11.08.2019

Учет расхода гсм с помощью топливных карт корпоративными клиентами. АЗС из контейнера: как открыть свою заправку


Предприниматель Борис Голиков запустил проект Pump.today, позволяющий автомобилистам заправить машину на парковке с помощью мобильного приложения. Востребован ли такой сервис?

24 мая 2016 года, Калифорния. Власти и пожарные службы штата собрались на общее совещание. Цель — обсудить ситуацию с мобильными заправками. За последние месяцы в зоне залива и Кремниевой долины появилось сразу несколько стартапов, зарабатывающих на заправке автомобиля по подписке. Заказы принимает приложение, через него проходит и оплата, а сама заправка осуществляется в назначенном месте и по времени, без присутствия клиента. По этой схеме в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сан-Хосе и его окрестностях уже работает больше 12 стартапов, в их числе — Filld, WeFuel, Booster, Yoshi и др. Заправок в городах Калифорнии не так уж много, а вот людей, которые дорого ценят свое время, хватает. «Мобильные заправки не предназначены для того, чтобы экономить деньги, они об экономии времени», — пишет .

Активная деятельность новых заправщиков не нравится местным властям: они считают, что мобильные заправки угрожают пожарной безопасности территорий, куда приезжает груженый топливом автомобиль. Поэтому время от времени автомобили мобильных заправок проверяют дорожные патрули, а сами предприниматели получают уведомления от пожарных служб с требованиями прекратить оказывать подобные услуги.

Пока чиновники и пожарные обсуждают запретные меры, спрос на услуги стартапов постепенно растет. А назревающую войну с властями уже сравнивают с проблемами Uber, пробивавшего себе дорогу на рынок через протесты традиционных такси.

Предприниматель Борис Голиков решил реализовать идею «заправки по подписке» в Москве. Его проект Pump.today появился на рынке лишь месяц назад, но, как уверяет Борис, уже заработал 2,2 млн руб. выручки и вышел на операционную окупаемость. «По-моему, это реально круто», — говорит Голиков.

Запуск Pump.today обошелся предпринимателю в 10 млн руб.

От музыки к автомобилям

Борис Голиков — серийный стартапер. Он владелец одной из четырех столичных каршеринговых компаний YouDrive. Компания сдает в поминутную аренду автомобили Smart. В парке уже 200 машин, все приобретены по договору лизинга.

Голиков запустил YouDrive в Москве в июне 2015 года, а осенью 2016-го его смарт-каршеринг заработал и в Санкт-Петербурге. Мобильным приложением для аренды машин в обоих городах пользуется больше 300 тыс. клиентов. В прошлом году бизнесмен привлек крупного партнера: компания «Панавто», официальный дилер Mersedes Benz, купила 40% каршеринговой компании.

Борис Голиков и его партнер в Pump.today Андрей Куприков заработали первоначальный капитал в сфере музыкального цифрового контента. Бизнесмены создали в 2005 году первый контент-магазин Рунета fidel.ru, в его цифровом архиве тогда насчитывалось 7,75 тыс. наименований аудиокниг, игр, музыкальных произведений, приложений для мобильных телефонов. В январе 2008 года 51% уставного капитала Fidel купил за $8,5 млн медиахолдинг РБК — для российского медиарынка сделка на тот момент была беспрецедентно крупной. Впрочем, вскоре холдинг вышел из проекта, а в 2012 году закрылся и сам сервис — по информации в СМИ , большая часть выручки доставалась правообладателям, а сам сервис приносил убытки.

Другой музыкальный проект Голикова, сервис Tracks Flow, прославился тем, что довольно долго судился с Warner Music Russia, обвинявшим сервис в нарушении прав на произведения певицы Maxim. «Мы подавали апелляцию в семи инстанциях, в итоге были признаны невиновными», — утверждает Голиков.


Предприниматель Борис Голиков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Каршеринг и бензин

Заправить автомобиль, в котором неожиданно закончился бензин, в Москве предлагают несколько сервисов помощи на дороге — «Ангел», «Эвакуируем.ру», «Дядя Чарли» и т.п. Но услуга это не из дешевых — нужно покупать годовую карту или платить около 1,5 тыс. руб. за вызов машины. Голиков рассчитывает на другую аудиторию — людей, которые не хотят тратить время, чтобы заезжать на заправку.

Услуга новая и нестандартная. Поэтому первыми клиентами Pump.today стали автомобили собственного каршерингового сервиса. По словам Бориса, такая внутренняя коллаборация позволила решить одну из существенных проблем. Дело в том, что услуги каршеринга, как правило, включают расходы на топливо — некоторые компании раздают водителям топливные карты, некоторые — возвращают расходы на бензин. Карты нередко теряются или блокируются, а чтобы вернуть наличные деньги, нужно отправлять фото чека каршеринговой компании. «Словом, сплошная головная боль для всех. Так и появилась идея доставлять бензин прямо к машинам», — рассказывает Голиков.

Часть вложенных в проект денег пошла на разработку мобильного приложения — за его создание как раз отвечал Андрей Куприков, выпускник МАИ. Программирование алгоритма довольно сложная вещь, говорит Голиков. Нужно было сделать такую систему, чтобы учитывала загруженность дорог и организовывала очередь на заправку.

Большую часть инвестиций потратили на закупку необходимого оборудования: насосов, цистерн под бензин (их заправляют на технических АЗС), огнетушителей и сухих систем пожаротушения. «В Штатах бензин возят чуть ли не на грузовиках, мы же можем эксплуатировать только легковые авто — без лицензии разрешено провозить не больше 300 л бензина и одну тонну дизеля», — говорит Борис. Для перевозки топлива Голиков купил пару новых автомобилей Citroen.

Пока сервис работает по заявке: потенциальному клиенту нужно зайти на сайт, оставить там свое имя и номер мобильного телефона — на него придет приглашение со ссылкой для скачивания мобильного приложения. Затем заводится личный кабинет, к которому привязан банковский аккаунт для оплаты бензина, при помощи сервиса геолокации пользователь указывает место, где стоит его машина, и нужное количество литров (чаще всего выбирают опцию «до полного бака»). В момент подтверждения заявки на заправку на счете клиента блокируется 2 тыс. руб., после заправки они сразу возвращаются. Заправочный сервис обходится пользователям в 200 руб., цена бензина — такая же, что на заправках в центре Москвы.

В первый же день приложение скачали 800 человек, но бензин заказывали только 2-3 человека в день, сейчас число заказов дошло до 8-9. Средний чек — 1400 руб.

«Только оставьте лючок открытым, чтобы мы могли заправить ваш автомобиль», — призывают создатели Pump.today. На самом деле этот пункт — слабое место сервиса. Далеко не все водители готовы оставлять открытым бензобак автомобиля на улице. Сомневающимся клиентам сервис предлагает позвонить минут за десять до прибытия заправщика: чтобы владелец успел выйти и открыть лючок.

Топливо по подписке

Чтобы снизить стоимость бензина, Голикову нужно покупать топливо непосредственно на НПЗ, а для этого необходимо нарастить число заправок и клиентскую базу, купить автоцистерны для топлива. Сейчас на технических АЗС скидка составляет всего 2-3%, на НПЗ может доходить до 10-12% от среднерыночной цены.

Пока Pump.today возит только 92-й и 95-й бензин, с начала ноября обещают 98-й и дизель. Но есть территориальные ограничения — сервис работает только в пределах Третьего транспортного кольца. Исключение лишь для b2b-клиентов. На днях Голиков подписал соглашение с конкурентом по рынку каршеринга компанией AnyTime о заправке их автомобильного парка. На долю обслуживания собственного каршеринга сейчас приходится порядка 50% от общего объема продаж, оставшиеся 50% продаются по подписке.

«Модель подписки сейчас наиболее популярна во многих сферах, это наиболее удобный формат для пользователей мобильных приложений, — говорит соучредитель сервиса предупреждения автомобилистов об эвакуации CrocoDie Ксения Загоскина. — Думаю, в России ребята будут развивать новый рынок — в этом их главный плюс. В Штатах он уже активно развивается».

Американские инвесторы присматриваются к перспективному рынку. В 2015 году стартап Yoshi получил $120 тыс. от бизнес-инкубатора из Кремниевой долины Y Combinator.

Взгляд со стороны

«Будет сложно сделать этот продукт массовым»

Ксения Загоскина, соучредитель сервиса CrocoDie:

У сервиса есть существенные риски. Первый — невыгодная цена. Большинство водителей пользуются бонусными программами сетей заправок, снижая тем самым стоимость литра бензина. В данном сервисе цена бензина является рыночной, а с учетом платной доставки становится еще выше.

Оставлять открытым лючок небезопасно — нет гарантии, что злоумышленники туда не зальют помимо бензина еще что-то.

Наконец, нет доверия, что мне зальют именно тот класс бензина, который я заказываю, или не перепутают, например, дизельное топливо и бензин.

А главное, на мой взгляд, нет и массовой проблемы с заправками. Я думаю, это приложение актуально для тех, у кого мощные авто с большим расходом топлива, в таком случае траты времени на заправку топлива являются существенными, обычно же люди заправляют автомобиль раз в неделю. Будет сложно сделать этот продукт массовым.

«Автоклубы помощи на дорогах не стоит записывать в конкуренты»

Андрей Рукавишников, управляющий партнер маркетингового агентства EBITDA Marketing:

Pump.today — сервис на уровне мобильного шиномонтажа, очень удобная штука. Риск остаться без топлива в бензобаке — классический случай того, что может случиться с водителем. На данный момент эта проблема не имеет удобного решения, поэтому ребята молодцы, что уловили эту потребность.

Автоклубы помощи на дорогах типа «Ангел» не стоит записывать в прямые конкуренты: там помогут только при условии наличия дорогой карты годового обслуживания, а стоимость разовой помощи в разы превышает цену бензина. Комплексные услуги — не конкуренты сфокусированному сервису.

Если создатели намерены и дальше следовать по пути максимального удовлетворения потребностей клиентов, следующим шагом должна стать возможность заправки разными видами топлива, иначе дальше стартап будет выглядеть исключительно как нишевая история. С точки зрения продвижения разумнее использовать возможности соцсетей — этого явно не хватает».

«Сервис будет интересен»

Екатерина Журавлева, представитель каршеринговой компании Car5:

Сервис будет интересен всем компаниям, у которых нет своей службы заправки. Экономия времени клиента и экономия наших затрат на заправку — главные преимущества. А основные риски — это злоупотребление полномочиями и некачественное оказание услуг сотрудниками сервиса.

«Не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву»

Константин Синюшин, учредитель Untitles Ventures:

Любые on-demand (по требованию. — РБК ) сервисы мы считаем перспективным направлением, но не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву. У нас совершенно иные внешние условия. Например, жесткий столичный трафик делает очень дорогой стоимость подачи заправщика на далекие расстояния. Некоторые принципы организации парковки затрудняют доступ заправщиков к автомобилям. А открытые крышки бака могут спровоцировать уличное хулиганство.

В идеале было бы видеть в числе основных потребителей не столько каршеринги, сколько автохозяйства, прокатные компании и сервисы на абонементной основе. Паркинг у этих автомобилей более устроенный и безопасный, чем у частных лиц.

«Услуга вряд ли может представлять интерес»

Марина Назамутдинова, руководитель департамента PR и внутренних коммуникаций интернет-магазина OZON.ru:

Для компании, чей автопарк — пусть и крупный — эксплуатируется на небольших расстояниях, услуга вряд ли может представлять интерес. И в этом риск проекта.

У OZON.ru собственный автопарк только в Москве насчитывает 67 машин, но сервис Pump.today для нас нерелевантен. Наши курьеры работают в рамках одного района или даже части района, заправляются сами на ближайших заправках. Даже если заказов очень много, машины все равно не ездят далеко, их маршрут — соседний дом, параллельная улица. Поэтому услуги в нашем случае могут носить лишь характер скорой помощи — если у курьера внезапно закончился бензин.

«Для нас главное, чтобы машины всегда были готовы для эксплуатации»

Юлия Баймлер, управляющий директор каршеринговой компании AnyТime:

Pump.today — конкурентоспособная услуга и большая помощь каршеринговым компаниям. Мы уже начали сотрудничать: в конце октября наш автопарк будет заправляться в том числе и при помощи нового сервиса.

Для нас главное, чтобы все наши машины всегда были готовы для эксплуатации. И в этом смысле Pump.today поможет нам сделать наш сервис удобнее для клиентов. В числе других преимуществ проекта — быстрое получение нами соответствующей документации. Помимо Pump.today для заправки мы привлекаем еще две компании, занимающиеся топливными картами, но речи о конкуренции не идет.

Розничная продажа автомобильного топлива является высокорентабельным бизнесом. По этой причине многие начинающие предприниматели задаются вопросом: как открыть АЗС с нуля и сколько это стоит?

В данной статье мы рассмотрим, как открыть заправку, и изложим подробный пример бизнес-плана с расчетами. Также узнаем, какие разрешительные документы для этого нужны, посчитаем размер необходимых финансовых вложений, чтобы понять, сколько стоит открыть АЗС.

Специфика бизнеса

Открыть свою заправку – непростая задача, требующего большого предпринимательского опыта. Такого рода бизнес требует вложения немалых денег, поэтому стоит сделать адекватную оценку своих финансовых возможностей. Конкурировать с заправками Роснефти сможет далеко не каждый новичок.

Эксперты не рекомендуют данный вид предпринимательства, если вы открываете своё первое собственное дело. Новичкам рынка будет проще открыть АЗС по франшизе и работать под крылом известной торговой марки. В этом случае они будут обеспечены стабильными поставками топлива и широкой базой потенциальных клиентов.

Самостоятельное ведение бизнеса предполагает поиск лояльных поставщиков, имеющих гибкие условия сотрудничества и стабильные регулярные поставки топлива. Как правило, такими поставщиками являются небольшие нефтеперерабатывающие заводы.

Водители часто отдают предпочтения заправкам с известным именем, что нужно также учитывать. Для завоевания постоянных посетителей можно порекомендовать внедрение собственной системы накопительных бонусов для постоянных клиентов, чтобы им было выгодно заправляться у вас. Постоянно необходимо генерировать новые идеи продвижения своей торговой марки.

С каждым годом растет число автомобилистов, а значит и спрос на автомобильное топливо. Весьма высокий порог входа в эту нишу компенсируется достаточно быстрой окупаемостью, а для этого нужно составить необходимый бизнес-план.

Первые шаги

Прежде всего, необходимо изучить рынок АЗС и оценить уровень предложения в вашем регионе. Определите свои конкурентные преимущества. На этом этапе стоит понять, будете ли вы вести полностью самостоятельный бизнес, или же прибегнете к франчайзингу.

Существует еще два способа стать владельцем своей заправки: купить готовый бизнес или стать арендатором.

Услуги по продаже ГСМ подлежат лицензированию. Придется заранее озаботиться вопросом получения лицензии на право хранения и продажи топлива. Это право подтверждается наличием документов с печатью установленного формата.

Два разных формата

Как уже было отмечено, прежде чем открывать свою заправку, необходимо определиться с основополагающим принципом вашего будущего бизнеса. Это может быть целиком и полностью самостоятельная деятельность или же франчайзинг. Пуститься в вольное плавание в этой сфере и открыть АЗС с нуля, без наличия соответствующего опыта – слишком рискованная затея из-за множества сложных нюансов.

По мнению экспертов, наиболее оптимальным вариантом для начинающего предпринимателя является работа по франшизе от ведущих лидеров рынка. Узнаваемый логотип крупной компании, такой как Газпром или Лукойл, всегда привлекает автолюбителей.

Франчайзинг имеет ряд преимуществ, среди которых:

  1. Помощь опытных специалистов на этапе открытия предприятия.
  2. Консультирование в ходе организации работы заправки.
  3. Обеспечение поставок топлива надежными поставщиками.
  4. Работа от имени известного бренда – стабильный поток клиентов.

Покупка франшизы имеет и свои минусы:

Определившись с форматом бизнеса, следует заняться вопросом его регистрации в муниципальных и налоговых органах. Крупные компании типа Газпрома работают на общей системе налогообложения, следовательно, являются плательщиками НДС.

По этой причине такие поставщики, как Роснефть, не могут включать в свои расходы и доходы операции с ИП. Отсюда главная рекомендация: АЗС требует регистрации, как юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью (ООО). После приобретения этого статуса ваше предприятие будет иметь свою фирменную печать.

Зарегистрировав свой бизнес, можно приступать к следующим, не менее важным этапам – выбору расположения вашей будущей АЗС и подготовке проектно-сметной документации.

Выбор места

Локация – крайне важный вопрос, как с точки зрения потенциальной прибыльности, так и с точки зрения требований безопасности. Потребуется изучить множество информации о состоянии рынка. Следует внимательно проанализировать автомобильный поток в вашем городе и наличие свободных земельных участков.

АЗС размещаются, как правило, на оживленных автомагистралях и развязках. Заправка должна быть обеспечена удобным подъездом. Размер необходимого участка определяется следующими критериями:

  1. Разнообразие видов продаваемого топлива (бензин, ДТ, метан, пропан).
  2. Количество ТРК.
  3. Наличие/отсутствие в составе АЗС работающих кафе, мини-магазина и т. п.

Средняя площадь участка составляет, как правило, 100 м2.

Здесь вы можете скачать для использования в качестве примера.

Проектная подготовка

Каждое новое предприятие, особенно крупного масштаба, требует качественной проектной подготовки. Тут к вашим услугам – специализированные проектные организации. Они начинают свою работу с грамотно составленного технического задания.

Конструкторские документы планируемого сооружения должны учитывать множество требований, предъявляемых к объектам повышенной опасности. Действующими строительными регламентами предусмотрено выполнение следующих норм:

  • противопожарные;
  • санитарные;
  • природоохранные.

Согласно установленным стандартам, заправки не могут располагаться на расстоянии менее 30 м от жилых домов, школ, детских садов и прочих общественных учреждений. Размещение АЗС должно не нарушать действующий городской генплан.

Следует быть морально готовым к работе со многими разрешительными инстанциями. Согласовательные процедуры отнимают много времени и сил. Необходимо учитывать немалые сроки утверждения проекта. Многим предпринимателям удавалось решить этот вопрос в течение полугода.

После утверждения проекта АЗС, можно начинать строительные работы по возведению основных объектов инфраструктуры. Параллельным процессом будет поиск и покупка технологического оборудования.

Выбор оборудования

Сегодняшний рынок изобилует предложениями как зарубежных, так и отечественных производителей. Не стоит гнаться за дешевизной в этом вопросе, потому что от качества оборудования во многом зависит срок его эксплуатации. Конечно же, стоит внимательно изучить существующие предложения и найти среди них оптимальное по цене и качеству.

Минимальный его состав может выглядеть следующим образом:

  1. Резервуар для хранения топлива, V=15 м3 – 4 шт.
  2. Аварийный резервуар для хранения топлива, V=15 м3 – 1 шт.
  3. Ёмкость для системы ливнестока, V=10 м3 – 1 шт.
  4. ТРК (заправочная колонка) с двумя рукавами – 2 шт.

Если есть техническая возможность, то систему ливнестока лучше подключить к городским коммуникациям. Помимо покупки основного оборудования, вам понадобится различная запорная арматура, кабели и пульты дистанционного управления. Отдельным этапом станет настройка программного обеспечения (ПО) для максимальной автоматизации работы заправки. В задачи ПО входит также вывод инфо остатков на печать.

Обязательным пунктом в работе станет установка охранной сигнализации и камер видеонаблюдения. Большая стоимость материально-технических ценностей и повышенная опасность объекта требует должных организационных мер безопасности.

Неотъемлемыми элементами является укладка качественного асфальтового покрытия и установка навесов от осадков. Дорожное покрытие требует нанесения положенной разметки с применением износостойких лакокрасочных материалов.

Для заправок, реализующих газообразное автомобильное топливо, требуется специализированное оборудование.

Газовые заправки

Эксперты рынка высоко оценивают перспективы развития АЗС, которые продают газообразное топливо. Недаром Газпром активно развивает это направление.

Организация метановых АЗС требует обеспечения технологической возможности врезки в коммуникации городского газопровода. Если на вашей заправке будет продаваться пропан, то заранее займитесь поиском соответствующего оборудования и поставщика данного вида топлива. Функционирование газовой заправки предусматривает покупку дополнительного компрессорного оборудования.

Качество строительных работ зависит, в первую очередь, от квалификации исполнителей. Рассмотрим вопрос необходимого персонала более детально ниже.

Персонал

Учитывая то, что АЗС работает круглосуточно, работу следует организовать в несколько смен. В каждой рабочей смене необходима деятельность следующего штата:

  • кассир – 1 чел.;
  • оператор ТРК – 2 чел.;
  • охранник – 1 чел.

Для обеспечения стабильных поставок горючего, автомобильная заправочная станция требует наличия отдела снабжения. Штат сотрудников должен также включать слесарей-ремонтников и электриков, на случай выхода из строя оборудования. Финансовую отчетность следует доверить опытному бухгалтеру, имеющему личную печать.

Персонал должен быть опрятен, вежлив и внимателен к клиентам. Сервис на заправках уровня Газпрома находится на солидном уровне. Вам стоит на него равняться. Для узнаваемости необходимо заказать изготовление оригинальной униформы для сотрудников вашей АЗС.

Стоимость открытия

Рассчитаем ориентировочную стоимость самостоятельного открытия АЗС и возможную сумму доходов от её работы. Нижеуказанные цифры могут варьироваться, в зависимости от каждого конкретного региона. Стоимость покупки и аренды земельного участка может быть разной даже в пределах одного города.

Итак, усредненные статьи расходов и доходов выглядят следующим образом:

1 Покупка земельного участка 15÷25 млн. руб.
Подготовка проектно-сметной документации и оформление разрешительных документов

2 млн. руб.

3 Строительные работы 6÷10 млн. руб.
4 Покупка основного оборудования 3 млн. руб.
5 Оплата коммунальных услуг 0,120 млн. руб./год
6 Заработная плата персонала 5,5 млн. руб./год
7 Покупка топлива 10 млн. руб./год
8 Оплата пошлин, налогов и сборов 1,5 млн. руб./год
9 Амортизационные отчисления 2 млн. руб./год
10 Продажа топлива населению 24 млн. руб./год
11 Прочие доходы (мини-магазин, кафе и т.п.) 1 млн. руб./год

Итого, минимальные вложения составят 26 млн. руб. Указанный уровень годовых издержек носит ориентировочный характер.

Сроки окупаемости во многом зависят от успешности ведения бизнеса. При реализации в месяц 50 тысяч литров топлива, полная окупаемость достигается за 4 года. Эту цифру можно значительно снизить, если открыть заправку по франшизе. Замена покупки земельного участка на его аренду также поможет сократить срок окупаемости.

Доходность может повыситься, если помимо заправочного комплекса, прибыль будет приносить сопутствующий бизнес на её территории. Этого можно добиться благодаря деятельности магазина или кафетерия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Автопаркам, имеющим большое количество подвижного состава, ежедневно приходится решать проблему, каким топливом, где заправлять технику и как при этом сэкономить. Централизованная заправка на обычных АЗС, пусть даже и по топливным картам, невыгодна: сговоры, хищения и недоливы в данном случае в порядке вещей. Это понимают все, тем не менее большинство крупных автохозяйств считают договор с топливными сетями решением оптимальным. «Много нестыковок получается. Например, уехал автопоезд из Центральной России в отдаленный регион, и даже на брендированных заправках по картам мы наблюдаем стабильный недолив, - рассказывает Кирилл Водин, заместитель генерального директора ООО «Транспортная компания «Веста». - В итоге нам даже пришлось из-за этого сменить топливную компанию, плюс организовать собственную АЗС на территории автопарка».

Можно ли организовать топливораздачу непосредственно на территории предприятия? До недавнего времени этот путь был весьма сложным. Для того чтобы построить собственную АЗС на территории автопарка и владеть этим объектом на законных основаниях, требовалось пройти множество инстанций, получить не один десяток страниц разрешительной документации. Позволить такое себе могли только крупные автокомбинаты.

Все изменилось в 2012 году, когда автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС. «В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой: если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и своде правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 года», - рассказывает Юрий Колесников, генеральный директор объединения «Пензаспецавтомаш» (торговая марка Benza).

КОНТЕЙНЕРНЫЕ И МОДУЛЬНЫЕ АЗС

Сегодня на российском рынке множество изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковы. К ним относят контейнерные и мобильные АЗС, топливные и топливозаправочные модули. Модульная АЗС - это станция, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуара и разнесением топливораздаточной колонки (ТРК) и контейнера для хранения топлива. Контейнерная АЗС (КАЗС) отличается от модульной только тем, что ТРК размещена в контейнере для хранения топлива.

На самом деле, с точки зрения соответствия НПБ 111-98 абсолютно неважно как изделия называются, главное чтобы они были выполнены как единое изделие. «Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому, - говорит Юрий Колесников. - Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть - зашиваться в контейнер или оставаться с открытым резервуаром, нормы это не регламентируют».

С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если автопредприятие устанавливает КАЗС для собственных нужд на своей территории и установка не требует капитального строительства, собственник не должен получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС. Во-первых, нужно выдержать расстояние до различных категорий объектов и подготовить площадку с зоной въезда и выезда и установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта. Во-вторых, требуется изготовить основание для АЗС в виде дорожной плиты определенных размеров и установить его. Наконец, в-третьих, назначить ответственных за выполнение противопожарных мероприятий.

Основные требования для размещения контейнерной заправки: 25 метров удаления от зданий и сооружений и чтобы под оборудованием не проходил водопровод

Кроме этого, нужно и выполнение специальных технических требований. Например, на КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа. Если резервуар вместе с трубопроводами зашит в контейнер, необходима автоматическая вентиляция с датчиками загазованности. Все вышеописанные особенности конструкции в первую очередь контролируются инспекторами МЧС.

Собственную традиционную АЗС может позволить себе разве что ГУП МО «Мострансавто»

Из других специфических требований к технологическому оборудованию модульных и контейнерных АЗС отметим необходимость выполнения резервуаров для хранения топлива двустенными. При этом общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 - вне населенных пунктов.

Очень важный момент - это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация Таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Кроме этого, нужны экологический и санитарный сертификаты. В случае если КАЗС устанавливается на опасном производственном объекте, могут потребоваться и иные разрешительные документы.

По документам и сертификатам это должна быть именно станция для раздачи, заправки топливом - единое изделие, а не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, отмечают эксперты. Иначе такого рода проект будет классифицироваться как склад горючего или как традиционная АЗС. Тогда предприятие обязано поставить эти объекты на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасное производство. Не решают вопрос законной эксплуатации заправки и так называемые мини-АЗС с одностенным резервуаром и одной ТРК. Их можно использовать только как мобильный передвижной резервуар, там, где необходимо заправлять технику, часто меняя место установки АЗС. Например, при сельскохозяйственных или дорожных работах.

Автоматическая раздача топлива водителям по смарт-картам возможна как опция

БЕЗ ОПЕРАТОРА

В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный безоператорный дистанционный контроль за количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт-картам или чип-ключам. «Это очень удобно, так как отпадает необходимость в приеме оператора, и информация по беспроводному каналу будет онлайн поступать в офис, - комментирует Светлана Быкова, начальник автоколонны ООО «Транспортная компания «Веста». - Задавать лимиты топлива для водителей или для автомобиля возможно на день, неделю или месяц. Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС».

АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недовоза топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

Электронасос со счетчиком учета в закрытом корпусе удобен для заправки техники в полевых условиях

Если говорить о полной автоматизации снабжения транспортных предприятий топливом, то следует упомянуть проект, который разработала компания «Волгаресурс». Схема включает в себя установку на предприятие автоматической мобильной топливозаправочной станции (АМТЗС), доставку топлива транспортом поставщика, проверку качества топлива на всех этапах в аккредитованной лаборатории, обслуживание единым центром управления, прозрачное ценообразование. Водителям, которые самостоятельно заправляют свои грузовики, выдаются топливные карты. Они могут быть как общими - обезличенными, так и именными. Примечательно, что топливные карты могут быть лимитированы по количеству отпускаемого горючего. Лимит устанавливает либо компания, предоставляющая услуги по заправке машин, либо непосредственно заказчик услуги - автоперевозчик. Доступа к горючему, кроме как через лимитированную топливную карту, нет. При этом АМТЗС может быть дополнительно оснащена терминалом, который выдает чек, прикрепляемый к путевому листу. Поскольку вся система полностью автоматизирована, то руководитель транспортной организации или ответственный человек из финансовой группы каждый день получает детализированный отчет о движении топлива в строго определенной форме. В сводке содержится информация о том, какая машина была заправлена, какое количество топлива было отпущено, в какое время была произведена заправка и так далее вплоть до фотографии водителя, который пользовался топливной картой. Данные из отчета бухгалтерия автопредприятия сверяет с внутренней документацией.

Основные требования для размещения АМТЗС: 25 метров удаления от зданий и сооружений, и чтобы под оборудованием не проходил водопровод. Основание должно быть выложено плитами, а для обеспечения безопасности должны присутствовать отбойники. Для подключения электрической мощности необходимо организовать подвод кабеля, рассчитанного на мощность не менее 10 кВт. Время нахождения автозаправочного модуля на территории заказчика регламентируется исключительно договором на аренду АМТЗС и покупку топлива. Стандартный срок изготовления и установки станции около 2,5 месяцев. Предварительно составив техническое задание, заказчик имеет возможность указать все необходимые ему опции. Например, при наличии смешанного парка техники поставщик может предложить емкости с разным количеством секций. По согласованию с заказчиком емкость может быть разбита на отсеки нужного объема. Например, в одном будет храниться дизельное топливо, в другом - бензин.

Может ли перевозчик заработать на автозаправочной станции, которая установлена на его территории? Да, такая возможность имеется. Например, недалеко друг от друга базируются две автоколонны. Если на территории одной из них имеется АМТЗС, то сосед может заправлять там свои машины по привлекательной цене, но при этом владелец АМТЗС будет иметь свою прибыль с реализации нефтепродуктов. При этом по невысокой цене топливом могут заправляться не только служебные автомобили, но и личные машины сотрудников, что сделает работодателя еще привлекательнее.

При такой схеме затраты перевозчика на установку оборудования близки к нулю, так как он приобретает услугу по заправке транспортных средств. При этом все операции по обслуживанию, ремонту оборудования, чистки емкости и так далее выполняет поставщик услуг. Вся ответственность за качество топлива также ложится на поставщика. Все, что платит транспортная компания, - это стоимость отпускаемого топлива. При этом расходы по оборудованию заложены в стоимость литра, и он дешевле, чем на сетевых АЗС. Единственный недостаток этого решения - долгосрочная привязка к одной топливной компании, а это устраивает не всех перевозчиков.

Микропроцессорные Магистраль (ТНК) являются надежным и удобным в эксплуатации способом оплаты горючего, наиболее оптимальным для корпоративных клиентов. Их использование позволяет контролировать все параметры расхода ГСМ каждым сотрудником предприятия (дату, время и количество приобретенных ГСМ, их марку и стоимость, наименование АЗС). Сегодня данный вид безналичных расчетов за топливо практически вытеснил из практики крупных и средних компаний привычные талоны на бензин, поскольку обладает, в сравнении с ними, рядом преимуществ:

  • на картах Магистраль (ТНК) возможно ограничивать суточный, недельный или месячный лимит не только вида топлива, но и его количества;
  • упрощается процедура возмещения НДС, а также, благодаря электронной системе контроля, бухгалтерский учет расхода топлива предприятием;
  • карты Магистраль (ТНК) пополняются автоматически с общего рублевого счета компании;
  • карты Магистраль (ТНК) обладают высокой степенью защиты;
  • предусматривается система специализированных скидок для крупных компаний.

Топливные карты ТНК в учете расхода ГСМ

Функционирование данной расчетной системы осуществляется процессинговым центром "РусПетрол", который производит сбор и систематизацию данных, поступающих от всех АЗС - терминалов, их обработку и рассылку организациям в виде отчетов, актов, реестров. Чтобы получить возможность использовать , компании необходимо заключить с процессинговым центром договор (на заправку ГСМ и, при необходимости, мойку автотранспорта с использованием топливных карт). Причем сами карты на топливо могут функционировать в качестве дебетовых карт, либо по схеме предоплаты, либо - оплаты по факту. Работа топливных карт ТНК увязана с автоматизированной системой АЗС либо терминалом. Исходя из этого, пользователь карты (в данном случае предприятие) может выбирать схему работы с компанией "РусПетрол":

1. "Литровая схема" - клиент приобретает необходимые сорта топлива по прайс-листу компании "РусПетрол", и оплаченный объем нефтепродуктов пополняет литровый счет покупателя. Выкупленный объем топлива не меняется в цене до полной выборки нефтепродуктов на сети АЗС.

2. "Рублевая схема" - клиент контролирует свой рублевый счет в компании "РусПетрол". При заправке со счета списывается сумма в рублях исходя из количества заправленных литров и розничной цены на АЗС. Благодаря такой системе расчета достигается возможность осуществлять заправку по картам на широчайшей сети АЗС не только в рамках регионов одной страны, но и разных государств, так как центы на топливо сильно варьируется, и невозможно сформировать единый прайс-лист на топливо.

Для обоих схем существует возможность запрограммировать топливные карты ТНК либо на лимитированное снятие топлива за заданный период, либо на использование карты в качестве электронного рублевого кошелька. Лимитные карты на бензин оптимальны для корпоративных клиентов, предусматривающих для каждого водителя либо транспортного средства фиксированный расход ГСМ за сутки, неделю либо месяц. В свою очередь, типа элетронный кошелек можно заправлять без каких либо временных ограничений - важно лишь наличие средств на картах ТНК. По сути использование электронных кошельков на картах имеет сходство с заправкой по талонам. Водителю зачисляет на картах определенная сумма в рублях, которую он может потратить на бензин.

Учет расхода ГСМ предприятия основывается на данных путевого листа и ежемесячных отчетов поставщика. Причем право собственности на ГСМ может переходить к покупателю либо в момент заправки транспортных средств по топливным картам, либо при получении карт.

В первом случае, суммы, перечисляемые за карты или топливные талоны специализированной компании, должны учитываться согласно "Расчетам с поставщиками и подрядчиками" (счет 60) в корреспонденции с "Денежными документами" (субсчет 50) При этом закрытие данного аванса становится возможным лишь после фактического отпуска ГСМ. Налоговый учет предусматривает возможность включения стоимости карт в группу общих производственных расходов либо затрат, связанных с реализацией продукции.

Безусловно, учет расхода ГСМ становится еще проще, если на предприятии имеется своя мини-АЗС. Для таких клиентов существует оперативная доставка дизтоплива от компании "РусПетрол".


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник