10.08.2019

Все, что бухгалтеру надо знать про учет электронных билетов на поезд и самолет. О регистрации в книге покупок электронных авиабилетов и железнодорожных билетов


Оплата через интернет товаров и слуг все больше входит в нашу повседневную жизнь. Никого сейчас не удивить онлайн-заказами пиццы или суши на дом, «заморских» дешевых товаров, оплатой по карте телефона и коммунальных услуг и т.д. Не остались в стороне и электронные билеты.

Теперь вовсе не обязательно ехать через весь город на вокзал и простаивать в духоте часовые очереди. Всего 5-10 минут времени, интернет, банковская карта – и билета на самолет или поезд у вас в кармане. Вернее – на электронной почте. Организации также с удовольствием пользуются новшествами, оплачивая билеты напрямую с расчетного счета.

Однако, несмотря на всю простоту подобных покупок, есть несколько правил, которые следует помнить бухгалтеру, занося электронный билет в авансовый отчет сотрудника, делая бухгалтерские проводки и принимая к вычету НДС. Что такое электронный билет, какие документы нужны для признания расходов и как грамотно составить авансовый отчет, мы обсудим в данной статье.

1. Что такое электронные билеты

2. В каком случае электронный билет подтверждает расходы

3. Что делать, если билет потерян

4. Можно ли учесть электронные билеты на иностранном языке

5. НДС в авиабилетах и в авансовом отчете

6. Электронный билет в авансовом отчете

7. Бухучет электронных билетов с примером

8. Учет билетов при покупке сотрудником

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему электронных билетов далее в статье.

1. Что такое электронные билеты

В первую очередь разберемся, что скрывается под понятием «электронный билет». Билет – это документ, удостоверяющий заключение договора перевозки (п.2 ст.786 ГК). Форму билета утверждается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Электронный билет существует в электронно-цифровой форме.

Формы электронных проездных документов утверждены:

  1. Для железнодорожного транспорта: приказ Минтранса России от 21.08.2012г. №322
  2. Для авиации: приказ Минтранса России от 08.11.2006г. №134

При покупке электронного билета, как железнодорожного, так и авиабилета, автоматизированная информационная система формирует выписку, которая выдается пассажиру или передается в электронном виде через интернет на электронную почту, если оплата совершена через интернет:

  • — для авиации эта выписка называется маршрут/квитанция ;
  • — для железнодорожного транспорта — контрольный купон .

Маршрут-квитанция и контрольный купон содержат полную информацию о перевозке. В том числе информацию о маршруте, тарифе и итоговой стоимости перевозки, аналогично бумажному билету. Как выглядит маршрут/квитанция видно на рисунке ниже.

А вот так выглядит контрольный купон на железнодорожную перевозку.

Именно контрольный купон и маршрут/квитанцию в обиходе и называют «электронным билетом». По смыслу же контрольный купон и маршрут/квитанция представляет собой выписку из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте и в авиации. На самом деле – это только часть билета.
Маршрут/квитанция и контрольный купон являются документами строгой отчетности:

  • п. 2 Приказа Минтранса России №134 от 08 ноября 2006 г.
  • п. 2 Приказа Минтранса России N 322 от 21 августа 2012 г.

2. В каком случае электронный билет подтверждает расходы

Итак, электронный билет у вас есть. Теперь нужно определиться, можно ли на его основании признать расходы на поездку. Во-первых, расходы на поездку работника по служебным делам в целях расчета налога на прибыль учитываются в составе командировочных расходов – пп.12 п.1 ст.264 НК, и относятся они к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Во-вторых, не следует забывать, что требование п.1 ст.252 НК об экономической обоснованности и документальной подтвержденности никто не отменял.

Приобретение билета на железнодорожный или авиационный транспорт свидетельствует только о факте заключения договора между перевозчиком и пассажиром. Но договор – это только намерение, сам по себе он не подтверждает факт, что хозяйственная операция действительно произошла. Поэтому немудрено, что у бухгалтера появляется вопрос: какие документы должны быть в наличии, чтобы они подтверждали расходы на проезд?

Для бухгалтерского учета расходы подтверждают первичные документы, которые оформлены в соответствии с требованиями ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В НК списка обязательных документов, которыми можно подтвердить расходы на проезд, нет.

Руководствуясь последними разъяснениями чиновников, можно сделать вывод, что для признания расходов на проезд при покупке электронных билетов необходимо:

  1. Для авиаперевозки:
  • маршрут/квитанция (распечатка электронного документа на бумажном носителе) с указанием стоимости перелета – подтвердит расходы на приобретение билета;
  • посадочный талон , который выдается при регистрации на рейс – подтвердит перелет по маршруту, указанному в билете.

По данному вопросу разъяснения приведены в письмах Минфина:

Письма Минфина:

от 18.05.15г. №03-03-06/2/28296

от 06.04.2015г. №03-03-06/19229

от 29.01.2014г. №03-03-07/3271

от 14.01.2014г. №03-03-10/438 (направлено налоговым органам для руководства письмом ФНС от 5 февраля 2014 г. N ГД-4-3/1897)

2. Для железнодорожной перевозки:

  • контрольный купон .

Письмо Минфина от 25.08.2014г. №03-03-07/42273

3. Что делать если билет потерян

Бывает так, что по безалаберности или просто по случайности сотрудник потерял документы. С маршрут/квитанцией или контрольным купоном проще – их можно просто еще раз распечатать из файла, пришедшего после покупки на электронную почту. Что же делать с посадочным талоном?

В любом случае, не компенсировать сотруднику, если маршрут/квитанция или контрольный купон у него есть, расходы на проезд вы права не имеете. Но и обойтись без дополнительных документов не получится, если вы хотите учесть расходы при налогообложении.

В этом случае следует обратиться к перевозчику или его представителю и взять справку, в которой содержится информация, необходимая для подтверждения полета (письмо Минфина России от 18.05.2015г. №03-03-06/2/28296 ). Иначе учесть расходы не получится.

Если у вас нет ни посадочного талона, на справки, то в расходах стоимость перелета не учитывайте. Также при проверке ревизоры могут доначислить страховые взносы на стоимость билета. Однако доначисление взносов можно оспорить в суде: постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2014г. №Ф09-3145/14 .

Что касается НДФЛ, то чиновники считают, что при потере посадочного талона маршрут/квитанции достаточно, чтобы не удерживать НДФЛ (Письмо Минфина от 21.03.2011г. №03-04-06/6-49, от 06.03.2012г. №03-04-06/3-57 ). Почему для налога на прибыль данный вывод чиновников не работает, остается загадкой…

Для того чтобы сотрудники внимательнее относились к сохранности посадочного талона, во внутреннем локальном акте, посвященном командировкам, пропишите, что предоставление их для авансового отчета является обязательным.

Если сотрудник покупал железнодорожные билеты через терминал, потерял контрольный купон, но на руках имеет посадочный талон, в котором есть информация о поездке и ее стоимость, то такие расходы можно учесть (Письмо Минфина от 14.04.2014г. №03-03-07/16777 )

Это все документы, которые потребуются для подтверждения расходов на проезд. Не обязательно требовать с работника кассовый чек или банковскую выписку. На их наличии Минфин перестал настаивать с конца 2013 года.

4. Можно ли учесть электронные билеты на иностранном языке

Электронные билеты могут быть оформлены и на иностранном языке. Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998г. №34н ) такие первичные документы должны иметь построчный перевод на русский язык . Значит ли это, что в этом случае можно учесть электронные билеты, только если переводить абсолютно все? Вовсе нет.

Посмотрим, что потребуется перевести:

  1. Реквизиты, которые необходимы для признания расходов по налогу на прибыль, т.е. обязательные реквизиты первичных учетных документов по ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Реквизиты, необходимые для применения вычета по НДС, согласно п.2 ст.169 НК (продавец, покупатель, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, налоговая ставка и сумма налога).

Все остальное (например, правила перевозки багажа, условия применения тарифа) переводить не нужно: письма Минфина от 09.12.2015г. №03-07-14/71801, от 10.04.2013г. №03-07-11/11867, от 01.10.2013г. №03-07-15/40623, от 10.04.2013г. №03-07/11/11867, от 14.09.2009г. №03-03-05/170 .

Кроме того, в письме от 09.12.2015г. №03-07-14/71801 Минфин указал, что сделать перевод могут не только профессиональные переводчики, но и сотрудники налогоплательщика, если это входит в их должностные обязанности. Это не помешает учесть электронные билеты и включить их стоимость в расходы.

5. НДС в авиабилетах и в авансовом отчете

Как уже было сказано выше, маршрут/квитанция и контрольный купон являются документами строгой отчетности. Поэтому они при распечатке на бумаге соответствуют всем условиям для принятия к вычету входящего в их стоимость НДС. Но есть одно очень важное условиесумма налога должна быть выделена в этих документах отдельной строкой , т.е. должна быть обозначена конкретная сумма налога.

Последние разъяснения по этому вопросу приведены в письмах Минфина от 30.01.2015г. №03-07-11/3522, от 14.10.2015г. №03-07-14/58804, от 30.07.14г. №03-07-11/37594 .

По мнению контролеров, если в оформленных электронных билетах сумма НДС отдельной строкой не выделена, то принять его к вычету не получится. И тогда вся стоимость билета вместе с НДС включается в состав прочих расходов согласно пп.12 п.1 ст.264 НК (письмо Минфина от 10.01.2013г. №03-07-11/01 ).

Принять к вычету данный НДС можно только в том налоговом периоде, когда утвержден авансовый отчет, на основании которого они включены в расходы (п.7 ст.171 НК). Несмотря на то, что поездка фактически могла быть совершена в предыдущем налоговом периоде. И переносить такой вычет на следующие периоды нельзя.

Однако и в том случае, когда НДС отдельной строкой не выделен, в суде есть шанс отстоять право на вычет, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.12г. №А19-5831/2012 .

Для получения вычета билет нужно зарегистрировать в книге покупок на дату утверждения авансового отчета. В графе дата и номер счета-фактуры записывается номер билета и дата его оформления. Эта дата может относиться и к прошлому налоговому периоду.

В графе 2 книги покупок ставят код для вычетов по этим операциям – 23 (письмо ФНС от 22.01.15г. №ГД-4-3/794 ).

Если в маршрут/квитанции и контрольном купоне не указан ИНН и КПП перевозчика, то при заполнении графы 10 книги покупок ставится прочерк (письмо Минфина от 28.05.2015г. г. №03-07-11/30876, письмо ФНС от 18.08.15г. №ГД-4-3/14544 ).

Сложности с вычетами входного налога также могут случиться, если ваша компания приобретает билеты через посредника. Дело в том, что агенты при этом нередко выписывают счет-фактуру на стоимость билетов и указывают в нем сумму НДС.

Это неправильно. Ведь посредник в данном случае не должен составлять счет-фактуру на услуги по транспортировке. Об этом читайте письма Минфина России от 12.10.2010г. №03-07-09/45, от 10.03.2009г. №03-07-09/06, от 16.05.2005г. №03-04-11/112, УФНС России по г. Москве от 31.08.2009 N 16-15/090448.1, от 10.01.2008 N 19-11/603 . Поэтому вычет НДС возможен только на основании БСО, то есть проездного документа.

Так что если в проездном документе сумма НДС не выделена, принять налог к вычету не получится, даже если агент вам предоставил счет-фактуру. Если же в билете указана сумма НДС, зарегистрируйте в книге покупок именно этот документ, а не счет-фактуру посредника.

Теперь, после того как мы определились, в каком случае у организации есть право на вычет, мы посмотрим, как отразить НДС в авиабилетах в авансовом отчете.

6. Отражаем электронный билет в авансовом отчете

Итак, мы с вами определили, какие документы должны быть для признания расходов. Теперь пришло время составить авансовый отчет. Всю форму данного документа мы здесь разбирать не будем, посмотрим лишь особенности, которые нужно знать, отражая электронный билет в авансовом отчете.

Во-первых, если организация покупала билет за свой счет, а затем выдавала его сотруднику, то выданный билет будет отражен как аванс в блоке по авансам/перерасходам. Т.е. там будет и стоимость выданного билета вместе с НДС, и если еще выдавались денежные средства, то и они тоже.

Во-вторых, информация о билете, использованном для проезда, отражается на 2-ой странице авансового отчета. Там приводится дата и номер электронного билета, наименование расхода (в нашем случае это билет по конкретному маршруту) а также указывается суммы расходов.

7. Бухучет электронных билетов с примером

Отразив электронный билет в авансовом отчете, мы плавно переходим к составлению бухгалтерских проводок. Для этого рассмотрим отдельно ситуации, когда билеты для сотрудника покупает сама организация, и когда их покупает работник предприятия. От этого зависит бухучет электронных билетов, а именно проводки.

Если организация приобретает билеты за безналичный расчет, то приходует их до выдачи сотруднику на счете 50.3 «Денежные документы», несмотря на то, что они электронные. Данные об электронном билете заносятся в Журнал учета денежных документов.

На этом счете учитывается вся сумма, включая НДС, т.к. принимать НДС по авиабилетам к вычету до составления авансового отчета неправомерно. При получении билета от перевозчика и выдаче его сотруднику списать его стоимость в расходы сразу нельзя, т.к. работник еще не использовал билет и не ездил в командировку.

Пример

Сотрудник ООО «Чайка» Воробьев В.В. направлен из Москвы в командировку в г. Новосибирск. Для сотрудника за безналичный расчет приобретен через посредника электронный билет на самолет по маршруту Москва-Новосибирск, стоимость 8250 руб., в т.ч. НДС 750 руб. Также уплачен сервисный сбор в сумме 590 руб., в т.ч. НДС 90 руб.

Дебет 50-3 – Кредит 60 – на сумму 8250 руб. – оприходован билет

Дебет 26 – Кредит 60 – на сумму 500 руб. – отражен сервисный сбор

Дебет 19 – Кредит 60 – на сумму 90 руб. – учтен НДС по сервисному сбору

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 90 руб. – НДС по сервисному сбору принят к вычету

Затем билет выдан сотруднику:

Дебет 71 – Кредит 50-3 — на сумму 8250 руб.

После возвращения из командировки работник составил авансовый отчет, приложив к нему маршрут/квитанцию и посадочный талон (предполагаем, что НДС в электронном билете выделен отдельной строкой):

Дебет 26 – Кредит 71 – на сумму 7500 руб. – списаны расходы на билет

Дебет 19 – Кредит 71 – на сумму 750 руб. – выделен НДС со стоимости билета

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 750 руб. – НДС по билету принят к вычету

8. Учет билетов при покупке сотрудником

Если сотрудник приобретает электронные билеты самостоятельно, то бухучет электронных билетов будет похож, т.к. фактически остаются только проводки, связанные с авансовым отчетом. Да, и не забудьте выдать аванс сотруднику перед командировкой. Он не обязан отправляться в поездку за свой счет!

Пример (продолжение)

Предположим, что обратный билет по маршруту Новосибирск-Москва сотрудник ООО «Чайка» Воробьев В.В. приобретает самостоятельно. Для этих целей ему перед поездкой выдан аванс из кассы в сумме 11 000 руб.

Дебет 71 – Кредит 50 – на сумму 11 000 руб. – выдан аванс на командировочные расходы

К составленному авансовому отчету работник приложил маршрут/квитанцию и посадочный талон. Стоимость билета составила 7920 руб., в т.ч. НДС 720 руб.

Дебет 26 – Кредит 71 – на сумму 7200 руб. – списаны расходы на билет

Дебет 19 – Кредит 71 – на сумму 720 руб. – выделен НДС со стоимости билета

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 720 руб. – НДС по билету принят к вычету

Суточные по командировке за 3 дня составили 2100 руб., а остаток аванса сотрудник возвращает в кассу организации:

Дебет 26 — Кредит 71 – на сумму 2100 руб. – начислены суточные

Дебет 50 – Кредит 71 — на сумму 980 руб. – внесен неизрасходованный остаток в кассу организации.

Как сформировать авансовый отчет с авиабилетом в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите в видеоуроке:

А на вашем предприятии используются электронные билеты? С какими сложностями вы столкнулись при их учете? Считаете ли вы их более удобными по сравнению с бумажными бланками? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Как учесть электронный билет в авансовом отчете

Действие нулевой ставки НДС на авиаперелеты в Крым и обратно заканчивается 1 января 2019 года и, по всей видимости, продлевать ее правительство России не будет. По крайней мере, отмена льготного режима прописана в материалах к заседанию правительства, на котором в понедельник, 18 сентября, рассматривался проект бюджета на ближайшую трехлетку — с 2018 по 2020 год (документ есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

«Прекращение действия с 1 января 2019 года ставки НДС 0% при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя», приведет к «дополнительным поступлениям в федеральный бюджет в 2019 году в размере 3 млрд рублей и в 2020 году — 4 млрд рублей», отмечается в документе.

В настоящее время Крым — единственный регион РФ, для которого действует нулевая ставка НДС на воздушные перевозки. Для остальных внутренних направлений действует льготная ставка НДС 10%. Она сохранится до 31 декабря 2020 года, что также прописано в бюджете.

Авиаперевозки в Крым не облагаются НДС с 2014 года. Тогда, после вхождения региона в состав России, для поддержания воздушного сообщения с полуостровом был принят целый ряд мер, включая субсидирование региональных маршрутов и установление специального тарифа на полеты в туристический сезон. С тех пор льготы неоднократно продлевались. Последний раз в 2016 году действие нулевой ставки НДС при авиаперевозках в Крым было пролонгировано на 2017-2018 годы.

При этом решение о прекращении действия льготы для авиаперевозчиков, летающих в Крым, не окончательное и может быть пересмотрено в этом году.

Минтранс еще летом направил правительству РФ предложение ввести налоговые льготы на региональные и прямые авиаперевозки в Крым.

«Мы уже внесли предложение в правительство РФ, чтобы сохранить или даже снизить на региональные прямые авиаперевозки, вне московского авиационного узла, налоговые льготы в виде нулевого НДС», — заявил в июле журналистам министр транспорта Максим Соколов.

По его словам, такая мера поможет снизить стоимость авиабилетов на полуостров, куда в пиковый период заявлены прямые рейсы из более чем 60 городов России.

«Вопрос продления ставки НДС 0% на воздушные перевозки в Крым после 2018 года планируется рассмотреть в конце текущего года», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минфина.

Группа «Ренова» Виктора Вексельберга, владеющая несколькими аэропортами, предлагала ранее сохранить 10-процентную ставку НДС для рейсов через Москву и обнулить налог для прямых региональных полетов. Однако Минфин счел эту меру нецелесообразной.

В Минтрансе отмечали, что возможные потери бюджета от введения льготной ставки налога на региональные рейсы оцениваются в около 8 млрд руб., однако эта сумма будет компенсирована «за счет увеличения объемов транспортной работы и дополнительного дохода от неавиационной деятельности».

По мнению ведущего эксперта Высшей школы экономики Андрея Крамаренко, скорее всего нулевой НДС для полетов в Крым все же будет продлен.

По его мнению, если нулевая ставка не будет продлена для полетов в Крым, цены на билеты могут вырасти на 10%.

По данным сервиса aviasales.ru, средняя стоимость перелета из Москвы в Симферополь и обратно в 2017 году составила 10 402 рублей, в летний сезон — 15 403 рубля. В 2016 году авиабилеты из столицы в Крым в среднем стоили 9 961 рублей. Зимой авиабилеты в Крым из Москвы дешевле на 30-40%.

Часть потока может переориентироваться на наземный транспорт, считают эксперты.

К моменту отмены нулевого НДС на авиасообщение с Крымом будет оказывать влияние построенный Крымский мост: значительную часть потока туристов заберет наземный транспорт, напоминает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Запустить автомобильное движение по трассе планируется уже в конце 2018 года, а с 2019 года начнет функционировать железная дорога по мосту через Керченский пролив.

Повышение цен на авиабилеты может стать фактором, который заставит часть россиян отказаться от отдыха на полуострове, считают эксперты.

«Туристы чувствительны к любым колебаниям цен на отдых в Крыму. Уже в этом году на фоне открытия Турции турпоток в Крым, по данным местных властей, сократился на 4%. Другие источники рынка отчитываются о еще более существенном сокращении числа путешественников — до 25%. Рост цен на авиабилеты станет дополнительным катализатором снижения интереса», — считает генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб» Денис Матюхин.

Расхождение в оценках масштабов въездного туризма объясняется тем, что в Крыму статистику о туристах считают на основании данных аэропортов о количестве въехавших и переправившихся через Керченский пролив. «Однако не все въехавшие таким образом в республику являются туристами», — комментировал ситуацию «Газете.Ru» генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Впрочем, деловых туристов рост стоимости билетов не оттолкнет от поездок в Крым. В 2017 впервые был зафиксирован рост востребованности на перелеты на полуостров, говорит Денис Матюхин.

«Ранее крымские направления не фигурировали в рейтинге популярных городов вовсе, тогда как в 2017-м Симферополь оказался в пятерке лидирующих российских направлений cреди деловых путешественников. Эта категория туристов не так чувствительна к ценовым колебаниям, и при условии развития инфраструктуры крымские направления имеют шанс компенсировать убытки от падающего интереса со стороны самостоятельных туристов за счет бюджетов крупнейших корпораций», — отмечает эксперт.

По мнению Матюхина, в ближайшие 2-3 года, если не будет политических потрясений, российские и зарубежные компании будут по-прежнему рассматривать Крым в качестве альтернативы Сочи.

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается государством с той части стоимости товаров, услуг или работ, которая превышает их себестоимость.

Предприятие, которое реализует товар, начисляет НДС на сумму выручки и продает его по цене, складывающейся из себестоимости, выручки и НДС. Именно поэтому иногда налог называют косвенным , ведь оплачивает его покупатель.

Все вопросы, связанные с НДС, регулируются в главе 21 НК РФ .

Уплачивать налог в бюджет обязаны организации и индивидуальные предприниматели. Действуют исключения , согласно которым от его начисления освобождены:

  1. Фирмы и ИП, которые используют особые режимы налогообложения – ЕНВД, упрощенный.
  2. Плательщики, общая выручка которых за три месяца, предшествующих периоду сдачи отчетности, не вышла за пределы 2 млн. рублей.
  3. Некоторые специальные категории организаций (участники проектов «Сколково»).

Какие операции не облагаются

Заплатить налог необходимо со следующих операций и объектов :

  1. Продажа товаров, работ и услуг плательщиками (а также передача в дар, безвозмездное оказание услуг, выполнение работ).
  2. Полученные авансы за еще не отгруженные товары, не оказанные услуги, не выполненные работы.
  3. Импорт товаров на территорию РФ.
  4. Передача для собственных нужд плательщика товаров, выполнение в собственных целях строительно-монтажных работ.

Не нужно уплачивать налог со следующих объектов и операций :

  1. Когда основные средства и другие активы передаются некоммерческой организации, при этом они будут использоваться не в целях получения коммерческой прибыли, формирования уставного капитала.
  2. Приватизация и реализация государственного имущества на территории РФ.
  3. Услуги, работы, оказываемые государственным учреждением в рамках его основной деятельности, предусмотренные законом.
  4. Продажа имущества организации, признанной банкротом, для погашения ее долгов.
  5. Передача государству зданий и сооружений, имеющих социальное, культурное назначение, предназначенных для проживания людей, а также объектов инфраструктуры.
  6. Продажа участков земли.

Ставки в 2019 году

Ставка Объект обложения
Для всех объектов, которые не относятся к облагаемым по пониженной или нулевой ставкам.
Продажа:
  • отдельных продуктов питания (мяса, рыбы, морепродуктов, яиц, сахара, соли, зерна, хлеба, муки и прочих);
  • некоторых товаров, предназначенных для детей (одежды, обуви, канцелярии, колясок, кроватей и т.д.);
  • отдельных изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов;
  • периодических изданий (если они не относятся к рекламным или эротическим).

Организация перевозки граждан и багажа железнодорожным и воздушным видами транспорта по территории РФ.

  • экспортные товары и услуги по транспортировке грузов за пределами России, предоставления транспорта и емкостей для данной цели;
  • услуги и работы, связанные с перевозкой нефти и организации ее поставки по трубопроводам;
  • перевозка пассажиров за пределы РФ;
  • оказание услуг, выполнение работ, продажа товаров в космической сфере;
  • товары и услуги для иностранных дипломатов и международных организаций;
  • реализация добытых драгоценных металлов.

Порядок расчета и уплаты налога

Чтобы рассчитать сумму, которую нужно будет перечислить государству, определяется налоговая база . При реализации товаров за нее принимают сумму выручки. Если предприятие продает товары, облагающиеся по разным ставкам, то по каждому виду базу рассчитывают отдельно.

Для отданных безвозмездно объектов базой считается их рыночная оценка на момент передачи (следует сохранить документы, ее подтверждающие – отчет оценщика или распечатки прейскурантов, предложений с указанными датами).

В случае получения аванса со всей его суммы необходимо будет рассчитать налог. Формула расчета суммы налога для уплаты в бюджет:

налоговая база * ставка налога = сумма налога — налоговые вычеты = сумма, которую нужно уплатить в бюджет

Как видно из формулы, сумма налога может быть уменьшена за счет вычетов, состоящих из:

  1. Сумм НДС, присутствующих в стоимости приобретенных товаров (если есть необходимые документы – счет-фактура или единый документ, предоставляемый при отгрузке).
  2. НДС, рассчитанный с сумм выданных командировочных, представительских расходов.
  3. НДС, рассчитанный из частичных выплат в счет будущих поставок.
  4. В других случаях предусмотренных законодательством.

Если сумма вычетов больше чем та, которую нужно заплатить, организация может обратиться за возмещением в ИФНС . Для этого нужно отправить запрос и указать реквизиты, по которым нужно перечислить деньги. Нужно быть готовым к тому, что отчет с возмещением налоговая будет проверять особенно тщательно.

Сумму налога, которая останется к уплате после вычетов, необходимо разделить на три равных части, каждую из которых перечисляют в течение трех месяцев, следующих после отчетного квартала, но не позднее 25 числа (если это выходной или праздник, то – в первый после него рабочий день).

Сдача деклараций

Отчеты предоставляют за каждый квартал, в сроках их сдачи изменений пока не предвидится – это 25 число каждого месяц а , следующего за отчетным периодом. Декларацию необходимо отправить до:

  • 25 января;
  • 25 апреля;
  • 25 июля;
  • 25 октября.

Вместе с декларацией отправляются сведения из книги продаж и книги покупок, в которых раскрывается информация о контрагентах, суммах операции в целом и налога в частности.

Изменений по сравнению с 2017 годом в порядке оформления и заполнения сведений нет. При необходимости исправить данные как в самом отчете, так и в прилагаемых сведениях о счетах-фактурах, сдается декларация с уточнением (вся декларация предоставляется заново, а не только та часть, в которую внесены изменения).

Если ИФНС потребует объяснить какую-либо информацию, содержащуюся в отчете, то предоставить эти сведения также можно только в электронном виде (раньше можно было на бумаге). В ближайшее время должна быть разработана специальная форма для документа с пояснениями.

Несоблюдение сроков, как и прежде, грозит штрафами, блокировками на расчетных счетах компании, поэтому не стоит оставлять все на последний день. Подготовить документы следует заранее, а лучше следить за наличием всех необходимых сведений в течение квартала.

Повышение НДС с 18% до 20% — ниже на видео.

Служебная командировка - явление для компаний не редкое. По ее окончанию командируемый сотрудник должен представить авансовый отчет с приложением оправдательных документов. Но порой у бухгалтеров возникают трудности с отражением в учете подобных затрат. В особенности это касается проездных документов.

Прежде всего, сотрудников бухгалтерии волнует вопрос о принятии к вычету сумм НДС по проездным документам. Нужно ли требовать от перевозчика прилагать счета-фактуры к проданным им билетам или у него отсутствует обязанность по их предоставлению? Как правильно отразить проездные документы в книге покупок, если по ним возможно применить вычет? На эти вопросы чиновники постарались дать ответы в рассматриваемых письмах.

Проездные документы

По общему правилу перевозка пассажира (багажа) осуществляется на основании договора перевозки, который, в свою очередь, удостоверяется билетом. Вне зависимости от вида перевозки, билет является документом строгой отчетности (приказ Минтранса России от 05.08.2008 № 120, распоряжение Минтранса России от 29.08.2001 № НА-334-р).

Как известно, в последнее время все большее количество людей при покупке проездных билетов пользуются соответствующими интернет-сайтами, т. е. приобретают так называемые электронные билеты. Стоит отметить, что маршрут/квитанция электронного авиабилета и контрольный купон электронного железнодорожного билета также являются документами строгой отчетности (п. 1 приложения к приказу Минтранса России от 08.11.2006 № 134, п. 2 приказа Минтранса России от 21.08.2012 № 322). В данных электронных проездных документах указывается вся необходимая информация о пассажире, рейсе, а также тарифах и стоимости перевозки. Следовательно, такой документ может быть прият к учету в качестве оправдательного.

Нужен ли счет-фактура

На вопрос, должен ли перевозчик выставлять к реализуемому проездному, чиновники отвечают, что нет, не должен, поскольку речь идет о расчете непосредственно с населением. И способ оплаты проезда здесь не важен. Так, если при наличной оплате продавец выдал покупателю кассовый чек или другой документ установленной формы (в рассматриваемом случае - проездной билет), то счета-фактуры не составляются ().

По поводу выставления счетов-фактур при оплате проездного билета в безналичном порядке чиновники также ссылаются на нормы налогового законодательства. Поскольку счет-фактура служит основанием для принятия покупателем к вычету сумм НДС, то в случае, если покупатель не является плательщиком НДС или освобожден от уплаты налога, счет-фактура не выставляется (). Единственное условие - письменное согласие сторон о несоставлении документа.

Однако в рассматриваемом случае следует учесть, что покупателем является физическое лицо, а как известно, физические лица НДС не платят. И, соответственно, основания для вычета сумм налога у данной категории плательщиков отсутствует. Таким образом, перевозчик вправе не составлять счет-фактуру покупателю, даже, если оплата была произведена в безналичном порядке. Достаточно лишь выделить в билете сумму НДС отдельной строкой.

Вычет НДС

Налоговым кодексом РФ установлено, что основанием для принятия сумм НДС к вычету являются не только счета-фактуры. В случаях, предусмотренных вычет по налогу могут подтвердить и другие документы (). Как, например, в случае с командировочными расходами. Подобные затраты, а, в частности, расходы на проезд сотрудников, подлежат вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ). Напомним, что наличие счета-фактуры в данной ситуации не требуется.

Однако финансисты обращают внимание на то, что в приобретенных билетах обязательно должен быть выделен отдельной строкой. Это служит, по мнению чиновников, основанием для принятия к вычету сумм налога. При этом не важно, обычный это билет или его электронный аналог. Похожие разъяснения ведомство давало и в более ранних письмах (письмо Минфина России от 30.01.2015 , от 30.07.2014 № 03-07-11/37594 и др.).

Следует отметить, что в правомерности своего вывода Минфин России ссылается также на Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее - Правила). В соответствии с пунктом 18 указанных Правил, при приобретении услуг по перевозке командированных работников, в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). В том числе Правила прямо указывают на необходимость выделения налога отдельной строкой.

Отражение электронных билетов в книге покупок

Для определения сумм «входного» НДС служит книга покупок, в которой наряду со счетами-фактурами регистрируются также и бланки строгой отчетности, коими являются электронные пассажирские билеты. При этом в книге покупок бухгалтеру нужно указать всю информацию, предусмотренную Правилами ее ведения. Однако входящие документы далеко не всегда содержат необходимые для отражения сведения. Например, в электронных билетах указание таких реквизитов как ИНН и КПП не предусмотрено (согласно соответствующим приказам Минтранса России). В этом случае, по мнению чиновников, в графе 10 «ИНН/КПП продавца» книги покупок необходимо ставить прочерк.

Следует также отметить, что при заполнении графы «код вида операции» в книге покупок рекомендовано пользоваться дополнительными кодами, направленными письмом ФНС России от 22.01.2015 . Согласно приведенному списку электронный пассажирский билет регистрируется в книге покупок с кодом операции 23 — «Приобретение услуг, оформленных бланками строгой отчетности в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ». Направленный указанным письмом список следует использовать до утверждения внесенных изменений в приказ ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@.

О.А. Федун , для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Нормативные акты с комментариями

Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день.

Билет, по сути, выполняет функцию договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Это в равной степени справедливо в отношении как бумажного, так и электронного документа. Преимущества электронных билетов по достоинству оценили большинство пассажиров. Ведь не нужно выстаивать очереди в железнодорожные или авиакассы, достаточно зайти на сайт (они сейчас есть и практически у всех авиакомпаний, и у РЖД) и приобрести билет, оплатив его банковской картой. Бумажный билет в таком случае не оформляется, при входе в вагон или во время регистрации на самолет надо только предъявить паспорт, данные которого представитель перевозчика сверяет с данными, содержащимися в списке пассажиров. Между тем для учета налоговых последствий приобретения электронных проездных документов бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы. О них мы поговорим в рамках этой статьи.

Электронные билеты

Электронные билеты имеют особую структуру и форму, которые утверждены ведомственными нормативными актами. Так, форма электронных проездных железнодорожных документов утверждена Приказом Минтранса России от 21.08.2012 №  322 (далее - Приказ №  322 ), а электронного авиабилета - Приказом Минтранса России от 08.11.2006 №  134 (далее - Приказ №  134 ).

При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон , являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа №  322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.

При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция - выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа №  134 . А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон , который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 №  82 ).

В связи с тем, что оба документа - и контрольный купон, и маршрутная квитанция - признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно - показано на схеме.

Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.

Налог на прибыль

Поскольку речь в данном случае идет о проездных документах, которые, как правило, используются командированными сотрудниками, напомним, что затраты на приобретение указанных проездных (как, впрочем, и другие командировочные расходы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ ). Разумеется, расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены надлежаще оформленными документами и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ ). Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет сотрудника с приложенными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами (маршрутными квитанциями или контрольными купонами).

Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 №  03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон . Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре .

Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».

Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 №  03‑03‑06/1/80056 , от 19.06.2015 №  03‑03‑07/35548 ). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см.  03‑03‑07/21187 , от 18.05.2015 №  03‑03‑06/2/28296 ).

Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 №  03‑07‑11/398 ).

Обратите внимание . Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
Важный нюанс : для подтверждения расходов обязательные реквизиты электронных билетов, оформленных на иностранном языке, безопаснее перевести на русский язык (см. Письмо Минфина России от 22.03.2010 №  03‑03‑05/57 ). Перевод не потребуется, если агентство по продаже билетов выдаст справку на русском языке, в которой содержатся все необходимые сведения (см. письма Минфина России от 24.03.2010 №  03‑03‑07/6 , от 22.03.2010 №  03‑03‑06/1/168 ). Впрочем, ФНС считает, что перевод электронного авиабилета для подтверждения расходов делать не нужно, поскольку большинство его реквизитов заполняются в соответствии с Единым международным кодификатором (то есть с замещением кириллических символов на латинские) (см. Письмо от 26.04.2010 № ШС-37-3/656@ ).

Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 №  03‑03‑07/21187 , от 14.04.2014 №  03‑03‑07/16777 ). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 №  03‑03‑07/51936 , от 25.08.2014 №  03‑03‑07/42273 ). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 №  03‑03‑07/1677 7).

Вычет НДС

В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ НДС по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно подлежит вычету. По общему правилу вычет сумм «входного» НДС производится (п. 1 ст. 172 НК РФ ):

- на основании счетов-фактур , выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3 , 6 - 8 ст. 171 НК РФ .

Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.

Однако в сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@ .

Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 №  03‑07‑11/11033 , от 30.01.2015 №  03‑07‑11/3522 , от 30.07.2014 №  03‑07‑11/37594 ).

Обратите внимание . Указание в маршрут/квитанции электронного авиа-билета и в контрольном купоне электронного железнодорожного билета идентификационного номера перевозчика или агентства, оформившего этот билет, не предусмотрено. Поэтому при регистрации электронных билетов в книгу покупок вместо ИНН/КПП продавца нужно ставить прочерк (см. Письмо Минфина России от 28.05.2015 № 03-07-11/30876).
К сожалению, так бывает не всегда. Некоторые перевозчики не указывают в проездных документах налог в отдельной строке. По данному вопросу тоже есть официальные разъяснения. В частности, в Письме от 10.01.2013 №  03‑07‑11/01 Минфин сообщил, что вычет налога по таким проездным документам не может быть предоставлен. Поэтому сумма, отраженная в них, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу № А19-5831/2012 ). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник