01.09.2019

Васильев борис львович. IV. Практикум «Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему


– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву)

Васильев Борис Львович (1924) – русский писатель. Тема войны и судьбы

поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала

главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях,

таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была

война» и др.

1. Вновь прочитаем название темы. В нём содержится утверждение (тезис). Наша задача заключается в том, чтобы доказать или опровергнуть содержание данного тезиса. Значит, мы будем использовать такой вид рассуждения, как рассуждение-доказательство.

2. Сформулируем тезис, который будем доказывать.

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (это тезис).

3. Напишем основную часть, в ней мы должны привести аргументы, иллюстрирующие лексические и грамматические явления.

Нельзя не согласиться с высказыванием учёного. Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевает лексику или словарный запас языка, который используют люди в речи. Язык – это слепок нашего мышления. То есть «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям об Анне Федотовне, которая не хотела отдавать ребятам документы, так как они были дороги ей как единственная память о сыне, показывает, что для него важны чувства и переживания действующих лиц (данную информацию можно взять в задании А1). В этом нам помогает лексика текста. Человек, тонко чувствующий слово, автор наряду с общеупотребительной лексикой (война, сын, письмо, документы, дети) использует разговорные слова (бабуля, Танечка, листочки, жмутся, пошушукались).

Интересен строй изобразительно-выразительных средств авторской речи. Б.Васильев использует чудные эпитеты («серьёзного мальчика», «бесценные листочки», «официально-нечеловеческий голос», «тон вызывающий»), ёмкую метафору («письма вынули из души, и теперь ослепла и оглохла…и её душа»).

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика- это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

А.П.Чехов говорил, что «знаки препинания служат нотами при чтении». Так, вводные слова помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. В предложении №39 вводное слово «видимо» помогает выразить неуверенность (данную информацию можно взять в задании В5).Многоточие передаёт недосказанность, недоговорённость. Автор как бы предлагает нам вместе с ним поразмышлять (№44, 53). Ясность и доступность изложения достигается автором при помощи использования синтаксических конструкций разных типов. Мы находим в тексте простые предложения, осложнённые обособленным определением (№27), обстоятельствами (№2,53); сложные предложения разных типов: сложносочинённые (№12, 51), сложноподчинённые (№4, 6,17) (данную информацию можно взять в задании В4, В7, В8).

4. Пишем заключение.

Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, как он по этому поводу думал.

5. Соединим все наброски – у нас получится сочинение- рассуждение.

(1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас фашисты убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему Анна Федотовна не хотела отдавать детям документы?"
1) Это был копии, а не настоящие документы. 2) Поведение детей обидело Анну Федотовну. 3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне. 4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят. Ответ:()

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора:
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. Ответ: ()

4. Из предложений 1-7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – "приближение". Ответ: ()

5. Из предложений 14-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила. Слово записывайте в той же форме, что и в тексте. Ответ: ()

6. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ()

7. Замените словосочетание "деревянная шкатулка", построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ()

8. Выпишите грамматическую основу предложения 22. Ответ: ()

9. Среди предложений 24-28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. напишите номер этого предложения. Ответ: ()

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Соблюдайте порядок цифр и записывайте их подряд, без запятых и пробелов.
Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:
– Ступайте,(6) дети. Я очень устала. Ответ: ()

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой. Ответ: ()

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Соблюдайте порядок цифр и записывайте их подряд, без запятых и пробелов.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала. Ответ: ()

13. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ: ()

14. Среди предложений 44-53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ: ()

Источник материала для интерактивного теста: ГИА. Демонстрационная версия 2018 г. http://old.fipi.ru/

Тесты на сайте "Русский язык для школьников". Санкт-Петербург. Недорезова М., Недорезова Е.


Таня вошла в квартиру в сопровождении двух девочек и одного мальчика. Эти юные гости, взяв почин: "Нет неизвестных героев", пришли к Таниной бабушке послушать рассказ о гибели её сына на войне и почитать его письма и знают, что бабушка ослепла от горя. Таня представила своей бабушке гостей. Слепая Анна Федотовна, так звали бабушку, пригласила их войти в комнату и показала им папку, в которой хранились документы. Одна из девочек сказала, что письма не настоящие. Анне Федотовне не понравился тон, каким девочка произнесла эти слова, и ответила, что это копии писем и попросила открыть ящик комода и достать деревянную шкатулку. Дети попросили бабушку отдать им документы, находящиеся в шкатулке, на что та ответила, что эти письма касаются её сына и она не хотела бы их отдавать. Узнав, что юные посетители хотят забрать эти документы для передачи их в музей, Анна Федотовна попросила детей вернуть эти документы. Она ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала мальчику, чтобы он поставил шкатулку на место, плотно задвинув ящик, чтобы она слышала.
Но бабушка слышала сейчас плохо, потому что предыдущий разговор
сильно обеспокоил её, удивил и обидел. Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением и попросила ребят уйти, сославшись на усталость.
Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну.
Вечером она попросила внучку достать письмо сына и почитать ей. Открыв шкатулку, Таня увидела, что похоронка и фотографии на месте, а писем нет. Она сказала об этом бабушке. Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына больше не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. Дети, пользуясь её слепотой, вынули эти письма. Но для неё они вынули не из шкатулки, – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа.




– Бабуля, это к тебе, – объявила Танечка. – Ты покажи им всё, ладно? А я побежала. – И умчалась.

А слепая Анна Федотовна осталась, не видя, но точно зная, что трое ребятишек жмутся у порога.

– Раздевайтесь, – сказала. – И проходите. Садитесь, кому где удобнее.

Кажется, дети так и не сели, но долго шушукались, подталкивая друг друга. Наконец мальчика, видать, вытолкнули в ораторы.

– Ваша внучка Таня со своей музыкальной школой выступала на вечере. А у нас в школе почин:

«Нет неизвестных героев». А она сказала, что у вас фашисты убили сына Игоря и что он вам писал письма.

Анна Федотовна уточнила:

– Игорь успел написать всего одно письмо. А второе написал после его смерти его товарищ.

Протянула руку, открыла шкатулку, бережно достала бесценные листочки.

– Можете посмотреть. Здесь письма и… И похоронка.

Дети долго разглядывали документы, шептались.

– Вы должны передать эти документы нам. Пожалуйста.

– То есть как это? – удивилась она. – Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам?

– Потому что у нас в школе организуется музей.

– Я с удовольствием отдам вашему музею копии писем.

– А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вклинилась вдруг звеньевая, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос десятилетней девочки.

– Ведь копия – это же просто бумажка.

Анне Федотовне очень не понравился этот вызывающий, полный непонятной для неё претензии тон, и она сказала:

– Пожалуйста, верните мне документы.

Дети снова возбуждённо зашептались.

– Бабушка, – впервые заговорила самая маленькая, и голосок у неё оказался совсем ещё детским. – Вы ведь очень старенькая, правда? А вдруг вам станет нехорошо, и тогда все ваши патриотические примеры могут для нас пропасть.

– Вот когда помру, тогда и забирайте, – угрюмо сказала Анна Федотовна…

Она скоро позабыла о визите детей, но чем ближе к вечеру клонился этот день, тем всё более явно ощущала она некую безадресную тревогу.

–Переутомление, – определила Римма, когда по возвращении услышала смутную жалобу Анны Федотовны. – Ложись в постель.

Анна Федотовна легла, но вдруг привстала на кровати.

– Римма, загляни в шкатулку. Загляни в шкатулку…

Не очень ещё понимая, Римма встала, открыла шкатулку. Старуха ждала, подавшись вперёд в судорожном напряжении.

– Нету? Ну? Что ты молчишь?

– Нету, – тихо сказала Римма. – Похоронка на месте, фотографии, значки, а писем нет.

– Только одна похоронка… – прохрипела Анна Федотовна.

«Я вернусь, мама». Нет, не слышала она больше этих слов. Она ясно помнила, где, как и когда произнёс их Игорь, но голос его более не звучал в её душе. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.

Что случилось?

Он чего-то не хотел, а они грозились, - невразумительно пробормотала Анна Федотовна, то ли всматриваясь, то ли вслушиваясь в себя.

Кто он-то?

Мальчик. Мальчик не хотел, а девочка его пугала. Он вроде отказывался - «не буду, мол, не буду», а та - «трус, мол, только скажи…» Римма! - Анна Федотовна вдруг привстала на кровати. - Римма, загляни в шкатулку. Загляни в шкатулку…

Не очень еще понимая, но и не споря, Римма встала, выдвинула ящик комода, открыла шкатулку. Старуха напряженно ждала, подавшись вперед в судорожном напряжении.

Нету? Ну? Что ты молчишь?

Нету, - тихо сказала Римма. - Похоронка на месте, фотографии, значки, а писем нет. Ни Игорька, ни второго, друга его. Только одна похоронка.

Только одна похоронка… - прохрипела Анна Федотовна, теряя сознание.

«Неотложка» приехала быстро, врачи вытащили Анну Федотовну из безвременья, объявили, что функции организма, в общем, не нарушены, что больной следует с недельку полежать и все придет в норму. Анна Федотовна молчала, ни на что не жаловалась и глядела невидящими глазами не только сквозь врачей, сквозь Римму, сквозь оказавшую ей первую помощь Валентину и перепуганную Танечку, даже не только сквозь стены родной и вечно для нее коммунальной квартиры, но, казалось, и сквозь само время. Сквозь всю толщу лет, что отделяли ее сегодняшнюю от собственного сына.

Я вернусь, мама.

Нет, не слышала она больше этих слов. Она ясно помнила, где, как и когда произнес их Игорь, но голос его более не звучал в ее душе.

Идите, - с трудом, но вполне четко и осознанно произнесла она, по-прежнему строго глядя в существующую только для нее даль. - Я засну. Я отдохну. Идите.

Они выключили свет и тихо вышли из комнаты. Потом угасли шаги, голоса, проскрипели двери, и все стихло.

Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, затаила дыхание, напряженно прислушалась, но душа ее молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. И, поняв это, старая, почти на полстолетия пережившая смерть единственного сына мать ощутила вдруг на дряблых, изрубленных глубокими морщинами щеках что-то теплое. С трудом поднесла непослушную руку, коснулась щеки и поняла, что это - слезы. Первые слезы с того далекого, отступившего на добрых пять десятков лет дня получения похоронки. Официального клочка бумаги со штампом и печатью, бесстрастно удостоверяющего, что ее единственный сын действительно погиб, что нет более никаких надежд и что последнее, что еще осталось ей, - это память о нем.

А от всей памяти оставили только похоронку. Разумом Анна Федотовна еще понимала, что память нельзя украсть, но то - разум, а то - действительность, и в этой действительности одновременно с исчезновением писем сына и его друга исчезли и их голоса. Они более не звучали в ней, как ни напрягала она свою память, как ни прислушивалась, как ни умоляла сжалиться над нею и позволить еще хотя бы разочек, один-единственный раз услышать родной голос.

Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа.

Господи…

- …уведомляем, что ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых восемнадцатого декабря одна тысяча девятьсот сорок первого года в бою под деревней Ракитовка Клинского района Московской области.

«Нет! Нет! Нет! Не надо! Не хочу», - беззвучно кричала она, но голос продолжал все нарастать и нарастать в ней, заглушая ее собственные беспомощные слова: «…что ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых… что ваш сын Игорь пал… и голос уже гремел в ней, а по морщинистым щекам без перерыва, точно стремясь наверстать упущенное, текли слезы.

И даже когда она умерла и перестала ощущать все живое, голос еще долго, очень долго звучал в ее бездыханном теле, а слезы все медленнее и медленнее текли по щекам. Официальный холодный голос смерти и беспомощные теплые слезы матери.

А письма оказались в запаснике школьного музея. Пионерам вынесли благодарность за активный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про запас, то есть попросту сунули в долгий ящик.

Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №…» Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник