05.08.2019

Таможенная территория рф. Понятие таможенной территории и таможенной границы


Т.Н. Трошкина,
к.ю.н., доцент кафедры финансового и банковского права
Государственного университета - Высшей школы экономики

Понятие "таможенная территория" является одним из основных в таможенном законодательстве. С его помощью определяется объект таможенно-правового регулирования - таможенные отношения, под которыми понимаются отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Это понятие используется также для определения пространственных пределов действия таможенного законодательства, так как под таможенной территорией подразумевается пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Именно эта формулировка содержится в глоссарии таможенных терминов Совета таможенного сотрудничества (ныне - Всемирная таможенная организация).

Законодатель дал определение таможенной территории дважды. Первое по хронологии определение приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", согласно которому таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Немного позже появилось второе определение таможенной территории в ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), в соответствии с которым таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Давая такое определение, законодатель опирается на понятие "государственная территория", соответствующее в целом понятию "территория Российской Федерации", содержащемуся в п. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ТК РФ таможенная территория Российской Федерации включает также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ч. 2 ст. 3 ТК РФ). Это положение соответствует п. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Эти положения ч. 2 ст. 3 ТК РФ были развиты в Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В ст. 5 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ среди прав, которые Российская Федерация осуществляет на континентальном шельфе*1, названо исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
_____
*1 Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

В п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ закреплено, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне*1.
_____
*1 Под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ, международными договорами и нормами международного права.

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (Российская Федерация ратифицировала эту Конвенцию в 1997 году). Согласно ст. 33 Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной*1, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:
_____
*1 Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

А) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

Б) для наказания за нарушение вышеуказанных законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Действующее законодательство содержит понятие исключений из таможенной территории, в число которых входят территории свободных таможенных зон и свободных складов*1, которые согласно ст. 3 ТК РФ рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. К числу предусмотренных ст. 3 ТК РФ исключений относится созданная в Калининградской области Особая экономическая зона согласно Федеральному закону от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ), ст. 1 которого предусматривает, что данная Особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В этой же статье Закона N 13-ФЗ устанавливается, что в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, Особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном Законе. Именно из-за этих особенностей (они обозначены в ст. 7 Закона N 13-ФЗ) территория, которую занимает Калининградская Особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации.
_____
*1 Согласно ст. 75 ТК РФ свободная таможенная зона и свободный склад - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к вышеуказанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Специальными правовыми актами может устанавливаться таможенный статус территорий, международно-правовой режим которых остается неурегулированным. Так, в письме ГТК России от 08.11.1995 N 01-13/15822 сообщается, что временно, до определения правового режима Каспийского моря, продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная там российскими судами или судами, арендованными (зафрахтованными) российскими лицами, при ввозе на сухопутную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения и не облагается ввозными таможенными пошлинами и налогами, взимание которых возложено на таможенные органы.

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов. Как уже отмечалось, в ст. 4 ТК РФ закреплено право на образование таможенных союзов в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельности ТК РФ определяет общепризнанные нормы международного права.

Так, в ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей (совместной) территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза (внешний аспект).

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устанавливаются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам-нечленам. В таможенном союзе появляется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран - членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию.

В подписанном в ходе Московской встречи глав государств и глав правительств стран-участниц СНГ (сентябрь 1993 года) Договоре о создании экономического союза обозначены основные этапы интеграционных процессов в СНГ.

В настоящее время происходит формирование многостороннего таможенного союза с участием Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, руководителями которых 26 февраля 1999 года в Москве был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, и в нем было подтверждено обязательство завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство. Под таможенным союзом в ст. 21 Договора понимается торгово-экономическое объединение, имеющее:

Единую таможенную территорию;

Общий таможенный тариф;

Режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных в самом Договоре;

Упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах;

Однотипные механизмы регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

Органы управления;

Единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов.

В соответствии со ст. 24 рассматриваемого Договора стороны обеспечат объединение таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию после завершения создания для этого необходимых правовых, экономических и международных условий.

Государства - участники Таможенного союза исходят из того, что основополагающим принципом такого экономического объединения является наличие единой таможенной территории. В ст. 1 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь устанавливается, что формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

Отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

Установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

Формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями.

Говоря о Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, необходимо упомянуть о решении Экономического суда СНГ N 01-1/2-97 "О толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года", которое было принято в г. Минске 15 сентября 1997 года. В этом решении указывается, что Соглашением о Таможенном союзе от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками. Национальным законодательством государств-участников режим единой таможенной территории распространен как на товары, происходящие с территорий государств - участников Таможенного союза, так и на товары, происходящие с территории третьих стран, но выпущенные для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.

Таможенно-правовое регулирование исходит из принципа единства таможенной территории.

С анализируемым понятием "таможенная территория" непосредственно связана категория "таможенная граница".

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей (за исключением случаев таможенных союзов, анклавов, эксклавов и некоторых других), что закрепляется непосредственно в текстах таможенных законов и международных соглашений. На всем протяжении внешней таможенной границы действует специальный административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе, а ее охрана осуществляется таможенными органами совместно с пограничными войсками.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории и возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободного склада, свободной таможенной зоны). По правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как пограничная, въезд на которую осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. В частности, перемещение через внутреннюю таможенную границу багажа и предметов ручной клади осуществляется по таможенным правилам, применяемым к лицам, следующим через государственную границу, и при вывозе товаров сверх установленных норм взимается таможенная пошлина.

С помощью понятия "таможенная граница" могут создаваться юридические конструкции, позволяющие взимать таможенные налоги с товаров до момента их перемещения через таможенную границу (в отдельных случаях пошлины могут взиматься даже с товаров, предназначенных не для внешней торговли, а исключительно для внутреннего потребления), а также наоборот - не облагать таможенными налогами товары, уже перемещенные через таможенную границу.

Примеры того, как товары облагаются таможенными налогами, не перемещаясь через таможенную границу, заслуживают особого внимания. Они имеют большое значение для государств, активно участвующих в международном экономическом сотрудничестве и развивающих кооперационные связи в промышленности. Так, например, предприниматель, выступающий в качестве кооперанта по соглашению о международном сотрудничестве, продает товар иностранному партнеру, который должен использовать его в совместном инвестиционном проекте, реализуемом на территории государства - продавца товара.

Объект купли-продажи подвергается таможенному обложению на основании предположения, что товар вывозился за пределы таможенной территории и был на нее возвращен. Таким образом, экспортные (если они существуют) и импортные налоги должны быть уплачены до момента потребления товара. Юридическая фикция, состоящая в признании товара, не изменяющего своего физического местонахождения, дважды пересекшим таможенную границу (один раз по пути в страну покупателя, второй раз - возвращаясь в страну продавца, где он должен быть использован в совместном инвестиционном проекте), применяется, во-первых, с целью экономии на транспортных, страховых и иных расходах (поскольку фактического перемещения товара не состоялось), а во-вторых, для использования различных льгот, предусмотренных внешнеторговым законодательством ряда стран. Так, кооперант, продавший товар своему иностранному партнеру, может получить экспортную премию, предъявив соответствующим финансовым органам таможенную декларацию, подтверждающую фиктивный вывоз товара. Если внутренние цены на продаваемые товары выше мировых, продавец в качестве компенсации за разницу цен получит экспортную премию. В то же время благодаря фиктивному вывозу и повторному ввозу товара обеспечиваются равные условия предпринимательства на одной таможенной территории. Если бы инвестор не уплатил импортных налогов и иных причитающихся таможенных платежей, то он необъективно был бы поставлен в более выгодное экономическое положение, чем любой другой импортер, ввозящий аналогичный товар из-за границы. Примеры того, как товары, уже перемещенные через таможенную границу, не облагаются налогом, известны российскому законодательству и таможенным системам большинства зарубежных стран. Режимы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли позволяют не взимать таможенные платежи и не применять мер экономического воздействия по отношению к товарам, перемещенным через границу и помещенным под вышеуказанные таможенные режимы.

Итак, основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 160 с. - (Российское юридическое образование). С. 52-54.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне Чмелъ Т.Н. Малая таможенная энцикло??дия / Под ред. В.Г. Драганова. М., 2007. С. 99.

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может, как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемые законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности Таможенное право: Учебник для вузов / Отв., ред. Б.И. Габричидзе. М., 2008. С. 255.

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены гл. 8-16 ТК РФ (ст. 58-154). Глава 8 определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (ст. 59 ТК).

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих онамерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров - в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст. 60 ТК).

760руб.

Введение

Понятие таможенной территории и таможенной границы.

Фрагмент работы для ознакомления

5) «Установки и сооружения», упомянутые в п. 3 ст. 2, могут быть надводными и подводными, наземными и подземными, размещаться на искусственных островах и т.д.
Таким образом, нормы таможенного законодательства в пространстве распространяют свое действие лишь на таможенную территорию российского государства.
2. Особенности таможенной границы,
соотношение с государственной границей
Таможенная граница представляет собой границу таможенной территории. С ее помощью устанавливаются пространственные пределы суверенитета государства в таможенной сфере, территориальные пределы действия таможенного законодательства.
Понятие «таможенная граница» не совпадает с понятием «государственная граница». Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации»16. Данное определение выражает правовой статус и пространственные пределы государственной территории России во всех физических сферах на суше, воде, в недрах и в воздушном пространстве.
Следующая функция заключается в том, что государственная граница, разделяя, размежевывая сопредельные государства территориально, обозначая пределы их суверенитета, одновременно выполняет функцию их соприкосновения и регулирования взаимодействия друг с другом17.
Третья функция – функция объединительная, социально-политического «пояса, стягивающего» субъекты и другие территории Федерации. Для всех субъектов Российской Федерации ее государственная граница означает единство территории, являющейся естественным условием их существования. Все они пользуются в пределах этой территории богатством и ресурсами через соответствующие общегосударственные механизмы концентрации и распределения с учетом условий жизни и интересов каждого субъекта.
Четвертая функция – функция передового рубежа защиты национально-государственных интересов, обеспечения национальной безопасности18. Защита национально-государственных интересов, обеспечение национальной безопасности осуществляется целой системой государственных и общественных организаций и учреждений на разных уровнях, различными средствами и на разных рубежах.
Пятая функция – функция места «первой пробы» государства на прочность, его военной, экономической и других видов безопасности.
Рубеж между национальной и мировой экономикой проходит по таможенной границе. В отличие от государственной границы таможенная граница – линия, ограничивающая таможенную территорию.
Понятия таможенной и государственной границы не совпадают по следующим признакам:
– государственная граница – реальная линия на местности, а таможенная граница – условная, воображаемая линия;
– государственная граница устанавливает область действия суверенитета в целом, а таможенная граница – то, что относится к сфере экономического суверенитета государства;
– государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства Российской Федерации как формы выражения таможенного права19.
Систематическое толкование п. 4 и п. 5 ст. 2 Таможенного кодекса и норм Закона о границе позволяет сделать ряд выводов:
1) таможенная граница Российской Федерации представляет собой совокупность пределов:
– всей таможенной территории РФ;
– территорий исключительных экономических зон и континентального шельфа;
– территорий особых экономических зон;
– внешних пределов искусственных островов, сооружений, установок, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
2) Государственная граница Российской Федерации:
– не совпадает с таможенной границей;
– очерчивает и территорию особых экономических зон, находящихся на территории Российской Федерации;
– не может быть определена с учетом пределов территорий исключительной экономической зоны, континентального шельфа и т.п.
Таким образом, под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ.
Принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные границы.
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей (за исключением таможенных союзов, анклавов, эксклавов и некоторых других), что закрепляется непосредственно в текстах таможенных законов и международных соглашениях. На всем протяжении внешней таможенной границы действует специальный административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе, а ее охрана осуществляется таможенными органами совместно с пограничными войсками.
Внутренние таможенные границы образуют периметры экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ. Они проходят в глубине таможенной территории страны. По правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как пограничная, въезд на которую осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенниками совместно с администрацией соответствующей зоны.
С помощью понятия «таможенная граница» могут создаваться юридические конструкции, позволяющие взимать таможенные налоги с товаров до момента их перемещения через таможенную границу (в отдельных случаях пошлины могут взиматься даже с товаров, предназначенных не для внешней торговли, а исключительно для внутреннего потребления), а также наоборот – не облагать таможенными налогами товары, уже перемещенные через таможенную границу.
Примеры того, как товары облагаются таможенными налогами, не перемещаясь через таможенную границу, заслуживают особого внимания. Они имеют большое значение для государств, активно участвующих в международном экономическом сотрудничестве и развивающих кооперационные связи в промышленности. Так, например, предприниматель, выступающий в качестве кооперанта по соглашению о международном сотрудничестве, продает товар иностранному партнеру, который должен использовать его в совместном инвестиционном проекте, реализуемом на территории государства – продавца товара.
Объект купли-продажи подвергается таможенному обложению на основании предположения, что товар вывозился на пределы таможенной территории и был на нее возвращен. Таким образом, экспортные (если они существуют) и импортные налоги должны быть уплачены до момента потребления товара. Юридическая фикция, состоящая в признании товара, не изменяющего своего физического местонахождения, дважды пересекшим таможенную границу (один раз по пути в страну покупателя, второй раз – возвращаясь в страну продавца, где он должен быть использован в совместном инвестиционном проекте), применяется, во-первых, с целью экономии на транспортных, страховых и иных расходах (поскольку фактического перемещения товара не состоялось), во-вторых, для использования различных льгот, предусмотренных внешнеторговым законодательством ряда стран. Так, кооперант, продавший товар своему иностранному партнеру, может получить экспортную премию, предъявив соответствующим финансовым органам таможенную декларацию, подтверждающую фиктивный вывоз товара. Если внутренние цены на продаваемые товары выше мировых, продавец в качестве компенсации за разницу цен получит экспортную премию. В то же время благодаря фиктивному вывозу и повторному ввозу товара обеспечиваются равные условия предпринимательства на одной таможенной территории. Если бы инвестор не уплатил импортных налогов и иных причитающихся таможенных платежей, то он необъективно был бы поставлен в более выгодное экономическое положение, чем любой другой импортер, ввозящий аналогичный товар из-за границы.
Примеры того, как товары, уже перемещенные через таможенную границу, не облагаются налогом, известны российскому законодательству и таможенным системам большинства зарубежных стран. Режимы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли позволяют не взимать таможенные платежи и не применять мер экономического воздействия по отношению к товарам, перемещенным через границу и помещенным под вышеуказанные таможенные режимы.
Особенность таможенная права состоит и том, что, распространяясь в принципе на всю территорию государства, оно действует лишь в процессе или в связи с переходом таможенной границы или перемещением через нее товаров и транспортных средств.
3. Создание Таможенного союза как аспект расширения таможенной территории и таможенных границ
В условиях глобализации мировой экономики особую актуальность и значимость приобретают вопросу углубления интеграционных процессов как в мире в целом, так и на постсоветском пространстве. Принимая решение о создании той или иной интеграционной группировки, руководители государств Содружества Независимых Государств исходят из как сугубо экономических интересов, так и оценки усиливающихся процессов глобализации, тенденций развития мировой торговли, финансовой сферы, энерго- и ресурсообеспечения, наличия внешних угроз и др. Поэтому заключенное 19 декабря 2009 г. соглашение между президентами России, Беларуси и Казахстана о создании с 1 января 2010 г. Таможенного союза, а также о формировании в рамках этого союза единого экономического пространства к 2012 году представляется вполне закономерным процессом.
Таможенный союз является интеграционным институтом, необходимым для создания единого рынка без границ, формирования соответствующей макроэкономической политики и системы коллективного регулирования социально-экономических процессов в его рамках.
Сотрудничество в Таможенном союзе, в который в настоящее время входят Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан, требует формирования его правовой базы с учетом девяти правовых аспектов:
– единого таможенно-тарифного регулирования;
– единого торгового режима в отношениях с третьими странами;
единого порядка нетарифного регулирования в отношении третьих стран;
– применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
– создания единого регулирующего органа;
– унификация таможенного законодательства;
– формирования единой таможенной территории;
– создания органа по разрешению споров;
– единых принципов и правил конкуренции, единых позиций в отношении естественных монополий, единой политики субсидирования и иных форм государственной поддержки20.
Каждый из указанных аспектов в свою очередь требует конкретизации. Так, единая таможенная территория предполагает разработку Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе или разработку Таможенного кодекса Таможенного союза, предусмотренную процессом унификации таможенного законодательства.
Согласно Проекту Таможенного кодекса Таможенного союза по состоянию на 24 сентября 2009 г. 1. единую таможенную территорию таможенного союза должны составлять территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза21. При этом внутренней таможенной границей являются пределы единой таможенной территории каждой из стран, одновременно являясь пределами таможенной территории другой страны. Внешняя таможенная граница представляет собой пределы единой таможенной территории стран-участников Таможенного союза, разделяющие территории этих государств и территории государств, не входящих в Таможенный союз.
Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев дали поручения разработать необходимые документы к 1 июля 2011 года. Далее правительства трех стран совместно с комиссией таможенного союза должны будут обеспечить выполнение Плана действий и в установленные сроки информировать Межгосударственный совет ЕврАзЭС, высший орган таможенного союза на уровне глав государств.
В рамках ЕЭП начнут действовать все основные элементы, присущие этому интеграционному объединению. А именно: согласованная экономическая политика, включающая единые принципы регулирования деятельности субъектов естественных монополий и государственной поддержки сельского хозяйства, единые правила в области конкуренции и предоставления промышленных субсидий. Государства-участники обеспечат свободу движения услуг, капитала и передвижения рабочей силы.
В документе, посвященному созданию ЕЭП, отмечается, что участники выступают за вступление в организацию других партнеров. Кроме того, было подтверждено стремление к вступлению всех трех государств в ВТО.
Президенты договорились учитывать баланс интересов и способствовать решению самых сложных вопросов. Как было отмечено, таможенный союз будет способствовать росту взаимной торговли трех стран. Главы государств пришли также к единому мнению о необходимости скорейшего принятия мер по формированию полноценного единого таможенного пространства.
К июлю 2011 года у трех стран появится общая таможенная граница. Главы правительств согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. Иными словами, вскоре вся продукция сможет беспошлинно передвигаться от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской. Ведь, по данным Минтранса России, ежегодные потери российской экономики от ожидания машин на границе оцениваются в 7-7,5 млрд. рублей.
Таким образом, в скором времени на постсоветском пространстве появится новая структура, которую Москва пытается выстроить с 1995 года.
Заключение
В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
В области таможенного дела нередко используются такие термины, как таможенная территория и таможенная граница. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В состав таможенной территории могут также входить искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, при условии обладанию ею над ними исключительной юрисдикцией.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России.

Список литературы

"Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативные правовые акты
1.Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. // Собрание законодатель-ства РФ. 1997. №48. Ст. 5493.
2.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законо-дательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.
3.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (принят ГД РФ 25.04.2003) (ред. от 24.11.2008) // СПС «КонсультантП-люс».
4.Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18 июня 1993 г. №5221-1) // Российская газета. 21 июля 1993. №138.
5.Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №17. Ст.594.
6.Закон РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 (ред. от 28.06.2009) «О таможен-ном тарифе» // СПС «КонсультантПлюс»
7.Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 5) // Собрание законодательств РФ. 1995. №49. Ст. 469
8.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах госу-дарственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собра-ние законодательства РФ. 15.12.2003. №50. Ст. 4850
9.Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономи-ческих зонах в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2005. №30. Ч. II. Ст. 3127.

Литература
10.Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. 504 с.
11.Маренков Н.Л. Рыночная экономика. М.: Изд-во Национального инсти-тута бизнеса, 2003. 624 с.
12.Милютин А.А., Сукуров Н.Н. Проблемы и перспективы формирования правовой базы Таможенного союза // Евразийская интеграция: эконо-мика, право, политика. 2007. №1. С. 59-60.
13.Паламарь Н.Г. Концепция формирования государственной территории и государственной границы Российской Федерации: постановка про-блемы // Безопасность Евразии. 2007. №3. С. 329-344.
14.Проект Таможенного кодекса Таможенного союза (по состоянию на 24.09.2009). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?ID=1455037
15.Таможенное право: Учебник / Гравина А.А. и др.; отв. ред. А.Ф. Нозд-рачев; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Пра-вительстве Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2007. 688 с.
16.Трошкина Т.Н. Таможенная территория и таможенная граница // Нало-говый вестник. 2003. № 5. С. 129-132.
17.Хрешкова В.В. Значение Федерального закона «Об особых экономиче-ских зонах в Российской Федерации» в развитии таможенного законо-дательства // Таможенное дело. 2007. №2. С. 29-31.
18.Шерстнев А.Д. Вопросы теории. Функции государственной границы. Научно-информативный сборник ФПС РФ. 2000. №32. С. 255-263.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница. таможня административное правонарушение штраф

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако Таможенном Кодексе РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены гл. 8 -- 16 ТК РФ (ст. 58 -- 154). Глава 8 определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, -- устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров -- в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК -- устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных


Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство.
Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ.
В свободной зоне действует такой таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Свободные зоны эффективно используются для поднятия уровня социально-экономического развития отсталых районов.
Выделение территории свободной зоны оформляется актами органов исполнительной власти.
В пределах одного государства (страна А) может существовать территория, не являющаяся частью таможенной территории данного государства, а относящаяся к таможенной территории другого государства (страна Б).
В этом случае данная территория является таможенным анклавом страны Б и таможенным эксклавом страны А.
В анклавах действует таможенное законодательство той страны, анклавом чьей территорией он является.
Образование таможенных анклавов и эксклавов происходит на основе международно-правовых договоренностей.
Таможенный союз
Таможенный союз - международно-правовой инструмент согласования таможенной политики группой стран, заключивших учредительный договор. В ст. XXII Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.
Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам-нечленам.
В таможенном союзе устанавливается общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.
Создание таможенного союза означает, что на место национальной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран - членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную таможенную территорию.
Единая таможенная территория - отправная точка на пути к экономическому, а затем и политическому союзу. Таможенный союз, дополненный устранением всех ограничений свободного перемещения товаров, капитала и рабочей силы, ведет к созданию общего рынка.
Руководство таможенным делом. Таможенные органы РФ
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Система таможенных органов включает: федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Положение о Федеральной таможенной службе утверждено Правительством Российской Федерации 26 июля 2006 г. № 459, которое возложило на Федеральную таможенную службу непосредственное руководство таможенным делом в стране. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью федеральной таможенной службы осуществляет Правительство РФ.
Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, а также Положением о федеральной таможенной службе. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов - федеральной службой по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции).
Как правило, таможенные посты создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии.
После распада СССР и перехода к рыночным отношениям важной тенденцией развития таможенной инфраструктуры стало перенесение пунктов таможенного контроля в глубь страны. Вплоть до начала 1990 г. большинство пунктов таможенного контроля располагались в приграничной зоне и тяготели к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам и т. д.). Либерализация внешнеэкономических связей привела к созданию внутренних таможен.
В зависимости от специфики таможенных операций различают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.

К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт “Внуково”, г. Москва), Шереметьевская региональная (аэропорт “Шереметьево”, “Домодедово”, г. Москва), Пулковская (аэропорт “Пулково”, г. Санкт-Петербург) и др.
Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Сахалинской области) и др.

Еще по теме Понятие таможенной территории:

  1. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых судами на таможенную территорию Российской Федерации
  2. Суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику

© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник