24.07.2019

График проверок трудовой инспекции на год. Где посмотреть проверочные листы. Сроки проведения плановых проверок трудовой инспекции


1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 , который внес изменения в КоАП: развел нарушения трудового законодательства на разные составы административных правонарушений, усилил ответственность, увеличил штрафные санкции.

Наиболее часто в актах по результатам проверки инспекторы отмечают следующие общие нарушения трудового законодательства:

  • локальные нормативные акты работодатель утверждает без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • в трудовой договор не внесена запись о получении работником своего экземпляра на руки (ст. ТК РФ);
  • на книге учета движения трудовых книжек или книге учета бланков трудовой книжки нет пломбы или сургучной печати — это устаревшее, но пока не отмененное требование (Постановление Правительства Российской Федерации );
  • в нарушение требований ст. ТК РФ расчеты с сотрудниками проведены не в день их увольнения;
  • в нарушение ст. ТК РФ денежная компенсация за задержку расчета при увольнении работников не начисляется и не производится;
  • в личной карточке работника не ведется учет отпусков (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 );
  • личные карточки работников не содержат подписей об ознакомлении с записями о приеме на работу, переводах и увольнениях (п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации ).

Штрафные санкции

Нарушения, связанные с заключением трудового договора

В 2015 году в ст. 5.27 КоАП нарушения такого вида были выделены в отдельный пункт. И до сих пор они находятся под пристальным вниманием ГИТ. За какие правонарушения инспекторы чаще всего наказывают работодателей? Тут стоит перечислить следующее:

  1. Работодатель заключает с работником вместо трудового договора гражданско-правовой (вопреки ч. 2 ст. ТК РФ).
  2. В трудовой договор не внесены обязательные условия, предусмотренные ст. ТК РФ и другими нормативными правовыми актами. Тут нужно быть внимательными, потому что инспектор может придраться даже к абсурдным или устаревшим требованиям законов. Например, в трудовом договоре должно быть условие об обеспечении смывающими и обезвреживающими средствами — такое требование есть в п. 9 Стандарта безопасности (Приказ Минздравсоцразвития ).
  3. Вместо указания размера должностного оклада договор содержит отсылку к штатному расписанию. Ст. ТК РФ говорит, что в трудовом договоре работодатель в обязательном порядке указывает размер тарифной ставки или должностного оклада работника, а также иные составляющие заработной платы.
  4. Работодатель заключает срочный трудовой договор при отсутствии основания, предусмотренного ст. ТК РФ, или не вносит в договор указания на причину заключения срочного договора. Например, в срочном договоре с работником, который уже на пенсии по возрасту, стоит указать, что договор заключен именно как с пенсионером по возрасту (ч. 2 ст. ТК РФ). В противном случае увольнение такого сотрудника на основании истечения срока трудового договора может создать для работодателя определенные риски.

Штрафные санкции

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч. 4 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц
Для ИП
Для юридических лиц
Повторное совершение указанных правонарушений (лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения) (ч. 5 ст. КоАП РФ) Для граждан Штраф 5 000 руб.
Для должностных лиц Дисквалификация от одного до трех лет
Для ИП Штраф от 30 000 до 40 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 100 000 до 200 000 руб.

КоАП квалифицирует как отдельный состав правонарушения фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом (ч. 3 ст. КоАП РФ) и предусматривает штрафы: для граждан — от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

Нарушение правил оплаты труда

Это самый популярный вид нарушений, выявляемых при проведении проверок ГИТ. Чаще всего работодатели попадаются на невыплате заработной платы и иных начислений, неполной выплате, нарушении сроков расчетов, а также на том, что назначают зарплату меньше, чем это предусмотрено законодательством. В 2016 году в очередной раз ужесточили ответственность за нарушения в этой сфере (Федеральный закон ): для организаций штрафы могут составить до 50 000 рублей. Повторные нарушения караются гораздо строже — вплоть до дисквалификации, то есть лишения руководителя предприятия права занимать должность на срок от года до трех.

Штрафные санкции

  1. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работнику
  2. Установление заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. КоАП РФ)
Для должностных лиц Штраф от 10 000 до 20 000 руб.
Для ИП Штраф от 1 000 до 5 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Повторное нарушение законодательства об оплате труда, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 7 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Штраф от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет.
Для ИП Штраф от 10 000 до 30 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 50 000 до 100 000 руб.

Как правило, к ответственности за нарушения в сфере оплаты труда привлекают руководителя организации или сотрудника, временно замещающего его, но привлечь к ответственности можно и главного бухгалтера, если будет установлена его вина в несвоевременной выплате отпускных или задержке заработной платы.

Нарушения в сфере охраны труда

Соблюдение требований охраны труда — обязанность руководства компании. За халатное отношение к требованиям по организации безопасных условий работодатель может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Тот же Федеральный закон от 28.12.2013 (вступил в силу 01.01.2015) выделил все нарушения в сфере охраны труда в особую статью — ст. 5.27.1 КоАП.

В ней отдельным пунктом (п. 2ст. КоАП) стоят нарушения порядка проведения спецоценки условий труда. В ходе проверки ГИТ особое внимание обращает на то, был ли включен в комиссию по проведению СОУТ представитель профсоюзной организации, назначены ли компенсации за вредные и опасные условия труда. Кроме того, работодатель обязан в 30-дневный срок ознакомить сотрудников с результатами оценки под подпись и разместить результаты спецоценки на сайте организации.

Много вопросов возникает у инспекторов и по допуску сотрудников к работе (п. 3 ст. КоАП). В числе наиболее распространенных ошибок можно назвать:

  • отсутствие или ненадлежащее ведение журналов инструктажей, отсутствие программы проведения инструктажей;
  • непроведение обучения и проверки знаний по охране труда или обучение в неаккредитованных организациях (Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2013 № 1/29);
  • отсутствие комиссии для проверки знаний по охране труда;
  • отсутствие перечня контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России );
  • непроведение обязательных предварительных/периодических/предрейсовых медицинских осмотров (ст. ТК РФ);
  • непроведение обязательных психиатрических освидетельствований в специализированных клиниках, имеющих аккредитацию (ст. ТК РФ, Постановление Правительства РФ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ред. от 23.09.2002).

Штрафные санкции

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда (если иное не предусмотрено ч. 2-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) (п. 1 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Предупреждение или штраф от 2 000 до 5 000 руб.
Для ИП Штраф от 2 000 до 5 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 50 000 до 80 000 руб.
  1. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
  2. Непроведение СОУТ (п. 2 ст. КоАП РФ)
Для должностных лиц Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Для ИП Штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 60 000 до 80 000 руб.
  1. Допуск к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда.
  2. Допуск к работе без обязательных предварительных и периодических медосмотров, медосмотров в начале рабочего дня, психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (п. 3 ст. КоАП РФ).
Для должностных лиц
Для ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 110 000 до 130 000 руб.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (п. 4 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц
Для ИП Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Повторное совершение указанных правонарушений, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения (ч. 5 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Штраф от 130 000 до 150 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет
Для ИП Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Для юридических лиц Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Для субъектов малого предпринимательства установлено специальное правило (ст. , КоАП РФ): штраф за нарушения трудового законодательства может быть заменен предупреждением, если:

  • нарушение совершено впервые;
  • нет имущественного ущерба;
  • отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животным и растительности, окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности государства;
  • нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций.

По окончании проверки представители госинспекции составляют несколько документов в зависимости от результатов: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания. Документы выдаются под подпись руководителю или уполномоченному лицу.

Подробно о них мы рассказывали в статье «Проверки ГИТ: о чем должен помнить работодатель », здесь лишь уточним, что акт проверки и протокол обжалованию не подлежат. В случае несогласия можно в течение 15 дней подготовить возражения.

Предписание можно обжаловать в административном порядке вышестоящему должностному лицу ГИТ (ст. ТК РФ) или в суде — по месту нахождения ГИТ в течение 10 дней с момента получения предписания. С этого же момента у организации есть месяц, чтобы устранить выявленные нарушения и дать госинспекции по труду обратную связь о ходе работ.

Постановление обжалуется только в судебном порядке по месту нахождения работодателя в течение 10 суток со дня, когда постановление вручено или получено (ч. 1 ст. КоАП РФ). Срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

В январе 2018 года. План проверок находится в открытом доступе. Предприятия и предприниматели могут ознакомиться с его содержанием и в случае необходимости тщательно подготовиться к предстоящему аудиту. Внеплановые же проверки происходят при наличии оснований, в числе которых, например, может быть заявление или обращение от работников по поводу задержки заработной платы, нарушений его трудовых прав: не предоставление отпуска, работа без заключенного трудового договора, не выдача СИЗ, нарушение процедуры увольнения и другие.

Графики проверок формируются инспекторами не позднее 1 сентября года, предшествующего году проверки. Затем они направляются в органы прокуратуры для установления законности включения в график юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. До 1 декабря территориальная прокуратура выдает предварительный график, на основании которого Генеральная прокуратура до 31 декабря формирует окончательный вариант проверок.

В плане проверок включены следующие реквизиты предприятий: название организации или полное наименование индивидуального предпринимателя; цель ее проведения; продолжительность и даты проведения; ответственная за проверку ГИТ.

При формировании плана прокурорами изучены около 412 тысяч предложений органов контроля всех уровней о проведении в 2018 году проверок субъектов предпринимательства.

В результате проделанной работы в Сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год включены плановые проверки в отношении 350 тысяч хозяйствующих субъектов.

Как ГИТ составляет план проверок?

В план проверки Государственной трудовой инспекции на 2018 год включаются предприятия, исходя из периодичности проверок, не чаще 1 раза в 3 года. Если же юридическое лицо существует менее этого срока, то прийти к нему с очередной проверкой не могут.

Существуют сферы деятельности, в которых этот период может быть сокращен, и в течение 3 лет могут проводиться две или даже более проверок. С перечнем таких сфер деятельности можно ознакомится в п.9 ст.9 № 294-ФЗ, к ним относятся: образование; медицина; энергетика и другие.

Что включается в план проверок ГИТ на 2018 год

План проверок Государственной инспекции по труду на 2018 год разделяется на планы для каждого отдельного региона. Оформляется он на типовой форме и представляет собой таблицу, в которой отображаются следующие данные работодателей и информация о проверке: название компании; место регистрации и нахождения; ОГРН; ИНН; цель инспекции; дата начала, дата предыдущей инспекции, дата регистрации ЮЛ (ИП); число дней проверки; вид проверки (документальная, выездная и т.д.); название органа, осуществляющего проверку.

Особенности в проверках ГИТ в 2018 году

С 01 января 2018 года вносятся некоторые изменения в ход проверок, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов…». С 2018 года при проверке деятельности предприятия проверяющие заполняют проверочные листы. Чек-лист (проверочный лист) представляет собой список контрольных вопросов, которые касаются особо значимых требований трудового законодательства и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, возникающие между работником и работодателем. Выходить за рамки проверочного листа инспектор не может. На сегодняшний день проверочные листы (которых 107), опубликованы на сайте Роструда, ознакомиться с содержанием которых можно, перейдя по ссылке www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?ID = 583925

Применение при проверках риск-ориентированного подхода

С 2018 году при проверках будет применяться риск-ориентированный подход в соответствии п. 2 ст. 8.1 ФЗ № 294. Согласно этому принципу, все предприятия делятся на 4 класса опасности. С увеличением класса происходит и сокращение времени между проверками. Если риск на предприятии не высокий, то работодатель освобождается от инспекций на срок до 6 лет. Отнесение компании к тому или иному классу происходит на основании проведенной проверки по шкале рисков, согласно п. 4 ст. 8.1 ФЗ № 294. Если в организации уже была проверка, то она уже отнесена к какой-либо группе. Узнать об этом возможно на сайте Роструда.

Роструд автоматизирует контрольно-надзорную деятельность в сфере труда. Для этого создано две взаимосвязанные информационные системы: «Онлайнинспекция.рф» и «Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью». Первая – для сотрудников и работодателей, вторая – для автоматизации работы инспекторов труда. С сервисом «Электронный инспектор» работодатели знакомы с 2014 года, и за это время прошло 244 000 самопроверок. Расскажем о второй сстеме, которая система, которая позволит контролировать действия инспектора труда, и о том, как они обе повлияют на дальнейшие проверки.

Автоматизированная систему управления контрольно-надзорной деятельностью (АСУ КНД) – это новая информационная система, которая независимо от инспектора труда сможет осуществлять процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживать сроки их реализации, блокировать возможность неправомерных действий инспектора и способствовать защите трудовых прав граждан. Она должна сократить нагрузку на работодателей с низким уровнем возникновения нарушений, повысить эффективность и прозрачность работы территориальных органов и снизить коррупционные риски. В ходе проверки ни инспектор, ни работодатель не смогут проигнорировать нормативные требования.

В качестве примера можно привести вынесение наказаний и величину штрафов. Выведены среднестатистические данные на основе правоприменительной практики инспекторов, которые потом заносятся в автоматизированную систему. Если инспектор труда отклонится от установленных параметров, система оповестит об этом руководство, которое в свою очередь будет оценивать правомерность его действий. Таким образом, все действия инспектора будут контролировать автоматически. Это не позволит ему по собственному усмотрению либо по незнанию не выполнить необходимые процедуры и нарушить их сроки.

Первые пять инспекций подключили к системе в сентябре. С 1 ноября 2017 года в ней работают все территориальные органы Роструда. С текущего года инспекторы при проверках будут применять проверочные листы.

Проверочные листы включают в себя те вопросы, которые непосредственно влияют на права работников, например, трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда и др. Особое внимание при разработке чек-листов уделили требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным или тяжелым. В настоящее время разработано 107 проверочных листов. Они размещены на сайте Роструда. Всего их будет 154. С 1 января 2018 года ГИТ вводятся чек-листы при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 года – при всех плановых проверках. При внеплановых проверках их применять не будут.

Если инспектор будет заносить результаты проверки по чек-листам в АСУ КНД, то их планируют включить в эту систему, уже в январе 2018 года. Благодаря этому будет автоматически формироваться акт проведения проверки и документы для устранения нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.

Рассматривается вариант, что в скором времени работодателей будут проверять дистанционно. Уже в 2018 году планируется объединить систему «Онлайнинспекция.рф» и АСУ КНД, создать личные кабинеты работодателей. Это позволит Роструду организовать полный автоматизированный цикл проверки, в том числе дистанционной.
В настоящее время Роструд совместно со Сбербанком реализует пилотный проект по переходу на электронный кадровый документооборот. Он поможет внедрить технологию дистанционных проверок, что позволит снизить трудозатраты инспектора и проверяющих лиц.
А если объединят две системы, смогут ли в дальнейшем учитывать результаты самопроверок, которые работодатели проходят на сервисе «Электронный инспектор», например, понижать категорию риска компании, применять поощрения в виде сокращения частоты проверок? Сейчас закон не предусматривает возможность использования результатов самопроверок. Однако Минтруд России подготовил законопроект о введении в Трудовой кодекс процедуры внутреннего контроля работодателями соблюдения трудового законодательства. После того как организация ответит на вопросы проверочных листов на сервисе «Электронный инспектор», она сможет отправить результаты самооценки в АСУ КНД. Роструд будет их использовать при определении категории риска или ее перерасчете.

Когда внесут изменения в Трудовой кодекс, Минтруд России совместно с Рострудом подготовит соответствующие изменения в положение о надзоре в сфере труда, которые позволят по результатам самоконтроля определить категорию риска работодателя. Предполагается, что проведение внутреннего контроля будет способствовать снижению риска на одну ступень.

Уже запущен пилотный проект этой системы в 65 субъектах РФ. В ней примут участие 223 предприятия различных отраслей и форм собственности. В числе участников – организации, которые входят в структуры Роснефти, Лукойла, Газпрома, Ростелекома, СУЭК, Русгидро и др. Наибольшую заинтересованность в проведении пилотного проекта проявили крупные организации с численностью свыше 250 работников, то есть 62 % от всех участников.

Список документов, который присылает ГИТ перед проверкой, очень велик, в нем насчитывается более 70 пунктов. Их можно разделить на блоки по темам:

1. Уставные документы

2. Документы по оплате труда

3. По кадровому учету:

  • трудовые договоры и доп. соглашения;
  • и изменения к нему;
  • приказы - прием, увольнения, переводы, отпуск;
  • трудовые книжки и ;
  • локальные нормативные акты (ЛНА).

4. По охране труда (ОТ):

5. Документы на иностранных работников.

Список может быть расширен в ходе проверки, если потребуются дополнительные сведения.

Этап 2. Наиболее важные направления

Объем проверяемых направлений работы может заставить поволноваться даже опытных специалистов. На что в перечисленном перечне обратят внимание в первую очередь? Самыми проверяемыми моментами являются:

  1. Задолженность по зарплате - наличие или отсутствие.
  2. Своевременность выплат заработной платы и отпускных, а также пособий.
  3. Наличие и содержание трудовых договоров.
  4. Наличие графика отпусков и его исполнение.
  5. Правильность оформления увольнений и расчета.
  6. Трудовые книжки - наличие и правильность оформления.
  7. и ЛНА, связанные с оплатой труда.
  8. Документы по (в случае ее проведения).
  9. Все, что связано с охраной труда. Перечень зависит от наличия/отсутствия , производственных травм и т.д.

Этап 3. Трудовые договоры

Для начала нужно убедиться, что у всех работников они есть. Затем проверить содержание договоров, а именно - наличие в них всех основных условий. Для этого обращаемся к ст. 57 ТК РФ . К основным условиям относятся:

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция.
  3. Размер оплаты и даты выплат.
  4. Дата начала работы.
  5. Характер работы.
  6. Условия труда на рабочем месте.
  7. Компенсации и льготы при их наличии.

Если какого-то из этих пунктов нет, нужно составить дополнительные соглашения и внести недостающую информацию.

Еще один шаг на этом этапе - проверка дополнительных соглашений. Определите, какие изменения произошли за время работы сотрудников и имеются ли в наличии все доп. соглашения. Особенно важны перемены оплаты труда, должности, условий труда.

Этап 4. Штатное расписание и ЛНА

Штатное расписание должно быть в любой организации. Обычно запрашивают актуальную редакцию документа и последние изменения к нему. Проверьте, нет ли в вашем штатном «вилок» окладов и совпадает ли зарплата на одних и тех же позициях. Другими словами, по должности «менеджер» в одном и том же отделе не может быть разных окладов, так же, как и не может быть цифры «20 000 - 25 000». Также важно соответствие размеров выплат региональному минимуму зарплаты на текущий год.

Обязательные ЛНА - Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и Положение об оплате труда (премировании). ПВТР должны содержать разделы:

  1. Порядок приема, перевода и увольнения.
  2. Права и обязанности работника и работодателя.
  3. График работы, рабочее время и время отдыха.
  4. Оплата труда и поощрения.
  5. Ответственность сторон.

Положение о премировании должно быть, если премии в организации есть. Если присутствует другая система оплаты, «Положение об оплате труда» или иной ЛНА должен ответить на все вопросы проверяющих об основании выплат работникам.

Остальные ЛНА представляют интерес для ГИТ, если имеют отношение к льготам, компенсациям и другим денежным поступлениям. «Положение о командировках», например, может быть запрошено на проверку, если в вашей организации увеличены суточные выплаты. А вот «Регламент внешнего вида специалиста», «Положение о документообороте» и т.д. вряд ли удостоятся внимания проверяющих.

Этап 5. График отпусков

Графики отпусков имеют небольшой срок хранения - 1 год, так что направить усилия следует на текущий и прошедший годы. Знакомить работников с графиком законом не предусмотрено, но зато предусмотрено, что работник длжен быть уведомлен о предстоящем отпуске за две недели. Сроки уведомлений инспекция проверять очень любит. Если в вашей организации принято разделять отпуск на части, это должно быть прописано в ПВТР или в Положении об отпусках. О том, что соглашение с работником о разделении отпуска достигнуто, могут свидетельствовать заявления с просьбой внести в график несколько частей отпуска.

Проверьте совпадение графика с фактическими отпусками, если знаете, что он иногда не соблюдается. В каждом случае перенесения отпуска нужно оформить заявление работника о переносе и приказ. Если в месяце несколько перенесений, приказ может быть один на все изменения.

В график нужно вписать даты фактически предоставленных отпусков и основания их переноса - заявление, приказ.

И, конечно, утвержден сам график должен быть не позднее, чем за 15 дней до начала года, на который он составлен.

Этап 6. Личные карточки и приказы

Личные карточки Т-2 должны содержать максимум запрашиваемой информации. Проверьте наличие записей о переводах, изменениях оклада и предоставляемых отпусках. Данные можно ввести как вручную, так и в печатном виде. Обязательно возьмите подписи работника в графе "Прием и переводы" напротив каждого вписанного приказа.

Приказы о приемах и увольнениях имеют срок хранения 75 лет, так что имеет смысл вести их аккуратно, независимо от проверок. Каждый приказ должен иметь под собой основания - заявление, трудовой договор, соглашение сторон и т.д. Обязательным является своевременное ознакомление с приказом работника. Недопустимо составлять документ "задним числом". Дата приема на работу должна совпадать с датой приказа или быть более поздней.

Приказы на отпуск нужно проверить на наличие и соответствие графику отпусков. Также важно взять подписи сотрудников в приказах перед отпуском, лучше за 2 недели, если у вас нет практики письменного извещения о предстоящем отпуске.

Этап 7. Охрана труда

Это направление является одним из самых проверяемых, подойти к нему нужно максимально серьезно. Независимо от специфики предприятия, в организации должны быть:

  1. Специалист по охране труда (ОТ), если в компании более 50 чел., либо лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, если численность меньше 50 чел.
  2. Документы, подтверждающие .
  3. Инструкции по охране труда.
  4. Документы по (СОУТ)

В организациях, где имеются вредные условия труда, список значительно расширяется, его дополняют также первичный и периодический инструктаж и журналы по нему, дополнительные инструкции, документы по медосмотрам.

Если СОУТ еще не проведена, но уже есть приказ о ее проведении, а также , проверяющие не будут наказывать за отсутствие спец. оценки. В обратном случае вам может грозить штраф.

В целом по охране труда стоит проверить наличие всех подписей в журналах, соответствие дат приема и инструктажа, а при обнаружении пробелов - восстановить по максимуму.

Этап 8. «Особые» сотрудники

Пристальное внимание ГИТ уделяет следующим категориям работников:

По этим работникам проверяются все составленные на них бумаги: договоры, приказы, положения о гарантиях и компенсациях. Важно проверить содержание договора по каждому такому сотруднику: есть ли там информация о сокращенном дне для инвалидов или об основаниях срочного договора у иностранца. Если день сокращен, это отражается в табеле, нужно проверить и его.

В заключение хочется напомнить, что на подготовку документов при плановой проверке дается 10 дней, так что даже за этот срок можно многое успеть. И еще - не спешите подписывать акт проверки, внимательно читайте все замечания, порой работодателям удается доказать свою правоту еще до предписаний и штрафов. В случае несогласия с результатами не спешите оплачивать штраф, вы имеете право в суде, и только после его решения будет ясно, осталось ли постановление трудовой инспекции в силе.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

В 2018 году плановые проверки будут осуществляться по чек-листам. Такие новшества вошли в силу с первого января этого года. Какие особенности проверок трудовой инспекции по проверочным листам? Ответ на этот и другие вопросы вы узнаете, ознакомившись с материалами данной статьи

C первого января 2018 года проверки трудовой инспекции в учреждениях культуры проводятся на основании контрольных листов, подготовленных чиновниками.

На сегодняшний день уже готово 107 листов. В дальнейшем будет разработано еще 47. Изменения касаются только тех учреждений, которые относятся к умеренному классу риска. Для всех остальных организаций новые правила начнут действовать с июля 2018 года.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Особенности плановой проверки по проверочным чек-листам

В каждый из проверочных листов включены вопросы по трудовому законодательству, имеющие непосредственное влияние на права работников, например:

  1. По оплате труда.
  2. По трудовому договору.
  3. По охране труда и другие.

Внимание акцентировано на требованиях, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям.

Плановая проверка трудовой инспекции может быть выездной и документарной. Первая из них проводится в том случае, если ревизоры считают, что представленные учреждением документы не могут дать полную и достоверную информацию. Данное требование представлено в

План проведения плановых проверок представлен на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Информация доступна для всех пользователей, поэтому учреждение заранее может узнать, когда ждать ревизоров.

Основным методом проведения плановых проверок является риск-ориентированный.

Частота ревизий в данном случае зависит от таких факторов:

  • численности персонала;
  • количества случаев травматизма;
  • задержек выплаты заработной платы.

Чем меньше эти показатели, тем реже будет проверяться учреждение культуры.

Ниже представлена периодичность плановых проверок:

Плановая проверка: что проверяет трудовая инспекция в 2018 году

В соответствии с изменениями, которые вошли в силу с 1 января 2018 года, плановая проверка трудовой инспекции проводится по проверочным листам. В них включены вопросы, касающиеся соблюдения трудового законодательства. Ознакомиться с ними можно на сайте Роструда.

При выявлении какого-либо нарушения ревизор составляет протокол и вручает работодателю предписание об устранении допущенных ошибок. Если нарушения незначительные, то ликвидировать их можно даже в присутствии проверяющего. В этом случае могут быть минимальными.

При выявлении серьезных нарушений, устранить которые сразу невозможно, работодателю выдается предписание об их ликвидации в определенный срок. Когда все ошибки будут устранены, руководитель учреждения культуры подготавливает подтверждающие это документы и отправляет их в соответствующую инспекцию.

Нарушение данных требований повлечет за собой серьезные последствия, вплоть до дисквалификации.

Если руководитель не согласен с предписанием проверяющего, он может не подписывать данный документ. Однако специалисты советуют этого не делать. Первоначально стоит внимательно изучить документы и удостовериться в достоверности изложенной в них информации. Перед тем, как поставить подпись, пишут «С актом (протоколом) не согласен».

Рассмотрим пример. Во время плановой проверки трудовой инспектор выявил нарушения и выписал постановление об административном наказании. Театр с этим не согласен. В результате учреждение решило обжаловать решение трудового инспектора и обратилось в суд.

Также театр мог обратиться и в другие инстанции, например, к вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган. Сделать это нужно в десятидневный срок с момента получения постановления об .

В учреждении культуры может проводиться и внеплановая проверка. Основание для ее осуществления – это любые выявленные факты несоблюдения работодателем положений ТК РФ. Одной из наиболее распространенных причин является жалоба о нарушении трудовых прав, поступившая от работника учреждения.

Оформляется данный документ в письменном виде.

В нем обязательно указываются такие данные:

Согласно трудовому законодательству, проверяющие не вправе сообщать работодателю от кого именно поступила жалоба. Сделать это можно лишь в том случае, если заявитель дает на это свое письменное согласие.

Жалоба должна быть рассмотрена в тридцатидневный срок с момента ее регистрации. Если работник, написавший жалобу или обращение, не указал свои данные, то такой документ рассматриваться не будет.

Какие документы должны предъявить трудовые инспекторы при проверке

Законодательство предоставляет трудовой инспекции право проверять учреждение в любое время.

Прибывшие ревизоры в первую очередь должны представить два документа:

  1. Служебные удостоверения.
  2. Распоряжение на проверку.

Второй документ должен быть подписан руководителем региональной гострудинспекции. В случае отсутствия руководителя подписать распоряжение может его заместитель. Если вышеуказанные документы отсутствуют, то учреждение вправе отказать ревизорам в осуществлении проверки.

Если , но какими-то своими действиями вызывают сомнения, следует позвонить в трудовую инспекцию и выяснить, действительно ли были направлены контролеры. Телефон можно найти на сайте Роструда.

Как правило, учреждение проверяется одним ревизором. Поэтому, если на проверку явилось несколько человек, нужно удостовериться, что все они указаны в распоряжении. Инспектор, чьи данные отсутствуют, не имеет права осуществлять проверку, а значит организация вправе не допустить его на территорию.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник