28.07.2019

Психология и этика: существуют ли точки соприкосновения. Психологическая этика. Учебно-методический комплекс дисциплины «этика и психология профессиональной деятельности


В начале – короткий тест.

Как ты думаешь, почему утопилась бедная Лиза? (Не пытайся вспомнить: это было давно, в восьмом классе. Просто призови на помощь логику.)

А. Лизу все задолбало.
Б. На Лизу наехала налоговая.
В. Во время международного турнира по каунтерстрайку Лизин провайдер рубанул Интернет, потому что у канала полетел свитч.
Г. Лизе было стыдно из-за того, что она занималась сексом с мальчиком, который не был готов к изменению своего матримониального статуса.

Ты не поверишь, но правильный ответ – Г. Все дело в том, что Лиза жила очень давно, в те времена, когда людям было свойственно слишком серьезно относиться ко всякой ерунде. В наше время Лиза, конечно, просто бы пожала плечами и сказала: «Сам дурак!» А топиться бы она не стала, нет. В крайнем случае пошла бы в бассейн и позанималась там спасающей от стресса аквааэробикой.

В те дикие Лизины времена было очень много правил, касающихся отношений женщин и мужчин. Особенно когда дело доходило до секса. Тут все было регламентировано настолько строго, что проще было завоевать Турцию или изобрести радио, чем этим самым сексом чуть-чуть позаниматься. Чуть что сделал не так – и пожалуйста, твоя девушка уже падшая женщина, а в твою дверь ломятся секунданты ее дяди, который собирается выпустить подлому негодяю кишки по всем правилам дуэльного этикета.

С другой стороны, в чем-то тогда было и попроще жить. Во всяком случае, ты всегда знал, когда поступаешь правильно, а когда нет и что тебе надлежит делать как порядочному человеку, если ты желаешь оставаться столь же порядочным и дальше. Или не желаешь…

Сейчас же, в эпоху постсексреволюции, когда институт брака уже просит стакан воды напоследок, а секс превратился в самый доступный способ с приятностью убить время, все немного запуталось. Современный человек может всю жизнь проходить в подлых негодяях или развратных особах и об этом факте своей биографии так никогда и не догадаться. Потому что проще всего нарушать правила, которых нет*.

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика : «Занесу-ка я это изречение в свою записную книжку. Когда в следующий раз буду пытаться получить должность генерального прокурора, возьму его эпиграфом к кандидатскому заявлению?».


Хотя на самом деле они есть. Люди, даже самые свободные, не могут жить без условностей, без норм и без законов. Просто они нигде не записаны. Вернее, не были записаны до сегодняшнего дня. MAXIM впервые сформулировал неписаные правила современного сексуального этикета. Наслаждайся!

Правила сексуальной жизни

1. Если девушка предлагает тебе секс, а ты по каким-либо причинам не можешь принять ее любезное предложение, ты не говоришь ей правду про кривые зубы и длинные носы. Ты произносишь ритуальную фразу: «Я так не могу». На вопросы, как это «так», следует ничего не отвечать, но многозначительно вздыхать и покачивать головой.

2. Если девушка девственница, она обязана тебя об этом предупредить. И не обижаться, если ты решишь улизнуть, пока не поздно. Тут ведь дело не в том, что из тебя выйдет плохой Гагарин, потому что ты боишься первым в космос лететь. Ты просто не хочешь ранить нежную психику.

3. Список женщин, к которым нельзя подкатывать ни в коем случае: герлфренд твоего друга; сестра твоей девушки; мама твоей девушки.

4. К кому можно подкатывать только с прицелом на отношения: сестра твоего друга; подруга девушки, с который вы просто встречаетесь; бывшая девушка твоего друга; дочка твоего друга.

5. Если вы, познакомившись, в ту же ночь занялись сексом (см. Одноразовое приключение), подразумевается, что назавтра вы расстанетесь и больше никогда не увидите друг друга. Право звонка с целью перехода в новую категорию отношений в этом случае остается за тобой.

6. Если ты встречаешься с девушкой больше трех раз и не сделал попытки с ней переспать, ты негодяй, который пытается заставить ее даром растрачивать драгоценные биологические часы.

7. Если вы встречались больше двух раз, то после секса ты должен позвонить. Хотя бы для того, чтобы сказать спасибо. Но можно отделаться и эсэмэской.

8. Если ты встречался с девушкой больше десяти раз и все еще не делаешь попытки с ней переспать, то отныне ты переходишь в категорию друзей. Теперь она может при тебе переодеваться, ходить с тобой в баню и рассказывать тебе про своих мужчин. Если теперь ты попытаешься подкатить к ней со своим сексом – ты негодяй, который покусился на светлое понятие дружбы.

9. Если ты невиннейшим образом встречался с девушкой больше ста раз, а потом вы неожиданно занялись сексом, это значит, что у вас был дружеский секс, который не имеет никакого значения.

10. После дружеского секса ты не имеешь никакого права ее ревновать.

11. Если после дружеского секса вы в течение месяца опять не устояли перед соблазном – значит, у вас начались отношения. Со всем кульком соответствующих обязанностей.

12. Пока вы просто встречаетесь и от случая к случаю занимаетесь сексом, вы свободные люди. До тех пор, пока кто-нибудь из вас не откроет рот и не произнесет пароль: «Ya tebya lyublyu». После произнесения пароля вы либо заводите отношения, либо расстаетесь.

13. Если пароль был произнесен во время секса или в состоянии глубокого алкогольного опьянения, он считается недействительным.


14. Если мужчина и женщина просто встречаются, то, столкнувшись со своим партнером в сопровождении кого-то другого, они должны сделать вид, что незнакомы, чтобы не ставить друг друга в неловкое положение. При желании эту встречу можно потом обсудить в юмористическом ключе.

15. Отношения в первую очередь предполагают, что отныне вы не встречаетесь и не спите ни с кем, кроме друг друга. Если эта перспектива не вызывает в ком-то из вас исключительного восторга, лучше предупредить об этом заранее.

16. Первые несколько недель после начала отношений вполне простительно иногда заниматься сексом со своими предыдущими партнерами, потому что всем понятно, что расстаться вот так сразу и навсегда – это очень нелегко. Главное, чтобы о подробностях этих расставаний никто не узнал.

17. Если девушка забеременела, она обязана тебе об этом сказать. В конце концов, в это дело ты тоже вложил частичку себя и теперь имеешь право затребовать отчет по вложениям.

18. Если девушка забеременела, а ты во время секса не пользовался презервативом и не спрашивал, пьет ли она таблетки, ты имеешь право настаивать на том, чтобы она сохранила беременность, но не должен настаивать на ее прерывании.

19. За аборт всегда платит мужчина. Он же сопровождает девушку к врачу и забирает ее

20. Если вы решили сохранить ребенка, ты должен быть готов тут же предложить жениться. С одной стороны, дети и брак – явления невзаимосвязанные. Прежде чем младенец сможет пролепетать: «Мама и папа, а у вас штамп в паспорте есть?» – пройдет не меньше десяти лет. Но все дело в том, что многочисленные родные и близкие девушки научатся говорить эту фразу намного раньше.

21. Если девушка беременна, ты сделал ей предложение, а она отказалась, то хороший тон требует дождаться, пока у нее пройдет токсикоз, и выступить с повторным предложением. Может быть, в этот раз у нее не появится при этом такого странного выражения лица.

22. Если ты женат, ты обязан сообщить об этом девушке, с которой собрался заняться сексом (кроме варианта одноразового приключения).

23. Если ты застал свою подругу с другой женщиной, ты имеешь право молча раздеться и присоединиться к ним. Если они с визгом отказываются от твоего общества, это повод потом серьезно поговорить о ваших с ней отношениях и мрачных перспективах их дальнейшего неразвития.

24. Если твоя подруга застала тебя с другим мужчиной… Какую-то фигню мы пишем. Пункт снимается.

25. Мужчины не рассказывают друг другу сексуальных подробностей своих отношений*. Но если вы просто встречаетесь, это допустимо.

* Примечание совершенно немоногамного Phacochoerus"a Фунтика : «А все это половое неравноправие происходит оттого, что, как утверждают психологи, рассказывая о чем либо, мы делаем нашего собеседника косвенным соучастником описываемых событий. Из чего следует, что женщинам все-таки свойственно делиться друг с другом своими мужчинами. А вот мы предпочитаем держать свой гарем под замком».

Глоссарий

Эти термины введены для ясности. Эти этапы общения вытекают один из другого. Будь осторожен!

Одноразовое приключение
Секс в день знакомства. Не подразумевает ни близкого знакомства, ни дальнейшего общения.

Просто встречаетесь
Вы периодически занимаетесь сексом, вместе едите и проводите досуг. Вы знаете основные факты биографии друг друга. Вы составляете пару только на время самих встреч. Все, что происходит за их рамками, партнера не касается.

Отношения
Подразумевают верность, совместное проведение праздников, знакомство с родственниками, вопросы вроде «Ты где?» и по возможности честные ответы на них.

Вместе живете
Все то же самое плюс общий бюджет. От брака этот тип общения отличается только формально.

26. Через год после того, как вы начали жить вместе, девушка имеет право называть тебя «мой муж» вне зависимости от наличия соответствующих закаляк в ее паспорте. И не задумывайся особо, не о чем тут задумываться. Просто ты-то можешь спокойно говорить «моя девушка». А ей как тебя именовать? «Мой молодой человек»? «Сожитель»? «Мужчина, с которым мы ведем то, что с некоторой долей оптимизма можно назвать домашним хозяйством»? А «муж» – это так же просто и быстро, как чихнуть, и не требует никаких дополнительных пояснений.

27. Девушки могут рассказывать друг другу всякие хвастливые ужасы про секс со своими постоянными партнерами.

28. В каждой квартире, где живут вместе мужчина и женщина, должно быть два телевизора с двумя пультами. Это закон природы. Феттель и Месси не полюбят Малахова.

29. Ни один уважающий себя человек любого пола не будет пить кровь другого человека за то, что тот позволил себе пофлиртовать в секс-чате или полазил пару часиков по сайтам с тремя крестиками.

30. Изучать звонки и сообщения на чужом мобильнике – более серьезное правонарушение, чем хранить на этом мобильнике любовные письма от посторонних граждан. Скандал в этом случае имеет право устраивать тот, чей телефон стал жертвой незаконного проникновения.

31. Мужчина никогда не поднимет на женщину руку. Даже если она капоэйристка в тяжелом весе. Для поднимания на женщин есть и другие части тела.

32. На любом этапе общения мужчина может дарить женщине подарки (равно и наоборот), и это ничего не будет значить. Но не кольцо. Кольцо что-то значит. После получения в подарок колечка девушка вправе рассчитывать на это что-то.

33. Даже если у вас отношения, вы не должны мешать друг другу умело принимать корректные знаки внимания от поклонников (-ниц). Умело – это значит улыбаться в ответ на комплименты, вести светские беседы и, может быть, даже станцевать медленный танец на расстоянии вытянутой руки. А корректные – это значит не лезть выпить на брудершафт, не прихватывать постороннего человека за эрогенные зоны и не отпускать двусмысленных шуточек. Некорректные ухаживания должны строго пресекаться. Пусть даже неумело.


34. Если один из постоянных партнеров в рамках отношений все же совершает краткие визиты налево, второй имеет полное моральное право поступать точно так же. Но только если первый имел глупость во всем признаться.

35. Секс на стороне с глупой и некрасивой женщиной рассматривается как благотворительность, и поэтому ты можешь требовать смягчения наложенных на тебя взысканий.

36. Секс на стороне без презерватива в рамках отношений – это преступление против человечеcтва (хотя на первый взгляд может показаться что «за», особенно если учитывать демографическую ситуацию в нашей стране).

37. Если факт измены стал известен партнеру, виновная сторона имеет право приводить в свое оправдание чудовищные в своей бессмысленности и неправдоподобии отговорки. Такие отмазки должны восприниматься пострадавшей стороной не как издевательство, а как отчаянные попытки сохранить отношения.

38. Только слабые духом, закомплексованные неудачники объявляют о разрыве отношений эсэмэской. Так, конечно, безопаснее всего, но это не наш метод.

39. Если разделом имущества официальных супругов при разводе сплошь и рядом занимаются суды и адвокатские конторы, то для расставания неженатых обычно никаких юридических норм нет. Вот вещи, которые обязательно надо вернуть.

Обручальное кольцо
Если брак не состоялся. Оно не было подарком; оно, выражаясь сухим языком юриспруденции, являлось инструментом, необходимым для завершения оговоренной сделки. Или, вернувшись обратно к нормальному, мокрому языку, до свадьбы кольцо остается личной собственностью того, кто его покупал.

Шантажирующие предметы
Домашнее порно, которое вам так весело было снимать вместе, фотографии в голом виде, записки с рассказами о том, как хорошо было этой ночью, – в общем, все, что в один прекрасный день может помешать кому-нибудь из вас баллотироваться в президенты. И не забудь отправить ей обратно все эсэмэски, которые она тебе посылала!

А вот забирать обратно любые подарки – это не комильфо.

40. Бывший муж, напившийся до зеленых ящериц, имеет право звонить ночью своей бывшей жене и спрашивать, почему она поломала ему всю жизнь. Но не более трех звонков на загул. Также он имеет право впадать в ее дверь и сладко засыпать на коврике в прихожей, но не чаще трех раз в год. Взамен он обязан в любой момент приезжать по ее вызову с дрелью и отверткой – выполнять нехитрую мужскую работу по дому.


41. В понятие «нехитрая мужская работа по дому» секс не входит. Но может и войти при взаимном непротивлении сторон.

Хабаровский политехнический институт

Курсовая работа

Этика и психология

Тема: Основы психологии

Выполнила: Маринович О.А.

Проверил:

Познавательные процессы. 3

Ощущение. 3

Восприятие. 4

Мышление. 5

Внимание. 7

Воображение (Представление). 10

Основные направления в психологии. 13

Структуруализм. 13

Функционализм. 13

Бихевиоризм. 14

Фрейдизм. 16

Гештальтпсихология. 17

Отечественная психология. 17

Аналитическая психология. 18

Индивидуальная психология. 19

Когнитивная психология. 19

Гуманистическая психология. 20

Трансперсональная психология. 21

Список литературы. 22

Познавательные процессы.

Ощущение.

Определение.

Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

Ощущение - простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.

Сущность процесса.

Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений.
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.

Классификация.

В зависимости от видов стимулов-раздражителей:

Пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе)

Интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов)

Специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:

Зрительные

Слуховые

Вкусовые

Обонятельные

Осязательные и т.д.

Развитие процесса.

Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств
(разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек).

Восприятие.

Определение.

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный
(связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Сущность процесса.

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.
Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

Классификация.

Свойства восприятия:

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

В зависимости от активности работы анализатора:
|Анализаторы: |Тип восприятия: |
|Зрительный |Зрительное |
|Слуховой |Слуховое |
|Мышечный кожный |Осязательное |

Развитие процесса.

Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.

Мышление.

Мышление -

Это высший познавательный процесс.

Это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)

Это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Сущность процесса.

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Классификация.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

Развитие процесса.

Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

Внимание.

Определение.

Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем
(количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

Сущность процесса.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека.
Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Классификация.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Развитие процесса.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

Определение.

ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память- привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Сущность процесса.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Классификация.

По времени хранения память подразделяют:
|Мгновенная |0,1 – 0,5 |– удержание точной и полной картины только что|
| |с |воспринятого органами чувств информации |
| | |(память – образа). |
|Кратковременная|до 20 с |– представляет собой способ хранения |
| | |информации в течение короткого промежутка |
| | |времени. В ней сохраняется наиболее |
| | |существенные элементы образа. Из мгновенной |
| | |памяти в нее попадает только та информация, |
| | |которая привлекает к себе повышенное внимание.|
|Оперативная |до |- хранение информации в течение определенного,|
| |нескольких|за ранее заданного срока. Срок хранения |
| |дней |информации в этой памяти определяется задачей |
| | |вставшей перед человеком. |
|Долговременная |Неограниче|- хранение информации в неограниченном |
| |нно. |промежутке времени. Данная информация может |
| | |воспроизводиться сколько угодно раз (временен)|
| | |без утраты. |
|Генетическая | |- информация, которая храниться в генотипе, |
| | |передается и воспроизводится по наследству. |
|Зрительная | |- сохранение и воспроизведение зрительных |
| | |образов. |
|Слуховая | |- запоминание и точное воспроизведение |
| | |разнообразных звуков. |
|Двигательная | |- запоминание и сохранение, а при |
| | |необходимости и воспроизведение с достаточной |
| | |точностью многообразных сложных движений. |
|Эмоциональная | |- память на переживания. То, что у человека |
| | |вызывает эмоциональные переживания, |
| | |запоминается им без особого труда и на более |
| | |длительный срок. |
|Осязательная, | |- удовлетворение биологических потребностей |
|обонятельная, | |или потребностей связанных с безопасностью и |
|вкусовая … | |самосохранением организма. |

По характеру участия воли в процессах:
|Непроизвольное |- происходит автоматически и без особых усилий со стороны|
|запоминание |человека, без постановки перед ним специальной |
| |мнемической задачи. |
|Произвольное |- процесс запоминания и воспроизведения требует волевых |
|запоминание |усилий. При условии наличия мнемической задачи. |

Развитие процесса.

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности.

И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других
«познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

Воображение (Представление).

Определение.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления
(представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса.

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Классификация.

Определяется четырьмя видами:

|Активное |Пассивное |Продуктивное |Репродуктивное |
|возникает по |возникает у |действительность |воспроизвести |
|собственному |человека |сознательно |реальность в том |
|желанию, |спонтанно, помимо|конструируется |виде, в каком она |
|усилием воли. |воли и желания. |человеком (но при |есть (элементы |
| | |этом в образе она |фантазии) |
| | |творчески | |
| | |преобразуется) | |

Представление разделяют

По функционированию ведущего органа чувств:

Зрительные

И др.
. по содержанию:

Технические

Топографические

Музыкальные

Развитие процесса.

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

Определение.

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Сущность процесса.

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Классификация.

Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:

внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.

Внешняя – средство общения;

Внутренняя – средство мышления;

Письменная – один из способов запоминания информации;

Диалог – двусторонний обмен информации;

Монолог – процесс рассуждения;

Развитие процесса.

Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.

С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.

Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Основные направления в психологии.

Структуруализм.

Представители:

Эдвар Титченер

Предмет изучения.

Экспериментальное исследование структуры сознания

Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта.

Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с
«ошибкой стимула», которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет «материю» сознания, это знание оседает в языке.

Практика.

Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях.

Вклад.

Вклад в развитие психологии можно назвать минусовым, т.к. деятельность строилась на канонах полувековой давности. Что привело к полной не поддержке психологов.

Функционализм.

Представители:

Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952)

Предмет изучения.

Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.

Основные теоретические положения.

Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия».

Учение об эмоциях: показывает, что «условия» - это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия.
Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения.

Учение об идеомоторном акте: любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.

Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.

Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания

Практика.

Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма – с другой.

Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций.

Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.

Вклад.

Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.

Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение.

На смену функционализма приходит бихевиоризм.

Бихевиоризм.

Представители:

Эдвар Торндайк (1874-1949), Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)

Предмет изучения.

Изучать не сознание, а поведение человека.

Личность – все то чем обладает индивид.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Основные теоретические положения.

Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:

1) исходный пункт – проблемная ситуация;

2) организм противостоит ей как целое;

3) он активно действует в поисках выбора;

4) выучивается путем упражнения.

Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида:

Закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе.

Закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов.

Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.

Закон эффекта.

Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой.

Коннексия – это элемент поведения.

Практика.

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия.

Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.

Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Вклад.

Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения:

перцептивное

защитное

индуктивное

привычное

утилитарное

сценарное

моделирующее

уравновешивающее

освобождающее

атрибутивное

экспрессивное

автономное

утверждающее

исследовательское

эмпатическое.

Фрейдизм.

Представители:

Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Предмет изучения.

Бессознательные психические процессы.

Основные теоретические положения.

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень – насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план
(шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

«Эдипов комплекс» - определенная мотивационно - аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: «ид» (оно) - носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго» (Я) - следует принципам реальности; «супер- эго» (сверх-Я) - носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»:

Вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию;

Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления;

Сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества

(творчество и т.д.)

Практика.

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.

1. сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

2. противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти – ТАНАТОС)

Вклад.

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

Гештальтпсихология.

Представители:

Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка
(1886-1941)

Предмет изучения.

Учение о целостности психических явлений.

Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры
(гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов.
Гельштатам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка)
– интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.

Вклад.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Отечественная психология.

Представители:

И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский,
П.Ф. Лесгафт

Предмет изучения.

Психические процессы – это свойство высокоорганизованной материи.

Практика.

Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)

Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям.
Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.

Развитие направлений таких как:

Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология

Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания.

Психология ребенка.

Вклад.

Развитие науки позволило во многих городах организовать и запустить в работу психотехнические лаборатории.

Было создано Всесоюзное общество по психотехнике.

В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.

Аналитическая психология.

Представители:

Карл-Густав Юнг

Предмет изучения.

Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери –
Архетипы).

Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями.

Основные теоретические положения.

Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.

Душа – не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.

Практика.

Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой.

Вклад.

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон, каждый из которых, реагирует на свой световой луч.

Индивидуальная психология.

Представители:

А.Адлер, З.Фрейд.

Предмет изучения.

Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее поведение.

Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия.

Основные теоретические положения.

Как понятие используется в 3-х смыслах:

1. дифференциальная психология

2. исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдающихся личностей – ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей.

3. одно из направлений философии, изучающей индивидуальное и социальное поведение человека, скрытым за «поверхностью» сознания прирожденным изначально заложенным в нем тенденциям.

Практика.

Задача психотерапии – помочь невротику. Работа заключается в изучении неполноценности индивида, его чувствах, стремлениях и личной власти, превосходству над другими.

Вклад:

Первые успешные попытки использования математических методов в психологии – Ф.Гальтон. Он же ввел метод близнецов для выяснения соотношения между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий.

Когнитивная психология.

Представители:

Жан Пиаже.

Предмет изучения.

Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Основные теоретические положения.

Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.

Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Практика.

Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.

Работа, анализ, создание прикладной теории.

Вклад.

Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Гуманистическая психология.

Представители:

Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

Предмет изучения.

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни.

Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоантуализации».

Основные теоретические положения.

Базируется на иерархии потребностей человека.

Осуществление самого себя.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Практическое применение.

Гуманистическая психология – современное направление в психологической науке.

Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это:

Основные целостные самоактуализирующийся личности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Вклад.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Трансперсональная психология.

Представители:

К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, С.Грофф.

Предмет изучения.

Уделение большого внимания бессознательному и его динамике.

Психика – взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними.

Трансперсональная изучает измененные состояния сознания, переживания которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Основные теоретические положения.

Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

Структура личности:

Сознание

Индивидуальное бессознательное

Коллективное бессознательное

Практическое применение.

Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств.

Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи – вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы.

Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Вклад.

Главной отличительной чертой Транс Подхода есть модель человеческой души, в которой признается «Значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».

Список литературы.

1. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.

2. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.:

Хэлсон. 1998.

3. Основы психологии / Л. Д. Столяренко – Ростов - на - Дону. 1997.

4. Психология / Р. С. Немов. М: 1998

-----------------------

МЫШЛЕНИЕ

Практическое

Наглядно - действенное

Наглядно - образное

Теоретическое

Понятийное

В параграфе 5.4 была дана характеристика интернаучных связей психологии и философии. На наш взгляд, она кульминирует в соотношении психологии и этики. Со времен философских гениев Античности Платона и Аристотеля и вплоть до наших дней этика считается той частью философии, которая в наиболее обостренном виде выражает чаяния людей, их стремление к полюсу совершенства, которое обычно называют добром, противопоставляемым злу. Интересно, что на стадии становления любой науки, часто сопровождаемой размежеванием с философией, этическая проблематика уходит в тень. Создается даже впечатление, что она вообще не актуальна. Но перед лицом актуальнейших вызовов, с которыми непременно сталкивается любая наука, приходится вспомнить об этике.

Нет ни одной современной науки, которая бы дистанцировалась от этики. Но с той же степенью уверенности мы возьмем на себя смелость заявить, что буквально в каждой из наук, в том числе в психологии, в связи с необходимостью обращения к этике наступает некоторое замешательство. Мы убедились в этом в процессе работы над двумя книгами по этике . Неясен путь реализации этического потенциала науки, в том числе его связи с философской этикой. Что касается психологии, то она не является аутсайдером в этическом отношении , о чем свидетельствует появление даже специальной дисциплины, называемой англоязычными авторами "Moral psychology" . Следует отдать им должное. Упомянутое выше замешательство они никогда не скрывают. Впрочем, на наш взгляд, способы его преодоления остаются невыясненными. Именно они являются предметом дальнейшего обсуждения. С чем приходится иметь дело?

Во-первых, есть большой массив знания, который относится к философской этике. Он накапливался, по крайней мере, в течение 24 веков, причем безотносительно к научным данным. Назовем эту этику субстанциальной, т.е. пребывающей в себе, будучи независимой от наук. Актуальность субстанциальной этики редко кем отрицается. Но представители различных наук затрудняются в ее использовании. Профессиональные этики из числа философов, как правило, не являются им помощниками. Они работают в русле субстанциальной, а не научной этики.

Во-вторых, едва ли найдется хоть одна ассоциация психологов, которая бы не руководствовалась некоторым этическим кодексом. Этический кодекс психолога, разработанный Российским психологическим обществом, зиждется на четырех принципах: уважения, компетентности, ответственности, честности . Все они должны быть смело зачислены в разряд субстанциальной этики. То же самое можно сказать об этических кодексах, разработанных другими национальными ассоциациями психологов. Как видим, над психологами висит рок субстанциальной этики.

В-третьих, необходимо учитывать плюрализм концепций субстанциальной этики, меняющихся от одного философского направления к другому.

В-четвертых, очевидно, что необходимо учитывать этические достижения не только философии и психологии, но и всех других наук.

В-пятых, создается впечатление, что проблемность знания ставит этике некоторые пределы.

В интересах дальнейших рассуждений приведем сведения, относящиеся к субстанциальной этике, в табл. 5.3.

Таблица 5.3. Основные концепции субстанциальной этики

Концепции

Феноменологическая

Наиболее яркий ее вариант был разработан М. Шелером. Он настаивал на синтезе всех жизненных переживаний, на первое место ставил религиозные ценности

Аналитическая (прагматическая) этика

В современном ее виде в основном разрабатывается в ключе прагматизма Дж. Дьюи. Центральный ее тезис состоит в максимально эффективном преодолении проблемных ситуаций в интересах тех людей, которых она затрагивает

Марксистская этика (советский вариант)

Сводится к идее диктатуры пролетариата, высказанной К. Марксом и В. И. Лениным. Более умеренный вариант марксистской этики гласит, что интересы коллектива превыше интересов личности

Экзистенциальная

Разработана Н. А. Бердяевым, К. Ясперсом и Ж.-П. Сартром. Основной принцип – ответственность за свободу

Герменевтическая (дискурсивная) этика

Разработана Ю. Хабермасом и К.-О. Апелем. Основной принцип – ответственность людей друг перед другом, достигаемая в процессе зрелого дискурса

Постструктуралистская

Разработана в основном Ж. Деррида. Главный принцип – преобразование апорий в интересах обеспечения свободы людей

Представители различных субстанциальных этик, разумеется, осведомлены относительно достижений друг друга. Неудивительно поэтому, что они стараются включить их в свои концепции. Так, например, все говорят об ответственности – концепте, который является органичным только для дискурсивной герменевтической этики. Прагматики понимают его иначе, чем герменевты, равно как и, например, постструктуралисты. С другой стороны, марксисты, подобно экзистенциалистам, говорят о свободе личности. Но если у экзистенциалистов свобода личности является основным принципом, то у марксистов он подчиняется принципу приоритета общественного, коллективного.

Минус состоит в том, что субстанциальная этика, как бы привлекательно на первый взгляд не выглядели ее принципы, ненаучна. А это означает, что недопустимо переносить эти принципы в психологические направления и теории. Впрочем, психологи так поступают. Так, в гуманистическую психологию была внедрена экзистенциальная этика. Недопонимая ненаучный, т.е. в значительной степени умозрительный характер субстанциальной этики, психологи, очевидно, не желая этого, нагружают психологию умозрительными моментами.

Выход из рассматриваемой ситуации один: в своем этическом поиске исходить не из субстанциальной этики, а из самой психологии. Не следует опасаться, что при этом будет полностью утеряна этическая перспектива. Она актуализируется в процессе всемерного развития психологии. В психологическом отношении этичен тот, кто добивается максимума в развитии психологии. А этого можно достичь лишь при научном энтузиазме, направленном на преодоление самых острых проблем. От них не уклоняются, а, наоборот, ищут, чтобы преодолеть. С достигнутых научных вершин оценивается уместность использования концептов субстанциальной этики.

Таким образом, вектор этического развития психолога выглядит следующим образом: психология метапсихология → метанаучная психологическая этика субстанциальная этика. Исходным звеном является сама психология, которая достигает нравственных высот лишь посредством метанаучного исследования, а не субстанциальная этика.

Поясним сказанное следующим примером. Допустим, что известный ученый решает вопрос о своем отношении к аспиранту. В каком случае эти отношения являются этически состоятельными? В том, если они в максимальной степени способствуют развитию психологической науки. Это этический критерий, выше которого нет никакого другого психологического этического принципа.

На первый взгляд кажется, что сделанное нами утверждение легко оспорить следующим образом: исходным принципом является развитие личности, а не науки. Но дело в том, что само развитие личности должно оцениваться научно, т.е. не безотносительно к наукам.

Другое возражение может быть таким: надо учитывать достижения не только психологии, но и других наук. Это верно. Вот почему психологическая этика непременно должна дополняться другими формами метанаучной этики, например, экологической и политической этикой.

И, наконец, возникает вопрос о проблемности метанаучной этики. Она действительно не может быть лишенной проблем. Это обстоятельство не умаляет ее достоинств, а, наоборот, подчеркивает их. В отсутствие жгучих проблем этика как неуклонное стремление к максимально возможному совершенству была бы не нужна.

Итак, все те трудности, которые перечислялись в первой части параграфа, преодолимы. Но в таком случае следует смелопредпочесть не субстанциальную, а метанаучную психологическую этику.

Безусловно, правы те авторы, которые подчеркивают, что психологам следует активизировать свои усилия по улучшению нравственного климата в обществе1. Впрочем, то же самое можно сказать относительно представителей любой отрасли науки, каждая из которых имеет свою нишу в метанаучной этике. Понятно поэтому, что этическая значимость психологии должна оцениваться адекватно. Ее не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать.

Выводы

  • 1. Субстанциальная этика не ориентируется на достижения наук, в частности, психологии. Поэтому неправомерно некритически переносить ее в психологию.
  • 2. Метанаучная психологическая этика выступает как стремление к максимальному совершенству психологии как науки.
  • Doris J., Stich St. Moral Psychology: Empirical Approaches // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2012 // plato.stanford.edu/archives/win2012/entries/moral-psych-emp. Режим доступа – свободный.
  • Российское психологическое общество. Этический кодекс психолога // psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php. Режим доступа – свободный.

В учебнике рассматриваются психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека в организации, феномены общения и взаимодействия в организациях. Раскрываются особенности управления группами, внедрения нововведений в организациях, системы внутрифирменного обучения и многие другие аспекты жизнедеятельности организации и человека в ней. В книге представлено систематическое изложение основ организационной психологии, которое построено вокруг ее центральной категории понятия организации и позиции человека в ней. После каждой главы есть вопросы и задания для самопроверки, а также темы рефератов.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. М.А. Еремина

    Барнаул, АлтГПА

    ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА: СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

    В современном обществе сформировалось несколько точек зрения на проблематику взаимосвязи этики и психологии. Психология и этика были неразделимы на протяжении длительного периода развития психологии в недрах философских систем вплоть до ее выделения в самостоятельную науку в конце XIX века. Автор первой целостной системы психологических знаний – Аристотель, в контексте решения этической проблемы ответственности человека за свои поступки трактовал психологическую природу воли как "действия по разумному стремлению" . В статье «Проблема культурного развития ребенка» Л.С. Выготский указывает, «культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития».

    Иными словами всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов.

    Этика как раздел философской концепции мира требовала онтологических, гносеологических, и психологических обоснований. В связи с этим психологические представления о мотивах поведения, его волевой регуляции, страстях и аффектах разрабатывались именно в рамках этических учений. Тем самым этика служила не столько обоснованием психологических концепций, сколько определялась их содержанием, выражающим необходимый "срез" с бытия человека в мире. Психология же, с этой точки зрения, выступала одним из источников, или "инструментом" решения этических проблем.

    Дискуссия точек зрения на положение наук психологии и этики, их соотношение, научных исследований в этих областях весьма насыщена, например, В. М. Розин, сравнивая психологию (психотерапию) и религию, отмечает, что главное отличие в том, что, если священник «принимает человека, но не его грех», то психолог «принимает человека, каков он есть», а «сила психологии и психотерапии - в полной безоценочности, в отсутствии любых абсолютов, кроме абсолютной ценности любого переживания». Н. Л. Мусхелишливи, Ю. А. Шрейдер , приверженцы мнения отсутствия связи этих наук, обосновывают свой взгляд, когда в поле зрения психологии попадают этические проблемы, то они редуцируются к психологическим ситуациям и этим как бы снимаются. Эта редукция особенно четко прослеживается в психоанализе, но она потенциально присутствует в любых попытках объяснения морали путем перевода этического на язык психологии. В этом смысле психология внеэтична, а этика - антипсихологична. В. Франкл отмечал, что «принимая человека таким, каков он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать». Иными словами, без ориентации на нравственные идеалы опять не получается. Г. Мюнстенберг в работе «Психология и учитель» считает, «ни педагогика, ни психология сами не могут обнаружить своих целей и должны поэтому искать их в философии, прежде всего, в этике. Психология и педагогика лишь предлагают свои специфические средства для достижения нравственных целей»

    И психология и этика решает проблемы внутреннего мира следовательно человек должен стать морально-ответственной личностью - не только выступать в роли субъекта морали, но и стать таким субъектом. Этика выдвигает требования человеку, не обучая.

    Способность совершать моральный выбор, поступать морально в ситуации морального выбора предполагает наличие у субъекта свободной воли. Психология чаще всего исследует детерминацию человеческих решений. Психология не обязана объяснять феномен морального поведения, но она может исследовать со своей точки зрения этот феномен, выделяя в нем психологические компоненты. Этика дает свои рекомендации, не считаясь с психологией, но для психологии вполне уместно исследовать субъекта перед лицом этих рекомендаций. Психология не этична именно потому, что она обязана исходить из того, что субъекту свойственно нарушать этические рекомендации или, по меньшей мере, желать, этого. Поскольку данная тема еще явно недостаточно проработана, то само обращение к этим проблемам уже является первым шагом к их осмыслению и разрешению.

    В ситуации перестройки всех сфер современной жизни неуклонно возрастают требования к членам общества, их моральному облику. Сензитивным периодом для формирования нравственной ответственности личности выступает подростковый возраст, так как здесь закладываются основы для мировоззренческих и нравственных позиций. Но при этом, для подростка характерна нравственная неустойчивость, что в совокупности с неоднозначными требованиями общества к нравственному поведению проявляется в непоследовательности подростка, и его деятельность определяется собственными мгновенными желаниями, а не общепринятыми нормами.

    Формирование нравственной ответственности представляет собой целенаправленный и специально организованный процесс, направленный на развитие эмоционально-волевых качеств личности, определяющих отношение к общепринятым нормам и правилам поведения. Рассматривая психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в рамках структурно-функционального подхода, можно выделить следующие структурные компоненты нравственной ответственности личности - это когнитивно-смысловой (или ценностно-ориентационный, т.е. система усвоенных личностью знаний о сущности нравственно-ответственного поведения); мотивационно-потребностный (т.е. иерархия мотивов нравственно-ответственного поведения); эмоционально-деятельностный (собственно нравственное поведение и его рефлексия).

    На основе нравственных убеждений, овладением необходимыми средствами, сознательное регулирование поведения на основе лично значимых норм, принципов, правил является показателем психического развития, взросления подростков. По мере приобретения опыта регуляции поведения, систематичности формируется подлинная нравственность.

    Рассматривая версию об отсутствии связи психологии и этики, возникает вопрос о психологе, как о личности, так и о профессионале, должен ли психолог иметь глубокие нравственные знания?

    В России в последнее десятилетие принят ряд этических кодексов - Российского психологического общества (РПО), а также психологических сообществ в регионах страны. Согласно Этическому кодексу РПО, этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу, что неразделимо с его глубокими знаниями этики.

    Недостаточная разработанность данной темы позволяет обозначить собственную позицию. Самоопределяющаяся личность («духовное Я») рефлексируя и обращаясь к внутреннему миру, основанного на этических понятиях, осознавая их, по меньшей мере позволит человеку сохранить себя как личность в самых сложных жизненных ситуациях.

    Остается дискуссионным вопрос существует ли связь психологии и этики?

    Библиографический список

      Братусь, Б.С. Психология и этика / Б.С. Братусь. – М., 2008. – 55 с.

      Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестник Московского университете. – 1991. - № 4. – С. 5-18.

      Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 488 с.

      Мюнстенберг, Г. Психология и учитель / Г. Мюнстенберг. - М., 1997. - 320 с.

      Умрихин, В. В. Психология неотторжима от этики / В.В. Умрихин / Психология и этика: опыт построения дискуссии. - Самара: БАХРАХ, 1999. - С. 84-86


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник