07.07.2019

Современные методы планирования в организации статья. Основыне методы планирования. По критерию математических вычислений


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В 1938 г. немецкий психолог К. Левин впервые провел экспе

риментальное исследование психологического климата и стиля

руководства. Десятилетние школьники были объединены в че

тыре кружка- «клуба», которые занимались изготовлением иг

рушек. Все кружки занимались по одной программе, у них бы

ли одинаковые условия.

Отличие заключалось в стиле руководства. Инструкторы де

тический и попустительский. Педагоги менялись местами каж

обращался с детьми, командовал, пресекая любую творческую

инициативу, наказывал и миловал, давал указания. Инструк

тор демократического стиля акцентировал внимание не на лич

ности, а на фактах, обсуждались занятия и вся проделанная ра

бота всем классом.

Инструктор попустительского стиля пустил весь ход обучения

на самотек, дети занимались тем, чем хотели. При подведении

была проявлена наибольшая враждебность во взаимоотноше

ниях, а также непокорность либо заискивание.

Работы было выполнено много, но психологический кли

мат был нездоровым.

Климат при попустительском стиле оказался гораздо более

благоприятным, т. е. не было напряжения в общении, хотя и не

наблюдалось улучшения в отношениях. Работы было выполне

но очень мало и качество ее оказалось очень низким.

Самым эффективным оказался демократический стиль руко

водства. Отношения становились гораздо более теплыми, дети

сдружились, с педагогом складывалось взаимопонимание и ува

жение. В группе возникло самоуправление. Дети в работе были

активными, в заданиях проявляли творческую инициативу;

у большинства появилась уверенность в собственных силах,

способностях, желание создавать новое, а также чувство гордо

сти за общие успехи. Повысилось не просто качество работы,

но появились еще и новые оригинальные идеи ребят. Колич

ественные результаты были несколько ниже, чем при авторитар

ном стиле. Более поздние исследования лишь подтвердили ре

зультаты эксперимента Левина.

Педагогическое исследование - это такое общение, в про

цессе которого осуществляются социальноролевые и функ

циональные обязанности педагога по руководству процессом

обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенно

сти этого общения и руководства, зависят эффективность про

цессов обучения и воспитания, особенности развития лично

сти и формирования межличностных отношений в учебной

В более позднем исследовании А. А. Бодалева обнаружилось,

ников таких качеств, как самостоятельность, требовательность

к другим. Стиль взаимодействия педагога с учащимися опреде

ляет особенности того, как его воспринимают ученики, и инте

рес к учебе у детей зависит от особенностей обращения учителя

с учениками. От учителя требуются большая практическая под

готовка, педагогическая гибкость и умение творчески подхо

дить к решению возникающих задач, которые и определяют

уровень его педагогического мастерства.

Внешкольные формы воспитания

Одной из старейших внешкольных форм воспитания являет

ся бойскаутизм, возродившийся после длительного запрета. Ос

нователем скаутского движения является английский полковник

Роберт Баден=Пауэлл, создавший среди английских подростков

организацию скаутов, т. е. разведчиков. Эта организация должна

была в серьезной деятельности и в играх воспитывать английскую

молодежь, готовить ее к службе отечеству, т. е. прививать рыцар

ский дух.

В 1909 г. в Англии и в других странах получила популярность

книга полковника «Юный разведчик», в которой были изложе

ны основные принципы организации. Капитан русской армии

Олег Иванович Пантюхов, вдохновившись идеями этой книги,

основал первый отряд русских скаутов. В него вошли семеро

мальчиков.

В то время в России уже существовала внешкольная детская

организации, имевшая название «потешные войска» или просто

«потешные». В ней мальчики учились маршировать строем, петь

строевые песни, выполнять приемы деревянными ружьями. Это

были военизированные отряды для молодежи, созданные в 1908 г.

Министерством просвещения. Пантюхов отвергал милитари

зацию детей. Свой отряд он назвал «Бобер».

Правила русских скаутов были одинаковыми с английскими.

Вот некоторые из них: исполнять свой долг перед Богом, Роди

ной и Государем; быть честным и полезным гражданином Рос

сии; никогда не падать духом, помогать всем людям и животным.

Многие атрибуты скаутов позднее переняли пионеры.

В Советском Союзе очень широко велась внешкольная рабо

та. Существовали такие организации, как Дворцы и Дома пио

неров, пионерские лагеря, станции юных техников, натура

листов, туристов, спортивные, музыкальные, художественные

школы, детские театры, клубы юных моряков, пожарников,

строителей и др.

Сегодня, после распада СССР, некоторые организации оста

лись, некоторые возрождаются. Требования к внешкольным

организациям вытекают из общих принципов организации внеш

кольной работы.

Это свободный выбор детьми характера творческой дея

тельности, сочетание массовых, групповых и индивидуаль

ных форм воспитательной работы, сочетание методов просве

щения, организации деятельности детей, стимулирования

творческой деятельности и контроля за эффективностью вос

питания детей.

К массовым формам работы относятся лекции о достиже

ниях науки и техники, экологических и нравственных проблемах,

встречи с деятелями искусства, науки, ветеранами ВОВ, коллек

тивный просмотр кинофильмов, проведение выставок детского

творчества, организация олимпиад, смотров, конкурсов, аттрак

ционов и т. д.

Групповые формы работы охватывают кружки, секции, клу

бы, бригады, студии и др. Индивидуальные формы внешкольной

работы проводятся во внешкольных учреждениях, включающих

выполнение учениками творческих индивидуальных заданий, за

нятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изо

бразительную деятельность в художественных школах, индиви

дуальные занятия на компьютере и др.

Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обуслов­лена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъек­тов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особен­ности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межлич­ностных отношений в учебной группе.

Педагогическое общение это особенное общение, спе­цифика которого обусловлена различными социально-ро­левыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

Первое экспериментальное психологическое исследо­вание стилей руководства было проведено в 1938 году не­мецким психологом Куртом Левиным, впоследствии, с приходом к власти в Герма­нии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

2. Демократический.

3. Попустительский.

При авторитарном стиле характерная общая тенденция к жесткому управ­лению и всеобъемлющему контролю выражалась в следующем. Преподаватель значительно чаще, чем в других группах, прибегал к тону приказа, делал резкие замечания. Характерным были также нетактичные замечания в адрес одних учас­тников и беспричинные, необоснованные похвалы других. Авторитарный препо­даватель определял не только общие цели деятельности и задание, но и указывал способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать. Задания и спо­собы его выполнения давались ученикам поэтапно. (Такой подход снижает моти­вацию деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей.) Следует также заметить, что в социально-перцептивном плане и в плане межличностных установок ориентация на поэтапное разграничение деятельности и поэтапный же контроль свидетельствуют о недоверии преподавателя к самостоятельности и от­ветственности собственных учеников. Или, как минимум, это может означать, что учитель предполагает, будто у его группы эти качества развиты очень плохо. Авторитарный преподаватель жестко пресекал всякое проявление ини­циативы, рассматривая ее недопустимое самоуправство. Исследования других ученых, последовавшие за работой К. Левина, показали, что подобное поведение авторитар­ного руководителя строится на его представлениях о том, что инициатива подрывает его авторитет и веру в его ком­петентность. «Если кто-то из учеников предлагает улуч­шения за счет иного хода работы, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Так рассуждает авторитарный педагог. Кроме того, оказалось, что авторитарный лидер оценивал успехи участников субъективно, адресуя упре­ки (похвалу) исполнителю как личности.



«Короли смотрят на мир очень упрощен­но: для них все люди - подданные». А. де Сент-Экзюпери

При демократическом стиле оценивались факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в об­суждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе и стимулировалось самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений.

Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходя­щее.

Судя по результатам эксперимента, наихудшим стилем оказался попуститель­ский. При нем было выполнено меньше всего работы, да и качество ее оставляло желать лучшего. Важно было и то, что участники отмечали низкую удовлетворен­ность работой в группе попустительского стиля, хотя никакой ответственности за нее не несли, а работа скорее напоминала игру.

Наиболее эффективным оказался демократический стиль. Участники группы проявляли живой интерес к работе, позитивную внутреннюю мотивацию деятель­ности. Значительно повышалось качество и оригинальность выполнения заданий. Групповая сплоченность, чувство гордости общими успехами, взаимопомощь и дружелюбие во взаимоотношениях - все это у демократической группы разви­лось в очень высокой степени.

Более поздние исследования лишь подтвердили результаты эксперимента Ле­вина. Предпочтительность демократического стиля в педагогическом общении была доказана на разных возрастных группах, начиная от младших школьников и кончая старшеклассниками.

Вопросы:

1. Что понимается под педагогическим общением?

2. Каковы особенности педагогического общения у преподавателей различного уров­ня профессионализма?

3. Какова роль педагогического общения в развитии позитивной «Я-концепции»?

4. Что такое «эффект Пигмалиона» и в чем его педагогический смысл?

5. Какие стили педагогического руководства вы знаете и в чем их особенности?

6. Как влияют различные стили руководства на эффективность педагогической дея­тельности и общения?

Раздел 4. Этнопедагогика

Тема 4.1. Предмет и задачи этнопедагогики

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все - отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи. А чудо из чудес народной педагогики - «Мудрость старых чехов»?!

Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем - как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. Однако духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью.

Уменьшение различия между городом и деревней не означает разрушения духовных традиций села, в ряду которых важное место всегда занимали традиции воспитания подрастающего поколения. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогические наука и практика, игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной.

Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию.

Этнопедагогический обзор народов России, начиная с чукчей и кончая русскими старообрядцами в Латвии, дает уникальную информацию о великой стране - о России, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. И все они велики и гениальны. Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности. Как все нерусские народы достигли огромных успехов в своем развитии при поддержке русского народа, так и русский народ поднялся на вершину своего величия и славы при бескорыстной материальной и духовной помощи всех других народов. Величие отдельных народов является неразрывной гармонической частью величия общей отчизны дружных народов и в материальном, и в духовном отношениях, в том числе и в педагогическом.

Итак, этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем - большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры.

Безграничный простор для исследования представляет и слово как фактор воспитания. Материнский язык - основа основ развивающейся личности. Мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности. В результате деэтнизации человек, теряя лучшие черты и свойства родного народа, взамен не приобретает ничего. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала». Нет полноценного воспитания вне сферы духовной культуры родного народа. Новые исторические условия выдвигают много новых вопросов, требуют иных решений старых проблем. Сложно взаимодействие воспитания и религии. Это еще одна обширная область этнопедагогических исследований.

Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам.

Вопросы и задания:

1. Приведите примеры и факты влияния народной педагогики на ваше собственное воспитание: назидания бабушки, внушения отца, советы матери, пожелания старших товарищей.

2. Запишите народную пословицу, первой пришедшую вам на ум.

3. Назовите народную песню, которая имеет для вас наибольший личностный смысл.

4. Космонавт А.Г.Николаев рассказывает: «Вместе с отцом пахал, сеял, скирдовал в поле, косил луга... Отец не принуждал. Просто в нашем селе так повелось - мальчишки рано приучались к труду».

Прокомментируйте это высказывание используя два предложения: «Пусть трехлетний помогает отцу, трехлетняя - матери», русские говорят о чувашах: «У них дитя - одной ногой в колыбели, другой - на пахоте в поле».

Психологические аспекты педагогического руководства

Для подготовки к занятию студенту необходимо изучить материал лекции, приложение и дополнительные источники, указанные в списках литературы.

Теоретические вопросы

1. Соотношение понятий лидерство и руководство в социальной психологии.

2. Качества и черты личности лидера. Слабые и высокие навыки руководства.

3. Понятие стиля педагогического руководства.

4. Приемы педагогического руководства.

5. Классификации стилей педагогического руководства.

Задания для самостоятельной домашней работы

6. Назовите психологические аспекты стиля педагогического руководства. Что такое «оптимальное педагогическое общение»? (по А.А. Леотьеву). Что такое оптимальная социальная дистанция учителя?

7. По каким признакам можно определить преобладающий стильпедагогического руководства учителя.

8. Какие классификации стиля педагогической деятельности вы знаете?

9. Охарактеризуйте влияние стиля педагогического руководства на личность и мотивацию обучающегося.

Задания для самостоятельной работы на занятии

Групповое обсуждение педагогических ситуаций (приложение 2)

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. – 192 с.


Приложение к занятию

Стили педагогического руководства

1. Понятие стиля педагогического руководства.

2. Приемы педагогического руководства.

3. Классификации стилей педагогического руководства.

4. Психологические аспекты стиля педагогического руководства.

4.1. Понятие «оптимальное педагогическое общение» (по А.А. Леотьеву).

4.2. Оптимальная социальная дистанция учителя.

4.3. Признаки стиля педагогического руководства (с точки зрения разных ученых).

5. Классификации стиля педагогической деятельности(с точки зрения различных ученых).

6. Влияние стиля педагогического руководства на личность обучающегося.

Понятие стиля педагогического руководства

Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.

Стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова - устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.



По Е.А. Климову индивидуальный стиль деятельности в узком смысле - «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… Индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно приходит человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности».

Определяя особенности стиля поведения, исследователи отмечают, что в ситуациях затруднения, конфликта люди выделяют 10 индивидуальных стилей поведения: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления, соперничества и защиты .

Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Особенность профессии учителя состоит в том, что ему необходимы знания, навыки, умения, которые лежат в основе успешного взаимодействия с людьми: организовывать свои отношения с учениками, с коллегами, помогать в нормализации отношений одноклассников между собой, в развитии навыков общения и т.д. Не будет преувеличением утверждение о том, что ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, реализуемое в педагогике сотрудничества.

Метод планирования - это способ проведения плановых расчетов, порядок и алгоритм обоснования показателей плана.

Основные методы планирования на предприятиях:

1. Балансовый метод, в основе которого лежит принцип равенства направлений и объемов использования ресурсов с источниками их поступления. Этот метод наиболее прост, доступен и нагляден, что позволяет широко использовать его в текущих и оперативных планах. Так, этим методом ведется расчет и взаимоувязка показателей планов в финансовом планировании предприятия (плана доходов и расходов, плана источников получения и направления использования инвестиционных ресурсов, плана денежных поступлений и выплат и др.). Основным результатом использования этого метода является сбалансированность возможностей и потребностей в ресурсах по времени и объему. При этом формируются условия действенного контроля за поступлением средств и их целевым использованием.

Балансовый метод применяется на всех стадиях разработки планов, прогнозов, программ. В связи с усилением роли прогнозов и планов, усложнением межотраслевых связей он приобретает все большее значение. На практике этот метод реализуется путем разработки системы балансов, которая включает материальные, трудовые и финансовые балансы.

Баланс - это система показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

Материальные балансы различных видов продукции обычно разрабатываются в соответствующих физическим единицам измерениях (в тоннах, метрах, штуках и т. п.). Но ряд балансов составляется в сводном виде в условно-натуральном исчислении или в денежном выражении. К ним относятся продуктовый баланс, сводный баланс по расходным материалам и др.

Балансы могут разрабатываться в укрупненной и специфицированной номенклатуре продукции. По количеству охватываемых ресурсов различаются однопродуктовые и многопродуктовые балансы. Первые составляются для одного продукта, последние охватывают несколько продуктов. В зависимости от единицы измерения разрабатываются балансы натуральные, стоимостные и натурально-стоимостные.

Для обеспечения соответствия планируемых финансовых ресурсов с потребностями в них разрабатываются финансовые балансы. В них отражается образование и распределение доходов предприятий, а также денежных потоков, прибыли, инвестиций.

Балансы трудовых ресурсов необходимы для выявления потребности в дополнительных кадрах соответствующей квалификации, их переподготовки, сокращении и предусматривают сопоставление планового штатного расписания с фактическим наличием кадров по должностям, квалификации и другим параметрам.

2. Нормативный метод планирования предполагает использование в плановых расчетах абсолютных и относительных норм и нормативов. Эти нормы могут быть заданы для предприятия извне (нормативы отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, использования трудовых ресурсов, санитарные нормы и правила, нормативы эксплуатации оборудования и др.) или разработаны и утверждены на предприятии (нормы выработки работниками, нормативы распределения чистой прибыли по направлениям, численности работников и др.). Различают текущие нормативы, используемые для обоснования текущих и оперативных планов и фиксирующие достигнутый уровень рационального использования ресурсов или распределения доходов и прибыли, и целевые (стратегические), в которых отражается идеальное будущее состояние предприятия, региона, страны (используются для обоснования долгосрочных планов). Нормативы могут быть абсолютные (нормативы численности работников по категориям, недельная норма рабочего времени и др.) и относительные (доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, процент выплат в бюджет и внебюджетные фонды от показателей налогообложения).

Нормативы различают также по степени их обязательности при проведении плановых расчетов:

  • - директивные, которые в обязательном порядке присутствуют в плановых расчетах (налоговые выплаты, обязательные отчисления во внебюджетные фонды и др.);
  • - рекомендательные или ориентировочные, могут быть использованы для обоснования оптимальных путей развития.

Нормы и нормативы составляют часть всей экономической информации, характеризующей основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие труда человека, предметов и средств труда. В этой связи нормы и нормативы подразделяются на следующие группы:

Нормативный метод особенно актуален при разработке плана налоговых и других выплат, расчете плановых показателей по труду и заработной плате, обосновании инвестиционных проектов.

3. Метод экстраполяции (обоснование показателей "от достигнутого") предполагает определение будущего состояния предприятия на основе сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций. Этот метод предполагает перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее, что предопределяет использование этого метода при стабильном и предсказуемом изменении показателей в перспективе. Если предполагается, что темпы и пропорции достаточно устойчивы и их изменение в перспективе не предполагается, то речь идет о формальной экстраполяции на основе трендовой модели или средних темпов роста показателей. Если этот метод используется для формализации минимально допустимых или нежелательных тенденций, то речь идет о прогнозной экстраполяции (показатели, полученные этим методом, рассматриваются как предельно допустимые). Формализация изменения показателей на основе этого метода предполагает изучение статистических рядов в динамике (при этом ряд за прошлые годы должен быть не меньше периода, на который они экстраполируются), а также использование факторного анализа для определения степени зависимости одного показателя от других (рост прибыли в зависимости от роста выручки и т. д.).

При проведении расчетов на основе экстраполяции динамический ряд показателей приводится в сопоставимый вид с учетом коэффициента инфляции и структурных изменений, происходящих на предприятии (в организации).

  • 4. Метод технико-экономических расчетов предполагает проводить обоснование плановых показателей на основе утвержденного (принятого) алгоритма. Этот метод используется, если показатели имеют определенную стабильность во времени и формируют базовые условия функционирования предприятия. Например, этим методом ведется расчет условно-постоянных затрат при текущем планировании (на 1 год или квартал). В частности, расчет размера арендной платы, коммунальных платежей, амортизационных отчислений и других затрат проводится на основе договоров или схемы расчета. Этот метод может использоваться во взаимосвязи с нормативным (алгоритм расчета с использованием утвержденных нормативов). Рассчитанные методом технико-экономических расчетов плановые показатели корректируются с учетом уровня инфляции в плановом периоде.
  • 5. Программно-целевой метод используется при обосновании комплексных целевых программ, а также в стратегическом планировании. Этот метод предполагает структурирование цели до комплекса целевых показателей и нормативов, количественно описывающих идеальное (с учетом современного представления) состояние (развитие) объекта планирования в будущем. С помощью программно-целевого метода (комплексных целевых программ как результата использования этого метода) можно решать наиболее важные проблемы развития объекта планирования, если они не могут быть решены традиционными средствами планирования и управления.

Применение программно-целевого метода планирования вытекает из принципа приоритетного направления в экономике. Особая значимость широкому распространению программно-целевого метода стала придаваться лишь в последнее время. Разработка программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим, социальным, экологическим проблемам стала одним из важнейших направлений совершенствования планирования и управления.

Разработка программ с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

  • - формируется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема, и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация;
  • - уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам;
  • - формируется состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения;
  • - рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Производится оценка полных затрат ресурсов (трудовых, сырьевых) и капитальных инвестиций на реализацию программы. Формируется перечень необходимых для реализации программы материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект;
  • - осуществляется оформление программных документов, согласование и утверждение программы.
  • 6. Метод экспертной оценки базируется на рациональных доводах экспертов при высоком уровне неопределенности внешней среды и использовании косвенных данных о развитии объекта планирования. Применяется для определения спроса на те или иные услуги, товары; изменения цен на сырье, услуги сторонних организаций, при прогнозировании конкурентной ситуации на рынке и т. д. При этом целесообразно в прогнозах и планах показатели, определяемые этим методом, представлять в предельных величинах ("от и до"). Этот метод используется в основном в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании и планировании.

Планирование этим методом осуществляется на основе суждения эксперта (группы экспертов) относительно поставленной задачи. Экспертом выступает квалифицированный специалист по конкретной проблеме, который может на основе косвенных данных сделать вывод об объекте планирования на основе собственного опыта, квалификации и интуиции.

7. Экономико-математическое моделирование экономических процессов, с помощью которых возможно получить информацию о будущем состоянии объекта планирования и путях достижения этого состояния. Экономико-математические модели подразделяются: на описательные (не содержащие управляемых переменных) и оптимизационные (на основе заданного критерия осуществляется поиск оптимального пути и средств достижения этого критерия); статические и динамические, в зависимости от используемого ряда данных и получаемых результатов; открытые, учитывающие воздействие внешней среды, и закрытые.

Выбор экономико-математической модели зависит от задачи прогнозирования или планирования, информационного обеспечения, репрезентативности и достоверности информации, периода планирования, стабильности внешней и внутренней среды и условий функционирования объекта планирования (их изменчивость в перспективе). Полученные результаты анализируются с точки зрения их адекватности поставленным задачам, а также вероятности их достижения. Обычно моделирование рекомендуется использовать как "консультирующее средство", так как упрощенное представление экономических процессов в моделях может привести к ошибкам в плановых показателях.

Модели могут быть представлены в виде зависимостей показателей и событий, сетевых моделей, графиков и систем с описанием их свойств и структур.

Проведение оптимизационных расчетов предполагает разработку экономико-математических моделей, состоящих из целевой функции и системы ограничений. Целевая функция, описывающая цель оптимизации, представляет собой зависимость показателя, по которому ведется оптимизация, от независимых переменных. Влияние каждой из переменных на величину целевой функции выражается коэффициентом - значением показателя, экстремум которого используется в качестве критерия оптимальности.

Связь экономико-математических методов с балансовым и нормативным методами ярко проявляется, например, при проведении оптимизационных расчетов, в процессе которых осуществляется балансовая увязка объема выпуска продукции, выполнения услуг с сырьевыми и другими ресурсами, технико-экономическими показателями. Для этого используются нормы расхода ресурсов и экономические нормативы.

8. Индикативный метод планирования предполагает использование нормативов-индикаторов, на основе которых определяются качественные характеристики развития предприятия и его положение во внешней среде. Нормативы-индикаторы носят характер границ устойчивого, экономически безопасного и надежного развития предприятия. Поэтому они определяются или в виде верхней границы (максимально допустимые потери рабочего времени или другие показатели), или нижней (минимальная загрузка гостиницы для обеспечения ее безубыточности, расчет порога рентабельности и т. д.). Нормативы-индикаторы очень важны при использовании системы "светофор", по которой осуществляется мониторинг достижения запланированных показателей. Эти нормативы могут быть в виде абсолютных величин (минимально допустимая сумма выручки) или относительных (доля рынка, занимаемая предприятием, и т. д.). Этот метод используется совместно с другими методами в комплексе (технико-экономических расчетов, нормативным).

Реализация принципов планирования осуществляется по­средством использования разнообразных методов. Среди методов планирования развития предприятия выделя­ют методы непосредственного планирования (балансовый, нормативный, программно-целевой и метод планирования по технико-экономическим факторам), сетевые методы и методы экспертных оценок, а также методы моделирования, экономико-математические методы . Основными из них являются: балансовый, нормативный, системно-анали­тический, сетевой, программно-целевые, экономико-математи­ческие, инженерно-экономические и т.д. У каждого из этих ме­тодов имеются свой инструментарий и приоритетные требова­ния к основному планируемому результату, что лежит в основе их применения в процессе планирования производственно-хо­зяйственной деятельности.

Балансовый метод в процессе планирования реализует принцип сбалансированности и пропорциональности. Смысл балансового метода заключается в том, чтобы обеспечить равенство двух планируемых показате­лей.

Балансовый метод предполагает разработку системы пока­зателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по ис­точникам поступления, равна другой части, показывающей ис­пользование ресурсов по всем направлениям их расхода. Такая система показателей при планировании включает материаль­ные балансы (топлива, электроэнергии), трудовые (рабочей си­лы, рабочего времени) и финансовые балансы (денежных доходов и расходов, бухгалтерский). Например, с помощью матери­альных балансов увязываются производство и потребление конкретных видов материальных ресурсов, обосновывается производственная программа предприятия. Как правило, эти балансы разрабатываются в натуральных, условно-натуральных и реже в стоимостных единицах измерения.

Разработка баланса начинается с определения потребнос­тей в ресурсах на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство с учетом прежде всего собствен­ных источников финансирования. Наиболее распространен­ным методом определения потребностей является норматив­ный метод, когда при помощи норм и нормативов определяет­ся необходимость в конкретных видах ресурсов. Заключитель­ным этапом проведения баланса является процесс увязки потребностей предприятия с ресурсами путем разработки ме­роприятий по сокращению норм расхода отдельных видов ре­сурсов на единицу продукции. Применение прогрессивных норм и нормативов при разработке плановых балансов являет­ся перспективным направлением совершенствования балансо­вого метода планирования.

2. Нормативный метод предполагает технико-экономиче­ское обоснование планов с использованием норм и нормати­вов, которые применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. Норма - научно обоснован­ная мера расхода определенного ресурса на единицу продук­ции (услуги, работы) в принятых единицах измерения. Норма­тивы характеризуют степень использования ресурсов, расход ресурса, например на 1 млн. р. продукции, размер платы за кре­дит в процентах. Как правило, нормативы представляются в от­носительном выражении.

Система норм и нормативов, используемых в процессе пла­нирования, включает нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и норма­тивы использования основных производственных фондов; нор­мативы капитальных вложений и затрат на капитальное строи­тельство; финансовые нормы и нормативы (нормы амортиза­ции, нормативы рентабельности, ставки налогов); социальные нормы и нормативы (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, норма потребления продоволь­ственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади); экологические нормы и нормативы (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, норма­тивы содержания в воде вредных веществ и т.д.).

Нормы и нормативы являются важнейшими регуляторами экономики предприятия. Например, с помощью такого финан­сово-экономического норматива, как норматив рентабельнос­ти, регулируются цены на продукцию предприятий-монополис­тов. На базе минимального потребительского бюджета устанав­ливаются минимальная заработная плата, пенсии, стипендии. Экологические нормы и нормативы служат основой при опре­делении величины экологического налога. Они учитываются при планировании создания новой техники и технологии, про­ектировании строительства новых или реконструкции действу­ющих предприятий, планировании мероприятий по охране окру­жающей среды.

Нормы и нормативы в свою очередь устанавливаются раз­личными методами. Наиболее совершенным методом является расчетно-аналитический . Исходными данными для расчета норм и нормативов служат техническая документация с учетом новей­ших достижений науки и техники, методики и инструкции. Нор­мы, рассчитанные этим методом, называются технически обосно­ванными . В тех случаях, когда нет возможности определить нор­му или норматив расчетно-аналитическим методом, они опреде­ляются на основе отчетно-статистических данных за прошлый период или опытным путем - на базе экспериментальных дан­ных с учетом достигнутого передового опыта и выявленных в ре­зультате анализа резервов производства.

Поскольку отчетно-статистические нормы не отражают до­стижения научно-технического прогресса (НТП) и использова­ния резервов производства, то они подлежат ежегодному пере­смотру. Для повышения научного уровня и качества разработ­ки норм и нормативов необходимо учитывать инфляционные процессы, совершенствовать организацию нормирования и технологию подготовки норм и нормативов с применением ЭВМ.

3. Сущность программно-целевого метода заключается в от­боре основных задач социально-экономического и научно-тех­нического развития, разработке взаимосвязанных мероприя­тий по их достижению в намеченные сроки при сбалансирован­ном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их исполь­зования. Поэтому программно-целевой метод предполагает разработку плана на основе оценки конечных потребностей исходя из целей развития предприятия. С помощью этого мето­да реализуется принцип приоритетности в планировании.

В основном программно-целевой метод применяется при планировании НТП и инновационного развития предприятия, поскольку может решить следующие задачи:

Сосредоточить и направить ресурсы предприятия на вы­полнение важнейших научно-технических и инновационных программ;

Обеспечить сквозное планирование научных идей до внедрения их в производство;

Увязать реализацию научно-технических программ с пла­ном социально-экономического развития предприятия.

4. Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется при планировании производственной програм­мы, разработке плана по труду, планировании издержек произ­водства и реализации продукции, а также других разделов пла­на экономического и социального развития предприятия.

При данном методе планирования учитываются следующие факторы:

Технические - внедрение новой техники и технологий, новых материалов, реконструкция и техническое перевооруже­ние предприятия;

Организационные - совершенствование организации производства и труда;

Структурные - изменение объемов производства, номен­клатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

Рыночные - учет инфляции, конкуренции, соотношения спроса, предложения и цены;

Особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции.

Сетевой график подготовки производства: О - событие (например, 1 - выдача технического задания, 9 - изготовление опытного образца); -> - продолжительность работы (например, от события 1 до события 2 пройдет 20 дней)

Программно-целевой метод применяется при разработ­ке сложных проектов, где участвует много исполнителей.

Рис. . "Дерево целей" целевой комплексной программы: Ц – цель работы или содержание; И – исполнители; С – срок выполнения работы; Ф - размер финансирования

Экономико-математические модели в планировании при­меняются в различных модификациях. Их смысл состоит в том, что составляется модель из ряда показателей и коэффици­ентов. Находится переменная планируемая величина (у) как за­висимая от других факторов. Например, линейная зависимость показателей выражается формулой у = а 0 + а 1 х 1 , + а 2 х 2 ,

Сложность экономической ситуации и разнообразие про­исходящих на предприятии процессов не позволяют использо­вать перечисленные методы в чистом виде, поэтому чаще всего применяются их различные комбинации, которые должны ос­новываться на системном научном подходе при изучении состо­яния предприятия, его внешней и внутренней среды.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник