07.07.2019

Что правовое регулирование предпринимательской деятельности. Правовое регулирование предпринимательства. Понятие и признаки предпринимательской деятельности


Применение норм о предпринимательской деятельности подчиняется общим требованиям, предъявляемым к процессу правоприменения. Надо заметить, что в отечественной доктрине правоприменение толкуется в широком и в узком смысле. В первом случае к нему относят все случаи реализации ранее установленных норм права (объективного права), включая и адресатов нормативного предписания. Во втором случае под правоприменением понимают только такое воплощение права в конкретные правоотношения, которое опосредуется актами властных органов государства, деятельность же самих адресатов (в нашем случае - субъектов предпринимательской деятельности) рассматривается не как правоприменение, а как осуществление права собственными действиями адресатов нормы .

Применение норм законодательства о предпринимательстве требует прежде всего выявления признаков, позволяющих говорить о возможности распространить соответствующие правила на субъектов предпринимательской деятельности.

Для отражения специфики регулирования предпринимательских отношений законодателем используется по крайней мере три подхода.

Во-первых, законодатель непосредственно в ГК (иных федеральных законах) выделяет правила, адресованные непосредственно предпринимателям (например, нормы п. 4 ст. 61, п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 69, п. 3 ст. 401 и другие ГК). В гипотезах этих норм прямо указывается, что субъектами отношений являются именно предприниматели (коммерческие организации). Так, в соответствии с п. 1 ст. 492 ГК одной из сторон договора розничной купли-продажи является именно предприниматель; в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 907 ГК хранителем в договоре хранения на товарном складе может быть только организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.

Во-вторых , в ряде случаев законодатель использует приемы, косвенно указывающие, что данные отношения являются предпринимательскими. При этом в качестве ориентира (признака) может использоваться как цель договора, так и другие элементы договорной конструкции (субъектный состав, передаваемое имущество и пр.). Например, гарантом по банковской гарантии (ст. 368 ГК) может выступать только кредитное учреждение (банк) или страховая компания, а поскольку эти организации по общему правилу ведут предпринимательскую деятельность, действуют на основании специальных лицензий, то, следовательно, по крайней мере одним из участников отношений банковской гарантии является предприниматель.

И, в-третьих, если на уровне законодательства специфика правового регулирования деятельности не отражена, то восполнить пробел и учесть особенности регулирования деятельности предпринимателей государство старается на уровне специальных подзаконных актов. Например, ФЗ от 10 декабря 2002 г. № 172-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (СЗ РФ. 2003. М 50. Ст. 4859) является актом общего значения, распространяющимся и на отношения с участием граждан, поэтому для регулирования валютных операций между уполномоченными бан- ками-предпринимателями действует особый акт (см.: Указание Центрального банка РФ от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» // Вестник Банка России. 2004. № 33).

Имеются также особенности применения законодательства о предпринимательстве в отдельных сферах.

Взаимоотношения предпринимателя с государством, его органами, органами местного самоуправления базируются на известных принципах административной зависимости, субординации. Но было бы неверно толковать отношения предпринимателя, например по поводу получения разрешения санитарно-эпидемиологической службы на открытие ресторана, как исключительно «вертикальные», когда такое разрешение может быть дано, а может и не быть дано только по воле данного государственного органа. В действительности закон в широком его понимании ставит государство (его органы) и предпринимателя в определенной степени в равное («взаимообязанное») положение, поскольку хорошо организованная экономика исключает волюнтаризм. Поэтому при изучении нормативных актов следует учитывать ограниченность

(дискретность) волевых решений властных органов. В частности, по общему правилу предприниматель вооружается правом на обжалование принятых решений, наконец, он имеет право на защиту своих прав и интересов. Так, при отказе в государственной регистрации предпринимателя он вправе обжаловать принятое решение в суд (ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Правовая регламентация отношений собственности предпринимателей в целом подчиняется общеправовой оценке такого рода прав (законных интересов) и в силу универсальности соответствующих норм не приводит к существенным отличиям.

Ограничения по использованию, владению, пользованию, распоряжению имущественными объектами предпринимателей могут быть вызваны либо статусом конкретного субъекта предпринимательской деятельности (например, если это унитарное предприятие ), либо требованиями учредителей (собственников), либо пределами волеизъявления, сформированными на законодательном уровне. В частности, на отношения предпринимательской деятельности полностью распространяются правила об ограничениях совершения крупных сделок, сделок с заинтересованностью и иных сделок, где специфика корпоративных связей требует учитывать дифференцированный порядок принятия решений об отчуждении имущества.

Надо отметить, что само по себе понятие «предпринимательский договор» отсутствует как в ГК, так и в других законах. Это обстоятельство объясняется различно и часто вызывает критику . Предпринимательские договоры и сделки в целом содержат общие свойства категорий «договор», но поскольку в них участвуют предприниматели, имеющие особые цели и деятельность которых подчиняется специфическому режиму, то есть отличия. Они касаются возможности участия в сделках (договорах), определения прав и обязанностей сторон, квалификации заключенных соглашений, ответственности предпринимателей (см. разд. 6 учебника). Так, если обычный гражданско-правовой договор при определенных обстоятельствах может быть истолкован и как безвозмездный (не имеющий эквивалентной платы), то такое невозможно, если он определен как предпринимательский. См., например: Белых В.С. Предпринимательский договор: понятие, виды исфера применения // Цивилистические исследования. Вып. 1. Сб. науч, трудовпамяти И.В. Федорова. М., 2004. С. 123-132; Богданов Е.В. Предпринимательский договор. М., 2003; Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческие сделки. М., 2005. С. 4-47.

Основные проблемы правого регулирования связаны: во-первых , с определением предпринимательской деятельности и обозначением её субъектов, статуса предпринимателя и его качеств; во-вторых , правами и обязанностями предпринимателя, в-третьих , с определением организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности и, в-четвертых , с правовым регулированием малого бизнеса.

Определение предпринимательской деятельности и основные качества, которыми должен обладать предприниматель, рассмотрены в первом вопросе данной темы. Во втором вопросе раскрыты характерные черты основных организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности и бизнеса .

Законом устанавливаются следующие признаки предпринимательской деятельности :

1. Самостоятельный характер предпринимательской деятельности , который означает осуществление предпринимательской деятельности предпринимателем по его воли и в своих интересах. Государство осуществляет общее регулирование предпринимательской деятельности , устанавливая некоторые ограничения, связанные с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, необходимость получения специального разрешения (лицензии) на осуществление видов предпринимательской деятельности.

Сама по себе самостоятельность означает недопустимость незаконного вмешательства, т.е. не основанного на нормах действующего законодательства вмешательства государства и других лиц в деятельность предпринимателя. Если последнее имело место, то предприниматель вправе обратиться в судебные инстанции для защиты.

2. Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск , означает, что предприниматель самостоятельно принимает на себя и несет все последствия (благоприятные и неблагоприятные) свой деятельности.

3. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли . Этот признак призван выделить предпринимательскую деятельность среди других видов деятельности. Получение прибыли должно оставаться основной целью предпринимательской деятельности. В противном случае эта деятельность не может быть квалифицирована как предпринимательская. Систематическое получение прибыли означает не случайное, разовое и временное, а именно постоянное её получение.

4. Особым признаком предпринимательской деятельности является осуществление её лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке . Государственная регистрация носит формальный (внешний) характер и обозначает требование, которое предъявляется к предпринимателю законодательством и является элементом механизма Государственного регулирования предпринимательской деятельности . Она призвана обеспечить учет субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых государство употребляет специфические меры правового регулирования.

Предпринимателем может быть физическое или юридическое лицо , а также объединившиеся в общества (товарищества ) несколько физических и юридических лиц , которые по праву собственности (или по доверенности) владеют, пользуются и распоряжаются имуществом предприятия (хозяйственной единицы), управляют и организовывают его хозяйственно-финансовую деятельность.

Субъектами предпринимательства могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей .

Предпринимательство может осуществляться без образования или с образованием юридического лица , с использованием и без использования наемного труда .

Законом допускаются следующие формы предпринимательской деятельности по собственности :

1. Частное предпринимательство , осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

2. Коллективное предпринимательство , осуществляемое на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании. В качестве организационно-структурных форм коллективного предпринимательства могут выступать акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, арендные, народные, совместные и кооперативные предприятия, имущество которых выкуплено у государства.

Законом определяется статус предпринимателя , который приобретается посредством государственной регистрации. Статус предпринимателя определяется следующими качествами :

1. Знать организационно-правовые основы предпринимательства, основные законы и принципы отношений права, обязанности и ответственность.

2. Иметь гарантированную государством свободу предпринимательской деятельности в рамках существующего хозяйственного законодательства, право на хозяйственный расчет.

3. Владеть системным подходом к решению проблемных ситуаций, интуицией и умением прогнозировать конъюнктуру, условия предпринимательской деятельности и её последствия.

4. Уметь составлять эффективную стратегию и тактику экономического поведения на рынке, целенаправленно организовывать предпринимательскую деятельность.

Законом устанавливаются права и обязанности предпринимателя .

Права предпринимателя :

1. Право самостоятельного выбора формы собственности и форм хозяйствования.

2. Право занятия любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законом.

3. Право создания любых предприятий, организация которых не противоречит закону.

4. Право привлечения на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущества, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, организаций и предприятий, в том числе иностранных юридических и физических лиц.

5. Право участия своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов.

6. Право самостоятельного формирования программы хозяйственной деятельности, выбора поставщиков и потребителей своей продукции и услуг, установление цен и тарифов.

7. Право самостоятельного найма и увольнения работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом).

8. Право установления форм, систем и размеров оплаты труда и других доходов.

9. Право открытия счетов в банковских учреждениях для хранения всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

10. Право свободного распоряжения своим имуществом и прибылью от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

11. Право получения любого, неограниченного по размерам, дохода.

12. Право пользования государственной системой социального обеспечения и социального страхования.

13. Право выступления истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.

14. Право приобретения иностранной валюты и самостоятельного осуществления внешне экономической деятельности в соответствии с законодательством.

Обязанности предпринимателя :

1. Выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных договоров.

2. Не препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов, предусматривать в трудовых договорах, соглашениях, контрактах оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, нарушать другие социально-экономические нормативы.

3. Предприниматель обязан вносить в государственный фонд социального страхования отчисления по страхованию лиц, работающих по найму.

4. Имущественная ответственность возникает в случаях :

Нарушения законодательства;

Невыполнения заключенных договоров;

Загрязнения окружающей среды;

Обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, представления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

Сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

Выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

Незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или её разглашения;

Использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

Получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

Заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения и в случаях недобросовестного предпринимательства.

Во всех перечисленных случаях суд по иску заинтересованной стороны может обязать предпринимателя, осуществляющего указанные противоправные действия, прекратить их, восстановить положение, предшествовавшее правонарушению, возместить ущерб и осуществить иные действия. Гарантией выполнения целей предпринимательской деятельности, обязательств и наличия ответственности являются открытые личностные качества, основанные на компетентности, высоком профессионализме, знании рыночных отношений и их развития.

Виды ответственности :

1. Юридическая ответственность – ответственность юридических и физических лиц за несоблюдение законов и норм.

2. Административная ответственность юридическая ответственность за административный проступок.

3. Гражданская ответственность - юридическая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и договоров, других гражданских правонарушений.

4. Долевая ответственность – 1) часть доходов, имущества, других ценностей, на которую вправе претендовать один из участников общего дела, коллективных собственников, наследников;

2) мера, в которой участник общего дела вносит в него собственные ресурсы, денежные средства, именуется долевым участием. Например, долевое строительство.

5. Контрактная ответственность – безусловная ответственность за нарушения обязательств, принятых согласно контракту, возникающая с момента его заключения.

6. Материальная ответственность – обязанность работника возместить имущественный, материальный ущерб, причиненный по его вине юридическим и физическим лицам.

7. Ответственность налогоплательщика - ответственность, которую несет налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях , в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект, штрафа в размере той же суммы . При повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода приговором, либо решением суда по иску налогового учреждения или прокурора может быть взыскан в Федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода;

б) штрафа за конкретное нарушение :

За отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение данного учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытые или заниженные доходы за проверяемый период, - в размере 10 % от начисленных сумм налога;

За непредставление или несвоевременное представление в налоговое учреждение документов, необходимых для исчисления и уплаты налога – в размере 10 % причитающихся к уплате сумм налога по сроку;

в) взыскание пени в случае задержки оплаты налога – в размере 0,3 % неуплаченный суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока оплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры;

г) других санкций , предусмотренных законодательством.

Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам , а также сумм штрафов и иных санкций , предусмотренных законодательством, с юридических лиц производится в бесспорном порядке , а с физических лиц – в судебном порядке . Данное взыскание обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия – на имущество этих лиц. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

8. Неограниченная ответственность – обязанность субъекта отвечать по своим обязательствам всем собственным достоянием, включая личное имущество.

9. Ограниченная ответственность – 1) основной аспект акционерной собственности, состоящий в том, что акционер несет ответственность по долгам. Акционерное общество только в пределах своей доли акционерном капитале, то есть в пределах суммы оплаченной им за приобретенные акции;

2) ограничение ответственности фирмы, состоящее в её обещании отвечать по принятым ею обязательствам; возмещать причинные убытки только в пределах вложенного капитала.

3) ограничение выплат страхового возмещения и страховых сумм, предусмотренное условиями страхования имущества и жизни.

10. Ответственность поручителя – гарантия поручителя принять на себя обязательства лица, за которое он поручился. И если лицо, за которого поручается другое лицо, не выполняет своих обязательств, то другое лицо ставшее его поручителем, обязан сам выполнить обязательства.

11. Солидарная ответственность – совместная ответственность группы лиц, принявших на себя обязательства.

12. Страховая ответственность – обязанность страховщика выплатить страхователю страховое возмещение или страховую сумму в случае наступления предусмотренного условиями договора страхового события.

13. Субсидиарная ответственность – 1) дополнительная ответственность, возлагаемая на отдельных участников группы, несущих солидарную ответственность в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг;

2) право взыскания неоплаченного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести.

Признавая необходимость включения специальных норм, регулирующих хозяйственную деятельность, в законодательные аспекты законодатели по-разному подходят к решению проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности.

В некоторых странах хозяйственная деятельность регулируется специальной отраслью права – так называемого торгового права, которая существует параллельно с гражданским. Вместе с гражданским законом в этих странах существует специальный торговый закон (кодекс), содержащий нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это явление определяется термином дуализм, означающий одновременное существование различных способов производства, потребления, рынков труда, мешающих друг другу в рамках одной экономической системы. К таким странам относятся: Франция, Германия, Испания, Япония.

В других странах нормы торгового права не получили отдельной кодификации. Но гражданское законодательство этих стран содержит значительное число норм, предназначенных для регулирования отношений, возникающих в предпринимательской деятельности. Это Англия, США, Швейцария, Италия. По этому пути регулирования действует и Россия.

В регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, участвуют все отрасли российского законодательства. Соответствующие положения содержатся в нормах конституционного, финансового, уголовного, административного права и др.

Налоговое законодательство устанавливает особый режим налогообложения, порядок налогового учета и отчетности для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Уголовный кодекс РФ и кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривают конкретные составы уголовный и административных правонарушений, в которых в качестве специального субъекта выступают предприниматели, либо те, которые объектом посягательства имеют общественные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью.

Но ведущую роль в регулировании отношений в предпринимательской деятельности играет гражданское право. Оно дает понятие предпринимательской деятельности (ст. 2 Г.К. РФ), определяет правовые формы, в которых она осуществляется, регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, отношения с участием предпринимателей (граждан, организаций), основанные на равенстве, автономии и имущественной ответственности их участников.

Законодательством определяются правовые формы осуществления предпринимательской деятельности .

Действующее законодательство России определяет несколько форм, в которых может осуществляться предпринимательская деятельность.

1. Осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица – индивидуальный предприниматель. По общему правилу полноправными субъектами предпринимательской деятельности могут выступать лишь полностью дееспособные граждане. В соответствии с п.1. ст. 23 Г.К. РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица после предварительной государственной регулировании в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом. Под юридическим лицом в соответствии с п. 1 ст. 48 Г.К. РФ понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для характеристики степени и самой возможности участия юридических лиц в предпринимательской деятельности имеет место деление организаций на коммерческие и некоммерческие.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности базируется на определенных принципах. Под принципами в юриспруденции принято понимать руководящие идеи, лежащие в основе регулирования определенной сферы общественных отношений. Совокупность определенных идей лежит и в основе регулирования предпринимательской деятельности. Таким образом, можно говорить о существовании принципов правового регулирования предпринимательской деятельности.

В отличие от ряда других отраслей российского права, предпринимательское право не кодифицировано. Соответственно, отсутствует единый нормативный акт, в котором были бы закреплены все принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это вызывает определенные сложности при выделении принципов правового регулирования предпринимательской деятельности, вызывает среди ученых дискуссии об их количестве и названии. Кроме того, так как ни в ГК РФ, ни в других документах нет главы или статьи с названием «Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности», то среди ученых возникают споры, считать то или иное нормативно закрепленное положение соответствующим принципом или чем-то другим.

В данной ситуации весьма сложно дать исчерпывающий перечень принципов правового регулирования предпринимательской деятельности. Потому далее мы остановимся на характеристике лишь основных принципов. Однако прежде сделаем оговорку. Принципами правового регулирования предпринимательской деятельности являются только основные положения, закрепленные в Конституции РФ, ГК РФ и иных нормативных правовых актах и направленные на регулирование отношений в сфере предпринимательства.

Все прочие положения, называемые в юридической литературе принципами правового регулирования предпринимательской деятельности, но прямо не закрепленные в нормативных актах, а лишь выделенные учеными на основе их анализа и толкования, можно назвать доктринальными принципами предпринимательского права. Так как они нормативно не закреплены, то, по сути, находятся не в сфере права, а в сфере правосознания. Их перечень является открытым и зависит от позиции отдельных ученых.

Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности. В ч. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется свобода экономической деятельности, а ч. 1 ст. 34 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

По мнению В.В. Лаптева, данный принцип является основополагающим принципом предпринимательского права, он означает право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики . В.С. Белых обращает внимание на комплексный характер принципа свободы предпринимательской деятельности , а Г.С. Гаджиев считает, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя ряд элементов :

  • свободу выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37 Конституции РФ);
  • свободу передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - свободу рынка труда (ст. 27 Конституции РФ);
  • свободу объединения для совместной экономической деятельности - выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34 Конституции РФ);
  • свободу иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34, 35 Конституции РФ);
  • свободу договора - заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75 Конституции РФ). От себя добавим, что принцип свободы договора более четко закреплен вст. 1 и 421 ГК РФ;
  • свободу от незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ). Данный принцип также закреплен в ст. 10 ГК РФ, а «отдельные положения, регулирующие вопросы конкуренции и антимонопольной деятельности, содержатся в законах, посвященных регламентации биржевой, банковской, инвестиционной, инновационной, страховой и иной деятельности» . Особо в плане защиты от незаконной конкуренции следует назвать Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ;
  • свободу заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «Разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Следует обратить внимание, что свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На практике в целях достижения указанных выше целей свобода предпринимательской деятельности ограничивается механизмом лицензирования отдельных ее видов .

2. Принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8, ст. 74 Конституции РФ). Сущность данного принципа заключается в недопущении на территории России установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

3. Принцип юридического равенства и неприкосновенности частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Сущность данного принципа заключается в том, что в России в равной степени признаются и защищаются все формы собственности.

Наряду с этими принципами в юридической литературе также называются в качестве принципов предпринимательского права получение прибыли как цели предпринимательства; законность в предпринимательской деятельности; сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве; государственное регулирование предпринимательской деятельности .

Ни один из этих принципов нормативно не закреплен ни в Конституции РФ, ни в других нормативных правовых актах. Следовательно, эти положения можно считать лишь доктринальными принципами правового регулирования предпринимательской деятельности. При этом предлагаемый В.В. Лаптевым принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности справедливо критикуется другими учеными .

Что касается принципа законности, то большинство ученых считают его общеотраслевым, общеправовым принципом. Под законностью в предпринимательской деятельности принято понимать строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Тем не менее данный принцип не закреплен в Конституции РФ в качестве самостоятельного ни в одной конкретной статье . Он лишь вытекает из ряда ее положений. Его выделение есть следствие толкования Основного Закона РФ и других нормативных правовых актов, следствие интерпретационной деятельности.

В рамках цивилистического подхода к коммерческому (предпринимательскому) праву , рассматривающего предпринимательское право в качестве подотрасли гражданского права, ученые выделяют иной набор принципов предпринимательского права, считая их принципами частного права, проявляющимися особым образом в сфере предпринимательства . К числу принципов коммерческого (предпринимательского) права они относят принципы:

  • дозволительной направленности частноправового регулирования;
  • равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений;
  • неприкосновенности собственности;
  • свободы договора;
  • недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
  • беспрепятственного осуществления частных прав;
  • восстановления нарушенных прав;
  • судебной защиты нарушенных прав.

Однако перечисленные положения относятся в первую очередь к гражданскому праву и не являются ни принципами предпринимательского права, ни принципами правового регулирования предпринимательской деятельности в силу ошибочности восприятия предпринимательского права как подотрасли гражданского права.

  • См.: Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997.С. 8.
  • См.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельностив России. С. 42.
  • См.: Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., 1995. С. 137.
  • См., например: Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право / под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова; Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. С. 53.
  • Лишь в ст. 15 Конституции РФ содержится норма: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты,применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить КонституцииРоссийской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».
  • Более подробно о различных подходах к пониманию предпринимательскогоправа пойдет речь в следующем параграфе данной главы.
  • См.: Коммерческое (предпринимательское) право: учебник: в 2 т. / под ред.В.Ф. Попондопуло. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. Т. 1.

Рыночные отношения порождают у многих граждан естественное стремление иметь собственное дело, с помощью которого они приумножат собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать и развиваться.

Рассмотренные характеристики дают возможность выделить важнейшие отличительные черты предпринимательства.

Во-первых - это самостоятельность и экономическая свобода деятельности. Любой предприниматель независим в принятии решения по поводу организации собственного дела в любой экономической сфере (естественно, кроме запрещенной законом).

Во-вторых, деятельность предпринимателя связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому такая деятельность предъявляет жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны и грамотность, и знания, и умения, и характер.

В-третьих, важнейшей отличительной чертой предпринимательской деятельности является опора на инновации. Это творческая, поисковая деятельность инициативных людей, которые согласно Й. Шумпетеру реформируют и революционизируют производство и другие сферы деятельности.

Инновационный характер предпринимательства может и должен проявляться во всех сферах деятельности, ибо в противном случае эту деятельность по всем критериям трудно причислить к истинно предпринимательской.

Именно творческий, поисковый инновационный характер предпринимательства, его нацеленность на достижение принципиально новых результатов отличают этот тип экономического поведения от репродуктивных (рутинных, шаблонных) типов экономической деятельности.

Таким образом, научное понимание предпринимательства не сводится лишь к одной единственной функции - извлечение прибыли. Это многосложное понятие и многофункциональное явление.

Очевидно, что важнейшие черты предпринимательства, отмеченные выше, должны быть отражены в его определении. В этой связи рассмотрим определение предпринимательства, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, который устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

В ст. 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

В определении предпринимательства, данном в Гражданском кодексе Российской Федерации, присутствуют две отличительные черты этой деятельности: самостоятельность и рисковость, однако ничего не сказано о третьей отличительной черте, что эта деятельность основана на инновациях. Иными словами, определение, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, не в полной мере характеризует сущность предпринимательской деятельности. В этой связи предлагается следующее определение.

Предпринимательство - это самостоятельная, творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг) производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.

Представляется, что данное определение более полно характеризует предпринимательскую деятельность, поскольку включает все три отличительные черты деятельности.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную, коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами и др.

Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры) с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него.

Субъектами предпринимательства могут быть:

  • граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
  • граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
  • объединения граждан (партнеры).

Статус предпринимателя приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

Из этого следует, что предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:

  • самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность);
  • руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.

Собственник имущества не имеет права вмешиваться в деятельность предпринимателя после заключения договора с управляющим (предпринимателем), за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законом.

Предприниматель (руководитель) имеет право:

  • привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
  • самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;
  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
  • осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
  • нанимать и увольнять работников от имени собственника предприятия.

По всем пунктам предприниматель обязан организовать деятельность в соответствии с законодательством РФ и заключенными им договорами и нести ответственность по закону за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.

Формула предпринимательства проста: получение максимальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос). Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он постоянно совершенствует технологию производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в сфере его действия.

Французский экономист Ж.Б. Сей еще в 1800 г. заметил, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности.

Вместе с тем предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Если исходить из назначения предпринимательской деятельности, а именно непрерывного поиска нового, постоянного улучшения положения предприятия, то, очевидно, что оно не может опираться только на классическую экономическую теорию, которая дает пути оптимизации того, что уже есть, т.е. оно концентрируется на вопросах извлечения максимальной прибыли из наличных ресурсов и достижения равновесия.

В этой связи мы разделяем точку зрения американского ученого П. Ф. Друкера о том, что теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия.

Родоначальником этой теории был Шумпетер, который в своей книге "Теория экономического развития" (1912 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что "нормой" здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение что-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда означает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительной стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создаст новый рынок и нового потребителя. Примером этого является сеть ресторанов Макдональдс, деятельность которых является чистым предпринимательством. Мы здесь имеем положение, при котором спрос на эту продукцию вырос до такой степени, что образовалась особая "рыночная ниша".

Добиться вышеперечисленного предприниматель может с помощью имеющегося "ресурса", в который он должен "вдохнуть" новую жизнь или найти новый ресурс, который поможет создать новые потребительские стоимости, приводящие в конечном итоге к так называемому созидательному разрушению. Дело в том, что любой ресурс становится полезным только тогда, когда человек отыщет его в природе и наделит его экономической ценностью, т.е. может получить из него или создать с его помощью новые товары или услуги.

Отсюда следует, что основным принципом теории динамического неравновесия является инновационность подхода, в результате осуществления которого создается новый ресурс, нарушающий принятый баланс.

Этот инновационный подход следует рассматривать как инновационный процесс, происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ.

Наиболее существенные изменения основаны на новых и блестящих идеях, но при их реализации необходимо руководствоваться рядом принципов, а именно:

  • все нововведения должны носить целенаправленный характер;
  • все нововведения должны начинаться с анализа возможностей, и, прежде всего, анализировать источники инновационных возможностей;
  • установление восприимчивости рынком осуществляемых нововведений.

Нововведения должны быть простыми и направлены на решение только одной задачи. Простота и доступность - залог успеха.

Следуя этим принципам, предприниматель на практике может добиться хороших результатов в работе.

В этом случае возникает вопрос: чем же отличаются от предпринимательства по своему содержанию относительно устойчивые формы экономической деятельности (это, как правило, относится к организации работы предприятий, располагающих большими производственными и материальными фондами), которые в условиях рынка также стремятся к получению прибыли как экономической основы их развития? Это отличие состоит в том, что их деятельность (формы и методы) основывается на долгосрочных целях развития предприятия, а цели включают не только получение прибыли, но и увеличение или удержание доли рынка для сбыта своих товаров или оказания услуг, создание новых видов продуктов и услуг, радикальное улучшение качества выпускаемой продукции, постоянное обновление ассортимента и т.д.

Необходимость учета долгосрочных целей развития предприятия обусловливается тем, что их выполнение - проведение НИОКР, длительность изготовления, налаживание кооперации и т.д. -требует длительного времени. Кроме того, необходимо повышать эффективность использования дорогостоящего оборудования, что возможно только на долгосрочной основе. Это, конечно, не означает, что обычная форма экономической деятельности не включает определенные элементы предпринимательской деятельности. Напротив, мобильность и динамичность, стремление чутко улавливать конъюнктуру рынка и другие черты предпринимательства, всегда рассматриваются в плане осуществления текущих тактических действий, направленных на успешную реализацию стратегических целей с учетом изменяющихся условий среды, в которой работают предприятия.

В то же время и предприниматель в своих действиях исходит из долгосрочного прогноза и даже, может быть, из установления долгосрочных целей (в данном случае в качестве долгосрочной цели, как правило, берется прибыль) своего развития, но это не имеет определяющего значения для результатов его деятельности. Он исходит из необходимости получения результата в течение короткого периода, для него первостепенное значение приобретает (учитывая, что в его распоряжении небольшие финансовые и материальные средства) ускоренная оборачиваемость финансовых средств. Эта особенность предпринимательства предполагает установление соответствующей технологии его ведения.

B. Гpибoв, B. Гpyзинoв

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права. Так дает определения предпринимательству юридический словарь.

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон “Об акционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном банке Российской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившие современные основы регулирования банковской системы страны, федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ “О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)” определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции. Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,

наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.

Первый проект Закона «О естественных монополиях» был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Госдуму.

По Закону «О естественных монополиях», сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Зарубежные опыт регулирования показывает, что главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.

В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости: члены их правлений, назначенные на продолжительный срок, не могли быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда; предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, владение акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах, были либо смягчены, либо изъяты, что ставит под вопрос возможность принятия решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.

К 1995 г. была сформирована только одна система регулирующих органов, действовавшая вне рамок отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 г. для регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения, Минсвязи). Так, МПС получило разрешение ежемесячно индексировать тарифы на перевозки с учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемые его предприятиями. Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.

Тем не менее, даже в электроэнергетике до 1995 г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованием многих предприятий в акционерные общества, где начали доминировать отраслевые интересы. При этом федеральное правительство, сохранив контрольные пакеты акций в своих руках, недостаточно активно включилось в механизм корпоративно-акционерного управления.

Упрощенные схемы государственного регулирования естественных монополий, основанные на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути квазиорганы регулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная энергетическая комиссия). Важнейшими причинами создавшегося положения являлись: отсутствие необходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующих органов, их зависимость как от правительства и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров.

Многие дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России по фактам нарушений Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в 1994-1995 гг., были связаны с действиями предприятий-естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов).

К январю 1996 г. были приняты три указа Президента о создании государственных служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. В марте-апреле были опубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала. Однако на конец мая был назначен руководитель только одной службы - Федеральной энергетической комиссии. Назначение на этот пост заместителя министра топлива и энергетики является компромиссом правительства с регулируемыми субъектами.

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.

С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" - один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые "правила игры" и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.

Новый Закон о банкротстве (от 26 октября 2002 г №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”) не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, но ликвидирует самые вопиющие из них.

Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и по сути способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств. Новый закон не закрывает всех лазеек для фиктивных банкротств, не решает проблемы судебного произвола, он не "разруливает" ситуацию, когда предприятие попадает под банкротство по вине государства, которое не платит заводу за заказанную им продукцию. И все же этот закон - несомненный шаг вперед, которого все ждали.

Главное - теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.

Банкротство перестает быть "выстрелом в висок", когда, нажав на спусковой крючок, то есть запустив процедуру банкротства, ты уже не можешь ничего исправить.

Вместо вышибания денег - финансовое оздоровление.

Что такое вообще банкротство? Это когда предприятие не может рассчитаться со своими долгами, даже если продаст все свое имущество. В нашей неустоявшейся экономике зачастую нельзя с ходу понять, дошло ли предприятие на самом деле "до ручки". Поэтому к процедуре собственно банкротства относится только конкурсное производство. Все остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление) являются по сути предбанкротными.

По прежнему закону банкротство мог объявить любой, кому предприятие задолжало, и он не может получить с него свой долг. То есть банкротство решало совсем другие задачи - не ликвидацию севшего на мель и "засоряющего" экономический горизонт предприятия, а удовлетворение того или иного конкретного должника. Закон был написан не для оздоровления экономики в целом, а для пользы конкретных хозяйствующих субъектов. Процедуру банкротства можно было начать, если должник 3 месяца не мог отдать долг в размере более 500 МРОТ. За эти мизерные долги можно было поменять собственника на любом огромном предприятии. Новый закон устанавливает четко фиксированную сумму в сто тысяч рублей. Изменение суммы долга роли не играет. Важно, почему именно не платит должник. Чтобы это выяснить, прежде, чем начинать банкротство, должен быть пройден судебный порядок взыскания долга. Суд применяет весь арсенал методов: арест и распродажу имущества, запрет на осуществление сделок, не прибегая к банкротству.

В новом законе впервые появляется фигура государства-кредитора: если вы должны казне, она вместе с другими кредиторами потребует своего сполна. Прежний закон не давал государству права голоса в процессе о банкротстве - представителям государства можно было лишь присутствовать на собраниях кредиторов и в арбитражном процессе, без права голоса. С другой стороны, старый закон требовал, чтобы претензии государства удовлетворялись едва ли не в первую очередь. В этом было серьезное противоречие, источник путаницы и злоупотреблений. Новый закон уравнивает права государства и всех прочих кредиторов: они наравне и участвуют в собраниях, и получают свое.

Вообще, полностью меняется облик "очереди", в которой "стоят" кредиторы, чтобы получить с должника свои деньги. В старом законе было так: сначала покрывались судебные издержки, потом - в порядке убывания - текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, залоговые требования, обязательные платежи в бюджет, иные обязательства. Новый закон дает другую последовательность: судебные издержки, текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, иные обязательства.

Специальные режимы банкротства - как правило, более мягкие - старый закон вводил для градообразующих предприятий. Кроме того, есть отдельный закон о предприятиях ТЭК. В новом законе появляются спецрежимы банкротства для субъектов естественных монополий и предприятий ВПК. Интересный вопрос, можно ли будет по новому закону банкротить целые города и области. Сегодня его пытаются решить в рамках комиссии Дмитрия Козака (администрация Президента РФ), поскольку он тесно связан с проблемой местного самоуправления. Пока договорились до того, что, коли регион окажется неплатежеспособен, может быть введено прямое управление им из федерального центра.

Хотелось бы, чтобы в законе были четче прописаны принципы, по которым можно отделить временного должника от действительно неплатежеспособного. Мы предлагаем такой критерий: предприятие не может покрыть свои обязательства в течение трех месяцев ликвидными активами. Под ликвидными активами надо понимать деньги, ценные бумаги, "дебиторку", уплаченный, но не возвращенный, НДС, товарные запасы.

Новый закон, как и старый, оставляет место произволу конкурсных кредиторов и судей. Нужны четкие правила - на основании показателей финансовой отчетности должника.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства - сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования.

Государственное лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. Чиновники обладали очень удобным механизмом: всегда можно проверить, как работают лицензированные фирмы, быстро пресечь нарушения - предупреждением, приостановлением или отзывом лицензии. В то же время лицензирование, устанавливая лишние бюрократические барьеры на пути предпринимателей, уменьшает, как показала практика, число участников рынка, а значит, ослабляет конкуренцию. Это опасно для экономики, особенно в условиях практически полного отсутствия общественного контроля за деятельностью бюрократической машины. Конечно, действия чиновника можно обжаловать в суде, и тот очень часто встает на сторону предпринимателя. Однако далеко не всегда бизнесмены осмеливаются затевать разбирательство. Судебного решения иногда приходится ждать довольно долго, а за это время чиновники могут парализовать деятельность строптивца.

Но у гослицензирования есть и другой недостаток: возможность его использования для устранения конкурентов. Предприниматели, сумевшие поладить с надзирающими органами, инициируют проверки конкурентов либо для получения закрытой информации, либо просто чтобы их разорить.

Сейчас под закон о лицензировании подпадают только те виды предпринимательской деятельности, "осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием". Кроме того, теперь лицензия выдается на срок не менее пяти лет (по старому закону - не менее трех). Уточняются полномочия лицензирующих органов, процедуры выдачи, переоформления и отзыва лицензии. Наконец, новый закон вводит исчерпывающий, значительно более короткий, чем в старой редакции, перечень лицензируемых видов деятельности.

Однако произошло неожиданное: многие профессиональные участники рынка, которых коснулась отмена лицензий, относятся к ней отрицательно. Основной мотив: на рынок хлынет поток непрофессионалов и откровенных жуликов, которые будут демпинговать и сделать качественную работу невыгодной. Особенно недовольны риэлтеры, хозяйствующие на рынке недвижимости. Появление на нем новых участников, выпргнувших «как черти из табакерки», может привести к снижению цен на услуги, обману граждан.

Но авторы реформы вовсе не отказываются от администрирования в сфере предпринимательства. Снятие барьеров на входе в рынок компенсируется контролем за деятельностью непосредственно на рынке - вводятся новые для России механизмы регулирования предпринимательской деятельности. Так, вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Им предусмотрена административная дисквалификация участников рынка, нарушающих закон - запрет осуществлять определенную деятельность или занимать определенную должность на срок до трех лет. Применить такую санкцию может только суд.

Следует также заметить, что никто не отменял обязательную и добровольную сертификацию товаров, работ или услуг, а также определенные квалификационные требования, предъявляемые к участникам рынка. Например, хотя производство строительных конструкций и материалов теперь лицензироваться не будет, потребитель всегда сможет узнать о качестве стройматериалов по соответствующему сертификату.

Возникают вопросы и с применение нового закона. После его вступления в силу вышло распоряжение правительства, в котором конкретно распределялись уровни лицензирования (федеральный, региональные). Однако соответствующих нормативных документов (Положений) о порядке лицензирования того или иного вида предпринимательской деятельности нет (за исключением туристического и строительного бизнеса) до сих пор нет.

Система лицензирования была неплохо отработана на региональном уровне. Требовалось лишь дополнить ее Федеральным лизинговым центром, что позволило бы более эффективно и оперативно решать возникающие вопросы. Государственный контроль за бизнесом должен быть. А что касается снятия с его пути административных барьеров, то почему, например, не ввести упрощенный порядок регистрации и оформления частных предприятий по методу так называемого "единого окна", когда в одном месте предпринимателю выдаются все необходимые документы (в том числе и лицензии)?


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник