборочного контроля выполнения управл-х решений.

Подходы к управлению соу-эконом-ми процессами:

1програмно-целевой (жёсткая иерархия)

2органический (гибкий)

Показатели результативности управления соц-эконом-ми процессами:

Объём реализованной продукции

Ур-нь платежеспособности населения

Ур-нь использования произв-х мощностей, ресурсов

Ур-нь инфляции, безработицы…

Основные направления в рамках которых гос-во воздействует на соц-эконом-е процессы:

А процессы, связанные с фазами эконом-го цикла или необходимостью крупномасштабных экомон-х преобразований

Б управление общеэконом-ми процессами в целом: кредитование, налогообложение..

В обеспечивающий хар-р, охватывает процессы наиболее эфф-го использования ресурсов.

45 Методы исследования социально-экономических и политических процессов.

Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах общества.

Государственное управлении будет эффективным, если принимаемое вправленческте решение будет опираться на достоверную оперативную информацию, на ту часть социальной информации об объекте управления, которая позволит принимать эффективное управленческое решение. Информация приобрела значимость и свойства стратегического ресурса, решающим фактором современного политического и экономического развития.

Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность, достоверность, своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной информация является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации. Именно, исследование позволяют получить объективную и достоверную информацию об объекте.

Мыслительно-логические методы исследования: дедукции, индукции, анализ, методы классификации, доказательства, полемики и др. Специфические методы исследования. Деловая и инновационная игра. Методы экспертных оценок, тестирования. Анализ документов.


Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований. В эмпирических методах существуют две группы - методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации, вторая предполагает создание ситуаций, для изучения особенностей поведения системы - особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и экстремальных, они проявляются в полной мере.

Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.

Дедукция – выведение производных знаний из основных законов и гипотез. Дедуктивный метод – позволяет путем логических и математических преобразований получать множество следствий из небольшого числа основных законов данной теории.

Индуктивный метод представляет собой совокупность правил, позволяющих переходить от чувственных наблюдений к теоретическим знаниям о законах, лежащих в основе фактов и образующих их сущность.

Метод анализа и синтеза : процесс последовательного разложения системы на подсистемы и элементы и поэтапного изучения этих подсистем называется анализом. В ходе анализа накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, элементах изучаемого объекта. При этом возникает опасность потерять первоначальное представление об объекте как о целом. Необходимо осуществлять синтез. Все знания накопленные в ходе анализа объединяются по определенным правилам так, чтобы они отражали свойства, характеристики, связи между подсистемами.

Метод классификации и типологии : классификация – разделение явлений, понятий на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явления, их разнообразие, свойства, связи, общее и специфическое, и вникнуть посредством этого в их сущность. Классификация осуществляется двумя способами:

  • деление общего (деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в тоже время различия);
  • разделение целого (критерием классификации является часть целого, т.е. как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает содержание некоторых явлений, представляющих целое).

Принципы классификации:

  1. Единство критерия для выделения одного порядка;
  2. Соразмерность деления явлений и понятий;
  3. Взаимосключение выделяемых групп;
  4. Многоступенчатость классификации;
  5. Полнота классификации для каждой части объекта;

Полемика – это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решений. Полемика позволяет находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, усиливать доказательства. Основой полемики должны служить результаты или методологические подходы формируемые на профессиональной основе.

Специфические методы исследования : отражают специфику объекта исследования, его предмет и залачи.

Методы экспертного оценивания.

Для получения необходимой информации при проведении экспертного оценивания применяют различные виды опроса экспертов - интервьюирование, дискуссии, анкетирование.

Интервьюирование - это устный опрос эксперта. Тема обсуждения сообщается заранее, но вопросы ставятся непосредственно в процессе беседы. Интервьюирование применяют для выявления спектра мнений экспертов по сложным проблемам неструктурированного характера.

Дискуссии , чаще всего, используются в качестве способов (или методов) согласования оценок экспертов (в процессе проведения экспертизы).

"мозговая атака". Первый этап - "принудительный" опрос группы экспертов, второй этап - свободное высказывание мнений или идей (по методу генерации идей). Проводится одно или ряд заседаний. Организатор должен исключить критику предложений экспертов. Разрешаются высказывания новых идей и выступления только в развитие предыдущего предложения,

Метод "ситуационного анализа". Для метода характерна поэтапная организация процесса активного сбора, оценки и переработки имеющейся первичной информации и производство новой -вторичной информации аналитического и прогнозного характера. Объектом исследования является новая ситуация. Наиболее успешное применение метода тогда, когда проблема носит ярко выраженный ситуационный характер.

Анкетирование предполагает опрос в письменной форме с помощью анкет ("вопросников").

Наиболее известны: анкетные методы экспертного оценивания и методы групповой экспертизы.

К анкетным методам относятся: метод ранжирования, метод нормирования, метод парных сравнений. Достоинства анкетных методов:

Простота проведения,

Относительно малая стоимость,

Возможность одновременного охвата больших групп конечных пользователей,

Возможность” получения количественных результатов на основе статистического анализа экспертных данных. Недостатки:

Незнание отношения опрашиваемого к вопросам в анкете: серьезное или нет, есть ли заинтересованность в результатах и т.д.,

Неуверенность в том, правильно ли были поняты вопросы, поставленные в анкете,

Субъективность интерпретации вопросов экспертом,

Неполнота и невозможность частичных ответов на вопросы.

Метод ранжирования. Состоит в том, что эксперт предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных анкете факторов. Например, ранг, равный единице, присваиваете наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, а ранг, равный двум присваивается следующему по важности фактору и т.д.

Социально-экономические и политические процессы являются итогом сложения результатов действия различных сил или субъектов.

С этой точки зрения субъектами и объектами могут быть:

· мировое сообщество;

· гражданское общество России;

· государственная власть;

· социальные группы;

· отдельные индивидуумы (личности).

К концу XX века появилось новое понятие – глобальное управление.

Глобальное управление (англ.: global governance) – процесс, с помощью которого различные акторы стараются вырабатывать общие для мирового сообщества правила поведения на мировой арене.

Управленческий ресурс современных участников мировой политической системы крайне разнообразен:

· финансовые возможности ТНК;

· доверие общественного мнения определенным общественным организациям.

Государства сохраняют за собой монополию в качестве субъекта государственного права.

Параметры глобального управления:

· участие различных акторов;

· отсутствие иерархичности связей между ними;

· множественность форм и методов воздействия;

· использование переговоров для согласований.

Наше общество возникло и развивается по пути совершенствования механизмов и форм социального управления. При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономическую и социальную сферы в целом все они базируются на общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность носит циклический характер, в основе которого – единый, универсальный алгоритм, насчитывающий от 4 до 16 этапов в зависимости от степени детализации.

В самом общем виде управленческий цикл состоит из следующих этапов:

1. Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом.

2. Всесторонний анализ информации для получения общей картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также в определенные моменты с перспективой на будущее, как при сохранении существующих механизмов ее функционирования, так и реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование) .

3. Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу (проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование).

4. Организация постоянного текущего и выборочного (ситуационного) контроля выполнения управленческих решений.

Первый и четвертый этап практически совпадают, благодаря этому управление приобретает циклический характер.

Опыт управления социально-экономическими процессами опирается на два подхода, идущих из классического менеджмента (Тейлор и Мейо).

1. программно-целевой – предлагающий довольно жесткое, директивное взаимодействие между субъектом (государственные структуры) и объектом управления (экономика и социальная сфера в целом):

· постановку задачи, оценку альтернативных вариантов, выбор стратегии, формирование программы и обеспечение ее инфраструктуры;

· построен на строгом подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

2. «органический» - рассчитанный на учет внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В самом широком смысле известен, как «концепция модернизации»:

· имеются пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта;

· в его рамках предполагается, что изменение нежелательного, неправильного поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должны не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

Оба подхода имеют в своих арсеналах достаточно средств для эффективной реализации, но в определенных границах. Сильными сторонами программно-целевого подхода являются хорошо разработанные и постоянно совершенствующиеся методы, моделирование и т.д. Данный подход наиболее эффективен в стабильных и хорошо предсказуемых условиях. Слабость заложена в его достоинствах: он создает у управленцев иллюзию, что власть всесильна, а это как раз ограничивает ее возможности, особенно в период кризиса. Сильная сторона «органического подхода» - опора на механизмы саморазвития и самоуправления. Решающим фактором становится способность объекта управления к собственному развитию, а управление сводится к воздействию на этот процесс саморазвития в желательном направлении (форма, скорость, масштабы). Подход можно ограничить.

Естественно, оба подхода в чистом виде – крайность, и управленческие практики опираются на их совместное использование.

Мы можем сказать, что экономическая и социальная сфера взаимообусловлены, что способствует воздействию государства на экономику и социальную сферу на основе комплексного видения, когда они рассматриваются совместно, т.е. речь идет об управлении социально-экономическими процессами.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы.

Можно выделить три основных направления управления социально-экономическими процессами:

1. первое - нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла. В рамках этого направления государство (субъект управления в обществе) должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством мер антикризисного управления – предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, снижение безработицы и достижения стабильности;

2. второе – на управление общеэкономическими процессами в целом. Рассматривает возможность оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики: ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестирование;

3. третье – носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяется тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Специфика такого управления заключается в более широком аналитическом и исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения по иерархической лестнице.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник