Управление социально-трудовой сферой
ПЛАН
Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ
Тема №4. Политика занятости в странах рыночной экономики и её
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ʼʼУПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ТРУДА В РЕГИОНЕʼʼ
Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ……………3
Тема №2. Рынок труда в системе рыночного хозяйства экономики……......14
Тема №3. Занятость и безработица как форма проявления рынка труда…31
значение для России………………………………………………98
Тема №5. Формирование российского рынка труда и крайне важно сть
его государственного регулирования…………………………..113
1. Управление социально-трудовой сферой.
2. Опыт регулирования социально-трудовой сферой.
3. Стратегические проблемы социально-трудовой сферы.
Социально-трудовая сфера (сфера социально-трудовых отношений) - та общественная форма, в которой формируется и меняется социальное положение трудящихся. К социально-трудовой сфере относятся:
а) государственные обязанности и меры по регулированию социально-трудовых отношений;
б) договорные и социально-партнерские отношения работников и работодателей;
в) действия работников и работодателей по отстаиванию своих интересов в сфере труда.
Управление (регулирование) социально-трудовой сферой - совокупность функций и форм, с помощью и в результате действия которых социально-трудовые отношения приобретают и устойчиво сохраняют общественно-организованный вид.
Управление социально-трудовой сферой (УСТС) делится на 2 части:
1) правовое управление, правовое обеспечение;
2) материально-финансовое обеспечение управления.
Правовое обеспечение управления - налаженное функционирование общественных форм и институтов на правовой основе. Правовое обеспечение управления есть предпосылка правопорядка в управляемой сфере. Оно включает в себя законодательную (и нормотворческую) деятельность и правоприменительную деятельность.
Материально-финансовое обеспечение управления – наличие необходимых
и достаточных материальных и финансовых ресурсов для своевременного и в полном
объеме исполнения принятых управленческих решений.
При выходе общества из тоталитарного состояния меняется характер управления им. Он меняется тем глубже (радикальнее), чем дальше и необратимее продвигается общество от тоталитаризма к демократии. Даже буржуазная демократия (в том числе и деформированная бюрократизмом, коррупцией и примесью диктаторства) способна дать благотворные перемены в управлении в сравнении с тоталитаризмом.
Магистральное направление ценных перемен в самом характере управления при выводе из тоталитаризма - упразднение командно-карательных форм и методов управления, становление реальной многосубъектности в управлении. Это касается всех сфер общественной и хозяйственной жизни, включая социально-трудовую сферу.
В тоталитарном обществе (типичный пример - общество в СССР) круг реально самостоятельно действующих субъектов, принимающих принципиально важные управленческие решения. сводится к одному - к управляющему центру (в СССР это был ЦК КПСС). Другие субъекты бывают обозначены и даже иметь уставы и положения с описанием их функций. Но реально они не более чем декорация, не более чем исполнители детальных регламентирующих предписаний центра. Уход от тоталитаризма начинается с отмены командных и карательных функций центра. Постепенно начинается складывание субъектов, самостоятельно принимающих и исполняющих собственные решения или решения, принятые на базе закона, а не помимо закона. Это и есть продвижение к гражданскому (многосубъектному) обществу и к правовому, государству. Продвижение это - процесс сложный и длительный.
Россия стоит в начале этого пути. Вызревание полноценных субъектов гражданского общества задерживается в силу ряда причин. По тем же причинам и государство вес еще не стало правовым. В этой обстановке продолжает сохраняться ситуация, koi-да государство все еще сосредоточивает, у себя (и не всегда по злому умыслу, а по крайне важно сти), чересчур широкий круг управленческих функций. В социально - рудовой сфере это особенно заметно, так как в этой сфере мало охотников активно включиться в процессы управления.
В Конституции РФ, действующей после 12 декабря 1993 ᴦ., зафиксирован ряд положений, имеющих основополагающее значение для формирования круга субъектов, управляющих социальной сферой, для разделения и порядка взаимодействия их функций. Приведем их для справки.
Статья 1.1. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
Статья 5.3. "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".
Статья 7. "1. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".
Статья 12. "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".
Статья 71. "В введении Российской Федерации находятся:
<...:> е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации…ʼʼ
Статья 72. "I. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
<...> е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта:
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства: социальная защита͵ включая социальное обеспечение <...>
к) ...трудовое законодательство..."
Статья 73. "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российском Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".
Управление социально-трудовой сферой - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление социально-трудовой сферой" 2017, 2018.
В последнее время достаточно часто, особенно практики, используют понятие, о котором упоминалось выше - социально-трудовая сфера (СТС). Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения - отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности, под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать экономику социально-трудовой сферы.
Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы (рис. 1): социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование,"здравоохранение, культура и т.д.); рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);
![](https://i2.wp.com/uchebnik.online/files/uch_group45/uch_pgroup198/uch_uch756/image/3.jpg)
![](https://i1.wp.com/uchebnik.online/files/uch_group45/uch_pgroup198/uch_uch756/image/4.jpg)
![](https://i0.wp.com/uchebnik.online/files/uch_group45/uch_pgroup198/uch_uch756/image/5.jpg)
В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда: система социальной защиты населения; система социального партнерства; система социального страхования; пенсионная система; охрана труда и т.д.
Анализ составных частей и элементов СТС позволяет сделать вывод, что большинство из них имеют острые теоретические и практические проблемы как в понимании, так и в процессе прикладного построения и функционирования, о чем пойдет речь в следующих главах учебника.
В ходе проводимых реформ по сравнению с другими областями экономики социально-трудовая сфера пострадала и подверглась отрицательным деформациям в большей мере. Об этом свидетельствует резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, утрата мотивационного потенциала практически всеми видами личных доходов, снижение производительности труда и т.д.
Еще по теме Социально-трудовая сфера как основа социальной политики:
- Глава1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА - ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
- РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
- Глава 14 МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Стратегия социальной политики - социальный прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления Стратегия социальной политики для современной России
- Глава 1.6. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В ЭТОЙ СФЕРЕ
- Глава 2.6. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
- Социальные перспективы, социальные цели, социальные возможности, социальные риски и государство как ресурс их обеспечения, мобилизации или предотвращения (минимизации)
- Управление социальной сферой как объектом социальной политики в регионе
- Глава 1.11. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
- Глава 4.4. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОГЛА СОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЕГО СУБЪЕКТОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
- Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития) Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики
Структура общества - это его строение, устройство, расчлененное и качественно воспроизводимое единство взаимодействующих частей. Она удерживает (возобновляет), во-первых, организованность общества как целостности (системы) и, во-вторых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.
Разные части населения озабочены разными проблемами. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (длящиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные условия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.
Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них - классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у социальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.
Совокупность социальных групп - это социальная структура. Главное здесь - совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о желательных и нежелательных переменах, направленность общественно значимых действий и т.п.
Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по сохранению и изменению социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).
Объект и предмет социальной политики - понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу.
Сущность политики вообще и социальной в частности выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития.
Социальные группы, структурные части народа (общества) - несомненная реальность. Они могут действовать или бездействовать, осознавать и не осознавать свои интересы, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).
Основные функции (главные задачи, направления) социальной политики:
1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество приходит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления путем реформ и революций.
2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.
3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.
5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.
Социальная защищенность - одна из общественных ценностей, она предполагает объективную положительную социально-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устойчивым, если социальная группа или население в целом осознают, что социальные риски целенаправленно понижаются обществом и государством до степени, когда они не могут существенно нарушить нормальное общественное положение.
Социальными называются риски социального происхождения, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.
Социально значимым нарушением можно считать существенное отклонение от социальной нормы какого-либо или нескольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.
Труд - процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает в себя три основных момента: целесообразную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на который направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Однако главным условием трудовой деятельности является наличие рабочей силы. В этой связи с определенной долей условности (в узком смысле) можно считать основой экономики труда экономику рабочей силы.
Экономика труда - это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы: ее производство, формирование (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление (использование), а также обеспечиваются условия для взаимодействия работника, средств, предметов труда и сам процесс взаимодействия.
Процесс производства (формирования) рабочей силы (способности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в вузах, колледжах, на рабочих местах, в институтах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социального партнерства - работодателей, наемных работников и государства, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы также предполагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату.
Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда. Оно сопровождается производством конкретной общественно полезной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Для того, чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые результаты, необходимы соответствующие условия: подготовка рабочего места, организация, охрана, стимулирование труда, социальная защита и т.д.
Экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту эффективности экономики труда.
В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)» . Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.
Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:
Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);
Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);
Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).
В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:
Система социальной защиты населения;
Система социального партнёрства;
Система социального страхования;
Система социального обеспечения (пенсионная система);
Охрана труда и т.д.
Социальная политика тесно связана с понятием «социальная рыночная экономика ». Рассмотрим, как соотносятся понятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная экономика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной экономики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама рыночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социальной справедливости и экономической эффективности (свободы и порядка).
Рыночная экономика , главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром социальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некоторые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она основана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедливости. Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются, прежде всего, посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Государство своей волей поворачивает рыночную экономику лицом к интересам народа и придаёт ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Японии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализацией, специальные подъемники на общественном транспорте для инвалидов и т.д.
Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается, прежде всего, в процессе реализации государственной социальной политики.
5. Формирование групп интересов (субъектов) в социально-трудовой сфере в рыночной экономике (работники и профсоюзы, работодатели и их объединения)
В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось выше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.
Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:
Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);
Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);
Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).
В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:
Система социальной защиты населения;
Система социального партнерства;
Система социального страхования;
Система социального обеспечения (пенсионная система);
Охрана труда и т.д.
Социальная политика тесно связана с понятием «социальная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся понятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная экономика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной экономики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама рыночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социальной справедливости и экономической эффективности (свободы и порядка).
Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром социальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некоторые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она основана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедливости. Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются прежде всего посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Государство своей волей поворачивает рыночную экономику лицом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Японии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализацией, специальные подъемники на общественном транспорте для инвалидов и т.д.
Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государственной социальной политики.
Билет 1.
· пенсионная система;
· охрана труда и т.д.
Нужда, потребность, мотив, стимул, мотивация в системе развития трудовых отношений
Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужда - это состояние индивидуума, вызванное конкретными факторам среды, порождающими представление образа товара (услуги) соответствующего стандарта и дающее возможность потенциальному потребителю быть отнесенным к соответствующей потребительской группе. Нужда, связанная с личностью индивидуума, формирует конкретную потребность.
Мотивация труда. В процессе ее исследования используются такие категории, как «потребности», «мотивы» и «стимулы».
Первичным источником мотивации трудового поведения работников являются потребности - определенная нужда субъекта (работника, коллектива, общества) в чем-либо для своего нормального функционирования. А. Маслоу выделял 5 основных уровней человеческих потребностей-мотиваций:
1. Основные физиологические потребности: пища, отдых, жилище, сексуальное удовлетворение и пр.
2. Потребность в безопасности.
3. Потребность в социальной общности.
4. Потребность в уважении и самоуважении.
5. Потребность в самореализации.
С одной стороны, потребность стимулирует деятельность, выступает как ее первопричина; с другой стороны, одновременно сама деятельность становится предметом потребности, а также вызывает своими результатами формирование новых потребностей.
Под мотивом понимается возникающее в сознании работника внутреннее побуждение к трудовому поведению, направленному на удовлетворение своих потребностей. Мотив характеризует субъективное отношение человека к своим действиям, сознательно поставленную направляющую цель, объясняющую поведение индивида. Мотив определяет выбор работником того или иного варианта поведения, мобилизует физические и интеллектуальные способности человека для достижения поставленных целей. Под мотивацией понимается совокупность различных и в то же время связанных мотивов, определяющих целенаправленность поведения работника. Трудовые мотивы в значительной степени определяются ценностными ориентациями индивидов, сформировавшимися в процессе их социализации и носящими достаточно устойчивый характер. В силу этого существуют и наиболее устойчивые мотивы трудовой деятельности, образующие мотивационное ядро. Повседневное трудовое поведение характеризуется тремя укрупненными элементами мотивационного ядра: мотивы обеспеченности, мотивы призвания и мотивы престижа. Мотивы обеспеченности связаны с повышением благосостояния работника и его семьи. Мотивы призвания работников состоят в стремлении реализовать в труде возможности профессионального роста и творчества. Мотивы престижа выражаются в стремлении работников реализовать свою социальную роль, получить общественную оценку, достойную своей трудовой деятельности.
Стимул представляет собой внешний фактор, направленный на формирование или усиление мотивов трудового поведения работника. В системе стимулов к труду выделяют материальные и нематериальные стимулы.
Материальные стимулы могут быть выражены как в денежной (заработная плата, премии, доплаты, надбавки), так и в неденежной форме (обеспечение жильем, путевки на отдых, лечение, в детские учреждения, улучшение условий труда, льготное питание и др.).
Нематериальные стимулы связаны с удовлетворением потребностей работника в самоутверждении, уважении со стороны трудового коллектива, самореализации и самосовершенствовании. Они проявляются в самых разнообразных формах: благодарность (устная или письменная), занесение на Доску почета предприятия, присвоение различных званий, награждение медалями и орденами и т.д.
Билет 2.
Современные теории мотивации труда (Ретлисбергер, Олдхэм, Хакман).
Теория человеческих отношений (Ф.Дж. Ретлисбергер, Элтон Мэйо, Ренсис Лайкерт)
Ключевым фактором мотивации является руководитель. Именно руководитель должен дать почувствовать сотруднику, что он является членом коллектива и занимает в нем важное место. При этом исповедуется демократический стиль руководства.
Концепция Дж. Хакмана и Грега Олдхэма
Мотивированность работой следует измерять посредством следующих пяти характеристик 1) разнообразие работы, 2) законченность работы, 3) значимость работы, 4) автономность в работе, 5) обратная связь (возможность оценки результатов собственных усилий).
Билет 3.
Билет 4.
Билет 5.
1 .Трудовая теория стоимости Адама Смита.
В основу своего исследования Адам Смит положил трудовую теорию стоимости, считая законом определения стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенному в них количеству труда. Смит с большей четкостью, чем кто-либо до него, определил и разграничил меновую и потребительную стоимость товара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда как создателя и конечного мерила стоимости, показал закономерность того, что стоимость непременно должна выражаться в меновых пропорциях, в количественном отношении обмена товарами, а при достаточно развитом товарном производстве – в деньгах. Однако Смит не исследовал труд как субстанцию стоимости. Он не различал процесс труда как фактор создания и перенесения стоимости, поскольку все его внимание было направлено на меновую стоимость, на количественную меру стоимости, как она проявляется в меновых пропорциях, в конечном счете – в ценах.
Смит понимал, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к последнему по средствам некоторых коэффициентов. У него намечалось понятие редукции труда.
Билет 8.
Билет 9.
1 Значение теории предельной производительности А.Маршала и её применения в изучении социально-трудовых отношений.
Неоклассический экономический анализ а Маршала (1842 - 1924). Маржиналистский подход превратился в неоклассический анализ - сопоставление результатов и затрат или соединение полезности с общественными издержками (предельной производительностью).
Маршал исследовал процесс формирования рыночных цен. Он отказался от принципа, согласно которому за количественными пропорциями обмена товаров кроется одна причина (стоимость, предельная полезность и т.п.). Маршал считал ненаучной саму постановку вопроса о решающем значении какого-либо одного фактора. По его мнению, теория призвана показать взаимодействие факторов - функциональные формы связей, а не каузальные (причинно-следственные) связи явлений.
Его постулаты:
1. центральное место – проблема рыночного формирования цен. При этом,
* рыночная цена – результат пересечения цены спроса и предложения
* равновесная цена находится в точке равновесия спроса и предложения (крест Маршала)
* идеальная картина рыночного взаимодействия – спрос и предложение в равной степени влияют на изменение цены
* на разных отрезках времени проявляются разные закономерности: в краткосрочном периоде спрос берет на себя роль главного регулятора цены, в долгосрочном – предложение выполняет эту функцию
2. концепция об эластичности спроса является показателем зависимости объема спроса от изменения цены. При этом эластичность спроса зависит от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода
3. чтобы иметь более низкие издержки разумная производительность стремится к самому эффективному сочетанию факторов производства
4. теория распределения определяется четырьмя факторами:
* земля – рента
* труд – зарплата
* капитал – процент
* предпринимательство – прибыль
В сумме всё это дает национальный доход.
Все это привело к разработке метода анализа равновесных цен. В таком случае кривая спроса отражает убывающую предельную полезность, а кривая предложения отражает степень развития технологии, факторов производства, издержки производства. Иначе полезность определяет спрос. В результате возникает график взаимодействия этих факторов, который показывает условия возникновения равновесных цен. Тем самым трудовая (затратная) теория и теория предельной полезности объединяются теорией равновесия.
На основе равновесных цен им разработано учение о замещении факторов производства, что является основой максимальной эффективности использования ресурсов. В таком случае главным оказывается комбинация факторов производства, которая сокращала бы нищету, неравенство, рост национального дохода.
Маршал не отрицал возможность воздействия общества на процессы распределения. Однако воздействовать на распределение нужно без его разрушения, без подрыва стимулов к накоплению. Это значит, что не нужно навязывать ни огосударствления ресурсов, ни высокой зарплаты, но с помощью образования, культуры ограничивать предложение неквалифицированного труда, вызвать повышение предельной эффективности труда и его оплаты одновременно с ростом технического прогресса.
Билет 14.
Билет 15.
Билет 16.
Билет 17.
Билет 1.
Социально-трудовая сфера и рыночная экономика
Социально-трудовая сфера (СТС) - это составная часть социальной рыночной экономики (главная цель и задача которой - рост эффективности производства и прибыли), ключевой объект и предмет социальной политики. Она вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения - отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.
Основными блоками СТС являются, прежде всего те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:
· социальная сфера, то есть отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);
· рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);
· сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).
В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:
· система социальной защиты населения;
· система социального партнерства;
· система социального страхования;
· пенсионная система;
· охрана труда и т.д.
Эти и некоторые другие блоки, отрасли и компоненты различны по уровням, сущности и содержанию, месту и значению в единой структуре СТС. Но их важно выделять вместе, ибо только интегрально они дают наиболее полное представление о СТС.
В процессе проводимых реформ по сравнению с другими областями экономики социально-трудовая сфера пострадала и подверглась отрицательным деформациям в большей мере. Об этом свидетельствует, в частности, резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, утрата мотивационного потенциала практически всеми видами личных доходов, снижение производительности труда и т.д.