30.07.2019

План изложения по русскому языку 5. В современном мире нет человека. Что значит быть культурным человеком


ТВОРЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

5 класс

Цель урока: совершенствовать навыки пересказа текста по коллективно составленному плану с сохранением типа речи и авторских средств выразительности; формировать навыки описания предмета на основе примера из художественной литературы; воспитывать интерес к животному миру.

1.1 Сообщение темы и постановка учебной задачи:

Сегодня мы будем готовиться к написанию творческого изложения. Наша задача - еще и проиллюстрировать текст.

П. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа.

- Каков порядок работы над письменным изложением?

(первое прослушивание текста, составление плана, работа над сложными словами, устный пересказ по частям, второе прослушивание текста, письменный пересказ)

    Какие типы речи вы знаете? Что представляет собой описание предмета?

    Какие стили речи вам известны?

III . Работа по теме

1. Чтение текста

О чём говорят рыбки?

Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно ёлочки и укрепил их камнями. Расчистил аллейки, рассадил водоросли, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, а на огонёк приплывали яркие рыбки.

Мне казалось, что рыбы о многом хотят рассказать людям. Они жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью. Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, потому что от застоя в них вода портится. Они обещали за это не уходить из водоёмов.

(По Н. Сладкову)

2. Анализ текста.

1. К какому типу мы отнесем этот текст? (Текст повествовательного характера с элементами описания. В первой части автор описывает подводное царство. Во второй части текста рассказывается о просьбе подводных обитателей, рыбок)

2. Какова тема и основная мысль текста? Почему ему дано такое название?

3. Примерный план текста

    Подводное царство.

    Просьба подводных обитателей.

    Обещание рыбок.

4. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Заглянет.., захочет.., присм..трет..ся, ра…чистил, разл..жил , заг...рался, ф..нарь, ра..сказать, расч…щать, об…татели, пр..сили.

5. СЛОВЕСНОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ

- Сколько иллюстраций можно нарисовать к данному тексту одну или несколько? Почему? (Это повествование, события сменяются одно другим.)

- А если бы вам было нужно нарисовать одну картину к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия персонажей показали?

Совместными усилиями всего класса описываем словесно примерное содержание рисунка к тексту:

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ

1. ФОН: морской пейзаж-голубой водоем.

ПРЕДМЕТ ОПИСАНИЯ: подводное царство - сад. На дне ёлочки, укрепленные

камнями. Аллейки, вдоль них - водоросли, а под ними раковины. Еще нарисуем

фонарь, который загорался ночью (вода возле фонаря более светлая) и ярких

рыбок, которые приплывали на огонёк.

КРАСКИ: будем использовать зеленую, темно-голубую, светло-голубую, желтую, нежную розовую, красную краску.

6. Создание рисунков, их анализ

- Что вы изобразили на рисунке? Что вы хотели сказать зрителю своим
рисунком? Какие краски использовали, чтобы зритель мог яснее представить
картину происходящего? Как вы назвали свой рисунок?

7. Создание речевой ситуации

- Представьте, что вы писатель и с вами произошел такой случай. Расскажите об
этом своим родным, друзьям от 1-го лица.

8. Учащиеся пишут творческое изложение (если не успевают его на уроке,
заканчивают дома)

Изучение литературы в школе - это очень увлекательно и познавательно. Именно на этом предмете мы знакомимся с творчеством великих авторов, с шедеврами русской и зарубежной литературы. Но бывают и сложности в изучении. Преподаватели требуют учить стихотворения, писать сочинения и другие Сегодня мы разберем, что такое изложение, научимся правильно его писать, а также рассмотрим некоторые хитрости, которые намного облегчат вам работу.

Начнем мы с самого понятия того, что такое изложение. Приведем настоящий пример работы пятиклассника и разберем все ошибки, которые допускать не стоит. Попробуем написать идеальное изложение, учитывая поправки педагога. Предлагаем приступить незамедлительно.

Что это?

Итак, что такое один из видов творческой работы по литературе. Преподаватели очень часто используют изложение для контроля знаний учеников. Чтобы получить высокую оценку за четверть, необходимо изрядно постараться и довести качество своих творческих работ до идеального состояния.

В чем заключается смысл изложения? Вы читаете, или вам зачитывают небольшой текст, как правило, из классической литературы. Далее необходимо проанализировать прочитанное или услышанное и написать краткий пересказ, сохранив основную мысль произведения или его отрывка. Есть и такой вид работы, как устное изложение. Для чего его применяют? Изложение (устное и письменное) позволяет формировать навыки правописания и стилистики, что очень необходимо для выживания в нашем обществе. После окончания школы ученик должен представлять собой сформированную личность, которая может красиво и гладко излагать свои мысли, имеет определенные цели в жизни.

Сначала преподаватель читает текст. Задача ученика заключается в фиксировании необходимых данных (числа, имена, последовательность событий и так далее). Учитель дает некоторое время для написания чернового варианта, ученик должен оставлять пустые места там, где это необходимо (что-то забыл, не успел записать). Далее текст читается повторно. Это последний шанс что-то дополнить в своем изложении. Дополняется черновой вариант, проверяется орфография, пунктуация, стилистика. Следующий этап - написание чистового варианта.

Часто встречается такая практика: совместно с изложением необходимо выполнить небольшое творческое задание (озаглавить текст, написать развернутый вывод, то есть свое отношение к проблеме, дополнить незаконченную мысль и так далее).

План

Когда преподаватель первый раз читает текст, необходимо делать некоторые наброски. Очень важно на этом этапе сформировать план изложения. Одна часть - это отдельный абзац. Необходимо внимательно слушать и делить весь текст на смысловые части. Записывайте их, так и получится план. Он позволяет написать красивый и стройный текст, не запутаться в последовательности происходящих в тексте событий.

Написание

Что такое изложение и зачем его применяют, мы разобрались, а теперь перейдем к краткой памятке, помогающей написать качественную работу:

  • Внимательно слушайте текст, выявите главную проблему.
  • При первом прочтении старайтесь делать небольшие пометки (план, имена, даты, яркие выражения, которые необходимо включить в изложение).
  • Уточните у преподавателя значения слов, которые вам непонятны.
  • При повторном чтении составьте подробный план.
  • Далее идет работа над текстом, удалите из плана пункты, которые не несут смысловой нагрузки.
  • Напишите черновой вариант, проверьте орфографию, пунктуацию и стилистику.
  • Приступайте к написанию чистового варианта.

Пример

Приведем в пример изложение 5 класса. Здесь же мы рассмотрим и ошибки.

"В избу поставили новую хорошую дверь, все ее хвалили".

Правильно: в избу поставили новую дверь.

"Она не пропускала зимнюю стужу и летний зной, о ней перестали говорить, потому что упрекнуть ее было не в чем".

Правильно: она хорошо закрывалась и открывалась, не в чем было ее упрекнуть.

"Зато все очень много говорили о рамах, да и как о них можно было не говорить, когда они скрипели, пропускали мороз и набухали".

Правильно: все говорили о рамах, потому что они были плохими.

Принцип написания сжатого изложения даже в этом небольшом отрывке понятен. Нужно исключать информацию, которая не несет смысловой нагрузки, убирать повторы и описания.

Издание содержит диктанты и изложения и предназначено для проверки и коррекции знаний учащихся, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых умений. В качестве текстов для диктантов и изложений предложены фрагменты произведений русской классической литературы, современных русских и зарубежных писателей, научно-популярных и публицистических статей. Пособие предназначено учителям и учащимся общеобразовательных школ.

Контрольные диктанты.
В лес за чудесами.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье все умеют преодолевать препятствия.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.
Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я снимаю красавца-дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок.

Осторожно, жизнь!
Давным-давно жил на свете мудрец. Самый каверзный вопрос не мог поставить его в тупик. Но однажды недобрый мальчишка задумал посрамить мудреца. Поймали небольшую птичку. Мальчик взял её в руки, спрятал за спину и спросил старца: «Живая у меня птица или неживая?» Расчет был нехитрый, но коварный. Стоит мудрецу сказать, что живая, мальчишка обезглавит её, а если ответит, что мертвая, он тут же выпустит её на волю. Только на секунду задумался мудрец, а потом сказал просто: «Птица в твоих руках.»
Эта легенда пришла к нам с незапамятных времен. Через всю свою историю человек пронес любовь к природе, доброту ко всему живущему. И прежде чем что-либо сделать, замахнуться на что-то, вспомните слова: «Осторожно, жизнь!»

СОДЕРЖАНИЕ
ДИКТАНТЫ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Словарные диктанты 9
Выборочные диктанты 9
Объяснительные диктанты 10
Контрольные диктанты 10
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова
Словарные диктанты 11
Правописание проверяемых согласных в корне слова
Словарные диктанты 12
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Словарные диктанты 12
Выборочный диктант 13
Контрольные диктанты 13
Буквы И, У, А после шипящих
Словарные диктанты 14
Выборочный диктант 15
Контрольный диктант 17
Разделительные Ъ и Ь
Словарные диктанты 17
Выборочный диктант 18
Раздельное написание предлогов с другими словами
Словарные диктанты 18
Выборочные диктанты 19
Объяснительный диктант 19
Проверочные диктанты 20
Контрольные диктанты 20
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Словарные диктанты 21
Объяснительные диктанты 21
Творческий диктант 22
Выборочный диктант 22
Проверочный диктант 22
Контрольный диктант 23
Личные окончания глаголов
Словарные диктанты 23
Выборочный диктант 24
Творческие диктанты 24
Объяснительный диктант 25
Контрольные диктанты 25
Употребление Ь на конце существительных после шипящих
Словарный диктант 26
Выборочный диктант 26
Объяснительный диктант 27
Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
Словарные диктанты 27
Выборочный диктант 27
Объяснительный диктант 28
Проверочный диктант 28
Контрольный диктант 28
5 КЛАСС
Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -3 (-С)
Словарные диктанты 29
Выборочный диктант 30
Объяснительный диктант 30
Контрольные диктанты 30
Буквы 3 и С на конце приставок
Словарные диктанты 31
Выборочные диктанты 31
Объяснительные диктанты 32
Проверочные диктанты 32
Контрольные диктанты 33
Буквы О-А в корне -ЛАГ ЛОЖ-
Словарные диктанты 34
Выборочный диктант 34
Объяснительный диктант 34
Проверочный диктант 34
Буквы О-А в корне -РАСТ-
Словарные диктанты 35
Выборочный диктант 35
Объяснительный диктант35
Проверочный диктант
Контрольные диктанты 36
Буквы Ё-О после шипящих в корне слова
Словарные диктанты 38
Выборочный диктант 39
Объяснительный диктант 39
Проверочный диктант 39
Контрольные диктанты 39
Буквы И-Ы после Ц
Словарные диктанты 42
Выборочный диктант 42
Объяснительный диктант 42
Контрольные диктанты 43
Большая буква и кавычки в именах собственных
Объяснительный диктант 45
Проверочный диктант 45
Контрольный диктант 46
Буквы Б и И в окончаниях имен существительных
Словарные диктанты 46
Выборочный диктант 47
Объяснительный диктант 47
Проверочный диктант 47
Контрольные диктанты
О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
Словарные диктанты 48
Выборочный диктант 49
Объяснительный диктант 49
Проверочный диктант 49
Контрольные диктанты 50
Правописание падежных окончаний прилагательных
Словарные диктанты 52
Объяснительный диктант 53
Выборочный диктант 53
Проверочный диктант 53
Контрольные диктанты 54
Краткие прилагательные с основой на шипящую
Словарные диктанты 54
Объяснительный диктант 55
Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Проверочный диктант 55
Творческий диктант 56
Контрольный диктант 56
НЕ с глаголами
Словарные диктанты 56
Выборочный диктант 57
Проверочный диктант 57
Контрольные диктанты 58
Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и 2-м лице единственного числа
Словарные диктанты 58
Объяснительный диктант 59
Проверочный диктант 59
Контрольные диктанты 59
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Выборочный диктант 60
Объяснительный диктант 61
Проверочный диктант
Контрольные диктанты
Буквы £ и И в корнях с чередованием
Словарный диктант 62
Выборочный диктант 63
Проверочный диктант 63
Объяснительный диктант 63
Контрольные диктанты 63
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Словарный диктант 64
Выборочный диктант 65
Объяснительный диктант 65
Контрольные диктанты 66
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения
Объяснительный диктант 67
Контрольные диктанты 68
Запятая при однородных членах предложения
Объяснительный диктант 69
Проверочный диктант 70
Обобщающие слова при однородных членах
Объяснительный диктант 71
Проверочный диктант 71
Контрольные диктанты 72
Запятая и восклицательный знак при обращении
Объяснительный диктант 73
Проверочный диктант 74
Контрольные диктанты 74
Запятая в сложных предложениях
Объяснительный диктант 75
Проверочный диктант 75
Контрольные диктанты 76
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Объяснительный диктант 77
Проверочный диктант 77
Контрольные диктанты 77
Итоговые контрольные диктанты 78
ИЗЛОЖЕНИЯ
Мини-изложения 81
Тексты для подробного изложения 86
Тексты для сжатого изложения 134.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Диктанты и изложения по русскому языку, 5 класс, Макарова Б.А., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Подробное изложение в 5-м классе

Цель урока:

    Закрепить понятия подробное изложение текста.

    Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа.

Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

Ход урока

    Постановка задачи урока.

    Вступительная беседа.

    Чтение текста.

    Анализ текста.

    Работа над планом.

    Повторное чтение текста.

    Написание изложения.

    Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)

Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)

Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

    Маленький пингвиненок.

    Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

    Наконец малыш решился и бросился в море.

    Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

Изложение№1

Хитрый заяц

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает.

Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

Изложение№2

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали. (По Г. Скребицкому.)

Изложение№3

На окраине небольшого курортного города люди наблюдали необычную дружбу между серым жаворонком и золотыми рыбками.
Однажды на край бассейна с золотыми рыбками прилетел жаворонок. Его гнездо было недалеко. В клюве жаворонок держал большого червя. Мимо проплывала золотая рыбка и увидела червя. Она высунулась из воды.
Жаворонок не испугался. Он опустил голову и сунул червя в открытый рот рыбы. После этого птичка прилетала по нескольку раз в день. Золотые рыбки привыкли к птичке и плыли к ней за червями.
Учёные говорят, что у жаворонка, наверное, погибли птенцы - дети. Раскрытые рты рыбы напоминали жаворонку раскрытые клювы голодных птенцов.(Из журнала «Юный натуралист»)

Изложение№4

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то.

Кому это ты, Аркашка? - спрашивают мальчишки.

Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? - говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестренка ему обед принесет, спрашивает:

С кем это ты разговариваешь?

Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал.

(Е. Мурашова)

Изложение№5

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

(К. Паустовский

Изложение№6

Первый снег.

1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:

Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Изложение№7

Текст.

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме.Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

Изложение№7

Е.А. Пермяка «Перо и чернильница».

ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА

- Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь?

- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

- А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?

- Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.

- Как рыбу удочкой?

- Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, - говорит дедушка.

- Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом и сказка может зацепиться. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. - Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? - Не горюй, Сергей!-утешает дед. - Придёт время - не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнёшь - тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее... Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал - другим пересказал.

Изложение№8

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Садовник широкодушно высвободил место берёзам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить, а потом и задушить. Садовник часто поливал берёзы, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

В.П. Астафьев

Изложение№9

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…

И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.

(По А.И.Куприну.)


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник