02.07.2019

Проект по птицам. Экологический проект «Наши друзья - пернатые» в старшей группе «Колобок. II этап: Основной


НДОУ «Детский сад №141 ОАО «РЖД»

Воспитатель: Могутова Е.Л. 2012г.

Проект «Птицы – наши друзья»

Актуальность проекта: помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Вид проекта: исследовательно-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети, воспитатели, родители средней группы

Возраст детей - 5лет.

Сроки реализации: с10.2012 по10.2013г.- долгосрочный проект.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Цели: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;

Развивать интерес к жизни птиц;

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.

Задачи: уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методическая работа по проекту: формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.

Взаимодействие с родителями:

Участвовать в создании детской книжки-малышки.

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая»

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

Формы и методы работы:

Интегрированные занятия;

Игры-ситуации;

Выставки рисунков и поделок;

Экскурсии;

Просмотр мультфильмов;

Викторина;

Консультации.

Интерес детей и родителей;

Материальное обеспечение проекта;

Методические разработки;

Интеграция со специалистами детского сада.

Предметно-развивающая среда:

Дидактический материал:

С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы»

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.

Разрезные картинки.

Методическая литература .

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

План реализации проекта

Раздел программы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

Подвижные игры.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Воробушки и кот»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Социальное развитие

Тематическое занятие по теме: «Птицы Пермского края»

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Составление альбома «Птицы нашего края»

Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином.

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»

Словотворчество.совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина»

Участие в акции «Покормите птиц»

Изготовление «книжки-малышки «Птичьи истории»

Правила поведения в природе.

Здоровье и физическое развитие

Совместные походы к реке, на полянку.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

Труд: Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Подкормка птиц.

Изготовление скворечника (совместно с родителями)

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Познавательное развитие

Рассматривание альбомов :

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы-это «санитары» полей, лесов, степей.

Цикл занятий «Птицы-наши друзья»

Наблюдения за прилётом первых птиц-грачей, скворцов…

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Рассматривание энциклопедий.

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

И.Белоусов. «Весенняя гостья»

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина. «Где чей дом?»

Е.Благинина. «Стрижи»

Стих-ие к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна»

Чтение Л.Яхнин «Дятел»

Русск.нар сказки «Заяц-хвастун», Кукушка»

Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка»

Детская продуктивная (изобразительная) деятельность

Аппликация

«Снегири на ветках»

«Сказочная птица»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Конструирование

«Журавлик» из бумаги

Рисование

«Птичий двор»

«Отлёт птиц»

«Птица у моего окна»

Лепка.

«Птички-свистульки»

«Птички-игрушки»

Игровая ситуация «Клён и птицы»

Ручной труд

«Прилетели птицы»

«Гнёздышко

Наблюдение на улице

«Гнездо среди ветвей»

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

Какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка-птицы, насекомые, пауки.

Хорошо ли они заметны на дереве?

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы-все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт-на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

Итоговое мероприятие «Здравствуйте, птицы».

Презентация проекта «Птицы – наши друзья»

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научились:

Видеть проблемы;

Задавать вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определения понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперимент;

Делать выводы и умозаключения;

Доказывать и защищать свои идеи.

Сочинять сказки, истории о птицах

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Форма работы: проектная деятельность.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Цели проекта:

1. Закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2. Привлечь внимание детей и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать.

Задачи проекта:

1. Расширить представление детей о зимующих птицах нашего региона.

2. Обобщить знания полученные при наблюдении за повадками птиц.

3. Расширить представление детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

4. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.

5. Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.

6. Научить детей правильно их подкармливать.

7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемый результат: - воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающий, каким кормом подкармливать птиц. Всю зиму регулярно подкармливающий птиц. Умеющий наблюдать, анализировать и делать выводы.

Родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Название

Участники

Продуктивная деятельность.

реализации.

"Птицы на кормушке"

Групповой, долгосрочный.

Воспитатель, воспитанники группы, родители.

Рассматривание картинок с птицами.

Составление описательного рассказа о птицах.

Отгадывание загадок.

Художественная литература.

Выставка рисунков.

Изготовление кормушек.

Выставка кормушек (изготовленные совместно с родителями)..

Изготовление дидактических игр: "Зимующие птицы", "Покормим птиц", "Четвертый лишний", "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу", "Узнай птиц по описанию". Под. игры: "Зимующие и перелетные птицы", "Найди птицу", "Птицы и автомобиль", "Птички и кошка".

Просмотр презентаций:

"Зимующие птицы", "Кормушки".

Консультации для родителей.

Фотовыставка "Птичья столовая".

октябрь - май

Что мы знаем.

Что мы хотим узнать.

Как мы будем познавать.

Зимующих птиц.

Их необходимо подкармливать в холодное время года.

Как сделать кормушку для птиц своими руками и из какого материала?

Чем можно и чем нельзя подкармливать птиц?

Как часто подкармливать птиц?

Почему важно кормить птиц?

Какую пользу приносят птицы людям?

Спросим у взрослых (родителей, воспитателей).

Посмотрим в интернете.

Рассмотрим познавательную литературу.

Пути реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

    1. Подготовительный этап:

Создание необходимых условий для реализации проекта:

Обсуждение цели и задач с детьми и родителями.

Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

Подбор познавательной, художественной литературы.

Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.

Проведение бесед по проекту.

Оформление консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".

Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Какие бывают кормушки".

Изготовление дидактических игр.

Оформление стенгазеты "Птицы зимой".

Выставка рисунков " Птичье кафе".

Совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.

2. Основной (практический) этап.

Оформление альбома про зимующих птиц.

Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

Изучение корма для подкормки птиц.

Выставка кормушек.

Выбор места для кормушек.

Организация праздника "Синичкин день".

Наблюдение за зимующими птицами.

В течение всего проекта ежедневное кормление птиц.

Использование разных кормов.

Оформление агитационных плакатов "Покормите птиц зимой".

Оформление памяток - "Чем кормить птиц?".

Наблюдение за поведением птиц на кормушках.

3. Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта:

Сколько птичек мы спасли за зимний период времени?

Чем лучше кормить птиц?

Как часто необходимо кормить птиц?

Организация праздника "Вороний день" (награждение активных участников проекта).

Организация фотовыставки «Птичья столовая»

Презентация проекта (освещение опыта работы).

Экологический проект «Птицы на кормушке».

На первом этапе, в ходе которого мы с детьми во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при низкой температуре погоды, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат.

Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с детьми изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор детей. Так же, отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц.

В беседах с детьми систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред.

Для закрепления знаний и поддержки интереса у воспитанников, мы совместно с родителями оформили дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу". Играя в игры, мы систематизировали знания детей о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.

Так же для родителей были оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".

Изучив познавательную литературу и просмотрев презентации про зимующих птиц нашего края и про то, какие можно сделать кормушки, дети вместе с родителями зарисовали и оформили выставку рисунков "Птичье кафе", стенгазету "Птицы зимой" в газете разместили фотографии птиц, информацию о том, как трудно пережить птицам холодное время года и какую пользу приносят птицы людям.

На втором этапе (основном) совместно с родителями оформили альбом, который состоит из двух разделов: 1 раздел - «Все о птицах», 2 раздел - «Кормушки и корм для птиц». В первом разделе был собран большой накопительный материал о зимующих птицах, о значении птиц в жизни человека. Подобрано художественное слово (стихи, загадки, приметы про птиц). Ребята совместно с родителями по схеме составляли описательные рассказы о зимующих птицах. В следующем разделе мы собирали материал о видах кормушек и способах их изготовления из разного материала. И о том, какой корм предпочитают наши птицы.

Родители совместно с детьми дома сделали кормушки из разного материала: деревянные, бумажные (коробки из под сока), пластиковые (из бутылок).

После этого была организована выставка кормушек, где ребята с родителями демонстрировали свои кормушки, рассказывали, как и из какого материала, они их сделали. Мы обсуждали, какие кормушки нам прослужат дольше, как мы их будем крепить, чтобы не повредить деревья. Кормушки готовы, но прежде чем их развесить необходимо, выбрать место, где лучше разместить кормушки. Во время прогулок наблюдали за прилетающими птицами, выбирали место, куда лучше повесить кормушки и решили несколько кормушек закрепить на деревьях нашего участка, остальные кормушки расположить около центрального входа детского сада.

12 ноября «Синичкин день» - это день вывешивания кормушек. Этот день считается в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. На празднике дети вместе с родителями отгадывали загадки о птицах, пели песни, читали стихотворения о синице и осени, играли в тематические игры и делали «птичью» зарядку. Финальным аккордом торжества стала установка кормушек на территории детского сада. Перед тем, как повесить кормушки, заботливо насыпали в нее корм. Теперь каждое утро по дороге в детский сад ребят встречает веселый птичий гомон. Кажется, что на территорию детского сада слетелись птахи со всего микрорайона. Однако наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Но мои ребята нашли выход: они наблюдают за пернатыми из окна группы и видят, как птицы радуются человеческой помощи. А рады тому, что их труд и труд родителей не прошел даром, теперь птицам будет легче пережить трудную для них пору.

Мои воспитанники и родители заботятся о пернатых наших меньших, но возник вопрос: "А другие заботятся о птиц в зимний период времени?". Мы вместе с родителями и воспитанниками обсудили и решили выйти за пределы детского сада и привлечь жителей нашего города к подкормке птиц. Но прежде чем выйти, мы оформили агитационные плакаты "Покормите птиц зимой!" и памятки "Чем кормить птиц?" Агитационные плакаты развешивали в общественных местах, раздавали памятки, а так как в группу ходят дети не только с микрорайона, в котором находится детский сад, то родители и воспитанники с других микрорайонов решили развесить плакаты и раздать памятки у себя в микрорайонах. Что позволило охватить наибольшее количество жителей нашего города.

На третьем этапе - выявились активные участники, воспитанники с родителями не забывают про птиц, из дома приносят различный корм и кормят их с удовольствием. Так же дети развесили свои кормушки и возле дома, подкармливают птиц каждый день, наблюдают за их поведением и рассказывают остальным детям, какие птички прилетают на их домашние кормушки. Таких детей мы поощряем звездочками на экране успешности.

В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. После изучения с воспитанниками теоретического материала, а также в ходе наблюдений, сделали вывод: птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Выяснили, что голуби и воробьи предпочитают крошки белого хлеба и батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего, сухофрукты наши птицы не едят.

Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке. Кормушки посетили 4 вида птиц. Это воробьи, синицы, голуби, сороки.

Дети вместе с родителями изготовили своими руками разнообразные кормушки, используя различный материал, научились наблюдать за птицами и анализировать увиденное.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем продолжать подкармливать птиц.

Наши перспективы:

Оформление фотовыставки "Птичья столовая" (результаты работы - апрель).

Организация совместного с родителями праздника "Вороний день" (подведение итогов проекта, награждение активных участников)

Презентация проекта на педагогическом совете (освещение опыта работы) Учреждения.

Образовательный проект «Птицы нашего края»

Проект выполнен воспитателем Могутовой Е.Л.

Краткая аннотация проекта .

В этой работе с ребятами рассмотрели разные виды птиц, которые встречаются в нашем крае. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, понимаем, что они делают очень много полезного. В своей работе мы рассмотрели особенности поведения некоторых птиц. Эти птицы живут рядом с нами, приносят большую пользу, радость людям. На птиц невозможно взглянуть мельком и тотчас же отвести равнодушный взгляд. Встреча с ними – всегда событие. Это поистине восхитительное зрелище, когда среди ветвей деревьев мы видим таких разных птиц. Как не спешишь по своим делам, непременно постоишь под деревом и полюбуешься. И надо не забывать, что птицам нужна наша помощь.

Актуальность.

Воспитывать интерес у детей к нашим пернатым друзьям - птицам. Желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать знания детям о зимующих и перелетных птицах, о том, чем кормить птиц зимой. Создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель проекта:

Закрепление представления дошкольников о птицах родного края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к птицам.

Задачи:

1. Расширить знания детей о птицах нашего края.

2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

3. Познакомить детей с образом жизни и повадками птиц.

Гипотеза:

если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:

Станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и друг к другу;

И тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Вид проекта:

Познавательно-исследовательский, долгосрочный.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители, специалисты.

Этапы проведения и реализации проекта

    Информационно-накопительный

    Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей для реализации проекта, диагностика детей, анкетирование родителей по проблеме. Презентация проекта на родительском собрании. Оформление индивидуальных детско-родительских проектов: «Воробей», «Дятел», «Глухарь», «Синица», «Ворона», «Чайка», «Гусь», «Кукушка», «Дрозд», «Сова» в электронном и печатном виде.

2. Организационно-практический

Формы организации детской деятельности:

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о жизни птиц.

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

Исследовательская деятельность: «Почему птицы могут летать? », «У кого какие клювы», «Как с гуся вода».

Беседы: «Птицы наши друзья», «Что ты знаешь о птицах», «Чем питаются птицы зимой».

Экскурсия в национальный музей на выставку «Птицы родного края», целевые прогулки «Наблюдение за птицами и кормление их на участке».

Подвижные игры: «Совушка», «Птички и птенчики», «Перелет птиц», «Воробушки и автомобиль», «Птичка и кошка».

Дидактические игры: «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Расскажи о птице», «Игра в слова», «Загадки - отгадки», «Один - много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Кто как голос подаёт», «Угадай птицу по описанию».

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Заучивание стихов, песен.

Интеграция со специалистами детского сада: музыкальным работником (заучивание песен о птицах, физкультурным работником (подвижные игры)

Организация выставки рисунков и подделок «птицы родного края» (совместно с родителями) .

Оформление выставок творческих работ

Тематические выставки «Читаем о птицах», «Крылатые доктора»

Мероприятия: окружающий мир «О тех, кто умеет летать», лепка «прилетайте гости птицы на кормушки», пластилинография «как розовые яблоки, на ветке снегири», раскрашивание птиц разных видов.

3. Завершающий

Итоговая игра «Путеводитель» в национальном музее. Посещение музея совместно с родителями в день посвященный птицам. В музее каждой семье был предложен маршрутный лист, который определял порядок посещения станций. В результате их прохождения участники узнали много нового, повторили и закрепили свои знания о жизни птиц.

4. Контрольно - рефлексивный

Подведение итогов. Итоговая диагностика, обработка результатов по реализации проекта. Интервьюирование участников проекта. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали и для чего? »

ВЫВОД: На начало проекта было исследовано 20 человек, что составило 83.3% от 100%. Из них высокий уровень показало 10 % (2 человека, средний уровень 50 % (10 человек, и низкий уровень 40% (8 человек). При окончании проекта результаты изменились: высокий уровень показали 80 % (16 человек, средний уровень 20% (4 человека) .

Необходимые условия реализации проекта:

1. Интерес детей и родителей

2. Методическая разработка

3. Интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

Получение знаний детей о жизни птиц, создание необходимых условий в ДОУ и группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период. Развитие у детей любознательности, творческих способностей познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие родителей в реализации проекта.

Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта

1. Подбор литературы

2. Подбор художественных произведений

3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)

4. Подготовка разного вида бросового материала

5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности

6. Дидактические игры

7. Выставки книг, рисунков, поделок.

Перспектива

Во время проведения проекта участники заинтересовались птицами, проживающими на разных континентах. Не малую роль сыграла работа в Монтессори – лаборатории, где дети работают с картой мира, на которую нанесены птицы того или иного континента. В результате проведения рефлексии, мы пришли к выводу, что следующим нашим проектом будет изучение экзотических птиц, их повадки, среда обитания, особенности строения и питания.

Список литературы От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. 6 Сфера, 2012

Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. –М. :Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»)

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений /Г. С. Швайко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.










3 Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. 4 Научить детей правильно их подкармливать 5 Помочь понять, что птицы нуждаются в помощи человека. 6 Учить объяснять наблюдаемое, что между птицами существуют определенные взаимоотношения. 7 Воспитывать вдумчивое, осознанное, эмоциональное отношение к окружающему миру.






Ожидаемые результаты Наблюдая за птицами и помогая им, у детей сформируется эмоциональное отношение к миру природы, они научатся радоваться, огорчатся, удивляться, природным объектам. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относится к себе как к части природы. Они научатся практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. У детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (создавать изопродукцию, в речевой деятельности, игре) научатся контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, что бы не причинить ей вреда.




Актуальность проекта. Бережное отношение к природе, осознание Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения направленные на охрану природы. важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения направленные на охрану природы.




ІІ Реализация проекта - Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка конспектов и сценария мероприятия. - Практическая часть: 1 Занятия по экологическому воспитанию познавательного цикла 2 Развешивание кормушек на участке детского сада и парке. 3 Создание фотоальбома «Мы и наши друзья» 4 Изготовление паспорта для птиц. 5 Совместные мероприятия с ЦДТ 6 Связь с другими видами деятельности: а) игровая б)продуктивная в)коммуникативная (беседы, чтение худ. литер.)






Механизм выполнения 1 Создание условий для выполнения проекта 2 Составление плана мероприятий 3 Наблюдение на прогулках 4 Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, аппликация, математика. 5 Психогимнастика: изображение птиц с разным настроением 6 Чтение художественной литературы: Е.Чарушина, В.Бианки и др. авторов.
План мероприятий Мероприятия Сроки проведения 1 Изготовление и развешивание кормушек (дети – родители – воспитатели) Ноябрь 2 Беседа «Синичка – невеличка» Декабрь 3 Развивающее занятие «Где обедал воробей» Декабрь 4 Беседа «Меню для птиц» Декабрь 5 Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушке Ноябрь – Март 6 Экскурсия в зимний парк январь


7 Мероприятия совместно с ЦДТ Январь 8 Изготовление рекламы (дети – родители) Январь 9 Наблюдение за птичьими следами (научиться определять какая птица оставила следы) Январь 10 Конкурс на лучший рисунок «Птичье кафе» (дети – родители) Февраль 11 Изготовление паспорта для птиц (по итогам наблюдения) Март 12 Чтение художественной литературы по теме проекта Ноябрь – Март 13 Подкормка птиц на участке д/сада (совместно с родителями) Ноябрь – Март 14 Оформление фотоальбома (совместно с родителями) Март 15 Выпуск стенгазеты о жизни птиц и нашей работе Ноябрь - Март

Птицы – наши друзья

руководитель проекта:

Макарова Татьяна Борисовна

выполнили ученики 1 класса


Актуальность:

«Птицы и люди живут рядом друг с другом, но часто не обращают внимания друг на друга, иногда ссорятся, иногда радуются друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?» Нужны ли птицы человеку?

Жизнь каждого вида птиц различна и своеобразна. Нет двух видов с одинаковым образом жизни. Изучение и понимание жизни птиц,наблюдение за пернатыми во время прогулок являются одной из важных ступенек к такому пониманию.


  • Если мы будем больше знать об особенностях жизни птиц, то у нас будет больше шансов им помочь и сохранить редких и исчезающих птиц

Цель и задачи:

Цель: изучить особенности жизни некоторых видов птиц нашего края.

  • Расширить и пополнить знания о птицах
  • узнать какие бывают птицы, составить классификацию птиц
  • Научиться различать диких и домашних птиц
  • научиться узнавать изученных птиц
  • сделать кормушку для птиц

  • Сходить на экскурсию и понаблюдать за птицами
  • Прочитать книги о жизни птиц
  • Сделать птичек и кормушку

  • Подготовительный (беседа, сбор информации, подготовка материалов)
  • Этап реализации (проведение экскурсии, чтение литературы, изготовление кормушки)
  • Обобщающий (подведение итогов, результаты проекта, вывод)




Дикие птицы

Птиц, которые прилетают к нам весной, а осенью улетают зимовать, а осенью улетают зимовать в тёплые края называют – перелётными.

Это скворцы, грачи, ласточки.


Грач являлся постоянным спутником пахаря.

Как только плуг начинал взрыхлять почву после долгой зимней спячки, грач тут же приступал к своей работе. Он ловко выхватывал из земли личинок, жучков, паучков, червяков и прочих козявочек и букашек.


  • Многие виды скворцов - неплохие певцы, обладающие громким, немного скрипучим голосом; некоторые из них - превосходные пересмешники.

  • Белая трясогузка тоже очень распространённая птица.

Дикие птицы

Птиц, которые остаются у нас зимовать и не улетают называют зимующими


  • Эта птица известна всем. Воробья мы можем встретить круглый год в любом месте и не только у нас.

  • Все дятлы - лесные жители, и в искусстве обращения с деревом им нет равных. Эти птицы превосходно лазают по вертикальным стволам деревьев, часто долбят их. Все дятлы, строители.


Результаты проекта

  • Мы распределили птиц по группам:

Домашние и дикие

Перелётные и зимующие (осёдлые)

  • Мы узнали, что изучением птиц занимается наука – орнитология (орнитологи)
  • Мы узнали какую пользу приносят птицы людям



Люди и птицы друзья, они живут в тесной взаимосвязи и не могут друг без друга, поэтому люди должны помогать зимой птицам выжить, чтобы сохранить птиц, а птицы помогут людям сохранить зелёные леса и избавится от вредных насекомых.


Проект «Птицы — наши друзья!»

Цель: Формирование первичных представлений об окружающем мире. Познакомить детей с тем, как живут птицы зимой. Вызвать к ним добрые чувства.

Задачи:

    Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах

    Способствовать формированию навыков разумного поведения

    Учить узнавать птиц, называть части их тела

    Воспитывать социально – активную личность, способную понимать и любить окружающий мир

    Расширять словарный запас на тему «Птицы»

    Развивать желание узнать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра, о том, как вести себя.

    Развивать желание разговаривать о прочитанном.

    Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов

Вид проекта: познавательный

Срок проекта: краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети младшей группы, родители.

Краткое содержание проекта:

    Беседы:

    «Воробушек – пташка, серая рубашка » — заучивание считалки; познакомить детей с тем, как живут птицы зимой; вызвать к ним добрые чувства; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах

    «Зимующие птицы » — знать названия птиц, их отличительные особенности, появление на свет, образ жизни, чем питаются, дать представления о количестве ног у птиц и их назначении.

    «Какие птицы прилетают на участок?» учить детей различать птиц по 2-3 характерным признакам, находить следы птиц на снегу и по размеру следа узнать большая это была птица или маленькая; развивать у детей интерес и наблюдательность

    Рассматривание картин:

    «Дети кормят птиц» идет рассматривание картины и беседа о жизни птиц зимой (птичкам холодно, голодно, корма нет, им нужна помощь). Воспитатель говорит детям, что люди должны подкармливать их, заботиться о них.

    «У кормушки» дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Из чего сделана (дерево, пластмасса). Есть дно (куда кладут корм). Крыша (она укрывает корм от снега и дождя). Есть веревочки (за которые ее подвешивают на дерево). Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

    Чтение художественной литературы:

    «Как появляется птица» И.Гурина – рассматривание иллюстраций в книге. Беседа по содержанию. Демонстрация гнезда птички.

    «Чем дятел кормится» — Н.Сладков

    «Птичья елка» — З.Александрова

    Подвижные игры:

    «Птички в гнездышках» дети – птицы размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд (перешагивая через препятствие) и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной стороне, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки. Ударяя кончиками пальцев по земле (клюют корм). После этого они еще немного бегают, а потом воспитатель говорит «Птички в гнезда». Дети бегут и снова перешагивают через препятствие, занимают свои гнезда.

    «Наседка и цыплята» дети изображают цыплят, а воспитатель наседку. На одной стороне комнаты огорожено место (это дом). В доме помещается наседка с цыплятами. Наседка отправляется на поиск корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята побежали по площадке. Воспитатель говорит: «Большая птица!» Все цыплята бегут домой.

    «Скворечники» — на площадке чертятся кружки, на одно меньше числа игроков. Это – скворечники. Все дети – скворцы. Они свободно бегают – летают по площадке. На сигнал «По домам» — все бегут к скворечникам. Кто – то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз. Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружочек. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник.

    «Ворона и собачка » — научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться не мешая друг другу. Выбирается «собачка», а остальные все дети вороны.

Возле елочки зеленой (прыгают, изображая ворону)

Скачут, каркают вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

Тут собачка прибежала (убегают от «собачки»)

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»

    «Воробушки и автомобиль » — воспитатель говорит детям, что он будет автомобилем, а дети птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке.

Прилетели птички, птички – невелички,

Весело скакали, зернышки клевали.

Дети летают, прыгают, садятся на корточки, стучат пальцами об пол. На сигнал воспитателя «Автомобиль по улице бежит, спешит, гудит «тра – та – та», посторонись.

    Пальчиковая гимнастика:

«Птенчики в гнезде» (все пальцы правой руки обхватить левой ладонью – получается «гнездо»; шевеленье пальцами правой руки создается впечатление живых птенцов в гнезде)

Улетела птица — мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки – птицы

Мамины гостинцы.

«Птички» (пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз)

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

«Сел на ветку снегирёк»

Сел на ветку снегирёк (кисти рук положить на плечи)

Брызнул дождик, (сжимание и разжимание кистей рук)

Он промок (руки на груди, сжать в кулачки, съежиться)

Ветерок, подуй слегка, (руки подняты вверх, движение руками

влево — вправо)

Обсуши нам снегирька. (имитация взмахов руками, как крыльями)

    Чтение и заучивание стихотворений: (побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов и эмоциональному рассказыванию стихов )

Голодно, холодно, галки, воробьи?

Голодно, голуби, гуленьки мои?

Прилетайте в гости, полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте, не пугайтесь, клюйте!

Гуль – гуль – гуль!

Е.Благинина

«Синица»

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

«Маленькая птичка»

Маленькая птичка прилетела к нам.

Маленькой птичке зернышек я дам.

Маленькая птичка зернышки клюет.

Маленькая птичка песенки поет.

Н.Найденова

    На прогулке: рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма; объяснить, как им голодно зимой; предложить детям покормить их и понаблюдать как клюют корм; учить различать птиц, прилетевших на участок; послушать как они переговариваются, перелетают с места на место и что им в этом помогает. Кормушки подвешены так, чтобы было удобно наблюдать за птицами. Это важно для осознания детьми пользы своих трудовых усилий, гуманного отношения к пернатым.

    Физкультминутки:

«Две птички»- воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летали, садились.

Летали две птички

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

«Воробьишка»

Шустро скачет воробьишка, (прыгают по кругу на обеих ногах)

Птичка – серая малышка.

По двору шныряет, (делают по 2 поворота головы влево —

Крошки собирает. вправо в каждую сторону)

«Птички» — Красный – дети сидят

Зеленый – летают

Желтый – прыгают на месте

    Бодрящая гимнастика:

Воспитатель негромко стучит по окну. Дети, посмотрите, к нам в гости прилетели веселые воробьи. Поскорее просыпайтесь, веселее поднимайтесь (дети видят на окне заранее вырезанных и повешенных птиц). Давайте поиграем. Мы с вами сегодня воробьи, маленькие добрые птички.

    Ходьба обычная друг за другом

    Ходьба на носочках

    Медленный бег

    Построение в круг

    Дыхательное упражнение «Ах! И.п. – стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а-ах-х-х».

    «Воробушки машут крыльями». И.п. – ноги слегка расставлены, руки — за спиной. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину.

    «Спрятались воробушки» И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, спустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в и.п.

    «Воробушки дышат». И.п. – ноги расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «ч-и-и-и-р-и-и-к», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

    «Воробушки греются на солнышке» И. п. – лежа на спине, руки – вверх. Поворот на живот. Вернуться в и.п.

    «Воробушки радуются». И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Восемь – десять подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте.

    Ходьба врассыпную в медленном темпе. Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох – на 1,2 счета; выдох – на 1,2,3,4 счета.

    Ходьба по ребристым дорожкам

    Одевание

    Настольно – печатные и дидактические игры:

    «Что забыл художник нарисовать? » – детям предлагается рассмотреть картинки с птицами с недостающими частями тела (без клюва, нет хвоста, крыла и т.д.)

    «Сложи картинки» — разрезные картинки на 3-4 части

    «Чем похожи» — игра на сходство и отличие (домашние + дикие; домашние)

    Художественное творчество:

    в аппликации : формировать умения детей из готовых форм создавать изображения предметов, передавая их форму и строение

    в рисовании: раскрашивать готовые картинки, используя разные цвета средство выразительности, стараться не выходить за контур; учить рисовать птиц по показу воспитателя, подмечая особенности окраски каждой птички и размер частей тела.

    в лепке : создать у детей радостное настроение, вызвать желание вылепить маленьких птичек, самостоятельно использовать полученные ранее умения.

    Загадки:

    В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей (кормушка)

    На суку сижу. «Кар! Кар!» — кричу (ворона )

    Чик – чирик! С ветки прыг.

Клюй, не робей! Кто это… (воробей)

    И другие

Актуальность

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно - воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы - нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Участники : воспитатели, родители и дети средней группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (с 27.03 по 31.03. 2017 г.).

Вид проекта : познавательно - исследовательский.

Цель : расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи:
- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
- познакомить с зимующими и перелётными птицами.
- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методы работы : беседы, подборка литературы, интернет, презентация.
Форма работы : игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Планируемый результат :
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта «Птицы - нашего края».
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.

Птицы, какие они?

Что ты знаешь о птицах?

Как узнать птицу?

Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

Определили цель и задачи проекта,

Разработали план-график работы,

Изучили познавательную, художественную и методическую литературу,

Сделали подборку игр для детей среднего дошкольного возраста.

  1. Основной этап.

С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в весеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада.

Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги.

Проводили непосредственно образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Дети научились рисовать, лепить. Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птиц, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры». Дети совместно с родителями оформили альбомы с фотографиями и рисунками о птицах. С детьми мы повесили кормушки на территории детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях.
Сделали выводы:

Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

В ветреные дни птицы не прилетают.

Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

Схема осуществления проекта «Птицы - нашего края»

Беседы с детьми: Птицы, какие они?Зимующие и перелетные птицы. Учитесь жалеть и беречь. Разрешение проблемных ситуаций: Что бы вы сделали, если бы увидели. «Кто весной к нам прилетел?»

НОД: Познание (ФЦКМ) «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»

Коммуникация: «Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц»

Центр литературы: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона», Стихи: Александрова А. «Скворцы», А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости». Просмотр презентаций: "Зимующие птицы".

Центр искусства: Аппликация, лепка, рисование: «Домик для скворца»», «Птицы прилетели», «Птенчики в гнезде». «Учимся лепить птиц».

Центр экспериментирования: Что дальше улетит? В воде купался - сух остался.

Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».

Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота».

Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?, Домашнее задание: «Зимующие птицы», подборка книг, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок «Птицы!».

  1. Заключительный этап.

Презентация «Птицы нашего края», Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц».

В реализации проектной деятельности:

  1. знания детей о птицах расширились;
    2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
    3. На протяжении реализации проекта «Птицы - наши друзья» у детей развивалась связная речь.
    4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
    5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
    6. Повысился познавательный интерес у детей.

Список литературы

  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
  1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. - М. 6 Сфера, 2012
  2. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. -М. :Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»)
  3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений /Г. С. Швайко. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
  5. Электронный ресурс: http://dou138.ru/article.asp?id_text=172http://festival.1september.ru/articles/419784/ http://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103

Приложение.

Стихи о птицах

Воробушек

Комочек серых перышек.

Веселый наш воробушек

В саду хлопочет, кружится,

Вот выкупался в лужице

И к детям под окошко

Летит за хлебной крошкой.

Снегири

На снегу сидит блистая,

Красногрудых птичек стая.

Полюбуйтесь поскорей,

На красавцев снегирей!

Снегирь

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замерз он на снегу.

Синица

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица.

Стихи о перелетных птицах

« Журавли» .
Высоко летят над облаками
И курлычут журавли над нами.
Вдаль скользя по ветру легкой тенью,
Тают птицы в синеве осенней.

В путь не ближний провожать их выйдем, -
Им простор земли далёко виден:
Ленты рек, озер разливы…
«До свиданья, птицы, путь счастливый! »

Клином в небо поднялись высоко, -
Вольным воля на пути широком, -
И летят не только днем, а ночью,
Видел кто-то не во сне - воочию.

В звездном свете от земли не близко,
Появились вдруг на лунном диске.
И мерцали, шевеля крылами,
Журавли над спящими полями.

Еще о журавлях .
Журавушки - журавли
Оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки - журавли!

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты, где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
(Русская народная потешка)

Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков

Перелетные - скворцы
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки.
(Е. Тараховская)
Ласточка
Ласточка - тивит - тивит!
К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее Весна сидит,
Ах, весна сидит.
(армянская песенка)

Загадки.

На шесте - дворец,
Во дворце - певец.

Рассказы для детей о птицах.

Скворцы.

(Отрывок)

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Песня скворца.

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец, как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Жаворонок.

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Картотека подвижных игр:

«Птички в гнёздышке»

Цель. Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений,

ориентировку в пространстве.

Нарисовать на земле несколько кругов - это гнёздышки.

По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны,

приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чише.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" -

«Лягушки и цапля» Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

Описание игры: очерчивается квадрат - «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 - 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут

«Совушк а» Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: на расстоянии 80 - 100 см проводятся две прямые - это «ров». На расстоянии одного - двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Физкультминутки:
Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

—Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

—Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
Птица

Вот летит большая птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Лебеди

Лебеди летят,

Крыльями машут.

(плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой.

(наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся

(приседания)

Пальчиковые игры:

«Птички»

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка - злой орлан.

(машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.

(машут обеими руками, как крыльями)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка, - За морем бывала,

Милая касаточка, Весну добывала.

Ты где была? Несу, несу

Ты с чем пришла? Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

«Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап - звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев).

Конспект НОД по аппликации на тему:

«Домик для Скворца»

Цель: Учить детей самостоятельно выбирать вариант аппликации, располагать скворечник, учитывая его форму, величину.
Задачи.
Образовательные: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоуголь-ная, круглая, полоска); уточнить знания цветов; продолжать знакомить с правилами наклеивания, выкладывать на бумаге готовые фигуры. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
Воспитательные: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помогать птицам в любое время года; воспитывать организованность, дисциплинированность, усидчивость, самостоятельность. Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.
Развивающие: развивать цветовое восприятие, воображение, внимание, мышление, память, речь.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Материал: альбомного листа, бумажные фигуры (прямоугольник (стенка), прямоугольник (полочка), круг (окошко), полоска (крыша), клей, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.
В группу влетает птица.
«Здравствуйте, дети! Я принесла вам письмо»

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Здравствуй, птичка-невеличка.
Спасибо за письмо» (предлагает детям прочитать письмо)

Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)

Воспитатель: Молодцы. Да, это время года весна. Назовите мне какие признаки весны вы знаете, отличающие её от зимы, лета и осени. (Ответы детей)

Да многие птицы возвращаются к нам весной: ласточки, утки, грачи и скворцы (слова сопровождаются показом картинок с изображением соответствующих птиц).
Послушайте, что вы услышали? (птички поют)

А как вы думаете, почему они так радуются? (весна пришла).

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…

Да есть птицы, которые зимовали у нас, а другие только прилетели. Птицы строят гнёзда и выращивают птенцов. А вот скворец не строит гнезда. Где же живет скворец? (Ответы детей)
(Самыми первыми из теплых краев прилетают скворцы, а домик называется скворечник).

Скворец не строит гнезда, он к скворечнику летит. А кто делает для скворцов домик? (Человек.)
ПТИЧКА: «Наступила весна. Птицы прилетели из теплых краев, а домиков у нас нет. Помогите нам».
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Дети поможем птичкам?»
ДЕТИ: «ДА»

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА «ПТИЧКИ»

Ну-ка, птички, полетели Дети медленно бегут друг за другом.
Полетели и присели, Медленно приседают.
Поклевали зернышки, Двигают носом сверху вниз.
Поиграли в полюшке, Кружатся на месте.
Водичку попили, Двигают носом сверху вниз.
Перышки помыли, Ставят руки на пояс, двигают локтями.
В стороны посмотрели, Смотрят по сторонам.
И на стулья тихо сели.

Рассматривание картины «Скворец» Воспитатель показывает и спрашивает, дети отвечают: Давайте ещё раз выделим основные части скворечника и то, какой они формы: сам домик — (Прямоугольной формы), крыша — (Треугольной), лаз с помощью которого скворец, как через дверь, проникает в свой домик - (круглой), а снизу у лаза — длинная, узкая дощечка — жердочка (Маленький прямоугольник).

Воспитатель: ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1.Из какой геометрической фигуры, какого цвета мы построим скворечник?
2.Из какой геометрической фигуры, какого цвета построим крышу?
3.Как они расположены?
4.На какую геометрическую фигуру похож вход в скворечник и какого он цвета?
5.Где мы наклеим жердочку?

ПОКАЗ расположения частей на фланелеграфе. Смотрите, ребята, какую геометрическую фигуру я взяла? Правильно, сначала я беру прямоугольник и кладу посередине дерева. Сейчас какую геометрическую фигуру я взяла? … (Треугольник) и кладу его на прямоугольник. Смотрите, крыша у меня наклеена прямо на скворечник, точно посередине, чтобы не упала. Потом наклеиваю (Круг), вход в скворечник. Какого цвета круг я положила? И последней наклеиваю жердочку, точно под входом, вот так. Куда я наклеиваю жердочку? Вот какой скворечник получился, прямо дворец!

А сейчас пройдите на свои места. Составьте у себя на листах скворечник без клея. Клеить ничего пока не надо. Получился у вас скворечник? Какую геометрическую фигуру мы положили первую? Какую сверху?

Рассмотреть образец. Вспомнить из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть, какого цвета. Предложить вначале выложить скворечник на столе. Спросить какую часть дети наклеют первой. Выполнение работ детьми. По ходу помочь затрудняющимся советом.

Воспитатель: Молодцы. Теперь настало время наклеить для скворцов домик. Покажите мне, пожалуйста, как вы будете держать кисточку? Клея будем набирать совсем чуть-чуть, чтобы аккуратно приклеивать части.

Приступайте к работе. (Дети наклеивают изображение под фоновую музыку)
Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), треугольника (крыша), круга (леток) и полоски (насест).
По ходу работы детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

После окончания аппликации.
Воспитатель: Замечательные скворечники у вас получились. А вы, ребята, как думаете, красивые вы домики наклеили? (Да.) А почему? (Потому что старались.) Ребята, посмотрите, а к нам прилетели скворцы. Сколько их? Я думаю, что скворцам очень понравились домики, и они с удовольствием поселятся в них и своим друзьям расскажут о ваших домиках, где они смогут все поселиться. Птички очень довольны и говорят вам спасибо

«Мы построили скворечник-
Дом веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле нашего крыльца»


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник