07.07.2019

Методическая разработка по оборотным средствам атп. Специфика оборотных средств автотранспортного предприятия. Организация труда в АТП. Основные понятия о труде


Прежде, чем приступить к анализу состояния производственных запасов ООО «РПАТП - 4», необходимо четко разделить специфические понятия. Так, следует знать, что термины - состав оборотных фондов и состав и структура оборотных средств автотранспортного предприятия - не тождественны /17, с.45/.

Оборотные фонды - это предметы труда, которые участвуют в производственном цикле и переносят свою стоимость на стоимость вновь созданной продукции и в процессе производства полностью меняют вещественно-натуральную форму.

Оборотные производственные фонды предприятия - это производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

Оборотные производственные фонды обслуживают процесс производства. Одновременно с ними в сфере обращения функционируют фонды обращения. Они включают денежные средства в банке на расчетном счете предприятия, в кассе, средства в расчетных документах за выполненные перевозки и другие услуги, дебиторскую задолженность заказчиков.

Совокупность денежных средств предприятия, предметов для образования оборотных фондов и фондов обращения образует оборотные средства предприятий.

Различают состав и структуру оборотных средств. Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств. Состав оборотных средств автотранспортного предприятия представлен в Приложении 1.

Особенность производства транспортного предприятия налагает отпечаток на структуру его оборотных средств. О влиянии отраслевой принадлежности на структуру оборотных активов предприятия можно судить по показателям оборачиваемости, которые характеризуют отношение величины соответствующего капитала к среднедневной выручке (см. Приложение 2) /22, с.22/.

АТП не содержит основные материалы, составляющие основу готового продукта на промышленных предприятиях, также нет незавершенного производства, нет готовой продукции, нет конечного результата производственной деятельности предприятия.

Эта особенность транспортного предприятия определяет относительно меньшую долю оборотных средств (примерно 15%) в сумме всех средств АТП, в то время как на машиностроительных предприятиях она составляет 35-45% общей суммы основных и оборотных средств.

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции.

Анализ состава и структуры оборотных активов ООО «РПАТП - 4» представлен в Таблице 2.6.

Таблица 2.6 Состав и структура оборотных активов ООО «РПАТП - 4» в 2004 - 2005 гг.

Оборотные активы

2004 год, тыс. руб.

Доля в оборотных активах, %

2005 год, тыс. руб.

Доля в оборотных активах, %

Запасы, в том числе

сырье, материалы и др.

затраты в незаверш. производстве

товары отгруженные

расходы будущих периодов

Дебиторская задолженность

более 12 мес.

Дебиторская задолженность

Денежные средства

Прочие оборотные активы

Итого оборотные активы

Результаты анализа таблицы 2.6 показывают, что наибольший удельный вес в составе оборотных активов ООО «РПАТП - 4» в 2004 году составляли денежные средства (78,75%), к концу 2005 года их доля уменьшилась на 30% и составила 52,66%. Это явилось результатом того, что предприятие вынуждено расходовать имеющиеся денежные средства на покрытие текущих расходов. Часть денежных средств в процессе производства перешла в запасы предприятия, их доля наоборот возросла с 19,32% до 43,43%. Краткосрочная дебиторская задолженность хоть и сократилась в фактическом значении (с 42 тыс. руб. до 39 тыс. руб.), но в структуре оборотных активов ее доля увеличилась в 2 раза (с 1,92% до 3,91%). Это случилось из-за резкого снижения доли запасов предприятия, которые к концу 2005 года не были пополнены.

У предприятия отсутствуют затраты в незавершенное производство, расходы будущих периодов, а также НДС по приобретенным ценностям и долгосрочная дебиторская задолженность.

Для того чтобы составить более четкую картину о производственно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «РПАТП - 4» необходимо провести анализ основных показателей автотранспортной деятельности предприятия.

Таблица 2.7 Транспортная работа ООО РПАТП - 4

Пассажиры (тыс. пасс.)

в т.ч. платные пассажиры

пригород

межгород

Льготные пассажиры

заказные автобусы

Пассажирооборот (тыс. км.)

в т.ч. платные пассажиры

пригород

межгород

Льготные пассажиры

заказные автобусы

По данным Таблицы 2.7 можно сделать основной вывод: в структуре продаж услуг данного автотранспортного предприятия наблюдается значительное количества льготных пассажиров, которые снижают рентабельность основной производственной деятельности и являются одной из причин имеющегося тяжелого финансового положения.

Прокомментируем те значения, которые приведены в таблицы 2.8.

Таблица 2.8 Анализ структуры и динамики оборотных активов ООО «РПАТП - 4» в 2004 - 2005 гг.

Оборотные активы

абсолютное изменение, тыс.руб.

относительное изменение, %

Запасы, в том числе

сырье, материалы и др.

затраты в незаверш.пр-ве

товары отгруженные

расходы будущих периодов

Дебит.задолж-сть более 12 мес

Дебит.задолж-сть до 12 мес

Денежные средства

Прочие оборот.активы

Итого оборотных активов

По данным Таблицы 2.8 можно сделать следующие выводы:

1. Увеличение запасов предприятия вызвано увеличением доли отгруженных товаров. Это явилось следствием того, что предприятие фактически выполняет работы в кредит или заключает договоры таким образом, что фактическая оплата производится намного позже нормальных сроков.

2. Количество запасов уменьшилось, т.к. у предприятия недостаточно денежных средств для того, чтобы закупать новые материалы (шины, запчасти и т.д.), поэтому оно фактически расходуется имеющиеся запасы в ущерб будущему финансовому положению.

3. Денежные средства сократились почти на 70%, что связано с необходимостью финансирования текущей деятельности и отсутствием для этих целей дополнительных источников финансирования.

Таким образом, количество оборотных активов в 2005 году резко сократилось по сравнению с 2004 годом, что не может не отразиться на последующей деятельности данного предприятия.

Анализ степени использования оборотных средств проведем по данным Таблицы 2.9.

Таблица 2.9 Исходные данные для анализа использования оборотных средств ООО «РПАТП - 4» за период 2004-2005 гг.

1. Коэффициент отдачи оборотных средств (РОА)

Определяется по формуле:

Р ОА = П пр /ОС ср *100%,(2.1)

где П пр - прибыль от продаж или иного финансового результата; ОС ср - средняя за период величина оборотных средств предприятия.

Р ОА за 2004г. = 1538/2184*100% = 70,42%

Р ОА за 2005г. = -719/1590,5*100% = -45,21%

Таким образом, в 2004 году предприятие получало 70,42 копейки прибыли на каждый рубль оборотных средств, а в 2005 году этот коэффициент имеет отрицательное значение. Это означает резкое снижение финансовой эффективности работы предприятия, поскольку именно оборотные средства обеспечивают движение всех ресурсов на предприятии.

2. Скорость оборачиваемости оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств - это длительность одного полного кругооборота средств, начиная с первой и кончая третьей фазой. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукции предприятие может произвести с использованием одной и той же суммы оборотных средств.

Длительность одного оборота (оборачиваемость оборотных средств) в днях (Д об) определяется по формуле:

Д об = (ОС ср /В пр)*Д дн = Д дн /К об = Д дн *К з, (2.2)

где К об - прямой коэффициент оборачиваемости оборотных средств (количество оборотов оборотных средств за период), коэффициент; К з - оборотный коэффициент оборачиваемости оборотных средств (коэффициент загрузки), коэффициент.

Длительность одного оборота в 2004 -2005 гг.

Д об за 2004г. = 2184/4954*360 = 158,71 дня

Д об за 2005г. = 1590,5/5386*360 = 106,31 дня

Количество оборотов оборотных средств за 2004 и 2005 гг.

К об за 2004г. = В пр /ОС ср = 4954/2184 = 2,27 оборота

К об за 2005г. = 5386/1590,5 = 3,39 оборота

Коэффициент загрузки оборотных средств за 2004 и 2005 гг.

К з за 2004г. = ОС ср /В пр = 2184/4954 = 0,44

К з за 2005г. = 1590,5/5386 = 0,30

Рассмотренные коэффициенты оборачиваемости оборотных средств могут быть истолкованы как хорошая тенденция к повышению эффективности использования оборотных средств. Действительно, длительность одного оборота в днях уменьшилась с 158,7 дня до 106,3 дня и, следовательно, уменьшился коэффициент загрузки или обеспеченности производственного процесса оборотными средствами с 44 копеек до 30 копеек на каждый рубль реализуемой продукции.

Количество оборотов оборотных средств увеличилось и составило в 2005 году 3,39 против 2,27 оборотов в 2004 году, что означает увеличение отдачи в виде роста выручки от продаж на каждый рубль авансированных в производственную деятельность оборотных средств.

Получается, что сокращение длительности периода обращения или одного оборота оборотного капитала вызвано не повышением эффективности использования оборотных средств, а уменьшением количества денежных средств, которые должны были направляться на обеспечение кругооборота. В результате себестоимость оказанных услуг оказалась выше валовой выручки, полученной от их реализации.

Высвобождение части оборотных средств (материальных ресурсов, денежных средств) осуществлялось скорее всего, для покрытия расходов на оплату труда работников данного АТП.

Наряду с основными фондами, необходимыми АТП для осуществления перевозок грузов и пассажиров, предприятия автомобильного транспорта должны иметь в своем распоряжении оборотные фонды и фонды обращения, которые в денежном выражении образуют в совокупности оборотные средства предприятий (рис. 2) .

Рис. 2. Структурная схема состава оборотных средств АТП

Особенность транспортного производства, в полной мере присущая автомобильному транспорту, налагает отпечаток на структуру его оборотных средств. Вследствие того что автомобильный транспорт не даёт готового продукта, отделимого от процесса производства, на АТП нет основных материалов, составляющих материальную основу готового продукта, нет незавершенного производства по основной деятельности, представляющего Собой определенную степень готовности продукта, нет готовой продукции как конечного результата производственной деятельности предприятий. Эта особенность автомобильного транспорта определяет относительно меньшую долю оборотных средств (примерно 15 %) в сумме всех средств АТП по сравнению с машиностроительными предприятиями, где она составляет 35-45 % общей суммы основных и оборотных средств.

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции .

Оборотные фонды АТП включают в себя производственные запасы и незаконченные расчеты (см. рис. 2). На долю производственных запасов приходится примерно 40-50 % оборотных средств АТП и около 90 % общего количества производственных оборотных фондов. Производственные запасы не принимают непосредственного участия в производственном процессе. Создание запасов материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. необходимо для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии и своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей.



При планировании оборотных средств производственные запасы разделяют на следующие основные группы: топливо, материалы, автомобильные шины, запасные части и агрегаты, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и инструменты, спецодежда.
Материалы для эксплуатации, ремонта автомобилей и других нужд составляют примерно 20 % производственных запасов; топливо - около 6 % .

Примерно 8 % производственных запасов приходится на автомобильные шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шинном цехе, на автомобилях технической помощи, автостанциях и линейных пунктах. Шины, смонтированные на колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.

На долю запасных частей фонда оборотных агрегатов для ремонта автомобилей агрегатным методом приходится до 40 % производственных запасов. Сюда включаются также материалы для ремонта подвижного состава.

До 30 % производственных запасов приходится на малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы со сроком службы менее одного года. Вследствие многократности использования инструмента и инвентаря установлен следующий порядок отнесения стоимости их износа на себестоимость перевозок: 50 % их стоимости списывается при первоначальной передаче в эксплуатацию и остальные 50 % списываются при окончательном износе (за вычетом стоимости реализуемых остатков от списываемых предметов) .

К незаконченным расчётам относится незавершенное производство, которое имеет место лишь в процессе выполнения текущих ремонтов и не связано с основной деятельностью, а также расходы будущих периодов. Это обусловлено тем, что некоторые затраты осуществляются в предыдущем периоде с отнесением их на себестоимость перевозок в последующие периоды. К таким расходам относятся арендная плата, расходы на научно-исследовательские работы, печатные издания и т. д. Суммарное количество оборотных средств по указанной группе небольшое и составляет менее 1 % общего их количества.

Трудовые ресурсы АТП

Кадры играют ведущую роль в производственном процессе. Именно от них зависит, насколько эффективно используется на предприятии средства производства и на сколько успешно работает предприятие в целом.

Роль трудовых ресурсов существенно возрастает в период рыночных отношений. Инвестиционный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом на предприятии .

Обладатель рабочей силы, т.е. способностей к труду, использует на рынке труда право ее продажи по рыночной цене с закреплением акта купли-продажи в трудовом контракте между нанимателем и наемным работником. В наиболее явной форме рынок рабочей силы проявляется в виде бирж труда. В тоже время в структуре любого предприятия имеется отдел кадров (его следовало бы назвать отделом управления персоналом), где людей принимают на работу, и он также является небольшим рынком труда, рынком рабочей силы. Можно считать, что рынок труда есть любое место, где покупается рабочая и продаются рабочие места.

Основной (штатный) состав постоянных работников предприятия (учреждения, организации) называют производственными кадрами. За рубежом для обозначения этого понятия более распространен другой термин ­­­- персонал. Теперь он официально принят и в России, хотя сохраняет несколько иной смысловой оттенок, по-прежнему характеризуя принадлежность работника к определенной профессиональной группе, - технический персонал, обслуживающий персонал и т.п.

В обеспечении эффективности производства важное значение имеет структура имеющихся кадров.

Весь производственный персонал делят на рабочих, руководителей, специалистов и других служащих .

К рабочим относя людей, которые непосредственно заняты в производстве материальных ценностей, а так же занятых обслуживанием этого производства и оказанием материальных услуг.

Руководителями считают работников, занимающих должности руководителей организаций и их структурных подразделений. Должности руководителей в ОКПДТР имеют код категории 1.

В группу специалистов включают работников, выполняющих инженерно-технические, экономические и другие подобные работы (администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инспектора, агрономы, художники, экономисты, учителя и т.п.). Код специалистов в ОКПДТР – 2.

Для каждой должности предусматриваются квалификационные и личностные требования. Например, деятельность начальника ремонтного цеха должна быть подкреплена с его стороны соответствующим умением организовать работу службы для обеспечения качественного ремонта техники, поэтому к его квалификации предъявляют высокие требования. Кандидат, претендующий на эту должность, может быть назначен на нее лишь в том случае, если имеет законченное техническое образование и приобретенную опытом квалификацию – опыт в организации ремонта автомобилей, а так же общее знание трудового законодательства и других отраслей права, необходимых для управления людьми. Важен практический опыт работы в той же должности в малой фирме или главным приемщиком или главным бригадиром в большой фирме. Кандидат должен иметь хороший характер, отличаться душевной открытостью, что бы внушать доверие подчиненным и клиентам; ему так же должны быть присущи коммерческие и организаторские способности, здравый смысл и чувство ответственности .

Другими служащими считают работников, осуществляющих подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Примером «других» специалистов могут служить должности архивариусов, делопроизводителей, секретарей-машинисток, табельщиков, учетчиков, стенографов, чертежников, копировщиков технической документации и т.п. Код категории в ОКПДТР – 3.

Необоснованное выделение работника в ту или иную классификационную группу означает присвоение ему несвойственного правового статуса и общественно признанной значимости. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к деформации в структуре кадров и их оплате, а, следовательно, и к ухудшению их использования.

Ниже приведены квалификационные требования к специалистам предприятий – юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом .

Данные требования распространяются на специалистов предприятий – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих перевозки пассажиров или грузов автомобильным транспортом по лицензиям, получаемым в соответствии с Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации .

При организации перевозок грузов и пассажиров в пределах Российской Федерации квалификация специалиста предприятия – юридического лица или индивидуального предпринимателя – определяется знаниями и опытом, которые необходимы для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения; обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения; соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте.

Профессиональная компетентность специалистов предприятия – юридического лица и индивидуальных предпринимателей – в организации о осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным специальностям или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Оборотные средства автотранспортных предприятий

Материальную основу производства составляют производственные фонды, т.е. основные и оборотные средства. Это деление обусловлено различным характером их функционирования в процессе производства и различием в перенесении стоимости на вновь создаваемый продукт. Оборотные фонды отличаются от основных фондов по следующим признакам своего экономического содержания:

а) по способу их производственного потребления, т.е. основные фонды функционируют в течение нескольких производственных циклов, то оборотные фонды потребляются за один цикл;

б) по способу перенесения стоимости на готовый продукт, т.е. основные фонды переносят свою стоимость на вновь созданный продукт по частям в виде амортизации, а оборотные фонды переносят свою стоимость целиком и входят в себестоимость готовой продукции;

в) по способу возмещения, т.е. основные фонды возмещаются по истечении нескольких производственных циклов, а оборотные фонды полностью возмещаются при каждом новом производственном цикле.

Для осуществления перевозок грузов и пассажиров, наряду с основными фондами, в распоряжении автотранспортных предприятий находятся оборотные фонды и фонды обращения.

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле, при котором их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции.

К оборотным производственным фондам автотранспортного предприятия относятся: топливо, сырье, запасные части и агрегаты, автомобильные шины и т.д. Оборотные фонды выражаются в натуральных показателях (тоннах, литрах, штуках и т.д.) и стоимостных показателях.

Кроме оборотных производственных фондов, каждое автотранспортное предприятие располагает средствами, функционирующими в сфере материального производства, которые называются фондами обращения. Они состоят из готовой продукции на складах предприятия, денежных средств, необходимых для закупки сырья, топлива, запасных частей и т.д.

Оборотные производственные фонды и фонды обращения, выраженные в денежной форме, называются оборотными средствами предприятия (рисунок ).

Оборотными фондами называется та часть производственных фондов, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле сразу и полностью переносит свою стоимость на вновь создаваемый продукт. Оборотные фонды беспрерывно потребляются и возобновляются вновь.

По своему назначению в производственно процессе оборотные фонды делятся на три группы:

производственные запасы;

незавершенное производство;

расходы будущих периодов.

Производственные запасы составляют около 60% количества оборотных средств АТП и около 90% общего количества производственных оборотных фондов. Они не принимают непосредственного участия в производственном процессе.


Создание необходимых запасов материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. необходимо для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии и своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей.

К производственным запасам относятся:

а) Сырье. Наличие данного оборотного фонда характерно только для промышленных предприятий, поскольку оно служит источником изготовления новой продукции. Специфичность АТП исключает выпуск готовой продукции и такого элемента оборотных фондов на автомобильном транспорте нет. Для авторемонтного предприятия сырьем служит ремонтный фонд.

б) Материалы. К ним относятся материалы, применяемые в процессе эксплуатации и ремонта подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования. Это смазочные и прочие эксплуатационные материалы (ГСМ, обтирочные материалы, керосин, сода, жидкости, бланки транспортной документации и т.д.).

в) Топливо. Оно подразделяется на два вида: автомобильное топливо, т.е. топливо для технологических целей и топливо для хозяйственных нужд.

Средства по статье «Автомобильное топливо» расходуются на приобретение топлива, необходимого для эксплуатации автомобилей и на внутригаражные нужды, на образование запаса топлива на предприятии, на оплату талонов при заправке автомобилей на бензозаправочных пунктах и т.д.

Средства по статье «Топливо для хозяйственных нужд» служат для образования переходящих запасов топлива, используемого для отопления помещений.

г) Запасные части и агрегаты. Сюда включаются вся номенклатура запасных частей и фонд оборотных агрегатов, необходимых для организации агрегатного метода ремонта автомобилей, а также материалы для ремонта подвижного состава. Фонд оборотных агрегатов – это складской запас агрегатов в автотранспортных предприятиях.

д) Автомобильные шины в запасе. В комплект автомобильных шин входят: покрышка, камера и ободная лента. В состав оборотных фондов по автомобильным шинам входят шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шиномонтажных цехах АТП, на автомобилях технической помощи, автостанциях и линейных пунктах. Шины, находящиеся на автомобиле (включая и запасное колесо), в состав оборотных фондов не входят, а входят в стоимость автомобиля и учитываются в составе основных фондов.

е) Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и инвентарь. Вследствие многократного использования инструмента и инвентаря, стоимость их износа относится на себестоимость перевозок следующим образом: 50% их стоимости списывается при первоначальной передаче их в эксплуатацию и остальные 50% списываются при окончательном износе.

Второй частью оборотных фондов является незавершенное производство . Оно характерно в основном только для промышленных и строительных предприятий.

Незавершенное производство, связанное с основной деятельностью АТП – перевозками, отсутствует. Незавершенное производство на автомобильном транспорте может быть лишь по ремонтным работам и при изготовлении запасных частей.

Незавершенное производство – это производство, продолжительностью более одного дня. Оно включает затраты на приобретение материалов, запасных частей, заработную плату и прочие денежные средства, необходимые на выполнение ремонтных работ ТО подвижного состава.

Период незавершенного производства по незаконченному ремонтному процессу длится от начала ремонта до приемки объекта складом запчастей или службой эксплуатации. Длительность ремонтного цикла включает в себя время на разборку, сортировку, дефектовку, время непосредственного ремонта, сборки, регулировки, обкатки и технической приемки.

Расчет длительности производственного цикла осуществляется на основе действующих норм трудоемкости с учетом организационных работ и наличия оборудования.

Третья часть оборотных фондов – расходы будущих периодов . Расходы будущих периодов - это затраты, которые производят в данном периоде, а относят их на себестоимость перевозок в будущем периоде.

Списание таких затрат на себестоимость перевозок текущего периода привело бы к искусственному завышению себестоимости работ этого периода и их несопоставимости с показателями за другие периоды. До отнесения затрат будущих периодов на себестоимость перевозок они учитываются в составе оборотных средств. К расходам будущих периодов относят затраты на освоение новой техники, научно-исследовательские и рационализаторские работы, на печатные и подписные издания и др.

На автомобильном транспорте в сфере обращения находятся преимущественно денежные средства. Это средства в расчетных документах за выполненные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и другие услуги. К ним относятся также дебиторская задолженность заказчиков, поставщиков и прочих дебиторов, денежные средства, имеющиеся в кассе предприятия для мелких хозяйственных нужд и расходов на командировки.

Основную часть оборотных средств в сфере обращения составляют средства, находящиеся в расчетных документах (платежных требованиях), выставленных в банке на инкассо, т.е. для взыскания платежа с заказчиков, получивших транспортные услуги. Потребность в указанной группе средств обусловливается установленной системой расчетов за автомобильные перевозки, при которой оплата труда за перевозки не совпадает со временем их осуществления. Величина этих средств в значительной степени зависит от принятой системы расчетов за перевозки, а также качеством бухгалтерского учета и контроля АТП.

Рисунок 5 – Структурная схема состава оборотных средств

Изучив материал, Вы должны знать:

· состав, структуру оборотных средств автотранспортных предприятий;

· пути повышения эффективности использования оборотных средств;

уметь:

· рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств.

Вопрос 1. Понятие, состав, структура и классификация оборотных средств АТП.

Наряду с основными фондами, необходимыми АТР для осуществления перевозок грузов и пассажиров, предприятия автомобильного транспорта должны иметь в своем распоряжении оборотные фонды (см. рис. 1.8.) и фонды обращения, которые в денежном выражении образуют в совокупности оборотные средства предприятий (см. рис. 1.14. и рис. 1.15.).

Особенность транспортного производства, в полной мере присущая автомобильному транспорту, налагает отпечаток на структуру его оборотных средств.

Структура оборотных средств - показывает процентное содержание отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости.

Вследствие того, что автомобильный транспорт не дает готового продукта, отделимого от процесса производства, на АТП нет основных материалов, составляющих материальную основу готового продукта, нет незавершенного производства по основной деятельности, представляющего собой определенную степень готовности продукта, нет готовой продукции как конечного результата производственной деятельности предприятий. Эта особенность автомобильного транспорта определяет относительно меньшую долю оборотных средств (примерно 15 %) в сумме всех средств АТП по сравнению с машиностроительными предприятиями, где она составляет 35-45 % общей суммы основных и оборотных средств.

Рис. 1.14. Понятие оборотных средств, оборотных производственных фондов и фондов обращения.

Оборотные фонды АТП включают в себя производственные запасы и незаконченные расчеты (см. рис. 1.15.). На долю производственных запасов приходится примерно 40-50 % оборотных средств АТП и около 90 % общего количества производственных оборотных фондов. Производственные запасы не принимают непосредственного участия в производственном процессе. Создание запасов материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. необходимо для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии и своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей.

При планировании оборотных средств производственные запасы разделяют на следующие основные группы: топливо, материалы, автомобильные шины, запасные части и агрегаты, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и инструменты, спецодежда.

Рис. 1.15. Структурная схема состава оборотных средств АТП.

Материалы для эксплуатации, ремонта автомобилей и других нужд составляют примерно 20 % производственных запасов; топливо - около 6 %.

Примерно 8 % производственных запасов приходится на автомобильные шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шинном цехе, на автомобилях технической помощи, автостанциях и линейных пунктах. Шины, смонтированные на колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.

На долю запасных частей фонда оборотных агрегатов для ремонта автомобилей агрегатным методом приходится до 40 % производственных запасов. Сюда включаются также материалы для ремонта подвижного состава.

До 30 % производственных запасов приходится на малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы со сроком службы менее одного года. Вследствие многократности использования инструмента и инвентаря установлен следующий порядок отнесения стоимости их износа на себестоимость перевозок: 50 % их стоимости списывается при первоначальной передаче в эксплуатацию и остальные 50 % списываются при окончательном износе (за вычетом стоимости реализуемых остатков от списываемых предметов).

К незаконченным расчетам относится незавершенное производство, которое имеет место лишь в процессе выполнения текущих ремонтов и не связано с основной деятельностью, а также расходы будущих периодов. Это обусловлено тем, что некоторые затраты осуществляются в предыдущем периоде с отнесением их на себестоимость перевозок в последующие периоды. К таким расходам относятся арендная плата, расходы на научно-исследовательские работы, печатные издания и т. д. Суммарное количество оборотных средств по указанной группе небольшое и составляет менее 1 % общего их количества.

Кроме оборотных производственных фондов, каждое предприятие располагает средствами, функционирующими в сфере обращения, или фондами обращения, которые состоят из готовой продукции и денежных средств, необходимых для закупки сырья, топлива, запасных частей и т. д.. Фонды обращения включают в себя средства в расчетах и денежные средства (см. рис. 1.15.), которые составляют значительную долю от общего количества оборотных средств. Сюда включаются средства, находящиеся в кассе, на расчетном счете, в аккредитивах, врасчетных документах, переданных в банк на инкассо, в расчетах с грузоотправителями и другими организациями. Наиболее значительными являются средства, вложенные в расчетные документы, переданные в банк на инкассо.

Потребность в этих средствах обусловливается установленной системой расчетов за автомобильные перевозки, при которой оплата труда за перевозки не совпадает со временем их осуществления. Количество средств в значительной степени зависит от принятой системырасчетов за перевозки, а также от качества бухгалтерского учета и контроля в АТП.

Структура оборотных средств в различных АТП неодинакова. Она зависит от состава автомобильного парка, организации транспортной работы, ремонта подвижного состава, технического снабжения и системы расчетов за перевозки.

Вопрос 2. Нормирование оборотных средств.

Каждое АТП должно иметь достаточное количество оборотных средств в соответствии с действительной потребностью в них. Недостаток топлива, автомобильных шин, запасных частей и других необходимых производственных запасов может послужить причиной излишних простоев автомобилей, а следовательно, причиной снижения производительности автомобильного парка. Нельзя допускать и излишков производственных запасов и других видов оборотных средств, так как это приводит к снижению оборачиваемости оборотных средств, к их чрезмерному накоплению на складах и в целом к нерациональному использованию материальных и денежных ресурсов. А это все отрицательно складывается на финансовый результат работы предприятия - прибыль.

Каждое АТП должно иметь в качестве оборотных средств минимально нужное количество производственных запасов, необходимые затраты незавершенного производства и средства расходов будущих периодов, а также необходимые средства в сфере обращения. Потребность в оборотных средствах в разные периоды года может быть различна, что обусловливается объемом выполняемой транспортной работы. В периоды снижения объема перевозок (обычно зимой) требуется минимальное количество оборотных средств; в периоды, связанные с увеличением транспортной работы, потребность в оборотных средствах повышается.

Оборотные средства формируются на каждом АТП двумя способами: часть средств, обеспечивающих минимальную потребность предприятия в запасах, закрепляется за ним в качестве собственных оборотных средств; другая часть, предусматривающая дополнительную потребность в средствах в определенные периоды времени, формируется за счет заемных средств и обеспечивается банковскими кредитами (см. рис. 1.16.).

Оборотные средства АТП подразделяются на нормируемые (производственные запасы и незаконченные расчеты) и ненормируемые (средства в расчетах и денежные средства) (см. рис. 1.15.).

Нормирование оборотных средств – процесс разработки и установления экономически обоснованных нормативов, минимальных, но вполне достаточных сумм оборотных средств, обеспечивающих нормальную и бесперебойную работу предприятия.

Норматив оборотных средств – сумма оборотных средств, обеспечивающих нормальную и бесперебойную работу предприятия. Рассчитывается предприятием самостоятельно и используется при составлении финансового плана.

Рис. 1.16. Формирование оборотных средств предприятия.

На предприятии нормативы оборотных средств рассчитывают по каждому элементу оборотных средств отдельно, а затем в целом по предприятию суммируются.

,

Sобср – норматив оборотных средств (например – топливо), руб.;

Зобщ - общая сумма затрат по элементу оборотных средств на планируемый период (например – топливо), руб.;

Др – продолжительность планируемого периода, дни;

Нз – норма запаса по данному элементу оборотных средств, дни.

Sобср=Sобсртоп+Sобсрсм+Sобсрш+Sобсрзч+Sобсрф+Sобсррм+

Sобсрмбп+Sобсрпр (руб.)

Sобсртоп - норматив оборотных средств по топливу, руб.;

Sобсрсм - норматив оборотных средств по смазочным материалам, руб.;

Sобсрш - норматив оборотных средств по автомобильным шинам, руб.;

Sобсрзч - норматив оборотных средств по запасным частям, руб.;

Sобсрф - норматив оборотных средств по фонду оборотных агрегатов, руб.;

Sобсррм - норматив оборотных средств по ремонтным материалам, руб.;

Sобсрмбп - норматив оборотных средств по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, руб.;

Sобсрпр - норматив оборотных средств по прочим материалам, руб.

Норма запаса зависит от назначения и необходимости подготовки материальных ресурсов к использованию в производстве, от удаленности поставщика от места нахождения АТП. В зависимости от этого различают:

· транспортный запас – создается на предприятиях на те поставки, по которым возникает разрыв между сроками поступления платежных документов и материалов;

· подготовительный запас складывается из времени, необходимого для приемки, складирования и лабораторного анализа качества поступивших материалов;

· текущий запас – необходим для бесперебойного обеспечения производства в период между двумя очередными поставками;

· страховой запас – создается на случай непредвиденных отклонений от сроков поставок, нарушения графика поставки материалов;

· технологический запас – необходим на время подготовки прибывших материальных ресурсов к производственному потреблению (например – дизельное топливо отстаивается в течении 10 дней);

· сезонный запас – необходим в результате сезонности поставки (например можно доставить только водным путем).

В среднем норма запаса может составлять до 60 дней.

Вопрос 3. Кругооборот оборотных средств.

Оборотные средства предприятия совершают непрерывный кругооборот, постепенно меняя свою натуральную форму. Они последовательно проходят три стадии: обращения , в которой оборотные средства переходят из денежной формы в форму производственных запасов; производства , в которой материальные запасы расходуют в производстве и превращаются в готовую продукцию (на автотранспорте - в транспортную работу); обращения , в которой производственная продукция превращается в денежные средства, которые вновь используются для пополнения производственных запасов (см. рис. 1.17.).

Сферы оборота оборотных средств обращения производства обращения Д ----- ПЗ ----------- ПП ------ ГП ------- Д’ I II III Стадии обращения оборотных средств

Рис. 1.17. Кругооборот оборотных средств.

Кругооборот оборотных средств на автомобильном транспорте имеет свои особенности, обусловленные экономической природой транспортной продукции и особенностями процесса ее производства. Так как продукция транспорта имеет только стоимостную форму и не имеет вещественной, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т. е. со второй стадией. В связи с этим на автомобильном транспорте оборотные средства имеют две стадии оборота.

Вопрос 4. Показатели оборачиваемости оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств характеризуется следующими взаимосвязанными показателями:

· Поб (об) – количество оборотов (коэффициент оборачиваемости);

· Тоб (дн) – длительность одного оборота;

· Кз – коэффициент загрузки оборотных средств;

· Rобср (%) - рентабельность оборотных средств.

Количество оборотов и время оборачиваемости иногда называют одним показателем – скорость оборота.

1. Количество оборотов (коэффициент оборачиваемости) - показывает сумму доходов, получаемую предприятием с одного рубля стоимости оборотных средств, или сколько раз в течение года каждый рубль оборотных средств участвует в приобретении производственных запасов или выплате заработной платы, или сколько полных кругооборотов совершат оборотные средства за определенное время.

Д – сумма доходов предприятия за рассматриваемый период времени, руб.;

Sобср – сумма оборотных средств, привлеченных для выпуска продукции, руб.

2. Длительность одного оборота - показывает за сколько дней оборотные средства совершат один полный кругооборот, т.е. перейдут из денежной формы в денежную.

Дк – количество дней в анализируемом периоде (месяц – 30 дней, квартал – 90 дней, год – 360 дней).

При увеличении длительности одного оборота происходит замедление оборачиваемости оборотных средств, т.е. сокращается сумма доходов предприятия, а потребность в оборотных средствах возрастает.

При уменьшении длительности одного оборота происходит ускорение оборачиваемости оборотных средств, т.е. увеличивается сумма доходов предприятия, а потребность в оборотных средствах сокращается.

3. Коэффициент загрузки оборотных средств - показывает сумму оборотных средств, необходимую предприятию для получения одного рубля дохода.

4. Рентабельность оборотных средств - показывает прибыль (%), получаемую предприятием с одной рубля стоимости оборотных средств.

Пб – прибыль получаемая предприятием, руб.

Вопрос 5. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

1. Строгое соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств, внедрение прогрессивных норм расхода топлива смазочных материалов, запасных частей, автомобильных шин, а также ликвидация бесхозяйственного расходования и потерь материальных ценностей.

2. Улучшения организации материально-технического снабжения, нормирования и планирования оборотных средств.

3. Отказ от практики представления предприятиями завышенных заявок на материалы, запасные части, шины и топливо, что приводит к замораживанию средств.

4. Своевременное заключение договоров с клиентурой на автомобильные перевозки, с организациями на поставку материальных средств.

5. -Строгое соблюдение порядка расчетов за автомобильные перевозки и поставки материальных ценностей.

6. Снижение времени простоя подвижного состава в периоды технического обслуживания и текущих ремонтов способствует сокращению незавершенного производства, что, в свою очередь, также благоприятствует повышению оборачиваемости оборотных средств.

В результате повышения оборачиваемости оборотных средств происходит их высвобождение из процесса производства и обращения, что приводит к снижению себестоимости продукции.

Оборотные фонды - это предметы труда, которые участвуют в одном производственном цикле, свою стоимость переносят на стоимость вновь созданной продукции и в процессе производства полностью изменяют вещественно-натуральную форму.

Оборотные производственные фонды предприятия включают в себя производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

Оборотные производственные фонды обслуживают процесс производства. Одновременно с ними в сфере обращения функционируют фонды обращения. К ним относят денежные средства в банке на расчетном счете предприятия, в кассе; средства, указанные в расчетных документах за выполненные перевозки и другие услуги; дебиторскую задолженность заказчиков.

Совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для образования оборотных фондов и фондов обращения, составляет оборотные средства предприятий.

Различают состав и структуру оборотных средств. Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.

Особенность производственного цикла автотранспортного предприятия налагает отпечаток на структуру его оборотных средств. На территории АТП не содержатся основные материа-лы, составляющие материальную основу готового продукта на

промышленных предприятиях, здесь также нет незавершенного производства, нет готовой продукции как конечного результата производственной деятельности предприятий. Эта особенность автотранспортного предприятия определяет относительно меньшую долю оборотных средств (примерно 15%) в сумме всех средств АТП, в то время как на машиностроительных предприятиях она составляет 35-45% общей суммы основных и оборотных средств.

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции.



Производственные запасы составляют 40-50% оборотных средств АТП, производственные оборотные фонды - около 90%.

При планировании оборотных средств производственные запасы разделяются на следующие основные группы:

1. Материалы для эксплуатации, ремонта автомобилей и других нужд - составляют примерно 20% производственных запасов.

2. Топливо - около 6%.

3. Автомобильные шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шинном цехе, на автомобилях технической помощи, автостанциях и линейных пунктах - примерно 8%. Шины, смонтированные на колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.

4. Запасные части фонда оборотных агрегатов для ремонта автомобилей агрегатным методом - до 40% производственных запасов. Сюда включаются также материалы для ремонта подвижного состава.

5. Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы со сроком службы менее одного года - до 30% производственных запасов.

Вследствие многократности использования инструмента и инвентаря установлен следующий порядок отнесения стои-мости их износа на себестоимость перевозок: 50% их стоимости списывается при первоначальной передаче в эксплуатацию и остальные 50% -при окончательном износе (за вычетом стоимости реализуемых остатков от списываемых предметов).

К незаконченным расчетам относятся:

1) незавершенное производство, которое имеет место лишь в процессе выполнения текущих ремонтов и не связано с основ-ной деятельностью;

2) расходы будущих периодов.

Это обусловлено тем, что некоторые затраты осуществляются в предыдущем периоде, и их относят на себестоимость перевозок в последующие периоды.

К этим расходам причисляются арендная плата, затраты на научно-исследовательские работы, печатные издания и т. д.

Суммарное количество оборотных средств по указанной группе небольшое и составляет менее 1% общего их количества.

Нормирование оборотных средств: назначение и основные методы нормирования

Определение потребности предприятия в собственных оборотных средствах осуществляется в процессе нормирования, т.е. определения норматива оборотных средств.

Нормирование оборотных средств - процесс определения минимальной, но достаточной (для нормального протекания производственного процесса) величины оборотных средств на предприятии, т.е. это установление экономически обоснованных (плановых) норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств.

Величина норматива не является постоянной. Размер собственных оборотных средств зависит от объема производства; условий снабжения и сбыта; ассортимента производимой продукции; применяемых форм расчетов. Следует отметить, что это один из наиболее изменчивых показателей текущей финансовой деятельности.

Нормирование оборотных средств осуществляется в денежном выражении. В основу определения потребности в них положена смета затрат на производство продукции на планируемый период. При этом для предприятий с несезонным характером производства за основу расчетов целесообразно брать данные 4 квартала, в котором объем производства, как правило, наибольший в годовой программе. Для предприятий с сезонным характером производства - данные квартала с наименьшим объемом производства, поскольку сезонную потребность в дополнительных оборотных средствах обеспечивают краткосрочные ссуды банка.

Для определения норматива принимается во внимание среднесуточный расход нормируемых элементов в денежном выражении.

Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно - технического развития предприятия. Этот метод очень трудоемкий, но он позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах.

Аналитический метод применяется в том случае, когда в планируемом периоде не предусмотрено существенных изменений в условиях работы предприятия по сравнению с предшествующим. В этом случае расчет норматива оборотных средств осуществляется укрупненно, с учетом соотношения между темпами роста объема производства и размером нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде.

При коэффициентном методе новый норматив определяется на базе норматива предшествующего периода путем внесения в него изменений с учетом условий производства; снабжения; реализации продукции; расчетов.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник