25.07.2019

Программа личностного роста и саморазвития. Саморазвитие студента: полноценная программа совершенствования навыков. Составление плана, как разумное начало саморазвития


Человека по своей природе всегда интересует, что будет в его жизни в отдаленном будущем. Четко разработанная программа саморазвития студента очень уместна для молодого поколения. Она содержит конкретные задачи, позволяющие достичь успешных результатов при обучении в ВУЗе, построении карьеры в будущем и формировании гармонично развитой личности.

Люди учатся всю жизнь, овладевая определенными навыками на каждом из этапов развития. Но обучение в высшем учебном заведении отличается от схоластики приобретения жизненного опыта научной обоснованностью и систематическим использованием методов познания.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Утверждение о том, что умение учиться формируется за школьной партой - опрометчиво. Система обучения в школе существенно отличается от «ВУЗовской». Бывшим школьникам теперь уже необходимо быть готовыми к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.

Например, чтобы организовать учебный труд, учащимся в университетах нужно научиться ставить перед собой конкретные задачи, планировать ход выполнения заданий и находить рациональные способы их решений. Кроме того, программа саморазвития студента должна включать анализ и оценку работы.

От системы знаний, умений и навыков, отвечающей специальности человека, зависит развитие его как профессионала. Будущий специалист учится сочетать творческий подход с точными и безошибочными действиями. Однако профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества человека. Поэтому учащимся важно уделить внимание как формированию знаний и навыков, так и личности в целом.

Саморазвитие студента - многогранный процесс, требующий осознанного подхода. В данной статье предложена схема саморазвития личности. Ее пункты послужат ориентиром для гармоничного развития, раскрытия потенциала и жизненной реализации.

Шаг 1. Мечта как ориентир: создание идеального образа желаемого будущего.

Привычка «не загадывать наперед и действовать по ситуации» укоренилась в современном обществе. В результате молодые люди стали воспринимать мечты и построение планов как дело ненужное. У современного студента расширился выбор. Можно сказать, что он стал чрезмерным. А это, в свою очередь, порождает тревогу, и желание защитится от нее в форме инфантильности.

Студент понимает, что в любой ситуации, перед ним предстанет обоснованный выбор и это пугает его еще больше. Но как преодолеть проблему неопределенности? Именно понимание сути своей мечты помогает человеку в этом, оно становится основанием для дальнейшего выбора.

Мечтание помогает расставить приоритеты в своей деятельности, позволяет повысить эффективность профессионального развития студента. Человек, у которого есть мечта, имеет смысл жить сегодня, осознает потребности завтрашнего дня и видит связь между настоящим и будущим. Происходит создание образа желаемого Я и «подстройка» себя настоящего под этот образ.

Индивиду важно осознанно подходить к своим мечтам, использовать методы визуализации. Существует известная эффективная техника – создание коллажа мечты. Она позволяет увидеть наглядный яркий вдохновляющий образ, на который хочется ориентироваться.

Взрослые люди пропускают свои желания через «фильтр» здравого смысла. В некоторых ситуациях этот внутренний цензор предупреждает о чем-то важном, но иногда он заглушает робкий голос мечты. Поэтому важно научиться слушать и слышать себя.

Шаг 2. Определение жизненно важных задач. Правильная постановка и упорядочивание целей.

Цель является важным инструментом управления собственной жизнью. Если мечты представляют собой образное представление о желаемом, то цели – это четко сформулированные стремления. Поиск и определение своих целей, их конкретная формулировка и осмысление – обязательный процесс на пути к успеху. Все успешные люди знают, куда они идут, отчетливо видят «точку назначения».

Саморазвития студента без постановки конкретных задач не бывает. Важно, чтобы установки были личными, а не навязанными обществом или отдельными людьми. Необходимо определить основную цель и подцели, а также средства их достижения.

Если человек живет бесцельно, он становится жертвой случая и обстоятельств. Поэтому нужно услышать внутренний позыв, чтобы определить истинные стремления, а затем корректно сформулировать задачу. При этом следует обратить внимание на реалистичность планов. Если хочется всего и сразу необходимо выделить главное, так как ресурсов на все может не хватить.

Шаг 3. Анализ сильных и слабых сторон собственной личности. Навыки управления ресурсами.

Ресурсы – это ценности индивида и средства, которые помогают ему их сохранить и приумножить, для того чтобы достичь целей. Умение управлять ресурсами – неотъемлемая составляющая успеха. Саморазвитие студента включает формирование следующих навыков: концентрация ресурсов на жизненно важных целях и мечтах и их накапливание (используя свой опыт и заимствуя извне).

Другими словами, каждый человек обладает определенным потенциалом. Зная свои сильные стороны и используя их, студент способен эффективно выполнять поставленные задачи. Чтобы стать компетентным специалистом, индивиду необходимо научится управлять ресурсами, которые заложены в нем, и использовать внешние средства.

Можно выделить 5 групп ресурсов:

  • личностные (жизнестойкость, оптимизм и др.);
  • энергетические (правильно распределяя энергию, мы приобретаем время, знания и деньги);
  • объективные материальные (дом, машина, доходы, одежда);
  • объективные нематериальные (социальные связи, информация);
  • социальные ресурсы (имидж, должность, позиция в обществе).

Наши неудачи и успехи – это возможность получить урок, новые знания. Анализируя свои слабые и сильные стороны, личность понимает, какие ресурсы можно использовать, а какие нуно развить. Любой человек стремится сохранить и преумножить ресурсы. Это стремление может стать мощным личностным мотиватором.

Шаг 4. Профессиональное становление. Развитие индивидуально психических и личностных качеств.

Получая высшее образование, студенты становятся компетентными в определенной сфере. С другой стороны, этот процесс получения новых навыков, знаний и «перестраивания» старых, продолжается и после окончания института. Чтобы достичь успеха в карьере, человеку необходимо обладать профессионально важными навыками и умениями.

Гармоничный личностный рост и созревание влияют на профессиональное становление. Студентам нужно стремиться подходить к своей деятельности осознанно, с заинтересованностью и энтузиазмом. В таком случае обучение и работа будут приносить ему удовлетворение, а обществу – пользу.

Шаг 5. Самовоспитание: схема саморазвития личности студента. Формирование эффективных привычек.

Самосовершенствование – основная задача каждого человека. Внутренняя и внешняя трансформация и стремление к ней зависит от высших духовных потребностей, интересов и мировоззрения в целом.

Саморазвитие личности студента начинается с анализа достоинств и недостатков. Важно акцентировать внимание на сильных сторонах, сделать список своих способностей и талантов. Однако и «пробелы» тоже требуют объективной оценки.

Составление плана самосовершенствования – важный этап . Студенту нужно четкое пошаговое руководство. Программа саморазвития студента предполагает разработку текущего (на день, на неделю), оперативного (на 1 год) и перспективного (на 5 и более лет) планов.

Следует определить препятствия на пути к желаемому, и каким способом их можно устранить. Основными барьерами, с которыми сталкивается человек при личностном самосовершенствовании, являются: отсутствие ответственности за свою жизнь, неразвитая способность к самопознанию, влияние сформировавшихся установок и стереотипов и препятствия, создаваемые другими людьми.

Эффективная программа саморазвития студента должна включать: перечень нужных ресурсов и конкретные действия для их получения, список недостающих качеств и способы их развития. Осознание того, что может дать образовательная программа и жизнь института для достижения цели, позволит по-другому относиться к учебе. Поэтому студенту следует поразмыслить на эту тему и включить свои выводы в общий план самосовершенствования.

Мы есть то, что мы делаем каждый день, поэтому важно перевести полезные дела в привычки. Известный социолог Йен Дойчман в результате проведения исследований установил, что люди могут быстро изменить свои привычки под страхом выживания, но вскоре они все равно возвращаются к прежнему образу жизни.

Повышать эффективность своих действий необходимо постепенно и систематически, со временем увеличивая «дозу». При этом не стоит забывать о любви к себе, так как чрезмерная самокритика может подорвать веру в свои силы. Лучше заручиться поддержкой одного или нескольких союзников. Программа саморазвития студента должна содержать план развития эффективных привычек.

Шаг 6. Работа с помехами. Как предотвратить риски?

У китайцев, слово «кризис» состоит из двух иероглифов, обозначающих «опасность» и «благоприятная возможность». Любые помехи могут стать платформой для нового прыжка – как профессионального, так и личностного, если человек умеет работать с трудностями. Препятствия бывают внутренними и внешними. Индивидуальная программа саморазвития студента должна включать способы управления возможными рисками.

После того как студент нарисовал мечту, определился с целями и составил план саморазвития, ему необходимо перейти к действиям. Но прежде нужно трезво оценить ситуацию и понять, что даже при составлении идеальной программы, все гладко бывает только на бумаге. Поэтому работа с помехами – не менее важный этап.

Основные инструменты преодоления препятствий – это планирование и управление рисками. Действовать нужно обдуманно, согласно своевременно составленному плану. Необходимо заранее предусмотреть возможное возникновение помех и найти способ снизить эту вероятность. Например, чтобы не опоздать на лекцию, лучше выйти из дома «с запасом времени».

Шаг 7. Сопоставление Я-реального и Я-идеального. Какие универсальные личностные качества помогут достичь успеха?

В подростковом возрасте человек начинает осознавать себя отделенным от окружающих людей. Этот период является непростым для личности, так как обнаруженная отдаленность создает чувство одиночества и осознание того, что никто не может тебя так понять как ты сам. Часто за этим следует попытка сбалансировать тотальное «разделение» и отношения с близкими и важными людьми.

Студенческий возраст – более осознанный. Индивид растет, изучает свои способности, качества характера и со временем у него складывается представление о самом себе. Но, кроме представления человека о том, каким он является сейчас, существует желаемый образ. Если Я-реальное и Я-идеальное не совпадают, личность испытывает напряжение, которое называется когнитивным диссонансом.

Зачастую одна и та же черта характера может стать сильной или слабой стороной в зависимости от цели, которая преследуется. Однако существуют универсальные личностные качества, помогающие достичь успеха практически в любой сфере. Оптимизм и воспринимаемый уровень контроля над своей жизнью являются таковыми.

Оптимистом считают человека, который замечает и плохое и хорошее, но и то и другое не забирает его жизненную силу, а увеличивает ее. Он использует любую ситуацию для увеличения своего потенциала. Такому типу людей свойственно заряжаться от благоприятных событий, а неблагоприятные воспринимать как урок и стимул к совершенствованию.

Возникает вопрос: оптимистами рождаются или это качество можно в себе развить? По мнению известного психолога Мартина Селигмана, чтобы увеличить уровень оптимизма, нужно учиться пониманию того, что все обстоятельства временные и величина последствий относительна, а также не отождествлять свое поведение с личностью в целом.

Уровень воспринимаемого контроля над своей жизнью повышается тогда, когда у студента растет чувство ответственности за свои поступки. Он начинает видеть, как можно повлиять на ситуацию, чтобы добиться благоприятного исхода, работает с трудностями. Человек, который этих возможностей не видит, избегает решения сложных задач и в результате его потенциал снижается.

Шаг 8. Влияние группы (коллектива) на формирование личности.

Общество оказывает влияние на формирование личности, выбор и достижение ее целей. Каждый стремится найти «свой» круг общения, где ему будет интересно и легко. Однако есть группы людей, с которыми индивидуум не может не взаимодействовать. Первичное влияние оказывают члены семьи, вторичное – одноклассники, сокурсники и другие.

Оценка окружающих влияет на самовосприятие и самооценку. Поэтому после того как студент разберется, что у него внутри, ему нужно посмотреть вокруг. «Заразными» могут быть как плохие привычки, так и полезные (например, самоконтроль). Важно окружить себя теми людьми, которые будут стимулировать его своим поведением к жизненному успеху, и вдохновлять на новые свершения.

Шаг 9. Мотивация и выработка силы воли. Как перейти от намерения к действиям?

Мотивация является внутренним побуждением к действию, расстоянием между «страшно» и «скучно». Человек следует изнутри наружу, переходит к конкретным действиям, не

останавливаясь на мыслях и решениях. Если программа саморазвития студента остается только схемой на бумаге, значит, он себя недостаточно мотивирует.

Уровень мотивации должен быть «нормальным» и соответствовать ситуации. Если он зашкаливает, личность может не приступать к действию от страха и важности, а при недостаточно высокой мотивации – относиться к делу несерьезно.

Студент должен стимулировать себя к переменам. Многие воспринимают перемены как опасность, потому что они могут нарушить психологический комфорт и налаженный образ жизни. Но чтобы повысить уровень благосостояния и удовлетворения жизнью нужно выходить за привычные границы.

Путь изменений – непростой, может возникнуть отчаяние и информированный пессимизм. Поэтому студенту важно развивать силу воли, чтобы иметь способность перейти от принятого решения к реальным действиям.

От саморазвития личности студента зависит его успех в учебе и будущей карьере. Он должен заниматься самообразованием, уметь контролировать и оценивать себя, знать о своих индивидуальных особенностях, быть способным правильно распределить свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Личностное и профессиональное самосовершенствование требует усилий, самоизучения и систематической работы над собой. Программа саморазвития студента в 9 шагов – это ориентир на пути к личному успеху.

Планировать надо не только дела на каждый день или великие вехи свои жизни. Также надо иметь четкую программу саморазвития , чтобы в вашей жизни не было хаоса. И ваше изменение личности должно соответствовать вашим стремлениям и целям.

В свою личную программу надо обязательно включить обработку тех качеств и навыков, что необходимы вам для достижения ваших целей. Любой человек, прежде всего, приобретает себе необходимые инструменты, а потом уже начинает осваивать какое-то мастерство. И его обучение состоит из серии последовательных шагов постепенного развития навыка .

Чем же ваша жизнь отличается от рабочей обстановки? Разве только тем, что за работу платят деньги, а развиваешься ты для себя. Люди превращаются в , ибо денег всегда не хватает. Работа у них высасывает все силы и энергию, становится постоянной спутницей жизни. Им некогда думать о том, чтобы заниматься личностным ростом и саморазвитием. Им бы выспаться хоть когда-нибудь.

Но ведь и в процессе саморазвития есть плата, только незримая. И самая высокая валюта здесь – твое Счастье . Мы развиваемся для того, чтобы жить счастливо. Неужели это стоит меньше, чем любая валюта?

Что значит Миссия

Причем, работа над собой не требует много времени. Надо только регулярно что-то делать. Намного сложнее – начать действовать. Хотя и это сделать не так трудно, если человек понимает свое Предназначение или Миссию на Земле. Когда он это осознает, то потом ему остается лишь идти по данному пути.

Миссия – очень высокое понятие, что отражает цель, ради которой человек появился на Земле. Иногда на поиск ее уходят даже не годы, а десятилетия.

Но есть два момента, которые могут приблизить человека к осознанию своей Миссии.

  • Первое, предназначение всегда связано с тем, что тебе нравится делать. Поэтому, если пойти этим путем и начать делать то, что ты любишь, то рано или поздно ты отыщешь свою Миссию.
  • Второе, твое дело должно приносить пользу другим людям.

Где найти время

Когда люди говорят, что у них ни на что не хватает времени, это означает лишь одно – они не могут им управлять. Ни один человек не имеет “мохнатую лапу” где-то там вверху и ему никто не добавит лишний час. Только одни люди могут рационально использовать свое время и его им достаточно на все их дела. А другие свое время просто прожигают.

Чтобы выйти из бесконечной суеты и найти путь к своей Миссии, начните как раз с развития навыков управления времени. Для начала отработайте три самых больших : прерывания, ловушки времени и карманы времени. Не ставьте сразу для себя непосильной задачи – убрать все это из своей жизни. Первый ваш шаг – сократить время, которое уходит на них, ровно в два раза.

Личная программа
саморазвития

Работать над Программой личностного роста нужно обязательно письменно. Вам может потребоваться несколько дней для осознания важных вопросов и приведения мыслей в порядок.

Работу начинаем с анализа, что же мы уже имеем на данный момент. У вас должен быть список того, что у вас уже есть: знания, умения, работа, связи, имущество…

Следующий шаг – отработка желаний. Вам надо понять и записать, что вы сейчас хотите больше всего. Пишите все, невзирая на возможность или иллюзорность вашей мечты. Главное, чтобы все это было ваше, а не навязанное извне, и доставляло бы вам истинное удовольствие.

Третий шаг – выстраивание цепочки шагов, что могли бы привести вас к вашей цели. У вас должна получиться нить, которая связывает то, что вы хотите, с тем, что у вас уже есть.

Четвертый шаг – глубокое самокопание. Есть стандартный набор качеств, которые обычно мешают людям добиваться своих целей: страх, неуверенность, робость, заниженная самооценка и т.д. Ваша задача – выявить все свои страхи, что возникают внутри вас, как только вы начинаете думать о том, чего не хватает для достижения вашей мечты. Каждый страх надо написать на отдельном листе бумаге. Например, вам не хватает денег. Тут могут быть следующие страхи – Я боюсь:

Пятый шаг – определить качество (черту характера), что скрывается за каждый страхом. Например:

  • боюсь требовать прибавки к зарплате – я стеснительный;
  • боюсь менять работу – я нерешительный;
  • боюсь начать свое дело – не хватает уверенности в себе.

Вот и вы и получили первый свой список тех черт (качеств), которые вам надо развить. Запишите их в отдельный список и просмотрите его еще раз, не упустили ли чего. Как правило, для большинства людей камнем преткновения является заниженная самооценка. Многие не знают своих талантов и не умеют гордиться собой. А настоящий успех всегда начинается с уверенного “Я”.

Шестой шаг уже посложнее. Вам надо совместить составленных список нужных качеств со своей цепочкой, что вы составили на Третьем шаге. Так вы сразу увидите ту черту, с развития которой вам надо начинать.

Седьмой шаг – напишите свое первое действие, свой первый шаг по саморазвитию. Обязательно обозначьте, какой вы ждете результат. Поставьте себе сроки. Вот и готов первый вариант вашей Программы саморазвития. Остальное вы будете додумывать попозже.

В путь

Очень важно начать выполнять свою Программу как можно раньше. Есть известный эффект 72 часов – если вы ничего не сделаете за это время, вероятность достижения цели резко падает.

Когда вы начнете работать над собой, у вас возникнут новые задачи, потому что будут расширяться границы вашего восприятия и будет меняться ваш образ мышления.

Поэтому со временем вы яснее будете видеть свои ошибки и сможете уменьшить их количество. Сразу же снимите ограничение. что ошибаться плохо. Дайте себе право на ошибку, главное, чтобы вы при этом делали правильные выводы и вновь шли дальше.

Сразу же могу сказать, что одна из самых распространенных ошибок – слишком завышенные цели. Учитесь разбивать их на маленькие шаги , так вы лучше увидите способы их достижения.

Обязательно развивайте в себе . Ни одна большая вершина не может быть покорена на один миг. Самый лучший пример упорства при достижении своей мечты, пожалуй, история . Берите пример с таких людей и никакие проблемы не смогут вам помешать.

Не стесняйтесь обращаться к другим с вопросами и за помощью. Когда вы задаете вопросы, вы разбираетесь лучше в сути дела. А люди часто мечтают о том, чтобы помочь кому-нибудь.

Очень сильно вас поддержит . Только записывайте в него не только все свои достижения, но и те качества, что помогли вам достичь этого. И тогда вы сможете достигать самые высокие цели, потому что будете достойны их!

Понравилась ли вам такая Программа саморазвития? Поделитесь в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

1. Обзор литературы………………………………..

1.1 Поиск смысла жизни в некоторых

философских концепциях………………………………

1.2 Проблема самовоспитания

личности в литературе…………………………………

Практическая часть…………………………….

2. Способы осмысления внутреннего мира……..

3. Слагаемые личностного роста………………….

3.1 Определение цели, выбор идеала…………

3.2 Формирование образа «Я»………………….

3.3 Управление эмоциями и чувствами……….

3.4 Программа личностного роста, пути и

средства её реализации……………………………….

Заключение………………………………………..

Библиографический список…………………...

Приложение………………………………………..
Введение

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя.

В. Надеждин.

Тема самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любом возрасте для человека.

Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период в психосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моё отношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть моя жизненная ориентация, отношение к жизни и сама жизнь. Поэтому цель моего самовоспитания и настоящей работы – понять себя, определить отношение к себе и другим людям, развить личные качества.

Задачами данного исследования являются:

1. Составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой.

2. Показать, что совершенствование личных качеств является необходимым условием воспитания толерантного отношения к другим.

Объектом и предметом данного исследования явился мой внутренний мир душевных явлений, процессов и состояний осознаваемых или неосознаваемых. Открывая себя, я готова к постижению нового, а, следовательно, к постоянному изменению и совершенствованию себя.

Научное исследование обогатило меня знаниями по психологии, расширило мой кругозор. Полученные мной знания я каждодневно применяю в жизни, чтобы понять состояние души, преодолеть свои недостатки, управлять эмоциями. Результаты данного исследования имеют практическое значение для окружающих меня людей.

Во-первых, мой личный опыт, используемые психотехники и упражнения могут оказаться полезными и интересными другим людям, и послужить побудительной силой в их личностном росте.

Во-вторых, больше пользы людям я принесу только тогда, когда буду иметь позитивную жизненную позицию, научусь управлять негативными эмоциями и чувствами, развивая в себе положительное и искореняя недостатки.

Республика Кабардино-Балкария, в которой я живу, не является зоной этнической нетерпимости, но находится в соседстве с проблемными этническими группами. Вот поэтому воспитанию толерантной личности в республике уделяется особое внимание.

В третьих, я связываю тему своей работы с понятием толерантности, потому что развитие таких составляющих толерантности как эмпатия, доверие, сочувствие, сопереживание, чувство собственного достоинства и способность к самопознанию, невозможно без работы человека над собой.


1. Обзор литературы.

1.1 Поиск смысла жизни в некоторых философских концепциях.

В поисках смысла человеческого бытия и нашей собственной жизни мы обращаемся к различным философским концепциям. Они открывают нам окно в мир внешний и мир внутренний, помогают объяснить наши мысли и чувства. Было бы наивным ожидать, что мы раз и навсегда найдём в них решение всех вопросов, которые волнуют человека. Совершенно прав В. Библер: «Наш дух стремится прислониться к одному из возможных смысловых спектров (выбор велик…) и поскорее намертво срастись с ним. Но такое успокоение каждый раз разрушается не только судорогами бытия, но и странным беспокойством человеческой Головы».

Философия долженствования.

Назовём так философскую, идеологическую, этическую концепцию, в рамках которой народ нашей страны жил и мыслил до последнего времени, а многие живут и мыслят сегодня. Марксизм является лишь одним из ответвлений данного миропонимания, но именно в нём оно нашло наиболее полное своё воплощение.

Личность рассматривается в данной концепции как совокупность общественных отношений, продукт социального воздействия. Согласно ей, человек не может, не имеет права замыкаться на своих личных интересах и потребностях. Наиболее ценные человеческие качества - гражданственность, чувство долга, ответственность, способность подчинить личные интересы общественным. Смысл жизни человека - в служении Отечеству. Ценность человека измеряется тем, как он сумел подчинить себя общественному долгу. Специфичность проявления данной тенденции в советском обществе С.Л. Франк определяет как «социальный фанатизм». Социальный фанатизм практически (вопреки своим целям) не отвергает внутренних духовных сил личности; напротив он хочет их использовать - и, прежде всего основную потенцию внутренней жизни личности: веру, мечту, нравственное чувство, энтузиазм, коротко говоря, духовный огонь, которым горит личность. Но он хочет целиком без остатка вложить эту силу во внешнее делание - социальное строительство. Вся душа, всё сердце человека мобилизуется и предназначается для утилизации как сила, нужная для общественного строительства.

Таким образом, философия долженствования не только игнорирует внутренние духовные силы человека как источник, побудитель его активности, но и снимает ответственность человека за его деяния, образ жизни.

Философия существования (экзистенциализм).

Экзистенциализм-направление современной философии, возникшее в начале века в России (Шестов, Бердяев).

Отправная точка зрения данной концепции - признание уникальности, индивидуальности, исключительности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности.

Человек реализует себя как личность в той степени, в которой он сумеет на протяжении своей жизни сохранить и развить данную ему от природы уникальность. Взрослея, он теряет свою индивидуальность, ориентируясь на других («я как все»). Иногда он сознательно отказывается от своей индивидуальности, нивелируется - так ему кажется легче прожить. Отказ от полноты собственного существования ведёт к крушению личности.

Философия существования является основой гуманистических педагогических воззрений, рассматривающих воспитание, как создание условий для саморазвития и самореализации личности, как помощь её в самоопределении, в выборе своего жизненного пути, осознание принятия решений.

Концепция этической духовности.

Одно из наиболее и гармоничных гуманистических воззрений на цель и смысл человеческого существования содержится в русской философской мысли концаⅩⅠⅩ - началаⅩⅩвека. В основе этого воззрения лежит идея развития духовности как душевности.

Человек есть существо, в котором соединяются начала духовное, душевное и телесное. Западная цивилизация направлена, прежде всего, на развитие телесного начала в человеке, а также на развитие воли, которая, по мнению Г. Федотова, менее всего выражает душевность.

Религиозные западная и восточная традиции высшим свойством человека считают его бессмертный дух, рассматривая его как ту субстанцию, которая может существовать и развиваться вне телесной оболочки человека и является выражением его божественной сущности, тем, что связывает его с миром Бесконечного, Вселенной, Космосом. Согласно философским концепциям, душевность есть нечто низшее по сравнению с духом, то, что связывает дух с телом (чувства, эмоции, переживания).

Русские философы отвергают такое понимание духовности человека. Высшая духовность, по их мнению, невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за всё, что совершается вокруг него.

Философия космизма.

Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной являются основополагающими в научно – философском направлении, получившем обобщенное название философии космизма. Истоки его уходят в глубь веков. Ощущение глубинной причастности сознания космическому бытию, мысль о человеке как микроскопе проходят через мировую культуру как восточную, так и западную.

Согласно восточным учениям, все явления в мире (в том числе человек) имеют двойную природу: внешнюю и внутреннюю, видимую и невидимую, духовную и материальную. Преодоление противоречия между ними и выступает движущей силой эволюции.

Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, философы–космисты утверждают, что оно может идти лишь в одном направлении, в развитии человеком своих духовных сил, своего духовного начала, которое вечно и бессмертно.

Внутренние перемены никогда не происходят сами по себе - они являются либо результатом длительной работы, либо отзывом на внешние события. Но, если самосознание человека не развито, он может поначалу даже не заметить происходящего с ним. Порой мы не видим даже собственного изменившегося поведения, пока окружающие не скажут об этом. Поэтому перемены, к которым мы так стремились, порой кажутся нам неожиданными.

Для многих людей поворотные события становятся настоящим сюрпризом - а ведь они так долго к этому шли. И только индивид с развитым самосознанием видит все небольшие этапы своего пути, замечает малейшие детали и подвижки. Каждый, кто стремится к самосовершенствованию, должен уметь это делать - осознанно развивать свою личность, видеть даже самые мелкие перемены в себе, программно подходить к освоению новых качеств, навыков и умений.

Для этого будет полезно воспользоваться системой саморазвития личности, которая поможет улучшить свое «я». Она состоит из пяти последовательных шагов:

1. Постановка цели - «я», к которому вы стремитесь. Мы рисуем перед собой образ человека, которым хотим стать. Это должен быть тщательно продуманный, прорисованный до мелочей портрет будущего я - работа, личная жизнь , физическое и интеллектуальное развитие , избавление от вредных привычек и приобретение полезных.

Этот образ нужен не только для того, чтобы видеть цель, но и для вдохновения. Думая о своем будущем усовершенствованном «я», мы активизируем внутреннюю энергию, подогревая свои действия положительными эмоциями.

В данном случае очень важно выбраться из ловушки ожиданий окружающих. Всю жизнь нам приходиться отодвигать свои мечты под давлением представлений о нашей жизни других людей - родителей, учителей, общества. Со временем мы уже и сами не понимаем, чего хотим - так привыкли подчиняться внешним мыслям. И в первую очередь необходимо отсеять налет чужих убеждений и увидеть перед собой идеального себя таким, каким его представляете именно вы.

2. Анализ нынешнего «я» - каким человеком вы являетесь на данный момент, каковы ваши достоинства и недостатки, каким вас видят другие. Сопоставив свою цель с реальным положением вещей, вы сможете понять путь, который предстоит пройти.

Одна из немаловажных задач этого этапа - сравнить восприятие собственной личности с тем, как видят вас окружающие. Почему? Человеческой психике свойственен один фокус - она оправдывает негативные черты характера и плохие поступки своего хозяина, со временем создавая искаженный образ себя. Это делается для защиты психики от стрессов и ранящих самолюбие факторов - ни одному человеку не нравится мириться со своими недостатками.

Выход - обращайте внимание на недостатки своих друзей, ведь чаще всего мы общаемся с теми, кто близок нам по духу.

3. Составление плана саморазвития. Для этого нужно рассмотреть свои сильные и слабые стороны , уяснить действия, благодаря которым вы сможете стать лучше.

На этом этапе важно сосредоточиться на самом процессе самосовершенствования, а не на результатах. Иначе вы будете совершать все необходимые действия без радости, с внутренним напряжением. Намного целесообразнее построить работу так, чтобы получать удовольствие не только от сознания своего продвижения к цели, но и самого движения.

Найдите факторы, делающие вас несчастными, и постарайтесь от них избавиться - это первый шаг на пути к совершенной личности, ведь удрученный человек не в состоянии прилагать усилия для саморазвития.

Помните: для того, чтобы добиться результатов, нужно отказаться от тормозящих вас занятий и привычек, суметь перебороть себя. Например, перестать сидеть в социальных сетях или пить пиво по пятницам. Плохие привычки забирают много времени и энергии, которые можно было бы потратить на полезные дела.

Определите для себя несколько аспектов развития и двигайтесь в разных направлениях одновременно, чтобы не зацикливаться на одном. Тогда боль от неудач будет меньше, а радость от достижений, наоборот, суммируется. Читайте «Колесо жизненного баланса ».

4. От теории к практике. Начинаем внедрять в жизнь методы, которые прописали для себя в предыдущем шаге, развиваем хорошие качества, избавляемся от плохих, тренируем новые навыки и умения .

Что же, вы составили план совершенствования своей личности и теперь остается только внедрить его в жизнь. Для этого необходимо постоянно упражняться, закрепляя новые навыки, чтобы они превратились в привычки. Ваш новый стиль поведения и общения должен стать частью вашей личностью, внедриться в вас до состояния инстинктов - а для этого первое время придется постоянно себя контролировать. Но не бойтесь - первые успехи окрылят вас, появится вдохновение и стимул продолжать дальше.

Полезный совет: прежде чем выходить с новыми навыками на публику, хорошенько потренируйтесь в комфортных условиях - например, дома, где вас никто не видит, нет страха перед неудачей, стеснения, отвлекающих факторов. Многие думают, что раз поведенческие модели направлены на взаимодействие с людьми, то и отрабатывать их лучше всего сразу же в «боевых» условиях. Это не так - не зря ведь актеры сначала репетируют спектакль без зрителей. Хорошо отработанная система действий не подведет вас, если вы окажетесь в стрессовой ситуации или забудете от смущения, что делать.

5. Налаживание личных контактов с людьми, поиск партнерства и взаимоподдержки. Личностное развитие невозможно без поддержания устойчивых социальных связей с группой, к которой вы стремитесь принадлежать - будь то бизнес-окружение, коллеги по спорту или единомышленники, ищущие путь к духовному просветлению.

В одиночку всегда тяжело, поэтому необходимо найти человека или даже целую компанию, которая разделит ваши взгляды на самосовершенствование. Вместе будет намного проще преодолевать этот путь, делиться мнениями, давать друг другу советы. Очень полезно общаться с людьми, на которых вы хотели бы быть похожими.

Кроме того, когда в процесс вашего совершенствования вовлечен другой человек или целая группа, это увеличивает степень ответственности, и будет уже труднее отступиться от намеченного пути.

***
Процесс самосовершенствования носит последовательный характер - чтобы стать тем, кем вы мечтаете, необходимо поэтапно преодолеть все пять шагов развития. Очень важно оптимистично воспринимать все происходящее с вами, ведь позитивный настрой является чем-то вроде топлива, помогающего двигаться вперед несмотря на разочарования и неудачи. Помните, что ничто не получается сразу, и ничего не дается легко. На пути к улучшению своей личности многие действия придется повторять еще и еще, пока не освоите новые навыки и не выработаете полезные привычки.

Не менее важными являются и внутренние качества, с помощью которых наводятся мосты взаимопонимания с другими людьми - чуткость, сострадательность, доброжелательность. Позитивное общение с окружающими - это второй компонент движущей нас вперед силы.

Третий компонент - осознанность , осмысленные действия, каждое из которых направлено на достижение цели. Благодаря разумному следованию своему пути человек развивает сознание. И чем больше оно развито, тем легче подмечать свои недочеты и устранять их, а также видеть положительные сдвиги и продолжать работать в верном направлении.

Эти три качества обязательны - они помогут сохранять хороший эмоциональный настрой, строить доброжелательные отношения с людьми, развиваться последовательно и обдуманно. Но в придачу к ним необходимо запастись целеустремленностью и терпением - и тогда ничто не сможет остановить вас на пути к своей новой совершенной личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник