11.07.2019

Отрасль точного машиностроения. Машиностроение. Отрасли машиностроения по группам


Россия - индустриальная страна с многовековой историей развития промышленности. Соответственно машиностроительные заводы России играют ведущую роль в экономике страны. В общем объеме промпроизводства доля продукции машиностроения колеблется в пределах 20%. Это хороший среднемировой уровень, однако, его необходимо повышать, ведь в ряде промышленно развитых стран этот показатель близок к 40% и более.

Место отрасли в промышленности России

Машиностроение России в структуре национальной экономики оспаривает первое место с топливной промышленностью и значительно превосходит прочие отрасли народного хозяйства. После развала СССР его доля в «общей копилке» с 28% (1990) скатилась до 16% (1995), но затем началось плавное восстановление. К началу XXI века показатели увеличились до 19%, а к 2015 году - до 22%.

В 2013 году машиностроительные заводы России заработали 190 млрд долларов (6 триллионов рублей). Всего в РФ действуют 19 отраслевых комплексов, более ста подотраслей и отдельных производств. В машиностроении задействовано свыше 40000 предприятий всех уровней и различных форм собственности (из них 2000 - крупных), что составляет треть от общего количества промпредприятий. В отрасли занято 1/3 всего работающего населения: более 4,5 млн человек (3,5 млн из которых - рабочие). Большое количество работников определяет социальную значимость отрасли в обеспечении занятости населения.

Историческая справка

Народы на территории России обработкой металлов занимались с незапамятных времен. На Урале обнаружены древние поселения, где плавили металл и изготавливали из него различные изделия более 6000 лет назад. В Киевской Руси уже в X веке существовали крупные мастерские, изготавливавшие сложные изделия. В XII веке наши предки освоили токарные и Однако первые машиностроительные заводы в России появились в XVI веке. Они были связаны с оружейным делом и размещались в Туле. Производство базировалось на местной железной руде, но было малочисленным, разрозненным и несистемным.

Революционные изменения в отрасли произошли при Петре I, который вел активную экспансионную политику. Его армии требовалось больше современного оружия, амуниции, оборудования. С открытием крупных месторождений железной руды на Урале там же были созданы и машиностроительные предприятия, главным образом оружейные.

Локомотивы отрасли

Широта спектра изготавливаемой продукции приводит к тому, что многие крупные машиностроительные заводы России, являясь эксклюзивными производителями определенных видов изделий, в то же время имеют сравнительно небольшие объемы продаж в денежном выражении. С топливной промышленности, металлургии и нефтехимии сопоставимы по объему реализации лишь ОАО «АвтоВАЗ», АХК «Сухой», ОАО «ГАЗ», группа «СОК» и ОАО «КАМАЗ».

В число ведущих входят, в основном, предприятия автомобилестроения (подотрасли гражданского машиностроения с наибольшей долей в структуре выпуска машиностроительной продукции) и ВПК, а общее количество крупных машиностроительных производств (с годовым оборотом больше 5 млрд рублей) относительно невелико.

Холдинги и ФПГ

Машиностроение России в последние годы вступило на путь формирования холдингов и финансово-промышленных групп (ФПГ). При этом наблюдается как дальнейшее развитие машиностроительных компаний и холдингов, созданных в предыдущие годы (Объединенные машиностроительные заводы, Энергомашиностроительная корпорация, «Новые программы и концепции» и другие), так и формирование новых групп, создаваемых на основе капиталов, заработанных в других отраслях. Наиболее заметна экспансия в машиностроение металлургических компаний, результатом которой стало формирование в автомобилестроении мощной ФПГ «РусПромАвто» и группы автомобилестроительных предприятий «Северстали». В результате в большинстве подотраслей сформировались одна или несколько крупных компаний (групп), занимающих в них доминирующее положение.

Крупнейшие машиностроительные заводы России

Список предприятий, насчитывающих более 12000 работников, сократился на порядок (со 120 до нескольких десятков). ТОП-10 компаний по числу трудящихся на них людей за последние десятилетия претерпел кардинальные изменения. Ряд заводов фактически банкроты, другие значительно уменьшили персонал. Для примера приводим сравнительную таблицу гигантов машиностроения на пике своего развития и на сегодняшний день.

Число работников

Максимальное количество

Последние данные

Челябинский тракторный

«Калашников» ("Ижмаш")

«Уралмашзавод»

«Уралвагонзавод»

«Севмаш»

«Ростсельмаш»

Более детальный список крупных действующих компаний по регионам выглядит следующим образом.

Центральный федеральный округ

На западе России сконцентрированы высокотехнологичные предприятия ВПК (в частности, авиа- и ракетостроение, системы ПВО и РЛС, огнестрельное оружие, колесная техника), космической отрасли, выпускается широкая номенклатура дизельных моторов, железнодорожной техники, станков и оборудования. В Калужской области действует целый кластер автопредприятий зарубежных производителей. Между тем отечественные автогиганты АЗЛК и ЗИЛ растеряли былое величие.

  • Предприятия ВКО «Алмаз-Антей» (общее число работников концерна 98000 человек). Включает Московский машиностроительный завод «Авангард» (производство зенитных ракет), Долгопрудненское НПП (зенитно-ракетные комплексы), НПО ЛЭМЗ (радиолокационные станции), Московский радиотехнический завод (радиоаппаратура) и другие.
  • ГКНПЦ им. М. В. Хруничева (43500 чел., Москва) - ведущее предприятие ракетно-космической промышленности. Разрабатывает и производит ракеты-носители «Протон», «Ангара».
  • Московский машиностроительный завод «Знамя Труда» и РСК «МиГ» (14500 чел., Москва) - выпуск истребителей «МиГ».
  • Автозаводы иностранных компаний: «Рено Россия» («Автофрамос», 2300 чел., Москва), «ПСМА Рус» (PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, Калужская обл.), «Фольксваген Груп Рус» (Калужская обл.), «Вольво Восток» (Калужская обл.) и другие.
  • РКК «Энергия» (Королев) - ведущее ракетно-космическое предприятие мира.
  • ВПК «НПО машиностроения» (18000 чел., Реутов) - ракетно-космическая техника.
  • МЗ «ЗиО-Подольск» (4700 чел.) - оборудование для АЭС и ТЭЦ.
  • «Коломенский завод» (6400 чел.) - тепловозы, электровозы, дизельное оборудование.
  • (6800 чел.) - тепловозы, вагоны.
  • «Автодизель» (Ярославский автозавод) - производство двигателей.

Северо-Западный ФО

В Петербурге и Ленинградской области сосредоточены крупнейшие машиностроительные заводы России. Местные занимают лидирующие позиции по строительству военных и гражданских судов. Среди отечественных флагманов гигантскими размерами цехов (200 га в центре города) выделяется Кировский тракторный завод, главным доходом которого стала аренда площадей, а не выпуск профильной продукции. По соседству, во Всеволожске, действует крупный завод «Форд». Еще одним машиностроительным центром региона является город Северодвинск, где строят подводные лодки.

  • «Севмаш» (25000 чел., Северодвинск) - строительство подводных лодок.
  • Петербурга: «Адмиралтейские верфи» (первое предприятие города, 8000 чел.), «Балтийский завод» (4000 чел.), «Северная верфь» (3500 чел.), «Средне-Невский» (ок. 1000 чел.).
  • Производство оборудования для энергетики: Ленинградский металлический завод (в 2017 году отмечает 160-летие, выпускает турбины), «Электросила» (генераторы), «Ижорские заводы» (оборудование для АЭС, экскаваторы).
  • Автопредприятия Ford, Toyota, Nissan, Hyundai, General Motors, MAN, Scania.
  • ЛОМО (Петербург) - оптические приборы.
  • Кировский тракторный завод (8000 чел.) - производство тракторов «Кировец», различного оборудования.

Южный ФО

Главной движущей силой машиностроения в регионе является производство сельхозтехники и оборудования для энергетики. Крупный производитель автомобилей ТагАЗ и Волгоградский тракторный завод признаны банкротами.

  • Машиностроительное предприятие «Ростсельмаш» (10000 чел., Ростов-на-Дону) - производство комбайнов «Дон» и другой сельхозтехники.
  • «Красный котельщик» (4400 чел., Таганрог) - крупный производитель котельного оборудования.
  • «Атоммаш» (Волгодонск) - ведущий поставщик оборудования для АЭС и ТЭЦ.
  • ПО «Баррикады» (3300 чел., Волгоград) - многопрофильное предприятие (артиллерия, ракетные комплексы, оборудование для АЭС и нефтегазовой сферы).

Приволжский ФО

В регионе действуют известные машиностроительные заводы России: АвтоВАЗ, ГАЗ, «Тяжмаш», КамАЗ, УАЗ, «Калашников» и другие. Номенклатура выпускаемой продукции обширна: от подшипников (1/4 отечественного рынка) до уникального оборудования для энергетики, от автомобилей до самолетов.

  • АвтоВАЗ (52000 чел., Тольятти) - флагман по числу производимых легковых автомобилей.
  • «Тяжмаш» (7000 чел., Сызрань) - оборудование для тяжелой промышленности.
  • Автомобильные заводы группы «ГАЗ»: Горьковский автомобильный завод (мало- и среднетоннажные грузовики, военная техника, легковые автомобили), «Павловский автобус» (ПАЗ), Ульяновский моторный завод и другие.
  • КамАЗ (Набережные Челны) - ведущий производитель отечественных
  • Оружейные заводы Ижевска: «Калашников» (бывший «Ижмаш», 4500 чел.), «Ижевский механический завод» (7000 чел.).
  • Авиапромышленность Башкирии: УМПО (21000 чел., УФА) - авиационные двигатели, УППО (Уфа) - авиаприборы, КумАПП (Кумертау) - производство и ремонт вертолетов серии «КА».
  • Пермский моторостроительный комплекс (12000 чел.) - ракетные и авиационные двигатели.
  • (7000 чел., Пермь) - оружие.
  • УАЗ (Ульяновск) - внедорожники и микроавтобусы.
  • «Авиастар-СП» (10000 чел., Ульяновск) - крупнейший авиастроительный завод (самолеты моделей «Ту», «Ан», «Ил»).

Уральский ФО

Урал не случайно называют сердцем промышленности России. Наличие богатых залежей полезных ископаемых и важное стратегическое расположение стали предпосылками размещения здесь крупных промпредприятий, главным образом связанных с обработкой металлов и оборонным комплексом. Мощнейшими центрами машиностроения являются Екатеринбург и Нижний Тагил.

  • «Уралвагонзавод» (27000 чел., Нижний Тагил) - один из флагманов отечественного машиностроения. Выпускает широкий спектр продукции: от грузовых вагонов до танков. На филиале «Уралтрансмаш» (Екатеринбург) производят самоходные артустановки и трамваи.
  • «Уралмаш» (14000 чел., Екатеринбург) - лидер по производству бурового, горного, металлургического оборудования.
  • ЗиК (Екатеринбург) - зенитно-ракетные комплексы, коммунальная техника.
  • Челябинский тракторный завод (13000 чел.) - тракторы, дорожно-строительная техника, двигатели к ним.
  • Автомобильный завод «Урал» (13500 чел., Миасс) - грузовые автомобили.
  • «Курганмашзавод» (4800 чел., Курган) - военная техника (БМП, тягачи).
  • Златоустовский машиностроительный завод - ракетная техника.

Сибирский ФО

Машиностроительные производства ориентированы на ВПК, авиастроение и производство оборудования для добычи полезных ископаемых. Многие базовые предприятия банкроты или близки к этому. Отрасль в данном регионе нуждается в модернизации и поддержке.

  • Авиакосмические предприятия: НАПО им. В.П. Чкалова (6000 чел., Новосибирск) - производство самолетов компании «Сухой»; ПО «Полет» (4500 чел., Омск) - самолеты "Ан", спутники системы «ГЛОНАС», ракетно-космическая техника; Улан-Удэнский авиационный завод (6000 чел.) - один из крупнейших производителей авиатехники: вертолеты марки «Ми» и самолеты «Су»; Иркутский авиационный завод - самолеты «Су», «Як», «МС», компоненты для Airbus; «Информационные спутниковые системы» (8000 чел., Железногорск) - спутники различного назначения и системы связи.
  • «Тяжстанкогидропресс» (Новосибирск) - ведущий производитель гидропрессов, станков, насосов.
  • Радиозавод им. А. С. Попова (Омск) - радиотехника и системы связи.
  • «Алтайвагон» (7000 чел., Новоалтайск) - выпуск вагонов.
  • Машиностроительное предприятие ЛВРЗ (6000 чел., Улан-Удэ) - производство и ремонт локомотивов и электропоездов.

Дальневосточный ФО

Представлен отдельными крупными предприятиями:

  • КнААЗ им. Гагарина (13500 чел., Комсомольск-на-Амуре) - ведущее авиапредприятие страны. Выпускаются военные (семейство «Су», «ПАК ФА») и гражданские (Sukhoi Superjet) самолеты, комплектующие для «Боинга».
  • Предприятия судостроения и судоремонта: Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) - ранее выпускались атомные подлодки, сейчас военные и гражданские суда; «Дальзавод» (Владивосток); Приморский завод (Находка), Находкинский судоремонтный завод.

Вывод

Российское машиностроение переживает не лучшие времена. Несмотря на достаточно мощный промышленный потенциал, большинство флагманов снизили производство, многие откровенно выживают. Отрасль остро нуждается в реформировании, модернизации станков и оборудования, новом подходе к менеджменту. Между тем, строятся новые высокоэффективные предприятия, главным образом средние и небольшие. Второе дыхание получили заводы по выпуску военной продукции. Большой интерес проявляют зарубежные партнеры, особенно автопроизводители. При комплексной поддержке государства и частной инициативе машиностроение может вносить гораздо больший вклад в экономику страны.


В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале ("Уралмаш" в Екатеринбурге), Сибири ("Сибтяжмаш" в Красноярске).

Размещение отраслей тяжелого машиностроения обусловлено тем, что для предприятий тяжелого машиностроения характерны производства, связанные с отливкой, механической обработкой и сборкой крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов, целых секций. Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования для доменного сталеплавильного и литейного производства. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

К металлоемким отраслям относят и производство оборудования для угольной промышленности. Крупные центры производства горношахтного оборудования созданы в Западной Сибири - Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые широко используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефте- и газодобывающих районах - на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Западной Сибири.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно размещается в основном в крупных центрах развитого машиностроения, где работают высококвалифицированные кадры. Одним из крупнейших центров по производству турбин для гидроэлектростанций является завод "Электросила" в Санкт-Петербурге; Таганрогский завод "Красный котельщик" производит половину всех паровых котлов РФ. Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде.

Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной электроэнергетики потребовало организации производства оборудования для атомных электростанций; так, в Санкт-Петербурге выпускают атомные реакторы, крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

В развитых центрах машиностроения получило развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Как правило, такие станки выпускают небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий России в зарубежных странах. Такие предприятия работают в Коломне (Центральный район), Воронеже (Центрально-Черноземный район), Новосибирске (Западно-Сибирский район).

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Строительство современных судов требует установки на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении большое развитие получило кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые агрегаты и секции судов. Основные Центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря - Санкт-Петербург, Выборг, специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов - атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения - Архангельск, на Баренцевом - Мурманск, специализирующиеся на производстве лесовозов.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где АО "Красное Сормово" выпускает суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа "река - море", суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда сходят со стапелей Волгограда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения. Значительная металлоемкость определила размещение его вблизи металлургических баз. Пассажирские тепловозы производят в Коломне (Центральный район), электровозы - в Новочеркасске (Северо-Кавказский район), маневровые тепловозы - в Муроме и Людинове (Центральный район). В Демихово начато производство пригородных электропоездов, что позволило отказаться от импорта этой продукции из Латвии.

Для производства вагонов нужен не только металл, но и древесное сырье. С учетом этого фактора стало развиваться вагоностроение в Нижнем Тагиле, где производят вагоны повышенной грузоподъемности, Калининграде, Новоалтайске. На производстве изотермических вагонов специализируется Брянский завод тяжелого машиностроения; в Твери выпускают пассажирские вагоны дальнего следования и двухъярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей, в Санкт-Петербурге и в Мытищах - вагоны для метрополитена. На производстве грузовых вагонов, контейнеров и битумовозов специализируется Абаканский вагоностроительный завод.

Общее машиностроение включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой промышленности. Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы.

Общее машиностроение включает группу машиностроительных отраслей, специализирующихся на производстве оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, строительной промышленности, дорожных и отдельных видов сельскохозяйственных машин. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. Они размещаются там, где есть квалифицированные кадры.

Среднее машиностроение включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперационным поставкам. Сюда относят автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической отраслей промышленности.

Одной из показательных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускает Московский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, автомобили малой грузоподъемности - Ульяновский (УАЗ) завод. Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса - в Нижнем Новгороде, малолитражные автомобили - в Москве, Тольятти, Ижевске, микролитражные автомобили в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган). По лицензии фирмы "Мерседес-Бенц" начата сборка автобусов различных модификаций на заводе ГолАЗ (г. Голицино Московской области)

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения. Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра (Москва) и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентоспособную продукцию.

Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуются оживление инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий. Без этого нельзя достичь технологического обеспечения развития экономики и участия страны в международном разделении труда в качестве полноправного партнера.

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от .

Решающие факторы

Одним из основных в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно. Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

В состав тяжелого машиностроения входят металлургическое, горнорудное машиностроение, вагоностроение, судостроение и другое производство, отличающееся большим потреблением металла, не очень энерго- и трудозатратное. Оно так и называется .

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий. Заводы в основном ориентированы на наличие сырьевой базы. В некоторых случаях также на районы потребления.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный район.
  • Урал.
  • Сибирь.
  • Санкт-Петербург.

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники , оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Общее машиностроение

К этой группе относятся отрасли, которые отличаются средним энергопотреблением, невысоким потреблением металла, однако нуждаются в специальных видах сырья, рабочей силе и близости рынков потребления.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения.

Сельскохозяйственное оборудование и машины производят в Ростове-на-Дону и Красноярске (комбайны), Рязани, Туле (картофелеуборочные машины), Люберцах (силосоуборочное оборудование).

Предприятия по производству оборудования для химической промышленности сосредоточены в Ижевске и Пензе.

Среднюю промышленность представляют предприятия, которые отличаются узкой специализацией, большой вовлеченностью в кооперирование, невысоким потреблением металла, но энергоемкие и требующие наличие трудовой силы. Продукция этих предприятий массовая.

Ведущая отрасль среднего машиностроения – автомобилестроение, которое представлено более чем 200 заводами (помимо производства машин, включается производство автомобильных агрегатов). Для автомобилестроения важен также такой фактор, как наличие транспортного соединения, поэтому основные предприятия сосредоточены близ крупных магистралей.

Легковые автомобили сходят с конвейеров в Тольятти, Москве, Ликино-Дулёво, Серпухове, Ижевске. Среднетоннажные грузовые автомобили – в Нижнем Новгороде, Москве. Большегрузные автомобили выпускаются в Набережных Челнах. В Энгельсе выпускают троллейбусы, а в Кургане, Голицыне и Краснодаре – автобусы.

Тракторная промышленность России занимает весомое место в мире. Производятся все виды тракторов, от садовых культиваторов до тракторов для промышленных нужд. Изначально тракторостроение создавалось в сельскохозяйственных районах, но постепенно начало перемещаться и в зоны, богатые сырьем. Производство тракторов налажено в Санкт-Петербурге, Челябинске, Липецке. Трелевочные трактора для лесной промышленности выпускают в Петрозаводске.

К среднему машиностроению относятся предприятия оборонной промышленности.

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео “Машиностроение 24”

Машиностроение - это совокупность отраслей, производящих машины и осуществляющих обработку металла для производства машин (создание металлических конструкций и изделий).

Факторов, на основе которых размещаются предприятия машиностроения: сырьевой, потребительский, трудоемкость, наукоемкость. Большое значение имеют квалифицированные кадры.

Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургии, горнодобывающей промышленности, электроэнергетики и т. п. В большинстве случаев каждое предприятие осуществляет весь производственный цикл от создания заготовки до сборки готовой продукции. Количество выпускаемых изделий невелико. Почти все предприятия располагаются вблизи металлургических баз (Екатеринбург, Орск, Белгород, Барнаул, Красноярск, Иркутск). Исключением является район Санкт-Петербурга, где несколько заводов возникли в историческом прошлом, когда город был столицей Российской империи.

Общее машиностроение. Включает транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для разных отраслей промышленности, кроме легкой и пищевой.

Производство тепловозов сложилось в Центральном экономическом районе (исторический фактор)-- Брянск, Коломна, Муром, Калуга, в Уральском экономическом районе - Камбарка. В Новочеркасске (Северный Кавказ) делают электровозы. Производство вагонов имеет собственную специализацию, например, выпуск тяжелых грузовых ориентирован на районы производства металлов (Нижний Тагил). Пассажирские вагоны или вагоны для электричек выпускают в Центральном (Демихово, Торжок, Тверь, Вышний Волочёк) и Северо-Западном (Санкт-Петербург) районах. Вагоны для метро делают в Московской области (Мытищи) и в Санкт-Петербурге.

Предприятия судостроения и судоремонта имеются во всех морских бассейнах страны. Важнейшие центры судостроения: Санкт-Петербург, Выборг, Мурманск, Северодвинск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Таганрог, Астрахань. Центры речного судостроения находятся в бассейнах крупных рек: Нижний Новгород, Волгоград, Тюмень, Тобольск, Благовещенск.

Предприятия авиационной промышленности и ракетно-космической отрасли расположены во многих крупнейших городах страны, где есть высококвалифицированные кадры и значительный научный потенциал: Москва, Воронеж, Смоленск, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Таганрог, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Комсомольск-на-Амуре.

Наиболее четко ориентируется на потребителя сельскохозяйственное машиностроение. Все производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено в городах, расположенных в степной зоне (Ростов, Таганрог, Омск, Красноярск, Биробиджан). Картофелеуборочные комбайны производят в Центральном районе (Рязань, Тула), а комплекс машин для уборки льна выпускается в самой льнопроизводящей области России - Тверской (Бежецк). Силосоуборочные комбайны производит завод в Люберцах (Московская область).

Среднее машиностроение включает автомобилестроение, тракторостроение, а также производства, выпускающие средние по габаритам машины и оборудование для разных отраслей хозяйства.

Для автомобилестроения характерны крупные предприятия, ориентированные на квалифицированный труд. Грузовые автомобили производят в Москве («ЗИЛ»), Нижнем Новгороде («ГАЗ»), Набережных Челнах («КАМАЗ»), Миассе («Урал»), Ульяновске «УАЗ»). Легковыми автомобилями потребителя почти на 80 % обеспечивает Волжский автомобильный завод в Тольятти («Жигули», «Лада», «Самара», «Нива»). Остальную часть выпускают заводы в Ижевске («Иж»), Москве («Москвич», «Святогор», «Князь Владимир»), Ульяновске («УАЗ»), Нижнем Новгороде («Волга», «ГАЗель»). На производстве малолитражных автомобилей («Ока») специализируются заводы в Серпухове и Набережных Челнах. Совместно с зарубежными фирмами стали выпускать автомобили заводы в Ростове-на-Дону, Калининграде, Елабуге. Постепенно увеличивается производство автобусов (Ликино, Голицыне (Московская обл.), Павлове (Нижегородская обл.), Курган, Краснодар, Ульяновск, Набережные Челны, Белгород, Омск) и микроавтобусов (Нижний Новгород, Ульяновск).

Первые тракторные заводы появились в зерновых районах. В 30-е гг. были построены три: в Волгограде (Сталинграде), Челябинске и Харькове. Впоследствии стали выпускать продукцию заводы в Липецке, Владимире, Рубцовске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Чебоксарах.

Точное машиностроение ориентировано на районы с высокой технической культурой трудящихся. Как правило, это крупные городские агломерации. Большинство заводов этого профиля выпускало продукцию двойного назначения: для общего потребления и для ВПК.

Общее машиностроение

Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %.

Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);

производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы).

различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.

Рис. 2.

В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей.

В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль - один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.

Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но и ряд специализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе более десятка заводов, расположенных в большинстве экономических районах страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный, Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и комплектующих деталей.

Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго- Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в Серпухове.

Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов.

Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны).

Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар) районах.

В Энгельсе действует троллейбусный завод.

Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье.

Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработки посевов резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" участвует 225 заводов.

В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли крупные сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны (Поволжье - Волгоград, на Урале - Челябинск) для обеспечения этих районов пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе выпускаются землеройные машины - бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других отраслей выпускаются тягачи, трелевочные тракторы. Для нужд сельского хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме пропашных - садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в других европейских районах.

Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в Чебоксарах.

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе «Ростсельмаш», а также на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных - в Рязани, льноуборочных - в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные - в Волгограде, Владимире; промышленные - в Барнауле, Челябинске, Брянске, Чебоксарах.

Станкостроительная промышленность - техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое развитие межрайонных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство районов страны.

В настоящее время предприятия станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).

Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.

Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в Москве - Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске - Як-42; Воронеже - Ил-86, Ил-96-300; Казани - Ил-62; Ульяновске - Ту-204, Ан-124; Самаре - Ту-154,Ан70; Саратове - Як-42, Омске - Ан-74; Новосибирске - Ан-38. В Москве, Казани производят вертолеты. Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из самых передовых в мире.

Приборостроение

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе (Москва), а также получило развитие в Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземный (Воронеж) районах.

Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург).


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник