30.06.2019

Способы и методы анализа рабочего места. Анализ и описание рабочих мест. Профессиональной ориентации, отбора


Редко

От случая к случаю

Часто

а) пыль

б) грязь

в) жара

г) холод

д) вредные выхлопы

е) запахи

ж) шум

з) сырость

и) другие

Здоровье и безопасность. Укажите все нежелательные факторы, влияющие на состояние Вашего здоровья и безопасность, и как часто во время работы Вам приходится с ними бороться.

Редко

От случая к случаю

Часто

а) высота, на которой Вы работаете

б) излучения

в) механическое воздействие

г) движущиеся объекты

д) возможность электрошока

ж) возможность возгорания

д) другие

Подпись _____________________________Дата ________________________

Замечания и уточнения начальника

Прочтите ответы работника на вопросы анкеты: точно ли он обрисовал требования, предъявляемые к работе, и соответствует ли его понятие о данной работе со степенью ответственности, которую к ней предъявляют?

Да__________________ Нет

Если «нет», то объясните, почему и укажите возможные упущения; если у Вас есть добавления, то, пожалуйста, внесите их.

_______________________________________________________________________

должностьподписьдата

Метод прямого наблюдения применяется в случаях, когда рабочий процесс требует ручного, стандартизированного труда, или когда он непродолжителен. Примером таких рабочих процессов могут служить действия рабочего на сборочной линии автозавода, работа клерка, составляющего картотеку в страховой компании, или опись вещей, которую составляет на складе служащий. Аналитик изучает действия одного из нескольких работников, выполняющих данный процесс. Метод прямого наблюдения мало приемлем в случаях, когда рабочий процесс включает умственную деятельность (работа исследователя, адвоката или математика). Чтобы использовать метод прямого наблюдения, аналитик должен быть обучен наблюдению за действиями лиц, осуществляющих рабочий процесс. Проведение такого рода наблюдений следует проводить как можно более незаметно, без помех рабочему процессу.

Метод собеседования (интервью) с работником, выполняющим процесс, часто сочетается с методом наблюдения. Метод собеседования чаще применяется для получения информации, необходимой для анализа рабочего процесса. Он дает аналитику и работнику возможность поговорить друг с другом. Во время разговора работник также может задавать аналитику различные вопросы: таким образом, аналитик объясняет работнику, как будет использоваться полученная информация. Собеседование может проводиться с одним работником, группой или с начальником, который располагает сведениями о рабочем процессе. Используется обычно стандартный набор вопросов, что позволяет сравнивать ответы.

Уязвимость метода в том, что информация может быть неточной. Например, если работник узнает, что информация, полученная во время собеседования, будет использоваться для установления заработной платы, он дает ее искаженной. Поэтому последовательные интервью более чем с одним человеком (работником и его руководителем), тщательное планирование беседы и правильный отбор вопросов, равно как и установление хорошего контакта с работником чрезвычайно важны. Это отнимает немало времени, но улучшает качество получаемой информации. Полученная в ходе собеседования информация дополняется в дальнейшем данными наблюдений и анкет.

Использование анкет - метод, который требует наименьших денежных затрат. Он достаточно эффективен для того, чтобы получить большое количество информации за короткий период времени. Анкета ИСАРМ, представленная на схеме 3-4, - стандартная. Она включает в себя вопросы о рабочем месте и процессе, требованиях к ним, условиях работы и оборудовании. Менее стандартный подход - это попросить работников своими словами описать их работу. Такой, более свободный подход дает работникам возможность выразить собственные идеи и описать рабочий процесс своими словами.

Целесообразная степень стандартизации анкет является постоянным источником споров. В принципе, не существует какого-либо идеального стандарта анкеты. Но вот несколько советов, которые упрощают составление и использование анкет:

анкета должна быть как можно более короткой, потому что люди, в принципе, не любят заполнять анкеты;

объясните, как будет использоваться анкета - человек должен знать, для чего он заполняет анкету;

анкета должна быть простой по содержанию и не включать в себя большого количества технических терминов. Вопросы и указания должны быть написаны простым языком;

проверьте анкету перед тем, как использовать ее - дайте ее заполнить каким-либо работникам, а потом попросите дать комментарии, чтобы выявить возможные упущения.

Список обязанностей работника, занятого данным рабочим процессом, включает (помимо самих обязанностей, выполняемых работником) то, как часто он их выполняет и время выполнения. Для этого метода необходимо, чтобы работник вел ежедневные записи (дневник). Используя дневник, можно сравнивать ход рабочего процесса по дням, неделям и месяцам. Дневники особенно полезны при анализе рабочих процессов, не поддающихся наблюдению (работа инженера, ученого или старшего администратора).

Любые из перечисленных четырех методов могут использоваться в различных комбинациях. В принципе, для получения всесторонней информации о рабочем процессе можно использовать все четыре метода. Аналитики рабочего процесса очень часто применяют особый, количественный способ анализа, который включает в себя особенности всех четырех обычных методов.

Специальные количественные методы анализа. Приведенные четыре метода дают основу для ряда более сложных количественных подходов, которые позволяют получить информацию о том, какого рода обязанности выполняет работник и каковы должны быть его навыки и знания для выполнения данного рабочего процесса. Три наиболее распространенных количественных метода - это функциональный анализ рабочего процесса, должностное анкетирование и анкетирование административных лиц.

Функциональный анализ рабочего процесса служит для характеристики сущности рабочего процесса, описаний рабочего процесса и получения данных, необходимых для описания требований к работникам.

Достоинством метода является то, что рабочий процесс получает количественные оценки. Таким путем все рабочие процессы могут быть классифицированы, например, для установления уровня заработной платы работника.

При использовании должностного анкетирования для количественной оценки должностей обычно используется стандартизированная анкета. Ее заполняет сам аналитик рабочего процесса. Исследователь рабочего места (должности) решает, какие из пунктов, приведенных в анкете, важны для выполнения конкретно рассматриваемого рабочего места. Анкета может быть разбита на шесть основных разделов:

Источники служебной информации: откуда и как исследуемое должностное лицо получает необходимые для его работы данные?

Умственная работа: какого рода решения, аналитические или проектно-планировочные процедуры выполняет работник, занимающий данную должность?

Затраты физического труда: какие физические затраты требуются и какие инструменты необходимы для данного рабочего процесса?

Контакты с другими людьми: какого рода взаимодействия с окружающими необходимы для выполнения работы данным должностным лицом?

Условия на рабочем месте: в каких физических и социальных условиях трудится работник?

Прочие данные о рабочем процессе.

Существуют компьютерные программы для количественной оценки рабочих должностей. При этом используются семь параметров - характер принимаемых решений, взаимосвязи, ответственность, необходимость рабочих навыков и обучения, наличие и характер затрат ручного труда, использование оборудования и транспортных средств, обработка информации.

Эти оценки позволяют дать краткое описание рабочего места (должности) и проводить сравнения различных процессов.

Достоинством метода можно считать его апробированность, недостатком - большие затраты времени и труда. Кроме того, поскольку данный метод не описывает особых, специфических действий, присущих именно данному рабочему месту, описания совершенно различных должностей могут выглядеть почти одинаково (так, должности милиционера и домохозяйки выглядят "сходными", поскольку обе "связаны с устранением неисправностей и урегулированием кризисных ситуаций"): анкетный метод дает только самую общую картину рабочей должности.

Существует много специфических методов проведения анализа рабочего процесса. Одни из них фокусируются на рабочем процессе, другие - на поведении работника во время выполнения работы, описывая должностные характеристики через стандарты поведения работника.

Описание и спецификация рабочего места. Как уже было сказано, описание рабочих мест является одним из результатов проведения систематического их анализа. Хотя какие-либо стандарты описания рабочих мест отсутствуют, обычно они включают следующие разделы:

а) название должности;

б) краткое - одна - две фразы - описание должностных функций;

в) действия работника во время выполнения своих должностных функций. Описание выполняемых задач, используемых материалов, степень контролируемости действий работника и контроля, осуществляемого с его стороны по отношению к другим;

г) условия работы и рабочая среда - температура, освещенность, уровень шума и вредные воздействия на рабочем месте;

д) социальное окружение. Приводится информация о размере рабочей группы и отношениях между работниками, необходимых для выполнения работы.

На схеме 3-6 приведено описание рабочей должности менеджера, занимающегося вопросами производительности труда и управлением персоналом. Спецификация рабочего процесса, показанная на схеме 3-7, вытекает непосредственно из описания рабочего места. Она отвечает на вопрос: "Каковы черты характера и каким должен быть опыт человека для того, чтобы он успешно выполнял рабочий процесс?" Спецификация рабочего места дает информацию, необходимую для приема на работу и осуществления выбора сотрудников. Допустим, Вам требуется опытный и хорошо обученный квалифицированный рабочий; в спецификации рабочего места обязательно будут указаны необходимые уровень подготовки и стаж работника в данной должности. Если в спецификации указаны черты характера и необходимый для выполнения работы опыт, работник должен непременно отвечать этим требованиям.

Схема 3-7. Спецификация рабочего процесса менеджера, занимающегося вопросами управления персоналом.

Общие требования к квалификации работника:

1. Подготовка и опыт работы.

Должен обладать большим опытом по данной профессии. Рабочий стаж - минимум шесть лет.

2. Образование.


Достижение определенного результата деятельности отдельного работника, группы или организации в целом зависит от многих факторов. Одним из важных является выполняемая отдельным сотрудником работа, т.е. трудовая деятельность, которая имеет как содержательную сторону, отвечая на вопрос: «что следует делать?», так и процессуальную, технологическую сторону осуществления деятельности, давая ответ на вопросы: «какделать?» и «комуследует делать?». Все это в совокупности позволяет выделить и описать тот или иной участок работы, который в данном контексте можно назвать рабочим местом.
Определение основных характеристик и требований к работе (или к рабочему месту) и к работнику осуществляется в ходе анализа работы и ее описания. Существует несколько определений термина «анализ работы». Согласно исследованиям Британского института стандартизации анализ работы - это определение наиболее существенных характеристик работы. Американский департамент труда расширил это определение. Согласно его трактовке анализ работы определяется как «любой процесс упорядочения и оценки информации», связанной с работой или работником. Информация может отражать содержание работы, выраженное в терминах конкретных рабочих функций и процедур, или она может состоять из характеристик работника (практических навыков, знаний, способностей, допустимых отклонений и т.д.), требуемых для компетентного выполнения работы.
Определение
Анализ работы - это процесс систематического исследования работы по определению наиболее существенных ее характеристик, а также требований к исполнителям данной работы.

Таким образом, анализ позволяет получить данные о требованиях к работе, которые затем используются для описания работы (т.е. описания обязанностей, прав, ответственности) и составления личностной спецификации (т.е. требований к работнику).
Анализ работы может иметь два аспекта:

  1. анализ с ориентацией на задачу - для определения обязанностей, ответственности, методов выполнения работы и т.д.;
  2. анализ с ориентацией на работника - для определения характеристик поведения работника, требующихся для успешного выполнения работы.
Различие между аспектами, ориентированными на работу, и аспектами, ориентированными на работника, довольно очевидно. Первые являются описаниями содержания работы, которые связаны с технологическими аспектами выполнения работы и в общем виде отражают то, что делается работником. Аспекты с ориентацией на работника характеризуют связанное с этим обобщенное человеческое поведение. Анализ работы необходим для выполнения многих функций по управлению персоналом и используется для:
  • подготовки описания работы (содержит краткое изложение сути рабочего или управленческого процесса, степень его ответственности, условия работы и т.п.);
  • составления личностной спецификации с указанием личностных качеств работника;
  • подбора сотрудников и приема их на работу: аналитическая информация учитывается при отборе работников на определенную должность;
  • оценки результативности труда работников;
  • подготовки кадров и повышения квалификации путем разработки и внедрения программ подготовки кадров. Анализ работы помогает установить знания, навыки и умения, необходимые для выполнения процесса на данном рабочем месте;
  • планирования карьеры и служебного продвижения, с учетом достижения работником высоких результатов;
  • оплаты труда, так как она должна напрямую увязываться с навыками, умением, условиями работы, риском для здоровья и т.п.;
  • обеспечения безопасности труда, поскольку она зависит от правильного расположения рабочих мест, оборудования, соблюдения определенных стандартов и других условий.
Анализ работы (или рабочего места) в действующей организации проходит в определенной последовательности.
Первый, очень важный, этап анализа дает общее представление об организации в целом и организационном расположении каждого рабочего места в ней. На этом этапе составляются схемы структуры
организации, показываются связи и отношения между рабочими местами (или должностями). На втором этапе решается вопрос, как и для чего будет использоваться информация по анализу работы (для отбора персонала, оценки результатов его деятельности, обучения и т.д.). Анализ всех рабочих мест требует длительного времени и немалых затрат. Поэтому следует выбрать какой-либо типичный образец тех рабочих мест, которые будут конкретно анализироваться (третий этап). На четвертом этапе с помощью определенных методов (собеседования, наблюдения, вопросников) собираются необходимые данные - характеристики работы, выявляются целесообразные режимы работы и качества, необходимые исполнителю данной работы. Информация, полученная на этом этапе, будет использована затем на пятом этапе при описании работы (рабочего места). На шестом этапе разрабатывается личностная спецификация, т.е. набор требований к работнику, выполняющему данную работу.
При проведении анализа работы должны быть получены такие ее характеристики, которые в полном объеме и всесторонне позволят составить описание работы. Поэтому анализ начинается с составления полного перечня работ. Затем каждый вид работы расчленяется на отдельные процедуры и операции. Изучаются приемы и методы их выполнения, используемое оборудование, аппараты, инструменты; выявляются условия труда; рабочие взаимоотношения; устанавливается уровень профессиональной подготовки, знаний и умений, необходимых для выполнения данной работы на требуемом уровне.
С этой целью используются контрольные вопросы.
Существуют три основных метода анализа работы, которые по отдельности или в комбинации могут быть применены к процессам сбора информации. К ним относятся: наблюдение, собеседование, вопросники.
Наблюдение. Когда работа является открытой, то прямое наблюдение того, что работник делает, может дать большую часть информации, требующуюся для ответа на вопросы о самой работе и для суждения о личностных требованиях, предъявляемых к работнику. Некоторые виды работы сами предполагают прямое наблюдение, к примеру рутинные работы с высоким содержанием ручного труда, где большинство операций можно наблюдать, так как они не требуют существенных умственных усилий или проявления индивидуальной свободы действий, и где стандартизированные операции с коротким циклом являются нормой. Более сложные работы в области управления менее пригодны для анализа путем наблюдения.
Наблюдение может быть сплошным и выборочным, причем второе является более сложным, чем первое. При выборочном наблюдении за операциями, выполняемыми на рабочем месте, информация
собирается в произвольные интервалы времени во время полного рабочего цикла. Целью каждого наблюдения является получение мо- ментной картины того, что работник делает в исследуемом интервале, и фиксация частоты выполнения исследуемых операций. Метод наблюдения достаточно прост и эффективен.
Собеседование. Большинство собеседований представляет собой интервью «индивидуального» типа - прямой диалог между аналитиком и работником и его руководителем. Когда имеет место значительное число идентичных работ, то можно применить «групповые» интервью - собеседование с группой работников, выполняющих одну и ту же работу. Следует, однако, всегда помнить об относительной точности информации, получаемой в процессе собеседования. Это объясняется тем, что одни и те же операции могут по-разному восприниматься исполнителями работы, кроме того, интервьюеры также по-разному могут воспринимать (и записывать) полученную информацию. Для уменьшения вероятности получения и обработки неточной информации целесообразно разработать процедуру ее перепроверки, например либо путем консультаций с непосредственным начальником анализируемого работника, либо путем регулярной стыковки записей различных интервьюеров (аналитиков) по схожим операциям (работам). Целесообразна также комбинация собеседования с другими методами анализа работы. Одним из условий эффективного применения метода собеседования при анализе работы является четкое планирование собеседования заранее, его общей схемы, последовательности задаваемых вопросов. Полезно также при подготовке к собеседованию составить контрольные списки вопросов, предварительно разбив анализируемую работу на блоки, основные направления деятельности.
Вопросники. Вопросники имеют то важное и очевидное преимущество, что они структурированы и могут быть составлены таким образом, чтобы охватить совокупность рабочих операций. Собеседования также могут быть структурированы, но при их проведении возможны отклонения. Более того, вопросники представляют собой экономичный метод (с позиций времени) сбора информации от большого количества людей, работающих на разных рабочих местах.
Описание работы - это фиксация данных о содержании конкретной работы (обязанностях, правах, ответственности) и ее параметрах.
Определение
Содержание работы - это состав и объем трудовых функций, действий работника, определяющих профессионально-квалификационные требования к нему.

К параметрам работы относятся: ее масштаб, сложность и отношения (связи). Описание работы составляется на основе информации, собираемой в ходе анализа работы. Описание работы включает следующие типовые разделы:
а) наименование работы (рабочего места);
б) кому подчиняется работник;
в) за кого непосредственно отвечает работник;
г) общая цель работы;
д) основные направления деятельности и задачи (их число ограничено шестью основными задачами, которые характеризуют ключевые аспекты работы и отражают действия работника с помощью глаголов: отвечает, проверяет, составляет и т.д. Если возможно, задачи следует определять в конкретных параметрах, таких, как стоимость, выходной результат, время, скорость, расход и т.п.);
е) условия работы и рабочая среда - температура, освещенность, вредные воздействия и прочие;
ж) рабочие взаимоотношения, т.е. наиболее значительные контакты данной работы (рабочего места) с другими как внутри организации, так и вне ее;
з) показатели ответственности (за подчиненных, результаты работы и т.д.).
Описания работы могут и должны использоваться в интересах всей организации и самого работника. Они используются организацией для определения задач отдельного исполнителя; изучения производительности труда; создания спецификации работника, пересмотра структуры организации; определения категории работы (ее иерархии); организации оптимального обучения, подготовки и повышения квалификации кадров; определения непригодности исполнителя и, если необходимо, его увольнения, аргументации в суде в случае трудового конфликта.
Работнику описания дают знание того, чего от него ожидают и по каким критериям будет оцениваться его деятельность; возможность принимать участие в определении стандартов (критериев) работы и решения проблем, связанных с его трудовой деятельностью.
Параметры работы определяются на основе ее анализа. Масштаб работы непосредственно связан с ее содержательной стороной и представляет собой количество задач или операций, которые работник, ответственный за эту работу, должен выполнить.
Сложность работы носит преимущественно качественный характер. Она отражает степень самостоятельности в принятии решений и степень владения трудовым процессом. Под отношениями по работе понимается установление межличностных связей между исполнителями работы и другими работниками как по поводу самой работы, так и в связи с другими видами работ в организации. Отноше
ния по работе являются «мостиком» к формированию структуры организации, основным первичным элементом которой является «должность». Основой для составления по каждой должности должностной инструкции является анализ и описание работы по этой должности.
Считается, что ответственность за составление описания работы (рабочего места) должна лежать на исполнителе работы и его непосредственном начальнике. Здесь выделяют два подхода:

  • лучшим подходом является случай, когда исполнитель готовит сам проект описания своей работы, обсуждает и согласовывает его со своим непосредственным начальником. Затем с целью обеспечения согласованности с более широкими задачами проект должен быть рассмотрен и утвержден начальником следующего уровня;
  • когда исполнитель работы не может подготовить проект описания без помощи, проект составляется и согласовывается совместно исполнителем и его непосредственным руководителем, затем утверждается у руководителя следующего уровня.
Оказание помощи в составлении описания и обучение этому должно возлагаться на специалиста-аналитика данного вида работы или другого специалиста службы управления персоналом. Описания необходимо разрабатывать для работников всех уровней. Объектом анализа и описания может быть как непосредственно работа, так и рабочее место, на котором выполняется данная работа.
Поскольку «трудовые действия» или «трудовой процесс» это и есть, по сути, «работа», то все, что было рассмотрено выше по поводу анализа и описания работы, относится и к рабочему месту. А так как для категории служащих рабочее место рассматривается обязательно в сочетании с должностью, то анализ и описание должности также проводится аналогично тому порядку, который был рассмотрен выше.
В чем заключается отличие понятий «должность» и «рабочее место»? Через понятие «должность», характерное для категорий руководителей, специалистов, технических исполнителей, отражается социально-экономическая сторона понятия «рабочее место», которую дополняет и структурно-организационный аспект (наличие обязанностей, прав, ответственности). Но «должность» является лишь частичной характеристикой «рабочего места».
Определение
Рабочее место - это первичное звено в структуре любого производства. Оно рассматривается в двух аспектах. Во-первых, как зона приложения труда, оснащенная, определенным образом организованная и предназначенная для трудовой деятельности одного или нескольких работников. Во-вторых, как зона организации жизнедеятельности людей.

Для служащих рабочее место рассматривается в единстве с должностью.
Совокупность рабочих мест и операций, выполняемых сотрудниками, которые должны быть согласованы, скоординированы и увязаны, - основа организации деятельности фирмы.
Рабочее место наряду с социально-экономической включает организационно-техническую и пространственную стороны. Задачи (работы), которые должны выполняться на том или ином рабочем месте, определены в количественном и качественном отношении в описании рабочего места.
Определение
Описание рабочего места - всесторонняя информация о требованиях, нагрузке и содержании работы на рабочем месте. Оно используется при подборе, отборе и найме персонала, при проведении аттестации рабочих мест и работников.
Описание рабочего места включает типовые разделы: наименование рабочего места; классификационная группа рабочего места; количество работников на рабочем месте; характеристика органов управления им; подчиненность органу управления; схема замещения должностей на рабочем месте; содержание работы на рабочем месте (основные трудовые функции); технические характеристики рабочего места (содержание, средства и организация труда); требования, предъявляемые к квалификации работника (уровень образования, профессиональное обучение, профессиональный опыт); требования физического характера (мышечная нагрузка, осанка, острота зрения, слух, влияние окружающей среды); требования психического характера (монотонность работы, способность к регулированию, готовность к кооперации усилий, наличие коллективистского духа).

Для осуществления АРМ необходимо предварительно сделать общий анализ всей организации и деятельности, которая совершается в ней, для достижения ее основных целей. Этот анализ осуществляется с помощью использования двух моделей (схем): организационной и процессуальной.

Организационная схема показывает отношения между различными структурными звеньями в рамках той или другой организации. С ее помощью наглядно демонстрируются формальные связи и взаимодействия. Это значительно облегчает формирование общего представления об организационной структуре той или иной фирмы в целом (см. схему 3.2.2).


Схема 3.2.3.Схема процесса деятельности в организации

Проведение достоверного анализа рабочих мест - дело хорошо обученных профессионалов.

Работник, проводящий анализ, должен понимать людей, рабочий процесс и иметь представление об общей организационной структуре предприятия. Важно и понимание им характера связей процедур управления персоналом с общей структурой организации.

Аналитик рабочего процесса должен избрать наилучшие способы и методы проведения анализа. Основой для этого выбора является предварительный обзор организации и взаимодействия отдельных служб, отделов и рабочих мест.

Такая связь хорошо иллюстрируется структурной схемой, где указываются функции работников, выполняющих отдельные обязанности. С помощью таких схем аналитик получает общую картину того, какие подразделения существуют в организации, какова их иерархия и как осуществляется связь между ними. Дополнение к указанной схеме составляет комплект схем взаимодействий отдельных рабочих мест.

Такие схемы более детализированы и более точны. На них показываются связи между рабочими местами (процессами).

Для получения информации, необходимой для анализа рабочего процесса, используются по отдельности или в сочетании четыре метода: наблюдения; собеседования (интервью); анкеты; список обязанностей работника; дневник.



_________________________

При любом из этих методов вначале собираются данные о рабочем месте, а затем изучается сам процесс, для чего рассматриваются те рабочие задания, которые выполняет соответствующее лицо. Такой тип анализа именуется «анализом, ориентированным на рабочее место». Иным образом анализ может быть сконцентрирован на режимах работы, действиях, которые необходимо выполнить работнику в данном процессе (например, подсчеты на компьютере, координацию, ведение переговоров и т.д.). Такой анализ называется «анализом, ориентированным на рабочие процессы».

_______________________________________________________________________________________



Схема 3.2.4.Использование информации анализа рабочего места (процесса)


Схема 3.2.5. Организационная схема учреждения.

Источником базовой информации для анализа могут служить анкеты типа «Информационный стандарт анализа рабочего места» (ИСАРМ).

Анкета заполняется работниками, занятыми на данном рабочем месте. Образец ИСАРМ представлен на схеме 3.2.6.

Название Вашей работы ___________ Код _______ Дата ______

Ваш разряд__________________ Сектор _____________________

Ваша фамилия _________________ Отдел ___________________

Должность Вашего начальника _______ Подготовлено (кем?) _______

Фамилия Вашего начальника __________ Кол-во отработанных часов _________________

Схема 3.2.6. Информационный стандарт анализа рабочего места

1. Какова основная цель рабочего процесса, который Вы выполняете?

2. Чем Вы занимались до этого? Укажите, если Вы работали в другой организации.

3. На какие повышения по службе Вы рассчитываете?

4. Если Вы регулярно проверяете работу других, то укажите их фамилии и название работ.

5. Если Вы проверяете работу других, какими из приведенных ниже занятий Вы занимаетесь:

Прием на работу

Советы по трудоустройству

Обучение

Планирование

Повышение квалификации

Инструктирование

Консультирование

Ассигнования

Управление

Учет производительности труда

Продвижение работников по службе

Учет заработной платы

Наблюдения за дисциплиной

Увольнения

Прочие виды работ.

6. Что Вы можете сказать об успешности и результатах Вашей работы?

7. Ваши обязанности. Обрисуйте вкратце, что Вы делаете и, если это возможно, как Вы это делаете. Назовите те обязанности, которые Вы считаете наиболее важными или наиболее трудными:

а) обязанности одного рабочего дня _______________________

б) периодические обязанности ____________________________

_______________________________________________________

(укажите период - еженедельно, ежемесячно или раз в квартал)

в) обязанности, которые Вы выполняете время от времени

_______________________________________________________

г) как долго Вы выполняете эти обязанности?

д) выполняете ли Вы сейчас какие-либо ненужные обязанности? Если да, то опишите их;

е) какие бы обязанности, не входящие в Вашу работу сейчас, Вы хотели бы выполнять?

8. Уровень образования. Выберите из приведенных ниже тот уровень образования, который необходим для выполнения Вашей работы (но не Ваш собственный уровень образования):

а) не нужно никакого образования;

б) ниже уровня средней школы;

в) аттестат об окончании средней школы или его эквивалент;

г) незаконченное высшее образование;

д) законченное высшее образование.

Укажите, пожалуйста, уровень образования, с которым Вы пришли на Вашу должность.

9. Опыт. Выберите из приведенных ниже критериев тот, который необходим для выполнения Вашей работы:

а) никакого;

б) менее 1 месяца работы;

в) от 1 до 6 месяцев работы;

г) от 6 месяцев до 1 года;

д) от 1 до 3 лет;

е) от 3 до 5 лет;

ж) от 5 до 10 лет;

з) более 10 лет.

Укажите, пожалуйста, степень Вашего опыта, когда Вы пришли на эту должность.

10. Навыки. Укажите все навыки, необходимые для выполнения Вашей работы (например, степень точности, внимания и аккуратности при использовании инструментов, методов или систем и т.д.).

Укажите, пожалуйста, те навыки, с которыми Вы пришли на эту должность.

11. Оборудование. Требует ли выполнение Вашей работы использования какого-либо оборудования? Да _ Нет _. Если «да», то укажите, как часто Вам приходится пользоваться оборудованием:

12. Требования, предъявляемые работой к здоровью человека. Укажите, пожалуйста, все ненужные требования, предъявляемые к Вам, и как часто Вам приходится их соблюдать:

13. Отрицательные эмоции. Укажите нежелательные эмоции, которые вызывает у Вас работа, и как часто это случается:

14. Расположение Вашего рабочего места. Считаете ли Вы его удовлетворительным или неудовлетворительным?

Расположение рабочего места

15. Окружающая обстановка. Считаете ли Вы окружающую Вас на работе обстановку неудобной, располагающей или отличной.

16. Состояние окружающей среды. Укажите нежелательные факторы, с которыми Вам приходится иметь дело во время работы и как часто Вы с этим сталкиваетесь:

17. Здоровье и безопасность. Укажите все нежелательные факторы, влияющие на состояние Вашего здоровья и безопасность, и как часто во время работы Вам приходится с ними бороться.

Подпись ________________ Дата _____________

Замечания и уточнения начальника

Прочтите ответы работника на вопросы анкеты: точно ли он обрисовал требования, предъявляемые к работе, и соответствует ли его понятие о данной работе со степенью ответственности, которую к ней предъявляют?

Да _______________ Нет

Если «нет», то объясните, почему и укажите возможные упущения; если у Вас есть добавления, то, пожалуйста, внесите их.

Дата __________ Должность ________ Подпись

Метод прямого наблюдения применяется в случаях, когда рабочий процесс требует ручного, стандартизированного труда, или когда он непродолжителен. Примером таких рабочих процессов могут служить действия рабочего на сборочной линии автозавода, работа клерка, составляющего картотеку в страховой компании, или опись вещей, которую составляет на складе служащий. Аналитик изучает действия одного из нескольких работников, выполняющих данный процесс.

_______________________________________________________________________________________

Метод прямого наблюдения мало приемлем в случаях, когда рабочий процесс включает умственную деятельность (работа исследователя, адвоката или математика). Чтобы использовать метод прямого наблюдения, аналитик должен быть обучен наблюдению за действиями лиц, осуществляющих рабочий процесс. Проведение такого рода наблюдений следует проводить как можно более незаметно, без помех рабочему процессу.

Метод собеседования (интервью) с работником, выполняющим процесс, часто сочетается с методом наблюдения. Метод собеседования чаще применяется для получения информации, необходимой для анализа рабочего процесса. Он дает аналитику и работнику возможность поговорить друг с другом.

_______________________________________________________________________________________

Во время разговора работник также может задавать аналитику различные вопросы: таким образом, аналитик объясняет работнику, как будет использоваться полученная информация. Собеседование может проводиться с одним работником, группой или с начальником, который располагает сведениями о рабочем процессе. Используется обычно стандартный набор вопросов, что позволяет сравнивать ответы.

_______________________________________________________________________________________

Уязвимость метода в том, что информация может быть неточной. Например, если работник узнает, что информация, полученная во время собеседования, будет использоваться для установления заработной платы, он дает ее искаженной. Поэтому последовательные интервью более чем с одним человеком (работником и его руководителем), тщательное планирование беседы и правильный отбор вопросов, равно как и установление хорошего контакта с работником чрезвычайно важны. Это отнимает немало времени, но улучшает качество получаемой информации. Полученная в ходе собеседования информация дополняется в дальнейшем данными наблюдений и анкет.

Использование анкет - метод, который требует наименьших денежных затрат. Он достаточно эффективный метод для того, чтобы получить большое количество информации за короткий период времени. Анкета ИСАРМ, представленная на схеме 3.2.6, стандартная. Она включает в себя вопросы о рабочем месте и процессе, требованиях к ним, условиях работы и оборудовании. Менее стандартный подход - это попросить работников своими словами описать их работу. Такой, более свободный, подход дает работникам возможность выразить собственные идеи и описать рабочий процесс своими словами.

Целесообразная степень стандартизации анкет является постоянным источником споров. В принципе, не существует какого-либо идеального стандарта анкеты. Но вот несколько советов, которые упрощают составление и использование анкет:

· анкета должна быть как можно более короткой, потому что люди, в принципе, не любят заполнять анкеты;

· объясните, как будет использоваться анкета - человек должен знать, для чего он заполняет анкету;

· анкета должна быть простой по содержанию и не содержать обилия технических терминов. Вопросы и указания должны быть написаны простым языком;

· проверьте анкету перед тем, как использовать ее - дайте ее заполнить каким-либо работникам, а потом попросите дать комментарии, чтобы выявить возможные упущения.

_______________________________________________________________________________________

Список обязанностей работника, занятого данным рабочим процессом, включает (помимо самих обязанностей, выполняемых работником) то, как часто он их выполняет и время выполнения. Для этого метода необходимо, чтобы работник вел ежедневные записи (дневник). Регулярное ведение дневника является методом, который используется при анализе рабочего места в том случае, когда мы имеем дело со сложными видами деятельности, которые с большим трудом поддаются наблюдению и описанию (научные работники, эксперты, высшие руководители). Используя дневник, можно сравнивать ход рабочего процесса по дням, неделям и месяцам. Дневники особенно полезны при анализе рабочих процессов, не поддающихся наблюдению (работа инженера, ученого или старшего администратора).

________________________________________________________________________________

Любые из перечисленных четырех методов могут использоваться в различных комбинациях. В принципе, для получения всесторонней информации о рабочем процессе можно использовать все четыре метода. Аналитики рабочего процесса очень часто применяют особый, количественный способ анализа, который включает в себя особенности всех четырех обычных методов.

Существует много специфических методов проведения анализа рабочего процесса. Один из них фокусируется на рабочем процессе, другие на поведении работника во время выполнения работы, описывая должностные характеристики через стандарты поведения работника.

_______________________________________________________________________________________

  • 7. Субъекты управления персоналом в организации: их статус и роли
  • 8. Служба управления персоналом в современной организации: роль, функции, структура
  • 9. Система управления персоналом в организации: проблемы формирования и развития
  • 10. Функции управления персоналом: их иерархия и взаимосвязь
  • 11. Методы управления персоналом и сравнительные характеристики их эффективности
  • 12. Социально-психологические методы управления. Оценка эффективности их применения в современных условиях.
  • 13. Экономические методы управления и цели их применения в организации
  • 14. Административные методы управления: возможности и ограничения использования
  • 15. Кадровая политика организации: содержание, виды, направленность, субъекты
  • 16. Организационная культура как управленческая проблема или практика
  • 17. Функции и структура организационной культуры как инструмент управления персоналом
  • 18. Типы организационной культуры, их особенности и социально практическая значимость
  • 19. Проблемы формирования, развития и поддержания организационной культуры
  • 20. Планирование персонала, методы определения количественной и качественной потребности организации (фирмы) в персонале.
  • 21. Анализ и проектирование рабочего места: понятие, этапы, методы
  • 23. Отбор персонала: технология, методы
  • Этапы внешнего отбора кадров:
  • 1. Поиск претендентов
  • 24. Собеседование как основной метод отбора персонала: социально-психологические проблемы
  • Алгоритм подготовки интервью:
  • 25. Маркетинг персонала как практическая деятельность служб управления персоналом
  • 2 Принципа трактовки маркетинга персонала:
  • 26. Современный рынок труда: понятие, функции, структура, проблемы и решения
  • 27. Основные виды и формы занятости населения как проблема управления персоналом
  • 28. Роль миграции населения в распределении трудовых ресурсов как проблема кадровой политики
  • 29 Профессиональная ориентация персонала как вид деятельности в сфере управления персоналом (кадрового менеджмента)
  • 1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение, профинформация).
  • 2. Профессиональное консультирование.
  • 30. Адаптация персонала: формы, виды, социально- психологические проблемы
  • 31. Программа адаптации работника: содержание, этапы, проблемы реализации
  • 32. Профессиональное и личностное развитие персонала как задача службы управления персоналом организации
  • 33. Трудовой потенциал организации, методы его оценки и развития
  • 34. Социальная среда организации (возможности и проблемы для кадрового менеджмента)
  • 35. Социально-психологический климат в организации (структурном подразделении) и методы его измерения и оценки и оптимизации
  • 36. Отношения в трудовом коллективе – предмет социально-психологической компетенции руководителя
  • 37. Социальная политика современной организации: понятие, методы оценки ее эффективности
  • 38. Социальная ответственность организации в условиях рыночной экономики как управленческая проблема
  • 39. Виды и формы обучения персонала: потребность, необходимость, эффективность
  • 40 Стоимость рабочей силы и затраты на персонал как управленческая проблема
  • 41. Оценка персонала: содержание оценки, ее субъекты, этапы оценки
  • 42. Методы деловой оценки персонала, их социально-психологическая значимость и управленческая эффективность
  • Методы:
  • 43. Требования федерального законодательства и локальных нормативных актов к проведению аттестации персонала в государственных органах и коммерческих организациях
  • 44. Организационное поведение как проблема управления персоналом
  • 45. Методы анализа и оценки организационного поведения: их соотношение и эффективность
  • 46. Коммуникации в организациях: понятие, виды, структура коммуникационного процесса, его противоречия и барьеры
  • 47. Управление изменениями в организации как кадровая проблема. Преодоление сопротивления переменам
  • Фазы и стратегия изменений
  • Сопротивление переменам.
  • 48. Деловая карьера: понятие, виды, критерии успешности.
  • Критерии успешности:
  • 49. Типы карьерного процесса, этапы карьеры. Природа и сущность карьеризма
  • 1. По характеру протекания:
  • 2. По степени устойчивости, непрерывности:
  • 3. По возможности осуществления:
  • 50. Планирование внутриорганизационной карьеры: необходимость и возможности
  • 51. Система и методы стимулирования персонала в организации
  • 52. Основные содержательные теории мотивации: предпосылки и следствия
  • 53. Процессуальные теории мотивации их применение на практике
  • 54. Принципы построения системы стимулирования персонала, механизм стимулирования, проблемы его формирования и развития
  • 55. Стили руководства: понятие, виды, проблемы эффективности
  • 56. Конфликты в организации: понятие, причины, классификация, проблемы диагностики.
  • 57. Динамика конфликта и способы его завершения на разных стадиях
  • 58. Управление конфликтами в организации: прогнозирование, разрешение, стили поведения, социально-психологические технологии
  • 59. Роль руководителя в управлении конфликтами в организации: профессионально важные качества и способности
  • 60. Переговоры как способ разрешения конфликтов, технология принципиального ведения переговоров
  • Технологии ведения переговоров.
  • I. Подготовительный этап:
  • II. Начало переговоров:
  • 61. Оплата труда персонала: функции, структура, место в системе стимулирования персонала
  • 62. Основные правила использования денежного вознаграждения в системе стимулирования персонала
  • 63. Сравнительная характеристика форм оплаты труда и их значимость для управления персоналом
  • 64. Состав фонда оплаты труда, особенности его формирования в государственных органах и бизнесе.
  • 65. Премиальная система как инструмент стимулирования персонала: основные виды премий и их использование.
  • 66. Доплаты и надбавки к заработной плате, виды и целевое назначение
  • 67. Понятие и состав компенсационного пакета, его социальная значимость для работника
  • 68. Понятие бюджетирования персонала и его основные этапы
  • Эффективность системы управления персоналом как проблема теории и практики.
  • Эффективность трудовой деятельности: понятие, методы повышения эффективности трудовой деятельности в сфере управления.
  • Высвобождение персонала. Аутплейсмент как современная технология высвобождений персонала
  • Групповая динамика, феномен групповой сплоченности и его использование в управлении персоналом
  • Проблемы и технологии формирования команды из персонала организации
  • Ролевое распределение в рабочей группе: ролевые отношения и конфликты, их природа и динамика.
  • Понятие лидерства и руководства: общее и частное, сравнительный анализ
  • Здоровье и безопасность труда персонала как проблема кадрового менеджмента
  • 1.3. Система управления охраной труда должна предусматривать:
  • Кадровый аудит, его виды и методы проведения
  • Этапы проведения кадрового аудита
  • Особенности управления персоналом в Японии (общее и уникальное)
  • Американская модель управления персоналом (контекст глобализации)
  • 82. Основные характеристики управления персоналом в странах Западной Европы
  • Современная практика управления персоналом в отечественных организациях: анализ проблем и тенденций
  • 84. Разработка организационной структуры и штатного расписания организации: этапы и методы
  • Понятие трудового договора, виды трудовых договоров
  • Права и роль профсоюзов в организации
  • Глава II Закона о профессиональных союзах посвящена правам профсоюзов. В этом законе закреплены следующие права:
  • Трудовые споры и порядок их разрешения
  • Методы изучения затрат рабочего времени. Технология проведения фотографии рабочего дня
  • Правила подготовки и проведения служебных совещаний
  • Состав и содержание кадровой документации, основные документы, регламентирующие управление персоналом, как основа кадровой дисциплины
  • 21. Анализ и проектирование рабочего места: понятие, этапы, методы

    Все трудовые процессы и операции должны быть согласо­ваны, скоординированы и непосредственно увязаны с задача­ми предприятия в целом. Поэтому анализ рабочих мест, процессов и операций являет­ся обязательной частью программы управления персоналом.

    Рабочее место - зона приложения труда людей, оснащенная необходимыми материальными средствами и техникой и определен­ным образом организованная.

    Анализ работы - это процесс систематического исследования работы по определению наиболее существенных ее характеристик, а также требований к исполнителям данной работы.

    Анализ рабочего места (процесса) дает ответы на следую­щие вопросы:

    1. Сколько времени необходимо для выполнения основ­ных производственных операций?

    2. Какие производственные операции можно сгруппиро­вать в более общее понятие рабочего места (процесса)?

    3. Как организовать рабочее место, чтобы увеличить произ­водительность труда работников?

    4. Какой режим работы целесообразен для данного рабо­чего места?

    5. Какими личностными характеристиками должен по воз­можности обладать работник для выполнения данной произ­водственной операции?

    6. Как можно использовать информацию, полученную в результате анализа рабочего места, для создания программы управления персоналом предприятия?

    Анализ рабочего места (АРМ) состоит из 2-х частей:

      Описание рабочего места – перечисление видов деятельности (задач, трудовых условий, средств оборудования и материалов);

      Спецификация рабочего места – перечисление необходимых требований к опыту, квалификации для успешного выполнения задачи на данном рабочем месте.

    Проектирование рабочего места (ПРМ) - это выбор рационального сочетания рабочих элементов, обязанностей и задач работника, чтобы он достигал наилучших результатов и сам получал при этом чувство удовлетворения. ПРМ заключается в разработке оргтехдокументации (проекта, пояснительной записки, карт организации рабочих мест, чертежей), содержащей основание и характеристики его основных элементов и схему их расположения в пространстве.

    Проект организации рабочего места включает следующие основные разделы:

    2. Технологические, информационные и иные связи.

    3. Эскиз размещения оборудования.

    4. Обеспечение необходимыми ресурсами.

    5. Хозяйственное и техническое обслуживание.

    6. Квалификационные и образовательные требования к работ­нику.

    Проектные решения должны обеспечивать организационно-технические условия для максимальной эффективности труда рабочего, санитарно-гигиенические и психофизиологические условия труда, соответствующие установленным требованиям и стандартам безопасности труда.

    Анализ рабочего места (процесса) связан с разработ­кой программ управления персоналом и осуществляется по следующим направлениям:

    1. Подготовка описания рабочего места. В полном виде опи­сание включает краткое изложение рабочего процесса, обязан­ности работника и степень его ответственности, а также некото­рые сведения об условиях работы.

    2. Спецификация рабочего процесса. В ней указаны личност­ные характеристики работника, необходимые для выполне­ния данного процесса.

    3. Проект рабочего места. Информация, полученная в ре­зультате анализа, используется для выработки или видоизмене­ния структуры элементов, обязанностей и задач, связанных с данной рабочей должностью.

    4. Подбор сотрудников и прием их. на работу. Аналитическая информация обязательно учитывается при отборе работников на определенную должность, поскольку помогает подобрать претендентов, которые будут трудиться с максимальной отда­чей и чувствовать себя комфортно на данной работе.

    5. Оценка результативности труда. Здесь сравнивается фак­тическая и «плановая» производительности труда. Анализ рабо­чего процесса используется для того, чтобы рассчитать «прием­лемый», этичный уровень производительности труда для кон­кретного рабочего места.

    6. Подготовка кадров и совершенствование квалификации. Информация, полученная в результате анализа рабочего процесса, используется для разработки и внедрения программ подготовки кадров и совершенствования квалификации. Описание рабочего места помогает установить навыки и умения, необходимые для выполнения данного процесса.

    7. Планирование карьеры и продвижение по службе. Переме­щение работников с одной должности на другую, с одной опе­рации (процесса) на другую получает четкую и подробную информационную основу.

    8. Оплата труда. Заработная плата обычно напрямую увязы­вается с навыками, умением, условиями работы, риском для здоровья и т. д. Анализ рабочих мест дает исходную базу для сопоставления и соответствующей оплаты работников.

    9. Безопасность труда. Она во многом зависит от правиль­ного расположения рабочих мест, соблюдения определенных стандартов рабочего процесса, самого оборудования и других условий. Информация о том, что присуще данному рабочему процессу и какого рода работники необходимы для его вы­полнения, может быть получена именно в ходе анализа рабо­чих мест.

    Методы сбора информации для АРМ и ПРМ:

      Интервью – целенаправленная беседа, ее задача – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования;

      Наблюдение – прямая регистрация событий в момент их свершения. Используется при анализе стандартных и простых задач с коротким циклом;

      Анкета – ответы на вопросы (опрашиваемый заполняет самостоятельно);

      Дневник – регулярное ведение дневника является методом, который используется при АРМ в том случае, когда имеется дело со сложными видами деятельности, которые с трудом поддаются наблюдению и описанию (научные работники, эксперты, высшие руководители).

    Полезно также при подготовке к собеседованию составить контрольные списки вопросов, предва­рительно разбив анализируемую работу на блоки, основные на­правления деятельности. Справочники, инструкции и таблицы помогают установить последовательность операций.

    Определить последовательность вопросов по управленческим должностям довольно просто. Лучше всего начать с описания ра­боты отдела или сектора. Затем аналитик может вернуться к лич­ным обязанностям руководителя и обсудить их по следующим аспектам:

      цели, задачи и стандарты работы - каковы они и кто их устанавливает;

      планы - какие планы составляются, какую ответственность несет руководитель за планирование, каким образом он составля­ет планы;

      организация - каковы действия руководителя по учрежде­нию и изменению организационной структуры своего подразде­ления;

      персонал - каковы обязанности руководителя в отношении назначения и увольнения персонала, его оценки, поддержания дисциплины, выдвижения и поощрения работников, каким об­разом он решает проблемы внутрипроизводственных отношений и рассматривает жалобы;

      операции - какую работу выполняет лично руководитель в своем отделе, какие проблемы ему чаще всего приходится решать и какие наиболее важные решения ему приходится принимать, каково его положение в организации и каковы его финансовые полномочия;

      контроль - каким образом руководитель контролирует ра­боту своего подразделения, какие отчеты он получает или состав­ляет, как оценивается эффективность его подразделения.

    Вопросники. Вопросники имеют то важное и очевидное пре­имущество, что они структурированы и могут быть составлены таким образом, чтобы охватить совокупность рабочих операций. Собеседования также могут быть структурированы, но при их проведении возможны отклонения. Более того, вопросники пред­ставляют собой экономичный метод (с позиции времени) сбора информации от большего количества людей, работающих на раз­ных рабочих местах. Очевидно, что информация может изменять­ся. Вопросник составлен качественно, если в нем преобладают вопросы типа: что? кто? как? почему? когда? где?

    Основным элементом системы управления персоналом является рабочее место. Можно выделить 2 группы задач в организации, в которых требуется определение этого понятия.

    Первую группу составляют технологические, организационные и эргономические задачи, связанные с проектированием рабочих мест, их аттестацией, разработкой технологии, организацией и планированием производства. В задачах этой группы рабочее место рассматривается как зона трудовой деятельности одного рабочего или бригады , как часть производственного пространства (например, цеха, отдела). Вторую группу составляют задачи планирования трудовых ресурсов и капитальных вложений (трудоресурсные задачи), для решения которых рабочее место рассматривается с позиции обеспеченности производства рабочей силой или населения работой. Для решения задач этой группы рабочее место – это сфера приложения труда одного работника соответствующей квалификации или совокупность функций, которые он должен выполнять.

    Пример: Если для обслуживания станка (агрегата) требуется участие двух рабочих, то с технологической и эргономической позиций рассматривается одно коллективное рабочее место; с трудоресурсной позиции требуется два рабочих места в каждую смену.

    Для организации эффективной работы по управлению персоналом необходимо предметно определить задачи и условия труда для каждого конкретного рабочего места в организации. При этом следует учитывать, что однажды определенные условия работы должны систематически пересматриваться по ряду причин:

    Следует отметить, что далеко не всегда реально требуется открытие вакансии или нового рабочего места. Перегрузку в пределах 20-30 % можно считать нормальным условием труда при высокой интенсивности работы. В случае если переработки составляют больше чем 30 % рабочего времени, необходимо пересмотреть либо организацию труда, либо квалификацию персонала. Организация труда может быть изменена двумя способами – введением дополнительного рабочего места либо изменением технологии работы структурного подразделения в целом или отдельной его части.

    Необходимо четко установить положение каждого рабочего места в структуре подразделения, уровень и объемы выполнения работы, специальные виды деятельности, требуемую квалификацию, взаимодействие с коллегами по работе. Этот процесс следует начинать с анализа работы (рис.1), позволяющего определить функциональные обязанности и квалификационные требования к работникам организации.

    эффективности

    Оплата труда

    Планирование

    Описание

    рабочих мест

    Функциональные

    обязанности

    безопасности

    Квалификационные

    требования

    Планирование карьеры

    Этапы анализа рабочего места

    Анализ рабочего места выполняется путем ответа на следующие вопросы:

      Структура организации. Место рабочего процесса (рабочего места) в ней. Основой любой организации является некоторое количество рабочих мест (производственных процессов) и операций, выполняемых ее сотрудниками, которые должны быть согласованы, скоординированы и увязаны с задачами организации, ее организационной структуры. Основным признаком формирования организационной структуры является разделение труда (т.е. относительное обеспечение различных видов деятельности) и его кооперация . Различают следующие виды разделения труда в организации: функциональное (предполагает выделение отдельных групп персонала, например, руководители, специалисты, рабочие); технологическое (основано на выделении стадий производственного процесса и видов работ; различают предметное и профессиональное разделение труда) и квалификационное (определяется различием работ по их сложности). Разделение труда предполагает его кооперацию (организацию бригад).

    Построение организационной структуры позволяет определить основные направления деятельности, установить полномочия и функции для структурных подразделений, должностных лиц, определить место каждого рабочего процесса (рабочего места) в структуре организации. К основным типам организационных структур организации традиционно относят линейную, штабную, функциональную. На практике доминирует смешанная структура, включающая в себя элементы трех перечисленных организационных структур.

      Цели и задачи анализа рабочего места. Анализ рабочего места (РМ) призван дать ответы на следующие вопросы:

      Сколько времени необходимо для выполнения основных производственных операций?

      Какой режим работы целесообразен для данного рабочего места?

      Как организовать рабочее место, чтобы увеличить производительность труда работников?

      Какими личностными характеристиками должен обладать работник для выполнения данной работы?

    Анализ рабочего места - это характеристика рабочего процесса путем описания задач, режимов присущих ему, а также уровня знаний, обучения и ответственности, необходимых для успешного выполнения рабочего процесса.

    Анализ, ориентированный на рабочее место, концентрирует внимание на характеристике работ, заданий, которые выполняет работник; анализ, ориентированный на рабочий процесс, концентрирует внимание на режимах работы, действиях, которые необходимо выполнить работнику в данном процессе (например, подсчеты на компьютере, координацию, ведение переговоров и т.д.).

    Для описания РМ, выработки требований к ним отбираются типичные рабочие места в рамках организации, используется документация, описывающая аналогичные работы в других организациях.

      Выбор метода анализа РМ. К методам сбора информации для анализа работ относятся наблюдение; интервью (собеседование); опрос (опросные листы, анкета); ежедневник/журнал работника (список обязанностей работника); количественные методы.

    К анализу работы привлекаются линейные руководители и исполнители работы, которые должны четко представлять все этапы процесса, знать предлагаемые процедуры. Ответственность за данный этап лежит на специалистах подразделения по персоналу.

      Описание рабочего места производится в соответствии со следующей последовательностью:

      Наименование работы и ее место в цепи производственных или управленческих операций, наименование должности. При сборе информации желательны стандартизация и систематизация работ и должностей.

      Обязанности : указывается, что должен делать каждый исполнитель, как он должен вы­полнять ту или иную работу.

      Подчиненность: указывается, кому подчиняется данный работник.

      Осуществляемое руководство: приводится количество исполнителей, находящихся в подчинении у данного работника, и наименование выполняемых работ.

      Комплекс требований к уровню специального и общего обра­зования, к квалификации и производственному опыту.

      Состояние здоровья и требуемые для выполнения работы спе­цифические физические качества: объем и виды затрат труда по операциям, необходимая сноровка, требования по координации работы органов зрения, рук и ног, способность различать цвета и другие качества.

      Ответственность: за выполнение плановых заданий, за руководство коллективом, за соблюдение технологии производства, за технику безопасности, за правильность сведений, сообщаемых работником в вышестоящие инстанции и т. п.

      Личностные качества : склад психики, инициативность, умение управлять другими работниками и т.п.

      Условия труда: описываются условия, в которых протекает труд.

      Техника безопасности: формируются основные требования к соблюдению техники безопасности.

      Права , которыми наделяется работник для выполнения своих обязанностей.

      Спецификация РМ . Спецификация рабочего процесса вытекает непосредственно из описания рабочего места, отвечает на вопрос: «Каковы черты характера и каким должен быть опыт человека для того, чтобы он успешно выполнял рабочий процесс?». Знание состава функций, выполняемых на рабочем месте, характера, условий и организации труда позволяют перейти к установлению профессиональных и личностных требований к работнику со стороны рабочего места, составлению спецификации РМ. Спецификация РМ технологично описывает участок работы и требования, которые этот участок предъявляет к сотруднику. Такими требованиями могут быть, например, обязательное ежедневное медицинское обследование; требование специальной подготовки; личностные характеристики.

    Спецификация рабочего места дает информацию, необходимую для приема на работу и осуществления выбора сотрудников и включает следующие основные разделы: подготовка и опыт работы; образование; знания, навыки и способности; степень ответственности.

      Разработка функциональных обязанностей и квалификационных характеристик: к онечная цель и продукт анализа работы. Хорошо подготовленные описания функциональных обязанностей и требования к работникам позволяют эффективно организовывать работу по управлению персоналом организации, утвердить должностные инструкции к рабочим местам.

      Периодический анализ и корректировка функциональных обязанностей и квалификационных характеристик. Любая организация работает в постоянно изменяющихся условиях, что определяет необходимость систематической корректировки функциональных обязанностей в соответствии с новыми требованиями.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник