18.08.2019

Как расположить к себе модель на съемке? Учимся фотографировать людей. Если не клеится. Создайте комфортные условия


Так как я являюсь большим поклонником портретной съемки, однажды мою голову посетила навязчивая идея - сделать портреты своих друзей. Не долго думая, я подготовил все необходимое оборудование, продумал единый стиль для всех фотопортретов и приступил к работе. О том, как проходили съемки, для чего мне это было нужно, и что получилось в итоге, излагаю ниже.

Что я хотел показать

Признаюсь к величайшему своему стыду, я не собирался изобретать что-то особенное. Идея была прозаическая и отнюдь не новая. Я просто решил сделать приятный сюрприз близким людям, качественно выполнив их портреты. Пожалуй, первоначально я думал именно о создании . Второй момент - это сильное желание увидеть всех и просто с каждым пообщаться по душам. Ведь, часто такое бывает, постоянно встречаешься с человеком, но обстановка не та, чтобы можно было вести задушевные беседы. Так и получается, что толком и не знаешь людей, с которыми знаком не один год.

Техника съемки портрета

Мы собирались тет-а-тет, располагались друг напротив друга в комнате, обставленной осветительным оборудованием, и пили чай. В руках у меня был фотоаппарат, которым я время от времени старался ненавязчиво пользоваться. Оппонент садился перед белым фоном. В моем распоряжении тогда было три моноблока Raylab - один 600 и два по 300 Дж. Самый мощный из них с установленным софтбоксом выступал в качестве рисующего источника света, а два других я использовал для создания контрового света с обеих сторон от модели. Дальнейшую пост-обработку я выполнил с применением композитинга , о котором я упоминал в статье - . В общем, это то единственное, что сохранилось от первоначальной идеи, однако суть фотографий кардинально изменилась в процессе съемок…

С чем я столкнулся во время съемок

Иногда это было легко и непринужденно. В другой раз фотосъемка проходила не совсем так, как я планировал. Но одно я точно могу сказать - все обернулось иначе, чем я ожидал, когда задумал весь этот «фотопроект». Да и друзья мои, прошедшие через эту фотосъемку, порой были удивлены результатом. Так случалось, что всякий раз беседы приобретали глубокий психологический оттенок, и собеседник открывался, возможно, больше, чем ему, или ей, этого хотелось. И я непроизвольно делал тоже.

Психологический портрет

Все, с кем я провел эти замечательные часы за чашкой чая, уходили домой в слегка ошеломленном состоянии. Вышло так, что никто и не предполагал, что обыкновенная съемка портрета выльется в нечто большее. В итоге мной были сделаны эти эмоциональные и психологические портреты личности, оставшиеся в памяти каждого участника надолго. Я невероятно счастлив, что по воле случая помог мне раскрыть и лучше понять так давно знакомых мне людей. Мне кажется, во время тех съемок каждый открыл что-то для себя. То, что не оставило никого равнодушным.

Аня пришла 28 мая 2012 Вася - 5 мая 2012 Марина - 25 апреля 2012
Леша - 27 апреля 2012 Дима - 23 апреля 2012 Паша - 22 апреля 2012
Денис - 22 апреля 2012 Света - 21 апреля 2012 Катя - 19 апреля 2012

Найти настоящего человека

Введение

Вам нравится фотографировать людей, вы выкладываетесь на каждой съемке, и все же понимаете, что порой чего-то не хватает, и образы выходят недостаточно живыми? Вы можете знать все о композиции, о технике съемки, видах камер и бромсеребряной печати, но если вы не сумеете правильно выстроить отношения с моделью, вам лучше снимать натюрморты или ограничиться съемками типа «лучший менеджер месяца».

Не существует каких-то универсальных правил, но несколько общих советов, основанных на моем опыте портретиста, я представляю вашему вниманию в этом уроке.

Должна отметить, что речь здесь пойдет именно о создании художественного постановочного портрета. Деловая портретная съемка проводится совершенно иначе, как и съемка с профессиональными моделями. Но если к вам обратился человек, которому нужно составить портфолио для воплощения мечты стать актером, или, что более вероятно - который просто хочет получить хорошие, настоящие и живые снимки себя, любимого, сделанные профессионалом, думаю, мои советы будут вам полезны.

1. Представьте себя на их месте

Мне кажется, каждому фотографу-портретисту нужно хотя бы раз обратиться к своему коллеге, желательно абсолютно постороннему, чтобы побыть в роли модели. Хочу открыть вам тайну: большинству людей это страшно. Представьте, вы должны приехать к какому-то совершенно незнакомому человеку в какое-то незнакомое место, или же позвать его к себе в дом, обитель покоя и уюта, выделить тапочки, а потом еще всячески открыться и с улыбкой выслушивать окрики типа «Живот втянуть! Спину прямо! Подбородок вперед! Почему ты такая напряженная?». И за весь этот стресс заплатить еще и немалые деньги. Страшно, правда?

Мне вот было страшно, хотя меня снимал очень приятный человек и настоящий профессионал. Но страшно было все равно. Помните об этом, и не удивляйтесь тому, что порой очень непросто заставить модель открыться вам.

2. Познакомьтесь

Прежде чем встречаться для проведения съемки, пообщайтесь с будущей моделью. Социальные сети, электронная почта, телефон и прочие блага цивилизации упрощают этот процесс в разы, выбирайте любой удобный вариант.

Итак, вам поступил стандартный запрос: «Добрый день, понравились ваши работы, хотел(а) бы у вас посниматься

Заведите беседу или переписку. Спросите, какие у модели есть задумки и пожелания относительно образа, в котором ей хотелось бы предстать перед внуками. Какова цель съемки? Что она хочет увидеть в результате? Предложите свою помощь в выборе образа, пофантазируйте вместе.

Очень часто люди сами не знают, чего хотят и классический ответ на этот вопрос: «Хочу просто посниматься и чтобы красиво» . Уверяю вас, мало кто на самом деле хочет «просто посниматься». Для этого есть подружки и друзья, и у каждого второго есть полупрофессиональная зеркальная камера, и совершенно нет нужды выкладывать круглую сумму профессиональному фотографу. К вам пришли за профессионализмом, запомните это.

Попросите выслать вам пару фотографий, подумайте, что может подойти этому человеку по типу внешности и предложите несколько вариантов. Когда вы увидите, какой из них понравился модели, вы сможете сразу понять больше о характере и предпочтениях человека и развить тему.

Важный совет : никогда и ни за что не старайтесь снять человека в том образе, который ему не подходит. Из веселой румяной пампушки не выйдет роковая женщина, это будет выглядеть смешно и некрасиво. Зато из нее выйдет прекрасный образ светлой деревенской барышни-крестьянки. Вы можете приложить уйму усилий, «натягивая» на человека негармоничный образ, а результат получится плачевным. В условиях заказной коммерческой съемки отталкивайтесь не от своей задумки, первична - модель.


3. Не абстрагируйтесь

Если вам кажется, что все ваше участие в процессе съемки - это непосредственно съемка, то вы сильно заблуждаетесь. Когда вы определились с образом и местом - начинайте подбор одежды и реквизита. Мелочи очень важны для создания настроения снимка.

Большинство людей испытывают трудности со свободным временем, и порой не знают сами, что хорошего имеется у них в шкафу. Инициируйте тему. Задайте пару наводящих вопросов по предметам одежды, может, уже имеется в наличии что-то очень подходящее к образу. Многим проще всего приехать на съемку так, как они ходят ежедневно, а снимать это вам.

Сделайте так, чтобы интересно было всем. Фотограф-портретист является обычно в совокупности стилистом, модельером, грузчиком, уборщицей и массовиком-затейником. Будьте готовы к этому, если хотите создать действительно интересные кадры. Я порой сама мастерила шляпки и украшения для завершения образа модели.

Очень многие люди, если идея их заинтересовала, готовы с радостью помочь в поиске и изготовлении реквизита. Одна из моих моделей сама мастерила из ваты облака, а другая специально для съемки не поленилась съездить и купить совершенно не нужный ей столик, просто потому, что ей было интересно.
Узнайте по возможности, чем занимается и увлекается ваша модель, это может предоставить вам новые возможности. Но не стоит быть навязчивым и устраивать допросы. Вопрос: «Возможно, у вас есть какое-то любимое хобби, которое мы могли бы обыграть в кадре?» - вполне подойдет.

4. Вечер перед съемкой

Назначайте съемку на день, удобный вам обоим. Вы, фотограф, должны быть бодры и полны сил, и модель тоже. Так что 1 января, 24 февраля и 9 марта не подойдут по понятным всем причинам. Кроме шуток, вам стоит деликатно акцентировать внимание модели на ряде моментов:

Уточните, не намечается ли накануне каких-то серьезных мероприятий, и если намечается, предложите перенести съемку на более спокойное время

Попросите лечь спать пораньше и не пить много жидкости, чтобы лицо не было отекшим и синяки под глазами - очевидными. Поверьте, вам потом самим куда проще будет заниматься постобработкой.

Попросите вашу модель НЕ сидеть на диете перед съемкой. Это любимое занятие всех девушек, а оно не всегда положительно сказывается на цвете лица и состоянии кожи, особенно если это было волевое решение не есть три дня и срочно скинуть 10 кг. Снять красиво вы сможете всегда при достаточном уровне профессионализма, а вот здоровый румянец и блеск (не голодный) в глазах сымитировать тяжеловато.

И да, попросите не проводить резких экспериментов с внешним видом и не красить ярко ногти и лицо, если этого только не предполагает ваш образ. Ярко-розовые ногти в нежном образе - верный путь к многочасовому общению с Photoshop.

И сами не забудьте тщательно подготовиться, соберите все оборудование накануне и ложитесь спать пораньше. Потому что если завтра модель увидит хваленого профессионала в полудреме, она наверняка почувствует себя неуверенно. Ваша энергия и уверенность - залог успеха.

5. День X

1) Поговорите

Даже если вы очень занятой человек, я рекомендую вам не назначать несколько съемок на один день. Если только вы не работаете с профессиональными моделями, помните, что заказная фотосессия для людей - это яркое событие. Сделайте его таковым. Спешка редко идет на пользу результату.

Итак, модель приехала к вам в студию или домой. Не нужно начинать снимать ее прямо с порога или торопить. Предложите чаю и поговорите. Это важно. Вам нужно понять, с каким человеком вы работаете, чтобы выстроить схему общения. Говорить не обязательно о съемке, даже, более того, поначалу не очень желательно.

Люди бывают разные, но если вы сами открыто идете на контакт без излишней навязчивости, ответная реакция обеспечена. Люди чувствуют доброжелательность. Мы с моделями несколько раз для съемки вместе готовили еду. Должна вам заметить, это очень сближает.

2) Создайте антураж

Постарайтесь вывести беседу на тему вашей задумки. Можете выбрать соответствующее музыкальное сопровождение, если хотите, это помогает настроиться на одну волну, но тут нужно быть уверенным в схожести предпочтений, иначе результат выйдет прямо противоположным.

3) Создайте комфортные условия

Вашей модели должно быть удобно. Если съемка проходит у вас дома - пусть из форточек не дует, молоко не сбегает, и у табуретки для позирования не обламываются ножки. Продумайте заранее возможные локации для съемки и позы, проверьте все. Если съемка происходит в студии - подготовьте место для отдыха. Если вы снимаете на улице - тем более.

В прошлую зиму я провела две съемки с практически полуобнаженными девушками на улице в крещенские морозы. Можете сами оценить степень уютности обстановки. Я заранее озаботилась тем, чтобы взять с собой запасную теплую одежду и сварить глинтвейн. Мне не сложно, модели приятно, съемка становится более комфортной. Мы придумали место для обогрева и старались сниматься очень быстро.

Войдите в их положение. Это вы захвачены процессом и вдохновением, а им холодно, жутко и хочется домой.


4) Не стесняйтесь хвалить

Большинство непрофессиональных моделей, а речь сейчас идет именно о них, поначалу чувствует себя очень неуверенно. Помогите с выбором позы, покажите, что вы знаете, что делаете, ваша уверенность передастся и модели. Когда находите удачный ракурс, обязательно похвалите модель, это приятно. Порадуйтесь вслух удачному кадру.

Поверьте, услышав неосторожно оброненную вами фразу: «Мамочки, кошмар какой!», - большинство людей примет это на свой счет, и спрячется в защитную скорлупу. И попробуйте потом оттуда достать настоящего человека.

5) Найдите главное

Начиная съемку, потратьте время на «пристреляться». Есть несколько общих правил относительно съемки людей, как то:

Треугольный тип лица не следует снимать сверху

Круглое лицо не стоит снимать снизу или анфас, также редко хорошо работает ровное рассеянное освещение

Если у модели глубоко посажены глаза, не используйте схему с освещением сверху

Полную фигуру не стоит снимать анфас, людей с животиком - в профиль и т.д.

Только вот хочу вас расстроить: каждый раз приходится угол съемки подбирать индивидуально. Эти общие правила лишь помогают отсеять стопроцентно неудачные варианты и не тратить время на них. Но когда вам попадается лицо с широким подбородком, которое лучше снимать сверху, но вкупе еще и глубоко посаженные глаза, которые сверху вообще не видны - вам придется попотеть. Человеческое лицо ассиметрично, потому лучше всего попросить модель покрутить головой в разные стороны и попробовать несколько ракурсов, выбирая наиболее удачный.

Проявите наблюдательность и посмотрите, какие черты в себе модели не нравятся. Вы можете обожать людей с ярко выраженными чертами лица и аристократическими точеными носами, а вот модель может считать эти свои черты абсолютно непривлекательными. Если вы сделаете акцент на том, что ей не понравится - считайте, кадры пропали зря или сделаны для вашей домашней коллекции.


6) А что вы тут, простите, делаете?

Я советую вам заранее продумать один из главных вопросов художественного постановочного портрета: чем модель занимается в кадре? Желательно прописать для себя основную концепцию съемки или набросать пару эскизов, решив вопросы смысловой и эмоциональной составляющей.

Модель в задумчивости? Хорошо, для задумчивости так характерны канцелярские принадлежности и почтовая бумага.

Модель игрива? Хорошо, в зависимости от возраста модели и ее пожеланий подберите что-нибудь, начиная от плюшевого медведя и заканчивая пушистыми наручниками. Или не пушистыми.

Образ интеллектуалки? Очки и книги.

Безумие? Тут вообще вашей фантазии нет предела. Не бойтесь выдумывать, использование проверенных методов и ясной символики - это хорошо, но что-то оригинальное всегда лучше. Главное, не переусердствуйте. Если в своих предложениях вы зайдете слишком далеко, модель может вас не понять и почувствовать себя напряженно. Лучше думать вместе и вести друг друга.

7) Делайте паузы

Давайте модели передышку. Будучи захваченным съемкой, вы можете не замечать течение времени, но внимательно следите за лицом модели: вы увидите, когда она начнет уставать.

Передохните пару минут. Поговорите, перекурите, дайте отдышаться. Позировать - это тяжело. Даже когда речь идет о том, чтобы часок посидеть на стуле. Вы пробовали часок сидеть на стуле, ничего не делая и стараясь не дышать, чтобы не испортить кадр?

8) Порошок спасет мир!

Не бойтесь испачкаться. Бывают такие творческие задумки, которые предполагают размазанную краску, вселенский беспорядок или перепачканные стены. В идеале, конечно, это должно происходить на вашей территории. Я порой по несколько часов отмывала квартиру после какой-нибудь особо бурной съемки, и совершенно об этом не жалею, потому что результат был отличным.

Если же вы приходите на территорию модели и заранее подобных вариантов не обсуждали - напротив, постарайтесь выбрать что-нибудь более спокойное и не разгромить человеку дом. Ваш приход не должен остаться в памяти как хаос и последовавшая двухдневная генеральной уборке.

Намусорили - помогите убраться. Цените чужое пространство. Не жалейте своего. Люди очень ценят, когда видят, что вы для получения хорошего кадра готовы терпеть неудобства. А вы ведь готовы, я уверена.

И еще одно - не просите модель лезть в грязь, если не готовы залезть туда сами. Вы - направляющий и вы подаете пример.

Следы этих двух съемок я находила у себя дома, даже спустя несколько месяцев.

9) Не дайте себя подавить

Бывают такие ситуации, когда модель пытается руководить процессом. Зачастую слышатся фразы:

А сними меня так. А теперь так!

А вы стоите и просто нажимаете на маленькую черную кнопочку. Не поддавайтесь на искушение. Профессионал здесь вы. Если предложение модели удачно - согласитесь и используйте его. Если же вы видите, что нет, то претензии потом будут к вам.

А когда я позировала перед зеркалом, смотрелось хорошо! Это просто ты не умеешь снимать!

Думаю, такой упрек мало кому захочется услышать, правда?

Только вам отвечать за ваш результат. Вы можете снять то, что вам показывают, а потом потихоньку это удалить, взамен попросив скорректировать позу и сняв уже хорошо. Не ругайтесь, постарайтесь найти компромисс.

10) Поиграем?

Если речь идет не об официальных съемках, фотосессия должна быть интересной и по возможности веселой. Попросите модель поиграть. Затейте что-нибудь забавное типа закидывания фотографа помидорами или разбрасывания одежды. Люди бывают разные, но некоторым это может помочь расслабиться и развеселиться, и в результате кадры выйдут более живыми.

Попросите изобразить разные эмоции, это может дать вам толчок для развития идеи фотосессии. Не бойтесь экспериментировать с позами и положением рук и объектов в кадре. Не концентрируйтесь слишком сильно на правиле третей и шаблонах: как надо, а как нет. Это ваше видение, ваш мир и только вам решать, что здесь делать.

11) Будьте человечнее

Вам нужно полюбить свою модель. Звучит странно, но это действительно так. Когда вы видите ее впервые, постарайтесь сразу же отметить красивые и уникальные черты внешности и придумать, как снять их наиболее выигрышно.

Хороший фотограф должен быть отчасти эмпатом и чувствовать состояние своей модели. Человек вам доверяет, найдите же в нем лучшее. Я твердо убеждена, что некрасивых людей не бывает - бывают плохие фотографы.

Если вы подойдете к съемке модели с настроением типа «ну надо же, вот на ком природа отдохнула», скорее всего, ничего хорошего не выйдет. Если вы сами не считаете красивым того, кого снимаете, как вы сможете передать красоту?

12) Не перегибайте палку

Пытаясь быть дружелюбным, помните, когда стоит остановиться. Люди не любят фамильярности. Вам не стоит рассказывать моделям о своих проблемах, слабостях и переживаниях.

Вам ни в коем случае не стоит пить с моделями. Многие мои модели потом становились моими хорошими друзьями, но это уже другой разговор. Пока вы модель и фотограф, придерживайтесь адекватной линии поведения - и будьте профессионалом.

6. Если не клеится

Если вы понимаете, что общение с моделью все же напряженное, вам неприятен этот человек или вы не знаете, как его снять, выбор всегда за вами.

  1. Вы можете включить всю свою техничность, минимизировать общение и снять обычную ремесленную картинку. Скорее всего, модель останется довольна качеством.
  2. Вы можете попросить перенести съемку, извинившись, если считаете, что это поможет и что дело в неудачно выбранном времени.
  3. Если вы понимаете, что человек сознательно идет на конфликт - вернитесь к первому варианту или извинитесь и вежливо попросите покинуть помещение. Никакие деньги и негативное сарафанное радио со стороны скандалиста не стоят ваших нервов и вашей совести.

7. Пара слов о «ню»

Раздеться перед незнакомым человеком трудно. Перед знакомым, но не близким - еще труднее. Перед несколькими людьми… Знаете, некоторым снятся кошмары на эту тему.

При съемке «ню» вам стоит быть очень деликатным с моделью, не просить принимать вызывающих поз, если только вы не хотите увидеть на снимке типичную маску а-ля «роковая женщина». Но в то же время нельзя смущаться самому, потому что раз вы, профессионал, смущаетесь - значит это стыдно.

Тело - холст, набор красивых линий. Объясните это и сумейте показать. Показать настоящую личность при съемке «ню» очень сложно, но можно. Кто-то закрывается, а у кого-то срабатывает защитная реакция, и человек начинает прятаться в неестественности и показных образах. Признаться, я даже не знаю, что хуже.

Постарайтесь на время съемки прогнать всех ассистентов и визажистов. Говорите с моделью, общайтесь, помогайте с выбором положения, ищите лучшие ракурсы. Не нервничайте сами. Красной нитью должно идти убеждение, что голый человек - такой же человек, только голый.


Я говорю с позиции женщины, снимающей в основном также женское «ню». Многие фотографы-мужчины говорили мне, что женское ню в мужском и женском исполнении очень сильно отличается. Не буду проповедовать сексизм, скажу главное: постарайтесь снять человека, а не сексуальный объект, если только ваша задумка не состоит именно в этом.

Есть еще один момент: я заранее предупреждаю моделей, что не снимаю ню «в стол» и мы обсуждаем, куда я могу выкладывать эти снимки. Мой сайт и блог вне обсуждения, а социальные сети опциональны. Некоторые разрешают выкладывать снимки везде, но не подписывать имя. Некоторые просят скрыть лицо. Все это нужно обсудить до начала съемки. И - да - даже после этого у меня снимаются ню. Помните, что нельзя устраивать всех. Всегда знайте, чего вы сами хотите.

Заключение

Несомненно, предложенный мной подход потребует от вас уйму энергии и душевных сил. Но в итоге вы получите живые кадры и благодарные глаза своих моделей, которые спустя годы будут признаваться, что работа с вами - лучшее, что было в их опыте фотосъемки.

Думаю, все вы помните и знаете историю древнегреческого философа Диогена, ходившего с фонарем среди бела дня и восклицающего «Ищу человека!». Ищите человека, потому что по сути это самое ценное, что вообще может быть в вашем портрете.

Спасибо за внимание

Испокон веков людям хотелось получить свои парадные портреты , на которых они были бы изображены красивыми и представительными.

И неважно, что на таких портретах они весьма отдаленно были похожи на самих себя: парадный костюм, особая прическа. Встретишь потом на улице - не узнаешь!

За подобное удовольствие люди платили большие деньги, а портреты писались долго. Услуги именитых художников предполагали серьезные затраты со стороны заказчика. Словом, до изобретения фотографии портрет был привилегией исключительно очень состоятельных людей.

Вряд ли сейчас можно представить себе, как в действительности выглядел, скажем, Наполеон. Художники-портретисты , как правило, льстили заказчику. Придворный художник всегда подстраивался под правителя, дабы угодить ему. Такая же ситуация была и с фотографией в период ее изобретения. Фотограф создавал образ снимаемого, и этому образу верили. Взять хотя бы портреты известных политических деятелей: Ленина с добрым прищуром, Сталина с доверительным взглядом, Горбачева с заретушированным родимым пятном на голове... Повторяя один и тот же образ на многочисленных фотографиях, можно создать определенный имидж человека. Соответственно, интерпретироваться портреты могут по-разному. Один и тот же человек может быть снят мужественным, добрым, жестоким, дружелюбным.

К одному фотографу-портретисту как-то обратился психолог, клиентуру которого составляли стареющие жены новых русских. Он попросил снять его более взрослым, с улыбкой доброго человека, которому можно довериться. Перед этим его снимали в студии , и получился некий героический мачо. Однако этот образ совершенно не соответствовал тому, что ему было нужно.

Фотосессия психолога началась сразу по окончании рабочего дня. На съемку он явился усталый, с пустым взглядом. Ему очень хотелось, чтобы все побыстрее было отснято. А портретист хотела честно отработать свои деньги. Между ними завязался разговор. Фотограф усадила психолога, стала выставлять свет, одновременно с этим задавала вопросы, рассказывала про себя, и, как бы между делом, нажимала на кнопку. Через час работа была закончена. Заказчик выглядел отдохнувшим, его глаза сияли.

«Знаете, что вы со мной сделали? - спросил психолог. - Вы провели сеанс психотерапии. Уже неважно, что получится, - продолжил он, - вам нужно продавать атмосферу, которая царит на съемке». Позже, когда он рассматривал свои снимки, интересовался, что фотограф говорила ему в тот или иной момент, и почему у него получились такие добрые глаза.

Когда мы снимаем портрет, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего. И тут уж все зависит от того, какая перед вами стоит задача. Чаще всего хочется получить психологический портрет , поймать ту самую эмоцию, которая лучше всего отражает то, что внутри, то, что можно назвать душой.

Бывает, что на съемке, как фотограф только направит объектив на человека, тот выдает заученную улыбку со словами: «Снимайте быстрее, у меня мало времени». Эта заученная улыбка свойственна знаменитостям, которые привык к частым фотосессиям в глянцевых журналах . Они всегда готов к дежурной сияющей улыбке, чтобы было видно все 32 зуба. В итоге получается технически безупречная фотография - при условии, что снимающий умеет работать со светом, - но совершенно неинтересная и пустая с точки зрения эмоций.

Хорошо, когда тебе удается добиться того, чтобы человек в твоем присутствии вел себя естественно, как в кругу друзей. Увы, большинство людей при виде объектива напрягается. Поэтому ваша задача - стать фотографом-невидимкой или тем, которому доверяют.

В кадре одного фотографа человек выглядит веселым и раскованным, в кадре другого у него серьезный, напряженный вид. В третьем случае он может показаться пафосным, гламурным. В четвертом - человек вписан в фотографию как арт-объект , и снимок рассматривается как набор символов, элементов.

Даже у очень успешного в коммерческом плане фотографа должна быть причина, по которой он снимает людей, а не натюрморты . И очень многие портретисты хотят добиться схожести человека и фотографии. Той схожести, когда человек, глядя в зеркало, видит себя красивым, живым и расслабленным.

Таким образом, становится очевидным, что портрет - психологическое выражение не только модели , но и фотографа. Встреча фотограф и модель на съемочной площадке перетекает в сотрудничество. И о том, какие бывают фотографы - злые, добрые, жесткие, мягкие - можно судить по их фотографиям.

Конкурс фотографии "Психологический портрет" собрал 42 участника из 7 городов. Хочу отметить, что в этот раз практически все работы (большинство) соответствовали теме. Много работ было с душещипательными историями. Были фотографии случайные и постановочные, цветные и черно-белые. Лица, судьбы, многогранность человеческой жизни отразилась на этих фотографиях.
И очень здорово, что присылали не какие-то однотипные портреты, а совершенно разные. Не смотря на то, что психологический портрет - довольно известный жанр и есть много работ, на которые можно ориентироваться, каждый из участников понимает его (жанр) по-своему.
Из технических моментов - радует, что уже почти никто не ошибается с размером, присылаемых фотографий.

Итак. Работы победительницы, определенные Алексеем Никишиным.

1 место. Калинкина Мария, Хеб, Чехия Сертификат на 3000руб на обучение в "Make moments"

История фотографии


Сентябрь 2010
Швейное ателье.

Меня встретила молодая женщина, которую звали Екатерина.

Мне сразу захотелось ее сфотографировать…

Мы разговорились…

Катя работала балериной в Балете толстых Евгения Панфилова, но ушла из театра, ушла, чтобы шить…

Ноябрь 2010

Катя говорит, что очень устала и хочет что-то изменить в своей жизни…

Признается, что ей не хватает театра, появилась неуверенность и душевная пустота…

Мы много философствуем о вечных ценностях, о любви, о работе и деньгах…о театре…

Спустя час моя модель раскрылась и стала вновь балериной, актрисой и просто кокеткой с «чертиками в глазах»…

Март 2011

Катя на гастролях с Балетом толстых в Великобритании…

Катя работала в ателье модельером, но ушла из ателье, ушла, чтобы жить…


Комментарии Алексея Никишина:

Фантастическая фантасмагорическая феллиневская женщина-мечта! Я таких не видел на улице, кажется, что она пришла из какой-то сказки, истории рассказанной в детстве и всплывающей в памяти уже взрослого снова и снова как что-то большое и очень важное, как в «Амаркорде» Феллини. Кажется, это та женщина, которая может научить. Многому.)

2 место. Кристина Головей, Ростов-на-Дону. Сертификат на 2000руб на обучение в "Make moments"
Снято на Никон D 40 на улице Ростова случайно,разговорившись с этим человеком.На фото:человек без определенного места жительства,прошедший тяжелую жизнь,бывший моряк,но не растерявший позитива,доброты и легко относящийся ко всему,смешинки в его глазах не унять!

Комментарии Алексея Никишина

Прекрасный «пират» все из той же сказки. Откуда-то из «100 лет одиночества» или «Любви во время холеры» Маркеса. Человек вне времени и места. От туда, где хотелось бы жить.

3 место. Мнацаканян Лусине Гамлетовна, Ростов-на-Дону Сертификат на 1000руб на обучение в "Make moments"
На фотографии мой брат и сестрёнка. Кадр получился совершенно случайно, поэтому качество,к сожалению, оставляет желать лучшего.На мой взгляд, хорошо видны искренность и теплые чувства к ребёнку. Фотоаппарат Canon 450D.

Комментарии Алексея Никишина

Здесь действительно страдает качество, но бывают такие фотографии, где качество совсем не главное. Где содержания настолько много, что совсем не важно сколькими красками рассказана история. Кажется, что это мужчина, который поймал своего ангела или фею сказочного леса, а может быть бабочку или мотылька Белая одежда девочки, нелепые руки, все это говорит о ее совсем не земном происхождении.

Также коллектив школы фотографии "Make moments" хочет отметить фотографии Шурухиной Анны и Натальи Стадниковой за хорошее техническое исполнение.

Храбрых Магдалена, Ростов-на-Дону
Сергей на первый взгляд может показаться жестким и настойчивым. Но, на самом деле, приветливый и очень приятный в общении человек. Спортсмен,занимается скалолазанием. Хотелось подчеркнуть его мощные руки и пальцы, использовала широкий угол. Обстановка при съемке была непренужденной.

Сменов Виталий. Ростов-на-Дону
Модель Женя. В процессе съемки возникла идея показать печаль и тоску... не знаю на сколько это можно назвать психологическим портретом,но по-моему девушка с задачей справилась...


Калинина Полина, г. Ростов-на-Дону
Название: Трепетное ожидание
История создания фото: лето 2010г. Прохлада загородного дома спасала от изнурительной городской жары всю нашу семью, включая новорожденного мальчика. В ожидании возможности пообщаться с братом после очередного кормления, замерла девочка Ариша. А малыш спокойно "обедал". И это не только ожидание краткосрочной игры, а ожидание дружбы с долгожданным братом, на которого уже внутриутробно "обрушилась" любовь этой девочки.

Лариошкина Марина, Ростов-на-дону

Сфотографировала мужа, когда он вышел курить и что то долго не возвращался:) сидел и о чем то думал, не признался о чем, но фото получилось довольно эмоциональное.



Лариошкин Юрий, Ростов-на-Дону

Это была обычная прогулка с женой по осеннему парку. Я хотел сделать несколько снимков на тему "Золотая осень". Жена гуляла рядом пока я фотографировал листики и ягодки. Я поднял глаза и увидел этот образ русской красавицы! Снимок получился случайным, и поэтому особо интересным. Снималось на SONY A200 и телевик.



Полозова Дарья Ростов-на-Дону

Сфотографировала мужа во время работы. Мой муж трейдер и порой весь наш семейный бюджет зависит от колебаний графика на экране эго ноутбука. Естественно бывают эмоциональные моменты. Говорят, что у трейдера может быть три состояния: рано, страшно, и поздно. На этом снимке он находится во втором. Эмоции натуральные, он не знал, что я его фотографирую.



Королёва Фефа. г. Ростове-на-Дону.
Это фото было создано несколько лет назад. На нём изображена моя лучшая подруга Ира и наша лошадь.

Был жаркий летний день. Хотелось сделать фотосессию, но лошадь совершенно не хотела позировать. Ей было жарко. Множество кадров оказалось потрачено абсолютно в пустую И когда мы с Ирой решили, что фотосессия не удалась, лошадь подошла к подруге, прижалась к ней носом, а та в ответ обняла её. Этот кадр совершенно не постановочный. Это случайный момент спокойствия и доверия между человеком и его другом лошадью.


Шурухина Анна.Ростов-на-Дону .
Я делала эту фотографию в январе,в качестве домашнего задания.На ней изображен мой отец.Сразу как он пришел с работы я поставила его к окну и начала снимать.Он был в плохом настроении так как сильно болел и настроение у фотографий было соответствующем.На протяжении съемки я пыталась его развеселить, рассказывая всякие смешные истории из жизни, и через какое то время он начал улыбаться,и настроение фотографий резко поменялось.Ему самому понравилось то,что получилось в конечном счете.И это меня несказанно радует!



Зубкова Татьяна Викторовна, г.Ростов-на-Дону.
О СНИМКЕ: "Мне кажется, что не каждую портретную фотографию можно в полной мере отнести к жанру психологического портрета. Потому что портрет часто лишь фиксирует конкретное состояние человека, описывает одну из его ролей, "масок", за которыми мы все привыкаем скрываться. И то, какие мы на самом деле, проскальзывает мимолетными вспышками, и зачастую тогда, когда остаемся наедине с собой, в том личном пространстве, где мы все, по сути, очень похожи: немного задумчивые, немного усталые, ждущие "принца" или "принцессу", мечтающие о хорошей жизни, всеобщей справедливости и мире во всем мире и пытающиеся понять, а кто мы такие и зачем мы живем... Но и при всей общности, глядя на портрет, схваченный в такой момент, можно увидеть не только человека как модель, как некую роль, но и как образ, уникальную психологическую "картину", раскрывающуюся через уникальные переживания, преломленные гранями целостной личности.

И, я думаю, такой момент "открытости" невозможно режиссировать, ибо мы срастаемся с нашими "масками" крайне тесно. Его можно только "подглядеть", ухватить из череды событий, чутко наблюдая и пытаясь понять человека "изнутри". На этом стыке фотожурналистики и психологии, понимая человека и "проживая" с ним, и возможно создание портрета психологического.

На снимке моя подруга. Подруга настолько давняя и близкая, что я считаю ее сестрой.
... Мы отмечали какое-то событие в шумной компании на пикнике. Я то пугала макросъемкой впечатлительных бабочек и занятых муравьев, то щелкала друзей, которые дурачились вокруг клумбы. И краем глаза подметила, что Подруга сидит, задумавшись, глядя вдаль, на небо, расписанное по кружеву облаков бликами катящегося к закату солнца. Я инстинктивно дернулась камерой в ее сторону и нажала на кнопку. Мне кажется, она получилась на этой фотографии именно такой, какой я ее понимаю внутренне."

Технические характеристики снимка: дата съемки 03.07.2010, фотоаппарат Nikon D40+18-55 f 3.5/5.6, диафрагма 5.6, выдержка 1/30, фокусное расстояние 50 мм, ISO 200. Цветокоррекция и перевод в ч/б выполнены в среде программы Adobe Photoshop CS 3.


Светлана Самсонова, г.Ростов-на-Дону

История создания фото:

Наступила осень 2010года, было солнечно, хотя чувствовалось приближение холодов. Мы с сестрой отправились на природу, порадоваться последним ясным дням. Мне кажется, фото очень точно отражает то настроение, которое тогда нас окружало...
anon EOS 45D, f/5,6, выдержка 1/60 с. ISO 320



Антонина Белкина, Ростов
Фото сделано в Тайланде в этом году. Девушка из массажного салона, в то время пока я её стреляла (до этого я предупредила её, что хочу запечатлеть на память), она красила ногти и тут подняла на меня глаза...ну вот, собственно, результат...:)


Крутий Маргарита. г. Новочеркасск / г. Ростов-на-Дону


и такс. автопортрет, домашняя съемка, свет дневной из окна. настроение - что бы вы мне не говорили, я буду улыбаться и не верить вам (потому что я улыбаюсь всегда и почти никогда никому не верю =)))) при выборе фото и переводе в ч/б была использована музыка Yann Thiersen, в частности "Пианино"


Наталья (Маха) Стадникова, Ростов-на-Дону

Это фото было сделано в условиях студии, модель обычная девушка, сотрудник банка. В жизни человек с внутренним сильным стержнем, который дает силы не просто работать, а еще и руководить людьми.

Образ был выбран не случайно, хотелось показать взрослого человека с уставшим и понимающим взглядом, но в котором есть некая детская беззащитность.

Съемка длилась 2 часа, снимок был сделан под конец фотосессии, когда модель уже расслабилась и перестала думать о камере.


Владимир Яковенко, г. Таганрог

Предыстория создания этой фотографии началась примерно за год до встречи, во время которой был сделан этот снимок.

Это портрет моего лучшего друга Ивана, по профессии он молодой ученный, по призванию музыкант. Примерно годом ранее (точка отсчета времени - этот портрет) сильно заболел его дедушка. Иван не раздумывая переехал к нему. Ваня оставил комфортную жизнь в большой квартире в центре города, шумные тусовки и только начавшийся карьерный рост в музыкальной сфере. Перебрался в маленький домик на окраине города, где сам когда-то вырос и где в тот момент жил его дедушка. Ваня был с ним до самого конца, делал всё, что только мог, но время неумолимо уходило.

После похорон дедушки Иван остался один в этом доме, не стал возвращаться в центр, в квартиру. В тот период я его часто навещал, старался всеми силами его поддерживать и не давал скучать. Тем вечером я взял с собой камеру и приехал к старому другу в гости. Мы много говорили на разные темы, Ваня готовил свою фирменную яичницу, активно жестикулировал, работая на камеру, я делал много снимков. Поужинав, мы продолжили разговор, как водится, о жизни. Камеру к тому моменту я уже давно отложил в сторону, мы просто болтали. В какой-то момент вспомнили про дедушку... Иван долго сидел в одной позе, задумчиво смотрел куда-то в сторону, а я видел, что получился бы хороший кадр, но я боялся. Боялся вторгаться в мысли, боялся в такой момент хвататься за камеру. Потом я всё-таки робко сделал несколько кадров, он не был против и понял меня без слов, посмотрел прямо в объектив, дав мне возможность сделать его портрет.


Павицкая Татьяна Александровна.
Очень люблю фотографии(особенно профессиональные). На фотографии изображен мой муж(Красная поляна-горная речка). Зашла на ваш сайт и решила послать одно из моих творений! Я любитель,нигде пока не обучалась,но очень хочется.надеюсь вы меня заметите!!!
Денис Сараев, г.Ростов-на-Дону
История создания фото:
На фото Ольга Лебедева. Снимал у себя дома, на Canon 550D, использовал внешнюю вспышку Canon. Когда увидел, что объявлен конкурс, очень обрадовался, потому что всегда хотел чтобы мои работы могли прокомментировать профессионалы. Изначально планировал провести домашнюю студийную съемку, однако в один из дней пришел домой и увидел как моя девушка встревожена каким-то телефонным разговором, предложил сфотографировать ее. Вот что получилось…

Садчикова Анжелика, г. Ростове-на-Дону
На ул. Пушкинская. Девушка на фотографии подружка, настроение с подругами создавали на её день рождения, попросили её парня расстроить её по телефону, потом сообщили, что это был розыгрыш.


Анастасия Солнечная, Ростов-на-Дону

Canon EOS 50D, f/4, выдержка 1/60 с. Iso 100 Снято дома в домашней обстановке. На фото мой папа. В жизни серьезный, начитанный, увлекается историей. Портрет снимался специально, но настроение создавать не пришлось, т.к в жизни папа именно такой - задумчивый, серьезный и меланхоличный. Название работы: Отец

Иваненко Екатерина, г. Краснодар.
Модель-Анна. Бизнес-леди в одиночестве. Эмоции создавала сама=), снимали в кафе.


Семичева (Золотько) Ангелина
Мама или просто очень красивая женщина. Фотография создавалась в домашних условиях, свет от окна. Цель была создать фотографию без дополнительного света, она была сделана первой в сессии, на ней модель еще не начала позировать, а просто задумалась.
Canon EOS 50D, f/1.8, 1/30c, ISO-200, экспокоррекция +1, фокусное расстояние - 50мм.
Алексеева Светлана, г.Ростов-на Дону.

История этого кадра такова: съёмка осуществлялась в студии, дама на снимке Мария, очень импульсивная, жизнерадостная и эмоциональная!!! Из всех снимков, сделанных за время фото - сессии, впечатлил и запал только этот, здесь Мария не такая как я ее видела с момента нашего знакомства!!! Хочется добавить к этому снимку, какой либо афоризм или цитату...
“Да здравствует раздвоение личности - кратчайший путь к душевному равновесию!” Макс Фрай .

Калинина Татьяна, Ростов-на-Дону.
Фотография была создана в прошлом году на набережной.На ней изображена моя дочь Даша.Этот момент запечетлен,когда она учила своего братишку,что такое хорошо,а что такое плохо))))которому на тот момент всего было 1.5 года)))


Суркова Евгения, г. Ростов-на-Дону На портрете изображен актер театра г.Новошахтинска Михаил Сопов, фотографии делались в сентябре 2010г для сайта театра,так же это была попытка сделать актерское портфолио (попытка, потому-что ни у меня, ни у актеров театра опыта таких съемок не было). Было несколько образов, разные характеры, но когда Миша вышел с гитарой я попросила его расслабиться, подумать о чем-то своем и забыть о том что перед ним скачу я с камерой- он выполнил мою просьбу на 100%- видимо к тому моменту съемка утомила и предложение расслабиться было уместным.


Валерия Ротова, г. Ростов-на-Дону.

Модель-Игорь, студийная съемка, F6,3, S 1/160, ISO 100, во время этой фотосессии было сделано много фотографий, с разными эмоциями, но все они были явно наигранными, а эта была одной из последних-здесь явно видно уставшего, замкнутого человека, и это его истинное лицо.


Чеходаров Кирилл, Владикавказ
автопортрет в кризис творчества)
создавалось в процессе поиска новых идей,в студии. . . наверное уже пришел в студию с настроением вытянуть из себя что то,что вытянет меня на новую высоту. снимал с штатива)
Алексею Никишину большой привет и спасибо за работы)заставляют задуматься) главным призом буду считать комментарий к моей работе!


Устименко Анна,г.Ростов-на-Дону.

На фотографии изображена моя подруга Мария. Мы как-то гуляли с ней по набережной, видимо ненастная погода навеяла ей какие-то воспоминания и получился такой задумчивый образ.)

Шатская Ольга, г.Ростов-на-Дону.
Название работы:"... ОГЛЯДЫВАЯСЬ В ПРОЖИТУЮ ЖИЗНЬ..."
Снимок сделан осенью 2009 года. В горах Армении.Женщина продает на трассе травы и грибы.



Гречко Эльвира, Ростов-на-Дону
На фотографии девушка Кристина,снимали на разрушенном мукомольном заводе

говоря о настроении:сдержанность,отречённость


Леонова Вера, Ростов-на-Дону.

Клоун или продавец шаров? Не знаю. Показался мне необычным, даже "дурацким" каким-то, впрочем как и все клоуны (и продавцы шаров тоже). Был снят на улице Ниццы 10.10. 2010.

Василенко Елена, г. Ростов-на-Дону
На фото - молодой человек, которого зовут Стас. При всей своей молодости, он очень серьезен. Поэтому хотелось уловить нотки юмора во взгляде. Фотография является частью студийной съемки Love story, намечается свадьба. Поэтому настроение создавалось очень легко: вопросами о предстоящей свадьбе и смешными комментариями.

Снимала на Canon EOS 450D iso200, 1/160s, f/8


Должикова Людмила, Ростов-на-Дону
Муж и дочь. Ребенок заинтересовался новой трубкой и как-то получилось "одеть всех в тельняшки и сфотографировать"
Майя Алиева, г.Ростов-на-Дону.

Известная ростовская музыкальная группа Metanoya как-то попросила устроить им фотосессию для новых афиш. Снимались мы с ребятами в прекрасной фотостудии.

В перерывах между групповой съёмкой Илья, собственно который изображён на фото, постоянно просил пощёлкать его "для себя". Мы с удовольствием с ним экспериментировали, пока остальные ребята переводили дух, отдыхали, пили чаёк, переодевались. Тут Илья схватил стул, жакет солиста группы, сел и буквально застыл в этой позе! Сделав взгляд посуровей, он вошёл в свой образ.

В жизни Илья очень позитивный и жизнерадостный человек с чувством юмора, но судя по фото, умело меняет маски. Мне приятно было открыть в нём новую грань,новый образ. И считаю этот портрет очень глубоким. Взгляд и поза всё говорят за себя.


Назаренко Екатерина. г. Ростов-на-Дону
Прабабушка наблюдает за игрой правнуков. Снято в домашних условиях.


Иванова Дарья, Ростов-на-Дону
На фото очаровательная девочка Варвара, ей 4 года. Фото сделано в столовой Ростовского Технологического института сервиса и туризма. Настроение создавала сама Варвара,как только увидела камеру!) За мной только оставалось нажать кнопку спуска затвора:)


Харитонова Наталья, Ростов-на-Дону
Модель: Лара. Снято с помощью портретной тарелки. ISO 160, 1/180s, f/6,7


Архипова Наталья, г.Зеленокумск
Модель: Слободчиков Максим. Снимали в нашей фотостудии 12.02.11. Белый фон. освещение 2 софтбокса под углом 45градусов. Настроение создавали тем что удивляли его, веселили, в общем, развлекали его и ловили разные моменты)))


Либерис Александр, Ростов-на-Дону
Оразов Альберт, руководитель. Съемка проходила в рабочий день в его кабинете. Я хотел показать другую сторону характера - утонченный вкус и легкое настроение сильного, властного человека.
Nikon D700 + Nikkor 50 1,4G + SB-600 как ведомая вспышка. Настройки: iso400, 1/60s, f/9


Брынза Анна, г.Шахты
Кирилл 6 лет очень любит позировать. Снято в домашних условиях. Фотоаппарат Canon 450D

Колесникова Ирина Игоревна, Ростов-на-Дону
Весна, мальчик 5 лет, съемки проходили во дворе дома, совершенно случайно, при прогулке, разрешили лечь на траву и попроси найти божью коровку - реакция на это. Фотоаппарат Canon 20D.

Максимов Максим, Ростов-на-Дону
Элла. Съемка проводилась в яркий солнечный день,чтобы подчеркнуть позитивный внутренний мир в светлых тонах.
Nikkor 50mm.


Должиков Денис, Ростов-на-Дону
Дарья, 1,5 года, снято дома, Minolta 50 mm, вспышка в потолок, настроение возникает само, когда ребенок видит камеру))))


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник