23.06.2019

Осуществление отдельных видов государственного контроля


1. П.Сорокин считает, что социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Там, где нет человеческих особей или же живет всего один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета». Сам же выбор «точек отсчета» зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп.

Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Но и это еще не все. Поскольку внутри одной и той же группы существуют совершенно различные позиции (например, король и рядовой гражданин внутри одного государства), то необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения.

1) социальное пространство - это народонаселение Земли;

2) социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами;

3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них, составляет систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

На основе характеристики П.Сорокина определите место Республики Беларусь в социальном пространстве. Каково положение вашей семьи в социальном пространстве?

2. Познакомьтесь с отрывком из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта».

Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственное почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того – как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.



Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов? На основе текстов параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их известными вам примерами. Как вы понимаете смысл последней фразы текста? Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социального конфликта?

3. Познакомьтесь с рассуждениями И. С. Аксакова:

«Общество, по нашему мнению, есть та среда, в которой совершается сознательная, умственная деятельность известного народа, которая создается всеми духовными силами народными, разрабатывающими народное самосознание. Другими словами; общество есть... народ самосознающий.

Что же такое народ?.. Народ состоит из отдельных единиц, имеющих каждая свою личную разумную жизнь, деятельность и свободу; каждая из них, отдельно взятая, не есть народ, – но все вместе составляют то цельное явление, то новое лицо, которое называется народом и в котором исчезают все отдельные личности...

Общества еще нет, а уже возникает государство над народом – продолжающим жить жизнью непосредственной. Но не выражает ли государство народного самосознания? Нет, оно есть только внешнее определение, данное себе народом; деятельность его, т. е. государства, и сфера его деятельности – чисто внешние... И так мы имеем: с одной стороны – народ в его непосредственном бытии; с другой государство – как внешнее определение народа, заимствующее свою сипу от народа – усиливающееся за его счет при бездействии его внутренней жизни, при долговременном его пребывании в непосредственном бытии; наконец, между государством и народом – общество, т. е. тот же народ, но в высшем своем человеческом значении...»



Чем, по мнению И. С Аксакова, отличаются между собой государство, народ и общество? Почему государство не выражает народное самосознание?

4. Из работы современного американского социолога Э. Шилзе «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партии и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, – причем все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, – которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.

Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

5. Юлиан Саймон в своей книге «Базисные методы исследования в социальной науке» (Нью-Йорк, 1969) пишет:

«Студенты-психологи нередко думают, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи между различными сторонами поведения животных или людей, исчерпывают все возможности социального исследования.

Многие из тех, кто занимается конкретной экономикой, до сих пор убеждены, что только статистический анализ, позволяющий дать объективную картину колебания цен и товарной массы, является самым надежным мерилом экономического поведения.

В отличие от них некоторые антропологи продолжают верить в то, что самым надежным способом познания остается включенное наблюдение, в результате которого мы изучаем повседневное взаимодействие людей, творящих тот социальный мир, в котором мы с вами живем.

В то же время психоаналитики убеждены в непогрешимости вживания или вчуствования во внутренний мир своего пациента как единственно достоверного метода изучения человеческого поведения, его интимных мотивов.

А специалисты по маркетингу не признают иных средств, кроме изучения того, каким образом устремления конкретного индивида связаны с его социальными характеристиками и потребительским поведением».

Действительно, в каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен соответствующий эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется. Хотя и не только таким образом. Науки различаются также кругом изучаемых проблем.

Каковы основные методы изучения людей? Что можно узнать о них с помощью наблюдения? Что такое эксперимент? Какие вычисления проводят при изучении поведения людей и их мнений? Какие методы исследования потребуются для того, чтобы определить: а) численность населения данной страны; б) готовность людей голосовать на предстоящих парламентских выборах; в) способы взаимодействия шахтеров во время забастовки; г) скорость распространения слухов?

6. Прочтите суждение одного из ведущих американских социологов Райта Миллса:

«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.

Общество – это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический – институты власти; 3) семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов».

Какой важный институт не назван Р. Миллсом в перечне институциональных порядков?

7. Познакомьтесь со следующим суждением:

«Молодежь начинают бояться и ненавидеть, искусственно противопоставлять ее «взрослому» обществу. А это чревато серьезными социальными взрывами. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного строя».

О каком разрыве поколений и конфликте «отцов» и «детей» идет здесь речь? В чем заключается сущность данного явления? Аргументируйте свою позицию.

8. Е. Стариков в статье «Маргиналы, или Размышления на старую тему; «Что с нами происходит?», которая была опубликована в журнеле «Знамя» в 1985году, пишет:

…Маргинал, просто говоря, – «промежуточный» человек. Классическая фигура маргинала – человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников, интеллигенции, управленческого аппарата. В чем выделяющий их признак? Прежде всего – в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Физическая невозможность халтурить отличает кадрового рабочего-профессионала.

Только при устойчивых условиях – постоянное место жительства и работы, нормальная среда обитания, крепкая семья, сложившаяся система социальных связей, одним словом, «укорененность» личности позволяет выработать четкую иерархию ценностей, осознанные групповые нормы и интересы. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». Рвать их – значит расчеловечивать человека, разрушать общество. Надо избегать всего, что ослабляет человеческие связи, ненужных запретов, массовых миграций, принудительных распределений, насильственных выселений, колючих заграждений – всего, чем мы по сей день так обременены.

Лишенное корней человеческое «я» расплывается: мотивы поведения начинают формироваться в отрыве от ценностей устойчивой группы, т. е. в значительной мере лишаются смысла. Мораль перестает править поступками, уступая место пользе, удобству, а иногда – физиологической потребности (в этом объяснение «немотивированной» жестокости, «бессмысленных» преступлений).

В недрах общества идут два разнонаправленных процесса. Часть маргиналов быстро превращается в люмпенов. Посмотрите, кто торгует квасом, пирожками, автобусными билетами; поинтересуйтесь, кто стремится в мясники, бармены, приемщики бутылок; не говорю уже о беззаконных ордах спекулянтов, фарцовщиков, проституток. Это в основном молодые люди. Путь на социальное дно, как правило, безвозвратен. Другой процесс – процесс укоренения в городах недавних сельских жителей – сам по себе в принципе даже прогрессивен. Если, переселяясь в город, человек может рассчитывать на достойную квалифицированную работу, то из маргинала он превращается а полноценного городского жителя.

Как бы вы определили социальную сущность маргиналов и источники пополнения их рядов? Что означает процесс укорененности и чем от него отличается лишенность социальных корней? Почему у человека меняется система ценностей, когда он попадает из устойчивой социальной среды в неустойчивую? Как вы поняли мысль о двух разнонаправленных процессах? Можно ли их уподобить восходящей и нисходящей социальной мобильности?

Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов.

Народонаселение строго ограничено средствами существования.

Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).

Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической.

Что из взглядов Мальтуса оказалось пророческим? Как НТР может компенсировать ограниченность природных ресурсов?

10. Немецкий социолог Карл Манхейм (1893–1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодёжь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Молодёжь, по мысли Манхейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию.

Как вы понимаете слова Манхейма? Справедливо ли это в отношении современной молодежи?

11. Из работы российского социолога О. С. Осиновой «Девиантное поведение: благо или зло?».

Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются; общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

– Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека.

– Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.).

– Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.

– Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.

– Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.

Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идем в баню», «раздельное обучение черных и белых», «солидарность рабочих всех стран»? Что означает более высокий или более низкий уровень норм?

Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Организация прОведения Отдельных видОв гОсударственнОгО кОнтрОля тамОженными Органами при ввОзе тОварОв и транспОртных средств междунарОднОй перевОзки на территОрию рОссийскОй Федерации или вывОзе с этОй территОрии Учебное пособие Под общей редакцией В.А. Черных, доктора политических наук, профессора Москва 2012 УДК 339.543 ББК 67.404 О16 Рекомендовано Координационным научно-педагогическим советом Российской таможенной академии в качестве учебного пособия для слушателей ИДОП и ПК и факультетов повышения квалификации филиалов Российской таможенной академии Авторский коллектив: Р.Ф. АРслАнОв, заместитель директора ИДОП и ПК, профессор кафедры таможенного дела, канд. воен. наук, доцент (1.1, 1.2, 1.3; 3.5, 3.6); в.в. люБченКО, заместитель директора ИДОП и ПК, профессор кафедры таможенного дела (1.1, 1.2); А.в. <...> Российской академии сельскохозяйственных наук», д-р вет. наук, профессор; Г.А. вОйтешенОК, декан факультета таможенного дела ГКОУ вПО «Российская таможенная академия», д-р экон. наук Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории: учебное пособие / под общ. ред. в. <...> © Российская таможенная академия, 2012 ВВЕДЕНИЕ таможенными органами РФ осуществляются отдельные виды государственного контроля над перемещением через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств международной перевозки на основании Федерального закона от 28.12.2010 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным <...>

Стр.3

Стр.230

Стр.231

Стр.232

Организация_проведения_отдельных_видов_государственного_контроля_таможенными_органами_при_ввозе_товаров_и_транспортных_средств_международной_перевозки_на_территорию_РФ_или_вывозе_с_этой_территории.pdf

УДК 339.543 ББК 67.404 О16 Рекомендовано Координационным научно-педагогическим советом Российской таможенной академии в качестве учебного пособия для слушателей ИДОП и ПК и факультетов повышения квалификации филиалов Российской таможенной академии Авторский коллектив: Р.Ф. АРслАнОв, заместитель директора ИДОП и ПК, профессор кафедры таможенного дела, канд. воен. наук, доцент (1.1, 1.2, 1.3; 3.5, 3.6); в.в. люБченКО, заместитель директора ИДОП и ПК, профессор кафедры таможенного дела (1.1, 1.2); А.в. КОБеняКОв, доцент кафедры таможеного дела, канд. воен. наук, доцент (3.1, 3.2, 3.3); А.А. АРсКИй, ст. преподаватель кафедры таможенного дела, канд. экон. наук (3.4; 5.1, 5.2; 6.1, 6.2); И.с. КОлеснИченКО, доцент кафедры организации отдельных видов государственного контроля, канд. вет. наук, профессор (5.1, 5.2; 6.1, 6.2); е.И. АнДРеевА, профессор кафедры таможенного дела, канд. техн. наук, доцент (4.1); М.ю. КАРПеченКОв, доцент кафедры таможенного дела, доцент (2.1; 3.8); А.П. БОйКО, доцент кафедры таможенного дела, канд. экон. наук (3.7); А.н. КАРАУлОвА, ст. преподаватель кафедры товароведения и таможенной экспертизы (4.2) Рецензенты: И.И. КОчИш, проректор по учебной работе ФГОУ вПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. скрябина», член-корреспондент РАсХн, д-р с.-х. наук, профессор; в.в.сУББОтИн, заместитель директора Государственного научного учреждения «всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии им. я.Р. Коваленко Российской академии сельскохозяйственных наук», д-р вет. наук, профессор; Г.А. вОйтешенОК, декан факультета таможенного дела ГКОУ вПО «Российская таможенная академия», д-р экон. наук Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории: учебное пособие / под общ. ред. в.А. черных. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 232 с. ISBN 978-5-9590-0394-4 Учебное пособие посвящено вопросам организации проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами Российской Федерации. Предназначено для государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации, слушателей Института дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации, факультетов повышения квалификации, а также студентов Российской таможенной академии и ее филиалов. © Российская таможенная академия, 2012

Стр.3

Оглавление введение............................................................................................................3 Глав а 1. виды государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Порядок их организации. Правовая регламентация международных автомобильных перевозок и порядка проведения отдельных видов государственного контроля таможенных органов......................5 1.1. виды государственного контроля.................................................5 1.2. Государственные органы Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль и надзор в пунктах пропуска....................................................... 11 1.3. нормативная база, регламентирующая деятельность международных перевозчиков....................................................16 1.4. Разрешительная система международных автомобильных перевозок. виды разрешений..........................25 1.5. Основные задачи Фтс России по осуществлению государственного контроля.........................................................34 1.6. Правовая регламентация порядка проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами Российской Федерации......................36 Глав а 2. Организация транспортного контроля при осуществлении международных автомобильных перевозок...........................................................39 2.1. Осуществление транспортного контроля транспортных средств международной перевозки при прибытии на таможенную территорию таможенного союза......................................................................39 2.2. Осуществление транспортного контроля транспортных средств международной перевозки при убытии с таможенной территории таможенного союза......................................................................62 229

Стр.230

2.3. транспортный контроль за соблюдением технических стандартов подвижного состава при осуществлении международных автомобильных перевозок..............................67 2.4. транспортный контроль при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов...............................76 2.5. транспортный контроль при перевозке опасных грузов. соглашение о ДОПОГ...................................100 2.6. транспортный контроль при перевозке скоропортящихся грузов. соглашение «О международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» ...................................................................126 2.7. Информационная система контроля автомобильного транспорта «сКАт – тК» ..............................142 2.8. Административная ответственность за нарушения порядка осуществления международных автомобильных перевозок............................147 Глав а 3. Организация документального карантинного фитосанитарного контроля...............................155 3.1. Общий порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза и через таможенную территорию таможенного союза карантинной продукции.........................155 3.2. Организация осмотра или досмотра подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска.........................160 3.3. Формы, содержание, порядок получения и контроля разрешительных документов, применяемых при проведении карантинного фитосанитарного контроля........................................................170 Глав а 4. Организация документального ветеринарного контроля............................................................186 4.1. сущность и содержание ветеринарного контроля товаров при перемещении через таможенную границу таможенного союза и через таможенную территорию 230

Стр.231

таможенного союза. номенклатура и общая характеристика товаров, подлежащих ветеринарному контролю....................................186 4.2. Формы, содержание, порядок получения и контроля разрешительных документов, применяемых при проведении ветеринарного контроля................................190 Глав а 5. Организация документального санитарно-карантинного контроля...........................................199 5.1. сущность и содержание санитарно-карантинного контроля товаров при перемещении через таможенную границу таможенного союза и через таможенную территорию таможенного союза. номенклатура и общая характеристика товаров, подлежащих санитарно-карантинному контролю..................199 5.2. Формы, содержание, порядок получения и контроля разрешительных документов, применяемых при проведении санитарно-карантинного контроля...............213 5.3. Порядок получения разрешительных документов при проведении санитарно-карантинного контроля...............218 5.4. Порядок проведения документального санитарно-карантинного контроля подконтрольных товаров таможенным органом.....................219 Заключение....................................................................................................223 список использованных источников..........................................................224 231

Государственный и муниципальный контроль (надзор) в отношении граждан. Нормативное регулирование и реализация на практике Кнутов Александр Владимирович

1.2. Классификация видов государственного контроля, осуществляемого в отношении граждан

Обзор функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению государственного (муниципального) контроля в отношении граждан позволяет классифицировать данные функции следующим образом.

В зависимости от того, осуществляется конкретный вид государственного контроля только в отношении граждан или одновременно в отношении как граждан, так и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, виды государственного контроля подразделяются на:

– общехозяйственные, или полисубъектные, виды контроля;

– специфические виды контроля, осуществляемые только в отношении граждан.

Вместе с тем следует отметить, что даже в полисубъектных видах контроля содержание и формы контроля в отношении граждан и в отношении хозяйствующих субъектов, как правило, совершенно различны. По сути, общим в контроле в отношении разных субъектов является только название функции. Поводы, предмет, методы и процедуры контроля часто кардинально отличаются друг от друга.

Например, в рамках государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий может быть проверена как деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и деятельность граждан. Но в отношении граждан проверки проводятся только при их нахождении на соответствующих особо охраняемых природных территориях. При этом в соответствии с п. 9 Положения о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2012 № 1391, в ходе рейдовых осмотров территории в отношении граждан проверяются наличие у них разрешения на право пребывания на соответствующих особо охраняемых природных территориях (оплата «путевки»), наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия (при его наличии), имеющихся у граждан орудий и продукции природопользования, соблюдение установленного режима на особо охраняемой природной территории (правил стоянок и разведения костров и проч.).

В отношении же хозяйствующих субъектов контроль осуществляется по-иному. Мероприятия по контролю проводятся по процедуре, установленной Федеральным законом № 294-ФЗ (например, плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом на основании приказов или распоряжений руководителей органов контроля, их заместителей). Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на особо охраняемых природных территориях, требований, установленных к порядку и режиму использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, а также к режиму их охранных зон (округов).

Поводы, предмет, методы и процедуры контроля в отношении хозяйствующих субъектов и граждан чаще всего схожи в полисубъектных видах контроля только в тех случаях, когда контроль осуществляется по объектному, а не по субъектному принципу (т.е. когда проверяется не деятельность субъектов, а порядок использования объектов: транспортных средств, земельных участков, зданий, помещений и прочего имущества). Например, процедуры контроля в отношении хозяйствующих субъектов и граждан относительно схожи при осуществлении государственного портового контроля, государственного строительного надзора, государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства, государственного земельного надзора и т.д.

Следующим классификационным признаком видов государственного контроля в отношении граждан является наличие в сфере осуществления контроля разрешительного или уведомительного режима. В зависимости от этого виды государственного контроля за гражданами подразделяются на:

– государственный контроль за соблюдением гражданами обязательных требований в сфере деятельности, требующей наличия специального разрешения (права) или особого уведомления о такой деятельности;

– государственный контроль деятельности граждан, не требующей наличия специального разрешения (права).

В качестве отдельного классификационного признака можно выделить такой специфический предмет контроля, как имущество, в отношении которого существует специальный режим владения (здания, строения, помещения, земельные участки, самоходные транспортные средства и т.д.). Владельцами такого имущества могут быть как граждане, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели. По этому признаку можно выделить:

– государственный контроль за гражданами в части порядка владения имуществом, подлежащим контролю;

– государственный контроль деятельности граждан, не связанной с эксплуатацией имущества.

Схожим, но не идентичным с предыдущим классификационным признаком является направленность государственного контроля или на деятельность граждан, или на объекты, используемые гражданами. В соответствии с таким признаком можно разделить государственный контроль в отношении граждан на контроль, мероприятия которого проводятся по объектному или субъектному принципу. Объектный принцип осуществления контроля предполагает относительную индифферентность к личности субъекта, владеющего проверяемым объектом. В этом случае мероприятия по контролю планируются и проводятся по отношению к объектам. Поведение гражданина, которому принадлежат или которым управляются, эксплуатируются проверяемые объекты, всегда вторично. Например, при осуществлении государственного портового контроля при заходе судна в порт личность судовладельца вторична. Контроль направлен именно на судно.

Наоборот, при субъектном принципе контроля всегда первичны именно деятельность гражданина и соблюдение им обязательных требований. Принадлежащие ему объекты (орудия) проверяются во вторую очередь. Например, при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в первую очередь проверяется сам охотник (соблюдение им режима природной территории, сезонности охоты), и только во вторую очередь проверяется порядок использования им охотничьего оружия (наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия и проч.).

Наконец, в зависимости от контролируемой деятельности (занятий) граждан следует в качестве отдельных групп указать:

– контроль за предпринимательской деятельностью индивидуальных предпринимателей;

– контроль за приносящей доход профессиональной деятельностью граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, если такая деятельность приносит доход на основании:

государственной регистрации;

лицензии;

в силу членства в саморегулируемой организации;

– контроль за поведением граждан, не относящимся к профессиональной деятельности или к деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

Также важным классификационным признаком является наличие или отсутствие плановых проверок при осуществлении отдельных видов государственного контроля в отношении граждан. Осуществление указанных проверочных мероприятий в отношении граждан является, скорее, исключением, чем правилом, и реализуется в ограниченном перечне видов контроля.

В табл. 1 и 2 приведена классификация и перечислены виды государственного контроля в отношении граждан. В табл. 1 приведен исчерпывающей перечень общехозяйственных (полисубъектных) видов государственного контроля, а в табл. 2 – исчерпывающий перечень специфических видов государственного контроля, осуществляемых только в отношении граждан.

В табл. 1 были включены некоторые виды государственного контроля, которые в соответствии с нормативными правовыми актами могут осуществляться в отношении граждан, но фактически не осуществляются. К таким видам контроля следует отнести:

1) надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;

2) контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

3) государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства (в отношении работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

В ходе работы над составлением табл. 1 авторами были выявлены многочисленные случаи, когда нормативные правовые акты формально декларируют возможность осуществления того или иного вида контроля в отношении граждан, но остается совершенно непонятным, в каких жизненных ситуациях такой контроль может иметь место, как он может осуществляться на практике. Не дает ответы на такие вопросы и анализ правоприменительной практики. Почему законодатель решил указать потенциальную возможность осуществления таких видов контроля в отношении граждан, сложно объяснить, не используя таких формулировок, как «про запас» и «на всякий пожарный случай».

Таблица 1.

Общехозяйственные (полисубъектные) виды государственного контроля, осуществляемые в отношении граждан

Ниже указан перечень таких видов контроля, при этом его следует отличать от приведенного ранее перечня. В вышеприведенном списке понятен предмет проверки деятельности граждан, и при наличии организационного решения такой контроль мог бы осуществляться в отношении граждан. В приводимом ниже перечне предмет контроля в отношении граждан остается неясным. Такие виды контроля не были включены в табл. 1, и к ним следует отнести:

1) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

2) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

3) государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

4) государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ;

5) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности;

6) контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю;

7) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

8) экспортный контроль;

9) федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии;

10) федеральный государственный надзор в области землеустройства;

11) государственный надзор в области гражданской обороны (при этом статьи КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушение обязательных требований в сфере гражданской обороны (ст. 20.6 «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и ст. 20.7 «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны»), предусматривают меры ответственности только в отношении должностных и юридических лиц);

12) контроль и надзор за обработкой персональных данных.

Например, нормативные правовые акты (Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476) допускают возможность осуществления государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха в отношении граждан. Однако в предмет контроля, установленный в положении, входит только хозяйственная деятельность, гражданами не осуществляемая. Судебная практика рассмотрения споров по вопросам осуществления такого контроля в отношении граждан не выявлена.

Отдельно следует указать те виды государственного контроля, которые, хотя и направлены только на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но косвенно затрагивают и граждан в части выявления незаконной деятельности последних, которую они не вправе осуществлять.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси может осуществляться исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии у них разрешения. Соответственно, контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси направлен только на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако на практике перевозка пассажиров незаконно осуществляется частными лицами на личном автотранспорте. В связи с этим контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси может касаться граждан при проведении проверочных мероприятий в целях выявления незаконной деятельности физических лиц по оказанию услуг такси.

Региональный контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых осуществляется в отношении субъектов предпринимательской деятельности – недропользователей (ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»). Однако, естественно, органы контроля реагируют и на случаи незаконной деятельности частных лиц (граждан), не являющихся субъектами предпринимательской деятельности и недропользователями, но допускающих незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка и проч.) или, например, бурение артезианских скважин без соответствующих разрешений.

Тот факт, что органы контроля наделены полномочиями по пресечению незаконной деятельности (т.е. фактически осуществляют контроль) граждан в сфере недропользования, подтверждается наличием ответственности за пользование недрами без лицензии (ст. 7.3 КоАП РФ) не только для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их должностных лиц, но и для граждан.

Виды контроля, косвенно распространяющиеся на граждан в части их незаконной деятельности, в табл. 1 не отражены. Ниже представлен их полный перечень:

1) государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

2) весовой и габаритный контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки;

3) государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;

4) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) государственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности и лицензионный контроль медицинской деятельности;

7) государственный надзор в сфере рекламы (в части нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции, в том числе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения) – мероприятия по контролю могут проводиться в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, контроля в сфере благоустройства;

8) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в сфере торговой деятельности (в части незаконной торговой деятельности вне специально отведенных для этого мест, без документов, подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети);

9) контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции;

10) надзор в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (в рамках оперативно-розыскной деятельности).

Ниже представлены отдельные примеры реагирования органов контроля на незаконную деятельность граждан в случаях, когда такая деятельность может осуществляться только хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями). Следует отметить, что выявление такой незаконной деятельности обычно осуществляется правоохранительными органами, а не специализированными органами контроля.

Показательными примерами могут служить два дела, связанные с надзором за рекламой и контролем в области розничной продажи алкогольной продукции.

Постановление Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14.02.2012 по делу № 5-38/2012

Судьей по материалам административного дела установлено, что гражданин М. установил рекламную конструкцию (наружную рекламу) с информацией без получения предусмотренного законодательством разрешения на ее установку. Маркировка рекламы распространителя и номер его телефона на рекламной конструкции отсутствовали. Указанными действиями гражданин М. допустил нарушение п. 5.10 ГОСТ Р. 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» и ст. 19 Федерального закона «О рекламе». В связи с указанными нарушениями обязательных требований гражданин был привлечен к административной ответственности ст. госинспектором дорожного надзора штаба БДПС ГИБДД МВД по Марий Эл по ст. 14.37 КоАП РФ («Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции»).

Постановление Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 03.07.2012

29 марта 2012 г. инспектором ЦИАЗ отдела МВД России по Кавказскому району А.Ю. Соколовым была проведена проверочная покупка алкогольной продукции в квартире у гражданина В.П. Коленко.

В ходе проверки установлено, что 29 марта 2012 г. в 09 ч 45 мин в г. Кропоткине, в квартире гражданин В.П. Коленко осуществил реализацию по цене 50 руб. гражданину Н. одной стеклянной б/у бутылки емкостью 0,5 л, с этикеткой «вода минеральная «Лысогорская», укупоренной винтовой пластмассовой пробкой, наполненной жидкостью светлого цвета с характерным запахом спирта, с признаками кустарно приготовленной водно-спиртовой смеси, в нарушение ФЗ № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно заключению эксперта от 25.04.2012, содержимое одной стеклянной бутылки емкостью 0,5л, с этикеткой «вода минеральная «Лысогорская», представленной на исследование, не соответствует требованиям ГОСТ Р 51355-99 «Водки и водки особые. Общие технические условия» и является кустарно приготовленной водно-спиртовой смесью.

По результатам проверки составлен акт проверочной покупки от 29.03.2012, проведена криминалистическая пищевая судебная экспертиза, составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2012.

В.П. Коленко совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.2 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Среди указанных в табл. 1 общехозяйственных (полисубъектных) видов государственного контроля большинство таких видов преимущественно осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть удельный вес ресурсов органов государственного контроля, затрачиваемых на проверки граждан, и объемы такого контроля несопоставимы по сравнению с контролем в отношении бизнеса. Сопоставимое или даже доминирующее значение государственного контроля в отношении граждан, а не хозяйствующих субъектов обнаружено только в 17 из 45 видов контроля. Это:

1) федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации;

2) контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

3) федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников;

4) пограничный контроль;

5) таможенный контроль;

6) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

7) государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок;

8) государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль;

9) государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

10) федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), муниципальный лесной контроль;

11) федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

12) федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

13) федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

14) федеральный государственный охотничий надзор (в том числе контроль за оборотом продукции охоты);

15) контроль за оборотом оружия;

16) контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

17) контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах.

При этом первые 15 видов государственного контроля, перечисленные выше, а также налоговый контроль являются относительно массовыми. Иные общехозяйственные (полисубъектные) виды контроля в отношении граждан практически не заметны в общественной жизни, и граждане с ними сталкиваются только в специфических жизненных ситуациях.

Таблица 2.

Виды государственного контроля, осуществляемые в отношении исключительно физических лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя (виды специфического контроля)

В табл. 2 приводится исчерпывающий перечень специфических видов государственного контроля, осуществляемых только в отношении граждан.

Все виды специфического контроля в отношении граждан возникают только в определенных жизненных ситуациях, и большинство граждан с ним не сталкиваются.

Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна

10. Классификация видов страхования Классификация видов страхования, в соответствии с которой в лицензии, выдаваемой страховщику, указывают виды страхования, дана в ст. 32.9 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»:1) страхование жизни на случай смерти, дожития до

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ, ВПЕРВЫЕ ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Настоящее Положение

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности 1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ

Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

§ 2. Процедуры осуществления отдельных видов контроля 1. Процедура профессионального контроляВ соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных

Из книги Шпаргалка по метрологии, стандартизации, сертификации автора Клочкова Мария Сергеевна

42. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИЗМЕРЕНИЙ Измерения различают по способу получения информации, по характеру изменений измеряемой величины в процессе измерений, по количеству измерительной информации, по отношению к основным единицам.По способу получения информации измерения

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 265. Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами 1. Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов

Из книги Морские катастрофы автора Сидорченко Виктор Федорович

§ 1. Классификация видов намеренных потоплений судов Наиболее типичным примером намеренного потопления является потопление вражеских судов и кораблей во время войны. И хотя такие действия военных кораблей и самолетов против вражеских судов и кораблей всемерно

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

Отличие экологического контроля от смежных видов контроля Экологический контроль нельзя путать с иными смежными видами контроля. Несмотря на то, что объектами охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» являются такие

С учетом разнообразия содержания государственного управления происходит формирование отдельных видов контроля. В зависимости от определяющего критерия при классификации на виды выделяют внутренний и внешний контроль, ведомственный (отраслевой) и над ведомственный, общий и специальный.

Система внутреннего контроля состоит из ведомственного (отраслевого) и надведомственного контроля, которые находятся в непосредственной зависимости от соотношения централизации и децентрализации в сфере государственного управления. Эти виды контроля тесно переплетаются и при взаимодействии дают возможность получить объективную информацию, всесторонне проанализировать положение дел и предупредить негативные последствия. Производятся они относительно конкретной функции управления или отрасли.

В то же время, тесная связь этих видов контроля не дает оснований для их отождествления. Между ними можно выделить ряд отличий, касающихся как сторон контрольной деятельности, так и самого характера контроля.

Так, для отраслевого контроля характерной является организационная подчиненность контролируемого и контролирующего. При надведомственном контроле такая зависимость отсутствует. Отличие этих видов контроля состоит и в разных правовых формах реализации контрольных полномочий и правовых методов воздействия, и в объеме их осуществления. Если ведомственный контроль является чисто внутренним контролем и может касаться разных сторон деятельности подчиненного субъекта, то надведом-ственный контроль, как правило, касается конкретной функции или определенной стороны управленческой деятельности.

По правовым последствиям отраслевой контроль и надведом-ственный контроль также имеют ряд отличий. Если отраслевой контроль может ограничиваться мерами административно-организационного воздействия, то при надведомственном контроле контролирующий орган может применять принудительные меры, или же обращаться с представлением результатов контроля в соответствующие государственные органы, уполномоченные применять определенные меры воздействия. В Украине построение системы контроля в сфере государственного управления происходит путем развития сложных и разветвленных систем надведом-ственного контроля. Задание таких систем контроля состоит в обеспечении решений комплексного характера, касающихся нескольких или многих отраслей управления, или реализации отдельных функций управления. Поэтому данный вид контроля не связан с административной подчиненностью субъектов.

Правовой основой надведомственного контроля является Конституция Украины и законодательные акты, которые выделяют функцию контроля как один из основных видов деятельности государственных органов.

Следует отметить, что в основу классификации видов контроля могут быть положены различные критерии. Если мы рассматривали отраслевой и надведомственный контроль, руководствуясь характером взаимоотношений между субъектом контроля и подконтрольным объектом, то не менее важно в основу выделения видов контроля положить содержание контроля или направления его осуществления. Соответственно, выделяется финансовый, банковский, налоговый контроль, контроль за исполнением управленческих решений и др.

Финансовый контроль осуществляется за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, получающих средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов. На основании ревизий и проверок производится глубокий анализ, который дает возможность представлять предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений и их предотвращению в дальнейшем. При проведении финансового контроля руководствуются Конституцией Украины, Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе», актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Важное место в сфере государственного управления занимает банковский контроль, который осуществляется Национальным банком Украины в сфере кредитно-денежных отношений.

Одним из видов государственного контроля, находящимся в стадии формирования, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства по защите интересов предпринимателей и добросовестной конкуренции. Правовым обеспечением этого вида контроля являются Законы Украины «О защите экономической конкуренции» и «Об Антимонопольном комитете Украины». В соответствие с этими законами приведена вся нормативная база: решения Правительства Украины, центральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения в этой сфере.

Конкретизация функций такого вида контроля в практической деятельности может быть сведена к противодействию монопольным посягательствам со стороны отдельных производителей, соблюдению законов о демонополизации субъектов хозяйствования, подготовке рекомендаций Правительству или органам законодательной власти на основе детального анализа производственных процессов контроля за проведением приватизации и разгосударствления, контроля за соблюдением законодательства о банкротстве, где речь идет о принятии своевременных решений относительно переориентации или ликвидации убыточных производств или даже отдельных отраслей.

Принимая во внимание сложную ситуацию в сфере экономики Украины, важное значение приобретает таможенный контроль. Такой вид контроля существует во всех странах, но наши условия налагают на него свои особенности, более жесткие подходы к объемам при вывозе за пределы таможенной территории Украины и ввозе на нее товаров и других предметов.

Отдельное место в системе контроля занимает статистический контроль, который вместе с тем может использоваться при осуществлении других видов контрольной деятельности.

Правовое обеспечение системы контроля в сфере государственного управления состоит из массива законодательных актов, регулирующих отдельные виды контроля. В то же время нет единого акта, который охватывал бы все звенья деятельности государства по осуществлению контрольных полномочий. Такой акт необходим, и им мог бы стать Закон Украины «О государственном контроле в сфере исполнительной власти». В содержание этого акта необходимо включить основные принципы и направления осуществления этой важной функции государства. Его принятие дало бы возможность сформировать правовые основы целостного механизма осуществления контроля органами всех ветвей государственной власти.

Контроль, который осуществляют другие государственные органы относительно органов исполнительной власти, является внешним. К такому виду контроля относятся: президентский, парламентский, судебный. В этих видах государственного контроля едины цель и объект контроля, деятельность органов исполнительной власти. Перед ними стоят различные задания, разными являются формы и методы контроля, а также последствия его осуществления.

С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения её в состояние. Этим контроль, в частности отличается от надзора , где надзирающий только констатирует отклонение и информирует соответствующие инстанции, компетентные принимать управленческие решения.

Иногда контроль называют родовым понятием по отношению к надзору . То есть надзор в этом случае является производным от контроля и имеет ряд характерных признаков:

· проверку соответствия специальным правилам, установленных для объектов, которые находятся под надзором;

· объекты проверки организационно не подчинены субъекту, осуществляющему надзор.

Надзор в данном случае рассматривается как отдельный вид контроля. Понятие контроля можно дополнить такими однородными понятиями как мониторинг и аудит . Термин «мониторинг» можно обозначить как пассивную форму контроля . При этом отсутствует прямая форма воздействия на объект мониторинга, а применяются методы наблюдения и анализа . Термин «аудит», как понятие родственное контролю , преимущественно используется при проверке финансово-хозяйственной деятельности для определения достоверности отчетности, учета, их соответствия действующему законодательству. Как видим, анализ , как общенаучный метод, находит свое место и в сфере государственного контроля. Если непосредственно в контрольной деятельности, анализ является лишь одной из стадий, после которой следует прямое воздействие на объект контроля, то в случае надзора , мониторинга или аудита , субъект контроля может ограничиваться лишь анализом и не воздействовать непосредственно на его объект. Можем привести как пример прокурорский надзор. В случае нарушения действующего законодательства, прокурор не оказывает прямое воздействие на нарушителя, а косвенно реагирует путем обращения в суд. Здесь уместно говорить не о контроле со стороны прокурора, а надзоре , сущностью которого является анализ правомерности действий его объектов.

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.
Виды государственного надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Особенности административного надзора:
1) является особой разновидностью государственного контроля;
2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
3) деятельность по надзору осуществляется систематически;
4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;
6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
7) осуществляется при помощи определенных методов;
8) оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:
1) постоянное наблюдение;
2) периодические проверки;
3) обследование поднадзорного объекта;
4) истребование и анализ документов;
5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Мониторинг - это активный и интерактивный процесс, направленный на исследование ситуации с соблюдением прав человека сотрудниками патрульной службы милиции, причин состояния ее существования, наработка рекомендаций необходимые меры для ее улучшения.

Функции мониторинга:

Познавательно - диагностирует сложившуюся ситуацию

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ - осуществление контроля над публичной властью

Реформаторские - собирает аргументы для убеждения власти и общества в необходимости изменений

Задачи мониторинга

1. Активный, плановый сбор и обработка данных о состоянии соблюдения прав человека сотрудниками ПСМ МВД в своей деятельности для его анализа.

2. Сравнение действительного (имеющегося) состояния с формально определенными ведомственными нормативными актами и нормами национального и международного права, а также исследования практического его соблюдения в деятельности патрульной службы милиции.

3. Определение наиболее распространенных нарушений, причин их возникновения и поиск разумных решений изменить ситуацию.

4. Накопление материалов необходимых для дальнейшей деятельности в этом направлении.

Формы мониторингу

Активная - непосредственное общение монитора

Пассивная - анализ информации СМИ и других источников

Гласная - предполагает предварительное информирование работников ПСМ или руководства ОВД

Негласная - мониторинговая деятельность осуществляется без предварительного информирования как объекта мониторинга так и руководства территориальных ОВД

Мониторинговая деятельность осуществляется без предварительного информирования как объекта мониторинга так и руководства территориальных ОВД

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник