15.07.2019

Территориальное землеустройство в отраслях транспорта. Территориальное (межхозяйственное) землеустройство в зонах крупных водохранилищ


Данная форма землеустройства - одна из наиболее сложных. В практике землеустроительных работ ее называют земельно-хозяйственным устройством территории в зонах водохранилищ.
Водохранилища - это искусственные водоемы значительной вместимости, образуемые обычно в долинах рек плотинами для целей гидроэнергетики, орошения земель, водоснабжения, водно-

го транспорта и др. Основные параметры водохранилища: площадь водной поверхности, глубина, ширина, длина, уровни воды, объемы воды.
(Водохранилища используют для следующих целей:
"получения электроэнергии;
орошения и обводнения засушливых земель;
водоснабжения городов и промышленных предприятий;
судоходства, рыборазведения;
предотвращения наводнений;
организации зон отдыха и спорта.
Начиная с 30-х годов в нашей стране было создано большое число крупных водохранилищ, в основном для целей гидроэнергетики - создания ГЭС. Среди них к числу крупнейших в мире относятся такие, как Братское на Ангаре (1961-1967 гг.) с площадью водного зеркала 547 ООО га, длиной более 450 км; Красноярское на Енисее (1967-1970 гг.) с площадью водного зеркала 20 000 га, длиной более 300 км; Куйбышевское на Волге (1955- 1957 гг.) с площадью водного зеркала 644 800 га, длиной более 450 км, шириной 35...40 км.
Водохранилища с площадью водного зеркала менее 200 га и длиной в несколько километров относятся к малым.
Наиболее крупные по площади водохранилища создавали при строительстве ГЭС в равнинной местности.
При строительстве водохранилищ затапливаются обширные территории. Они вносят в природу и хозяйство территорий, на которых их создают, многочисленные отрицательные изменения и последствия. Характер воздействия создаваемых водохранилищ на территорию очень многообразен: затопление и подтопление земель, обрушение берегов, изменение климатических условий и др. Это вносит изменения в экономику, размещение предприятий и отраслей народного хозяйства, попадающих в зону воздействия водохранилищ. Сооружение водохранилищ вызывает безвозвратные потери земельной площади, в том числе ценных сельскохозяйственных угодий, необходимость перенесения на новые места населенных пунктов, предприятий, строительства дорог и других сооружений.
Для тоro__4jo6ы связанные с образованием водохранилищ затопление, подтопление и другие отрицательные последствия в наименьшей степени отразились на хозяйственной деятельности, разрабатывают и осуществляют комплекс специальных землеустроительных мероприятий. К ним относятся: определение-разме- , ров затопления и возможностей возмещения потерь продуктив-; ных угодий, переселение жителей, перенесение предприятий, сооружений, коммуникаций, реорганизация территории и произвол- I ства сельскохозяйственных предприятий^ этих целях в районах крупного гидротехнического строительства проводят сложные землеустроительные работы по межотраслевому перераспределению земель в связи с созданием водохранилищ и осуществлению свя-

занных с этим разнообразных мероприятий, для чего в составе предпроектных документов, определяющих размещение и параметры гидротехнических объектов, имеется раздел по межхозяй- ственному землеустройству.
Именно землеустроительные проработки на зону влияния проектируемых водохранилищ позволяли предвидеть все территориальные последствия создания водохранилища: площади и территорию затопления и подтопления земель, обрушения берегов, необходимость переноса на другие места объектов народного хозяйства, нарушения землепользования и организации их территории и другие нежелательные изменения и предварительно оценить их.
Проектные землеустроительные работы выполняют подразделения (институты и предприятия) РосНИИземпроекта в соответствии с заданием на проектирование, которое выдает ведущая проектная организация, проектирующая объект в целом. Проектные работы на крупные объекты выполняют по следующим этапам проектирования: схема, технико-экономические расчеты (ТЭР), технико-эко- номическое обоснование (ТЭО) с разной точностью.
Для составления землеустроительного проекта в составе задания на проектирование выдают следующие исходные данные: месторасположение и назначение объекта; отметка НПУ водохранилища; месторасположение створа плотины;
данные о размерах кривой подпора, подтопления, переработки берегов и паводковом затоплении;
размещение сооружений инженерной защиты земель, населенных пунктов и других объектов; режим регулирования стока и др.
НПУ - это выраженный в метрах по высоте наивысший (предельный) уровень воды в водохранилище, который плотина поддерживает в нормальных условиях ее эксплуатации. Определяется он отметкой уровня воды у плотины.
Кривую подпора находят следующим образом. Вверх по водохранилищу водная поверхность постепенно повышается. Это и есть кривая подпора. В хвостовой части водохранилища с учетом кривой подпора отметка уровня воды увеличивается.
Далее проводят подготовительные работы, включающие сбор, изучение и систематизацию исходных материалов, характеризующих современное состояние землевладений, землепользований и районов, расположенных на территории проектируемого водохранилища.
При проектировании необходимо знать территориальные формы проявления влияния водохранилища на хозяйство района, его расположение и использование земли. Основные зоны воздействия водохранилища следующие.
ГЗона затопления - территория, находящаяся под водой постоянно или имеющая такой режим периодического затопления, при

котором^хозяйственное использование земель совершенно исклю- чаетсязЕе границу определяют исходя из проектной отметки НПУ. На проектном плане по горизонтали с отметкой НПУ - это так называемая «горизонталь затопления» - наносят границу водохранилища. Это земли, которые будут затоплены и изъяты у существующих землевладельцев и землепользователей.
Зона подтопления - это прилегающая к водохранилищу территория, на которой в связи с подъемом уровня грунтовых вод изменяются условия использования земель. Подтопление вызывает избыточное увлажнение земель, в результате чего на них становится невозможным возделывание полевых, плодово-ягодных культур, ухудшается растительный покров лугов. Подтопление может привести к просадке и деформации зданий^
Верхнюю границу зоны подтопления в практике проектных работ определяют по горизонтали с отметкой, превышающей НПУ: для пашни, сенокосов, пастбищ - на 1 м, для сельских населенных пунктов и садов - на 2, для городов и поселков - на 3 м (в населенных пунктах уровень грунтовых вод не должен быть ближе 2 м от поверхности земли). При этом в расчетах последствий исходят из того, что пашню и пастбища необходимо трансформировать в сенокосы, продуктивность которых снизится (в средней полосе России) на 50 %. Для более точного определения зоны подтопления необходим научный прогноз на основе специальных изысканий. Потери подтопляемых садов учитывают полностью.
Земли зоны подтопления не изымают у существующих землевладельцев и землепользователей, кроме земель, расположенных в подзоне сильного подтопления.
(В практике проектирования принято считать, что в зоне подтопления сильно подтоплено 20 % площади подтопления, средне - 35 и слабо - 45
Пона переформирования берегов - это береговая полоса, подвергающаяся обрушению, размыву, оползневым и другим деформациям (ветровые волны) под влиянием водохранилища. Внешней границей зоны является линия на момент стабилизации берега. Устанавливают ее на основе прогнозов^ В практике проектирования при расчетах на предпроектной стадии берегообрушение учитывают в 100-метровой полосе вдоль крутых берегов на участках активного волнобоя.
ГЗона мелководий - это территория, покрытая слоем воды глубиной не более 2 м относительно отметки НПУ. Это затопление земли без существенного водохозяйственного эффекта. Данная зона может оказаться очагом размножения малярийных комаров^ Ее необходимо выявить для разработки санитарных мероприятий и определения возможностей использования мелководных участков для нужд сельского хозяйства.
\Зона ухудшения организационно-территориальных условий - это земли, которые в условиях образования водохранилища нецелесо-

Подтопления; 3 - дамба; 4-защищаемая площадь; 5 - створ плотины; 6- стройбаза; 7- центральная усадьба совхоза; 8 - озеро; 9- граница хозяйства; 10 - номер хозяйства; ЛФ - лесной фонд" />
Рис. 20. Схема зон водохранилища:
7 -зона затопления;2- подтопления; 3 - дамба; 4-защищаемая площадь;
5 - створ плотины; 6- стройбаза; 7- центральная усадьба совхоза; 8 - озеро; 9- граница хозяйства; 10 - номер хозяйства; ЛФ - лесной фонд

образно или невозможно использовать по-прежнему из-за недоступности, малой площади остающихся участков, нахождения их на островах и других организационно-хозяйственных причин^ Схема зон водохранилища показана на рисунке 20.
Все названные зоны относятся к верхнему бьефу водохранилища. В нижнем бьефе (ниже плотины) также возможны изменения: сокращение площади заливных лугов, осуходоливание поймы, периодическое временное затопление узкой прибрежной террито
рии и др. Все это учитывают в процессе проектно-изыскательских работ. Сложные проекты крупных водохранилищ разрабатывают несколько проектных организаций постадийно. В начале проектных работ по межхозяйственному землеустройству выдают задание на проектирование, проводят подготовительные работы, тех- нико-экономическое обследование.
Вопросы межхозяйственного землеустройства в этих условиях разрабатывают согласно стадиям проектирования гидроузла. Вначале их разрабатывают применительно к вариантам размещения створа плотины и проектных отметок НПУ. Предварительно рассчитанные показатели технико-экономического обоснования учитывают при оценке и выборе лучшего варианта размещения водохранилища. Затем применительно к утвержденному створу плотины и отметке НПУ составляют проект межхозяйственного землеустройства на зону воздействия водохранилища.
Последовательность работ при межхозяйственном землеустройстве зоны водохранилища следующая.
Л. Устанавливают размещение всех земель, относящихся к зоне воздействия водохранилища и строительства гидроузла, их границ по хозяйствам и районам зоны затопления, подтопления, мелководий, строительные площадки и др.
Размещение самого водохранилища, которое составляет основную часть предоставляемых земель, устанавливают в соответствии с границами зоны затопления (по горизонтали затопления), которые показывают на проектных планах масштаба 1: 25 ООСк или 1: 10 000, наносят земельные участки, предоставляемые в условиях образования водохранилища и строительства ГЭС.
Выявляют образующиеся острова, определяя возможность их хозяйственного использования. Вычисляют площади (общие и по угодьям) и составляют экспликацию по каждому землевладению (землепользованию) после нанесения границ предоставляемых земель (горизонтали затопления). Составляют проектные экспликации по категориям земель на каждый район, субъект Федерации и всё водохранилище. 3. Наносят на проектные планы границу подтопляемых земель, которые не исключают из состава землевладений (землепользований), но на них запрещают новое строительство, изменяются характер использования сельскохозяйственных угодий и их продуктивность. Вычисляют площади подтопляемых земель в проектной экспликации. По каждому землевладению (землепользованию) вычисляют площади и составляют проектные экспликации остающихся угодий.
4 4. Устанавливают месторасположение населенных пунктов, производственных центров, дорог, мостов, линий связи и других объектов, существование которых на прежнем месте в результате затопления, подтопления, берегообрушения, оползней, ухудшения малярийной обстановки, организационно-хозяйственных при
чин стало невозможно или теряет свое хозяйственное значение. Решают вопрос о необходимости защиты тех или иных объектов. Выявляют мелководья, наносят их границы, определяют площади. Решают вопрос об их хозяйственном использовании или инженерной защите.
Инженерная защита - это ограждение земельных участков, населенных пунктов, предприятий земляными валами и другими видами сооружений в целях защиты их от затопления, подтопления, обрушения берегов. На защищаемой территории осуществляют мероприятия по отводу поверхностных вод и борьбе с повышением уровня вод (дренаж). Инженерная защита требует значительных затрат, но имеет много преимуществ по сравнению с перенесением объектов на другое место. В некоторых случаях инженерная защита является единственно целесообразным мероприятием при необходимости сохранить ценные угодья, уникальные объекты, месторасположения полезных ископаемых и др. Инженерная защита сокращает площадь потерь продуктивных угодий (рис. 21).
Изъятие земель (под затопление, подтопление выше допустимого уровня, переформирование берегов и др.) может быть признано допустимым только в том случае, когда нельзя осуществить инженерную защиту, затраты на которую составляют.55 % общей суммы затрат по водохранилищу. Инженерная защита влияет на выбор НПУ. Определяют размеры и потери сельскохозяйственного производства в результате затопления и другого сокращения площадей продуктивных земель и объема сельскохозяйственного производства. Одним из способов возмещения площадей сельскохозяйственных угодий и объема производства продукции может быть освоение в пашню или кормовые угодья болот, площадей, занятых кустарниками, мелколесьем и другими землями в результате проведения осушения, орошения, культуртехнических мероприятий с учетом качества земель.
. V 6. Определяют виды и размеры убытков землевладельцев и землепользователей, которые складываются из потерь предприятий, организаций и учреждений, а также потерь отдельных граждан (рабочих, служащих, пенсионеров) в результате затопления и подтопления. Устанавливают стоимость всех убытков и затраты на их возмещение, включая переселение.
v 7. Подготавливают предложения по снятию и использованию плодородного слоя почвы с затопляемых земель для составления рабочего проекта.
\S 8. Разрабатывают предложения по основным условиям предоставления земель. К ним относятся: восстановление нарушенных транспортных связей, мероприятия по охране природных ресурсов и окружающей среды, охрана объектов культуры и истории, установление определенного режима использования водных ресурсов водохранилища и т. п.

Рис. 21. Схема инженерной защиты сельскохозяйственных угодий:

- зона затопления; зона подтопления; 2-дамба; 3 - паромная переправа; 4 - защищаемая территория; 5-граница совхоза им. Летунова; б-орошение (500 га); 7-сад (40 га); 8- сенокос; выгон; 9- кустарник; 10- залежь; 11 - проектируемые дороги; 12- центральная усадьба совхоза

v 9. Разрабатывают предложения по реорганизации существующих землевладений (землепользований), производства, расселения, определяют затраты на эти мероприятия. При этом учитывают затронутость затоплением и подтоплением сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов, расчлененность существующих землевладений и землепользований.
Хозяйства в результате образования водохранилища могут оказаться в следующем состоянии: сельскохозяйственные угодья полностью затоплены; угодья затоплены частично и для восстановления их продуктивностии необходимо добавить земли или изменить специализацию; угодья затоплены незначительно, и предприятия могут продолжать вести хозяйство; границы, конфигурация, площади, состав угодий хозяйств имеют недостатки.
В отношении населенных пунктов возможны следующие случаи: территория населенного пункта затоплена или подтоплена частично, его постройки можно перенести на другое место в пределах того же селения или разместить смежно с ним;
расселение затоплено или подтоплено полностью и должно быть перенесено на новое место.
Поэтому при реорганизации сельскохозяйственных предприятий возможны следующие решения: сохранение сельскохозяйственного предприятия с изменением размеров и размещения его землевладения (землепользования); объединение хозяйства с другим; ликвидация землепользования на старом месте и предоставление предприятию земель на новом месте; реорганизация землевладения и землепользования.
Реорганизацию землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий и ее экономическое обоснование выполняют так же, как это описано выше, но в проекте предусматривают производство сельскохозяйственной продукции в несок- ращающихся размерах.
Крупные водохранилища могут занимать обширную площадь и быть расположены на территории нескольких административных районов, а иногда и областей. Например, водохранилище Чебоксарской ГЭС затрагивает земли 24 районов Нижегородской области, республик Чувашия и Марий Эл. Проекты межхозяйственного землеустройства в зонах водохранилищ составляют по административным районам и экономически обосновывают. Схема зон водохранилища, назначение которого - обеспечение городов водой для питьевых и промышленных целей, показана на рисунке 20. Его площадь 40 тыс. га. Водохранилище затрагивает 12 сельскохозяйственных предприятий, 23 населенных пункта, подтапливает 3,3 тыс. га земли. При создании водохранилища (его ширина.4 км) несколько землепользований хозяйств расчленяются, нарушаются связи между населенными пунктами. Проектом намечены все необходимые мероприятия, включая инженерную защиту (см. рис. 21) низины площадью 2,8 тыс. га, где расположена цент
ральная усадьба хозяйства. Предусмотрены реорганизация и упорядочение землевладений и землепользований хозяйств, нарушенных водохранилищем. В результате намеченных проектом мероприятий полностью возмещаются потери сельскохозяйственного производства, восстанавливаются транспортные связи, в десяти хозяйствах намечено проведение внутрихозяйственного землеустройства. Проектом создаются территориальные условия для производства сельскохозяйственной продукции в несокра- щающихся объемах.
Таким образом, основные задачи землеустроительных действий в зоне создания водохранилища следующие. Установление по проектной документации состава, размеров, технической и экономической характеристик отрицательных последствий, вызываемых сооружением водохранилища, в том числе:
площадей затопления, подтопления земель, переформирования берегов, образования островов, мелководий и их расположение;
убытков землепользователей и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, связанных с изъятием земельных участков;
расходов и потерь от затоплений и подтоплений и других нарушений строений, насаждений, инженерных сооружений, элементов благоустройства и других сооружений, принадлежащих гражданам и организациям. Разработка с заинтересованными организациями предложений по предотвращению отрицательных последствий или возмещению убытков последствий и подготовка рекомендаций на проектирование соответствующих мероприятий. Выявление (совместно с местными органами) отрицательных последствий, которые могут возникнуть в окружающей природной среде после завершения строительства водохранилища и в период его эксплуатации, и предусматриваемые мероприятия и рекомендации по охране окружающей природной среды в новых условиях.

С давних времен в землеустройстве важное значение имело отграничение земель, то есть установление и изменение границ землевладений и землепользовании, их правовое и техническое оформление. В прошлом это называлось межеванием. В настоящее время этот термин в нашей стране уже не употребляется, но остался термин «межевые знаки» - специ­альные знаки для закрепления на местности границ земле­пользовании и землевладений.

Границы землевладений, как известно, определяют террито­риальные пределы прав владельца. Несмотря на важную роль этого элемента землеустройства, само по себе установление границ решает только часть задач межхозяйственного земле­устройства и является действием в основном правовым и техническим.

Главное в территориальном землеустройстве - обоснованная организация землевладений или землепользовании в целом, то есть образование новых, упорядочение и изменение существу­ющих сельскохозяйственных землевладений и землепользовании или землепользовании других хозяйств, предприятий, организаций и учреждений с установлением при этом их площади и внутренней структуры, а не только границ.

Термин «организация землепользования и землевладения» включает в себя ряд частных понятий, относящихся к межхозяйственному землеустройству. Создание (конструиро­вание) земельного массива нового хозяйства на осваиваемых землях или из земель существующих хозяйств называется его образованием. Значительное изменение размеров, размещения и числа землевладений и землепользовании группы хозяйств называют их реорганизацией. Целенап­равленное улучшение параметров конкретного землевладения или землепользования (размещения, площади, границ) называется совершенствованием землепользования (земле­владения), упорядочением или устранением недостатков. Каждое из этих действий представляет собой комплекс работ по межхозяйственному землеустройству, включая составление и обоснование проекта и другие.

Посредством территориального землеустройства осуществляются предоставление и изъятие земельных участков в порядке, установленном законодательством российской федерации.

Характерная особенность этого вида землеустройства - решение задач, выходящих за пределы организации использо­вания земель и организации территории в конкретном предприятии, в рамках отдельного землепользования (землевла­дения). При его помощи не только образуются, совершенст­вуются и изменяются отдельные землепользования (землевла­дения), но и организуются их системы.

Объектом территориального землеустройства могут быть: новое хозяйство, образуемое на землях существующих; группа взаимосвязанных землевладений (землепользовании); массив осваиваемых земель», территория административного района; другие обширные тер­ритории.

Целью территориального землеустройства является органи­зация землевладений, землепользований и их систем, рацио­нальных по размещению, площади, конфигурации, внутренней структуре и соответствующих потребностям общественного производства. Рациональным считается такое землевладение (землепользование), которое обеспечивает по своим параметрам (размещение, площадь, конфигурация, структура, границы) наибольшую эффективность в использовании земли, достижении производственных, экологических и других специальных целей. Если существующие землевладения имеют какие-то неудобства и недостатки, влияющие на экономику и организацию производства, на использование земли, проводится их упоря­дочение (совершенствование).

В ряде случаев изменение площади и размещения существующих хозяйств происходит с целью образования новых землепользовании несельскохозяйственного назначения. Земля является межотраслевым ресурсом, и посредством межхозяйственного землеустройства отводятся участки не только для сельскохозяйственных предприятий, но и для предприятий, учреждений и организаций других отраслей народного хозяйства; в этом заключается его межотраслевой аспект. Если на землях, относящихся к одной категории (например, лесного фонда), образуется землепользование, относящееся к другой категории (например, к промыш­ленности), тем самым происходит перераспределение земель между категориями; это также осуществляется посредством межхозяйственного землеустройства.

Устранение недостатков землевладений и землепользований относится только к сельскохозяйственным предприятиям, где земля является главным средством производства. Основные из этих недостатков - нерациональные размеры, чересполосица, вкрапливание, изломанность границ, дальноземелье, эрозионно-опасное расположение границ землепользования.

Методами территориального землеустройства устанавливают­ся также на местности административные границы и границы территорий с особым режимом использования земель.

В проектах межхозяйственного землеустройства по орга­низации землевладений (землепользовании) решаются следую­щие вопросы: определение площади землевладения (землепользования); его размещение на территории; включение в него у необходимого состава угодий; установление его удобной конфигурации; установление правильных границ землевладение (землепользования).

Территориального землеустройство должно быть эконо­мически эффективным; поэтому проект подкрепляется рас­четами, показывающими, насколько проектируемое землевладение (землепользование) соответствует производст­венным или социальным потребностям хозяйства и какой экономический или социальный эффект дает предлагаемая организация территории.

Суммируя все сказанное, можно дать следующее краткое определение: территориальное землеустройство - это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, по размещению специальных фондов земель и территорий с особыми охранными режимами, отводу (установлению) границ в натуре (на местности).

При территориальном землеустройстве определяются права на предоставленные земельные участки на основе ут­вержденных проектов, выдаются новые свидетельства (или другие документы) на право собственности, владения и пользования землей или вносятся изменения в существующие.

Принцип приоритета сельского хозяйства на землю означает, что

þ земли с.х. назначения должны использоваться в первую очередь для сельского хозяйства

2. Потери с. х. производства возникают

þ все перечисленное

3. При изъятии (выкупе) земель для государственных нужд возмещаются убытки в размере

þ - рыночной стоимости недвижимости

4. Убытки землепользователей (собственников) возмещаются в случае

þ ухудшения качества земель

5. Одной из составных частей проекта отвода земель для несельскохозяйственных нужд является

þ определение площади и состава угодий изымаемых земель

6. Под рекультивацией нарушенных земель понимается комплекс мероприятий

þ по восстановлению нарушенных земель

7. Землеванием малопродуктивных угодий называется комплекс работ

þ по снятию и нанесению плодородного слоя почвы на малопродуктивные земли

8. Особенностью отводов для предприятий добывающей промышленности является

þ динамичность (изменение) землепользования во времени и в пространстве

9. Одной из составных частей проекта отвода земель для несельскохозяйственных нужд является

þ организация севооборотов и полей

þ подготовка технических условий снятия, сохранения и использования почвенного слоя

10. Заключительной стадией землеустроительного процесса является

11. Пространственные условия, характеризующие землепользование:

Экспликация

þ площадь, местоположение, конфигурация участка

12. Комплексный метод при решении проектных задач заключается

þ во взаимоувязанности проектных решений

13. Центральной стадией процесса землеустройства является

þ составление и обоснование проекта

14. Основной документ графической части землеустроительного проекта -

þ графический проект

15. Землепользование

þ земельная территория, имеющая определенные размеры, местоположение и границы

16. Виды землепользований по целевому использованию земель:

þ сельскохозяйственные, несельскохозяйственные

17. Задачей Территориального ЗУ при образовании землепользований сельскохозяйственных предприятий является

þ создание территориальных условий для организации с.х производства

18. При предоставлении земель для несельскохозяйственных целей должен соблюдаться принцип

þ приоритета сельского хозяйства на землю

19. К действиям при территориальном землеустройстве относится:

þ установление границ особо охраняемых природных территорий

20. Основная разновидность территориального землеустройства:

þ образование землепользований с.х назначения

21. Одним из принципов территориального землеустройства является

þ совершенствование земельных отношений

22. Экономическая сущность территориального землеустройства заключается в том, что при образовании землепользований

þ обеспечивается экономически эффективная деятельность предприятий

23. Требованием при образовании несх. землепользований является размещение

þ максимального количества средств производства на минимальной площади

24. Убытки при ограничении прав землепользователей возмещаются в размере

þ упущенной выгоды

25. Потери с. х. производства возмещаются

þ при ухудшении качества с.х. угодий в результате влияния нес.х. объектов

26. Одной из составных частей проекта отвода земель для нес/х нужд является

þ размещение изымаемого участка на территории

27. При отводе земель для предприятий перерабатывающей промышленности негативное последствие

þ загрязнение окружающей территории газо-дымными выбросами

28. При отводе земель под автомобильные дороги негативным последствием является

þ загрязнение территории автотранспортными выбросами

29. Особенностью отводов для гидроэлектростанций является

þ значительные площади изымаемых при затоплении земель

30. Одной из составных частей проекта отвода земель для несельскохозяйственных нужд является

þ подготовка технических условий рекультивации нарушенных земель

31. Начальной стадией землеустроительного процесса является

þ возбуждение землеустроительного дела

32. Нарушенные земли – это

þ земли с нарушенным механическим составом

33. Проект территориального ЗУ не составляется при отводе земель

þ для культурно-исторических памятников

34. Перед составлением и обоснованием проекта осуществляется стадия

þ подготовительные работы

35. Пояснительная записка является документом

þ текстовой части проекта

36. Виды землепользований по способам предоставления

þ первичные и вторичные

37. От чего зависит норматив возмещения потерь с.х. производства при изъятии для несельскохозяйственных целей

þ от зоны расположения, вида с.х. угодий и типа почв

38. Плодородный слой почвы, снимаемый с территории постоянного отвода, используется для

þ защиты почв от загрязнения

39. Плодородный слой почвы, снимаемый с территории временного отвода, используется для

þ рекультивации

40. Этапы рекультивации

þ технический, биологический

41. Как исчисляются убытки землепользователей и землевладельцев за отчуждение недвижимости?

þ по рыночной стоимости недвижимости

42. Как исчисляются убытки землепользователей и землевладельцев за отчуждение посевов (за завершенное производство)?

þ как произведение площади, урожайности культуры и ее рыночной цены

43. Как исчисляются убытки землепользователей и землевладельцев за незавершенное производство?

þ по фактическим затратам на данной площади

44. Как исчисляются убытки землепользователей и землевладельцев при ухудшении качества сельскохозяйственных угодий?

þ упущенной выгоды или по стоимости мероприятий по восстановлению качества с.х. угодий

45. В каком случае составляются проекты отвода земель особо охраняемых природных территорий?

þ для заповедников

46. Когда проект территориального ЗУ считается осуществленным?

þ когда намеченные мероприятия освоены, границы перенесены в натуру и выдана документация

47. Подготовительные работы являются

þ второй стадией землеустроительного процесса

48. Отвод земель для населенного пункта является

þ дополнительной разновидностью проектов территориального ЗУ

49. К действиям при территориальном землеустройстве относится:

þ установление границ административно-территориальных образований

50. Заключительной стадией землеустроительного процесса является

þ перенесение проекта в натуру и выдача документации

51. Территориальное землеустройство представляет:

þ вид землеустройства;

52. Предмет изучения дисциплины:

þ теория, методика образования и упорядочения земельных участков собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов;

53. Территориальное землеустройство позволяет осуществить:

þ образование новых объектов землеустройства;

þ упорядочение существующих объектов землеустройства.

54. Роль и значение территориального землеустройства заключается в:

þ эффективном перераспределении земель по формам собственности, между категориями земельного фонда и землепользованиями;

þ создании условий для внутрихозяйственного землеустройства.

55. Образование землепользования – это:

þ размещение земельного участка нового предприятия, хозяйства;

56. Упорядочение землепользования – это:

þ улучшение параметров (площади, размещения, границ) земельного участка, землепользования хозяйства, предприятия;

57. Факторы территориального землеустройства – это:

þ причины и условия, вызывающие необходимость проведения территориального землеустройства;

58. Первым и общим фактором территориального землеустройства является:

þ организация нового хозяйства, предприятия, для деятельности которого требуется земельный участок;

59. К основным принципам территориального землеустройства относятся:

þ соблюдение приоритета отрасли сельского хозяйства на землю;

þ обеспечение охраны земель и других природных ресурсов;

60. При составлении проектов территориального землеустройства используют научные методы:

þ прогнозирования;

þ экономико-математического моделирования;

þ вариантный;

61. Территориальное землеустройство проводится в случаях:

þ укрупнении и разукрупнении земельного участка;

þ улучшения земельного участка;

62. Объект территориального землеустройства представляет территорию:

þ муниципального образования;

þ Российской Федерации, субъекта РФ;

63. В основу выделения разновидностей территориального землеустройства положено:

þ составные части элементы проекта землеустройства;

64. К задачам территориального землеустройства относятся:

þ определение площади землепользований;

þ установление границ земельных участков;

þ межотраслевое перераспределение земель.

65. Проекты территориального землеустройства от других землеустроительных схем и проектов отличают по:

þ соблюдением приоритета сельского хозяйства на использование земли;

þ составом проекта.

66. В схеме землеустройства муниципального образования решают следующие вопросы территориального землеустройства:

þ предложения по перераспределению земельного фонда;

þ уточнение границ муниципальных образований;

þ .установление (уточнение) границ особо охраняемых территорий;

67. Расчетный срок при разработки схем землеустройства муниципального образования, схем землеустройства субъектов Российской Федерации составляет:

þ 10-15 лет;

68. Основаниями проведения территориального землеустройства являются:

þ решения органов местного самоуправления;

69. Для составления проекта территориального землеустройства требуются следующие материалы:

þ планово-картографические материалы;

þ сведения ГКН, государственной кадастровой оценки;

þ материалы о наличии ЗОРИЗ, обременений и сервитутов;

þ материалы земельного контроля;

þ выписки из государственного реестра;

þ данные государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

þ материалы агроэкономического обследования.

70. В процессе полевого обследования при территориальном землеустройстве:

þ составляют акт землеустроительного обследования;

þ оформляют чертеж землеустроительного обследования;

þ оформляют пожелания заинтересованных участников проекта;

71. Задание на проектирование разрабатывает:

þ заказчик и исполнитель работ;

72. Проект территориального землеустройства состоит из:

þ чертежей, смет и пояснительной записки;

73. Проекты территориального землеустройства определяют:

þ площади объектов землеустройства, их частей, ограниченных в использовании;

þ границы объектов землеустройства;

þ возможности использования земель с учетом площади земельного участка;

74. Проект территориального землеустройства утверждает:

þ все участники землеустройства;

75. Отвод земель – это землеустроительные действия по:

þ установлению в натуре границ земельного участка предоставляемого в собственность или пользование;

76. Перенесение проекта в натуру – это:

þ технически точное проложение на местности проектных границ землепользований и закрепление их межевыми знаками;

77. Переносят проект в натуру на основе:

þ проекта межевания территории.

78. На чертеже границ земельного участка показывают:

þ поворотные точки границ, их номера;

þ розу ветров;

þ масштаб чертежа.

79. Осуществление проекта заключается в:

þ своевременном использовании земельного участка в соответствии с целевым назначением и условиями землепользования.

80. Календарный план осуществления проекта включает:

þ сроки начала пользованием участка;

þ сроки производства работ по освоению, улучшению, рекультивации земель;

þ сроки достижения проектных показателей производства и реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции;

þ график потребности в машинах, механизмах и трудовых ресурсах;

þ сроки возмещения убытков собственников земельного участка.

þ основному целевому назначению, правовому режиму использования и охраны земель;

82. Земли сельскохозяйственного назначения – это земли:

þ занятые сельскохозяйственными угодьями;

83. К земельным массивам, на которых организуют землепользования новых с.-х. организаций, предъявляют следующие обязательные требования:

þ уклон территории не должен превышать одного градуса;

þ обеспеченность инженерными коммуникациями;

þ близость к промышленным центрам;

þ наличие открытых водоисточников.

84. Землепользование сельскохозяйственного назначения характеризуют следующими параметрами:

þ количеством видов угодий;

þ конфигурацией и компактностью.

þ составление схем внутрихозяйственной организации территории с уточнением месторасположения центральных усадеб, обоснование состава и площадей угодий.

86. Под площадью землепользования сельскохозяйственной организации подразумева­ется:

þ земли, установленные планом землепользования в Свидетельстве о государственной регистрации права;

87. Оптимальным размером землепользования считается такой, при котором с.-х. организация:

þ при данной специализации хозяйства обеспечивается максимальная экономическая эффективность, рациональное использование и охрана зе­мель;

88. К основным факторам, влияющим на размер землепользования сельскохозяйственной организации, относят:

þ специализацию хозяйства;

89. Размещение и формирование землепользования хозяйства заключается в:

þ определении общей площади;

þ установлении конфигурации;

þ определении месторасположения;

þ включении в состав землепользования различных видов угодий;

90. За эталон компактного землепользования принимают:

þ квадрат;

þ прямоугольник;

91. Коэффициент компактности землепользования определяют как частное от деления его фактического периметра на периметр равновеликого по площади:

þ квадрата;

92. Протяженность землепользования – это:

þ среднее расстояние между наиболее удаленными частями землепользования.

93. Для расчета средневзвешенного расстояния (S ср.вз.) весом служат:

þ вес перевозимых грузов с полей на усадьбы;

94. Состав и площадь угодий землепользования должны соответствовать:

þ специализации сельскохозяйственной организации, составу и размерам ее отраслей;

95. Конкурентоспособность вновь организуемого с.-х. предприятия определяется по:

þ уровню рентабельности хозяйства;

96. При образовании землепользования сельскохозяйственной организации на арендуемых землях необходимо учитывать

þ социально-экономические условия:

97. Крестьянское (фермерское) хозяйство – это:

þ союз граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих права на соответствующие земельные паи и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии;

98. В схеме развития и размещения землепользований крестьянских (фермерских) хозяйств разрабатывают вопросы:

þ размещения, специализации и эффективности производства существующих крестьянских (фермерских) хозяйств;

þ размещения инженерных сооружений, объектов производственной и социальной инфраструктуры, имеющих межхозяйственное назначение;

þ организации рационального использования земель в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществлению природоохранных мер;

99. Проект образования землепользования крестьянского хозяйства включает:

þ размещение усадьбы крестьянского хозяйства;

þ установление границ земельного участка;

þ определение площади хозяйства;

þ размещение участка и его формирования;

100. Размер крестьянского (фермерского) хозяйства зависит от:

þ производственного направления;

þ обеспеченности трудовыми ресурсами;

þ наличия материально-технических средств;

þ состояния дорог и удаленности от рынка сбыта;


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник