23.06.2019

Функции профсоюза в организации. Профсоюзы в современном обществе. Средства решения целей и задач



3. Профсоюзные органы как субъекты трудового права

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) , Соцпроф и другие считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления (см. главу ХУКЗоТ РФ). Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой - регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов.

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной (главной) функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними.

Помимо главной - защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции, часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие - делегированы в свое время профсоюзам государством.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти органы, и прежде всего профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного договора) .

Статья 226 КЗоТ РФ закрепила общее право профсоюзов представлять интересы трудящихся и определила области его применения - производство, труд, быт и культуру. Указанные области общественной жизни являются, таким образом, объектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий.

Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наемных рабочих и служащих в названных выше областях общественной жизни является одновременно и правом и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое представительство основано на законе (ст. 226 КЗоТ РФ) , профсоюзные органы, выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой бы то ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников-членов профсоюза.

4. Правовой статус профсоюзных объединений и реализация ими основных функций.

Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации по вопросам прав профсоюзов. Федеральный закон о профсоюзах со­стоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. I. Общие положения (ст. 1-10), гл. II. Основные права профсоюзов (ст. 11-23), гл. III. Га­рантии прав профсоюзов (ст. 24-28), гл. IV. Защита прав профсоюзов (ст. 29, 30), гл. V, Ответственность профсоюзов (ст. 31), гл. VI. Заклю­чительные положения (ст. 32-33). Закон установил правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Он регулиру­ет отношения профсоюзов с органами государственной власти, местно­го самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ас­социациями), юридическими лицами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие профсоюзов: “Профсоюз - добровольное общест­венное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов”. Все профсоюзы имеют равные права. Они независимы в своей деятельности от органов власти, местного самоуправления, рабо­тодателей, их объединений, политических партий и других обществен­ных объединений.

Законодательство субъектов Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные фе­деральными законами.

Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профорганизациях утверждают сами профсоюзы. Эти акты предусматривают цели и задачи профсоюза, его структуру, другие во­просы деятельности профсоюза, их объединений.

Правоспособность профсоюзов, их объединений, первичной проф­союзной организации возникает как правоспособность юридического лица с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе. Но они вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица.

Профсоюзы в России строятся по производственно-территориаль­ному принципу. Они могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающе­му про4зессиональную специфику. Различаются их объединения и ор­ганы общероссийские, межрегиональные, территориальные (респуб­лик, областей, городов, районов). Все эти органы могут быть представителями работников при соответствующих коллективных перегово­рах и заключении социально-партнерских соглашений.

Статья 3 Закона о профсоюзах дает понятия: первичной профорга­низации, общероссийского профсоюза, общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегионального профсоюза и их объеди­нений, территориального профсоюза и их объединений, профсоюзного органа и профсоюзного представителя.

Профсоюзный представитель - это профорганизатор, профгру­порг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсо­юзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на пред­ставительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсо­юзов, положением о первичной профсоюзной организации или реше­нием соответствующего профсоюзного органа. Профсоюзные предста­вители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав. Они имеют право участвовать в работе различных представительных органов работников и право непосредственно обра­щаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза,

Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотноше­ния между различными органами профсоюзов также регулируются их уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими ор­ганами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируются трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь они выступают и как представители работников, и как органы, наделенные определенными правами по защите интересов трудящих­ся. Эти отношения профсоюзов являются организационно-управленческими отношениями.

Права профсоюзов - это большое социальное завоевание трудя­щихся нашей страны, реальная ценность в сфере труда. Они представ­ляют и защищают в государственных, муниципальных, хозяйственных органах, перед работодателями экономические и социальные интересы трудящихся, связанные с их трудом и бытом.

Защитная функция профсоюзов - это целенаправленная правовая деятельность (т.е. на правовой основе) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся, охране их от нарушений, по восста­новлению нарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся. Эта функция профсоюзов проявля­ется ими в соответствии с законодательством на всех этапах правового регулирования: при создании норм трудового права, при их примене­нии и охране от нарушений, при восстановлении нарушенных прав и привлечении к ответственности должностных лиц - нарушителей.

Она также направлена и на защиту профсоюзов от нарушений, так как лишь имея права профсоюз может осуществлять защиту социаль­но-трудовых прав и интересов работников. Но кроме двух указанных основных функций профсоюзы осуществляют и другие функции: по воспитанию своих членов, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (со­юзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также системы коллективных договоров, социально-партнерских со­глашений на всех уровнях вплоть до федерального.

Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих пред­ставителей в коллегиальных органах управления организацией (пред­приятием, учреждением, организацией независимо от форм собствен­ности и подчиненности").

5. Ответственность профсоюзов.

Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст.41).

Одной из юридических гарантий законности деятельности профсо­юзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение своих обязательств по коллективно­му договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственность установле­на федеральными законами. Возможность привлечения к имуществен­ной (гражданско-правовой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной, предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», подписанным Президентом РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыпол­нении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, мо­гут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за не­законную забастовку - поскольку они обязаны соблюдать нормы зако­нодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.

Неосвобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюз­ные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава проф­союзного органа. В таком же порядке несут ответственность освобож­денные и неосвобожденные от основной работы лица, входящие в проф­союзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.

За участие в незаконной забастовке неосвобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

6 . Соотношение прав профсоюзов, органов общественной

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Роль профсоюзов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Сегодня институт социального партнерства в России стал одним из ведущих институтов гражданского общества. Органы власти уделяют большое внимание налаживанию долгосрочных партнерских отношений и развитию конструктивного социального диалога с предпринимателями и профсоюзами. Поэтому роль профсоюзов нельзя недооценивать, а большинство социально ответственных предприятий, являющихся лидирующими компаниями России, уже ориентируют свою деятельность на взаимодействие с профсоюзами.

Понятие и сущность профсоюзов

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов .

Профсоюзы представляют и защищают права работников в трудовых отношениях с работодателями, обеспечивают помощь в защите социально-экономических интересов членов профсоюза. За счет деятельности профсоюзов достигается широкое представительство интересов работников.

Отношения между профсоюзами и предпринимателями строятся на основе коллективного соглашения. Коллективное соглашение включает в себя не только основные аспекты трудовых отношений, к которым относится уровень зарплаты, оплата сверхурочных часов, отпусков, страховые взносы, но и социальные вопросы. К социальной составляющей коллективного соглашения относятся гарантии занятости, порядок определения трудового стажа, критерии вынужденных увольнений, процедуры решения возникающих трудовых разногласий и т.п. Кроме того, коллективное соглашение включает в себя и гарантии условий труда: охрана и безопасность рабочего места, возможность отказа от сверхурочной работы, соблюдение мер безопасности и охраны труда на предприятии в целом и т.п.

Профсоюзы представляют собой объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Деятельность профсоюзов исходит из того, что целью профсоюзного движения является максимизация заработной платы, улучшение условий труда и повышение занятости. В настоящее время профсоюзы представляют интересы наемных работников в современной модели социального партнерства.

Сущность профсоюзов описывают различные экономические модели. В настоящее время, наиболее актуальной является модель, в рамках которой профсоюзы рассматриваются в качестве продавца, предлагающего услуги защиты экономических интересов работников, тогда как работники являются покупателями данных услуг. Модель опирается на существование спроса и предложения на услуги защиты экономических интересов работников. Таким образом, отношения между профсоюзом и входящими в него работниками являются экономическими, построенными на рыночных условиях.

Профсоюзы в своих действиях руководствуются комплексной системой факторов :

  • наемный труд порождает противоречия между работниками и предпринимателями в области организации труда, его охраны, оплаты труда и социальных гарантий работникам;
  • удовлетворение экономических интересов работников может быть достигнуто более эффективно в результате совместных действий;
  • работникам необходимо быть объединенными в профсоюзные организации для реализации своих законных прав и защиты интересов;
  • решение социально-экономических задач в области трудовых отношений возможно только при содействии государства.

На основе данных факторов профсоюзные организации защищают экономическую свободу и интересы каждого работника, а также обеспечивают преодоление объективного неравенства, которое существует в экономической системе между работником и предпринимателем.

Принципы профсоюзов

Соответствуют принципам социального партнерства:

Профсоюзы добиваются экономического роста за счет планомерной реализации данных принципов. При этом от политики профсоюза во многом зависит понимание наемными работниками, которые входят в этот профсоюз, целей работодателей, степень и качество использования квалификации работников на предприятии, а также степень удовлетворенности работников условиями труда. Если продолжить логическую цепочку, то от деятельности профсоюзов зависит и эффективность хозяйственной деятельности предприятий, их конкурентоспособность на рынке, следовательно, профсоюзы определяют будущее и работников, и работодателя.

При этом профсоюзные организации располагают различными средствами для достижения экономических интересов наемных работников:

  1. собрания, митинги, демонстрации – акции коллективного протеста;
  2. заявления, обращения, петиции – выражение недовольства профсоюзов конкретными вопросами или проблемами;
  3. забастовки – крайняя мера и действенный способ оказания давления на предпринимателей;
  4. коллективные переговоры – целевое средство достижения поставленных профсоюзом задач.

Следует отметить, что иногда первые три средства являются лишь способом начать коллективные переговоры. Это объясняется тем, что работодатель не всегда желает вступать в переговоры с работниками, однако наиболее значимые успехи профсоюзов достигались и достигаются именно в процессе коллективных переговоров.

Принципы профсоюзов

Продуманность позиции означает наличие у профсоюзов конкретных целей, когда она начинают коллективные действия, при этом они сохраняют готовность пойти на разумный компромисс, если основные требования будут удовлетворены.

Солидарность трактуется как единство большинства трудящихся, сознательность и дисциплина всех членов профсоюза. Во многом, данный принцип повышает шансы на достижение целей профсоюзами в противостоянии с работодателями за интересы трудящихся.

Законность означает отказ профсоюзов от незаконных забастовок, стихийных акций. Вообще профсоюзы всегда стараются не допустить дискредитации профсоюзного движения в целом.

Гласность является важным инструментом профсоюзов, привлекая внимание общественности к проблемам трудящихся, они позитивно влияют на общественное мнение, широко информируя общество о конфликте и требованиях трудящихся.

Цели профсоюзов

В настоящее время деятельность профсоюзов можно оценивать по двум критериям:

1. Уровень заработной платы входящих в профсоюз работников;

2. Уровень занятости членов профсоюза.

Соответственно достижение двух основных целей профсоюзов , увеличение заработной платы и уровня занятости, может существенно различаться между различными профсоюзами. При этом в экономической науке до сих пор не выработано единое мнение или методология определения того, в какой мере можно пожертвовать уровнем заработной платы для увеличения занятости членов профсоюза и наоборот. Экономическая теория свидетельствует о том, что попытки добиваться бесконечного увеличения заработной платы бессмысленны, так как это неминуемо ведет к снижению уровня занятости вплоть до нуля. Практика экономических отношений говорит о том, что стремление к беспредельному повышению заработной платы встречается в качестве основной и единственной цели профсоюза, закрепленной в его документах. Это справедливо для тех случаев, когда предприниматели в условиях кризиса в хозяйственной деятельности своего предприятия следуют принципу сокращения тех работников, у кого стаж работы меньше.

При этом три основных условия возможностей роста заработной платы на макроуровне остаются неизменными на протяжении многих лет и являются одним из основополагающих факторов развития экономической системы:

  1. Повышение спроса на труд,
  2. Сокращение предложения труда,
  3. Реализация монопольной власти профсоюза.

В соответствии с этим, если данные условия не соблюдаются, профсоюзы могут добиваться роста заработной платы, используя различные методы взаимодействия с предпринимателями и государством.

При этом основные цели профсоюзов достигнуты в большинстве стран:

  1. Профсоюзы обладают широкими правами.
  2. Наемным работникам гарантированы минимальная заработная плата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя, оплата сверхурочных переработок.

Роль профсоюзов в модели социального партнерства

Классическая схема системы социального партнерства выглядит следующим образом: интересы работников представляют профсоюзы и объединения, а интересы работодателей выражают союзы предпринимателей, промышленные образования и т.п. В результате достигается ситуация, при которой интересы обоих групп уравновешены.

В так называемом трипартистском варианте социального партнерства третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступают государство и институты власти. При этом государство одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений.

Согласование интересов достигается путем переговорного процесса. Это наиболее простой способ решить общие проблемы с выгодой для всех участников. В ходе согласования и переговоров стороны договариваются об условиях и социальных гарантиях, которые устроят всех участников.

Таким образом,

Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов, основанная на равном сотрудничестве.

Субъекты социального партнерства: общество, предприниматели, государство. Институты, представляющие интересы субъектов социального партнерства: профсоюзы, объединения предпринимателей, правительство и органы власти.

Роль профсоюзов проявляется в представлении и защите интересов работников в социально-экономической сфере: условия и оплата труда, обеспечение занятости, решение социальных проблем. Профсоюзы представляют социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, при этом они защищают интересы конкретного человека как носителя рабочей силы.

Существует три основные модели социального партнерства в зависимости от роли профсоюзов и уровня их участия по представительству интересов работников в рамках социального партнерства.

Модель профсоюзного представительства характерна тем, что профсоюзы являются законодательно утвержденными представителями работников. При этом зачастую профсоюзы представляют и ту часть работников, которые не являются членами профсоюзов. Данная модель социального партнерства получила наибольшее развитие в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах. В зависимости от условий, в которых действуют профсоюзы, выделяется две формы, когда профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью, и когда профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью. Вторая форма характерна, например, для ситуаций, когда профсоюзы жесткими действиями, забастовками, акциями протеста и т.д. требуют значительного улучшения условий труда и заработной платы.

Модель чистого представительства отличается передачей функций профсоюзов комитетов по труду, которые и выполняют роль профсоюзов. Они ведут переговорный процесс с работодателем, при этом роль таких комитетов консультативно-информационная, а степень учета мнения трудового комитета определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах. Фактически, традиционная роль профсоюзов в рамках данной модели отсутствует, а на уровне каждого предприятия создается собственный небольшой профсоюз, не обладающий существенными возможностями для воздействия на предпринимателей.

Модель смешанного представительства выделяется тем, что в комитеты, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия комитета более широкие, так как комитет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Комитет в большей степени выполняет роль профсоюза, принимая решения по широкому кругу вопросов: трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени. Вместе с тем, это специально оговаривается законодательством либо коллективным соглашением. Данная модель применяется во Франции, Бельгии, Дании, Ирландии и ряде других стран.

В зависимости от уровня переговорных процессов, в которых участвуют профсоюзы, существует три основные модели.

Первая модель характерна для североевропейских стран: Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. В рамках модели присутствует активное вмешательство государства в трудовые отношение и жесткое регулирование принятых норм. Для данной модели характерна трехуровневая система социального партнерства: национальный уровень, отраслевой и уровень отдельных предприятий. Например, в Бельгии на национальном уровне действует Национальный совет по труду, в который входят участники от каждой из трех сторон социального партнерства. При этом государство берет на себя и законодательную функцию. На отраслевом уровне действуют паритетные комиссии, занимающиеся формированием отраслевых стандартов социального партнерства. На уровне предприятия социальное партнерство развивается на основе диалога предпринимателей и профсоюзов под контролем государства в отношении законности предпринимаемых действий.

Вторая модель социального партнерства характерна для США, Канады, Японии и ряда латиноамериканских стран. Модель ограничивает роль профсоюзов заключением коллективных договоров на уровне отдельных компаний и отличается одноуровневой системой социального партнерства. В рамках данной модели профсоюзы и предприниматели стараются оказать влияние на законодательный процесс путем выдвижения своих представителей на законодательные и властные должности и лоббирования отдельных нормативных актов. Таким образом, через такой косвенный процесс осуществляется влияние и регулирование отношений в рамках социального партнерства.

Третья модель социального партнерства наиболее характерна и развита в странах центральной Европы, например, в Германии и Австрии. Фактически, данная модель является неким промежуточным вариантом между первой и второй моделями социального партнерства. Главный акцент трехстороннего социального партнерства выражен на отраслевом уровне, а национальный уровень отличается тем, что проводятся своеобразные взаимные консультации трех сторон, которые не являются обязательными. При этом коллективные договоры в компаниях не заключаются, а предприятия руководствуются принятыми отраслевыми принципами социального партнерства. Роль профсоюзов в данной модели также проявляется в оценке соблюдения отраслевых принципов. Отдельно следует выделить образцовое соглашение, которое является одной из форм реализации такой модели. Такое соглашение формируется и заключается в отдельной отрасли, а затем становится своеобразным ориентиром для остальных отраслей. Например, компания JG Metall занимала доминирующее положение в германской промышленности, что впоследствии привело к тому, что ее партнерское соглашение служит образцом для других крупных и средних компаний немецкой промышленности. В Австрии социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. Такая модель широко используется также в Голландии и Швейцарии. В Голландии действует более 200 отраслевых соглашений, которые распространяются на большинство компаний и их работников, а в Швейцарии кроме отраслевых соглашений также действуют региональные соглашения.

По критерию роли профсоюзов в представительстве интересов работников в рамках социального партнерства в России сложилась модель профсоюзного представительства. Вместе с тем по критерию уровня переговорных процессов для России на данном этапе развития не характерна какая-то одна модель социального партнерства. Существующие элементы социального партнерства соответствуют как трехуровневой системе социального партнерства, так и одноуровневой. При этом отсутствует сильное влияние профсоюзов, но намного выше влияние государственных и муниципальных органов власти, по сравнению с зарубежными странами. В настоящее время в России самыми благополучными с точки зрения охвата отраслевыми соглашениями и коллективными договорами являются угледобывающая отрасль (100%), горно-металлургическая отрасль (98,7%) и нефтегазовая отрасль (97,8%), а также электроэнергетическая отрасль (85%), где позиции профсоюзов традиционно сильны.

Литература

  1. Федеральный закон №10-ФЗ от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст.8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации.

Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций – защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов – это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция – защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию – представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов – это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст.29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст.11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст.1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм – морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Кризис последних лет, девальвация многих социальных гарантий, как следствие, снижение, и существенное, доходов работников и их семей - повышают актуальность деятельность профсоюзов и задач, стоящих перед ними. Повышение человеческого потенциала, как одного из основных факторов экономического роста в стране, роста реальных стабильных доходов работников, уровня пенсионного обеспечения и качества жизни людей, устранения причин бедности - таковы главные приоритеты работы российских профсоюзов в современных условиях.

Направления функционирования профсоюза

Одним из приоритетов профсоюза на всех его уровнях продолжает оставаться работа по отстаиванию экономических интересов членов профсоюза,равно как трудовых и профессиональных. Эти вопросы отражаются в требованиях профсоюзов к органам законодательной и исполнительной власти. Важно, чтобы его голос не только слышали, но чтобы он реально влиял на те решения, которые затрагивают трудящихся.

Цели деятельности

Цели и задачи профсоюза известны:

1. Представление требований и защита мнений, пользы и развития членов профсоюза: экономических, профессиональных, социальных, бытовых, улучшение показателей уровня жизни членов профсоюза.

2. Претворение в жизнь законного права профсоюза всех уровней на представительство в органах управления.

3. Существенное улучшение критериев качества жизни работников - членов профсоюза.

Задачи профсоюза

Краеугольная задача профсоюза - это участие в совершенствовании законодательства, затрагивающего социальные и трудовые права членов профсоюза, выступление против попыток снижения социальной защищенности трудящихся. Остаются актуальными для профсоюза основные задачи:

1. Стремление к достойному и справедливому размеру оплаты труда, пенсионных и социальных пособий, стипендий учащимся.

2. Представление интересов работников в разных сферах и на всех уровнях, участие в коллективных переговорах, заключение коллективных договоров от имени трудового коллектива и контроль за выполнением направлений коллективного договора.

3. Направление своих полномочий на сохранение гарантий получения образования и медицинского обслуживания трудящихся.

4. Контроль за выполнением работодателями Трудового кодекса РФ и иных законов и постановлений, защита от незаконных увольнений.

5. Наблюдение за занятостью граждан трудоспособного возраста и соблюдением административным персоналом процедуры сокращения штатов и выполнение гарантий работникам, уволенным по этой статье.

6. Задача профсоюза усилить контроль за охраной труда и техникой безопасности на рабочем месте.

7. Участие в планировании повышения квалификации работников.

8. Разработка политики о сотрудничестве всех профсоюзных организаций и объединений, развитие и усиление профессиональной солидарности.

Средства решения целей и задач

Для выполнения Устава и своих задач профсоюз предпринимает следующие меры:

1. Принимает участие в программах и проектах законов и иных актов, основанных на трудовом праве социально-экономической политики по трудовым и профессиональным правам работников и обучающихся, а также другим вопросам в интересах своих членов.

2. Активно участвует в государственных программах по занятости населения, предлагает реальные меры оказания помощи лицам, уволенным в результате сокращения штатов и численности, реорганизации или ликвидации предприятий, в поддержке таких работников путем повышением их квалификации и профессиональной переподготовки.

3. Реализует по возможности свои проекты в и по гендерным вопросам.

4. Инициирует создание различных консультаций и инспекций труда, разрабатывает положения их деятельности для защиты профессиональных границ своих членов.

5. Подготавливает исковые заявления, выступает защитником членов профсоюза в судах, прокуратуре, администрациях, перед работодателями по вопросам проблем на рабочем месте.

6. Содействует реализации мер по повышению уровня качества жизни работников, для этого вникает в жизнеобеспечение трудящихся различных профессионально-квалификационных сообществ и студентов.

Влияние на законодательную базу государства

Профсоюз принимает непосредственное участие в разработке показателей потребительских нужд с учетом прожиточного минимума и колебаний ценового диапазона на товары и услуги. Профсоюз в установленном законом порядке инспектирует нормы актов трудового права Российской Федерации. Предпринимает меры, направленные на действенное предупреждение коррупции. Профсоюз поддерживает развитие негосударственных фондов обеспечения своих членов. Принимает активное участие в управлении внебюджетными фондами государства. Для организации и проведения мероприятий, направленных на оздоровление, и культурно-воспитательных мероприятий использует значительные финансовые средства.

Профсоюз развивает санаторно-курортное направление, имеет в собственности значительное количество пансионатов и санаториев и других учреждений отдыха для использования членами профсоюза по льготной цене. Охрана труда под неусыпным контролем профсоюза. Профсоюз выступает инициатором сотрудничества с профсоюзами других стран, он активный участник международного профсоюзного движения.

Профсоюз на предприятии

На предприятиях профсоюз:

1. Инициирует самостоятельно, а также по поручению членов профсоюза, обращение с заявлениями в трудовые инспекции.

2. Оперативно помогает членам своей организации различным содействием: материальным, информационно-методическим, правовым, консультативным и другим.

3. Контролирует соблюдение администрациями предприятий и организаций Трудового кодекса, условий коллективных договоров, охрану труда, техники безопасности, социального страхования и обеспечения, медицинского обслуживания, улучшения условий быта и проживания и других видов защиты работников.

4. Задачи профсоюза в организации - урегулирование коллективных трудовых споров с использованием различных форм защиты в рамках закона, вплоть до организации забастовок, собраний, митингов и демонстраций, парадов, манифестаций и других коллективных действий.

5. Профсоюз в пределах выполнения своих функций ведет финансово-хозяйственную деятельность.

6. Составляет сметы доходов и расходов, может создавать различные фонды.

7. Обеспечивает развитие кадровой политики путем подготовки, переподготовки и обучения профсоюзного актива - это тоже задачи профсоюза на предприятии.

8. Развивает взаимосвязи с другими профсоюзами и их объединениями, общественными движениями, может состоять в общероссийских объединениях профсоюзов.

Профсоюз в современных условиях

Влияния современных условий на задачи профсоюза особенно заметны в последнее время, когда России предъявлены новые вызовы во внешнеэкономической политике, требующие поиска новых маяков внешнеэкономического партнерства. В ответ на отстаивание национальных интересов наше государство получило санкции со стороны США и стран Европы. Нанесение максимального экономического урона нашей стране - вот их цель. Так влияют на экономическую ситуацию внешние факторы. Но глубинные проблемы экономики России - внутренние. Это зависимость доходов государственного бюджета от цен на энергоресурсы, неразвитые механизмы финансово-кредитной поддержки реального сектора экономики, неэффективность устройства государственного и частного управления, усиление социального расслоения.

В экономической сфере профсоюзы добиваются защиты трудящихся, обеспечения стабильного экономического развития, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, вложения инвестиций в человеческий ресурс и создания на этой основе условий для самореализации и повышения степени социальной защищенности трудящихся, повышения благосостояния всего населения и качества жизни.

Основные принципы работы профсоюза

К основным принципам работы профсоюзных организаций можно отнести следующие:

1. Вступление в профсоюз и выход из него на добровольной основе, равноправие его членов.

2. Ответственность организаций профсоюза перед членами профсоюза за соблюдение Устава.

3. Коллегиальность в работе всех организаций профсоюза, личная ответственность работников, избранных в профсоюзные органы.

4. Прозрачность деятельности, открытость отчетности в работе профсоюзных организаций всех уровней.

5. Обязательность и точность выполнения поставленных задач профсоюза, принятых в пределах Устава профсоюза.

6. Каждый член профсоюза важен.

7. Выборность профсоюзных комитетов согласно законодательству и Уставу.

8. Самостоятельность и приобретение полномочий на принятие решений.

9. Соблюдение бухгалтерской и финансовой дисциплины.

Вектор профсоюзного движения

Главная задача профсоюза - разработка российской программы достойного труда. Потому что фундамент для развития страны и благосостояния гражданина - это достойный труд каждого.

Пять задач профсоюза на ближайшие годы

Эффективная занятость, сбалансированный рынок трудоустройства - необходимые условия достойного труда. В свете современной обстановки определены основные пять задач профсоюзов на ближайшие годы:

  1. Создание эффективных качественных рабочих мест в процессе модернизации экономики.
  2. Исключение теневых трудовых отношений, привлечения к работе без надлежащего оформления трудового договора.
  3. Государственное регулирование вопросов трудовой миграции, приема иностранных работников с учетом приоритетной занятости российских граждан.
  4. Заключение с иностранными работниками, трудовыми мигрантами трудовых договоров, обеспечение для них медицинского обслуживания, образования, социального страхования.
  5. Повышение уровня материальной поддержки безработных граждан, увеличение размера пособий по безработице, содействие в трудоустройстве.

С целью оперативного решения задач усилия профсоюзов направлены, в первую очередь, на обеспечение эффективной занятости и создание достойных эффективных рабочих мест.

Правовые основы деятельности российских профсоюзов

Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.

Появление наемного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивления молодого рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX в. В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащая принципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов.

По мере развития рабочего движения профсоюзы законодательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. в Англии был принят Закон о профсоюзах, который дал определение профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца XIX в. – начала XX в. начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее развитие профсоюзов проходило неоднозначно. С созданием после первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали правовую основу деятельности профсоюзов. Эта основа остается незыблемой и сейчас. Однако происшедшие в последние десятилетия качественные изменения состава наемных работников, значительное повышение уровня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы. Поэтому во многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции – около 20%, Японии, Германии и Италии – от 30–40%. Значительное число наемных работников сохранили профсоюзы стран Северной Европы 1 .

Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной власти. Они стали выполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: «Профсоюзы – лицом к производству». Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции – производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации. Авторитет их неуклонно падал.

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30 Конституции РФ). 12 января 1996 г. был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав профсоюзов.

До принятия указанного Закона важную роль в определении правового статуса профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике». В нем органам исполнительной власти, руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности предписывалось «обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечение их деятельности в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-экономическим вопросам проводить предварительные консультации с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений» 2 .

Также продолжали действовать и нормы КЗоТ РФ (гл.XV) в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., регламентирующие наиболее общие вопросы обеспечения деятельности профсоюзов 3 .

В настоящее время в России действуют Конвенции МОТ № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921) и № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948), согласно которым трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

С 1 февраля 2002 г. действует Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в статьях гл.58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения. Поэтому положения ФЗ РФ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» следует применять с учетом новейшего законодательства.

Если социальное назначение профессиональных союзов – представлять и защищать права и интересы работников – было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе.

Ранее конкретную юридическую базу имел только один профсоюзный орган – профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации. Она определялась нормативным актом – «Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве детально не регламентировался.

Правовая регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (п.2 ст.5 Закона от 12 января 1996 г.). Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными. Корпоративные нормы не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпоративных норм не подкреплено принудительной силой государства. Однако если в понимании права выйти за пределы деятельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут быть отнесены к правовым регуляторам.

Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон «регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами» (ст.1 Закона от 12 января 1996 г.).

Одновременно с этим Законом были приняты ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. 4 , «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. 5 , Законы Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г. 6 , «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. 20 апреля 1996 г. 7 и ряд других.

Это законодательство отражает новые социально-экономические условия, сложившиеся в Российском государстве, и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов.

§ 2. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст.8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций – защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов – это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция – защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию – представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов – это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст.29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст.11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст.1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм – морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник