05.08.2019

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров. Кем рассматриваются индивидуальные споры между работником и работодателем. Решение индивидуальных трудовых конфликтов в суде


Особенности рассмотрения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС).

Комиссия по трудовым спорам (КТС) - это орган, разрешающий исковые индивидуальные трудовые споры работников с работодателем. Трудовой кодекс установил новый порядок создания КТС. Теперь КТС образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Ранее КТС избиралась лишь на общем собрании работников и, следовательно, интересы работодателей в КТС не защищались.

Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).

Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.

Председатель и секретарь КТС избираются на заседании КТС большинством голосов. КТС организации имеет свою печать.

Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем.

Выделяют два вида КТС: КТС всей организации и КТС отдельных подразделений. Последние рассматривают трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

КТС рассматривает подведомственные ей споры, за исключением тех, которые непосредственно рассматриваются в суде либо в иных органах. Вопрос о подведомственности спора рассматривается на заседании КТС, принятое решение может быть обжаловано в суде. Трудовой спор рассматривается в КТС, если работник самостоятельно либо с участием своего представителя не урегулировал свои разногласия с работодателем.

Работник вправе обратиться в КТС в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если указанный срок был пропущен по уважительной причине (например, по болезни), он может быть восстановлен по решению КТС. Комиссия обязана рассмотреть спор в 10-дневный срок со дня поступления заявления. Спор рассматривается с участием работника или уполномоченного им представителя. Заочное рассмотрение спора, возможно лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение спора откладывается. Если же работник или его представитель вторично не являются без уважительных причин, КТС может принять решение о снятии вопроса с рассмотрения. Однако это не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах установленного срока.

КТС вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. Руководитель организации по требованию КТС обязан представлять ей необходимые документы.

Новый Трудовой кодекс изменил и кворум для работы КТС. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.


Надлежащие заверенные копии решения КТС вручаются работнику и руководителю организации в течение 3 дней со дня принятия решения. Принятое КТС решение окончательно и подлежит исполнению. Комиссия не может пересмотреть свое решение, которое вступило в законную силу. Если КТС в течение 10 дней не рассмотрела трудовой спор, то работник вправе перенести его на рассмотрение в суд. Кроме того, решение комиссии может быть обжаловано работником или работодателем в суд в течение 10 дней со дня вручения им копий решения КТС. Если указанный срок пропущен по уважительным причинам, суд вправе восстановить его и разрешить спор по существу.

Работодатель должен исполнить решение КТС в трехдневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. Если работодатель в добровольном порядке не исполняет решение КТС, работник вправе обратиться в комиссию за удостоверением, имеющим силу исполнительного документа. Данное удостоверение предъявляется работником не позднее 3-месячного срока со дня его получения судебному приставу для принудительного исполнения решения КТС. Если 3-месячный срок для обращения к судебному приставу пропущен работником по уважительной причине, КТС, выдавшая удостоверение, без повторного разрешения спора по существу, может восстановить этот срок, изменив дату выдачи удостоверения.

Удостоверение на принудительное исполнение решения КТС не выдается, если одна из сторон спора обжаловала решение КТС в суд. Порядок и сроки принудительного исполнения решения КТС определяются Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде

Поскольку Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на судебную защиту, суд занимает центральное место в системе органов, рассматривающих трудовые споры. Роль судов значительна еще и потому, что в процессе его деятельности выявляются пробелы в трудовом законодательстве, случаи противоречия трудового законодательства Конституции РФ, международным актам, и тем самым суд оказывает влияние на формирование нового и изменение существующего законодательства в области регулирования социально-трудовых отношений. Иски работников по трудовым спорам предъявляются по месту нахождения работодателя (ст. 117 ГПК). Если работодателем является физическое лицо, то иск предъявляется в суд по месту жительства. Если в качестве работодателя выступает юридическое лицо, иск предъявляется по месту нахождения органа юридического лица (согласно п. 2 ст. 54 ГК местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации). Кроме того, согласно ст. 118 ГПК возможна подсудность по выбору истца:

1) иски, вытекающие из деятельности филиала юридического лица, могут быть предъявлены по месту нахождения филиала;

2) иски работников о возмещении вреда здоровью, причиненного им при исполнении трудовых обязанностей, могут быть предъявлены по месту причинения вреда, а также по месту жительства работника;

3) иски работников о восстановлении нарушенных трудовых прав могут быть предъявлены по месту их жительства;

4) иски работодателей о возмещении вреда, причиненного их имуществу работниками, могут быть предъявлены по месту причинения вреда.

Работники при обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов.

Если же в суд обращается работодатель, при подаче искового заявления он оплачивает государственную пошлину, размер которой определяется в соответствии с Налоговым законодательством. Трудовое законодательство устанавливает сроки для обращения в суд по трудовым спорам. По делам об увольнении исковое заявление может быть подано в течение 1 месяца со дня вручения работнику приказа об увольнении, а если приказ не вручен, со дня выдачи трудовой книжки с записью об увольнении либо со дня, когда работник отказался от получения приказа или трудовой книжки.

По иным трудовым спорам срок обращения в суд - 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По делам о взыскании с работников материального ущерба, причиненного работодателю, последний вправе обратиться в суд в течение 1 года со дня обнаружения ущерба.

Решение КТС может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии решения.

Пропущенные по уважительным причинам сроки могут быть восстановлены судом. Указанные сроки не применяются в случае обращения в суд работников с требованиями о возмещении вреда, причиненного их жизни и здоровью, то есть работники вправе в любое время обратиться в суд. В процессе рассмотрения трудового спора в суде стороны вправе заключить мировое соглашение. Суд не может утвердить мировое соглашение, если оно ущемляет трудовые права работников и в других случаях нарушения трудового законодательства.

В случае незаконного увольнения или незаконного перевода работника на другую работу могут быть вынесены следующие решения:

1) о восстановлении на прежней работе;

2) о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы;

3) по просьбе работника - об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию;

4) об изменении формулировки причины увольнения, если предыдущая не соответствует законодательству. Если данная формулировка препятствовала поступлению работника на другую работу, также выносится решение о выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула;

5) о возмещении морального вреда, причиненного работнику, размер которого определяется судом.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящий суд в течение 10 дней. Вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке надзора по соответствующим протестам. Если решение суда отменено в порядке надзора, то обратное взыскание с работника выплаченных по решению суда сумм допускается лишь в тех случаях, когда оно было основано на ложных сведениях или подложных документах, предоставленных работником.

Индивидуальный трудовой спор – это переданное на рассмотрение органа по рассмотрению трудовых споров разногласие (конфликт) между работником и работодателем, связанное с осуществлением работником его трудовых функций и неурегулированное в обычном порядке.

Предметом индивидуальных трудовых споров могут быть различные вопросы, возникающие в процессе трудовой деятельности: оплата труда, предоставление гарантированных льгот, предоставление отпуска, наложение дисциплинарного взыскания, взыскание ущерба и др. Это могут быть споры по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) и т.д.

К индивидуальным трудовым спорам принадлежат и так называемые "служебные споры", возникающие на государственной гражданской службе. Законодательное определение служебного спора в этой сфере практически повторяет определение индивидуального трудового спора в ТК РФ. Индивидуальный служебный спор – это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров (ст. 69 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Исходя из этого определения, предметом служебного спора являются разногласия по поводу применения нормативных правовых актов о государственной службе и служебного контракта.

Субъекты индивидуальных трудовых споров

Из сформулированного в законе понятия индивидуального трудового спора следует, что одной из его сторон является работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступивший в трудовые отношения с работником, или иной субъект, наделенный в случаях, установленных законом, правом заключать трудовые договоры (ч. 2 ст. 20 ТК РФ) . Второй – по общему правилу, является работник – физическое лицо, вступивший в трудовые отношения с работодателем (ч. 1 ст. 20 ТК РФ). Однако из этого общего правила имеются исключения для тех случаев, когда в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров передается спор с участием лица, ранее состоявшего в трудовых отношениях с данным работодателем, а также лица, изъявившего желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Органы и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Как и любые другие юридические споры, трудовые споры могут рассматриваться в суде. Однако специфика трудовых споров состоит в том, что для их оперативного рассмотрения могут создаваться комиссии по трудовым спорам (КТС). Инициативу по созданию комиссии по трудовым спорам могут проявить как работники (представительный орган работников), так и работодатель (либо организация, либо индивидуальный предприниматель). В состав КТС входит равное число представителей работников и представителей работодателя. Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации (работодателем – индивидуальным предпринимателем). Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем, он вправе определить, в какой орган направить свое заявление – в КТС. Обратиться в КТС работник может, соблюдая срок, установленный для такой возможности, – три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 386 ТК РФ).

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

  • – работнику – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • – лицу, ищущему работу у данного работодателя (потенциальному работнику), – об отказе в приеме на работу;
  • – лицам, работающим по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работникам религиозных организаций;
  • – лицам, считающим, что они подверглись дискриминации;
  • – работодателю – по спорам о возмещении ущерба, причиненного работником работодателю.

Порядок рассмотрения спора в КТС (ст. 377 ТК РФ). Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации. В течение 10-ти календарных дней со дня подачи работником заявления КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника (его представителя) на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Ход рассмотрения спора фиксируется в протоколе, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. Принятие решения Комиссией осуществляется тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Копии решения КТС, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

Обязательность исполнения решений КТС обеспечивается законом. Прежде всего законодатель установил конкретный срок их исполнения – в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование (ст. 389 ТК РФ). В случае неисполнения решения КТС, данная комиссия имеет право выдать специальный документ (удостоверение), обладающий силой исполнительного документа (ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока но уважительным причинам этот срок по его заявлению может быть восстановлен.

Рассмотрение трудового спора в суде происходит в одном из трех случаев, если:

  • – спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок;
  • – работник не удовлетворен решением КТС и обжаловал его в суде в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии;
  • – спор входит в перечень споров, рассматриваемых непосредственно в суде (ст. 391 ТК РФ).

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии но трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора составляют:

для работника – три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – один месяц со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

для работодателя (по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, – один год со дня обнаружения причиненного ущерба.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил судам, что, в том случае, если данные сроки пропущены, суд может восстановить право на обращение с иском, но только при наличии уважительных причин на это. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи) (п. 5).

Важной гарантией для работников при их обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, является освобождение работников от судебных расходов (ст. 393 ТК РФ, ст. 333.36 НК РФ). Кроме того, законом установлено правило: решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению (ст. 396 ТК РФ).

Понятие индивидуального трудового спора и причины их возникновения.

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция.

Порядок, сроки обращения и рассмотрения споров в КТС и сроки обжалования их решений.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах. Сроки обращения, рассмотрения и исполнения решений судов по индивидуальным трудовым спорам.

Нормативные акты и литература

1. Понятие индивидуального трудового спора и причины их возникновения.

В соответствии со ст. 381 ТК индивидуальный трудовой спор -- неурегулированные разногласия между работодателем работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллек-тивного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об уста-новлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заяв-лено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодате-лем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Трудовой спор возникает, если разногла-сия между работодателем и работником -- субъектами трудового пра-воотношения -- по вопросам применения законов и иных норма-тивных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения о труде, а также условий трудового договора не урегулированы. По-этому одна из сторон трудового договора обратилась в соответствую-щий юрисдикционный орган (КТС или суд) с жалобой.

Трудовой спор -- это спор об установлении нового трудового субъективного права, например права на получение зарплаты в более высоком размере или льготой преимуществ, а также спор между сто-ронами относительно объема их взаимных прав и обязанностей, уже установленных в нормативных актах и включенных в трудовой дого-вор. Иногда спор ведется о том, как надо толковать или применять закон, ту или иную статью коллективного договора или иных согла-шений о труде.

Правоотношения, связанные с трудовым спором, возникают на основании поступившего в юрисдикционный орган (КТС или суд) заявления о разногласии между сторонами трудового договора по вопросам применения законодательства о труде или соглашений об условиях труда, а также по вопросам возмещения материального ущерба или компенсации морального вреда.

Завершается трудовой спор принятием судом (или КТС) решения о признании субъективного права или об отказе в удовлетворении требования, а также применением санкций и других мер по предот-вращению в дальнейшем неправомерных действий работодателя или работника.

Процедура рассмотрения исковых трудовых споров -- это устано-вленная законодателем форма процесса разбирательства индивидуаль-ного трудового спора, начиная с подачи и принятия заявления по нему юрисдикционным органом и кончая вынесением и исполнением решения.

Трудовые правоотношения характеризуются постоянной проти-воположностью интересов их субъектов. Разногласия между ними возникают по поводу применения норм трудового законодательства; предметом их является конкретный факт применения, который по-разному оценивается сторонами трудового отношения, либо конкрет-ное условие труда, предлагаемое к установлению одним из субъектов и отвергаемое (полностью или частично) другим. В подобном случае могут возникнуть разногласия по поводу установления новых или применения существующих условий труда. Они перерастают в трудо-вой спор, который разрешается в установленном законом порядке.

В качестве субъектов трудовых споров выступают субъекты тру-дового правоотношения: работодатель и работник, субъективное право которого, по его мнению, нарушено.

Трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые, на ин-дивидуальные и коллективные. К спорам искового характера принято относить разногласия, возникающие в связи с применением норма-тивных актов о труде и договоров о труде, а к спорам неискового ха-рактера -- разногласия, возникающие в связи с изменением либо установлением новых условий, не урегулированных нормативными правовыми актами и соглашениями о труде. Трудовой спор индиви-дуален, поскольку одной из его сторон является конкретный работ-ник -- субъект трудового правоотношения.

Защита трудовых прав субъектов трудовых правоотношений яв-ляется важной правовой обязанностью органов, к компетенции кото-рых законодатель отнес защитную функцию. Защита трудовых прав работников -- это установленные государством средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов, а также принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение при этом работнику в полном объеме материального ущерба и морального вреда.

Основанием возникновения трудовых споров является виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей одним из субъектов трудового правоотношения.

2. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по тру-довым спорам и судами. Разногласия субъектов трудового правоотношения о примене-нии работодателем законодательства о труде или соглашении о труде, которые не были урегулированы работодателем и работником, разре-шаются юрисдикционными органами: КТС и судом в пределах предо-ставленных им прав.

Вопрос о том, где должен разрешаться конкретный индивидуаль-ный трудовой спор -- в комиссии по трудовым спорам или суде, определяется в соответствии с их подведомственностью.

Подведомственность трудовых споров -- это распределение компетенции по их разрешению между органами, наделенными пра-вом рассматривать трудовые споры и выносить юридически обяза-тельные для их субъектов решения. Правильное определение подве-домственности конкретного трудового спора играет большую практи-ческую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудитель-ном порядке.

По подведомственности все трудовые споры можно разделить на рассматриваемые:

В общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;

Непосредственно в суде, минуя КТС.

Отнесение трудового спора к одной из указанных выше групп означает, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут его рассмотреть только после того, как он был рассмотрен первоначально КТС.

Конституция РФ закрепляет обязанность государства и правоох-ранительных органов защищать права работников. Поэтому каждый работник, если он считает свои трудовые права нарушенными, имеет право на квалифицированную юридическую помощь и, прежде всего, на судебную защиту. Защита трудовых прав субъектов трудовых пра-воотношений -- это установленные государством и закрепленные в правовых актах средства и способы, с помощью которых осу-ществляется охрана трудовых прав и законных интересов, предусмот-ренных законодательством, соглашениями и договорами о труде. Сю-да же входит принудительное восстановление субъективных трудовых прав органами по разрешению трудовых споров и специальными ис-полнительными органами, а также возмещение при этом материаль-ного ущерба и компенсация морального вреда в объеме, определен-ном законом я иными нормативными правовыми актами.

Защитная функция трудового законодательства и органов по раз-решению споров включает всю совокупность мер по предупреждению, предотвращению и устранению причин, порождающих нарушение трудовых прав работников и ответственность руководителей организа-ции (дисциплинарную, материальную, административную и уголов-ную) за виновное нарушение трудового законодательства и невыпол-нение решений юрисдикционных органов, вынесенных после разби-рательства трудового спора.

Если трудовой спор индивидуальный, то устанавливается его характер: о применении трудового законодательства или о введении новых условий труда по соглашению субъектов трудового договора; затем определяется, из какого правоотношения он (спор) вытекает.

Индивидуальный спор об установлении новых условий труда не подведомствен ни КТС, ни суду, хотя возник из трудового правоот-ношения. Споры из правоотношений, тесно связанных с трудовыми, также неподведомственны КТС и суду, например споры о примене-нии законодательства по трудоустройству или законодательства о пен-сиях и пособиях, т.к. эти отношения регулируются правом социально-го обеспечения.

Установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного руководителя орга-низации. Работник вправе обжаловать незаконные действия работода-теля в иные органы, например в прокуратуру, органы федеральной инспекции труда и в другие структуры, осуществляющие надзор и контроль За соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Необходимо учитывать также действие на территории Россий-ской Федерации-Закона о мировых судьях.

Трудовые споры по вопросам применения трудового законода-тельства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора, соглашений рассматриваются: 1) комиссиями по трудовым спорам; 2) судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Обязатель-ный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудового спора установлен в случаях, указанных законодательством о труде и ГПК.

Подведомственность по трудовым спорам -- это институт граж-данского процессуального и трудового права. Поэтому порядок рас-смотрения трудового спора зависит от его характера и субъектов спо-ра, а также от вида правоотношения.

Определение подведомственности конкретного трудового спора играет практическую роль, поскольку решение, вынесенное по спору неправомочным органом, не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Определить подведомственность трудового спора -- значит уста-новить юрисдикционный орган, который управомочен разбирать кон-кретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон. Так, КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры искового характера, за исключением тех, которые могут быть разрешены непосредственно в суде.

КТС подведомственны: споры о взыскании заработной платы и о ее размере, о применении дисциплинарных взысканий и др.

КТС структурного подразделения, организации может рассматри-вать только трудовые споры в пределах полномочий этого подразделе-ния, организации.

Порядок рассмотрения трудового спора диктуется его характером. Например, спор по поводу признания дисциплинарного взыскания незаконным разрешается КТС, а трудовой спор о незаконном уволь-нении за систематическое нарушение трудовой дисциплины -- непо-средственно в суде. Значит, по содержанию трудового спора можно определить его подведомственность, а именно, в каком первоначально юрисдикционном органе должен рассматриваться трудовой спор -- первоначально в КТС, а затем в суде, или непосредственно в суде.

На первом этапе трудовой спор должен разрешаться между субъ-ектами трудового договора по взаимному соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами трудового правоотношения не устранены либо путем их непосредственных пере-говоров, либо с участием представителей выборного профсоюзного органа, стороны спора могут обратиться к помощи юрисдикционного органа за защитой нарушенного, по их мнению, субъективного трудо-вого права. Возникает индивидуальный трудовой спор, который с этого момента является юридическим фактом, порождающим гражданско-процессуальное правоотношение по рассмотрению трудового спора. Иногда оно приходит на смену трудовому правоотношению, иногда существует наряду с ним.

Особенности в определении подведомственности трудовых спо-ров установлены для некоторых категорий работников, а именно для государственных служащих. На них распространяется действие зако-нодательства о труде, за изъятиями, установленными Законом о госу-дарственной службе. Их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий могут быть рассмотрены вышестоящим органом или судом.

Основными нормативными актами, которые определяют поря-док рассмотрения трудовых споров, являются ТК, ГПК.

При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суд) применяют не только нормы трудового законодательства, но и нормы гражданско-процессуального законодательства (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 197, 210, 407 ГПК).

Большое значение для единообразного применения законода-тельства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума ВС РФ. Так, Пост. Пленума ВС РФ от 22.12.92 № 16 дает разъяснения по применению норм о прие-ме, переводе и увольнении работников, а также по подведомственно-сти трудовых споров, постановление Пленума ВС РСФСР от 25.12.90 № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» Сборник поста-новлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996. М., 1997. С. 100 обеспечивает правильное разрешение этой категории трудовых споров. Имеются также постановления Пленума ВС РФ, касающиеся труда молодежи, компенсации морального вреда и др.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров подразумевает под собой процедуру, которая направлена на разрешение возникших разногласий между субъектами правоотношений. При этом в качестве стороны может выступать не только сотрудник предприятия, но уволенный ранее гражданин. Помимо этого лицо, которому было отказано в трудоустройстве при наличии свободной вакансии, также имеет право выдвинуть претензии в адрес руководства предприятия.

Само по себе понятие индивидуального трудового спора подразумевает под собой разногласия между сторонами, которые не были урегулированы в досудебном порядке, а также при содействии профсоюзной организации. Разногласия между сторонами в данном случае могут касаться как вопросов организации трудового процесса, правил трудового распорядка и выплаты заработной платы, так и прямых нарушений норм действующего законодательства, допущенных работодателем или уполномоченными им лицами.

Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров предусматривает первоначальное обращение работника в КТС. Данная комиссия организовывается руководителем фирмы сроком на год. В её состав входят представители профсоюзной организации и работодателя. Если в течение 10-ти дней, которые даются комиссии для разрешения конфликта, они не пришли к согласию, то работник имеет право обратиться за защитой своих интересов в суд. В случае если решение КТС было принято, но любая из сторон с ним не согласна, то в соответствии со ст.390 ТК РФ, оно может быть обжаловано также в судебном порядке.

В некоторых случаях индивидуальный спор может быть разрешен в вышестоящем органе, если таковой присутствует. При этом необходимо учитывать подведомственность организации и компетенцию органа, так как в каждом из них может отличаться процедура рассмотрения споров, сроки принятия решения и порядок их реализации.

В процессе решения конфликтных ситуаций важно помнить об установленных законодательством исковых сроков. В общем порядке они составляют – 3 месяца, за исключением вопросов незаконного увольнения трудящихся, срок обжалования которых составляет 1 месяц. Не имеют ограничений по срокам только дела, связанные с компенсацией вреда здоровью сотрудника, полученному на производстве.

Понятие индивидуального трудового спора

Данное понятие закреплено в ст.381 ТК РФ и определяется, как разногласия между сторонами трудовых отношений, которые не были урегулированы до привлечения третьей стороны, и связанны с применением норм трудового законодательства, а также положений, закрепленных в локальных актах фирмы и трудовом договоре/контракте.

Трудовым спором также признаются разногласия между руководством предприятия и бывшим сотрудником, который не согласен с собственным увольнением и считает его незаконным или проведенным с нарушениями действующего законодательства. Также претензия может быть выдвинута и лицом, которому безосновательно было отказано в трудоустройстве.

Процедура рассмотрения трудового спора между сотрудником и предприятием начинается с подачи заявления в компетентный юрисдикционный орган. Порядок урегулирования конфликта, процессуальные действия необходимые для этого, закреплены законодательством и зависят от того, куда была направлена жалоба. При подаче заявления в КТС работник не лишается возможности обратиться в суд, в случае, если стороны не достигнут соглашения. Однако в данном случае необходимо следить за тем, чтобы не вышли сроки обжалования незаконных действий работодателя.

Помимо обращения в КТС и суд, сотрудник может подать жалобу в Трудовую инспекцию, но в данном случае это не будет способом решения трудового спора, так как данное учреждение не решает вопрос «по сути». Инспектор после проведения проверки издает предписание, обязующее работодателя прекратить нарушение норм действующего законодательства, а не удовлетворить требования работника. Однако в ряде ситуаций этого может быть достаточно для разрешения спора.

Органы, осуществляющие рассмотрение индивидуальных трудовых споров

Правоотношения по рассмотрению трудовых споров закреплены в гл.60-61 ТК РФ и определяют охранительные меры и процессуальные действия, использующиеся для решения трудовых споров в том числе, материальных.

Споры между работодателем и служащим, касающиеся трудовых вопросов и неурегулированные сторонами, рассматриваются по существу КТС и судом, в рамках их полномочий. Определить юрисдикционный орган, в который следует обращаться для решения той или иной конфликтной ситуации необходимо исходя из её специфики.

В данном случае изначально гражданину необходимо определить подведомственность дела. То есть выяснить, в чьей компетенции находится решение его вопросов. На этом этапе важно не ошибиться, так как это может повлечь за собой принятие решения, не имеющего юридической силы, и пропуск исковых сроков, восстановление которых будет достаточно проблематичным, так как неверное определение подведомственности не является достаточным основанием для этого.

В большинстве случаев, изначально трудящийся, у которого возникли разногласия с работодателем, должен обратиться в КТС. Такая комиссия ежегодно создается на предприятии и в её состав входят представители работодателя и члены профсоюза. Они рассматривают спор по существу. То есть обращение в иные инстанции возможно только после рассмотрения спора в КТС. Исключением являются ситуации, когда дела по подведомственности относится к судебной юрисдикции. Тогда служащий может миновать этап обращения в КТС.

По подведомственности к делам, решающимся КТС, относят споры о:

  • Взыскании полагающихся выплат и их размере;
  • Компенсации командировочных расходов;
  • Оплате сверхурочного труда;
  • Наложении дисциплинарных взысканий и т.п.

В судебном порядке, минуя стадию КТС, рассматриваются дела о:

  • Признании увольнения незаконным и восстановлении на занимаемой должности;
  • Незаконном переводе на иную должность;
  • Внесении корректировок в формулировку записи в трудовой (о расторжении трудовых отношений), изменении даты увольнения;
  • Оплате вынужденных прогулов;
  • Компенсации разницы в оплате труда на временно занимаемой должности с меньшим окладом;
  • Вопросах, касающихся неправомерных действий связанных с обработкой личных данных служащих;
  • Незаконном отказе от трудоустройства на имеющуюся свободную вакансию;
  • Трудовой дискриминации.

Также в судебном порядке рассматриваются споры с работодателем, являющимся физлицом, которые не были зарегистрированы в качестве ИП и с религиозными организациями.

Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок урегулирования трудовых индивидуальных споров устанавливается для каждого юрисдикционного органа отдельно. Отличается не только процедура рассмотрения, но и порядок принятия заявления, издания решения и его реализации. Поэтому при обращении в конкретный орган нужно учитывать специфику его работы.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется отраслевыми и федеральными нормативными актами. Кроме того, при урегулировании конфликта в КТС и вышестоящих органах могут также учитываться локальные акты, если их положения не противоречат действующему законодательству.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в ктс достаточно удобен для сотрудника, так как позволяет ему урегулировать спорные вопросы в удобное ему нерабочее время. Кроме того, решение принимается только в присутствии служащего, который подал заявление. Заочное рассмотрение может быть проведено только при наличии письменного согласия заявителя на это. Такая мера необходима, если лицо не может лично явиться на заседание по объективным причинам.

Если трудящийся не направил такое согласие и не явился на рассмотрение дела, то его рассмотрение откладывается и гражданин приглашается вторично. В случае повторной неявки на заседание без уважительных оснований члены комиссии могут принять решение о снятии дела с рассмотрения. В данном случае сотрудник лишается возможности на повторное обращение в КТС по данному факту.

В процессе рассмотрения заявления комиссия имеет право истребовать необходимую документацию, провести техническую, административную или бухгалтерскую проверку, пригласить свидетелей для дачи показаний, использовать иные меры для принятия полного и объективного решения. Оно определяется путем тайного голосования. Согласно ст.388 ТК РФ принимается то решение, за которое проголосовало большинство членов КТС.

Касательно процедуры рассмотрения трудовых индивидуальных споров в судах общей юрисдикции, то она урегулирована ст.391-397 ТК РФ и положениями ГПК РФ. Основное отличие данного способа решения конфликтов заключается в том, что суд не только восстанавливает нарушенные права работника, но и определяет причину возникновения разногласий и может выдать рекомендации касательно мер профилактического характера для недопущения таких ситуаций в будущем.

После принятия искового заявления к рассмотрению суд изучает представленные сторонами материалы и может истребовать дополнительные документы у работодателя или госучреждений, если это необходимо для решения спора по существу.

Истец со своей стороны может в процессе рассмотрения дела изменить исковые требования, предмет спора, его основания, а также полностью отказаться от него. Кроме того, стороны согласно ст.39 ГПК РФ могут завершить судебное рассмотрение до принятия решения путем подписания мирового соглашения.

Если стороны не достигли согласия, то суд принимает решение исходя из представленных доказательств и на основании норм действующего законодательство. Оно может быть обжаловано, согласно ст.338 ГПК РФ, в суде вышестоящей инстанции в течение 10-ти дней.

Образование комиссий по трудовым спорам. В соответствии со ст. 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Компетенция комиссии по трудовым спорам определена в ст. 385 ТК РФ, которая предусматривает, что комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Срок обращения в комиссию по трудовым спорам. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права274. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам закреплен в ст. 387 ТК РФ. Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представить ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание. Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Статья 388 ТК РФ предусматривает, что в решении комиссии по трудовым спорам должны быть указаны:

Наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

Даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

Фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд. В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник в соответствии со ст. 390 ТК РФ вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения им копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

82. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в судах.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Непосредственно в судах в соответствии со ст. 391 ТК РФ рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

Работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

Работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами;

Об отказе в приеме на работу;

Лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;

Лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки275. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.

При пропуске сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены судом.

В зависимости от вида индивидуального трудового спора, он может быть рассмотрен либо мировым судьей276, либо в суде общей юрисдикции.

Освобождение работников от судебных расходов. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники согласно ст. 393 ТК РФ освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

83. Коллективные трудовые споры: понятие, стороны, органы, разрешающие спор, сроки и порядок проведения примирительных процедур. Гарантии лицам, участвующим в разрешении коллективных трудовых споров.

Коллект.труд.спор - неурегулиров-е разногласия м/у раб-ками и раб-лями по поводу установл-я и измен-я условий труда (вкл.з/пл), заключ-я, измен-я и выполн-я коллект.дог-ров, соглаш-й по вопросам соц.-труд.отнош-й. Предметом коллект. труд. спора явл.зак.инт-сы и права объедин-х в труд.коллективы раб-ков. Порядок разреш-я коллект.труд.спора состоит из последов-х этапов: 1) рассмотр-еспора примерит-й комиссией; 2)рассмотр-е спора с участием посредника; 3)рассмотр-е спора в труд.арбитраже. Момент начала коллект.труд.спора - день сообщения реш-я работодателя об отклонении всех или части требов-й раб-ков или несообщение раб-лем в своего реш-я, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллект.переговоров. Примирит.комиссия - это совместный орган спорящих сторон,созданный ими на паритетных началах в срок до 3 раб.дней с момента начала спора. Ее создание оформл-ся приказом раб-ля и реш-м представ-ля раб-ков. Заседание комиссии провод-ся в полном составе. Реш-е приним-ся по соглаш-ю сторон на основе переговоров. Принятое соглаш-е оформл-ся протоколом, имеет обязат.силу и исполн-ся в установл.сроки. После составл-я примирит.комиссией протокола разногласий стороны коллект.труд.спора м.в теч.3 раб.днейпригласить посредника самост-но или с помощью Службы по урегулиров-ю коллект.труд.споров. если в этот срок они не достигли соглаш-я о кондидатуре посредника,то приступают к созданию труд.арбитража. Посредник - 3-й нейтральный орган по отнош-ю к спорящим сторонам,призванный помочь сторонам достигнуть соглаш-я по спору. Рассмотр-е спора с его участием м.законч-ся: либо принятием сторонами спора соглас-го реш-я,либо составлением протокола разногласий. Труд.арбитраж - временно действ.орган для разреш-я труд.спора.Он создается если,если стороны спора заключили в письм.форме соглаш-е об обяз-м выполнении его реш-я. Труд.арбитраж рассатр-т спор с участием представ-лей сторон в срок до 5 раб.дней со дня созд-я труд.арбитража и м.заседать не 1 раз. По окончании рассмотр-я спора принимает реш-е.Соглаш-е,достигнутое в ходе реш-я спора оформл-ся в письм. Форме и имеет для сторон обяз.силу.

84. Право работников на забастовку. Объявление и проведение забастовки, признание забастовки незаконной, отложение, приостановление забастовки.

85. Забастовка представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от проведения примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняет решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

86. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Забастовку возглавляет представительный орган работников . Данный орган избирается одновременно с принятием решения о забастовке и имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Полномочия этого органа прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной. В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур, которые обычно заканчиваются заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается.

87. Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять все зависящие от них меры по обеспечению общественного порядка в период проведения забастовки, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. По соглашению сторон до л жен быть обеспечен минимум необходимых работ. Если соглашение не достигнуто, то минимум необходимых для населения работ и услуг устанавливается органом исполнительной власти. При необеспечении минимума необходимых работ и услуг забастовка может быть признана незаконной.

88. Забастовка прекращается в случае:

89. а) разрешения коллективного трудового спора и заключения соответствующего соглашения;

90. б) принятия решения о прекращении забастовки органом, ее возглавляющим;

91. в) вынесения судом решения о признании забастовки незаконной.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник