24.06.2019

Расширяем мировоззрение. Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования. Гуманистическое видение мира


Многие люди мечтают побороть силу своих комплексов и наконец-то стать более уверенными. Но изменить собственное мировосприятие достаточно непросто, что и становиться причиной всеобщего угнетения духа и неверия в свой успех. А ведь стать более уверенным всего за один месяц – это возможно! Надо просто строго придерживаться поставленной цели, ну и соблюдать 10 простых правил, помогающих приподнять самооценку на должный уровень, а вместе с ней и уверенность. Как развить уверенность в себе ?

1. Смена стиля. Презентабельная одежда и привлекающий внешний вид – это главный залог уверенности. Не обязательно при этом носить только брендовые вещи. Но пусть гардероб (это касается и повседневной одежды) просто будет качественным и приятным для окружающих.

2. Наличие второй половинки. Ничто так не приподнимает самооценку, как любимый и близкий человек рядом. Именно он сумеет и поддержать в трудные минуты жизни, и разделить успех и счастье напополам.

3. Положительное мышление. Сила мысли – это не мир фантазий или психологическая утопия. Стоит лишь изменить свое мнение о собственной жизни в лучшую сторону, как она тут же преобразуется в дорогу удач и добра. Положительное мышление неоспоримо работает, так что просто не надо лениться настраивать свои мысли и постоянно следить за их эмоциональным оттенком.

4. Доброта и милосердие. Агрессивное поведение и озлобленность никогда еще не свидетельствовали о высокоразвитом интеллекте и хоть о каких-то талантах. А вот великодушие, эмпатия и доброта – это показатели уверенного в себе человека, который может помочь в чем-то не только себе, но и тем, кто в этом нуждается. Да и альтруизм очень сильно повышает самооценку, делая человека более свободным в поведении и мышлении.

5. Красивая осанка. Ровная, прямая спина и хорошая походка, несомненно, добавляют уверенности в себе. Да и окружающий социум будет видеть перед собой целеустремленного человека, а не того, кто мечтает слиться с природой, только чтобы его не заметили.

6. Медленная, четкая и правильная дикция. Речь человека практически всегда выдает его внутреннее состояние. Именно поэтому люди избегают общения с теми, кто говорит неразборчиво, гнусаво или же неграмотно. Люди, имеющие сильный дух, всегда говорят тихо, но при этом настолько уверенно, что никто не осмеливается им возражать.

7. Улыбка. Какие бы кошки не скребли на душе, но уверенным людям это не мешает улыбаться людям. Каждая улыбка располагает к себе, ведь она искрит позитивом и добротой. А еще она добавляет людям обаятельности и привлекательности, так что можно смело называть ее самым мощным магнитом.

8. Образованность. Никакие тренинги, самовнушение или утверждение авторитета через деньги не поднимают уверенность так сильно, как это делает образованность. Если человек эрудирован во всех жизненных областях, то он сможет хорошо разобраться с любой возникающей проблемой. Если же нет финансов на второе (или даже первое) высшее образование, то всегда можно воспользоваться Интернетом. Не зря же его называют иногда «всемирным архивом информации»!

9. Лидерство, как стиль жизни. Необходимо побеждать свой подсознательный страх, и всегда занимать первое место и на лекциях в университете, и на рабочих совещаниях. Привычка всегда быть первым весьма эффективно борется с ленью и боязнью, а также существенно повышает личную самооценку.

10. Фокусирование только на проблемах. Часто люди зациклены на следствиях проблемы или же на ее истоках, но отнюдь не на ней самой. И это неправильно, ведь такое поведение абсолютно ничего не меняет в жизни (по крайней мере, в лучшую сторону).

Каждый из нас желает наслаждаться жизненными переменами, которые способны принести в повседневную жизнь положительное мировоззрение, однако порой негатив, может прочно присоединиться к нам, избавиться от него достаточно трудно, если человек не имеет эффективного плана действий, итак, рассмотрим как расширить мировоззрение человека .

Опытные садовники знают, что незначительный сорняк, способен уничтожить весь сад за несколько дней. Поэтому они внимательно следят за садом и бурятся с сорняками. Давайте представим, что ваша жизнь - прекрасный, ухоженный сад, а вы в ней - садовник, итак, развиваем мировоззрение при помощи 5 ти методов позитивного мышления:

1. Расширяйте мировоззрение с помощью оценки ситуации.
Подобно садовнику, который оценивает ущерб своего сада, после сорняков, посмотрите на свою жизнь с другой стороны, как негатив способен на нее повлиять. Некоторые негативные вещи, могут быть прямо перед вашими глазами, а вы их упорно не замечали ранее. Может быть, вы не очень в себе уверенны, в результате чего, часто срываетесь на близких людях. Некоторые негативные установки спрятаны достаточно глубоко в наше подсознании или сознании. Может быть, ваши родители твердили изо дня в день, что вы не достигнете в жизни успеха. В таком случае, негативные убеждения берут свое начало еще с детских лет.

2. Выясните, чем данный негатив мог быть вызван.
Все садовники знают, что сильный ветер, дождь или новые удобрения, способны принести в садовый участок новые сорняки. Они ежедневно смотрят за участком, наблюдая не появился ли новый вредитель. А что же вас могло заставить думать негативно? Может быть вы испытали стресс в долгой очереди или в дорожной пробке, а может быть, вы боитесь появления начальника в своем кабинете. В любом случае, оставайтесь внимательны и спокойны, чтобы быть готовым к возможному появлению нового негатива.

3. Расширенное мировоззрение поможет избавиться от негативных мыслей.
Внимание, которое вы потратите обязательно окупиться! Все садовники чувствуют сильнейшее удовлетворение, когда побеждают особо навязчивого сорняка. Как только вы почувствовали, что вас одолевают негативные мысли, сию же минуту избавляйтесь от них. Попробуйте заменить их на положительные эмоции, переместите свое внимание на что-то другое, сконцентрируйтесь на дыхании. Выберите какое-то фото, которое способно вызвать у вас положительные мысли, например, море или ваши дети, поставьте его на рабочий стол и при возникновении отрицательных эмоций, чаще смотрите на него.

4. Используйте положительные аффирмации для развития мировоззрения.
Чтобы покончить с негативом и мыслить позитивно, необходимы жизненные перемены, которые дают нам возможность двигаться вперед. Для того, чтобы достичь этого, можно воспользоваться - позитивными аффирмациями.

Позитивная аффирмация - это некоторое словосочетание, которое для каждого человека, имеет особенное значение, при его частом повторении, человек способен почувствовать прилив сил и энергии. При помощи положительных , вы может кардинально изменить собственное психическое состояние, сменить фокус сознания и внимания.

5. Учите других людей испытывать позитивные мысли.
Может быть это вас рассмешит, однако не стоит относиться к данному предложению скептически. Если вы развиваете в себе новые знания, один из наиболее лучших методов достижения профессионального уровня - обучение этому умению других людей. Не забывайте о великой силе медитации, она способна расширить мировоззрение человека, если ее практиковать ежедневно.

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.


Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания . Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства . Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности . Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.


Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.


Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в , природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.


Книги, меняющие мировоззрение человека

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо . Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество» .
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей , которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу . Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему , можно изменить взгляд на жизнь.

Как вы уже привыкли, я в статьях стараюсь выражать свои мысли (стремлюсь оправдать название блога), или цитирую мысли других авторов с которыми а нахожу гармонию, то есть смотрят на мир так же как и я.

Не секрет, что каждый на одно и тоже событие смотрит по-своему. И это нормально, это правильно, каждый подмечает особенности, свойственные его натуре, его характеру!

Но нередко взгляды могут быть радиально противоположные, и их можно назвать:

негативное и позитивное мышление.

" Во всём плохом можно найти хорошее, главное его найти!

Во всём хорошем можно найти плохое, - главное его Не найти!"

Согласитесь, что негативное мышление, это уже не нормально, оно влияет на наше отношение с окружающими, на наше настроение и даже на здоровье!

Наша задача - научить себя смотреть на мир позитивно. И это не какое то самовнушение,

не слепое программирование своего мышления, а здравый подход к жизни!

Итак, некоторые советы, которые нашёл на сайте http://www.psychologos.ru

Позитивное мировосприятие

Позитивное мировосприятие - восприятие мира преимущественно сквозьпозитивную установку , в светлых и ярких тонах,привычка замечать во всем хорошее.

У человека с позитивным мировосприятием преобладаютэмоции высокого,радостного, оживленноготона. Как проявление позитивной установки, позитивное мировосприятие обычно связано и с позитивным отношением к людям:довериемидоброжелательностью.

Как развивать позитивное мировосприятие

Позитивное мировосприятие в нашей культуре не очень принято и мало развито, однако развивать его определенно стоит.

Итак, поехали....

Копилка позитивной энергии

Копилка позитивной энергии - методика ведения дневниковых записей, развивающаяпозитивный взгляд на мир,доброжелательностьк людям, способствующаясамоэффективностии повышениюуверенности в себе.

Копилка позитивной энергии - это несколько тематических дневников (тетрадей) под разные задачи.

· Тетрадь успехов , или Журнал позитивного опыта. Здесь вы записываете ваши сильные личные стороны идостоинства, вашиудачи(в чем вам сегодня повезло) иуспехи(то, чего вы добились, что у вас получилось). Полезна для людей, у которых бывают спады уверенности в себе, кто западает в негатив.

Достоинства писать каждый день новые, лучше - 10 новых достоинств каждый день. Для серьезных людей условие жесткое: каждый день прочитать минимум одну прошлую страницу и записать минимум 5 моментов по каждому из пунктов.

· Сад мечты . В эту тетрадь вы можете записывать свои самые смелыемечтыи энергичные желания. Учитесь мечтать, учитесь желать! Сад мечты поможет тем, у кого пропала энергия жизни.

· Дневник благодарности нужен тем, кто хочет развить в себе доброжелательность к людям, снять ненужную озлобленность, раздражение, укреплять позитивный взгляд на окружающих и жизнь в целом. В этот дневник вы записываете свои благодарности людям и жизни. Благодарность людям: кто вам сегодняпомог, кому за что вы сегодняблагодарны. Благодарность жизни: записываете свои удачи, благодарите своиошибкиза те уроки, которые они вам дали. Благодарность себе: за то, что вы все это сделали и организовали.

· Лоцман успеха - эта тетрадь организует вас на успешные дела. В ней вы записываете своипроекты,проблемыпереводить взадачи, ошибкипереосмысливаете как уроки и новый опыт, фиксируете планы, делаете анализ и выводы, подводите итоги.

В вашей копилке позитивной энергии могут быть не только записи в тетради. Это может быть и Солнечный фотожурнал, и Мелодии счастья, и Запах очарования. Будьте творческими!

Подробнее о дневниках:

Тетрадь успехов

Тетрадь успехов (другое названия - "История Успехов") - копилка личногопозитивного опыта, способ повышенияуверенности в себе.

В Тетрадь успехов полезно записывать:

· ваши личныедостоинства- каждый день новые, Лучше - 10 новых достоинств каждый день.

· вашиуспехи: - то, чего вы добились, что у вас получилось,

· вашиудачи- в чем вам сегодня повезло.

Для серьезных людей условие жесткое: каждый день прочитать минимум одну прошлую страницу и записать минимум 10 моментов по каждому из пунктов.

Сад мечты

Сад мечты : в эту тетрадь вы можете записывать (и рисовать, наклеивать вырезки как коллажи) свои самые смелыемечтыи энергичные желания. Учитесь мечтать, учитесь желать! Сад мечты поможет тем, у кого пропала энергия жизни.

Обычно такие тетрадки делают себе дети: рисуют, пишут и клеют себе все, что видитсямечтой. Дети вообще смелые, они делают то, что им нравятся, и разрешают себе свободно мечтать. Взрослым так открыто мечтать, понятно, стыдно… Ну и не показывайте никому свою личную подборку: любимую, бережно хранимую.

Сильные планы рождаются только из сильной мечты: смело и с удовольствием фантазируйте, увлеченно рассказывайте друзьям свои мечты, бережно записывайте свои мечты в тетрадь, книжку или запароленный файл… Мечта живет в памяти так же, как в нашей памяти может жить отчаяние или усталость. Что загрузим в себя?

Дом, в котором вы будете счастливы, автомобиль именно такой, закат — да, он будет таким же тихим, и ее рука будет в моей руке, и мы будем плыть на лодке, которую я только что нашел в этом журнале и наклею на этой странице…

Дневник благодарности

Дневник благодарности - способ приучения себя к позитивному мировосприятию и вниманию к близким людям. В этот дневник вы записываете свои благодарности людям и жизни. Дневник благодарности - одна из важных частейКопилки позитивной энергии

Дневник благодарности нужен тем, кто хочет развить в себе доброжелательность к людям, снять ненужную озлобленность, раздражение, укреплять позитивный взгляд на окружающих и жизнь в целом.

Дневник благодарности складывается из трех благодарностей: благодарности людям, благодарности жизни, благодарности себе.

Благодарность людям: кто вам сегодняпомог, кому за что вы сегодняблагодарны. Отдельно - благодарности близким людям, даже за самые мелкие услуги.

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник