27.09.2019

Самолет ту 160 белый лебедь характеристики. Самолет "Белый лебедь": технические характеристики и фото


Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Стратегический бомбардировщик ТУ-160, так называемый «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии, представляет уникальный самолет.
ТУ-160 имеет превосходные технические характеристики: это самый грозный бомбардировщик, который может нести также крылатые ракеты. Это самый большой сверхзвуковой и грациозный самолет в мире. Разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и имеет крыло изменяемой стреловидности. На вооружении состоит с 1987 года.

Бомбардировщик ТУ-160 стал «ответом» на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец ТУ-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов Lancer′ов. Скорость ту 160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше. А тяга двигателей почти вдвое мощнее. При этом никакое сравнение не выдерживают «невидимки» B-2 Spirit, у которых в угоду малозаметности в жертву принесли буквально все, включая дистанцию, стабильность полета и грузоподъемность.

Количество и стоимость ТУ-160

Каждый дальний ракетоносец ТУ-160 – это штучный и довольно дорогой продукт, он имеет уникальные технические характеристики. С момента их создания было построено только 35 таких самолетов, при этом в целости их осталось на порядок меньше. Этот самолет – единственное изделие, которое получило свое имя. Каждый из построенных самолетов имеет свое имя, их присваивали в честь чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), известных богатырей («Илья Муромец») и, конечно, летчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).


До распада СССР было построено 34 самолета, причём 19 бомбардировщиков осталась на Украине, на базе в Прилуках. Однако эти машины в эксплуатации были слишком дороги, а для маленькой украинской армии они просто оказались не нужны. 19 ТУ-160 Украина предлагала отдать России взамен самолетов Ил-76 (1 к 2) или за списание газового долга. Но для России это было неприемлемо. К тому же на Украину воздействовало США, которая фактически заставила уничтожить 11 ТУ-160. 8 самолетов были переданы России за списание газового долга.
В составе ВВС на 2013 год находилось 16 Ту-160. России этих самолетов было непомерно мало, но их строительство обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся 16 до стандарта Ту-160М. Дальняя авиация в 2015 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Однако в современных условиях даже модернизация имеющихся ТУ-160 не может решить поставленных военных задач. Поэтому появились планы по строительству новых ракетоносцев.


В 2015 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Однако это сложнейшая, но решаемая задача. Были утеряны некоторые технологии, кадры, но, тем не менее, задача вполне осуществима, тем более имеется задел – два недостроенных самолета. Стоимость же одного ракетоносца составляет порядка 250 миллионов долларов.

История создания ТУ-160

Задание на проектирование было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые предложили свои варианты через несколько лет. Это были бомбардировщики, способные развивать сверхзвуковую скорость и на ней преодолевать системы ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы отпраздновать победу не успели: правительство через некоторое время приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).


К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:
дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 13 тысяч км;
дальность полета у земли в 13 тысяч км и на высоте 18 км на дозвуковом режиме;
к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника - на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.
общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.
Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство 1984 году на Казанском авиационном заводе. В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина, в марте 1985 года - вторая серийная, в декабре 1985 года – третья, в августе 1986 года – четвертая.


В 1992 году Борис Ельцин решил приостановить продолжавшийся серийный выпуск Ту-160, если США остановят серийное производство B-2. К тому времени было произведено 35 самолетов. КАПО к 1994 году КАПО передало шесть бомбардировщиков ВВС России. Они были дислоцированы в Саратовской области на аэродроме Энгельс.
Новый ракетоносец ТУ-160 («Александр Молодчий») в мае 2000 года вошел в состав ВВС. На вооружение комплекс ТУ-160 приняли в 2005 году. В апреле 2006 года объявлено о завершении испытаний модернизированных двигателей НК-32, созданными для ТУ-160. Новые двигатели отличаются повышенной надежностью и значительно возросшим ресурсом. В декабре 2007 года осуществлен первый полет нового серийного самолета ТУ-160. Генерал-полковник Александр Зелин, главком ВВС, в апреле 2008 года сообщил, что в 2008 году на вооружение ВВС поступит еще один российский бомбардировщик. Новый самолет получил название «Виталий Копылов». Планировалось, что еще три строевых ТУ-160 будут модернизированы в 2008 году.

Технические характеристики

ТУ-160 имеет следующие технические характеристики:
Экипаж: 4 человека.
Длина составляет 54,1 м.
Размах крыла составляет 55,7/50,7/35,6 м.
Высота составляет 13,1 м.
Площадь крыла составляет 232 м².
Масса пустого самолета составляет 110 000 кг.
Нормальная взлетная масса составляет 267 600 кг.
Максимальная взлетная масса составляет 275 000 кг.
Тип двигатели 4×ТРДДФ НК-32.
Тяга максимальная составляет 4×18 000 кгс.
Тяга на форсаже составляет 4×25 000 кгс.
Масса топлива составляет 148 000 кг.
Предельная скорость на высоте составляет 2230 км/ч.
Крейсерская скорость составляет 917 км/ч.
Дальность максимальная без дозаправки составляет 13 950 км.
Дальность практическая без дозаправки составляет 12 300 км.
Боевой радиус составляет 6000 км.
Продолжительность полета составляет 25 ч.
Практический потолок составляет 21 000 м.
Скороподъемность составляет 4400 м/мин.
Длина разбега/пробега составляет 900/2000 м.
Нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе составляет 1150 кг/м².
Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе составляет 1185 кг/м².
Тяговооруженность при нормальной взлетной массе составляет 0,36.
Тяговооруженность при максимальной взлетной массе составляет 0,37.

Особенности конструкции

Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. «Белый лебедь» имеет конструкцию, в которой широко применяются композиты, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы В-95 и АК-4, титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4.Самолет «Белый лебедь» представляет интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12.Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из шести главных частей, начиная с Ф-1 до Ф-6. В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. Крыло при минимальной стреловидности имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они пересчитаны и усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке - четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков.На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление - сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу - цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами. Навигационная система – двухканальная К-042К.«Белый лебедь» - один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. Также на борту имеется кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: они не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.

Вооружение

Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец - носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.


На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета. В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).
После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.

Когда-то знаменитый авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев сказал, что хорошо летают только красивые самолеты. Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 создан будто бы специально для подтверждения этих крылатых слов. Практически сразу эта машина получила среди летчиков прозвище «Белый лебедь», которое вскоре стало практически официальным названием этой уникального самолета.

Ту-160 «Белый лебедь» (Blackjack по кодификации НАТО) был создан на рубеже 70-80-х годов прошлого столетия, в самый разгар Холодной войны. Это стратегический сверхзвуковой ракетоносец с изменяемой геометрией крыла, способный преодолевать рубежи противовоздушной обороны на сверхмалых высотах. Создание этих самолетов стало ответом на американскую программу AMSA, в рамках которой был построен не менее знаменитый «стратег» B-1 Lancer. И, надо отметить, что ответ у советских конструкторов получился просто замечательный. Скорость Ту-160 в полтора раза выше, чем у его американского аналога, примерно во столько же раз больше дальность полета и боевой радиус.

В свой первый полет «Белый лебедь» отправился 18 декабря 1981 года, на вооружение машину приняли в 1987 году. Всего за время серийного производства было изготовлено 35 Ту-160, ибо самолеты эти очень не дешевы. Стоимость одного бомбардировщика в ценах 1993 года составляла 250 млн американских долларов.

Бомбардировщик Ту-160 можно назвать настоящей гордостью российской военной авиации. На сегодняшний день «Белый лебедь» — это самый тяжелый и большой боевой самолет в мире. Каждый Ту-160 имеет собственное имя. Они названы в честь прославленных летчиков, богатырей, авиаконструкторов или спортсменов.

В начале 2015 года Сергей Шойгу заявил о планах возобновления производства самолета Ту-160. Планируется, что первая машина будет передана ВКС РФ уже в следующем десятилетии. Сегодня в составе военно-космических сил России находятся 16 Ту-160.

История создания

В 60-е годы прошлого столетия Советский Союз активно вкладывался в создание межконтинентальных баллистических ракет, практически не уделяя внимания стратегической авиации. Результатом такой политики стало заметное отставание СССР от вероятного противника: к началу 70-х годов советские ВВС имели на вооружении только устаревшие самолеты Ту-95 и М-4, которые практически не имели шансов преодолеть серьезную систему ПВО.

Примерно в это же время в США полным ходом шли работы над созданием нового стратегического бомбардировщика (проект AMSA). Не желая ни в чем уступать Западу, в СССР было принято решение о создании аналогичной машины. Соответствующее постановление Совмина увидело свет в 1967 году.

Военные выдвинули к будущей машине весьма жесткие требования:

  • Дальность полёта самолета на высоте 18 тыс. метров и при скорости 2,2-2,5 тыс. км/ч должна была составлять 11-13 тыс. км;
  • Бомбардировщик должен был иметь возможность приближаться к цели на дозвуковой скорости, а затем преодолевать рубеж ПВО противника на крейсерской скорости у самой земли или же на высотном полете на сверхзвуке;
  • Дальность полёта бомбардировщика на дозвуковом режиме должна была составлять 11-13 тыс. км у земли и 16-18 тыс. км на большой высоте;
  • Масса боевой нагрузки около 45 тонн.

Изначально в разработке нового бомбардировщика принимали участие ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого. Конструкторское бюро Туполева к проекту привлечено не было. Чаще всего причиной этому называют чрезмерную загруженность туполевцев, однако существует и другая версия: на тот момент отношения Андрея Туполева и высшего руководства страны складывались не лучшим образом, поэтому его КБ находилось в определенной опале. Так или иначе, но изначально в разработке новой машины туполевцы участия не принимали.

ОКБ Сухого представило комиссии аванпроект самолета Т-4МС («изделие 200»). В ходе работ над этой машиной конструкторы использовали огромный задел, полученный в процессе создания уникального самолета Т-4 («изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновки будущего бомбардировщика, но в итоге конструкторы остановились на схеме «летающее крыло». Чтобы достичь требуемых заказчиком тактико-технических характеристик, крыло имело изменяемую стреловидность (поворотные консоли).

Внимательно изучив требования военных к будущему ударному самолету и проведя многочисленные исследования, в ОКБ Мясищева также пришли к варианту самолета с изменяемой геометрией крыла. Однако в отличие от своих оппонентов конструкторы бюро предложили использовать традиционную схему компоновки самолета. В ОКБ Мясищева еще с 1968 года работали над созданием многорежимного тяжелого самолета-ракетоносца («тема 20»), предназначенного для решения трех различных задач. Соответственно, разрабатывались три модификации машины.

Первый вариант задумывался, как самолет для нанесения ядерных ударов по стратегическим объектам противника, вторая модификация задумывалась для уничтожения трансокеанских транспортов противника, а третья – для обнаружения и поражения стратегических подводных лодок в удаленных участках Мирового океана.

Имея за спиной опыт работы по «теме 20», конструкторы ОКБ Мясищева «выдали на гора» проект тяжелого бомбардировщика М-18. Компоновочная схема этого самолета во много повторяла очертания американского В-1 и, возможно, поэтому он считался наиболее перспективным.

В 1969 году военные выдвинули новые требования к перспективному самолету, и лишь с этого момента к проекту подключилось ОКБ Туполева (ММЗ «Опыт»). Туполевцы имели значительный опыт разработки тяжелых сверхзвуковых самолетов, именно в этом КБ был создан Ту-144 – краса и гордость советской пассажирской авиации. Ранее здесь были созданы бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М. ОКБ Туполева подключилась к разработке перспективного реактивного бомбардировщика еще в конце 60-х годов, но изначально их проект считался внеконкурсным. Будущий бомбардировщик туполевцы разрабатывали на основе пассажирского Ту-144.

В 1972 году состоялась презентация проектов, в ней принимали участие три КБ: Мясищева, Сухого и Туполева. Самолет Сухого был отвергнут практически сразу – уж больно необычной и футуристической выглядела в те годы идея использовать «летающее крыло» в качестве сверхзвукового стратегического бомбардировщика. Гораздо больше приемщикам понравился мясищевский М-18, к тому же он практически полностью соответствовал характеристикам, заявленным военными. Туполевская машина поддержки не получила «из-за несоответствия заданным требованиям».

В многочисленных материалах и публикациях, посвященных этому действительно историческому конкурсу, сотрудники ОКБ Мясищева неизменно называют себя официальными победителями. Однако истина заключается в том, что комиссия так его и не назвала, ограничившись лишь некоторыми рекомендациями о дальнейшем продолжении работ. На их основе были сделаны соответствующие выводы, и вскоре появилось постановление Совмина страны, в котором предписывалось, что завершать проект бомбардировщика будут в ОКБ Туполева. Дело было в том, что конструкторское бюро Мясищева на тот момент просто не обладало необходимой научно-производственной базой для завершения работ. Кроме того, учитывался значительный опыт, который имели туполевцы в создании тяжелых сверхзвуковых самолетов. Так или иначе, все наработки, сделанные конкурсантами ранее, были переданы в ОКБ Туполева.

После 1972 года начались работы по доводке будущего Ту-160: отрабатывалась схема самолета, проводились поиски новых решений по силовой установке машины, подбирались оптимальные материалы, создавались системы бортового оборудования. Проект был настолько сложен и масштабен, что находился под контролем министра авиационной промышленности, а координацией работ занимались его заместители. В его реализацию были вовлечены в той или иной степени более 800 советских предприятий.

Первый полет опытной машины состоялся 18 декабря 1981 года, в канун юбилея советского генсека Брежнева. Всего же на ММЗ «Опыт» было построено три самолета для проведения испытаний. Вторая опытная машина поднялась в воздух только в 1984 году. Американская космическая разведка практически сразу «засекла» начало испытаний нового советского бомбардировщика и следила за ходом испытаний непрерывно. Будущий ракетоносец получил натовское обозначение RAM-P, а позже и собственное название – Blackjack. Вскоре в западной прессе появились первые фото советского «стратега».

В 1984 году серийное производство «Белых лебедей» было развернуто на Казанском авиазаводе. 10 октября 1984 года первый серийный самолет поднялся в воздух. В следующем году в полет отправилась вторая и третья машина, а в 1986 году – четвертая. До 1992 года было изготовлено 35 самолетов Ту-160.

Производство и эксплуатация

Первые два Ту-160 были переданы советским ВВС в 1987 году.

В 1992 году Россия переживала нелегкие времена экономического кризиса. В бюджете не было денег, а для производства Ту-160 их нужно было очень много. Поэтому первый российский президент Борис Ельцин предложил США прекратить выпуск «Белых лебедей», если американцы откажутся от производства В-2.

На момент распада СССР 19 Ту-160 находились на территории Украинской ССР (г. Прилуки). Независимой Украине, которая отказалась от ядерного оружия, эти самолеты были абсолютно не нужны. В конце 90-х восемь украинских бомбардировщиков Ту-160 в счет погашения долга за энергоносители были переданы в Россию, остальные распилены на металл.

В 2002 году российское министерство обороны заключило с КАПО контракт на модернизацию всех бомбардировщиков, находящихся в строю.

В 2003 году один из Ту-160 потерпел аварию в Саратовской области, экипаж погиб.

Во время учений, которые проводились в 2006 году, группа Ту-160 смогла незамеченно пройти в воздушное пространство США. Позже об этом журналистам сообщил главком Дальней авиации РФ Хворов, но никаких подтверждений этому факту в дальнейшем не последовало.

В 2006 году на вооружение российских ВВС был принят первый модернизированный Ту-160. Годом позже начались регулярные полеты российской стратегической авиации в отдаленные районы, в них принимали (и принимают) участие и «Белые лебеди».

В 2008 году два Ту-160 совершили перелет в Венесуэлу, в качестве аэродрома подскока был использован аэродром в Мурманской области. Полет занял 13 часов. На обратном пути была успешно проведена ночная дозаправка в воздухе.

На начало 2017 года в составе ВКС РФ находилось 16 самолетов Ту-160. В августе 2016 года публике была показана новейшая модификация ракетоносца – Ту-160М. Чуть позже Казанский авиазавод отрапортовал о начале возрождения основных технологий, которые необходимы для возобновления производства Ту-160. Его планируют начать к 2023 году.

Особенности конструкции

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это интегральный низкоплан с цельноповоротным килем и стабилизатором. Главной «изюминкой» самолета является его крыло с изменяемым углом стреловидности, причем его центроплан представляет вместе с фюзеляжем единую неразъемную конструкцию. Это позволяет наиболее эффективно использовать внутренние объемы для размещения оборудования, вооружения и топлива. Самолет имеет трехопорное шасси.

По большей части планер самолета изготовлен из алюминиевых сплавов, доля сплавов титана составляет примерно 20%, использованы в конструкции и композитные материалы. Технологически планер состоит из шести частей.

Центральная неразъёмная часть машины включает в себя собственно фюзеляж с кабиной экипажа и двумя грузовыми отсеками, балку центроплана, неподвижную часть крыла, гондолы двигателей и хвостовую часть фюзеляжа.

В носовой части самолета находится антенна РЛС и другое радиооборудование, за ней следует герметичная кабина экипажа.

В состав экипажа Ту-160 входит четыре человека. Для каждого из них предусмотрено катапультное кресло К-36ДМ, позволяющее покидать аварийный самолет на всем диапазоне высот. Более того, для повышения работоспособности эти кресла снабжены специальными массажными подушками. В кабине имеется туалет, кухня и одна койка для отдыха.

Непосредственно за кабиной пилотов расположены два отсека вооружения, в которых размещены узлы для подвески различных средств поражения, а также оборудование для их подъема. Здесь же находятся механизмы для управления створками. Между отсеками вооружения проходит балка центроплана.

В наплывной и хвостовой части бомбардировщика размещаются топливные баки. Их общая емкость составляет 171 тыс. литров. Каждый двигатель получает топливо из собственного бака. Ту-160 оборудован системой заправки в воздухе.

Низкорасположенное крыло Ту-160 имеет значительное удлинение и большой корневой наплыв. Однако главная особенность крыла самолета в том, что оно может изменять свою стреловидность (от 20 до 65 градусов по передней кромке), подстраиваясь под конкретный режим полета. Крыло имеет кессонную конструкцию, в состав его механизации входят предкрылки, двухщелевые закрылки, флапероны и интерцепторы.

Бомбардировщик имеет трехопорное шасси, с управляемой передней и двумя основными стойками.

Силовая установка машины состоит из четырех двигателей НК-32, каждый из которых может развивать тягу 25 кгс в режиме форсажа. Это позволяет самолету развивать максимальную скорость в 2200 км/ч. Двигатели находятся в спаренных мотогондолах, расположенных под крыльями самолета. Воздухозаборники имеют прямоугольное сечение с вертикальным клином размещены под наплывами крыла.

Вооружение

Несмотря на всю свою внешнюю красоту и изящество, Ту-160 – это, в первую очередь, грозное боевое оружие, которому вполне по силам устроить небольшой Армагеддон на другом конце света.

Изначально «Белый лебедь» задумывался как «чистый» ракетоносец, поэтому самое мощное оружие самолета – это стратегические крылатые ракеты Х-55. Они хотя и имеют дозвуковую скорость, но летят на предельно малых высотах, с огибанием рельефа местности, что делает их перехват очень непростым делом. Х-55 способны доставить ядерный заряд на расстояние в 3 тыс. км. Ту-160 может принимать на борт до 12 таких ракет.

Для поражения целей на меньших дистанциях предназначены ракеты Х-15. Это гиперзвуковые ракеты, которые после запуска двигаются по аэробаллистической траектории, заходя в стратосферу (высота до 40 км). На каждом бомбардировщике можно разместить до 24 таких ракет.

Грузовые отсеки Ту-160 могут принимать и обычные авиабомбы, так что «Белый лебедь» можно использовать и как обычный бомбардировщик, хотя, конечно же, это не является его основным назначением.

В будущем Ту-160 планируют вооружить перспективными крылатыми ракетами Х-555 и Х-101. Они имеют большую дальность и могут быть использованы для поражения как стратегических, так и тактических целей.

Сравнение Ту-160 и В-1

Ту-160 – это советский ответ на создание американцами бомбардировщика B-1 Lancer. У нас очень любят сравнивать эти два самолета, потому что советский «стратег» значительно превосходит американца практически по всем основным характеристикам.

Начнем с того, что «Белый лебедь» значительно больше своего оппонента: размах крыла у В-1В – 41 метр, а у Ту-160 – больше 55 метров. Максимальная взлетная масса советского бомбардировщика составляла 275 тыс. кг, а американского – 216 тыс. кг. Соответственно, боевая нагрузка у Ту-160 составляет 45 т, а у В-1В — всего лишь 34 т. Да и дальность полета у советского «стратега» практически в полтора раза выше.

«Белый лебедь» может развивать скорость в 2200 км/ч, что позволяет ему уверенно уходить от истребителей, максимальная скорость В-1В не превышает 1500 км/ч.

Однако при сравнении характеристик этих двух самолетов не следует забывать, что В-1 изначально задумывался, как просто дальний бомбардировщик, а Ту-160 проектировался в качестве стратегического бомбардировщика и «убийцы авианосцев». В США эту роль в основном выполняют подводные лодки-ракетоносцы, а уничтожать вражеские авианесущие группы им и вовсе не нужно по причине полного отсутствия таковых.

25 января президент РФ Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО "Туполев", входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК), где понаблюдал за демонстрационным полетом модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160. Этот новый ракетоносец с заводским номером 0804 получил имя первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина.

Испытательные полеты самолета начались еще на прошлой неделе. Церемония выкатки первого опытного образца состоялась 16 ноября 2017 года. Ожидается, что до конца текущего года ракетоносец будет передан Воздушно-космическим силам (ВКС) РФ. Объем контракта на поставку Минобороны РФ десяти модернизированных ракетоносцев Ту-160М составит 160 млрд рублей. По словам президента, это позволит полностью загрузить предприятие до 2027 года. Глава государства назвал проведенную работу по созданию самолета "большим успехом коллектива завода".

История "лебедя"

Сверхзвуковой Ту-160М2 (по кодификации НАТО - Blackjack) является усовершенствованной версией разработанного еще в СССР Ту-160. Среди летчиков получил прозвище "Белый лебедь". Наряду с Ту-95МС составляет основу современного авиапарка Дальней авиации ВКС России. Ту-160 - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире, способный нести на борту крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Он был создан в ответ на появление в США межконтинентального бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer. Необходимость создания нового самолета объяснялась также тем, что на вооружении стратегической авиации в конце 1960-х годов находились лишь устаревшие дозвуковые бомбардировщики - Ту-95 и М-4.

По сравнению с американским соперником Ту-160 получил электродистанционную систему управления, руль направления в виде цельноповоротной верхней части киля, поворотный "гребень", улучшающий обтекание в зоне сочленения подвижной и неподвижной частей крыла. Центральная балка этого самолета длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, являющаяся основным силовым элементом конструкции, выполнена из титана по уникальной технологии. Максимальная дальность полета - почти 14 тыс. км. Кстати, в 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука.

С 1981 по 1992 год было построено 36 таких самолетов, хотя первоначально планировалось сделать 100. Первые 19 экземпляров бомбардировщика с 1987 года передавались в бомбардировочный авиаполк в городе Прилуки Украинской ССР. Поэтому после распада СССР у РФ не оказалось ни одного новейшего стратегического бомбардировщика. В 1992–1994 годах было построено шесть самолетов, переданных бомбардировочному авиаполку в Энгельсе. В 1999–2000 годах Россия получила от Украины 11 стратегических бомбардировщиков (восемь Ту-160 и три Ту-95МС), а также около 600 ракет воздушного базирования в счет украинских долгов за российский газ. Оставшиеся в Прилуках десять самолетов были утилизированы по настоянию США, еще один передан в музей в Полтаве. Сегодня в боевом составе ВКС РФ находится 16 единиц.

Стоимость "Белого лебедя"

Экспертные оценки стоимости колеблются в диапазоне $250-600 млн (в 1993 году СМИ называли 6 млрд рублей, что соответствовало примерно $600 млн). Один час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится, по официальным данным на 2008 год, в 580 тыс. рублей (около $23,3 тыс.). Для сравнения: стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Продолжение

Решение возобновить производство бомбардировщиков в модернизированном варианте было принято в 2015 году. В Минобороны РФ сообщали, что их серийный выпуск должен начаться в 2023 году. В июне 2017 года Виктор Бондарев, занимавший тогда пост главкома ВКС, заявлял, что Ту-160М2 может впервые подняться в воздух уже в конце 2018 года. В ПАО "Туполев" были развернуты работы по созданию глубокомодернизированных самолетов.

Обновление "лебедя"

Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущей версией, Ту-160М2 отличают новейшие системы обеспечения боевого применения, а также последние версии двухконтурного турбореактивного форсированного двигателя НК-32 (производится на самарском ПАО "Кузнецов").

По сообщению источника ТАСС в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), новый самолет не является опытным образцом модернизированного варианта бомбардировщика.

На самолете проведена только малая модернизация, планер и двигатели остались прежними. Полностью оцифрованная документация по новому ракетоносцу будет выпущена не ранее середины текущего года, а без нее работы по строительству Ту-160М невозможны

источник в ОПК

Благодаря модернизации эффективность увеличится на 60%. По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, Ту-160М2 будет представлять собой практически новый самолет, в два с половиной раза превосходящий по эффективности предшественника. Внешний вид обновленного "Белого лебедя" такой же узнаваемый, как и у его "старшего брата", созданного в советское время.

В планах Минобороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, - это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2 и будет практически новым самолетом

Юрий Борисов

замминистра обороны РФ

По словам командующего Дальней авиацией ВКС РФ генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша, внедрение новых цифровых технологий позволит "существенно повысить боевые возможности ударного комплекса с применением высокоточного оружия большой дальности".

Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полета, что в совокупности с заявленной энерговооруженностью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов

Сергей Кобылаш

командующий Дальней авиацией ВКС РФ, генерал-лейтенант

За счет модернизации ряда узлов двигателя НК-32 серии 02 самолет стал экономичнее. "Он обладает более широкими ресурсными возможностями. Благодаря данному двигателю бомбардировщик Ту-160М2, производство которого планируется развернуть в России, получит расширенные возможности, в том числе будет увеличена дальность полета", - отметили в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В ОДК заявляли, что стенд для испытаний новых двигателей прошел реконструкцию и аттестован для работы с силовыми установками НК-32.

Этот двигатель прошел модернизацию: основные блоки, узлы стали более экономичными, двигатель в целом имеет лучшие ресурсные возможности, а за счет работ, которые позволили улучшить его экономические показатели, дальность полета самолета будет минимум на тысячу километров больше по сравнению с существующим

Виктор Бондарев

экс-главком ВКС России, генерал-полковник

Как поясняют в пресс-службе Казанского авиационного завода, образец был построен на основе имеющегося на предприятии технологического задела. "Он достраивался в том числе для решения задач воспроизводства Ту-160 в новом облике: восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений, отработки новых авиадвигателей с улучшенными характеристиками", - отмечает пресс-служба завода.

Возможности "лебедя"

Не остались в стороне и поставщики комплектующих для нового самолета. В ходе модернизации Ту-160 концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) создает новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением. Борт нового Ту-160М2 будет выполнен с элементами интегрированной модульной авионики, которая потом будет использована и для ПАК ДА. Разработку бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М2 обещали завершить к 2020 году.

На планете Земля только две страны — Россия и США — имеют в составе вооружённых сил так называемую «ядерную триаду» — стратегическую авиацию, межконтинентальные ракеты и атомные подводные лодки. Такое распределение ядерных боезапасов по различным носителям необходимо для того, чтобы в случае внезапного нападения и уничтожения каких-то видов вооружения, ответный удар был гарантированно совершён другими способами.

Во времена правления Никиты Хрущёва основная ставка делалась на развитие ракетной техники, и поэтому к началу 1970-х годов СССР располагала только бомбардировщиками Ту-95 «Медведь» и М-4 «Бизон», которые не могли гарантированно преодолеть зону ПВО НАТО из-за своей тихоходности. В то же время США начали разработку сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1, который должен был заменить устаревающий B-52. После того как отставание СССР в этой сфере стало очевидно, был объявлен конкурс на создание такого самолёта и у нас.

Подковёрные игры с самолётами

С созданием Ту-160 связана загадочная история. В те времена в нашей стране работало несколько конструкторских бюро, которые могли «потянуть» такой сложнейший проект. Это было ОКБ Сухого, которое работало надо проектом Т-4 — бомбардировщика, который мог стать самым быстрым самолётом в мире с максимальной скоростью 3200 км/ч, ОКБ Мясищева, разрабатывавшее проект М-18 с изменяемой стреловидностью крыла. Старейшее конструкторское бюро Туполева, которое уже имело опыт разработки сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и бомбардировщиков Ту-95 и Ту-22, в конкурсе не участвовало.

Победителем был признан проект ОКБ Мясищева, но отпраздновать победу конструкторы так и не успели: через некоторое время правительство приняло решение о закрытии проекта в ОКБ Мясищева и передаче всей документации по М-18 в… ОКБ Туполева, которое подключилось к конкурсу со своим «Изделием-70» (будущим Ту-160).

Мнений, почему было принято именно такое решение, бытует несколько. По одной из версий, правительство сочло, что в ОКБ Мясищева нет достаточных мощностей, чтобы осуществить такой сложный проект. По другой — что самолёт не понравился командованию ВВС. Есть мнение, что Андрей Туполев при личной встрече с Леонидом Брежневым уговорил его передать проект и документацию в его ОКБ. Стоит отметить, что Ту-160 действительно в чём-то похож на М-18, но о прямом «передирании» речи, конечно, не идёт.

Фото: РИА Новости / Скрынников

Лебединая песня СССР

По сути, Ту-160 является последним масштабным проектом в СССР, который был осуществлён до его распада. Между началом проектирования самолёта в 1972 году и первым полётом машины прошло 9 лет: 18 декабря 1981 года машину поднял в воздух с аэродрома «Раменское» лётчик-испытатель Борис Веремей . На вооружение бомбардировщик поступил в 1987 году.

Стоит отметить, что этот срок для создания такого проекта был минимален и показывает, какой мощной была авиационная промышленность на закате СССР: сегодня создание подобного самолёта в России если и возможно, то при консолидации всех сохранившихся предприятий.

Быстро разработать машину туполевцам позволил опыт создания Ту-22 и Ту-144: многие элементы этих самолётов переходили в Ту-160 без изменений. Однако многое приходилось создавать и с нуля. Главной проблемой было обеспечение дальности полёта, которая должна была составлять более 12 000 км без дозаправки в воздухе (для примера — протяжённость экватора Земли составляет 40 000 км), и максимальной скорости полёта более 2000 километров в час. Эта проблема была решена путём применения крыла изменяемой стреловидности: большую часть полёта, до зоны ПВО противника, Ту-160 проходит на дозвуковой скорости (около 900 км/ч) с почти прямыми крыльями, а преодолевает её на сверхзвуке, «сложив» их.

Интересно, что Ту-160 — один из самых комфортных боевых самолётов. На протяжении 14-часового полёта пилоты могут встать и размяться. На борту есть кухня со шкафом для разогревания пищи и туалет, которого до этого не было на стратегических бомбардировщиках. Именно вокруг санузла при передаче самолёта военным разыгралась настоящая война: они не хотели принимать машину из-за несовершенства его конструкции.

Вооружение Ту-160 составляют 12 крылатых ракет X-55, которые имеют радиус действия до 2500 км. Координаты целей программируются в ракеты до вылета бомбардировщика, а после пуска она идёт к ней, огибая ландшафт местности, и сбить её практически невозможно. Таким образом, Ту-160 может совершить пуск ракет и не заходя в зону ПВО противника. Однако в случае необходимости он способен и прорвать её: высокая скорость делает его очень сложной мишенью как для зенитных ракет, так и для истребителей. Мощность каждой из ядерных боеголовок составляет 200 килотонн (в 15 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

Трагедия на Украине

К моменту распада СССР было произведено 34 самолёта, причём большая часть из них (19 бомбардировщиков) находилась на базе в Прилупках на Украине. Вскоре выяснилось, что эти машины слишком дороги в эксплуатации и для небольшой украинской армии не нужны. В. Захарченко, который тогда занимал пост военного атташе Украины в России, заявил: «Перед вооружёнными силами Украины не стоят задачи, для выполнения которых требуются такие самолёты». В 1995 году начались переговоры между Россией и Украиной по продаже Ту-160, однако с украинской стороны последовали странные требования.

Украина предлагала передать России 19 Ту-160 за списание долга за газ (от чего категорически отказался «Газпром») или взамен транспортных самолётов Ил-76 из расчёта 1 к 2. Выполнить второй пункт было невозможно по той причине, что, обменяв Ту-160 на свои Ил-76, Россия фактически лишалась бы транспортной авиации, а их производство в СССР велось на заводе в Узбекистане, который после распада СССР практически перестал функционировать.

Впрочем, очень скоро стало понятно, почему Киев не идёт на уступки в отношении Ту-160. В 1998 году министерства обороны Украины и США подписали соглашение об уничтожении 44 бомбардировщиков, в том числе 19 Ту-160, а также тысячи ракет X-55. 16 ноября два «Белых лебедя» в присутствии представителей минобороны США были уничтожены при помощи экскаватора и специальной гильотины. Стоимость работ по уничтожению машин была оплачена американскими деньгами: по 1 млн долл. за самолёт (при стоимости одного Ту-160 порядка 250 млн долл.). Всего было приведено в нелётное состояние 11 Ту-160, а оставшиеся 8 переданы в Россию в счёт долга за газ. В данный момент на Украине нет стратегической авиации.

Фото: РИА Новости / Скрынников

Ту-160 как средство влияния

На вооружении России состоит 16 Ту-160, каждый из которых имеет своё собственное имя. Самолёты носят имена главного маршала авиации СССР Александра Новикова , авиаконструктора Игоря Сикорского , русского богатыря Илья Муромца и других исторических деятелей России.

Самолёты нередко совершают полёты вдоль линии ПВО разных стран, что вызывает шумиху в прессе и раздражение политиков. Но на самом деле это не столько способ показать мощь российской авиации, сколько возможность понять, насколько быстро реагируют на такие полёты перехватчики: они всегда «сопровождают» Ту-160.

Ракетоносец, разработанный ещё в СССР, по-прежнему остаётся одним из самых современных в мире, и с появлением у США бомбардировщиков B-2 ситуация изменилась не сильно. Боевые столкновения в Югославии показали, что технология «Стелс» далеко не всегда спасает при прорыве линии ПВО: малозаметный истребитель F-117 всё же был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 «Нева».

Слабым местом Ту-160 сегодня является его устаревшее бортовое оборудование, однако в следующем году планируется провести его модернизацию на всех 19 машинах. Кроме того, в 2009 году начались работы по Перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА) — самолёту, который должен прийти на смену Ту-95. Первый полёт намечен на 2019 год, а начало эксплуатации — на 2025.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник