15.06.2019

Порядок декларирования товаров тк тс. Таможенная декларация: функции и порядок оформления. Транзитная таможенная декларация


«Рабочий — это источник идей, а не просто пара действующих рабочих рук»

(с просторов Интернета)

Доброго времени суток, дорогой читатель. Вот и наступают первые деньки лета, а погода в славном городе Ростове не перестает удивлять своей нестабильностью. Очень частые перепады от солнца к грозам и ливням по несколько раз на дню давит на мозги и сосуды даже здорового человека. Это климатический хаос заставляет не на шутку нервничать.

Однако не об этом наша сегодняшняя статья. Сегодня, в продолжение недавно начатой рубрики про адаптацию, мы разберем подробнее управление адаптацией для молодых сотрудников, стадии того, как молодой сотрудник будет вливаться в новый коллектив и что следует учесть, нанимая нового сотрудника. Сразу предупреждаю, в статье не будет лишней лирики. Все по делу. Приступим.

Адаптация представляет собой довольно объемный комплекс техник и методик, и в то же время имеет чисто индивидуальный характер. Следует отметить, что в адаптации немаловажную роль играет такая фигура, как ментор или наставник.

Начнем рассматривать адаптацию с группы молодых специалистов.

Как выглядит этот комплексный подход к адаптации молодых, еще зеленых специалистов?

Процесс адаптации в данном случае будет содержать шесть этапов. Предоставим идеальный сценарий адаптации.

Этап первый — общий экскурс.

На этом этапе происходит общее ознакомление сотрудника с компанией и будущей профессией.

Этап второй — расширение круга знакомств.

На этом этапе идет положительная реакция работника, новые знакомства, расширение круга по интересам. Сотрудник, ввиду отсутствия проявлений в конфликтных ситуациях, является во всех смыслах положительным человеком.

Этап третий — установление поведение. Приобретение авторитета.

На этом этапе сотрудник подхвачен волной своего коллектива, начин6ает проявлять себя, завоевывая авторитет и уважение.

Этап четвертый — творческий накал.

Сотрудник активно выражает свои идеи и нововведения, проявляется его творческая жилка, которая станет впоследствии фундаментом его продвижения.

Этап пятый — принятие общео на себя.

На данной стадии происходит трансформация восприятия сотрудника. Все происшествия касаются отныне не только самой компании, но и лично сотрудника.

Этап шестой — уравновешенный профессионализм.

На этом этапе сотрудник работает уравновешенно, имеет собственные установки и методологибю работы, рекомендация себя в качестве надежного профессионального сотрудника. Как правило, если на данном этапе идет все хорошо - сотрудник переходит на ответственные должности, иными словами происходит продижение по карьерной лестнице.

Что важно знать и что должно быть предоставлено в готовности к приходу нового сотрудника?

Очень важный фактор положительной адаптации и дальнейшей успешной работы сотрудника заключается в том, насколько точно новое рабочее место и должность соответствует его требованиям и ожиданиям. Сбои в документообороте, проблемы с бухгалтерией, неподготовленность рабочего места и техники, может значительно омрачнить рабочий настрой сотрудника, а следовательно и мотивацию. Так же немаловажно структурированность и четкая прозрачность работы и адаптации самого сотрудника. Очень важно не только подготовить необходимую инфраструктуру для сотрудника, но и обеспечить его планомерной, качественно поступающей информацйией, а следовательно — выделить наставника. О наставниках мы еще поговорим позднее, поскольку эта тема так же интересна, и имеет свои нюансы. Поэтому, не поленитесь и назначьте наставника, учитывая, что данная должность должна быть удобна не только сотруднику, но и наставнику. Об этом тоже мы поговорим впоследствии.

Важно помнить, что сильные и слабые стороны сотруюника тоже требуют свою корректировку, поэтому, нанимая сотрудников, делайте себе зарубку на будущее, что нужно будет вкладываться в повышение квалификации для сотрудников. Это, кстати, тоже очень важно, и пренебрегать этим будет только самой компании дороже.

Разумеется, адаптация для молодых сотрудников разительно отличается от адаптации руководителей. Но это уже совсем другая история.

Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями настоящей главы при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

Декларирование – это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенную таможенную процедуру или по завершению действия такой процедуры. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенная процедура которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союз и выполняет следующие функции:

– обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;

– служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранную таможенную процедуру;

Носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

Таможенное декларирование товаров производится в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Электронное декларирование имеет следующие плюсы:

Во-первых, это безбумажная технология. Электронное декларирование предполагает передачу декларации и сопутствующих документов в таможенные органы в электронном виде.

Во-вторых, плюс заметен при таможенном контроле товаров, который осуществляется по долговременным контрактам, если данные по поставкам изменятся, то процесс подготовки и проведения электронных таможенных деклараций займет минимум времени.

В-третьих, данное декларирование обеспечивает полную прозрачность процесса таможенного контроля.

В-четвертых, электронное декларирование дает возможность провести таможенный контроль в автоматическом режиме.

При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза процедура таможенного декларирования начинается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию, и завершается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится получатель товаров или его структурное подразделение. Нормативным правовым актом ФТС России устанавливаются случаи, когда таможенное декларирование ввозимых товаров завершается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза. При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза процедура таможенного декларирования начинается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров или его филиалы и представительства, и завершается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, фактическим пересечением таможенной границы. Нормативным правовым актом ФТС России устанавливаются случаи, когда таможенное декларирование вывозимых товаров начинается и завершается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, а также когда таможенное декларирование отдельных категорий товаров производится только в определенном им таможенном органе.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров также устанавливает специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров исходя из необходимости наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, как культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы и другие специфические товары, либо исходя из необходимости создания условий для ускоренного выпуска таких товаров, как экспресс-грузы, выставочные образцы, товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны, иных товаров.

Таможенный орган вправе отказать в регистрации таможенный декларации. К таким случаям можно отнести если:

1)таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;

2)таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;

3)в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 ТК ТС;

4)таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

5)в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа. В случае отказа в регистрации таможенной декларации таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю. Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза. Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу:

1)решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;

2)решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;

3)решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;

4)решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Таможенный орган обязан зафиксировать дату и время подачи декларации на товары в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При декларировании товаров в электронной форме фиксирование даты и времени подачи декларации на товары и направление декларанту электронного сообщения, содержащего сведения об указанных дате и времени, осуществляются автоматически при поступлении такой декларации в электронную систему таможенных органов.

По требованию декларанта или таможенного представителя таможенный орган обязан выдать подтверждение в письменной форме о дате и времени подачи декларации на товары, за исключением случаев ее подачи в электронном виде способом, позволяющим зафиксировать дату и время подачи указанной декларации программными средствами.

В качестве доказательств невыполнения действий, таможенными органами, декларант или таможенный представитель вправе использовать любые способы подтверждения подачи декларации на товары, включая видео- и фотосъемку, свидетельские показания, показания камер видеонаблюдения, если они установлены в местах подачи такой декларации.

Для специалистов, которые начинают свою работу в сфере таможенного декларирования, команда сервиса Контур.Декларант подготовила полезный словарь. В нем вы найдете доступные объяснения понятий, которые используются в таможенной сфере. Сегодня мы представляем две первые статьи словаря: о таможенном декларировании и таможенном оформлении товаров.

1. Таможенное декларирование товаров

Таможенное декларирование — это подача таможенной декларации в таможенный орган. В декларации указываются сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре, о способе перемещения товаров и условиях внешнеторговой сделки с ними, а также информация о таможенных платежах, подлежащих уплате.

Представить таможенную декларацию может декларант, а также таможенный представитель от имени и по поручению декларанта.

Что нужно декларировать?

Таможенному декларированию в обязательном порядке подлежат все товары, которые ввозят или вывозят с таможенной территории.

Виды таможенной декларации

В зависимости от заявленной таможенной процедуры и лица, перемещающего товары, определяется вид таможенной декларации:

  1. декларация на товары,
  2. транзитная декларация,
  3. пассажирская таможенная декларация,
  4. декларация на транспортное средство.

Во внешнеторговом обороте при экспорте и импорте товаров применяется декларация на товары. Ее форма и порядок заполнения определены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

В какой форме можно декларировать товары

В соответствии с Таможенным кодексом на территории Таможенного союза можно декларировать товары и в письменной, и в электронной форме.

Однако на территории Российской Федерации с 1 января 2014 года введено требование об обязательном электронном декларировании товаров. С этой даты все документы и сведения представляются в таможенный орган исключительно в виде электронных документов. Также в электронной форме происходит дальнейшее взаимодействие между таможенным инспектором и декларантом: они передают друг другу авторизованные сообщения, подписанные электронными подписями.

Постановление Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154 предусматривает перечень исключительных случаев, когда товары допускается декларировать в письменной форме. К примеру, к ним относится:

  • декларирование товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне;
  • декларирование товаров, помещаемых под таможенные процедуры уничтожения, отказа в пользу;
  • декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • декларирование товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц (дипломатами, консулами и т.п.);
  • декларирование товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию.

Кроме того, экспресс-грузы и товары, стоимость которых составляет менее 1000 евро в эквиваленте, разрешается декларировать по упрощенной процедуре — в виде письменного заявления или перечня товаров (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263).

2. Таможенное оформление товаров

Таможенное оформление — это таможенные формальности. Они включают:

  • подачу в таможенный орган РФ пакета документов, на основании которых таможенный орган принимает решение о возможности перемещения товаров;
  • операции, которые совершаются заинтересованными лицами и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства;
  • внесение необходимых платежей на счет таможенного органа (до подачи грузовой таможенной декларации) в качестве уплаты сборов, таможенных пошлин и налогов. Они рассчитываются исходя из условий договора (контракта), стоимости груза и условий перевозки.

Сейчас термин «таможенное оформление» устарел. Он использовался в таможенном законодательстве Российской Федерации в период действия Таможенного кодекса РФ. После того как в июле 2010 года образовался Таможенный союз и вступил в силу Таможенный кодекс, в употребление вошел термин «таможенное декларирование».

Кроме того, существуют разговорные варианты термина «таможенное оформление» — «растаможить товары», «растаможка товаров», которые можно услышать при общении в околотаможенной сфере. Реже встречается термин «таможенная очистка». Он означает «совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру». Именно так его трактует Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотская конвенция). Иначе говоря, таможенная очистка — это выполнение ряда таможенных формальностей при перемещении товаров. К ним относятся: таможенное оформление, таможенный контроль, уплата таможенных платежей и всевозможные административные действия, связанные с легализацией груза, которые необходимы для ввоза/вывоза товаров.

Создающий правовое поле при осуществлении перемещения продукции через таможню. Таможенным служащим предоставляется информации о перемещаемом грузе для последующего таможенного оформления.

Основные понятия

Помещение транспорта или ввозимых грузов под режим таможни и представляет собой таможенное декларирование. Оно подпадает под действие Таможенного кодекса (ТК). Делится на предварительное и основное.

Транспортные средства и продукция, пересекающие государственную границу, подлежат обязательному таможенному декларированию.

Термин декларирования тесно связан с термином «таможенное оформление», т. к. подразумевает под собой процедуру в целом, поэтому из ТК Таможенного союза убрали термин «таможенное оформление». Используется только таможенное декларирование.

Задачи

Декларирование - это процедура, у которой следующие задачи:

  • передача данных о товарах и транспорте службам таможенного контроля для дальнейшего оформления документов;
  • выбор режима таможни, законности операций, проводимых с грузами;
  • контроль за соответствием информации, предоставленной в документах и реальному состоянию дел.

Декларирование соответствия груза

По сути, подается заявление в определенной форме с указанием информации по грузу, если необходимо предоставляются сертификаты на продукции, также данные по транспорту, режим оформления, данные о экспедиторах, сопровождающих груз. Все документы должны подаваться на русском языке, если невозможно, то нотариально заверенный перевод.

Далее идет процедура таможенного контроля. На этом этапе проверяют соответствие всех процедур, товаров, транспорта законам Российской Федерации, также ратифицированным международным договорам. Сейчас проводится электронное декларирование.

Контроль осуществляется на специализированной закрытой территории, которая называется таможенной зоной. Работники таможни обязаны следить за процедурой ввоза либо вывоза и ее соответствием действующему законодательству. Таможенные зоны имеют первичное значение для безопасности государства.

Таможенному контролю присущ принцип выборочности. Из множества мер и форм контроля для каждого случая выбираются те, которые являются необходимыми и достаточными. Примеры декларирования представлены ниже.

Задачи таможенного контроля:


Таможенный контроль и его формы

  • опрос в устной форме;
  • проверка документов;
  • проверка соблюдения таможенного законодательства;
  • осмотр в зоне таможни;
  • объяснения по грузу;
  • личный досмотр, досмотр груза;
  • проверка товарных знаков, маркировки;
  • пересчет товаров, находящихся под процедурой таможенного контроля;
  • выезд сотрудника для осмотра складов, территорий;

  • проверка отчетности участников таможенных отношений, их материального состояния.

Без таможенного декларирования товаров невозможно осуществить контроль. Он заканчивается только с проездом границы. Процедура контроля ответственное мероприятие, поэтому очень часто процедура похождение границы может затягиваться на несколько дней.

Бывают ситуации, когда органы власти вынуждены проверять данные таможенной декларации уже после таможенной очистки продукции и транспорта. Это право законодательно закреплено в ТК РФ. Установлен трехлетний срок давности.

Формы таможенного декларирования товаров

Их всего три.

  1. Устная. Применение возможно только физическими лицами при провозе через таможенную зону грузов для личного использования, багажа, личных вещей. В этом случае достаточно сказать, что нет грузов, подлежащих декларированию. Гражданин далее следует через «зеленый коридор».
  2. Электронное декларирование. Подача информации о декларируемых грузах посредством электронных средств связи.
  3. Письменная. Применяется в случае нахождения в багаже, общем грузе товаров или продукции, подпадающих под действие таможенного законодательства.

Особое внимание уделяется электронному таможенному декларированию и письменной форме декларации. Последняя предполагает произвольную форму подачи сведений, а также на специальном бланке установленного образца.

С электронной таможенной декларацией все гораздо серьезнее. Для ее заверения нужно будет получить специальную цифровую подпись, поэтому для физических лиц, пересекающих границу в частном порядке, такая форма таможенного декларирования не применяется.

Виды

  1. Предоставление частичной информации по экспортным или импортным товарам называется неполным таможенным декларированием. Применяется достаточно редко и только при отсутствии сведений о части товара по объективным причинам, не зависящим от декларанта. Этот вид декларирования товаров тем не менее не освобождает от подачи дополненной таможенной декларации в течение 45 дней после ввоза импортных товаров и течение 8 месяцев для экспортных товаров.
  2. Перемещение юридическими лицами товаров, связанных с внешнеэкономической деятельностью осуществляется только с использованием полного таможенного декларирования.
  3. Временное. Применяется только для экспортных товаров, когда отсутствуют все данные для корректного начисления таможенных выплат.
  4. Предварительное. В этом случае оформление импортных товаров проходит до момента ввоза или когда они не прошли транзит.

Примеры декларирования приводятся в специальной базе данных ТН ВЭД ЕАЭС. Здесь осуществляется поиск по товарам, которые прошли таможенное оформление.

Кто может выступать декларантом?

Выступать декларантом можно только в следующих случаях:

  • наличие контракта, который предполагает пересечение товаров через границу государства;
  • если имеются права на имущество, обязательное к декларированию и без контракта ВЭД.

Существуют ситуации, когда при прохождении товаров через таможенный контроль не могут находиться граждане государств-участниц Таможенного союза, тогда декларантами могут выступить:

  • Физические лица, проводящие продукцию для собственного употребления.
  • Физические лица, имеющие льготы при таможенном декларировании (дипломаты, фонды, иностранные граждане, получившие льготные статусы в соответствии с межгосударственными соглашениями).
  • Лица, указанные в контракте, у которых есть право распоряжения или частичной собственности на продукцию. При этом одна из сторон имеет юридическую регистрацию на территории Таможенного союза.

Что еще входит в таможенный транзит?

Таможенный транзит помимо всех субъектов, имеющих непосредственное отношение к грузу, включает также экспедиторов (зарегистрированных на территории ТС) или представителей транспортных компаний, перевозящих транзитные товары.

В настоящее время на территории Таможенного союза применяются переходные положения по декларированию товара, и определяется, какой из субъектов может выступать декларантом, это связано с разработкой единой нормативно-правовой базы в таможенной сфере, также унификацией налогового, валютного, банковского законодательства.

Проблемы

Декларирование - это процедура, основная трудность которой состоит в том, что сейчас отсутствует единая ставка налога на добавленную стоимость, общие нормы регистрации налогоплательщиков и присвоения им номеров в базе Таможенного союза, а также необходимо устранить еще целый ряд противоречий, касающихся организационно-технических моментов. Сложный и кропотливый труд по унификации позволит в дальнейшем сформировать благоприятные условия для таможенного декларирования и ввоза и вызова грузов на территории Таможенного союза.

При работе по иностранным контрактам и необходимости ввести груз на территорию Российской Федерации, компании или индивидуальному предпринимателю обязательно нужно будет пройти таможенное декларирование товаров и транспортных средств, а затем и очистку. Намного упрощены процедуры пересечения границ на территории Таможенного союза, если же компания-экспортер не состоит в ТС, то придется проходить обычную процедуру. В этом случае целесообразнее будет обратиться за помощью к компаниям, профессионально занимающимся таможенной очисткой грузов.

Из всех вышеперечисленных процедур юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям лучше будет выбрать предварительное декларирование - это процедура, которая осуществляется посредством электронной подачи декларации. Это позволит сократить время ожидания непосредственно в таможенной зоне въезда груза.

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

Таможенное декларирование – важный момент, создающий условия для реализации правовых норм во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при организации транспортировки продукции через таможню. Сущность этого процесса состоит в предоставлении таможенным служащим информации о перемещаемом грузе, которая необходима для таможенного оформления продукции в соответствии с требованиями законодательства.

Каковы особенности таможенного декларирования товаров

Таможенное оформление представляет собой действия, связанные с помещением транспорта и грузов под режим таможни на основании положений Таможенного кодекса (ТК) Таможенного союза (ТС). Таможенное декларирование имеет две составляющие - предварительное и основное декларирование. Таможенное оформление (таможенное декларирование) основано на соблюдении субъектами ВЭД нормативов, предусмотренных правовыми актами в области режима таможни.

Обязательное таможенное декларирование входит в число важнейших составляющих режимов таможни в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу. Декларирование заключается в предоставлении сотрудникам таможни данных относительно ввозимых/вывозимых товаров, в обязательном порядке подлежащих внесению в таможенную декларацию.

Понятие таможенного декларирования тесно пересекается с таким термином, как «таможенное оформление» как процедура в целом. Во избежание пересечения понятий в различных инструкциях и рекомендациях из Таможенного кодекса Таможенного союза термин «таможенное оформление» изъят, вернее, полностью замещен рассматриваемой в данной статье категорией – таможенным декларированием.

Задачи, которые решаются с помощью таможенного декларирования:

    Обеспечение служб таможенного контроля данными о продукции и транспорте, которые необходимы для реализации целей служб таможни;

    Удостоверение законной легитимности операций, совершаемых декларантом с грузами и транспортом, которые подпадают под тот или иной режим таможни;

    Контроль соответствия информации о продукции и транспорте их реальному состоянию.

Как происходит таможенное декларирование? Эта процедура предполагает заявление в определенном виде точной информации по продукции, транспорту, применяемом к ним режиме оформления, а также предоставление других требуемых данных в отношении физлица, сопровождающего груз.

Под видом декларирования понимаются форма или вариант предоставления заявления, включающего вышеперечисленную информацию, соответствующим службам таможни.

Таможенный контроль и декларирование товаров

Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.

Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.

Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.

Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:

    Проверка соблюдения законности;

    Реализация действующего законодательства;

    Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.

Формы таможенного контроля:

    Проведение опроса в устной форме;

    Документальная проверка;

    Таможенная проверка;

    Наблюдение в границах таможенной территории;

    Получение объяснений;

    Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;

    Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;

    Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;

    Осмотр складов, помещений, территорий;

    Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.

Без таможенного декларирования таможенный контроль невозможен. Нельзя осуществить вывоз имущества без составления таможенной декларации и осуществления иных действий, обязательных при вывозе продукции с территории таможни. Выполнение мероприятий таможенного контроля заканчивается только с пересечением таможенной границы. Это очень ответственный момент, потому нередко возникают задержки и проволочки при реализации мер таможенного контроля.

В некоторых ситуациях уполномоченные органы вынуждены проверять данные, зафиксированные при таможенном декларировании, уже после выпуска товаров и транспортных средств с территории таможенной зоны. И они имеют на это полное право. Законом установлен трехлетний срок, в течение которого товары, утратившие статус нахождения под таможенным контролем, могут подвергаться проверке таможенными органами. Иными словами, после того как имущество фактически покидает границы таможенного контроля, само право контроля не прекращает свое действие, то есть рамки контроля простираются во времени. Еще в течение трех лет продукция (товары, транспортные средства и т.д.) могут быть подвергнуты контролю в виде документальной проверки, поскольку физически они уже проверены быть не могут. За этот период они даже могут утратить свою материальную форму и их существование будет подтверждаться лишь документами таможенного декларирования и, возможно, рядом других документов. Члены Таможенного союза могут повышать трехлетний срок на уровне внутренних законов своих государств. Но в целом согласно ст. 99 Кодекса ТС этот срок не может превышать пяти лет, иначе это уже перейдет границы разумности и целесообразности.

Какие есть формы таможенного декларирования товаров

Правовое регулирование служб таможни допускает применение трех форм таможенного декларирования.

    Устная – предоставление в устной форме сотрудникам таможенной службы информации относительно отсутствия продукции, подлежащей обязательному внесению в таможенную декларацию. Данная форма заявления допускается к применению физлицами при транспортировке через таможенный контроль грузов некоммерческого предназначения, багажа, личных вещей. Устное таможенное декларирование используется в системах двух коридоров пропуска пассажиров. В этом случае лицо, намеренное применить устную форму таможенного декларирования, следует через «зеленый коридор», что сокращает время досмотра и упрощает саму процедуру контроля.

    Электронное таможенное декларирование товаров предполагает информирование таможенных служб относительно перемещаемого через границу груза с использованием электронных средств связи.

    Письменная форма таможенного декларирования товаров применяется в случае наличия в багаже/грузе товаров, которые попадают в перечень для обязательного таможенного декларирования.

Наибольшее внимание таможенных служб уделяется таким формам, как электронное таможенное декларирование и заявление сведений в письменном виде. Письменная форма включает подачу заявки на оформление груза в произвольном виде, а также непосредственно таможенное декларирование на бланке установленной формы вместе с транспортировочной документацией. Такая форма может быть применима для перемещения товаров личного пользования (при условии, что они не попадают в перечень товаров, следующих транзитом или отправляемых системами межгосударственной почты).

Для заверения электронной таможенной декларации используется специальная цифровая подпись. Проверка декларирования, осуществленного в такой форме, производится специализированной информационной системой не позднее чем через три часа после принятия. При пересечении границы физическими лицами в частном порядке электронное декларирование не применяется.

Какие виды таможенного декларирования товаров различают

Основные виды таможенного декларирования, используемые в настоящее время, следующие.

По характеру проводимой процедуры

    Неполное таможенное декларирование предполагает предоставление частичной информации и допустимо к использованию как в отношении товаров импортного, так и экспортного изготовления. Этот вид декларирования применяют в ситуациях, когда отсутствует возможность заявления полного объема необходимых сведений по объективным причинам, которые не зависят от субъекта, подающего декларацию. Для дополнения данных в полном объеме после неполного декларирования предоставляется от 45 дней (продукция импортного производства) до восьми месяцев (для экспортных товаров).

    Полное таможенное декларирование юрлицами, декларирующими товары, перемещение которых связано с ВЭД.

    Временный вид декларирования применим к экспортируемым отечественным товарам в ситуациях, когда отсутствует полный объем данных для начисления таможенных выплат.

    Предварительное таможенное декларирование товаров предназначено для оформления товаров иностранного производства до момента их ввоза либо в случаях, когда продукция не завершила процедуру транзита.

По видам декларирования и способу оформления декларации

    Таможенное декларирование грузов применяется при транспортировке товаров в ходе коммерческих сделок.

    Транзитное таможенное декларирование применяется для товаров, помещаемых под процедуру транзита. Транзитные таможенные декларации могут включать транспортировочную и коммерческую документацию.

    Пассажирское декларирование применяется физлицами в отношении товаров, перемещаемых с целью использования для собственных нужд. Заполнение пассажирской декларации может осуществляться при условии достижения возраста 16 лет и используется при выполнении перемещений товаров физическими лицами для последующего личного использования.

    Таможенное декларирование товаров и транспортных средств проводится при пересечении границ транспортом, осуществляющим международные транспортировки. Такая декларация может включать стандартные формы документации и используется при международных перевозках.

Нормы подачи и оформления вышеописанных вариантов декларации регламентируются Комиссией ТС. Данные, которые вносятся при таможенном декларировании, включая необходимые коды, могут отличаться для разных видов деклараций, что указано в ст. 181 и 182 Таможенного кодекса ТС. Список необходимых для декларирования данных определяется кругом сведений. Согласно им, а также данным для статистического учета таможни и обеспечения возможности применения законодательных норм стран ТС производится расчет платежей таможни.

Товары, подлежащие таможенному декларированию

Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.

Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».

Товары Таможенного союза - это :

    Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;

    Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами - участницами ТС;

    Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран - участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).

Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары . В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.

Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:

    Выпуск для потребления внутри ТС;

    Отказ в пользу страны;

    Операции реимпорта.

Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:

    Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);

    Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);

    Припасы (гл. 50 ТК ТС).

Кто имеет право производить таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенные процедуры

Процедуры таможенного декларирования товаров могут выполняться субъектом, осуществляющим перемещение продукции, или его представителем (декларантом). Таможенными представителями называют юрлиц, представляющих государства ТС, которые имеют возможность взаимодействовать в правовом поле с субъектами декларирования. Они уполномочены во взаимодействии с сотрудниками таможни выполнять операции, предусмотренные Кодексом ТС. Институт таможенных представителей описан в ст. 12–17 данного Кодекса. Его применение осуществляется исключительно в соответствии с национальными особенностями стран ТС. Это положение обусловлено различием регламента по внесению субъектов в реестр представителей таможни в законодательствах стран-участниц. Установление допустимых полномочий для выполнения операций таможенного декларирования происходит на основании ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза. Если обобщить существующие правила, то можно сказать, что для получения прав выступать декларантом необходимо:

    Оформление сделки ВЭД от лица, которое заключило контракт при транспортировке товаров через границу государств ТС;

    Наличие прав владения, использования/распоряжения продукцией при отсутствии контракта ВЭД.

На основании таких положений становится очевидно, что возможность быть декларантом определяется наличием подтвержденных прав на продукцию, в отношении которой применяется декларирование. Таким образом, можно проследить связь между юридическими правами на распоряжение продукцией в составе груза (включая возможность ее уничтожения) и полномочиями субъекта в качестве декларанта.

Для ситуаций, когда при сопровождении товаров через таможенный контроль не присутствуют граждане государств, участвующих в ТС, согласно ст. 186 Кодекса (п. 2) в качестве декларанта осуществить декларирование могут:

    Частные лица , которые провозят продукцию для собственного использования;

    Субъекты , в отношении которых действуют льготные условия таможенного декларирования (представители дипломатических учреждений или официальных представительств стран, фондов, сообществ, а также другие иностранные граждане, получившие особый статус на основании межгосударственных соглашений);

    Представители представительств , действующих на территории Таможенного союза, при транспортировании продукции, которая предназначается для использования непосредственно представительствами;

    Субъекты, которые владеют правом распоряжения продукцией в ходе контракта , в котором одна из сторон зарегистрирована на территории ТС.

Для режимов таможенного транзита перечень субъектов, которые правомочны осуществлять декларирование, включает всех вышеназванных лиц плюс экспедиторов (при условии регистрации на территории Таможенного союза) и представителей транспортных компаний, транспортирующих транзитные грузы.

Определенные трудности в процессе установления наличия прав на таможенное декларирование продукции возникают вследствие существования двух источников, учитывать которые нужно для определения декларантов. Помимо Таможенного кодекса и других законодательных актов ТС, необходимо принимать во внимание положения гражданских правовых актов государств Союза.

К категории наиболее противоречивых положений относят трактовку понятия «внешнеэкономическая сделка». Подробное определение отсутствует как в самом Таможенном кодексе Таможенного союза, так и в положениях действующих законодательств участников ТС. До формирования единого таможенного пространства в рамках Союза любая хозяйственно-экономическая операция между субъектами, зарегистрированными в различных странах, попадала в категорию ВЭД. С момента образования ТС появляется коллизия, которая заключается в трактовке внешнеэкономического контракта между представителями, зарегистрированными на территории ТС, но являющимися налогоплательщиками разных стран. С точки зрения государственных таможенных территорий такая сделка должна сопровождаться декларированием по требованиям ВЭД. Все было бы правильно, если бы при этом продукция пересекала границы ТС. Если же такой момент отсутствует, то в вопросах установления прав декларанта следует руководствоваться ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза, в которой описаны все возможные варианты определения декларанта.

При рассмотрении вопроса определения правомочий потенциального декларанта необходимо отметить некоторые особенности переходных нормативов, которые представлены в ст. 368 вышеуказанного Кодекса. Здесь указано о допустимости таможенного декларирования в ТС при следующих условиях:

    Декларирование товаров на таможне государств - участников Таможенного союза может осуществляться субъектами, которые зарегистрированы, постоянно проживают на территории государства ТС, кроме случаев, допускающих декларирование иностранными гражданами (описано в п. 2 ст. 186 ТК ТС);

    Декларирование может осуществляться представителями консульских и диппредставительств, а также международных организаций стран Таможенного союза при условии подачи декларации таможенным службам страны, в которой они располагаются.

Присутствие переходных положений в вопросах установления правомочности таможенного декларирования субъектами объясняется тем, что в настоящее время уже применяются единые правовые нормативы в таможенной сфере, но еще отсутствует унификация валютного, налогового, банковского и других законодательств. На данном этапе отсутствуют единая ставка НДС, общие нормы идентификации налогоплательщиков и их регистрации, а также существует целый ряд других противоречий, касающихся не только правовых, но и организационных или технических моментов. Такая ситуация обусловливает присутствие переходных норм в правовых документах ТС. Это позволяет формировать наиболее благоприятные условия для осуществления таможенного декларирования и контроля выпуска грузов в Таможенном союзе. Действующие нормативы предполагают совершение декларирования таможенной стоимости товаров хозяйствующими субъектами в органах государств, на территории которых они зарегистрированы. Данное положение не распространяется на продукцию, следующую в таможенном режиме транзита, при котором допускается декларирование иностранными субъектами.

В каком случае возможно таможенное декларирование товаров для личного пользования

Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, также должны быть подвергнуты процедуре таможенного декларирования. Таможенное декларирование (составление таможенной декларации) – обязательное условие прохождения процедуры перемещения товаров через границу. Но вид такой декларации будет зависеть от вида процедуры.

Пункт 36 ст. 4 ТК ТС содержит определения тех товаров, которые могут расцениваться как предназначенные для личного пользования. Это те вещи, которые используются либо созданы для использования в личных целях, для осуществления бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Обычно через границу их перевозят в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, с помощью международных почтовых отправлений, путем доставки перевозчиком и так далее (ст. 353 ТК ТС).

Для физических лиц предусмотрен особенный упрощенный порядок перемещения товаров. Способы для перемещения товаров, предназначенных для личного пользования, отличаются меньшим набором требований к процедуре, отсюда этот порядок называется упрощенным. Но необходимо учитывать, что количество и стоимость таких товаров не должны превышать установленной для данной категории объектов величины, иначе они уже не смогут подвергаться таможенно-тарифному регулированию как перемещаемые в упрощенном порядке. Упрощенный порядок нередко подразумевает освобождение физического лица, провозящего имущество через границу, от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как выяснить предназначение перемещаемых объектов? Как отграничить товары для предпринимательской деятельности от товаров для личного потребления, ведь зачастую граница бывает весьма условной? Отнесение объектов к той или иной категории осуществляется самими таможенными органами, но на основании заявления субъекта перемещения – физического лица. Человек, перемещая товары через границу, сообщает представителям таможни о том, к какой категории он сам относит перемещаемые объекты (сообщает устно или с помощью таможенного декларирования в письменной форме). Дальнейшую оценку должны дать сами таможенные органы, применяя при этом систему управления рисками. Представители уполномоченного органа берут во внимание не только количественные и стоимостные характеристики товара, но и частоту пересечения данным физическим лицом границы государства и провоза товаров через таможню.

В повседневной деятельности таможенных органов критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке.

    Свойства товаров, их предназначение . Если традиционно данный вид товаров не используется в быту и не имеет таких потребительских свойств, которые позволили бы предположить возможность применения объекта для личных целей, то представители таможенных органов обычно относят подобные товары к объектам, предназначенным для предпринимательской деятельности.

    Количество товаров. Очевидно, что, если физическое лицо провозит огромное количество однородных товаров (например, платья одного и того же фасона, цвета, но разных размеров), то убедить таможенных работников в том, что эти вещи предназначены исключительно для личного потребления лица, вряд ли удастся. Надо оценить, насколько объем товаров превышает реальные возможности потребления данного лица или его семьи, чтобы утверждать, что товары перемещаются для предпринимательских целей.

    Частота перемещения товаров через таможенную границу. Разумно предположить, что, если одно и то же физическое лицо периодически провозит через границу однородные товары, хотя и в малых количествах, оно делает это вероятнее всего для предпринимательских целей. То же можно сказать о почтовых отправлениях, совершаемых между одними и теми же субъектами одновременно либо в течение одного месяца. Такие отправления вполне обоснованно могут расцениваться как предназначенные для предпринимательских целей.

Если таможенное декларирование товара физическим лицом в отношении предназначения объекта не совпадает с оценкой работников таможенных органов, то преимущество имеет мнение последних. Нужно помнить, что и потребности физических лиц, перемещающих товары через границу, индивидуальны, и свойства товаров могут быть очень разными. Поэтому каждый случай провоза товара рассматривается в отдельности. Сотрудники таможни обычно берут во внимание следующие факты:

    Состав семьи физического лица;

    Обычную потребность человека в такого рода товарах;

    Место работы (если есть);

    Место жительства (территория Таможенного союза, соседство с границей);

    Цель поездки, частота повторений поездок;

    Ассортимент объектов, перемещаемых через границу;

    Документальное подтверждение приобретения данных товаров в розницу;

    Частота перемещения идентичных товаров различными физическими лицами.

В ходе опроса могут быть выявлены иные имеющие значение факторы.

Основными документами, которые удостоверяют факт неоднократности перемещения через границу однородных товаров за конкретный отрезок времени, являются пассажирские таможенные декларации. По отметкам на них, сделанным таможенными работниками, всегда легко определить, были ли ранее выпущены за границу подобные товары либо в выпуске было отказано. Вполне возможна ситуация, при которой лицо, часто пересекая границу государства, не имеет возможности ввозить те или иные группы однородных товаров.

По правилам таможни цель использования ввозимых товаров должна быть указана в личном заявлении человека, пересекающего границу. Заполняя форму, приведенную в приложении к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», физическое лицо указывает факт приобретения имущества на территории ТС, а также принадлежность продукции – для личных целей. Подобное заявление должно совпадать с информацией, которая присутствует на упаковке товаров, на бирках, ярлычках и прочей документации, если таковая имеется.

Закон содержит круг товаров, продукции, имущества, которые не могут быть признаны перемещаемыми для целей личного использования. Вот перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования :

    Котлы центрального отопления;

    Природные алмазы;

    Солярии для загара;

    Аппаратура и оборудование для фотолабораторий;

    Те товары, за вывоз которых государство установило определенные пошлины. Вывозными пошлинами не облагаются раба, морепродукты (кроме икры осетровых видов рыб) весом, не превышающим 5 килограммов; икра осетровых видов рыб весом, не превышающим 250 граммов; топливо, залитое в баки транспортного средства для личного пользования, или в отдельной емкости – максимум 10 литров;

    Драгоценные металлы и драгоценные камни таможенной стоимостью более 25 тыс. долларов в эквиваленте;

    Двигатели внутреннего сгорания, кроме двигателей для водных судов;

    Косилки (сюда не входят газонокосилки для парков и спортплощадок), сенозаготовительные, уборочные машины, механизмы для обмолота, прессования сена и соломы;

    Некоторые машины и оборудование (например, оборудование для производства или отделки войлока или фетра, приборы и аппаратура для обнаружения или измерения ионизирующих излучений);

    Тракторы, моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки грузов или пассажиров; транспортные средства промышленного назначения самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами;

    Прицепы для перевозки автомобилей;

    Суда, лодки и плавучие конструкции, кроме яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта, гребных лодок и каноэ;

    Медицинская техника и оборудование, за исключением необходимых для использования в пути следования либо по медицинским показаниям;

    Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей;

    Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная; парикмахерские кресла и аналогичные кресла;

    Игры, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или аналогичными средствами оплаты;

    Товары, подлежащие экспортному контролю в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

К большому сожалению участников таможенных отношений, совершающих перемещения продукции, этот перечень не является исчерпывающим. К еще большему сожалению сотрудников таможни, им необходимо обладать действительно глубокими познаниями законодательства и аналитическим складом ума, чтобы правильно и точно определить возможность ввоза/вывоза продукции в каждом конкретном случае. Было бы гораздо проще, если бы все ограничивалось одной инструкцией.

Одна из важнейших стадий перемещения товаров через границу – это таможенное декларирование.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в форме заполнения пассажирской таможенной декларации (ПТД) . Бланк для нее разработан решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287. Этой формой необходимо руководствоваться почти во всех случаях, кроме случаев пересылки международных почтовых отправлений и перемещения путем таможенного транзита. Однако нужно заметить, что физическое лицо может по собственной инициативе заполнить пассажирскую таможенную декларацию, независимо от того, что он провозит те товары для личного пользования, которые по закону не подлежат таможенному декларированию.

Что значит таможенное декларирование стоимости товаров

Таможенный кодекс Таможенного союза посвятил ст. 65 понятию декларирования таможенной стоимости товаров. Здесь используется понятие «декларант» - лицо, которое декларирует перевозимые через границу товары. Процедуре таможенного декларирования отведена целая глава ТК ТС (глава 27). Физические лица, которые провозят товары через таможенную границу исключительно для личного пользования, не обязаны производить таможенное декларирование товара. Для этих участников таможенных отношений предусмотрен другой порядок следования через границу ТС. И он содержится в гл. 49 Таможенного кодекса, дополнен межправительственными актами.

Порядок оформления декларации описан в п. 1 ст. 65 ТК. Так, декларант составляет заявление на имя таможенного органа о тех товарах, которые планирует переместить через границу, о выбранной форме перемещения (таможенной процедуре). В заявлении также указываются свойства товара, имеющие значение для осуществления процедуры. Неотъемлемой составляющей таможенного декларирования по установленной форме является указание таможенной стоимости товара.

Помимо самой стоимости декларант обязан указать, как эта стоимость была выявлена (п. 2 ст. 65 ТК): использованный метод определения величины таможенной стоимости, обстоятельства внешнеэкономической сделки, которые сформировали таможенную стоимость товара. Предоставляя эти сведения, декларант должен приложить необходимые документы для их подтверждения. Существует несколько методов определения таможенной стоимости, которые описаны в Соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». Это методы:

    При сделках с ввозимыми товарами;

    При сделках с идентичными товарами;

    При сделках с однородными товарами;

    Метод вычитания (метод по стоимости реализации товаров на единой таможенной территории);

    Метод сложения (расчетной стоимости);

    Резервный (комбинированный) метод.

Выбор метода осуществляется не произвольно. Самым распространенным считается первый, ко второму декларант может перейти лишь при невозможности использования первого метода. И так до самого конца, в строгой последовательности. Принцип определения стоимости ввозимых товаров таков: таможенная стоимость – это максимально возможная стоимость сделки с таким товаром. Следовательно, за таможенную стоимость продукции принимается та цена, которая будет уплачена или уже фактически уплачена за перемещаемый через границу товар на единой таможенной территории ТС. Эта цена подлежит дополнению согласно условиям ст. 5 Соглашения.

Все остальные методы, предусмотренные Соглашением (определения стоимости с идентичными, однородными товарами, метод сложения и вычитания, а также комбинированный метод), применяются, если таможенную стоимость товара невозможно определить сопоставлением с ценой внешнеторговой сделки.

Для выбора того или иного метода нужно иметь четкое представление, каких именно случаев он касается и как его можно применить на практике. К примеру, методы, касающиеся идентичных или однородных товаров, невозможно использовать без понимания определения понятий однородности и идентичности в рамках таможенного законодательства. Такие определения приведены в ст. 3 Соглашения. Если товары не являются ни идентичными, ни однородными, то декларант может применить к своему товару методы сложения или вычитания. И только в самом крайнем случае используется комбинированный метод (п. 1 ст. 10 Соглашения).

Дело определения таможенной стоимости товара в рамках таможенного декларирования сопряжено с некоторыми сложностями, поэтому лучше решить эту задачу не самостоятельно, а заранее проконсультировавшись с должностными лицами таможенных органов. Порядок согласования цены приведен в ст. 52 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Заинтересованное лицо может направить на таможню запрос, изложенный в письменном виде. И такой запрос станет бесспорным основанием для таможенников ответить заявителю, то есть предоставить информацию о таможенном декларировании также в письменном виде в течение одного месяца с момента поступления запроса. Сотрудники таможенных органов не вправе предварительно определять таможенную стоимость (ст. 113 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Но адекватную и своевременную информацию предоставить сотрудники уполномоченных органов все-таки обязаны. Так, если информация в рамках консультаций была предоставлена несвоевременно, не в полном объеме или является недостоверной, то этот факт может стать причиной убытков заявителя. Убытки можно возместить в судебном порядке на основании норм Гражданского кодекса РФ (ст. 16, 1069 ГК РФ).

Существует норма (ст. 11 Соглашения), которая позволяет декларанту получить ввозимые товары в порядке, установленном законами ТС, в том случае, если на момент ввоза товаров невозможно определить их точную стоимость в связи с отсутствием некоторых элементов (документальных сведений) внешнеторговой сделки, без которых расчет таможенной стоимости товаров не представляется возможным.

От методов таможенного декларирования следует отличать способы, перечисленные в п. 3 ст. 65 ТК. Основным способом таможенного декларирования является заявление о таможенной стоимости в декларации таможенной стоимости, а также в декларации на товары. Но преимущество имеет первый способ. Второй применяется только тогда, когда ДТС не предусмотрена по закону и сотрудники таможенных органов не выдвигают обоснованного требования ее заполнения.

Следует заметить, что декларация таможенной стоимости является обязательным элементом таможенного декларирования в большинстве случаев, декларации на товары без ДТС обычно не принимаются. Следовательно, декларация таможенной стоимости непременно должна быть подана вместе с декларацией на товары. Кроме того, таможенникам предоставляется комплект документов, явившихся основанием для отражения сведений в декларации. Подтверждающая документация – еще одна неотъемлемая часть таможенного декларирования.

Декларация таможенной стоимости должна быть выполнена в электронном виде и на бумажном носителе. Два экземпляра в бумажной форме составляются: один для декларанта с отметкой таможенного органа, а другой для таможни.

Форма декларации таможенной стоимости разработана специалистами, найти ее можно в приложении № 2 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров. Для определения таможенной стоимости следует руководствоваться документом Комиссии ТС № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Будьте внимательны при оформлении внешнеторговой сделки. Большинство споров, касающихся определения таможенной стоимости при таможенном декларировании, связано с фактором влияния на цену сделки взаимозависимости ее сторон.

Какие документы необходимы при таможенном декларировании товаров

Таможенное декларирование физическими лицами или юридическими субъектами сопровождается подачей следующих документов.

    Документы, на основании которых может быть установлена правомочность таможенного декларирования конкретным субъектом.

    Документация, которая удостоверяет факт внешнеэкономического контракта, или другие документы, подтверждающие правомочность распоряжения/владения/использования товарами, следующими через таможенную границу.

    Документация на перевозку товаров.

    Документация, которая служит подтверждением того, что соблюдены все действующие запреты/ограничения в отношении данного вида продукции.

    Документация, служащая подтверждением соблюдения ограничений/запретов по установленным мерам защитного/антидемпингового/компенсационного характера.

    Документация, которая служит подтверждением заявленного кода по классификации товара.

    Платежные документы по выплате/обеспечению платежей, предусмотренных таможенными правилами.

    Подтверждение правомочности применения льготных положений по таможенным выплатам, по налогообложению, пошлинам, которые базируются на особенностях таможенной процедуры.

    Документация, на основании которой допускается корректировка сроков внесения таможенных платежей (налогов, пошлин и т.д.).

    Документация, на основании которой осуществляется декларирование таможенной стоимости.

    Подтверждение факта соблюдения нормативов валютного режима, который соответствует правовым актам стран Таможенного союза.

    Регистрационная документация транспорта, используемого для международной транспортировки при процедурах таможенного транзита.

Каков порядок таможенного декларирования товаров

Декларирование грузов в органах таможни предполагает четкое регламентирование действий специалиста по таможенному декларированию со стороны таможни и со стороны декларанта.

    Оформление установленной формы декларации декларантом и передача ее в таможенные органы до окончания периода, предусмотренного для временного хранения (на импорт), до даты убытия (для экспорта). Для продукции, которая относится к категории предметов, попадающих в разряд средств административных правонарушений, после даты появления решения о возврате, об освобождении от уголовной/административной ответственности декларирование должно осуществляться в течение одного месяца.

    Корректировка информации, предоставленной в ходе таможенного декларирования, может осуществляться до момента выпуска при условии неизменности сумм платежей (исключение составляет изменение таможенной стоимости в декларации); если таможня еще не отправила уведомление о месте/дате досмотра; не были приняты определенные меры таможенного контроля. Корректировка информации, представленной при ввозе, может осуществляться после факта ввоза на условиях, представленных в Решении Комиссии Таможенного союза № 255 от 20.05.2010 г.

    Автоматическая нумерация таможенной декларации осуществляется независимо от последующих решений таможни.

    На изучение документа таможенного декларирования сотрудникам таможни отводится не более 2 часов.

    Решение о регистрации декларации или об отказе принимается на основании проверки с выявлением/отсутствием фактов нарушения таможенных правил.

    При положительном решении о принятии декларации ей присваивают индивидуальный регистрационный номер.

    При отрицательном решении по регистрации декларирования декларант получает письменный отказ с указанием факторов, повлиявших на такое решение.

Кодекс Таможенного союза указывает на особенности таможенного декларирования, которые могут оказать влияние на принятие отрицательного решения по регистрации декларации. В перечень таких причин входят следующие:

    Документы по таможенному декларированию подаются в отделение таможни, которое не обладает правами по их регистрации (в этом случае декларация отправляется представителем таможни в требуемую таможню);

    Таможенное декларирование осуществляется субъектом, не имеющим необходимых правомочий;

    Документы по таможенному декларированию оформлены без соблюдения установленных требований (отсутствует необходимая информация, декларация подана в неправильной форме, нет соответствующих подписей/печатей предприятия);

    Предоставлен не полный пакет документации по таможенному декларированию (кроме ситуаций предоставления разрешения таможней в письменной форме);

    При подаче таможенной декларации на продукцию без выполнения операций, которые в обязательном порядке должны быть завершены до момента таможенного декларирования (к примеру, не закончена процедура транзита).

Какие «подводные камни» имеют таможенное декларирование и выпуск товаров

Процедура таможенного декларирования товаров имеет некоторые проблемные моменты. В такую категорию прежде всего попадают намеренные действия по нарушению правовых норм определенной страны, ошибки перевозчика или представителя таможенной службы. В современной практике чаще всего возникают следующие «подводные камни».

    Неточное оформление документации таможенного декларирования или ее неполная комплектация. Когда выявлен факт отсутствия обязательного документа или наличия ошибок в нем, возможно принятие мер, ограничивающих выпуск груза через таможенную границу. Товары при этом размещаются на складе до момента предоставления необходимой правильно оформленной документации.

    Нарушение законодательных норм. При ошибочном невключении товара в декларацию или намеренной попытке контрабанды таможенные служащие могут применить по отношению к грузу меру ареста, а по отношению к субъекту, допустившему такое нарушение, меры административной/уголовной ответственности.

    © ООО«ВладВнешСервис» 2009-2019. Все права защищены.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник