14.06.2019

Дополнительный отпуск по вредным условиям труда. Дополнительный отпуск при работе во вредных и опасных условиях труда. Дополнительный отпуск за вредные условия труда ИВС



Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Принят Федеральный закон № 187ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», на основе которого была введена в действие гл. 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей». Таким образом, был установлен специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого сельскохозяйственного налога. Важно добавить, что установлению налога способствовал эксперимент, который проводился в ряде регионов России, в том числе в Самарской области. Единый сельскохозяйственный налог (далее - ) был призван упростить правила налогообложения и снизить налоговое бремя для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако первые годы функционирования ЕСХН выявили целый ряд недоработок в его механизме, что предопределило необходимость совершенствования законодательства, причем было принято решение о новой редакции гл. 26.1. Изменения в законодательство были внесены Федеральным законом № 147ФЗ, который вступил в силу с, 1 января 2004 г.

Действующий режим ЕСХН предусматривает добровольный его выбор плательщиками. Плательщиками налога являются сельскохозяйственные производители, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и/или выращивающие рыбу, осуществляющие их первичную и последующую (промышленную) переработку, реализующие эту продукцию. Однако не все сельскохозяйственные производители могут перейти на режим ЕСХН, а только при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Пример: ООО «Нива» за 9 месяцев реализовало товаров и выполнило работ на сумму 3 млн. 600 тыс. руб. Из них доходы от реализации собственной сельхозпродукции составили 3 млн руб., а доходы от выполнения строительных работ - 600 тыс. руб.

Доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем составляет:

3 ООО ООО руб.: 3 600 ООО руб. х 100% = 83,3%.

Поскольку доля превышает 70%, то организация вправе перейти на ЕСХН.

Подобный расчет составляется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение режима налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

При выполнении вышеуказанных условий на уплату ЕСХН вправе перейти крестьянские (фермерские) хозяйства, а также любые сельскохозяйственные предприятия, в том числе относящиеся к индустриальному типу - птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы, которые до 2004 г. не могли быть плательщиками этого налога.

Плательщики ЕСХН освобождаются от уплаты отдельных налогов и сборов, установленных общим режимом налогообложения. Как следует из таблицы, режим ЕСХН предусматривает замену уплаты налогов, указанных в 1 и 3 графах таблицы, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности плательщиков за налоговый период.

Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы определяются по правилам, установленным гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»; расходы поименованы в гл. 26.1 НК РФ и насчитывают 28 позиций. При этом перечень расходов является «закрытым». Для целей налогообложения и доходы, и расходы определяются «кассовым» методом, т. е. по факту их оплаты.

Ставка ЕСХН составляет 6%. Для сравнения отметим, что сельскохозяйственные организации, работающие на общем режиме, пока налог на прибыль не платят.

Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год, отчетным периодом - полугодие. По итогам отчетного периода плательщики исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, предприниматели - не позднее 30 апреля. И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. Иначе говоря, организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

ЕСХН как специальный режим повторяет концепцию упрощенной системы налогообложения (см. п. 11.2). Главное отличие в том, что ЕСХН предназначен не для широкого круга налогоплательщиков, как упрощенная система, а только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но существуют и другие отличия - в условиях перехода, порядке применения и отказа от режима, способах определения налоговой базы, порядке ведения бухучета и т. п. С этими особенностями мы рекомендуем читателю ознакомиться самостоятельно, изучив гл. 26.1 НК РФ.

Федеральным законом № 68ФЗ внесены изменения в законодательство по ЕСХН, которые вступили в силу с 2006 г. Так, изменены условия перехода на данный режим. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлено право переходить, на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% в общем объеме дохода, полученного по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату указанного налога. Ранее расчеты осуществлялись по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

Перечень расходов, на которые плательщики единого сельскохозяйственного налога вправе уменьшить полученные ими доходы, дополнен новым видом расходов - на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Данные расходы могут уменьшать налоговую базу по ЕСХН при условии, что с обучающимися специалистами заключен договор о том, что они после обучения проработают не менее трех лет по полученной специальности у налогоплательщика.

С 2007 г. порядок уплаты ЕСХН изменяется. Для совершенствования налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и устранения недостатков в порядке применения ЕСХН был принят Федеральный закон № 39ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй НК РФ и ст. 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах"».

Поправки, внесенные Законом, имеют весьма существенный характер:

Введена норма, запрещающая переводить на уплату единого налога на вмененный доход налогоплательщиков ЕСХН, осуществляющих реализацию собственной сельскохозяйственной продукции или продукции ее переработки через собственные магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни;
запрещен переход на уплату ЕСХН налогоплательщикам налога на игорный бизнес и бюджетным учреждениям;
закреплено положение, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут подавать заявление о переходе на уплату ЕСХН в течение 5 дней с момента их постановки на учет в налоговых органах;
существенные изменения внесены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, по ЕСХН в состав расходов теперь можно включать стоимость и , не только приобретенных за плату, но и сооруженных, изготовленных и созданных, в том числе самим налогоплательщиком, в перечень расходов включены также расходы на обязательную сертификацию продукции и услуг, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, расходы на бухгалтерские и аудиторские услуги и т. д.);
уточнены порядок и сроки представления налоговых деклараций и уплаты ЕСХН;
изменена ставка налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на ЕСХН и др.

Упрощенная система налогообложения

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) субъектов малого предпринимательства являются необходимыми условиями для развития малого бизнеса в России и представляют эффективные меры по государственной поддержке этого сектора .

Специальный налоговый режим, предназначенный для малого бизнеса, первоначально регулировался Федеральным законом № 122ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности добровольно (т. е. по выбору) имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

На основании федерального закона субъектами Российской Федерации разрабатывались собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход), конкретные ставки в установленных пределах, пропорции распределения сумм налога между региональным и . В целом семилетний (19962003 гг.) опыт работы упрощенной системы выявил ее «привлекательность» для малого бизнеса, фискальную значимость для бюджета. Однако нечеткость законодательства порождала перманентные налоговые споры по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога, поэтому принятие нового закона явилось не только требованием НК РФ, но и велением времени и практики.

Гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», введение в действие которой определено Федеральным законом РФ № 104ФЗ . Правилами применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) не предусмотрено принятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ по данному вопросу; порядок применения УСН регулируется на федеральном уровне.

Продолжено законодательное совершенствование УСН, для чего был принят Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Закон начал действовать, его нормы учтены при изложении материалов данного параграфа.

Применение УСН предусматривает замену уплаты отдельных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Как и в прежнем законодательстве, в гл. 26.2 установлено, что переход к УСН или возврат плательщиков к общему режиму осуществляется в добровольном порядке.

Возможность применения УСН уже не увязана с наличием у организации статуса субъекта малого предпринимательства, как это было, что расширяет круг ее потенциальных плательщиков. При этом в законодательстве установлены ограничения по праву применения УСН. Итак, организация имела право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на ).

Этот показатель составляет 15 млн. руб. Величина предельного размера дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый и официально публикуемый Правительством РФ ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.

Указан перечень организаций, не имеющих право применять УСН (например, банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг). Не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о , превышает 100 млн. руб.

Условия, а также порядок перехода и прекращения применения УСН. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Объектом налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. В УСН применяется кассовый метод признания доходов и расходов (по дате поступления средств на счета в банках и/или в кассу). Объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН.

Существенная особенность УСН состоит в том, что порядок ее применения увязан с правилами исчисления налога на прибыль организаций, определенными гл. 25 НК РФ. Иными словами, при выборе любого объекта налогообложения плательщик формирует его на основании порядка, определенного в указанной главе НК РФ. При этом плательщик УСН обязан вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, иметь первичные документы и аналитические регистры налогового учета. Кроме того, налогоплательщики УСН не освобождаются от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с действующим порядком, они обязаны вести учет средней численности работников по установленным правилам.

Ставки налога составляют: в случае если объектом налогообложения являются доходы - 6%; в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - 15%. По действовавшему порядку ставки составляли соответственно 10 и 30%, т. е. произошло относительное снижение налогового бремени.

Применение УСН вызывает наибольшие сложности при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. Во-первых, установлены 34 позиции расходов (в их числе материальные расходы, оплата труда, суммы уплаченных налогов и т. д.), которые должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и осуществлены только в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов (НМА) принимаются в следующем порядке:

1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств во время применения УСН - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА в период применения УСН - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет.

В состав основных средств и НМА включается имущество, которое признается амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В отношении основных средств и НМА, приобретенных до перехода к УСН, действует отдельный порядок. При этом стоимость основных средств и НМА принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН.

Во-вторых, плательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% доходов и уплачивается в том случае, если сумма налога, исчисленная по выбранному объекту налогообложения, оказалась ниже, чем сумма минимального налога. Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, включается в расходы в следующие налоговые периоды либо увеличивает сумму убытка, которая может быть перенесена на будущее в установленном порядке. Таким образом, режим минимального налога позволяет в условиях значительной либерализации налогообложения по УСН обеспечить «интересы» бюджета.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налоговым периодом по УСН является календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и выбранного объекта налогообложения, рассчитанного нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из 58 указанных в гл. 26.2 видов , вправе перейти на УСН на основе патента. Это относится, например, к таким видам деятельности, как: изготовление изделий народных художественных промыслов; пошив и ремонт одежды, других швейных изделий; ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров и пр. При этом возможность применения патента относится к тем индивидуальным предпринимателям, которые не привлекают к своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год. Формы патента и заявления на его получение утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Размер такого дохода устанавливается законами субъектов РФ по каждому из установленных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

Для бюджетной системы РФ в целом значение УСН невелико. Однако для органов этот налог постепенно становится важным доходным источником, учитывая, что с 2006 г. почти вся его сумма будет зачисляться в местные бюджеты.

К сожалению, налоговая практика по УСН содержит массу спорных моментов, и многочисленные вопросы плательщиков УСН в адрес компетентных органов тому подтверждение. Авторы учебника не могут не отметить следующий парадокс: для прежних плательщиков УСН новая версия оказалось гораздо сложнее, а для тех, кто переходит с общей системы, - несколько проще. Очевидно следующее: упрощенная система не является «простой» и «прозрачной» для плательщиков, поэтому совершенствование законодательства по УСН будет продолжаться.

Итак, изучив п. 11.1 и 11.2, вы познакомились с двумя специальными режимами налогообложения - ЕСХН и УСН, сходными по своей конструкции и объединенными одним правилом - добровольным порядком применения. Поэтому на практике у потенциальных плательщиков возникает один и тот же вопрос: выгодно ли переходить на эти режимы? Однозначного ответа не существует, в любом случае рекомендуется сделать расчеты по фактическим и/или прогнозным данным, затем сравнить суммы налогов, которые уплачиваются при общей системе налогообложения и специальном режиме.

Еще один фактор, который необходимо учитывать, связан с НДС. Получив освобождение от уплаты НДС, плательщики специальных режимов могут одновременно «потерять» своих покупателей, которые, осуществляя закупки у плательщиков специальных режимов, не имеют права на налоговый вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Поэтому в выигрыше оказываются те плательщики специальных режимов, которые продают продукцию конечным потребителям - населению. Участники производственных и оптово-закупочных цепочек, очевидно, должны учитывать этот фактор в процессе принятия решения о переходе на специальный режим.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

В России предпринимаются меры, направленные на усиление контроля и повышение собираемости налогов в сфере наличных расчетов. Отметим, прежде всего Федеральный закон РФ № 142ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который ввел вмененное налогообложение для данного вида деятельности, когда ключевое значение для налогообложения имеют количественные характеристики бизнеса, например число игровых автоматов и т. д. На федеральном уровне принимается решение о введение единого налога на вмененный доход вначале для - для 13 видов деятельности. Взимание налога регулировалось Законом РФ № 148ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» с учетом изменений и дополнений.

Вступила в силу гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», введение в действие которой определено Федеральным законом № 104ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Законодательное регулирование вмененного налогообложения продолжалось особо отметим Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Особенностью единого налога на вмененный доход (в далее - ЕНВД), в отличие от УСН является то, что плательщик не имеет права выбора: если его деятельность подпадает под установленный перечень, он будет обязан платить ЕНВД.

Система налогообложения в виде может применяться в отношении следующих 13 видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и/ или распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м по каждому объекту организации торговли;
7) розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м по каждому объекту организации общественного питания;
9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
10) распространения и/или размещения наружной рекламы;
11) распространения и/или размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м;
13) оказания услуг по передаче во временное владение и/или пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Если УСН предусмотрена преимущественно для малого бизнеса, то плательщиком вмененного налога может быть любая организация или предприниматель - физическое лицо (однако фактически ЕНВД тоже ориентирован на малый бизнес). Иными словами, ключевое значение здесь - вид деятельности. Для многопрофильных организаций требуется вести раздельный учет результатов деятельности. Общим же для двух систем является то, что, как и при УСН, ЕНВД заменяет собой целый ряд налогов, уплачиваемых по общей системе, но не всех.

Важно еще раз подчеркнуть, что освобождение от уплаты общих налогов предусматривается только в части предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. При расчете данного налога оперируют не фактическими стоимостными данными по результатам деятельности хозяйствующего субъекта, а некоторыми физическими, легко проверяемыми показателями, отражающими потенциальные возможности получения дохода в данном виде деятельности.

Основными понятиями режима ЕНВД являются:

Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке;
базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;
корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика, рассчитываемый как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности на величину физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности и базовую доходность в месяц.

Пример: Индивидуальный предприниматель А.П. Соколов имеет 5 автомобилей марки «Газель», которыми осуществляются перевозки грузов. Базовая доходность для данного плательщика в месяц составит:

6000 X 5 = 30 ООО руб.

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2, при этом: К2 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в форме приказа Минэкономразвития РФ. Напомним, что значения этого коэффициента применяются также в режиме УСН.

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, особенности места ведения предпринимательской деятельности, иные особенности.

При определении величины базовой доходности субъекты РФ. А представительные органы муниципальных районов и городских округов, а также органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент Значения корректирующего коэффициента определяются для всех категорий плательщиков на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Ставка ЕНВД установлена в размере 15% величины вмененного дохода. Налоговым периодом является квартал. Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное , уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% .

ЕНВД ранее называли региональным налогом, так как законами субъектов Российской Федерации определялись: порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, в пределах установленного перечня; значения коэффициента К. Однако, с 2006 г. эти права переданы органам местного самоуправления, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где в целях сохранения единства городского хозяйства решения по ЕНВД принимаются законами данных субъектов РФ.

В совокупности с единым налогом по УСН этот налог призван играть важную роль в составе доходов местных бюджетов. Данное решение представляется справедливым, учитывая наличие значительных резервов повышения собираемости налогов по специальным режимам за счет лучшего налогового администрирования именно на местном уровне (организация рейдов, проверок полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками, находящимися и осуществляющими деятельность в конкретном муниципальном образовании).

В заключение отметим, что вмененное налогообложение не является «изобретением» нашей страны, его применяют многие страны. Во Франции, например, подобный налог был введен сразу после Второй мировой войны и рассчитан на вовлечение малых организаций в цивилизованные рамки налогообложения, но при относительно низких ставках. Налог просуществовал до 1998 г., затем был отменен.

Применение ЕНВД в России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью, т. е. не учитывает всей совокупности факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Кроме того, налог не содержит стимулирующих элементов, правила его взимания противоречивы. Универсальным показателем для налогообложения является прибыль организации. Именно налог на прибыль отвечает требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса в России «уходят» от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах собрать его в полной мере, вводится ЕНВД, основная задача которого - перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор. Поэтому ЕНВД должен иметь временный характер.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции является одним из методов привлечения крупных долгосрочных иностранных и отечественных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс. Нормы и правила, необходимые для функционирования соглашения о разделе продукции (далее - СРП), определяются Федеральным законом № 225ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» с учетом изменений и дополнений. Согласно этому закону, СРП - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федерального закона.

Существенные особенности СРП состоят в том, что при его осуществлении применяется специфический механизм налогообложения. Это определено гл. 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции», которая вступила в силу. На основе Федерального закона № 65ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ».

Предусмотренный гл. 26.4 НК РФ специальный налоговый режим при выполнении СРП предусматривает замену уплаты совокупности отдельных налогов и сборов разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. В этом заключается принципиальное отличие налогообложения при выполнении СРП от иных специальных режимов налогообложения.

Налогоплательщиками признаются организации, являющиеся инвесторами СРП, причем не только юридические лица, но и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. Инвестор вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, оператору (с его согласия), который осуществляет предоставленные ему полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

От условий раздела продукции зависит или уплата инвестором определенных налогов и сборов, или его освобождение от их уплаты. При этом в ряде случаев предусмотрено возмещение инвестору сумм уплаченных налогов (в том числе за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных налогов и сборов).

Главой 26.4 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по некоторым налогам, в частности - налогу на прибыль организаций, НДС и налогу на добычу полезных ископаемых. При выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору, а если в качестве инвестора выступает объединение юридических лиц, каждое из них подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр. Данный специальный режим налогообложения призван обеспечить стабильность, неизменность и предсказуемость условий налогового законодательства на весь срок действия СРП, инвестиционную привлекательность СРП, уменьшение налогового бремени для инвесторов.

В заключение отметим, что система специального налогообложения имеет широкий международный опыт применения. Назначение этих режимов - дать преимущество отдельным группам плательщиков как по отраслевому принципу (например, единый сельскохозяйственный налог), так и для стимулирования отдельных форм предпринимательства (например, упрощенная система налогообложения стимулирует развитие малого бизнеса). Сложность привлечения иностранных инвестиций на длительный срок в сырьевые отрасли также потребует серьезных изменений налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, направленных на обеспечение большей стабильности, прозрачности и соответственно привлекательности для инвесторов. Таким образом, специальные налоговые режимы осуществляют определенную дифференциацию налоговой системы в соответствии с конкретными условиями развития экономики.
Вверх

Российские предприятия могут работать в рамках широкого спектра режимов налогообложения. Среди них есть как те, что наилучшим образом адаптированы для бизнесов с небольшой выручкой, так и те схемы, что позволяют предприятиям иметь разумную платежную нагрузку при больших показателях прибыли. Как выбрать оптимальный вариант налогообложения российскому предпринимателю?

Общий режим уплаты налогов

Первый возможный вариант расчетов предпринимателя с государством – общий режим налогообложения. Считается одним из самых обременительных для плательщика, так как предполагает перечисление в государственный бюджет: налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество. Рассматриваемый режим налогообложения предприятия предусматривает ведение бухучета и предоставление в ФНС налоговой отчетности. В ряде случаев обязательства компаний дополняются необходимостью предоставления сведений в Росстат и ФСС.

Главное преимущество работы при общем режиме налогообложения – предприятие не будет иметь ограничений на взаимодействие с юридическими лицами, которые платят НДС. Другой очевидный плюс – не нужно платить налог на прибыль, если компания работает в убыток, который к тому же можно перенести на другие отчетные периоды и уменьшить тем самым величину платежей в бюджет в будущем.

Дополнительные сборы для плательщиков по общей системе налогообложения

Если фирма работает по общему режиму исчисления и уплаты налогов, то в ряде случаев ее обязательства перед государством могут дополняться необходимостью уплаты дополнительных сборов. Например, это могут быть:

  • акцизы, регулируемые положениями главы 22 НК РФ;
  • предусмотренные главой 25.1 НК РФ сборы за пользование биологическими ресурсами ;
  • водный налог, регулируемый главой 25.2 НК РФ;
  • налог на добычу природных ресурсов, предусмотренный главой 26 НК РФ.

Иные платежные обязательства фирм, работающих по УСН, могут быть связаны с уплатой региональных сборов. В числе таковых:

  • транспортный налог, регулируемый главой 28 НК РФ и правовыми актами, принимаемыми в субъектах РФ;
  • налог на имущество, установленный главой 30 НК РФ, а также региональными законами.

Основной режим налогообложения также предполагает уплату в случаях, которые предусмотрены законом, местного земельного налога. Он регулируется положениями главы 31 НК РФ, а также муниципальными правовыми актами.

Упрощенный режим

Многие предприятия выбирают упрощенный режим налогообложения. Такое название он имеет, во-первых, в силу того, что при нем платежных обязательств компании перед государством становится меньше (не надо платить налог на прибыль, НДС и НДФЛ), а во-вторых, требования по отчетности устанавливаются не такие строгие.

Для того чтобы иметь возможность выбрать режим налогообложения, о котором идет речь, предприятие должно соответствовать ряду критериев. Во-первых, численность сотрудников фирмы не должна превышать 100 человек. Во-вторых, стоимость основных фондов предприятия должна быть не более 100 млн. рублей. В-третьих, для организаций, претендующих на работу по УСН, есть ограничение по годовой выручке – соответствующая величина составляет 68 820 000 рублей в 2015 году.

Не могут работать по УСН:

  • банки;
  • страховые организации;
  • инвестфонды;
  • трейдинговые фирмы;
  • ломбарды;
  • компании, имеющие представительства либо филиалы;
  • бизнесы, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых;
  • организации, занимающиеся выпуском подакцизных продуктов;
  • игорные бизнесы;
  • адвокаты, нотариусы;
  • фирмы, подписавшие соглашения о разделе продукции;
  • юрлица, доля в которых более чем на 25% принадлежит бюджетным структурам.

Основное преимущество УСН – низкие налоговые ставки. Существует 2 способа расчета предприятия с государством:

  • перечисление сборов с выручки по ставке 6%;
  • налог с прибыли в размере 15% от соответствующего показателя.

Есть вместе с тем и недостатки УСН. В числе таковых: в ряде случаев проблематично заключать контракты с фирмами, которые выбрали общий режим налогообложения. Дело в том, что контрагент не будет иметь правовых оснований для получения вычетов по НДС, величина которых может быть весьма значительной для него.

Как перейти на УСН

Как перейти на УСН предпринимателю? Существует две основные схемы решения данной задачи.

Во-первых, если человек уже занимается бизнесом и решил перейти на УСН, то до 31 декабря года, предшествующего тому, когда желательна работа фирмы по УСН, ему нужно направить в территориальное подразделение ФНС уведомление в установленной форме. В данном документе должна быть зафиксирована остаточная стоимость основных фондов, а также величина выручки по состоянию на 1 октября.

Во-вторых, предприниматель может перейти на УСН сразу же после регистрации бизнеса в ФНС. В этом случае он может направить в налоговую службу соответствующее уведомление одновременно с подачей документов на регистрацию либо в течение 30 дней после завершения соответствующей процедуры.

Можно отметить, что плательщик, который перешел с УСН на другую схему налогообложения, сможет вернуться на «упрощенку», проработав по иной схеме минимум 1 год.

Преимущества УСН для ИП

Отдельно стоит отметить, что ИП, работающие по УСН, имеют следующие преимущества: не нужно уплачивать НДФЛ, не считая сборов, которые перечисляются с:

  • процентных доходов по банковским депозитам;
  • экономии по кредитным ставкам;
  • дивидендов;
  • налога на имущество физлиц (по объектам, используемым в предпринимательских активностях).

ИП вместе с тем не освобождаются от обязательств, предусмотренных статусом налогового агента.

ЕНВД

Другая распространенная система налогообложения – ЕНВД. Она предполагает уплату единого вмененного налога в фиксированном размере, который определяется государством. Основное его преимущество – размер выручки бизнеса значения не имеет. Фирма может работать по ЕНВД, только если занимается определенными видами деятельности. В числе таковыми:

  • оказание бытовых услуг гражданам;
  • предоставление сервисов, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и мойкой транспортных средств;
  • оказание транспортных услуг;
  • предоставление зданий и жилых помещений в аренду, гостиничный бизнес (если площадь спальных помещений составляет не более 500 кв. м по каждому объекту);
  • общепит;
  • розничная торговля;
  • предоставление платных мест на автостоянках.

Существует также ряд ограничений на применение ЕНВД. Так, данный режим налогообложения не могут применять:

  • фирмы, которые предоставляют сервисы общепита в школах, больницах, учреждениях социальной помощи;
  • ИП, которые работают по патенту в рамках того же вида деятельности, что предусмотрен ЕНВД;
  • фирмы, в которых работает более 100 человек;
  • компании, в которых более 25% принадлежит другим организациям;
  • так называемые крупнейшие налогоплательщики.

Также право на использование ЕНВД фирмой теряется, если она перестала вести деятельность, которая попадает под данный режим налогообложения.

Преимущества ЕНВД

Предприниматели, рассматривая льготные режимы налогообложения относительно ОСН, часто выбирают ЕНВД, так как данная схема характеризуется рядом преимуществ. Рассмотрим их.

Во-первых, для ЕНВД, как и для УСН, установлен упрощенный порядок отчетности перед ФНС – при условии, что фирма не ведет деятельность, попадающую под ОСН. Так, структура налоговой декларации по ЕНВД весьма проста – в ней всего лишь 5 страниц. Их заполнение не предполагает особой сложности для бизнесов, так как основная часть показателей, которые фиксируются в документе, определяется законодательно.

Во-вторых, в структуре определения налоговой базы при ЕНВД используются корректирующие коэффициенты. Их величина позволяет учитывать различные факторы, влияющие на доход и величину налога. Так, например, коэффициент K2 учитывает сезонность, режим работы, а также специфику географии деятельности предпринимателя.

В-третьих, ЕНВД предполагает учет работы в рамках фактического периода ее осуществления. Например, коэффициент K2 может быть изменен, если плательщик занимался бизнесом в течение более короткого периода в сравнении с отчетным. Соответствующий показатель корректируется, если предприниматель по каким-либо объективным причинам не осуществлял деятельности.

ЕНВД – добровольный или обязательный?

Важный нюанс, касающийся применения ЕНВД, – данный налог с 2013 года является добровольным, а в предыдущие периоды предприятие должно было работать по нему обязательно, если вид деятельности соответствовал критериям данного сбора. Сейчас фирма, осуществляющая активности, по которым можно применять ЕНВД, должна уведомлять ФНС, если соответствующие виды деятельности – основные.

ЕСХН

Законодательством РФ могут быть предусмотрены специальные режимы налогообложения для предпринимателей, ведущих деятельность в конкретных сегментах. Например, для фермеров, которые могут воспользоваться возможностью вести расчеты с государством, выплачивая единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН. Сельхозпроизводители, выбравшие данную схему налогообложения, освобождаются от необходимости уплаты:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Если фермер зарегистрирован как ИП, то он не должен платить также НДФЛ, налог на имущество физлиц. Так же, как и в случае с УСН, плательщики ЕСХН должны исполнять предусмотренные законом обязательства для налоговых агентов.

Патентная система

Специальные режимы налогообложения НК РФ также включают патентную систему. Какова ее специфика?

Патентная система предполагает уплату налога в величине, которая определяется как потенциально возможная для соответствующего вида деятельности. Критерии, по которым данный показатель вычисляется, устанавливаются НК РФ, а также региональными правовыми актами. Можно отметить, что одновременно с патентной системой фирма может применять иные режимы налогообложения, которые предусмотрены законодательством РФ.

Выбор режима налогообложения: потенциал роста бизнеса

Потенциал роста бизнеса – не менее важный критерий выбора оптимальной схемы налогообложения. Дело в том, что в силу специфики российского законодательства у предприятий не всегда есть возможность частого изменения способов расчета с государством. Как правило, если фирма начала работать в календарном году по определенной схеме, переключиться на иные виды режимов налогообложения до следующего периода будет проблематично. Поэтому, начиная предпринимательскую деятельность в календарном году, следует просчитывать, каков потенциал роста бизнеса.

Если ожидается большая выручка к концу года, то, возможно, начинать активности имеет смысл уже по той схеме, которая предполагает уплату фиксированных сборов (ЕНВД). Рассматриваемый критерий коррелирует также с такими факторами как сезонность. Бывает, что в той или иной сфере предпринимательских активностей летом выручка выше, чем зимой. Зная подобные закономерности, владелец компании может адаптировать применяемый режим налогообложения к сезонному фактору.

Резюме

Итак, мы рассмотрели основные схемы, по которым российские предприниматели могут выполнять обязательства перед бюджетом. Законодательством России предусмотрены весьма комфортные, не предполагающие большой платежной нагрузки, режимы налогообложения. РФ в этом смысле стоит в числе наиболее привлекательных для предпринимателей государств, особенно для начинающих бизнесменов.

Рассмотренные нами режимы налогообложения в ряде случаев облегчают не только платежную нагрузку на бизнес, но также и отчетные процедуры. Взаимодействие с государством предприниматели осуществляют не только в аспекте финансовых обязательств, но также и в контексте выполнения необходимых формальностей. В этом смысле начинающим бизнесменам также будет легче начать коммуникации с госструктурами – при пользовании специальными режимами налогообложения, которые характеризуются простотой отчетных процедур.

Есть определенные нюансы, касающиеся определения того, какой режим налогообложения подходит для конкретного бизнеса. Однако мы рассмотрели критерии, которые вполне полезны с точки зрения выбора одной из схем расчетов с бюджетом.

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве - это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Правила предоставления дополнительных отпусков регламентированы трудовым законодательством страны. Именно в Трудовом Кодексе России прописано, кто, когда и за что может получить право на дополнительные дни отпуска. Нормы являются едиными и требуют корректировки в зависимости от отраслевой принадлежности рабочих мест. Такое правило напрямую касается служащих изоляторов временного содержания или ИВС. Для них предусмотрены свои подзаконные акты.

Дополнительные дни отпуска сверх ежегодного базового предоставляются за вредные и/или опасные факторы на рабочем месте. Характеристика условий определяется по аттестации (до 2014 г.) или по оценке (с 01.01.14 г.). Согласно выявленным негативным фактором и степени их влияния на здоровье человека, сотрудник может получить право на несколько дополнительных дней отпуска.

Продолжительность отпусков зависит от вредности и опасности конкретных факторов, которые являются существенными для данного места работы. Законодатель составил особую классификацию параметров и дал оценку степени их возможного влияния, чтобы было проще понять, кто и когда может рассчитывать на дополнительный отпуск за вредные условия труда 2016 в изоляторах временного содержания.

Федеральным законом предусмотрены 4 категории характеристик рабочих мест, причем группа вредных факторов включает 4 подкатегории с разной степенью влияния на организм служащего. Данная оценка проводится работодателем в обязательном порядке. Регламент процедуры четко закреплен нормами закона и гарантирован трудовым законодательством России.

Дополнительный отпуск за вредные условия труда ИВС

Трудовой Кодекс страны закрепляет минимальное число дней, на которые может рассчитывать сотрудник на вредном и опасном месте работы. В зависимости от отраслевой принадлежности и индивидуальных особенностей выполняемых функций отпуск за вредность может быть увеличен. Это допустимо и возможно, если предприятие располагает необходимыми финансовыми ресурсами и оформило соответствующий локальный акт и произвело запись в коллективный договор.

Несколько учреждений, представляющие единую отрасль, имеют право подписать общее соглашение, по которому сотрудники будут обеспечены допотпусками на срок, превышающий регламент ТК РФ. Но конкретное решение напрямую обусловлено степенью вредности и опасности работы в ИВС. Гарантии расписаны только для 2, 3 и 4 групп по СОУТ, для 1 категории факторов льготы не назначены. Стоит заранее уточнять у нанимателя категорию предполагаемого места работа по «вредности».

Расчет дополнительного отпуска за вредные условия труда

За «вредность» на рабочем месте положено не менее 7 календарных дней дополнительного отпуска. Приказ МВД РФ № 549 (30 июня 2014 г.) закрепляет некоторые особенности прохождения службы сотрудниками ОВД во вредных и/или опасных условиях. Там есть перечень должностей, которым положены дополнительные льготы. Таким сотрудникам дополнительный отпуск предоставляется в размере не менее 10 дней по решению работодателя и специальному расчету бухгалтерии.

Приказ на вредные условия труда – основной документ, позволяющий начать расчет дополнительных отпускных для сотрудников ИВС. Обратиться за соответствующим расчетом нужно в отдел кадров предприятия или в его бухгалтерскую службу. Причем в некоторых случаях оплату за дополнительные дни отпуска можно получить в виде компенсации согласно нормам трудового права. Но подобное правило относится только к тем дням, которые превышают минимально положенный по закону срок.

Оценка рабочих мест на их «вредность» проводится каждый 5 лет. За этот период времени работодатель может улучшить условия и существенно снизить влияние вредных и опасных факторов на здоровье персонала. Если степень воздействия окажется несущественной и не сможет ухудшить состояние организма человека, в дополнительном отпуске ему будет отказано по итогам новой СОУТ. Узнайте заранее, не потеряли ли вы право на допотпуск по новой СОУТ учреждения.

Предоставление дополнительного отпуска за вредные условия труда

Кому полагается дополнительный отпуск

Существуют 4 уровня «вредности», согласно которым установлены гарантии и компенсации. Условия, степень негативного влияния которых ощутима, требуют оформления дополнительных отпусков и других обязательных льгот. Они описаны в группах 2-4 СОУТ. Установить «вредность» труда можно по:

  • аттестации на рабочем месте (до 2014 г.)
  • по оценке степени опасности условий (с 01.01.2014 г.)

Важно знать, что в обязанности нанимателя входит функция уведомления сотрудников о результатах оценки условий труда на «вредность» и «опасность». Для этой процедуры установлен регламентированный срок 1 месяц после составления акта СОУТ. Далее можно приступать к расчету причитающихся дней допотпуска. Он определяется:

  • степенью вредности условий труда
  • положениями трудового договора для конкретной должности
  • наличием особых коллективных соглашений
  • результатами «старой» аттестации в ряде случаев

Руководитель компании может увеличить минимальное количество допотпуска, причитающегося по закону, на основании специального распоряжения, закрепив данный порядок коллективным договором.

Отпуск за работу во вредных условиях труда определяется в днях и зависит от продолжительности работы сотрудника ИВС во вредных и опасных условиях. Специалист-расчетчик определяет количество полных месяцев работы, число причитающихся дней допотпуска и общую его протяженность на момент обращения сотрудника. Как только работник полностью отработал 11 месяцев, он имеет право отгулять дни дополнительного отпуска. Получить отпуск «за вредность» авансом нельзя. Рабочие дни допотпуска пересчитываются в календарные для целей их последующей оплаты. В отделе кадров должна быть как минимум следующая информация:

  • текущий график отпусков сотрудников
  • документ на право получить отпуск «за вредность»
  • заявление на отпуск с визой руководителя
  • дата начала ежегодного отпуска

Заявление может быть рукописным на имя руководителя и содержать исчерпывающую информацию о желаемой дате начала отпуска и его предполагаемой протяженности. По факту расчетчиком-бухгалтером будет применена следующая формула для определения количества дней допотпуска:

  • на момент обращения с заявлением на ежегодный отпуск отработано полных 11 месяцев или более на «вредном» месте, тогда сотруднику причитается не менее 7 дней дополнительного отпуска или более в соответствии с коллективным соглашением и распоряжением руководителя
  • вы работали на «вредном» месте только от случая к случаю или направлялись в опасную местность только в моменты авральной работы или особой спешки, тогда при обращении за ежегодным оплачиваемым отпуском вы можете рассчитывать на оплату допдней, исходя из фактических часов работы на «вредном» месте

Дополнительный отпуск за вредные условия труда ИВС в 2016 году будет рассчитываться аналогично правилам начисления в 2014-2015 гг. и не вызовет сложностей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В Трудовой кодекс внесены изменения в отношении гарантий и компенсаций работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях. Одно из новшеств — изменение порядка предоставления дополнительного отпуска.

Изменения в Трудовом кодексе связаны с введением с 1 января 2014 года специальной оценки по условиям труда. Поправки внесены Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ. В частности, они затронули статью 117 Трудового кодекса. В ней говорится о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Что изменилось в порядке предоставления допотпуска

Во-первых, в части 2 статьи 117 Трудового кодекса четко прописано, что минимальная продолжительность такого отпуска составляет семь календарных дней. Такой же минимум был установлен и раньше постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, но он не был зафиксирован в Трудовом кодексе.

Во-вторых, дополнительный отпуск предоставляется теперь только тем работникам, условия труда которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

Напомним, что установлено четыре класса условий труда. Из них третий класс имеет четыре подкласса в зависимости от степени вредности условий труда (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, далее — Закон N 426-ФЗ). Классы условий труда приведены в таблице.

Классы условий труда

Третье важное нововведение. Часть дополнительного отпуска за вредность, превышающая минимальную продолжительность, может быть заменена денежной компенсацией. Эта компенсация выплачивается, если (ч. 4 ст. 117 ТК РФ):

— такая возможность предусмотрена отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором;

— на это имеется письменное согласие самого работника, оформленное в виде дополнительного соглашения к трудовому договору;

— вредность условий труда подтверждена результатами специальной оценки условий труда.

Размеры, а также условия выплаты компенсации устанавливают отраслевые (межотраслевые) соглашения и коллективные договоры.

Дополнительный отпуск по результатам специальной оценки условий труда

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска по результатам специальной оценки условий труда составляет семь календарных дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ). Количество дней отпуска может быть больше. Оно зависит от результатов специальной оценки, условий коллективного договора и отраслевых соглашений (ч. 3 ст. 117 ТК РФ).

Спецоценка — обязательное условие для предоставления дополнительного отпуска?

До 1 января 2014 года дополнительный отпуск был положен всем работникам, труд которых связан с воздействием на их здоровье вредных факторов, определенных по результатам аттестации рабочих мест без уточнения степени вредности. Отсутствовала и возможность замены части дополнительного отпуска за вредность денежной компенсацией.

На первый взгляд может показаться, что для того, чтобы установить работнику дополнительный оплачиваемый отпуск, организация в обязательном порядке должна провести специальную оценку рабочих мест в нынешнем году. Однако это не так.

Компания до 1 января 2014 года провела аттестацию рабочих мест

Результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Случаи, когда специальную оценку условий труда нужно провести внепланово, перечислены в статье 17 Закона N 426-ФЗ. Например, при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест.

То есть если до 1 января 2014 года в компании была проведена аттестация рабочих мест, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Например, если в компании плановую аттестацию проводили в 2013 году, то условия труда можно будет оценить по новым правилам только в 2018 году.

Если по результатам аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, условия труда работника были признаны вредными (опасными), компания может продолжать предоставлять ему дополнительный отпуск в прежнем порядке, руководствуясь этими результатами (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Можно не ждать окончания срока действия результатов аттестации

Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда по собственной инициативе и до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Кому предоставить дополнительный отпуск в 2014 году

Таким образом, в нынешнем году дополнительный отпуск положен работникам, занятым:

— во вредных и (или) опасных условиях труда, подтвержденных аттестацией рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н;

— во вредных условиях труда 2, 3 или 4-й степени либо опасных условиях труда, подтвержденных специальной оценкой условий труда, проведенной после 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ.

Дополнительный отпуск по результатам аттестации

Порядок и условия предоставления дополнительного отпуска по результатам аттестации рабочих мест установлены документами советского времени. Рассмотрим, как применять их сейчас.

Порядок предоставления отпуска

Порядок определения продолжительности дополнительного отпуска за вредные условия труда был установлен Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.75 N 273/П-20 (далее — Инструкция).

Список производств с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, в свое время был утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 N 298/П-22 (далее — Список). В нем продолжительность дополнительного отпуска поставлена в зависимость от вида деятельности, условий труда и должности сотрудника.

Эти документы действуют и сейчас в части, не противоречащей Трудовому кодексу (ст. 423 ТК РФ). Длительность дополнительного отпуска в зависимости от условий труда по-прежнему нужно определять, руководствуясь Списком и Инструкцией.

Продолжительность дополнительного отпуска должна быть такая, как указано в Списке (но не ниже минимальной). Такие выводы следуют, в частности, из Определения Верховного суда РФ от 01.11.2012 N АПЛ12-651 и решения Верховного суда РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570.

Если профессии нет в Списке

Возможно, в Списке не указаны производства, профессии, должности, которые перечислены в штатном расписании компании, а согласно результатам аттестации условия труда при исполнении таких работ признаны вредными. В этом случае продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от конкретных условий труда компания устанавливает самостоятельно. Но его длительность не должна быть ниже минимальной. Такая позиция изложена:

— в пункте 10 Обзора практики Конституционного суда РФ, утвержденного решением Конституционного суда РФ от 28.05.2013;

— пункте 2.4 Определения Конституционного суда РФ от 07.02.2013 N 135-О.

Продолжительность отпуска

Дополнительный оплачиваемый отпуск для профессий, указанных в Списке, предоставляется только за время, фактически отработанное во вредных и (или) опасных условиях (ч. 3 ст. 121 ТК РФ). Продолжительность дополнительного отпуска рассчитывают пропорционально фактически отработанному времени.

Если сотрудник периодически (временно) работает во вредных условиях, отпуск ему также предоставляют пропорционально фактически отработанному во вредных условиях времени (п. 13 Инструкции).

Пересчет рабочих дней дополнительного отпуска в календарные

Если дополнительный отпуск установлен в рабочих днях, его следует пересчитать в календарных днях (ч. 1 ст. 120 ТК РФ).

Законодательством не установлены правила пересчета рабочих дней дополнительного оплачиваемого отпуска в календарные. На практике применяются два метода:

— математический.

Правила пересчета рабочих дней отпуска в календарные дни необходимо установить во внутренних документах компании — локальном нормативном акте или коллективном договоре.

Особенности расчета дней отпуска в мае 2014 года

В мае 2014 года установлены два нерабочих праздничных дня: 1 и 9 мая (ч. 1 ст. 112 ТК РФ). Нерабочие праздничные дни в число дней ежегодного и дополнительного отпуска не входят (ст. 120 ТК РФ). Эту особенность нужно учесть при пересчете рабочих дней отпуска в календарные, если компания применяет календарный порядок пересчета, рекомендованный в письме Минтруда России от 01.02.2002 N 625-ВВ. Напомним его суть.

Чтобы определить общую продолжительность ежегодного отпуска, от даты начала отпуска отсчитывают количество календарных дней основного отпуска. Затем от полученной даты отсчитывают количество дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях по календарю шестидневной рабочей недели — рабочие дни шестидневки без воскресений. Так определяют дату последнего дня отпуска.

Некоторая сложность состоит в том, что на 2 мая 2014 года перенесен выходной день с субботы, 4 января 2014 года (постановление Правительства РФ от 28.05.2013 N 444). При этом 4 января 2014 года является одновременно и нерабочим праздничным днем (ч. 1 ст. 112 ТК РФ), и субботой. Именно из-за совпадения дней выходной перенесен на 2 мая 2014 года.

Возникает вопрос: как при пересчете рабочих дней отпуска в календарные по календарю шестидневной рабочей недели учитывать 2 мая 2014 года? Этот день входит в число дней дополнительного отпуска или нет?

Входит. Дело в том, что если бы день (4 января) не включался в состав дней новогодних каникул (ч. 1 ст. 112 ТК РФ), в 2014 году это был бы обычный субботний рабочий день при шестидневной рабочей неделе. Следовательно, в такой ситуации нет совпадения нерабочего праздничного дня и выходного дня, поэтому перенести 4 января на 2 мая 2014 года было бы нельзя. Таким образом, при шестидневной рабочей неделе 2 мая 2014 года будет считаться обычным рабочим днем, а воскресенье 4 мая — нерабочим.

Примечание. Право переносить выходные предоставлено Правительству РФ на основании части 2 статьи 112 Трудового кодекса.

Пример. Сварщик арматурных сеток и каркасов ЗАО «Луч» И.В. Парамонов постоянно работает во вредных условиях. Рабочий год И.В. Парамонова — с 1 августа по 31 июля следующего года включительно. Сварщикам арматурных сеток и каркасов, постоянно работающим во вредных условиях, продолжительность дополнительного отпуска установлена в соответствии со Списком. Она составляет шесть рабочих дней за рабочий год (п. 140 Списка).

В мае 2013 года была проведена аттестация рабочих мест, подтвердившая вредность условий труда.

Сварщик идет в отпуск с 1 апреля 2014 года. Рабочий год отработан полностью. Периодов отсутствия на работе у И.В. Парамонова не было.

Решение. Продолжительность отпуска в компании определяется в соответствии с методикой, приведенной в письме Минтруда России от 01.02.2002 N 625-ВВ. От даты начала отпуска (1 апреля 2014 года) бухгалтер отсчитал 28 календарных дней основного отпуска. Последний день основного отпуска — 28 апреля 2014 года.

Дополнительный отпуск следует предоставить на следующие даты: 29, 30 апреля, 2, 3, 5 и 6 мая 2014 года.

Общая продолжительность отпуска И.В. Парамонова составила 35 календарных дней — с 1 апреля по 6 мая включительно.

1 мая — нерабочий праздничный день в число календарных дней отпуска не входит (ч. 1 ст. 120 ТК РФ).


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник