06.01.2024

Логистический подход к управлению потоковыми процессами. Традиционный и логистический подходы к управлению материальными потоками в орг анизации Чем отличается логистический подход к управлению предприятием


При традиционном подходе к управлению каждое звено логистической цепи имеет собственную систему управления (рис. 2.7), ориентирующуюся на собственные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена логистической цепи является входным для последующего. Результирующим материальным потоком является выходной поток последнего звена логистической цепи. Параметры последнего звена логистической системы получаются в результате независимых управленческих воздействий, осуществляющихся по­следовательно в каждом из звеньев логистической цепи. Поэтому с точки зрения общих целей они являются спонтанными.

При логистическом подходе управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической системы управления к новому объекту управления – сквозному материальному потоку (рис. 2.8). Эти управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи, так что параметры выходного материального потока оказываются вполне предсказуемыми.


Информационный поток

Материальный поток

Рис. 2.7. Традиционный подход к управлению материальными потоками



Информационный поток

Материальный поток

Рис. 2.8. Логистический подход к управлению

Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики

Факторы развития логистики

Наиболее подробно факторы развития логистики были рассмотрены Аникиным Б. А. и Федько В. П. . Интерес к проблемам логистики связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определило следующие два фактора:

· усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

· создание гибких производственных систем.

Факторы сопровождались следующими воздействиями:

· осуществился переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Раньше сбыт подстраивался к производству, сейчас производство зависит от спроса;



· повысилось качество обслуживания, сократилось время выполнения заказов и соблюдался график поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке;

· усложнились проблемы реализации при одновременном росте требований к качеству распределения. Это вызвало у фирм-производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между субъектами рынка, которая потребовала модификации моделей организации в сфере снабжения и сбыта;

· решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партии поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т. д.;

· замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной;

· переход от массового производства к мелкосерийному с минимальными издержками повысил гибкость и конкурентоспособность;

· производство малыми партиями повлекло за собой изменение системы обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции;

· отпала необходимость иметь большие склады и возникла потребность в транспортировке продукции небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Расходы на перевозку покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого:

· использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

· ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;



· унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщений подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

Этапы развития логистики

1. Период «фрагментаризации» (1920 – 1950)характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако принципы логистики не были востребованы в полной мере, применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например, в производстве, транспортировке или скла­дировании.

2. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 – 1970)характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистикикак интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на
това­ры в определенном месте и в заданное время». Вместе с тем в рассматриваемый период не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики.

3. Период развития (1970 – 1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции
бизнес-логистики, а также распространением логистических систем и применений принципов промышленной логистики и философии всеобщего управления качеством.

4. Период интеграции (с 1980 г. до настоящего времени) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную логистическую цепь (т. е. закупка – производство – дистрибьюция и продажа), а такжеуправлением материальными и сопутствующими потоками, создание международных логистических систем.

Прогнозирование спроса

Анализ требований заказчика

Инвентаризация продукции

Складирование

Грузообработка

Упаковка

Распределение

Планирование распределения

Планирование заказов

Транспорт

Обслуживание клиентуры

Рис. 2.9. Динамика развития логистики

На основе вышеперечисленной периодизации были сделаны следующие выводы:

Во-первых, логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, подчеркнута важность управления сопутствующей информацией. В-третьих, впер­вые в сферу интересов логистики попали сервисные (нематериальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии сервисных услуг, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся зарубежом концепция всеобщего управления качеством(total quality management, TQM) . Эта концепция, взятая на воо­ружение подавляющим большинством ведущих компаний мира, произвела переворот в теории и практике менеджмента.

Согласно одному из определений концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде, как каждого члена фирмы, так и общества в целом.

Глобальная логистика

На современном этапе развития логистики большое значение приобрела глобальная логистика. Актуальные формы ее развития отразил Аникин Б. А. .

Глобальная логистика – стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

По мнению ведущих западных специалистов в области логистического менеджмента, основными движущими силами современной глобализации являются :

· продолжающийся рост мировой экономики;

· новейшие технологии;

· развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур;

· новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов);

реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков (рис. 2.10).



Рис. 2.10. Движущие силы глобализации

В настоящее время происходит активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективных научных разработок, изобретениями, что способствует сближению экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции. Известны примеры успешного формирования макрологистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт подтверждает естественное стремление стран к региональной интеграции. Этому способствуют:

· сходство политических систем;

· укладов жизни населения;

· традиций;

· близость исторических корней;

· практика пользования едиными источника энергии и сырьевыми ресурсами;

· сопряженность коммуникаций;

· отсутствие торговых и таможенных барьеров.

Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран. Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития связаны с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети. Существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования , проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

Концепция позиционирования представляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция достигается путем внедрения современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокую степень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними в стандартизованных форматах (например, EDIFACT ), как правило, в режиме реального масштаба времени (on line).

Гибкость – третий основной фактор, выявленный в процессе вышеуказанного исследования. Фирма, способная быстро реагировать на специфические запросы потребителей, адекватно в соответствии с их требованиями внося изменения, как в производство, так и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.

Измеримость характеризует уровень достижений компании логистического менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.

14.3. Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии

При логистическом подходе управляющие воздействия к отдельным фазам движения материального потока прилагаются со стороны единой логистической системы управления. Эти управляющие воздействия формулируются, исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи. В результате выходные параметры сквозного материального потока оказываются достаточно предсказуемыми и контролируемыми. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами и временем движения.

В целом принципиальное отличие логистического подхода от традиционного заключается в следующем: в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; обеспечение технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему на макро– и микроуровне.

Следовательно, логистика предлагает иную логику управления совокупными ресурсами предприятия и позволяет обеспечить тесную координацию логистической и производственной стратегий.

Результатами использования логистической концепции в производственной и торговой сферах являются: необходимое количество запасов материальных ресурсов в должном месте и в нужное время; согласованность внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную доставку в соответствии с требованиями производства; синхронизация складского хозяйства и транспорта, а также соответствие тары требованиям транспортировки, что позволяет минимизировать расход ресурсов, снизить производственные запасы и запасы готовой продукции; синхронизация заказов потребителей и оказания транспортных услуг.

Таким образом, логистика проявляется в настоящее время: как современная конкурентная стратегия коммерческих организаций, целью которой является прогрессивное завоевание рынка и ресурсосбережение; системный подход, представляющий движение материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов; алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им потоков информации и финансов на всех стадиях товародвижения; как вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов и готовой продукции потребителю материального потока.

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Вторая мировая война и научный подход к управлению По мере индустриализации и развития технологии усложнялось и решение производственных проблем. Во время Второй мировой войны производственные сбои вынудили правительство обратиться к помощи ученых и инженеров для

автора

1.3. Логистический менеджмент Логистика на предприятии именуется логистическим менеджментом и основана на шести основных принципах: системный подход; приоритет стратегического видения; интеллигентное управление материалами; единство материальной и информационной

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Раздел 2 Логистический подход к управлению материальными потоками в

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

9.3. Управление материальными запасами предприятий Наличие материальных запасов позволяет предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень обслуживания покупателей. Все это требует поддержания

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

14.2. Традиционный подход к управлению материальными потоками на предприятии Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, определении порядка и условий производственного или торгового процесса. Процесс

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

18.2. Логистический аутсорсинг Логистический аутсорсинг или «контрактная логистика» – это привлечение сторонней организации для выполнения всех или части логистических функций с целью совершенствования деятельности предприятия.Предприятие-заказчик услуг

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 19 Логистический анализ и контроллинг 19.1. Анализ и проектирование логистических систем Анализ логистических систем – это процедуры исследования, выработки, обоснования и принятия решений в процессе проектирования логистической системы предприятия. Включает в

Из книги Дао Toyota автора Лайкер Джеффри

Совершенствование процесса: традиционный подход и подход с точки зрения бережливого производства При традиционном подходе к совершенствованию процесса учитывается прежде всего локальная эффективность – «посмотри на оборудование, на операции, добавляющие ценность, и

Из книги Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности автора Готин Сергей Валерьевич

ЛСП КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИКЛОМ ПРОЕКТА ПРОЕКТНЫЙ И ПРОЦЕССНЫЙ подход К УПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Как правило, говоря о применении ЛСП, мы подразумеваем планирование проектной деятельности. Поэтому для началадавайте выясним, что подразумевается под

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Тема 4. Информационная логистика 4.1. Информационный логистический поток Информационный поток – это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и контроля за

Из книги Не дай себя надуть бухгалтеру! Книга для руководителя и владельца бизнеса автора Гладкий Алексей

Операции с материальными ценностями Как известно, бухгалтер работает не только с денежными средствами – как наличными, так и безналичными. На бухгалтерии лежит также обязанность учитывать все товарно-материальные ценности, принадлежащие предприятию: сырье, материалы,

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Разумный PAEI-подход к управлению персоналом Лучше и намного проще нанять того, кто обладает нужными личными качествами, и дать ему требуемые навыки, чем нанять того, кто обладает нужными знаниями, и пытаться перевоспитать его.Чтобы команда работала успешно, нужно, чтобы

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Контроль над материальными запасами Многие предприятия игнорируют важнейшую роль, которую тщательное управление запасами играет в обеспечении прибыльности компании. Количество денежных средств, вложенных в материальные запасы или готовые товары на складе,

Из книги Большая книга директора магазина 2.0. Новые технологии автора Крок Гульфира

Целевой подход к управлению персоналом магазина Как управлять персоналом розничного предприятия? Ответ простой Управлять персоналом магазина нужно так, чтобы его работа способствовала успешному достижению поставленных перед компанией целей Причем достижению целей

Из книги Хватит платить за все! Снижение издержек в компании автора Гагарский Владислав

Подход к гибкому управлению численностью Основными критериями для выбора форм гибкого управления численностью персонала являются: продолжительность и глубина изменения объема производства (выполнения работ, оказания услуг); продолжительность периода времени, в

Из книги Как заключить любую сделку автора Шук Роберт Л.

Наблюдайте за материальными вещами Хотя я и не пытаюсь расшифровывать значения всевозможных выражений лица и движений тела, но никогда не пренебрегаю осязаемыми, физическими доказательствами. Я верю, что и вы сможете выводить некоторые ценные заключения об отношении

Логистический подход в управлении производством


Введение


В современных условиях, задача эффективного функционирования предприятия является наиболее актуальной. Обострившаяся конкуренция между товаропроизводителями требует внедрения более точных и совершенных методов управления производственными процессами, организации и распределения существующих потоков, возникающих в процессе деятельности предприятия.

В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

В современных условиях выделяют несколько видов логистики: производственную, закупочную, распределительную, информационную, транспортную, логистику сервиса и другие, однако именно производственную логистику считают центральным из звеньев системы логистики, так как благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

·отказ от избыточных запасов;

·отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

·отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

·устранение простоев оборудования;

·обязательное устранение брака;

·устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

·превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

Целью данной работы является исследование влияния логистического подхода, оказываемого на деятельность организации и изучение систем управления материальными потоками на предприятии.

Объектом данной работы является логистический подход как элемент управления материальными потоками предприятия, а предметом - его взаимосвязь с эффективностью деятельности предприятия.

В ходе работы предстоит решить следующие задачи :

Применение прогрессивных способов оптимизации производственных процессов на основе логистического подхода.

Управление запасами на предприятии с помощью анализа XYZ.


1. Теоретические аспекты управления предприятием


1.1 Системы управления материальными потоками


Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие происходящий процесс. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

По характеру образующих объектов выделяются следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., но для логистики из перечисленных представляют интерес материальные, информационные и финансовые.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

·номенклатура, ассортимент и количество продукции;

·габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

·весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

·физико-химические характеристики груза;

·характеристики тары (упаковки);

·условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

·условия транспортировки и страхования;

·финансовые (стоимостные) характеристики;

·условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукций. Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость также обеспечивается различными способами.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Когда спрос превышает предложение можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как отдельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом.

Различают несколько систем управления материальными потоками, которые будут рассмотрены в следующих главах.


1.2 Толкающая система управления материальными потоками


Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством.

Толкающие модели управления, потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия - снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое и максимально задействовать рабочих и оборудование в производстве. Однако в случае резкого изменения спроса использование «выталкивающей» системы приводит к созданию избыточного запаса и «затовариванию» из-за отсутствия возможности «перепланирования» производства для каждой стадии. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.


1.3 Тянущая система управления материальными потоками


Другой вариант основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название «тянущая система» и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи. Тянущая системапредполагает сохранение минимального уровня запасов на каждом этапе производства и движения заказа от последующего участка к предыдущему. Последующий участок заказывает материал в соответствии с нормой и временем потребления своих изделий. План-график работы устанавливается только для участка (цеха) - потребителя. Участок-производитель не имеет конкретного графика и плана и работает в соответствии с поступившим заказом. Таким образом изготавливаются только те детали, которые реально нужны и только тогда, когда в этом возникает необходимость.


2. Логистические концепции


2.1 Логистическая концепция RP


Одной из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число логистических систем, является концепция «Requirements/resource planning» - RP («планирования потребностей/ ресурсов»).

Базовыми системами, основанными на концепции RP в производстве и снабжении являются системы MRP I / MRP II - «Materials/manufacturing requirements /resource planning» (Системы планирования потребностей в материалах / производственного планирования потребностей ресурсов) и в дистрибьюции (распределении) - DRP I / DRP II - «Distribution requirements/resource planning» (Системы планирования распределения продукции / ресурсов). MRP и DRP относятся к толкающим системам управления.

Система MRP I была разработана в США в середине 1950-х годов, однако широкое распространение как в США, так и в Европе получила лишь в 1970-е. Согласно определению американского специалиста Дж. Орлиски, одного из главных разработчиков системы MRP, система «планирования потребностей в материалах (MRP-система) в узком смысле состоит из ряда логически связанных процедур, решающих правил и требований, переводящих производственное расписание в цепочку требований», синхронизированных во времени, и запланированных «покрытий» этих требований для каждой единицы запаса компонентов, необходимых для выполнения расписания… MRP система перепланирует последовательность требований и покрытий в результате изменений либо в производственном расписании, либо в структуре запасов, либо в атрибутах продукта».

MRP системы оперируют с материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на специфическую готовую продукцию.

Основными целями МRP систем являются:

  1. удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;
  2. поддержание низких уровней запасов;
  3. планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает поток плановых количеств ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.

Входом MRP системы являются заказы потребителей, подкрепленные прогнозами спроса на готовую продукцию фирмы, которые заложены в производственное расписание. Таким образом, в MRP ключевым фактором является потребительский спрос.

База данных о материальных ресурсах содержит всю требуемую информацию о номенклатуре и основных параметрах (атрибутах) сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и т.п., необходимых для производства (сборки) продукции или ее частей. Кроме того, в ней содержатся нормы расхода ресурсов на единицу выпускаемой продукции.

База данных о запасах информирует систему и управляющий персонал о наличии и величине производственных, страховых и других требуемых запасов материальных ресурсах в складском хозяйстве фирмы, а также о близости их к критическим уровням с точки зрения необходимости их пополнения.

Проблемы, возникающие в процессе внедрения системы MRP, относятся к разработке информационного, программно-математического обеспечения расчетов и выбору комплекса вычислительной и оргтехники.

Системы, основанные на MRP подходе, имеют ряд недостатков и ограничений, к основным из которых относятся:

  1. применение MRP систем требует значительного объема вычислений, подготовки и предварительной обработки большого объема исходной информации, что увеличивает ведущее время производственного и логистического циклов;
  2. возрастание логистических издержек на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы уменьшить уровни запасов или перейти на выпуск продукции в малых объемах с высокой периодичностью;
  3. нечувствительность к кратковременным изменениям спроса, так как они основаны на контроле и пополнении уровней запасов в фиксированных точках заказа;
  4. большое количество отказов в системе из-за слишком комплексного ее характера и большой размерности.

С операционной точки зрения логистическая концепция RP может быть использована и в системах дистрибьюции, что явилось основанием для синтеза внешних систем DRP (Distribution requirements planning). Системы DRP - это распространение логики построения MRP в каналы дистрибьюции готовой продукции. Однако эти системы, хотя и имеют общую логистическую концепцию «RP», в то же время существенно различны.

Функционирование DRP систем базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. DRP системы работают в условиях неопределенности спроса. Эта неопределенная внешняя среда накладывает дополнительные требования и ограничения в политике управления запасами готовой продукции в дистрибутивных сетях. DRP системы планируют и регулируют уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Фундаментальный инструмент логистического менеджмента в DRP системах представляет собой расписание, которое координирует весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в дистрибутивной сети. Это расписание формируется для каждой выделенной единицы хранения и каждого звена логистической системы, связанного с формированием запасов в дистрибутивном канале. Графики пополнения и расходования запасов интегрируются в общее требование для пополнения запасов готовой продукции на складах фирмы или оптовых посредников.

Системы управления сбытом, основанные на схеме DRP, позволяют достичь фирмам определенных преимуществ в маркетинге и логистике. Маркетинговые организационные преимущества включают в себя:

  1. улучшение уровня сервиса за счет уменьшения времени доставки готовой продукции и удовлетворения ожиданий потребителей;
  2. улучшение продвижения новых товаров на рынок;
  3. способность предвидеть и предупреждать маркетинговые решения о продвижении готовой продукции с низкими уровнями запасов;
  4. улучшенная координация управления запасами готовой продукции с другими функциями фирмы;
  5. исключительная способность удовлетворять требования потребителей за счет сервиса, связанного с координацией управления запасами готовой продукции.

Среди логистических преимуществ DRP систем можно отметить:

  1. уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции за счет координации поставок;
  2. уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок;
  3. сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;
  4. уменьшение транспортной составляющей логистических издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;
  5. улучшение координации между логистическими активностями в дистрибьюции и производстве.

2.2 Логистическая концепция «just-in-time»


Наиболее широко распространенной в мире концепцией является концепция «just-in-time» - J I T («точно в срок»). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Тоёта Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN. Название «just-in-time» концепции несколько позже дали американцы, попытавшиеся также использовать этот подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции J I T было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходной постановкой было то, что, если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции.

С логистических позиций J I T - это довольно простая бинарная логика управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции. В дальнейшем идеология J I T была успешно продвинута в дистрибьюцию, системы сбыта готовой продукции. Учитывая широкую экспансию J I T подхода в различные сферы современного бизнеса, можно дать следующее его определение:

J I T - это современная концепция построения логистических систем в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсах, и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звено логистической системы в них нуждается, с целью минимизации затрат, связанных с запасами.

Концепция J I T тесно связана с логистическим циклом и его составляющими. Многие современные логистические системы, основанные на J I T подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменение спроса и, соответственно, производственной программы.

Логистическая концепция J I T характеризуется следующими основными чертами:

  1. минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, готовой продукции;
  2. короткими производственными (логистическими) циклами;
  3. небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);
  4. взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков;
  5. эффективной информационной поддержкой;

высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

Внедрение концепции J I T. как правило, улучшает качество готовой продукции и сервиса, минимизирует излишние запасы и может в принципе изменить фирменный стиль менеджмента за счет интеграции комплексных логистических активностей.

Логистические системы, использующие J I T идеологию, являются тянущими системами, в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит только тогда, когда количество их в определенных достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по каналам физического распределения от поставщиков или логистических посредников в системе дистрибьюции.


.3 Система KANBAN


Система KANBAN разработана Корпорацией «Тоёта Моторс» (что в переводе с японского означает «карта»). Система KANBAN представляет собой первую реализацию «тянущих» логистических систем в производстве, на внедрение которой от начала разработки у фирмы «Тоёта» ушло около 10 лет.

Ключевыми факторами внедрения этой системы явились:

  1. рациональная организация и сбалансированность производства;
  2. тотальный контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества исходных ресурсов у поставщиков;
  3. партнерство только с надежными поставщиками и перевозчиками;
  4. повышенная профессиональная ответственность и высокая трудовая мораль всего персонала.

Первоначальные попытки американских и европейских конкурентов автоматически перенести схему KANBAN в производство без учета этих и других факторов логистического окружения потерпели неудачу.

Система KANBAN, впервые примененная корпорацией «Тоёта Моторс» в 1972 г. на заводе «Такахама» (г. Нагоя, Япония), представляет собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов. Сущность системы KANBAN заключается в том. что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заданного подразделением-потребителем заказа. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа, по производственно-технологическому циклу подразделения фирмы.

Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа - количество деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующем производственном участке. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий «Тоёты», так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции.

В системе отсутствует складирование на местах, так как используются только контейнеры, перемещаемые от одного обрабатывающего центра к другому с помощью технологического транспорта.

Каждый полностью заполненный контейнер имеет прикрепленную на нем карточку «kanban» со следующей информацией:

oкод компонента (полуфабриката);

oописание;

oпродукция (конечная, промежуточная), где эти компоненты используются;

oномер (код рабочего), где производится компонент;

oномер обрабатывающего центра (код рабочего), который использует данный компонент;

oколичество компонентов для данного контейнера;

oколичество контейнеров (карточек «kanban») рядом с обрабатывающим центром.

Информация на карточках, прикрепленных к контейнерам, относится к конкретному контейнеру и фиксирует его объем и соответствующие вышеперечисленные реквизиты. В процессе управления каждой операцией по логистической технологии KANBAN участвуют только свободные карточки, отделенные от контейнера.

KANBAN - это типичная схема «тянущей» производственной системы, где контейнеры с деталями (составляющие производственный запас) перемещаются только в зависимости от потребления на последующих участках.

Важными элементами KANBAN являются информационная система, включающая не только карточки, но и производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты, информационные световые табло и т.д.; система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров: система тотального и выборочного контроля качества продукции; система выравнивания производства и ряд других.

Практическое использование системы KANBAN, а затем ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции: сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм: снизить себестоимость производства: практически исключить страховые запасы. Анализ мирового опыта применения системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%. товарные - на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества.


2.4 Система ORT


ORT относится к классу «тянущих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых «узких» мест или критических ресурсов. По существу ORT является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система ORT препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение-производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как это вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства.


3. Преимущества логистического подхода в управлении производством

материальный логистический управление производство

Материальный поток, двигаясь через все звенья логистической системы, приобретает все большую стоимость. В готовой продукции 70% цены составляют логистические издержки, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой, сортировкой и др.

Экономический эффект от использования логистического подхода к управлению составляется из снижения уровня издержек на осуществление некоторых этапов хозяйственной деятельности за счет совершенствования системы хозяйствования.

Применение логистического подхода к производству и реализации позволяет:

) уменьшить величину запасов на всем пути движения материального потока;

) уменьшить время прохождения товаров по всем элементам логистической цепи;

) уменьшить транспортные расходы (за счет оптимизации и рационализации транспортировочных маршрутов, составления и согласования графиков работы транспортных средств);

) уменьшить затраты ручного труда;

) уменьшить трудоемкость и себестоимость операций с грузом.

Сокращение уровня запасов играет определяющую роль при определении эффективности логистического подхода по следующим причина:

затраты на хранение запасов составляют приблизительно 50% всех логистических расходов (сюда включаются оплата труда управленческого и обслуживающего персонала, издержки от порчи и кражи).

в производстве расходы на содержание запасов составляют треть всего объема производственных издержек.

большая часть оборотного капитала составляется из запасов.

Время на совершение логистических операций составляет около 95% всего времени на хозяйственную деятельность, т.е. эффективное использование и сокращение времени на логистические операции позволяет увеличить оборачиваемость капитала, увеличить прибыль за счет увеличения товарооборота, высвободить капитал. Сокращение затрат ручного труда обеспечивается за счет применения однотипных средств механизации и автоматизации по отношению к продукции одного типа. Рассмотрение предприятия с точки зрения логистики как единой системы во взаимосвязи с поставщиками и потребителями позволяет улучшить, укрепить и оптимизировать связи внутри логистической цепи.

До применения логистического подхода к управлению производством критерием оценки эффективности системы «снабжение - производство - сбыт» считалась функция, определяемая как минимумы всех составляющих затрат, т.е. сводились к минимуму затраты на снабжение, затраты на производство, затраты на транспортировку, и эти минимумы складывались. При применении логистического подхода к управлению издержки рассматриваются не изолированно по элементам, а в совокупности. Логистика стремится свести совокупные затраты к минимуму, только в этом случае возможно достижение полной эффективности использования ресурсов, т.е. функция оптимума определяется как минимум всех суммарных затрат. Условие эффективности считается выполненным, если улучшение одних показателей произошло, но при этом другие показатели не ухудшились. Логистический подход к управлению производством стремится рационализировать всю сферу обращения и производства в комплексе.


Заключение


Для современной действительности главным в настоящий момент является необходимость внедрять такие логистические структуры, которые были бы максимально приспособлены к работе данного предприятия и к процессам, происходящим в экономике. Особенно это относится к построению международных логистических систем, которые должны быть максимально адаптированы к современным требованиям, в частности удовлетворения стандартов обеспечения качества работы, принятых в развитых странах.

Логистика - это современная наука о рациональной организации производства и распределения. С помощью нее можно обеспечить доставку грузов в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.

Логистическая система обычно функционирует в условиях ярко выраженной неопределенности стохастичности внешней среды - для конъюнктуры рынка, работы транспорта характерны случайные процессы. Поэтому в условиях их действия непременным свойством логистической системы является способность к адаптации.

По экспертным оценкам ученых и специалистов, широкое применение методов логистического управления позволит:

1)Сократить время движения продукции на 25-30%.

2)Снизить уровень запасов продукции у потребителя в 30-50%.

)Обеспечить комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции.

)Повысить уровень транспортного обслуживания, что достигается не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.

Все это определяет актуальность изучения логистики в условиях развития рыночных отношений, популяции практического опыта, координации научной и практической деятельности в области логистики.


Список литературы


1)Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 264 с.

2)Гаджинский А.М., Логистика: Учебник. - 9-е изд., 2010. 418 с.

3)Гупалов, В.К. Управление рабочим временем на предприятии. - М.: Полярис, 2001. - 192 с.

4)Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 2002 г.

5)Друкер, П. Эффективное управление / П. Друкер. - пер. с англ. - М.: Гранд, 2002. - 272 с.

6)Захаренко, Г.В. Тайм-менеджмент. - СПб.: Питер, 2004. - 128 с.

7)Курочкин Д.В. Логистика: курс лекций / Д.В. Курочкин. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. - 192 с.

)Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие / ЛФЭИ. - Л., 2005 г.

9)Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 576 с. - с. 195.

10)Чудаков А.Д. Логистика/ А.Д. Чудаков. - М.: РДЛ.2003. - 480 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Александр Николаевич Митин

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии, главный редактор-директор Издательского дома «Уральская государственная юридическая академия»

Никита Геннадьевич Кормин

Финансовый директор ООО «ТрансЛогистик», аспирант кафедры теории и практики управления Уральской государственной юридической академии

Логистический подход к управлению персоналом организации

В последние годы в хозяйственной практике произошли существенные преобразования -увеличение скорости изменений в социальной сфере, постоянное усложнение взаимосвязей с окружающей средой. Необходимость все более точно реагировать на эти изменения привели к появлению концепции логистики, которая стала новой экономической категорией, отражающей современную реальность, характеризующуюся непрерывностью изменений, объединяемых в поток.

Быстрое развитие логистики обусловлено тем, что эта наука оказалась в центре современных проблем российского бизнеса. Переход от периода обретения предпринимателями самостоятельности к этапу развития рынка, заключающемуся в необходимости комплексного использования ресурсов, требует изменения предпринимательской философии. Основой ее становится объединение логистических партнеров в сквозном управлении материальными и другими потоками в организации на всем протяжении их движения. Кроме ускорения изменений не менее важной стороной современной предпринимательской деятельности являются усложнение отношений, повышение взаимозависимости в бизнес-деятельности - с партнерами: поставщиками и клиентами. Следует отметить, что термином «логистика» обозначают несколько понятий:

логистика как наука, объектом изучения которой является движение экономических потоков с целью их оптимизации;

логистика как управление хозяйственным процессом, обеспечивающее применение научных достижений на практике;

логистика как комплекс инфраструктурных элементов в экономике, связанный с обеспечением движения материальных потоков.

Логистику воспринимают как часть современной философии бизнеса, предпринимательского мировоззрения, концепции оптимизации деятельности предприятий в конкурентной борьбе.

По степени охвата объектов изучения и управления различают два подхода к пониманию логистики:

узкий, в соответствии с которым логистика охватывает операции по физическому перемещению товаров от поставщиков к потребителям и обеспечивает их доставку в требуемое время, место, в нужном количестве и с наименьшими затратами;

широкий, в соответствии с которым объектом логистики являются потоки разных видов (материальные, информационные, финансовые, кадровые), но при определяющем значении материальных.

Практика подтверждает правомерность расширенного понимания объекта логистики. Появляются такие направления, как банковская, транспортная, информационная логистика и др. Термин «логистика» используется в самых разных сферах деятельности и ситуациях, требующих точного согласования действий, строгой последовательности выстраивания операций.

Анализ определений, предлагаемых разными авторами в многочисленных публикациях, позволяет дополнить приведенное выше определение следующими аспектами:

логистика изучает и оптимизирует потоки всех видов в их взаимосвязи;

логистика способствует адаптации, устойчивости предприятий в быстро меняющейся рыночной среде;

логистика рассматривает всю цепь движения экономических потоков: «закупка сырья -производство - распределение - продажа - потребление» (логистика может рассматриваться как алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с требованиями потребителя);

логистика направлена на оптимизацию деятельности на основе координации и интеграции действий, участвующих в цепи фирм.

Сегодня преобладает взгляд на логистику как на транспортно-складскую технологию. С точки зрения формализации, этот подход содержит специфические множества логистических операций, которые образуют определенные совокупности технологий, таких как заготовительная, внутрипроизводственная и распределительная логистики. Однако, по мнению авторов, такой подход идет в ущерб многим другим сферам, где логистика оказывается очень эффективной. В основу транспортно-складской логистической деятельности положен этап воспроизводственного цикла, поэтому логистику данного вида можно характеризовать как функциональную. Технологии, связанные с продуктом на различных стадиях его изготовления, отображаются на множество технологий ресурсной логистики, представленной такими составляющими, как материальная (транспортно-складская), информационная, финансовая и кадровая логистики.

Если в разрезе системного подхода рассматривать предприятие как объект логистического воздействия, то управление им предполагает работу и с материальным, и с информационным, и кадровым, и, конечно, финансовым потоками. Тогда весь ресурсный потенциал фирмы (материальный, финансовый, информационный, кадровый, имиджевый и т.д.) можно показать в развитии, т.е. в каждый фиксированный момент времени организация будет представлена совокупным запасом из этих ресурсов.

Таким образом, логистика как совокупность алгоритмов и технологий может рассматриваться в системе координат трех и более измерений, отражающих основные направления и образующих главные составляющие логистической деятельности.

Логистика изучает особенности процессов, связанных с потоками, поэтому операционные термины непосредственно основываются на группе потоковых терминов: поток, материальный поток, информационный поток, финансовый поток, кадровый поток, поток услуг, поток основной, поток сопутствующий. В этой связи использование логистики дает новый угол зрения на деятельность фирмы и стратегию ее развития, изучая не ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, под которым понимается непрерывное изменение состояния ресурсов - их количества, качества, места нахождения, принадлежности собственнику и т.д.

Если учесть, что движение имеет направленность, то можно уточнить: логистика исследует возникновение, преобразование и выход потоков за пределы экономических объектов (логистических систем).

Материальные потоки, безусловно, являются основными в производственной сфере бизнес-процесса. Основные понятия и концепции логистики очень хорошо соответствуют и такому сложному и важному виду ресурсов, как кадры, которые характеризуются высокой подвижностью. Поэтому понятие «кадровый поток» достаточно раскрывает необходимость постоянного отслеживания и управления изменениями в человеческих ресурсах. При таком подходе необходимо помнить обо всех особенностях, присущих человеческим ресурсам. Кадровые ресурсы не являются собственностью предприятия. Работники в кадровой логистике рассматриваются как партнеры,

заключившие с предприятием договор о найме. Как и с любыми другими логистическими партнерами, предприятие должно выстраивать отношения с ними, используя логистические принципы интеграции, компромиссов и др. Кадровая логистика должна обеспечить соответствие между имеющимися на фирме рабочими местами, предъявляющими определенные требования к работникам (квалификация, личные качества), и работниками, обладающими различными качествами, профессиональной подготовкой, квалификацией. Достижение этого соответствия происходит в условиях постоянных изменений требований, предъявляемых к работникам, так и требований, предъявляемых работниками к условиям и содержанию их труда. В связи с этим формирование движения кадровых потоков на предприятии предполагает постоянный выбор наиболее эффективных вариантов с учетом всех факторов и обстоятельств. Чтобы правильно осуществлять этот выбор, необходимо четко понимать целевую направленность фирмы в области кадров.

Во взаимодействие с фирмой работник вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумный и сознательный индивид, обладающий устремлениями, желаниями, эмоциями, моралью. Это взаимодействие всегда имеет более широкую область, чем выполнение определенных работ на определенном рабочем месте. В любом предприятии кроме трудовых операций и функций, обеспечивающих движение материальных, финансовых, информационных, сервисных потоков, работники вступают в личные взаимоотношения, создавая тем самым культурную среду, социальный климат фирмы.

Кроме того, человеческим ресурсам присущ долгосрочный характер использования и, что самое главное, возможность развития в процессе использования. Развитие кадров через обучение в процессе их трудовой деятельности - важная отличительная особенность данных ресурсов по отношению ко всем остальным.

Кадровая логистика предприятия имеет три основных логистических функции: оптимизация входящих кадровых потоков в соответствии с потребностями фирмы, оптимизация внутренних кадровых потоков - использование кадров, развитие кадров и оптимизация выходящих кадровых потоков - высвобождение кадров (см. таблицу).

Структура кадровой логистики

Оптимизация Оптимизация внутренних потоков Оптимизация

входных потоков использование (обучение) развитие выходных потоков

Анализ обеспеченности кадрами Организация труда Обучение Планирование высвобождения работников

Планирование персонала Мотивация Планирование служебной карьеры Высвобождение (увольнение)

Отбор Оплата труда Социальное развитие Анализ обеспеченности кадрами

Прием Контроль Формирование культуры и имиджа фирмы

Адаптация Оценка работников

При таком подходе логистика должна обеспечить оптимальный баланс между входящими и выходящими кадровыми потоками, чтобы кадровый потенциал предприятия развивался в соответствии с развитием этого предприятия. Оптимизация и рационализация кадровых потоков являются главной целью и содержанием кадровой логистики. При этом, говоря об оптимизации, необходимо указать цель движения кадровых потоков. Только в таком случае можно судить об эффективности ее достижения.

При традиционном подходе управление каждым предприятием или его структурным подразделением, через которые проходит кадровый поток, осуществляется обособленно и задача оптимизации управления параметрами сквозного потока не ставится. В этом случае отдельные улучшения на пути движения кадрового потока, которых добивается какое-то предприятие (подразделение), могут не только не получить дальнейшего развития, но и быть разрушены. Таким образом, результирующие показатели движения кадрового потока (скорость, стоимость, качество составляющих его единиц и т.д.) складываются случайно и поэтому далеки от оптимальных.

При логистическом подходе управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и миссии организации. Определяя то, для чего создана и существует фирма, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше понимать не только то, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия - это

философия фирмы. Она определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми фирма осуществляет свою деятельность. Поэтому миссия связывает, ориентирует интересы и ожидания людей, имеющих к ней отношение. Смысл существования фирмы формулируется как отражение взаимосвязанных целей и интересов различных групп людей, заинтересованных в ее функционировании и оказывающих влияние на содержание и направленность ее деятельности. Такими группами являются:

собственники, создающие и развивающие фирму для того, чтобы за счет результатов ее деятельности удовлетворять свои потребности;

работники, которые своим трудом обеспечивают ее деятельность, получают оплату и удовлетворяют за счет этой оплаты свои потребности;

покупатели, которые приобретают продукцию фирмы и удовлетворяют с ее помощью свои потребности;

деловые партнеры, которые оказывают фирме услуги и получают за это плату; общество, получающее от фирмы в виде налогов часть создаваемой ею прибыли.

Субъектам внешней среды - покупателям, деловым партнерам и обществу в целом - миссия дает представление о фирме, способствует формированию ее имиджа. Для собственников и работников миссия создает возможность установления непротиворечивых целей деятельности, способствует выработке корпоративной культуры. Таким образом, миссия определяет целевые ориентиры кадровой логистики. При этом выстраивается необходимая последовательность, согласованность и взаимоувязка действий различных предприятий (подразделений), участвующих в едином потоке движения кадров: от приема на работу к его использованию, развитию и высвобождению. То есть выстраивается логистическая система управления сквозными потоками. В логистической системе управления происходит согласование отдельных кадровых процессов, осуществляемых различными подразделениями организации. При этом управленческие функции выполняются подразделениями самостоятельно, но при условии, что удовлетворяется общий критерий - оптимизация кадрового потока как единого целого.

Цель кадровой логистики можно сформулировать на основе общего логистического правила «семи Н»: обеспечить предприятие Нужными кадрами Необходимой квалификации в Нужное время (учитывая потребность в людских ресурсах на данный момент и на перспективу) в Необходимом количестве в Нужном месте (для выполнения конкретных работ) Необходимыми структурным подразделениям фирмы, с Наилучшими затратами (на оплату труда и другие расходы по содержанию персонала).

Управление кадровыми потоками требует выполнения функций управления (прогнозирования, планирования, организации, контроля, анализа, регулирования, мотивации), что возможно только в определенных организационных структурах. Это предполагает использование в логистике группы структурообразующих терминов, к которым следует отнести: логистическое звено, логистическую цепь, логистическую сеть, логистическую систему, микрологистическую систему, макрологистическую систему, мезологистическую систему, элемент логистической системы. Логистическое звено (отдельный работник) является неделимой минимальной единицей логистических структур и лежит в основе определения значений таких терминов, как «логистическая цепь» (связанные между собой линейной зависимостью подразделения), «логистическая сеть» (подразделения, имеющие функциональные и перекрестные связи), «логистическая система» (организационная структура), «элемент логистической системы» (подразделение, цех, участок).

Таким образом, логистика как бизнес-концепция базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании и может рассматриваться как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании. Следовательно, логистическая оптимизация, не разрушая конкурентных преимуществ и уникальных достоинств каждого предприятия, должна обеспечить «связывание границ» разных и самостоятельных субъектов рынка; снижение затрат в результате оптимизации движения кадровых потоков как внутри, так и за пределами фирмы; повышение эффективности использования кадровых ресурсов за счет согласованности действий подразделений внутри фирмы и взаимодействия фирмы с партнерами; повышение качества предоставляемых потребителям услуг на основе более полного учета их интересов на всех стадиях прохождения продукции от замысла до потребителя.

Логистическая кадровая система предприятия может считаться результативной, если:

все работники четко понимают и активно участвуют в реализации целей и задач фирмы, подразделения, в котором работают;

выполнение персоналом должностных обязанностей четко соответствует предъявляемым требованиям;

персонал всех структурных подразделений фирмы эффективно взаимодействует друг с другом;

эффективно осуществляется взаимодействие с внешними партнерами; работники постоянно повышают знания и применяют их в практической деятельности; уделяется необходимое внимание гуманизации процесса труда (улучшение условий труда и профессионального роста сотрудников, справедливое материальное и моральное поощрение, развитая социальная политика и т.д.).

Управление кадровой логистикой предприятия - это системное, планомерно организованное воздействие на процессы формирования, распределения, перераспределения кадров предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития его кадров.

Таким образом, инвестиции в человеческие ресурсы и развитие кадрового потенциала, основанные на логистическом подходе, становятся одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности предприятий, поскольку хорошо обученный персонал, с высоким уровнем мотивации на качественную работу имеет не меньшее значение, чем новейшие технологии и оборудование. Затраты, способствующие повышению квалификации и результативности труда работников, рассматриваются в современном бизнесе как инвестиции, которые будут многократно компенсированы возросшими доходами. Такой подход к управлению содержит новые возможности для оптимизации деятельности и повышения эффективности ее результатов.

Логистика включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций изучается в соответствующей дисциплине. Логистика - междисциплинарное научное направление. Принципиальная новизна логистического подхода -- органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Материальный поток - ключевое понятие логистики. С материальными потоками тесно связаны информационные потоки.

Цель логистического подхода -- сквозное управление материальными потоками Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. М.: Маркетинг, 2006. 432 с. - с.25. На первый взгляд, логистика несколько упрощает экономические процессы, останавливая свое внимание лишь на материальных потоках. Выделение материального потока в качестве объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, открываются новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

Логистика должна рассматривать вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособие. ГАС - Ростов, 2005. 298 с. - с.12

В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики: к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились термины - банковская логистика, информационная логистика и ряд других.

В настоящее время метод логистики начинает выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Логистика - это организация бизнес процессов на предприятии, призванная повысить эффективность управления материальными потоками и сопутствующими ему информационными потоками.

Логистика решает следующие задачи Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов. М: Гардарики, 2006.153 с. - с.74:

  • - прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;
  • - определение необходимой мощности производства и транспорта;
  • - разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;
  • - разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
  • - построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;
  • - разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, др. задачи.

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий.

Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособие. ГАС - Ростов, 2005. 298 с. - с.113

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия.

При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов. М: Гардарики, 2006.153 с. - с.114:

  • - в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
  • - в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

При логистическом подходе к управлению материальными потоками продолжают применяться общеизвестные методы планирования и управления. Однако переход от рассмотрения отдельных самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики.

Система (от греч. -- целое, составленное из частей; соединение) -- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой Логистика: учеб.пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006.463 с. - с.23.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Цель логистической системы -- доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

  • - система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с окружающей средой, а затем внутри своей структуры;
  • - принцип согласования информормационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
  • - принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Сравнение классического и системного подхода к формированию систем приведено в таблице 1 Логистика: учеб.пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006.463 с. - с.22.

Таблица 1 - Сравнение классического и системного подхода к формированию систем

формирования

Классический подход

Системный подход

На первом этапе

Определяются цели функционирования отдельных подсистем

определяются цели функционирования системы

На втором этапе

Анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем.

на основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.

На третьем этапе

формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

на базе этих требований формируются некоторые подсистемы

На четвертом этапе

осуществляется синтез системы через анализ различных вариантов подсистем и организацию их в единую систему

Формирование системы при классическом подходе к этому процессу происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно

Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система

  • > цель подсистемы
  • >требования к подсистеме
  • >формирование подсистем, которые в совокупности составляют систему
  • >цель системы
  • >требования к системе
  • >формирование подсистем
  • >система

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены: нужный товар - необходимого качества - в необходимом количестве - доставлен в нужное время - в нужное место - с минимальными затратами.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник