05.08.2019

Основные цели государственного управления направлены на. Виды целей государственного управления. Основные цели и задачи государственного управления


  • 14. Функции административного права.
  • 15. Административное право как наука.
  • 17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
  • 18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
  • 19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
  • 22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
  • 25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
  • 26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
  • 27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
  • 2Й этап (1996–1998 годы).
  • 3Й этап (к. 2000 г. – сер. 2001 г.).
  • 33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
  • 34.Система (виды) государственной службы
  • 35. Государственная гражданская служба рф. Государственная служба Воронежской области.
  • 38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
  • 39. Система управления государственной службой.
  • 41. Общие условия государственной службы.
  • Глава 2 фз "о системе государственной службы Российской Федерации" определяет общие условия государственной службы. К ним относятся:
  • Глава 3 фз "о гос. Гражданской службе рф" определяет правовой статус гражданского служащего:
  • 1. Права государственного служащего
  • 2. Обязанности государственного служащего
  • 3. Ограничения и запреты для государственного служащего
  • 43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
  • 45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
  • 46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
  • 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
  • 48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, систе­ма, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
  • 49. Оплата труда гражданских служащих.
  • 50. Поощрения и награждения за гражданскую службу.
  • 51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
  • 52. Формирование кадрового состава гражд службы.
  • 53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.
  • 54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
  • 58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
  • 59. Административно-правовые основы религиозных объединений в рф.
  • 60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).
  • 63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
  • 65. Виды правовых актов управления.
  • 66. Правовые акты Президента рф. Порядок их опубликования и вступления в силу.
  • 67. Правовые акты Правительства рф. Порядок их опубликования и вступления в силу
  • 68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия; государственная регистрация; опубликование и вступление в силу.
  • 70.Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
  • 72. Методы осуществления управленческих действий (государствен­ного управления): понятие, особенности и виды.
  • 73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, осно­вания и порядок применения, система и виды.
  • 74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и поря­док применения.
  • 75. Административно-восстановительные меры как вид администра­тивного принуждения.
  • 76. Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях.
  • Глава 1 КоАп называется «Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях».
  • 78. Административная ответственность юридических лиц: содержа­ние, значение, особенности применения.
  • 80. Материальная ответственность в административном праве: поня­тие, признаки, цели, функции, основания, субъекты. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
  • 81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значение и виды.
  • 83. Объект административного правонарушения.
  • 84. Объективная сторона административного правонарушения.
  • 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.
  • 86. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • 89. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность.
  • 90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
  • 91. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказания
  • 92. Лишение специального права, предоставленное физическому лицу как мера административной ответственности.
  • 93. Административный арест как мера административной ответственности.
  • 94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
  • 95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
  • 96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
  • 98. Административные правонарушения, посягающие на права (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАп рф).
  • 100. Административные правонарушения в области охраны собственности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 7 КоАп рф).
  • Вопрос 102. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 9 КоАп рф).
  • Вопрос 103. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 10 КоАп рф).
  • Вопрос 104. Административные правонарушения на транспорте (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 11 КоАп рф).
  • Вопрос 105. Административные правонарушения в области дорожного движения (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 12 КоАп рф).
  • Вопрос 106. Административные правонарушения в области связи и информации (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 13 КоАп рф).
  • Вопрос 107. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 14 КоАп рф).
  • 112. Административные правонарушения против порядка управления (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 19 КоАп рф).
  • 114. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАп рф).
  • 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система.
  • 116 Структура административного процесса. Субъекты ап. Стадии ап. Обеспечение законности в ап. Понятие и виды административно-процессуальных производств.
  • 118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
  • 119. Административная юрисдикция: понятие, содержание, система органов.
  • 120. Дисциплинарное производство: понятие, правовые основы, принципы, субъекты, стадии.
  • 121. Поощрительное производство: правовая основа, общие положения, цели, принципы, субъекты и стадии.
  • 122. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьями.
  • 123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
  • 125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
  • 126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.
  • 129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: юридическое значение и виды.
  • 130. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, виды и оценка.
  • 131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: значения, виды и содержание.
  • 132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  • 134. Административное расследование: задачи, место и сроки проведения.
  • 135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • 138. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановления о наложении административного штрафа.
  • 141. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы рф.
  • 142. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.
  • 149. Сущность, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора в системе публичного управления. Полномочия прокурора по осуществлению надзора.
  • 150. Административный надзор: понятие, организация и система.
  • 151. Административно – правовые режимы: понятие, признаки, назначения, правовое регулирование, виды
  • 152. Административные процедуры: понятие, назначения, содержание и принципы.
  • 155. Управление экономическим развитием: понятие, содержание и административно-правовые основы организации
  • 156. Финансовый контроль: понятие, организация, содержание
  • 158. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
  • Вопрос 159. Государственный пожарный надзор
  • 160. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  • Организационно-правовые формы управления внутренними делами.
  • 162. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
  • 163. Полиция в рф: задачи, принципы деятельности, система, правоохранительная служба. Административное принуждение в деятельности полиции.
  • 164. Внутренние войска: задачи, функции, структура и полномочия.
  • 165. Организационно-правовые формы управления иностранными делами.
  • I. Общие положения
  • 166. Государственная граница рф и ее охрана.
  • 167. Организационно-правовые формы управления в области безопасности.
  • 168 Организационно-правовые формы управления обороной.
  • 169. Организационно-правовые формы управления юстицией. Система органов управления юстицией.
  • 3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.

    Цели государственного управления возникают на основе целей, лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества. Цели государственного управления в современной России:

      Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

      Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.

      Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.

      Формирование государственной политики, напримеравленной на повышение благосостояния людей.

      Поддержание позитивной экологической обстановки.

      Поддержание рыночных механизмов.

      Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

    К основным задачам государственного управления можно отнести :

      охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

      формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

      обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

      совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

      обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;

      создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

    К основным функциям государственного управления можно отнести следующие:

    1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов , т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности.

    2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование - предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа.

    3. Планирование - это определение напримеравлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.).

    4. Организация - это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении.

    5. Распорядительство , т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.).

    6. Руководство - это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство - это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).

    7. Координация - это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления.

    8. Контроль - это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления.

    9. Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования.

    10. Учет - это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.

    Видами государственного управления являются:

    1) внутреннее государственное управление , осуществляемое исполнительными органами государственной власти в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения государственных задач и исполнения нормативных правовых актов (осуществление действий по организации деятельности самих исполнительных органов государственной власти, совершенствованию института государственной службы, разработка и принятие нормативных правовых актов);

    2) внешнее государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру государственной администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лицензированию);

    3) внутриорганизационное государственное управление - осуществление исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государственными органами, традиционно не относящимися к исполнительным органам государственной власти.

    Суверенное управление - это управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее, «нападающее», ограничивающее права субъектов права, жесткое), т. е. применяющее меры административного принуждения.

    «Положительное» управление - это забота государства о нормальном существовании людей; это и управление образованием, и социальным строительством (строительством жилья на льготных условиях для определенных категорий населения), и управление в области здравоохранения, экономики, транспорта, электроснабжения, водоснабжения и т. д.

    Общее управление предназначено для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности.

    Особенное управление распространяется на конкретные сферы и области - финансы, строительство, сельское хозяйство, горное дело, внутренние и иностранные дела и т. д.

    4. Система понятий организации государственного управления (государственная должность, государственный орган, должность государственной службы, государственная служба, государственное учреждение, предприятие, организация, компетенция, полномочия, должностные обязанности, управленческая деятельность, служебная деятельность).

    Государственная должность - базовая структурная еди­ница государственной администрации, включающая часть ком­петенции государственного органа; в соответствии с законода­тельством не все лица, занимающие государственные должно­сти, осуществляют деятельность, которую можно отнести к го­сударственной службе, т. е. не все государственные должности являются государственными должностями государственной службы. Учреждение государственной должности – это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом в структуре самого государственного органа. Замещение государственной должности – это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).

    Государственный орган - учрежденное в структуре аппа­рата государства в установленном порядке образование, харак­теризующееся определенными задачами, функциями, структурны­ми особенностями и специальной компетенцией; это отдельная и относительно самостоятельная организационно структура государ­ственной власти, сформированная государством для реализации государственных функций и задач и наделяемая его специальной компетенцией.

    Государствен­ная служба РФ - это профессиональная деятельность, со­стоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъек­тов РФ компетенции этих органов, установленной в зако­нодательных и иных нормативных актах.

    Учреждение - это конкретная разновидность организации, которая осуществляет социально-культурную, воспитательную, пе­ревоспитательную, образовательную, научную, лечебную и прочую деятельность с целью удовлетворения соответствующих потребно­стей и интересов населения (театр, кино, больница, школа, уни­верситет и т.п.).

    Предприятие - организованный коллектив людей, глав­нейшая задача которого - осуществление непосредственного про­цесса производства, предпринимательская деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах и услугах предприятия и извлечения прибыли.

    Профессиональная деятельность - вид деятельности, яв­ляющейся профессией для государственного служащего и требу­ющей определенной подготовки, учебы и специального образова­ния.

    Компетенция - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного гос. органа (органа местного самоуправления) или должностного лица, определяющих его место в системе гос. органов (органов местного самоуправления).

    Компетенция государственного органа - принадлежащие государственному органу круг ведения и пределы его действия по осуществлению государственных функций и решению государ­ственных задач; это круг вопросов, предусмотренных норматив­ным правовым актом, которые правомочен разрешать государ­ственный орган; в компетенцию включаются полномочия государственного органа, его ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей.

    Полномочия - принадлежащие государственному органу и государственному служащему права и возможности действовать в различных ситуациях, функции и задачи, напримеравленные на вы­полнение компетенции государственных органов.

    Должностные обязанности - обязанности, предусмотрен­ные конкретной государственной должностью, установленные в нормативном акте, в соответствующем положении о государствен­ном органе, его структурном подразделении и в должностных инструкциях.

    Управленческая деятельность - это форма реализации органами государственной власти и местного самоуправления це­лей и функций государственного управления; это особый вид тру­да людей, который требует соответствующей профессиональной подготовки, с тем чтобы обеспечить качественное выполнение слу­жащими своих полномочий, подготовку и принятие правильных и законных управленческих решений.

    Служебная деятельность - это работа государственных и муниципальных служащих, являющаяся постоянным видом деятельности, оплачиваемая из государственного (или муни­ципального) бюджета и состоящая в исполнении полномочий государственных органов или органов местного самоуправле­ния.

    Цели и задачи государственного управления

    Вопрос о целеполагании в государственном управлении является одним из самых актуальных. Цели отражают потребности развития общества в целом, а также конкретного объекта управления. Это тот идеал, та логически обоснованная конструкция (образ), которую требуется создать, воплотить в жизнь.

    В системе государственного управления можно выделить конкретные цели и цели глобального порядка, которые не должны противоречить общечеловеческим ценностям (свободе, демократии, социальной справедливости и т.д.) Цели управления определяют суть управленческого решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты.

    Цели государственного управления должны быть признанными, привлекательными, популярными, поддерживаемыми гражданами и при этом – реальными . Чтобы все цели были поддержаны, опирались на возможности и силу управления, они должны быть переложены на строгий и ясный язык управляющих воздействий. Не вообще цели, а цели, достижимые в обозначенное время, в точном объеме и при использовании определенных ресурсов, цели, конкретизированные, четко доведенные до отдельного коллектива, группы, человека и вместе с тем, скоординированные между собой таким образом, чтобы одна цель не противоречила другой, а наоборот, способствовала ее реализации.

    В настоящее время большинство граждан нашей страны не довольствуются потребностями низшего уровня, люди хотят максимально реализовать себя. Поэтому при принятии управленческих решений необходимо учитывать это. На это нацеливает и Конституция Республики Беларусь, в которой человек провозглашается высшей ценностью, а соблюдение его прав и интересов является обязанностью государства.

    Целеполагание в государственном управлении на ближайшую перспективу должно быть определено только в контексте качества жизни : упрочения правового и общественного порядка, удовлетворения наиболее важных материальных и духовных потребностей граждан, право народа на достойное человеческое существование.

    Переход к подлинной демократии предполагает, прежде всего, изменение технологии определения целей госуправления. Основные принципы целеполагания в демократическом государстве – открытость, прозрачность и гласность.

    Сама сущность управления требует налаженного механизма целеполагания. Субъектом формирования целей государственного управления может быть народ, правящая элита, глава государства. В условиях демократического государства субъектом формирования целей государственного управления является народ.

    Иными словами, государственное управление основывается на иерархии, соподчиненности целей.

    Вся история человечества свидетельствует, что формирование целей государственного управления – дело крайне сложное. Над этим процессом неумолимо довлеют три негативных фактора:

    · субъективность;

    · большое число целей, их изменчивость и противоречивость;

    · неопределенность в развитии и функционировании государственного организма, его отдельных частей, которая передается сфере управления и пронизывает ее (неполная определенность внешней среды и внутренних свойств государства имеет результатом неполную определенность целей госуправления).

    Сформировать структуру целей государственного управления позволяет прием, получивший в научной литературе название древо целей , благодаря которому обеспечивается взаимосвязь множества целей и подцелей разного содержания (политических, экономических, социальных, духовных и др.), их согласованность для получения заданного результата.

    Древо целей образует систему , каждый структурный элемент которой занимает определенное место и играет определенную роль в достижении главной цели. Формируется древо целей от общего к частному. Стволом являются стратегические цели-задания, связанные с качеством жизни общества, его сохранением и развитием. Стратегические цели развертываются в оперативные, оперативные – в тактические. Таким образом, происходит целеполагание, целеопределение, и целеутверждение государственного управления.

    Древо целей - это образ, позволяющий сравнить систему целей государственного управления с деревом, уходящим «корнями» (средствами коммуникации) в «почву» (общество), которая его питает. Если же питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность древа целей, то оно погибает, какими бы прекрасными не были предложенные идеи.

    При формировании древа целей субъект управления должен иметь полную информацию о состоянии общества, его проблемах, болевых точках, ресурсах для достижения целей и т.д. Кроме того, структурируя систему целей, следует иметь в виду, что каждая предыдущая цель должна детерминировать последующую, а также развивать и дополнять основную цель.

    Важно также определить иерархию целей госуправления, построенную на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества, хотя построение абсолютной иерархии проблематично, как и познание абсолютной истины. Это всегда лишь субъективные оценки, кажущиеся оптимальными в конкретных условиях функционирования системы, которые могут приближаться к действительно оптимальным по мере изучения жизни общества.

    Если приоритеты определены неверно, то это часто выявляется уже после того, как появились отрицательные последствия, неизбежные в данном случае.

    Иногда важно определить иерархию недостижимых целей – это может служить показателем (дать информацию) качества работы макросистемы управления во всей совокупности отношений с обществом, как управляемой макросистемой, скорректировать взаимоотношения власти и общественных институтов, граждан.

    Согласно действующей в Республике Беларусь Конституции, основным источником власти является народ, а политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своих граждан. Это – главная цель государственного управления, магистральное направление внутренней и внешней политики белорусского государства . Ее достижению подчинены другие цели государственного управления, к которым следует отнести:

    · обеспечение внутренней и внешней безопасности государства;

    · создание условий для развития демократических институтов общества;

    · гарантированная защита прав и свобод граждан;

    · создание равных правовых условий для развития всех форм собственности, формирования рыночных механизмов;

    · создание благоприятной экологической среды обитания;

    · взаимовыгодное сотрудничество центральной и местной властей.

    Главные цели государственного управления конкретизируются в целях-заданиях для каждого государственного органа. Государственные служащие должны уметь увязывать базовые, общезначимые цели и задачи с конкретными целями, поставленными перед организацией.



    В государственных организациях существуют три вида целей : цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения .

    1. Цели-задания государственным организациям ставятся вышестоящим субъектом управления – это собственно управленческие цели, т.е. цели управления социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе управления, т.е. то, ради чего она создана.

    Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы, так, например, социальные цели (поддержка малоимущих и т.д.) имеют слишком общий смысл. Чтобы деятельность органа была эффективной, нужны более конкретно поставленные цели и задачи для органа управления и его коллектива, так как каждый работает лучше, если ясно представляет, чего от него ждут. Цель определяет поведение, а целенаправленная деятельность – механизм, обеспечивающий работу органа управления.

    При выполнении цели-задания возможно возникновение различных проблем:

    · неадекватное восприятие их органом управления;

    · возможное несоответствие между содержанием сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации;

    · противоречие между высоким пафосом задач и низким ресурсным уровнем их обеспечения.

    2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям. Идеальной является такая модель ориентации коллектива, когда бездействие воспринимается самими государственными служащими как несоответствие занимаемой должности, а отказ в приеме заявления, например, о факте злоупотребления служебным положением, порождает в коллективе негативное отношение, как к самому факту отказа, так и к факту злоупотребления.

    Косвенно характер целей-ориентаций может быть определен путем анализа мотиваций. Например, если повышение зарплаты существенно сокращает текучесть кадров (при этом все остальные условия практически не изменяются), то это дает основание предполагать, что цели-ориентации членов коллектива, прежде всего, определяются размером вознаграждения. В иных ситуациях доминирующими могут оказаться характер труда, возможность продвижения по службе, режим рабочего времени и другие факторы.

    3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.

    Устойчивость – это постоянная цель и условие самосохранения организации. Речь идет, прежде всего, о преодолении текучести кадров, уменьшении числа реорганизаций, снижении конфликтности. Однако в этом случае есть опасность, что коллектив организации перестанет адекватно реагировать на изменение внешней среды, будет противиться переменам.

    Кроме того, сам процесс достижения устойчивости грозит превращением ее в самоцель. Если это происходит, то в организации начинают создаваться службы, подразделения, должности, предназначаемые главным образом для поддержания и сохранения системы, как правило, с контрольными полномочиями. Не включенные непосредственно в осуществление целей-заданий, такие службы нуждаются в повышенном самоутверждении, что проявляется в стремлении расширить свои властные полномочия, контролировать не только результат, но и сам процесс деятельности тех подразделений, которые выполняют цели-задания. В результате может возникнуть ситуация, когда, например, решение может быть принято работником подразделения по контролю, а нести ответственность – сотрудник, осуществляющий оперативно-управлеческую деятельность, либо руководитель по контролю.

    Таким образом, каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач.

    Это обстоятельство не должно игнорироваться субъектом управления, и поэтому при постановке целей заданий могут и должны учитываться и цели-ориентации организации. В противном случае мы будем искать и не находить ответа на поистине неразрешимый вопрос: «Кто виноват в том, что система государственного управления не выполняет своего общественного предназначения?».

    Итак, цели должны быть:

    · масштабными, но реально достижимыми;

    · понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций;

    · скоординированными со всей своей совокупности.

    Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных - деятельностно-праксеологических –– информационных – разъяснительных.

    В общественно-политических целях выражена стратегия развития общества на длительную перспективу. А высшей ценностью и целью общества и государства провозглашается человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Стратегической долгосрочной целью развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, для повышения уровня и качества жизни населения.

    Социальные цели определяются общественно-политическими целями. Исходя из этого они заключаются в создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

    Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности, Кроме того, они направлены на реализацию духовного потенциала граждан на реализацию общественно-политических и социальных целей.

    Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации. Основной экономической целью является переход к социально ориентированной рыночной экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан.

    Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.

    Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления с целью получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и при необходимости коррекции управляющего воздействия.

    Важную роль в государственном управлении играютразъяснительные цели. Граждане государства должны четно представлять те задачи, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.

    Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, оперативные, тактические . Оперативные целивыдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических и оперативных целей, поэтому их еще называют обеспечивающими.

    Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:

    · общими , охватывающими весь комплекс государственного управления;

    · частными , охватывающими отдельные подсистемы.

    Гму в современной России представляет собой воздействие государства(муниципалитета) на общественную деятельность граждан в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

    Основными задачами являются :

    Охрана конституционного строя России

    Защита прав свобод и законных интересов граждан

    Обеспечение эффективного функционирования механизма государства и государственного аппарата

    Создание финансовых, информационных, социальных и других условий, необходимых для деятельности персонала органов ГВ и МСУ: создание м поддержание благоприятных мед личностные отношений, которые бы обеспечивали развитие положительных личных качеств сотрудников, их способностей

    Эффективность управленческого труда

    Цель государственного управления - создание оптимальных условий для достижения уровня состояния общества при наличии определенных перспектив его развития. Кроме того, существует иерархия целей, и каждая нижестоящая цель должна являться средством достижения вышестоящих целей.

    Целями государственного управления в экономической сфере является определение долгосрочных стратегий экономического развития и создания оптимальных условий для реализации этой стратегии ради роста уровня благосостояния граждан. Реализация этих целей основывается на общих положениях - принципах государственного управления. Они делятся на общие (раскрывают содержание и целевую направленность управления), организационно-технологические и частные (непосредственное руководство деятельностью людей).

    В свою очередь общие цели можно подразделить на социально-ценностные и социально-функциональные.

    На основе организационно-технологических реализуется административно­исполнительная деятельность органов власти: принцип разделения труда, иерархичность, единоначалие, делегирование полномочий, принцип сочетания федерального, регионального и местного управления.

    К частным относятся согласованность, взаимодополняемость, последовательность управления и территориально-отраслевую обусловленность этих процессов.

    Реализация функций, целей и задач государственного управления осуществляется через систему функций, т. е. систему ролей, которую выполняет государственный аппарат управления для того, чтобы направить, организовать те или иные сферы общественной жизнедеятельности и оказывает на них определенное влияние рада достижения заранее спланированных целей.

    Основные функции государственного и муниципального управления.

    Основные функции государственного управления - это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

    К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

    1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов , т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности

    2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование - предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа.

    3. Планирование - это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления.

    4. Организация - это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле - это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления.

    5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.).

    6. Руководство - это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство - это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).

    7. Координация - это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями

    8. Контроль - это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; Контроль - это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).

    9. Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование - это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

    Функции местного самоуправления:

    1. Обеспечение участия населения в решении местных дел (вопросов).

    2. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного участия.

    З. Обеспечение развития соответствующей территории.

    4. Социально-культурное, коммунально-банковское и иное обслуживание населения.

    5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на соответствующей территории.

    6. И, наконец, защита интересов и прав местного самоуправления.

    В управленческой работе всегда присутствуют три компонента: эвристический, административный и операционный труд. Эвристический труд заключается в исследовании и решении различных проблем, это главный элемент труда руководителей и специалистов. Административный труд, т.е. труд руководителей, направлен на управление действиями и поведением людей при осуществлении ими производственной деятельности.


    Цель государственного управления является одним из ключевых понятий. В зависимости от того, какая цель реализуется, будут находиться функции государственного управления, определяться структура государственных органов, их компетенция. В теории управления, включая теорию государственного управления, целеполагание принято рассматривать «как важнейший системообразующий элемент, исходный, определяющий признак любого управляющего воздействия» . При этом в механизме государственного управления целеполагание рассматривается как процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
    Как справедливо отмечает Н.И. Глазунова, политика переходного периода России, курс реформ могут потерпеть крах, если цели, национальные приоритеты так и останутся невыясненными, не понятыми и не принятыми обществом.
    Главная цель государственного управления определяется его сущностью, понятием, а именно - совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессов, происходящих в отношениях субъекта и объекта управления. Цели - это то, на что направлена деятельность органов государственного управления. Следует полностью согласиться с мнением Г.В. Атаманчука, утверждающего, что «смысл и цели нормального государства состоят в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа» . Примерно такой же точки зрения придерживаются и большинство других исследователей в области государственного управления. К примеру, Н.И. Глазунова формулирует масштабной целью государственного управления в контексте повышения качества жизни, называя его «показателем интеллекта власти», выраженную через упрочение правового и общественного порядка, удовлетворения наиболее важных материальных и духовных потребностей граждан, права народа на достойное человеческое существование.
    Цели государственного управления конкретизируются в зависимости от предлагаемых исследователями критериев классификации. Профессор Ю.Н. Старилов, выбрав главным критерием общее и специфическое содержание управленческой деятельности, предлагает выделять следующие цели государственного управления:
    «социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
    политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
    обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;
    организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований» .
    При таком подходе перечисленные цели государственного управления фактически соответствуют устоявшейся в теории права и государства классификации функций государства по отраслевому принципу, что вполне допустимо, поскольку именно в функциях проявляются цели управления. При таком подходе, как правило, выделяют пять функций государства:
    экономическая (имеется в виду обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организация общественных работ, планирование производства, осуществление внешнеэкономических связей и др.);
    политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т. п.);
    социальная (охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.);
    идеологическая (поддержка определенной, в том числе религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.);
    и, наконец, появившиеся сравнительно недавно: экологическая функция (охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности).
    Таким образом, функции государства являются не постоянными, а непрерывно трансформирующимися категориями. Их классификация весьма обширна. Некоторые функции отпадают вообще, другие существенно меняют объем и содержание, а, следовательно, и значимость. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции государства. Изменяется также их соотношение в единой системе, которую они образуют.
    Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.
    При этом важно учитывать, что государство в целом выступает субъектом государственного управления, а основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Следовательно, функции государственного управления определяются целями и функциями государства, в свою очередь, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления.
    Возвращаясь непосредственно к понятию «функции управления», необходимо подчеркнуть, что в науке управления нет единого понятия функций, т.е. направлений деятельности. Функции занимают особое место в системе управления и играют ключевую роль в ее формировании.
    Функция управления как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.
    Применительно к государственному управлению, под функциями государственного управления принято понимать объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы.
    К общим функциям управления, как правило, относят:
    1 - сбор и обработка (анализ) социальной информации;
    2- прогнозирование, т.е. научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки;
    - планирование, т.е. определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей;
    - организация, т.е. формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т. д.;
    - регулирование или распорядительство, т.е. установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.;
    - координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;
    - контроль и учет, состоящие в том, чтобы установить соответствует или не соответствует фактическое состояние объекта управления заданному состоянию.
  • 6. Основные положения и специфические особенности «классической научной школы» и «школы человеческих отношений».
  • 7. Направления развития теории государственного управления во 2-й половине 20 в.
  • 8. Английская научная школа государственного управления.
  • 9. Германская научная школа государственного управления.
  • 10. Французская научная школа государственного управления.
  • 11. Американская школа государственного управления.
  • 12. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси.
  • 13. Общая характеристика субъектов государственного управления.
  • 14. Государство – консолидирующий субъект государственного управления.
  • 15. Характеристика объекта государственного управления, свойства и уровни управляемых объектов.
  • 16. Принципы государственного управления: содержание понятия, характеристика, классификация.
  • 17. Целеполагание в государственном управлении: сущность, принципы формирования «древа целей».
  • 18. Классификация целей государственного управления.
  • 19. Цели и приоритеты государственного управления в Республике Беларусь на современном этапе.
  • 20. Функция государственного управления. Общие и специальная функции, их характеристика.
  • 21. Методы государственного управления, классификация и характеристика основных групп.
  • 22. Система управления: сущность, свойства, структурные элементы.
  • 23. Система государственного управления, ее свойства, особенности.
  • 23 Система гос управления,ее свойства, особенности.
  • 24. Прямые и обратные связи в системе государственного управления.
  • 25. Понятие ответственности в государственном управлении, ее виды.
  • 26. Представительство интересов в государственном управлении: сущность, виды.
  • 27. Лоббизм, его позитивные и негативные стороны. Трипартизм.
  • 28. Общественное мнение и его функции в государственном управлении.
  • 29. Сущность бюрократического управления. Основные компетенции и модели бюрократии.
  • 30. Бюрократизм: содержание понятия, причины появления, меры преодоления.
  • 31. Основные свойства бюрократизма и меры по его преодолению.
  • 32. Коррупция в системе государственного управления.
  • 33. Последствия коррупции и меры по ее устранению.
  • 34. Конфликты в системе госуправления: понятие, причины, виды. Пути разрешения конфликтов.
  • 35. Правовое обеспечение государственного управления.
  • 36. Информационное обеспечение государственного управления.
  • 37. Кадровое обеспечение государственного управления.
  • 38. Финансовое обеспечение государственного управления.
  • 39. Понятие эффективности и результативности государственного управления. Виды эффективности.
  • 40. Критерии и показатели эффективности государственного управления. Методы оценки эффективности государственного управления.
  • Оценка эффективности государственного управления
  • 18. Классификация целей государственного управления.

    В государственных организациях существуют три вида целей : цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения .

    1. Цели-задания государственным организациям ставятся вышестоящим субъектом управления – это собственно управленческие цели, т.е. цели управления социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе управления, т.е. то, ради чего она создана.

    Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы, так, например, социальные цели (поддержка малоимущих и т.д.) имеют слишком общий смысл. Чтобы деятельность органа была эффективной, нужны более конкретно поставленные цели и задачи для органа управления и его коллектива, так как каждый работает лучше, если ясно представляет, чего от него ждут. Цель определяет поведение, а целенаправленная деятельность – механизм, обеспечивающий работу органа управления.

    При выполнении цели-задания возможно возникновение различных проблем:

    Неадекватное восприятие их органом управления;

    Возможное несоответствие между содержанием сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации;

    Противоречие между высоким пафосом задач и низким ресурсным уровнем их обеспечения.

    2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям. Идеальной является такая модель ориентации коллектива, когда бездействие воспринимается самими государственными служащими как несоответствие занимаемой должности, а отказ в приеме заявления, например, о факте злоупотребления служебным положением, порождает в коллективе негативное отношение, как к самому факту отказа, так и к факту злоупотребления.

    Косвенно характер целей-ориентаций может быть определен путем анализа мотиваций. Например, если повышение зарплаты существенно сокращает текучесть кадров (при этом все остальные условия практически не изменяются), то это дает основание предполагать, что цели-ориентации членов коллектива, прежде всего, определяются размером вознаграждения. В иных ситуациях доминирующими могут оказаться характер труда, возможность продвижения по службе, режим рабочего времени и другие факторы.

    3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.

    Устойчивость – это постоянная цель и условие самосохранения организации. Речь идет, прежде всего, о преодолении текучести кадров, уменьшении числа реорганизаций, снижении конфликтности. Однако в этом случае есть опасность, что коллектив организации перестанет адекватно реагировать на изменение внешней среды, будет противиться переменам.

    Кроме того, сам процесс достижения устойчивости грозит превращением ее в самоцель. Если это происходит, то в организации начинают создаваться службы, подразделения, должности, предназначаемые главным образом для поддержания и сохранения системы, как правило, с контрольными полномочиями. Не включенные непосредственно в осуществление целей-заданий, такие службы нуждаются в повышенном самоутверждении, что проявляется в стремлении расширить свои властные полномочия, контролировать не только результат, но и сам процесс деятельности тех подразделений, которые выполняют цели-задания. В результате может возникнуть ситуация, когда, например, решение может быть принято работником подразделения по контролю, а нести ответственность – сотрудник, осуществляющий оперативно-управлеческую деятельность, либо руководитель по контролю.

    Таким образом, каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач.

    Это обстоятельство не должно игнорироваться субъектом управления, и поэтому при постановке целей заданий могут и должны учитываться и цели-ориентации организации. В противном случае мы будем искать и не находить ответа на поистине неразрешимый вопрос: «Кто виноват в том, что система государственного управления не выполняет своего общественного предназначения?».

    Итак, цели должны быть:

    Масштабными, но реально достижимыми;

    Понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций;

    Скоординированными во всей своей совокупности.

    Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных – деятельностно-праксеологических – информационных – разъяснительных.

    В общественно-политических целях выражена стратегия развития общества на длительную перспективу. А высшей ценностью и целью общества и государства провозглашается человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Стратегической долгосрочной целью развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения .

    Социальные цели определяются общественно-политическими целями. Исходя из этого, в Республике Беларусь они заключаются в создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

    Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности, Кроме того, они направлены на реализацию духовного потенциала граждан на реализацию общественно-политических и социальных целей.

    Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации. Основной экономической целью Республики Беларусь является переход к социально ориентированной рыночной экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан.

    Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.

    Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления с целью получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и при необходимости коррекции управляющего воздействия.

    Важную роль в государственном управлении играют разъяснительные цели. Граждане государства должны четно представлять те задачи, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.

    Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, оперативные, тактические . Стратегические цели – это долгосрочные цели, определяющие основные направления развития общества на длительную перспективу. Оперативные целивыдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических, поэтому их еще называют обеспечивающими.

    Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:

    - общими , охватывающими весь комплекс государственного управления;

    - частными , охватывающими отдельные подсистемы.

    По результатам : – конечные и промежуточные цели.

    По времени выделяют:

    - долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет);

    - среднесрочные цели (на 5 лет);

    - краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).

    По отношению к главным целям могут возникнуть побочные (вторичные) цели , которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник