13.08.2019

Какие блага относятся к чистым. Чистые частные, чистые общественные и промежуточные блага. Общественные блага, как экономическая категория


Чистое частное благо представляет собой сочетание конкурентности и исключаемости. Чистое общественное благо обладает одновременно двумя свойствами - неконкурентностью и неисключаемостью. В реальной жизни чистое частное благо и чистое общественное благо можно представить как крайние полюса шкалы экономических благ, между которыми находятся смешанные блага различного рода, близость расположения которых к тому или иному полюсу определяется доминированием свойств частного или общественного блага. Если чистые общественные блага характеризуются совершенной неубываемостью и неуменьшаемостью их потребления и использования, то смешанные блага отличаются различной степенью исключаемости и частичной уменьшаемости в процессе их потребления.

Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, т. е. быть платным.

Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим. Типичным примером перегружаемого общественного блага являются шоссейные дороги, мосты, туннели. До определённого уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Здесь проблема избытка потребителей не стоит. Однако начиная с некоторого момента, например при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведёт к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других.

Перегружаемое общественное благо до определенного уровня обладает свойствами и чертами чистого общественного блага, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пределами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. С помощью установления платы за предоставление перегружаемых общественных благ регулируются предложение и спрос на эти блага и обеспечивается рациональное использование материально-технической базы производства такого рода общественных благ, а также поддерживается их высокое качество.

Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации. Здесь объектом исключаемости являются не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группа потребителей.

Классификации (группировки) общественных благ производятся не только с учётом возможности исключаемости и степени использования (в том числе убываемости потребления) этих благ, но и с учётом критерия внешнего (экстернального) эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т. д.) и негативным (например, ущерб окружающей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий).

Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами даёт возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:

  • - чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (например, открытия в области фундаментальной науки, мировые шедевры литературы и культуры, общегосударственные стандарты, спутниковая связь и т. д.);
  • - чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио и телевидение, муниципальная полиция, пожарная охрана, места отдыха и т. д.).

Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом совместного потребления и в связи с этим выделяются: социально значимое благо (заслуженное благо) и благо, создаваемое в отраслях с естественной монополией. К социально значимым благам относятся образование, здравоохранение, культура и услуги других отраслей социально-культурной сферы.

Социально значимое благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту. Противоречивая природа социально значимого блага создаёт объективную основу для коллизии между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными предпочтениями в отношении потребления и использования такого рода благ. Возникает необходимость государственного вмешательства для разрешения этой коллизии в пользу общественных предпочтений и установления обязательного порядка потребления социально значимых благ. В соответствии с Конституцией в современном обществе введено обязательное общее образование и установлен обязательный уровень охраны здоровья и социального обеспечения. Государство вынуждено идти на ограничение свободы потребителей ради защиты их от самих себя. В противном случае при свободе потребительского выбора нет никаких гарантий, что определённая группа граждан не предпочтёт расходовать свои средства на текущее потребление, а не на образование и другие социально значимые блага. С помощью государственного патернализма становится возможным смягчить нерациональность индивидуального потребительского поведения. Однако с расширением сферы социально значимых благ, с включением в эту сферу трансфертных платежей, ориентированных на справедливое распределение доходов, социальную стабильность, равенство возможностей, равный доступ всех членов общества к социально-культурным услугам, возникает опасность установления патерналистского деспотизма. По мнению американского профессора Дж. Стиглица, в условиях, когда государства берёт на себя большой объем патерналистской ответственности, одна группа граждан может навязать через властные структуры свою волю и предпочтения другим слоям населения, а также свои взгляды в отношении того, как вести себя и что потреблять.

Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными благами. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т. д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в эти отрасли новых конкурентов. Это ограждает рынок продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов.

В отраслях естественной монополии более предпочтительны шансы для работающих здесь предприятий, чем для новых форм. Первые по сравнению со вторыми выигрывают в ценовой конкурентной борьбе за счет использования резервов мощностей и приведения в действие фактора экономии от масштаба.

Другой особенностью отраслей естественной монополии является трансмиссионность технологии (сетевой тип производства), который исключает дублирование и разукрупнение, а это, следовательно, мешает созданию конкурентной среды. Отрасли с естественной монополией представляют собой собирательные отрасли. Они включают наряду с производством трансмиссионного, сетевого характера производственно-технологические, хозяйственные структуры обычного типа, услуги и продукция которых относятся к частным благам. Разновидностями естественной монополии являются уникальные природные ресурсы, требующие общего, совместного распоряжения, а также монополия на интеллектуальный продукт (в частности, право интеллектуальной собственности).

Совместный характер потребления общественных благ определяет единство в применении критериев разграничения общественных благ различного вида и частных благ В то же время это свидетельствует об общности государственного и общественно-добровольных секторов, о принадлежности их к единой общественной экономике.

Зарубежная статистика даёт ориентировочное представление о соотношении между различными видами общественных благ на основе данных об удельных общественных расходах на их производство Так, в конце 80-х гг. в США доля общественных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) на чистые общественные блага составила 9,1%, на социально значимые блага - 6,1, а с включением социальных трансфертных платежей - 17,8, на квазиобщественные блага - 4,5% (на производственную инфраструктуру и отрасли естественной монополии).

В Германии в этот же период на чистые общественные блага расходовалось 8,2% ВВП, на социально значимые блага (включая социальные трансферты) - 31,2, на собственно социально-значимые блага - 13,3, на другие общественные блага - 4,6%. Аналогичная картина наблюдается по другим индустриально развитым странам. Она свидетельствует о том, что в общественных расходах на первом месте стоят социально значимые блага, на втором - чистые общественные блага, на третьем - другие виды общественных благ.

Общественное благо - это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах и обладающие двумя свойствами: несоперничество или неконкурентность в потреблении; неисключаемость.

Польза от общественного продукта одного потребителя не преуменьшает способность другого извлечь выгоду. Неконкурентные товары доступны каждому, что не отражается на возможности потребления их отдельными лицами.

Этот признак экономически объясняется так: для большинства товаров, которые производятся в частном секторе, предельные издержки производства большого объема благ положительны. Но для таких товаров как общественные блага дополнительное потребление не увеличивает издержек. Таким образом, товар является неконкурентным, если при любом заданном объеме его производства дополнительные издержки предоставления его дополнительному потребителю равны нулю. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других и не снижает его качества. Или, скажем, использование света маяка в качестве ориентира одним судном не ограничивает возможностей такого же его использования другими кораблями.

Второе свойство состоит в том, что если товар или услуга предоставляется всему населению страны, нет никакой возможности отрицать ее доступность любому человеку или требовать прямой платы за доступ. Товар является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого, трудно или вовсе невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми товарами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Например, не существует технических средств, которые могли бы не допустить использование света маяка в качестве ориентира одними судами, в то время как его могут использовать в этом качестве другие. Невозможно (или, во всяком случае, очень дорого) воспрепятствовать приему радиопередач одним слушателем тогда, когда их может принимать его сосед.

Общественное благо признается чистым, если оно в высокой степени обладает двумя основными свойствами: свойством несоперничества и неисключаемости в потреблении.

Неисключаемость блага означает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то невозможно запретить потребление блага другими лицами.

Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.

Например, уличное освещение: сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.

Несоперничество в потреблении блага состоит в том, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами, предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю. Примерами чистых общественных благ могут служить национальная оборона или законодательство. Так, увеличение численности населения само по себе не требует изменения масштабов национальной обороны. В отличие, например, от продуктов питания все элементы оборонной системы «потребляются» населением страны в целом. Имеется в виду, что они приносят выгоды каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей. В тоже время отдельный житель страны фактически не может быть выведен из-под «военной защиты».

Примеры обороны и законодательства показательны, помимо прочего, в том отношении, что чистые общественные блага - это, как правило, не обычные материальные продукты, а относительно сложные институциональные устройства, зачастую увязывающие воедино целый ряд видов деятельности, материальных и нематериальных элементов. Скажем, боеприпасы не являются как таковые общественными благами. Однако боеприпасы выступают в роли компонентов чистого общественного блага, а именно оборонной системы.

Под смешанным общественным благом понимают благо, у которого хотя бы одно из указанных основных свойств выражено в умеренной степени. Смешанные блага можно разделить на следующие категории: перегружаемые - блага, у которых свойство неконкурентности в потреблении выполняется только до определенного момента.

Самым ярким примером такого блага может выступать автомобильная дорога. Увеличение количества участников дорожного движения приводит к возникновению пробок, что в свою очередь, ведет к убыванию полезности от потребления данного блага для всех пользователей.

Исключаемые (клубные блага) - блага, которые при определенных условиях в очень ограниченной степени обладают свойством неисключения в потреблении, т.е. перед потребителями таких благ встают различные барьеры, ограничивающие доступ к этим благам. Потребители такого блага делят между собой как выгоды, так и издержки.

Например, парк, за вход в который установлена плата, плавательный бассейн или клуб любителей собаководов; прочие - блага, которые не попадают под категорию перегружаемых или исключаемых благ. Такие блага сочетают в себе различные вариации степеней выраженности свойств общественных благ.

В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило, не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.

Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении благ. При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля.

При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами.

С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.

Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.

В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества в потреблении. Чем выше спрос на частное благо, тем больше должно быть их производство.

Что касается определения оптимального объема производства, то социальный оптимум для каждого товара устанавливается тогда, когда предельные общественные выгоды от производства данного товара оказываются равными предельным общественным издержкам.

Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага.

В связи с таким свойством чистых благ, как неисключаемость, возникает проблема «безбилетника» Проблема «безбилетника» - это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него. В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета».

Представим, что каждый считает: его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить, не повлияет на коллективное решение. Нет смысла платить. Кроме того, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят. Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено. Поэтому такие блага обычно производятся при участии правительства за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

Таким образом, общественное благо - это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах и обладающие двумя свойствами: несоперничество и неисключаемость. К чистым общественным благам относятся блага, обладающими свойствами полной неконкурентоспособности, неубываемости, неделимости, неисключаемости. Вследствие такого свойства чистого общественного блага как неубываемость, возникает проблема безбилетника - проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него. К смешанным общественным благам относятся блага, имеющие совместный характер потребления с разной степенью исключаемости и убываемости потребления.


Введение

Понятие, сущность, классификация общественных благ

2.Основные свойства общественных благ

Проблемы финансирования общественных благ в РФ

Заключение

Список использованных источников


Введение


В любой национальной экономике общественным благам принадлежит весьма значительное место и роль.

Результаты работы общественного сектора воплощаются преимущественно в общественных благах. Как доходы, так и расходы государства должны наиболее точно соответствовать удовлетворению потребностей в конкретных общественных благах, предъявляемым основной частью населения. Глубокое понимание особенностей общественных благ, умение распознавать их, находя наиболее оптимальные варианты удовлетворения потребностей, анализируя альтернативные варианты замещения общественных благ частными принципиально важны для обоснования социально-экономической политики. Также огромная роль принадлежит навыку эффективного сопоставления бюджетов разных уровней с величиной реального спроса и фактического предложения общественных благ.

Актуальность проблемы изучения особенностей удовлетворения спроса в общественных благах состоит в том, что вопросы развития потребностей человека достаточно широко разрабатывались в социологии, философии, психологии, экономике, однако, при этом, недостаточное внимание уделялось разграничению потребностей индивидуальных и потребностей в общественных благах.

Не столь хорошо изучено место и роль государства в процессе создания общественных благ, а также не получили должного развития вопросы эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах и их влияния на общественное благосостояние.

Целью данного реферата является ознакомление с теоретическими основами природы общественных благ, а также изучение роли государства в их создании и предоставлении.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие основные задачи:

рассмотреть сущность, свойства, виды общественных благ;

изучить особенности формирования спроса на общественные блага, а также рассмотреть их эффективный объем предложения;

обосновать функции и роль государства в создании и предоставлении общественных благ.


1. Понятие, сущность, классификация общественных благ


В наиболее обобщенном смысле блага являются некоторой совокупностью средств, позволяющих удовлетворить потребности как определенного человека, так и большей части населения.

В любой национальной экономике есть чрезвычайно широкая классификация благ. Зависимо от их видовой принадлежности благ, определяются их сущностные характеристики.

Выделяют такие основные виды благ по характеру потребления:

общественные . Они отличаются тем, что находятся в свободном потреблении, в распоряжении у всех членов общества и, при этом, не могут использоваться индивидуально;

индивидуальные (частные блага) отличаются тем, что могут использоваться лишь одним членом общества и могут быть направлены на удовлетворение только его потребностей.

Общественные блага, в свою очередь, классифицируют на, собственно, общественные и коллективные блага.

Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Их потребление доступно в одночасье многим людям и для этих благ характерны свойства несоперничества и неисключаемости. Примером наиболее распространенных общественных благ могут послужить дороги и мосты, образование, здравоохранение, услуги предоставляемые органами публичной власти.

Чистое общественное благо характерно тем, что потребляется коллективно, всеми людьми, при том вне зависимости от того, платят ли они за него или нет. Примером может быть национальная оборона, полиция и т. д.

Коллективное (смешанное) общественное благо от общественного отличается тем, что может быть использовано всеми членами общества, однако лишь в ограниченной мере.

В отличие от общественных, чистым частным благом принято считать такую разновидность благ, каждую единицу которого нельзя ни оценить, ни продать. Другими словами, каждая единица чистого частного блага приносит пользу лишь тому человеку, который купил его и, таким образом, получил исключительное право на его использование.

Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, то следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка тут бессильны и попросту не работают, а поэтому данная прерогатива принадлежит государству.

Для общественных благ весьма характерны следующие специфические черты:

Отсутствие конкуренции в их потреблении;

неделимость общественного блага, которая обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определить ни характеристики блага, ни объем его производства;

нерыночный характер стоимости блага, который связан с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка;

тотальный и неисключаемый характер блага, который объясняется тем, что его потребление не может быть ограничено какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство.общественный благо государство спрос

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги- это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.


2. Основные свойства общественных благ


Для общественных благ свойственны такие две основные характеристики:

несоперничество , которое объясняется тем, что увеличение числа потребителей определенного общественного блага не влечет за собой снижение полезности, которая доставляется каждому из них;

неисключаемость, которая выражается в том, что ограничение доступа потребителей к какому-либо общественному благу не представляется возможным.

Блага, которые не обладают подобными свойствами, следует относить к частным.

Несоперничеством можно охарактеризовать предельный случай положительного внешнего эффекта: огромное число одновременно и совместно пользуются защитой военного нападения и от пожаров, и нельзя сказать, кто конкретно из них является «основным» получателем услуги, и кому именно достается внешний эффект.

Для всех без исключения общественных благ наиболее характерными являются следующие черты:

·отсутствие конкуренции в их потреблении, которое обусловливается тем, что использование блага тем или другим человеком ничуть не уменьшает их ценности и значения. От числа лиц, использующих общественное благо, ценностные его характеристики сколь-либо существенным образом не страдают. К примеру, красотой цветов, высаженных на клумбе, могут наслаждаться, сколько угодно людей;

·неделимость блага обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определять характеристики блага, а также объем его производства. К примеру, освещение на улице не может включаться или выключаться в какое-либо определенное время по прихоти каждого человека;

·нерыночный характер стоимости блага , связывается с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка. Производство общественных благ не может быть урегулировано объективными рыночными законами, а потому эту функцию берет на себя государство, которое искусственно определяет характер распределения и производства общественных благ;

·тотальный и неисключаемый характер блага , связан с тем, что его потребление не может ограничиваться какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. К примеру, освещением улиц пользуется все население, определенными целевыми группам данное благо ограничить нельзя.

По критерию масштаба распространения выделяют следующие виды общественных благ:

·общегосударственные . Это такие блага, которые распространяются на территории всего государства (обладают общегосударственным значением). К ним относятся, к примеру, деятельность армии, федеральных органов государственной власти, Федеральной службы безопасности и т. д.;

·местные общественные блага . Это блага, к которым имеет доступ лишь определенная часть населения. Как правило границы и критерии потребления местных общественных благ устанавливаются в соответствии с региональной принадлежностью населения (например: городские парки, городское освещение).

По степени своей доступности общественные блага классифицируют таким образом:

·исключаемые общественные блага (использование которых можно ограничить определенным кругом населения). К примеру, вход в музей можно осуществлять по билетам, и, таким образом, число получателей данного блага можно ограничить. Характеристики такого блага, при этом, никоим образом не пострадают;

·неисключаемые общественные блага . Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Для наиболее эффективного обеспечения населения общественными благами, государству следует обладать определенными объемами финансовых ресурсов, необходимых для производства этих благ.

Данные ресурсы мобилизуются в результате взимания налогов.

Налоги, таким образом, являются своеобразной платой за пользование общественными благами.


3. Проблемы финансирования общественных благ в РФ


Воспроизводство общественных благ состоит из стадий производства, распределения и потребления. Субъекту, финансирующему этот процесс, нужно иметь представление о критерии эффективности не только в производстве, но и распределении благ.

Производство, например, локальных общественных благ финансируется из бюджетов субъектов РФ. Поэтому данные субъекты несут ответственность за оптимальное расходование финансовых ресурсов на формирование регионального или муниципального заказа, связанного с производством локальных общественных благ или с оказанием услуг (строительством школ, больниц, парков, оснащением их соответствующим оборудованием, капитальным ремонтом). Следует иметь в виду, что оптимальный вариант заказа на закупку ресурсов, применяемых в производстве общественных благ, формируется на основе сравнений конкурентных предложений, которые поступают от потенциальных поставщиков ресурсов и производителей готовых товаров. Тендерная система организации закупок как один из способов приобретения товарных ценностей, имеет правовую основу и позволяет выявить наилучших претендентов на исполнение государственного заказа. В конечном итоге заказ получит тот хозяйствующий субъект, который предложит наилучшее, с позиций заказчика, соотношение цены, качества и условий поставки ресурсов или готовых товаров.

Объем и структура общественных благ (услуг) во многом зависят от действующего механизма распределения и перераспределения финансовых средств бюджетов разных уровней, от степени децентрализации этого процесса.

Главные факторы, влияющие на объем производства общественных благ (услуг) на региональном и муниципальном уровнях - это размер налоговых доходов бюджетов соответствующих уровней и сумма межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в регионы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ «межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются регионам в нескольких формах, в том числе в виде дотаций из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Критерием предоставления таких дотаций является уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Его определяют, как отношение расчетных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ к численности населения, проживающего на территории данного субъекта. Следует иметь в виду, что в этих расчетах не допускается использование показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. В данной формуле числитель связан только с налоговым потенциалом субъекта РФ и структурой его экономики.

Затем уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ сравнивают с аналогичным показателем, средним по Российской Федерации. Последний показатель рассматривают в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Его исчисляют как отношение суммы налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ к общей численности населения во всех российских регионах.

Трансферты регионам могут быть также предоставлены из федерального Фонда компенсаций. Они выступают в виде субвенций из этого Фонда, распределяемых по единой методике пропорционально численности населения и с учетом других факторов, влияющих на данный процесс. Но при распределении субвенций не допускается использование показателей, характеризующих собственные доходы региональных бюджетов.

Кроме того, формами финансовой поддержки регионов федеральным бюджетом являются:

) средства Фонда регионального развития. Это субсидии и дотации для долевого финансирования инвестиционных программ, а также для развития общественной инфраструктуры регионального значения;

) средства Фонда софинансирования социальных расходов.

Это субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

С воспроизводством общественных благ (услуг) связаны еще и трансферты из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Но эта связь косвенная, поскольку средства этого Фонда в основном предназначены для поддержки финансово-экономических реформ, проводимых в регионах.

Практика показывает, что потребности регионов в трансфертах, как правило, превышают объем фактических дотаций, субсидий и субвенций, поступающих из федерального бюджета. Поэтому органы государственной власти как регионального, так и муниципального уровня должны проводить работу, с одной стороны, по изучению и оптимизации потребностей в общественных благах (услугах), а с другой, - по усилению влияния факторов, стимулирующих рост трансфертных поступлений в регион. Однако в любом случае, трансферты - это лишь часть финансового потока, связанного с финансированием расходов по воспроизводству общественных благ (услуг). Другую часть образуют налоговые доходы региональных и муниципальных бюджетов. Таким образом, успешное продвижение к конечной цели требует эффективных действий в двух направлениях: усиление налогового потенциала регионов, муниципалитетов и расширение финансовой поддержки субъектов РФ со стороны федерального бюджета.


Заключение


Общественные блага характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью и на основе этого были выявлены два характерных свойства:

увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;

ограничение доступа потребителей к такому благу практически не возможно.

Из этого следует, что предоставление общественных благ посредством рынка, то есть исключение принудительного участия потребителей в финансирование производства таких благ, порождает ряд проблем, которые не позволяют рыночной системе эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

Из этого следует, что обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства.

Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения - локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.

Во-вторых,- интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и тому подобное.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности общественного сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса.

общественные блага имеют огромное значение в процессе удовлетворения потребностей населения. Государству следует уделять большое внимание развитию общественных благ и обеспечению ими населения на более высоком уровне, решать проблемы, связанные с финансированием предоставления общественных благ.

к числу ключевых задач на заключительном этапе перехода России к рыночной экономике относится сохранение, а если необходимо, восстановление, потенциала производства общественных благ. Это, в свою очередь, предполагает продуманную политику развития общественного сектора. Его неизбежное и вполне оправданное количественное сокращение должно сопровождаться качественными преобразованиями, нацеленными на решительное повышение эффективности.

Список использованных источников


1. Микроэкономика /Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. - М., 2013 - 640 с.

Экономика/ Михайлушкин А.И., Шимко П.Д - М., 2012, гл.1.

Микроэкономика/ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. - Питер, 2013 -118с.

Экономика /Под ред. А.С. Булатова - М., 2012, гл.2. -29с.

Экономика общественного сектора / Г.А Ахинов, Е.Н. Жильцов - М.: ИНФА - М., 2012. - 345с.

6. .

. .

Http://www.elitarium.ru.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В самом общем виде общественные блага - это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.

Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении .

Таблица 1

Сбои рынка и направления государственного вмешательства в экономику

Общественные блага - это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в основном в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.

Для общественных благ характерны два свойства :

Увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;

Ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Первое свойство называется несоперничеством в потреблении, а второе - неисключаемостью. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными.

Несоперничество - это предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, и кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ.

Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Подобные блага поставляются сообществам людей, в которых индивиды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.

Разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Между теми и другими нельзя строго провести грань. Однако различие между ними практически значимо, поскольку сфера чистых общественных благ приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора, а сфера смешанных общественных благ дает представление о допустимых пределах экспансии этого сектора и служит ареной его конкуренции с частным сектором .

Некоторые общественные блага доступны одновременно целой нации, потребителями других выступают жители отдельного региона, города. Общественные блага, относящиеся к последней категории, принято называть локальными.

Общественные блага называют также коллективными. Последний термин часто применяется, когда речь идет о благах, которые потребляются сравнительно небольшой группой. Для таких благ характерны сравнительно узкие границы несоперничества, а неисключаемость, по определению, не распространяется на тех, кто в группу не входит.

Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 1).

Так как частное благо обладает свойством соперничества, то каждая единица блага будет потреблена одним человеком. Предельная польза дополнительной единицы блага представляет собой наибольшее его желание платить за единицу блага. Когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает наибольшим желанием платить, предельная польза первой единицы блага равна 10.


Рис. 1.

В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители.

Поэтому в случае с общественным благом совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 2).

Так как общественное благо обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного блага в нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рис. 2 представлена линиями МВА и МВВ. В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равна 5 для потребителя А, а для потребителя В она равна 10. Таким образом, совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами - общая готовность платить, равна 15. Если произведено 7,5 единицы общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (МВВ). В целом совокупная ценность общественного блага на рис. 2 представлена ломаной линией МВ = МВА + МВВ.

Рис. 2.

Каков же оптимальный объем производства общественного блага?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить из курса микроэкономики предельное условие определения оптимального объема производства частного блага.

В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC) .

Для нашего примера это означает равенство предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (МВ = МС).

Но общественное благо предполагает несоперничество в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет это благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.

Как мы видим на рис. 3, совокупная предельная польза общественного блага, или общая готовность платить за него, представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия МВ). Предельные издержки представлены линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет собой равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага QE будет оптимальным для данного блага.

Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага QE имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.

Рис. 3. Оптимальный объем производства общественного блага

Кафедра «Экономики и Управления

Курсовая по экономической теории

на тему:

Общественные блага, как экономическая категория

Москва 2008 г.


Введение

2. Особенности спроса на общественные блага

3. Эффективный объем общественного блага

4. Проблема «безбилетника»

5. Предоставление общественных благ посредством рынка

6. Предоставление общественных благ государством

Заключение

Список литературы


Введение

Важной функцией государства в рыночной экономике является производство общественных товаров и услуг (благ). Особенностью общественных благ является то, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.

Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага обладают 2-мя характерными свойствами:

1. Несоперничество в потреблении

2. Неисключаемостью.

Несоперничество в потреблении состоит в том, что при увеличении количества потребителей какого-либо общественного блага никогда не снижается полезность, доставляемая каждому из потребителей. При предоставлении общественного блага индивидуальному потребителю предельные издержки = 0. А при увеличении потребителей реализуются условия Парето-улучшения (Парето-улучшениями называются такие изменения экономических ситуаций, при которых по сравнению с предыдущим состоянием никто не проигрывает и хотя бы некоторые участники экономической жизни выигрывают).

Неисключаемость состоит в том, что производитель общественного блага не имеет возможности по своему желанию отстранить какого-либо потребителя от пользования этим благом. Поставщики общественных благ не в состоянии вступать в обособленные экономические взаимоотношения с каждым из их потребителей.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

1. Классификация экономических благ

В основу классификации благ положены два критерия – степень доступности блага в потреблении и характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления. В соответствии с первым критерием выделяются признаки исключаемости или неисключаемости блага, со вторым – избирательности или неизбирательности блага.

Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других. В этом случае потребление блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена. Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, не заплатившие за благо, не могут быть исключены из числа потребителей.

Избирательность в потреблении означает, что получение определённых выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляется в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага, отчего его иногда называют принципом конкурентности в потреблении. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других. Такое благо считается неконкурентным, и его потребление каким-либо субъектом в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов. В соответствии с указанными критериями блага делятся на чистые и общественные.

Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, является чистым частным благом.

Чистое частное благо – это благо, обладающее признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Обладая высокой степенью избирательности и исключаемости, такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и в этом смысле наиболее приспособлены для рыночного оборота.

Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественным благом.

Чистому общественному благу свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Чистые общественные блага обладают рядом специфических характеристик. Присущая им абсолютная неизбирательность означает, что 1) любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим; 2) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями; 3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.

Рис. №1. Предельные издержки предоставления чистого общественного блага


Характерная для чистых общественных благ полная неисключаемость указывает на то, что: 1) данные блага обладают неделимостью, следовательно, 2) не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно, а значит, 3) потребляются сообща. В силу указанных особенностей чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Главная их отличительная особенность заключается в том, что потребление такого блага всегда сопровождается положительным эффектом для всех. Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Типичными примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка.

«Мир благ» не сводиться к чистым частным и чистым общественным благам. Во-первых, используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать признаком, например, неисключаемости (исключаемости, избирательности, неизбирательности), однако одно из них в большей степени, а другое в меньшей. Во-вторых, характеризующие блага признаки могут иметь самые разные комбинации: избирательность – неисключаемость, исключаемость – неизбирательность. Места для парковки на общественной стоянке для автомобилей доступны для всех других, что придаёт ему признак избирательности. Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, называются общими благами, или благами совместного потребления. Их специфика состоит в том, что несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют ещё коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обуславливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».

Конкурентность в потреблении блага может быть низкой. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможностей того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Однако введение платы за подключение к сети является фактором исключаемости данного блага. Блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности, называются исключаемыми общественными, или коллективными благами. Ими могут быть кабельное телевидение, школьное обучение, библиотеки. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста его потребителей, и с определённого момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потреблению связано с ростом предельных издержек предоставление, т.е. снижением полезности для существующих потребителей. Блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определённого числа потребителей, называются перегружаемыми общественными благами. Типичные примеры таких благ – объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.д.). По мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части растёт и скорость движения (полезность) снижается. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определённого момента.



© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник