15.07.2019

Самый крупный завод в китае. Промышленность Китая. Внутренняя индустриальная карта


Китай — индустриально-аграрная страна с высокими темпами эко-номического развития. По объёму ВВП и промышленного производства Китай вышел на 2 место в мире, уступая только США, а по объёму сель-скохозяйственного производства занимает 1 место в мире. Однако в рас-чёте на душу населения Китай по всем показателям уступает многим странам мира.

Промышленность Китая характеризуется сложной отраслевой структурой. Развита добывающая промышленность: Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля (2,2 млрд. т), оловянных руд, вольфрама, молибдена и фосфоритов, 2 место — по добыче же-лезных руд.

Основу индустрии страны составляет тяжёлая промышленность .

Топливно-энергетический комплекс базируется в основном на угле. По выработке электроэнергии Китай вышел на 3 место в мире после США и Японии. Примерно 3/4 электроэнергии производят ТЭС. Интен-сивно осваивается гидроэнергетика: на реке Янцзы строится крупнейшая в мире ГЭС «Санься» («Три ущелья») мощностью 18 млн. кВт-ч. Начина-ет развиваться атомная энергетика.

Китай обладает развитой металлургией . По производству чёрных ме-таллов (более 420 млн. т) Китай занимает 1 место в мире. Основные ме-таллургические центры Китая расположены на северо-востоке (Аньшань, Шэньян), на севере (Пекин, Баотоу, Тянцзинь) и на юге (Ухань). Развита цветная металлургия (Шэньян, Шанхай, Куньмин, Гуйян, Чжэнчжоу).

Широкий ассортимент продукции производят предприятия машино-строительного комплекса . В Китае развиты транспортное машинострое-ние (Чаньчунь, Ухань, Далянь, Нанкин, Шанхай, Гуанчжоу), тяжёлое машиностроение (Шэньян), станкостроение (Пекин, Шэньян и Шанхай), электротехническая промышленность и электроника (Пекин, Шанхай. Сянган). По производству часов, телевизоров, радиоприёмников и сти-ральных машин Китай вышел на 1 место в мире, по производству фото-аппаратов и металлообрабатывающих станков — на 2 место, а по произ-водству автомобилей и судов — на 3 место в мире. Однако продукция машиностроения Китая отличается низким качеством.

Огромными масштабами производства выделяется химическая про-мышленность , в структуре которой выделяется основная химия: по про-изводству азотных удобрений (24 млн. т) Китай занимает 1 место в мире, а по производству фосфорных удобрений (8 млн. т) и серной кислоты — 2 место в мире. Быстрыми темпами развиваются химия органического синтеза и химия полимеров: по производству химических волокон Китай в 2005 году вышел на 1 место в мире. Хорошо развиты бытовая химия и фармацевтика. Основные центры химической промышленности Китая приурочены к районам добычи угля, нефти и металлургическим центрам: Шэньян, Пекин, Чанчунь, Шанхай, Ухань и др. Материал с сайта

Одна из традиционных и ведущих отраслей промышленности Китая — лёгкая , особенно текстильная . По производству хлопчатобумажных и шер-стяных тканей Китай прочно занимает 1 место в мире, а по производству шёлковых — 3 место в мире. Большое развитие получили швейная, трико-тажная, кожевенно-обувная и другие трудоёмкие отрасли.

В связи с динамичным развитием промышленного производства сталь, уголь, нефть, цемент и другие сырьевые материалы, которые одно время были в дефиците, стали поставляться с избытком. Это привело к наращиванию экономического потенциала Китая, обеспечило и стимулирует поступательный и стремительный рост народного хозяйства. Одновременно с этим рынок Китая как никогда изобилует одеждой, бытовой электротехникой, пищевыми продуктами и другими товарами легкой промышленности.

Ганьсу – цветная металлургия, электроэнергетическая, нефтехимическая промышленность, производство строительных материалов.

Гуандун - бытовая техника, производство пластмассовых изделий, продуктов, одежды, текстиля, электроники, электроэнергетика и металлургия.

Тяньцзинь - автомобилестроение и оборудование для механической промышленности, микроэлектроника и оборудование для связи, химическая промышленность на базе ресурсов морского дна и нефтехимическая промышленность, качественные стальные трубы и качественный стальной прокат.

Аньхой – металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, угледобывающая промышленность, мукомольная, рисоочистительная, маслобойная, табачная, чаеобрабатывающая, хлопчатобумажная, бумажная промышленность.

Гуйчжоу – металлургическая, химическая промышленность, промышленность по добыче золота, электроэнергетика, пищевая индустрия, лесная промышленность, гидроэнергетика.

Ляонин – машиностроение, нефтехимическая и горнодобывающая промышленность, металлургия.

Сычуань – электроника, металлургия, химическая промышленность, фармацевтика, пищевая промышленность.

Фуцзянь – электроника, нефтехимия и машиностроение, легкая промышленность.

Хайнань – машиностроение, туризм, добыча полезных ископаемых, сахарная промышленность, стройматериалы и пищевая промышленность.

Хубэй – автомобилестроение, электромеханика, металлургия, химическая промышленность, легкая промышленность, строительная индустрия.

Хунань – пищевая и текстильная промышленность, производство электроники, стройматериалов, фармацевтика и металлургия.

Хэбэй – химическая (фармацевтическая), металлургическая, машиностроительная, пищевая промышленность, производство строительных материалов.

Хэйлунцзян – нефтяная промышленность, база производства зерновых, угледобывающая, лесная, химическая промышленность и база производства крупного оборудования для электростанций.

Хэнань – угольная, нефтяная, химическая, пищевая, текстильная промышленность, стройматериалы, машиностроение, энергетика, фармацевтика.

Цзилинь – автомобилестроение, нефтехимия, пищевая, фармацевтическая, электронная промышленность.

Цзянси – автомобилестроение, машиностроение, электроника, химическая промышленность, производство стройматериалов, фармацевтика, текстильная и пищевая промышленность.

Цзянсу – текстильная промышленность и индустрия продуктов питания, добыча и обработка каменной соли, серы, фосфатови мрамора, химическая промышленность, производство строительных материалов, нефтяная промышленность.

Цинхай – машиностроение, текстильная, химическая промышленность, производство строительных материалов, металлургия, легкая и пищевая промышленность.

Чжэцзян – фармацевтика, электроника и химическая промышленность.

Шаньдун – энергоресурсы, химическая промышленность, металлургия, строительные материалы, машиностроение, электроника, текстильная, пищевая промышленность.

Шаньси угольная промышленность, металлургия, механическая промышленность, электроэнергетика, химическая, легкая и текстильная промышленность.

Шэньси – электроника, механическая промышленность, фармацевтика, химическая промышленность, энергетика, пищевая промышленность, туризм.

Юньнань – цветная металлургия, машиностроение, производство электроэнергии, текстильная, кожевенная, пищевая, химическая промышленность, стройматериалы, полиграфическая промышленность, приборостроение.

Тайвань – текстильная, химическая промышленность, машиностроение, электронная промышленность.

Шанхай – автомобилестроение, оборудование электроники и связи, металлургия, нефтехимическая промышленность, комплектное оборудование для электростанций, хлопчатобумажная промышленность, судостроение.

Тибетский автономный район – энергетика, горная промышленность, легкая и текстильная промышленность, традиционные ремесла.

АР Внутренняя Монголия – переработка продукции сельского хозяйства и животноводства, энергетика, металлургия, химическая промышленность.

Гуанси-Чжуанский автономный район – металлургия, машиностроение, производство сахара, пищевая промышленность.

Синьцзян-Уйгурский автономный район – черная металлургия, нефтяная, угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, производство кожи и текстиля, сахарная промышленность.

Нинся-Хуэйский автономный район – угледобывающая промышленность, электроэнергетика, нефтепереработка, добыча известняка, слюды и асбеста.

Пекин – сталелитейная промышленность, машиностроительная и текстильная промышленность, автомобилестроение и нефтехимия, торговля.

Чунцин – машиностроение, металлургия, легкая, пищевая, химическая промышленность, электроника, электротехника, производство стройматериалов, оборудования для охраны окружающей среды.

Гонконг – текстильное и швейное производство, электротехническая и электронная промышленность, часовое производство, изготовление изделий из пластмассы и игрушек, полиграфическая промышленность. Макао– швейная и текстильная промышленность, радиоэлектроника, оптика, пищевая промышленность, традиционные ремесла.

Китайская экономика занимает второе место в мире по объёму годового ВВП и паритету покупательной способности после США. По росту экономики Китай в 2011 году занимал пятое место (9,5%), средний рост за последние 30 лет составляет 10%, иногда достигая 15%. К 2020 году Китай может обогнать по ВВП США. Китай является крупнейшим в мире экспортёром, и вторым по объёмам импортёром после США. По объёму ВВП на душу населения Китай занимает 91-е место в мире. Экономическое благосостояние неоднородно, прибрежные провинции более богаты, а в глубине континента менее развиты.

Бурное экономическое развитие в Китае началось после 1978 года, когда начались либеральные экономические реформы. Ставка была сделана на создание специальных экономических зон с благоприятным налоговым и административным климатом, привлечение иностранных инвестиций и ориентирование производства на экспорт. В Государственной собственности находятся предприятия стратегических отраслей, например, аэрокосмической и оборонной. Сильно влияние государства и в других отраслях, например, в закупке сельскохозяйственной продукции.

Китайский Юань

Официально валюта Китая называется Жэньминьби (народные деньги), но в мире известна по единице измерения - Юань. Разменной монетой являются Цзяо (1 юань = 10 цзяо) и Фэнь (1 цзяо = 10 фэней), фэни практически не употребляются. Символом юаня является латинская буква "игрек" с двумя чертами - ¥, при этом японская иена имеет такой же символ. Курс юаня устанавливается Народным банком Китая относительно валютной корзины.

Юань частично конвертируем. Народный банк Китая позволяет "плавать" цене юаня в небольших пределах около установленного значения. По мнению международных экспертов, курс юаня искусственно занижен на 30-40% для повышения конкурентоспособности китайского экспорта. Развитые страны, прежде всего США, требуют от китайского правительства освободить цену юаня и сделать его полностью конвертируемым. Китай постепенно либерализирует валютную политику, но не спешит с реформами, сохраняя стабильность валютного курса и управляемость экономики.

Отрасли экономики

Сельское хозяйство

Китай является крупнейшим в мире производителем сельскохозяйственной продукции и крупнейшим в мире её потребителем. В сельском хозяйстве заняты около 300 миллионов человек. Для выращивания селькохозяйственных культур используются практически все пахотные земли в стране. Для обработки пригодны лишь 10-15% площади страны. Урожайность довольно высокая из-за интенсивного земледелия. Чуть более, чем половина пахотных земель не орошается, четверть - орошаемые земли и четверть - рисовые поля. Рис - основная сельскохозяйственная культура Китая, по производству которой Китай занимает первое место в мире. Также выращивается много пшеницы, кукурузы, сои, картофеля, сорго, просо, ячменя, табака и чая.

Животноводство также является важной отраслью. Китай занимает первое место в мире по производству свинины, кур и яиц. Имеются значительные стада крупного рогатого скота и овец. Также Китай традиционно является одним из мировых лидеров по вылову рыбы. Большая антропогенная нагрузка на моря и реки привели к тому, что сейчас значительная часть рыбы выращивается в специальных прудах. Большую угрозу для сельского хозяйства представляют экологические проблемы, такие как засухи, наводнения и эрозия почвы. Массовое уничтожение лесов в недавнем прошлом сменяется обширными программами лесовосстановления. Основными поставщиками леса в стране являются северо-восточные и юго-западные провинции.

Из-за развития промышленности в деревнях, сейчас в сельском хозяйстве заняты менее половины жителей деревни. Деревенские жители массово переезжают на заработки в промышленно развитые прибрежные провинции. Сельское хозяйство составляет лишь 13% ВВП КНР.

Добывающая промышленность

В 2004 году Китай добыл более 2 миллиардов тонн угля, 310 миллионов тонн железной руды, 175 миллионов тонн сырой нефти, 41 миллион кубометров природного газа, по 110 тысяч тонн сурьмяных и оловянных руд, 67 тысяч тонн вольфрамовой руды и 64 тысячи - никелевой, 40 тысяч тонн ванадиевой и 20 тысяч тонн молибденовой руды. А также значительное количество бокситов, боритов, гипса, магнезита, марганцевых и цинковых руд. Кроме того, Китай произвел 2450 тонн серебра и 215 тонн золота. На горнодобывающий сектор экономики приходится менее 0,9% работающих, но зато он составляет 5,3% общего промышленного производства.

Несмотря на огромные запасы полезных ископаемых и интенсивную их добычу, быстрая индустриализация страны требует ввоза сырья из-за рубежа. Китай всё активнее закупает полезные ископаемые в США и Австралии, а также активно расширяет добычу в африканских странах. Имеются поставки ископаемых и из Росии и Казахстана. Политика китайского правительства состоит в диверсификации сырьевых поставок.

Энергетика

С 1980 года резко возросло производство энергии, равно как и его потребления. Более 80% энергии вырабатывается тепловыми электростанциями, 17% - гидроэлектростанциями и около 2% - атомными. Большая часть энергетического потенциала в Китае ещё не использована. Основной проблемой энергетики является удалённость основных энергоносителей, которые находятся на севере и западе страны, от потребителей, которые сосредоточены на побережье. Проблемой также является экологичность энергетики. Основным энергоносителем является каменный уголь, который даёт до 75% энергии, и эта доля постепенно снижается. Уголь постепенно вытесняется нефтью и газом, добыча которых растёт.

Угольные электростанции наносят огромный ущерб экологии, из-за чего китайское правительство проводит реформу энергетики. Реформа направлена прежде всего на увеличение доли возобновляемых источников в общем производстве, а также на проведение кампаний по энергосбережению. Возобновляемые источники, за исключением гидроэнергии, вряд ли займут более 5% от общего производства, хотя правительством ставится задача достичь 10% к 2020 году.

Промышленность

Промышленность и строительство составляют 46,8% китайского ВВП и занимают 22,5% рабочей силы. Китайское производство сотавляет 19,8% общемирового. В 2010 году Китай стал крупнейшим производителем промышленных товаров, обогнав США. Отрасли китайской промышленности включают в себя производство практически всех товаров, существующих в мире, начиная с первичной обработки полезных ископаемых и заканчивая самым высокотехнологичным производством: электроника, оборудование ядерной энергетики, аэрокосмическая отрасль. 30% производимых товаров приходится на государственные предприятия. Государство владеет крупнейшими предприятиями тяжёлой промышленности, а также стратегическими отраслями, например, предприятиями оборонки и космонавтики.

С 2010 года Китай стал крупнейшим в мире производителем автомобилей, а также крупнейшим в мире их потребителем, а с 2011 года - крупнейшим в мире потребителем персональных компьютеров. Китай также является крупнейшим в мире производителем и экспортёром стали, в Китае производится 45% мировой стали. Бурно развивается производство автомобилей, авиации и космонватики, а также электроники. В секторе потребительских товаров важную роль играет производство текстиля и одежды, которые составляют значительную часть китайского экспорта.

Сфера услуг

В 2010 году сфера обслуживания составляла 43% китайского ВВП, уступая лишь производству. И это всё равно меньше, чем в развитых странах. Быстро развиваются оптовая и розничная торговля, появляется множество торговых центров, магазинов, ресторанов и отелей. Важную роль занимает туризм.

Транспорт

Китай имеет вторую по длине железнодорожную сеть в мире после США (91 тысяча километров). Железная дорога - самый популярный вид транспорта в Китае. Ширина колеи - стандартная (1435 мм), 47% сети электрифицировано. Китай имеет железнодорожное соединение с Россией, Монголией и Казахстаном, гда колея составляет 1520 мм, с Вьетнамом, где колея имеет ширину 1000 мм (на границе вагонам меняют колёсные пары), Северная Корея имеет стандартную колею, как и в Китае, это единственная страна при поездке в которую не надо менять колёсные пары. Планируется проведение железных дорог в Лаос и Бирму, а оттуда в Индию. С другими соседями железной дорогой Китай не соединён. Активно строится сеть высокоскоростных железных дорог, на которых поезда развивают скорость более 350 км/ч.

В настоящее время в 15 китайских городах имеется метро, ещё в 18-ти - строится, и ещё в 20 - планируется построить. Крупнейшие системы метро находятся в Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Гуанчжоу и Шэньчжене, а также в Гонконге.

В 2005 году Китай имел автодорожную сеть длиной 3,3 миллиона километров, из них с покрытием только 770 тысяч километров. Остальные - гравийные или грунтовые. Основой дорожной сети являются национальные автомагистрали (Годао). Годао имеют трёхзначную нумерацию. 12 дорог 000 серии - важнейшие маршруты страны, дороги 100 серии проложены из Пекина во все стороны, 200-й - с севера на юг, а 300-й - с запада на восток. Помимо национальных автодорог, в развитых районах есть платные скоростные автомагистрали, мосты и тоннели.

Китай стал крупнейшим в мире рынком по продаже автомобилей, этим видом транспорта пользуются всё больше китайцев, хотя число автомобилей на душу населения всё ещё намного ниже, чем в развитых странах. Велосипед является популярным среди китайцев. И хотя велосипедами пользуются всё меньше в силу пересаживания на более дорогие и престижные средства, велосипедистов в стране всё ещё очень много. Автодороги в большинстве городов имеют выделенные полосы для велосипедистов. Набирающим популярность транспортным средством является электрический мотороллер, или электрический велосипед, по производству которых Китай занимает первое место в мире: внутри страны ежегодно продаётся более 20 миллионов электрических мотороллеров, и ещё 3 миллиона экспортируется. Эти мотороллеры заряжаются около восьми часов и способны проехать до 45 километров при скорости 20 км/ч.

Интенсивно развивающимся видом транспорта является авиационный. В Китае построено более 500 аэропортов, имеются 27 национальных авиакомпаний, владеющих в сумме более, чем 1 500 самолётами. В 2005 году они в сумме перевезли более 138 миллионов пассажиров и более 22 тысяч тонн грузов. Крупнейшими авиакомпаниями являются Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines, которые обслуживают большинство международных авиарейсов.

Грузовой порт Шанхая

Китай располагает более, чем 2 000 портами, 130 из которых - международные. Общая годовая пропускная способность китайских портов составляет более 2 890 миллионов тонн. На Китай приходится более 35% мирового морского грузооборота. Шестнадцать основных портов Китая имеют пропускную способность более 50 миллионов тонн ежегодно. Китайский торговый флот насчитывает более 3 500 судов, из них 1 700 с водоизмещением более 1 000 тонн.

По протяжённости судоходных рек и каналов (110 000 километров), Китай занимает первое место в мире. Реки и каналы с древности являлись основными транспортными артериями страны. На реках расположено более 5 100 внутренних портов, ежегодный грузооборот речного транспорта составляет 1,6 миллиарда тонн грузов. В реку Янцзы могут заходить суда водоизмещением до 10 000 тонн. Важным транспортным путём является Великий канал, соединяющий пять крупных рек, включая Янцзы и Хуанхэ.

Связь и интернет

Телефон появился в Китае ещё при династии Цин, однако телефонная сеть развивалась медленно из-за войны с Японией и гражданской войны. Возрождение телефонной сети началось после прихода к власти коммунистов в 1949 году, к 1963 году телефонными линиями были соединены все центры провинций и крупные города, а в 1986 году запущен первый китайский спутник связи. С началом экономических реформ в 1980-хх годах телекоммуникационная сфера начала получать значительные инвестиции. В 1987 году в Китае появились мобильные телефоны, а в 2003 году их число превысило количество стационарных телефонов. К 2012 году число мобильных телефонов в стране превысило миллиард.

К 2010 году число интернет-пользователей в Китае составило 420 миллионов человек - это больше, чем всё население США. Тем не менее, охват интернетом населения всё ещё низок - около 32%. Наиболее популярной системой обмена сообщениями является QQ, аналог ICQ, популярнейшей поисковой системой - baidu.com.

СМИ

В Китае работают более 25 000 типографий, выходит более 2 200 газет и 7 000 журналов. Крупнейшей газетой является Жэньминь жибао (народная газета), являющаяся официальным печатным органом Коммунистической партии Китая. Другими крупными газетами являются Бэйцзин жибао и Гуанмин жибао. Крупнейшими новостными агенствами являются государственное агенство Синьхуа.

В Китае вещает более 3 000 радиостанций. Крупнейшим радиовещателем является Центральная народная радиостанция, имеющая восемь каналов. Каждая провинция или муниципалитет имеют собственные радиостанции. Международное радио Китая (CRI) вещает во всех странах мира на 38 языках, включая четыре диалекта китайского.

Крупнейшей телевизионной компанией является Центральное телевидение Китая (CCTV), вещающее на множестве каналов, в том числе международных на русском и английском языках.

Наука и технологии

Китайская наука интенсивно развивается. Китай уже добился выдающихся технологических упехов. Так, китайская ядерная программа успешно завершена, и Китай владеет технологией производства ядерных боеголовок и строительства атомных электростанций.

Китайская космическая программа стартовала в 1970 году с запуска первого китайского спутника. В 2003 году с запуском космического корабля Шэньчжоу-5 с космонавтом Ян Ливэем на борту, Китай стал третьей страной в мире, осуществившей пилотируемых космический полёт. А в 2011 году была запущена Тяньгун-1 - первая китайская орбитальная станция. Китай также запускает межпланетные аппараты серии Чанъэ к Луне.

Внешняя торговля

Внешняя торговля является одним из важнейших направлений экономики. На экспорте основана значительная часть производства, хотя постепенно происходит переориентация на внутренний рынок. В 2008 году объём внешней торговли составлял 2,4 триллиона долларов США.

С 1991 года Китай является членом Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), а в 2001 году, после 16 лет переговоров, Китай вступил в ВТО.

Особенности промышленности Китая

Промышленность Китая представляет собой важный и очень динамично развивающийся сектор экономического мирового пространства. Промышленный потенциал Китая приносит около 50% валового внутреннего продукта государства.

На начало 21 века Китай становится первой мировой индустриальный сверхдержавой в области объема промышленного производства. Китай является космической и ядерной державой.

Если рассматривать количество фабрик, то Китай занимает первое место в мировом рейтинге. На сегодняшний день в Китайской Народной Республике представлено 360 отраслей. Вместе с традиционно развитыми отраслями, такими как текстильная, угольная, возникают новые сферы промышленности.

Развитие получила нефтедобывающая, химическая, фармацевтическая, авиационная и космическая, автомобильная и электронная промышленность. В последние годы в Китае было построено более 370 000 новых предприятий промышленности.

Основная часть фабрик и заводов в Китае располагается в основных индустриальных центральных частях государства, включая восточные и приморские провинции. Промышленность Китая в большей мере развивается с помощью иностранных инвестиций. Иностранная помощь заключена в налоговых каникулах, льготных импортных тарифах, облегченных правилах приема и увольнения иностранных сотрудников.

Отрасли промышленности

Замечание 1

Ведущую роль в Китае играет легкая промышленность, которая включает текстильную и пищевую отрасль. На эту промышленность приходится более 20% всей промышленной китайской продукции.

Текстильная промышленность включает более 20 000 предприятий. Пищевая промышленность функционирует с помощью более 65 000 предприятий, большая часть сконцентрирована на юго-западной части государства.

С середины восьмидесятых годов достигается обеспечение общества продовольствием, которой включает, прежде всего, фрукты, рыбу, морепродукты. Большая часть продуктов экспортируется, при этом рынок сбыта продовольствия представлен странами СНГ, в большей мере дальневосточным регионам Российской Федерации.

Помимо этого ведущим является сельскохозяйственный экспорт хлопка. Большее число китайских предприятий, занимающихся переработкой хлопка и продукции животноводства, располагаются на северо-западной части государства, фабрики и заводы по бумажной, сахарной промышленности сконцентрированы в основном на северо-востоке Китайской Республики.

Замечание 2

Экономика Китая характеризуется общемировой тенденцией снижения доли сельскохозяйственной продукции в валовом внутреннем продукте государства. Если рассматривать добывающую промышленность, то Китай - лидер в мире по добыче угля, железных, свинцово-цинковых, марганцевых, вольфрамовых руд, а также дерева.

Китай сконцентрировал 37% мирового запаса редкоземельных металлов, которые представлены молибденом, сурьмой и ванадием. Так, в ходе больших инвестиций в конце XX века, добыча данного вида ископаемых составила 95% мировой добычи.

Нефтедобывающая промышленность Китая обеспечивает примерно 16% экспортных валютных поступлений. В Китае главным образом добывается малосернистая нефть и около 1/5 тяжелой нефти. Основной объем добычи приходится на северо-восточный северо-западный регион государства, примерно 15% нефти добывается залива Бохай в Жёлтом море, а также в Южно-Китайском море.

В государстве функционирует около 30 предприятий добычи нефти, при этом общий запас составляет около 64 млрд. тонн. Китай после США является вторым в мире потребителем сырой нефти, также нетто-импортер. Чистый импорт нефти по прогнозам может составить до 60%.

Основными поставщиками нефти для Китая являются Саудовская Аравия, Иран, Россия и др.

Добыча газа в Китае заключается в добыче природного горючего газа и попутных нефтяных месторождений. Усилия предпринимаются для увеличения роста объема добычи для повышения роли природного газа в общей структуре энергетического потребления государства. Природный газ добывают на шельфе Южно-Китайского моря.

Главные проблемы отрасли заключаются в разрыве территории между основными районами добычи и потребления. Для решения вопроса дефицита горючего газа создали припортовые комплексы по приемке и регазификации импортного сжиженного природного газа.

Что касается использования горючих газов угольных шахт, то в этой сфере Китай уступает только Соединенным Штатам Америки.

В индустриальном секторе основным источником энергии является уголь, в первую очередь при выпуске стали. Основная проблема, состоящая в удовлетворении внутреннего спроса в энергетических ресурсах через уголь, заключается в рассредоточении его месторождений по всему государству.

Развитие промышленных отраслей

Развивающейся отраслью промышленности Китая является нефтепереработка и металлургия. Высокими темпами развивается машиностроение, включая:

  • общее, тяжелое, энергетическое станкостроение,
  • выпуск промышленного оборудования,
  • судостроение в транспортной сфере,
  • автомобильную и авиационную, космическую и электронную промышленность.

Позиции Китая были усилены в качестве ведущей машиностроительной державы и именно из-за повышения удельного веса в мировой торговле продукции в этих отраслях.

Аэрокосмическая промышленность представлена авиационной и космической промышленностью.

Аviation Industry Company of China является государственным промышленным гигантом, обладающим сотнями тысяч сотрудников и большими интересами в смежных промышленных отраслях. Большая потребность наблюдается и в пассажирском авиастроении, которая является перспективной отраслью Китая.

В 2003 году Китай становится космической сверхдержавой, занимает третье место в мире. Китайцы самостоятельно осуществляют пилотируемые полеты, с 2010 года они уступают только России и производят большее количество космических запусков, чем в США.

Китай становится третьей страной, которая послала на луну Луноход, также вернувшийся с земли на луну.

Китай развивается в сфере высоких технологий, электронной промышленности и военно-промышленного комплекса.

Китайское машиностроение и местный рынок оказывают значительное влияние на облик тяжелой промышленности во всем мире. Активное развитие Китая предлагает ряд возможностей, в том числе, для иностранных производителей оборудования и продукции машиностроения в качестве экспертов и инвесторов.

На северо-востоке Пекина за четвертым транспортным кольцом когда-то располагался центр китайской тяжелой промышленности — производственный комплекс Дашаньцзы. Он был открыт в 1957 году при непосредственном участии советских инженеров и с использованием оборудования из Восточной Германии. В первые годы своего образования Китайская Народная Республика оказалась в полной зависимости от иностранных технологий. Ее собственные возможности производить современное промышленное оборудование сильно отставали от потребностей экономики в те дни.

Многое за последние пятьдесят лет изменилось. В цехах Дашаньцзы не осталось больше ни станков, ни рабочих — их место заняли китайские художники. А печные трубы и аскетичные фасады бывшего фабричного комплекса стали декорациями для студий и галерей современных китайских творцов. Сейчас этот бывший центр тяжелой промышленности более известен как Арт-район 798. А китайское машиностроение сделало значительный шаг вперед и перебралось в цеха, оборудованные более современными производственными линиями. Технологии же уже не существующего Советского Союза и Восточной Германии служат лишь вдохновением для художников. Китай сам стал одним из крупнейших в мире производителей машинного оборудования.

По данным Всекитайской федерации машиностроения, объемы производства отрасли в 2009 году достигли 1,6 триллионов долларов, что в четыре раза больше, чем десять лет назад. В настоящее время Китай является крупнейшим производителем промышленного оборудования в мире. Причем четверть произведенного в Китае оборудования предназначается для экспорта, таким образом, машиностроение занимает второе место после электроники по темпам прироста экспортных поставок.

До 2003 года машиностроительная продукция в Китай больше импортировалась, чем экспортировалась из него. Однако уже в 2007 году КНР обошел Германию и стал крупнейшим в мире экспортером. А в 2009 году 16% промышленного оборудования в мире производилось в Китае. Сочетание дешевой рабочей силы, государственной поддержки и иностранных технологий стало основой столь удивительного роста китайского машиностроения.

Дешевле некуда

Производителям промышленного оборудования практически бессмысленно конкурировать с китайскими компаниями в вопросах цены. Например, в 2009 году Китай стал крупнейшим экспортером лесопильного оборудования, средняя цена FOB которого составляла всего 92 доллара, когда даже мексиканский аналог обойдется в 247 долларов, а итальянский — в 585 долларов. Таким же образом, Китай является крупнейшим и одним из самых дешевых производителей холодильных компрессоров. Средняя стоимость китайских установок составляет 48 долларов, когда японский компрессор обойдется в 113 долларов, американский — в 204, и даже таиландский — в 62.

Основным конкурентным преимуществом, конечно, является недорогая рабочая сила. Китай имеет не только самое большое население в мире, но и крупнейшее число трудовых ресурсов. В настоящее время в китайском машиностроении работает около 20 миллионов человек, которые получают зарплату намного скромнее своих коллег в других странах. И хотя уровень оплаты труда в Китае растет, в 2008 году он составлял в среднем 40 центов в час, когда в США, Японии и Германии за час рабочий получал минимум 20 долларов.

Но не только миллионы китайских рабочих обеспечивают рост машиностроения в стране. Благодаря реформе образования, в Китае возросло и число специалистов. Так, в 2000 году институты по всей стране выпустили почти 200 000 молодых инженеров, а в 2010 году — уже более 700 000. Это также в значительной степени стимулирует развитие китайского машиностроения не только количественно, но и качественно.

Роль правительства

Китайское правительство активно поддерживает развитие машиностроения, в том числе, выделяя субсидии, повышая возвраты НДС при экспорте, снижая проценты на займы. Рассмотрим, например, историю производителя нефтеперерабатывающего оборудования из провинции Шаньдун, Shandong Molong Petroleum Machinery Co. В 2009 году компания получила правительственные субсидии на сумму 5,5 миллионов долларов, включая 4,4 млн из местной казны города Шоугуана. Дополнительно 1,2 млн долл. производитель получил в форме возврата НДС, когда в среднем, в Китае при экспорте возвращается не более 15-17%. Более того, компания, попав в число высокотехнологичных предприятий в провинции Шаньдун, вместо 25% подоходного налога, выплатила в казну всего 15%. Но этим дело не ограничилось. В 2009 году из налогового счета компании было вычтено 147 000 долларов в качестве компенсации расходов на исследования и разработку, также она получила 40-процентный налоговый кредит на сумму 4,4 млн долл. за расходы на модернизацию оборудования завода. То есть, в целом, Shandong Molong получил от правительства субсидий на сумму 16,3 млн долл.

Подобная налоговая практика дает местным производителям оборудования неоспоримое преимущество в конкуренции с иностранными поставщиками. И хотя после вхождения в ВТО таможенные пошлины на ввоз оборудования в Китае значительно сократились, с 14,4% до 6,5%, они по-прежнему значительно выше, чем в большинстве развивающихся стран.

Роль иностранных инвестиций

Поддержка, демонстрируемая китайским правительством по отношению к местным производителям, не смогла отпугнуть иностранных инвесторов от рынка машиностроения — силу, оказавшую огромное влияние на формирование современной отрасли. Благодаря иностранным инвестициям, производственные мощности в Китае практически в одно мгновение достигли мировых стандартов. Иностранные покупатели, придя на китайский рынок со своими строгими международными требованиями, способствовали улучшению качества продукции. Более высокие стандарты качества стремительно распространились среди производителей КНР, создав дополнительный стимул для дальнейших инвестиций в Китай иностранным компаниям, стремящимся полностью реализовать главное преимущество местного рынка — низкие цены.

С 1990 года Китай был первым по объему получаемых иностранных инвестиций среди всех развивающихся стран. А в 2009 году он занял второе место в мире по ПИИ, уступив лишь США. И около половины этих инвестиций прямо поступало в производственный сектор китайской экономики. В 2010 году на компании с иностранными инвестициями приходилось до 55% китайского экспорта. Иностранные технологии нередко в нарушение прав интеллектуальной собственности, а чаще вследствие мобильности человеческих ресурсов, стали попадать в руки местных компаний. Таким образом, именно иностранные инвестиции и стали основой нынешнего успеха китайских производителей оборудования.

К пуску готово!

Прогресс китайского машиностроения заставляет задуматься иностранные компании над стратегией своего развития. И многие находят возможным успешное сотрудничество с китайскими производителями. Ведь, несмотря на то, что Китай является крупнейшим экспортером промышленного оборудования, он по-прежнему сам нуждается в определенной продукции машиностроения, особенно, инновационной. Да и среди многих производителей наличие иноземного оборудования — это часто повод для гордости и гарантия качества изготавливаемой продукции. Репутация иностранных компаний часто перевешивает китайские бренды: Caterpillar по-прежнему более известен, чем Henan Hongxing. Кроме того, зарубежные компании предоставляют услугу по обслуживанию и ремонту оборудования после его покупки, когда редкий китайский производитель имеет такой козырь.

Среди иностранных компаний, достигших успеха в Китае на рынке высокотехнологичной продукции машиностроения, стоит отметить Rolls-Royce . В ноябре 2010 года компания заключила контракт на 1,2 млрд долл. на поставку и обслуживание двигателей для авиалайнеров China Eastern Airlines. Помимо поставок более 300 двигателей, Rolls-Royce вполне преуспел и в сфере инвестиций в Китай. На настоящий момент британская компания имеет совместное предприятие в КНР по производству комплектующих для двигателей. Также в Тяньцзине британцы организовали центр подготовки техников и инженеров для Всекитайского управления гражданской авиации.

General Electric также вполне успешно вышел на китайский рынок машиностроения. Американская компания создала 36 предприятий на территории Китая, где сейчас трудится более 14 000 человек. В 2010 году компания заявила о дальнейшем шаге по развитию китайского рынка, инвестировав два миллиарда долларов в совместное предприятие по производству энергетического оборудования.

Прямые инвестиции — это часто лучшее решение для иностранных производителей, желающих воспользоваться преимуществами китайского рынка. Кроме того, существует и ряд административных стимулов для иностранных компаний: от условий для выхода на рынок до налоговых льгот. Помимо новейших технологий, иностранные компании в Китае имеют и ряд других преимуществ перед местными игроками. Производительность труда на иностранных заводах в Китае часто выше, чем у частных китайских производителей, у которых она выше, чем на государственных предприятиях. Также иностранные компании имеют выход на международный рынок: большая часть произведенного в Китае оборудования экспортируется в страну инвестора.

Рост китайских производителей

Пока иностранные компании пытаются успешно работать в Китае, местные производители стремятся выйти на международный рынок. Успех китайских компаний в экспорте своей продукции дает им возможности для активного освоение других рынков и развития собственного имени. Этот процесс начался еще в 2004 году, сразу после того, как экспорт оборудования из Китая сравнялся с импортом.

В 2004 году Shanghai Electric Corp. приобрела 75% акций японского производителя токарных и фрезерных станков Ikegai за 4,5 миллиона долларов. В 2005 году Harbin Measuring Tool and Cutting Tool Group приобрела за 12 млн долл. немецкую компанию Kelch GmbH. А в 2006 году Zhejiang Hongsheng Group приобрела всего за пять миллионов долларов немецкого производителя ткацкого оборудования Grosse Webereimaschinen.

2006 год также стал знаменательным для двух китайских производителей строительного оборудования — Sany и Zoomlion. Sany сделала огромный шаг по развитию мирового рынка, открыв за 60 млн долл. производство в Индии. В 2007 году китайский производитель открыл офис в США, а также инвестировал 130 млн долл. в строительство завода и исследовательского центра в Германии. В 2010 году компания инвестировала 200 млн долл. в производственную базу в Бразилии, а также открыла еще один завод в Индии. В ближайшие годы Sany планирует расширить свое присутствие на рынках Индонезии, России и ЮАР.

Zoomlion также пошел путем приобретения иностранных предприятий. В 2008 году китайский производитель приобрел итальянскую компанию CIFA за 422 млн долл. Таким образом, он вдвое увеличил свои иностранные инвестиции, главным образом, направленные на развитие рынков США, Индии и Бразилии.

Пока же имена китайских производителей не могут тягаться с именитыми Caterpillar, Liebherr или Komatsu. Однако Китай продолжает снижать свою зависимость от иностранных технологий и развивает конкурентные преимущества для борьбы на мировом рынке, прежде всего за покупателей в развивающихся странах.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник