25.06.2019

Понятие управление менеджмент сходства различия. В чем сходство и различие понятий управление и руководство. Метод отдельных приращений


Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Разница между менеджментом от управлением заключается в следующем:

1. Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.

2. Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).

3. Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.

4. Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.

6. Сущность, этапы и направленность нововведений в организациях. Суть понятий «нововведение» и «инновация».

Подизменениями и нововведениями в организационном поведении понимается процесс обновления (преобразования) организации, основанный на внедрении инноваций в организационные процессы. Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимостью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями, что особенно важно в условиях рыночной экономики. Объем знаний, которыми владеет человечество, удваивается примерно каждые пять-семь лет, соответственно этому удваивается и количество новых ситуаций, требующих адекватного решения. Это приводит к возрастанию важности задач управления преобразованиями.

Нововведения можно разделить на3 группы:

· технико-технологические (новые оборудования, приборы, технологические схемы и т.д.);

· продуктные (переход на выпуск новых изделий, материалов);

· социальные, к которым относится:

o экономические (новые материальные стимулы, показатели системы оплаты труда)

o организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т.д.)

o собственно социальные, то есть целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборность бригадиров, мастеров, новые формы гласности, воспитательной работы, как, например, наставничество, создание новых общественных органов и т.д.)

o правовые, главным образом выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве.

Иногда экономические, организационные, правовые нововведения объединяются понятием «управленческие».

Для успешного осуществления преобразования необходимо анализировать их причины, объекты, положительные и отрицательные стороны, четко формулировать цели и только затем проводить изменения.

. Приоритетной целью изменений и нововведений следует считать достижение более высоких результатов, освоение передовых средств и приемов труда, устранение рутинных операций, осуществление прогрессивных изменений в системе управления.

Нововведение включает в себя следующие стадии:

· зарождение нововведения - осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств;

· освоение нововведения - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;

· диффузия нововведения - распространение, тиражирование и многократное повторение на других объектах (распространение нововведения - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и их способностей к практическому использованию этой информации);

· рутинизация нововведения - нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Понятие «нововведение» означает процесс использования новшества. Осуществляемые нововведения должны обладать относительными преимуществами по сравнению с традиционными решениями, быть совместимы со сложившейся практикой и технологической структурой организации, использовать накопленный опыт внедрения.
Под «инновацией» подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условие для такой экономии.

7. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

по дисциплине: "Основы менеджмента"

на тему: "Сравнение менеджмента и системы управления"

Выполнила: студентка гр. 02-506

Бухтоярова В.И.

Проверил: Леонтьев В.Ф.

Москва - 2013

Введение

1. Система управления

1.1 История возникновения и развития

1.2 Основные понятия и особенности

1.3 Система управления на предприятии

2. Менеджмент

2.1 История возникновения и развития

2.2 Основные понятия и особенности

2.3 Менеджмент на предприятии

3. Сравнительная характеристика менеджмента и системы управления

3.1 Образовательный уровень и управление персоналом

3.2 Менеджмент и система управления: сходства и различия

Список использованных источников

Введение

Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.

Менялась практика управления - изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль следовала пассивно за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления, обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений- задачи, человек, управленческая деятельность.

Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного менеджмента, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое органичное целое. Понятие менеджмента неотделимо от понятия управления.

Целю настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов менеджмента и управления и определение отличительных особенностей этих понятий.

1 . Система управления

1 .1 История возникновения и развития

Система управления - систематизированный (строго определённый) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение, предназначенный для достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей.

На предприятиях в странах так называемой передовой индустриализации описанные системы управления стали формироваться с началом промышленной революции второй половины ХIХ в.

На этапе становления основных отраслей ключевой элемент стратегии заключался в освоении промышленной технологии производства продукции. По сути это была первая волна стратегических и инновационных изменений в экономике.

Характерно, что именно тогда в первых научных работах по управлению предприятием Г. Эмерсона, Ф. Тейлора, А. Файоля появилось описание элементов стратегического управления. Каждый из названных авторов был талантливым инженером, возглавившим промышленную компанию и сделавшим управление сферой своей профессиональной деятельности.

Последующие внешние изменения были связаны с быстрым ростом промышленных отраслей. Перед компаниями встала проблема оптимизации операционной системы, что в условиях жесткой ценовой конкуренции позволяло снижать себестоимость продукции и повышать ее надежность. Внешние изменения на уровне стратегии или инноваций остались далеко в прошлом. Поэтому стратегический менеджмент временно потерял актуальность. Именно в то время, когда рамки жизненного цикла продукции основных промышленных отраслей вышли за пределы горизонта планирования, на предприятиях сформировалась классическая система долгосрочного планирования, основанная на статистической экстраполяции прошлых тенденций.

Следующий этап развития экономик стран передовой индустриализации привел к началу сегментации отраслевых рынков по признакам потребительских предпочтений. В дополнение к ценовому конкурентному фактору возникла необходимость учета вкусов различных групп потребителей и обновления морально устаревшей продукции. Все это стало источником систематических внешних изменений и одновременно разовым стратегическим изменением, что потребовало внедрения системы управления нововведениями.

Потребность в стратегическом управлении возникла вновь, когда во внешней среде предприятий появились источники глобальной нестабильности - политической, социальной, экологической; стало сказываться ограничение объемов доступных ресурсов и пределов роста рынка. Средством сохранения устойчивости в этой ситуации выступила диверсификация. Нарастание же требований к масштабам деятельности вследствие повышения стоимости НИОКР и начавшейся в 80-е годы глобализации рынков вызвало переориентацию стратегии компаний с несвязанной диверсификации на взаимосвязанную. Таким образом, когда стратегические изменения приняли системный характер, на предприятиях сформировался постоянный уровень стратегического управления.

Весь процесс исторической эволюции систем управления происходил на фоне ускорения и роста частоты внешних изменений. Применительно к ним сокращался горизонт и уменьшалась периодичность планирования на всех уровнях управления. Поэтому некоторые авторы в 80-е годы стали обосновывать необходимость отказа от стратегического планирования. Однако следует учесть, что уровень управления не связан жестко с горизонтом планирования. Стратегические планы вовсе не обязательно должны быть долгосрочными. В то же время усиление давления со стороны внешней среды вызывает необходимость роста самоорганизации системы на соответствующих уровнях управления. Иными словами, наличие внешних стратегических изменений неизбежно требует управления стратегией и организационным потенциалом предприятия.

Описанная схема эволюции систем управления относится к компаниям традиционных промышленных отраслей индустриально развитых стран. Формирование систем управления на предприятиях новых современных отраслей происходило значительно быстрее, поскольку здесь степень изменчивости была высокой одновременно на всех уровнях. Технологические прорывы, смещение границ отраслей, глобальная конкуренция, обновление технологий и продукции, смещение потребительского спроса стали составными частями окружающей действительности для этих предприятий сразу при их возникновении.

Наибольшим своеобразием отличается эволюция систем управления на предприятиях в странах социалистической индустриализации (в частности в СССР) и так называемой импортозамещающей индустриализации. В результате изоляции от мировой экономики в этих странах была создана гораздо более устойчивая среда хозяйствования. Системы инновационного и стратегического управления на предприятиях не развивались. Исключение составляла узкая группа высокотехнологичных предприятий, производивших аэрокосмическую технику и вооружение и имевших развитую систему управления техническими нововведениями. Поэтому даже ограниченные преобразования и открытие национальных экономик для иностранной конкуренции вызвали на предприятиях этих стран сильные потрясения.

1

Система управления на предприятии чаще всего касается технологического процесса, определяя, операции, которые выполняет подразделение на том или ином оборудовании. Маршрутные и операционные карты, таким образом, тоже можно рассматривать, как часть системы управления.

Существует несколько факторов, влияющих на систему управления предприятием:

1. Степень открытости системы управления предприятием должна соответствовать характеру изменений внешней среды.

2. Управление предприятиями развивается в ходе естественной эволюции экономических систем.

3. Каждое предприятие должно сформировать систему управления, обеспечивающую внешнюю эффективность.

Цикл принятия основных решений:

1. Прогнозирование.

2. Планирование - постановка целей, программирование работ, выделение средств из бюджета, организация.

3. Контроль.

4. Регулирование.

Все решения принимаются по этому циклу, причем, необходимо уделять достаточно времени и внимания этапам прогнозирования и регулирования.

1 .3 Система управления на предприятии

Каждый из уровней системы управления обеспечивает определенный тип реакции. Если соответствующие ему внешние импульсы отличаются постоянством, то данный уровень управления также становится постоянным элементом иерархической структуры. В случае же, когда внешний импульс оказывается разовым, соответствующий уровень управления утрачивается после исчезновения внешнего воздействия. Таким образом происходит адаптация системы к новым условиям деятельности, сохраняется ее идентичность самой себе.

По этой схеме предприятие адаптируется к внешней среде и обеспечивает достижение своих целей, что и является задачей систем управления согласно классическому определению теории.

В соответствии с эволюционной концепцией теории управления задачи руководства на современных предприятиях распределяются по трем основным уровням - оперативному, инновационному и стратегическому.

На стратегическом уровне вырабатывается реакция на глобальные изменения во внешней среде, корректируются цели деятельности предприятия в соответствии с выполняемой миссией, выбирается корпоративная стратегия, подготавливаются системы, структуры и управленческая культура для реализации стратегии.

Стратегия включает набор целевых установок для инновационного уровня управления. На нем происходит адаптация предприятия к изменениям в рыночной и инновационной дифференциации внутри областей хозяйственной деятельности, формируются целевые установки для соответствующих функций.

На оперативном уровне в пределах целевых установок по набору сегментов "продукт" "рынок" составляется подробный план хозяйственных операций по функциональным подразделениям.

Стратегический и инновационный уровни управления обеспечивают внешнюю эффективность предприятия, а оперативный - внутреннюю.

Функционирование системы управления на каждом уровне описывается несколькими универсальными параметрами. Значение параметров для уровней, обеспечивающих внешнюю эффективность, зависит от характеристик изменения внешней среды. Для оперативного уровня параметры задаются целевыми установками более высоких уровней управления.

Задающими характеристиками внешней среды являются систематичность изменений, морфологическая связь ожидаемых изменений с прошлыми, периодичность их возникновения и продолжительность (период) развития.

Внешние изменения могут либо систематически следовать друг за другом, либо быть разовыми. Под последними подразумеваются такие изменения, промежуток времени между которыми превосходит доступный для предприятия горизонт планирования. Разовые изменения требуют от предприятия однократной реакции на соответствующем уровне управления, тогда как на непрерывные изменения необходимо реагировать постоянно.

Связь с прошлым означает сохранение в развитии новых изменений прежних исторических закономерностей. В этом случае возможна экстраполяция предшествующего опыта выработки управленческой реакции на будущее. Чем слабее связь с прошлым, тем в большей степени при прогнозировании и планировании необходимо использовать факторные модели и строить сценарии на основе экспертных и интуитивных методов.

Под периодом развития внешних изменений подразумевается промежуток времени между поступлением первых сигналов о грядущих событиях и моментом, когда данные изменения начинают сказываться на результатах хозяйственной деятельности предприятия. В случае кризисного управления под этим параметром можно понимать промежуток времени до возникновения необратимых финансовых потерь. Период развития внешних изменений ограничивает максимально допустимое значение горизонта планирования. Иначе говоря, предприятие не может вырабатывать эффективную реакцию на события, о возможности которых даже не подозревает.

Минимально допустимое значение горизонта планирования ограничивается периодом выработки реакции и принятия соответствующих мер. Горизонт планирования должен позволять осуществить полный цикл необходимых организационных и технических нововведений до наступления момента, когда внешние события начнут сказываться на работе предприятия, или хотя бы до момента возникновения необратимых потерь.

Под периодичностью возникновения внешних изменений понимается средний промежуток времени между появлением разнообразных изменений. Эта характеристика определяет максимально допустимую периодичность составления планов. Если планы разрабатываются реже, чем происходят внешние события, то предприятие рискует упустить какое-либо важное изменение.

Как отмечалось выше, каждый из уровней управления обеспечивает достижение своей группы целей, в совокупности образующих стратегию предприятия. Поэтому деятельность на каждом из этих уровней относительно независима друг от друга и требует организационного обособления.

В рамках организационных структур предприятий за оперативную деятельность отвечают так называемые центры прибыли. Ответственность за инновационную и стратегическую деятельность распределяется между стратегическими центрами и высшим руководством.

На каждом системном уровне функции управления выполняются специализированными штабными подразделениями. При этом постоянные работы по стратегическим и инновационным исследованиям проводятся постоянно действующими отделами и лабораториями. Разработка же и внедрение необходимых внутренних изменений осуществляются в рамках временных подразделений - административных или инновационных проектов.

Определяющее значение в обеспечении позитивного эффекта взаимосвязи различных областей деятельности предприятия имеют единая стратегия реагирования на внешние изменения, управление взаимосвязанными ресурсами и снижение удельных затрат на исследования и разработки в себестоимости продукции. Наибольший эффект взаимосвязи между отделениями, обслуживающими разные сегменты внешней среды, достигается благодаря горизонтальной интеграции управления.

Максимальная взаимосвязь различных областей хозяйственной деятельности обеспечивается при схожести их производственного, технологического и организационного потенциала. В этом случае все области могут обслуживаться одним отделением компании, объединяющим операционную, инновационную и стратегическую системы управления. Специализированным характером могут обладать только подразделения по сбыту, ориентированные на различные географические регионы или типы клиентов. Управление такими компаниями максимально централизовано, а их организационные структуры наиболее приближены к функциональным.

При технологической взаимосвязи областей деятельности несколько соответствующих им центров прибыли могут иметь общий стратегический центр, ответственный за исследования и разработки. Если области деятельности связаны и стратегически, то такой центр наделяется ответственностью и за стратегическое управление. Когда в портфеле компании сводится только одна группа взаимосвязанных областей деятельности, функции стратегического центра фактически выполняет высшее руководство.

При несвязанной диверсификации управление предприятием максимально децентрализовано. В этом случае каждое отделение несет полную ответственность за оперативную и инновационную деятельность. Высшее руководство управляет единственным общим стратегическим ресурсом компании - финансами.

Вертикальная интеграция различных уровней систем управления также обеспечивается на основе взаимосвязи ресурсов.

При минимальной взаимосвязи вертикальная интеграция сводится к распределению между уровнями только финансовых ресурсов. Финансирование инновационной и стратегической деятельности, обеспечивающей перспективную рентабельность, может осуществляться только за счет текущей прибыли операционной системы или привлечения средств со стороны. Но даже при внешнем заимствовании финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность предприятия зависят от обеспеченности кредитов материальными активами, т.е. от результатов все той же хозяйственной деятельности. Поэтому оперативные, инновационные и стратегические планы всегда должны быть сбалансированы в рамках общего финансового плана. В противном случае фирма может не справиться с финансированием исследований и разработок в необходимом масштабе и сорвать достижение долгосрочных и среднесрочных целей. Более того, непосильные объемы перспективного финансирования могут подорвать текущую финансовую устойчивость.

Все это касается и других видов ресурсов, которые у различных уровней системы управления тоже могут быть взаимосвязаны. Возможности обеспечения такого рода позитивной взаимосвязи в настоящее время возрастают благодаря увеличению гибкости производственных технологий и углублению рыночной сегментации. Эти изменения позволяют предприятиям организовывать крупные производства, дифференцированные по небольшим партиям разновидностей основной продукции. В случае, когда быстропереналаживаемое оборудование операционной системы позволяет производить партии продукции, сопоставимые по масштабам с опытными, для разработок продуктовых нововведений могут быть задействованы соответствующие подразделения материально-технического снабжения и производства.

Примером здесь может служить использование серийного производственного оборудования для изготовления опытных образцов моделей следующего года, впервые осуществленное инженерами компании "Дженерал Моторс" в 1998 г.

2 . Менеджмент

2.1 История возникновения и развития

Ме м неджмент (от англ. management - управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) - разработка (моделирование и т. д.), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Основоположником системы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор. Он полагал, что главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого на предприятии работника. Тейлор пытался сделать более эффективным ручной труд, пришел к новому разделению трудового процесса, установив различие между процессами высокоценными и менее ценными, а также между специальными отраслями труда.

Тейлор сформулировал три вопроса , которые возникают в головах людей, когда они начинают интересоваться основами научной организации управления.

1. В каком отношении основы научной организации существенно отличаются от общего характера обычных типов организаций?

2. По какой причине при научной организации достигаются лучшие результаты, чем при иных ее типах?

3. Разве задача наибольшей важности заключается не в том, чтобы найти наилучшего человека, дабы поставить его во главе компании? А если такой человек найден, то можно ли спокойно предоставить ему выбор самого типа организации предприятия?

Фредерик Тейлор скрупулезно исследовал работу на различных предприятиях и путем многочисленных измерений, вычислений, вывел оптимальный инструмент и способ труда для одной из фабрик.

Ежедневно 500 рабочих завода Bethlehem перекидывали лопатами то тяжелые массы руды, то легкого угля. При помощи опытов Тейлор установил определенный набор лопат для каждого материала и приказал для каждого вида материала пользоваться только для этого вида сконструированными лопатами. Потом он вычислил, что наиболее удобный груз, поднимаемый лопатой, составляет 9,5 кг, и приспособил лопаты не только к виду материала, но и к его весу. Он сконструировал новую лопату "методически правильного типа", затем с помощью секундомера предпринял тысячи точных измерений, чтобы установить время, которое необходимо рабочему, чтобы погрузить лопату в кучу руды или угля и, наполнив ее как следует, вытащить снова. Точно наблюдалось, сколько времени нужно ему, чтобы копнуть из середины кучи или с края ее, в последнем случае определялось и влияние почвы (металл, дерево, земля), на которой лежит куча. С такой же точностью было фиксировано время, необходимое для того, чтобы откинуть лопату назад и бросить груз на определенную высоту или расстояние. После тщательного отбора людей, распорядка пауз и составления статистических таблиц Тейлор был в состоянии предписать самый лучший метод работы и назначить людям ежедневный урок, который они могли выполнить без затруднений и в случае прилежания заслужить обещанную премию.

Таблица 1

Общие издержки при переработке одной тонны материала для фабрики понизились с 72 центов на тонну до 33 центов, несмотря на то, что рабочие теперь вместо 1 доллара 15 центов в день зарабатывали почти два доллара, причем были учтены издержки на усовершенствование инструментов, постройку конторы и на назначенных организаторов - менеджеров.

В течение года общая сумма экономии при новой системе составила 38 417,69 доллара, а в течение следующих шести месяцев, когда вся работа на заводском дворе была целиком переведена на урочную систему, достигла 80 000 долларов в год.

И вывел новые обязанности дирекции :

1. Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо практические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии.

2. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошлом рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел.

3. Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.

4. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация берет на себя все те отрасли труда, для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие, тогда как в прошлом почти весь труд целиком, и большая часть ответственности были возложены на рабочих.

Вывод Тейлора заключался в том, что "комбинация инициативы рабочих в соединении с новыми типами функций, осуществляемых администрацией предприятия, и делает научную организацию в столь значительной мере превосходящей по производительности все старые системы".

Как показал Р. Акофф с конца прошлого века с ростом сложности производства менялись представления о предприятиях, как об объектах управления и менялись принципы их управления.

Предприятие как машина. Считалось, что промышленные организации, появившиеся в результате промышленной революции, принадлежат их создателям и владельцам. Предприятия представлялись как машины, функцией которых является обслуживание их создателей, обеспечение их адекватной отдачей на вложенное время и деньги. Поэтому главная, если не единственная цель подобных организаций, - создавать прибыль. При таком взгляде на предприятие, его работники рассматривались как заменимые машины или части машины. Следовательно, их личные цели и особенности считались несущественными. Для людей были разработаны очень простые повторяющиеся задания, как если бы они предназначались для машины. Адекватность такого представления о предприятии сохраняется до тех пор, пока поддерживаются следующие условия:

· владелец (частное лицо или государство) обладает неограниченной властью над своими работниками и может её употреблять: нанимать и увольнять, другими способами поощрять или наказывать их в той степени, в какой считает нужным;

· угроза экономических лишений, связанных с безработицей или репрессиями, должна быть для работников серьёзной и реальной;

· квалификация работников должна быть в целом низкой, чтобы её можно было легко приобрести;

· уровень образования и запросов у рабочих должен быть относительно низким.

Со временем условия, питавшие механическую концепцию предприятия, стали изменяться. Во-первых, возможности роста отдельных компаний в целом стали ограничиваться рамками самофинансирования. Поэтому многие частные фирмы стали общественными - акционерными. Их собственность рассеялась среди огромного числа акционеров, большинство из которых не вступало в прямой контакт с рабочими. Появился менеджмент (наёмные управляющие), выполняющий пожелания акционеров. Во-вторых, появление менеджмента, отделённого от владения, сопровождалось ростом социального обеспечения и экономики, что уменьшало угрозу экономических лишений для людей труда. В-третьих, растущая механизация требовала более высокой квалификации рабочих. Чем выше становилась квалификация, тем труднее и дороже становилась их замена. В-четвёртых, повышение уровня образования и принятие законов, ограничивающих использование детского труда, подняли общий уровень запросов наёмных работников. Они уже не хотели принимать условия жизни на уровне машин. Механическая концепция предприятия стала не соответствовать новой ситуации в промышленности. Начала формироваться новая концепция.

Предприятие как организм. В соответствии с новой концепцией промышленное предприятие представлялось как организм. То есть, отдельные цеха и подразделения завода, так же как в организме печень, сердце, мозг, связаны между собой и выполняют свои функции. При этом предприятие наделялось собственными жизнью и целями. Стало считаться, что главными целями предприятия, как и любого организма, является выживание и рост. Прибыль предприятия во многом стала рассматриваться так же, как кислород для живого организма: необходимость, но не цель жизни. При этом управляющие должны были взять на себя полную ответственность за свои решения. Рабочие, рабочие места и общество, в котором они работали, постоянно изменялись. К рабочим и менеджерам предъявлялись исключительные требования. Стало очевидным, что отношение рабочих к своей работе оказывает значительное влияние на то, сколько и насколько хорошо они работают. Когда работа давала меньшее удовлетворение, выпуск продукции резко снижался. По мере введения и распространения автоматизации содержательность труда с технической точки зрения значительно возросла. Вложения в образование и подготовку рабочих превратилось в одну из главных статей затрат, что удорожало замещение рабочих. Чем бомльшую квалификацию приобретал рабочий, тем труднее становилось его начальнику указывать ему, как выполнять работу. Управляющие могли только уточнить, какой продукт или результат им требуется. Таким образом, повышение технической содержательности работы несло с собой всё бомльшую свободу наёмных исполнителей и зависимость от них работодателей. Поскольку квалификация рабочих возрастала, они становились всё менее склонными слепо повиноваться нанявшим их предприятиям. Поэтому их личные запросы и требования к работе становились всё большей заботой для нанимателей, нуждающихся в их квалификации. В этих условиях уже недостаточно рассматривать работника (рабочего или тем более инженера) просто как отдельный орган предприятия. Для успешной работы предприятия к его сотрудникам надо было уже относиться как к индивидам, обладающим собственными целями и ценностями, наряду с целями и ценностями предприятия в целом.

Предприятие как организация. Организации существовали и раньше, но в рамках новой концепции этому понятию придали новое представление о предприятии. Организация есть целенаправленная система, которая является частью одной или более целенаправленных систем и части которой - люди - имеют собственные цели.

Характер воздействия на предприятие его элементов зависит от того, как оно воздействует на них, и точно так же влияние на него систем более высокого порядка зависит от его влияния на такие системы. Принципиально новым моментом в задачах менеджмента стала необходимость учёта и согласования целей отдельного предприятия и работающих на нём людей, а также целей систем, в которые входит это предприятие, для достижения цели рассматриваемой системы (предприятия). В соответствии с эволюцией условий производства получали развитие научные школы и направления менеджмента.

2 .2 Основные понятия и особенности

Менеджмент - целенаправленное воздействие на людей для достижения поставленных целей. Предметом воздействия менеджмента могут быть не только отдельные работники, но и сформированные определенным образом группы людей или какие-либо организации в целом.

Процесс менеджмента включает четыре этапа:

1. Разработку целей менеджмента в рамках установленных обязанностей;

2. Определение круга полномочии и обязанностей всех руководителей предприятия;

3. Составление реальных планов достижения поставленных целей;

4. Контроль, измерение и оценка работы каждого руководителя.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемые в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, военная, общественная и т.д.), от ее размеров, от сферы деятельности, от уровня управления - иерархии (высшее, средний уровень, нижний уровень управления), от функций внутри организации (закупки, бухгалтерия, кадры…) и многих других факторов.

Несмотря на многообразие, функции менеджмента удалось обобщить и сформулировать основные, общие функции менеджмента. Это сделал Анри Файоль - французский инженер в 1888г.:

§ техническая;

§ коммерческая;

§ финансовая;

§ правовая;

§ административная.

Он также сформулировал и 5 основных элементов, составляющих каждую функцию менеджмента: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.

В настоящее время в процессе управления выделяют 3 этапа деятельности:

1. Принятие управленческих решений. Данный этап состоит из целеполагания - установления целей и планирования - выделение этапов и определение сроков.

2. Реализация управленческих решений

Включает в себя:

§ а) Организацию системы, выполняющей решения. Сюда входит формирование стратегии (определение способов достижения цели, планирование работы - определение задач и сроков исполнителям, мотивирование исполнителей.

§ б) Координацию и регулирование (согласование поведения элементов системы). Регулирование при этом рассматривается как ликвидация отклонений от плана. Регулирование происходит с использованием мотивации - вмешательства с целью ускорения.

3. Контроль. Включает в себя контроль хода работ, учет и анализ результатов деятельности.

Результат процесса управления будет положительным лишь в том случае, если реализованы. Все эти функции.

2 .3 Менеджмент на предприятии

Менеджмент предприятия - процесс управления предприятием, организацией, а также обозначение руководителей компании различного уровня. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и её результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от неё независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия - дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв. Принципы менеджмента: менеджмент система управление научное

1. Лояльность к работающим.

2. 100 % ответственность - как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей персонала. Постоянное обучение всех, везде и всегда.

5. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

6. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворённость работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.

7. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности.

8. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п.

9. Этика бизнеса.

10. Честность и доверие к людям.

11. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.

12. Видение организации, то есть чёткое представление о том, какой она должна быть.

13. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

Менеджмент предприятия подразделяют на генеральный менеджмент и менеджмент на уровне подразделений. Управляющие высшего звена (генеральный менеджмент, топ-менеджмент, высшее руководство) формируют основную политику предприятия, ставят задачи, осуществляют планирование и контроль. Функции менеджмента подразделений заключаются в постановке и решении задач на уровне отдела, распределении обязанностей, организации эффективной работы сотрудников.

В комплексе управленческих задач предприятия выделяют различные подсистемы менеджмента как процесса:

· Кадровый менеджмент.

· Производственный менеджмент.

· Маркетинг-менеджмент.

· Финансовый менеджмент.

· Стратегический менеджмент.

· Инновационный менеджмент.

· Экологический менеджмент.

· Риск-менеджмент.

· Инвестиционный менеджмент.

· Информационный менеджмент

3. Сравнительная характеристика менеджмента и системы управления

3.1 Образовательный уровень и управление персоналом

На заре развития промышленного производства главной целью владельца завода было получить как можно более дешевую и, вместе с тем, производительную рабочую силу. Заработная плата на предприятиях могла быть очень низкой, однако, в условиях нехватки рабочих мест, желающих трудиться было очень много, что делало рабочего легко заменяемым. Кроме того, требования к трудящимся также выражались очень просто: физическое здоровье, способность выдерживать высокие физические нагрузки в условиях ручного/частично механизированного труда, отсутствие алкогольной и наркотической зависимостей - это обеспечивало минимальное количество прогулов и ошибок в труде. Вплоть до начала ХХ века никакого образования рабочему не требовалось, только умение качественно выполнять свою операцию. Поэтому, система управления на предприятиях была ориентирована на то, чтобы дать каждому предельно четкие инструкции и ограничить все возможности собственного принятия решений, творчества.

Основоположник научного менеджмента Ф.У. Тейлор писал: "Одним из первых качеств, требующихся от человека, годного для переноски чугунных болванок в виде постоянной профессии, является такая пассивность и флегматичность, которая делала бы его похожим по характеру, скорее всего, на вола. Человек с живым и острым умом по этой самой причине совершенно не годится для такого рода труда; он покажется ему однообразным. Вследствие этого рабочий, наилучшим образом приспособленный для переноски чугунных болванок, совершенно не способен понимать основы науки, относящейся к его работе. Он настолько глуп, что слово "процентная доля" лишено для него какого бы то ни было смысла, и он должен поэтому, для того чтобы работать с успехом, быть приучен к навыкам труда, в соответствии с законами этой науки, человеком более развитым, чем он сам". Один из принципов тейлоризма, как и системы управления, господствовавшей до него - разбить сложный процесс на предельно простые действия и поручить их различным работникам, что позволяет каждому рабочему производительно трудиться, не понимая сути процесса.

Это высказывание достаточно точно отражает ситуацию с образованием рабочих в начале ХХ века. Всеобщая грамотность для представителей низших общественных классов считалась немалым достижением. Рост уровня образования стал необходимым к середине ХХ века потому, что с появлением новых научных разработок, автоматизацией труда, выпуском более технологичной продукции, сама работа стала гораздо сложнее. Она требовала уже не чисто механических навыков и ограничения каждого человека несколькими простейшими операциями, а умения обращаться с машинами, понимания сути своих действий, технологического процесса, назначения различных деталей, свойств материалов и многого другого. Все это невозможно без освоения хотя бы на начальном и среднем уровне основных научных дисциплин: математики, физики, химии, биологии, основ машиностроения, проектирования и т.д.

Однако, рост образовательного уровня населения повлек за собой необходимость перестроить систему управления на предприятии. Управление, оставлявшее каждому рабочему несколько операций, ушло в прошлое. Менеджмент, позволявший сотруднику творчество в определенных рамках, стал насущной потребностью каждой организации. Предприятия начали заботиться о повышении квалификации работников, поощрять потенциально выгодные инициативы, более производительный труд, предоставлять разнообразные возможности, связанные с увеличением человеческого капитала. В наше время считается, что для успешного труда в сфере производства необходимо около 15 лет образования и, кроме того, постоянное обучение в процессе работы, повышение квалификации.

3.2 Менеджмент и система управления: сходства и различия

Сходства:

1. Основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль, свойственны и менеджменту.

2. Эффективное и производительное достижение целей организации - идеал и для системы управления и для менеджмента.

3. Оптимальное использование ресурсов

Различия:

1. Система управления представляет собой гораздо более общее понятие, не всегда связанное именно с рынком. Она более ориентирована на технологический процесс, хотя может использоваться и для управления персоналом. Менеджмент же в большей степени ориентирован на человека. Та система присвоения рабочим простейших операций, существовавшая на заре бурного промышленного развития, скорее была системой управления, чем менеджментом - по направленности на технологический процесс, а не на рынок и человека.

2. Система управления не всегда учитывает достижение оптимальных результатов и постоянное повышение эффективности производства.

3. Главная задача менеджера - создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Главная задача системы управления - упорядочивать процессы труда и производства.

4. Системы управления появились намного раньше, поскольку управление предприятием - лишь частный случай управления вообще, а само по себе управление было необходимо с самых ранних этапов развития человечества. Менеджмент - понятие ХХ века, развивавшееся вместе с рынком.

5. Научность. Менеджмент - это самостоятельная наука со своим предметом и методами, управление же представляет собой целый комплекс наук с различными предметами и методами.

6. Понятие менеджмента применимо только к рыночному обществу. Системы управления существовали и будут существовать во всех обществах.

7. Менеджмент можно рассматривать как 5 разных составляющих:

1) Наука и практика управления.

2) Организация управления.

3) Процесс принятия управленческих решений.

5) Социальный институт и специфическая субкультура с собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами.

Для системы управления верны только первые 3 составляющих.

8. Система управления - это, в первую очередь, практика и знания, полученные эмпирическим путем. Менеджмент - это, скорее, теория управления.

9. Понятие менеджмента неотделимо от управления, однако управление существует без менеджмента.

10. Применение менеджмента или системы управления зависит от уровня образования населения и, конкретно, работников предприятия. При низком образовательном уровне достаточно системы управления, закрепляющей за каждым из работников простейшие операции, из который состоит производственный процесс, при высоком уровне образования (от 15 лет) лучше подходит менеджмент, подразумевающий свободу творчества и проявления инициативы сотрудниками, понимание ими всего технологического процесса.

Выводы

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Менеджмент и система управления - разные отрасли знания со своими подходами и методами. Однако, цели у них бывают схожими и, несмотря на различия, на предприятиях используется и то и другое. Для рыночной экономики в современном мире используется менеджмент, поскольку он создан с учетом специфики рынка, для управления же технологическими процессами на том же самом предприятии вполне подойдут разнообразные системы управления. Если экономика не является полностью рыночной, можно ограничиться системами управления, но при этом необходимо помнить о мотивации сотрудников и предоставлении им определенной свободы творчества и возможностей для увеличения человеческого капитала.

Выбор между менеджментом и системой управления тесно связан с образовательным уровнем населения. При низком требуемом в производстве образовательном уровне (как это было до XX века и научно-технической революции) можно применять систему управления, не оставляющую работнику свободы выбора и творчества, но разделяющую сложный процесс на элементарные действия и четко регламентирующую для сотрудника простые операции. В современном мире для производства качественной продукции и труда в любой отрасли требуется высокий уровень образования - не менее 15 лет (сама по себе работа рассматривается как продолжение обучения и непрерывное повышение квалификации), и, соответственно, для управления высококвалифицированными сотрудниками нужна система менеджмента, учитывающая творческий потенциал работников, представляющая им для понимания весь процесс производства в целом, позволяющая рационализировать и улучшать этот процесс, добиваясь оптимального качества с наименьшими затратами.

Цель менеджмента и системы управление - получение требуемого качества продукции с наименьшими затратами и развитие производства, с применением достижений современной науки и техники. На данном этапе развития общества и экономики менеджмент гораздо эффективнее справляется с вышеприведенной задачей. Система управления применяется для регулировки технологического процесса.

Список использованных источников

1. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С. И., Давыдова Т.Ю. Управление персоналом: Модели управления. - М.: ЮНИТИ, 2005.

2. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2005.

3. Татарников Е.А. Управление предприятием: Конспект лекций. - М.: Феникс, 2005.

4. Словарь практических терминов по менеджменту. Учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Ю.А. Цыпкина - М.: ЮНИТИ, 2001.

5. Современный менеджмент. Принципы и правила. (Под ред. В.И. Данилова-Даниляна). - Нижний Новгород: Дайджест, 2002.

6. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. - М.: Вильямс, 2004.

7. Коппин Алан Менеджмент на все времена. Примеры успешного менеджмента из истории Великобритании. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2005.

8. А.И. Кравченко. Человек с секундомером: уроки Фредерика Тейлора. 2010.

9. Интернет - источники.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Использование системы дифференциальной оплаты за производительность труда. Исследования по научной организации труда. Выход книги Ф. Тейлора "Принципы научного управления". Основные принципы управления Тейлора. Две основные задачи менеджмента.

    презентация , добавлен 11.06.2016

    Предпосылки возникновения научного управления. Ф. Тейлор - основатель научного менеджмента. "Машинная модель" инженеров Филадельфии, идеи "реформаторов труда". Развитие концепций Тейлора его последователями. Отражение научного управления в современности.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Основы методологии научного управления. Вклад Фредерика Тейлора как основателя школы научного управления в развитие менеджмента. Эволюция управленческой деятельности и менеджмента. Научный менеджмент Фредерика Тейлора. Критика школы научного управления.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Общие предпосылки возникновения теории научного управления Ф.У. Тейлора, ее сущность и основные принципы. Базовые модели управления предприятием и персоналом. Развитие идей Ф.У. Тейлора в трудах его последователей и их влияние на современный менеджмент.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2013

    История развития понятия и организация системы управления персоналом на предприятии. Факторы воздействия на работников (иерархическая структура, социальная культура, рынок). Принципы, методы управления, функции и особенности службы управления персоналом.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2011

    Основные стадии развития науки управления и классификация школ менеджмента. Возникновение и содержание различных школ управления. Разнообразие моделей менеджмента и этапы его эволюции в России. Исследование системы менеджмента на конкретном предприятии.

    дипломная работа , добавлен 16.10.2010

    Особенности современных технологий управления персоналом – цели, задачи, инструменты, виды. Анализ системы управления персоналом ЗАО "Эйкла-Инвест". Эффективность проекта системы управления персоналом ЗАО "Эйкла-Инвест" в области кадрового менеджмента.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

    Основные принципы школы научного управления, которая сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Оценка вклада каждого из основателей школы научного управления в развитие менеджмента: Ф.У. Тейлора, Г. Эмерсона, Г.Л. Ганта, Г. Форда.

    презентация , добавлен 25.01.2016

    Сущность менеджмента и его эволюция. Элементы и уровни процесса управления. Основные школы управления. Взаимосвязь внешней и внутренней среды, принципы и методы управления, особенности управления персоналом и процесс принятия управленческих решений.

    курс лекций , добавлен 12.04.2013

    Теоретические основы управления и становления менеджмента как наук. Понятие управления и механизма управления. Основные составляющие и функции менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента. Сущность и роль организационной культуры фирмы.

Для определения сходства и различия между русским словом “управление“ и довольно часто употребляемым у нас английским “management” рассмотрим английские эквиваленты, обозначающие управление в системах различного класса:

1. Для обозначения управления в технических системах в английском языке используется слово “control ” (или “drive” при управлении автомобилем);

2. Для обозначения управления в организациях (на предприятиях) в английском языке используется “management ”;

3. Если речь идет об управлении государством или регионом, то в английском языке используется “government ”;

4. Если англичане говорят об управлении человека самим собой, то они используют слово “govern ”.

Таким образом, слова “управление“ и пришедшее из английского “менеджмент” являются синонимами, если говорят об управлении организацией. И именно в этом смысле эти слова будут употребляться в дальнейшем. При этом под организацией понимается объединение двух или большего количества людей, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели.

Еще одно английское слово, переводимое как “управление” - “administration ”, которое употребляется, если речь идет о формальных, единых для всех членов организации правилах поведения и взаимодействия при выполнении ими своей работы, без учета индивидуальности сотрудников. Т.е. администрирование предполагает отношение к сотруднику не как к индивидуальности, а как к одному из ресурсов, необходимых для достижения поставленных перед организацией целей. Менеджмент же, напротив, предполагает учет индивидуальных особенностей сотрудников.

Предмет науки менеджмента

Предметами изучения науки менеджмента являются:

1) законы, принципы и методы построения и функционирования организации;

2) законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;

3) сама деятельность руководящих работников по управлению организацией;

4) личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;

5) отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:

· во-первых , по сферам жизни общества и отдельного человека отношения подразделяются на экономические, политические, социальные, духовные, интеллектуальные;

· во-вторых , по характеру отношения подразделяются на межличностные, между личностью и коллективом, между коллективами;



· в-третьих , по отношению к организации отношения подразделяются на внешние и внутренние;

· в-четвертых , по срокам и частоте взаимодействия отношения подразделяются на разовые кратковременные, частые кратковременные и постоянные;

· в-пятых , по типу возникающих связей отношения подразделяются на линейные, функциональные и личные.

Методы науки менеджмента

В науке менеджмента, так же как и в любой другой науке, можно выделить теоретическую и практическую (или прикладную) части. Целью теоретических изысканий является накопление, изучение и обобщение опыта практических исследований с целью выработки и распространения обобщенных рекомендаций, позволяющих руководителю повышать эффективность деятельности возглавляемой им организации. Целью прикладных исследований является совершенствование управления конкретной организацией на основе достижений теории менеджмента и возможностей самой организации.

Методологической основой науки менеджмента являются системный и ситуационный подходы . Сущность системного подхода будет рассмотрена в последнем вопросе данной темы. Сущность же ситуационного подхода заключается в планировании и оценке деятельности руководителя в зависимости от состояния внешней и внутренней среды организации.

Основными видами работ в процессе прикладных исследований можно являются: сбор и обработка информации и моделирование деятельности объекта исследования.

Основными методами сбора информации являются:

1) эксперимент;

2) тестирование, анкетирование и интервьюирование;

3) изучение документации организации.

Выделяют два типа эксперимента: активныйи пассивный. Если пассивный эксперимент представляет собой простое наблюдение за работой сотрудников с фиксацией каких-либо данных, то активный эксперимент предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания нештатных ситуаций. Наиболее эффективен пассивный эксперимент , поскольку он позволяет собрать достаточно большое количество информации о деятельности различных служб предприятия, не требует высокой квалификации сотрудников, проводящих наблюдения, но предъявляет высокие требования к специалистам, осуществляющим организационно-методическую подготовку таких экспериментов. Его проведение мало отражается на процессе деятельности организации. Активный эксперимент позволяет быстро выявить слабые места в управлении предприятием, но, во-первых, его проведение требует высокой квалификации исследователей и, соответственно, высоких затрат, а, во-вторых, проведение таких экспериментов может негативно сказаться на результатах работы организации.



Анкетирование и тестирование наиболее эффективно использовать при изучении отдельных аспектов деятельности предприятия. Они не требуют больших финансовых затрат и являются единственными методами сбора информации о плохо структурированных областях деятельности предприятия. В отличии от анкетирования и тестирования интервьюирование требует личного контакта с работниками предприятия и, как правило, используется только для получения какой-либо дополнительной информации.

В моделировании деятельности объекта исследования могут использоваться как логические, так и экономико-математические модели.

Система: основные понятия

В настоящее время в исследованиях и научных изданиях по менеджменту приводится достаточно много определений самого понятия "система". Однако, наиболее целесообразным, способным приводить к эффективным практическим результатам, представляется определение, данное Сергеем Александровичем Майоровым : "Система - это совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели". Под элементом здесь понимается минимальный неделимый объект. При этом свойство неделимости элемента - это просто удобное понятие (допущение), а не действительное его свойство как физического или экономического объекта. Например, цех можно определить как элемент предприятия, т.е. воспринимать его как единое целое. Однако при ином уровне рассмотрения сам цех можно воспринимать как систему, элементами которой являются производственные участки.

В приведенном выше определении под целью понимается некоторый результат (или их совокупность), ради достижения которого элементы связываются в единое целое.

Любая система характеризуется своей величиной и сложностью.

Величина определяется:

· количеством элементов, составляющих систему;

· количеством взаимосвязей между элементами системы;

· количеством степеней свободы элементов системы.

Сложность системы - понятие более многогранное, чем величина. Любая сложная система - это большая система, но не наоборот. В настоящее время не определено само понятие "сложность системы". Поэтому можно говорить только о сравнительной сложности систем по какому-либо критерию . Примерами таких критериев могут быть следующими:

1. Невозможность математического описания поведения системы. Под математическим описанием здесь понимается наличие алгоритма, позволяющего выяснить значение параметров системы в зависимости от значений параметров каких-либо воздействий на систему. С этой точки зрения любая рукотворная система является простой. Ведь даже поведение космического корабля легко описывается строго формализованными законами Ньютона и уравнениями классической механики. С этой же точки зрения любая биологическая система является бесконечно сложной, поскольку невозможно представить себе формализованный аппарат описывающий поведение пчелы или муравья. Несколько более слабым критерием сложности является стохастичность (или вероятностный характер) поведения сложной системы. Т.е. сложной является система, поведение которой можно описать только вероятностными показателями. Причем зачастую это связано не с источником каких-либо случайных помех в системе, а с многообразием протекающих в ней процессов. И поскольку далеко не все эти процессы и их результаты могут быть учтены, то возникает эффект вероятностной предсказуемости поведения системы, что и определяет ее сложность.

2. Невоспроизводимость экспериментов над сложной системой, по сути означает, что невозможно с помощью одних и тех же приемов и методов многократно добиваться от сложной системы желаемого результата. По сути, это свойство является следствием изменчивости (развития) системы, и чем сложнее система, тем более быстрыми темпами она меняется. Именно на этом свойстве сложных систем базируется один из основных принципов этики деловых отношений - честное отношение к партнеру, поскольку обмануть человека можно только один раз, разумеется если он осознал факт обмана.

3. Отторжимость внешних воздействий, не способствующих спонтанному развитию (саморазвитию) системы. Это проявляется в том, что попытки управлять сложной системой зачастую приводят к результатам прямо противоположенным ожидаемым. Это достаточно наглядно проявляется в попытках заставить ребенка учиться добросовестно выполняя все требования средней школы. Если определить, что целью среднего образования является пробуждение у человека интереса к знаниям и выработка у него навыков получения знаний, то любые попытки со стороны родителей и учителей заставить ребенка выучить предлагаемый материал зачастую приводит к выработке у него устойчивого отрицания, как школы, так и новых знаний. По этой же причине отторжения неблагоприятных внешних воздействий большинство реформ, проводимых сверху в любом государстве, обречены на неудачу.

Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Предмет изучения науки менеджмента

Наука менеджмента относится к экономико-организационным, социально-психологическим наукам, поскольку изучает отношения в связи людей в процессе управления производством.

При определении предмета изучения науки менеджмента исходят из сущности управления как особой деятельности, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать менеджмент – значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.

Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Эти связи отражают совместный труд участников управления и производства.

Задача науки менеджмента – выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства, раскрытие сущности рассматриваемых явлений, определение законов, управляющих изучаемыми процессами; создание системного представления о механизме организации управления.

Цель науки менеджмента – помочь формированию оптимального процесса управления; обеспечить бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Сущностью любого управления является воздействие.

Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория – сведения, несущие в себе что-то новое.

Результатом труда менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления.

Результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления. Решение как научная категория – выбор оптимального вари анта из ряда альтернатив.

Объектом менеджмента являются предприятия и организации.

Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

В российской экономике в широком употреблении слово «менед­жмент» появилось в связи с переходом на рыночные отношения и необходимостью руководствоваться принципами рыночной экономи­ки в управлении российскими предприятиями. Деятельность, заключающуюся в управлении персоналом фирмы, ее работниками, приня­то называть менеджментом.

Другие ученые рассматривают менеджмент как науку об эффек­тивном управлении предприятием, которая включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о страте­гии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (соци­ологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологи­ческая часть); главным в менеджменте является выделение, определе­ние и применение на практике всеобщих принципов управления.

Иными словами, менеджмент - это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству отдельными работника­ми, рабочей группой в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.

Управление же - функция организованных систем различной при­роды (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаи­модействия внутрисистемного и межсистемного.

Управление понятие более широкое, чем менедж­мент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персо­нальный, международный, экологический, производственный, снаб­жения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управ­ления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.

В зарубежной теории и практике термин «управление» объединяет все множество форм (точнее, форм объектов, на которые могут быть направлены управляющие воздействия) - от управления простейшими механизмами до управления государствами. Таким образом, управление представляет собой обобщающее понятие, хотя его применяют и для обо­значения воздействия людей на технические системы. Менеджмент же обозначает управление объектами только социально-экономической природы. При этом изначально менеджмент вообще сводили к управ­лению только «социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании». Управление же государством, административно-территориальными единицами, другими организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например благотворительными фондами, называли администрированием. Несмотря на узость изначального толкования понятия «менеджмент», под ним вместе с тем понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы или манеру общения отдельных руководителей со своими подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций, и еще многое-многое другое. В Оксфордском словаре английского языка термин «менеджмент» толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Питер Друкер, один из известных американских теоретиков менеджмента, утверждает: «Термин „менеджмент" исключительно труден для понимания... Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая и английский язык Британских, островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах». Хотя в последнее время подавляющая часть американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Эта оговорка относится к соотношению понятий «менеджмент» и «администрирование». Что же касается понятия «управление», то его употребляют в основном как обобщающее, впитывающее в себя все формы управленческой деятельности людей. В частных же случаях его применяют только для обозначения воздействия людей на технические системы с целью изменения их движения или состояния (например, управление кораблем, станком и т.п. или управление химической реакцией). А «менеджмент», подчеркнем еще раз,- это управление исключительно в организационных системах.

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

разница между менеджментом от управлением заключается в следующем :

    Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.

    Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).

    Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.

    Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.

4 Понятие науки управления. Подходы к понятию менеджмент.

Суть любого управления – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов.

Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. По виду и направлению деятельности функции различают общие , конкретные и специальные

Общие (основные) функции управления :

    осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;

    присущи управлению любой организации;

    разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;

    относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Функции менеджмента – специфические действия руководителя в системе управления.

Функции менеджмента классифицируются по двум группам:

1) общие, те, которые выполняются всеми руководителями, не зависимо от сферы деятельности и масштабов организации;

2) специфические, которые выполняются руководителем в зависимости от конкретной ситуации и используемых методов управления.

Общие функции управления рассматриваются в теории Анри Файоля, где деятельность руководителя разделена на 5 функций:

1 Планирование – разработка последовательности действий, направленных на выполнение цели: стратегическое (плановые задания на длительный период времени и как правило включает прогнозные действия) и тактическое (детализация стратегического плана на краткосрочный период выполнения действий).

2 Организация – создание структуры подразделений, которые будут выполнять плановые задания)..

3 Мотивация - связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации.

    Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные (стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы) и процессуальные (анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения).

    Стимулирование - это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда.

4 Координация (руководство) – выполняется руководителем при выполнении исполнителями плановых, установленных заданий

5 Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль объединяет все виды управленческой деятельности.Существует три основных вида контроля: предварительный,текущий и заключительный.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник