23.06.2019

Преобразование как форма реорганизации юридических лиц. Правила реорганизации в форме преобразования. Отчетность и налоговые последствия


В жизни бывают перемены. Они касаются всех сфер жизни и существование компании не является исключением. Это заключается в изменении работы фирмы, переделывании штатного расписания или в реорганизации, процедуры, которая может затронуть компанию целиком.

Что такое реорганизация путем преобразования?

Каждая компания, промышленное предприятие или небольшая фирма – это определенная совокупность прав и обязанностей, который должны быть установлены в соответствующих внутренних документах. При решении провести реорганизацию следует понимать, что данная процедура предполагает передач прав иной организации. Этот процесс предпринимается в большинстве случаев при необходимости прекратить существование одного юридического лица или, проще говоря, уничтожении компании или фирмы.

Различается несколько форм реорганизации:

  • слияние, когда происходит объединение нескольких существующих мелких компании в более крупный конгломерат;
  • присоединение, когда происходит простое присовокупление мелкой фирмы к более крупной компании;
  • разделение, когда происходит выделение более мелкой структуры из состава крупного концерна или предприятия;
  • выделения, когда выделяется самостоятельная структура;
  • преобразования.

Реорганизация путем преобразования заключается не просто в прекращении существования организации, а изменение существующей организационной и правовой формы.

Осуществление данной процедуры может понадобиться в случаях смены собственника компании, при решении преобразовать открытое акционерное общество в закрытое или же при необходимости поменять круг обязанностей.

Данный процесс может быть организован только по решению собственников или учредителей компании. Он влет за собой возникновения такого понятия, как универсальное правопреемство, что предполагает формальное прекращение деятельности одного юридического лица и перехода всех имущественных и прочих прав последнего вновь организованной структуре (организационно-правовой форме).

Реорганизация – законодательное регулирование

Необходимость в реорганизации может возникать в силу различных причин, но при проведении данной процедуры обязательно соблюдение норм действующего законодательства. Следует отметить, что прямого раскрытия понятия «реорганизация юридического лица» в законе не предусмотрено, хотя подобное определение встречается в Гражданском Кодексе.

Существует большое количество подведомственных и нормативных актов, которые регламентируют процесс проведения реорганизации. Действующее разнообразие документов можно представить в следующем виде:

  • Указ Президента №1108, в котором прописываются методы совершенствования ГК РФ;
  • Постановление Правительства РФ № 110, регламентирующее процедуры регистрации и оформления учета юридических лиц;
  • Приказы Минфина РФ;
  • Федеральные законы;
  • методические указания органов регистрации юридических и физических лиц.

С точки зрения действующего права, процесс реорганизации подчиняется нормам существующих законодательных актов, при этом основа проведения процедуры закладывается соответствующими статьями ГК РФ. (57-60). При этом наблюдается постоянное совершенствование правового регулирования.

Пошаговая схема проведения процедуры реорганизации

Проведение процедуры реорганизации осуществляется в соответствии с определенной последовательностью действий, включающей в себя определенную последовательность действий:

  1. Принятие решения о необходимости проведения реорганизации. На первом этапе, при возникновении необходимости проведения реорганизации важно зафиксировать принятое решение перед началом осуществления непосредственной процедуры. В это время важно учитывать, что для принятия решения требуется созыв собрания участников общества. При этом для вынесения положительного вердикта требуется большинство голосов;
  2. Уведомление налогового органа о запуске процесса. Следующим шагом становится уведомление органа регистрации о начале процедуры. Данное уведомление должно быть послано не позднее 3 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения. После поступления уведомления в органы ФНС, в течение 3 дней делается запись в ЕГРЮЛ о реорганизации юрлица;
  3. Сдача документации в орган регистрации. После подготовки необходимого пакета документов и их нотариального заверения, следует передать весь пакет в регистрирующий орган, которым выступает территориальная налоговая инспекция. При передаче документов налоговый инспектор сверяет паспортные данные подающего лица с указанными в документах, раскладывает все бумаги в определенном порядке, выдает расписку в получении;
  4. Получение документа о начале процесса. День, в который необходимо получить указанные документы указывается в расписке, получаемой при подаче заявления в налоговую инспекцию;
  5. Оповещение кредиторов о процедуре реорганизации. В срок не позднее 5 дней с даты подачи заявления о начале реорганизации в орган регистрации юридическое лицо обязано уведомить всех своих кредиторов о начавшейся процедуре. При этом организация правопреемник будет автоматически брать на себя обязательства в исполнении прав и обязанностей реорганизуемой компании или фирмы. Кредиторы обладают правом потребовать исполнения прав досрочно, в случае невозможности такового, они могут инициировать прекращение обязательств;
  6. Публикация данных о реорганизации. Кроме письменного оповещения кредиторов законодатель обязывает юридическое лицо дважды сообщить информацию о совершении процедуры реорганизации, для чего подобное сообщение требуется опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации». Определена периодичность публикации, которая должна осуществляться дважды, срок между публикациями составляет не более календарного месяца;
  7. Сбор и подача документов, нужных для завершения процесса реорганизации. На этом шаге требуется подготовить документы для налоговой службы, которые будут финальными в процессе реорганизации.

При проведении процедуры в форме преобразования данный пакет документов будет включать в себя:

  • заявление по форме 12001;
  • пакет учредительных документов в количестве двух экземпляров;
  • договор о слиянии;
  • передаточный акт;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины;
  • документ, который подтверждает информирование территориального органа Пенсионного фонда.

Сдача документов в ФНС и получение пакета документов, подтверждающих регистрацию процедуры реорганизации. На 6 день после подачи требуемого пакета документов заявитель может обратиться в регистрирующий орган для получения:

  • свидетельства о регистрации процедуры реорганизации;
  • один экземпляр учредительных документов с отметкой органа регистрации;
  • листок записи сведении в ЕГРЮЛ.

При соответствующем заявлении данный пакет документов может быть выслан заявителю почтовым переводом.

Проверка ошибок в полученных документах. Обязательным этапом при проведении процедуры реорганизации является тщательная проверка полученных документов на предмет ошибок. Скорость исправления ошибки, которая может быть следствием простой невнимательности работника регистрирующего органа или программного сбоя зависит от времени ее выявления. Также следует учитывать, что согласно федеральному закону №129-ФЗ государственные реестры обязательно ведутся на бумажном носителе, которые имеют приоритет перед электронными.

Особенности проведения реорганизации

Одной из особенностей проведения реорганизации в виде преобразования является изменение ИНН, что относится к общему правилу. Согласно норме, прописанной в Порядке и условиях об индивидуальном номере налогоплательщика, в результате прекращения деятельности юрлица, вызванного реорганизацией в форме преобразования, действующий ИНН признается недействительным.

Датой постановки на учет в налоговый орган является дата подача сведений в ЕГРЮЛ. Процесс снятия юрлица с учета из ЕГРН совершается на основании получения выписки из ЕГРЮЛ, где содержаться данные о прекращении деятельности организации или предприятия. Приказ МНС РФ регламентирует порядок оповещения налоговой организации, на учете в которой состоит юрлицо, проходящее процесс реорганизации. В соответствии с принятым порядком, при снятии организации с учета в налоговом органе регулятор обязан направить соответствующие сведения не позднее рабочего дня с момента осуществления завершения процедуры снятия с учета.

Налоговые тонкости при реорганизации

При осуществлении процедуры реорганизации в форме преобразования существует несколько налоговых тонкостей, которые регламентируются законодательством. В частности, организация, прекращающая свою деятельность в форме преобразования, имеет право самостоятельно подавать налоговые декларации на последний день налогового периода, определяемый правилами статьи 55 НК РФ.

Правопреемнику, в свою очередь, потребуется подать декларацию по налогу на прибыль на предшествующий подаче налоговый период за компанию, подвергшуюся реорганизации.

Если говорить о возможностях получения льгот по уплате ЕСН, то законодательство не предусматривает подобного. Но суды имеют другое видение и существует немало решении Арбитражного Суда РФ, где допускается возможность сохранения имеющихся льготных прав.

При передаче имущественных и иных прав при реорганизации компании данная сделка не признается объектом налогообложения, и НДС не начисляется.

Реорганизация организации или предприятия в форме преобразования — очень длительный и сложный процесс, требующий от учредителей или лиц, занимающихся непосредственно осуществлением процедуры знания законодательства и бухгалтерии. Этот процесс касается не только простого правопреемства, но также затрагивает все сферы деятельности компании, включая налоги, прибыль, документооборот и всевозможные изменения в штатной структуре.

Вконтакте

Ликвидация ЗАО. Реорганизация компании путем преобразования (Селянина Е.)

Дата размещения статьи: 10.01.2015

Для того чтобы изменить структуру организации, в гражданском законодательстве предусмотрена процедура реорганизации (ст. 57 ГК РФ), под которой понимается прекращение или иное изменение правового положения юридического лица. Создаваемые при реорганизации новые организации являются в разной степени правопреемниками юридических лиц, прекративших свое существование.
Реорганизация юридических лиц регулируется нормами п. п. 1 - 5 ст. 58 ГК РФ и может быть осуществлена пятью способами: слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием (п. п. 1 - 5 ст. 58 ГК РФ).
В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации.

Формы реорганизации

Присоединение

Преобразование

Разделение

Выделение

Имущество и обязательства переходят к правопреемнику

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

При слиянии из нескольких юридических лиц образуется одна организация, в процессе присоединения к одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо, при разделении одна организация делится на несколько новых, в результате выделения из состава одной организации выделяются другие юридические лица, в случае преобразования происходит смена организационно-правовой формы юридического лица.
Различные формы реорганизации преследуют и разные цели: укрупнение бизнеса, его разделение или смена организационно-правовой формы.
Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной. В первом случае собственники или учредители организаций самостоятельно принимают решение, руководствуясь своими мотивами. Например, учредители приходят к выводу, что их бизнес станет более эффективным, если его организовать в другой форме. При этом им кажется целесообразным разделить организацию между собственниками или, напротив, укрупнить за счет присоединения других компаний.
В случае же вынужденной или принудительной реорганизации пойти на данную меру вынуждают нормы действующего законодательства. Например, с 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в гл. 4 ГК РФ. С этого момента юридические лица должны создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены указанной главой ГК РФ. Созданные ранее юридические лица должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов. С 1 января 2015 г. Федеральные законы об ООО и АО дополняются новыми положениями согласно изменениям ГК РФ.
Прежде всего изменения касаются акционерных обществ, которые с этой даты будут публичными либо непубличными. Прекращается деление на открытые и закрытые акционерные общества. Те из них, которые по факту размещают акции путем открытой подписки, в том числе на организованных торгах, будут публичными и обязаны добавить в свое наименование слово "публичное", т.е. "публичное акционерное общество". Остальные АО останутся непубличными и будут называться просто акционерными обществами.
В связи с изложенным необходимо провести реорганизацию организаций в форме преобразования, которая предусматривает в том числе и внесение изменений в учредительные документы организации.
На текущий момент зарегистрировано достаточно много акционерных обществ, которые создавались давно в организационно-правовой форме закрытого акционерного общества или у которых размер уставного капитала не соответствует нормам действующего законодательства.
До изменения гл. 4 ГК РФ акционерные общества с количеством акционеров менее 50 могли вести реестр самостоятельно. Согласно новому порядку акционерные общества обязаны передать ведение реестра профессиональным организациям - независимым регистраторам, что влечет за собой дополнительные расходы в размере стоимости услуг регистраторов. При этом любые действия по реестру (выписки, продажа акций и т.д.) оплачиваются дополнительно. Регистратору придется также заплатить единовременно за "вступление" (формирование реестра). Однако не все ЗАО смогут справиться с такой дополнительной нагрузкой. Кроме того, если из-за недобросовестного ведения реестра у общества отсутствуют необходимые документы, то их придется восстанавливать.
Рекомендации
1. Если на общем собрании акционеров решено сохранить организационно-правовую форму акционерного общества, то, прежде чем обращаться к регистратору для заключения договора на обслуживание, следует удостовериться, что в обществе имеется реестр акционеров и проведена эмиссия акций. Если этого нет, то надо восстановить реестр и провести эмиссию акций.
2. Следует обратить внимание на размер уставного капитала: если он меньше допустимого, то придется принять меры по увеличению уставного капитала.
3. Если выполнение первых двух рекомендаций требует существенных затрат, то остается следующее:
- прекратить деятельность акционерного общества (ликвидировать АО) как не соответствующую новым нормам законодательства;
- преобразовать АО в общество с ограниченной ответственностью (ООО), что будет означать реорганизацию в форме преобразования.
Реорганизация в форме преобразования имеет ряд преимуществ:
- отпадает необходимость обращаться к регистратору, платить за обслуживание и т.д.;
- если не произведена эмиссия акций и не велся реестр акционеров, то процедура реорганизации допускает возможность этого уже не делать. Вопрос о защите прав незарегистрированных акционеров оговаривается отдельно;
- если уставный капитал меньше допустимого, то увеличить его можно в процессе реорганизации (не нужно проводить дополнительную эмиссию акций);
- в части затрат есть большая вероятность, что осуществить реорганизацию будет проще, чем привести в порядок дела акционерного общества в соответствие с новыми требованиями.
Таким образом, согласно вступившим в силу поправкам в ГК РФ запрещено создавать новые ЗАО. Организации, зарегистрированные ранее, могут продолжать работу в качестве ЗАО до первого изменения уставных документов - тогда им все же придется провести реорганизацию путем преобразования. Однако организациям невыгодно дожидаться формальных оснований для принудительной реорганизации, так как с 1 октября 2014 г. истек срок, до которого акционерные общества могли самостоятельно вести реестр акционеров.
Если организация не осуществит перерегистрацию и не передаст ведение реестра реестродержателю, то такой организации грозит штраф от 700 тыс. до 1 млн руб. за незаконное ведение реестра (п. 2 ст. 15.22 "Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг" КоАП РФ). На эту норму в Письме от 31.07.2014 N 015-55/6227 ссылается Банк России.
Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизуемого юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками).

Порядок действий при реорганизации в форме преобразования

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении. Одновременно утверждается и передаточный акт. Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:
налоговый орган по месту нахождения организации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

К сведению. Формы уведомлений N Р12003 (утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) и N С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации" (утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).

Обратите внимание! Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации (п. 11 ст. 89 НК РФ). Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации - к ним долги предшественника по налогам не переходят (п. 8 ст. 50 НК РФ);
внебюджетные фонды (ФСС РФ и ПФР)
Уведомление можно подать в произвольной форме, поскольку закон не устанавливает требований к его содержанию. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
кредиторов
О реорганизации уведомляются все кредиторы, а также публикуется сообщение о реорганизации в Вестнике государственной регистрации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).
После принятия решения о реорганизации организация продолжает составлять и представлять годовую бухгалтерскую отчетность, а если это предусмотрено внутренними документами организации, то и промежуточную отчетность, а также отчитываться по налогам и страховым взносам "в обычном режиме". Юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.
Иными словами, организация считается реорганизованной путем преобразования с момента регистрации вновь возникшей организации (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Особенности порядка уплаты "зарплатных" налогов и взносов состоят в следующем.
По общему правилу сведения о налоге на доходы физических лиц подаются в инспекцию не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Однако при реорганизации порядок иной. В Письмах Минфина России от 19.07.2011 N 03-04-06/8-173 и ФНС России от 26.10.2011 N ЕД-4-3/17827@ указано, что при реорганизации прежняя организация как налоговый агент должна представить сведения о доходах физических лиц до момента прекращения своей деятельности.
Иными словами, подать отчетность по форме 2-НДФЛ с начала года до момента прекращения деятельности должна прежняя организация, а не компания-правопреемник.
Организация-правопреемник будет предоставлять работникам стандартные налоговые вычеты с момента начала их работы в новой организации с учетом заработной платы, полученной с начала того календарного года, в котором проведена реорганизация (п. 2 ст. 210 и п. 3 ст. 218 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.11.2006 N 03-05-02-04/179).
Если работнику у прежнего работодателя предоставлялся имущественный вычет, получать его автоматически у правопреемника он не сможет, так как в уведомлении о подтверждении права на имущественный вычет (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@) указан прежний работодатель.
Чтобы получить вычет у правопреемника, работник должен представить новое уведомление (Письма Минфина России от 25.08.2011 N 03-04-05/7-599 и ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/528@) и написать заявление на вычет (ст. 220 НК РФ).

Ситуация 1. Компания реорганизована путем преобразования ЗАО в ООО 10.09.2014. Обязано ли ЗАО представить в налоговую инспекцию справки по форме 2-НДФЛ или это может сделать правопреемник - ООО? За какой период необходимо отразить доходы в справках, если заработная плата сотрудникам за август 2014 г. была выплачена 15.09.2014 уже в новой организации?
В рассматриваемом случае ЗАО как налоговый агент не может от своего имени подать сведения о доходах сотрудников за прошедший календарный год в установленный законодательно срок до 01.04.2015 (п. 2 ст. 230 НК РФ), поскольку в сентябре 2014 г. прекратит свое существование. При этом возможность исполнения обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц правопреемниками реорганизованного юридического лица НК РФ не предусмотрена (Письмо ФНС России от 26.10.2011 N ЕД-4-3/17827@). Поэтому сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ подаются реорганизуемой организацией за последний налоговый период, которым является период от начала года до дня завершения реорганизации (ст. 55 НК РФ).

Таким образом, справки 2-НДФЛ должны быть представлены реорганизуемой организацией (ЗАО) до момента прекращения своей деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ в целях исчисления НДФЛ датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который она начислена. Исключение предусмотрено только для случаев прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца.
Поскольку при реорганизации прекращения трудовых отношений не происходит, доход за сентябрь 2014 г. начисляется работникам только 30.09.2014. Из этого следует, что заработная плата, начисленная за сентябрь 2014 г. (в полном объеме), и налог с нее (НДФЛ) учитываются в справке 2-НДФЛ, представляемой ООО по итогам 2014 г.
В то же время датой начисления дохода за август 2014 г. является последний день месяца и, соответственно, доход подлежит отражению в справках 2-НДФЛ, представляемых ЗАО за 2014 г., даже в том случае, если заработная плата была выплачена только в сентябре 2014 г. (п. 2 ст. 223 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.02.2012 N ЕД-4-3/1692@).
Организация, производящая выплаты в пользу работников, должна представлять расчеты по страховым взносам в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по итогам каждого отчетного периода. Такими отчетными периодами являются I квартал текущего календарного года, полугодие, 9 месяцев, календарный год (ч. 2 ст. 10 и ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

К сведению. Если реорганизация произошла в течение отчетного периода, то сдать расчеты в ПФР и ФСС РФ за предшественника - это обязанность преемника (ч. 16 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

Для организации, которая будет реорганизована в порядке преобразования, последним расчетным периодом является период с начала года до даты завершения реорганизации, т.е. до момента прекращения ее деятельности (п. 4 ст. 10 Закона N 212-ФЗ). Если у прежней организации имелась задолженность по страховым взносам перед фондами, то погашает ее правопреемник. При этом не имеет значения, было ли ему известно о наличии такого долга до завершения реорганизации.

К сведению. По мнению Минтруда России (Письмо от 05.09.2014 N 17-3/10/В-5634), при определении базы для начисления страховых взносов новая организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в прежней, реорганизованной организации. У вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, т.е. со дня ее государственной регистрации. В Минтруде России полагают, что противоречий между нормами Трудового кодекса РФ и Федерального закона N 212-ФЗ нет, так как в Федеральном законе N 212-ФЗ регулируется порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, а в ТК РФ установлены способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Обращаем внимание на то, что в судебной практике сложилась противоположная позиция.
Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2013 N А19-2568/2013 указано, что после реорганизации трудовые отношения между работниками прежней реорганизованной организации и ее правопреемником продолжены, отчетность подлежит передаче правопреемнику, а база по исчислению страховых взносов реорганизованной организации подлежит учету при определении базы правопреемника.
В Определении ВАС РФ от 16.10.2013 N ВАС-14361/13 сделан вывод о том, что при определении базы для начисления страховых взносов:
- правомерно учтены выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до момента исключения реорганизуемой организации из ЕГРЮЛ;
- отчетность правопредшественника в части начисления оплаты труда работниками страховых взносов подлежит передаче правопреемнику;
- база по исчислению страховых взносов правопредшественника также подлежит учету при определении базы правопреемника.
Следует отметить, что еще в конце 2013 г. Минфин России и ФНС России указали, что, если их письменные разъяснения по вопросам налогообложения не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы при реализации своих полномочий должны руководствоваться указанными актами и письмами судов (Письма Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097).
На этом основании новая, реорганизованная организация в случае проверок ее деятельности имеет высокие шансы доказать, что правомерно учитывала суммы страховых взносов, начисленные организацией-предшественником.

Трудовые отношения при реорганизации компании в форме преобразования

При реорганизации организации, безусловно, возникает множество сложных и неоднозначных вопросов, при этом учредительные и организационные мероприятия являются лишь частью проблем, с которыми сталкивается руководство организации. В процессе любых преобразований одной из ключевых является проблема сохранения персонала, поскольку в подавляющем большинстве случаев отношения в организации меняются, пусть временно, но в худшую сторону. При реорганизации особенно важно сохранить бесперебойность бизнеса с тем, чтобы периоды неизбежных трудностей, связанных с организационными мероприятиями, были максимально короткими и незначительными.
Так, при смене организационно-правовой формы (например, при преобразовании ЗАО в ООО) прежнего акционерного общества уже не существует, изменяются наименование работодателя, его ИНН, возможна и смена юридического адреса, и понятно, что эти изменения не могут не отразиться на оформлении трудовых отношений с сотрудниками.
Рассмотрим несколько типичных ситуаций, возникающих в сфере трудовых отношений при реорганизации организации путем преобразования.
Полагаем, что актуальность данного вопроса сомнению не подлежит, поскольку одной из важнейших задач при реорганизации является сохранение квалифицированного персонала и отсутствие случаев, когда серьезно ущемляются трудовые права сотрудников.
При реорганизации юридического лица в форме преобразования трудовые и коллективный (при его наличии) договоры сохраняют свое действие. Реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с сотрудниками реорганизованного юридического лица (ч. 4 ст. 43, ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда сотрудников.
Если в результате проведения мероприятий по реорганизации организации требуется внести изменения в условия трудового договора (например, изменяются место работы (территориально), должность, условия оплаты труда и т.д.), то соответствующие действия осуществляются уже новым работодателем.
Срок уведомления работников о предстоящей процедуре реорганизации законодательно не ограничен, но лучше сделать это сразу после принятия решения о реорганизации.
Следует знать, что в общем случае об изменениях условий трудового договора новый работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ). Если работник согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются. Однако если работник сам не хочет работать в новой организации, то основанием для его увольнения будет служить п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией).
Таким образом, если в результате реорганизации изменяются условия трудового договора, должностные обязанности работника, а также возникает необходимость сократить численность или штат работников, то действует общеустановленный срок предупреждения - два месяца, до истечения которых трудовые договоры не могут быть расторгнуты (ст. 180 ТК РФ).
Если сотрудники выражают согласие продолжить работу в новой организации, то заключать новые трудовые договоры с работниками прежней реорганизованной организации необязательно. Полагаем, что с каждым сотрудником следует заключить дополнительное соглашение к действующему трудовому договору, как это предусмотрено ст. 57 ТК РФ.
Следовательно, если работник согласен работать в новой организации, с ним заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указываются измененное наименование работодателя, место работы и иные условия, отличные от ранее заключенного договора. Считаем целесообразным указать, что остальные условия договора, не затронутые в дополнительном соглашении, остаются неизменными, по ним работодатель и работник подтверждают все свои обязательства.
Факт реорганизации организации должен быть зафиксирован и в трудовых книжках. При переводе сотрудника в новую (реорганизованную) организацию записи в графе 3 трудовой книжки могут быть произведены следующим образом: "Закрытое акционерное общество "Строймонтаж" с 1 октября 2014 г. преобразовано в общество ограниченной ответственностью "Строймонтаж-М" (ООО "Строймонтаж-М")".
Если сотрудник выразил согласие работать в новой организации, то следующая запись в графе 3 трудовой книжки может быть такой: "Трудовой договор расторгнут в связи с переводом с согласия работника в общество с ограниченной ответственностью ООО "Строймонтаж-М" (п. 5 части 1 ст. 77 ТК РФ)".
В графе 4 трудовой книжки указывается основание: приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

Ситуация 2. В компании происходит реорганизация путем преобразования. Сотрудница проработала в организации более 5 лет, но в новой организации ей не хотят предлагать никакой работы, ссылаясь на то, что работы для нее нет. Могут ли ее уволить в связи с реорганизацией?
Трудовым кодексом РФ (ч. 5 ст. 75) прямо установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

Ситуация 3. В связи с реорганизацией компании (изменяются организационно-правовая форма, ИНН, название) утверждается новое штатное расписание, при этом из него исключается должность начальника юридического отдела и включается должность главного юрисконсульта. Сотруднику предлагается занять новую должность, но от предложенной работы он отказывается. По какому основанию следует прекратить трудовой договор: согласно п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ либо п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ?
Рассматриваемая ситуация не является редким случаем; во многих аналогичных ситуациях возникает вопрос, как уволить тех, чьи должности не предусмотрены в новом штатном расписании.
Статьей 81 ТК РФ установлен перечень оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Реорганизация в нем не поименована.
Согласно ч. 5 ст. 75 ТК РФ реорганизация организации-работодателя не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Данная позиция законодателя также отражена в Письме Роструда от 05.02.2007 N 276-6-0. Таким образом, учитывая отсутствие самостоятельного основания для расторжения трудового договора с работниками ввиду реорганизации, увольнение работников по этому основанию неправомерно.
По нашему мнению, при реорганизации работодатель должен известить сотрудников обо всех предстоящих изменениях. Напрямую законом данное извещение не предусмотрено, но в силу возможной значительности предстоящих изменений считаем, что такое извещение отвечает интересам обеих сторон.
Процедура извещения сотрудников о предстоящих изменениях аналогична процедуре уведомления об изменении условий трудового договора (ст. 74 ТК РФ). В соответствии с ч. 6 ст. 75 ТК РФ работник имеет право отказаться от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 75 ТК РФ. При отказе работника продолжать работу в связи с реорганизацией юридического лица - работодателя трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Если при проведении реорганизации трудовые отношения с работником не могут быть продолжены по причине отсутствия вакантных должностей, то расторжение с ним трудового договора возможно только на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников) с предоставлением всех соответствующих гарантий.

Ситуация 4. На момент проведения реорганизации в форме преобразования некоторые сотрудницы организации находятся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет. Как поступить с этими работниками? Можно ли сократить их должности?
На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность) (ст. 256 ТК РФ).
В данной ситуации сотрудницы, находящиеся в отпуске по уходу за малолетними детьми, не отказывались от продолжения работы в связи с проводимой у работодателя реорганизацией. Даже если бы работодателем было принято решение о сокращении численности (штата) работников, должность (соответствующая штатная единица), занимаемая работником, который находится в отпуске по уходу за ребенком, не могла бы включаться в число должностей (единиц), подлежащих сокращению (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Если работник на момент реорганизации находится в отпуске по уходу за ребенком, то ему не нужно писать новое заявление на отпуск и выплату пособия. Если на этот момент ему еще предоставляется пособие по уходу за ребенком, то прежняя организация выплачивает его до момента прекращения своей деятельности, а организация-правопреемник начинает его выплачивать в том же размере со дня перевода работника.
Полагаем, что размер пособий не должен измениться, поскольку расчет будет произведен на основании данных справки о сумме заработка.
По нашему мнению, при составлении нового штатного расписания (реорганизованной организации) следует предусмотреть в нем должности, занимаемые упомянутыми сотрудницами, до выхода их из отпуска по уходу за ребенком и лишь в дальнейшем решать вопрос о возможности обеспечения работой в организации с соблюдением требований трудового законодательства РФ.

Что касается распространенной ситуации, когда работник заболел до реорганизации и продолжает болеть после ее завершения, то отметим следующее. Правопреемник выплачивает пособия по временной нетрудоспособности по всем больничным листкам работников прежней организации, выданным как до, так и после ее реорганизации. При этом следует предупредить работника о том, что в листке нетрудоспособности следует указать название нового работодателя. В соответствии с п. 6 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н) данный листок выдается гражданину медицинской организацией по его желанию в день обращения либо в день закрытия.
Еще раз отметим, что при реорганизации юридического лица одной из важнейших задач является сохранение квалифицированного персонала. Практика свидетельствует о том, что конфликтные ситуации в этот период могут резко тормозить перемены и снижать эффективность реорганизации.

Преобразование – смена организационно-правовой формы уже существующего юридического лица. Согласно закону существующие общества могут преобразовываться в любой другой вид хозяйственного общества. Акционерное общество может быть преобразовано только в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, а также в некоммерческое партнерство, общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано в общество с дополнительной ответственностью, открытое или закрытое акционерное общество, полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество) или производственный кооператив.

Налоговые последствия реорганизации в форме преобразования

Реорганизация юридического лица путем преобразования в целях минимизации налоговых расходов практически не имеет смысла, поскольку в соответствии со ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязанностей. Однако в том случае, если до начала реорганизации проверяющими органами не было обнаружено какое-либо правонарушение, то после реорганизации у них нет права накладывать штрафные санкции на вновь созданное в результате преобразования ООО или ЗАО, что, однако, не освбождает его от необходимости уплаты налогов и пеней за указанное правонарушение.

Причины реорганизации

Реорганизация юридического лица может быть добровольной (принимается общим собранием учредителей) или принудительной (по решению уполномоченных государственных органов или суда). К примеру, в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, в противном случае ЗАО должно быть преобразовано в ОАО.

Порядок реорганизации путем преобразования

Процесс преобразования юридических лиц включает в себя несколько этапов:

1. Определение новой организационно-правовой формы существующего юридического лица.

2. Принятие решения о преобразовании. Общим собранием общества утверждается протокол о преобразовании общества, в соответствии с которым утверждаются:

Форма реорганизации;
- порядок и условия преобразования;
- порядок обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью, доли или вклады в складочный капитал хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива;
- устав создаваемого в результате преобразования юридического лица;
- передаточный акт.

Участники создаваемого в результате преобразования юридического лица протоколом общего собрания учредителей:

Выбирают органы общества;

Поручают соответствующему органу осуществить регистрационные действия в уполномоченном органе.

4. Инвентаризация (сопровождается составлением акта инвентаризации).

5. Выбор места регистрации создаваемого путем преобразования юридического лица. Регистрация организации, создаваемой путем преобразования, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица.

6. Подготовка к процессу реорганизации:

а) уведомление ИФНС о начале процесса реорганизации (внесение записи в ЕГРЮЛ о начале реорганизации путем преобразования);
б) публикация в СМИ сообщения о реорганизации юридического лица путем преобразования (дважды с периодичностью раз в месяц);
в) уведомление кредиторов о предстоящем преобразовании организации;
г) составление передаточного акта;
д) уплата госпошлины;
е) предоставление сведений в пенсионный фонд.

7. Подача документов в ИФНС.

При регистрации юридического лица, создаваемого в форме преобразования, ИФНС на основании решений о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, и государственной регистрации прекращения деятельности реорганизуемых юридических лиц:

вносит запись в ЕГРЮЛ о создании новой организации и прекращении деятельности преобразуемого общества;

выдает заявителю документы, подтверждающие внесение записей о прекращении деятельности ООО или ЗАО и регистрации путем преобразования нового общества в ЕГРЮЛ;

сообщает о регистрации юридического лица путем преобразования в ИФНС по месту нахождения указанного юридического лица и направляет ему (заказным письмом) регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении регистрационного дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, направивший регистрационное дело;

8. Завершение процесса реорганизации путем преобразования (с момента регистрации вновь созданного юридического лица).

Перечень документов, необходимых для представления в ИФНС при реорганизации путем преобразования:

1. Заявление формы Р12001.
2. Учредительные документы преобразуемого юридического лица (подлинники или нотариально засвидетельствованные копии документов: свидетельства ИНН, ОГРН, устав, коды статистики, приказ на назначение ЕИО, изменения, выписка из ЕГРЮЛ).
3. Решение о реорганизации фирмы путем преобразования.
4. Решение о создании юридического лица, возникающего при реорганизации юридического лица путем преобразования (утверждение устава вновь созданного юридического лица).
5. Доказательства публикации в СМИ (копия).
6. Передаточный акт.
7. Квитанция об уплате госпошлины за регистрацию.
8. Квитанция об уплате госпошлины за копии учредительных документов.
9. Справка об отсутствии задолженности перед пенсионным фондом.
10. Запрос на выдачу копии устава.

Сроки проведения реорганизации путем преобразования

Изменение организационно-правовой формы любого предприятия возможно. Данная процедура предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, как преобразование.

Структура организации одного юр. лица изменённая в другое не влияет на изменение прав и обязанностей перед другими лицами. Исключением в таком случае будут учредители реорганизованного предприятия, правовые отношения с которыми теперь будут устанавливаться в соответствии с формой преобразованного предприятия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В форме преобразования потерпела внесение некоторых изменений упрощающих процедуру в сентябре 2019 года, но уже через год все изменения были отменены.

Особенности

Процедура преобразования предприятия предусматривает наличие некоторых особенностей, которые стоит учитывать, прежде чем начинать реорганизацию:

Реорганизация в форме преобразования
  • Это процесс добровольный и производится он в соответствии с пожеланиями владельцев предприятия. Исключением может быть принудительная реформа, которая проводится для предотвращения нарушений законодательства.
  • Такая процедура может быть запущена государственными органами, в случае нарушения уставной формы предприятия и не предпринявших самостоятельных мер на протяжении года.
ГК РФ устанавливает ограничение на изменение формы предприятия
  • В таком случае, к примеру, реформа ЗАО в ОАО не будет являться изменением формы организации. При регистрации будет указано изменение только типа и наименования АО. Превышение количества акционеров также будет поводом для обязательной реорганизации предприятия.
  • Ликвидация ООО, согласно ст. 56 ГК РФ, предусматривает его последующее переустройство в производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, другого вида хозяйственные общества.
  • Акционерное общество согласно ст. 20 ГК РФ преобразуется в ООО, производственные кооперативы, партнерства некоммерческого характера работы.
Изменение собственников предприятия Не может быть произведено в ходе реформы предприятия. Состав изменяется отдельным распоряжением.

Также юридическое лицо любой организационно-правовой формы, должно соблюдать следующие требования, установленные ГК РФ:

  • наименование общества;
  • количество учредителей;
  • минимальный размер .

Нюансы процедуры

Проведение процедуры реорганизации сложный процесс. Он включает не только множество особенностей, но и множество нюансов. Не принимая во внимание некоторые тонкости преобразования, владелец организации рискует нарушить действующее законодательство.

При проведении нужно учитывать:

  • Необходимость создания заключительной отчётности по бухгалтерии. Дата отчёта предшествует дню регистрации преобразования;
  • Необходимость предоставления новой отчётности в преобразованном предприятии на основании заключительной отчётности ликвидированной организации;
  • Переход предприятия со специального режима налогообложения на УСН или ЕНВД может быть произведён только при подаче заявления об этом в органы.

Сроки проведения процедуры реорганизации составляют от 2-х до 3-х месяцев

Основные моменты

При выборе новой формы будущего предприятия его участникам необходимо основываться на некоторых моментах.

Выбор новой организационно-правовой формы (ОПФ) предприятия ограничен и устанавливается в рамках действующего законодательства:

Статья ГК РФ ОПФ ликвидируемого предприятия ОПФ нового предприятия
Ст. 56 ООО АО, производственный кооператив, Общество с доп. ответственностью
Ст. 20 №208-ФЗ ЗАО, ОАО ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнёрство
Ст. 17 № 7-ФЗ Автономная некоммерческая организация Фонд
Учреждение Хозяйственное общество, фонд, автономную некоммерческую организацию
Ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ Некоммерческое партнёрство Общественная организация, хозяйственное общество, фонд, автономную некоммерческую организацию
Ст. 11 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 № 135-ФЗ Благотворительная организация Невозможно реформировать в хоз. товарищество или общество

Другие правовые формы организаций реформируются в соответствии с законом, действующим в их отношении или ГК РФ.

Изменение наименования для преобразованного предприятия. Здесь стоит учитывать, что наименование должно раскрывать суть работы, проводимой организацией. Если предприятие носит название ООО «Общепит», то оно и должно заниматься общественным питанием.

Запрещается использовать в названии другие ОПФ, к примеру, название ОАО «Строительная акционерная компания «Жильё»» будет неправильным.

Помимо этого, слова и символы, принадлежащие к субъектам РФ (Москва, Екатеринбург, гербы городов и областей) могут использоваться только при получении соответствующих разрешений. К этому списку также относятся слова «Россия», «Федеральный», «Государственный». Также запрещено использовать в названиях аббревиатуры зарубежных ОПФ, на русском языке.

Возможно изменение при реорганизации юридического адреса предприятия. В таком случае будет увеличен срок преобразования. Документы на проведение процедуры подаются в органы по указанному изначально адресу.

Передаточный акт был упрощён в 2019 году. Составление и утверждение положений о правах и обязательствах, передаваемых от одного предприятия другому, не требовалось. Все права предавались автоматически. Послабления были отменены спустя год в 2019.

Формы

Структурные изменения предприятия также включают и другие особенности.

Реформа ЗАО и ОАО в ООО предполагает уведомление Федеральной службы по финансовым рынкам о намерении изменения ОПФ предприятия. Уведомление должно включать указание о том, что все акции были погашены. Помимо этого при реформе ОАО необходимо уведомлять всех сторонних держателей реестра.

Обратная же реорганизация ООО в акционерное общество требует выпуска акций в Федеральной службе по финансовым рынкам и их гос. регистрацию. Акции являются ценными бумагами, формирующими уставной капитал предприятия.

Как уже было сказано перевод ЗАО в ОАО или наоборот не является реорганизацией.

Реформирование МУП или ФГУП в ООО или ОАО запрещено законом. Такое ограничение указано в ст. 34 от 14.11.2002г. № 161-ФЗ.

Здесь говорится о том, что унитарное предприятие может быть преобразовано только в муниципальное или государственное учреждение. Изменение формы организации может быть только после того, как инициатор приватизирует государственное учреждение.

Порядок

На примере реорганизации ООО в ЗАО можно рассмотреть пошаговый план процедуры преобразования предприятия. Это позволит учесть все важные моменты и не допустить ошибок.

  1. Определение новой ОПФ предприятия уполномоченными лицами.
  2. Утверждение формы, условий реформирования. Порядок изменения долей участников на акции. Согласование устава реорганизованного предприятия на общем собрании.
  3. Установление нового или сохранение старого адреса организации.
  4. Составление передаточного акта при необходимости.
  5. Оплата .
  6. Предоставление сведений в Пенсионный фонд России уполномоченными лицами.

Отчёты и подтверждения

Составление отчётности и подтверждения всех финансовых и материальных передвижений от ликвидируемого предприятия к новому указываются в передаточном акте.

Сюда входят:

Бухгалтерская отчётность Отчётность в 2019 году определяет не только состав имущества, но и обязательства реформируемого предприятия. На её основании даётся оценка, составляемая на день предшествующий окончанию ликвидации.
Акты инвентаризации В них включено не только казённое имущество предприятия, но и его обязательства.
Учётные документы По материальным ценностям первичного характера, описи другого имущества организации которые необходимо передать при преобразовании.
Опись кредиторской и дебиторской задолженностей Необходимо также прикладывать информацию, о том, что кредиторы и дебиторы были письменно уведомлены об изменениях ОПФ предприятия.

Ограничения и обязанности

Ряд ограничений касается не только формы преобразования, но и минимальных требований к учредителям, уставному капиталу и другим аспектам реформируемого предприятия:

  • уставной капитал или минимум 10000 руб. , ОАО – 100000 руб. ;
  • , а ЗАО, ОАО, ООО должны иметь более одного учредителя;
  • для товарищества – учредитель должен иметь статус ИП, в структуре организации их должно быть не менее 2-х;
  • некоммерческие партнёрства имеют не менее 2-х учредителей;
  • имеет в составе не менее 5-ти членов;
  • должна содержать в своём наименовании указание на планируемую или уже осуществляемую деятельность.

В отношении некоторых форм предприятий также присутствуют некоторые обязанности при реорганизации:

Для проведения процедуры реорганизации инициатор обязан предоставить ряд документов, которые могут быть различны в зависимости от того, какая форма была и будет у юридического лица

Налоговый вопрос

Необходимость проведения преобразования АО в ООО может быть обусловлена различными причинами. Это бывает связано с уменьшением расходов по содержанию АО, отсутствием обязанности по раскрытию информации акционерными обществами, ведения реестра акционеров специализированными регистраторами, проведению обязательного ежегодного аудита, удостоверения решений общих собраний акционеров нотариусами или регистраторами и рядом иных причин.

Реорганизация в форме преобразования АО в ООО сохраняет за ООО все права и обязательства акционерного общества. Необходимо знать, что ОГРН и ИНН у ООО будут иными, чем у АО, а также регистрационные номера в ПФР, ФСС и Росстате. Номер расчетного счета как правило банки не меняют.

Рассмотрим по порядку все этапы проведения процедуры преобразования АО в ООО.

План (структура) преобразования АО в ООО:

  1. Этап первый. Предварительный.
  2. Этап второй. Принятие решения о проведении общего собрания акционеров с повесткой о преобразовании АО в ООО.
  3. Этап третий. Подготовка проектов документов для реорганизации, для утверждения их общим собранием акционеров.
  4. Этап четвертый. Подготовка к проведению общего собрания акционеров. Сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров.
  5. Этап пятый. Проведение общего собрания акционеров АО. Принятие решения о преобразовании АО в ООО.
  6. Этап шестой. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации в форме преобразования АО в ООО.
  7. Этап седьмой. Уведомление кредиторов АО. Публикация сообщения о реорганизации в форме преобразования АО в ООО в «Вестнике государственной регистрации».
  8. Этап восьмой. Предъявление акционерами требования о выкупе акций. Выкуп акций по требованию акционеров.
  9. Этап девятый. Сверка с Пенсионным фондом.
  10. Этап десятый. Регистрация ООО, создаваемого в результате преобразования АО.
  11. Этап одиннадцатый. Заключительные этапы реорганизации АО в ООО.

В настоящей статье приведена пошаговая инструкция по проведению процедуры преобразования АО в ООО.

С 2014 года процедура преобразования АО в ООО была существенно упрощена. Так, нет необходимости в проведении ряда этапов, однако до настоящего времени имеются трудности проведения упрощенной процедуры на практике. Поэтому для начала мы рассмотрим полную процедуру проведения реорганизации в форме преобразования АО в ООО, которая даст 100% результат регистрации реорганизации, а затем этапы, которые не обязательны в силу ГК РФ, но пока обязательны в силу ряда иных законов.

Предварительный.

Необходимо подумать, каким Вы хотите видеть будущее ООО.

Оно может быть полностью идентичным акционерному обществу, а может иметь различия, в т.ч. в части наименования, адреса, видов деятельности, руководителя и прочие.

Для начала определяемся с тем:

  • Каким будет наименование ООО (полное, сокращенное, на иностранном языке).
  • Где будет находиться ООО - адрес (место нахождение).
  • Какой будет система налогообложения (ОСНО или УСН).
  • Каким будет размер уставного капитала ООО. Размер Уставного капитала образуемого ООО может отличаться от размера Уставного капитала АО, как в большую сторону, так и в меньшую, но не менее установленного минимума.
  • Какими будут виды деятельности ООО по ОКВЭД.
  • Кто будет Генеральным директором ООО.

При проведении преобразования АО в ООО является обязательным проведение инвентаризации (ч. 3 ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем АО (пп. 2.2, 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Может возникнуть ситуация, когда некоторые акционеры проголосуют против принятия решения о реорганизации или не примут участие в голосовании. В этом случае, такие акционеры будут вправе предъявить требование о выкупе принадлежащих им акций. Т.к. выкуп акций производится по цене определенной советом директоров АО, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком, при подготовке к собранию необходимо произвести независимую оценку стоимости акций.

Принятие решения о проведении общего собрания акционеров с повесткой о преобразовании АО в ООО.

Решение о реорганизации в форме преобразования АО в ООО относится к компетенции общего собрания акционеров. Как правило, Совет директоров АО созывает общее собрание акционеров, а в случае его отсутствия лицо, наделенное такими полномочиями, указанное в Уставе АО. Обычно это руководитель (Генеральный директор) АО.

Подготовка проектов документов для реорганизации, для утверждения их общим собранием акционеров.

Т.к. акционеры имеют право знакомиться с документами до проведения собрания, необходимо подготовить следующие проекты:

  • Решение о реорганизации в форме преобразования. Оно должно содержать:
    1. наименование создаваемого ООО.
    2. сведения о месте нахождения создаваемого ООО.
    3. порядок и условия преобразования.
    4. порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале ООО.
    5. указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа ООО (Генеральный директор).
    6. указание об утверждении Передаточного акта.
    7. указание об утверждении Устава ООО.
    8. список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре ООО (если в ООО свыше 15 Участников ООО или Уставом ООО предусмотрено её образование).
    9. список членов коллегиального органа ООО (если в соответствии с Уставом ООО предусмотрено его образование).
  • Устав ООО.
  • Передаточный акт.
    Важно!!! Передаточный акт составляется и утверждается на дату принятия решения о реорганизации в форме преобразования. Несмотря на то, что к моменту государственной регистрации ООО эти цифры изменяться, никаких дополнительных или обновленных актов делать не нужно. Для это в силу ГК Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
  • Информация о кандидатах на должности управления ООО.
  • Годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, последняя квартальная бухгалтерская отчетность АО.
  • Отчет независимого оценщика рыночной стоимости акций.

Подготовка к проведению общего собрания акционеров. Сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров.

Прежде, чем сообщить акционерам о проведении общего собрания акционеров, необходимо получить у регистратора Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Такой список должен быть составлен не ранее чем через 10 дней с момента принятия решения о проведении общего собрания акционеров, но и не более чем за 35 дней до его проведения.

После составления Списка лиц, имеющих право на участие в собрании, всех указанных в нем акционеров необходимо известить о проведении собрания. Способ уведомления акционеров как правило указан в Уставе АО. Если не предусмотрен какой-либо иной способ, то сообщение о проведении собрания направляется акционерам заказным письмом или вручается под роспись. Такое сообщение необходимо разослать не менее чем за 30 дней до даты проведения собрания.

Сообщение о проведении общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать:

  1. Полное фирменное наименование АО.
  2. Место нахождения АО.
  3. Форма собрания.
  4. Дата, время, место проведения общего собрания.
  5. Дата определения лиц, имеющих право на участие в собрании.
  6. Повестка дня.
  7. Порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению акционерам АО при подготовке к общему собранию, и адрес, по которому с ней можно ознакомиться.
  8. Время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании.
  9. Информация о наличии у акционеров права требовать выкупа акций, сведения о цене и порядке осуществления выкупа.
  10. Категории (типы) акций, владельцы которых имеют право голоса по всем или некоторым вопросам повестки дня общего собрания акционеров.

Проведение общего собрания акционеров АО.
Принятие решения о преобразовании АО в ООО.

С 01 октября 2014 г. принятие решения общим собранием акционеров и состав лиц, участвующих в собрании АО, должно быть подтверждено нотариусом или специализированным регистратором. Исключением из данного правила является акционерное общество, состоящее из единственного акционера. В таком случае решение о реорганизации акционер принимает и подписывает в простой письменной форме.

Поэтому для проведения общего собрания акционеров с составом акционеров два и более, необходимо заблаговременно договориться с нотариусом или специализированным регистратором о дате, времени и месте проведения общего собрания акционеров, а также о перечне документов, которые им необходимы.

В назначенный день проводится общее собрание акционеров, на котором принимается (или не принимается) решение о реорганизации в форме преобразования АО в ООО. Общее собрание акционеров правомочно, если на нем присутствуют акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций АО.

Для принятия решения о реорганизации достаточно, если за него отдали три четверти голосов акционеров - принимающих участие в собрании.

По итогу проведения собрания составляется два Протокола, подписываемые Председательствующим и Секретарем:

  1. Протокол об итогах голосования.
  2. Протокол общего собрания акционеров.

В случае подтверждения принятых решений и состава лиц, участвующих в собрании АО нотариусом - нотариус оформляет Свидетельство об удостоверении этих фактов.

Протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней и в срок не более 7 рабочих дней с даты его составления, предоставляется регистратору в виде копии или выписки из протокола.

Важно!!! В случае если АО состоит из единственного акционера, нет надобности в соблюдении процедур созыва, проведения общего собрания акционеров, а также удостоверении решения АО, принятого единственным акционером, нотариусом или регистратором.

Уведомление регистрирующего органа (ФНС) о начале процедуры реорганизации в форме преобразования АО в ООО.

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации в форме преобразования АО в ООО необходимо уведомить регистрирующий орган (ФНС). Для этого руководитель АО заверяет у нотариуса форму Р12003 (Уведомление о начале процедуры реорганизации) и предоставляет её в регистрирующий орган вместе с Протоколом о реорганизации.

В случае подтверждения принятых решений и состава лиц, участвующих в собрании АО нотариусом - Свидетельство об удостоверении этих фактов предоставляется к Протоколу в виде нотариальной копии.

При правильном оформлении документов через три рабочих дня регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о том, что АО находится в стадии реорганизации и выдаст об этом соответствующий Лист записи.

Уведомление кредиторов АО. Публикация сообщения о реорганизации в форме преобразования АО в ООО в «Вестнике государственной регистрации».

АО в течение пяти рабочих дней после даты направления в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации.

А после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц публикует в «Вестнике государственной регистрации» уведомление о своей реорганизации.

Предъявление акционерами требования о выкупе акций. Выкуп акций по требованию акционеров.

Акционеры вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае, если они голосовали против принятия решения о реорганизации или не принимали участие в голосовании. Требования акционеров о выкупе акций должны быть предъявлены в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации.

АО должно выкупить акции у акционеров, предъявивших требование о выкупе в течение 30 дней.

Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров АО, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком.

Сверка с Пенсионным фондом.

В течение одного месяца со дня утверждения Передаточного акта (даты решения о реорганизации) в ПФР необходимо подать сведения о застрахованных лицах. Желательно провести сверку с ПФР об отсутствии каких-либо задолженностей в части сданных отчетов и получить соответствующую Справку, которую предоставить в комплекте с документами на регистрацию ООО.

Регистрирующий орган в процессе рассмотрения документов о регистрации реорганизации в форме преобразования АО в ООО в любом случае будет запрашивать ПФР о наличии задолженности по персонифицированному учету и в случае отрицательного ответа ПФР - выдаст отказ в государственной регистрации реорганизации.

Регистрация ООО, создаваемого в результате преобразования АО.

Документы для государственной регистрации ООО могут быть поданы в регистрирующий орган (ФНС) не ранее чем через 3 месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

В регистрирующий орган подаются:

  • Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма Р12001), заверенное руководителем АО.
  • Устав создаваемого ООО - 2 экз.
  • Передаточный акт.
  • Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с п.п. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 ФЗ от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ от 30 апреля 2008г. № 56-ФЗ (можно не представлять, регистрирующий орган может получить его по межведомственному запросу).
  • Квитанция (платежное поручение) об оплате госпошлины в размере 4 000 руб.
  • Уведомление о переходе на УСН, если ООО собирается применять данный вид системы налогообложения (можно подавать не сразу, а в течение 30 дней после регистрации нового ООО).

Представлять в регистрирующий орган Решение о реорганизации не требуется.

Срок государственной регистрации ООО, создаваемого в результате преобразования АО, составляет 5 рабочих дней.

По итогам положительной государственной регистрации ООО, регистрирующий орган выдает:

  • Лист записи о государственной регистрации ООО.
  • Лист записи о прекращении деятельности АО в результате реорганизации.
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет ООО.
  • Уведомление о снятии с налогового учета АО.
  • Устав.

Заключительный.

После получения документов о регистрации ООО можно изготовить печать ООО (Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе ООО).

Регистрация ООО во внебюджетных органах - Пенсионном Фонде РФ и Фонде социального страхования РФ - происходит автоматически. После постановки на учет в этих фондах Уведомление как правило направляется почтовым отправлением по адресу (место нахождению) ООО. Так бывает не всегда, поэтому чтобы не ждать, можно самостоятельно или по доверенности получить эти Уведомления в соответствующем территориальном отделении, также как и Уведомления о снятии с учета АО.

Коды статистики также присваиваются автоматически и распечатываются с сайта Росстата.

Если реорганизуемое АО имеет лицензии, а также, если на балансе находятся транспортные средства, недвижимое имущество - после реорганизации в ООО потребуется переоформление на правопреемника.

ООО, созданное в результате реорганизации АО, обязано сообщить регистратору о факте своей государственной регистрации (о внесении записи о прекращении деятельности реорганизованного АО) в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Ценные бумаги АО при реорганизации в форме преобразования погашаются. О чем выдается регистратором соответствующий документ.

В течение 30 дней с даты государственной регистрации реорганизации в форме преобразования необходимо направить в Центральный банк РФ Уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, которое должно быть составлено в соответствии с Приложением 26 к Положению, утвержденному Банком России № 428-П и подписано руководителем ООО.

К Уведомлению в ЦБ РФ должны быть приложены:

  • копия Листа записи о прекращении деятельности АО.
  • копия Решения о реорганизации АО.
  • выписка из реестра акционеров о погашении акций.

О преобразовании АО в ООО необходимо также уведомить банк, в котором был открыт р/с АО и контрагентов об изменении организационно-правовой формы и реквизитов.

Все находящиеся на хранении и подлежащие хранению подлинники документов АО передаются созданному в результате реорганизации ООО.

Этапы, не обязательные для соблюдения процедуры реорганизации преобразования АО в ООО.

Для упрощения процедуры преобразования в ГК были внесены соответствующие изменения, однако до настоящего момента не внесены изменения в ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В связи с этим, порой возникают сложности при проведении процедуры реорганизации в форме преобразования, т.к. ГК освободил от некоторых этапов, а федеральные законы по-прежнему их требуют.

Так, в соответствии с ГК не требуется составление Передаточного акта и публикация сообщения о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации».

Реорганизация в форме преобразования АО в ООО считается сложным и длительным процессом, на который при проведении такой процедуры собственными силами уходит от полугода. Если Вы не хотите потерять драгоценное время, деньги и попасть на штрафы - доверьтесь профессионалам! Мы имеем многолетний опыт реорганизации в форме преобразования АО в ООО и десятки успешно зарегистрированных преобразований.

Провести реорганизацию в форме преобразования АО в ООО под силу юристу, у которого много усердия, желания разобраться в процедуре самостоятельно и времени на поиски необходимой информации в интернете. Самое главное, не упустить ни одного важного момента, чтобы к концу процедуры реорганизации не откатиться в самое её начало из-за какой-нибудь на первый взгляд упущенной «мелочи».


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник