24.07.2019

Факторы обеспечения финансовой безопасности предприятия. Информационное обеспечение финансовой безопасности предприятия. Разработка перечня мер, направленных на нейтрализацию угрозы финансового кризиса


технологии обеспечения

информационно-финансовой

безопасности

В. В. МАКАРОВ,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, генеральный директор ФГУП «лОНИИС»

Ю. О. колотов,

кандидат экономических наук, начальник планово-экономического отдела ФГУ «Краснодарский ЦСМ»

Независимая финансово-экономическая политика государства предполагает выделение финансовой безопасности в отдельную приоритетную составляющую экономической безопасности, что обусловлено особой ролью финансовой системы в обеспечении воспроизводственных процессов экономики.

В существовании проблемы обеспечения финансовой безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Выделение финансовой безопасности в отдельную относительно самостоятельную ветвь экономической безопасности обусловлено тем, что финансовая система в виде финансовых потоков и отношений гораздо более чувствительна к внутренним и внешним угрозам, чем материально-вещественные объекты и процессы в экономике, так как современные финансы способны саморазвиваться.

Финансовая безопасность включает следующие составляющие: безопасность системы налогообложения, безопасность государственного бюджета, совершенствование системы управления государственным внешним долгом с позиций финансовой и экономической безопасности государства, безопасность финансово-денежной системы государства, валютная безопасность, инфляционно-ценовая безопасность.

Система финансовой безопасности - это элемент социально-экономического переориентирования важнейших макроэкономических и финансовых процессов в направлении эффективного и устойчивого функционирования самой финансовой системы при обеспечении безопасного функционирования всех элементов финансово-эконо-

мического механизма государства на базе использования современных финансово-программных инструментов, отражающих реалии непрерывно усложняющихся российской и мировой финансовых структур .

В условиях глобализации основой экономического развития является научно-технический прогресс, переход к передовым информационным технологиям, позволяющим сохранять финансовую независимость. В соответствии с российским законодательством информационная безопасность представляет собой состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств .

В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» отмечается, что в современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных угроз резко возрастает значение обеспечения безопасности в информационной сфере . На наш взгляд, обеспечение финансовой безопасности возможно только при наличии информационной безопасности. Таким образом, решение проблемы финансовой безопасности находится в плоскости повышения степени финансовой развитости страны, что выражено в интеграции финансовой и инфоком-муникационной инфраструктуры.

Следует отметить, что в российской практике обеспечение информационно-финансовой безопасности (ИФБ) является первоочередной задачей. В этой связи актуальным является анализ понятий «информационное оружие» и «информационная война». Так, по мнению экс-директора Федерального агентства пра-

вительственной связи и информации РФ Александра Старовойтова, информационное оружие - это арсенал средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Использование такого оружия по своим катастрофическим последствиям вполне сопоставимо с применением средств массового поражения .

Ряд специалистов используют понятие информационной войны (ИВ). Последствия ИВ могут быть самыми разнообразными, в частности: получение выгоды в политической, экономической, финансовой и военной сфере; нарушение деятельности государственных, финансовых и коммуникационных сетей и информационных систем; добывание конфиденциальной информации и вскрытие системы доступа к электронным системам и сетям и т. п. .

Следует отметить, что национальные интересы США, официально отраженные в стратегии национальной безопасности, в части информационных технологий, предполагают: создание новой международной системы в соответствии с собственными ценностями и идеалами; сохранение лидерства в технологической сфере; обеспечение надежного получения информации и осуществления глобальной разведки по всем возможным источникам угроз национальной безопасности США, включая развитие технологий, торговлю, международные финансы . Данный стратегический подход реализуется на практике следующим образом.

Современная социально-экономическая трансформация России предполагает изменение корпоративного управления в системообразующих компаниях страны. При этом данный процесс обусловлен внедрением в системы управления отечественных крупных корпоративных структур программных продуктов компаний, являющихся международными транснациональными корпорациями (ТНК). По сути, происходит экспансия глобального корпоративного капитала на общестрановом и региональном уровнях, что требует адекватного осмысления и выработки государственной и корпоративной политики, предполагающей сохранение позиций отечественных ТНК внутри страны.

На практике отмеченная экспансия происходит во всех отраслях экономики. Так, система управления ресурсами предприятия - Oracle-EBS (ТНК Oracle) уже внедрена в некоторых компаниях: Магнитогорском металлургическом комбинате, Ростелекоме и др. Во всех межрегиональных компаниях (МРК) холдинга ОАО «Связьинвест» осуществляется тестовый этап с последующей промышленной эксплуатацией Oracle-EBS.

Переход МРК на данный системный продукт обусловливает показатели системы управления естественных монополий в отрасли телекоммуникаций в областях: экономики, финансов, технологической, управления персоналом, качества и др. Очевидно, что в перспективе эта взаимосвязь с продуктами корпорации Oracle1 (США) будет сохраняться, что недопустимо с точки зрения безопасности (экономической, технологической и, как следствие, военной) страны.

Следует отметить, что краткосрочность внедрения Oracle-EBS не позволяет МРК выработать подход, предполагающий максимальную адаптацию системы к условиям бизнес-практики. Система навязывается как продукт, не предполагающий какой-либо существенной корректировки, то есть МРК должны принять то, что есть, без возможности внесения изменений в базовые параметры. По сути, корпоративное управление крупных инфраструктурных компаний будет изменено в соответствии с требованиями международной ТНК и, в перспективе, в течение длительного времени будет подконтрольно глобальному капиталу.

Официально внедрение должно оптимизировать бизнес-процессы, сделать компанию более привлекательной для иностранных инвесторов и т. д. На практике работа может быть дезорганизована, а проникновение глобальных корпораций в стратегически важную отрасль страны максимально облегчено по всем направлениям.

В условиях глобальных экономических процессов использование в системах управления ресурсами предприятия (СУРП) телекоммуникационной отрасли программного обеспечения глобальных ТНК может привести к недопустимым последствиям для страны с учетом приоритетной роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в постиндустриальной экономике. Очевидна необходимость привлечения для решения проблем в корпоративном управлении системообразующих компаний (в т. ч. телекоммуникационных) отечественных научно-исследовательских институтов и специалистов отрасли.

Отметим, что достижение целей повышения эффективности работы МРК возможно путем разработки собственной СУРП с привлечением группы разработчиков программного обеспечения на уровне ОАО «Связьинвест». При этом СУРП должна учитывать индивидуальные особенности бизнес-практики

1 Корпорация Oracle является крупнейшим в мире поставщиком программного обеспечения для управления информацией и второй в мире компанией по поставке программного обеспечения. Компания предлагает свои программные продукты, а также услуги в области консалтинга, обучения и поддержки систем более чем в 145 странах.

Таблица 1

Доля продукции отечественных производителей на внутреннем рынке

Наименование техники Доля на рынке, %

Коммутационная техника 30-35

Аппаратура систем передачи 45-50

Системы спутниковой связи 40-50

Оборудование радиорелейных линий 30-35

Оборудование сетей доступа 25-30

Аппаратура передачи данных 8-10

Аппаратура подвижной связи 5

Оконечное оборудование (телефонные аппараты, факсы, модемы) 10-12

каждой МРК, а также отвечать требованиям безопасности. Очевидно, что данный подход позволит учесть максимум тенденций развития МРК и будет существенно дешевле с точки зрения затрат.

В условиях реформирования российской экономики, падения производства телекоммуникационного оборудования отечественный рынок оказался в значительной степени монополизирован зарубежными поставщиками. В настоящее время доля российских производителей оборудования незначительна (табл. 1) .

Проблема обеспечения информационной безопасности имеет приоритетное значение в контексте решения проблемы экономической безопасности в целом. В советский период была мощная система защиты информации, но если ранее информация являлась технологической составляющей, то на данном уровне развития инфраструктуры информационный ресурс - наиважнейшая составляющая финансовых рынков, по сути информация - это новый вид собственности.

Динамика способов несанкционированного проникновения в системы позволяет сделать вывод, что по состоянию на начало XXI в. около 70 % от общего числа составляет несанкционированное проникновение через Интернет .

В условиях глобализации основное значение приобретает устойчивость технической (информационной) инфраструктуры и системы платежей. Компьютерные преступления могут совершаться в одной стране с территории другой с использованием инфраструктуры третьих государств, что на первый план выводит проблему идентификации Интернет-преступников с целью раскрытия информационных преступлений. По данным МВД РФ, общее количество зарегистрированных преступлений в компьютерной сфере2

2 Минимальный список нарушений включает следующие восемь видов компьютерных преступлений: компьютерное мошенничество, подделка или повреждение данных ЭВМ или программ ЭВМ, компьютерный саботаж, несанкционированный доступ, несанкци-

(ст. 272-274 УК РФ) за период 2000-2003 гг. увеличилось на 972,8 %.

При этом соотношение внешних и внутренних угроз конфиденциальной информации на усредненном уровне можно охарактеризовать так:

82 % угроз возникает со стороны собственных сотрудников фирмы при их прямом или опосредованном участии;

17 % угроз возникает извне - это внешние угрозы;

1 % угроз возникает со стороны случайных лиц .

Большинство экономически развитых стран проблеме обеспечения ИФБ уделяют большое внимание. В табл. 2 представлены основные законодательные и институциональные аспекты защиты собственных экономик от потенциальных угроз.

Информационно-финансовая безопасность должна основываться на Концепции ИФБ - как совокупности взглядов, суждений, положений и принципов; Доктрине ИФБ - содержащей общие подходы, сферы ответственности и задачи государственных и частных органов; Стратегии ИФБ - главной особенностью которой является трансформация концептуальных и доктриналь-ных положений в плоскость практических задач, с учетом ограничения определенными временными рамками.

Основным субъектом обеспечения национальной информационно-финансовой безопасности является государство. В условиях глобализации экономически эффективное государство должно обеспечивать ИФБ через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Система ИФБ должна учитывать региональную специфику и реализовываться средствами экономического и неэкономического (политическими, административными) характера.

онированный перехват данных, несанкционированное использование защищенных компьютерных программ, несанкционированное воспроизведение схем .

Таблица 2

Государственная политика обеспечения информационной безопасности (начальный этап)

Страна Дата введения Законодательное / институциональное обеспечение Сфера деятельности

США 1986 г. Акт о компьютерных мошенничествах и злоупотреблениях (Computer Fraud and Abuse Act). Система юридических мер, регламентирующих поведение граждан США в киберпространстве.

1996 г. Президентская комиссия по защите критической инфраструктуры (President"s Commission for Critical Infrastructure Protection). Обеспечение к 2003 г. информационной безопасности США, создание боевой информационной системы с функциями обнаружения, отражения, нанесения ответного удара.

Канада 2001 г. Управление по защите критической инфраструктуры и готовности к чрезвычайным ситуациям. Борьба с компьютерными преступлениями.

Австралия 2000 г. Закон о государственном контроле над содержимым сети Интернет (Broadcasting Services Amendment (Online Services) Act). Систематическая политика по «очистке» сети от нежелательных материалов (режим Интернет-цензуры).

Великобритания 1999 г. Закон RIP (Regulations of Investigatory Powers). Компании-работодатели получили право на прослушивание телефонных разговоров и просмотр элект. почты сотрудников. Устанавливалась слежка за трафиком Интернет-провайдеров, а все граждане обязывались предоставлять компетентным органам любые пароли или криптографические ключи.

Франция 1994 г. Служба по злоупотреблениям в сфере информационных технологий (SEFTI). Отдел Экономических и финансовых дел уголовной полиции (SDAEF). Борьба с Интернет-преступностью. Расследование экономических преступлений в Интернете.

Эстония 2002 г. Интернет-полиция. Борьба с преступлениями в сфере информационных технологий.

Испания 2002 г. Закон «Об услугах в информационном обществе и электронной коммерции» (LSSI). Регистрация сайтов в государственных органах власти, провайдеры обязаны отслеживать их деятельность, хранить всю информацию и при необходимости передавать сведения правоохранительным органам.

Япония 1998 г. Комиссия по защите критической информации. Выработка мер по защите информационной инфраструктуры страны.

Индия 2000 г. Акт по информационным технологиям - 2000 (Information Technology Act 2000) / Центральное бюро расследований. Борьба с электронными преступлениями, регулирование электронной коммерции.

Китай 2000 г. Правила регулирующие электронную коммерцию. Все Интернет компании должны в течение двух месяцев оформить лицензии, содержание сайтов подвергается цензуре.

Россия 1997 г. Управление «Р» при МВД России. Борьба с компьютерными преступлениями.

Европа 1991 г. Решение 19-й Европейской региональной конференции Интерпола при Генеральном Секретариате / Рабочая группа по компьютерным преступлениям (специалисты из 16 европейских стран). Борьба с компьютерными преступлениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 .

4. Макаров В. В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития: Монография. - Москва: ИРИАС, 2007. - 296 с.

5. ХозиковВ.И. Информационное оружие. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003. - 480 с.

6. Ярочкин В. И. Информационная безопасность: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2 -е изд. 2004. - 544 с.

7. Глобалистика: Энциклопедия // Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; ЦНПП «ДИАЛОГ». - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.

8. Экономическая и национальная безопасность: Учебник /Под ред. Е. А. Олейникова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - 768 с.

9. The National Security Strategy of the United States of America // September, 2002.

Тема 10. Стратегия и тактика обеспечения финансовой безопасности предприятия

10.1 Сущность и элементы стратегии управления финансово–экономической безопасностью предприятия

10.3 Тактика обеспечения финансовой безопасности предприятия.

10.4 Инструменты стратегии и тактики обеспечения финансовой безопасности.

10.5Особенности выбора стратегии и методов решения управленческих задач.

10.6 Основные мероприятия, направленные на нейтрализацию угрозы финансового кризиса.

Стратегии решений в условиях риска. Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия - это долгосрочный подход к достижению цели. Генеральная стратегия безопасности выражается через общую концепцию комплексной системы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. В рамках генеральной стратегии выделяются специальные и функциональные стратегии, в т.ч. финансовая.

Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разра­ботки новой стратегии.

Для компаний разработка стратегии финансовой безопасности - часть стратегии развития, посредством которой ее руководители решают две наиболее важные задачи, составляющие коммерческую тайну:

1) развитие новых и (или) модернизация существующих методов продвижения продукции и услуг на товарных и финансовых рынках, позволяющие ей оптимизировать поступление и распределение денежных и приравненных к ним средств с учетом сбалансированного распределения различного рода рисков и способов их покрытия, поиск оптимальной корпоративной структуры капитала;

2) построение финансового менеджмента в рыночной среде, характеризующейся высокой степенью неопределенности и повышенным риском .

Включает:

1.Систему превентивных мер , реализуемая через регулярную, непрерывную, работу всех подразделений субъекта предпринимательской деятельности по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае выполняет роль контролера.

2. Стратегия реактивных мер , применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угроз финансовой безопасности предпринимательства. Эта стратегия, основанная на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов, реализуется службой финансовой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации.

Наиболее важный аспект в решении задачи обеспечения финансовой безопасности компании - построение оптимальной структуры ее капитала на базе общепринятых коэффициентов, что позволяет оптимизировать управление задолженностью компании и методы привлечения дополнительных денежных ресурсов на финансовом рынке.

– обеспечение устойчивого финансового равновесия в течение всего периода функционирования организации.

Стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия в условиях нестабильного существования должна включать следующие элементы :

Диагностика кризисных ситуаций;

Разделение объективных и субъективных негативных воздействий;

Определение перечня мер по предотвращению угроз экономической безопасности; оценка эффективности планируемых мер с точки зрения нейтрализации негативных воздействий;

Оценка стоимости предлагаемых мер по устранению угроз экономической безопасности.

Стратегия финансовой безопасности предприятия включает направления:

1. определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы предприятия, отвечающих требованиям его финансовой безопасности;

2. разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности предприятия и их носителей;

3. характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);

4. установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на экономическую (включая финансовую) систему предприятия;

5. разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

6. организацию адекватной системы обеспечения финансовой безопасности фирмы;

7. формирование механизмов и мер финансово-экономической политики, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;

8. определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности предприятия.

Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Тактика обеспечения финансовой безопасности предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения экономической безопасности субъекта предпринимательства. Этими действиями, в зависимости от характера угроз и тяжести последствий их реализации, могут быть, например: расширение юридической службы фирмы; принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности финансовой информации, предъявление претензий контрагенту-нарушителю; обращение с иском в судебные органы; обращение в правоохранительные органы.

Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Факторы, определяющие выбор базовой концепции обеспечения финансовой безопасности предприятия:

Общая стратегия развития («миссия»), например ориентация на обслуживание высокорентабельных отраслей или теневой экономики;

Степень агрессивности конкурентной стратегии;

Степень «криминогенности» региона размещения;

Финансовые возможности по обеспечению собственной безопасности;

Квалификация персонала службы безопасности банка;

Наличие поддержки со стороны местных органов государственной власти.

Общая последовательность реализации избранной стратегии:

Определение общего перечня реальных и потенциальных угроз безопасности, а также их возможных источников;



Формирование ранжированного перечня объектов защиты;

Определение ресурсов, необходимых для реализации стратегии;

Определение рациональных форм защиты по конкретным объектам;

Определение функций, прав и ответственности службы безопасности фирмы;

Определение задач других структурных подразделений и управленческих инстанций банка в рамках реализации стратегии;

Разработка оперативного плана мероприятий и целевых программ.

Основными мероприятиями , направленными на нейтрализацию угрозы финансового кризиса являются:

· страхование финансовых рисков предприятия;

· реализация излишних или неиспользуемых активов предприятия;

· принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;

· сокращение объема финансовых операций на наиболее рискованных направлениях финансовой деятельности предприятия;

· экономия инвестиционных ресурсов за счет приостановления реализации отдельных реальных инвестиционных проектов;

· экономия текущих затрат, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия;

· оценка загрузки производственных мощностей;

· консервация дорогостоящих природоохранных мероприятий;

· передача объектов непроизводственной сферы на баланс органов городской власти и сокращение затрат на их содержание и др.


Тема 11. Управление финансовыми рисками (риск-менеджмент)

11.1 Сущность и классификация финансовых рисков.

11.2 Методика оценки уровня финансовой безопасности.

11.3 Экономическая оценка возможного ущерба от различных угроз.

11.4 Риск-менеджмент, его функции.

11.5 Организация риск-менеджмента.

11.6 Правила и методы риск-менеджмента.

11.7 Основные понятия управления рисками.

11.8 Методы определения вероятности и последствий рисков.

11.9 Обработка рисков.

11.10 Методы теории игр.

11.11 Анализ чувствительности проекта.

11.12 Методы минимизации проектных рисков.

11.13 Планирование реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков. Оценка экономического эффекта от управления рисками.

11.14 Стратегии риск-менеджмента.

Основные понятия управления рисками. Неопределенность. Риск. Вероятность рисков. Случай, вероятность и воздействие. Объективный и субъективный методы определения вероятности нежелательных событий. Дерево рисков (структура разбиения рисков) проекта. Внешние факторы риска. Внутренние факторы риска.

Риск - это неопределенность финансовых результатов деятельности предприятия в будущем, обусловленная неопределенностью самого этого будущего.

Понятие "риск" с экономических позиций прежде всего предполагает потери или ущерб, но все равно причиненный имущественным правам предприятия "моральный вред", вероятность которых связывается с возникновением неопределенности конечного результата от хозяйственной операции.

Относительно менеджмента, то понятие "риск" в этой сфере стоит связать со сложностью и характером проблем, условий принятия управленческих решений, прогнозированием ситуации Следовательно, управленческий риск следует рассматривать как характеристику управленческой деятельности, происходит в условиях неопределенности или неуверенности, в результате действия факторов в данный момент времени, который может вызвать будущие отрицательных последствий дки для предприятия, повлиять на уровень финансовой безопасности.

Риск, наряду с инновациями и инвестиционной политикой, технологиями антикризисного управления следует отнести к определяющим факторов управления и особенно это касается антикризисного управления пред предприятиями Именно поэтому рассматривать данную категорию стоит в разрезе процессов инвестирования, инновационной деятельности, технологий антикризисного управления.

В кризисных условиях у предприятия возникает риск банкротства, риск наступления тех или иных непредвиденных событий, и поэтому менеджеру в данной ситуации стоит рисковать, но взвешенно, в рамках, которые позволяют ь достичь намеченных ранее целей Поэтому, анализируя ситуацию, которая сложилась, следует учитывать вид риска и его характер.

Существует много различных классификаций рисков. Наиболее известным в мировой практике существуют разделение риска на систематический и несистематический

Несистематический риск называют еще характерным риском компании Он может быть вызван целым рядом причин: забастовками, неудачными маркетинговыми программами, прекращением выполнения обязанностей (официальное) по крупным контрактам этой фирмы и т.п. Систематический или рыночный риск может быть вызван войнами, катастрофами, инфляцией, ростом процентных ставок и рядом других причин.

Причинами риска являются: неопределенность ситуации, возникающая из-за множества случайностей; неполнота информации о ней, а также психологические особенности личности предпринимателей.

Следовательно, измерение риска - это измерение неопределенности. А с точки зрения теории вероятности, это означает, что необходимо определить распределение вероятностей для соответствующего множества сценариев развития ситуации.

Бывают риски действия, но также риски бездействия. Риски бывают прогнозируемые и непрогнозируемые, добровольные и недобровольные, допустимые и катастрофические.

Риски для предприятия бывают внутренние и внешние и интеграционные. Если внешние вызванные нарушениями макроэкономического равновесия, внутренние - микроэкономической, то интеграционные - проявлением международного разделения труда Среди внутренних выделяют производственно-технологические, маркетинговые, финансовые, организационные и риски управления персоналом.

Любая финансовая деятельность всегда связана с определенным риском, возможностью непредвиденной потери денежных средств.

Финансовый риск проявляется в:

1 Недостатке свободных оборотных средств;

2 Отсутствии затрат инновационного и инвестиционного характера;

3 Низкой ликвидности имущества;

4 Убыточности производства и т.п.

Причины проявления финансового риска:

1 Отсутствие надлежащего финансово-экономического планирования;

2 Нерентабельная деятельность или функционирования предприятия;

3 Наличие большой доли устаревшего оборудования;

4 Несоответствие имеющейся продукции потребностям потребителей.

Классификация финансовых рисков:

1. По степени опасности (размерам последствий) для фирмы выделяют:

- разумный финансовый риск, предполагающий возможность возникновения текущих убытков, например частичной или полной потери прибыли;

- нежелательный риск (угроза полной потери выручки);

- недопустимый риск (банкротство).

2. По целесообразности можно говорить об оправданном и неоправданном рисках , границы между которыми в различных сферах финансовой деятельности фирмы неодинаковы.

3. По причинам возникновения выделяют:

1. Валютный риск (связан с влиянием колебаний валютного курса на положение экспортеров и импортеров). Основной разновидностью является экономический риск, обусловленный тем, что расходы и доходы имеют место в разных валютах. При прямом экономическом риске возникает угроза прибыльности операций по заключенным контрактам, рассчитываться по которым приходится в невыгодных условиях.

2. Инвестиционный риск - это риск ошибочного вложения средств, падения курса ценных бумаг компании и вследствие этого обесценения либо полной потери инвестируемого капитала и ожидаемого дохода, невозможности реализовать имеющиеся активы (по причине их неликвидности).

3. Кредитный риск (Credit Risk) - это риск потерь, возникающих в результате неспособности партнера по сделке своевременно выполнить свои обязательства, т.е. риск, возникающий при частичной или полной неплатежеспособности партнера. В наибольшей степени этому виду риска подвержены банковские организации и другие финансовые институты. Общепринятой мерой оценки кредитного риска предприятия, компании или банка являются кредитные рейтинги. В России строительство таких рейтингов только начинается, но уже можно найти их в журнале “Эксперт”, РИД (Российский институт директоров), Институте корпоративного права и управления. Кредитные риски (возникают из-за невыполнения обязательств, недобросовестности): торговый (неуплаты долга по коммерческому кредиту) и банковский (неплатежеспособности банка).

4. Процентные риски (изменения абсолютного и относительного уровня ставки процента; ее непредсказуемых колебаний вследствие неблагоприятной обшей конъюнктуры, изменения центральным банком ставки рефинансирования, темпы экономического роста, инфляция, государственный долг, политика правительства).

5 . Рыночный риск (Market Risk) - это риск изменения цены товаров или акций, процентных ставок по кредитам, взаимосвязи между различными параметрами рынка и изменчивость этих параметров.

6. Риск ликвидности (Liquidity Risk) - это риск, возникающий при продаже имеющегося финансового актива. Этот вид риска означает невозможность быстрой реализации актива без существенного снижения стоимости.

7. Операционный риск (Operational Risk) - риск, связанный с недобросовестным исполнением персоналом своих служебных обязанностей (от воровства до умышленного сговора с конкурентами).

При таком количестве рисков очевидна необходимость РМ, в основе которого лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, практика получения и увеличения прибыли в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль РМ полностью соответствует целевой функции бизнеса - получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска.

С точки зрения РМ подходить к различным видам рисков следует по-разному. Так, при работе с операционными рисками и рисками ликвидности управление рисками носит характер проблемы, решаемой построением правильной организационной процедуры с опорой на знания экспертов. А при работе с рыночными и кредитными рисками следует понимать, что управление такими рисками - это наиболее формализуемая и регулярная задача, связанная с математическими измерениями, расчетами и процедурами.

Антикризисный менеджмент в значительной части проблем, подлежащих решению является рисковым. В тех или иных кризисных ситуациях возникает множество рисков различных по содержанию, характеру, источниками проявления, и речи верности наступления, размеров потерь или негативных последствий для предприятия в целом Все это обусловливает необходимость формирования системы управления риском с привлечением квалифицированных специалистов по управлению в рисковых ситуациях (консультантов) Это могут быть как непосредственные специалисты отдельных направлений деятельности на предприятии, так и специалисты со стороны.

В любом случае, процесс выработки и принятия ими решений отображает следующие стадии реализации рисковых решений:

Информационный анализ,

Диагностика ситуации,

Разработка вариантов решений,

Принятие решения,

Организация и реализация управленческой деятельно.

Диагностика угроз финансовой безопасности предполагает определение и мониторинг факторов, определяющих устойчивость финансово-экономического положения на краткосрочную и среднесрочную перспективу, а также показателей (индикаторов) оценки уровня экономической безопасности; определение их пороговых значений.

От правильного выбора измерителей проявления угроз или системы показателей для мониторинга (то есть индикаторов) зависит адекватность оценки экономической безопасности предприятия.

Методы определения вероятности и последствий рисков. Сущность статистических методов и моделей определения и оценки рисков предприятия. Статистические методы, определяющие степень риска предприятия с помощью вероятности наступления событий. Риск как мера неопределенности ожидаемого дохода. Риск как мера колеблемости дохода. Математико-статистические показатели риска в терминах распределения вероятностей ожидаемого дохода и среднеквадратического отклонения от среднеожидаемого дохода. Вариация, ковариация, корреляция. Среднеквадратическое отклонение от среднего наблюдавшегося дохода. Уменьшение этих показателей как цель и содержание управления рисками. Положительные и отрицательные стороны статистических методов.

Методика оценки уровня финансовой безопасности , по использованию функциональных составляющих, может быть применена как на больших, так и на малых предприятиях независимо от их формы собственности или организационно--правовой формы деятельности Однако, из-за угроз криминального характера и потому, что большинство индикаторов экономической безопасности является коммерческой тайной, оценка общего уровня безопасности и ее функциональных составляющих возможна только в пределах данного предприятия Анализ угроз и индикаторов безопасности осуществляет служба экономической безопасности предприятия, для малых предприятий - руководитель, бухгалтер, или по договору - консалтинговая фирма.

Оценка уровня финансовой безопасности предприятий-потребителей, поставщиков, конкурентов осуществляется по упрощенной методике, по которой уровень финансовой безопасности предприятия определяется на основании анализа финансовых показателей деятельности предприятия и показателей обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами (Кзаб).

В условиях финансово-экономического кризиса настоящее отечественные предприятия функционируют при неопределенности изменения конъюнктуры рынка, несовершенства финансово-экономического и организационно-правового механизма обеспечения экономической безопасности предприятия, а в том числе и ее информационной составляющей. Уровень угроз и рисков информаций безопасности предприятия постоянно растут. Особенно, это связано с развитием современных технологий, многочисленными информационными преступлениями, шпионажем, промышленным шпионажем. Хозяйствующие субъекты взаимодействуют с большим количеством контрагентов, стремятся реализовать свои интересы, и являются крупными угрозами внешней среды, пытающихся законным и незаконным путем получить информацию о финансовом состоянии предприятия, планы на перспективу развития, информацию о процессе производства и сбыта товара, поставщиков, партнеров. Часто, переманивая персонал или устраивая своего работника, конкуренты пытаются незаконным путем получить информацию о субъекте хозяйствования. Поэтому, для обеспечения информационной безопасности предприятия необходимо применять превентивные меры как юридического так и финансового характера. Механизм обеспечения информационной безопасности субъектов хозяйствования должна формироваться и реализовываться на практике путем комплексного решения проблем, связанных с многофакторностью трудно контролируемого и прогнозируемого современной среды функционирования системы информационной безопасности предприятий. Современные условия предпринимательской деятельности требуют создания информационно-обеспеченной системы управления. Именно поэтому, обеспечение информационной безопасности предприятия является весьма актуальным вопросом современности.

Развитые страны мира тратят около 9-12% от своей прибыли на обеспечение безопасности бизнеса. В Украине на предприятиях, нередко, обеспечения безопасности предприятия сводится к наличию охранника.

В английском языке слово "information" впервые появилось в 1387 Современного написания это слово приобрело в XVI в. В восточнославянские языки слово «информация» пришло из Польши в XVII в. В середине XX в. информация стала общенаучным понятием, но до сих пор в научной сфере оно заважничает достаточно дискуссионным. Общепринятого определения информация не существует, и оно используется преимущественно на интуитивном уровне.

Правовой основой определения термина "информация" является Закон Украины "Об информации" и Гражданский кодекс Украины.

Так, согласно Закону Украины "Об информации" под понятием "информация" понимается любые сведения и / или данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отражены в электронном виде.

В соответствии с Законом Украины "О защите экономической конкуренции" информация - сведения в любой форме и виде и сохраненные на любых носителях (в том числе переписка, книги, заметки, иллюстрации (карты, диаграммы, органиграммы, рисунки, схемы и т.п.) , фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное или частичное воспроизведение элементов), объяснения лиц и любые другие публично объявленные или документированные сведения.

Учитывая толкование термина информация Гражданским кодексом, под этим термином понимается документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, которые имели или имеют место в обществе, государстве и окружающей среде.

Существует множество толкований термина "информация" учеными, но исследуем некоторые из них.

В частности, Цюрюпа С.В. считает, что информация - это один из важнейших ресурсов вместе с материальными, энергетическими и человеческими ресурсами. .

Кортич Б.А. пользуется мнением, что информация - некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. Для более полного понимания понятия "информация" приведем ее виды. (Табл. 4.1.)

Таблица 4.1.

Основные виды информации

вид информации

трактовки информации

статистическая

официальная документированная государственная информация, которая дает количественную характеристику массовых явлений и процессов, которые отражаются в экономической, социальной, культурной и других сферах жизни. Государственная статистическая информация подлежит систематическому открытому опубликованию.

массовая информация

публично распространена печатная и аудиовизуальная информация. 1 средствах массовой информации являются периодические печатные издания (пресса) - газеты, журналы, бюллетени и разовые издания с определенным тиражом. Аудиовизуальными средствами массовой информации 1 являются: радиовещание, телевидение, кино, видео.

Информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления

официальная документированная информация, которая создается в процессе текущей деятельности, законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного и регионального самоуправления. Основными источниками этой информации с: законодательные акты Украины, другие акты, принимаемые Верховной Радой и ее органами, акты Президента Украины, подзаконные нормативные акты государственных органов, акты органов местного и регионального самоуправления.

Правовая информация

совокупность документированных или публично оглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридические факты, правоотношения, правопорядок, правонарушение и борьбу с ними и их профилактику. Источниками являются: Конституция Украины, другие законодательные и подзаконные нормативные акты, международные договоры и соглашения, нормы и принципы международного права.

Информация справочно-энциклопедического характера

систематизированы, документированные или публично объявленные сведения об общественной, государственной жизни и окружающую природную среду. Основными источниками этой информации являются: энциклопедии, словари, справочники, путеводители, объявления, рекламные сообщения.

социологическая информация

документированные или публично объявленные сведения об отношении отдельных граждан и социальных групп к общественным событиям и явлений, процессов, фактов.

Информация с ограниченным доступом

сведения конфиденциального или тайного характера, правовой статус которых предусмотрен законодательством Украины, признанных таковыми в соответствии с установленными юридических процедур и доступ к которым ограничен владельцем таких сведений или уполномоченным им лицом.

конфиденциальная информация

сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.

Секретная информация, содержащая сведения, составляющие государственную и иную информация предусмотренную законодательством тайну (банковскую, коммерческую, служебную, профессиональную, адвокатской), разглашение которой наносит ущерб личности, обществу и государству.

В условиях постоянного развития информационной среды предприятия, необходимо обеспечение его информационной безопасности на всех стадиях деятельности. Существуют различные подходы ученых-экономистов по сроку "информационная безопасность".

Информационная безопасность - состояние защищенности информационного пространства, обеспечивающего формирование и развитие этого пространства в интересах личности, общества и государства.

Таблица 4.2.

Подходы к дефениции "информационная безопасность"

В.С. Ифтемчук, В.А. Григорьев, М.И.Манилич, Д. Шутак

обеспечение защиты информации от случайного или преднамеренного доступа лиц, не имеющих на это права; интегральное свойство информации, характеризующееся конфиденциальностью, целостностью и доступностью; защищенность устройств, процессов, программ, среды и данных, обеспечивает целостность информации, обрабатывается, хранится и передается этими средствами; свойство среды обеспечить защиту информации.

А.Н. Азрилиян

обеспечение защиты информации от случайного или преднамеренного доступа лиц, не имеющих на это право; интегральное свойство информации, которая характеризуется конфиденциальностью, целостностью и доступностью; защиту приборов, процессов, программ, данных, среды, обеспечивающей целостность информации, обрабатывается, хранится и передается этими средствами; свойство среды обеспечивать защиту информации.

С.И. Мельник, М.Ю. Цуп

это состояние защищенности информационной среды организации от внутренних и внешних угроз. Содержание информационной безопасности заключается в осуществлении эффективного информационно-аналитического обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. Соответствующие службы выполняют при этом определенные функции, которые в совокупности характеризуют процесс создания и защиты информационной составляющей экономической безопасности.

А.Н. Степанова, Л. Дсгтярьова

защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от 1 случайных или преднамеренных действий естественного или случайного характера, которые могут нанести ущерб владельцам информационного ресурса или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Сороковский А. А., Гевко В.Л.

общественные отношения по созданию и поддержанию на должном уровне жизнедеятельности информационной системы субъекта хозяйственной деятельности.

Кис лов Д.В.

состояние защищенности от воздействия и использования информации, которая может тормозить или препятствовать их использованию и реализации.

Анализируя приведенные взгляды на дефиниции "информационная безопасность", следует отметить, что они ни в коем случае не противоречат друг другу, а только рассматривают различные аспекты обеспечения информационной безопасности, и фактически дополняют друг друга.

Такое количество подходов толкование информационной безопасности свидетельствует о роли, которую она выполняет в процессе эффективного развития предприятия, так как обеспечивает защиту информации во всех сферах деятельности предприятия.

Таблица 4.3.

Направления информационной безопасности

Название направления информационной безопасности предприятия

характеристика

Первое направление информационной безопасности предприятия

организации необходимо разработать и ввести простую систему классификации степени конфиденциальности обрабатывающих материалов ("Секретно". "Только для использования в рамках компании", "Для общего пользования", "Для личного пользования")

Второе направление информационной безопасности предприятия

необходимо постоянно проводить с персоналом компании работу о правилах использования конфиденциальной информации.

Четвертое направление информационной безопасности предприятия

возложить обязанность определять гриф секретности документа на того человека, который его разрабатывала, этот человек в дальнейшем может менять степень секретности этой информации.

Чтобы защитить предприятие от утечки конфиденциальной информации, необходимо:

Контролировать доступ сотрудников фирмы к закрытой информации и к базам данных;

Не злоупотреблять наймом временных сотрудников, если они автоматически получают доступ к конфиденциальной информации;

Установить камеры видеонаблюдения и контролировать лиц, перемещающихся внутри фирмы;

Установить аппарат для уничтожения секретных документов;

Секретные документы должны уничтожаться лично работниками, которые отвечают за безопасность фирмы;

Завести специальные конверты, в которых секретная информация будет циркулировать внутри фирмы;

Следить за использованием копировальной техники и выносом документов с предприятия;

Установить места приема посетителей, не оставлять их в одиночестве;

Оборудовать звуконепроницаемые помещения и проверять их для обсуждения важных вопросов предприятия;

Использовать для ведения служебных записей только пронумерованы тетради;

В конце рабочего дня все важные документы прятать в сейф;

Установить персональную ответственность сотрудников за сохранение конфиденциальной информации с четким определением меры наказания за утечку этой информации.

Повышенные требования к информационной безопасности предполагают соответствующие меры на всех этапах жизненного цикла информационных технологий. Планируется эти меры после окончания этапа анализа рисков и выбора контрмер. Обязательной составной частью этих планов является периодическая проверка соответствия существующего режима информационной безопасности политике безопасности, сертификации информационной системы (технологии) на соответствие требованиям определенного стандарта безопасности.

Цель процесса оценки рисков в процессе обеспечения информационной безопасности предприятия заключается в определении их характеристик в информационной системе и ее ресурсах. На основе таких данных выбирают необходимые средства управления информационной безопасностью.

Ключевым фактором в обеспечении информационной безопасности предприятия является его персонал. Основными мероприятиями при работе с которым являются: проведение аналитических процедур при приеме и увольнении; обучение и инструктаж практическим действиям по защите информации; контроль за выполнением требований по защите информации, стимулирование ответственного отношения к сохранению информации и др.

Наиболее распространенными и опасными угрозами доступности неумышленные ошибки постоянных пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы.

Именно такие ошибки обычно и становятся угрозами (неправильно введенные данные или ошибки в программе, которая привела к краху системы), иногда они создают слабые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники. Статистика свидетельствует, что около 65% потерь - следствие непреднамеренных ошибок. Исходя из этого, наиболее радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками - максимальная автоматизация и строгий контроль.

На втором месте по размерам убытков - кражи и подделки. По данным, вращающиеся среди специалистов, в 2006 году в результате подобных противоправных деяний с использованием персональных компьютеров американским организациям был нанесен общей вреда в размере 1 млрд. 882 млн. Долл. США. Можно предположить, что настоящий размер ущерба намного больше, поскольку многие фирмы по понятным причинам скрывают такие инциденты. В большинстве расследованных случаев виновниками оказывались штатные сотрудники фирм, хорошо знакомые с режимом работы и мерами безопасности.

Главной задачей предприятия является своевременное выявление угроз и предотвращения. Одними из таких задач руководства есть ряд мероприятий по предупреждению компьютерных преступлений. их разграничивают на технические, организационные и правовые, (табл. 4.4.)

Таблица 4.4.

Меры предупреждения компьютерных преступлений

Технические

организационные

правовые

1. защита от несанкционированного доступа к системе:

2. бронирования особых компьютерных подсистем;

3. Организация

вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев;

4. установка оборудования для обнаружения и тушения пожара:

5. употребления конструктивных мер защиты от краж, саботажа, диверсий, взрывов:

6. установка сигнализации.

1 .охорона вычислительных центров;

2. тщательный отбор персонала;

3. наличие плана восстановления работоспособности вычислительного центра после выхода его из строя;

4. универсальность средств защиты от всех пользователей (в том числе высших должностных лиц):

5. исключения случаев проведения особо важных работ только одним человеком.

2. контроль за разработчиками компьютерных систем;

3 .удосконалення административного, гражданского, законодательства в области компьютерного права.

Система управления финансовой безопасностью предприятия

В основе обеспечения финансовой безопасности предприятия лежит концепция системного сочетания функций контроля, планирования, обратной связи и информационного обеспечения.

При разработке и создании подсистемы управления финансовой безопасностью целесообразно соблюдать следующие требования: она должна функционировать непрерывно; должна быть хорошо спланированной; в пределах учреждения должно обеспечиваться не только функциональная самостоятельность этой подсистемы, но и ее интегрированность в общую систему управления предприятием.

Подсистема контроллинга финансовой безопасности предприятия должна решать следующие задачи: контроль за выполнением своих функций другими системами финансовой безопасности предприятия; определение причин и масштабов кризиса, а также результатов, которых необходимо достичь в рамках реализации антикризисных мероприятий; сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми показателями; определение степени отклонения фактических финансовых результатов от запланированных; контроль за разработкой оперативных решений по нормализации финансовой деятельности предприятия; оценка эффективности мероприятий по нейтрализации кризиса; наблюдения за ходом реализации задач по финансовому управлению; обеспечение обменом информационными потоками между ключевыми подсистемами управления финансовой безопасностью предприятия.

Процесс планирования обеспечения финансовой безопасности включает: оценку угроз экономической безопасности, имеющие политико-правовой характер; оценку текущего уровня обеспечения финансовой безопасности; оценку эффективности предотвращения возможного ущерба от негативных воздействий; планирование комплекса мероприятий по обеспечению финансовой безопасности и разработку рекомендаций по его реализации; бюджетное планирование практической реализации предлагаемого комплекса мер; планирования корпоративных ресурсов; оперативную реализацию запланированных действий в процессе осуществления предприятием финансово-хозяйственной деятельности.

Основная цель подсистемы анализа финансовой безопасности – своевременно информировать о возможных проблемные места в работе предприятия, а также оценивать степень их угрозы. В целом, основные задачи подсистем управления финансовой безопасностью предприятия мы предлагаем сформировать следующим образом:

  1. Определение приоритетных финансовых интересов предприятия и обеспечения их корректировки в случае необходимости.
  2. Создание эффективного механизма обеспечения финансовой безопасности предприятия, условий оперативного реагирования на угрозы, их своевременного обнаружения.
  3. Прогнозирование тенденций, ведущих к нарушению нормального функционирования финансовой системы предприятия и его развития.
  4. Установление причин и условий, вызывающих финансовый ущерб и угрожают реализации финансовых интересов предприятия, нарушению нормального функционирования его финансовой системы.
  5. Своевременное выявление и устранение угроз финансовой безопасности предприятия, снижение рисков в его финансовой деятельности.
  6. Обеспечение заинтересованности руководства и персонала в эффективной финансовой деятельности предприятия.
  7. Обеспечение соответствия определенных миссии и финансовой стратегии предприятия совокупности его приоритетных интересов.
  8. Обеспечение сбалансированности финансовых интересов отдельных подразделений и персонала с приоритетными финансовыми интересами предприятия в целом.
  9. Создание условий для максимально возможного возмещения или локализации нанесенного ущерба неправомерными действиями юридических или физических лиц.
  10. Проведение комплекса мероприятий по проверке деловых партнеров предприятия.

Итак, по нашему мнению, система управления финансовой безопасностью предприятия должна быть комплекс взаимосвязанных сбалансированных решений как в области обеспечения защиты финансовых интересов предприятия, так и в управлении его финансовой деятельностью. Система управления должна учитывать альтернативные пути обеспечения безопасности предприятия, причем выбор конкретного проекта должен соответствовать финансовой стратегии и конкретной финансовой политике предприятия.

Финансовая безопасность предприятия зависит от разных причин. В частности, ущерб интересам предпринимателя может быть нанесен в результате недобросовестных действий конкурентов, невыполнения партнерами, заказчиками, поставщиками, клиентами своих обязательств по оплате контрактов, поставке товаров и т.

И., а также кризисных явлений в экономике, непредсказуемых изменений конъюнктуры рынка, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий, управленческой некомпетентности, социальной напряженности и, наконец, неблагоприятной экономической политики государства.

Таким образом, факторы, влияющие на уровень финансовой безопасности предприятия, могут быть следующими (рис. 4.2) .

Рис.4.2. Факторы, влияющие на уровень финансовой безопасности предприятия

Если исходить из того, что главный принцип рыночной экономики - это взаимодействие хозяйствующего объекта и рынка, который представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов и вместе с тем самостоятельную целостность, то хозяйствующий субъект может существовать только при условии бесперебойного взаимодействия с рыночной средой. Для этого необходимо нормальное функционирование, как самого предприятия, так и рынка в целом.

Существуют три внешних источника угрозы такому функционированию . Первый - это неблагоприятная для предприятия экономическая политика государства. Манипуляции последнего в целях регулирования экономики учетной ставкой, валютным курсом, ставками таможенного тарифа, налогов и т. д. могут в ряде случаев противоречить производственной, коммерческой и финансовой политике предприятия.

Реальную опасность для предприятия также представляют административные гонения на рынок, насильственное сужение сферы товарно-денежных отношений, нарушения со стороны государственных органов законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, превышения ими установленной компетенции во взаимоотношениях с предприятием, необоснованное вмешательство в его производственную финансовую и коммерческую деятельность, различные формы посягательства на собственность предприятия и т. п.

При выходе на внешние рынки предприятие может подвергнуться негативному воздействию в результате неблагоприятной экономической политики иностранных государств. Серьезную угрозу для развития предприятия могут представлять политически мотивируемые действия по свертыванию или ограничению экономических связей. Экономические санкции ведут к взаимному недоверию и, подрывая материальную основу взаимоотношений, дестабилизируют безопасность в области экономики не только на межгосударственном уровне.

Вторым источником внешней угрозы для коммерческой деятельности предприятия являются действия иных хозяйствующих субъектов. Прежде всего, речь идет о недобросовестной конкуренции, к действиям которой относятся:

Нарушения прав конкурентов на промышленную собственность (систематическое скрытое использование наименований конкурента, несанкционированное воспроизводство продукции конкурента, раскрытие секретов торговли и производства конкурента, промышленный шпионаж);

Подрыв репутации конкурента (распространение ложных сведений, дискредитирующих предприятие, продукцию, торговую деятельность конкурента; сравнительная, мошенническая и обманная реклама);

Дезорганизация производства конкурентов путем сманивания и подкупа их рабочих и служащих для завладения секретами торговли и производства;

Прочие недобросовестные действия (дискриминация конкурентов, бойкот, демпинг).

Недобросовестную конкуренцию дополняют протекционистские барьеры на государственном уровне. В данном случае речь идет об ограничительной деловой практике (ОДП) . ОДП - это совокупность приемов монополистического давления на партнеров в торговле и потребителей, применяемых для захвата, удержания и реализации господствующего положения на рынках на основе ограничения конкуренции. Негласный характер барьеров, устанавливаемых с помощью ОДП непосредственными участниками торгового оборота, делает их особенно опасными, так как они подрывают действующие деловые отношения.

Российские предприятия при выходе на внешние рынки с уже сложившимися там монополистическими структурами попадают в категорию аутсайдеров ОДП в наибольшей степени. Причем в условиях жесткого давления на рынках с повышенным уровнем монополизации в самом неблагоприятном положении оказываются новые экспортеры промышленной продукции. В зависимости от субъекта выделяют две основные разновидности ОДП - индивидуальную и групповую. В первом случае субъектом ОДП выступает отдельная фирма, во втором - международные и национальные союзы предпринимателей.

Определенные возможности для борьбы с ОДП на зарубежных рынках представляет антимонопольное законодательство, специально направленное на пресечение рыночных злоупотреблений монополистических предприятий. Кроме этого, существуют международные нормативы, разработанные по линии ООН и других учреждений, касающиеся ОДП.

Избежать индивидуальное ОДП российское предприятие может, например, путем перемещения сделок с одних фирм или рынков на другие. Однако сделать это значительно сложнее, если ограничительная практика осуществляется на коллективной основе. К наиболее распространенным приемам группового ОДП относится разделение рынков и согласование цен.

Третий внешний источник угроз - кризисные явления в мировой экономике. Они «переливаются» из страны в страну через каналы внешних экономических связей. Последовательная интеграция России в мировую экономику порождает зависимость российских коммерческих предприятий от происходящих в мире экономических процессов (структурная перестройка, падение цен спроса и цен на энергоносители и др.). По мере втягивания национальной экономики в мировой воспроизводственный процесс усиливается ее подверженность влиянию внешних факторов.

Таким образом, в стремлении к прибыльной деятельности современное предприятие, обеспечивая собственную безопасность, должно уделять внимание динамике спроса, политике правительства и центральных банков, отношениям с соперниками, тенденциям научно-технического прогресса, мировой политике и международной хозяйственной конъюнктуре и т. д.

Если с учетом данной позиции характеризовать современную обстановку в России, то она, прежде всего, определяется устойчивой по своим темпам криминализацией общества и небывалым ростом уголовного терроризма, который все чаще приобретает политическую окраску. При этом национальная экономика и в том числе российский частный бизнес несут огромные потери.

Чтобы дать полную картину обстановки в российской национальной экономике, следует учитывать такие особенности нашего рынка, как: структурное деформирование национального хозяйства; размах промышленного и коммерческого шпионажа (со стороны различных структур, использующих методы агентурного и технического проникновения к коммерческой тайне); отсутствие единой стратегии обеспечения безопасности предпринимательских структур; отсутствие цивилизованных юридических гарантий для реализации коммерческих интересов предпринимателя .

Говоря о внутренних угрозах, следует подчеркнуть, что наиболее широкое распространение в российской действительности получили кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство, взяточничество, злоупотребление служебным положением, должностной подлог, а также различные формы недобросовестной конкуренции и такие особо опасные формы, как заказные убийства и захват заложников.

Здесь же следует упомянуть и о таких особенностях российской экономики, как: низкая капитализация финансовой системы; высокая степень монополизации экономики; высокая импортная зависимость и замкнутость экспорта на сырье; избыточность таможенных ограничений; низкая производительность труда.

Несколько слов следует сказать и о механизме конкуренции, особенно той, которая противоречит честной промышленной и торговой практике. Согласно международно-правовым нормам различаются три вида недобросовестной конкуренции: во-первых, когда коммерческую деятельность одной фирмы стараются выдать потребителю за деятельность другой; во-вторых, дискредитация коммерческой деятельности конкурента с помощью распространения ложной информации; в-третьих, неправомерное использование в коммерческой деятельности обозначений, вводящих потребителя в заблуждение.

Существующие на Западе законодательные акты по товарным знакам, фирменным наименованиям, недобросовестной конкуренции определяют конкретную ответственность за следующие действия: подкуп покупателей конкурентов; выяснение коммерческих тайн путем шпионажа или подкупа его служащих; установление дискриминационных коммерческих условий; тайный сговор на торгах и неофициальное создание тайных картелей; бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия конкуренции; продажа своих товаров ниже стоимости с намерением подавить конкуренцию (демпинг); намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента и т. п. .

Известны три формы недобросовестной конкуренции (рис.4.3) .

Рис.4.3. Формы недобросовестной конкуренции

Во-первых, экономическое подавление, которое включает в себя различные средства и способы ограничения деловой практики, компрометацию фирм конкурентов, их руководителей, шантаж персонала, срыв сделок, парализация деятельности фирм путем использования СМИ и мафиозных связей в государственных органах.

Во-вторых, промышленный или коммерческий шпионаж, который подразумевает противоправное завладение коммерческими секретами конкурента для извлечения собственных выгод.

Как правило, если информация о конкурентах, поступающая по легальным каналам, не дает полного и точного ответа на интересующий администрацию предприятия вопрос, то в этом случае, несмотря на то, что большинство серьезных предпринимателей считает, что применять шпионаж неэтично, многие компании все-таки прибегают к услугам коммерческих шпионов. Шпионы конкурирующих компаний часто используют такие средства, как прямое предложение, подкуп, кражи и другие уловки. Это облегчается тем, что появившаяся на рынке новая техника подслушивания делает промышленный и коммерческий шпионаж намного более эффективным. Следует подчеркнуть, что сумма, которую обычно недобросовестные конкуренты предлагают за выдачу ценной информации, намного превышает должностной оклад сотрудника данной корпорации. Таким образом, подписка о неразглашении вовсе не является гарантом полного сохранения коммерческой тайны.

И третьей формой, в которой проявляется недобросовестная конкуренция, является прямое физическое подавление, представляющее собой преступные посягательства на жизнь и здоровье персонала предприятия. Основные методы физического подавления конкурента включают в себя: организацию ограблений и разбойных нападений на офисы, производственные и складские помещения, хищения грузов ит. п.; уничтожение материальных ценностей и недвижимости конкурента путем поджогов, взрывов и т. п.; физическое устранение руководителей, захват заложников.

Стратегия реактивных мер, применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угроз финансовой безопасности предпринимательства - это стратегия, основанная на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов, реализуется службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации.

Таким образом, тактика обеспечения безопасности предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения финансовой безопасности субъекта предпринимательства.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник