04.07.2019

Как приготовиться к изложению. Подготовка к сжатому изложению как научиться писать. Приёмы сжатия текста


1. Письмо как вид речевой деятельности. Специфика письменной речи.

2. Виды работ по развитию письменной связной речи.

3. Изложение: виды, методика проведения обучающего изложения.

4. Сочинение. Виды сочинений.

Литература

1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

2. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

3. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.

4. Родин И.О., Пименова Т.М. Сочинения: правила составления текстов: полный курс. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

1. Письмо как вид речевой деятельности представляет собой сложный комплекс умений, включающий технику письма (каллиграфию, графические и орфографические навыки) и создание продукта речи – письменного текста.

Письменная речь как процесс создания речевого продукта в письменной форме представляет сложную творческую деятельность, поэтому овладение навыками создания письменной речи представляет для учащихся большие трудности.

Письменная речь как продуктивный вид речевой деятельности характеризуется сложным психофизиологическим механизмом. В создании письменной речи участвуют слуховые, речедвигательные, зрительно-графические, моторные анализаторы. Кроме того письмо функционирует во взаимосвязи с другими видами речевой деятельности. Создание письменной речи сопровождается чтением, внутренним проговариваем, аудированием.

В психологической литературе доказано, что письменная речь следует за внутренней речью (за внутренним проговариванием).

Итак, формирование и совершенствование письменной речи учащихся требуют целенаправленной работы на уроках русского языка, которая строится с учетом структурных и психологических особенностей письма как продуктивного вида речевой деятельности.

2. Многообразие продуктов письма обуславливает многообразие видов работ по развитию письменной речи учащихся, направленные на формирование умений самостоятельно создавать письменные высказывания разных типов и жанров.

Чтобы научить школьников созданию письменных текстов используются следующие виды заданий:

Анализ текстов;

Составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов высказывания;

Редактирование текстов;

Установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания) и др.

Развитию связной письменной речи способствуют следующие виды работ: изложения, сочинения, письменные ответы на вопросы, составление деловых бумаг, написание рецензий, отзывов, аннотаций, свободный и творческий диктант и другие.


Как видим, в практике обучения письменной связной речи учащихся на уроках русского языка наблюдается многообразие форм и видов работ, способствующих формированию и совершенствованию умений школьников в создании письменных высказываний разных типов и жанров речи.

3. Среди наиболее эффективных форм работы при обучении письменной связной речи являются изложения и сочинения.

Изложение – это передача в письменной форме прослушанного или прочитанного текста.

Значение изложения как вида работы по развитию связной письменной речи учащихся:

1) обогащает словарный запас учащихся;

2) способствует развитию мышления учащихся;

3) прививает умение излагать мысль логично и последовательно;

4) способствует закреплению и углублению знаний по грамматике;

5) развивают навыки слушания, запоминания, воспроизведения текста;

6) подготавливают учащихся к написанию сочинений.

Виды изложений:

а) по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые;

б) по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительным заданием;

в) по осложненности языковым заданием: - изложения, в которых требуется

воспроизвести, употребить определенные языковые средства, - изложения, в которых содержание исходного текста передается в другой форме;

г) по особенностям структуры исходного текста: изложение-описание, изложение-повествование, изложение-рассуждение;

д) по цели проведения изложения: обучающие и контрольные.

Проведение обучающих изложений включает несколько этапов, которые в зависимости от вида изложения и степени подговленности учащихся могут варьироваться (некоторые этапы могут быть опущены).

1 этап: подготовка учащихся к восприятию текста (вступительная беседа).

2 этап: чтение текста учителем.

3 этап: беседа по содержанию.

4 этап: составление плана и структурной схемы текста.

5 этап: словарно-стилистическая работа.

6 этап: устный пересказ.

7 этап: повторное чтение текста.

8 этап: написание изложения, редактирование.

Контрольное изложение проводится по следующей схеме:

1) вступительная беседа;

2) чтение текста учителем;

3) словарно-фразеологическая работа;

4) повторное чтение текста учителем;

5) написание изложения.

Итак, нами рассмотрены значение изложения в системе работы по развитию связной речи учащихся, виды изложений и этапы обучающих и контрольных изложений.

4. Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу учащегося, в которой он излагает собственные мысли, переживания, суждения.

В сочинении содержание, композиционное оформление, выбор языковых средств решается учеником самостоятельно. Являясь высшей формой продуцирования письменной речи, сочинение требует от учащихся целого ряда умений, основными из которых являются:

1) умение определять основную мысль высказывания, раскрыть тему сочинения;

2) умение собирать и систематизировать материал для сочинения;

3) умение композиционно правильно строить сочинения разных типов;

4) умение точно, ясно, стилистически правильно выражать свои мысли;

5) умение совершенствовать написанное.

Виды сочинений:

По тематике: на лингвистические тема и темы из жизни (так называемые свободные темы);

По источнику получения материала (один или несколько источников): на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, музыкальных впечатлений, спектаклей, кинофильмов и т.д.;

По психологическому источнику: память (сочинение по памяти), восприятие (сочинение по наблюдениям), воображение (сочинение по воображению);

По объему: сочинения-миниатюры (на узкие, конкретные темы);

По осложненности дополнительным языковым заданием: сочинения по опорным словам и конструкциям, сочинения с употреблением группы определенных языковых средств, сочинения с обнаружением определенных языковых средств в созданном тексте.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; 2) их проверка и оценка; 3) анализ проверенных работ в классе.

Схема подготовительного урока к сочинению:

1. Постановка цели урока.

2. Анализ текстов-образцов.

3. Редактирование текстов негативного характера.

4. Уточнение задачи сочинения (речевой ситуации).

Итак, рассматривая особенности обучения письменной связной речи учащихся на уроках русского языка, следует отметить, что целью обучения является формирование и совершенствование умений школьников создавать определенные тексты, речевые произведения. В школьной практике изложения и сочинения являются наиболее эффективными формами работы по развитию связной речи школьников.

Планы практических занятий по теории и методике преподавания русского языка (3 курс, ДО)

Урок- подготовка к сжатому изложению.

Цели урока:

Научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;

Продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;

Создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, листы оценки, листы формата А3, маркеры. (урок проводится в кабинете информатики).

Ход урока.

1. Повторение понятия о сжатом изложении.

На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока . Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

Что такое микротема?

Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.

Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Слайд №2. Фонохрестоматия,аудиозапись.

«Война»

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества. (По В.Быкову) 213 слов

По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста. Слайд №3 Работа с маркерами

Назовите признаки текста.

1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (Война, победа, фашизм, фронт, партизанский тыл капля крови, поле боя, миллионы жизней…)

2. Текст имеет идею.

Идея текста в том,..

3.Текст можно озаглавить.

данном случае название дано)

4.Текст разделен на 3 абзаца.

С какой целью это сделано?

Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.

Учитель: Составьте план текста.

План текста.

1. Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны

2. Народность характера Великой Отечественной войны.

3. Победа, значение которой непреходящее для человечества

Определите тип данного текста. Докажите.

Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

В данном тексте мы ярко видим:

тезис - Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом Далее по тексту идут доказательства: 1Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика 2. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов

и вывод - Жертвы были не напрасны, на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:

1) основное положение (тезис);

2) доказательства с привлечением аргументов;

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Определите стиль данного текста.

Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает помнить о победе в Великой Отечественной войне, значение которой непреходящее для человечества..

Работа с маркерами

Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова человечество, народность.

5. Работа над сжатием текста.

По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

Какими способами мы можем сжимать текст?

Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.

Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.

Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.

Мы будем сжимать текст способом исключения.

Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

1. Замены:

Замена однородных членов обобщающим наименованием;

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Замена предложения или его части указательным местоимением;

Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

Замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

Замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:

Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

Исключение повторов;

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

3. Слияния:

Образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.

Памятка «Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Первое сжатое текста.

(Читает свой вариант)

1.замена однородных членов обобщающим наименованием;

2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением

4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.

(Обучающийся читает свой вариант ответа)

Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

2. исключение повторов;

3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.

Примерный текст:

Идет время,но не меркнут в человеческой памяти годы войны,величие
нашей победы над немецким фашизмом.Трудно переоценить ее значение в
истории.Мы Вспоминаем уроки,преподаваемые нам войной. Миллионы молодых, да и постарше людей приняли смерть, ясно сознавая, что судьба Родины и человечества несравненно дороже.Одно из положительных черт войны-народность.Когда боролись все-от мала,до велика.Наши Жертвы были не напрасны.Солдаты погибли исполняя свой долг,и мы обязаны помнить их имена. Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь павшие оплатили своей.

Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.

3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.

4. Неудачная концовка (дублирование вывода).

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания

Как проверить написанное

1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.

2.Первый раз читай с целью проверки содержания.

Ответь на вопросы:

Передано ли основное содержание исходного текста?

Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?

Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?

Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3.Второй раз читай с целью корректировки текста.

Ответь на вопросы:

*Можно ли текст назвать связным?

*Правильно ли выделены абзацы?

*Нет ли грамматических ошибок?

*Нет ли речевых ошибок?

*Выразительна ли речь?

4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!

5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

В работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: “Приемы сжатия текста”;
  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
  • работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы.

Конспект урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

2. Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Слово учителя:

ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста . В этом нам помогут специальные упражнения.

3. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации, 2 cлайд)

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно )

Что такое микротема? (3 слайд)

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? (4 слайд)

(Основных приемов сжатия информации – два: обобщение частной информации и исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме )

Каков алгоритм сжатия текста на экзамене? (5 слайд)

(- Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка “ершом”: от последнего к первому.

Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить)

Давайте вспомним этапы работы с текстом. (6 слайд)

  1. Определение темы текста
  2. Формулировка идеи текста
  3. Определение структуры текста
  4. Выделение микротем текста как частей общей темы
  5. Моделирование сжатого изложения

4. Выполнение обучающимися различных заданий, задач, упражнений.

Закрепление материала с помощью лингвистических упражнений.

Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами. Обучающимся раздаются листы с текстом.

Задание 1. Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

(Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи: рассуждение)

Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

(Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.)

Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

(Каждый ученик работает самостоятельно)

5. Проверка выполненных работ

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное . Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20 слов)
Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость , хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину . Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок . Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести , как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...(81 слово)
Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека , который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы . Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)
И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама , что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов)
Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным . (27 слов)

(По Л. Корочкину)

1 микротема:

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

2 микротема:

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.

3 микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

4 микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

5 микротема:

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

Прием активизации познавательной активности учащихся на уроке

Ребята, давайте составим синквейн по тексту (8 слайд)

(Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Вариант ответа: (9 слайд)

Кошка
Загадочная, таинственная,
Привлекает, радует, успокаивает,
Нужно завоевать доверие кошки,
Животное.

Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.

Коллективная практическая работа

Упражнения на исключение второстепенной информации (10 слайд)

1) В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

Дикость и самостоятельность; самостоятельные, независимые; ласковы и привязчивы; характер их полон тайн и загадок; грациозны и пластичны её движения; внимание и отношение к ним человека, они испытывают доверие и подчиняются командам, относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы; кошка боится человека или неприязненно относится к нему; поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь; относиться с уважением и терпением.

2) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста: (11 слайд)

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой.

Упражнения на обобщение частной информации. (12 слайд)

1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили

Ответы учащихся:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (замена 2 предложений одним сложноподчиненным)

Кошки умны. Характер их полон загадок. – Кошки умны и загадочны. (Слияние 2 предложений в одно - простое с однородными сказуемыми)

2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием:

Ответы учащихся: (13 слайд)

(Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё ;

Не всегда легко идут на контакт с человеком контактируют ;

Очень явно – чутко , сильно ;

Это животное – её ;

самым элементарным вещам – самому элементарному ;

К одному они испытывают полное доверие - доверяют)

Индивидуальная самостоятельная работа (дифференцированные задания)

(в 9 классе имеются сильные и слабые ученики, 1 ученик занимается по коррекционно-развивающей программе 7 вида, поэтому сильным ученикам нужно записать сокращенный вариант всего текста, слабому ученику – сокращение 1,2,3 абзацев, ученику-коррекционнику – 4,5 абзацы)

В результате работы над сжатием получился текст:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слов)

Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов)

Любить кошку - значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов)

Всего 118 слов

6. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель : Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили?

  • Точно ли передано содержание всех микротем? (7 слайд)
  • Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов)
  • Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (118 слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац)
  • Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями (14 слайд) (Обучающимся раздаются листы “Бланк ответов”, куда они ставят баллы, выполняя роли экспертов) - (Рисунок 1)

ИК-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)

ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

ИК-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)

Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7

На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.

8. Домашнее задание.

Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему (Приложение 2)

Используемая литература.

1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010;

2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.

Немаловажное значение в обучении сжатому изложению имеет работа над языком текста. В опыте учителей этот вид работы находит отражение, но обычно учителя отводят языковой подготовке всего несколько минут при анализе содержания текста, обращая при этом внимание в основном на выяснение смысла незнакомых слов. Содержание языковой подготовки к сжатому изложению должно быть значительно шире.

Необходима работа над лексикой. Она складывается из подбора синонимов, перифраз, разбора архаизмов, диалектизмов, неологизмов, терминов, слов с переносным значением. А при работе над образно-выразительными языковыми средствами, имеющимися в тексте, нужно выяснить, почему употреблено то или иное выражение, можно ли правильно передать содержание текста без данных образно-выразительных средств.

Часто школьники нуждаются в предварительной работе над синтаксическими недочётами. Этот вид деятельности должен быть направлен в большей степени на преодоление ошибок в употреблении падежей существительных, на согласование прилагательных с существительными и глаголов-сказуемых с существительными-подлежащими.

Специального времени для предварительной языковой подготовки не требуется.

Языковая подготовка к написанию сжатого изложения ставит себе ещё одну дополнительную цель - ввести в речь учеников те слова из предназначенного для изложения текста, которые либо вообще незнакомы учащимся, либо употреблены в неизвестном им значении.

К основным языковым приёмам сокращения текста можно отнести:

1. Замены:

а) замена однородных членов обобщенными наименованиями;

б) замена фрагмента предложения синонимичными выражениями;

в) замена предложения или его части указательным местоимением;

г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

д) замена сложноподчиненного предложение простым.

Исключения:

а) исключение повторов;

б) исключение фрагмента предложения;

в) исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияние нескольких предложений в одно.

Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлений тезисов, конспектировании.

Примеры упражнении, направленных:

1. на трансформацию словосочетаний.

Упражнение 1.

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ... Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ...

2. на трансформацию предложений.

Упражнение 2.

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).

Упражнение 3.

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).

Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 ООО раз).

Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).

Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).

Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода. (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке благодаря исследованиям кристаллов с помощью рентгеновского метода).

Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении - понимании текста, так и при создании ими собственных текстов.

3. на умение находить языковые средства для сжатой передачи текста.

Упражнение 4.

Это задание направленно на обогащение речи учащихся средствами обобщенной передачи. Учитель должен объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением («вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения. Одновременно учащиеся учатся классифицировать предметы, признаки, действия, т. е. практически получают представление о роде и виде.

Разделите все существительные на «вместительные» и общие слова.

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в теплые края. Перелетные птицы направляются на Кавказ, в Крым, в Египет, в Индию... Воробьи, галки, вороны, сороки, дятлы никуда не улетают.

(Ласточки, грачи, дрозды -- перелетные птицы. Кавказ, Крым, Египет, Индия -- теплые страны. Воробьи, галки, сороки, дятлы - неперелётные птицы.)

Класс определяет, что если надо сказать обобщенно, то используются родовые слова, а если надо указать подробно птиц и страны -- видовые слова.

Таким образом, можно создать сжатое изложение этого текста, предварительно определив основное, существенное в его содержании: «Осенью перелетные птицы улетают в теплые края, зимующие птицы никуда не улетают».

4. на устранение повторов.

Упражнение 5.

Перепишите, устраняя повторы. Предложения под номером два и три нужно объединить, превратив их в два предложения.

1. Художник использует цвета: синий, зелёный, красный - много-много других цветов. 2. Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-синий. Скоро шар стал еле заметен. 3. Я очень-очень люблю своего щенка. Я хожу со щенком гулять. Я играю со щенком. Я кормлю его. Я купаю щенка. 4. Мы шли долго. Наконец мы вышли на поляну. Поляна была очень красивая. В центре поляны огромный пень.

Упражнение 6.

Найдите и устраните повторяющиеся слова.

На столе лежит крупная спелая клубника. Чуть подальше стоит большой белый кувшин. Рядом с ним стоит банка с веточками чёрной и белой смородины. Около неё стоит тарелка с ягодами чёрной и белой смородины. А за тарелками и банкой стоит металлическое блюдо с ярко-красной клубникой.

Методика подготовки к сжатому изложению.

Итоговая аттестация в 9-м классе является важнейшим этапом в подготовке учащихся к единому государственному экзамену в 11-м классе. Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей к речевой подготовке школьников. Трудно переоценивать значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования и как средства установления межличностного и группового контакта, воздействия и влияния друг на друга. Процесс овладения связной письменной речью достаточно сложен и требует от ученика комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно.

Для того чтобы речь была точной, необходимо, во-первых, знать предмет речи, во- вторых, достаточно хорошо ориентироваться в языковой системе и, в-третьих, иметь такие речевые навыки, которые помогли бы соотнести знание предмета со знанием языковой системы в конкретном речевом акте. Лаконичность (краткость) речи предполагает чёткое изложение мысли и выражается в умении передать её наименьшим количеством слов, а нарушение логичности ведёт к многословию.

Всё вышесказанное обусловливает структуру и содержание экзаменационной работы, первой частью которой является сжатое изложение, направленное на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме, пользуясь приемами компрессии (сжатия) текста.

Известный методист М. Чистяков, подчёркивая значение сокращений (так назывались сжатые изложения), писал о том, что это занятие будет учить школьника «отличать красоты выражения от занимательности содержания, мелкие подобности предмета, важные для живости его изображения, от существенных, характеристических линий, его составляющих, отличия, будет приучать давать приобретённым мыслям свою оболочку; следовательно, здесь опять многосторонняя работа для памяти, для соображения, для чувств и стиля»

Однако сжатое изложение, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложно для школьников, поэтому к данному виду работы их необходимо тщательно готовить, так как формирование речевых умений у учащихся является первостепенной задачей в обучении русскому языку.

1.Особенности подготовки к сжатому изложению

Итак, к 9-му классу учащиеся должны понимать, что текст – это законченная последовательность предложений, связанная по смыслу в рамках общего замысла автора, что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью. Немаловажным в работе над текстом является и оперирование понятиями «тип речи» и «стиль речи». Поэтому при выполнении задания 1 части школьники должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

Верно понимать и передавать основную мысль текста.

Правильно выбирать микротемы.

Владеть навыками компрессии текста.

Логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы сжатия.

Выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы.

Строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.

Однако сжатому изложению обучить за один год невозможно. Поэтому начинать эту работу целесообразно уже с пятого класса . Ученики с пятого класса должны знать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Перед написанием сжатого изложения в первую очередь необходимо напомнить, что главная информация - это то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел.

На уроках подготовки к сжатому изложению следует говорить о том, что в тексте может быть одна главная тема , которая реализуется через несколько микротем (подтем), подчиненных этой главной теме. Членимость текста в соответствии с темами и микротемами - одно из важных свойств текста. Напоминается учащимся о соблюдении абзаца. В абзаце выражается одна из микротем текста, подчиненная главной теме.

2.Комплексный анализ текста_- одно из средств саморазвития учащихся и приём подготовки к сжатому изложению…

Оптимальной формой работы при подготовке к написанию сжатого изложения является регулярное обращение к комплексному анализу текста, который формирует умение извлекать основную информацию из текста, аргументировать свои высказывания и одновременно готовит учащихся к выполнению всех частей экзаменационной работы.

При подготовке важно знать, понимает ли ученик текст, его тему и основную мысль. Работа с текстом проходит всегда по – разному. Но всегда обязательно нужно прочитать текст вслух, записать ключевые слова, обсудить его тему и основную мысль

Комплексный анализ текста требует от учащихся теоретических знаний по орфографии, пунктуации и синтаксису, позволяет применять их на практике. Для успешного выполнения всех частей экзаменационной работы необходимы навыки работы с текстом, навыки комплексного анализа текстов различных стилей и типов.

Комплексный анализ текста – это востребованная форма всесторонней подготовки учащихся кОГэ, которую необходимо начинать в пятом классе. Систематическая и планомерная работа с текстом стимулирует интеллектуальное развитие учащихся и их усилия по преодолению пробелов в знаниях, активизирует речемыслительную деятельность, рождает стремление к саморазвитию учащегося.

3Система упражнений по теме при подготовке к сжатому изложению

Понятно, что, готовясь к сжатому изложению, необходимо трени­роваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записы­вать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом помогут специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе, начиная с 5-го класса. И хотя на экзамене ученики должны будут воспринять текст на слух, большинство упражнений, во всяком случае на первых порах, правильнее и удобнее выполнять, когда дети не только слышат, но и видят текст.

Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых, перед тем как написать сжатое изложение текста, сначала надо:

    восстановить смысловую связь между предложениями или аб­зацами;

    правильно расположить тезисы и аргументы в рассуждении;

    исправить нарушенную логику;

    подобрать вступление или заключение.

Пересказывая тексты, ученики сокращают содержание, либо исключая слишком подробную информацию, либо обобщая частную.

Стоит познакомить школьников с основными приемами сжатия и потрени­ровать их, предложив для этого специальные упражнения.

Основные способы сжатия текста: моя презентация

Однако при работе над сжатым изложением необходимо уделять внимание тому, чтобы у учеников в результате сжатия исходного текста получился не его более или менее удачный тезисный план или конспект, а связный, логичный текст, обладающий всеми признаками текста. Сжимая прослушанный текст, ученик создает на его основе собственный, который, как и любой другой, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста. Следует, основываясь на работе с текстом, сформировать у учащихся представление о том, что сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, а также тип речи и, по возможности, стиль речи оригинала.

На экзамене ученики должны продемонстрировать не тео­ретические знания о приемах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Выработать его можно только регуляр­ными упражнениями: сначала простыми – потом все более сложными.

Например:

1.Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.

2.Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нуж­но, измените форму согласующихся слов) (5 – 6-й классы).

Совершенствовать умение писать помогут упражнения, которые целесообразно использовать в 7-8 классах

1. По данному началу определите основную мысль текста.

2. Письменно продолжите текст, озаглавьте его.

3. Отредактируйте текст.

По информа­ционной переработке текста могут быть использованы следующие варианты упражнений (8-9 классы)

1.Упражнения для отработки содержательных приёмов сжатия текста

2. Упражнения для работы над языковыми приёмами компрессии исходного текста (приложения 1,2)

4.Словарная работа при подготовке к изложению

Большую роль при подготовке к изложению играет и словарная работа.

Из-за малого объема чтения учащиеся плохо усваивают даже специально вводную на уроках развития речи лексику. Для достижения этого нужно учить видеть слово в контексте. Именно контекст проявляет дополнительные оттенки значения или значений, особенно сочетаемости слов. Так у учеников вырабатывается внимание к слову, формируется ценностное отношение к нему. Это способствует развитию умения опознавать такие слова в незнакомых текстах и, зная их назначение в тексте, сохранять их в изложении, что помогает сделать пересказ близким к тексту.

5.Последовательность работы над изложением:

При работе над изложением на экзамене учащийся следует правилам его написания, которые он усвоил за годы обучения. Поэтому технология написания изложения должна быть хорошо известна старшекласснику и доведена до автоматизма. Если схема работы с текстом не была хорошо усвоена, ребенок тратит много ценного экзаменационного времени «на раскачку», выбирая, с чего начать работу.

Последовательность работы над изложением :

1.Внимательно прослушайте текст.

2.Определите тему и основную мысль текста.

3.Вдумайтесь в название текста (именно в нем обычно заключается тема или идея).

4.Установите причинно-следственные связи в содержании текста.

5.Определите, к какому типу речи относится текст, и обязательно сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.

6.Разделите текст на композиционные и смысловые части.

7.Начинайте работу по сжиманию текста. Выполняя это задание, помните, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.

8.Постарайтесь сохранить особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении. Перед вами не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы должны использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Вот такие рекомендации, по моему мнению, можно дать учащимся при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сжатое изложение в современном обучении школьников является одним из трёх элементов итогового экзамена в девятом классе. Оттого, как учитель обучает своих учеников писать сжатое изложение, зависит успех сдачи этого вида экзамена.

В ОГЭ представлены задания, которые большей частью охватывают именно работу с текстом, поэтому связь между сжатым изложением и работой над текстами очевидна. Учителю важно сочетать в подготовке к экзамену эти два элемента, так как работа над текстом необходима ученикам. Прежде всего, учителю необходимо уделять внимание типу, стилю текста, так как вопросы часто связаны именно с этими понятиями, а сокращение текста не всегда возможно, потому что не все стили могут быть подвергнуты таким изменениям.

Несмотря на то, что сжатое изложение – это устоявшийся вид экзамена за последнее время, в школьных программах по русскому языку и развитию речи объём упражнений узок. Ученики не могут самостоятельно подготовиться по этой теме, так как нет систематизированных упражнений и заданий.

Существуют несколько методов на современном этапе в обучении сжатому изложению, каждый учитель сам определяет, что необходимо знать его ученикам и на что делать акцент.

В работе я предприняла попытку, используя свой педагогический опыт и опыт других учителей и методистов, представить систему упражнений, которая способствовала бы успешному развитию навыков и написания сжатого изложения

Список использованной литературы

    Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя.- М: «Экзамен», 2006.

    Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Воссоздающее воображение в обучении филологическим дисциплинам//Электронный журнал Психологическая наука и образование.- 2009. № 1. С.1-93.

    Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка// РЯШ.2006. №6. С.3-10

    Добротина И.Н. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению // РЯШ. – 2008. - №8. – С. 11-17.

    Кобзарева Л.А Русский язык. 9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» //Волгоград: Учитель, 2008. – 138 с.4.

    Корчагина Е.В., Симакова Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/,..-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010

    Куманяева А.Е. Изложение на экзамене.- М., 2005.

    Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - М, 1984.

    Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе //РЯШ.- 2010.- №1, с.3-16

    Пахнова Т.М., Материалы для подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9 классе (Комплексная работа с текстом).//РЯШ.- 2010.- №1, №2, с. 19-24; №3, с. 14-18).

    Степанова Л.С., Цыбулько Г.И. Готовимся к новому формату экзамена в IX классе // Русский язык в школе. – 2007. - №3. – С. 17-19.

    Сенина Н.А.. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред..-Ростов н/Д: Легион –М., 2010

    Сидорова Г.А. Об одном из приемов сжатия текста // РЯШ.- 2010.- №1, с.8-

    Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методическое письмо: Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях. – М: 2009.- 15 с.

    Учебники по русскому языку 5-9 классы / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

    Фалина Т.М. Словарно-стилистическая подготовка учащихся к изложениям разных типов./ Пособие для учителей по методике преподавания русского языка для написания исследовательско-проектных работ.//М.:2011,с.2-6

    ФалинаТ.М.Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Юность»._М.,2005.с.7-8арченко И.Г. Сборник текстов для изложений.- М., 1972.

    Хаустова Д.А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению 1Х классе //РЯШ.- 2010.- №1,с.17-21


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник