16.07.2019

Для чего нужно социальное образование. Социальное обучение и социальное воспитание. Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выра


Термин «социальное образование» появился в трудах российских ученых в первой половине 90-х годов двадцатого века и был соотнесен с процессом профессиональной подготовки кадров для социальной сферы. Вместе с тем, данное понятие требует более детального рассмотрения и широкого понимания, т.к. развитие социального образования должно рассматриваться как способ и условие развития человека, а также российского общества в целом. Актуальность вопроса обусловлена еще и тем, что в самом процессе профессиональной подготовки по направлению «педагогическое образование», «социальная работа» имеет место быть отдельная учебная дисциплина «Основы социального образования». Для понимания специфики курса, его проблематики актуальным является анализ и осмысление самой сущности данного феномена. В целом, можно выявить ряд основных аспектов к пониманию исследуемого явления. В рамках первого понимание связано с формированием определенного типа личности, необходимого будущему нашего общества. Обоснуем позицию. Современная политика нашего государства направлена сегодня на построение гражданского общества. В этой связи важным становится вопрос формирования нового типа личности, на который ориентировано будущее нашей страны. Определение критериев такого типа личности связано с показателями, которыми представлена сама модель гражданского общества. В частности, она направлена на расширение негосударственного сектора в структуре общества. Он характеризуется развитием частно-предпринимательской сферы, формированием разного рода творческих союзов и объединений граждан, разнообразием общественных движений. Следовательно, растущий человек должен быть готов к тому, чтобы в будущем, с опорой на собственные силы, суметь создать свое дело, уметь реализовать личностные интересы для собственного развития, но и направить свои достижения на благо общества. Также ориентир общества связан с формированием у человека социально активной позиции, такого уровня мышления, который позволит четко понимать социальные процессы, происходящие не только в России, но и мировом сообществе, правильно их анализировать и адекватно оценивать. Уже растущий человек должен проявлять интерес к тем событиям, которые имеют место быть не только в пределах нашей страны, но и за рубежом, уметь понимать, как их развитие может отражаться на собственном будущем, будущем государства, и в целом человечества. Умение осмысливать данные тенденции объясняется усложнением общества и человека в целом, всех сфер общественной жизни, несформированностью навыков социального взаимодействия, культуры коммуникаций и т.д. Исходя из вышеизложенного, формирующаяся личность должна четко понимать происходящие вокруг неё социальные процессы и явления, а также с опорой на собственные силы уметь отстаивать свое дело, интересы, стремления. С.И. Григорьев и понимает социальное образование как формирование у людей умения взаимодействовать в обществе в рамках определенного социально-исторического пространства. По его мнению, от каждого человека сегодня требуется способность глубоко анализировать социальные аспекты взаимодействия общества и человека в каждой из сфер жизнедеятельности, понимание научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфике и взаимосвязи интересов различных социальных групп и слоев . В.А.Никитин также подчеркивает, что результатом целенаправленного социального образования должно стать приобретение не только знаний, но и способностей к социальному мышлению и деятельности, то есть соответствующих умений и навыков анализа, оценивания, предвидения последствий социального развития и на этой основе содействия происходящим социальным процессам или противодействия им, если они противоречат интересам всех и каждого члена общества, выработка научно обоснованного многомерного социального сознания личности как активного и ответственного субъекта социальной жизнедеятельности (обыденной и профессиональной), что для современной России является важнейшим фактором развития вообще . Информацию о самом обществе, умениях взаимодействовать, навыки социального анализа студенты получают в рамках учебных дисциплин преимущественно социальной направленности. Ведь неслучайно, в процессе профессионального образования сегодня появились учебные предметы - социальные науки, предметом которых стала в широком смысле слова социальность как общественное явление, социальная деятельность, социальные идеи (социология, социальная философия и др.). Но в рамках курса «Основы социального образования» мы отталкиваемся от мысли, что сформировать соответствующий тип личности можно благодаря особому механизму - системе образования. Однако необходимо понять, какой должна быть сама система, чтобы сформировать такую личность, какие положительные тенденции из истории развития образования и современного её положения мы можем выделить, чтобы становление такого человека состоялось. Исходя из этого, первой группой изучаемых вопросов в рамках предмета «Основы социального образования» выступают: исторические аспекты развития образования, образование как феномен современного общества, его непрерывность, образование в системе мирового сообщества, современные зарубежные системы образования, вопросы содержания образования, нормативно-правовая база современного образования. Все вопросы изучаются с целью оценки системы образования на предмет её способности обеспечить условия для формирования личности, умеющей жить в обществе, грамотно оценивать окружающую действительность и т.д. Обратимся к анализу и обоснованию второго аспекта в понимании феномена социального образования. По мнению Е.И. Холостовой, социальное образование можно рассматривать как формирование систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры . Что может сегодня служить ориентиром, смыслом для растущей личности? Ответ мы находим снова в объективных предпосылках нашей современности. Это связано с мировой проблемой постепенного истощения ресурсов и как следствие поиска заменяющих их технологий. Но для их разработки нужен человек с гибким, нестандартным, аналитическим мышлением, активный субъект, готовый проявить инициативу, творчество для создания новых изобретений. Создание чего-то нового может стать для растущего человека определенным жизненным ориентиром, ценностью. А такие люди с развитым интеллектом должны составлять основу нации. Но для того, чтобы формировать такую личность, необходимы и новые образовательные технологии в процессе работы с обучающимися, которые развивают в человеке необходимые соответствующие способности, формируют систему жизненных ценностей, идеалов, социальных ориентиров. Следовательно, еще одним направлением курса «Основы социального образования» является изучение современных образовательных технологий (технологии обучения и воспитания), которые направлены на развитие самостоятельности учащихся, гибкости мышления, творчества. Стоит отметить, что в истории развития образования были те представители педагогического знания, которые понимали необходимость раскрытия в ребенке творческого начала, критического анализа, оценки изучаемых явлений. Это такие педагоги как М. Монтессори, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. Поэтому проблематика курса предусматривает изучение не только современных образовательных технологий, но и обращение к наследию, опыту, истокам зарождения данных направлений деятельности с обучающимися. Обратимся к третьему аспекту понимания сущности социального образования. Мы подчеркивали, что наше общество стремится к формированию особого типа личности как представителя гражданского общества, к тому, чтобы обеспечить её соответствующее социальное поведение, социальное функционирование. Это необходимо для достижения социального благополучия общества. Вместе с тем, в условиях современности мы наблюдаем достаточно высокий уровень неблагополучия многих слоем населения, рост асоциальных явлений. Это проявляется в увеличении числа неблагополучных семей, подростков девиантного, делинквентного поведения. Безусловно, возникает необходимость в развитии системы, которая направлена на поддержку нуждащихся с одной стороны, но и на формирование в каждом человеке такой позиции, чтобы каждый мог самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Эту политику организует государство через систему социального обеспечения как фактора социальной стабильности и также просвещения масс. Следовательно, важное место сегодня в обществе принадлежит системе подготовки кадров для социальной работы. Данные вопросы затрагивает в своих трудах В.И. Жуков . Ученый рассматривает социальное образование как подсистему образования, существующую на объектном и субъектном уровнях. Представляет интерес субъектный уровень социального образования. Он предстает как субъектный процесс (сам процесс профессиональной подготовки) и субъектный результат. Социальное образование как субъектный результат есть то новое интегративное качество личности, компетентность, которая формируется в процессе усвоения и связана с гибкостью мышления, умением анализировать, систематизировать информацию и т.п. По мнению других отечественных ученых, компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные (М.А.Чошанов и др.). Компетентность как обобщенные и глубокие сформированные качества личности, совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности рассматривает А.В.Хуторской. Ученый подчеркивает, что обучающийся должен уметь использовать накопленный опыт при решении конкретных задач или проблемных ситуаций . Таким образом, в процессе профессиональной подготовки у будущих специалистов социальной сферы должны быть сформированы такие качества, которые соответствуют типу личности будущего общества. Сам образовательный процесс рассматривается как развивающееся взаимодействие педагога и обучающегося, приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств обучаемых (И.П. Подласый). Этими свойствами студента и являются навыки анализа, приемы нестандартного, творческого мышления, гибкость, умения применять получаемые знания на практике, т.е. то, что поможет самому специалисту состояться в жизни и профессиональной деятельности, поможет справиться с трудной жизненной ситуацией. Это важно и в связи с тем, что сам социальный работник, обладая такими свойствами должен их формировать и у клиента. А социальная работа в сфере образования позволяет развивать необходимые умения еще у растущей личности. Исходя из вышеизложенного, социальное образование понимают как подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы. В рамках же курса «Основы социального образования» проблематика данного раздела включает в себя изучение зарубежного и отечественного опыта профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, международное сотрудничество в системе подготовки. Это необходимо для анализа имеющегося наследия и построения на этой основе более качественного образовательного процесса для специалистов социальной сферы. Также изучаются особенности социальной работы в системе образования. Студент должен осознавать, что в процессе будущей профессиональной деятельности он как грамотный специалист должен не только оказывать поддержку растущей личности, но и формировать у неё необходимые для жизни умения, корректировать их. Таким образом, феномен социального образования рассматривается в разных значениях, каждое из которых имеет собственное обоснование. В рамках дисциплины «Основы социального образования» выстаивается отличительная проблематика, исходя из основных аспектов понимания сущности исследуемого феномена.

Введение

Глава 1. Понятие социального образования

Глава 2. Эволюция социального образования в последние годы

1 Основные направления современного социального образования за рубежом

2 Современное российское социальное образование. Перспективы развития

Заключение

Список литературы

Введение

Последние два десятилетия в России стали временем серьезных перемен в области образования. Особую актуальность и значимость приобретает анализ исторического опыта образовательной системы предшествующих веков, который делает возможным осмысление фактов в данной сфере для выработки стратегии в будущем. Развитие социального образования в России характеризуется сложными и противоречивыми процессами, обусловленными воздействием множества различных факторов развития общества. Современная ситуация в России, модернизация различных сфер жизни общества, потребности и интересы личности требуют развития системы образования на базе сочетания традиционных и современных подходов. Одним из таких направлений, сочетающих в себе лучшие традиции гуманизма российской системы образования и воспитания, направленные на решение проблем социальной и профессиональной активности человека, является социальное образование.

Современный этап развития Российской Федерации ставит перед национальным образованием задачу интеграции интеллектуального потенциала нации в мировое сообщество, в котором социальное образование выступает неотъемлемым компонентом духовного, социального, нравственного развития личности, которое важно не только для международной интеграции,но и для развития общества в целом.

Основополагающая задача данной работы-это изучение современной социальной политики Российского государства, её развитие в сравнении с зарубежными странами, с целью рассмотрения перспектив развития социального образования, так как именно эта сфера жизни дает обществу гарантию в социальной защите, оказывает материальную, физическую и духовную помощь нуждающимся слоям населения.

Глава 1. Понятие социального образования

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия − дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, − «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

ñуниверсализацию;

ñсвободу выбора;

ñучастие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

неформальное социальное образование представляет собой совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни;

формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования и во многом определяет уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Глава 2. Эволюция социального образования в последние годы

1 Основные направления современного социального образования за рубежом

В зарубежной системе социального образования (Франция, Швейцария, Австрия и др.) в качестве перспективного направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выделена социально-культурная деятельность. Специалистов данного направления именуют как специалист-аниматор в сфере социальной работы.

«Составной частью подготовки специалистов по социальной работе является социально-культурная анимация (франкоязычная Швейцарии). Окончание школ социально-культурной анимации позволяет выпускникам работать в смежных областях. В немецкой Швейцарии на учебу принимаются студенты, имеющие опыт работы в сфере социально-культурной анимации. Подготовка приобретает характер «сопровождения профессии». В Швейцарии (г. Люцерн, г. Цюрих) введен специальный курс «Аниматор», в котором внимание уделяется «разработке теоретических концепций социально-культурной анимации и самостоятельной разработке исследовательских проектов, сопровождающих практику и направленных на обучение студентов роли посредника в социальной работе с молодежью».

В Австрии для подготовки кадров работников с молодежью существует специальная школа для обучения руководителей досуговыми центрами молодежи.»Школа сотрудничает с молодежными общественными организациями, представители которых входят в контролирующий орган школы, влияющий на выработку содержания и форм подготовки

Великобритании (графство Стаффордшир) действует Общенациональная организация по обучению специалистов, работающих с молодежью, которая обеспечивает им доступ к Высшим курсам, с последующим присвоением степени. Содержание программ подготовки направлено на овладение теорией межличностного общения, формирование умений создавать и поддерживать межличностные отношения, работать в команде, на развитие организаторских и аналитических способностей, стремления постоянно развивать и повышать знания и навыки профессиональной деятельности.

Система подготовки специалистов по социальной работе во Франции предусматривает «специальную программу подготовки теоретиков - ученых, которые должны пройти все уровни обучения и иметь опыт социальной работы. Содержание программы направлено на формирование навыков исследовательской работы в сфере социальной работы» .

Таким образом, профессиональная подготовка за рубежом имеет ряд особенностей: осуществляется в образовательных учреждениях с привлечением к процессу обучения ресурсов общественных организаций; она носит характер «сопровождения профессии», то есть будущие специалисты совмещают теоретическую подготовку и профессиональную деятельность; среди основных направлений деятельности будущих специалистов социальной сферы выделяют коммуникативное, социально-культурное, научно-исследовательское.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в зарубежной системе социального образования довольно мощно представлен практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке, что находит выражение в целенаправленной подготовке специалистов по социальной работе в общественных организациях. Этот опыт может быть учтен в отечественном социальном образовании при разработке специализаций и организации курсов повышения квалификации для специалистов по социальной работе.

2.2Современное российское социальное образование. Перспективы развития

Современная социальная ситуация в России, к сожалению, не вызывает достаточного оптимизма: крайняя дифференциация в доходах и уровне жизни, детская беспризорность, бюрократизм, стагнация среднего класса, деградация деревни, вспышки национальных противоречий и многие другие «проблемы российского общества делают достаточно умозрительными прогнозы некоторых «аналитиков» о скорейшем и чуть ли не «автоматическом» приобщении России к числу «цивилизованных» государств.» Способом практического решения социальных проблем в нашей стране может служить их непредвзятый кропотливый научный анализ и претворение его результатов в практику посредством широкого общественного обсуждения, изменения законодательства, ключевых кадровых перестановок и т. д.

Такая ситуация диктует необходимость качественных сдвигов в развитии социальной научно-образовательной сферы. Начало этому процессу было положено в ноябре 1991г., когда Постановлением Правительства РФ был открыт Московский государственный социальный институт (ныне Российский государственный социальный университет), и в государственные образовательные стандарты введена новая специальность «Социальная работа». В настоящее время в системе социального образования профессионально работают более 120 вузов России. Флагманом среди них, безусловно, является Российский государственный социальный университет(РГСУ): он возглавляет Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области социальной работы;на базе РГСУ сформирована Академия социального образования; в состав Университета входит 70 территориальных подразделений, охватывающих своей сетью значительную часть Российской Федерации. Это позволяет РГСУ разрабатывать единую стратегию социального образования, руководить ее практическим воплощением, добиваться конкретной отдачи в виде изменения социальной ситуации в стране в позитивном направлении.

В тоже время анализ научной литературы, материалов конференций, собственный опыт работы позволил выявить следующие тенденции в развитии социального образования: влияние зарубежного опыта теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов по социальной работе; введение отечественных Государственных образовательных стандартов (1995 и 2000 гг.), обеспечивающих единство образовательного пространства; многоступенчатость и непрерывность профессиональной подготовки; углубление и расширение специализаций подготовки по специальности «Социальная работа»; переход отечественного социального образования на западноевропейские образовательные стандарты (Болонская декларация министров образования стран Западной Европы, сентябрь 2003 г.).

«Выявленные тенденции социального образования свидетельствуют о необходимости поиска путей его оптимизации, под которой можно понимать выбор лучшего из возможных вариантов для данной ситуации, что требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, содержания, методов, средств, форм обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, М.М.Поташник).Анализ результатов исследований, проводившихся по проблеме профессиональной подготовки в вузе, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих задач определяется содержание социального образования с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов по социальной работе»

Именно по этим причинам заслуживает внимания обращение к изучению опыта социального образования за рубежом. При этом мы отдаем себе отчет в невозможности и нецелесообразности прямого копирования зарубежного содержания в отечественное социальное образование.

Однако очень важно учитывать специфические особенности российского государства при реформировании системы социального образования, поэтому отечественные ученые активно ведут разработку и модернизацию учебных пособий, монографий, статей по проблемам социальной работы, выпускаются специализированные журналы: «Отечественный журнал социальной работы», «Социальная работа», «Работник социальной службы»,ведется научная, исследовательская деятельность в данной области. Всё это способствует подготовке, переподготовке и повышении квалификации «современных специалистов социальной сферы, обладающих чувством гражданской и социальной справедливости, умением работать с людьми, творческим мышлением, инновационными технологиями, а также иметь высокие высокие духовно-нравственные качества».

Заключение

социальный образование политика общество

В заключение данной работы, можно сказать, что содержание и объем понятия "социальное образование" в современном российском обществе существенно расширились. Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию подготовки кадров по нетрадиционным специализациям, ориентированным на социальную сферу, управление и воспроизводство специалистов в области социальных наук. Во-вторых, это связано со значительным обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления. В-третьих, расширение произошло в связи с активным освоением зарубежного и дореволюционного отечественного опыта решения социальных проблем. Наконец, в-четвертых, данное обстоятельство обусловлено растущей сложностью, многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новой социальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социального образования.

В России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников, в настоящее время их численность перевалила за сотню. К тому же сейчас можно утверждать, что идет активное формирование многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников. Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. Ведущее место в этой сети учебных заведений занимает Российский государственный университет. Изучение опыта работы этих вузов показывает, что они творчески подходят к разработке и реализации учебных планов и учебных программ, уделяют внимание современным обучающим технологиям, издают и редактируют лучшие учебники по теории и практике социальной работы, в наибольшей мере используют зарубежный опыт.

Также можно сказать, что проводимая современная государственная социальная политика, требующая некоторой модернизации, способствует социализации больших социальных групп, удовлетворению основных социальных потребностей и интересов уязвимых слоев населения. Последние, являясь причинами социального действия, способствуют формированию определенных социальных и политических групп. Посредством социальной политики регулируется социальная структура общества и социальные отношения. То есть от социальной политики зависит во многом социальная устойчивость общества, динамизм его развития.

Список литературы

1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие. 2007

Кожевникова Л.М.,Седельников В.Г. Статья «Вопросы современного социального образования». Красноярск,2007

Обучение социальной работе: преемственность и инновации:Сб./под ред. Ш.Рамон и Р.Сарри; перевод с англ. под ред. Ю.Б.Шапиро. М.,1996

Словарь-справочник по социальной работе под ред. Е.И.Холостовой. М.:Юрист,2000

Теория и практика социальной работы:отечественный и зарубежный опыт: в 2 томах/ Отв.ред. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова. М.,1993,Т.1

Холостова Е.И. Социальная работа:учебное пособие для вузов. М.,2007

Эволюция социального образования в последние годы

Глава 1. Понятие социального образования

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия? дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, ? «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

с универсализацию;

с свободу выбора;

с инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры;

с участие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

Неформальное социальное образование представляет собой совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни;

Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования и во многом определяет уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Анализ системы образования в Волгоградской области

Как не прискорбно, но в современном мире немалая доля людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много утрачивают сам человек, иные люди, государство, общество...

Изучение социальных процессов в учебном коллективе

Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Каждая из них исследует ту грань, которая специфична для каждой из них...

Образование как объект социологического исследования

Разумеется, социология образования не может обойти своим вниманием и технологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты, управленцы, политики XXI века сейчас; находятся в школьных классах и студенческих аудиториях...

Образование как социальный институт

Особую роль в становлении и развитии интеллигенции, в формировании интеллигентности как особого социального качества личности, качества, которое характеризуется специфической интеллектуальной деятельностью, рефлексивностью и духовностью...

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Приемная семья - одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Социальное образование структурно состоит из трех основных уровней подготовки, первый из которых -- подготовительно-ориентировочный, второй -- реализация и контроль, третий -- саморазвитие...

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

Переживая период трансформации, обновления, адаптации к новой социальной практике, формирующейся социальной культуре, социальное образование оставалось не вполне эффективным...

Социальная работа в системе социального образования

Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования...

Социальный контроль в организации

Суть любого управления - достижение предприятием целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие...

Социология как наука о явлениях и процессах в обществе

Эволюция социального образования в последние годы

В зарубежной системе социального образования (Франция, Швейцария, Австрия и др.) в качестве перспективного направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выделена социально-культурная деятельность...

Элитное образование в России и США

Термин "элитное образование" используется в литературе неоднозначно, порой в разных смыслах. Прежде всего, элитным называют образование высокого качества (в англоязычной литературе - high quality education). Под ним понимают также образование...

Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин социальное образование. Термин социальное образование появился в России в первой половине 90-х годов в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор остается недостаточно четко определенным. Различают два основных случая употребления этого словосочетания. В первом случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов.

Во втором употреблении под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».

Социальное образование может рассматриваться в нескольких планах:

1) социальное образование понимается как направленность любого образования, когда вся учебно-воспитательная работа служит социализации личности;

2) социальное образование это компонент процесса образования, включающий социальное формирование и социальное научение личности;

3) это часть образования об обществе; освоение наук об обществе;

4) это процесс и результат социализации личности;

5) обучение основам правил жизнедеятельности в обществе, коллективе, освоение знаний о человеке, обществе;

5) это профессиональное образование личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере; подготовка профессиональных кадров для учреждений социальной защиты.

Результатом социального образования как единства социального воспитания и социального обучения должен быть достигнутый каждым индивидом или группой людей определенный уровень социальности, социального ориентирования и социального функционирования.

Мардахаев Л.В. определяет социальное образование как процесс или как результат обучения человека самореализации в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности. В нем выделяются два направления: 1) процесс и результат усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимые ему для самореализации как гражданина, семьянина, специалиста и профессионала; 2) процесс и результат подготовки человека как специалиста социальной сферы.

Социальное образование можно рассматривать и более широко. Это подготовка специалистов в области социальных наук, обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; социальное просвещение и воспитание населения, формирование умений взаимодействовать в социуме; формирование и воспроизводство определенного менталитета, системы социокультурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, образа жизни.



Павленок П.Д. отмечает, что социальное образование в широком плане это общественное образование, т.е. процесс знания общества в целом; в узком плане – это процесс получения знаний и умений в области социальной сферы.

На объектном уровне социальное образование выступает: как процесс, как система, как социальный институт, часть социальной сферы. На субъектном уровне: как субъектный процесс, как субъективный результат, как ценность.

Выделяют основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем, разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. Одной из главных задач социального образования является установление баланса потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека.

На основе выявления особенностей социального образования определяют его базовые принципы: гуманизм, последовательность и целостность социального образования ; использование в содержании социального образования мировых образовательных стандартов; единство государственных, общественных, профессиональных и индивидуальных ценностей; воспитание активного отношения к общественной жизни.

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости (В.А. Никитин и Г.Т. Медведева) различаются виды социального образования :

1.Неформальное социальное образование - это совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни.

2.Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования , и во многом определяет уровень социализации индивида, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Исследователи В.А. Никитин и Г.Т. Медведева выделяют общенаучный и частнонаучный уровни социального образования .

На общенаучном уровне социального образования специалисты получают знание о законах, принципах развития социальной сферы (социальное взаимодействие людей, групп) и умения анализировать, прогнозировать, создавать проекты для преобразования общества. На частнонаучном уровне осуществляется специализация социального образования , когда специалисты овладевают теоретико-методологическими, общепрофессиональными и частнопрофессиональными основами и методиками профессиональной деятельности, приобретают умения осуществлять экспертно-аналитическую, организационно-управленческую, прогнозно-проектную деятельность по оказанию помощи коллективу, группе, отдельным личностям в социализации в рамках подготовки специалистов по социальной работе, а также в соответствии с потребностями общества.

Введение

Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов

1 Понятие «мирового образовательного пространства»

Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства

Заключение

Введение

Социальная работа - один из видов профессиональной деятельности, где забота о благе всех и каждого является предметом повседневной практической деятельности, вследствие чего она может и должна влиять на процессы гуманизации общественных отношений.

Идущий в настоящее время в России процесс взаимопроникновения политических, социальных и культурных достижений и проблем затрагивает и систему образования. Назрела потребность в переосмыслении философии образования и разработке иной концепции развития отечественной системы средней и высшей профессиональной школы, поиску эффективных образовательных технологий. В полной мере это относится и к социальному образованию.

Образовательное пространство трактуется как существующее в социуме «место», где субъективно задается множество отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию и обучению индивида и его социализации. Понятие образовательное пространство сегодня органично вошло в систему социальных наук. Главная функция образовательного пространства - расширение возможности творческой личности, стимулирование социальной ответственности. При этом важнейшее место принадлежит международному сотрудничеству в сфере образования.

Цель работы: изучить особенности образования как фактора развития социальных процессов.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.

1. Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов

1.1 Понятие «мирового образовательного пространства»

Социальный процесс (от лат. processus - продвижение) есть последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Из этого определения следует, что социальный процесс есть суть деятельности людей, в результате которой достигаются определенные цели в развитии социальных объектов, а в самих объектах происходит последовательная смена их состояний.

Образование - процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Поэтому образование как процесс становится необходимым и важным фактором развития не только отдельных сфер (экономики, политики, культуры), а и всего общества.

В современном образовании все больше укрепляется идея о том, что стратегическая цель образовательного учреждения - подготовка интеллигентного, образованного, всесторонне развитого человека, обладающею творческим гуманистическим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, «строить» гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.

Развивая эту мысль, можно сказать, что стратегическое направление развития современного образования лежит в русле успешного решения основных задач социализации. В подготовке социализированной личности, способной успешно решать любые встающие перед ней задачи социализации, играет профессиональное образовательное учреждение (колледж, вуз), которые в настоящее время не ограничивается трансляцией знаний - в нем учатся отношению к делу, к людям, к себе.

При этом, стало очевидным, что эффективность современного образования и создание условий для формирования активного специалиста, готового не только к творческой образовательной деятельности, но и способного к самостоятельной осознанной и активной деятельности и преобразованию самого себя как личности зависит от организации пространства, в котором осуществляется целостный образовательный процесс.

Термин «образовательное пространство» обозначает одно из тех понятий, которые характеризуют новые тенденции в развитии отечественного образования.

Следует отметить, что термин «образовательное пространство» интерпретируется не однозначно. В ряде работ, посвященных наиболее общим тенденциям в развитии образования, используется термин «мировое» или «глобальное» образовательное пространство, широко обсуждаются и рассматриваются возможности образовательного пространства региона, района и пр.

Наиболее обобщённое определение категории «образовательное пространство» представлено в научном сообщении А.В. Шумаковой «образовательное пространство - это целостная интегративная единица социума и мирового образовательного пространства, нормативно или стихийно структурированная и имеющая свою систему координат, которые определяют возможности для саморазвития и самоизменения личности на разных этапах её становления».

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, качественному состоянию, поэтому под современным «мировым образовательным пространством» понимают формирующийся единый организм, при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В мировой системе образования XXI века выделяют следующие глобальные тенденции:

) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся,

) разрастание рынка образовательных услуг;

) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

В сфере образовательного пространства, смоделированного и сконструированного с научно-педагогических позиций и гуманистических позиций, встречи человека с миром культуры и миром другого человека носят развивающий характер. Образовательное пространство становится фактором гуманизации жизни в целом и педагогического процесса в частности.

Образовательное пространство может выполнить свою социализирующую миссию только в том случае, если оно будет создано в русле определенной культурной традиции, с ориентацией на присущие этой традиции идеалы и ценности, на реализацию культуросообразного содержания образования через систему соответствующих данной культуре образовательных технологий, межличностных взаимоотношений и взаимодействий.

Таким образом, интегративным критерием качества социализирующей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного и профессионального саморазвития.

Социализирующая образовательная среда профессионального образовательного учреждения позволяет студентам:

выйти на высокий уровень личностного развития, соответствующий современным требованиям;

приобрести профессиональную компетентность и опыт профессиональной деятельности;

развить способности и приобрести личные качества, позволяющие успешно выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром и успешно включаться во все основные виды социально значимой деятельности.

2 Россия в мировом образовательном пространстве

образование социальный мировой пространство

Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе.

В Концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне обозначена важность развития международного сотрудничества высшей профессиональной школы и экспорта образовательных услуг. Определяющее значение здесь имеет высокое качество российского образования и широкий спектр предоставляемых образовательных услуг. В интересах России эффективное использование своего образовательного потенциала, являющегося одним из экспортных ресурсов нашей страны.

Международное сотрудничество в сфере образования и экспорта образовательных услуг, в качестве приоритетных определены направления:

вхождение России в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера;

развитие международной академической мобильности и обеспечение участия России в подготовки высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран;

разработка и осуществление целевых инновационных программ и участие в международных проектах и программах;

взаимодействие с государствами - участниками СНГ в вопросах создания общего образовательного пространства, удовлетворение образовательных потребностей соотечественников.

В настоящее время российские университеты активно взаимодействуют в мировом образовательном пространстве с ведущими научными и образователь-ными центрами США, Европы, стран Азиатского региона, Латинской Америки: создаются совместные образовательные программы, выполняются научно-исследовательские проекты с использованием возможностей российских и зарубежных научных фондов.

С 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, войдя в качестве полноправного члена в общеевропейскую систему высшего образования и получив возможность активного влияния на ее развитие. Переход на многоуровневое образование со всеми элементами, обусловленными Болонскими требованиями, должен осуществляться эволюционно с сохранением лучших традиций высшего образования России.

Долгосрочные национальные геополитические интересы России, многовековые традиции культурного взаимодействия ставят задачу сохранения функции лидера на постсоветском образовательном пространстве.

Интеграция России в мировое образовательное пространство в условиях присоединения к ВТО должна сопровождаться формированием цельной внешнеэкономической политики, охватывающей как экспорт образовательных услуг, так и их импорт, а также защищающей некоммерческий характер деятельности в сфере образования внутри России.

Экспорт образовательных услуг в разных формах (развитие образовательных связей, международных обменов, привлечение на учебу в российские вузы, создание филиалов за рубежом, дистанционное обучение, развитие гуманитарного сотрудничества, имеющего большое влияние на широкие слои населения) обеспечивает расширение сферы долговременного влияния России на зарубежье и интеграцию страны в мировое образовательное пространство, способствует сохранению и распространению влияния русского языка.

Особое значение имеет расширение экспорта образовательных услуг в страны СНГ. В настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету), что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся.

В целях реализации Концепции государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях Министерством образования России осуществлен комплекс мероприятий по расширению приема зарубежных студентов в вузы и техникумы Российской Федерации, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ в российских вузах, развитию деятельности совместных российско-национальных образовательных учреждений, содействию изучения русского языка в зарубежных учебных заведениях. В российских вузах обучается свыше 25 тысяч иностранных граждан за счет средств федерального бюджета.

В последние годы резко возросло число граждан зарубежных стран, обучающихся или повышающих квалификацию в образовательных учреждениях РФ на компенсационной основе. Вместе с тем, Россия оказывает содействие зарубежным странам в подготовке национальных кадров в рамках выполнения договоренностей, закрепленных в международных договорах, а также путем предоставления государственных стипендий.

В последние годы с государствами-участниками СНГ активно развивается направление сотрудничества, обеспечивающее получение образования на русском языке как титульным населением, так и соотечественниками. Непосредственно в странах эту задачу выполняют созданные совместно с правительствами Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана российско-национальные университеты и русская школа в Туркменистане, в которых обучаются свыше 10 тысяч граждан СНГ и соотечественников. Всего за рубежом создано свыше 70 филиалов высших учебных заведений.

Свыше 2 тысяч российских граждан: студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров России, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по следующим формам: полный курс обучения, стажировка (в т.ч. языковая), научная работа, повышение квалификации.

Ежегодно проводятся курсы русского языка для студентов и преподавателей из государств СНГ, Европы и Азии. Школьникам-победителям олимпиад по русскому языку выделяются стипендии на учебу в российских вузах. Подписаны межправительственные соглашения с Германией, Италией о сотрудничестве в области изучения и преподавания русского языка, а также с Италией, Молдовой, Францией и Украиной о взаимном признании документов об образовании, внесены на согласование проекты Концепции развития дистанционного образования, Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ.

Участие в экспорте образовательных услуг предоставляет большие возможности российским учебным заведениям для расширения их деятельности и совершенствования профессионального уровня подготовки специалистов, продвижения образовательных технологий и программ на международный рынок образования.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества можно выделить подготовку и реализацию целевых программ участия в международных проектах и программах.

В настоящее время российские образовательные учреждения принимают активное участие в реализации более 70 проектов и программ. В качестве основных программ оказания содействия модернизации российской системы образования могут быть выделены следующие: программа технического содействия ТАСИС и программы межуниверситетского сотрудничества ТЕМПУС-ТАСИС (Европейская Комиссия); программы российско-британского сотрудничества в области общего среднего и профессионального образования (Британский Совет); программы российско-нидерландского сотрудничества (Бюро КРОСС); рабочая программа сотрудничества с Советом Европы.

Россия выражает большую заинтересованность в развитии Болонского процесса как движения, направленного на гармонизацию европейских образова-тельных систем и создание общеевропейского образовательного пространства.

В условиях нарастающей академической мобильности сотрудничество с европейскими партнерами становится неотъемлемой частью российской образовательной системы.

Формированию единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения, которые позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов.

В целях дальнейшего развития международной деятельности в области образования следует осуществить:

выработку предложений в международные договоры России по вопросам интеграции российского образования в международное образовательное сообщество, расширения международных академических обменов;

содействие российским образовательным учреждениям в вхождении в международный рынок образовательных услуг, организация выставок-ярмарок достижений российского образования;

организацию работы по распространению русского языка в зарубежных странах;

развитие сотрудничества с международными и национальными зарубежными организациями, в первую очередь, с ЮНЕСКО, Советом Европы, Комиссией Европейского Сообщества, ОЭСР.

2. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства

В XXI веке смена ценностных ориентиров привела к существенным изменениям межкультурных и социальных связей, поэтому наиболее острыми и глобальными стали реформы в области образования, которые затронули интересы всех слоев населения. Общество осознало необходимость изменения государственной политики в области образования. Перед высшими и средними учебными заведениями остро встал вопрос, в каких кадрах будет нуждаться общество в ближайшем будущем?

В связи со значительными реформами в политической и экономической сферах, вызвавшими необходимость развития системы государственной поддержки населения; расширением и углублением проблемного поля социальной работы, выделился новый компонент общего и профессионального образования - социальное образование, - содержание которого предполагает подготовку специалистов, способных оказать индивидам, семьям и группам услуги, способствующие созданию, поддержанию или увеличению их способности к социальному функционированию и в целях его дальнейшего совершенствования необходимо его рассматривать как открытую, мобильную, саморазвивающуюся систему совокупности многообразных образовательных систем.

Такой вид деятельности невозможен без контакта между ее исполнителями, поэтому Международная Федерация социальных работников (IFSW) ставит такие задачи:

способствовать развитию социальной работы как профессии посредством сотрудничества с учетом профессиональных ценностей, стандартов, этики, прав человека, обучения и условий работы;

активизировать участие социальных работников в формировании и реализации социальной политики государств;

расширять и углублять образовательные программы по специальности «Социальная работа»; повсеместно внедрять ее ценности и профессиональные стандарты;

способствовать сотрудничеству социальных работников всех стран;

устанавливать и поддерживать отношения с международными организациями, занимающимися вопросами социального развития и благосостояния;

совершенствовать систему социального образования.

Данные задачи значительно повышают ответственность за подготовку кадров для социальной сферы, а современные проблемы населения (бедность, безработица, голод, расовая и национальная дискриминация и др.), актуализируют международное партнерство, вызывают необходимость ускорения процесса интеграции системы непрерывного социального образования различных стран (в том числе и России) в мировое образовательное пространство.

При этом, формирование социального компонента единого мирового образовательного пространства, кроме гармонизации образовательных стандартов и научных подходов к учебной и исследовательской деятельности, предполагает также разработку:

общих требований к специализациям социальных работников;

развитие системы дистанционного образования;

внедрение в учебный процесс передовых технологий.

программы стажировки преподавателей, практики студентов;

планы проведения международных научно-практических конференций, обучающих семинаров и публикация совместных научных трудов.

В 2000 году на совместном съезде IFSW и IASSW (Международной Ассоциации школ социальной работы) был создан Комитет по глобальным квалификационным стандартам. Результатом деятельности этого Комитета стал документ «Глобальные квалификационные стандарты», учитывающий региональные особенности социального образования.

Главная их цель - совершенствование процесса социального образования на глобальном уровне, через диалог между странами и регионами внутри них.

Стандарты отражают:

требования на получение основных знаний, содержания и ценностей профессии «Социальная работа»;

обеспечение условий для целостного развития студентов и приобретения ими необходимого опыта;

включают условия квалификации социальных работников - общее образование, возраст, количество лет обучения, объем производственной практики, знания, умения и навыки, необходимые для производственной деятельности.

Таким образом, интеграция опыта различных стран в мировую систему социального образования и практической деятельности уже идет. Об этом, например, свидетельствует десятилетний опыт (1995-2005г.г.) сотрудничества Института социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина и факультета социальной работы Индианского университета (США).

Цель этого сотрудничества:

интеграция процесса подготовки кадров для социальной сферы и научно-исследовательской деятельности в этой области в образовательную систему всех государств;

формирование профессионально-личностных качеств специалистов в соответствии с требованиями государственных стандартов и этических кодексов;

участие в решении актуальных социально-экономических проблем своих регионов.

Совместная работа ведется в рамках университетской концепции развития международных связей по двум направлениям, определяемым основными функциями высшей школы, а именно: интернационализация учебного процесса и научно - исследовательской деятельности.

Первое направление включает в себя обмен передовыми, инновационными технологиями обучения и воспитания; совместную деятельность по подготовке и переподготовке и повышению квалификации кадров, предусматривающую стажировку преподавателей и аспирантов, производственную практику студентов; подготовку специалистов по заявкам зарубежных стран; согласование номенклатуры специальностей, учебных планов, программ и содержания обучения.

Ко второму направлению относится совершенствование системы научной информации, развитие ее международной подсистемы; осуществление исследовательской работы. На основе международной кооперации - через создание временных научных коллективов - обновляется процесс защиты диссертаций, предусматривающий унификацию требований к научным работам, участие в защитах иностранных граждан.

Так, с целью интернационализации научно-исследовательской деятельности в качестве приоритетного направления сотрудничества России с учебными заведениями США определена разработка форм и методов социально-педагогической работы в социуме, а в качестве объектов научно-исследовательской деятельности избраны:

семья как одна из важнейших социальных ячеек общества;

благополучие детей как показатель гуманности социальной политики государства;

участие женщин в системе управления социальной сферой.

Заключение

В работе рассмотрены сущность и содержание понятия «образовательное пространство». При этом центральное место отводится профессиональному образованию как форме предоставления всем гражданам возможностей освоить необходимые знания, умения и компетенции, обеспечивающие как экономическое развитие страны, так и их собственное личностное и профессиональное развитие и самореализацию.

Исследованы проблемы и перспективы интеграционных процессов, происходящих в мировом образовательном пространстве, которые затронули и систему высшего образования в России.

К наиболее распространенным формам и видам международного сотрудничества относятся: обучение в зарубежных вузах; гармонизация процесса обучения; приглашение на работу педагогов из других стран; проведение международных семинаров, научно-практических конференций; создание, международной информационной коммуникационной сети в области высшего образования; международное признание дипломов и ученых степеней; сотрудничество с общественными организациями и фондами других стран в области высшего образования и науки.

В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации. Цель создания единого образовательного пространства − расширение возможностей как студентов в выборе «своих университетов», так и преподавателей, которые смогут читать свои курсы и участвовать в работе разных научных школ. Кроме того, это дает возможность российским выпускникам работать за рубежом, а выпускникам иностранных учебных заведений − в России.

Таким образом, система образования РФ за последние годы претерпела изменения, существенно приближающие ее к модели, предусмотренной Болонской декларацией.

Список используемой литературы

1.Беккер И.Л. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория / И.Л. Беккер, В.Н. Журавчик // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2009. - № 12 (16). - С. 132-140.

.Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды / С.К. Бондырева. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 352 с.

.Гаязов А.С. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Монография / А.С. Гаязов, Э.Ш. Хамитов, Э.Ш. Каримов. - Уфа: ДПС, 2005. - 248 с. С. 45.

.Инновационные технологии в подготовке специалистов социальной сферы: материалы всероссийских науч.-практ. конф. / Сост. и общ. ред. И.А. Ахьямовой. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2006. - 258 с.

.Куличенко Р.М. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства / Р.М. Куличенко, В.Л. Симонович // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 4 - С. 52-54.

.Основы социального образования: конспект лекций / сост. И.В. Брылина. - Томск: ТПУ, 2014. - 83 с.

.Солодянкина О.В. Теоретические основы социального образования в вузе (педагогические аспекты): Монография / О.В. Солодянкина. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 217 с.

.Социальная работа в Сибири: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 - 180 с.

.Социальная работа и социальное образование: проблемы взаимосвязи: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 135 с.

.Социология: Курс лекций / Под ред. В.А. Михайлова. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 207 с. С. 186.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник