13.08.2019

Поток услуг в логистике представляет собой. «Поток и запас как главные категории логистики. Пример толкающей системы логистических материальных потоков


Потоки в логистических системах

2.1. Понятие материального потока

Человек может смотреть бесконечно на горящий огонь, текущую воду и работающего человека. Все перечисленное относится к потокам. Поток – это количество вещества, информации, денежных средств, перемещаемых в единицу времени.

Основополагающим в логистических системах является материальный поток, образующийся в результате выполнения перевозки, хранения, комплектации и выполнения других логистических операций на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя, включая обратные и возвратные потоки.

В определенные моменты времени материальный поток может быть запасом сырья, полуфабрикатов, незавершенного производства или готовой продукции, в том случае, если материальный поток находится в состоянии покоя.

Для удобства управления поток рассматривают в виде дроби, в числителе которой единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и др.) – т/год; м 3 за месяц и т. д.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного подхода заключается в следующем. Управление единичными потоками на предприятии или между предприятиями при традиционном управлении осуществляется разрозненно. Специфика логистического подхода заключается в управлении единым материальным потоком на уровне предприятия или группы предприятий службой логистики.

В классификации материальных потоков выделяют следующие основные группы.

Группа 1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внутренним и внешним, входящим и выходящим (рис. 3).

Группа 2. По ассортименту материальные потоки подразделяются на одновидовые и многовидовые. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем смешанным ассортиментом, будет существенно отличаться от процесса в картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

Рис. 3. Материальные и информационные потоки по отношению к предприятию

Группа 3. В зависимости от вида транспорта различают материальные потоки на железнодорожном, автомобильном, водном, воздушном и других видах транспорта.

Группа 4. По габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам грузов, составляющих потоки:

– тяжеловесные грузы (не обеспечивают полного использования грузовместимости транспортного средства, масса одного грузового места больше 500 кг);

– большой массы (масса одного грузового места от 100 до 500 кг);

– легковесные грузы (не обеспечивают полного использования грузоподъемности транспортного средства, масса одного грузового места менее 100 кг);

– негабаритные грузы (высота одного грузового места более 3,8 м, ширина – более 2,5 м, длина – больше длины грузовой площадки);

– сыпучие грузы (перевозимые навалкой); наливные грузы (перевозимые в цистернах, бутылях и других специальных емкостях);

– штучные грузы (единицей измерения которых являются штуки); тарно-штучные грузы (измеряются количеством тары – мешков, ящиков, рулонов).

Группа 5. По способу затаривания при транспортировке различают потоки: в контейнерах; на поддонах (паллетах); в цистернах.

Группа 6. По характеру движения грузов в пространстве и времени различают:

– непрерывные материальные потоки, которые образуются при перемещении грузов с помощью трубопроводного транспорта;

– дискретные материальные потоки.

Большинство материальных потоков в сферах производства и товарного обращения являются дискретными в пространстве и времени.

Группа 7. По степени детерминированности параметров потока:

– детерминированные материальные потоки – с полностью известными параметрами;

– стохастические материальные потоки. Если хотя бы один из параметров потока не известен или является случайной величиной.

– Группа 8. По количественному признаку материальные потоки делятся на:

массовые потоки, возникающие в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств, например железнодорожный состав;

– крупные потоки – несколько автомашин, к примеру, автоколонна;

– средние потоки образуют грузы, поступающие одиночными полностью загруженными транспортными средствами;

– мелкие потоки – образуются количеством грузов, не позволяющих полностью использовать грузоподъемность или грузовместимость транспортного средства.

Группа 9. По принадлежности к функциональной области логистики (в сфере снабжения, производства или сбыта товаров и т. д.).

Изучение составляющих частей материального потока и особенностей его перемещения на уровне предприятия или между предприятиями позволяет обнаружить «узкие места» и является первым этапом в оптимизации физического товародвижения. При этом материальный, информационный, финансовый и сервисный потоки следует рассматривать как единое целое.

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

Тема 10. Денежные потоки предприятий

автора

Тема 8 Транспортное обеспечение в логистических системах 8.1. Сущность транспортной логистики Транспортная логистика – это оптимизация управления транспортировкой грузов, то есть выполнения операций перемещения и хранения сырья, полуфабрикатов, объектов

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 9 Управление запасами в логистических системах 9.1. Причины создания запасов Запасы – это количество сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, товаров по каждой номенклатурной позиции, хранимое на складах в единицу времени для обеспечения бесперебойности процессов

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 11 Информационное обеспечение в логистических системах 11.1. Информационные технологии в логистике Доставка товаров в сферах производственного и товарного обращения связана с постоянным обменом информацией между участниками логистического процесса.В настоящее

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

13.2. Классификация логистических систем Логистические системы по масштабу деятельности подразделяются на макрологистические, мезологистические и микрологистические.Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, объединяющая

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Раздел 4 Подходы к совершенствованию логистических

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

19.1. Анализ и проектирование логистических систем Анализ логистических систем – это процедуры исследования, выработки, обоснования и принятия решений в процессе проектирования логистической системы предприятия. Включает в себя совокупность методов формирования и

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

19.3. Контроллинг в логистических системах Усложнение процессов планирования, появление новых подходов к планированию и контролю является основной причиной появления контроллинга.Контроллинг – это концепция поддержки управления предприятием на основе системы

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 22 Взаимодействие видов транспорта в мультимодальных системах 22.1. Особенности мультимодальных систем транспортировки Организация доставки грузов в международном сообщении предполагает взаимодействие продавцов, покупателей, экспедиторов, интермодальных

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 23 Транспортная экспедиция в мультимодальных системах 23.1. Понятия «транспортная экспедиция» и «экспедитор» в международной торговле При транспортировке грузов возникает необходимость выполнения целого ряда дополнительных, сопутствующих операций, которые носят

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 25 Управление рисками в транспортных системах 25.1. Сущность риска в транспортных системах Слово «риск» – испанско-португальского происхождения и означает «подводная скала». Риск в коммерческой деятельности в целом можно рассматривать с двух противоположных

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

2.8. Определение логистических расходов на транспорте. Транспортные тарифы. Логистические расходы на транспорте прежде всего складываются из стоимости транспортировки грузов на различных видах транспорта, которая определяется тарифом или фрахтовой ставкой. Тариф –

Из книги Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок автора Никифоров Валентин

3.3. Проблемы при создании логистических информационных систем В течение последних лет бурно развиваются основанные на информатике так называемые новые логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Развитие

Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.

Поток в логистике: понятие, особенности, типы

Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.

Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.

Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .

Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).

Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:

1. По направленности движения:

  • входной поток – приходит в логистическую систему из внешней среды (например, закупка заводом комплектующих);
  • выходной поток – наоборот, исходит во внешнюю среду из логистической системы (например, отгрузка выполненного заказа).

2. По отношению к логистической системе:

  • внутренний поток – протекает внутри нее (например, перемещение заготовки по цеху в процессе ее обработки);
  • внешний поток – движется во внешней среде (например, перевозка товаров со склада в магазины). Но к внешним относятся не любые потоки, протекающие вне логистической системы, а только те, к которым организация имеет какое-либо отношение!

3. По степени сложности внутренней структуры:

  • простой (дифференцированный, однопродуктовый) поток – состоит из однородных объектов (например, поток одинаковых заготовок для штамповки);
  • сложный (интегрированный, многопродуктовый) поток – включает в себя разнородные непохожие объекты (например, поток разнообразных радиотехнических деталей: резисторов, конденсаторов, транзисторов).

4. По степени определенности:

  • детерминированный (определенный) поток – все его характеристики известны или заранее заданы (например, регламентированный процесс отпуска готовой продукции со склада предприятия);
  • стохастический (неопределенный) поток – как минимум один его параметр неизвестен, либо не поддается контролю, будучи случайной величиной (например, нельзя точно рассчитать число машин движущихся на отрезке трассы в некий момент времени).

5. По степени непрерывности:

  • непрерывный поток – за определенный промежуток времени (минуту, час, день) через некий пункт траектории протекания потока проходит фиксированное и/или ненулевое количество объектов (например, непрерывно движущийся конвейер с молочными тетрапаками);
  • дискретный (прерывистый) поток – объекты по траектории перемещения потока движутся с интервалами, паузами, перерывами (например, поставки сырья с определенным интервалом, допустим, раз в месяц).

6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:

  • твердый тарно-штучный – груз транспортируется без защитной оболочки, либо в ящиках, упаковках, контейнерах, бутылках, мешках; причем в обоих случаях его можно точно сосчитать поштучно (например, кирпичи на деревянных поддонах);
  • твердый навалочный – это сухой сыпучий груз, обычно минерального происхождения, перевозимый уже без какой-либо тары, навалом, и имеющий тенденцию к спеканию или слеживанию (примеры навалочных грузов: кварцевый песок, минеральная соль, уголь);
  • твердый насыпной – транспортируется также без упаковки в особо оборудованных транспортных средствах (специальные контейнеры, вагоны бункерного типа), обладает сыпучестью (примеры насыпных грузов: щебень, гравий, зерно);
  • жидкий, наливной груз - транспортируемый в цистернах или специализированных наливных судах (например, молоко, керосин, нефть);
  • газообразный груз – транспортируется в закрытых емкостях, цистернах; часто с соблюдением мер предосторожности (т.к. газ бывает взрыво- и пожароопасным). Примеры: бутан, кислород, метан.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.

Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.

Информационный поток в логистике и его виды

В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.

При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.

Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.

Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.

Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :

1. По типу носителей информации:

  • потоки на традиционных бумажных носителях (записки, документы, письма);
  • потоки на цифровых носителях (флеш-карты, компакт-диски);
  • потоки электронных каналов связи (компьютерные и телефонные сети).

2. По назначению информации:

  • директивные - передают приказы, указания; играют управляющую функцию;
  • нормативно-справочные - нормы, стандарты, различная справочная информация;
  • учетно-аналитические - контрольные параметры, бухгалтерская информация, аналитические данные;
  • вспомогательные потоки - все остальное, информация полезная, но не первостепенной важности.

3. По режиму обмена информацией:

  • потоки «онлайн» - данные передаются через телекоммуникационные сети в режиме реального времени;
  • потоки «оффлайн» - данные передаются вне сети, устно или посредством бумажных документов, писем.

4. По способу передачи информации:

  • почтовой службой;
  • курьером в руки;
  • телефоном или факсом;
  • электронной почтой (e-mail);
  • интернет-мессенджерами.

5. По степени открытости (секретности):

  • открытые потоки (доступны всем);
  • закрытые потоки (доступны только внутри фирмы, подразделения);
  • секретные (конфиденциальные) потоки.

Финансовые потоки и их классификация

Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.

Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.

Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.

Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.

Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:

1. По назначению:

  • закупочные (закупка сырья и материалов);
  • трудовые (оплата труда рабочих);
  • инвестиционные (приобретение ценных бумаг);
  • товарные (покупка товаров розничной сетью для реализации).

2. По направлению хозяйственных связей:

  • горизонтальные потоки - циркуляция финансов между одноуровневыми звеньями;
  • вертикальные потоки - циркуляция финансов между звеньями находящимися на различных уровнях иерархии.

3. По форме расчета:

Сервисные и другие виды потоков в логистике

Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.

Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.

К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.

Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .

Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.

Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

"Международный университет "МИТСО"

Кафедра логистики

Самостоятельная работа студента

Потоки в логистике

Гайдук Анна Михайловна

Курс 2, группа 1417

Научный руководитель:

ст. преподаватель, м.э.н.

Третьякова Марина Леонидовна

1. Потоки в логистике

Поток - один из множества объектов, воспринимаемых как единое целое, существует как процесс на определённом временном интервале, измеряется в абсолютных единицах.

Логистические потоки - сквозной материальный поток и связанные с ним информационный, финансовый и сервисный потоки, циркулирующие между поставщиками предприятия и потребителями.

Потоки в логистике и их параметры:

1. Начальный пункт потока;

2. Конечный пункт потока;

3. Траектория пути;

4. Длина потока.

Классификация потоков:

1. По степени непрерывности;

2. По степени изменчивости;

3. По степени стабильности;

4. Характеризует перемещение элементов потока;

5. По степени периодичности;

6. По степени сложности;

7. Управляемость общего потока;

8. Управляемости элементов потока.

2. Материальные потоки

Объектом изучения логистики как науки являются МП и соответствующие им ФП и ИП. При этом под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Понятие МП является ключевым в логистике.

Материальный поток - это МР, незавершенная продукция, ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью МП является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м 3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). МП могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. МП, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ).

Параметрами МП могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др. Существует большое разнообразие МР, продукции и операций с ними.

Основные виды материальных потоков:

внешний материальный поток -- материальный поток, протекающий во внешней среде по отношению к рассматриваемой логистической системе;

внутренний материальный поток -- материальный поток, протекающий в пределах рассматриваемой логистической системы;

входной материальный поток -- внешний материальный поток, входящий в логистическую систему из внешней среды;

выходной материальный поток -- внутренний материальный поток, поступающий из рассматриваемой логистической системы во внешнюю среду;

грузовой поток -- объем грузов, перевезенного определенными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до места назначения за некоторый период времени (обычно рассматривается за год).

Материальные потоки можно рассматривать как материальные ресурсы, если они имеют натурально-вещественный состав. Имея данные параметры, материальные ресурсы подразделяются на:

сырье -- материальные ресурсы;

основные материалы -- материалы, входящие вещественно в изготавливаемую продукцию и составляющие ее вещественную основу (узлы деталей, сборочные единицы и др.);

вспомогательные материалы -- материалы, используемые в производстве, но не составляющие материальную основу производимой продукции; логистический поток поставщик сервисный

полуфабрикаты -- сырье и материалы, частично прошедшие обработку в производстве, но еще не превратившиеся в готовую продукцию;

комплектующие изделия -- готовая продукция, которая для покупателя является составляющей частью готового изделия;

деталь -- готовая часть машин, механизмов, оборудования, которая используется при сборке готовой продукции в выпускающих цехах;

узел -- сборочная единица, состоящая из двух или большего числа готовых деталей и используемая при сборке готового изделия.

1. конкретность наименований материальных ресурсов;

2. четкость определения объема ресурсов (количественно характеристики их массы, объема, площади и т.д.);

3. наименование поставщика материальных ресурсов и ответственных за поставку и отгрузку;

4. определение места хранения материальных ресурсов, которые подлежат транспортировке;

5. указание наименования организации-получателя материальных ресурсов;

6. указание места назначения транспортировки материальных ресурсов;

7. определение срока перемещения материальных ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.

3. Информационные потоки

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

В зависимости от вида связываемых потоком систем:

горизонтальный (поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления) и вертикальный (поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы;

В зависимости от места прохождения:

внешний (поток, протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде) и внутренний (поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы);

В зависимости от направления по отношению к логистической системе:

входной (поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем) и выходной (поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы, либо одной из подсистем);

В зависимости от срочности:

обычные, срочные и очень срочные;

В зависимости от степени секретности:

В зависимости от значимости почтовых сообщений:

простые, заказные, ценные;

В зависимости от скорости передачи:

Традиционные (почта), быстрые (факс, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон);

В зависимости от области охвата:

местные, иногородние, дальние, международные.

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

1) источник возникновения;

3) скорость передачи и приема;

4) интенсивность потока и др.

4. Финансовые потоки

Финансовый поток -- это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой внешней средой финансовых ресурсов связанных с материальными и информационными потоками. Движение финансовых потоков может проходить как внутри логистической системы так и вне ее.

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей характеризуется как социально-ориентированное хозяйство предполагающее обязательное государственное регулирование. Огромную роль в структуре рыночных отношений играют финансы. Финансовые потоки вращаются в финансовом окружении. Под финансовым окружением подразумевают внутреннюю и внешнюю среду предприятия финансы и финансовые ресурсы (финансовые потоки) источники и потребителей ресурсов.

В общем виде финансовая система включает в себя:

1) различные сферы финансовых отношений в рамках данной страны;

2) совокупность финансовых учреждений страны.

Финансовые отношения охватывают отношения связанные с образованием и движением финансовых ресурсов между:

1) государством и предприятием (предприятиями);

2) между самими предприятиями;

3) между отдельными государствами.

Различают следующие виды финансовых потоков:

1) по отношению к логистической системе:

внешние финансовые потоки; внутренние финансовые потоки;

2) по направлению движения:

входящие потоки; выходящие потоки;

3) по применяемым формам расчетов:

денежные финансовые потоки (наличные средства); безналичные финансовые потоки; учетно-финансовые потоки;

4) по видам расчетов:

потоки финансовых ресурсов по рублевым счетам; потоки финансовых ресурсов по валютным счетам;

5) по назначению:

закупочные финансовые потоки; инвестиционные финансовые потоки; финансовые потоки связанные с формированием материальных затрат в процессе производства; финансовые потоки связанные с формированием трудовых затрат; финансовые потоки возникающие в процессе распределения продукции;

6) по видам хозяйственной деятельности:

вертикальные потоки; горизонтальные потоки;

7) по способу переноса авансированной стоимости на товары:

сопутствующие движению основных фондов; сопутствующие движению оборотных средств.

5. Сервисные потоки

Сервисные потоки представляют собой потоки услуг (товара особого вида), генерируемые логистической системой или ее звеном с целью удовлетворения спроса внешних или внутренних потребителей.

Сервис - это система обеспечения, позволяющая покупателю и/или потребителю выбрать оптимальный вариант приобретения и потребления товара.

Наряду с этим работу по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, также принято называть сервисом или обслуживанием. Сервис неразрывно связан с процессом продажи и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе заказа, поставки покупки и дальнейшего обслуживания продукции.

Услуга - это действия юридического или физического лица, приносящее пользу, помощь другому лицу или фирме.

Характеристика сервисных потоков:

1. Сложность спецификации услуг сервисной фирмой и их оценки со стороны покупателя.

2. Покупатель может быть прямым участником процесса оказания услуг.

3. Услуги потребляются в тот же момент, когда они оказываются, т.е. не могут складироваться или транспортироваться.

4. Покупатель, приобретая услуги, никогда не становится их собственником.

5. Качество услуги не может быть протестировано до момента оплаты ее покупателем.

6. Оказание услуг часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает все эти действия.

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе.

Очень важно учитывать тот факт, что качество услуг в логистику проявляется в момент, когда поставщик услуг и покупатель встречаются "лицом к лицу".

При этом могут возникнуть две ситуации: если нет особых проблем при доведении услуг до потребителя, поставщик может действительно убедить покупателя в высоком их качестве.

Если же возникают проблемы, ситуацию, как правило, исправить нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.

Список используемых источников

1. Rudocs.exdat.com [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-42741.html?page=2 - Дата доступа: 03.10.2015.;

2. Logistic-info [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://logistic-info.ru/materialnyj-potok.html - Дата доступа: 03.10.2015.;

3. Logistic-info [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://logistic-info.ru/informacionnye-potoki.html - Дата доступа: 03.10.2015.;

4. LIVEJOURNAL [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tonygcoolioff.livejournal.com/13356.html - Дата доступа: 03.10.2015.;

5. Мультипортал KM.RU [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.km.ru/referats/332957-potoki-v-logistike - Дата доступа: 03.10.2015.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность финансовых и информационных, сервисных потоков, их характеристики, особенности классификации. Три стороны в логистике фирмы. Основные управленческие функции администрирования логистической системы. Функции логистического анализа и аудита.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Основные системы материальных, информационных, финансовых и других потоков. Материальные потоки в логистике, их понятие, общая схема, единицы измерения и виды. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Виды информационных потоков в логистике, их структура. Основные задачи, решаемые с использованием различных информационных систем, принципы их построения. Использование в логистическом процессе технологии автоматической идентификации штриховых кодов.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2009

    Классификация материальных потоков. Затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов. Задачи закупочной логистики. Функция снабжения на предприятии. Классификация логистических операций в процессе закупки, производства и сбыта.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2016

    Экономические основы функционирования производственной логистической системы. Информационные потоки в логистике. Анализ действующей организационной структуры логистической службы предприятия и ее влияния на механизм осуществления логистических процессов.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2016

    Основные экономические показатели ООО "Совлит", состав основных функций логистической службы. Характеристика материальных, финансовых и информационных потоков. Содержание логистических операций предприятия. Заготовительная и распределительная логистика.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Понятие и виды материальных потоков в логистике. Организационно–экономическая характеристика современного торгового предприятия. Предложения по совершенствованию складирования товаров в ООО "Метро Кэш Энд Керри". Правовое, программное обеспечение проекта.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2014

    Информационная логистика: организация потока данных, сопровождающих материальный поток. Основные виды информационных потоков, причины увеличения их роли в современной логистике. Классификация информационных систем в логистике, принципы их построения.

    реферат , добавлен 08.05.2011

    Виды информационных потоков в логистике: горизонтальный и вертикальный; внешний и внутренний; бумажный, электронный, смешанный; регулярный, оперативный, случайный, on-line, off-line. Структура информационных потоков современного промышленного предприятия.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2013

    Создание логистических информационных систем. Их виды. Принципы построения логистических информационных систем. Информационные потоки в логистике. Дистанционная передача данных. Практические основы построения логистических цепей.

Финансовые потоки обеспечивают движение материальных потоков и только в отдельных случаях выступают как самостоятельные субъекты товародвижения. Специфика финансовых потоков заключается, в первую очередь, в необходимости обслуживать процесс перемещения в пространстве и времени соответствующего материального потока.

Основной задачей финансового обслуживания материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, и с использованием оптимальных источников финансирования.

Финансовый поток - это совокупность денежных средств, ценных бумаг и других финансовых активов, циркулирующих внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой и которые необходимы для обслуживания материальных (сервисных) потоков .

Финансовые потоки необходимые для возмещении логистических затрат, привлечения средств из источников финансирования, оплаты за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Классификация финансовых потоков приведена в табл. 4.3. Основные характеристики финансового потока: объем, время и направление. Объем потока указывается в денежных единицах. По направлению движения финансовый поток может совпадать с материальным потоком или иметь обратное направление.

Таблица 4.3. Классификация финансовых потоков логистики

Признак классификации

Вид финансовых потоков

По отношению к логистической системе и ее звеньев

внутренние и внешние; входные и выходные (например, предоплате - входной поток, а оплата поставок - выходной)

По назначению

сферы снабжения; сферы сбыта; инвестиционные; по материальным затратам в процессе производства; по воспроизводству рабочей силы

По способ переноса авансовой стоимости

потоки, сопутствующие основным фондам предприятия; потоки, обусловленные движением оборотных средств предприятия

По виду хозяйственных связей

горизонтальные; вертикальные

По источнику получения

собственные; заимствованные;

По форме расчетов

денежные (наличные) информационно-финансовые (безналичные) учетно-финансовые (при формировании материальных затрат в процессе производства)

Каждом товарном потока соответствует финансовый поток, как правило, противоположного направления, но финансовый поток может:

Опережать товар (например, предоплата, авансовый платеж):

Опаздывать (например, оплата после поставки);

Проходить через банки с использованием различных форм безналичных расчетов (например, инкассо и аккредитив, чеки и платежные поручения и т.п.).

Главной целью финансового обслуживания товарных потоков является обеспечение их движения финансовыми средствами в необходимых объемах в нужные сроки из наиболее эффективных источников финансирования. Для каждой схемы движения продукции может быть предусмотрено несколько вариантов организации финансовых потоков, различных по стоимости и риском.

Кроме материального, информационного и финансового потоков выделяют также сервисный поток.

Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируются логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Международный стандарт ISO 8402: +1994 определяет термин "услуга" как итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяется, продвигаемых на рынок и продаваемым на различных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и т. П. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.

В последние годы прерогативой логистики является и управление сервисными потоками, так как большинство компаний производит не только готовую продукцию, но и предоставляют сопутствующие услуги. Кроме того, логистический подход оказался эффективным и для предприятий, предоставляющих только услуги (транспортные, экспедиторские, грузоперерабатывающие и др.)

На Западе широко используется понятие "логистики сервисного отклика» - SRL, которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для предоставления услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.

SRL-подход чаще всего основным стратегическим элементом менеджмента многих зарубежных фирм, предоставляющих услуги. Критическими элементами этого подхода является прием заказов на услуги и мониторинг предоставления услуг. Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки (например, для готовой продукции - в распределительной сети), в которой существуют свои звена логистической системы, логистические каналы, цепи и т. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания (например, сети станций технического обслуживания и пунктов сервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары).

Логистическое обслуживание потребителей может осуществляться:

Самим производителем;

Торгово-посреднической структурой;

Специализированными транспортно-экспедиционными фирмами.

Это зависит от вида логистической системы, уровня требований потребителей и стратегии поставщика (производителя, торгового посредника). Характерные признаки логистических услуг:

1. Невозможность почувствовать услугу «на ощупь».

2. Неотделимость от источника. Логистические услуги как форма деятельности неотделимы от своего источника, в отличие от материального товара, который может существовать независимо от присутствия или отсутствия его источника (продуцента).

3. Изменчивость качества. Качество логистических услуг проявляет тенденцию к колебаниям в зависимости от степени совершенства логистической системы, требований клиентов, влияния многих случайных факторов.

4. Специфичность услуг. Логистические услуги предоставляются заказчику непосредственно. Это отличает их от товара в материальном виде, который выпускается, ориентируясь, как правило, не на конкретного потребителя, а на общий спрос целевого рынка.

5. Уникальность для получателя. Каждая логистическая услуга, которая предоставляется, уникальна для получателя. Другая подобная услуга будет отличаться от предыдущей по своим параметрам, срокам, условиям потребления.

6. Невозможность накопления услуг. Услуги нельзя произвести впрок, их нельзя складировать, то есть накопление их "запаса" невозможно.

7. Эластичность спроса. Преимуществом логистических услуг по сравнению с товаром в материальном виде является их большая эластичность на рынке сбыта. Темпы роста спроса на логистическое обслуживание значительно превышают его динамику на материальные товары.

8. Оперативность. В отличие от товаров в материальном виде или других видов деятельности, где скорость и стремительность выполненных работ не всегда являются положительными относительно конечного результата, логистические услуги, как правило, дают тем больший экономический эффект, чем быстрее происходит их реализация. Очень часто именно оперативность привлекает потенциальных заказчиков.

В логистических процессах выделяют потоки услуг двух видов:

С логистического обслуживания материального потока (нематериальный поток услуг, предоставляемых участникам логистической цепи и конечным покупателям отдельными фирмами и подразделениями предприятия);

Потоки в отраслях сферы услуг.

Значительное количество звеньев логистической системы являются предприятиями, которые предоставляют услуги по продвижению материального потока. К таким звеньев относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и другие. При этом стоимость услуг может значительно превышать затраты на производство продукции. .

Количественным показателем сервисного потока является количество услуг за определенный период времени. Существует много качественных показателей (параметров) сервисного потока, основными я которых является доступность, надежность, осязаемость; корректность. Однако эти параметры достаточно сложно измерить и количественно определить, с чем связаны трудности формирования логистики услуг.

Приведенные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в организации логистического процесса, в частности в сфере распределения.

Наряду с потоком услуг рассматривают поток объектов обслуживания. В логистике туризма это туристический поток, в таможенной и международной логистике - поток внешнеторговых грузов

Работа всех подразделений предприятия связана с движением тех или иных потоков. Обычно один и тот же подразделение может генерировать, поглощать и преобразовывать различные потоки одновременно. Отдел снабжения генерирует поток сырья, материалов, и поглощает финансовый поток платежей за эти ресурсы. Производство поглощает поток сырья, превращает его и генерирует поток готовой продукции. Отдел сбыта поглощает поток готовой продукции и генерирует поток финансов в виде платежей за эту продукцию. Все эти потоки сопровождаются соответствующими информационными потоками. Для иллюстрации взаимосвязанного и скоординированного движения логистических потоков на рис. 4.4 приведена общая схема движения потоков при осуществлении безналичных расчетов.

В конечном итоге на высшем уровне управления логистика рассматривает интегрированные логистические потоки.

Интегрированный логистический поток - это совокупность взаимосвязанных, согласованных потоков всех видов, которые рассматриваются в течение всей логистической цепи, охватывающей жизненный цикла продукта.

Рис. 4.4. Схема движения материального, информационного и финансового потоков при осуществлении безналичных расчетов

Интегрированный поток охватывает как прямые потоки от поставщика до производителя и далее до потребителя, так и обратные, связанные с возвратом тары, некачественной продукции, также потоки, связанные с послепродажным обслуживанием, переработкой упаковочных материалов, а при необходимости учитывает потоки процессов утилизации использованной продукции и захоронения отходов. Параметры логистических процессов на всех этих стадиях жизненного цикла продукта необходимо учитывать еще на стадии его проектирования.

При таком подходе уже в процессе разработки продуктов предусматриваются конкретные способы их транспортировки, возвращение от потребителей, переработки для повторного использования или полной переработки. Такой подход демонстрируют, например, компания BMW, которая проецирует свои автомобили таким образом, чтобы они легко демонтировались для переработки или замены деталей и компонентов, компания Levi Strauss & Co., которая для поддержания жизненного цикла своих продуктов перерабатывает изношенную джинсовую ткань в бумагу и гофрированный картон для коробок .

Обратные потоки являются сферой исследований логистики рекуперации. К ней относится, в частности, логистика утилизации, которая рассматривает процессы сбора, транспортировки, переработки, захоронения отходов или реализации продукции, произведенной из отходов, контроля влияния на окружающую среду в качестве единого логистического потока . Использование логистического подхода при решении проблемы отходов имеет широкие перспективы применения.

Оптимальное управление интегрированными логистическими потоками выдвигает определенные требования к ним:

Согласованность материальных, финансовых, информационных, сервисных и всех других видов потоков по всей цепи движения продукта;

Оперативность. Схемы движения потоков должны гибко и быстро изменяться при изменениях внешней среды (экономической, политической ситуации, правовых условий и т.д.) и адаптироваться к каждому участнику логистической цепи;

Оптимизация логистических затрат и логистического цикла;

Надежность источников ресурсов;

Соблюдение стандартов качества обслуживания.

Интегрированная логистика поддерживает системную устойчивость предприятия на рынке, согласовывает внутренне фирменные противоречия между закупками, маркетингом, финансами и продажей и оптимизирует межорганизационные взаимосвязи с логистическими посредниками.

потоковый анализ

Логистический принцип – потоковый анализ.

Основной объект исследования и управления в логис­тике - материальный поток. В 90-е годы в сферу логистики попали не только информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, но и поток услуг, т.е. сервисный поток.

Согласно узкому подходу логистика определяется как управление товародви­жением - всеми физическими операциями по доставке товаров от поставщика.

В рамках более широкого подхода подчеркивается многоаспектность понятия "логистика". Управленческий аспект логистики - планирова­ние, управление и контроль потоков. Экономический аспект - деятельность с целью получения с наименьши­ми затратами необходимого количества продукции в установ­ленное время, в установленном месте. В соответствии с оперативно-финансовым аспектом трак­товка логистики дается исходя из времени расчета партнеров.

Виды и характеристика логистических потоков

Основные потоки – материальный, информационный, финансовый.

Материальный поток- продукция, рассматриваемая в про­цессе приложения к ней различных логистических опера­ций и отнесенная к временному интервалу:

1)материальные ресурсы (предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие, отходы производства);

2) незавершенное производство (продукция, не за­конченная в пределах данного предприятия);

3) готовая продукция (сданная на склад готовой продукции или отгруженная покупателю).

Классификация материальных потоков:

По номенклатуре -однопродуктовые и многопродуктовые;

По количественному признаку – массовые, крупные, средние и мелкие. Массовый поток возникает в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (железнодорожный состав, караван судов, колонна автомобилей). Крупные потоки – несколько вагонов, машин. Средние – одиночные вагоны или автомобили. Мелкие – не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требуют совмещения с попутными грузами;

По удельному весу – тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесные обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортного средства (металлы), а легковесные – нет (табак);

По степени совместимости – совместимые и несовместимые (в основном продовольствие);

По консистенции – насыпные, навалочные, товарно-штучные, наливные. Насыпные (зерно) – основное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах, вагонах, платформах, контейнерах, автомашинах). Навалочные (как правило, минерального происхождения – соль, песок, уголь, руда) – сыпучие, но могут слеживаться и спекаться. Перевозятся без тары. Наливные перевозятся в цистернах и наливных судах.

Информационный поток - совокупность циркулирую­щих в системе, а также между систе­мой и внешней средой сообщений, необходимых для уп­равления и контроля логистических операций. Существует в речевой, бумажной, электронной (без­бумажной) и др. формах.

По отношению к материальному потоку может быть: опережающий, одновременный и запаздывающий, а также однонаправленный и встречный. Например, опережающий поток во встречном направлении – сведения о заказе; опережающий поток в прямом направлении – сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременный однонаправленный поток – сведения о количественных и качественных параметрах материального потока; запаздывающий во встречном направлении поток - претензии, подтверждения и т.д.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков

1) по виду связывания систем:

Горизонтальные – относятся к одному уровню иерархии;

Вертикальные – от верхнего уровня менеджмента к нижнему.

2) по степени открытости:

открытые; закрытые; простые; заказные.

3) в зависимости от назначения:

Директивные (управляющие);

Справочно-нормативные;

Учетно-аналитические.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Классификация финансовых потоков:

1. По назначению логистические финансовые потоки подразделяются на следующие группы (основные объекты логистического управления)

Закупочные – обусловленные процессом закупки товаров;

Инвестиционные финансовые потоки;

По воспроизводству рабочей силы;

Производственные – связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятия;

Сбытовые – возникающие в процессе продажи товаров

    В зависимости от источников финансирования логистические финансовые потоки подразделяются на:

– собственные, которые могут находится в распоряжении лица, принимающего решение, в виде свободных, в том числе наличных средств, а также поступать за счет прибыли от производственно-сбытовой деятельности, от амортизационной деятельности, различных продаж помимо производимого товара (например, недвижимости) и др.

– заемные, представляющие собой различного рода кредиты, полцченные под вексель или под другие формы обязательств.

    В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на большие группы:

– денежные финансовые потоки, характеризующих движение наличных финансовых средств, которые в свою очередь делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой;

– информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств; к ним относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, чеками;

– учетно-финансовые потоки, которые возникают при производстве товаров или оказании услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат производственной деятельности коммерческой организации. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

4. По видам хозяйственных связей различаются:

горизонтальные финансовые потоки, отражающие движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности; вертикальные финансовые потоки, протекающие между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Логистическая система и ее элементы

Элементы логистической системы – логистическое звено, логистическая цепь, логистический канал.

Звено логистической системы (ЗЛС) - некий элемент, преобразующий входящие в него материальные, финансовые, информационные потоки

Рис. Векторы потоков логистической системы

X, R, С - векторы парамет­ров входных материального (X = {х 1 , х 2 , ... x n), информацион­ного (R = {r 1 , r 2 ,... r n) и финансового (С = {с 1 , c 2 ... c k) потоков. F - вектор внешних возмущений (F = {f 1 , f 2 , ... f l }); Z - вектор параметров состояния звена логистической системы (Z = {z 1 , z 2 ... z s }). Y", R", С" - векторы выходных параметров соот­ветствующих потоков.

В свою очередь каждое звено логистической цепи объе­диняет свои элементы, а именно: транспортные средства складское хозяйство, средства связи и управления, кадры.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное мно­жество звеньев логистической системы (производителей, складов и т.д.), осу­ществляющих логистические операции по доведению мате­риального потока от одного звена логистической систе­мы до другого.

Рис. Пример простой логистической цепи: ГП - готовая продукция; ЗЛС - звено логистической системы

Кроме того, логистическая цепь может иметь вид ориен­тированного графа (основного понятия теории графов), зада­ваемого множеством вершин (точек) и множеством ребер (свя­зей), соединяющих некоторые пары вершин.

Определение логистической системы дают на основе общей теории систем и кибернетики.

Логистическая система - адаптивная система с обрат­ной связью, выполняющая те или иные логистические фун­кции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внеш­ней средой.Логистическая система обычно имеет дре­вовидную структуру, что соответствует многоуровневой схеме движения, в которой материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредни­ков.

Выделяют 3 вида логистических систем:

С прямыми связями (производитель – потребитель);

Эшелонированная (производитель – посредники – потребитель);

Гибкая (движение материального потока может осуществляться как напрямую так и через посредников).

В качестве логистических систем можно рассматривать промышленное предприятие, торговое предприятие, инфраструктуру экономики страны или группы стран,. Выделяют микро и макро логистические системы., а, следовательно микрологистику и макрологистику.

Микрологистика решает локальные задачи в рам­ках отдельных звеньев и обеспечивает логистические опера­ции по планированию, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий или вне их. Например,внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируют­ся различные логистические операции - транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, сбытовые, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в различных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет определенную инфраструктуру экономики страны, региона или группы стран. Их классифицируют по следующим признакам:

По территориальному - городские, региональные, межрегиональные, республиканские и меж­республиканские;

По объектно-функциональному - макрологистические системы группы предприятий, ведом­ственные, отраслевые, межотраслевые, торговые, военные, транспортные и т.п.;

По глобализации - государственные (транснациональные), межгосудар­ственные (международные) и трансконтинентальные.

Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материально­го или информационного потока (складирование, транспор­тировка, обработка данных информацион­ного потока и т.д.).

Классификационные признаки логистической операции:

По природе потока – материальный и информационный;

По изменению потребительской стоимости – с добавленной стоимостью или без нее;

По переходу права собственности на товар – односторонние (без перехода) и двусторонние (с переходом).

Логистическая функция - укрупненная группа логис­тических операций, направленная на реализацию целей ло­гистической системы и задаваемая значениями показате­лей, являющихся ее выходными переменными (снабжение, производство, сбыт).

Рис. Микрологистическая система:МР - материальные ресурсы; ГП - готовая продукция; ВМП - возвратные материальные потоки

Функциональные области логистики

В процессе товародвижения осуществляется пространственно-временная трансформация товара.

Объектом логистики, как известно, является сквозные материальный и информационный потоки, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.

Закупочная логистика

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не добыла обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком.

На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия и включают целиком снабжение, частично производство и частично внешнюю среду:

Рис. Участки материального потока, на которых преимущественно решаются задачи закупочной, производственной и распределительной логистики

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

    что закупить;

    сколько закупить;

    у кого закупить;

    на каких условиях закупить.

Кроме того, необходимо выполнить работы:

    заключить договор;

    проконтролировать исполнение договора;

    организовать доставку;

    организовать складирование.

Производственная логистика

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Специфика производственной логистики - территориальная компактность. Границы деятельности включают целиком производство, частично снабжение и частично сбыт.

Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения, т.е. поток идет не в результате договоров, а в результате управленческих решений руководства предприяития (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

Внутрипроизводственные логистические системы представляют со­бой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опреде­ленную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материально­го потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концеп­цией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспе­чивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

    отказ от избыточных запасов;

    отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

    отказ от изготовления серия деталей, на которые нет заказа покупателей;

    устранение простоев оборудования;

    обязательное устранение брака;

    устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

    превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных парт­неров.

Распределительная логистика

Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Процесс розничной торговли (обслуживания покупателя) в логистике, как правило, не рассматривается.

Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация процесса физического движения продукта к потребителю.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальными потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Составзадач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

планирование процесса реализации;

    организация получения и обработки заказа;

    выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; ^

    организация отгрузки продукции;

    организация доставки и контроль за транспортированием;

    организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

    выбор схемы распределения материального потока;

    определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

    определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других чадач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны и т.д.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник