10.08.2019

Социальные гарантии населения рф. Система соц. гарантий: структура, виды, субъекты, механизм реализации. эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости


Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему. Гарантии должны:

Регулировать рынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между ее спросом и предложениями;

Содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен против своей воли оставаться без работы);

Рассчитываться на все категории трудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.

Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:

Пригодных для работы в современных условиях;

Тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;

Кто может работать, но при создании подходящих условий труда;

Кто вообще не может работать;

Кто не стремится работать.

Для полной ясности о социальных гарантиях приведем некоторые | выписки из законодательства по этому вопросу.

1. Гарантии в реализации права на труд:

свобода выбора занятий и работы;

государство признает оплачиваемую занятость как основу образа жизни;

государство бесплатно содействует в подборе подходящей работы;

безработных государство бесплатно обучает новым профессиям и т.д.

2. Дополнительные гарантии некоторым категориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей инвалидов; безработным; освобожденным из мест заключения; беженцам и т.д.

3. Профсоюзы активно содействуют занятости трудоспособного населения.

4. Создаются все необходимые условия и гарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных.

5. Для привлечения безработных к трудовой деятельности организуются общественные работы.

6. Работодатели обязаны социально гарантировать занятость населения.

7. В условиях социально-экономического реформирования общества государство гарантирует материальную и социальную поддержку населения.

Закон строго определяет размер пособий по безработице.

9. Закон определяет также условия и сроки выплаты пособия по безработице и тд.

В условиях формирования рыночной системы хозяйствования обостряется противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей, которая становится необходимым элементом функционирования цивилизованного общества.

Изучение данной проблемы позволяет определить социальную защиту как систему законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, обеспечивающих достойное и социально приемлемое качество жизни человека. Основными институтами социальной защиты человека являются государство, профессиональные союзы и другие общественные объединения. В то же время социальная защита строится на социальных гарантиях. Эти гарантии зафиксированы законодательством.

ВОПРОСЫ ДНЯ КОНТРОЛЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Расскажите об истории формирования концепции социальной защиты.

2. Дайте характеристику понятия “социальная защита”.

3. Какие направления охватывает социальная защита?

4. Дайте характеристику понятия “социальный институт”.

5. Перечислите основные социальные инстигуты, осуществляющие защитные функции.

6. Раскройте роль профсоюзной организации по защите прав и интересов наемных работников.

7. Расскажите об основных принципах социальной защиты.

8. В чем основное предназначение социальных гарантий?

9. Приведите некоторые положения из законодательства о социальных гарантиях трудоспособному населению.

  • 9. Цель, объекты и принципы контроля в управлении. Предварительный, текущий и заключительный контроль.
  • 10. Методология и организация процесса разработки и принятия управленческого решения.
  • 11. Управление социальным развитием организации и персонала.
  • 12. Основные направления гуманизации труда
  • 13. Психика и сознание человека в системе управления персоналом организации
  • 14. Эффективность управления, порядок и критерии его оценки
  • 15. Классификация методов управленческого воздействия. Социально-психологическая группа методов в управлении персоналом
  • 16. Классификация методов управленческого воздействия. Экономическая группа методов в управлении персоналом
  • 17. Классификация методов управленческого воздействия. Административная группа методов в управлении персоналом
  • 18.Стили управления, деловые и личностные качества управленца
  • 19.Управленческое общение: сущность и специфика
  • 20.Целеполагание, экономические, производственные, социальные, психологические, идеологические и духовные цели управления
  • 21. Сущность и правила переговорного процесса. Методы проведения переговоров
  • 22.Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
  • 23.Лидерство и власть. Типы лидеров.
  • 24.Сравнительный анализ стилей управления.
  • 25.Организационная (корпоративная) культура. Социально-психологический климат коллектива.
  • 26. Управление командой в организации.
  • 27. Виды, этапы и законы коммуникаций
  • 28.Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность.
  • 29.Управление конфликтами. Позитивные и негативные функции конфликта
  • 30. Структура и характеристика объектов конфликта
  • 31. Основные методы исследования конфликтов
  • 32.Организационно-управленческие конфликты как разновидность конфликта в социальной сфере
  • 33. Типология переговоров, специфика деловых переговоры.
  • 34. Основы кадровой политики в организации.
  • 35. Условия, охрана и безопасность труда как факторы внутренней социальной среды организации
  • 36.Типы конфликтных личностей и их поведенческие характеристики
  • Типы конфликтных личностей
  • 37.Характеристики развития школ управления персоналом в хх веке
  • 38. Профессиональная и социальная адаптация в коллективе
  • 39. Личность в организации. Основные подходы к исследованию, формированию и развитию личности
  • 40. Природа, классификация и стадии развития групп в организации.
  • 41.Групповые процессы, групповая динамика и ее характеристики
  • 42.Понятие власти и ее разновидности. Влияние в организации.
  • 43. Структура и содержание организационной культуры.
  • 44.Понятие безработицы и характеристика ее основных форм
  • 45. Безработица, ее взаимосвязь с социальной напряженностью и политической нестабильностью общества
  • 46. Социальная защита населения. Социальные гарантии и компенсации
  • Она включает в себя:
  • 47.Служба занятости рф и ее функции
  • 48.Рынок труда, использование трудовых ресурсов общества
  • 49. Организационное поведение работников. Общая и дифференцированная классификация оснований организационной власти.
  • 6 Оснований власти:
  • 50.Деловое общение, механизмы межгруппового и межличностного общения
  • 51. Деловые и личностные качества личности руководителя
  • 52.Оценка деятельности персонала. Аттестация.
  • 53.Документы по персоналу и документирование движения личного состава организации
  • 54. Организация кадрового учета, кадровая документация по учету персонала
  • 55. Регулирование и разрешение социальных конфликтов в организациях
  • 56.Обеспечение качества трудовой жизни работников
  • 57. Психодиагностика характерологических особенностей личности
  • 58. Персональные данные. Законодательство в области защиты персональных данных.
  • 59.Работа с персоналом в условиях нововведений.
  • 60. Номенклатура дел кадровой службы организации
  • 61. Планирование карьеры персонала
  • Планирование деловой карьеры
  • 62. Управление развитием карьеры подчиненных.
  • 63.Методы и виды поощрения.
  • 64. Социальный пакет, система неденежных поощрений
  • 65.Структура управления персоналом организации
  • 66.Оценка персонала, организация и проведение аттестации кадров
  • 67. Показатели оценки эффективности (неэффективности) работы коллектива
  • 68.Особенности управления женским персоналом.
  • 69.Особенности управления малыми группами
  • 70. Управление обучением персонала, переподготовка кадров
  • 71. Трудовая миграция в рф, рекрутинговые структуры
  • 72.Практика развития персонала в коммерческих организациях.
  • 73.Пути повышения профессиональной компетентности персонала.
  • 73. Современные технологии оценки персонала при приёме на работу.
  • 74. Управление развитием персонала. Кадровый резерв организации.
  • 75. Управление обучением персонала. Требования к учебным программам по повышению квалификации.
  • 76.Трудовые отношения на основе нового закона о труде. Основные кадровые документы
  • 77.Технологии оценки персонала организации
  • 78. Управление обучением персонала, повышение квалификации кадров
  • 79.Современные проблемы управления персоналом.
  • 80.Характеристика содержательных теорий мотивации
  • 81. Влияние на коллектив стиля руководителя
  • 82.Управление персоналом кризисного предприятия.
  • 83.Кадровый резерв организации, планирование и методы работы
  • 84.Нормативно-правовая база рф по работе с персоналом организации
  • Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
  • 85.Роль и задачи инспекций по труду
  • Часть 2 ст. 355 тк рф определяет круг первоочередных задач федеральной инспекции труда и ее органов на местах.
  • 86. Сущность, основные понятия управления персоналом, объект и предмет управления
  • 87.Управление и самоуправление в системе рыночных отношений
  • 88. Понятие качества трудовой жизни, Удовлетворение работника своим трудом
  • 89. Кадровое документирование. Личное дело работника.
  • 90. Порядок организации защиты персональных данных
  • 46. Социальная защита населения. Социальные гарантии и компенсации

    Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

    Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

      гуманность;

      адресность;

      комплексность;

      обеспечение прав и свобод личности.

    Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

    Она включает в себя:

    1. Социальное обеспечение - возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

    Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

    2. Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

      гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

      общедоступность и бесплатность образования;

      минимальный размер оплаты труда;

      минимальный размер пенсии, стипендии;

      социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

      пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

      ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

    Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования - обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

    Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

    Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

    Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы - социальное обслуживание.

    Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

    Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

    Субъекты социальной работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

    Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

    С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

    В рыночной социально - ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.

    Социальное обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы страхования и программы перераспределения Национального дохода.

    Социальная защита - это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада производства, экономического кризиса, безработицы и др.)

    Формы и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума.

    Прожиточный минимум - это стоимостная оценка минимума жизненных средств, необходимых для поддержки жизнедеятельности и возобновления рабочей силы работника. Прожиточный минимум является законодательно определенным базовым государственным социальным стандартом, на основе которого устанавливаются социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жщно-коммунального, социально - культурного обслуживания, охраны здоровья, образования и др.

    Государственные социальные стандарты и нормативы формируются, устанавливаются и утверждаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

    Особенностью социальной защиты является ее адресная направленность, то есть социальная помощь должна предоставляться тем гражданам, которые в ней нуждаются и в определенных размерах.

    Социально - экономические гарантии - это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов.

    Нормативы потребления - размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).

    Нормативы обеспечения - определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др.

    Нормативы дохода - размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.

    Нормативы рационального потребления - уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.

    Нормативы минимального потребления - социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей.

    Статистические нормативы - нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.

    Государственные нормативы в сфере жщно-коммунального хозяйства

    включают:

    Предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жщно-коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;

    Показатели качества предоставления коммунальных услуг.

    К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат:

    Нормы обеспечения транспортом общего пользования;

    Показатели качества транспортного обслуживания;

    Нормы обеспечения населения услугами связи;

    Государственные социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают:

    Список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам;

    Показатели качества оказания медицинской помощи;

    Нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными средствами и другими специальными средствами;

    Нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья и др.

    К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:

    Перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего образования;

    Нормативы максимальной наполняемости классов, групп;

    Нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников;

    Нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.

    Объем и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является показателем цивзованности страны.

    Основные направления осуществления социальных гарантий:

    1) Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства:

    а) нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень

    Заработной платы и ее индексацию;

    б) умеренные налоги;

    в) невмешательство в предпринимательскую деятельность.

    2) Государство должно гарантировать удовлетворение приоритетных потребностей граждан и общества, которое она не может, доверить каждому гражданину самостоятельно:

    а) приобретение общего образования;

    б) воспитание детей и подростков;

    в) подготовка кадров;

    г) организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.

    3) Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения, которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи на уровне минимальных социальных стандартов независимо от их участия в процессе производства в таких формах:

    а) пенсии;

    б) различные виды помощи;

    в) стипендии;

    г) денежные выплаты и их индексация;

    д) льготы в налогообложении.

    Государство законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета в минимально достаточных размерах в форме безоплатных услуг.

    Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет местных бюджетов.

    Разработка и выполнение Государственного и местных бюджетов осуществляется на основе приоритетности финансирования социальных гарантий и социальной сферы.

    Государственная целевая поддержка местного самоуправления осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных обществ в отношении предоставления социальных гарантий на законодательно признанном уровне.

    Общая сумма благ и услуг, которые потребляет население за соответствующий период, составляет фонд потребления.

    Необоснованное увеличение средств, которые направляются на социальную защиту населения, в общем объеме фонда потребления требует дополнительного изъятия средств из фонда оплаты труда, что в конечном итоге только расширяет масштабы перераспределения, уменьшает стимулирующую роль заработной платы и не увеличивает объем совокупного потребления.

    Источники финансирования социальных гарантий

    Источниками финансирования социальных гарантий выступают:

    Государственный бюджет;

    Средства местных бюджетов;

    Страховые фонды;

    Фонд социального страхования из-за временной потери трудоспособности;

    Фонд всеобщего обязательного страхования на случай безработицы;

    Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    Фонд медицинского страхования (за счет страховых взносов предприятий и граждан, а также благотворительных взносов граждан и предприятий, кредитов банков и других источников, не запрещенных законодательством Украины);

    Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.

    Механизм реализации социальных гарантий

    Государство должно гарантировать всем гражданам минимум социальных услуг и материальных благ через такие механизмы:

    Определение размеров минимальных социальных гарантий:

    · минимальной заработной платы;

    · пенсии по возрасту;

    · стипендий и др.

    Осуществление превентивных социальных мер в связи с ценовой либерализацией:

    · адресного выборочного предоставления социальной помощи;

    · осуществление компенсационных выплат незащищенным слоям населения и др.

    Защита покупательской способности малообеспеченных граждан через ежемесячный пересмотр:

    · среднедушевого совокупного дохода, который дает право на помощь;

    · целевой денежной помощи в соответствии к изменениям индекса потребительских цен.

    Основной целью социальной политики в Украине на современном этапе является приостановление спада жизненного уровня населения и уменьшение давления кризиса на наименее защищенные слои населения.

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Система социальных гарантий и их реализация в РФ

    Введение. 2

    Глава 1. Необходимость социальных гарантий населению. 5

    Глава 2. Государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения. 10

    2.1. Общие положения. 10

    2.2. Минимальная заработная плата и прожиточный минимум. 12

    2.3. Гарантии защиты от безработицы. 18

    2.4. Сфера образования. 25

    2.5. Здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и социальное обслуживание населения. 27

    Глава 3. Социальное обеспечение и социальная помощь. 31

    Заключение. 54

    Список литературы. 57

    Система социальных гарантий и их реализация в РФ
    Введение.

    Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью в целом; между обществом и женским социумом, в частности. Основой этой регуляции может быть система социальных гарантий, которые обеспечивают реализацию предусмотренных Конституцией социальных прав личности: права на жизнь, на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование.

    На практике это означает, что государство проводит патерналистскую политику по отношению к разным социальным группам населения, и среди них на первом месте женщины и дети. Патернализм в переводе с латинского - отцовский, отеческий. \"Патерналистская доктрина\" означает, что в основе социальной политики лежит забота и ответственное, \"отеческое\" отношение государства к гражданам, занятым в сфере труда и не занятым в ней, но выполнившим свой трудовой долг перед обществом.

    Что произошло в России в условиях перехода к рыночным отношениям и смены всей парадигмы политического и социального строя? От системы социальных гарантий, в равной мере распространяющихся на всех граждан, государство отказалось. Оно практически стремится переложить на социальные институты, включая неправительственные организации, фонды, в том числе гуманитарные, заботу о защите и выживании населения. Объектами политики социальной защиты стали социально обездоленные, или, как принято говорить, - социально незащищенные группы, к каким относятся и женщины. Произошла подмена понятий: вместо \"социальной политики\" в России с 1992 г. появилась \"социальная защита\" населения. Институционализация этой новации была осуществлена в форме образования Министерства социальной защиты - населения Российской Федерации, функционировавшего до 1996 г. Главным рычагом политики социальной защиты стали не социальные гарантии, а отдельные пособия, индивидуальная помощь. Между тем численность социально незащищенных групп в обществе, особенно женщин и детей, расширяется стремительно.

    В итоге к концу 90-х годов Россия из страны высокой социальной защищенности превратилась в страну \"льготниц\" и \"льготников\". Общая \"стоимость\" существующих ныне льгот для различных категорий граждан, по оценкам экспертов, колеблется от 300 до 500 триллионов неденоминированных рублей. Перечень льгот россиянам занимает несколько томов. Социальными льготами пользуются до 70% населения России - около 100 миллионов человек, из которых большинство - женщины.

    В условиях перехода к рынку и смены форм собственности в России не выработана полноценная социальная политика как в отношении всего населения, так и прежде всего - женщин, семьи, детей. Между тем без государственного социального патернализма не живет сейчас ни одна из стран, именуемых у нас цивилизованными.

    В свете вышеизложенных вопросов и проблем не вызывает сомнений в своей актуальности тема работы “Система социальных гарантий и их реализация в РФ”.

    Цель работы: изучить существующую систему социальных гарантий в Российской Федерации.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:


    рассмотреть необходимость социальных гарантий населению;
    проанализировать государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения, а именно: минимальную заработную плату и прожиточный минимум;.гарантии защиты от безработицы; гарантии в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и социального обслуживания населения;
    изучить социальное обеспечение и социальная помощь;
    сделать выводы по результатам анализа.

    Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру и внутреннюю логику. Работа включает такие разделы, как введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и библиографию.

    Теоретической базой исследования послужила обширная научно-популярная литература, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература, а также база данных глобальной сети Internet. Нормативная и методологическая база исследования – современное российское законодательство и нормативно-правовые акты, затрагивающие отношения в сфере социальных гарантий Российской Федерации.


    Глава 1. Необходимость социальных гарантий населению.

    Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей системы социальных гарантий являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

    Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

    С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

    Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

    Система социальных гарантий вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

    В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

    Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

    Государство объективно заинтересовано в гарантиях и поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:


    государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
    всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
    социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

    Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

    Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.

    Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

    Система социальных гарантий населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства.

    Однако практика переходного периода в России показывает, что развитие рыночных отношений происходит не вместе с ростом социальной защиты населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения имели душевой доход ниже прожиточного минимума.

    Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для их удовлетворения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения, уровень цен на товары и услуги можно выявить причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные изменения в экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.

    Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:


    обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;
    использования новых стимулов к труду и экономической деятельности;
    создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосударственное социальное страхование и др.);
    формирования экономической системы самозащиты.

    Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.


    Глава 2. Государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.2.1. Общие положения.

    В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

    Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

    На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

    Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

    Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

    1) оплаты труда;

    2) пенсионного обеспечения;

    3) образования;

    4) здравоохранения;

    5) культуры;

    6) социального обслуживания;

    7) жилищно-коммунального обслуживания.

    Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

    Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

    В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:


    минимальный размер оплаты труда;
    единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС).
    2.2. Минимальная заработная плата и прожиточный минимум.

    Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

    В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

    КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

    Таблица №1

    Динамика роста минимального размера оплаты труда.

    Минимальный размер оплаты труда

    Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты)

    Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

    Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум - понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

    Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

    Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать величине заработной платы.

    Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

    В приложении можно ознакомиться со статистикой потребления, пищевой и энергетической ценность продуктов питания в домашних хозяйствах (см. Приложение, таблица №5).

    Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума могут быть использованы:

    В качестве базы для адресной социальной поддержки;

    В качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

    Для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

    Для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

    В качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

    Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического развития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высоком уровне производства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальных экономических условий.

    Следует...

    Забрать файл

    Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

    Целью социальной политики является развитие образующих то или иное общество классов, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

    Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

    Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

    Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

    Политика государства в сфере доходов

    Различия в уровне на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, которые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на этот путь совсем недавно. Особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

    На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей которой является адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение этой задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

    Определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения).

    Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов являются: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

    Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

    Регулирование доходов заключается в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

    Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

    И наконец, важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

    — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

    Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
    • необходимый и достаточный объем;
    • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
    • адресность;
    • учет территориальных особенностей;
    • механизм доведения до получателя.

    Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

    В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

    Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

    В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

    Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

    Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

    • денежные выплаты (пенсии, пособия);
    • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
    • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

    Социальные гарантии выполняют различные функции :

    • алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
    • защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
    • стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

    Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

    • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
    • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
    • льготы по приобретению лекарств;
    • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
    • выплаты пособия по бедности;
    • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
    • выплаты инвалидам;
    • льготы по налогообложению;
    • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
    • выплаты пособий на детей и матерям;
    • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
    • жилищные субсидии.

    Задачи социальной политики охватывают стимулирование и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

    Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может этого делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник