02.08.2019

Курсовая работа абзац, его структура и значение для письменного текста. Абзац текста как основная единица структуры. Свойства абзацев


характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений,

домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-дву- и трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение + детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т. д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В дву- и трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров).

Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб).

Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе.- 196? - № 1; Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом // Русский язык в школе. - 1972. - № 1; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.- М., 1973.

  • - , конденсатор, состоящий из пластины полупроводника, слоя диэлектрика и металлич. электрода...

    Физическая энциклопедия

  • - взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающая его целостность...

    Начала современного Естествознания

  • - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при внешних и внутренних изменениях. Рубрика: Литература и наука Антоним/коррелят: Система ".....

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - Франц., англ. structure. Ключевое понятие лизма. Интерпретируемая как синхроническая фиксация любой диахронически изменяющейся системы, трактовалась как инвариант системы...

    Постмодернизм. Словарь терминов

  • - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Представление о С. предполагает рассмотрение объекта как системы...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - 1. Для магм. и метам...

    Геологическая энциклопедия

  • - собирательное название характеристик макро- и микростроения вещества...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - Structure - .В применении к кристаллу форма и размер элементарной ячейки, и расположение всех атомов в пределах элементарной ячейки...

    Словарь металлургических терминов

  • - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта...

    Новейший философский словарь

  • - Структура рыночных долей в отрасли. Эта структура связана с числом фирм на рынке и различиями в их величине...

    Экономический словарь

  • - предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может существовать в абзаце наряду с тематическим предложением: «В воскресенье, двадцать второго июня 1941 г., в Москве выдался жаркий, солнечный день...
  • - предложение, выделяющее в абзаце предмет речи и очерчивающее границы темы...

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

  • - Совокупность различных общественных групп, среди которых классы и социальные слои играют существенную роль в дифференциации языка, в результате чего появляются вариативные элементы и разновидности языка...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ...

    Русский орфографический словарь

  • - Жарг. мол. Неодобр. Много раз повторять одно и то же. Максимов, 11...

    Большой словарь русских поговорок

  • - в...

    Словарь синонимов

"Структура абзаца" в книгах

07.10.09 Касаткина Т.А. Достоевский: структура образа - структура человека - структура жизненной ситуации

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

07.10.09 Касаткина Т.А. Достоевский: структура образа - структура человека - структура жизненной ситуации Хоружий С.С.: Сегодня у нас доклад Татьяны Александровны Касаткиной по антропологии Достоевского. И я должен сказать в качестве малого предварения, что я особое

Используйте маркеры абзаца

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Используйте маркеры абзаца Маркеры абзаца – символы, которые предшествуют информации, которую вы хотели бы выделить из текста (например, маленькие черные квадраты перед тремя следующими фразами). Маркеры абзаца: привлекают внимание к конкретной информации; делают

ДВА АБЗАЦА В НАЧАЛЕ

Из книги Тайны ушедшего века. Власть. Распри. Подоплека автора

ДВА АБЗАЦА В НАЧАЛЕ Историю пишут победители. Они определяют, кто был героем - то есть лично им преданным. Но ведь есть и побежденные. У них тоже своя правда, свое видение борьбы, причин поражения.К голосу побежденных никто никогда не прислушивается. Честь и слава, цветы и

ТРИ АБЗАЦА В НАЧАЛЕ

автора Зенькович Николай Александрович

ТРИ АБЗАЦА В НАЧАЛЕ История всегда ангажирована. Степан Разин и Емельян Пугачев при царях подавались как бунтовщики-разбойники, враги престола и церкви. При большевиках - как борцы за справедливость, за лучшую народную долю. Древние русские летописи, начиная со времен

ТРИ АБЗАЦА В КОНЦЕ

Из книги Тайны ушедшего века. Сенсации. Антисенсации. Суперсенсации автора Зенькович Николай Александрович

ТРИ АБЗАЦА В КОНЦЕ История не допускает деления героев на любимых и нелюбимых. Когда восхищались Лениным, это была не история. Когда сегодня ругают Сталина, это тоже не история.Что же это тогда такое - история? Прежде всего понимание того, что каждый герой, каждый

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

Форматирование абзаца

Из книги Photoshop. Мультимедийный курс автора Мединов Олег

Форматирование абзаца Теперь рассмотрим палитру Абзац (рис. 6.6). На данной палитре производится форматирование абзацев. Нет смысла использовать эту палитру, если ваш текст помещается на одной строке. Рис. 6.6. Палитра АбзацВ верхней части палитры расположены кнопки для

Б. Склейка разорванных строк абзаца

Из книги Описание работы пакета OOoFBTools Создание книг FB2 автора Кузнецов Вадим

Б. Склейка разорванных строк абзаца Данный инструмент полезен для обработки многих текстов из Интернет-Библиотек, например, Мошкова, а также – некоторых html-файлов, где есть масса разрывов строк ‹BR›.Инструмент ищет признак (идентификатор) нового абзаца по определенным

Установка параметров абзаца

Из книги ArchiCAD 11 автора Днепров Александр Г

Установка параметров абзаца Зададим параметры абзаца.1. Передвиньте левый нижний ползунок линейки форматирования абзаца, расположенной между панелью форматирования и полем ввода теста, вправо, к цифре 1. Тем самым вы определили положение левой границы текста на 1 см

Форматирование абзаца

Из книги Реферат, курсовая, диплом на компьютере автора Баловсяк Надежда Васильевна

Форматирование абзаца При наборе текстов не менее важным является форматирование абзаца. Особенно это касается научных текстов и различных учебных работ – в методических пособиях часто указываются точные параметры оформления, касающиеся абзацных интервалов. Работы,

5.1.6. Форматирование абзаца

Из книги Самоучитель работы на Macintosh автора Скрылина Софья

5.1.6. Форматирование абзаца Абзац- это часть текста, заключенная между символами «конец абзаца», которые вводятся нажатием клавиши : Причем смысл части текста для приложения Pages абсолютно не имеет значения. Как только мы нажали клавишу , значит, мы перешли к

Используйте структуру абзаца

Из книги Фитнес для ума автора Лисс Макс

Используйте структуру абзаца Главная мысль, как правило, выражена в первых двух предложениях абзаца. За ней следуют пояснения и примеры. Завершает абзац вывод или постановка новой проблемы, рассматриваемой в следующем абзаце. Держите в голове структуру абзацев, и вам

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Проблема первого абзаца

Из книги Вторая древнейшая. Беседы о журналистике автора Аграновский Валерий Абрамович

Текст членится на абзацы – более мелкие отрезки речи.

Абзац – относительно самостоятельный, графически выделенный элемент текста, который оформляет начало новой мысли и сигнализирует об окончании предшествующей. Деление на абзацы проясняет композицию текста, может служить средством эмоционального воздействия на читателя.

Абзац имеет определённую структуру: абзацный зачин, далее идет главная абзацная фраза, затем комментирующая часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы. Заканчивается абзац выводом. Иногда абзацный зачин является и главной фразой, а вывод, если комментирующая часть занимает два абзаца или более, может быть выделен в отдельный абзац. Ключевые слова (слова, содержащие основной смысл высказывания) находятся в главной абзацной фразе. Чтобы найти ключевое слово, словосочетание или предложение, необходимо знать строение абзаца.

Основное назначение абзаца – расчленение текста с целью выделения его компонентов, что, безусловно, облегчает восприятие сообщения, так как дает некоторую «передышку» при чтении.

Для научного произведения характерно четкое построение абзацев как законченной единицы высказывания. В научных произведениях абзацы обладают особенно четким логическим единством и последовательностью. Абзац в научной речи часто строится по логическому плану: от общего к частному, от утверждения к доказательству, от причины к следствию. Концовка абзаца – своеобразная логическая точка, которая подводит итог.

Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой.

Микротема – наименьшая составная часть общей темы. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац, т.е. начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Абзац и сложное синтаксическое целое – это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу.

Сложное синтаксическое целое как единица текста (ССЦ)

Выражение структурно-смысловых связей в составе сложного синтаксического целого

Одним из средств организации связного текста являются синтаксические единицы. Это – сложное синтаксическое целое (ССЦ) – наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство. Итак, группа взаимосвязанных законченных предложений (простых, сложных, осложненных различными оборотами), объединенных при помощи интонации и других средств связи и раскрывающих одну из микротем (подтем) текста или устного высказывания, образует сложное синтаксическое целое.

Предложения, входящие в состав сложного синтаксического целого, свободно присоединяются друг к другу, связываясь преимущественно по смыслу, так что содержание второго предложения развивает содержание первого и т.д., пока не будет раскрыта данная микротема.

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу. Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами:

лексическими (повторение в последующем предложении отдельных слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, местоименных наречий затем, потом, тогда, там, так и др., выполняющих функцию особых скреп);

морфологическими (соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых в объединяемых предложениях);

синтаксическими (порядок слов и предложений, союзы зато, однако, так что и многие другие, употребленные в присоединительном значении, параллелизм построения), ритмомелодическими (интонация частей и целого), стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо).

Цели урока:

1. Воспитание любви к родной природе через постижение поэтического слова, гармонии человека и природы, отражённой в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева.

2. Обобщение и углубление знаний учащихся о строении текста и строении абзаца, роли абзаца в тексте, логике выделения абзацев.

3. Совершенствование умений речеведческого анализа текста, выделения в тексте абзацев, определения их микротем; развитие монологической речи учащихся.

Эпиграф: “Не то, что мните вы, природа…” (Ф.И.Тютчев)

Тип урока: обобщение и углубление полученных знаний, совершенствование умений и навыков.

Форма урока: интегрированный (русский язык + литература).

Оборудование: доска, мел, учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы; дидактический материал (фрагменты статей о Ф.И.Тютчеве); компьютер, проектор, презентация .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, его целей, постановка задач. (Слайд 1)

III. Повторение ранее изученного материала о тексте, его признаках. Проверка домашнего задания.

1. (Слайды 2, 3) Ответ на вопрос: Что такое текст? (Слайд3. Щелчок мышью после ответа учащегося)

2. (Слайд 4) Повторение признаков текста, нахождение их в тексте домашнего упражнения №291 (отрывок из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”).

3. (Слайд 5) Знакомство с текстами, состоящими из одного предложения (пословицы, стихотворение Ф.Тютчева). Объяснения учащихся: Почему их можно назвать текстами?

Сообщение учителя о том, что в качестве дидактического материала на всех этапах урока будут использоваться фрагменты литературно-критических статей о Фёдоре Ивановиче Тютчеве и тексты стихотворений поэта (таким образом осуществляется интеграция предметов, расширяются и углубляются не только знания о тексте и его строении, но и о творчестве Тютчева, особенностях его поэтики).

4. (Слайд 6) Синтаксическая пятиминутка (устная работа).

Конечно, самый трудный род поэтических произведений – это те произведения, в которых, по-видимому, нет никакого содержания, никакой мысли; это пейзаж в стихах, картинка, обозначенная двумя-тремя чертами (Н.А.Некрасов).

5. (Слайд 7) Объяснительный диктант с заданием – определить способ и средство связи между предложениями.

Главное достоинство стихотворений г.Ф.Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её (Н.А.Некрасов).

(Слайд 7, после щелчка) Самопроверка выполненной работы.

(Слайд 7, после щелчка) Прослушивание аудиозаписи стихотворения Ф.Тютчева “День и ночь” (исполняет И.Смоктуновский).

IV. (Слайд 8) Углубление теоретических знаний об абзаце с помощью статьи учебника и составленных на её основе схем, представленных в презентации.

1. (Слайд 9) Соотношение содержания и темы текста.

“Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме.

Во многих произведениях может быть несколько тем. Содержание всегда шире темы, отражает отношение автора к теме”.

2. (Слайд 10) Строение текста.

“В тексте определяется его тема. Текст складывается из микротекстов (щелчок) – абзацев (щелчок), в каждом из которых раскрывается определённая микротема (щелчок).

Таким образом, микротема – это наименьшая составная часть общей темы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.

Слово “абзац” имеет два значения: 1) (щелчок) отступ в начале строки, красная строка;

2) (щелчок) часть текста между двумя такими отступами”.

Вопрос ученикам: Какое именно значение слова “абзац” представляет для нас сейчас главный интерес? (щелчок после ответа)

“Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает той или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве”.

3. Строение абзаца. (Слайд 11)

“Части текста имеют свои правила построения, по определённым правилам строится и абзац. Если абзац состоит не из одного предложения, то в нём выделяются абзацный зачин и комментирующая часть.

Абзацный зачин – основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание.

Все последующие предложения абзаца – комментирующая часть, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении”.

V. (Слайд 12) Закрепление знаний. Текущий контроль знаний. Отработка умений и навыков. (Коллективная практическая работа – речеведческий анализ текста)

1. (Слайд 13) Чтение текста К.Пигарева (раздаточный материал).

Многое в поэтике Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один, например, любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Но в то время, как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях, говоря о ней, он пользуется готовыми мифологическими образами (“Весенняя гроза”, “Полдень”). Однако от них не только не веет архаическим холодком, но они даже под его пером приобретают какую-то новую жизненность. Охотно прибегает Тютчев к олицетворениям (“Летний вечер”, “Весенние воды”). Но и в тех стихах, где нет ни мифологических образов, ни явных олицетворений, природа рисуется им как некое одушевлённое целое. И это опять-таки не просто художественный приём. Только поэт, действительно веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью утверждать:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Представлением о всеобщей одушевлённости природы порождены характерные тютчевские образы. У него полдень “лениво дышит”, небесная лазурь “смеётся”, осенний вечер озарён “кроткой улыбкой увяданья”, солнечный луч будит спящую девушку “румяным громким восклицаньем”.

Тютчева принято называть “певцом природы”. Таким он предстаёт перед нами и тогда, когда стремится философски осмыслить жизнь вселенной, и тогда, когда пишет как бы небольшие “этюды с натуры”, запечатлевая в них конкретно-зримые приметы внешнего мира. (К.Пигарев)

2. (Слайд 14) Анализ текста по предложенному плану.

1) Доказать, что данный отрывок статьи можно назвать текстом.

2) Сопоставить тему и содержание текста, подобрать название.

3) Определить микротему каждого абзаца, объяснить логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.

4) Сделать выводы о строении абзацев, найти абзацные зачины и комментирующие части.

Сначала выслушиваются ответы учащихся по каждому пункту плана, затем на экран выводятся правильные ответы.

3. (Слайд 15) Чтение и анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза” (текст стихотворения в учебнике русского языка – упр.539).

Сообщение учителя о том, что в стихотворном тексте роль микротекстов, в которых содержатся составляющие тему стихотворения микротемы, часто играют строфы. (На слайде определение строфы)

Учащиеся находят в тексте стихотворения “характерные тютчевские образы”, художественные приёмы, с помощью которых поэт создаёт образ одушевлённой природы, “одушевлённого целого”, включающего в себя мир природы и мир человеческой души. Называются олицетворения, метафоры, эпитеты, мифологические образы, которые затем также выводятся на экран.

Объясняется значение слова “перлы”, даётся справка о греческих богах Зевсе и Гебе, так как без знания греческой мифологии нельзя понять, для чего введён в произведение образ Гебы.

VI. Объяснение домашнего задания.

1. (Слайд 16) Перечисляются номера упражнений, в которых содержатся тексты стихотворений Ф.Тютчева. Среди стихотворений выделены те, что посвящены теме природы.

(Слайд 17) Задание: прочитать названные стихотворения. Дать интерпретацию одного из них, составив текст из 3-4 абзацев, соблюдая правила построения абзаца и устанавливая логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами.

2. Работа с учебником. (Слайд 17)

Для предупреждения ошибок при построении и выделении абзацев (в домашней и последующей классной самостоятельной работе) вновь обращаемся к теоретическому материалу учебника.

Берём на заметку: “Основные фразы абзаца (абзацные зачины) должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.

Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное”.

Учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу утверждения известного русского лингвиста, академика Л.В.Щербы: абзац “углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли”. (Согласны ли вы с этим высказыванием?)

VII. Самостоятельная работа. (Раздаются карточки с текстом)

(Слайд 18) 1. Ознакомление учащихся с заданием:

2) Выделить абзацы, найдя абзацные зачины, проследив логику развития мысли автора.

3) Озаглавить текст.

4) Переписать текст, делая отступы в начале абзацев, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Прослушивание аудиозаписи , романса на слова Ф.Тютчева “Весенние воды” (композитор С.Рахманинов, исполняет Муслим Магомаев).

3. Выполнение работы.

Тютчев по справедливости считается мастером “пейзажа в стихах”. Но сравнительно редко пейзаж даётся поэтом сам по себе. Поэту в высокой степени доступна передача эмоц…онального ощущения вызываемого в человеке явлениями внешнего мира. Именно поэтому каждую весну Л.Н.Толстой повторял тютчевские строфы Как н… гнетёт рука судьбины…, а Некрасов писал по поводу стихотворения “Весенние воды” Читая их чу…ствуеш… весну когда сам н… знаеш… почему делается весело и легко на душе как будто несколько лет свалилось долой с плеч … . Гораздо чаще образы природы служат поэту для вопл…щения его дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения – прямой, связа…ый с миром природы, и переносный, ин…сказательный, связа…ый с внутре…им миром человека, - подчёркивается самой к…мпозицией. Так например в стихотворени… “Поток сгустился и тускнеет…” образ застывшего “под твёрдым льдом” потока на дне которого продолжает журчать ключ переносится во второй строфе на “убитую хладом бытия” человеческую душу “подо льдистой корой” которой по-прежнему бьются жизне…ые силы. В других стихотворениях оба плана настолько слиты друг с другом, что сост…вляют единое целое (“В душном воздухе молчанье…”. “Дума за думой, волна за волной…”). В некоторых же случ…ях, когда на первый взгляд Тютчев даёт только эмоц…онально окраше…ый “пейзаж в стихах” (“Что ты клонишь над водами…”, “Обвеян вещею дремотой…”), аналогии с человеком н…вольно возникают в сознании… читателя.

VIII. Подведение итогов урока.

1. Сбор выполненной в тетрадях или на листочках самостоятельной работы.

2. Выставление оценок за устную работу на уроке.

СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ
Рубрика (тематическая категория) Литература

Ошибки при построении определœения

Любое определœение должно быть соразмерно, ᴛ.ᴇ. объѐм опреде-ляемого и определяющего понятий должен совпадать. Несоблюдение этого правила приводит к ошибкам:

1) определяющее понятие шире определяемого: Овца – млекопи-тающее позвоночное животное (заяц, корова, тигр тоже подходят под это определœение);

2) определяющее понятие у´же определяемого: Кража есть тайное хищение чужих денег (при таком определœении тайное хищение других предметов кражей не является);

3) определœение понятия через само данное понятие (тавтология, ʼʼпорочный кругʼʼ): Количество - ϶ᴛᴏ характеристика предмета с его количественной стороны . Ось - ϶ᴛᴏ прямая, вокруг которой происхо-дит вращение. Вращение - ϶ᴛᴏ движение вокруг своей оси.

В рамках отдельного научного произведения одному понятию мо-жет быть дано несколько определœений, которые раскрывают разные его стороны. При помощи дефиниций достигается взаимопонимание между автором и читателœем, между общающимися людьми.

В построении учебных и научных текстов чаще используется де-дуктивный метод объяснения материала: текст начинается с определœе-ния, затем следуют примеры (от общего к частному). Стоит сказать, что для научно-популярных текстов характерным является индуктивный метод: текст начинается с примеров, затем выводится определœение (от частного к общему).

Абзац является структурно-композиционной единицей текста. Он обладает смысловой законченностью, относительной самостоятельно-стью в тексте, наличием особой синтаксической структуры. В научном тексте абзац включает от 34 до 78 предложений. Предложения в аб-заце соединœены по определѐнным правилам. Существует три вида свя-зи предложений в абзаце: цепочечная, параллельная и комбиниро-ванная .

Чтобы лучше понять, в чѐм состоит специфика этих видов связи, крайне важно усвоить несколько терминов. Термины эти – тема и рема. Движение человеческой мысли осуществляется от уже известного к неизвестному. Мысль выражается предложением, и в связи с этим в предло-жении вначале принято называть то, что уже известно тому, кто пи-шет / говорит, и тому, кто читает / слушает. Известное принято назы-вать темой предложения. В конце предложения указывается новая информация, то, для чего оно и было написано или произнесено. Но-вое в предложении принято называть ремой предложения.

Сравним два предложения.

М.В. Ломоносов сыграл в развитии отечественной науки ключевую роль.

В развитии отечественной науки ключевую роль сыграл М.В. Ло-моносов.

По своему словарному составу оба предложения идентичны, внеш-не они различаются только порядком слов. При этом первое предложе-ние отвечает на вопрос: ʼʼКакую роль сыграл в развитии отечествен-ной науки М.В. Ломоносов?ʼʼ А второе предложение является ответом на вопрос: ʼʼКто сыграл ключевую роль в развитии отечественной науки?ʼʼ Следовательно, в приведѐнных предложениях различными являются известное – неизвестное, т. е. тема и рема. В первом предло-жении известно всѐ, кроме роли Ломоносова в развитии отечественной науки, в связи с этим ремой является словосочетание ключевая роль , а во втором предложении новой информацией, квантом знания является имя М.В. Ломоносов.

Предложения в абзаце соединяются друг с другом либо при помо-щи дублирования ремы, и тогда это цепочечная (последовательная) связь, либо при помощи дублирования темы, и в таком случае имеет место параллельная связь. При комбинированном виде связь цепочеч-ная и параллельная чередуются.

Приведѐм пример цепочечной связи предложений в абзаце.

Представим себе материальную точку, которая движется (рема) в пространстве. Линия, по которой движется (тема) материальная точка, принято называть траекторией точки (рема). В случае если траектория точ-ки (тема) – прямая линия, то движение точки принято называть прямоли-нейным движением (рема).

На этом примере отчѐтливо видно, что при цепочечной связи рема первого предложения абзаца превращается в тему второго предложе- ния, рема второго предложения – в тему третьего, как бы присоединяя друг к другу звенья цепи. Отсюда и название – цепочечная. Другое на- звание этого вида связи предложений в абзаце – последовательная связь.

Цепочечная связь, представленная схематически, выглядит сле- дующим образом:

Страница 163 - перерисовать

Пример параллельной связи предложений в абзаце можно проде- монстрировать следующим отрывком.

Важно заметить, что для слуха (тема) характерна однократная воспроизводимость пе- ред данным слушающим (рема). Важным отличием слуха (тема) явля- ется и то, что он обязательно подвергается дальнейшей трансляции (рема). Стоит сказать, что для него (тема) крайне важно создавать вспомогательные внеш- ние условия (рема). Распространению слуха (тема) зачастую не могут помешать даже противодействующие ситуации (рема).

В данном абзаце тема каждого предложения одна и та же, в каждом предложении к теме присоединяется новая рема, новая информация. По этой причине понятно, почему подобный тип связи принято называть параллель- ным.

Схематически это можно представить следующим образом.

Страница 163 - перерисовать

Дублирование может осуществляться при помощи лексических по- второв, а также путѐм местоимѐнных или синонимических замен.

Каждое предложение в абзаце играет свою строго определѐнную роль: первое и второе предложения обычно выражают основную мысль абзаца, это так называемый информативный центр абзаца. Сле-дующие предложения расширяют и углубляют мысль абзаца; они со-держат аргументы, примеры, цифровые данные. Завершает абзац пред-ложение-вывод. Абзацы, имеющие вывод, располагаются обычно во вводной и заключительной частях текста. Чаще встречаются ʼʼусечен-ныеʼʼ, не содержащие вывода абзацы. К примеру:

1. В 1687 году английский математик Исаак Ньютон представил миру три простых закона, на которых зиждется вся современная ме-ханика. 2. Первый закон гласил: ʼʼТело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинœейного движения до тех пор, пока какая-либо внешняя сила не выведет его из этого состоянияʼʼ. 3. Это озна-чает, что покоящийся камень спокойно пролежит целую вечность, пока какой-нибудь толчок не заставит его двигаться. 4. Но сам он никогда не сдвинœется ни на миллиметр.
Размещено на реф.рф
5. Первый закон подчѐркивал инœертность тел, поднимал еѐ до статуса естественного закона, по-этому Первый закон Ньютона называют ещѐ принципом инœерции.

Исходя из сказанного, информативным центром данного абзаца яв-ляются предложения 1 и 2. Развивают тему предложения 3 и 4. Итог (вывод) содержится в предложении 5.

СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ" 2017, 2018.

Структура абзаца

Рассмотрим более внимательно, как устроен абзац и какими средствами следует пользоваться, чтобы научиться писать логически упорядоченные и связные тексты.

Абзац - это группа взаимосвязанных предложений, в которых обсуждается одна основная мысль. Число предложений в абзаце не имеет принципиального значения, однако их должно быть достаточно, чтобы эту мысль ясно выразить. Сравните абзацы в тексте "Карандашный портрет": описания одного портрета Дианы де Пуатье без сравнения его с портретом Екатерины Медичи было бы явно недостаточно для характеристики мастерства Франсуа Клуэ в запечатлении образа человека, зато отличие его стиля от стиля его отца легко уложилось в три строчки.

Абзац имеет свою структуру из трех элементов: заглавное предложение , поддерживающие предложения , а также заключительное предложение.

Заглавное предложение передает основную мысль абзаца. Оно не только называет тему абзаца (о чем в нем пойдет речь), но и ограничивает эту тему рамками того специфического аспекта или аргумента, который может быть полностью рассмотрен в одном абзаце. Та часть заглавного предложения, в которой формулируется этот специфический аспект, называется контрольной мыслью. Например:

Поддерживающие предложения развивают тему, т.е. объясняют или подтверждают заглавное предложение, предлагая более детальную информацию в направлении, заданном контрольной мыслью. Вот пример поддерживающих предложений к приведенному выше заглавному предложению:

Первый праздник отмечается 29 апреля, в день рождения императора Сёва, правившего страной 64 года.

За ним следует День конституции, который знаменует принятие Японией конституции 3 мая 1947 г.

На другой день японцы отмечают Мидорино хи, праздник зелени и природы.

Завершает Золотую неделю Праздник детей, который отмечается 5 мая и посвящен здоровью и благополучию детей.

Традиционно этот праздник раньше назывался Днем мальчиков.

В некоторых японских семьях все еще помнят об этом и вывешивают на домах флаги в форме карпа, который согласно поверьям, приносит силу и успех будущим мужчинам.

Заключительное предложение указывает на конец абзаца и оставляет читателю важные моменты для запоминания или подводит итог, перефразируя заглавное предложение:

Таким образом, Золотая неделя представляет собой целую неделю разнообразных праздников, широко отмечаемых японцами по всей стране.

Заключительное предложение пишется не всегда, однако бывает особенно полезно в тех случаях, когда абзац насыщен деталями, текст сложен по содержанию или переход от одной мысли к другой требует особого внимания. Оно также необходимо, когда абзац представляет собой отдельный текст (например, аннотацию или резюме).Задание 48

  • Есть ли в тексте заключительное предложение? В чем заключается его идея? Что потерял бы данный текст, если бы не было заключительного предложения?
  • Чем отличаются заглавное и заключительное предложения? Какие характеристики роднят их с введением и заключением к целому тексту?
  • Какого рода информация содержится в остальных предложениях? Достаточно ли приведенных примеров?

Синонимы, слова с единым базовым значением, не всегда имеют одинаковую эмоциональную окраску. Например, слова "упорный" и "упрямый" означают, что человек настойчив в достижении цели. Тем не менее, эпитет "упрямый" может обидеть человека, а "упорный" звучит как комплимент. Точно так же человек предпочитает называться "тонким", а не "худым", "энергичным", а не "суетливым", "общительным", а не "болтливым". Из этого следует, что нужно быть очень внимательным в подборе слов, поскольку многие из так называемых синонимов на деле таковыми не являются.

Заглавное предложение

Заглавное предложение является полезным навигационным средством как для писателя, так и для читателя. Писателю видно, какую информацию нужно включить в данный абзац (и какую, соответственно, исключить), а читателю видно, о чем пойдет речь в данном абзаце, и он лучше подготовлен к восприятию данной информации. Более того, это сэкономит время читателя, поскольку поддерживающие предложения можно и не читать

(хотя писать их, естественно, необходимо). Посмотрите на три предложения ниже.

Гонконг - один из самых шумных и многолюдных городов мира. Гонконг расположен близко к побережью, но далеко от крупных рек на юге Китая.

Гонконг является местом базирования офисов целого ряда ведущих компаний.

Все три предложения начинаются одной темой (Гонконг), однако контрольная мысль у каждого своя. Соответственно, каждое из этих предложений может быть заглавным и открывать свой собственный абзац. Читателю легко предположить, какие детали будут излагаться писателем в каждом случае, и он может внимательно прочесть один абзац (например, о компаниях, расположенных в Гонконге) и пропустить другие, лишь пробежав глазами заглавные предложения.

Связность и целостность абзаца

Заключительное предложение и связь между абзацами

Мы уделили достаточно внимания заглавным предложениям и тому, как благодаря хорошо сформулированной контрольной мысли абзац организуется и вбирает в себя необходимую и упорядоченную соответствующим образом информацию. Последние предложения, возможно, не так важны и заметны, однако в грамотном тексте и у них есть определенные функции. Выработав навык начинать абзац с заглавного предложения, полезно помнить и о том, как закончить абзац и связать его со следующим предложением.

Последние предложения абзаца могут выполнять две функции: во-первых, подводить итог тому, о чем шла речь в абзаце, перефразируя заглавное предложение; во-вторых, связывать данный абзац со следующим, не раскрывая его тему, но намекая на то, как будет развиваться текст дальше. В этом отношении функции заключительного предложения схожи с функциями заключения к тексту, особенно если это заключение не к статье, а к рубрике статьи или к главе в книге. Кроме того, абзац внутри текста может начинаться (и часто начинается) с предложения, связывающего его с предыдущим абзацем.

Рассмотрим такой абзац:

Теперь перейдем к рассмотрению абзаца. Считается, что хороший абзац отвечает трем требованиям: целостность, связность и логика. Целостность абзаца достигается за счет качества контрольной мысли, выраженной в заглавном предложении. Если эта мысль слишком специфична или слишком обща, то, скорее всего, абзац будет слишком длинным, коротким или невнятным. Связность может достигаться за счет правильного использования местоимений, указательных слов или повторения ключевых слов. Логика развития мысли в абзаце также зависит от связности, однако имеет большую связь с содержанием, нежели с языком. Короче говоря, абзац должен быть тщательно спланирован, так чтобы все эти требования были удовлетворены в полной мере. Более того, обеспечению всех трех характеристик абзаца способствует правильное использование сигналов перехода (однако , следовательно, более того и др.).

Легко видеть, что предпоследнее предложение ("Короче говоря, абзац...") подводит итог всему абзацу и перефразирует заглавное предложение ("Считается, что хороший абзац..."). Кроме того, заглавное предложение в этом абзаце идет не первым, а вторым. Первое же предложение играет роль связующего звена между этим абзацем и предыдущим ("Теперь перейдем к..."). Наконец, последнее предложение ("Более того, обеспечению всех трех характеристик...") как бы "перекидывает мост" к следующему абзацу.

В научной литературе заключительное предложение абзаца в тексте позволяет сделать вывод из него, что может быть очень удобно для построения заключения ко всему тексту. Эти промежуточные выводы собираются затем воедино и помогают читателю воспринимать текст как целое, следуя за логикой писателя.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник