13.08.2019

Стадии профессионального становления человека. Этапы профессионального развития. Основные психологические новообразования стадии


Первый этап – поиск своего места в жизни: профессиональное самоопределение и получение образования; карьера выступает как эмоционально насыщенный, но слабоструктурированный образ (часто конкретизируется в значимом человеке).

1. Фаза оптанта – человек вынужден сделать профессиональный выбор.

2. Фаза адепта – выбор сделан, происходит осваивание проф.деятельности (освоение профессиональных знаний).

Второй этап – вхождение в должность и профессиональная адаптация; характеризуется формированием реального отношения человека к избранной деятельности.

3. Фаза адаптации – (2-3 г) адаптация к профессии, проф.деятельности (освоение профессиональных умений, навыков).

Третий этап – становление в должности; характеризуется формированием умений, приобретением навыков прогнозирования и конкретизации социальных ожиданий, связанных с данной проф.деятельностью; накапливается опыт, повышается квалификация, осваиваются новые алгоритмы решения профессиональных задач, повышается готовность к деятельности в нестандартных ситуациях.

4. Фаза интернала – опытный работник, самостоятельный, вошел в профессию.

Четвертый этап – человек оценивает свою профессиональную карьеру как личностно-значимый факт, удовлетворен результатами собственной активности.

5. Фаза мастерства – способен решать самые сложные профессиональные задачи, имеет свой индивидуальный стиль деятельности; имеет формальные показатели квалификации.

7. Фаза наставничества – передача опыта молодым.

Профессиональная адаптация молодого специалиста

Молодой специалист (менеджер) приходя на работу, сталкивается, прежде всего, с проблемой профессиональной адаптации

    Под профессиональной адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста и коллектива предприятия, в результате чего работник осваивается на предприятии, а именно:

Учится жить в относительно новых для него социально-профессиональных и организационно-экономических условиях;

Находит свое место в структуре предприятия как специалист, способный решать задачи определенного класса;

Осваивает профессиональную культуру;

Включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.

Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды : психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в организацию специалиста свои сложности, затруднения, проблемы.

Причинами затруднений, как правило, выступают:

Недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой ситуации и найти правильное решение;

Отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации;

Необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение;

Недостаточное представление о нормах профессионального поведения и неумение презентовать себя как специалиста;

Необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе.

    Психофизиологическая адаптация - это привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха. Адаптационные реакции на неблагоприятные психофизиологические состояния работника вызывают психическое напряжение, которое приобретает характер стресса.

Психологическое сопровождение на данном этапе профессионального развития заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, тренинг саморегуляции эмоциональных состояний. Психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста. Критериями успешного преодоления психофизиологического адаптационного синдрома являются комфортное эмоциональное состояние специалиста, привыкание к рабочему ритму и режиму труда, установление оптимальной работоспособности.

    Социально-психологическая адаптация - приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой.

Наибольшую сложность у новых специалистов вызывает усвоение групповых норм и включение в уже сложившуюся систему межличностных связей. Групповые нормы даже в строго регламентированных деловых отношениях выступают как их основа, выполняя регулятивные, оценочные, санкционирующие и стабилизирующие функции. Наибольшую важность для нового сотрудника представляет информация относительно групповых норм, соблюдение которых является обязательным, а нарушение совершенно недопустимо.

заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возможных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь психолога в разрешении конфликта.

    Профессиональная адаптация - это приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности. Это в меньшей степени свойственно молодому специалисту, но актуально для молодого руководителя.

Главное - освоение новой профессиональной деятельности. Критерием успешности в этом виде адаптации является соответствие реальной и требуемой компетентности. Превалирование реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста. В отдельных случаях может быть поставлен вопрос о кадровом перемещении на другую работу. Такого рода ситуации вызывают у специалиста тягостное эмоциональное состояние - фрустрацию. Поддержка заключается в основном в выработке специалистом совместно с психологом новых целей профессиональной жизни.

Психологическое сопровождение сводится к оценке реальной компетентности специалиста, оказанию помощи в повышении квалификации, преодолении появившегося чувства профессиональной неполноценности, формировании адекватной профессиональной самооценки. Психологическое сопровождение предполагает коррекцию самооценки: обучение умению сравнивать себя лишь с самим собой, помощь в выработке надежных критериев самооценки, совместный анализ содержания и задач деятельности и сопоставление ее требований с возможностями специалиста.

Таким образом, психологическое сопровождение на стадии адаптации помогает успешному продвижению специалиста в области профессии, а также на предприятии, в учреждении, организации в направлении профессионального самосовершенствования.

На стадии профессионализации менеджер нуждается в дальнейшем профессиональном росте", повышении квалификации и развитии карьеры, в поддержке при переживании трудностей, неудовлетворенности трудом, в конфликтных ситуациях, при увольнении, а также при приеме на работу. На современных предприятиях и в организациях такое сопровождение осуществляется службами развития персонала и рассматривается как форма кадровой политики. Психологическое сопровождение позволяет управлять профессиональным ростом и карьерой работников, планировать повышение их квалификации, создавать резерв на выдвижение. Все это повышает конкурентоспособность работников на рынке труда. Главная цель психологического сопровождения на стадии профессионализации - обеспечение взаимосогласованности и взаимодействия работника и предприятия (организации) в профессиональном становлении. Эта цель достигается путем решения следующих задач:

Согласования целей развития организации и работника;

Предупреждения и устранения «карьерных тупиков», в которых практически не оказывается возможностей для развития работника;

Формирования и уточнения критериев профессионального роста, повышения квалификации, касающихся карьеры;

Изучения и оценки профессионального потенциала работника;

Эффективного использования путей профессионального роста;

Систематического ознакомления работника с перспективами на краткосрочный и долгосрочный период;

Установления требуемого уровня профессиональной компетентности для должностного продвижения.

Планируемое психологическое сопровождение осуществляется в следующих профессионально значимых ситуациях, связанных с профессионализмом менеджера:

При приеме на работу;

При проведении аттестации и кадровых перемещений;

Перед направлением на курсы повышения квалификации;

При выдвижении в кадровый резерв.

При трудоустройстве важно, чтобы кандидат на должность понял, что отбор проводится в его же интересах, так как обеспечит в дальнейшем безаварийную работу, позволит избежать травматизма, повысит удовлетворенность трудом, эффективность профессиональной деятельности.

После оформления на работу совместно с работником определяют перспективы профессионального роста и карьеры. Профессиональное продвижение предполагает достижение признанного высоким профессионального статуса, профессионализацию, рост профессиональной компетентности; достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, сопровождающееся занятием определенных должностей в соответствии с социально признанными стандартами в данной области.

Обсуждается также профессиональное перемещение (вертикальное, горизонтальное или центростремительное). Вертикальное перемещение ориентировано на переход на более высокую ступень структурной иерархии. Горизонтальное –перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, руководитель проекта), расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Центростремительное перемещение представляет собой движение к ядру, руководству организации.

В процессе профессиональной деятельности происходит профессио­нальное становление личности.

Профессиональное становление - это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, с другой - накопление опыта практической деятельно­сти, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельности. Результатами каждого этапа профессионального становления являются соответственно выбор профес­сии, профессиональная компетентность (обученность, умелость), профес­сиональное мастерство и творчество. Эти этапы можно представить графически (см. график).

Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления.

Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возмож­ностями (профессиональное самоопределение) должен быть сделан к мо­менту окончания общеобразовательной школы. Выпускник школы далее приобретает профессиональное образование -профессиональную обученность. И уже в процессе профессиональной деятельности форми­руется профессиональная компетентность. Термин «компетентный» в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального тру­да, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность включает профессио­нальную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них - уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в том числе и в годы школьного обучения.

Следующая ступень профессионального становления личности - про­фессиональное мастерство - это высший уровень овладения профессио­нальной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения ма­стерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов.

Профессиональное мастерство обусловлено следующими личностными качествами:

□ профессиональные знания и умения, обеспечивающие успешное вы­полнение сложной трудовой деятельности;

высокий уровень общей и технологической культуры;

□ профессиональная мобильность;

□ профессиональная самостоятельность;

□ стремление к самосовершенствованию;

творческий подход к работе.

Восхождение к мастерству - процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вершин в профессио­нальной деятельности. Но, к сожалению, есть люди, которые «довольству­ются малым», просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов. Причины то­му могут быть разные. Среди них - неудачное профессиональное самоопре­деление, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Необходимо помнить, что потенциальные возмож­ности человека велики и каждый может стать мастером своего дела.

Качество профессионального мастерства предполагает элемент профес­сионального творчества.

Профессиональное творчество - это создание человеком нового, ори­гинального продукта в ходе профессиональной деятельности.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, - создание объек­тивно и субъективно нового .

Профессиональное творчество, как правило, начинается с создания субъективно нового. Наиболее ярко профессиональное творчество проявля­ется в изобретательстве и рационализаторстве. Все блага нашей цивилиза­ции, без которых человечество не мыслит свое существование, созданы на основе технологий и технических средств, которые изобретены творчески­ми людьми.

Некогда считалось, что творчество, изобретательство - удел избран­ных, отмеченных от рождения талантами. Сейчас известны миллионы изоб­ретателей и рационализаторов, которые в результате глубокого изучения своей специальности развили творческие способности и стали «двигателями прогресса» своего времени.

Современному человеку трудно представить, что почти весь окружаю­щий его сегодня искусственный предметный мир, ставший простым и при­вычным, всего 150-200 лет назад считался фантастическим. Это касается электричества и фотографии, передачи звука и изображения, автомобилей и летательных аппаратов и многого другого.

«Невозможно» - этот психологический барьер возникает в сознании изобретателя, когда он отступает от задачи, которую до него пытались, но не смогли решить признанные авторитеты. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается прежде всего с преодоления этого барьера «невозмож­ности и непосильности».

Не нужно забывать, что каждому человеку свойственны фантазия, вооб­ражение, способность к созданию представлений и мысленных ситуаций, не существующих в реальности. И часто из слов «как в сказке» рождались самые смелые проекты.

«Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантазией А.Н. Толстого. Авторы лазера - А.Г. Басов и А.М. Прохоров сделали фанта­зию реальностью. Важно понимать, что развитие способности к творче­ству - посильная и осуществимая задача. Каждый может стать творческим человеком, если будет стремиться создавать новое, еще небывалое на благо других людей и самого себя.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 2949 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

В педагогической науке понятие Профессиональное становление определяется как «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности.

8.2. Профессиональное становление личности специалиста. Этапы профессионального становления

Так профессия педагога относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий «человек – человек». Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования в данном типе профессий являются социальные системы, сообщества, группы людей и поэтому профессиональное становление происходит в процессе общения, деятельности и других видов активности.

Прежде чем обсуждать данные процессы и их роль в становлении педагога попробуем ответить на вопрос: что такое «профессиональное становление педагога» ?

Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом.

Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития.

В исследованиях В.И. Слободчикова процесс становления рассматривается как составляющая процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление – это «переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование – оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития – преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование – саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение — преимущественно относится к духовно-практическим структурам. Антропологический смысл процесса становления человека, по мнению ученого, заключается в становлении его субъектности. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и «рефлектировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры.

Ученым выделены следующие уровни профессионального становления педагога:

первый уровень – потребности в самовоспитании еще не приобрели конкретного содержания. Как правило, на этом уровне профессиональное становление осуществляется под воздействием внешних условий и объективных требований;

второй уровень – целеполагание становится более конкретным. Учитель ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию. Эти задачи чаще всего касаются не личности в целом, а частных качеств и умений. Многое по-прежнему зависит от обстоятельств;

третий уровень – учитель самостоятельно и всесторонне анализирует и формулирует цели собственного профессионального развития, самостоятельно осуществляет планирование, намечает средства и приемы работы над собой, производит самоконтроль промежуточных и конечных результатов, уточнение целей и коррекцию действий.

Э.Ф. Зеер определяет становление личности как «непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности» . Внешними факторами, влияющими на процесс становления личности, по мнению автора, являются условия жизни, внешние воздействия, которые определяют становление личности через взаимодействия человека с другими посредством его деятельности в среде.

Зеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления:

1. формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;

2. профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;

3. профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

4. мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.

Не отрицая, как имеющую право на существование классификацию фаз профессионального становления Е.А.

Климова мы в своей работе придерживаемся точки зрения Э.Ф. Зеера и особенностям стадий профессиональной подготовки посвящаем вторую главу, профессионализации и мастерства – третью.

Культура профессионально-личностного самоопределения включает, по мнению авторов:

· самопознание;

· выбор жизненных и профессиональных целей, ценностей;

· овладение способами планирования, программирования, принятия решений в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях;

· освоение различных способов и психотехник саморазвития и самоопределения;

· наличие развитой рефлексии.

Таким образом, культура профессионально-личностного самоопределения, с их точки зрения обеспечивает становление педагога как саморазвивающейся личности.

Сущность процесса профессионального становления заключается в совершенствовании личностно-деловых и профессиональных качеств педагога, а также повышении уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.

Предыдущая12345678910111213Следующая

Вернуться назад на Становление личности

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях. Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Стадии профессионального становления

Развитие личности
Роль личности
Формирование личности
Личностный рост
Воспитание личности

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Кто из нас не был новичком? Сколько ошибок приходится совершать по неопытности! Мастерство приходит с опытом, а опыт нарабатывается постепенно. Однако главная (если не единственная) ошибка особенно в начале карьерного пути – не исправлять своих прошлых ошибок.

Получив желанное место работы, человек может расслабиться, подумав, что все основные испытания позади. Но чаще всего новому работнику предстоит выдержать еще одно испытание. Ему назначается испытательный срок, который может длиться от недели до полугода. В это время руководство тщательно следит за работой новичка и может изменить свое решение. Поэтому именно в этот период работнику необходимо доказать, что он – лучшая кандидатура для той должности, на которую претендовал. Для этого требуется умение эффективно организовывать время и определять основные приоритеты.

Выделим некоторые аспекты начального этапа профессиональной деятельности, знание и учет которых поможет молодому сотруднику со временем добиться карьерного успеха:

1. Демонстрация результатов работы и скромность личности. На начальных этапах работник знакомится со следующим парадоксом: с одной стороны, ему нужно благоприятно зарекомендовать себя, показать, на что он способен, с другой – ему требуется быть как можно сдержаннее, чтобы коллеги не почувствовали в нем сильного соперника и не постарались «убрать с дистанции» пока не поздно.

Поэтому новичкам можно по советовать, с одной стороны, быть сдержаннее и не делиться своими планами с сослуживцами, а с другой – качественно и добросовестно выполнять то, что предписано должностными обязанностями.

2. Внимание к факторам гигиены труда. Для достижения той или иной профессиональной цели необходимо иметь благоприятные орудия и условия труда.

Тема «Этапы и условия профессионального становления»

Фредерик Герцберг назвал подобные внешние обстоятельства и условия труда факторами гигиены труда. Условия труда являются важнейшим фактором удовлетворенности работой. Тесное помещение, плохое освещение, устаревшая техника, неудобные стулья или постоянный шум также могут стать причиной не только раздражения, но и снижения показателей работы. Но если новому сотруднику повезет и он будет работать в хорошем помещении, в удобное для него время, если он будет обеспечен всем необходимым для работы, то можно предположить, что у него больше шансов быть удовлетворенным совей работой, а значит, и показать лучшие результаты. Внимание к факторам гигиены труда повышает не только самооценку и мотивацию сотрудника, но и преданность своему делу.

3. Выбор способа продвижения. В начале карьерного пути человек может избрать несколько вариантов продвижения. Первый из них – не рисковать и выполнять рутинную работу, второй – стремиться к самосовершенствованию и к новым возможностям применения своих навыков. Самолюбие и самоуважение порождают у человека желание добиться большего в своем деле, заставляют его проявлять инициативу. Если работа становится скучной, можно найти множество способов, чтобы сделать ее разнообразнее и увлекательнее. Например, можно на время отложить одно дело и приняться за другое.

4. Выбор стратегии и тактики отношений с коллегами. Не секрет, что отношения с коллегами могут стать главной причиной желания или нежелания человека менять место работы. От психологического климата в коллективе зависит продуктивность работы. Для выпускника университета или любого другого учебного заведения может стать неприятной новостью, что условия сосуществования в студенческой группе значительно отличаются от условий сосуществования в рабочем коллективе. В первом случае студент более-менее знает, что, если он будет добросовестно учиться, то в конце срока обучения он получит диплом об окончании учебного заведения. Такой же или чуть лучше диплом получат и все остальные (за исключением отстающих). Степень результативности обучения студента зависит прежде всего от него самого. С такой психологией бывший студент может прийти и на свое место работы. Однако здесь царят совершенно иные законы: при внешней любезности и доброжелательности работавшие ранее коллеги воспринимают новичка как потенциального или реального соперника, особенно если он уже успел проявить себя с положительной стороны. Сам же новый сотрудник может поначалу не понять за внешней вежливостью истинного к нему отношения и вести себя достаточно опрометчиво с коллегами, доверяя им так же, как когда-то он доверял своим одногруппникам. И если в ситуации отсутствия явной конкуренции (студенческие годы) его успехами восхищались (преподаватели, друзья, товарищи по учебе), то в рабочей группе они могут быть восприняты в штыки, раскритикованы, не замечены, вызвать чувство зависти и неприязни.

Таким образом, следует четко осознавать, что коллеги чаще всего представляют серьезную опасность для карьерного роста. Отношения с ними следует выстраивать очень осторожно, избегать излишней доверительности, не рассчитывать на дружбу с коллективом. Конечно, среди коллег могут быть друзья, однако ситуации соперничества и борьбы за власть могут и их превратить во врагов. Причем психологами давно замечено, что самыми лютыми врагами становятся чаще всего бывшие друзья, поскольку ухудшение их отношений, вызванное различными причинами (в том числе и внешними), воспринимается как предательство. Последнее, как известно, считается одним из самых тяжких преступлений, если не самым тяжким. Поэтому человеку, желающему добиться успеха в карьере, рекомендуется сохранять определенную дистанцию в отношениях с коллегами, находящимися на той же или более низкой ступени иерархии. С вышестоящими – особенная вежливость и дипломатия, которая, однако, не превращается в заискивание и подобострастное отношение.

⇐ Предыдущая37383940414243444546Следующая ⇒

Вопрос 1. Профессиональное становление личности. Понятие о профессиональном становлении и развитии личности.

Профессиональное становление - это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления - к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

предварительный этап - человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;

подготовительный этап - человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;

этап адаптации - начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;

этап профессионализации - этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы - только подготовка к нему; о этап уменьшения активности - снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепциянепрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

Вопрос 2. Роль инструктивных карт в профессиональном образовании. Методика составления инструктивных карт.

Основная задача средних специальных учебных заведений — подготовка учащихся к предстоящей трудовой деятельности. В труде специалиста большое место занимает умение — способность использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях.
Специалист должен уметь планировать свою работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результаты своего труда. И умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимы многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Формирование умений происходит в процессе неоднократного выполнения студентами соответствующих заданий: задач, расчетов, анализа ситуации.
А использование разнообразных методов и приемов создает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности. Существует несколько классификаций методов обучения.
Можно рассмотреть классификацию, предложенную на слайде, согласно этой классификации методы обучения делятся на 2 группы: методы, направленные на первичное овладение знаниями и методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками. Для закрепления знаний и совершенствования умений используют репродуктивные и активные методы, среди которых можно выделить выполнение упражнений по образцу, лабораторные работы по инструкции и так далее.
Более точную информацию об изучаемом предмете дает применение различных средств обучения. Большая роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателя, позволяющей повысить темп изучения учащимися учебного материала, широко опираясь на их самостоятельную работу.
Выделяют следующие группы средств обучения: учебно-наглядные пособия, вербальные (словесные) средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения (ТСО).
Инструктивные карты относят к вербальным (словесным) средствам обучения.
Их применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений учащихся, для самостоятельного изучения материала, выполнения практических заданий.
При отборе содержания практических заданий по предмету руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста.
Эффективность работы зависит в значительной степени от того, как проинструктированы учащиеся о выполнении работы. Опытные преподаватели используют инструктивные карты для самостоятельного проведения учащимися заданной работы.
Карты позволяют не только описывать ход выполняемой работы, но и уделить внимание наиболее существенным моментам, таким как актуализация знаний по теме, практические действия, теоретическое обоснование выпоняемых заданий.
При подготовке к работе по карте учащиеся получают возможность спланировать свою деятельность.
В инструктивных картах обычно выделяют следующие разделы:
1. Тема 2. Цель работы 3. Оборудование 4. Вопросы для повторения 5. Ход работы
Их последовательность и структура могут быть изменены. Могут быть добавлены разделы – справочный материал, повторение пройденного, на заметку, порядок выполнения работы (инструкции к выполнению), задания предварительной проработки, подведение итогов, закрепление материала, форма отчета, домашнее задание и т.д. на усмотрение преподавателя.
Содержание практических работ обычно составляют:
— изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием
— анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных, педагогических и других заданий, принятие управленческих решений
— решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных измерений
— изучение устройств машин, приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных схем
— ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической документации
— упражнения в работе на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными инструментами, подготовка к работе, обслуживание техники
— конструирование по заданной схеме, сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок
— диагностика качества различных веществ, изделий.
Методика обучения учащихся практическим навыкам требует соблюдения определенной последовательности: полного и четкого выявления условий, уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена задача, составление плана решения. Схема решения может быть следующей:
1. Что дано (сущность анализируемого действия, процесса, явления, поступка). 2. Что известно и в какой степени известное может помочь в решении поставленной задачи. 3. Гипотезы решения. 4. Методы решения. 5.

Основные этапы становления личности профессионала

Способы предупреждения ошибок. 6. Выводы и предложения.
Если содержание различных типов занятий и является принципиально разным, то методика их проведения в значительной мере близка. Структура проведения в основном сводится к следующему:
— сообщение темы и цели работы
— актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рацтональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности
— разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности
— инструктаж по технике безопасности (при необходимости)
— ознакомление со способами фиксации полученных результатов
непосредственное проведение экспериментов или практических работ
— обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков, отчетов и т.п.)
— подведение итогов работы.
Педагогическая ценность инструктивных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся. В случае необходимости, если учащийся пропустил какое-то занятие, он может выполнить его индивидульно во внеурочное время.
Важную роль, конечно, играет и руководство педагога. На начальных этапах большое значение имеет четкая постановка задачи, а также, инструктаж к работе, в процессе которого учащиеся осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую готовность учащихся к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать учащихся на самоконтроль.
Потребность в руководстве преподавателя многие учащиеся испытывают, когда приступают к выполнению самостоятельного задания. На этом этапе некоторым учащимся нужна помощь, коррекция действий, проверка промежуточных результатов. Но не стоит спешить подсказывать учащемуся готовое решение или исправить допущенную ошибку, лучше понаблюдать за действиями учащихся, одобрить или предупредить о возможной неудаче, поставить вспомогательный вопрос.
Наблюдения за работой позволяют направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно от занятия к занятию наращиваются требования к самостоятельности учащихся при выполнении работ.

Инструктивные карты могут использоваться при любой форме организации обучения.
Важное значение в реализации связи теории с практикой имеют практические занятия или лабораторный практикум. Это занятия, которые содействуют формированию и оснащению будущего специалиста системой необходимых профессиональных умений.
На лабораторно-практических или комбинированных уроках можно использовать проблемные ситуации. Для этого имеются карточки — задания, инструктивные карты.

Учащимся могут выдаваться неисправные детали, узлы где специально предусмотрена неисправность. Учащиеся должны найти неисправность и устранить ее.
Постановка вопроса побуждает учащихся к самостоятельной теоретической и практической деятельности. На основе этого метода обучения происходит закрепление знаний учащихся, формирование профессиональных умений и навыков, накапливается первоначальный опыт профессиональной деятельности.
То есть, для успешного выполнения и защиты своей работы учащимся необходимо:
— получить инструктивную карту занятия (в бумажном варианте или на электронном носителе)
— использовать краткие теоретические сведения и дополнительные источники.

Развитие технологий предъявляет современному специалисту новые функциональные требования. От него требуются как хорошо развитые специализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу.
Современное профессиональное образование должно принимать во внимание и внедрять новейшие достижения в области информационных технологий и правильно их использовать.
Технологические инновации в учебных заведениях должны выражаться во включении элементов информационных технологий в изучение большинства основных дисциплин, а не во включении отдельных компьютерных дисциплин в учебный план.
Так как, все более возрастает с каждым годом роль компьютерных технологий в процессе обучения, которые не только помогают облегчить работу преподавателя по подготовке ИКЗ, но и позволяет наиболее полнее и качественнее научить учащегося добывать информацию, вызвать уважение к педагогу. Поэтому все чаще педагоги обращаются к системе обучения с использованием ЭВМ. Компьютеры дают возможность решать профессиональные задачи на качественно ином уровне, предъявлять для решения большее количество задач.
Например, на локальном веб-сайте СГТК размещаются инструктивные карты занятий, методические материалы и учебные пособия в электронном варианте почти по всем спец дисциплинам. Причем, кроме этого имеются и варианты на бумажном носителе, как говорится – «на всякий случай». Широко используется на технологическом отделении методика формирования инструктивных карт средствами пакета прикладных программ MS PowerPoint. Что позволяет выполнить инструктивную карту более наглядной и привлекательной для учащегося.

Обобщенная структура веб-сайта СГТК
Обобщенная структура веб-сайта

Таким образом, при всей доходчивости и полноте теоретического обучения, учащиеся не могут запомнить всего увиденного и услышанного, воспринятого из этих пояснений и демонстраций настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим при выполнении упражнений.

Это восполняется преподавателем в ходе текущего инструктирования учащихся. Но ведь педагог объективно не в состоянии оказать своевременную помощь всем нуждающимся в ней учащимся:
Для избежания таких ситуаций применяется документация письменного инструктирования - специальные письменные учебные инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнении.
Инструктивными картами на уроке пользуются и преподаватель - при проведении вводного инструктажа, и учащиеся - в процессе выполнения упражнений.
В инструктивных картах представлена информация двух видов: словесная - описания наиболее рациональной последовательности изучаемых практических действий; рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий, правилах соблюдения безопасности; указания о применяемых средствах выполнения соответствующих упражнений, а также графическая - рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом, инструктивная карта дает достаточно развернутую ориентировочную основу деятельности учащихся при освоении соответствующей изучаемой практической операции, вида работы.

Инструктивная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в карте - «как делать»-в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию.
Наибольший эффект дает такой способ использования инструктивных карт, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в любое время и в любых условиях.
Инструктивные карты фактически могут являться технологической документацией, применяемой на предприятиях соответствующих профилей, приспособленной для учебных целей.
На первых этапах применяются инструктивные карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ, приводятся инструктивные указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения. На поздних этапах обучения широко применяются инструктивные карты без инструкционных пояснений.

Зав. кафедрой______________________________ З.И. Исламова

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

М. АКМУЛЛЫ

Институт профессионального образования и информационных технологий

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Отделение: ОДО

Специальность: Профессиональное обучение (информатика, ВТ и КТ)

Курс: 2 курс

Дисциплина: Психология профессионального образования

2012-2013 учебный год

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

К личности учителя

Дополнительные требования

Главные требования к личности учителя

Проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.

Профессиональное становление личности проходит в своем развитии четыре основные стадии (этапа): формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация и частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. В соответствии с этими стадиями выделяются этапы профессионального самоопределения.

В психологической литературе достаточно хорошо изучен начальный этап профессионального самоопределения – этап формирования профессиональных намерений и выбора профессии выпускниками общеобразовательной школы. Как показывают многочисленные исследования, стремление найти свое место в жизни (и в том числе в профессиональной деятельности), потребность в профессиональном самоопределении являются одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста. Отвечая на новые ожидания общества, старшие школьники активизируют поиск профессии, способной удовлетворить эти ожидания, а также и их личные нужды, в значительной степени определяемые уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью они анализируют свои возможности с точки зрения развития у себя профессионально значимых качеств, формируют самооценку собственной профессиональной пригодности (в широком понимании этого термина).

Содержанием последующих этапов профессионального сам оопределения личности, совпадающих во времени с соответствующими стадиями профессионального становления, является формирование ее отношения к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности. Именно эти этапы представляются наиболее важными как с точки зрения понимания основных механизмов и динамики профессионального становления личности, так и с точки зрения педагогического влияния на ее дальнейшую судьбу.

В процессе профессионального становления личности интенсивно изменяются и критерии ее отношения к себе. В экспериментальном плане это выражается в динамике субъективной эталонной модели профессионала.

Необходимо отметить, что эталонная модель профессионала не является эквивалентом представлений личности о профессии, так как, создавая ее, личность в какой-то степени выражает в ней себя, и в этом смысле эталонная модель является своеобразной проекцией ее направленности. Наблюдающиеся в процессе профессионального обучения изменения индивидуальных эталонных моделей профессионала выступают показателем изменений критериев отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности.



Такое изменение часто следствие некоторой перестройки мотивационно-потребностной сферы личности в результате непосредственного участия в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности и под влиянием социальной среды. Изменение критериев отношения к себе нередко проявляется в форме изменения критериев обоснованности выбора профессии.

Следующий уровень сформированности психологической готовности к труду является результатом профессионального обучения, в ходе которого активно развивающаяся операциональная подструктура вызывает качественные изменения личностной подструктуры. Этот уровень выражается в готовности личности к конкретной профессиональной деятельности, к вхождению в трудовой коллектив, в систему профессиональных и производственных взаимоотношений и является предпосылкой успешной профессиональной адаптации, а также в значительной степени определяет динамику профессионального самоопределения личности на данной стадии ее профессионального становления.

Профессиональное становление сопровождается профессиональными кризисами, которые соответствуют возрастным периодам. Под кризисом понимаются трудности профессионализации личности, противоречивость профессиональной жизни и реализации карьеры. Кризисы профессионального становления – непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности, изменения вектора ее профессионального развития.

Эти кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия индивидуально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – смене профессии.

Рассмотрим факторы, инициирующие кризисы профессионального развития. Прежде всего ими могут выступать постепенные качественные изменения (совершенствование) способов выполнения деятельности. На стадии профессионализации наступает момент, когда дальнейшее эволюционное развитие деятельности, формирование ее индивидуального стиля невозможны без коренной ломки нормативно-одобряемой деятельности. Личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность, которая может выразиться в переходе на новый образовательно-квалификационный, либо на качественно новый инновационный уровень выполнения деятельности.

Другим фактором, инициирующим кризисы профессионального становления может стать возросшая социально-профессиональная активность личности. Неудовлетворенность своим социальным и профессионально-образовательным статусом нередко приводит к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности, ее совершенствованию, а также к смене профессий или места работы.

Факторами, порождающими профессиональные кризисы, могут выступить социально-экономические условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое место жительства и др. Кризисы профессионального развития нередко связаны с возрастными психологическими изменениями: ухудшением здоровья, снижением работоспособности, ослаблением психических процессов, профессиональной усталостью, интеллектуальной беспомощностью, синдромом "эмоционального сгорания" и т.д. Профессиональные кризисы нередко возникают при вступлении на новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации специалистов.

Наконец, фактором длительного кризисного явления может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Специалисты-фанаты, одержимые работой как средством достижения признания и успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют жесткость во взаимоотношениях.

Кризисные явления могут сопровождаться нечетким осознанием недостаточного уровня компетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются кризисные явления при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие, возникает состояние профессиональной апатии и пассивности.

Определим основные противоречия, являющиеся источником и движущей силой развития процесса профессионального самоопределения на разных стадиях профессионального становления личности.

Наиболее общим противоречием, лежащим в основе динамики профессионального самоопределения личности на всех стадиях ее профессионального становления, является диалектическое противоречие между потребностью человека в профессиональном самоопределении (которая в разных случаях может выражаться как потребность в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении) и отсутствием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков для ее удовлетворения.

Вместе с тем каждой стадии профессионального становления личности свойственны также и специфические противоречия, определяющие характерные для нее особенности динамики профессионального самоопределения, а также психологические механизмы смены его этапов.

На разных стадиях профессионального становления личности изменяется место образа "я" профессионала в общей "я" – концепции, и проблема их соотнесения между собой есть проекция или частный случай более общей проблемы, касающейся места профессионального самоопределения в жизненном самоопределении. Её разрешение невозможно вне исследований закономерностей формирования научного мировоззрения. Человек должен рассматривать себя как деятельного субъекта, активно преобразующего мир своим профессиональным трудом, в нем он должен найти способ реализации своей потребности в самоутверждении. Именно уровень развития мировоззрения, степень сформированности системы взглядов на мир, общество, самого себя, глубина убеждений определяют выбор им места в жизни, отношение к труду и к себе как к субъекту трудовой (а, следовательно, и профессиональной) деятельности.

Название стадии

Основные психологические новообразования стадии

Аморфная оптация (0–12 лет)

Профессионально ориентированные интересы и склонности

Оптация (12–16 лет)

Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессио-нальное самоопределение

Профессиональная подготовка (16–23 года)

Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду

Профессиональная адаптация (18–25 лет)

Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества

Первичная профессионализация

Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (ключевые квалификации), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд

Вторичная

профессионализация

Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, ключевая компетенция, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная профессиональная деятельность

Профессиональное мастерство

Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития

Мы рассмотрели логику профессионального становления в рамках одной профессии, однако, по данным Министерства труда Российской Федерации, до 50% работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий, т.е. последовательность стадий нарушается. В условиях возрастающей безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального самоопределения, профессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.

В связи с этим возникает необходимость создания новых техно­логий профессионального развития и становления личности , ори­ентированных на постоянно изменяющийся рынок труда, развивающих профессиональную мобильность и повышающих конкурентоспособность специалистов.

О взаимодействии индивидного, личностного и профессионального развития человека

Характеристика человека как индивида определяется его биологическими особенностями: наследственностью, особенностями организма, состоянием здоровья, физической и психической энергетикой. Индивидные особенности влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессионала. К ведущим личностным характеристикам человека относятся его отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Они косвенно, опосредованно влияют на индивидное развитие и в основном обусловливают профессиональное становление. Уровень профессиональных достижений человека определяется и индивидными особенностями, и личностными характеристиками.

Реальные сценарии жизни человека отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А. А. Бодалев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека:

    Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение характеризует слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

    Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, в привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.

    Профессиональное развитие доминирует над двумя другими "ипостасями" человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу – особенности так называемых трудоголиков.

    Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Это оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, "выполнение" человеком себя.

На индивидное развитие решающее влияние оказывают биологические факторы, на личностное – психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное – социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. Все три вида развития взаимосвязаны, и если учесть, что развитие идет неравномерно, то у каждого человека складывается своя уникальная траектория развития. Большое влияние на индивидуальные сценарии профессионального становления оказывает содержание профессиональной деятельности. Профессиональные достижения, удовлетворяя потребности в самоутверждении, ведут к перестройке профессионального самосознания, оказывают влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ориентаций и в конечном счете инициируют перестройку всей структуры личности. В отдельных случаях хорошее физическое развитие становится условием и побудителем высокой профессиональной активности и основой успешного личностного роста.

Обобщая вышеизложенные рассуждения, можно констатировать, что индивидное, личностное и профессиональное развитие человека в индивидуальной жизни взаимодействуют и порождают широкий спектр сценариев профессиональной жизни. Вершинные достижения человека располагаются на разных стадиях профессионального становления личности.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека – 35-40 лет. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. Проанализировав различные подходы к проблеме возраст­ной периодизации, Э.Ф.Зеер предлагает выделить следующие периоды и стадии возраст­ного развития человека:

1) дошкольное детство (стадии: младенчество, раннее детство, дошкольное детство);

2) школьный возраст (стадии: младший школьный возраст, отрочество, ранняя юность);

3) ранняя взрослость (стадия: юность);

4) взрослость (стадии: молодость, зрелость);

5) старость (стадии: пожилой возраст, старчество);

6) социальное бессмертие - представленность лич­ности в социально-профессиональной деятельнос­ти после ухода из жизни.

Введение в возрастную периодизацию социального бессмертия, считает он, позволяет рассматривать возрастные изменения как открытый процесс. Открытость означает динамичное равновесие взаимодействую­щих параметров системы и исключает ограничен­ность, замкнутость, предельность профессионального пространства. С позиции синергетики открытость яв­ляется исходным понятием, объясняющим вариатив­ность, вероятностность, нелинейность и необратимость профессиональной биографии человека.

В настоящее время наибольшую известность в России приобрела периодизация жизненного пути профессионала, предложенная Е.А.Климовым, который предлагает в профессиональном становлении личности вычленять следующие стадии, или фазы :

· оптация – период выбора профессии и пути ее приобретения;

· адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней;

· фаза интернала – приобретение профессионального опыта;

· мастерство – квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

· наставничество – передача опыта молодому поколению.

А.К.Маркова в качестве критерия для выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она различает пять уровней и девять этапов :

1) допрофессионализм – этап первичного ознакомления с профессией;

2) профессионализм у нее состоит из трех этапов : адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;

3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов : свободное владение профессией на уровне творчества, овладение рядом смежных профессий, самопроектирование себя как личности;

4) непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;

5) послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.



За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости (в некоторых изданиях – от 4 до 6 этапов):

1) рост – развитие интересов и способностей (до 14 лет);

2) исследование – апробация своих сил (14-25 лет);

3) утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года);

4) поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45-64 года);

5) спад – уменьшение профессиональной активности (после 65) .

Проанализировав различные классификации, Э.Ф.Зеер предлагает свою периодизацию профессионального становления личности, выбрав в качестве оснований для нее следующие факторы:

1) социальную ситуацию, характерную для данного возрастного этапа;

2) уровень реализации ведущей деятельности.

В результате получилась такая картина.

Название стадии и возраст Социальная ситуация Ведущая деятельность Основные психологические новообразования на данной стадии
1. Аморфная оптация (0-12 лет) Влияние родителей, родственников и учителей Сюжетно-ролевые игры и учеба в школе, занятия в кружках и секциях Зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей
2. Оптация (12-16 лет) Завершающий период детства. Поиск своего места в мире профессий и в жизни Учебно-профессиональ-ная. Развитие познавательных и профессиональных интересов Профессиональные намерения. Выбор пути профессионального образования, учебно-профессионального самоопределения
3. Профессиональная подготовка (16-23 года) Поступление в профессио-нальное учебное заведение. Новые социальные роли, взаимоотношения, социальная независимость Профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
4. Проф-ая адаптация (18-25 лет) Новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе Профессиональная деятельность на нормативно-репродуктивном уровне Освоение новой социальной роли, самостоятельного выполнения ПД, развитие ПВК
5.Первичная профессиона-лизация Новая система отношений к окружающей действительности Стабильная профессиональная деятельность Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, ИСД
6. Вторичная профессионализация Стабилизация профессиональной активности, высокий уровень профессиональной деятельности и ИСД Дальнейшее повышение квалификации, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда Профессиональный менталитет, идентификация с профессональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль и высококвалифицированная деятельность
7. Профессиональное мастерство Этой стадии достигают не все, а только обладающие творческой потенцией, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации Высокая профессиональная и социальная активность, поиск новых способов деятельности и взаимоотношений, стремление выйти за пределы себя Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина проф.развития

Таким образом, можно сделать следующие выводы .

1. Переход от одной стадии ПСЛ к другой означает: смену социальной ситуации развития; изменение содержания ведущей деятельности; освоение (присвоение) новой социальной роли и профессионального поведения.

2. Такие изменения личности не могут не вызвать ее психической напряженности, и как следствие, кризисов ПСЛ. Но это нормативные кризисы, которые, в отличие от ненормативных, не вызывают заметных профессиональных деструкций.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник